Как сделать из подручных средств варган. Энциклопедия технологий и методик


Приходилось ли вам слышать о таком музыкальном инструменте, как варган? Наверняка вы вспомните эти звенящие звуки, которые ассоциируются с севером, тайгой. Возможно, они вызовут у вас ассоциации с Аляской, золотоискателями и индейцами. Или с традиционными гуцулами. А может в самую точку…. С чукчами.

Почти любая из ваших ассоциаций будет правильной, ибо почти каждый народ имеет свой варган. Эти звуки сразу навеивают архаичные мотивы, которые есть у каждого народа. Наверно, сразу в воображении всплывает костер, горловое пение соплеменников. И шаман, который просит духов послать дождь, или благословить на охоту.

Культовый инструмент. Вы можете изготовить его сами, при помощи данной инструкции. Учитывая то, что конструкция до безобразия проста. Вам не понадобится особых знаний или умений. Все, что вам нужно – ваше желание. И пара простых инструментов. А еще желание научиться, ибо сегодня вы встретитесь, лицом к лицу, с таким древним ремеслом, как ковка.

Итак, приступим.

Сначала перед автором сего творения предстал вопрос. Из чего же сделать язычок варгана? Потому что он должен быть одновременно упругим, стойким к безвозвратным деформациям и поломке. Было решено использовать полотно пилы по дереву. Толщина которой 0.86 мм.


С помощью точила была отделена полоска металла. При этом, ее постоянно охлаждали, чтобы не перегрелась и не утратила своих качеств.


После полоска была выровнена и заточена с обеих сторон на том же электроточиле.


Длину заготовки для рамы можно определить, смакетировав ее при помощи обычной алюминиевой проволоки. Которую, в итоге, можно будет распрямить и замерить линейкой.

Для рамки был использован пруток, толщиной 6 мм. Его марка 12Х18Н10Т (Нержавеющая сталь).
Была отпилена заготовка с небольшим запасом. На изгибах рамы, в местах перехода дек в кольцо, протачиваются небольшие шейки.

Далее, нужно зажать заготовку в дрель и придать участкам дек небольшой конус, при помощи наждака.

Изгиб круга выполняется так:
1) Зажимаем заготовку в тисках, с каким-нибудь металлическим предметом, который имеет подходящий радиус.
2) Киянкой, или молотком через деревянную подкладку гнем. Тут важна аккуратность, и не спешите, ибо можно испортить заготовку.


Более острые углы придется сделать с помощью ковки. Для того нужно нагреть металл докрасна. Автор использовал в этих целях газовую плиту.




Позже, конусам была придана квадратная форма, для этого использовался брусок.


Придание кругу окончательного изгиба, опять же нагревая на газу. Опять же ковка.


Конусность дек должна соответствовать конусности язычка.


Придание плоскости двум сторонам круга.


Пропил, придание формы пазу под язычок.

Варган, дрымба, комус - это все название одному и тому же язычковому музыкальному инструменту, только в разных народов и на разных территориях.

Был у меня один алтайский варган Поткина и я решил другой варган сделать самому. Перечитал множество инструкций и принялся за дело.

На первый взгляд варган довольно простой в изготовлении, но я сразу столкнулся с множеством трудностей. Сделать физически такой инструмент не очень сложно, но чтобы он хорошо играл - намного тяжелее.

При полностью ручной работе довольно сложно подогнать язычок и щеки корпуса так, чтобы варган играл максимально красиво и с большим количеством обертонов. Вот поэтому варган сделать самому и легко и непросто!

Для изготовления этого этнического инструмента я взял за основу старую проволоку в 8мм, а язычек выпилил из старой пилы по дереву в 1,2мм.

При первой попытке изгибания конца язычка от у меня лопнул, пришлось переделывать.

Первые звуки варгана были довольно низкими по тембру, поэтому пришлось стачивать по толщине язычек до 0,8мм.

По сравнению с алтайским варганом Поткина мой звучал ниже по тембру и был больше по размеру. Чувствуется массивность и небольшая вибрация на зубах (скорее всего язычек нужно делать еще тоньше, а то долго не проиграешь).

Позже, я решил сделать и деревянный футляр к варгану . Заготовка для футляра попалась из дуба, тяжело в обработке, но лучшего не нашлось тогда.

По миру есть множество мастеров, которые занимаются таким ремеслом, как создание варганов, но только некоторые делают по-настоящему хорошие музыкальные инструменты.


