Игналинская аэс почему закрыли. Как заканчивается жизненный путь аэс на примере игналинской станции

На строительстве была применена несъёмная опалубка... которая внутри заливалась бетоном...

Погрузка "несъёмной опалубки" на "трал"...

Несъемная металлическая опалубкат из плит толщиной 60-80 мм на строительстве блока А-1

Все крупные элементы реактора изготавливались в так называемых "шатрах"... здания имели съёмную крышу и мощными кранами грузились на "шагающий транспортёр" ,который подвозил детали к блоку...

Общий вид цеха укрупнительной сборки схем аппарата.


Рассверловка схемы реактора


Изготовление отдельных частей реактора...

Шагающий транспортёр... грузоподъёмность 1400 тонн...


Блок "А" ,реакторный зал... готов принять реактор...

Ну вот- часть стен уже поднялось и можно везти оборудование...

Реактор - доставка металлоконструкций схемы "КЖ" и "Д" на шагающем транспортере.

Транспортировка схемы реактора "Л" весом 600 тонн на шагающем транспортере из шатров - тепляков под перегрузочную эстакаду. Начало 1982 года...

Реактор - Доставка металлоконструкций схемы "ОР" и "С "на шагающем транспортере


Транспортировка схемы "ОР" в комплекте со схемой "С" на транспортёре в зону монтажа... декабрь 1981г.

Как и положено было в то время - указать план дальнейших действий...


Монтируют и главную вентиляционную трубу...

Интересно... что из этого получится?

Пошло на стыковку очередное кольцо...

Площадка на которой сошлись три вентиляционные трубы...


Пока монтируют главные схемы реактора, подвозят сепараторы...

Транспортировка сепаратора

Коблицкий К.А. - начальник МСТ-3 Андреев Ю.Н. - зам.гл. инженера Сорокин Н.Ф. -главный механик

Подача барабан-сепаратора весом 320 тонн в проем к месту монтажа с использованием основания крана БК-1000 и площадки для укладки барабан-сепаратора. Начало 1982 года

Герой социалистического труда Марьясов Г.Н. ведет подъем барабан-сепаратора весом 320 тонн.

Бригада Зуева на монтаже сепаратора


Еще бригада...

"Война-войной, а обед - по рассписанию..."



Зима работе не помеха... Везде подъёмные краны...(другие фото смотри )

Бесстрашные крановщицы...Нужно было иметь большое мужество находиться в кабине шатающегося подъёмного крана, поднимая многотонные грузы...

А тут уже и реактор собрали "до кучи"...




Ведутся работы на реакторе... (рабочий момент) (другие фото смотри


Бригада Поляева-монтаж реактора

В мае начаты монтажные работы по созданию принудительной системы циркуляции. Начат монтаж металлоконструкций.
В октябре завершено бетонирование стен зала 1- ого реактора до +43 метров.



Митинг, посвящённый окончанию бетонирования отметки 43,2 м.


Взята высота 43.20




Бригада Егорова

В июле 1982 года завершен монтаж технологических схем в шахте реактора, а в августе завершен монтаж графитовой кладки. В августе начат монтаж турбогенераторов.

Теперь всё это нужно собрать в одно целое... Монтаж ТГ-2-1


Монтаж турбогенератора...

Развязка труб на блоке "Г"...

Одновременно продолжал поступать бетон на блоки "Д" и "Г" ...

Военные арматурщики за работой...


В декабре начаты монтажные работы в коридоре коммуникаций,
в сентябре начат монтаж сепараторов, а в октябре - начат монтаж технологических каналов.

За этими "сухими" фактами скрываются человеческие судьбы и души...Одно из строительных подразделений...

Электромонтажники МСУ-21 1979 год... дальний ряд- М. Никольский, Б. Литвинович, посередине - А. Мартиросян, Валентина..., Т. Ольшанова, впереди - Е. Легченкова


Вот они-мастера своего дела... сварщики реактора... Благодаря их мастерству станция уже который год работает безаварийно...

Сварка под реактором - это вам не "хухры-мухры"...


Станцию строили не только "гражданские" строители, но и военные...Самую тяжёлую, неблагодарную работу вынесли эти ребята на своих плечах....

Скоро дембель... и туманная гражданка...


В свободные минуты можно и пошутить...

Только в такой обуви можно было находиться на строительной площадке...
Механик СМУ-5 Михаил Никольский и электрик Супян
(Где же ты теперь Супян? Как сложилась твоя судьба в пылающей Чечне?)



Весёлая бригада...


Военные строители на работе...

Офицеры были частыми гостями на строй-площадке...

Мы строили атомную...

Развод военных строителей на работу...

Под знаменем полка...

У солдат была техника и посерьезней... 1991 год




Бригада Евсеева на ОРУ-330

Монтаж ОРУ-330-бригада Кострюкова Г.И.

Ну и как обычно были свои победители...

А вот и сам победитель...

Анатолий Дмитриевич Пономарёв...

Об этом скромном и замечательном человеке, самом молодом из Героев Социалистического Труда министерства "Среднего машиностроения" можно прочитать

Анатолий Понамарёв в президиуме на очередном собрании Западного Управления Строительства...

(фото из архива А.Пономарёва)

Гавриил Николаевич Марьясов

(фото из архива А.Пономарёва)

Герой Социалистического Труда Алексей Иванович Козловский...

(фото из архива А.Пономарёва)

О всех Героях Социалистического Труда СССР когда-либо работавших на Игналинской станции, можно прочитать

Рабочие моменты строительства станции из архива Анатолия Пономарёва...

Жуковский...

Вениамин Фёдорович - геодезист СМУ1

Пазынич с бригадой

Абрамов, крановщик

Прораб Сергей Рамаданов

Монтируют ж/д пути для перевозки крупногабаритных грузов...

Королюк


Сергей Смирнов (слева) - бригадир комплексной бригады СМУ1, рядом Мачулайтис Бронюс

Цветы на стройке... завершают фотоальбом Анатолия Пономарёва...

Победителей строительства чествовали различные делегации...

Пионеры приехали...

Прионеры ждут когда проснётся комсомол... (погода осенняя... а пионеры в летней форме...)


Другие победители...


Комсомольцы - добровольцы - участники 2-го съезда ЛКСМ (Литовского Коммунистического Союза Молодёжи)

И конечно не забывали про праздники и демонстрации..

В центре посёлка Снечкус...

Военные строители на демонстрации...

Военные строители на параде...

(было и такое... не хватало настоящих автоматов, так делали деревянные и два-три солдата становились с ними внутри "коробки")

Идут офицеры...

А стройка продолжалась...



Не забывали про строительство и "верхи" из Москвы...

Министр (председатель госкомитета) среднего машиностроения СССР Ефим Павлович Славский на объекте...

Вот уже начал вырисовываться и сам реактор...

Физический пуск реактора -одно из основных событий того времени...

Торжественный момент - загрузка активного стержня в реактор... (другие фото смотри

Венцом завершения наружных работ - было красное знамя на самой высокой точке здания...

Кстати, на средней (самой высокой) вентиляционной трубе второго энергоблока, в 1987 году были установлены из нержавеющей стали огромные буквы - СССР, которые блестели на солнце и были видны далеко за пределами станции... Но сразу, после обретения "независимости", эти ненавистные четыре буквы были сняты верхолазами из г.Панявежис за "кругленькую" сумму... В это же время и посёлок Снечкус был переименован в Висагинас... - по названию местного озера...(это уже гораздо позже был присвоен статус города)

Озеро Висагинас...

В 1983 году начато строительство 3 - ого энергоблока.

Эта стелла долго встречала своим приветствием строителей и гостей станции...


Вот так мы могли позволить себе встретить первый новый год реактора!!!

Выход воды в сбросной канал из первого энергоблока...

Митинг, посвящённыё пуску турбогенератора 2


После вручения правительственных наград... Как говорится "Сражения выигрывают генералы а проигрывают их солдаты..." В первом ряду сидит 5-й справа - Гришкявичус Пятрас (1-й секретарь ЦК КП Литвы) 3-й справа - Бразаускас Альгирдас; 5-й слева -Жилин Юрий - начальник ЗУСа (Западного Управления Строительства)

Последним начальником Западного Управления Строительства на Литовской земле был Муравьёв Геннадий Иванович. Об этом трудолюбивом и неутомимом человеке можно прочитать в статье Муравьев Г.И.

Геннадий Иванович Муравьёв...

В 1986 году завершались все монтажные работы на 2 - ом реакторе, который планировалось запустить в 1986 году, но из-за Чернобыльской аварии все пусковые работы были перенесены на 1987 год.


Игналинскую атомную электростанцию строил весь Советский Союз!...

Перечень предприятий и организаций, учавствовавших в строительстве ИАЭС.

