Как воспитывать у ребенка любовь к чтению. Воспитание у детей любви к чтению

Чтение книг открывает детям новый мир, обогащение новыми идеями, развитие внутреннего мира и, конечно, развитие воображения.

Многие родители сталкиваются с проблемой, когда дети наотрез отказываются брать в руки книгу, не выпуская из рук свои гаджеты.

Как, в таком случае, действовать родителям, чтобы ребёнок полюбил книги?

Чтение вслух.

Это самый лучший способ привить любовь к чтению в раннем возрасте. Необходимо уделить 20-30 минут чтению ребёнку перед сном каждый день. Текст должен быть простым и понятным и содержать яркие и красочные картинки. Рекомендуются стихотворные сказки с забавными рифмовками и повторяющимися фразами и ребёнок, прослушав любимую сказку множество раз, будет читать её вместе с родителями. Когда малыш научиться читать самостоятельно, не стоит прекращать читать на ночь, а можно даже попросить его почитать что-нибудь. Маленькие дети часто интересуются ещё сложными для них книгами, и не прочь послушать увлекательные истории в исполнении родителей. Несомненно, чтение вслух развивает устную и письменную речь ребят, вдобавок пополняет их словарный запас.

Объяснение значения незнакомых слов.

Если в книге встретилось незнакомое слово, необходимо обсудить с ребёнком его значение. Например, персонаж попадает в место под названием «дворец», следует спросить ребёнка, что, по его мнению, это слово может означать. Когда родитель не совсем уверен, что малыш в полной мере понимает сюжет книги, в таком случае придётся пояснять происходящее своими словами. После прочтения книги, обязательно нужно обсудить и проанализировать её. Можно начать с основного – названия книги. Спросить, что дети о нём думают, об авторе, рисунке на обложке. Затем поинтересоваться, понравились ли герои, их поведение и поступки, почему. И, конечно, пусть малыш поделится, что, по его мнению, понравилось больше всего, а что нет и почему.

Поход в библиотеку.

Если ребёнок не записан в библиотеку, обязательно нужно сделать это. В отделе детской литературы библиотекарь предложит различные книги, которые, возможно, покажутся интересными детям.
Частое посещение библиотеки только мотивирует к чтению ребёнка. Если не получается подобрать книги, подходящие возрасту ребёнка, то можно обратиться за советом к библиотекарю. Пусть ребята выбирают книги по душе – если им нравятся книги о фокусах, волшебстве или танцах, то не стоит смущаться. Уделить чтению пару свободных минут – не проблема. Главное делать это регулярно. Не менее важно, быть примером для своего чада. В доме всегда должны быть журналы, книги, газеты и ребёнок видел, что их читают. Находясь в библиотеке и оформляя книгу ребёнку, неплохо было бы взять что-нибудь и на свой вкус.

Сказки становятся явью

Читая сказку на ночь, голос не должен быть сухим и монотонным, нужно самому поверить в написанное. Ребёнку будет гораздо интересней следить за происходящим, если разыграть перед ним целый спектакль: читать реплики героев, имитируя их голоса, издавать забавные звуки там, где нужно, петь, говорить страшным голосом, если на пути повстречался злодей. Любая история станет гораздо увлекательней, когда её выразительно читают. Однако, не нужно зацикливаться на одном жанре – ребёнок должен познакомить с различными видами литературы: фантастика, стихи, мифы, сказки, даже комиксы могут понравиться детям.

Методы, характерные для старших детей

Как правило, у детей постарше очень мало свободного времени. Их отдают в различные кружки и секции. И, кажется, времени на чтение совсем не остаётся, да и не это сейчас важно, по мнению родителей. Но не стоит так думать.