Издревле, человек применял для изготовления варганов различные природные материалы (помимо металлов): кости, дерево...
Вот о деревянных разновидностях варгана и хотелось бы рассказать. Но, к сожалению информации о них крайне мало.
Примерно до конца 80-х годов прошлого века, считалось, что секрет изготовления деревянного агаз-кубыза бесследно утрачен,
пока чисто случайно не обнаружилось, что в одной из глухих деревень есть бабушка, которая не только помнит,
но сама изготавливает и играет на них... (Более подробно об этом можно прочитать в фольклорном сборнике Рахимова Р.Г. (с аудио приложением) там же можно его и преобрести.)
Я же, приведу сдесь лишь ма-аленькую "нарезку-выжимку" из сборника, относительно изготовления агаз-кубыза:

Очень простая конструкция: пластинка из твердого дерева в форме линейки, длина -17 см, ширина от 1,5 до 2 см, толщина - 2 мм. В середине пластинки вырезан язычок, к основанию которого узелком прикреплена суровая нить.

Изготавливается из клёна.
(Выдержка из воспоминаний о разговоре с К.Г. Гариповой)


Гарипова Кафия Гариповна (1910 г. рожд.) играет на своём агаз-кубызе.

...Оказывается на кубыз идет не всякий клен, а только стоящий на возвышенности и в который ударила мол­ния. Из сердцевины такого клена нарезаются пластинки, ко­торые просушиваются не менее года в тени на ветру. Из всех пластин выбираются наименее покоробленные, они-то и идут на музыкальный инструмент....
- Чем вырезается язычок?
- Обыкновенным ножом, но с некоторыми тонкостями, о которых Кафия-аби почему-то говорила уклончиво, с неяс­ными нюансами, видимо, стесняясь народных терминов. Уда­лось уловить только, что кубыз с уже вырезанным язычком пропитывается жиром обязательно из хвостовой части гуся
или в крайнем случае выдерживается в топленом коровьем масле. Только после этого, по словам мастера-исполнительницы, можно рассчитывать на хорошее звучание инструмента.

После того, как человек освоил дерево и кость, дошла очередь и до более сложных в обработке материалов: различного вида металлы.
Далее, так же будет использована выдержка из сборника Рахимова Р.Г. Башкирский кубыз (маультроммель) (с аудио приложением)

Что же представляет собой современный башкирский кубыз? Рассмотрим "Тимер-кубыз" - металлический варган. На первый взгляд конструкция башкирского инструмента незатейлива: подковообразное основание и упругий язычок. Но в этих, казалось бы, ограниченных рамках фантазия народных мастеров оказалась практически безгранична. Вот как делается классический башкирский тимер-кубыз:

1) В качестве основы кубыза берется металлический стержень диаметром 6 мм и длиной 120-150 мм. Это может быть обыкновенная проволока, но из санитарно-гигиенических соображений металл лучше брать не окисляющийся (нержавеющая сталь, хромированные сплавы).
2) Стержень на наковальне сгибается в форме правиль­ной трапеции без широкого основания со сторонами со сторонами: А=С=35 мм, В= 70 мм.

3) Со сторон "А" и "С" надфилем снимается фаска 0,5 мм.
4) На специальном шаблоне в направлении, указанном стрелками, полукругом изгибается сторона "В".
5) В середине стороны "В" треугольным надфилем выбирается паз для закрепления язычка (типа "Ласточкин хвост"). Ширина паза - 3 мм, глубина - 2-3 мм.
6) Из полоски упругой стали изготавливается язычок длиной 80 мм, толщиной 0,5 мм, шириной у основания 3 мм и на свободной конце 2 мм. Качество звучания кубыза во многом зависит от материала язычка. В Мечетлинском районе встречаются кубызы с язычками из латуни, стали, железа, алюминия и даже серебра.
7) Язычок узким концом вставляется в паз основания и временно закрепляется. Производится предварительная регулировка и настройка: свободный узкий конец язычка должен без малейших зацепов поместиться между сторонами "А" и "С".
8) На гладком конце наковальни легкими ударами мо­лотка под прямым углом постепенно сгибается свободный конец язычка так, чтобы он не выходил за концы сторон "А" и "С".
9) Паз расклепывается, закрепляя язычок наглухо.
10) Специальной металлической полоской устраняются зацепы.
11) Кубыз настраивается путем опиливания тонкого загнутого конца язычка.
12) Сближением сторон "А" и "С" достигается мини­мальный зазор с язычком. От этого, по словам мастера, зависит динамика кубыза.
13) Мелким надфилем производится чистовая обработка и полировка кубыза.

Финалом всех наших шаманских действий (а изготовление варгана другим и быть не может) будет вот такой инструмент:

Да, ещё раз хочу заострить ваше внимание, по поводу выбора корпуса для варгана (кубыза, комуза и т.д)!

