Гуревич введение в психодиагностику. Дифференциальная психология и психодиагностика

(род. 19.10.1906, Самара) - отечественный психолог.

Биография. Профессиональный путь начал с работы лаборантом сенсорной (психотехнической) лаборатории в Центральном институте труда ВЦСПС в Москве, в 1928 г. учился на педагогическом отделении института им. А.Бубнова. В 1932 г. окончил психотехническое отделение Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена, учился в аспирантуре Московского государственного института психологии. В 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме воли, выполненную под руководством А.Н.Леонтьева. Работал в лаборатории Б.М.Теплова над проблемами психофизиологических различий. С 1968 г. - заведующий лаборатории Института психологии. В 1971 г. защитил докторскую диссертацию. Профессор.

Исследования. Специалист по проблемам психофизиологических различий и психодиагностики. Предложил комплексный подход к профессиональной пригодности, в котором сочетается анализ социальных факторов развития профессионала, в частности профессиональных требований и престижности профессии, с одной стороны, и психофизиологических особенностей, с другой.

Сочинения. Профессиональная пригодность и основные сво йства нервной системы. 1970;

(Ред.) Психофизиологические вопросы становления профессионала. 1974;

Психодиагностика. 1981;

(Ред.) Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. 1975 (совм. с В.И.Лубовским);

(Ред.) Проблемы психологической диагностики. Таллин, 1977 (совм. с Ю.Л.Сыэрда)

ГУРЕВИЧ Константин Маркович

(p. 1906) - российский психолог, специалист в области дифференциальной психологии, психологии труда, психометрики. Д-р психологических наук (1971), профессор, поч. чл. РАО. Закончил психотехническое отделение педагогического фак-та Л ГП И им. А. И. Герцена (1931) и аспирантуру Московского государственного института психологии (1940). С 1949 г. Г. -сотрудник НИИ ОиПП АПН СССР, где с 1968 по 1983 г. руководил лабораторией психофизиологических основ профессиональной деятельности, а в 1983-1985 гг. лабораторией психологической диагностики. Начав работать в лаборатории дифференциальной психофизиологии под руководством Б. М. Теплова над проблемами индивидуальных психофизиологических различий человека, Г. обращается к исследованию профессиональной пригодности с позиций теории основных свойств нервной системы. В 1971 г. выходит его книга Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы, удостоенная Первой премии АПН СССР. В этом же году за эту работу ему была присуждена ученая степень д-ра психологических наук. Основные идеи в этой области получили дальнейшее развитие в трудах Г. и его учеников (Психофизиологические вопросы становления профессионала, 1974, 1976). В 1980-1990-х гг. основным направлением научных исследований Г. становится изучение проблем психологической диагностики (Что такое психологическая диагностика, 1985; Индивидуально-психологические особенности школьников, 1988; Умственное развитие школьников (совм. с Е.И. Горбачевой), 1992). Им проведен глубокий и всесторонний критический анализ основных теоретических и методологических концепций зарубежной психодиагностики, в частности тестирования интеллекта, по-новому поставлены многие вопросы тестологии (проблема статистической нормы как критерия сравнения результатов тестирования и др.). Г. теоретически обосновал новый подход к созданию методик, получивший название нормативного. Суть его в том, что при разработке психодиагностических методов осуществляется ориентация на социально-психологический норматив, представляющий собой систему требований, предъявляемую той или иной общностью каждому из ее членов. Эти требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, социальных норм, отличающихся на разных образовательно-возрастных ступенях развития, и включать самые разнообразные аспекты: умственное, нравственное, эстетическое развитие и др. Этот подход реализован при разработке Школьного теста умственного развития (ШТУР) , теста умственного развития Для старшеклассников и абитуриентов (АСТУР), серии коррекционно-развива-ющих программ и т.п. По инициативе Г. и под его редакцией (совместно с В.И. Лу-бовским) вышел перевод книги известного американского тестолога А. Анаста-зи Психологическое тестирование, М., 1982. Совместно с Е.М. Борисовой были подготовлены учебные пособия Психологическая диагностика, М., 1993; Психологическая диагностика детей и подростков, М., 1995. Е. М. Борисова

В книге собраны наиболее значимые для психологической науки и практики работы одного из ведущих отечественных специалистов в области дифференциальной психологии. Здесь представлены труды, посвященные проблемам профессиональной пригодности в зависимости от основных свойств нервной системы человека, изложено авторское видение проблем изучения личностного и умственного развития школьников посредством нового вида критериально ориентированных тестов, а также рассматриваются перспективы использования разработанных методик для организации обратной связи в учреждениях образования. Издание предназначено в первую очередь специалистам в области общей и дифференциальной психологии, тем, кто занимается проблемами индивидуальных различий и созданием психологического инструментария, психологам-практикам, решающим вопросы отбора персонала и психологической помощи в решении проблем эффективности человека как субъекта той или иной профессиональной деятельности. Материалы книги могут быть полезны практическим психологам, преподавателям и студентам, изучающим психологию.

Из серии: Мастера психологии

* * *

компанией ЛитРес .

От признания реального существования индивидуально-психологических различий между людьми до создания такой научной дисциплины, как дифференциальная психология, путь далекий и трудный. То, что такая научная дисциплина необходима, не вызывает сомнения. Наблюдения показывают, что чаще всего о психологии люди задумываются, столкнувшись с конкретной ситуацией, в которой психологическая «неодинаковость» людей может стать важным условием эффективности взаимодействия. В частности, когда в межличностном общении надо предусмотреть, как покажут себя общающиеся в тех или иных изменившихся обстоятельствах. Рано или поздно человек понимает, что для самопознания тоже нужно исходить из понимания своих психологических особенностей.

Важно отметить, что существенное и непререкаемое значение имеет эта дисциплина и для разработки проблем общей психологии. Вместе с тем приходится признать, что теоретические основы дифференциальной психологии выделены и представлены в психологической литературе недостаточно. В отечественной науке капитальный вклад в создание теоретических основ дифференциальной психологии в свое время внес Б. М. Теплов. В русле его идей продолжают исследования его сотрудники и ученики. Но работа эта еще далека от завершения.

Нельзя не обратить внимания на то, что изучение индивидуально-психологических особенностей людей на протяжении всей истории еще со времен Ф. Гальтона и Дж. Кеттелла было органически связано с решением практических задач. Но, разумеется, дифференциальная психология, как и любая отрасль научного знания, не может развиваться без глубоких теоретических обобщений. И материал для таких обобщений ей дают не только логизированные лабораторные эксперименты (они необходимы!), но и систематизированные жизненные наблюдения в школе, на предприятии и в постоянном общении людей между собой. По самой своей природе лабораторный эксперимент ограничен, он не может дать знаний о всем богатстве проявлений индивидуальности в сложных жизненных ситуациях – оно может быть раскрыто лишь путем наблюдений.

Представленные в этой книге материалы следует рассматривать, в первую очередь, с точки зрения обоснования предпосылок дифференциальной психологии. Их можно разделить на три части.

Первую часть составляют заново отредактированные и значительно сокращенные материалы книги «Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы», изданной в 1970 году. Она, как показывает ее название, посвящена анализу «вечной» проблемы правильного выбора своего будущего.

Вторую часть составляют работы, в которых излагаются вопросы изучения индивидуальных различий.

Третья часть посвящена теоретическим проблемам психодиагностики.

По поводу первой части нужно сказать следующее: нельзя недооценивать роли свойств нервной системы в становлении личности. Но нельзя не видеть того, что проявления этих свойств приобретают решающее значение в формировании поведения и деятельности лишь в некоторых ситуациях, возникающих в ряде профессий и в ряде жизненных обстоятельств. Такие профессии автор называет «профессиями первого типа». Проявления свойств нервной системы можно усмотреть и в обычных жизненных ситуациях, и в профессиях, в которых сложных ситуаций не возникает. Эти проявления в большей или меньшей степени регулируются самим субъектом. Такие профессии автор называет «профессиями второго типа». И. П. Павлов писал: «…для человеческой личности открыты чрезвычайные возможности не только изменять, направлять и совершенствовать свои привычки, но и в значительной степени регулировать прирожденную силу или слабость нервной системы» (Павлов И. П., 1954, с. 45). Следует сказать, что вопрос регулирования проявлений свойств нервной системы разработан слабо. В частности, неизвестно, насколько регулирование поведения и деятельности обусловлено какими-то особенностями личности.

В изучении индивидуально-психологических различий огромную роль приобрело тестирование. Внимательный читатель заметит, что в каждой из частей большое место отводится проблемам психодиагностики и методу тестов. Несмотря на риск смыслового повтора, автор сознательно вновь и вновь обращается к этим проблемам в каждой части книги и стремится рассмотреть их в разных контекстах.

