Икона «Сошествие во ад. Воскресение Христово

Икона посвящена одному из центральных событий евангельской истории и главному празднику православной церкви - Воскресению Христа. Литературными источниками, послужившими основой для создания композиции „Сошествие во ад", явились тексты из Псалтири, Посланий апостола Петра, апокрифического Евангелия Никодима. О сошествии Спасителя в ад после Воскресения поется в акафистах Христу и Богоматери.

Образы иконы Дионисия имеют близкие параллели с песнопениями пасхальной службы, находя почти прямые соответствия в текстах праздничных стихир. В центре сложной многочастной композиции - сияющая золотыми одеждами фигура Христа, „одеющагося светом, яко ризою". Он - Солнце Воскресения, победитель смерти. Под ногами Спасителя черная разверзшаяся пещера ада, с корчащимися в ней бесами, чьи фигуры напоминают темные дымные облака: „Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...; Яко исчезает дым, да исчезнут..." Христа окружает голубое сияние славы, наполненной двенадцатью ангелами. Ангелы длинными копьями поражают бесов, олицетворяющих пороки. В руках у ангелов также белые сферы с обозначением добродетелей. Добродетели сокрушают пороки. Светлые ангелы связывают бессильно лежащего Сатану. „Ад огорчился, ибо сокрушен. Огорчился, ибо связан" (Святого отца нашего Иоанна Златоустаго огласительное слово на Святую Пасху). Спаситель легко ступает на врата ада, сложившиеся в форму креста. Под его ногами бес, держащий в руках гроб, именуемый в надписи над ним: „смерть". „Христос въскресе из мертвых, смертию на смерть настоупи и соущим во гробе живот дарова". Христос держит за руки Адама и Еву, поднимая их из гробов. За ними - устремленные к Спасителю праведники и праведницы, праотцы, пророки, апостолы, мученики. В сонме святых выделены нимбами цари Давид и Соломон, пророки Ветхого Завета, и Иоанн Предтеча - первый пророк Нового Завета: „Христос воскрес и пали демоны. Христос воскрес и радуются ангелы.

Христос воскрес и водворяется жизнь. Воскрес Христос, нет ни одного мертвого во гробе". По сторонам пещеры ада изображены воскресающие люди в белых одеждах. Они еще находятся между жизнью и смертью. Их тела еще того же цвета, что и окружающая земля, но они уже ожили и обращаются к Спасителю. Весь мир сияет радостными, светлыми красками. Ангелы на небесах водружают над миром крест спасения. Икона звучит как торжествующий многоголосый хор, славящий Воскресение Господа.

Иконография произведения восходит к варианту, представленному известной иконой конца XIV века из Воскресенского собора Кремля города Коломны под Москвой". Своеобразной особенностью иконы Дионисия является подробное изображение и письменное обозначение человеческих добродетелей и пороков 2 . По-видимому, она отразила особый интерес ее создателя к проблемам духовного самосовершенствования и связанным с ними трудам восточных аскетов, особенно к „Лествице", прославленному сочинению монаха и подвижника Иоанна Синайского (VI век). Не исключено также, что образы бесов-пороков, побеждаемых ангелами-добродетелями, возникли под влиянием широко известного на Руси „Жития Василия Нового" (X век), в котором подробно описаны видения Страшного Суда, Рая и адских мук, борьба ангелов с демонами за спасение человеческих душ, порокам противопоставлены добродетели. Возможно, эта иконографическая особенность иконы связана с тем, что образ предназначался для монастырского храма, убранство которого создавалось в то время, когда Русь жила ожиданием близкого Страшного суда.

17 Сошествие Христа в ад

. .

Библейское описание ада . .

. Природа смерти . Аргументация

верующих в воскресение Христа . Аргументация противников воскресения Христова .

? Вознесение Христа на Небо .

Каким образом совершилось освобождение древних праведников , древних людей ?

И каково значение воскресения Христова для людей ?

Учение о сошествии Господа в ад

Священное Писание прямо говорит, что сразу после смерти Господь сошел в ад.

Первый текст: « Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда

непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения

ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр. 3, 19-20).

Христос после смерти сошел в темницу к духам в ад проповедовать там

воскресение. Чтобы увериться в том, что это были умершие люди, обратимся к книге

Бытия: « Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны

Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [ их] себе в жены, какую

кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками;

потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле

исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям

человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6, 1-

Второе место, которое говорит о сошествии Господа в ад: « Сего, по определенному

совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных,

убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было

удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он

одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился

язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде

и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты

исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с

дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его

воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о

воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян. 2, 23-32).

Как Господь мог одновременно быть и в аду, и в раю?

« И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»

(Лк. 23, 43). Господь вездесущ: « Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес

Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13).

Божеством он ввел покаявшегося разбойника в рай, а душой был в аду. Есть еще

одно место, в котором говорится о власти Господа над смертью и адом: « Ибо Христос для

того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми»

(Рим. 14, 9). Чтобы утвердить Свою власть над мертвыми, Он сошел в ад: « И когда я

увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и

сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во

веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1, 17-18). Об этом же говорит

послание апостола Павла: « А " восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил

прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех

небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 9-10).

Основание церковной молитвы за умерших мы находим в посланиях апостола

Павла к Ефесянам и к Римлянам.

В Ветхом Завете не все спаслись .

Допотопные люди, как и сейчас, могли спасаться, могли и гибнуть. Какие люди

вошли в Царствие Небесное после сошествия Христа в ад? Те, кто при жизни раскаялся,

кланялся Единому Богу, желал жить по заповедям (поступать по совести). До воскресения

Христа все умершие попадали в ад, в том числе ветхозаветные праведники, и никто не мог освободиться, лишь Христос освободил праведников - людей, живших по совести и

раскаявшихся.

« Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на

день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам

его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, -

жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются

неправде, - ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-

первых, Иудея, [ потом] и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему

доброе, во- первых, Иудею, [ потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 5-11).

Эллины - это древние язычники, которые спасались, если не поклонялись идолам,

жили по совести (по толкованию святителя Иоанна Златоуста).

Библейское описание ада .

Ад описывается, например, в Книге пророка Исайи: « Ад преисподний пришел в

движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя

Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В

преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается

червь, и черви - покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю,

попиравший народы. А говорил в сердце своем: " взойду на небо, выше звезд Божиих

вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты

облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: " тот ли это человек,

который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал

города ее, пленников своих не отпускал домой?" Все цари народов, все лежат с честью,

каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь,

как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, - ты, как

попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил

народ твой: во веки не помянется племя злодеев» (Ис. 14, 9-20).