  1. Необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок обменивался своими книгами, журналами с друзьями.
  2. Немногие семьи организовывают книжный клуб. Но было бы интересно и познавательно, если бы дети собирались один или два раза в месяц и делились впечатлениями о прочитанной книге, обсуждали литературные новинки.
  3. Можно использовать различные игры. Например, составление рассказов: дети пишут на бумаге по одному слову, фразе или предложению, чтобы в итоге получился связный текст. Затем прочитать всем то, что получилось.
  4. Чтение по ролям. Для этого понадобится интересный рассказ, пьеса, костюмы из подручных материалов и хорошее настроение. Ребята распределяют роли и демонстрируют пьесу.

В век интернета, телефонов, видеоигр родителям сложно оторвать своих детей от монитора и заинтересовать обычным печатным изданием. На сегодняшний день именно книги обеспечивают увлекательное времяпровождение в свободное время и результатом чего является высокая успеваемость в учёбе.

Елена Романова
Родительское собрание «Воспитываем интерес к чтению и любовь к книге»

Книга - одно из самых великих созданий человеческой культуры.

Д. Лихачев

Родительское собрание в форме семейной гостиной считаю наиболее удачной формой, так как она предусматривает неформальное общение родителей , педагогов, детей, которое предоставляет всем участникам возможность проявить свои потенциальные способности. В рамках семейной гостиной можно обсуждать разнообразные проблемы и использовать различные виды деятельности. Гостиные могут объединить семью, вызвать желание общаться чаще и лучше понимать друг друга. Книга всегда была первым помощником родителей не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего нравственном.

Воспитываем интерес к чтению и любовь к книге .

Цель. Убедить родителей в важности семейного литературного образования и воспитания у детей интереса к чтению и любви к книге .

Задачи. Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения ; поощрять их стремление развивать у ребенка интерес к чтению ; познакомить с литературными играми как средством вовлечения детей в чтение художественных произведений; наметить пути дальнейшей совместной работы по организации литературного образования дошкольников

Ход собрания

Часть 1. Вступительная

Воспитатель . Мы рады приветствовать. Всех вас в семейной гостиной. Эпиграфом нашей встрече может быть народная мудрость : «Лиши человека воды, и он умрет, а лиши книги - он перестанет быть человеком». Нам хочется, чтобы эта встреча стала настоящим праздником книги , так как хорошая книга - воспитатель , учитель, советчик и друг.

Желание провести семейную гостиную на эту тему возникло неслучайно : современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры.

Наша главная задача - вывести детей на средний уровень речевого общения. Вместе с тем мы считаем необходимым привить им любовь к книге и чтению , а сделать это можно в том числе и через игру, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей; более того, формой их жизни.

В процессе работы мы заметили : многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. Они говорят, что родители не часто находят время читать им книги . Это неправильно. Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного; задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения и т. д., обращать внимание на бережное отношение к книгам .

Часть 2. Книги - хранители мудрости

Воспитатель . Все помнят слова М. Горького : «Любите книгу - источник знаний » . О том, как книги помогают обучать и развивать детей, расскажет психолог. Она же познакомит вас со специальной литературой.

Родители высказывают свое мнение, опираясь на цитаты : «Чтение - это окошко , через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В. А. Сухомлинский) ; «Если поищешь в книгах мудрости прилежно , то найдешь великую пользу для души своей» («Повесть временных лет» , XII в.).

Часть 3. Дети о книгах

Воспитатель . Теперь настало время послушать, что говорят наши дети о книгах .

Что за добрые друзья

Живут в доме у меня?

Они стоят в шкафу на полках

В переплетах толстых, тонких.

Друзья рассказывают мне,

Что происходит на Земле,

Есть ли инопланетяне,

Что творится в океане,

Что случилось в Антарктиде, -

Обо всем расскажут книги .

Часть 4. Книги воспитывают

Воспитатель . Л. Н. Толстой утверждал : «И воспитание , и образование нераздельны. Нельзя воспитывать , не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно ».

Проводится этическая беседа по содержанию рассказа В. Осеевой «Печенье» . Ее итог - цитирование родителями классиков : «Чтобы воспитать , тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение » (АЛ. Чехов) ; «Всем хорошим во мне я обязан книгам » (М. Горький) .