Карл Эвленштейн, известен как гастролирующий музыкант, который в 1817 году играл в Лондоне на 16 разнотональных кубызах. Сохранились даже подробности о том, что артист из-за неумеренной игры испортил себе зубы о корпус из окисляющегося металла и не мог более играть "...без великих мучений", после чего переквалифицировался в гитариста.

Ну, на этом всё.
Удачи в варганостроении. Надеюсь, что данный материал будет вам весьма полезен.

Схема-зарисовка "агаз-кубыз" и "темир-кубыз" с пояснениями (с)

Варган - музыкальный инструмент, имеющий богатую историю. Есть данные о том, что появился он в Южной Азии. Аналогичные инструменты встречаются у многих народностей. Давайте рассмотрим, как изготовить варган.

Последовательность изготовления варгана

Сначала необходимо сделать чертеж, займет это не более 20 минут. Обозначьте язычок, например, сиреневым цветом, а скосы пусть будут коричневыми. К слову, при их изготовлении многие сталкиваются с определенными трудностями, но тут уж ничего не поделаешь - новичкам всегда приходится сложно.

2. Немного срежьте по краям, чтобы получилась усеченная трапеция.

Не стоит недооценивать второй пункт - он крайне важен, ведь чем добросовестнее будут сделаны внешние скосы, тем правильнее получатся внутренние, которые будут служить в качестве направляющих. Поэтому постарайтесь подойти к этому серьезно, так как сделать варган непросто, учтите это.

Дальнейшие действия заключаются в следующем: необходимо обработать направляющие с двух сторон, чтобы образовался пропил. Затем следует проделать сверлом отверстие и приступать к изготовлению язычка. Для него вполне подойдет кусок пилы, однако можно взять, например, линейку, выполненную из металла. Далее необходимо доделать рамку с помощью напильника и зафиксировать язычок. Вот и все, вы смастерили варган своими руками. Давайте теперь рассмотрим, как правильно играть на нем.

Как держать варган

На первом этапе вам нужно научиться располагать варган между пальцев таким образом, чтобы вам было комфортно и удобно. Можно держать его как в правой, так и в левой руке, но рекомендуется использовать ту, которая не является у вас основной. Все музыканты располагают варганы в руках по-разному, и это вполне нормально. Но есть специальный способ, рекомендованный новичкам.

Держите варган кончиками указательного и среднего пальцев на изогнутых участках таким образом, чтобы край язычка был направлен в противоположную сторону от вашей руки. Обратите на очень важно. должен находиться на том участке, где зафиксирован язычок. Но ничто не должно мешать его движению. Ваши пальцы не должны препятствовать ему. Данный способ держания варгана может использоваться практически на всех разновидностях инструментов. Он достаточно удобен. На данном этапе вам наверняка захочется скорее узнать, как играть на варгане, но не спешите - начинать нужно с основ.

Как располагать варган при игре

Основную часть инструмента при игре следует располагать между зубами или губами.

Необходимо следить, чтобы между челюстями было место для беспрепятственного перемещения язычка варгана. Обратите на это внимание. Край языка должен находиться примерно в центре рта. При соблюдении всех этих условий звучание инструмента будет идеальным.

Когда варган зажат между вашими зубами, его «голос» получается более выразительным, красивым и продолжительным. В данном положении вы сможете наилучшим образом контролировать звучание. Обратите внимание, что губы не должны сильно прижиматься к инструменту. Если пока что-то не очень хорошо получается, не расстраивайтесь - если уж вы сделали варган своими руками, то и игру на нем наверняка освоите.

Как извлекать звук

Когда вы научились правильно держать инструмент, следует переходить к извлечению звука. Давайте рассмотрим несколько способов.

Первый вариант

Локоть находится в опущенном положении. Указательный палец «смотрит» вверх. Необходимо, чтобы он был немного напряжен. Остальные пальцы сжаты в кулак. Что дальше? Язычок следует задевать подушечкой либо ребром указательного пальца, кисть при этом необходимо сгибать и разгибать.
Данный метод извлечения звука повсеместно применяется в европейских странах и в Америке. Он очень удобен, используя его, можно играть как быстро, так и медленно. Хорошо, если вы не остановитесь на этом варианте, а освоите несколько. Помните, что вы изготовили варган своими руками, значит, вам многое по плечу!

Второй вариант

Локоть находится на одном уровне с плечами или немного выше. Кисть расположена над варганом, расслаблена, спокойно висит над инструментом. Пальцы, за исключением указательного, сжаты в кулак. Это обязательное условие. Язычок задевается указательным пальцем (а именно, ребром), кистью при этом необходимо вращать. Данный метод широко используется в азиатских государствах.