Наиболее подробное описание ада содержится в Книге пророка Иезекииля. Здесь

речь об аде не в смысле наказания, а в смысле заключения душ.

« В двенадцатом году, в пятнадцатый [ день того же] месяца, было ко мне слово

Господне: сын человеческий! оплачь народ Египетский, и низринь его, его и дочерей

знаменитых народов в преисподнюю, с отходящими в могилу. Кого ты превосходишь?

сойди, и лежи с необрезанными. Те падут среди убитых мечом, и он отдан мечу; влеките

его и все множество его. Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его

первые из героев; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные мечом»

(Иез. 32, 17-21).

Это место показывает, что в преисподней обсуждают вновь поступивших.

« Там Ассур и все полчище его, вокруг него гробы их, все пораженные, павшие от

меча. Гробы его поставлены в самой глубине преисподней, и полчище его вокруг гробницы его, все пораженные, павшие от меча, те, которые распространяли ужас на земле живых» (Иез. 32, 22-23).__ 4

В аду души лежат в символических гробницах, они расположены вокруг

родоначальников народов. Праведники располагались в особом месте, они видели Бога,

поэтому и наполнялись некой радостью - даже в аду.

« Так Елам со всем множеством своим вокруг гробницы его, все они пораженные,

павшие от меча, которые необрезанными сошли в преисподнюю, которые

распространили собою ужас на земле живых и несут позор свой с отшедшими в могилу.

Среди пораженных дали ложе ему со всем множеством его; вокруг него гробы их, все

необрезанные, пораженные мечом; и как они распространяли ужас на земле живых, то и

несут на себе позор наравне с отшедшими в могилу и положены среди пораженных»

(Иез. 32, 24-25).

Люди, проливающие чужую кровь в земной жизни, сохраняют это желание и после

смерти, их ненависть остается с ними (мечи под головами).

« Там Мешех и Фувал со всем множеством своим; вокруг него гробы их, все

необрезанные, пораженные мечом, потому что они распространяли ужас на земле

живых. Не должны ли [ и] они лежать с павшими героями необрезанными, которые с

воинским оружием своим сошли в преисподнюю и мечи свои положили себе под головы, и осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на

земле живых. И ты будешь сокрушен среди необрезанных и лежать с пораженными

мечом. Там Едом и цари его и все князья его, которые при всей своей храбрости

положены среди пораженных мечом; они лежат с необрезанными и сошедшими в могилу.

Там властелины севера, все они и все Сидоняне, которые сошли туда с пораженными,

быв посрамлены в могуществе своем, наводившем ужас, и лежат они с необрезанными,

пораженными мечом, и несут позор свой с отшедшими в могилу. Увидит их фараон и

утешится о всем множестве своем, пораженном мечом, фараон и все войско его,

говорит Господь Бог. Ибо Я распространю страх Мой на земле живых, и положен будет

фараон и все множество его среди необрезанных с пораженными мечом, говорит

Господь Бог» (Иез. 32, 26-32).

Мешех - предок славян, Фувал - предок грузин. Обратите внимание: фараон, придя

в ад, сможет сам всё увидеть. Церковное предание утверждает, что души умерших с 9-го

по 40-й день осматривают ад, поэтому Церковь сугубо молится за новопреставленного

человека. Смысл в том, чтобы человек понял, к чему приводит грех, видя следствие греха.

В аду - гниль и черви, а также черная бездна, тьма: « Прежде нежели отойду, - и

уже не возвращусь, - в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак

тени смертной, где нет устройства, [ где] темно, как самая тьма» (Иов. 10, 21-22);

« Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем5

приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал

бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя

пустыни, или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои

серебром; или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника.

Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего» (Иов. 3, 11-19).

Бог есть свет: « Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Свет (Бог)

приходит во тьму (ад), и ад как место тьмы исчезает, ад разрушается. Суть ада в

невидении Бога. Слово «ад» происходит от греческого «адес» - невидимое. Библия

понимает его конкретно - как невидимую область, куда сходит Господь. Подробности

сошествия Христа в ад содержатся в одах Соломона, послании апостола Варнавы, древних

апокрифах (Евангелие Петра - II век, Евангелие от Никодима - IV-V века), проповеди о

Кресте священномученика Ипполита Римского (начало III века), «Книге о ересях» святого

Иринея Лионского, в сочинении митрополита Илариона (Алфеева) «Христос - губитель

ада» и ряде других текстов. Все эти тексты говорят некие общие вещи, рассказывают о

диалоге с Сатаной, который сначала радуется приближающемуся Христу, но, когда видит

Его в ярком свете, начинает паниковать, говоря, чтобы закрыли дверь и ни в коем случае

не пускали Иисуса Христа.

Что происходило после сошествия Христа в ад .

Как говорит святитель Иоанн Златоуст, ад - это место бессилия, это место на

границе бытия. Душа человека умершего, не возрожденного таинствами, - это бессильная

душа, потому что она разъедена ничем не сдержанными страстями. Ад - это место

безнадежной тоски, о мучениях же Библия ничего не говорит. Грешники мучаются огнем

неутолимых желаний. А настоящие мучения начнутся только после конца мира.

После прихода Христа в ад разворачиваются следующие события.

1. Сатана не хочет пускать Христа в ад.

2. Христос врывается в ад и разоряет его, врата ада падают. И из-за этого падения

на земле случилось землетрясение. Это подробно описано в 106-м псалме: « Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он сокрушил врата медные и вереи

железные сломил» (Пс. 106, 10-16).

3. Ангелы подводят ко Христу Сатану.

4. Христос спрашивает Сатану, по какому праву тот смел протянуть руку к Христу,

ведь Он не сделал никакого греха. За это Сатана лишается своего обычного

местопребывания.

5. Христос связывает Сатану узами вечного мрака и бросает его на тысячу лет в

подземелье.

6. Христос говорит с мертвецами живыми устами, и они просыпаются.

7. Христос будит праведников ото сна и всех, кто не был идолопоклонником и жил

по совести, забирает их с Собой в Царствие Небесное.

8. Из самых глубин ада он за руку выводит Адама и Еву, говоря Адаму: «Зачем ты

так далеко убежал от Меня?»

9. Христос воскрешает нескольких праведников. По преданию, это были

Мелхиседек, Иов, пророк Даниил, три отрока, Симеон Богоприимец и два его сына.