Часть 5. Книги развлекают

Воспитатель . В одной из песен есть такие слова :

Книга , книга - друг наш неразлучный.

Нам с тобой, нам с тобой

Никогда не скучно.

Действительно, есть книги , которые это подтверждают. Например, сказки К. Чуковского. Они могут рассмешить и развеселить нас, поднять настроение.

Проводится викторина для детей «Попурри на сказки Чуковского» .

Родители подводят итог : «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать» (В. А. Сухомлинский) .

Часть 6. Миг благодарения

Воспитатель . Наступил важный момент нашей встречи. Дети хотят сказать родителям слова благодарности за новый уголок книголюба .

Дети. Дорогие родители !

Мы сегодня говорим,

Что всех вас благодарим

Не за сладости и фрукты,

Не за мячики и куклы,

Не за автомат с ружьем,

А за чудный «книжкин дом» .

Будем мы его любить,

Крепко с книжками дружить.

Дети уходят в игровую комнату.

Часть 7. Обмен родительским опытом

Воспитатель . Эпиграфом этой части собрания могут стать слова Л . В. Успенского : «Если в доме много книг , если они являются предметом уважения и любви и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух , интерес к печатному слову , конечно, у него возникнет и будет расти».

Родители делятся своим опытом на темы : «Организация семейного чтения и уголка книги » , «Обучение ребенка пересказу» , «Книги - семейные реликвии » .

Воспитатель . Детям можно - и нужно -не только читать. С ними можно сочинять рассказы, стихи, сказки.

Знакомит с рассказами и стихами, составленными детьми, и предлагает в дальнейшем изготовить книгу рассказов детей и родителей на тему «Моя семья» .

Часть 8. Игровая пауза

Воспитатель . Детство уходит, а вот книги остаются с нами навсегда. Чтобы они стали постоянными спутниками жизни наших детей, можно предложить различные литературные игры своим домочадцам.

Проводится викторина с родителями по сказкам .

Из какой сказки следующие предметы : стрела, клубок ниток, иголка, сундук?

В каких сказках герои едят хлебобулочные изделия?

Вспомните сказки, в названии которых есть цифры.

Назовите друзей (врагов) Буратино.

На каком языке заговорили бы сказочные герои (Золушка, Карлсон, Дюймовочка, Бременские музыканты, Три поросенка?

Правда ли, что у Винни-Пуха, Незнайки и Пьеро было одно и то же хобби?

Правда, что Дюймовочку, Маленького Мука и Липунюшку в детском саду посадили бы за один стол?

Часть 9. Решение собрания

Родителям предлагается проект решения собрания , и вручаются памятки, «Какие книги должны быть в детской домашней библиотеке» .

Часть 10. Гостевой стол

Воспитатель . Дети, к нам в группу пришла телеграмма. Отгадайте : от кого она? «Приглашаю на именины. Чай будем пить из нового самовара» . Правильно, телеграмму прислала Муха-Цокотуха. Давайте испробуем ее угощения!

Во время чаепития родителям , которые победили в викторине, вручаются медали «Мудрая сова» .

Воспитатель . Наша встреча подошла к концу. Благодарю и взрослых, и детей! Пусть чтение станет для всех нас самой сильной привязанностью! До следующей встречи!

Светлана Губанова

Как воспитать в ребенке любовь к чтению?

Я сама всегда была «книжным» ребенком, читала много, запоем, постоянно. Читала без всякой системы, то, что под руку попадется. Вряд ли мои родители предпринимали какие-то особые шаги, чтобы привить к чтению любовь. Некогда им было, много работали.

Меня воспитывала бабушка, женщина неграмотная. Да, как ни странно это звучит в наше высокообразованное время, но бабушка не умела читать. Зато она замечательно рассказывала сказки, знала их несметное количество. А может, сама придумывала. Но я не об этом. Я о чтении.