Третий вариант

Локоть находится в опущенном положении. Из пальцев необходимо сделать «лодочку». Далее их следует положить на язычок инструмента. Большой палец должен находиться в стороне. Не пренебрегайте этой рекомендацией. Язычок задевается центром большого пальца, для этого следует сгибать и разгибать руку. Данный метод извлечения звука используется для неторопливой, медленной игры. Также он хорош в тех случаях, когда необходимо спрятать инструмент от наблюдателей или, например, от дождя.

Итак, вы научились изготавливать варган своими руками, а также узнали, как на нем играть. Теперь вы сможете наслаждаться красивым звучанием этого инструмента и чувствовать себя шаманом.

А вы знаете, что такое варган? По меткому описанию некой исполнительницы - «Это такая штучка, на которой чукчи играют – пяуу, пяууу, пяуу». Теперь Вы поняли, о чем идет речь?

Хочется к месту вспомнить, как брел по коктебельскому пляжу и впервые услышал варган вживую. Играли по очереди три хиппи из Белгорода, одного, помнится, звали Коматоз... еще они пили портвейн, курили яблочный табак через прикольные трубки и смотрели на море. Я всегда ценил хеппенинги такого рода. Поэтому подсел к ним, отпил с бутылки, курнул...)))
Поэтому я начал искать варган. Купить его мне пока не удалось, делать тоже нет пока времени. Но в интернете нашел недавно инструкцию на www.vargan.ru . Думается, что-то в этом есть. Знакомьтесь...

"На сайте есть много фотографий хомусов, комузов, дрымб, кубызов, зубанок, шон-кобызов, темир-комузов – все это они – варганы. Если внимательно рассмотреть их – понимаешь главные принципы генерации звука в варгане: язычок должен быть из чего-то пружинистого, рама жесткая, зазор между язычком и рамой минимальный, на всех фото язычок имел трапециидальную форму. Так выглядит стальной варган:

Но не у каждого есть дома кузница или фрезерный станок. ЧПУ тоже не всем доступен, значит, сталь в качестве материала для рамы мне не подходит - решил я. Мне же надо быстро, желательно прямо сейчас! Значит – дерево! А раз так, то рама должна быть массивнее. Моей задачей не было создать идеальный варган, моя задача – создать звучащий варган:)
Начинать всегда нужно с чертежа, а лучше с 3D-модели.

Открываем мой любимый Rhinoceros, 20 минут работы и чертеж готов:

Розовый – язычок, серым цветом показаны скосы – они озадачили меня больше всего, но я придумал, как их можно сделать относительно точно. Алгоритм изготовления такой:
1) делаем прямоугольную заготовку 93х38х5 мм из дерева, я выбрал бук - он плотный и музыкальный
2) срезаем частично по бокам, превратив прямоугольник в усеченную трапецию:

Этот этап очень важен - чем точнее выполнены линии внешних скосов - тем точнее будут внутренние, они выполнят роль направляющих.

А дальше все просто - пускаем по направляющим ручной фрезер и проходим им с обеих сторон, получая внутренний пропил. Затем сверлим отверстие нашей "лиры" и беремся за язычок. Двумя руками беремся, а то можно его упустить, если использовать точило. В качестве материала можно попробовать полотно пилы, но мне попалась в руки металлическая линейка, вот из неё и выточил. Доработал рамку напильником, прикрепил язычок, с трепетом прижал варган к зубам, дернул его язычок и он у меня заговорил! Это труднопередаваемо словами, но поверьте, что очень здорово! И немного щекотно, потому что при игре голова выступает резонатором, можно сказать: щекотно мозгам;). А ещё забавно во время игры смотреть на старый не ЖК монитор - все вокруг смотрится статичным, а в мониторе все живет и плавится... Отличный союзник для медитаций.
Вот какой он у меня красавец:

Звук у него на удивление богатый получился, басовитый и долгий...

Теперь мне хочется получить доступ к ЧПУ и сделать стальную резную раму по модели, которую создам в 3D. Будут вопросы - пишите - отвечу.

ЗЫ: а знаете, что подвигло меня написать этот пост? - услышал варган в "On That Day" Leonard Cohen и подумал - вот ещё кто-нибудь услышит, ему понравится и захочется поиграть самому, он прочтет мой пост и сделает себе варган и станет на нашей маленькой уютной планете ещё одним магом больше;)"

Хочется сказать спасибо Роману Налетову за старания по созданию материалов, на основе которых было создано это небольшое сообщение. Удачи всем дерзающим!