Господь их воскрешает, чтобы они на земле рассказали о победе над смертью. Они

умирают в день Вознесения, чтобы вместе с Господом войти в рай. У Евангелиста Матфея

есть подтверждение воскресения праведников: « И гробы отверзлись; и многие тела

усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и

явились многим» (Мф. 27, 52-53).

Воскресение из мертвых Христа Спасителя .

Господь - источник нетления, и Он явил нетление людям: « Открывшейся же ныне

явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и

нетление через благовестие» (2 Тим. 1, 10).

С этого момента причастники Тела Господня могут иметь нетленные тела как знак

будущего воскресения. Самый удивительный пример нетления у нас в России - это мощи

преподобного Александра Свирского, которые практически полностью нетленны и весят

16 килограмм. У Преподобного сохранился даже естественный цвет кожи. В Библии

описан случай, когда мертвец вступил в соприкосновение с костями пророка Елисея и

воскрес: « И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище,

[ погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся

костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13, 21).

Примеров чудес от костей святых очень много, потому что это прообраз будущего

воскресения

Почему тело Иисуса Христа было нетленным ?

По причине ипостасного единства Богочеловека смерть не смогла разрушить его

Личность. В момент смерти Христа душа от тела отделилась, но Божество неразделимо, и

через божественную природу связь души и тела сохранялась. В момент воскресения

происходит обрушение третьей преграды между Богом и людьми - преграды смерти

(преграда природ рушится воплощением, преграда греха - на Кресте). Смысл воскресения

Христова подробно описан в первом послании Коринфянам (1 Кор. 15).

Почему Христос воскресает в первый день недели? Христос воскресает в первый

день недели, потому что начинается новая Вселенная. В тот же самый день, когда Бог

сотворил Вселенную, Он ее вновь зарождает через Христа, потому что Он - тот же Бог,

тот же Иисус, Который простер небеса при сотворении, возобновляет Вселенную в тот же

день.

Почему Христос был распят в пятницу ?

В этот день был создан человек. Животные были сотворены утром, а человек

сотворен днем. И в то же время, когда был сотворен человек, Христос был распят на

Кресте.

Почему Господь лежал в могиле в субботу ?

Суббота - день покоя. Тождество дней творения и дней искупления указывает на

тождество Делающего.

Почему неизвестно, в какой момент воскресает Христос?

Восьмой день Творения - это вступление Вселенной в вечность, а вечность не

описывается временем. Поэтому момент воскресения остается тайной и не описывается

никем. Даже ангелы не видели, как Иисус воскрес из мертвых: Он посылает ангела уже

воскресший в теле. И с этого момента начинается новая Вселенная. Христос воскресает в

день принесения снопа нового урожая, Он - первенец из мертвых. Жертва урожая

начинается на Пасху, а заканчивается в день Пятидесятницы.

Когда начнется воскресение ?

Оно уже началось. В момент воскресения начинается преображение неба и земли.

По воскресении наших тел процесс воскресения Вселенной завершится. Святой Григорий

Нисский в IV веке говорил, что, согласно философии, все тела состоят из атомов, и у8

каждого атома есть своя энергия, и вот эта энергия скрыта, она обычно не проявляется. Но

в день воскресения Бог повелит этой энергии, и она раскроется и выжжет смерть на

атомарном уровне. Откроется ядерная энергия, - и это было сказано в IV веке.

Насколько же прогрессивная вещь - Православное богословие! В IV веке

рассказывалось о ядерном синтезе. Бог воскресает в том же самом теле, но уже

преображенном, Он проходит через Плащаницу. Солдаты были неприятно удивлены,

когда узнали, что они охраняли пустую гробницу. Существует «Кембриджская рукопись»

(начало V века), в ней сказано, что ангел буквально забросил камень на вершину гроба.

Гробницу охраняла римская стража из 16 человек, четверо из которых непосредственно

стояли у входа в гробницу, остальные 12 были у костра, но все они не имели права спать.

Сколько ангелов было в гробнице? Символизм воскресения.

Ангелов было много: один сидел на камне от гробницы (для внимательных евреев

бесспорен символ крышки ковчега Завета), а два других сидели внутри лицами друг к

другу (Лк. 24, 4). Если в Ветхом Завете самым главным предметом была крышка от

чистилища (очищения), то в Новом - самым главным местом считается Престол. Престол

Символ Гроба Господня. Напрестольные покрывала означают пелены.

Почему женщина первой услышала весть о воскресении?

Женщина первой была наказана, но женщина первой была и благословена.

Почему гроб находился в саду ?

Сад праведного Иосифа - символ сада Эдемского.

Природа смерти .

Смерть - это личное существо, падший ангел: « И смерть и ад повержены в озеро

огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20, 14). Это всадник с косой. Смерть возникает как

результат проклятья: « Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не

увидит смерти вовек» (Ин. 8, 51). Христиане умирают, а смерти не видят: дух смерти к

ним не приходит. Они уже отрезаны от жизни и привязаны к Небесам.

Аргументация верующих в воскресение Христа .

1. Пустой гроб.

2. Наличие склеившихся пелен, оставшихся на месте (если бы тело было украдено,

то украли бы его вместе с пеленами).

3. Явление воскресшего Христа

4. Чудеса, которые связаны с воскресшим Господом (власть над демонами, над

смертью).

Аргументация противников воскресения Христова.

1. История воскресения - выдумка от начала до конца. Однако факты,

подтверждающие воскресение, описаны у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях».

2. Самый древний аргумент, он описан еще в Евангелии: тело Христа было

украдено из гробницы. Этот аргумент приводится в иудейском антихристианском

документе «Тольдот Иешу» (VI век по Рождестве Христовом), в ряде ссылок «Талмуда».

В чем нелепость этой версии? Например, мы видим, что не был организован розыск.

Найти апостолов было не так сложно. В Римской империи все допросы велись под

пытками, и, если бы Тело действительно было украдено, стражники не смогли бы не

рассказать, где Оно спрятано. Но допроса не было. Как в христианских, так и иудейских

документах нет ни одного упоминания, что апостолов кто-либо пытался юридически

обвинить в факте кражи тела. Пилату все точно доложила охрана, начальником стражи

был сотник Лонгин. 13 человек из 16 (стража) взяли деньги - плату за молчание о

воскресении. Сотник Лонгин входил в число трех, кто не взял денег: он уверовал во

Христа и стал проповедником, а вскоре был казнен в городе Кесарии.

Представьте себе такую картину. Спят 16 человек римской охраны (в то время в

римской армии полагалась смертная казнь за сон на посту), в это время к ним

подкрадываются некие люди, сдирают печати, совершенно бесшумно перемещают

двухтонный камень на верх гробницы (более трех метров вверх), бесшумно берут тело и

прямо на месте начинают сдирать окровавленные пелены, затем сворачивают и аккуратно

кладут их на место, причем придают им форму тела. Потом забирают Тело, прячут

неизвестно куда и говорят всем, что Христос воскрес из мертвых, чтобы гарантированно

получить за это смертную казнь. Очень «логичное» объяснение. Целая цепь нелепостей.

3. На третий день в гробнице был Христос, а женщины пришли не к той гробнице,

вместо ангела они видели юношу, а описание воскресения - позднейшая вставка.

Итак, женщины могли заблудиться? Могли. И ученики могли? И ученики могли.

Но могли ли заблудиться первосвященники? В день Пятидесятницы в Иерусалиме

крестилось более 3000 человек. Первосвященников прямо обвиняют в смерти Христа.

Если бы Тело Христа было, его бы показали народу, но тела не было. Есть древний текст

времен императора Тиберия, найденный в 60-х годах XX века, в котором сказано, что за

кражу мертвецов из гробниц предусматривается смертная казнь. Из этого следует, что10

Пилат написал докладную записку в Рим и, чтобы оправдать себя, уверял, что тело

украли.

4 Гроб пуст, потому что у Христа был обморок, и Христос сам ушел из гробницы.

Это версия Давида Штрауса, сейчас ее поддерживает ряд мусульманских

организаций. Развитие этой версии есть у Дэна Брауна в книге «Код да Винчи»: якобы

Христос со своей женой Марией Магдалиной уехал во Францию или в Кашмир. Что будет

с человеком, если его в обмороке плотно и герметично закатать в ткань и положить в

непроветренную холодную гробницу с температурой около 0 ºС? Этот человек все равно

умрет. Максимум, что мог тогда сделать обморочный, - это свалиться вниз. Вспомним,

что Христу пробили копьем сердце (шла кровь и вода). Но даже если представить, что Он

после этого выжил, остается одно препятствие - двухтонный камень, который нужно

отвалить изнутри.

5. Иисус превратил свое тело в газ и просочился. Так считают Свидетели Иеговы.

Может ли газ кушать? Газ, воздух не обладают способностью кушать. А Христос

многократно ел и пил с апостолами. Можно ли пощупать газ? Можно ли пальцы вложить

в газовые раны? Иеговисты объясняют это тем, что Христос воскрес духом: « Так и нас

ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу

доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21), но там не сказано,

что Он Воскрес в духовном теле, без плотского тела. Само слово «воскресение»

предполагает восстановление того, что упало. И Христос говорит апостолам в 24-й главе

Евангелия от Луки, что имеет кости и плоть. Многие священники израильские (на момент

Второго Храма их было 18 000 человек) поверили в воскресение Христа. Об этом

говорится в Деяниях апостолов, в Новом Завете. И вплоть до XIX века во многих

священнических иудейских родах передавалась информация о том, что Иисус

действительно воскрес.

Что сделал Господь после воскресения ?

« Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными

доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием»

(Деян. 1, 3).

Из этого видно, что Христос учил о тайнах Царствия Божия.

Дары воскресшего Христа: 1) Крещение (Мф. 28, 1-19; Мк. 2, 16); 2) понимание

Писания; 3) обещание даров Святого Духа.

Вознесение Христа на Небо. На 40-й день Христос возносится на Небо. Для нас весть о вознесении Христа - это

весть о том, где находится наша Родина: « Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь

ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие,

сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 1-11).

Нравственные требования вытекают из факта воскресения Христова. Христиане

имеют жизнь на небе со Христом, они мертвы для мира сего._

(6 голосов : 4.83 из 5 )

Севостьянова Юлия

10 класс, Аничков лицей

Русь, приняв крещение от Византии, унаследовала от нее представление о том, что задача живописи – воплотить в образы христианское вероучение. Церковное искусство православных государств, входящих в сферу культурного влияния Византии справилось с такой задачей. Система восточноправославной эстетики позволила полно и ясно изложить христианское вероучение в живописных образах.

Настоящая работа посвящена сюжету Сошествие Христа во ад, его изображению в русской иконописи. Этот сюжет евангелисты не описывают, а только сообщают о Воскресении Господа, которому не было свидетелей. В росписях римских катакомб Воскресение Христово изображалось через ветхозаветный прообраз исхождения Ионы из чрева кита (на основании слов Спасителя о знамении пророка Ионы). Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (; ).

В византийском литургическом понимании Воскресение Христа обозначалось изображением женщин, пришедших к гробу Иисуса Христа и ангела, сообщающего, что Иисус воскрес.

Во II веке новой эры стал известен апокриф, получивший впоследствии название Евангелие от Никодима (тайного ученика Иисуса Христа). Тексты апокрифа и повлияли на сложение иконографии “Сошествия во ад”, которая служит идее изображения Воскресения Христа как победы над смертью, вызволение праведников из ада, спасения уверовавших в него “от тлена в адской бездне”. С течением времени византийское искусство разработало приемы, позволяющие передать суть рассказа в едином живописном образе, в котором это событие представало таким, каким оно должно соответствовать византийскому богословию.

Иисус Христос на иконах обычно изображается как солнце спустившееся во ад. Все в нем исполнено стремительного движения. Он попирает сокрушенные врата ада, в левой руке держит крест, а правую руку протягивает Адаму. Спаситель с силой вырывает обессиленного Адама из гроба, за Адамом встает, протягивая к Спасителю руки, с надеждой вглядываясь в него, Ева. С правой стороны от Христа стоят, поднявшиеся в гробах, во главе с Иоанном Предтечей ветхозаветные цари и пророки. С левой стороны от Него расположен сонм праотцов. Горы, в верхней части, сужаясь и сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над ними два ангела, возносящие орудия страстей: Крест, трость с губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье. Это лишь общее описание изображения данного сюжета.

Главные черты первых русских икон “Воскресения Христова”, имевших основным изображением Христа, сошедшего во Ад, оставались без изменений, но к ним добавлялись другие, почерпнутые из преданий детали. Тогда в каждой иконе сюжет изображался по-особенному.

Примером могут служить псковские иконы “Сошествия во ад”. Для них характерна симметричная схема расположения коленопреклоненных фигур Адама и Евы относительно Спасителя, которых он, держа за руки, выводит из “смертной сени”. Такая схема достаточно редка для византийской и древнерусской иконографии. Еще одной особенностью псковской иконографии является то, что Адам, Ева, все ветхозаветные цари и пророки изображены на них с нимбами. Среди византийских икон такие изображения встречаются, но редко. Знак святости – нимб свидетельствует об уже совершившемся искуплении греха первых людей, их воскрешении, но их коленопреклоненные позы отчетливо напоминают композиции “Страшного суда”, где прародители стоят в том же положении перед “Престолом Уготованным”.