Научная характеристика традиционного тестирования дана в первой и второй частях книги. В связи с проблемами психологической диагностики оно рассматривается в третьей ее части. Во всех частях книги автор стремился обратить внимание читателя на следующее:

Психологическая диагностика – это неотъемлемая часть дифференциальной психологии;

Тестирование как один из основных методов психологической диагностики – способ, который отделился от психологии, в нем искаженно интерпретируются основные положения научной психологии;

Не существует удовлетворительного определения интеллекта, понятия, не нашедшего своего места в психологии. Но в наши дни издаются труды, в которых интеллекту придается значение критерия в установлении расовых различий, что само по себе не только не научно, но и преступно;

Оставляют желать лучшего канонизированные в тестологии статистические приемы. Вряд ли кто из психологов-диагностов сомневается в том, что в тестологии, как и в психологической диагностике в целом, не представлены отвечающие научным требованиям единицы измерения. В то же время самые сложные статистические методы постоянно используются в тестологии и в диагностике.

В заключение автор считает своим приятным долгом заявить, что все ценное, что можно найти в этой книге, возникло в совместной работе автора с коллегами. Менялись названия лаборатории и института, в которых мы работали, но основной состав коллектива в течение более чем 30 лет изменился очень незначительно.

Это способствовало непрерывающемуся процессу созревания творческой мысли. Наверное, любому исследователю понятно, что этот процесс требует того, чтобы в товарищеских дискуссиях, в нелицеприятных суждениях вырабатывалось общее мнение. Так и происходило. Имена членов нашего коллектива неоднократно упоминаются на страницах этой книги. Моя им сердечная признательность!

На формирование автора этой книги как психолога-исследователя оказали влияние многие психологи, в первую очередь – сотрудники Психологического института РАО, как ныне здравствующие, так и ушедшие из жизни. Некоторых из них я хочу специально выделить.

В годы студенчества в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена мне посчастливилось прослушать курс лекций С. Л. Рубинштейна. Он оставил неизгладимое впечатление. Впоследствии, будучи преподавателем факультетов философии и психологии МГУ им. Ломоносова, я не раз пользовался благожелательными советами Сергея Леонидовича. Моим научным руководителем в период обучения в аспирантуре был А. Н. Леонтьев. Он не жалел ни времени, ни сил, чтобы углубить мои психологические познания. И наконец, целые семнадцать лет я проработал под руководством Б. М. Теплова в составе его лаборатории. Это время запомнилось как счастливое.

Те, кого я здесь назвал, были не только крупными учеными, но и неординарными личностями. Им моя глубочайшая благодарность!

Гуревич К. М.

Москва, май 2007 года

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды (К. М. Гуревич) предоставлен нашим книжным партнёром -

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

Под редакцией К. М. Гуревчча, Е. М. Борисовой

Издательство УРАО 1997

УДК 1.4 П 86

Психологическая диагностика:

Учебное пособие / Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО,

Художник Л.Л. Михалевский

ВВЕДЕНИЕ

Одно из значений термина "диагноз" в переводе с греческого языка - "распознавание". Диагностика понимается как распознавание чего-либо (например болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т.д.).

Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально- психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Теоретические основы психодиагностики базируются на соответствующих областях психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др) К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических

психологов (образование, медицина, профотбор и т.д.).

В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза.

Во-первых, это диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае полученные при диагностировании данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся или с нормой (при определении патологии развития), или с неким заданным критерием.

Во-вторых, это диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на "оси континуума" по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется провести сравнение полученных при диагностировании данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотнесения с определенным критерием (например, социально-психологическим нормативом). Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза

В зависимости от целей психодиагностического исследования результаты его могут быть переданы другим специалистам (врачам, педагогам, дефектологам, практическим психологам и др.), которые сами принимают решение об их использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).

Таким образом, диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических

особенностей.

Повышение интереса к проблемам психодиагностики в нашей стране в последние годы во многом связано с развитием психологической службы и появлением новой профессии - практический психолог. Эти специалисты появились в школах и дошкольных учреждениях, пунктах профконсультаций, в медицинских учреждениях и на предприятиях. Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностической работы.

Во-первых, психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания. С ее помощью может решаться целый ряд задач, стоящих перед работниками образовательно-воспитательных учреждений - от детских садов и школ до интернатов разного типа. Так, например, это определение готовности

ребенка к школьному обучению, выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, профориентация, реализация индивидуального подхода и др.

Во-вторых, диагностика является важной составляющей деятельности специалистов по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах профконсультаций, в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специализированных учебных заведениях. Эта работа призвана помочь каждому выбрать наиболее подходящую профессию или рабочий пост, найти пути быстрого и эффективного овладения профессиональными знаниями и навыками, достичь необходимого уровня квалификации, стать профессионалом.

В-третьих, областью практического применения результатов

психодиагностических испытаний является клинико-консультационная и психотерапевтическая работа. В данном случае важной задачей психодиагностики является поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого (сложности в отношениях с близкими, навязчивые страхи и переживания и т.д.) и выбор способов и приемов, способствующих их разрешению.

И, наконец, - судебная практика, в которой все больше внимания уделяется проведению судебно-психологической экспертизы. В зависимости от конкретного случая психодиагност проводит обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей и формулирует психологическое заключение о тех или иных качествах личности, уровне интеллектуального развития, психофизиологических особенностях и т.д.

Психологическая диагностика - современная, быстро развивающаяся, нужная обществу научная дисциплина и область практики. Данное учебное пособие предназначено в первую очередь практическим психологам и представляет собой достаточно систематичное и полное изложение основных проблем психодиагностики.

В книге представлены сведения об истории возникновения психологической диагностики, этапах ее становления, новых направлениях и тенденциях развития. Подробно обсуждаются основные классы методик (тесты, опросники, проективные и психофизиологические методы), общие требования к ним, их достоинства и недостатки, возможности и ограничения, особенности интерпретации, вопросы этики психодиагноста.

Авторы пособия попытались показать, как за последние два-три десятилетия в психодиагностике, считавшейся наукой о ранжировании и классификации людей по измеряемым признакам, произошло заметное смещение акцента в сторону ее гуманизации Это нашло отражение во введении новых критериев оценки результатов (взамен статистической нормы), реализации принципа коррекционности, поисках развивающего и психотерапевтического эффектов психодиагностических методик и т.д.

Психологическая диагностика - одно из важнейших звеньев работы практического психолога. Коллектив авторов пособия надеется, что оно поможет специалисту овладеть системой основных понятий психодиагностики, ознакомиться с теорией и практикой психодиагностических обследований, сформировать адекватные представления о роли и месте соответствующих методик в системе психологической работы с детьми и взрослыми, оценить их возможности и ограничения. Цель данной книги - не только ознакомить читателя с наиболее известными методами психодиагностики, правилами

проведения обследований, способами обработки и интерпретации данных, но и обеспечить усвоение этических норм психодиагноста, способствовать развитию гуманистического отношения к испытуемым при проведении обследования и предъявлении результатов Представляется, что изучение основ психодиагностики поможет практическому психологу квалифицированно и качественно проводить диагностическую работу и адекватно использовать ее результаты в своей профессиональной деятельности

Константин Маркович Гуревич - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, почётный академик Российской академии образования, главный научный сотрудник Психологического института РАО. Авторитетный и известнейший специалист в области диффренциальной психофизиологии и психологии, стоявший у истоков отечественной психологической диагностики. Работал в психофизиологической лаборатории Б. М. Теплова, затем исследовал проблемы дифференциальной психологии.

К. М. Гуревич родился в Самаре. Высшее образование получил на педагогическом факультете Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (психотехническое отделение). Затем окончил аспирантуру Московского государственного института экспериментальной психологии. Среди его учителей были известнейшие отечественные психологи: С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и другие.

С 1949 г. и по сей день его жизнь связана с Психологическим институтом РАО. Начав работать в лаборатории дифференциальной психофизиологии под руководством Б. М. Теплова по проблемам индивидуально-психофизиологических различий человека, К. М. Гуревич разрабатывал вопросы профессиональной пригодности с позиций теории основных свойств нервной системы.

Значительным вкладом в развитие проблемы профессиональной пригодности стала книга К. М. Гуревича "Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы" (М., 1970), за которую он был удостоен ученой степени доктора психологических наук.

В 1968 г. К. М. Гуревич создал лабораторию психофизиологических основ профессиональной деятельности. Эту лабораторию, которая с 1983 г. стала называться лабораторией психологической диагностики, он возглавлял до 1985 г. Константин Маркович очень ответственно отнесся к подбору кадров, пригласив в лабораторию в основном выпускников факультета психологии МГУ.

Нельзя не отметить умение К. М. Гуревича работать с людьми, особенно с молодежью. Перед каждым членом лаборатории всегда ставилась конкретная, обозримая во времени научная проблема, решение которой могло вылиться в диссертационное исследование.