Министерства СССР

Министерство атомной промышленности

Министерство химического и нефтяного машиностроения

Министерство тяжелого и транспортного машиностроения

Министерство энергетического машиностроения

Министерство энергетики и электрификации

Министерство монтажных и специальных строительных работ

Министерство оборонной промышленности

Министерство внутренних дел

Всесоюзное объединение «Изотоп»

Проектные организации _________________________________

ИАЭ - Институт атомной энергетики

НИКИЭТ - Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники

ВНИПИЭТ - Всесоюзный проектный и НИИ комплексной энергетической технологии

ВНИИАЭН - Всесоюзный НИИ атомного и энергетического машиностроения

"Оргстройпроект" -Проектно-изыскательский институт

НИКИМТ - Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии

Институт «Атомтеплоэлектропроект» Министерства энергетики и электрификации СССР (Киевское отделение)

Институт «Энергосетьпроект» Министерства энергетики и электрификации СССР (северо-западное отделение)

Литовский ОКП СЗО «Энергосетьпроект»

Институт «Сельэнергопроект» Министерства энергетики и электрификации СССР

Институт «Гипрокислород» Министерства химической промышленности СССР

Институт «ВНИИ Холодмаш» Министерства химического машиностроения СССР

Институт «Укржелдорпроект» Министерства путей сообщения СССР

«Севзапспецавтоматика» - Специальное проектное бюро Министерства приборостроения СССР

ВНИИПИ «Теплопроект» Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР

Ленинградское отд. ЦНИИ «Проектстальконструкция» Госстроя СССР

Институт «Гипросвязь-2»

ЦНИИТМАШ - Научно-производственное объединение

ГИДРОПРОЕКТ - Всесоюзный НИИ Министерства энергетики и электрификации

СОЮЗУГЛЕРОД - Производственное объединение конструкционного графита и электродов

ВНИИТО - Всесоюзный НИИ электротермического оборудования

ВНИИГИДРОМАШ - Всесоюзный НИИ гидромашиностроения

НТО ЦКТИ - НПО по исследованию и проектированию энергетического оборудования

Центральное проектно-конструкторское бюро Министерства связи ЛССР

ЛЭИ - Литовский энергетический институт

КТУ - Каунасский технический университет

Научно-технический центр «ЕМС»

Р1МА - Проектно-монтажная фирма электронных инженерных систем

Строительные организации

ЗУС - Западное управление строительства

СМУ- 1, 4. 8, 10 - Строительно-монтажные управления

СУС - Северное управление строительства

СМУ- 2, 3 СУС - Строительно-монтажные управления

Механомонтажные организации ___________________

МСТ-3 - Монтажно-строительный трест

МСУ-90 - Монтажно-строительное управление

МСУ-91 - Монтажно-строительное управление

МСУ-1, 58 - ПО Энергоспецмонтаж

МСУ-105. 109 - Монтажно-строительные управления

МСУ-86 - Монтажно-строительное управление

МСУ-16 - Монтажно-строительное управление

Электромонтажные организации ________________

ПЭМ - Трест «Промэлектромонтаж»

МСУ-21 - Электромонтажное управление

МСУ-32 - Электромонтажное управление

МСУ-31 - Электромонтажное управление

МСУ-80 - Специальное электромонтажное управление КИПиА

СМНУ-41 - Специальное электромонтажное управление по связи и пожарной сигнализации.

ХЭМ - Трест «Химэлектромонтаж»

МСУ-71 - Электромонтажное управление

МСУ-74 - Электромонтажное управление

МСУ-76 - Электромонтажное управление

ВМУ - Вильнюсское монтажное управление треста "Севзапмонтаж автоматика"

Заводы, фирмы

Государственный институт информационных технологий (\/1Т1)

Завод "Криогенмаш"

Завод "Энергомаш"

Завод «Энергомаш»

Машиностроительный завод

Машиностроительный завод

Механический завод

Завод "Энергомаш"

Завод подъемно-транспортного оборудования

Завод «Сибтяжмаш»

Завод насосного оборудования.

Завод турбогенераторов «Электросила»

Научно Производственное Объединение им. Лепсе.

Центральное конструкторское бюро "Машиностроение" (ЦКБМ)

Центральный НИИ конструкционных материалов «Прометей»

Завод Противопожарного машиностроения

Всероссийский НИИ по эксплуатации атомных электростанций

Завод «Борец»

Российский научный центр «Курчатовский»

Завод электро-монтажных изделий -1

Государственный Технический Университет Атомной Энергетики (ИАТЭ)

Центральный институт повышения квалификации (ЦИПК)

Завод «Криогенмаш»

Завод «Промтяжарматура».

Завод «Химмаш»

Завод насоного оборудования.

Завод «Красный котельщик».

Завод вентиляторного оборудования (Челябинская обл.)

Завод «Электопривод»

Завод кранового оборудования

Вентиляторный завод

Завод «Союзуглерод»

Металлургический завод

Завод металлоконструкций

Арматурный завод «Энергмаш».

Машиностроительный завод

Научно-исследовательский центр «ЗТЗ-Сервис»

Арматурный завод

Специализированное проектно-конструкторское бюро «Проэлектро»

Завод теплообменного оборудования

Завод «Криогентехника»

Завод насосного оборудования.

Завод «Энергомаш»

Научно-производственное предприятие "АББ-Монолит"

Научно-производственное предприятие "Турбоэнергосервис"

Завод "Двигатель"

Ташкентский электротехнический завод (ТашЭЗ)


Общая схема блока "А" Игналинской атомной электростанции...

Технические характеристики

В это же время было построено 60 процентов 3 - го энергоблока, но все работы были законсервированы.


Общий вид строительства блока А-3

3-й блок...

Более низкая часть левой стороны здания - недостроенная часть 3-го энергоблока...

В 1989 году полностью остановлены работы на строительстве 3 - го энергоблока.


Пока станция работает...

За 11 лет была построена самая мощная электростанция в мире. На строительстве ИАЭС было построено 142 км автодорог, 50 км железных дорог, 390 км линий связи, 334 км кабельных электролиний, 133 км канализационных сетей, 164 км теплосетей. Было заложено 3544000 м3 железобетонных конструкций, 76480 т арматуры.

На ИАЭС работало около 4500 работников, из которых 1290 женщин. 92,04% работников - граждане Литовской Республики.

5 октября 1999 года Правительство Литовской Республики утвердило неадекватную Национальную стратегию энергетики, по которой первый блок Игналинской АЭС будет снят с эксплуатации в 2005 году.

19 февраля 2001 года Правительство Литовской Республики утвердило программу снятия с эксплуатации первого блока Игналинской АЭС.

И так...31 декабтя 2004 года навсегда остановились турбины первого энергоблока Игналинской АЭС...хотя они могли бы работать ещё не один десяток лет!!!

Уже работает только 2-й блок...


Летом 2009 года начали демонтировать генераторы с первого блока и отправлять покупателям...

А сколько ещё электоэнергии мог бы он выработать! ...

Нет ничего тут весёлого... уже на ж/д платформе...

Наступает 2010-й год... 31 января 2009 года должен остановиться (по решению правительства Литвы!) 2-ой энергоблок станции... И на этом прекращает своё существование ГИГАНТ энергетики... , а вместе с ним и город, и люди, построившие этот уникальный объект и оригинальный город!

Как и девяносто лет назад стал для нас актуальным этот плакат!

Краткую летопись в цифрах и последствия закрытия станции можно прочитать

Единственное предприятие, которое осталось в "нагрузку" от СССР для свободной Литвы - Промышленная отопительная котельная , которую побоялись разрушить до конца...

Но из-за "умной" политики руководителей государства (которые не хотят жить дружно с соседями, по причине чего Россия и не дает скидки на газ!) власти на местах всячески умудряются выйти из этого тяжелого положения... Так директор государственного предприятия "Visagino energija" З. Юргутавичус на пресс-конференции по результатам работы в 2010 году заявил - "Проблем с биотопливом в нашем регионе нет. В охранной зоне водозабора можно выращивать иву, кустарники, которые используются в качестве биотоплива, которое с учетом затрат будет как минимум на треть дешевле газа, может использоваться для работы котельной в летнее время" (когда и так в это время цена за квартплату минимальная! ).

Ко всему этому хочется добавить... Давайте разводить пчёл на обширных полях (лес из Литвы уже весь вывезли за границу!) и делать восковые свечи для освещения домов и улиц, и тогда Свободная Литва полностью будет энергонезависимой!!! (чего так добиваются руководители государства!)


ГЕОГРАФИЯ ИГНАЛИНСКОЙ АЭС


Игналинская атомная электростанция расположена в Литве. Станция построена на южном берегу озера Друкшяй, в 39 км от города Игналина.

Расположение Висагинской атомной электростанции...

Ближайшими к станции большими городами являются Вильнюс, расположенный в 130 км (575000 жителей), и Даугавпилс в Латвии, расположенный в 30 км (126000 жителей).


Вид на станцию и озеро Другшяй...

В 6 км от станции расположен г. Висагинас (32600 жителей) - резиденция работников Игналинской АЭС.


г. Висагинас... на дальнем плане - Игналинская атомная электростанция.. .