Когда у меня появились собственные дети, то я решила, что обязательно приучу их к чтению. Ведь на личном опыте знала, какой удивительный мир открывают книги. А вокруг только слышно: «Современные дети книг не читают». Не хотела, чтобы так и о моих говорили. Поэтому в нашем доме всегда было полно детских книжек. Забегая вперед, скажу: дети мои и сейчас много читают и любят литературу. Даже любимый ими Интернет не может заменить удовольствия полистать страницы «живой» книги.

Начинайте читать детям книжки с самого нежного возраста. Малыши любят слушать. Плавная речь, ритмичность слога хорошо успокаивают и убаюкивают ребенка. А то, что родитель находится рядом, создает неповторимую атмосферу любви и нежности. Приучать детей к чтению нужно начинать обязательно до школы. Когда чтение превратится в «обязаловку», будет уже поздно.

К подбору книг подходите очень серьезно. Читайте то, что подходит по возрасту. Да и к содержанию книг требуется внимание. До сих пор помню, какой шок испытал мой ребенок после чтения сказки о Курочке Рябе. Обыкновенная детская сказка, а ребенок просто рыдал в голос о разбитом яичке. В ваших силах оградить дите от подобных травм.

Читайте книги регулярно. Пусть чтение на ночь станет для вас постоянной традицией. Даже если у вас совсем нет времени, прочитайте хоть пару страничек. Но обязательно каждый день!

После прочтения книги или сказки, поговорите с ребенком о ней, помогите малышу, которому еще трудно самому, сделать выводы из прочитанного. Но, ни в коем случае, не навязывайте своего мнения. Помните, дети мудрее нас, у них внутреннее чувство добра и зла.

Не бойтесь читать детям большие книги, по главе в день, например. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

Не заставляйте насильно читать ребенка самостоятельно, пока он полностью не усвоит «технику» чтения. Иначе чтение может превратиться в «трудовую обязанность». Ребенок должен сам дозреть до своей первой книги. Если вы с детства ему читали книги, то это обязательно произойдет.

Обязательно при ребенке читайте сами. Ведь ваш личный пример – лучший способ заинтересовать малыша. Ребенок – он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением. Читают родители – читаю я.

Хорошо, если у вас сохранилась какая-нибудь ваша личная детская книжка. Рассматривание и чтение ее со своим ребенком – отличный способ сблизиться с ним.

Как видите, ничего сложного в моих советах нет. Да и знают о них, наверное, все. Жаль только, что не все их выполняют, а потом с горестью восклицают: «Мой ребенок совсем не читает книг!»

В книгах заключено особое очарование;
книги вызывают в нас наслаждение:
они разговаривают с нами, дают нам добрый совет,
они становятся живыми друзьями для нас.

Ф.Петрарка

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро.

Книги пишутся не для моли, а для людей.
Я.А. Коменский.

  • Актуализировать знания родителей по проблеме снижения читательской активности среди детей, значения книги в жизни младшего школьника.
  • Развивать у детей читательский интерес и потребность в чтении.

Подготовительная работа: анкетирование, анализ читательских интересов учащихся, подготовка памятки родителям.

Анкета для учеников:

  1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
  2. Нравится ли тебе читать книги?
  3. Какие книги ты читаешь с удовольствием?
  4. Нравится ли тебе получать книги в подарок?
  5. Какую книгу ты теперь читаешь?
  6. Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?
  7. У вас дома много книг?
  8. Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

Анкета для родителей:

  1. Нравится ли вашему ребенку читать книги?
  2. Сколько времени он проводит за книгой?
  3. Вы убеждаете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
  4. Какие книги он предпочитает?
  5. Как вы поощряете его читательские стремления?
  6. Дарите ли вы своему ребенку книги?
  7. Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?
  8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
  9. Считаете ли вы себя активным читателем?
  10. Являетесь ли вы примером для свого ребенка в чтении книг?