Практически все сотрудники, принятые на работу К. М. Гуревичем, через 3-4 года защитили кандидатские диссертации, получившие высокие оценки специалистов.

Под руководством К. М. Гуревича сотрудниками лаборатории подготовлены и опубликованы коллективные монографии, учебные пособия, статьи, брошюры, диагностические методики и коррекционно-развивающие программы, получившие признание научных работников и практиков. Самим К. М. Гуревичем опубликовано около 100 научных работ.

В 80-90-е гг. основные научные интересы К. М. Гуревича были сосредоточены в области психологической диагностики. Им проведен глубокий и всесторонний критический анализ основных теоретических и методологических концепций зарубежной психодиагностики, в частности тестирования интеллекта, по-новому поставлены многие вопросы тестологии (проблема надежности и валидности, правомерности использования статистической нормы как критерия сравнения результатов тестирования и т. д.).

Конструктивно подходя к рассмотрению проблем психологической диагностики, К. М. Гуревич теоретически обосновал новый подход к созданию методик, который назвал нормативным. Суть его в том, что при разработке психодиагностических методов необходимо ориентироваться на социально-психологический норматив, представляющий собой систему требований, которую общность предъявляет каждому из ее членов. Эти требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, социальных норм, отличающихся на разных образовательно-возрастных ступенях развития, и включать самые разнообразные аспекты: умственное развитие, нравственное, эстетическое и др. Этот подход реализован при разработке Школьного теста умственного развития (ШТУР), теста умственного развития для старшеклассников и абитуриентов (АСТУР), серии коррекционно-развивающих программ и т. д. По инициативе К. М. Гуревича и под его редакцией (совместно с В. И. Лубовским) вышел перевод книги авторитетного американского тестолога А. Анастази "Психологическое тестирование" (Москва, 1982). Эта книга до сих пор считается своеобразной энциклопедией по проблемам психодиагностики.

Под редакцией К. М. Гуревича (совместно с Е. М. Борисовой) вышли учебные пособия "Психологическая диагностика" (Москва-Бийск, 1993) и "Психологическая диагностика детей и подростков" (Москва, 1995).

2. Гуревич К. М., Лубовский В. И. Предисловие редакторов перевода // Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Т. 1. С. 5 - 14.

3. Гуревич К. М. Психологическая диагностика и законы психологической науки // Психол. журн. 1991. Т. 12. N 2.

4. Гуревич К. М. "Не пора ли оценить методический аппарат нашей науки?"//Психол. журн. 1991. Т. 12. N 4. С. 139 - 156.

5. Гуревич К. М. Вопросы организации психологической обратной связи в системе образования // Психол. журн. 1997. Т. 18. N 4. С. 78 - 84.

6. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. Избранные психологические труды. М. Воронеж, 1998.

7. Гуревич К. М. Психологическая диагностика и проблема индивидуальных различий // Психол. журн. 1998. Т. 19. N 3. С. 84 - 89.

8. Гуревич К. М., Раевский А. М. Личность как объект психологической диагностики // Психол. журн. 2001. Т. 22. N 5. С. 29 - 37.

9. Гуревич К. М. Перспективы развития психологической диагностики // Психологическая диагностика. 2003. N 1.С. 11 - 22.

10. Гуревич К. М. "Секрет его обаяния был прост: то, о чем он говорил, - это была... психология жизни" // Психология в вузе. 2003. N 1 - 2. С. 8 - 27.

11. "Психология есть жизненная наука..." (Интервью с Константином Марковичем Гуревичем ведет Виктория Васильевна Барцалкина) // Мир психологии. 1996. N 4. С. 107 - 128.

12. Акимова М. К. Формирование скоростного двигательного навыка в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности нервных процессов // Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып. 1. М., 1974. С. 76 - 101.

13. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция. М., 2002.

14. Акимова М. К., Козлова В. Т. Диагностика умственного развития детей. СПб., 2006.

15. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. В 2-х тт.

16. Борисова Е. М. Психологическое содержание труда и формирование профессиональной пригодности ткачих коврового производства // Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып. 1. М., 1974. С. 28 - 51.

17. Горбачева Е. И. Предметная ориентация мышления: сущность, механизмы, условия развития. Калуга, 2001.

18. Данилов В. А. Проявление силы нервной системы в мыслительных процессах // Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып. 2. М., 1976. С.163 - 180.

19. Дубровина И. В. Психологическая служба школы. М., 1991.

20. Зархин В. Г. Проявление лабильности нервных процессов в навыках радиотелеграфирования // Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып. 2. М., 1976. С. 128 - 137.

21. Козлова В. Т. Методики изучения генотипически обусловленных свойств второсигнальной деятельности // Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. М., 1981. С. 146 - 167.

22. Психологическая диагностика: учебник для вузов / Под редакцией М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. СПб., 2003 (2005, 2006).

23. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей (вместо предисловия) // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981. С. 3 - 13.

стр. 99

З. ФРЕЙД - ОСНОВАТЕЛЬ ПСИХОАНАЛИЗА (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Е. А. СПИРКИНА, кандидат психологических наук, ректор Института практической психологии и психоанализа, Москва

Дается краткий очерк деятельности Зигмунда Фрейда. Оценивается его вклад в создание и развитие не только психоанализа, но и психотерапии в целом. Показана эволюция психоанализа.

Ключевые слова: психоанализ, психотерапия, лечение психики.

Сто пятьдесят лет назад родился человек, совершивший переворот в понимании природы психического и показавший возможность коррекции, лечения и изменения человеческой души методом "разговора". Представления о познании психики и разума человека как процессе линейном или поступательном были опровергнуты, психика предстала как область многомерная, в разных измерениях которой существует различная логика и различное течение времени. Человеческие возможности самопознания через рациональное мышление оказались недостаточными, а разумное начало в человеке не всемогущим. Со времен Фрейда и до наших дней психоаналитики в теории и на практике неустанно подтверждают правоту его открытий и правильность основных идей. За прошедшие годы внесено много нового в теорию психоанализа, существенно расширены границы его применения на практике. Изменился взгляд на психическое развитие, на причины возникновения патологии и способы ее преодоления. Однако главные принципы психоанализа в целом остались неизменными. Кто-то из историков психоанализа удачно провел аналогию с развитием самолетостроения: современные самолеты отличаются от своих предков так же сильно, как современный психоанализ от психоанализа времен Фрейда.

Безусловно, было бы неверно утверждать, что Фрейд "открыл" бессознательное, о существовании которого человечество знало задолго до него. Но Фрейд в отличие от предшественников, конкретно и реально показал, как именно оно работает, дал объяснительные принципы и схемы для понимания и видения мотивации жизни и деятельности человека. Он установил наличие в человеческой психике определенных структур, функционирование и формирование которых до сих пор является предметом научного исследования и фактически разработал инструмент для их лечения и объяснения. И этот инструмент, дополненный и доработанный его последователями, успешно работает и в наши дни. Фрейд показал нам, что внутренний мир человека конструируется через значения, символы и смыслы, разрушение которых или конфликт между которыми вызывает ту или иную психическую патологию - от невроза до психоза, и что разговор между терапевтом и клиентом, где главным предметом является смысловой и символический разбор психического содержания последнего, и есть лечение, психотерапия, психоанализ. Он разработал не только теоретические модели, но и конкретный метод психотерапии, который модифицировали и меняли, отвергали и создавали что-то новое, хотя суть психотерапии как диалога от этого не менялась.

Возникли подходы К. Роджерса, Я. Морено, Ф. Перлза и др., акцентировавшие в психотерапии аспект отношений между клиентом и психотерапевтом и отвергшие диагностическую и теоретическую части психоанализа. В послевоенные годы количество психотерапевтов и психотерапевтических практик в западном мире стало уже так велико, что можно было считать психоанализ лишь одним из многих методов лечения душевных заболеваний. Однако, пройдя определенный круг развития, они отчасти вернулись к своим истокам и оказали огромное влияние на развитие психоанализа и психоаналитической психотерапии.

Теоретиками и практиками психоанализа написано множество книг и статей, выпускается ряд журналов, проведены тысячи конференций во всем мире. Несколько десятков тысяч психоаналитиков и психоаналитических психотерапевтов объединены в несколько всемирных профессиональных ассоциаций, среди которых "Международная ассоциация психоанализа", основанная самим Фрейдом в 1910 г., "Европейская федерация

психоанализа", "Европейская федерация психоаналитической психотерапии", а также "Ассоциация научного изучения психотерапии", не говоря о том, что почти в каждой стране есть свои национальные ассоциации психоанализа. Все это является свидетельством того, что психоанализ работает и реально помогает людям. Как бы ни был "не прав" или "ограничен", или "недалек" Фрейд, он был и остается великим основоположником теории бессознательного и уникального направления психотерапии.