г. Висагинас...на горизонте в дымке Игналинская атомная электростанция...

Ближайшее шоссе проходит западнее, в 12 км от ИАЭС. Оно соединяет город Игналину с городами Зарасай и Дукштас и выходит на магистраль Каунас - С.- Петербург. Выход основной дороги от Игналинской АЭС на указанное шоссе находится вблизи г.Дукштас. На этой земле в далёком 1944 году полегло много советских людей, защищая свободу и независимость Прибалтики от фашизма. С статье "Мы помним о вас..." - рассказ об одном из многих захоронений советских воинов... Протяженность дороги от электростанции до г.Дукштас составляет около 20 км.

Железнодорожная станция г. Дукштас где-то 1900-е годы


Метеорология

Игналинская АЭС расположена в зоне умеренного климата. В глобальном масштабе климат региона можно рассматривать как однородный.Однако в региональном масштабе климат достаточно неустойчивый из-за преобладающего вторжения воздушных масс из примыкающих географических зон. По сравнению с другими регионами Литвы рассматриваемый регион отличается большими изменениями температуры воздуха в течение года, более холодной и долгой зимой с обильным снежным покровом и более коротким летом.

Среднегодовая температура воздуха в регионе составляет 5,5°C. Весной (март-май) средняя температура составляет 5,1°C, летом (июнь-август) 16,1°C, осенью (сентябрь-ноябрь) 6,10°C и зимой (декабрь-февраль) - -5,5°C. Самый холодный месяц - январь, его среднемесячная температура равна - минус 6,5°C. Самый теплый месяц - июль, его среднемесячная температура составляет 17,8°C. Годовая амплитуда среднемесячных температур составляет 24,1°C градуса. Абсолютный максимум температуры достигал 36°C, а абсолютный минимум - минус 40°C.

В течение года над территорией региона проходит свыше 170 атмосферных фронтов. Преобладают ветры западного и южного направлений. Наиболее сильными являются ветры западного и юго-восточного направлений. Среднегодовая скорость ветра составляет 3,5 м/с. Максимальная скорость при порывах ветра может достигать 28 м/с. Весной среднемесячная скорость ветра составляет 3,1, летом - 2,7, осенью - 3,4 и зимой - 3,7 м/с.

Среднегодовое количество осадков равно 638мм. Минимальное их количество выпадает в феврале (около 31 мм), а максимальное - в июле (около 83 мм).Снежный покров сохраняется в среднем в течение 110 дней в году. Средняя высота снежного покрова составляет 30-40 см.

Среднегодовая относительная влажность воздуха равна 80%, зимой она достигает 90%. Минимальная относительная влажность (53 - 63%) приходится на июнь, а максимальная - на январь.

Генеральный план

Игналинская АЭС занимает площадь около 0,75 км2, причем здания занимают около 0,2 км2. ИАЭС включает в себя два сходных блока с реакторами РБМК-1500.

Каждый блок состоит из шести сооружений, а именно из зданий А, Б, В, Г и Д. Два отдельных реакторных здания А1 и А2 примыкают к общему зданию Д1/ Д2, в котором расположены блочные щиты управления,

Блочный щит управления...

электрические помещения и деаэраторное отделение. Последнее здание примыкает к общему машинному залу. Главные корпуса Игналинской АЭС расположены в 400-500 м от берега озера Друкшяй.


Общий вид площадки станции...(ближе к нам от главного корпуса чернеют развалины 3-й очереди...)


Оба блока содержат следующее общее оборудование: хранилище слабоактивных отходов, хранилище твердых радиоактивных отходов, корпус по переработке жидких радиоактивных отходов, открытое распределительное устройство, азотно-кислородную станцию и вспомогательные системы.
Здания, в которых расположены 12 дизельных генераторов (по 6 на каждый блок), служащих в качестве аварийного электроснабжения, физически отделены от других зданий.

Очередной учебный пуск двенадцатого дизеля...

В помещении одного из дизелей...

Один из 12 дизелей.... которые запускаются автоматически при потере напряжения на блоках эл. станции...

Снята крышка цилиндров дизеля...

Отдельные береговые насосные системы сооружены для каждого блока. Их назначение - непрерывная поставка воды на нужды станции.

Небольшое здание по центру - насосная станция...


В МИРЕ ФАКТОВ

TG 1 0.00 МВт TG 3 702.48 МВт

TG 2 0.00 МВт TG 4 649.81 МВт

МВт МВт

МВт Текущий расход ядерного топлива 1,31 кг/ч

Для выработки этого количества электроэнергии за 1 час необходимо было бы сжечь:

Уголь 8 вагонов 510 тонн

или мазут 5 вагонов

Грузоподьемность 60 тонн - грузоподьемность 60 тонн

При выработке эл.мощности 1342,53 МВт за 1 час на ТЕПЛОВОЙ станции от сгорания топлива

ОБРАЗУЕТСЯ


А так выглядит Игналинская атомная электростанция...

Но не всегда так тихо и мирно жила станция...


Сотни, не сведущих в технологии работы реактора, людей, из глубинок Литвы, подстрекаемые антисоветскими элементами, выступили за срочное закрытие станции...



Собрались на очередной пикник...


Вроде уже и устали слушать "правду" ...


Надпись на плакате..." Хиросима Чернобыль Игналина? "

Тут всё ясно...


"Играют" на национальных чувствах... (как нам хорошо жилось здесь раньше...)


Надпись на плакатах..."Прочь АЕ с нашей земли! " , " Реактор РБМК в музей" , "Гарантию будущему Литвы "



Было и такое...


После получения самостоятельности Литвы, работники станции стали заполнять уже другие анкеты...
(появился "интересный" IX пункт...



Небольшая экскурсия...


Реакторный зал... На переднем плане "пятак" реактора...


Принципиальная схема работы станции....

Рабочие моменты станции...



Ночная смена...

Машина для загрузки и выгрузки топлива.... позволяет производить все свои манипуляции во
время работы реактора...

Она же в работе...


Машинный (турбинный) зал...


Турбогенератор... ТГ-3 и ТГ-4



Очередное ТО...(Техническое Обслуживание)


ТО продолжается...


Щит управления реактором...


Рабочие стержни для реактора...


Макет контейнера для отработанных стержней....


Установленные контейнера на площадке ХОЯТ (Хранилище Отработанного Ядерного Топлива)


Площадка ХОЯТ

Контейнер перед установкой на ХОЯТ...



Вот такой у нас получился Новый год!

Их Величество Трубы....

Трубы,трубы,трубы - везде трубы....


А это Игналинская атомная электростанция - вид из космоса....в правом нижнем углу - развалины недостроенного и затем уничтоженного государством 3-го блока...

Тот самый Альгирдас Бразаускас (первый слева)(премьер министр Литвы) который ратовал, по приезду на станцию, за работу первого энергоблока, и тут же, через несколько дней, в Женеве, подписал акт о его закрытии..., хотя никто из европейских стран об этом и не настаивал...Третий слева - начальник станции Виктор Шевалдин.

Закат станции...

Вот и всё кончено... 31 декабря 2009 года был остановлен второй (он же последний) энергоблок Игналинской атомной электростанции... Был город, жили люди, имели работу... и вот настали времена покидать свои "насиженные" места, потому, что перспективы дальнейшего существования в этом регионе государство и не пыталось создать...

Вот как выступила новая глава государства Даля Грибоускайте:- " После закрытия Игналинской АЭС 2010-й станет годом начала энергетической независимости. Энергетическая система Литвы была зависимой от России именно из-за старой (?) электростанции. Опутавшие её интересы привязали Литву к России и не позволили (?) развивать ни альтернативную энергетику, ни прокладывать линии электропередачи, соединяющую нашу страну с западными регионами. Наконец начнётся создание реальных электросетей (?) , которые ни одна политическая сила не решилась начать, пока действовала старая (?) Игналинская АЭС" ... Без комментариев...

Вот уже почти год стоит и бездействует гигант атомной энергетики... Всех ведущих специалистов тут же заменили на «профессианалов»(конечно каждый в своей области... кто в политике, кто в бизнесе), которые в первый раз в этом году увидели близко атомную электростанцию (а возможно и вообще ознакомились с энергетическим предприятием!) и начали «рулить»...(ведь станция уже не работает и, как им казалось, ничего страшного не может произойти) всё ещё катилось по инерции, пока не стали разъезжаться старые «кадры». И вот 5 октября 2010 года на станции произошла авария, которую новые руководители тщательно пытались скрыть даже от своих жителей, не говоря уже о мировых средствах массовой информации... И только 26 октября 2010 года, когда информационное агенство REGNUM Новости сообщило об аварии и упрекнуло администрацию станции о сокрытии фактов, то 27 октября 2010 года в ИА REGNUM Новости поступило заявление администрации станции, в котором говорится: «Во-первых, хотим подчеркнуть, что Игналинская АЭС от людей ничего не скрывала. Сразу после происшествия ИАЭС на своем сайте разместила подробную и соответствующую действительности информацию, в которой детально разъяснялось, что произошло. Больше к этому добавить нечего.»