Памятка родителям по развитию читательского интереса у детей

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжную реликвию своей семьи.

Желательно подписать ребенка на интересный детский журнал.

Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.

Материалы, используемые для проведения родительского собрания

I. Вступительное слово.

В середине ХХ в. Педагоги и психологи во всем мире стали бить тревогу из-за падения читательской активности детей и молодежи. Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие в России:

Возросло число детей, читающих только по школьной программе;

Все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за чтением;

Замедляется вхождение ребенка - дошкольника в книжную культуру;

По мере взросления интерес к чтению у ребенка ослабевает;

Усиливается воздействие массовой культуры на круг чтения детей и подростков (растет популярность детективов, триллеров, книг по мотивам телесериалов);

Большинство детей и подростков относятся к чтению только как к средству развлечения.

О том, почему многие дети не любят и не хотят читать, как развить у ребенка читательский интерес и потребность в чтении, мы и поговорим и сегодня.

II. Анализ анкетирования.

III. Анализ читательских интересов детей.

IV. Причины нелюбви ребенка к чтению и их преодоление.

Психологи считают: нелюбовь к чтению связано с тем, что ребенку просто не интересно читать . Для многих детей прочитанное остается набором событий имен названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. Книги представляются скучными, так как ребенок не способен "увидеть" те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Чтобы помочь ребенку научиться "вживаться" в книгу, необходимо развивать образное мышление.

Вот какие приемы можно использовать:

  • Разыгрывать с ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментировать с сюжетом (добавлять других героев, изменять окончание).
  • Рисовать вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывать, как выглядит тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.
  • Искать в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги (например, несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка).
  • Сравнивать прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждать, что совпадает в телеверсии, а что нет.
  • Учить ребенка пользоваться цитатами из прочитанной книги. Цитировать подходящие к случаю стихи.
  • Читать по ролям - Вы и ребенок вдвоем или с подключением других членов семьи.

Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым. Кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

Следующая причина нелюбви ребенка к чтению, которую называют психологи: детям всегда нравится то, что хорошо получается . Если читаешь медленно, любая книжица кажется непосильной, становится скучно. Скорость чтения - один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость ученика.

Рассмотрим приемы, помогающие повысить скорость чтения:

  • Помогая ребенку учиться читать быстрее, нужно читать с ним часто, но "маленькими порциями" - не полтора часа подряд, а три - четыре захода по пять минут (непрерывное чтение в слух должно занимать у первоклассника восемь - десять минут, у второклассника - десять - пятнадцать минут).
  • Если ребенок не очень любит читать, то дома ему необходим режим щадящего чтения. После прочтения одной - двух строчек "чтец" должен иметь кратковременный отдых (строчку читает ребенок, строчку - Вы).
  • Можно использовать жужжащее чтение (один из элементов обучения в школе Василия Сухомлинского). Каждый из членов семьи читает отведенный текст в своей книжке с индивидуальной скоростью, вполголоса. Тренировка длится всего пять минут несколько раз в день, а эффект огромный!
  • Чтение перед сном тоже дает хорошие результаты.
  • Ритуал совместного вечернего чтения - прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие Вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.

Как организовать работу дома с плохо читающими детьми.

  • Необходимо создать дома спокойную, удобную для чтения обстановку.
  • В течение дня выделить время для чтения, удобное ребенку.
  • Когда ребенок читает, находиться поблизости, но не сидеть у него над душой.
  • Если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно.
  • Проявлять интерес к тому, что читает ребенок.
  • Отмечать каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным).

На видном месте дома повесьте список достижений ребенка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).

V. Подведение итогов.

Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса у ребёнка в семье. Работа с памятками, подготовленными к собранию. Их обсуждение.

VI. Заключение.

Прививая ребенку культуру чтения, давайте помнить, что самый главный пример для него вы сами. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры и компьютеры.

Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре. Поэтому так важно развивать и поддерживать у детей любовь и интерес к чтению.

Литература.

  1. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку. Справочник для неравнодушных
  2. родителей.- Екатеринбург: У - Фактория, 2003.
  3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы. - М.: Вако, 2004.
  4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.
  5. Кравцова М. Если ребенок не любит читать. - М.: Эксмо, 2003. - 64 с.
  6. Луговская А., Кравцова М. М., Шевнина О. В. Ребёнок без проблем! Решебник для родителей. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.
  7. Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. - М.: Творческий центр "Сфера", 2003.

«Воспитание любви к чтению»

В нашей жизни все с большей силой современные гаджеты заменяют чтение книг.

Наряду с этим, задумываясь о будущем ребенка, взрослые стремятся как можно раньше познакомить его с буквами и научить читать, полагая, что умение читать способствует интеллектуальному развитию, раннему накоплению знаний и будущему успешному определению жизненного пути человека.

Умение читать сформированное в дошкольном возрасте, постоянные упражнения в технике чтения, призывы, а то приказы самостоятельно читать книги дают обратные результаты. Необходимо не техническое, а психологическое формирование читателя в дошкольнике.

Общение ребенка с книгой нужно организовать как процесс, доставляющий удовольствие, вызывающий интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души.

Нужно показать ребенку смысл и назначение литературы, многообразие ее тем, мотивов, жанров, разнообразие книжной продукции; увлечь его процессом чтения, общения с книгой и постараться сделать так, что чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Развитие интересов книги должно стать приоритетом в развитие образования дошкольников.

Образовательная программа нашего ДОУ ставит перед педагогами следующие задачи:

2-3 года и 3-4 года

  1. Рассказывать народные и авторские сказки, художественные произведения
  2. Читать наизусть потешки, песенки, небольшие авторские стихи.
  3. Вызывать у детей интерес к книгам, их рассматриванию

4-5 лет

  1. Знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова
  2. Формировать интерес к книге и художественной литературе.
  3. Приобщать к ведущим темам детской литературы, связанными с жизнью детей.
  4. Ежедневно читать детям; рассматривать книги, иллюстрации; вести беседы о прочитанном (что понравилось, кто вызывает симпатию, самый интересный момент и т.д.)

5-6 лет и 6-8 лет

  1. Знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова
  2. Поддерживать и закреплять интерес к худ. литературе
  3. Обсуждать с детьми смысл прочитанного, воспринимать богатство литературного языка.
  4. Учить анализировать тексты на доступном уровне.
  5. Знакомить с жанровым разнообразием художественной литературы.
  6. Формировать потребность ежедневного обращения к художественной литературе.
  7. Воспитывать интерес к книге: систематически знакомить детей с авторами литературных произведений, обращать их внимание на оформление книги.
  8. Формировать навыки бережного отношения с книгой.

Методы и приемы, используемые с детьми в процессе ознакомления с художественной литературой.

1.Метод Моделирования

При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель уже с младшего возраста вместе с детьми их моделирует, что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель "Волшебные кружочки". После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая желтая круглая). У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом. Пришел дед репку тащить. Дед какой? (старый, усатый). Нарисуйте во втором кружке усы. Это будет дед. Позвал дед бабку. Бабка какая? (старенькая, в платочке). Нарисуем в третьем кружке платочек, это будет бабка и т.д. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый кружок. В последующей работе данные модели используются для рассказывания сказки детьми в совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям. Также, для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру. Так, например, колобок - это маленький желтый кружок, медведь - коричневый большой кружок, лиса - оранжевый кружок и т.д. По выстроенной модели дети повторяют сказку. В группах среднего и старшего дошкольного возраста модели усложняются. Уже используются мнемодорожки и мнемотаблицы.

2.Проектный метод (проект "Откуда пришла книга").