Зигмунд Фрейд родился в 1856 г. в городе Фрайбурге, который в настоящее время входит в состав Чехии. Его отец, Якоб Фрейд, был торговцем. О том, что мать Фрейда, Амалия Натансон, питала к своему первенцу самые теплые чувства и всю жизнь восхищалась им, писало много биографов Фрейда. Она рано уверовала в блестящее будущее сына, и это, несомненно, оказало на него в молодости решающее воздействие. Позднее он писал об этом: "Я убедился в том, однако, что лица, которых почему-либо выделяла в детстве мать, обнаруживают в последующей жизни ту особую самоуверенность и тот непоколебимый оптимизм, который нередко "кажется геройским и действительно создает этим субъектам успех в жизни" . Эта уверенность в себе, подверженная лишь редким колебаниям, была одной из определяющих черт Фрейда. И он без сомнения прав, считая причиной ее зарождения любовь к нему со стороны матери.

Когда Фрейду было 4 года, семья переезжает в Вену, где прошла вся сознательная жизнь ученого. Родители были воспитаны в духе ортодоксального иудаизма, однако переселение в центр Европы в свободный буржуазный мир Австро-Венгерской империи поставило перед семьей проблему не только социальной и экономической, но и культурной адаптации. Фрейд вырос "без какой-либо веры в Бога или бессмертие и на протяжении всей своей жизни никогда не испытывал потребности в вере" [там же, с. 29]. Эмоциональные потребности Фрейда "сначала нашли свое выражение в довольно смутных философских рассуждениях, а затем в его честной приверженности науке" [там же].

Это длилось всю "допсихоаналитическую" часть его жизни и совпало с периодом бурного развития естествознания. Несколько выдающихся естествоиспытателей - Эмиль Дюбуа-Реймон и Эрнст Брюкке, а затем Герман Гельмгольц и Карл Людвиг провозгласили, что "следует доказать истинность того положения, что в организме не действуют никакие другие силы, кроме обычных физико-химических; что там, где объяснение с их помощью является пока недостаточным, необходимо либо посредством физико-химического метода искать их специфический способ действия, либо предположить наличие новых сил, которые, будучи сходны по значимости с физико-химическими, присущи материи и всегда сводимы только к двум силам - притяжении и отталкиванию" [там же, с. 40].

Фрейд перепробовал несколько возможных для невропатологов того времени путей научных исследований мозга: изучал некоторые клетки в хорде рыб, затем - клетки акустического нерва; ввел метод окрашивания препаратов под микроскопом хлоридом золота; экспериментировал с кокаином; обследовал детей с церебральным параличом как практикующий невропатолог. Итогом его исканий был известный "Проект научной психологии" 1895 г., где он пытался установить определенную связь между психологическими процессами, рассматриваемыми им как вид энергии, с мозговым субстратом. Врачу и ученому - неврологу, ученику Брюкке, ему трудно было отказаться от идеи о важности мозгового субстрата в психических процессах. Он, как и многие ученые до и после него, настойчиво искал эту связь, которая по его мнению, могла объяснить все "психическое".

Однако это было лишь стремлением удержать какую-то материальную реальность предмета исследования на уровне простых физико-химических процессов, потому что нарастающий объем научных знаний о человеке, сама методология познания, нарождающаяся психология множили эту реальность и толкали исследователей к расширению горизонтов видения предметов познания.

Фрейду выпала роль быть одним из тех, кто был призван поменять наивную позитивистскую парадигму, в которой для познания устройства нервной материи в качестве "продолжения глаз" использовался микроскоп, на более сложную, не поддающуюся прямому рационалистическому подходу. Этот новый подход, развитый в психоанализе, основывался на том, что и предмет, и объект анализа конструируются в голове исследователя и существуют только в процессе изучения.

Обычно историки психоанализа делят научную карьеру Фрейда на допсихоаналитический и психоаналитический периоды. Когда-то бытовало мнение, что он бросил невропатологию для того, чтобы стать психоаналитиком, однако позднее стало принято считать, что первый период его научного творчества имеет непосредственную связь со вторым и что его развитие как психоаналитика выглядело как медленная эволюция и постепенное вызревание психоаналитических взглядов и теории.

Однако помимо внутренней логики продвижения по направлению к своим открытиям, в его жизни существовали внешние, более прозаические причины. Он собирался жениться и не мог

посвятить себя карьере ученого по причине отсутствия соответствующего места и малого количества денег, в связи с чем был вынужден заняться частной практикой.

Дальнейший поиск природы психических процессов привел Фрейда в клинику знаменитого Ж. Шарко, французского невропатолога, развивавшего идеи о психологическом смысле симптомов истерии и лечившего их с помощью гипноза. Другим фактором, оказавшим влияние на его интерес к психологическим основам неврозов, стал случай его коллеги и друга Йозефа Брейера, лечившего свою пациентку Анну О. История этого лечения произвела на Фрейда большое впечатление и он совместно с Брейером написал об этом книгу.

В современной литературе по истории психоанализа именно случай Анны О. стал рассматриваться как отправной пункт, с которого Фрейд начал свою психоаналитическую карьеру. В книге "Исследования истерии", опубликованной совместно с Брейером, Фрейд приводит первые случаи лечения истерических пациентов с помощью катартического метода. Он описал каждый свой случай настолько полно, насколько мог его увидеть и осмыслить с позиций врача. Эти первые случаи из практики Фрейда впоследствии стали предметом анализа и изучения нескольких поколений его учеников и последователей.

Историю возникновения симптомов и их связь с событиями жизни пациента ученый считал главным предметом своего исследования. Это соответствовало представлению Фрейда о травматическом событии и его вытеснении из сознания пациента в бессознательное. Он сделал открытие, что стресс, травма, переживание, связанное с сексуальной жизнью пациентов, особенно если это событие не может быть пережито, вытесняется и возвращается затем в виде истерических симптомов. Соответственно, методом лечения должно было быть вытесненное воспоминание о тех или иных событиях. Он долго и упорно работал над усовершенствованием методов гипноза, внушения, настаивания, задавания вопросов. Вначале он стремился получить вытесненные переживания и воспоминания путем надавливания на лоб пациента, требуя вспомнить что-либо, но вскоре догадался, что пациентам нужно предоставить больше свободы в самоизъявлении. Так появился метод свободных ассоциаций, эффективно используемый и в наши дни.

Постепенно отходя от гипноза и катартического метода, Фрейд все более понимает магическую роль слова и отношений между психотерапевтом и клиентом. Неназванные психические состояния, аффекты, влечения, потребности должны быть названы и тем самым определены. Речь выступает суррогатом поступка, возможностью выразить, пережить и осознать что-то невыраженное. "Только посредством изобретения этого нового метода Фрейду удалось должным образом проникнуть в ранее неизвестную сферу бессознательного и сделать свои глубокие открытия, с которыми прочно связано его имя" .

В описании истории лечения пациентов можно видеть, как Фрейд создает и новую технику лечения, и теоретические основы психоанализа. Он тщательно выстраивает причинно-следственную взаимосвязь между травматическими жизненными событиями и симптомами и видит свою задачу в том, чтобы восстановить непрерывность ассоциативных связей. В теоретическом исследовании истерии Фрейд предлагает свои представления о ее природе. Главный вывод, к которому он приходит, - истерики страдают от воспоминаний.

В период с 1890 по 1897 гг. происходит разработка первых представлений о психопатологии. Он подробно разбирает природу истерии и навязчивых состояний, вводит понятие защиты, которая является "ядром психического механизма" психоневрозов, и называет ее вытеснением ; позднее он разработает и другие виды психологических защит.

Он также пытается обобщить свои представления о происхождении ряда психоневротических заболеваний и показать судьбу различных аффектов в случаях истерии, которую рассматривает как конфликт, а также невроза навязчивых состояний и паранойи, как "обиды" и "печали". Суть разобранных форм психопатологии состояла в том, что какие-то следы аффекта прорываются в сознание и образуют симптомы: воспоминания при истерии, перверсивные импульсы при неврозе навязчивости и защитные фантазии при паранойе.

Основными положениями психоаналитической теории являются несколько базовых принципов, разработанных Фрейдом. К ним относятся представления о структуре психики, бессознательном душевном событии, обязательной либо внешней, либо внутренней детерминированности всех психических процессов, и стремлении психического аппарата к сохранению определенного равновесия или гомеостаза.