Вот это заявление...

Перевод текста:

"5 октября 2010 года при выполнении плановых работ по проекту В12 «Услуги по созданию технологии дезактивации внутренних поверхностей основного циркуляционного контура, систем продувки и расхолаживания и байпасной очистки ИАЭС» — дезактивации контура первого блока — в одном из компонентов произошла разгерметизация, во время которой за пределы контура вытекли используемые при дезактивации химические реагенты (азотная кислота (1 проц.) и перманганат калия).
Так как при осуществлении этого проекта соблюдаются строгие требования безопасности и работы выполняются в герметичных помещениях со специальными дренажными системами, никакие химические реагенты и загрязненные радиоактивными нуклидами материалы за пределы контролируемой зоны ИАЭС не попали.
После этого происшествия был произведен радиоактивный контроль помещений, где проходят работы, а также прилегающих к ним помещений. Установлено, что в помещениях, где находился персонал, уровень радиации не превышал установленных и допустимых норм. Была произведена дезактивация помещений и приняты все остальные необходимые меры безопасности. Установлено, что персонал, работавший 5-6 октября в тех помещениях, не пострадал и никаких дополнительных доз облучения не получил. 4-7 октября увеличения выброса радионуклидов в окружающую среду зафиксировано не было. О происшествии была информирована Государственная инспекция по безопасности атомной энергетики (VATESI). В настоящее время специалисты ИАЭС анализируют причины возникновения этих неполадок в выполнении проекта, чтобы в будущем, при осуществлении похожих проектов, аналогичные технические проблемы не повторились."

Что интересно, это заявление (как они пытаются доказать) было опубликовано 5 октября 2010 года в 15:46. Но тут же, ниже, пишут, что персонал, работавший 5-6 октября в тех помещениях, не пострадал и никаких дополнительных доз облучения не получил. 4-7 октября увеличения выброса радионуклидов в окружающую среду зафиксировано не было. Как это так они узнали наперёд, что всё будет нормально? Или это дала «осечку» пресс-секретарь ИАЭС Дайва Римашаускайте, дописав (конечно под диктовку руководителей) задним числом это объявление...

Из разорвавшегося контура вытекло около трехсот кубометров радиоактивной суспензии.

Вот так и живём...


В И С А Г И Н А С

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Окрестности Висагинаса - это земли, на которых с незапамятных времен жили племена селонов (древних балтов). Первое упоминание об этой местности в исторических источниках относится к 1526 году - в дарственном акте приходу Науейи Даугелишкес.

В 1975 году на месте современного г. Висагинас было начато строительство поселка энергетиков.

Камень установили рядом со строящимися первыми домами...



Памятная доска в честь будущих строителей города энергетиков...

В 1977 году ему было присвоен статус поселка городского типа с названием Снечкус до 1992 года. В 1994 году Висагинасу присвоен статус города, а в 1995 году - права города, в связи с новым территориальным делением страны.


Сначала эта надпись встречала гостей посёлка...

Границы посёлка расширялись...пришлось делать новую стеллу...


981 год.... субботник в городе....

На субботнике трудились все....

Снечкуские футболисты...


А так проходили демонстрации...

Улыбки не принужденные...

Здесь тоже все довольны...


Спортсмены идут...

Ветеранов было много...

Всё как на настоящем параде...


Над городом надвигались тучи антирусизма...



Митинг в 1989 году.....

А это уже другое...


Надпись на плакате..."Требуем объявить секретные протоколы пакта Молотова - Риббентропа недействительными, вывести из Прибалтийских республик
окупационную армию и разрешить народам Балтийских стран самим установить политико-социальный порядок."


Многие прогрессивные деятели Литвы были против отделения республики от Союза...За что и поплатились годами тюрьмы...

Вот проект обращения компартии Литвы,подписанное бывшим зав.орготделом компартии Литвы Йонасом Ермолавичусом к жителям республики...


В 1996 году Декретом президента Литвы утвержден герб города. На гербовом щите на синем фоне изображен серебряный журавль, который в геральдике обозначает осторожность и бдительность.

Герб города Висагинас...

Знамя города Висагинас...

Журавль на стелле в центре города...

Город расположен в восточной части Литвы, недалеко от самого большого в стране озера Друкшяй, на северном берегу озера Висагинас. Площадь города 896 га.



План-схема города Висагинас

А это - реальность...

В городе проживает 33,8 тыс. жителей. Из них мужчин - 16,3 тыс. и женщин - 17,5 тыс. 22,3 тыс. жителей трудоспособного возраста, 8,8 тыс. нетрудоспособного возраста и 2,7 тыс. пенсионного возраста. (на конец 1990 года...)



Футбольное поле в одном из дворов...

Железная дорога у станции "Висагинас"...


Кольцо на ж/д станции "Висагинас"


Около 5 тыс. человек, проживающих в городе, работали на Игналинской атомной станции, которая находится в 6 км от города. Другие работают в других отраслях.



Единственная швейная фабрика... - работа для женщин...

В городе много строителей, швей, работников сферы услуг, занимающихся предпринимательством.



Пешеходная улица Седулинос в городе...

В городе есть очень много предпринимателей. Им создаются благоприятные условия для развития деятельности, для регистрации новых предприятий. В реестре предприятий самоуправления зарегистрировано 2049 предприятий (876 действующих). В большинстве своем это предприятия торговли, общественного питания, транспортных услуг, выполнения ремонтно-строительных работ и бытовых услуг


Мозайка на фасаде одного из домов...

Это же здание...

В городе находится 8 общеобразовательных школ, из которых средних - 5, одна гимназия, одна основная и детский сад - школа. В учебных заведениях города работают 567 учителей и обучается 5485 учеников (2002/2003 у.г.).



Профессионально-техническое училище...

В городе также имеется 2 частных школы, политехническая школа, дом Детского творчества и известная своими достижениями музыкальная школа им. Чесловаса Саснаускаса. Действуют 5 детских садов - яслей (на 01 01 2003 - 1054 детей). При отделе просвещения действует клуб дополнительного развития


Здание больницы в городе...

Дачный массив "Вишня"...


Культурную жизнь города организует Отдел культуры и спорта и подчиненные ему центры культуры: "Драугисте", "Банга", "Орбита". В "Драугисте" очень часто организуются выставки работ людей искусства Литвы и других стран; в большом зале "Банга" проводятся различные концерты, выставки, дискотеки; в клубе "Орбита" - различные молодежные мероприятия, вечера отдыха.

Дом культуры "Банга" на берегу озера...

Различные состязания проводились раньше во время праздников...

Центром национальных культур организуются мероприятия национальных меньшинств. При этих центрах действует множество коллективов художественной самодеятельности. Всего в городе насчитывается 110 таких коллективов с 2546 участниками.


Улица Парко...

Традиционные культурные мероприятия города: "Поэтическая весна", "Музыкальная весна", "Праздник песни, танца и искусств", Visagino Country, "Праздник города", "Рок-фестиваль". Горожане участвуют в традиционном фестивале народной музыки и танца "Ежеру сетува".


"Белый дом" города...

В городе образовано 17 спортклубов, спортивные секции посещают 1600 горожан. Профессионально подготавливаются футболисты, борцы греко-римской борьбы, лыжники, гребцы на байдарках и каноэ. Школа акробатики в Висагинасе - это центр акробатики всей Литвы, вырастивший призеров чемпионатов Европы и мира. В городе созданы хорошие условия для спорта и активного отдыха: стадион на 5 тыс. мест, 2 спорткомплекса, теннисные корты, гребная база, освещаемая лыжная - роликовая трасса. Висагинская футбольная команда "Интер" известна далеко за пределами города и Литвы...


Фонтан "Солнце" на улице Седулинос....(к сожалению уже который год не работает...)

2010 год... фонтан заработал...!!!


Живописные окрестности Висагинаса привлекательны для развития массового туризма. Висагинас - самый молодой город Литвы, расположенный среди сосен на берегу одноименного озера. Архитектура города сбалансирована удачным сочетанием многоэтажных домов с зелеными насаждениями. Жилые дома расположены в виде своеобразных закрытых тихих двориков, защищенных от ветра и шума транспорта. По пешеходной улице удобно выйти в зону отдыха на берегу озера и в парк. Здесь же, в зоне отдыха, оборудованы пляжный комплекс и несколько спортивных площадок. Озеро Висагинас украшают несколько островков, которые можно посетить, арендовав лодки или водные велосипеды. Ни один турист не откажется прогуляться по новому понтонному мосту. Несколько далее - современный стадион, за ним - прекрасные теннисные корты.


Городской пляж...

Туристы, прибывшие в Висагинас, обеспечиваются жильем в самой большой и комфортабельной в Утенском округе гостинице "Аукштайтия". Здесь работают кафе, ресторан, швейное ателье, парикмахерская, прачечная, предоставляются услуги массажа, косметолога, есть игровые автоматы, бильярд, магазин сувениров и цветов.