Традиционная форма изображения Воскресения Христа как “Сошествия во ад” всегда сохранялась в древнерусском искусстве, но с XVII века на русских иконах получило распространение изображение шествия праведников в рай. В это время Евангелие Никодима было включено в состав сборника “Страсти Христовы”. В XVII веке была введена специальная вечерняя великопостная служба Страстям Христовым (Пассии). Под влиянием западной традиции, Воскресение Христово стали рисовать как выход Христа из гроба. Но этот новый способ изображения не удовлетворял русских иконописцев и они соединили его с привычным им образом “Сошествия во ад”. Такую композицию можно видеть на примере иконы “Воскресение. Сошествие во ад” из церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680 г.) В верхней части иконы, в центре, из гроба поднимается Иисус Христос. Перед гробом – отваленный камень. Внизу, окруженный мандорлой Иисус Христос спускается в ад, попирая его врата, и выводит из гроба Адама. Вслед за Адамом из адской бездны поднимается толпа праведников, идущих в рай. Иконописец, кроме этих двух сюжетов, изображал и события из жизни Иисуса Христа: в левом верхнем углу – Распятие, а вверху в центре – Вознесение Христово. Такие иконы получались очень подробными, и за мелкими подробностями утрачивали глубину образа, которая была присуща ранним спискам Воскресения Христа.

Икона “Сошествие во ад” с первохристианских времен сохраняет основное значение как изображение праздника Воскресения Христова, и в русских иконостасах она помещается в праздничном ряду. Если же храм освящен в память Воскресения Христа, икона помещается второй справа от Царских врат.

Литература:
Барская Н. А. 1993. Сюжеты и образны древнерусской живописи. Москва: Просвещение.
Григорий (Круг). 1998. Сошествие во ад //Православная икона. Канон и стиль. Москва.
Шиллина Н. Н. 1999. Псковские иконы “Сошествие во ад” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.
Чугреева Н. Н. 1998. “Тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.

Основным догматом христианской веры является учение о воскресении Христа Спасителя на третий день после крестной смерти. Праздник Пасхи считается центральным торжеством годового богослужебного круга. Неизменным атрибутом любого события, прославляемого церковью, является его живописный образ. Благодаря возможностям полиграфического производства, икона “Христово Воскресение” в наши дни одна из самых распространенных. Однако появление популярного ныне образа было сопряжено со многовековой историей гимнографии и догматического творчества отцов Церкви. Сложность формирования живописного сюжета заключается не только в насыщенности композиции многочисленными фигурами, но и в том, что описаний этого события у евангелистов нет. По-другому и быть не может: ученики-апостолы не присутствовали при этом, да и само чудо непостижимо для человеческого разума. Образ Воскресения считается неизобразимым, поэтому в живописи отображают события, напрямую связанные с ним. В чине Литургии есть такие слова: “во гробе плотью, в аду с душою, как Бог, в раю с разбойником”. Текст в некоторой мере описывает события, предшествовавшие воскресению. Оставили свой след и апокрифические писания.

Первые образы

Живописные образы первых трех веков были иносказательными и символическими. На зарождающееся налагали отпечаток жестокие гонения со стороны язычников. В этих условиях святыни следовало тщательно оберегать от осквернения. Важнейшее событие христианской церкви изображалось в виде ветхозаветных прообразов. Самым распространенным был образ пророка Ионы во чреве левиафана. Подобно тому, как Иона три дня находился в утробе кита, а затем был извергнут на белый свет, и Христос три дня был во гробе, а затем воскрес. Это событие воспевается в пасхальных песнопениях.

Иконографические типы

Сам момент воскрешения плоти изобразить невозможно потому, что человеческое сознание не в силах даже умозрительно представить этот процесс, тем более выразить его графически. В христианской иконографии существует ограниченное количество сюжетных линий, воплощающих для верующих величие события. Образ классического ортодоксального происхождения именуется не икона “Христово Воскресение”, а “Сошествие Христа Спасителя во ад”. Западная традиция привнесла в богослужебный обиход два более понятных сознанию обывателя распространенных ныне живописных образа: “Воскресший Христос у гроба” и “Явление воскресшего Спасителя женам-мироносицам”. Существуют вариации на эти основные темы, например, икона "Воскресение Христово с праздниками".

Уникальный факт

Всякое действо в церкви должно быть согласовано с уставом и оправдано догматически. Современные богословы церковное учение сравнивают с черепахой, имеющей прочный панцирь для защиты. Панцирь этот выработался в борьбе со многими ересями и лжеучениями на протяжении многих столетий. Строго регламентируется и деятельность в сфере искусства. На иконе каждый мазок кисти должен быть обоснован. А вот икона “Христово Воскресение” основана на не вполне канонических А именно на текстах источника V века, так называемого евангелия от Никодима, отвергнутого канонической мыслью церкви.

Икона “Воскресение Христово”. Значение

Живописный образ повествует о великих и непостижимых событиях. Именно евангелие от Никодима является, пожалуй, единственным древним рукописным источником, повествующим о том, что было со Христом от момента погребения до восстания из гроба. В этом апокрифе довольно подробно описывается диалог между дьяволом и преисподней и последующие за тем события. Ад, предчувствуя свой крах, приказывает нечистым духам наглухо “запереть врата медные и запоры железные”. Но Небесный Царь сокрушает врата, связывает сатану и предает его во власть ада, повелевая содержать его в узах до второго пришествия. После этого Христос призывает всех праведников последовать за Ним. По прошествии веков догматисты облекли неканонические тексты в ортодоксальное учение. У Творца нет измерения времени, для Него ценен всякий человек, живший до проповеди Христа, Его современников и живущих ныне нас. Спаситель, спустившись в преисподнюю, вывел из ада всех, кто этого желал. А вот ныне живущие должны свой выбор сделать сами. Икона показывает всемогущество Творца, освободившего пленников преисподней. А со временем Он явится для того, чтобы произвести суд и окончательно определить меру наказания злу и вечную награду праведникам.

Сербская фреска

В мужской обители Милешева (Сербия) находится Вознесения XIII века. Одним из образов средневекового ансамбля настенной росписи является икона “Христово Воскресение”. На фреске изображен ангел в сияющих одеждах, что соответствует описанию этих событий у евангелиста Матфея. Небесный вестник сидит на отваленном от дверей пещеры камне. Около гроба лежат погребальные пелены Спасителя. Рядом с ангелом помещены женщины, принесшие на гроб сосуды с миром. Этот извод у православных иконописцев особого распространения не получил, а вот западная реалистическая живопись его охотно использует. Интересно, что в этом случае событие изображается без его главного участника -Христа.