Теория психической структуры личности развивалась на основе практики Фрейда и прошла три этапа. Первое систематическое описание психической структуры мы находим в его работе "Толкование сновидений". Затем в ходе развития понятий "сознание" и "бессознательное", идей о принципах удовольствия и реальности и разработки концепции нарциссизма он полнее раскрывает понятие "либидо" как энергию, присущую сексуальным влечениям. Третий этап начинается с публикации "Я и Оно" (1923), где в систематической форме изложена структурная концепция

психики, выделены и описаны "Я", "Оно" и "Сверх-Я". Фрейд говорит об известной условности этой модели и невозможности какой бы то ни было локализации или связи с мозговым субстратом. Предполагается, что этот психический аппарат при рождении находится в зачаточном состоянии и развивается полностью только в зрелом возрасте.

Осенью 1902 г. у Фрейда дома начали собираться его ученики и последователи. Эти встречи были названы Психологическим обществом по средам. В 1908 г. эти собрания приобрели название "Венское психоаналитическое объединение", которое существует и по сей день. В 1904 - 1910 гг. он публикует главные свои работы - "Психопатология обыденной жизни", "Остроумие и его отношение к бессознательному", "Три очерка по теории сексуальности", а также "Случай Доры".

Многие публикации о лечении его клиентов вызывали и продолжают вызывать отзывы у последующих поколений психоаналитиков. Случаи Фрейда, детально и тщательно описанные им, представляют образцы первых шагов психоаналитической техники, делаемых вслепую.

Фактически Зигмунд Фрейд был первым человеком, открывшим человечеству психотерапию, лечение психики и души с помощью специально простроенного диалога, где два человека работают над изменением представлений и отношений одного из них. Он открыл возможность взаимного понимания, лечения через понимание, осознавание и переживание, приводящих к интеграции психического опыта человека. Он гуманизировал человеческое отношение к психической патологии и показал, что такое конкретное отношение любви.

Признание за ребенком права на сильные впечатления и переживания, а затем и вообще на психическую травму, повлекло за собой постепенное изменение отношения общества к ребенку. Внутренний мир ребенка, важность любви к нему со стороны родителей для успешности его последующей психической жизни и психического здоровья, стали постепенно краеугольным камнем всей современной психотерапии психической культуры и нормы вообще. В каком-то смысле идеи Фрейда выразили те базовые необходимые гуманистические ценности, которые были так нужны человечеству в XX веке. Если вернуться к такой важной категории психоанализа как травма, то понятно, что по существу речь идет о травматических для ребенка отношениях, что тождественно отсутствию любви. Фактически мы оказываемся перед альтернативой: с одной стороны, любовь как принятие ребенка таким, какой он есть, т.е. непроецирование на него своих нереализованных ожиданий, стыда и других проблем. С другой стороны, травма - его использование, физическое или эмоциональное.

Современные авторы не склонны обвинять Фрейда в пристрастности или неспособности увидеть свой собственный контрперенос в отношении своих клиентов, как это было очевидно в случае с Дорой. Наоборот, растущие знания открывают новые возможности понимания и истолкования того материала, который он оставил нам в наследство. Гений Фрейда состоял в том, что дал нам в руки инструменты исследования и позволил использовать их для изучения его собственного творчества.

Дальнейшее развитие психоанализа происходило в русле все большего понимания природы психических нарушений, формирования все более сложной картины форм отклонений и перипетий внутреннего психического мира человека. Если психоанализ времен Фрейда был психоанализом невротических отклонений личности, то современный психоанализ и психотерапия вообще - это обширная сфера знаний и технических навыков, предполагающая возможность понимания и объяснения такого круга патологии, который включает не только неврозы и пограничные состояния, но и психозы.

В целом можно сказать, что процесс психотерапии вообще и психоанализа в частности направлен, прежде всего, на развитие и обучение человека, на его адаптацию к миру и социуму, на способность эффективно "работать и любить", как сказал сам Фрейд. А это актуально в любом обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Э. Джонс. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий, 1997.

2. Энциклопедия глубинной психологии. М.: Cogito-MGM, 2002.

S. FREUD - THE FOUNDER OF PSYCHOANALYSIS (TO 150-th ANNIVERSARY)

E. A. Spirkina, PhD, head of the Institute of Applied Psychology and Psychoanalysis

An essay of Sigmund Freud"s activity is given. His contribution to creation and development not only psychoanalysis but psychotherapy on the whole is stated. The evolution of psychoanalysis is revealed.

Key words: psychoanalysis, psychotherapy, psyche treatment.

ПАМЯТИ Л. И. УМАНСКОГО

(К 85-летию со дня рождения)

А. С. ЧЕРНЫШЕВ, доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии Курского государственного университета, Курск Доктор психологических наук, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола Лев Ильич Уманский родился 29 октября 1921 г. в Курске в семье служащих. Он рано осиротел, и его воспитанием занималась тетя. Учась в старших классах, Уманский работал пионервожатым в школе и пионерских лагерях, одновременно занимаясь в аэроклубе, кавалерийской школе и школе снайперов. После школы он поступил в Чугуевское военное летное училище, по окончании которого служил в войсках боевого охранения грузов по ленд-лизу в Иране.

Демобилизовавшись из армии, Уманский поступил в Курский госпединститут на исторический факультет, а затем был оставлен преподавателем кафедры педагогики и психологии. Молодой ученый в равной мере был предан науке и детям, которым сполна отдавал свое горячее сердце. В отпускное время Лев Ильич каждый год работал в пионерских лагерях. Он считался лучшим воспитателем области.

В одной команде с Уманским много лет подряд в пионерские лагеря выезжали преподаватели разных кафедр и факультетов. Под его руководством этот дружный научный коллектив преподавателей вуза вместе со студентами, учителями, пионервожатыми и другими работниками создали образцовый пионерский лагерь имени Веры Терещенко (героини-партизанки, курянки, казненной фашистами). Лагерь славился необычайно многоплановой, содержательной, творческой жизнью. Одновременно велась интенсивная экспериментальная научная работа по изучению индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Имея за плечами богатый жизненный опыт, Уманский поступает в аспирантуру к Б. М. Теплову. После успешной защиты кандидатской диссертации по проблеме индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста (1955 г.) он приступает к экспериментальному изучению проблемы организаторских способностей у детей. Границы исследования постепенно расширяются, и его объектами становятся не только дошкольники, но и взрослые.

К 1961 г. Л. И. Уманский подготовил докторскую диссертацию по проблеме организаторских способностей. Но первое же ее обсуждение в Институте общей, возрастной и педагогической психологии (Москва) в лаборатории В. А. Крутецкого вызвало ряд трудностей в связи со статусом самого понятия "организаторские способности", которые по существующим в то время представлениям не входили в разряд классических способностей.

Для решения этой проблемы В. А. Крутецкий предложил экспериментально проверить гипотезу на молодежных лидерах - комсомольских организаторах. Предстояла задача неимоверной трудности - вне обычных нормативных документов и традиций создать молодежный центр и вести в нем формирующий эксперимент. В целях научного обеспечения Центра Л. И. Уманский в 1964 г. открывает аспирантуру и организует группу аспирантов-психологов (среди которых были А. С. Чернышев, В. А. Миргород, И. А. Бессмертнов, А. Н. Гонтаренко и др.) для работы в "Комсорге". Позже в "Комсорг" пришли и другие аспиранты Уманского, которые дали Центру второе дыхание, позволяющее ему жить и до сих пор. В настоящее время Центр официально зарегистрирован в государственной программе "Отдых и развитие детей и подростков сегодня".

Интенсивное исследование организаторской деятельности руководителей в реальных условиях их функционирования - в первичных коллективах - высветило еще одну проблему - психологию малой группы. В 1960-е гг. шло возрождение отечественной социальной психологии и концепции малых групп только зарождались. Перед

стр. 104

Л. И. Уманским и его учениками встали крупномасштабные проблемы социальной психологии тех лет - лидерства, малых групп, совместной деятельности. В целях их изучения Уманский в 1965 г. организует одну из первых в стране социально-психологических лабораторий на базе кафедры психологии и педагогики Курского госпединститута.

Лаборатория имела свою экспериментальную базу и занялась разработкой концепции лидерства и малой группы в условиях совместной деятельности. Каждое положение концепции экспериментально проверялось и обогащалось в Центре молодежных лидеров, а также на базе организованного в Курске по инициативе Уманского и его учеников историко-педагогического факультета.

В результате этих исследований к началу 70-х гг. была предложена параметрометрическая концепция групп и коллективов, основные положения которой были опубликованы в центральной печати и сборниках научных трудов кафедры психологии, изложены в докладах на конференциях и съездах, представлены в 11 защищенных кандидатских диссертациях аспирантов Л. И. Уманского и его докторской диссертации.