Справа- гостинница "Аукштайтия"...

В парковой зоне Висагинаса оборудована хорошая роликовая трасса. По всему городу оборудованы велосипедные дорожки. Круглый год действуют бассейны, сауны, бани. Зимой можно арендовать лыжи. В городе часто проводятся концерты, выставки, центры культуры готовят вечера отдыха.


Первый (из трёх) микрорайон города

Со всех сторон город окружают сосновые боры. Много грибов и ягод. Площадь озера Висагинас - 219,6 га, наибольшая глубина - 6,6 м. Из него вытекает речушка с одноименным названием. Примерно в 1,5 - 2 км от города расположено большое озеро Смалвос, а в 3 - 3,5 км к северо-западу - озеро Друкшяй. В озерах много щуки, плотвы, линей, карасей, окуней и другой рыбы. Здесь разрешена любительская рыбная ловля. Это прекрасное место отдыха, рыбалки, спорта как летом, так и зимой.


Лето в разгаре...

Когда-то в городе почитали "чернобыльцев"... Даже было сооружено что-то чудовищное... посвященное трагедии Чернобыльской АЭС... Это было единственное место, куда могли прийти ликвидаторы аварии для встречи в памятный роковой день...

Это что-то , было посвящено Чернобыльской трагедии...

Но забыли про "ликвидаторов" аварии и тем более не нужно стало сооружение...

Новая метла...

Раньше мы смотрели в одну сторону... а теперь - деморкатия... смотрим, куда хотим...

Теперь Висагинас - портовый город, город моряков... Каким-то морским бризом в леса Висагинаса занесло якорь... И ничего не оставалось сделать, как "очередное" что-то... , что по мнению руководителей города вроде напоминает корабль с якорем, вместо боевой рубки... и который, вроде, плывет по асфальту к новой жизни...

Хорошо, что якорь... а если бы занесло синхрофазотрон?


Это было раньше... А сейчас Висагинас - «город-тюрьма»...

Всё началось с того, что со всей свободной Литвы начали высылать на «вольное поселение» отсидевших свой срок за наркотики и грабежи, заключенных...(наверное для дискредитации русскоязычного населения этого небольшого городка, где и для местных жителей нет работы, кроме тех, кто раньше устроился на атомную станцию). Город стал фигурировать в сводках литовской печати как один из криминальных городов... Но этого показалось мало... Для неродивых (да и для примерных) водителей по всему городу установили 12 «лежачих полицейских»..., так, что нет ни одного участка дороги в городе больше одного километра, чтобы машины не прыгали на этих «американских» горках...В столице Литвы вряд-ли насчитается такое количество трамплинов...


Всё больше машин стало обращаться в сервис по обслуживанию "ходовой" части автомобилей... из-за "американских" горок...

Водителей вроде «оседлали»... теперь взялись за пешеходов... По всему городу, (где нужно и где нет) понаставили вдоль всех дорог ограждения... и вид получился как в советское время на кладбищах - одни металлические заборы... Видно и здесь не доверяют местному населению из-за их «низкой» культуры...


Заборы... тут и раньше никто не ходил...

Но и это не всё...Теперь нужно следить за каждым... По городу установили 80 камер наблюдения. И теперь любой шаг вправо или влево фиксируется на камеру и к нарушителям тут же принимают меры в виде огромных штрафов... Кто-то не успел пристегнуть «ремень безопасности» в машине, а камера уже зафиксировала... и вот - пожалуйста по номеру машины определяют владельца автомобиля и ему на дом приходит счёт для оплаты штрафа...


Три зорких глаза (в белом кружочке) следят круглосуточно за всеми...

Человек перебежал дорогу в неположенном месте - выезжает наряд и по одежде находят бедолагу в магазине, куда он зашел за молоком... И это не единичные случаи... Теперь женщин грабят в подъездах, отбирают сумочки и драгоценности не так, как раньше, когда не было камер и грабили в основном в темное время суток... Теперь грабят круглосуточно...


Заборы, камеры... как в зоне...

На въездах в город установили камеры, задача которых определять по номеру автомашины её техническое состояние... то есть дату технического осмотра, есть ли страховка и прочее... И не дай бог, если ты поедешь на следующий день после прохождения тех осмотра (большинство гаражей находятся за чертой города) и не прошел его из-за того, что не горела лампочка освещения номера, и теперь на исправном автомобиле въезжаешь своим ходом до службы тех. осмотра (по новому закону если машина не прошла тех. осмотр она должна передвигаться только на трале...!!!) тебя тут-же догонят... и соответственно тех. осмотр не пройдешь без штрафа...


И снова... заборы, камеры, лежачие "полицейские"...

Видно только таким образом государство пытается поднять свою экономику... И не только таким... По закону продавец не имеет права продавать спиртное человеку у которого алкоголя в организме больше 0 промилле! Для водителей разрешается 0,4 промилле - и он еще не преступник, а тут рьяные полицейские дежурят у магазинов и вылавливают тех покупателей, которые выпили хоть бутылку пива... И вот - пожалуйста - штраф продавцу... Хотя для определения алкоголя покупателя, у продавцов никаких приборов нет (да и почему они должны быть?) ...


Молодежи никуда не скрыться от посторонних глаз...

И сколько было судов на эту тему - суд всегда был на стороне полицейских... Да, видно только таким способом можно поднять экономику разваливающейся страны... и благодаря таким полицейским, которые неудосуживаются даже узнать ассортимент магазина и подсылают пьяных безработных с бутылкой вина в магазин, для поимки очередного преступника - продавца... а в магазине - то такого вина давно уже не продают... Так что живем в Висагинасе как в сказке... чем дальше, тем страшнее...

Циклоп не дремлет...


Вид Висагинаса из вертолёта...


Висагинас...вид из космоса...

Лети с миром!!!

В 1990-х годах было модно сравнивать страны Прибалтики с успешными государствами юго-восточной и восточной Азии и называть их прибалтийскими тиграми. Рост ВВП , уровня жизни и прочих макропараметров, созданные благодаря накачиванию стран финансами извне был заметен и вызывал зависть у соседних постсоветских стран.

Сегодня, все изменилось. Деградация прибалтийских республик настолько очевидна, что это скорее больные граждане Европы , а не тигры. А тем временем «белорусский зайчик» неспешно восстанавливал экономику Белоруссии , и сегодня он готов к совершению экономического рывка на Запад и поможет ему в этом «Росатом» и наивная глупость прибалтов, поверивших в красивые сказки Европы.

Пока страны Балтии усиленно прокладывают подводные энергокабеля, подключаясь к розеткам Финляндии и Швеции , совсем рядом - в Беларуси - уже скоро откроется мощный источник дешевой электроэнергии.

Место и время изменить нельзя

Посмотрев на карту нетрудно убедиться, что постройка Белорусской АЭС на самой границе с Литвой не случайна. Когда-то обе республики входили в единый хозяйственный комплекс СССР и их энергосистемы составляли единое целое. Остановленная в 2009 году Игналинская АЭС, первый энергоблок которой проработал с 1983 по 2004 годы, а второй 1987 по 2009, находится всего в нескольких десятках километров от белорусской станции.

Электроэнергия «прибалтийской» АЭС ранее покрывала потребности не только собственно балтийских рес публик, но и значительную часть потребностей юго-восточного соседа. Плановая деиндустриализация Литвы и Латвии , а также требование по экологии со стороны ЕС сделали «нецелесообразным», с точки зрения чиновников ЕС, дальнейшую эксплуатацию станции, что сразу же резко изменило энергобаланс региона.

Из баланса должны были выпасть сразу более двух ГВт установочной мощности (в Литве оба блока Игналинской АЭС эксплуатировались не на полную мощность). Чтобы покрыть потребности собственно Литвы и Латвии уже почти готова первая часть энергомоста из Польши «LitPol Link» (500 МВт) и оканчивается строительство подводного энергомоста из Швеции, который планируется ввести в строй в текущем году.

Игналинская АЭС. Фото: photo-platov.ru

За следующие после остановки станции несколько лет стоимость электроэнергии для литовцев увеличилась вдвое, а выделенные от ЕС, в качестве компенсации, 450 млн. евро кончились. Обещанные на закрытие станции миллиарды евро так и остались обещаниями. Такова была цена вступления страны в ЕС. Сегодня даже литовские политики признают: Европа просто решила убрать серьезного конкурента с энергетического рынка, чего и добилась. Литва потеряла более двух тысяч рабочих мест и вместо заработка валюты на экспорте электроэнергии, стала закупать ее по дорогой цене в той же Европе.

Белоруссия и Польша, которые до этого потребляли литовскую электроэнергию, сразу заинтересовались вариантом импорта электроэнергии из Украины . Если у Польши выбор источника поставок был (Украина просто предложила недорогую цену), то у Белоруссии, по сути, выбора-то и не было. Российская экономика, как и белорусская, на тот момент стремительно восстанавливала свою мощь после провала 1990-х и ей самой требовалось все большее количество электроэнергии. А вот на Украине был некоторый излишек, и Киев решил заработать на прибалтах.

Утраченные возможности одних дают шанс другим

Началась золотая эра для украинских энергомагнатов. В конце 2004 года был остановлен первый энергоблок Игналинской АЭС, и уже в следующем году экспорт электроэнергии из Украины в Польшу вырос на 15 процентов, а в Белоруссию с лета 2005 года начались поставки по двум линиям 330 кВ «ЧАЭС -Мозырь » и «Чернигов -Гомель ». Уже в 2006 году почти половина экспорта украинской электроэнергии шла на север.

Это позволило Лукашенко долго и упорно выторговывать для своей страны условия, на которых он согласился бы взять кредит у России на постройку двух энергоблоков. В конце концов ему удалось получить для своих предприятий почти половину заказов на работы и оборудование при сооружении станции и привязать кредит к белорусскому «зайчику» (все взаиморасчеты между Белоруссией и «Росатомом» будут проводиться в белорусской валюте).

Строительство реакторного блока первой Белорусской атомной электростанции (АЭС) в Гродненской области. Фото: РИА Новости

Уже сегодня в рамках строительства АЭС проложено 33,8 километров железных дорог, 22,2 километра - автомобильных. Возведено 113,5 тысячи квадратных метров жилья в городе Островце из предусмотрено 240 тысяч квадратных метров. Для производственных нужд также построено два растворно-бетонных завода. ОАО «Белорусский металлургический завод» отгрузил на данный объект 95 тысяч тонн арматуры и продолжает поставки. Белорусские кабельные заводы, включая СЗАО «Белтелекабель », поставят в общей сложности более 200 километров кабельной продукции. Также при постройке Белорусской АЭС будут использованы местные крепежные материалы, которые ранее «Росатом» закупал в Малайзии (на десятки миллионов долларов). А далее, они вероятно будут по программе импортозамещения использованы и при строительстве других российских АЭС (в качестве возврата кредита).

Вот так поступает настоящий хозяин

Все было хорошо до 2013 года, когда события на Украине показали руководству Белоруссии, что время торгов прошло. Уже 2 ноября 2013 года президент Белоруссии своим указом дал зеленый свет стройке, которая на сегодня идет даже с некоторым опережением графика:

«В конце января 2016 года начали монтаж первого энергоблока. Общий уровень готовности проекта на сегодня составляет 38 процентов. При этом первый энергоблок готов на 79 процентов, а второй на 27 процентов (по объемам работ). Вдобавок, к строительству станции производится модернизация белорусских ЛЭП и переоснащение подстанций. Во многом было использовано то, что осталось от былого сотрудничества с Литвой. Чтобы сократить капитальные расходы на коммуникациях, месторасположение станции было выбрано как можно ближе к месторасположению Игналинской АЭС. Тем не менее на эти цели потребовалось еще около трети миллиарда долларов, которые дали в кредит китайцы».

Перспективы и взгляд в будущее

В конце февраля 2016 года Белоруссия заявила, что больше она не будет закупать электроэнергию у Украины. Ее вполне устраивает сотрудничество с Россией. Белорусы оценили изменчивость и ненадежность украинских партнеров.

В то время, когда украинские энергетики почивали на лаврах, был введен в строй четвертый энергоблок Калининской АЭС, а в период экономического спада 2014-2015 годов в центральной части РФ появился некоторый излишек электроэнергии, который она с удовольствием продает в Белоруссию. С вводом в строй первого энергоблока новой АЭС, Белоруссия практически полностью обеспечит себя элекроэнергией, а с вводом второго - станет заметным игроком на энергетическом рынке восточной Европы.

Дешевая белорусская атомная электроэнергия практически наверняка вытеснит с рынка Польши дорогую тепловую украинскую, а, возможно, сможет заменить и часть мощностей в самой Польше (профсоюзы горняков уже заволновались).

На фоне планов Швеции о закрытии своих АЭС об экспорте в Прибалтику речи уже не будет и несостоявшиеся прибалтийские тигры будут полностью энергетически зависимы от Белоруссии, которая сможет неплохо на этом зарабатывать несколько десятков лет. Да и сама Швеция, вероятно, будет использовать возможности достраиваемого энергомоста в реверсном режиме, что позволит «щупальцам» Лукашенко дотянуться и до этой скандинавской страны.

С момента принятия решения о закрытии Игналинской АЭС прошло 15 лет. Как все изменилось за это время, не так ли?

Знаменитая Игналинская АЭС была построена в Литве во времена СССР. Здесь изначально предполагалось использовать 6 энергоблоков, каждый из которых обладал бы энергетической мощностью в 1185-1380 МВт. Однако проект так и не был реализован в силу различных причин. Давайте разберемся, почему так и не удалось построить эту электростанцию и как выглядит Игналинская АЭС сегодня.

Строительство и планы

Возведение станции началось в 1974 году. Параллельно с ней строился городок, где должны были бы жить сотрудники, обслуживающие это огромное предприятие. Итак, самый первый энергетический блок был запущен 31 декабря 1983 года. В 1987 в эксплуатацию сдали и второй блок. Всего рассчитывали построить 4 реактора, а в перспективе - еще 2. Третий из них заложили в 1985 году. Однако его так и не построили. А что касается четвертого энергоблока, то он вообще остался лишь в планах.

Вероятно, что если бы не так называемая перестройка, то все реакторы были бы сданы в эксплуатацию, и Литва "купалась" бы в дешевой электроэнергии, однако окончательно проект был закрыт при вступлении Литвы в ЕС. Очень жаль, так как эта была оснащена самыми мощными на то время водографитовыми реакторами, которые и обеспечивали высокую энергетическую мощность.

Перспективы работы Игналинской АЭС

Они были поистине радужными. Можно бесконечно долго рассуждать о перспективах работы данной электростанции. Благодаря ей Литва получила очень дешевую электроэнергию в огромном количестве. Стране требуется всего 10 миллиардов кВт/ч в год. Однако два рабочие блока производили суммарно 12,26 миллиарда кВт/ч электроэнергии за такой же период времени. А вообще, с учетом других гидроэлектростанций и ветряков, страна имела 13,9 кВт/ч в год. Следовательно, 3,9 кВт/ч электроэнергии можно было продавать близлежащим государствам. А представьте, во сколько раз энергетическая мощность страны возросла, если бы были построены третий и четвертый энергетические блоки!

Кроме дешевого электричества для населения и производства, а также возможности наполнить свой бюджет валютой от продажи лишних кВт/ч, страна могла бы получить огромные инвестиции в области промышленности. Ведь крупные финансисты всегда ищут удобные страны с дешевой электроэнергией. Литва в этом случае является идеальной площадкой. Что уж говорить про политические дивиденды, которые получила бы страна от энергозависимых от нее стран. К сожалению, все это было утрачено, и сегодня в Литве Игналинская АЭС практически не работает.

Озвученные причины закрытия

После развала СССР Правительство Литвы и население бредили идеей о вступлении в ЕС. Одним из условий было закрытие Игналинской АЭС в целях обеспечения безопасности. Дело в том, что на данной электростанции использовались реакторы, которые были конструктивно схожими с реакторами на ЧАЭС. И хотя Игналинская АЭС была одной из самых безопасных станций согласно заключению МАГАТЭ, ЕС потребовал ее закрыть. В противном случае членство в этой организации было бы невозможным.

Правительство Литвы согласилось на эти условия и приняло решение об остановке станции. В 2004 году была прекращена работа первого блока, а в 2009 - второго. Литва полностью выполнила условия для получения членства в ЕС, однако процесс полной остановки и деактивации энергоблоков все еще осуществляется, а его окончание запланировано на 2034 год.

Реальные причины закрытия

Многие эксперты полагают, что настоящим поводом для закрытия ИАЭС было нежелание лидеров ЕС иметь сильного члена в Евросоюзе, который бы стал полноправным участником наряду с лидерами. После закрытия электростанции Литва была вынуждена покупать дорогие энергоресурсы за границей, а ее бюджет стал наполняться новыми деньгами.

В результате она стала зависимой от ЕС страной, которая при необходимости может принимать заведомо невыгодные ей условия в угоду другим государствам ЕС. Но будь у Литвы такой солидный инструмент привлечения инвестиций и капитала в бюджет, правительство страны вело бы себя по-другому.

ИАЭС в наши дни

Как выглядит объект сегодня, можно увидеть на фото Игналинской АЭС, размещенных в этой статье. К сожалению, она сегодня не производит электричество и находится на стадии остановки. Дело в том, что закрыть электростанцию - это сложный и длительный процесс. Нельзя просто повесить замок на ворота, поскольку за ядерным топливом нужен уход.

По данным на 20 января 2017 года, на станции работал 1991 человек. Все они выполняют работы, связанные с хранением отработанного ядерного топлива, производят дезактивацию и демонтаж оборудования, которое осталось на АЭС, создают могильники для короткоживущих низкоактивных отходов.

Предполагаемая дата завершения всех работ - август 2034 года. До этого времени должен быть произведен демонтаж реакторных установок первого и второго блоков.

Двухблочная Игналинская АЭС, расположенная в Литве - это вторая полностью остановленная АЭС с РБМК (после Чернобыльской). Реакторы были окончательно заглушены здесь 31 декабря 2004 и 31 декабря 2009, и с тех пор идет вывод АЭС из эксплуатации (за этим эвфимизмом подразумевается разборка, захоронение радиоактивных остатков и зачистка промышленных сооружений до "зеленой лужайки"). Этот проект (вывода) - фактически пилотный для РБМК, и опирается на несколько ключевых технологических цепочек, из которых одна из самых важных - этот самый завод B234.

Игналинская АЭС


В отличии от Украины, у Литвы и особенно, у стоящего за идеей вывести из эксплуатации 20-летние реакторы Евросоюза, деньги на вывод есть, во всяком случае часть их. Тем не менее процесс вывода Ингалинской АЭС, довольно стройный на бумаге, уже превратился в мыльную оперу. Поскольку с 2019 года подобную работу придется проводить и Росатому (вывод 1,2 блока Ленинградской АЭС и затем - всех РБМК последовательно), интересно глянуть на технологии, решения и проблемы, возникшие вокруг Игналинки.



Процесс перегрузки ОЯТ из мокрого хранилища в контейнер CONSTOR, Игналинская АЭС.


В целом процедура "немедленного разбора" (т.е. станцию начинают разбирать, фактически, через месяц-другой после остановки, используя эксплуатационный персонал станции) состоит из следующих важных разделов:





Некоторые другие типы реакторов с графитом, у которых тоже возникают проблемы с его утилизацией.

На Игналинской АЭС данный теоретический подход реализовывался практический 1 к 1, во всяком случае на стадии проекта. Вместе с решением об остановке реакторов была разработана программа вывода, которая получила примерно 80% финансов от Евросоюза и остальное обязалась профинансировать сама Литва. План предусматривал строительства на площадке АЭС нового хранилища ОЯТ в контейнерах B1 (), нового цеха по сортировке и компактификации радиоактивных отходов B234 , а также две площадки для РАО - траншейное захоронение для короткоживущих изотопов и РАО очень низкой активности B19 и наземное хранилище B25 для РАО средней и низкой активности с “среднеживущими” (речь идет о сотнях лет до безопасного уровня) изотопами.



Внешний вид комплекса переработки отходов B34 (B2 - это отдельно здание, в кадр не попало)

На фоне строительства новой инфраструктуры работы с ОЯТ и РАО (надо понимать, что на АЭС уже существовали и хранилища ОЯТ и хранилища РАО, впрочем рассчитанные только на эксплуатацию, а не на демонтаж) должна была происходить разборка тех самых вспомогательных систем АЭС. При этом решение вопроса с радиоактивным графитом было решено отложить на будущее, пока он будет изъят из реактора и помещен в хранилище.

Имеющееся рядом с АЭС хранилище расчитано на 120 контейнеров, каждый на 51 ТВС, и на сегодня полностью заполнено.

Контракт на разработку и строительство B1 и B234 в 2005 году получила немецкая Nukem Technologies , на разработку проектов захоронений - различные литовские компании + Areva, разборкой систем АЭС занялся эксплуатационный персонал АЭС.




В частности, на фотографиях - результат разборки САОР в здании 117/2

Буквально с первых дней практика перестала походить на теорию. Основные проблемы возникли вокруг хранилища ОЯТ B1 , сразу по многим причинам. Nukem испытывал организационные и финансовые проблемы в тот период, атомный надзор Литвы оказался не готов (в плане квалификации своих кадров) разбирать решения немецких инженеров вокруг хранения поврежденного ОЯТ, да еще и информация по поврежденному ОЯТ у станции оказалась фрагментарной и неполной. Первоначально планировавшееся к сдаче в 2009 году (с целью начать загрузку ОЯТ 1 блока после 5-летней выдержки в бассейнах) хранилище было достроено только в 2015 году и только сейчас вводится в эксплуатацию (с целью начать перегрузку в 2018 году). Все эти задержки приводили к неоднократным спорам между АЭС и Nukem.


На плане хранилища B1 отмечено фиолетовой рамкой место, где будет выполняться радиационно-опасная работа - закрытие (штатно) и вскрытие (нештатно) контейнеров.
Остальная работа будет возложена на имеющееся "мокрое" хранилище.

Вообще говоря, такой сюжет нередок в атомной промышленности: многие стройки ядерных объектов чудовищно затягиваются (и как следствие - дорожают) из-за сложностей проектирования, которая в свою очередь связана с всеохватностью проблематик, которые должны отслеживать разработчики и их контролеры из атомнадзоров. Характерным примером, кроме Nukem, литовские объекты которого вводятся в строй с 7 летним(!) отставанием и удорожанием в 1,5 раза, является чуть не погубивший Areva 3 блок Олкилуото с реактором EPR-1600, где не очень хороший менеджмент проекта и отсутсвие понимания, как делать проект под жесткие требования финского атомнадзора STUK привели к чудовищным задержкам и перерасходам.


Еще про процесс разборки атомных станций, по часовой стрелке - установка для распилки металлолома, ручная деконтаминация поверхностей, установка для очистки жидкостей от радионуклидов с помощью ионнообменных смол, разделка корпуса ЦНД турбины, раздела баллонов высокого давления, камера пескоструйной очистки.


Однако вернемся к объекту B1. Это крытое контейнерное хранилище ОЯТ, предназначенное для перегрузки топливных сборок РБМК (точнее их половинок, т.к. ТВС РБМК имеет длину в 10 метров, и в топливной части представляет собой, фактически, 2 последовательных ТВС на одной подвеске) в контейнеры CONSTOR, каждый из которых вмещает 182 половинки ТВС. Всего на объекте B1 можно поставить 201 контейнер, рассчитанные на 34200 штатных “половинок” и несколько сот поврежденных, которые будут храниться в дополнительных герметичных пеналах.


До передачи на хранение в B1 все ТВС, извлекаемые из реакторов (кстати, на АЭС от топлива сейчас освобожден только первый блок, во втором до сих пор остается больше 1000 ТВС в силу отсутствия места в бассейнах выдержки) выдерживаются не менее 5 лет в централизованном “мокром” хранилище, там же разделываются и упаковываются под водой в контейнеры CONSTOR, для чего, кстати, хранилище ТВС приходится модифицировать - краны, узлы установки контейнеров, перегрузочное оборудование (я пишу эту фразу для украинских поклонников мысли, что ОЯТ с любой АЭС можно загружать в любые контейнеры без особых усилий).


В целом хранение в контейнере выполняется по стандартной схеме - корзина из нержавейки с ТВС в герметичной заваренной емкости, наполненной сухим азотом, помещенная во внешний массивный металлобетонный контейнер (для биозащиты). С учетом того, что самые свежие ТВС имеют выдержку уже 8 лет, сложности представляет транспортно-технологические операции по перегрузке ТВС между многочисленными объектами, пеналирование поврежденного ОЯТ, и минимизация дозовой нагрузки персонала во время этих операций


Небезинтересный для российских работников АЭС с РБМК кадр, показывающий динамику количества персонала на Игналинской АЭС


Однако это в теории. Так, например, первый вариант контейнера CONSTOR для ХОЯТ B1 был забракован по характеристикам биозащиты, после чего производитель (немецкая фирма GNS) вынужден был разрабатывать и лицензировать еще одну версию, что внесло свою лепту в задержку запуска B1.


Всего на Игналинской АЭС на сегодня около ~22000 ТВС ОЯТ (т.е. 44000 половинки) и оставшаяся часть будет хранится в другом сухом хранилище ОЯТ, построенном в 1999 году.


Фото мокрого хранилища АЭС от МАГАТЭ. Здесь сейчас хранится 15000 ТВС, хотя как мне кажется, на фото не ТВС а дополнительные поглотители или стержни СУЗ


Литовцы рассматривают возможность окончательного геологического захоронения на глубине >500 метров (как рекомендует МАГАТЭ), но на ближайшие 50 лет, с возможностью продления до 100, видимо, ОЯТ будет хранится в построенных ХОЯТ.

К вопросу о сроках хранения - расчетные значения содержания радионуклидов в активированном графите кладки РБМК, в беккерелях на грамм. Горизонтальные линии - допустимые значения, высвобождающие из категории радиоактивного отхода, розовая линия вверху - общее содержание радионуклидов. Видно, что после нескольких десятков лет высвечивания, активность определяется в основном изотопом С14


Второй важный объект - завод по обращению с радиоактивными отходами B234 возник не только для того, чтобы работать со строительными отходами, возникающими при разборке АЭС, но и из-за новой классификации РАО, введенной в ЕС, из-за чего уже имеющийся объем РАО (это фильтры, использованная спецодежда, цементированные ЖРАО и т.п.) необходимо пересортировать и определить в захоронение или на хранение.


Общий вид B34. Слева - санпропускник, посередине собственно завод, к которому пристроены промежуточные хранилища низкоактивных отходов (SLW) и среднеактивных (LLW)


Работа этого завода строится на процессах сортировки (неудивительно), сжигания и цементации, компактификации (т.е. прессования, в основном металлолома) и упаковки по контейнерам, которые будут пока храниться на промежуточных хранилищах РАО (входящих в состав B234), до готовности B19 и B25. Интересной особенностью завода является его высокая автоматизация, с использованием роботов Brokk и манипуляторов Walischmiller.



Некоторое дистанционно-управляемое оборудования B234



Проектный облик установки сжигания-компактификации золы и ячейки сортировки для среднеактивных и низкоактивных отходов.

Общий объем отходов, который пройдет через этот завод составляет сотни тысяч кубометров, которые будут разделены на 6 новых классов радиоактивных отходов (A,B,C,D,E,F), впрочем оценки пока предварительные.


Оценка общего объема отходов и классы РАО.

Для сравнения, блоки с ВВЭР при выводе дают заметно меньшие объемы РАО и конструкций (к вопросу о "дешивизне РБМК").

Сравнение АЭС с 6хВВЭР-440 и 2 РБМК-1500 по объему генерируемых в процессе вывода отходов.

Что касается процесса разборки оборудования АЭС, то на сегодня этот процесс в основном затронул первый блок (на котором снят статус ядерно-опасного объекта), где разделка оборудования идет темпом ~5-8 тысяч тонн в год. По сегодняшним планам, полная разборка АЭС должна быть завершена в 2038 году, впрочем этот срок уже дважды переносился. Интересно, что администрация АЭС оценивает доход от продажи материалов, получаемых при разборке АЭС всего в 30 миллионов евро.


Текущее состояние по разборке АЭС - зеленое то что уже выполнено, красное - процесс идет, желтое - проектирование операций, серое - пока не затронуто.

Опыт Игналинской АЭС интересен его применимостью в России, где до 2030 года начнется разборка 8 блоков РБМК. Учитывая, что Nukem с 2009 года принадлежит Росатому, получается наработка опыта за Европейские деньги, и сейчас этот опыт транслируется в другие структуры Росатома, которые будут выполнять вывод РБМК из эксплуатации. Интересен этот опыт также для потенциального рынка контрактов на вывод различных АЭС из эксплуатации, количество которых будет нарастать.

Реальные труженики народного хозяйства - специалисты крупных производств, предприниматели, работники сельского хозяйства и транзитной отрасли - рассказывают о своей деятельности, сравнивают нынешнее положение дел с советскими временами. В качестве дебютного интервью данного цикла представляем читателям разговор с бывшим начальником отдела закрытой в 2010 году Игналинской атомной электростанции, руководителем белорусского землячества Висагинаса Олегом ДАВИДЮКОМ:

- Г‑н Давидюк, Вы помните свой первый рабочий день на Игналинской атомной станции?

Это было уже очень давно, некоторые читатели, наверное, даже не родились тогда, да и самой Игналинской атомной станции еще не было, она строилась. Самого первого дня не помню, но само время... Ничего выдающегося и интересного на самом деле не было: мы изучали проекты и занимались заказами. Видите ли, до этого я работал на Ленинградской атомной станции, поэтому тогда этот проект меня нисколько не удивил. Это была аналогичная станция. Получилось, что я просто переехал с одной большой станции на другую большую.

- Тогда Вы впервые приехали в Литву? Какие были впечатления?

Да, это был мой первый визит в Литву. На самом деле вначале мы особо не ощущали, что находимся в Литве или где-то еще. То есть формально, конечно, знали, но какого-то ощущения не было. Станцию строили на пустом месте, считай в лесу. Работали здесь в основном приезжие, так что ничего необычного не было. Потом уж стали выезжать в сторону: в соседние поселки, деревни, - и там ощущалось, что мы на территории Литвы. А сам Висагинас - это город приезжих.

- А в чём проявлялось это ощущение?

В первую очередь в языке, конечно. В Висагинасе вся документация велась на русском языке, а вот когда выехали из города, поняли, что вокруг находятся населенные пункты, которые говорят на другом языке.

Но в советское время над языковыми отличиями особо не «парились». Здесь была интернациональная стройка, как ее называли тогда, и объединяющий язык был русский. Так что проблем не было.

Я, кстати, не знал тогда, что останусь в Литве. Я думал, что быстро перееду работать в Беларусь на атомную станцию. Если бы тогда знал, что останусь, я бы однозначно сразу же начал учить литовский язык. Это нормально, если ты приехал в какую-то страну, - учить ее язык. Хотя тогда Литва не воспринималась страной, конечно, и не было каких-то проблем из-за языка, всё было на русском. Хотя я думаю, что это был минус для языков народов, которые входили в Советский Союз. Сейчас здесь это называют русификацией, и это, конечно, не нравилось народам.

- На момент ввода Игналинской АЭС в эксплуатацию как оценивался проект и какие надежды на него возлагались?

Это был очень масштабный проект. Предполагалось, что там будет несколько атомных блоков, и по всем данным она должна была быть крупнейшей в мире. Потому что были забиты очень мощные блоки. Вообще это была громадная стройка, и для Союза в том числе.

Изначально планировалось построить и эксплуатировать четыре блока, однако после Чернобыльской аварии третий, недостроенный блок заморозили, строительство четвертого отложили. Если представить, что эксплуатировались бы все четыре блока, что это дало бы Литве?

Здесь еще надо учитывать, был бы распад Советского Союза или нет - два варианта. Но вообще станция могла бы быть. В одном случае станция, безусловно, развивалась бы и до сих пор работала. В другом случае она тоже могла бы работать, если бы, может быть, было больше блоков и если бы она ощутимо влияла на хозяйство Литвы.

Ведь дело в том, что станцию остановили - Висагинасу плохо, но в Литве электроэнергия есть и никакого коллапса не произошло. Мы ведь думали, что после закрытия станции всё будет катастрофично. Но нет, электроэнергия есть, цены на нее не особо поднялись, хотя на всё остальное и повысились. Понятно, что это произошло не из-за закрытия атомной станции, а из-за Евросоюза. Конечно, мне бы хотелось, чтобы станция работала до сих пор. Я не видел в ней угрозы.

Существует мнение, что большая проблема сегодня состоит в консервации станции и захоронении отходов. Местные жители переживают по этому поводу?

Здесь всё та же беда - денег всегда не хватает. Выделяются деньги, потом начинают работу, и вдруг оказывается, что деньги кончились до того, как всё доделали. Это общая беда, и не только для Литвы. В окрестностях это тоже есть и раздуваются сметы.

Разница сейчас лишь в том, что деньги дает не Москва и не сама Литва, а Брюссель. Может так случиться, что однажды они скажут: «Хватит!»

Но здесь мы можем только рассуждать. Что касается захоронения, то на самом деле мы тоже точно не знаем всей технологии, как это делается и безопасно ли. Хотя, конечно, очень важно, чтобы отходы правильно и надежно были захоронены.

В 2005 году был отключен один блок станции, а в 2010‑м - второй; это как-то отразилось на городе, настроениях жителей?

Восторга от этого не было, но и демонстраций или пикетов по этому поводу тоже не было. Демонстрация была, когда резко поднялись цены на отопление в городе. Потому что у нас отопление шло от атомной станции, оно было дешевым.

Но после остановки АЭС цены поднялись в три раза.

Это зацепило людей сразу, а до этого жили очень хорошо.

- Как Вы думаете, насколько вероятно строительство новой атомной электростанции в Литве?

Я думаю, что вероятность равна нулю. Этот поезд давно ушел. Атомная энергетика в Литве закрыта навсегда.

- Что сегодня из себя представляет Висагинас, какое будущее его ждет?

Висагинас идет в общей тенденции городов Литвы. Народ переезжает, и не столько в Вильнюс, Каунас, сколько за границу, на Запад. Может быть, у нас чуть-чуть выше процент уезжающих из-за остановки станции.

- А чем сегодня занимаются висагинцы, особенно те, кто работал на АЭС? Есть ли для них места трудоустройства?

У нас есть некоторые производства, которые работают и на которых нужны профессионалы. Есть надежда на новые производства. А так кто-то уходит на пенсию, например как я. Другое дело, что молодежи негде работать. Если бы они работали на атомной станции, конечно, ситуация была бы лучше.

- Многие ли уехали на работу на Белорусскую атомную станцию?

Нет. И никто не переманивал наших специалистов туда.

Они стараются привлекать профессионалов из России и Украины. Литовских специалистов они даже как-то не подпускают.

У нас многие предлагали свои услуги белорусам, но никого не взяли. Эта дверь была закрыта для наших специалистов.

- Известно, почему так произошло?

Нет, это надо у них спросить. Почему, когда рядом были тысячи людей, которые могли бы работать на БелАЭС, они стали привозить людей из России и Украины.