Древнейшее каноническое изображение

В 1081 году в предместье Константинополя была построена церковь. По месту своего расположения получила она название храм Христа Спасителя в Полях. По-гречески “в полях” - ἐν τῃ Χώρᾳ (эн ти хора). Так, храм и построенный позже монастырь доныне и именуют “Хора”. В начале XVI века в храме было устроено новое мозаичное покрытие интерьера. Среди сохранившихся до наших дней - икона “Воскресение Христово, сошествие во ад”. Композиция изображает Спасителя, стоящего на сорванных вратах ада. Христа окружает миндалевидный нимб. За руки Он держит встающих из гробов Адама и Еву. Позади прародителей рода человеческого праведники Этот извод получил наибольшее распространение в иконографии.

Что изображено на иконе?

Образ представляет собой догмат церкви, выраженный в живописной форме. Согласно церковному учению, рай для праведников был закрыт до момента крестной смерти Спасителя и Его славного воскресения. Композиция иконы включает изображения наиболее известных святых до христовой эпохи человечества. Спаситель стоит на сложенных крестообразно вратах ада. около них иногда изображаются инструменты и извлеченные гвозди. Адам и Ева, как правило, располагаются по разные стороны от Христа. Позади праматери стоят Авель, Моисей и Аарон. Слева за Адамом располагают царей Давида и Соломона. Фигуры Адама и Евы могут быть расположены по одну сторону от Христа. В нижней части композиции может быть изображена преисподняя с ангелами, угнетающими нечистых духов.

Икона “Воскресение Христово”. Описание

Образ, имеющий западное происхождение, представляет собой не символическую композицию, а живописное отображение евангельских событий. Как правило, изображается открытый пещера-гроб, ангел восседает на камне или находится рядом с саркофагом, в нижней части композиции поверженные римские воины и, конечно, Христос в сияющих одеждах со знамением победы над смертью в руках. На хоругви помещается крест красного цвета. На руках и ногах изображаются раны от вбитых в плоть гвоздей при распятии на кресте. Хотя икона “Воскресение Христово” и заимствована в XVII веке из католической реалистической традиции, но, облеченная в ортодоксальные канонические формы, является довольно популярной у верующих. Никаких богословских толкований она не требует.

Праздников праздник

Святое Христово Воскресение церковным уставом считается не просто праздником, но особым торжеством, прославление которого продолжается в течение сорока дней. Более того, торжество самой Пасхи длится семь дней как один день. Такое возвышенное отношение верующих к восстанию Спасителя из гроба отразилось и в церковном искусстве. Самобытной линией развития живописной традиции является икона “Воскресение Христово, сошествие во ад с двунадесятыми праздниками”. Этот образ содержит в центре изображение главного события в жизни церкви, а по периметру в клеймах сюжеты двенадцати самых важных праздников, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы. Среди подобных святынь встречаются и весьма уникальные экземпляры. Также изображаются и события страстной седмицы. Практически, икона “Воскресение Христово с Двунадесятыми праздниками” - это краткое изложение евангельских событий и годового круга богослужений. На событийных образах сошествие во ад изображается со многими подробностями. Композиция включает фигуры праведников, целую вереницу которых Христос выводит из преисподней.

Икона на аналое

В центре храма расположена тумба с наклонной доской, именуемая аналой. На нее полагают образ святого или праздника, которому посвящена служба в этот день. Икона “Воскресение Христово” на аналое находится чаще всего: в течение сорока дней празднования Пасхи и в конце каждой недели. Ведь название выходного дня имеет христианское происхождение, последние сутки недели посвящены прославлению победы Христа над смертью.

Самые выдающиеся храмы в честь Воскресения

Одним из грандиознейших храмов России является Воскресенский собор возведенный в 1694 году. Этим сооружением патриарх Никон желал воспроизвести храм Воскресения в Святом Граде и подчеркнуть главенствующее положение русской церкви в православном мире. Для этого в Москву были доставлены чертежи и модель иерусалимской святыни. Другим, хотя и менее масштабным, но не уступающим по монументальности, является храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

Строительство было начато в 1883 году в память о покушении на императора Александра II. Уникальность этого собора в том, что внутренний декор выполнен из мозаики. Мозаичная коллекция - одна из крупнейших в Европе. Она уникальна по качеству исполнения. В ясные солнечные дни переливающиеся разноцветные плитки создают неповторимое ощущение торжества и причастности к духовному миру. В самом храме имеется удивительной красоты образ. Снаружи, над одним из входных порталов, также размещается икона “Воскресение Христово”. Фото, конечно, не может передать всю полноту ощущений, но создает полное представление о пышности убранства.

На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается само Воскресение — выход Христа из гроба. На них изображается «сошествие Христа во ад», или, точнее, исшествие Христа из ада. Христос — иногда с крестом в руке — представлен выводящим из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению.

Хотя в последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты, именно описанный иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения.

Сошествие Христа во ад — одно из наиболее таинственных, загадочных и труднообъяснимых событий новозаветной истории . В современном христианском мире это событие понимается по-разному. Либеральное западное богословие вообще отрицает возможность говорить в буквальном смысле о сошествии Христа во ад, утверждая, что тексты Священного Писания, посвященные этой теме, следует понимать в переносном смысле. Традиционная католическая догматика настаивает на том, что Христос после Своей смерти на кресте сходил во ад исключительно для того, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников. Подобное же понимание достаточно широко распространено среди православных христиан.

С другой стороны, уже в Новом Завете говорится о том, что проповедь Христа в аду была адресована нераскаянным грешникам, а в богослужебных текстах Православной Церкви неоднократно подчеркивается, что, сойдя во ад, Христос открыл путь ко спасению для всех людей, а не только для ветхозаветных праведников. Сошествие Христа во ад воспринимается как событие космического значения, имеющее отношение ко всем без исключения людям. Говорится, кроме того, о победе Христа над смертью, о полном опустошении ада, о том, что после сошествия Христа во ад там не осталось никого, кроме диавола и демонов.

Как примирить эти две точки зрения? Какова была изначальная вера Церкви? Что говорят нам восточно-христианские источники на тему сошествия во ад? Прежде всего скажем о том, что догмат о сошествии Христа во ад приоткрывает завесу над тайной, которой окутаны взаимоотношения между Богом и диаволом. История этих взаимоотношений восходит ко времени сотворения мира. По общецерковному учению, диавол был сотворен как существо благое и совершенное, но отпал от Бога вследствие гордости. Драма личных взаимоотношений между Богом и диаволом этим не окончилась. С момента своего отпадения диавол начал всеми силами сопротивляться божественной благости и любви, делать все от него зависящее, чтобы воспрепятствовать спасению людей и тварного бытия. Однако диавол не всесилен: его возможности ограничены Богом, и он может действовать только в тех рамках, в которых это попускается Богом. Последнее подтверждается начальными строками книги Иова, где диавол предстает как существо, во-первых, находящееся в личных взаимоотношениях с Богом, во-вторых, всецело подвластное Богу.

Сотворив людей и поставив их в ситуацию, когда для них стал возможен выбор между добром и злом, Бог взял на Себя ответственность за их дальнейшую судьбу. Бог не оставил человека один на один с диаволом, но Сам вступился в борьбу за духовное выживание человечества. Для этого Он посылал к людям пророков и учителей, а затем Сам стал человеком, претерпел крестные страдания и смерть, сошел во ад и воскрес, дабы разделить с человеком его судьбу. Сойдя во ад, Христос не уничтожил диавола как персональное живое существо, но «упразднил державу диавола», то есть лишил диавола власти и силы, украденной им у Бога. Ибо диавол, воспротивившись Богу, ставил перед собой задачу создать свое автономное царство, в котором он один был бы хозяином, отвоевать у Бога некое пространство, где присутствие Божие вообще никак не ощущалось бы: именно таким местом был шеол (Царство теней) в ветхозаветном представлении. После Христа шеол становится местом божественного присутствия.

Впрочем, это присутствие, которое воспринимается находящимися в раю как источник радости и блаженства, для находящихся в аду является источником мучений. Ад после Христа — уже не место, где диавол властвует, а люди страдают; ад — это прежде всего темница для самого диавола, а также для тех, кто добровольно остается с ним, чтобы разделить его судьбу. Жало смерти упразднено Христом, и стены ада разрушены. Но «смерть и без жала для нас еще сильна… Ад и с разрушенными стенами и с упраздненными вратами еще продолжает наполняться теми, кои, оставив тесный царский путь креста, ведущий в рай, идут всю свою жизнь путем широким…»

Христос сошел во ад не как очередная жертва диавола, но как Победитель: Он сошел, чтобы «связать сильного» и «расхитить сосуды его». По святоотеческому учению, диавол не узнал во Христе воплотившегося Бога: он принял Его за простого человека и под «приманкой» плоти проглотил «крючок» Божества (Григорий Нисский). Однако присутствие Христа в аду стало тем ядом, который начал постепенно разрушать ад изнутри (Афраат). Окончательное разрушение ада и окончательная победа над диаволом произойдут при Втором Пришествии Христа, когда «последний враг истребится — смерть», когда все будет покорено Христу и Бог станет «все во всем».

Образ Воскресения Христова: «Сошествие во ад»

Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в российских храмах. Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад».

Христос на этой иконе как будто абсолютно статичен. Он держит за руки Адама и Еву. Он только готовится извести их из места скорби. Подъем еще не начался. Но только что закончился спуск: одежды Христа еще развеваются (как после стремительного спуска). Он уже остановился, а одежды еще опадают вслед за Ним. Перед нами — точка предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, от преисподней — в Небо. Христос ворвался в ад, и сокрушенные им врата ада, разломанные, лежат под Его ногами.

Вся сложность иконографии Воскресения связана с необходимостью показать, что Христос — не только Воскресший, но и Воскреситель. Она говорит о том, — зачем Бог пришел на землю и принял смерть: предельная точка Божественного нисхождения оказывается начальной опорой человеческого восхождения. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» — такова золотая формула православного понимания человека.

«Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2,11).

«Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его <в крещении>, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним… дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6,4-6).

Воскресение Христа — это дарованная нам победа. Ведь мы сделали все, чтобы Жизнь не «жительствовала в нас»: вывели Христа за пределы града своей души, своими грехами пригвоздили Его ко кресту, поставили стражу у гробницы и запечатали ее печатью неверия и безлюбовности. И — вопреки нам, но ради нас — Он все-таки воскрес.

Поэтому иконописец, задача которого — передать пасхальный опыт Церкви — не может просто представить саму сценку исхождения Спасителя из гроба. Иконописцу необходимо связать Воскресение Христа со спасением людей. Поэтому пасхальная тематика и находит свое выражение именно в изображении сошествия во ад.

Распятый в пятницу и Воскресший в воскресение, Христос в субботу нисходит во ад (Еф.4,8-9; Деян.2,31), чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников.

Первое, что бросается в глаза в иконе сошествия, — это то, что в аду находятся… святые. Люди в нимбах окружают Христа, сошедшего в преисподнюю и с надеждой смотрят на Него.

До Пришествия Христова, до того, как Он соединил в Себе Бога и человека, для нас был закрыт путь в Царство Небесное. С грехопадения первых людей в структуре мироздания произошла подвижка, которая перервала животворящую связь людей и Бога. Даже в смерти праведник не соединялся с Богом.

Состояние, в котором пребывала душа умерших, в древнееврейском языке обозначается словом «Шеол» — безвидное место, сумеречное и без-образное место в котором ничего не видно (Иов. 10,21-22). Это скорее состояние тяжкого и бесцельного сна (Иов. 14,12), чем место каких-то конкретных мучений. Это «царство теней», эта мнимость в своем мареве скрывали людей от Бога. Древнейшие ветхозаветные книги не знают идеи посмертной награды, не ожидают рая.

В связи с этим в атеистической литературе встречается утверждение, что здесь пролегает непроходимая пропасть между Ветхим и Новым Заветом: новозаветная ориентация на бессмертие души не находит подтверждения в Ветхом Завете и противоречит ему. Тем самым в очень существенном пункте единство Библии ставится под сомнение. Да, Экклезиаст без всякой надежды вглядывается в пределы человеческой жизни. Псалмопевец Давид с плачем размышляет о скоромимоходящести человеческой жизни: «Человек яко трава, дни его яко цвет сельный, так оцвете, яко дух пройдет в нем и не будет »… И Иов вопрошает, очевидно, не ожидая ответа: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? » (Иов.14.14).

И вот пришло время, когда исполнилось пророчество Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9,2).
В этом апокрифическом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад» рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня» и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада. Надо отметить, что Ад в библейских рассказах — это и бездна, затворенная воротами, и некое страшное одушевлённое существо, брат диавола: «отвещав же ад глаголя», «рече ад ко диаволу» .
Силы небесные, стоя перед вратами Ада, многократно обращаются к нему говоря: «…возьмите врата вечная и внидет Царь Славы» , а на вопрос Ада кто является этим царём отвечают: «Господь крепок и силен, Господь силен в брани» . Приход Христа производит панику, и ад в страхе говорит дьяволу, называемому «треглавниче и вельзауле преокаянне», что ему пора выйти и бороться с Христом и его войском. Но дьявол в страхе отвечает: «помилуй мя аде, брате мой, не отверзай ему врат… подвигнися мене ради, аще и поруган будеши». Но врата не выдерживают и «падоша сами» повергают ад в плач. Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий».

Ад обманулся: он думал принять свою законную дань — человека, смертного сына смертного отца, он приготовился встречать назаретского плотника, Иисуса, Который обещал людям Новое Царство, а сейчас и Сам окажется во власти древнего царства тьмы — наступит момент небывалого торжества зла: Мессия, посланный Богом и столько веков ожидаемый человечеством, не только не основал Своего царства, но и был отвергнут народом, предан на самую позорную и мучительную казнь. Но лукавый вновь был побежден и посрамлен: Христос входит в ад не только как человек, но и как Бог; не как раб смерти и тьмы, но как Господь жизни и света. И смертная темница разрушилась от полноты божественного бытия, мрак рассеялся от нетленного света.

Церковные песнопения, стихиры Великой Субботы так описывают это вселенское события. Интересно, что речь в них ведется от лица поверженного ада: «Ад, ныне стеная, вопиет: разрушилась моя власть, принял Мертвого как одного из умерших, и не могу удержать Его нисколько, но лишаюсь вместе с Ним тех, над кем царствовал; я владел мертвецами от века, но Сей их всех воздвигает... лишился я тех, над кем царствовал; кого сумел поглотить, - изблевал; опустошил гробницы Распятый, изнемогает владычество смерти».

В аде Христа встретили ликующие «святии пророцы и праведницы» и пророк Давид, играющий на гуслях и воспевающий победу Бога над адом. Все они были выведены Христом из ада.

Поговорим конкретнее об образах, которые, как правило присутствуют на иконах, отображающих сошедствие во ад. На первом плане иконы мы видим Адама и Еву. Это первые люди, лишившие себя богообщения, но они же дольше всего ждали его возобновления.

Рука Адама, за которую его держит Христос, бессильно обвисла: нет у человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти богоотчужденности и смерти. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7,24). Но другая его рука решительно протянута ко Христу: Бог не может спасти человека без самого человека. Благодать не насилует.

По другую сторону от Христа — Ева. Ее руки протянуты к Избавителю. Но — значимая деталь — они скрыты под одеждой. Ее руки некогда совершили грех. Ими она сорвала плод с древа познания добра и зла. И Ева не дерзает самочинно коснуться Христа. Но моля, ждет, когда Он обратится к ней.

То, что в момент, изображенный на иконе, Ева вся, с головы до ног, покрыта одеждой, — это еще и знак ее покаяния, понимание всецелой своей отделенности от Бога (одежда дана людям после грехопадения: свет стал обличать обнаженность людей от добрых дел — и от него потребовалась защита, так появилась потребность в материальной одежде — «узнали они, что наги » (Быт.3,7)). Но именно поэтому — и спасена Ева. Спасена, — ибо покаялась.

Канон образа Воскресения - «Анастасис»

«Анастасис» — икона перехода, перехода из ада в рай, из рабства греху — к благодати, что выражено и композиционно, и образно. Этот переход символизируется и ярким контрастом черной бездны внизу и золотого сияния вверху. Христос находится над гранью между тьмой и светом, над сломанными вратами ада, и ведет вслед за Собой ветхозаветных праведников, как Моисей сквозь Черемное море. Крест в Его руках в контексте этого образа становится новым посохом Моисея, с помощью которого пророк разделил море и извел воду в пустыне, а Христос победил смерть и освободил человечество. Собственно образ Моисея появляется лишь на поздних, начиная с XV в., иконах, причем он изображается не в ряду пророков за Адамом и Евой, а внизу, в бездне под ногами Христа, выводящим еще одну группу праведников из ада.«разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ио., 2: 19). Оба изображаются в своем царском достоинстве, в коронах и царских одеждах — рядом с «Царем славы» (Пс. 23: 10) они выступают теми двумя свидетелями, которые в Библии считаются необходимыми для подтверждения истинности события.

Исторически более поздними являются композиции «Анастасис», на которых изображается Иоанн Предтеча — первый новозаветный пророк, благовествовавший о Христе даже в аду. За Евой может быть помещен Авель — первый человек, чье поклонение Всевышнему описано в Библии (Быт. 4: 2-12), он же — первый умерший и первый убитый, причем убитый во время жертвоприношения Богу. Оба образа — Иоанна Предтечи и Авеля — связаны с деятельным служением Господу и с жертвенностью такого служения.

Неизменным остается жест Христа: на всех древних изображениях, независимо от того, к какому композиционному типу они относятся, Христос держит Адама за руку.

Догмат о сошествии Христа во ад имеет важное значение для понимания действий Бога в человеческой истории, отраженных на страницах Ветхого Завета. Библейское повествование о всемирном потопе, результатом которого была гибель всего человечества, является камнем преткновения для многих, кто хотел бы уверовать в милосердного Бога, но не может смириться с Богом, «раскаивающимся» в собственных действиях. Однако учение о сошествии во ад, изложенное в 1 Пет. 3:18-21, вносит совершенно новую перспективу в наше понимание тайны спасения. Оказывается, выносимый Богом смертный приговор, прерывающий жизнь человека, не означает того, что человек лишается надежды на спасение: не обратившись к Богу в жизни земной, люди могли обратиться к нему за гробом, услышав проповедь Христа в темнице ада. Предав созданных Им людей смерти, Бог не погубил их, но лишь перевел в иное состояние, находясь в котором, они имели возможность услышать проповедь Христа, уверовать и последовать за Ним.

Впрочем, смысл Пасхи не удастся передать лучше, чем это сделал святитель Иоанн Златоуст:
«Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает. Воскрес Христос и мертвый ни един во гробе!».

Икона “Сошествие во ад” с первохристианских времен сохраняет основное значение как изображение праздника Воскресения Христова, и в русских иконостасах она помещается в праздничном ряду.

«На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели… К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал, — ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею» (И. Бунин. Жизнь Арсеньева)

По материалам ru-news.ru, azbyka.ru