В соответствии с идеологией концепции был разработан адекватный методический блок, включающий опросники, комплекс аппаратурных методик - моделей совместной деятельности, программу естественного эксперимента, наблюдение. Для внедрения научных результатов в практику Уманским был издан ряд книг и учебных пособий, методических материалов и др., среди которых наиболее известными и востребованными в теории и практике стали "Организаторские способности и их развитие" (1967), "Вопросы общественной активности личности и группы школьников" (в соавторстве с Л. Ф. Спириным, 1970), "Психология работы комсорга" (в соавторстве с А. Н. Лутошкиным, 1972), "Психология организаторской деятельности школьников" (1980).

В 1973 г. Л. И. Уманский переезжает в Костромской госпединститут и вместе с А. Н. Лутошкиным, В. С. Сапоровским и другими успешно развивает положения параметрометрической концепции, созданной в Курске, сохраняя при этом и другие курские традиции - создается костромской "Комсорг", разрабатывается методический инструментарий и т.п.

Л. И. Уманский - автор около 200 научных работ, опубликованных в отечественной и зарубежной печати, основные идеи которых актуальны и в настоящее время. Во многих современных учебниках по социальной психологии для вузов использованы положения его параметрометрической концепции.

Примечательно то, что реализацию и развитие идей профессора Уманского уже более 30 лет ведут в творческом содружестве психологи Курского и Костромского госуниверситетов, тем самым сохраняя светлую память о своем Учителе.

стр. 105

П. Н. ШИХИРЕВ: УЧЕНЫЙ И НАСТАВНИК

(К 70-летию со дня рождения)

М. А. КРАСНИКОВ, заведующий сектором социально-психологических проблем Исследовательского центра стратегий развития, Москва

Н. М. ЛЕБЕДЕВА, доктор психологических наук, заведующая сектором кросскультурной психологии Института этнологии и антропологии РАН, Москва

Т. А. НЕСТИК, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, Москва

В. А. СОСНИН, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, Москва

Л. М. СОСНИН, кандидат психологических наук, научный сотрудник, заведующая Научным архивом Института психологии РАН, Москва

В декабре 2006 г. исполнилось бы 70 лет видному отечественному ученому, доктору психологических наук, профессору Петру Николаевичу Шихиреву. Российской и мировой научной общественности П. Н. Шихирев известен как методолог, теоретик социальной психологии, ученый-исследователь и психолог-практик, принимавший активное участие в становлении отечественной социальной психологии. Сфера его профессиональных интересов была исключительно обширна. Более чем за 30 лет служения науке ученый внес огромный вклад в теорию и методологию социальной психологии, а также в развитие ее направлений - истории социальной психологии, психологии межгрупповых отношений, этнической, экономической, организационной психологии, психологии ведения переговоров и разрешения конфликтов, психологии отклоняющегося поведения, социальной психологии и этики бизнеса.

При знакомстве с Шихиревым поражали его поистине энциклопедические знания. Причем не только в психологии, но и философии, истории,

стр. 105

филологии, литературы, искусства и других областях культуры. Он знал и помнил авторов основных работ по обсуждаемой в данный момент проблеме, суть их идей и всю информацию, которая могла оказаться полезной. Он щедро и бескорыстно делился этими знаниями с окружающими, "подпитывая" ими своих аспирантов и студентов, ведя научную дискуссию или обосновывая какую-то новую идею. Это было всегда ярко, живо, оптимистично и остроумно.

Искрометность его ума и чувство юмора в сочетании с глубиной и широтой рассмотрения теоретических положений и эмпирических фактов создавали атмосферу свободного творческого поиска, "мозгового штурма" и доверительного общения маститого ученого и его собеседника, независимо от возраста, социального статуса и научных заслуг последнего.

Профессиональная "стратегия" Шихирева - всегда быть на острие новых начинаний в развитии психологической науки, там, где закладывался фундамент новых направлений, ставились и решались наиболее перспективные и сложные задачи. Как ученого и человека его отличали исключительная творческая работоспособность, пытливый ум, новаторский дух и преданность науке, которой он посвятил всю свою сознательную жизнь.

П. Н. Шихирев родился 14 декабря 1936 г. в городе Ломоносове Ленинградской области в семье педагогов. Его отец, Николай Петрович, был лингвистом, преподавателем английского и немецкого языков, в годы Великой отечественной войны служил военным переводчиком. Мать, Антонина Петровна, инженер-механик по образованию, работала преподавателем черчения в техникуме. В их семье было семеро детей. Необходимо отметить особые семейные традиции, на которых воспитывался будущий ученый, и то большое влияние, которое оказали на формирование его личности родители, высоко образованные культурные люди и патриоты своей Родины. Вспоминая о них, Петр Николаевич говорил, что всеми достойными делами, которые ему удалось совершить, он обязан родителям, этим удивительно сильным, мудрым и чистым сердцем людям.

По рассказам самого Шихирева, нравственным законом их семьи являлось безукоризненное уважение и почитание предков, знание родословной как по отцовской, так и по материнской линии. Он с гордостью вспоминал, что его дед со стороны отца, Петр Павлович, в 1904 - 1916 гг. служил инспектором народных училищ в Нижегородской губернии, а дед по матери, Петр Лаврентьевич, был церковным старостой. Его родители выросли в многодетных семьях, и с малых лет у них сформировались как основные жизненные ценности почтение к старшим, исключительное трудолюбие, жизненная стойкость, дисциплинированность в делах и поступках, доброжелательное отношение к людям. В такой нравственной и психологически здоровой атмосфере дети Шихиревых росли самостоятельными и ответственными людьми, приучались любить и уважать честный труд, не бояться трудностей. По признанию Петра Николаевича, отец привил всем детям привычку к здоровому образу жизни и стремление к достижениям: все они были хорошими спортсменами, учились в школе только на "хорошо" и "отлично" и получили высшее образование.

Этой отцовской установки хватило надолго. Достаточно сказать, что Шихирев, будучи прекрасным теннисистом и пловцом, в возрасте 50 лет впервые пробежал марафонскую дистанцию. Его отличали также и незаурядные интеллектуальные способности. Об этом свидетельствует то, что в 16 лет, окончив с золотой медалью среднюю школу, он приехал в Москву с Дальнего Востока, где тогда проживала их семья, и в 1953 г. без какой-либо посторонней помощи поступил в МГИМО МИД СССР. За годы своей учебы в институте Шихирев, в отличие от большинства своих однокурсников, освоил не два иностранных языка, а шесть - французский, итальянский, английский, немецкий, румынский и испанский. Окончив МГИМО в 1959 г. и став специалистом по международным отношениям со странами Запада, он начал работать старшим референтом Комитета международных организаций и с 1959 по 1966 гг. посетил в качестве переводчика и члена российских делегаций такие страны, как США, Англия, Румыния, Венгрия, Польша, Португалия, Франция, Италия.

Собственно научная деятельность Шихирева начинается с 1966 года, когда он стал научным сотрудником Отдела проблем общественного сознания в Институте международного рабочего движения АН СССР. К этому времени у него под влиянием накопленного жизненного опыта уже сформировался стойкий и, как показала его последующая научная деятельность, глубокий интерес к психологии как сфере профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует и публикация в 1971 г. в журнале "Вопросы философии" его первой статьи по социальной психологии "Исследование стереотипа в американской психологии".

Как известно, в 1960 - 1970-х гг. в нашей стране начинается интенсивное развитие многих отраслей психологической науки. Поэтому неудивительно, что Шихирев как пытливый и дальновидный исследователь сразу взялся за разработку такой актуальной на тот момент проблемы, как психология социальной установки. Необходимость введения этой категории в концептуально-терминологический аппарат социальной психологии обусловливалась стремлением психологов к универсальному объяснению всего социального

стр. 106

поведения человека. И психология социальной установки воспринималась в тот период как своеобразный прорыв в теории и методологии науки. Выбор Шихиревым данной научной проблематики подтверждает его ориентированность на исследование и решение фундаментальных проблем психологической науки.

В 1972 - 1974 гг. работая старшим преподавателем Института общественных наук ЦК КПСС, Шихирев подготовил и в 1974 году защитил кандидатскую диссертацию по психологии социальной установки под руководством известного обществоведа и специалиста в области социальной психологии личности, доктора философских наук Ю. А. Замошкина. Диссертационное исследование сразу поставило П. Н. Шихирева в один ряд с такими известными исследователями теории социальной установки, как Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, В. А. Ядов и др. Он внес значительный вклад в разработку данного направления социальной психологии и по праву считается одним из создателей современной концепции социальной установки.

С 1974 по 1992 гг. научная и педагогическая деятельность Шихирева была тесно связана с Институтом психологи АН СССР (РАН), где он работал старшим научным сотрудником в лаборатории социальной психологии под руководством и в сотрудничестве с такими известными учеными, как Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова, К. А. Абульханова-Славская и др. Этот период ознаменовался взлетом его творческих способностей как в научной, так и педагогической, наставнической деятельности. Основными научными результатами данного этапа стали две фундаментальные монографии: "Современная социальная психология США" (1980), "Современная социальная психология в Западной Европе" (1985). До настоящего времени эти работы являются для отечественных социальных психологов основополагающими научными трудами, анализирующими актуальные тенденции мировой и отечественной социальной психологии.

Итогом творческой деятельности Шихирева по теоретико-методологической проблематике социальной психологии стала защищенная им в 1993 г. докторская диссертация "Эволюция парадигмы в современной социальной психологии". Эта работа внесла исключительно большой вклад в развитие современной социальной психологии и стимулировала формирование таких направлений психологической науки, как психология конфликтов, лжи, справедливости, социальной идентичности, этническая психология, которые в дальнейшем стали разрабатываться его учениками и последователями.

В конце 1980-х гг. Шихирев одним из первых отечественных ученных стал интенсивно заниматься этнической психологией и психологией межгрупповых отношений: поскольку с изменением социально-политической обстановки в стране и в мире значительно возросла роль этнического фактора в регуляции межгрупповых отношений, возникла необходимость разработки этой проблематики как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. В это время Шихирев выполнял не только научную, но и большую практическую работу в качестве эксперта многих проектов правительства СССР и ООН; его ученики также выступали в роли специалистов по урегулированию межэтнических конфликтов во многих регионах постсоветского пространства.

Шихирев вел большую педагогическую деятельность, являясь по признанию всех слушателей блестящим лектором и популяризатором психологических знаний. Он читал лекции не только в России, но и во многих университетах и научных центрах США и Европы: в 1992 г. он преподавал в качестве приглашенного профессора в Калифорнийском университете (Ирвайн, США), а в 1995 г. - в Джорджтаунском университете (Вашингтон, США). Он был близко знаком и поддерживал тесное сотрудничество со многими зарубежными учеными, такими как Ч. Р. Миллс, С. Московичи, А. Минделл, А. Витале, Дж. Коул и др.

Еще одной актуальной темой исследований Шихирева стала проблема психопатологии алкоголизма, которая к девяностым годам XX века стала приобретать особую остроту. Он публикует серию статей и монографическую работу, посвященную психотерапии алкоголизма: "Алкоголизм: опыт психологических исследований в СССР" ("Психологический журнал", 1987); "Влиять на духовную сферу" (в сборнике материалов научно-практической конференции "За здоровый образ жизни", 1989); "Жить без алкоголя?: социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма" (1988).

С 1992 г. Шихирев руководит Центром социальных и психологических исследований Высшей Школы Международного Бизнеса Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ. Сферой его основных научных интересов наряду с проблемами кросскультурной психологии становятся психология организационного поведения и этика бизнеса. И опять он выступает одним из ведущих ученых-психологов, активно реагирующих на проблемы и актуальные запросы общества.

П. Н. Шихирева можно по праву назвать одним из первых отечественных социальных психологов, обратившихся к изучению психологии нравственности. В своих книгах "Акулы и дельфины: психология и этика российско-американского делового партнерства" (в соавторстве с Р. Андерсоном, США (1994)), "Этические принципы ведения дел в России" (1999), "Введение в российскую деловую культуру" (1999), а также многочисленных статьях (их более 90) он раскрывает значение эти-

стр. 107

ческих ценностей и доверия для межличностных, межгрупповых и межкультурных отношений. В центре его внимания оказываются социально-психологические аспекты репутации, доверия в организациях, разрешения этических дилемм, социального капитала, неформальной экономики. В своих работах он стремился показать, что экономическое поведение основано на отношениях взаимного доверия, регулируется нравственными нормами. С отстаиванием этой научной и гражданской позиции связана общественная деятельность последних лет его жизни. С 1996 г. Петр Николаевич был вице-президентом Национального фонда "Российская деловая культура" Торгово-промышленной палаты РФ.

Этот период научной деятельности ученого ознаменовался выходом в свет труда "Современная социальная психология" (1999), который явился итогом его многолетней деятельности как теоретика, методолога и практика социальной психологии, обобщив идеи и соображения по перспективам развития психологической науки в целом.

В качестве перспективных областей социально-психологических исследований, обозначенных в этой работе, можно назвать групповую психологию, сдвиг к которой от психологии индивидуальной выделен в качестве одной из основных теоретических проблем социальной психологии; психологию социальной идентичности, которая в отечественной науке во всем ее объеме впервые была поставлена и исследована именно Шихире-вым; психологию социальных представлений, включая ее кросскультурные аспекты.

Петр Николаевич Шихирев был замечательным семьянином, вырастил и воспитал троих детей, всегда следуя в своей жизни принципу поиска и бесстрашного исследования истины, ставя во главу угла духовное и нравственное совершенствование, а не материальную выгоду. Его супруга Лариса Дмитриевна, дети и близкие с уважением и любовью чтут его память.

П. Н. Шихирев скончался 9 января 2004 г. на 68 году своей жизни. Его судьба - это типичная судьба талантливого русского ученного и интеллигента. Он оставил на рабочем столе рукописи неоконченных книг, письма коллегам и ученным, большое научное наследие и библиотеку, переданные его родственниками научному архиву Института психологии РАН.

Нельзя не отметить очень важную функцию научно-педагогической деятельности Шихирева, к которой он относился с чрезвычайным вниманием, ответственностью и самоотверженной отдачей и выполнял до последних дней своей жизни - функцию наставника и учителя молодых ученных. В числе его учеников можно назвать докторов наук Н. М. Лебедеву и Г. У. Солдатову - ведущих отечественных ученых в области этнической и кросскультурной психологии; И. Р. Сушкова - ведущего специалиста по психологии межгрупповых отношений; Л. И. Науменко - одного из признанных специалистов в области социальной психологии Беларуси и многих других ученых.

Иллюстрацией взаимоотношений П. Н. Шихирева со своими коллегами и учениками и их отношения к нему служат воспоминания некоторых из них:

А. Л. Журавлев, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии РАН: "Петр Николаевич, бесспорно, обладал многими достоинствами, которые быстро делали его известным в разных профессиональных сообществах: социологов, психологов, политологов, этиков и т.д. Однако некоторые из его достоинств меня всегда поражали своим уровнем и сочетанием с другими качествами, что вызывало желание подражать и достигать хотя бы чего-то близкого. Во-первых, это высокая чувствительность к новой научной проблематике в той области знаний, которую он разрабатывал в конкретный период своей жизнедеятельности. Он хорошо чувствовал, что станет актуальным в ближайшее историческое время, предупреждал об этом и призывал прагматично к этому готовиться, чтобы достойно и профессионально ответить на вызовы времени. Он мог задавать важные теоретические ориентиры в разработке новых проблем, опираясь на свою добротную философскую и историческую подготовку. Во-вторых, он не просто "следил за литературой", новыми изданиями и т.д., а старался по-своему переработать и систематизировать новую информацию, включив ее в свою систему научных представлений, идущих из далекой истории и обращенных в будущее. Его система представлений в науке была подлинно системной, интегрирующей информацию из разных источников, постоянно обновляющейся и интенсивно развивающейся. Новая информация у него всегда конструктивно "работала", была действенной. В-третьих, Петр Николаевич обладал большими способностями полемиста. Хорошо известны его острые и одновременно содержательные выступления, которые и породили устоявшееся среди молодых научных сотрудников выражение "ходить на Шихирева". Однако поражала не столько содержательность его критических оценок (этим обладали многие), сколько способность предложить при этом что-то конструктивное, очень конкретное и интересное, конечно, не всегда простое для реализации, но всегда развивающее и, самое главное, - настраивающее человека на продолжение работы. Эта часть выступлений П. Н. Шихирева обычно предварялась словами: "Я бы на Вашем месте сделал следующее...", и это были слова, за которые он серьезнейшим образом отвечал, предлагая именно то, что желательно было бы сделать. И так каждый раз - вот это поражало, если учитывать, что в обсуждениях и дискус-

стр. 108

сиях он проводил много рабочего времени. Это была по-настоящему глубокая научная работа!"

Т. Ю. Базаров, доктор психологических наук, профессор психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, исполнительный директор Российского психологического общества: "Удивительны исследовательские и практические подходы П. Н. Шихирева по отношению к теме корпоративной этики. Для очень многих бизнесменов, с которыми он встречался, эта тема выглядела не более чем "бантик" на лацкане мундира. Он же переворачивал ситуацию: "Как сегодня возможно добиться успеха в бизнесе без выстроенной концепции жизни и шкалы предпочтений?" При этом активно и неформально (даже с теми, кого видел впервые - как это неоднократно бывало во время организованных им же конференций "Российская деловая культура", традиционно проводившихся на борту теплохода, идущего по Волге) помогал разобраться с собственными ценностями. Петру Николаевичу позволялось задавать другим острые вопросы типа: "Что для вас незыблемо, а чем готовы поступиться и ради чего? Только ради денег - не имеет смысла: легко стать пешкой в чужих руках". Есть люди, у которых четкие задачи и жизнь расписана на пять-десять лет вперед. Они твердо движутся к цели - вступают в сознательные альянсы с другими людьми, организациями, выстраивают траекторию карьеры, причем без нарушения этических норм: репутация важнее. Ему удивительным образом удавалось объяснить деловым людям важность "неосязаемых активов компании". Он запросто мог сказать, что этические кодексы с неба не падают, что все требования к сотрудникам подкреплены целями компании. Это костыли, на которые легко опереться в решительные моменты. Скажем, я разговариваю с важным клиентом, а в это время начальник зовет меня к себе. Что делать? Если компания ориентирована на клиента - лучше извиниться перед боссом и продолжить беседу. Как только возникает сшибка, некое противоречие, этический регулятор приходит на помощь. Кто хоть однажды имел счастье встречаться и говорить с Петром Николаевичем, на всю жизнь запомнит, что не во внешней атрибутике дело: умение держать себя, говорить, выглядеть - оно даже через солдатскую шинель проглядывает. Профессор Шихирев для многих задал высокий стандарт профессионализма русского интеллигента (и в данном случае не имеет значения, какого века)".

Н. М. Лебедева, доктор психологических наук, профессор, заведующая сектором кросскультурной психологии Института этнологии и антропологии РАН: "П. Н. Шихирев был уникальным научным руководителем, и эта уникальность заключалась в том, что он абсолютно ничем "не руководил": просто общался, причем всегда на равных, но это общение содержало самые важные в жизни уроки... Сейчас, по прошествии времени, многие из этих жизненных принципов я стараюсь передать своим ученикам.

Известно, что кто владеет информацией, тот владеет миром (особенно в постиндустриальную эпоху). Многие мои коллеги не любили и до сих пор не любят делиться информацией: книгами, статьями и т.д. П. Н. Шихирев, даже в эпоху "книжного голода", когда каждая книга по теме, особенно иностранная, была буквально на вес золота, делился своими книгами (многие из которых были в единственном экземпляре в стране) щедро и бескорыстно. Это вызывало цепную реакцию доверия и взаимопомощи.

В людей открытых, мыслящих, талантливых, остроумных и "помешанных на поиске истины" П. Н. Шихирев буквально влюблялся: он восторженно рассказывал о планах совместных исследований и называл их так: "человек моей группы крови!", что означало высшую похвалу и признание. На моей памяти их было немного, но все они с такой же любовью и восхищением относились к Петру Николаевичу.

П. Н. Шихирев был российским патриотом, причем не пафосно, а внутренне, глубинно. Блестяще зная английский язык, в начале перестройки он мог спокойно уехать на Запад, как сделали многие из коллег. Однако он этого не сделал по причинам глубоко личностного свойства. Сам он рассказывал мне об этом так: "Когда начинаешь общаться с американской профессурой, и она воспринимает тебя как равного, с уважением и доверием, становится не просто неприличным, а невозможным уехать из страны в это трудное время. Когда ты говоришь о ее проблемах глубоко и серьезно, понимая их суть, то очевидным становится, что слова и дела у порядочного человека расходиться не могут, и если ты такой умный и нравственный, ты должен быть там, в своей стране, со своим народом. И если ты себя уважаешь, а не просто мельтешишь по жизни, то у тебя, по сути, и нет никакого выбора: уехать или остаться".

Петр Николаевич говорил всем, кого он видел курящими, справедливо считая такое отношение к своему здоровью непозволительной роскошью и глупостью: "В России надо жить долго". Когда же его спрашивали: "А зачем она, такая жизнь, да еще долгая?", он всегда отвечал: "Можно дожить и до перемен". До перемен-то мы дожили, только безвременная смерть из России не ушла, по-прежнему забирая самых ярких и беззащитных".

Г. У. Солдатова, доктор психологических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова: "Петр Николаевич для меня - светлый и незабываемый человек. Из многих его ролей чрезвычайно удавалась ему

стр. 109

одна очень важная - быть учителем. Блестящий методолог, энциклопедист, свободно владеющий несколькими языками, он всегда щедро делился своими знаниями, одарял ворохом идей, раздвигал горизонты исследований, расширяя границы отечественной науки. Его прекрасная библиотека, наполненная редкими и недоступными в те времена изданиями, всегда была открыта для его коллег и учеников. Своих учеников он постоянно хвалил и перехваливал, совершенно искренне восхищаясь даже самыми первыми робкими шагами. И таким образом вселял в них уверенность и желание к развитию и совершенствованию. Петр Николаевич будил у своих учеников воображение, увлекая в научные странствия. Романтизируя науку, он делал ее страшно привлекательной, незаметно и тонко прививая вкус к научным исследованиям. Но, обрисовывая заманчивые исследовательские перспективы, не забывал возвращать к реальности, жестко задавая свой любимый вопрос: "И для чего все это нужно?".

Это большое везение, если можно сказать, что в твоей жизни был Учитель. Ученикам Петра Николаевича повезло - мы встретили такого человека. И кто мог, хотел и успел - тот был посвящен".

Т. А. Нестик, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН: "Жизнь Петра Николаевича была жизнью идей, а сам он - живой идеей. Может быть, именно поэтому творческую судьбу других людей он воспринимал как свою собственную, постоянно помогая всем вокруг. Петр Николаевич любил повторять слова своего отца: "Когда пилишь дрова, нужно уметь потянуть ручку пилы на себя, а затем дать потянуть другому, так и в жизни - нужно делиться с другими". Он верил в своих учеников, после встречи с ним мы уходили от него окрыленные и убежденные в необходимости больше и глубже вдумываться в то, что пишем и делаем. Ни одна книга не лежала подолгу у него в библиотеке, они постоянно находились в движении, передавались из рук в руки его учеников и коллег. Так же он относился и к своим деловым связям. Не случайно в последние годы в центре научных интересов Петра Николаевича оказались социальные сети, доверие и социальный капитал. Он сам был квинтессенцией "сетевого" человека: постоянно знакомил коллег друг с другом, делился своими бесконечными контактами. У него был дар посредника. Удивительным образом он умел объединять научные сообщества и приверженцев разных идейных традиций, показывая, какие фундаментальные направления разрабатываются их совместными усилиями. Петр Николаевич выступал в роли "связного" между советскими и зарубежными научными сообществами, дореволюционным отечественным научным наследием и современностью, деловыми культурами Запада и Востока.

Петр Николаевич был "правополушарным" ученым: развитая научная интуиция делала возможным предвидение точек роста в развитии науки на годы вперед, абсолютный музыкальный слух и свободное знание шести языков позволяли ему одновременно охватывать целые культурные горизонты как полифоническое переплетение идей. Вынужденный в сложных для свободомыслия условиях, как он говорил, "расти под шкафом", Петр Николаевич никогда не отступал и не терял духа. Свое 70-летие он собирался отметить участием в марафонском забеге, намереваясь вести на бегу разговор по-китайски..."

Л. М.. Соснина, кандидат психологических наук, научный сотрудник, заведующая Научным архивом Института психологии РАН: "Образ Петра Николаевича как человека и ученого в моей памяти связан с такими его качествами, как предельная честность, открытость, щедрость и строгое отношение к себе и окружающим. Его энциклопедическая память, творческая устремленность, жизнелюбие, острота ума и искрометный юмор вызывали восхищение у коллег и учеников. Он сформировал меня как ученого, привил основы культуры научного труда, высокие нравственно-этические критерии оценки своей творческой деятельности. В моей памяти Петр Николаевич остается примером ученого и человека, по которому я до настоящего времени сверяю свои жизненные поступки, отношения и оценки научной деятельности".

И. Р. Сушков, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Ивановского педагогического университета: "Передо мной фотография Петра Николаевича, беседующего за чашкой чая с Сержем Московичи. Старенький фотоаппарат "Зенит". Ощущение молодости и красоты общения. Чувства свободы и дружбы всегда возникали при встречах с П. Н. Шихиревым, несмотря на большую разницу в возрасте. Он обладал уникальным свойством, умел учить думать. Его тонкое чувство языка, удивительная широта взгляда заставляли других совершенно по-новому смотреть на привычные вещи. Он заставлял обращаться к первичным категориям и на их основе выстраивать все здание научной идеи.

Его рабочий кабинет был завален книгами. И каждая книга, которую он называл или мог просто подарить, оказывалась именно той, которая больше всего помогала в работе.

Лет десять назад он сказал, что написал за лето пятьдесят печатных листов. Сильное впечатление производил не столько объем работы, сколько то, что каждая страница его рукописи была наполнена глубокими авторскими размышлениями. Его пример продолжает вызывать у меня светлое чувство зависти и стремление быть хоть немного похожим на него".