3.Прием «вхождения в произведение » (Представьте, что мы оказались там. Что бы мы услышали, что увидели, что почувствовали, чем пахнет и т. д.) Так, при чтении произведения Братьев Гримм «Бременские музыканты» дети «чувствовали» запах сена, холод, слышали блеянье овечек.

4.Игра «Близкие слова» (подбор синонимов к словосочетаниям: пасмурные дни, настроение грустное, тучи серые, на улице холодно и др.)

5.Паузы во время чтения произведения (как вы думаете, что случилось дальше?);

  1. Кто больше найдет в произведении красивых слов?
  2. Почему мы так говорим? (хитрая, как лиса; неуклюжий, как медведь; колючий, как ежик; злой, как волк; трусливый, как заяц);
  3. Находим интересные и необычные слова в тексте, фразеологизмы;
  4. Оформление тематических выставок, посвященных творчеству одного из писателей, приуроченных к датам их рождения.
  5. Рассказы о биографии писателей (чем занимался в детстве и т.д.)
  6. Создание «книжкиной больницы»
  7. Выставки детского творчества по мотивам прочитанных произведений

Методы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок, историй.

Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых знакомые герои попадают совершенно в фантастические обстоятельства или реальные, но не характерные для них.

Коллаж из сказок

Дети придумывают новый сюжет истории с участием знакомых героев, используя кукольный театр, театр картинок, иллюстрации в книжке, театр игрушек.

Истории из известных стихов, загадок, считалок, пословиц.

Дети учатся своими словами, в прозе передавать содержание знакомого произведения, дополнять его, давать объяснения поступкам героев.

Экстремальные ситуации в знакомых сказках рассказах.

Взрослые придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того или иного героя. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств.

Сказки из мусора.

Не игрушки, не предметы, а коробки, пластмассовые коробочки, стружки от дерева, палочки, ведерочки и другие «ненужные вещи» порой могут стать прекрасной находкой для создания сказочных историй. Сначала взрослые рассказывают истории, а затем и дети.

Истории о бытовых предметах.

Детям предлагается отгадать загадку о бытовом предмете, а потом сочинить сказочное продолжение. Это развивает фантазию детей, заставляет детей интересоваться техникой и её возможностями, назначением.

Истории из «живых» капель и клякс.

Интересно сочинять истории на основе кляксографии. Сначала на основе вопросов может возникнуть сюжет, а после дорисовки сюжет может развиться. Развивается мышление воображение, изобразительные навыки.

Истории и сказки по-новому.

Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно будет их ломать. За основу берется известная сказка или история, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Цветные истории и сказки.

Цвет в жизни человека имеет важное значение: он и его оттенки несут определенную информацию об окружающем мире. Сочинять истории о вещах определенного цвета, о смешении цветов, о том какой цвет важнее и так далее.

Моделирование сказок.

Составление сказки, рассказа по предметно-схематичной модели. Сначала дети сочиняют историю, опираясь на какой-то предмет, который служит отправной точкой (для кого, для чего он нужен). Затем педагог договаривается с детьми о том, какой символ (полоска фигура) что означает. Такой метод позволяет детям в игровой форме оперировать символами, знаками.

Экологические сказки, истории о звуках, запахах, временах года.

На основе знаний и представлений детей об окружающем мире через сказку можно формировать отношение ребенка к природе, к поступкам человека по отношению к ней. Дети составляют небольшие рассказы, которые затем можно собирать в отдельные книги с детскими рисунками.

Важно: Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, свое отношение к изображенным событиям. Только выразительное чтение способствует полноценному восприятию произведения ребенком, побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их действий. Это следует поддержать беседой, вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось и т. д. Такие беседы направляют внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводя к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроиться на сопереживание с героями, творчески отнестись к прочитанному .

Ребенка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого воспитатель проводит различные предваряющие беседы, в которых он обращается к личному опыту каждого слушателя, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. В предваряющей беседе, которую можно провести во время прогулки, на экскурсии, дети узнают о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения.