Какие бывают типы компьютерных игр. Все виды компьютерных игр

3D-шутеры ( 3D Shooter ), «бродилки-стрелялки»

В играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия, выполняя задания уровней. Врагами часто являются: бандиты (), фашисты () и другие «плохие парни», а также всевозможные инопланетяне, мутанты и монстры ().

В зависимости от сюжета игры арсенал игрока может включать как современные виды оружия, так и их футуристические аналоги, а также виды оружия, не имеющие аналогов на сегодняшний день. Как правило, типичный набор оружия содержит: холодное оружие (нож, кастет, кусок трубы, бейсбольная бита), пистолет, автомат или автоматическую винтовку, дробовик (шотган), снайперскую винтовку, многоствольный пулемет, а также гранаты или бутылки с зажигательной смесью. Часто оружие имеет альтернативный режим стрельбы или оснащено оптическим прицелом с возможностью зуммирования или без оного. Также игрок может наносить удары при помощи ног, или бить врагов прикладом или рукоятью пистолета. В «реалистичных» играх (напр. FarCry, ) игрок может нести с собой только ограниченное число видов оружия, в то время как, в аркадных ( , можно было владеть всеми видами оружия, доступными в игре.

( First Person Shooter, FPS ) или третьего лица ( Third Person Shooter )

Примеры шутеров от третьего лица:

  • MDK, MDK2

«Мясные» ( gore ) шутеры

Суть таких игр заключается в уничтожении орд тупых врагов, лавиной надвигающихся на игрока. При этом игрок должен иметь пространство для маневра. Классикой жанра является игра Serious Sam. Примеры:

  • Serious Sam: First Encounter
  • Serious Sam: Second Encounter
  • Serious Sam 2
  • Painkiller
  • Painkiller: Battle out of the Hell

Аркада ( Arcade )

Игры в которых игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Аркады характеризуются развитой системой : начисление очков, постепенно открываемые элементы игры и т. д.

Аркадные гонки ( Arcade Racing )

Аркадные гонки характеризуются легким, отдаленным от реальности управлением.

  • Серия
  • Серия Trackmania
  • Серия Descent

Классические аркады ( Classic Arcade )

Суть классических аркад объяснить довольно сложно. Обычно главной целью является прохождение уровня за максимально короткий промежуток времени, сбор всех на уровне и получение максимального количества очков. Сюда же можно отнести разнообразные арканоиды и пинболлы.

Драки, файтинги ( Fighting )

В драках два персонажа дерутся на арене, применяя различные удары, броски и комбинации. Характеризуется большим количеством персонажей (бойцов) и ударов (иногда больше ста для каждого персонажа). Жанр малопопулярен на из-за ориентации на совместную игру, а на клавиатуре довольно проблематично одновременно играть вдвоем. Однако хорошо развит на . По некоторым играм этого жанра даже проводятся мировые чемпионаты. Зачастую в некоторых играх на арене могут сойтись и четыре противника одновременно, например в Guilty Gear Isuka. Для управления в таких играх рекомендуется геймпад.

  • Street Fighter

Платформеры ( Platformer )

Понятие платформеров пришло с (консолей). Именно там этот жанр наиболее популярен. Основной задачей игрока является преодоление препятствий (ям, шипов, врагов и т. д.) с помощью прыжков. Зачастую приходится прыгать по абстрактно расставленным в воздухе «палочкам» (т. н. платформам), отсюда и пошло название жанра.

  • Aladdin

Скроллеры ( Scroller )

В скроллерах экран непрерывно движется в одну из сторон, а игроку предлагается уничтожать появляющихся врагов и собирать появляющиеся . По направлению движения различают вертикальные (снизу вверх) и горизонтальные (слева направо) скроллеры. Жанр был очень популярен в середине 90-х годов, сейчас скроллеры практически не выпускаются. Из современных игр этого жанра можно отметить Jets’n’Guns

  • AirStrike 3D
  • DemonStar
  • KaiJin

Виртуальный тир ( Virtual Shooting )

Впервые зародился на игровых автоматах, впоследствии перешел на многие игровые платформы, включая . Игровой процесс представляет собой отстрел неожиданно появляющихся врагов, но в отличие от мы не можем управлять движением игрока или камерой, всю игру мы как едем по «рельсам». В связи с этим иногда делают видеотиры, то есть всю игру снимают на видеокамеру, в определенных местах подставляя разные варианты видеоотрывков.

  • Mad Dog McGee
  • Серия House of the Dead

Другие аркады

Игропроцесс в них подпадает под определение «аркады», они, как правило, очень динамичны, а целью в них является сбор всех бонусов или набор максимально возможного количества очков. Однако от представителей других разновидностей этого жанра их обычно отличают какие-либо оригинальные находки разработчиков, не позволяющие приписать эти игры к одной из вышеперечисленных категорий.

( Simulation, Simulator )

Технические симуляции

Игра-симуляция. При помощи компьютера, как можно более полно, имитируется физическое поведение и управление каким-либо сложным технической системы (например: боевым истребителем, автомобилем и т. д.). Если аркадные игры стремятся развлечь игрока при помощи разных невозможных явлений, трюков и остроты сюжета, то главный критерий качества симуляторов - полнота и реалистичность моделирования его объекта (автомобиля, воздушного судна и т. д.).

Аркадные симуляции

Упрощённая версия Технических Симуляторов, нередко с альтернативной физикой. Приницпиальное отличие от Аракад - наличие хоть и упрощённой, но всё же физической модели. Чаще всего с подобной физикой делаются симуляторы звёздных истребителей и автомобилей.

Экономические симуляции

В играх данного жанра игроку предоставляется возможность управлять экономическими системами различной степени сложности, например, городом (), островным государством (Tropico), фермой (SimFarm), транспортной фирмой (Railroad Tycoon) и т. п. Зачастую в качестве объектов управления могут выступать экзотические системы, например, муравейник (SimAnt) или подземелье ().

Стратегии ( Strategy )

Игра требующая выработки стратегии, например для победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной. Различают походовые или пошаговые стратегические игры (Turn-Based Strategy, ), где игроки поочерёдно делают ходы, и каждому игроку отводится неограниченное или ограниченное(в зависимости от типа и сложности игры) время на свой ход, и стратегические игры в реальном времени (Real Time Strategy, ), в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и ход времени не прерывается.

В большинстве стратегий существуют экономическая (сбор ресурсов, подготовка войск) и военная составляющие части.

  • реального времени на : ,
  • Наиболее популярные стратегии реального времени на : ,

Стратегии реального времени ( Real-Time Strategy, RTS )

В этих стратегиях игроки производят свои действия одновременно. Они появились несколько позже пошаговых, первой получившей известность игрой этого жанра была II (), сюжет которой основан на одноимённом произведении Фрэнка Герберта. Уже тогда сформировались общие принципы стратегий в реальном времени (часть из них общие с другими стратегиями):

  • Экономика в игре носит вспомогательный характер и нацелена на сбор ресурсов;
  • В основе экономики лежат строения, которые можно строить и разрушать. Именно они строят юниты (см. ниже) и проводят исследования. Иногда строительство производят особые юниты, иногда (как в Dune) - другие здания. Некоторые строения могут атаковать противника;
  • Сбор ресурсов осуществляется особыми юнитами в специально предусмотренных для этого местах (в Dune это спайсовые поля), после чего они переносятся к специальному зданию на базе и только после этого поступают в распоряжение игрока;
  • Ресурсы бывают разных видов (в Dune один вид - спайс, в других играх это могут быть, скажем, золото, древесина, деньги, металл, уголь) и расходуются на строительство юнитов и зданий (также на это уходит время);
  • Юнит (unit) - любая боевая единица (пехотинец, танк, самолёт, корабль), которая обычно может атаковать другие юниты и здания и уничтожать их. Юниты имеют параметры, главными среди которых являются хит-пойнты ( hit points - «здоровье», «предел допустимых повреждений», «прочность»), наносимые повреждения, броня (уменьшающая наносимый юниту урон), скорость. Юнит может включать в себя и несколько солдат (танков, артиллерийских орудий и т. д.), но в этом случае командовать ими по отдельности нельзя. Некоторые юниты не могут атаковать и предназначены для сбор ресурсов, строительства зданий, транспортировки других юнитов;
  • Все здания и юниты имеют радиус обзора, дальше которого видеть они не могут;
  • Игрок может видеть, что происходит только на тех территориях, что попадают в радиус обзора его строений и юнитов. Те территории, на которых он ещё не был, закрашены чёрным. Те, на которых его войска уже были, но в данный момент не могут их видеть, покрыты так называемым «туманом войны» (Fog of War), который обычно позволяет видеть ландшафт этой местности и находящиеся там здания (такими, какими они были в последний момент, когда их видели юниты игрока), но не позволяет видеть юниты.

Пошаговые стратегии ( Turn-Based strategy, TBS )

Пошаговые стратегии (TBS - turn-based strategy) - игры, в которых игроки производят свои действия по очереди. Пошаговые стратегии появились раньше RTS и отличаются значительно большим разнообразием. Разделение игрового процесса на ходы отрывает его от реальной жизни и лишает игру динамизма, в результате чего эти игры не так популярны, как стратегии в реальном времени. С другой стороны, в TBS у игрока гораздо больше времени на размышление, во время совершения хода его ничто не торопит, это даёт ему возможность проявить способности к логическому мышлению.

В числе первых игр этого жанра надо отметить North&South (), (), Sid Meier’s (), Warlords (), Scorched Earth (), несколько позже появились (), (), Lords of The Realm (), (), Panzer General (), (). Эти игры заложили основы жанра, они существенно отличаются друг от друга и поэтому почти невозможно разделить жанр TBS на поджанры.

В последнее время особенно популярна серия и похожая на неё Disciples (первая игра этой серии вышла в ), произошедшие от игры King’s Bounty. В этих играх всегда были сильны ролевые элементы (в первую очередь, существование руководящих армиями героев и возможность их прокачки, в Disciples - также прокачка юнитов); основное действие происходит на глобальной карте, на которой расположены города, замки, места добычи ресурсов и т. д., по карте передвигаются армии (возглавляемые героями и состоящие из большого числа юнитов), при столкновении 2 армий начинается битва между ними на локальной карте (она также происходит в пошаговом режиме и требует от игрока тактических навыков).

Подобное разделение на глобальную и местную карты отличает и многие другие игры жанра - Master of Orion, Age of Wonders, Lords of The Realm, X-COM, серию Total War (там тактические бои происходят в режиме реального времени).

Особый вид пошаговых стратегий представляют игра Scorched Earth и произошедшая от неё серия Worms. В них много общего с жанром аркады, логическое мышление и выбор правильных решений почти не требуется, игрок управляет очень небольшим числом юнитов (в Worms - команды из нескольких червяков) или вообще одним (Scorched Earth). Тем не менее, эти игры относят к пошаговым стратегиям.

Экономические симуляторы

Классификация стратегических игр, при которой они делятся на пошаговые и в реальном времени, не является единственно правильной. Иногда в особые поджанры стратегий выделяют экономические симуляторы, wargames (военные игры) и глобальные стратегии независимо от того, проходит ли в них игровой процесс в реальном времени или пошагово.

Экономические симуляторы - стратегии, в которых военная сторона отсутствует в принципе, так что от игрока требуется только налаживать экономику (и сделать это гораздо сложнее, чем в неэкономических стратегиях). Иногда в них присутствуют соперники (конкуренты), но военных действий с всё равно не происходит. Экономические симуляторы - очень специфичный жанр, это игры «на любителя».

Большинство экономических игр происходит в реальном времени, но с типичными RTS наподобие WarCraft или Command&Conquer у них очень мало общего. Этот жанр совсем не требует от игрока быстроты реакции, так как в любой момент можно поставить паузу в игре (но обычно и это не требуется, игра развивается очень медленно и плавно).

Наиболее распространены симуляторы бизнеса («тайкуны», от часто встречающегося в их названиях слова tycoon). Первой игрой подобного рода была игра Сида Мейера Railroad Tycoon. В симуляторах бизнеса играющий управляет как огромными промышленными компаниями (Capitalism, Industrial Giant), так и более мелкими предприятиями, такими, как закусочная или зоопарк (такие симуляторы носят менее серьёзный характер и часто предназначены не для того, чтобы игрко долго просчитывал ситуации и принимал выгодные решения, а просто для его развлечения; проиграть в таких играх нелегко, так как противников в явном виде нет). Очень распространены транспортные экономические симуляторы, такие, как (интересно, что эта игра была разработана своим создателем - Крисом Сойером - почти в одиночку).

Среди других видов экономических стратегий можно отметить такие поджанры, как градостроительные симуляторы (наиболее известна породившая этот жанр игра , а также серия градостроительных игр, действие которых происходит в древнем мире, - Caesar, Zeus и прочие; в последней серии присутствуют военные действия), спортивные менеджеры (в которых игрок руководит спортивным клубом, обычно футбольным, но не участвует в матчах непосредственно, а выполняет роль тренера и менеджера команды), симуляторы жизни (очень специфический жанр, происходящий от игры Sims).

Варгеймы ( Wargame )

Стратегии, в которых отсутствует экономика. Обычно это пошаговые игры, в которых играющий управляет отрядом или армией во время боя.

Глобальные стратегии

Наиболее сложные стратегии, в которых игрок управляет государством. В его руках не только война и экономика, но и научный прогресс, освоение новых земель и сложнейшая дипломатия. Большинство глобальных стратегий - пошаговые. В некоторых из них наряду с глобальной картой существуют местные, на которых проходят тактические сражения.

Тактики ( Tactics )

Вариант стратегических игр, где игрок обычно управляет ограниченной группой персонажей - обычно не более 6-7. Большинство тактик имеют два режима: реального времени - для обычного перемещения, пошаговый - для боёв. Примеры:

  • Игра из серии ,
  • Серия
  • Серия Silent Storm
  • Серия (UFO)
  • Горький 17 и Горький 18

Спортивные ( Sport )

Как и следует из названия - имитация какой-либо спортивной игры, наибольшее распространение получили имитации , и .

Приключения, адвенчуры ( Adventure ) или квесты ( Quest )

Игра-повествование в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

( Role Playing Game, RPG )

Правильное название этого жанра Computer RPG (CRPG), так как эти игры являются адаптированными для компьютера ролевыми играми. Обычно это симулятор жизни игрока и весь мир мы видим его «глазами» (что не подразумевает под собой вид «из глаз»). Геймплей состоит из того чтобы ходить по миру убивать врагов/монстров/динозавров, грабить дома/магазины, дарить детям или отнимать у них игрушки/леденцы (в зависимости от того, какой персонаж отыгрывается добрый или злой) и т. д.

Например к Герою подходит беспризорник и просит поесть:

  • добрый персонаж: дарит ему шоколадку и получает от него важную информацию
  • недобрый персонаж: оглушает мальчика и пока он без сознания, рыщет по его карманам
  • злой персонаж: убивает мальчика и рыщет по его карманам
  • коварный персонаж: дарит ему шоколадку, получает от него важную информацию, а затем убивает и рыщет по его карманам

Подробнее про жанры.

Компьютерные игры в основном классифицируются по жанрам, а также по количеству игроков.

В следствии того, что критерии принадлежности игры к тому или иному жанру не определены однозначно, классификация компьютерных игр недостаточно систематизирована и в разных источниках данные о жанре конкретного проекта могут различаться. Тем не менее, существует консенсус, к кторому пришли разработчики игр и принадлежность игры к одному из основных жанров почти всегда можно определить однозначно. Эти наиболее популярные жанры объединяют в себе множество поджанров.

Существуют игры с элементами нескольких жанров, которые могут принадлежать к каждому из них (например, серия Grand Theft Auto, Космические Рейнджеры, Rome: Total War и многие другие). Такие проекты причисляют либо к одному из жанров, который в игре является основным, либо сразу ко всем, присутствующим в игре, если они в равной мере составляют геймплей проекта.

Шутеры- в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия для достижения определенных целей на данном уровне. Обычно, после достижения заданных целей игрок переходит на следующий уровень. Примерами такого жанра являются: Doom, Half-life.

Шутеры от первого и шутеры от третьего лица- в шутерах от первого лица игрок как бы видит за персонажа. Например, Quake и Unreal Tournament. В Шутерах от третьего лица игрок видит персонажа со стороны с фиксированной или произвольной точки зрения. В ряде игр реализована возможность переключения - первое/третье лицо и фиксированная/ произвольная камера. В качестве примера можно назвать Tomb Raider, Max Payne.

Кровавые шутеры- суть таких игр заключается в уничтожении орд врагов, лавиной надвигающихся на игрока. При этом игрок должен иметь пространство для маневра. Примеры: Serious Sam, Painkiller.

Тактические шутеры- поджанр 3d шутеров. Тактический шутер может быть с видом, как от первого, так и от третьего лица. Некоторые шутеры совмещаю вид от первого и третьего лица, позволяя игроку переключаться между ними. Основная особенность отличающая тактические шутеры от остальных- более реалистическая симуляция боевых условий.

Типичный сюжет тактического шутера- борьба полиции с организованной преступностью, спецназа с террористами. Принципиально отличие от классических шутеров состоит в том, что персонаж не один, а действует в составе команды. В тактическом шутере обычно воссоздается деятельность отрядов- взаимодействии между бойцами, маневрирование и выбор направления атаки, подбор команды и ее вооружения. В одиночном режиме эти возможности реализуются ботами, сетевом- через взаимодействие живых игроков. Примеры: Battlefield, Counter-Strike: Condition Zero, Star Wars: BattleFront, Delta Force, Star Wars: Republic Commando.

Файтинг- жанр компьютерных игр, имитирующих рукопашный бой малого числа персонажей в пределах ограниченного пространства, называемого ареной. Файтинги близки к играм жанра «Избей их всех», однако между ними существуют различия. В качестве примера можно назвать такие игры как: Mortal Combat, Tekken, Virtua Fighter, Dead or Alive.

Избей их всех- выделяемая в отдельный жанр разновидность файтингов, в которых действие происходит за пределами арены, а игрок часто дерётся со множеством противников одновременно. Примеры: Oni, Enter the Matrix, Path of Neo.

Слэшер или Чоппер- особая разновидность файтингов, очень похожая на избей их всех, но специализирующаяся на холодном оружии. Примерами такого жанра: Blade of darkness, Enclave.

Аркады- игры, в которых игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Аркады характеризуются развитой системой бонусов: начисление очков, постепенно открываемые элементы игры и т. д.

Термин «аркада» по отношению к компьютерным играм возник во времена игровых автоматов, которые устанавливались в торговых галереях (arcades). Игры на них были простыми в освоении (чтобы привлечь побольше играющих).

Впоследствии эти игры перекочевали на игровые приставки(консоли) и до сих являются основным жанром на них. Примеры: Pacman, Donkey Kong, Space Invaders, Burgertime.

Cтелс-экшен- игры, в которых предполагается не сражаться с большинством встреченных противников, а всячески избегать возможного контакта с ними, попутно выполняя поставленные задачи. Стелс-элементы (например, возможность выглядывать из-за угла, прислонившись к стене) часто встречаются в играх различных жанров. Примеры: Assassin"s Creed, Thief, Metal Gear Solid, Tom Clancy"s Splinter, Cell, Hitman, Manhunt.

Технические симуляции- при помощи компьютера, как можно более полно, имитируется физическое поведение и управление какой-либо сложной технической системой (например, боевым истребителем, автомобилем и т.д.). Если аркадные игры стремятся развлечь игрока при помощи разных невозможных явлений, трюков и остроты сюжета, то главный критерий качества симуляторов -- полнота и реалистичность моделирования его объекта (автомобиля, воздушного судна и т. д.). Примерами таких игровых программ являются: Live for Speed, Microsoft Flight Simulator, X-Plane.

Аркадные симуляции- упрощённая версия технических симуляторов, нередко с альтернативной физикой. Принципиальное отличие от аркад -- наличие хоть и упрощённой, но всё же физической модели. Чаще всего с подобной физикой делаются симуляторы звёздных истребителей и автомобилей. Как примеры: X-Wing, TIE-Fighter, Wing Commander, Need for Speed.

Спортивные симуляторы- как и следует из названия- имитация какой-либо спортивной игры, наибольшее распространение получили имитации футбола, хоккея, баскетбола, тенниса и гольфа. Примеры: Championship Manager, Arch Rivals, Madden NFL.

Стратегическая игра - игра, требующая выработки стратегии, например, для победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной. Различают походовые или пошаговые стратегические игры (Turn-Based Strategy, TBS), где игроки поочерёдно делают ходы, и каждому игроку отводится неограниченное или ограниченное (в зависимости от типа и сложности игры) время на свой ход, и стратегические игры в реальном времени (Real Time Strategy, RTS), в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и ход времени не прерывается.

Стратегии реального времени- этих стратегиях игроки производят свои действия одновременно. Они появились несколько позже пошаговых, первой получившей известность игрой этого жанра была Dune II (1992). Такими играми являются: Warcraftr, StarCraftr, Command and Conquerr.

Пошаговые стратегии- игры, в которых игроки производят свои действия по очереди. Разделение игрового процесса на ходы отрывает его от реальной жизни и лишает игру динамизма, в результате чего эти игры не так популярны, как стратегии в реальном времени. Примеры: Sid Meier"s Civilizationr, the Heroes of Might and Magicr, Advance Wars.

Варгеймы- стратегии, в которых отсутствует экономика. Обычно это пошаговые игры, в которых играющий управляет отрядом или армией во время боя. Примеры: Master of Orionr, Galactic Civilizations.

Глобальные стратегии- наиболее сложные стратегии, в которых игрок управляет государством. В его руках не только война и экономика, но и научный прогресс, освоение новых земель и сложнейшая дипломатия. Большинство глобальных стратегий -- пошаговые. В некоторых из них наряду с глобальной картой существуют местные, на которых проходят тактические сражения. Примерами таких игр являются: Civilization.

Приключения, адвенчуры или квесты- игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач. Как пример: Space Quest, Leisure Suit Larry, Syberia.

Текстовые квесты- первоначально, из-за малого распространения графических устройств отображения и недостатка ресурсов (памяти и мощности процессора), все квесты были текстовыми. Позднее этот жанр был назван текстовым квестом. Отличие от графических квестов состоит в том, что игрок взаимодействует с игровым миром посредством командной строки и информация о мире выводится в виде текстов и рисунков из печатных знаков. В текстовых квестах вовсе не обязательно отсутствует графическая составляющая -- это ярко выражено в более поздних текстовых квестах Superhero league of Hoboken. Также, Colossal Cave Adventure, Охота на Вампуса, Zork -- были текстовыми.

Головоломки- кроме сбора предметов и их использования, в этих играх решаются различные головоломки, в той или иной степени интернированные в сюжет, и на решение головоломок делается основной упор. Обычно может понадобиться сборка различных, нередко абсурдных как по виду, так и по функциональности, механизмов. Самыми популярными представителями жанра являются Myst, Neverhood.

Самый популярный на сегодня жанр квестов -- это экшн-адвенчуры. В основном, основан на реакции и рефлексах игрока, но есть и элементы классических квестов -- предметы и взаимодействие с окружающей обстановкой. Известными представителями являются игры серии Legend of Zelda, Resident Evil.

Ролевые игры- у главного героя (героев) и других персонажей и врагов (чаще в меньшей степени) присутствует некоторое количество параметров (умений, характеристик, навыков) которые определяют их силу и способности. Обычно, главная характеристика персонажей и врагов- это уровень, который определяет общую силу персонажа и определяет доступные навыки и предметы экипировки. Все эти параметры надо совершенствовать путём убийства других персонажей и врагов, выполнением заданий и использованием эти самых навыков.

Присутствует проработанный и обширный мир, сильная сюжетная линия, разветвлённые диалоги с разными вариантами ответов, множество разных персонажей со своими целями и характерами. Большое количество разных предметов: экипировки, зелий, артефактов и т.д. Примеры: Deus Ex, Hexen 2.

Фaйтинг- жанр компьютерных игр, имитирующих рукопашный бой малого числа персонажей в пределах ограниченного пространства, называемого ареной.

Головоломки, логические, паззлы- в некомпьютерной головоломке роль арбитра, следящего за соблюдением правил, играет или сам игрок (пасьянс), или некоторое механическое устройство (кубик Рубика). С появлением компьютеров возможности головоломок расширились, так как написать компьютерную программу проще, чем сконструировать механическое устройство.

Головоломки, как правило, не требуют реакции от игрока (однако многие ведут счёт времени, потраченного на решение). Примеры: Сапёр, Sokoban.

Традиционные- реализация настольных игр, таких, как шахматы, карты, шашки, монополия.

Текстовые- реализация таких игр, как ассоциации, вопрос-ответ, вопрос-вопрос.

Игры в псевдографике- разновидность тесктовых игр, в которых имеется графическая картинка в виде мозаики, построенная из ASCII-символов.

Также существует классификация по количеству игроков:

  • · одиночные;
  • · многопользовательские;
  • · многопользовательские на одном компьютере;
  • · многопользовательские оффлайн-игры;
  • · многопользовательские онлайновые.

Популярные жанры компьютерных игр? Каждый геймер назовёт вам свой персональный рейтинг, и большинство списков будут отличаться. Причина тому проста: огромное количество различных платформ – любой сегмент может похвастаться чем-то уникальным. К примеру, вы вряд ли захотите играть в футбольный симулятор без джойстика, поэтому спортивные игры невероятно популярны на приставках. В то же время, стратегии в реальном времени и контролеры – вещи несовместимые. Мобильных геймеров покорили карточные игры и аркады, использующие встроенные акселерометры. Радует одно – обилие качественных игр, позволяющее каждому найти что-то своё.

Жанры игр на ПК

Сегодня практически в каждом доме есть персональный компьютер, но вот ещё лет 10 назад большинство семей не могли позволить себе подобной роскоши, а дети – собирались в компьютерных клубах. В те светлые времена процветало три жанра игр на ПК : многопользовательские РПГ, шутеры и стратегии, которые впоследствии были вытесненным МОВА.

РПГ

Платформеры

Стратегии

Замыкали тройку лидеров – стратегии. Тут всё не обошлось без участия Blizzard: Warcraft III, вышедший 12 лет назад до сих пор является одной из эталонных стратегий в реальном времени. Набор инструментов для разработки собственных карт, который распространялся в наборе с игрой, подарил миру не только массу потешных Tower Defence, но и целый новый жанр – MOBA. Ярчайшим представителем является Dota 2, одна из самых популярных игр в мире. Начав свой путь как карта WC III, она стала самостоятельной игрой и наиболее богатой киберспортивной дисциплиной – призовой фонд чемпионата мира в 2017 году достиг 24 миллионов долларов, и это ещё не предел.

Экономические стратегии

Военные стратегии

Моба (Moba)

Королевская битва или Battle Royale

Популярные жанры компьютерных игр для мобильных

Времена, когда ваш мобильник поддерживал только змейку и пару карточных игр, уже давно остались в прошлом. Сегодня жанры игр на телефоне могут похвастаться огромным рядом уникальных и оптимизированных приложений, да и сами девайсы по мощности уже практически догнали ПК. Единственной проблемой являются условные Free to Play игры. Почему условные? На деле, каждый игрок находится в равных условиях до тех пор, пока вам не предложат ввести номер кредитной карты и приобрести немного алмазов, золота или сверхмощное оружие. Часто игрок, который не делает разработчиков богаче, должен потратить около месяца жизни для получения аналогичных артефактов. Помните, что бесплатный сыр – исключительно в мышеловке.

Однако, жанры мобильных игр можно разбить на три весьма крупные группы:

  • Тайм-киллеры: всякие пазлы, головоломки, стрелялки, паркур – всё, что способно помочь скоротать время в очереди или долгой дороге. Agar.io, Angry Birds, а олдскульные геймеры вспомнят и Gravity Defied.
  • Симуляторы: гонки, авиа-симуляторы, а также множество спортивных игр, вроде NBA Live и Fifa Mobile.
  • Карточные игры: нет, речь идёт не о дураке или солитёре. По сути, это те же настольные игры, которые были перенесены на мобильные устройства. Некоторые из них, например, HearthStone, уже успели стать киберспортивными дисциплинами.
  • — очень популярный жанр мобильных игр, в котором леденящую душу историю придется прочесть. А современный графоний заменит ваше воображение! Очень крутые штуки!

Браузерные игры

Возможность играть прямо в Хроме или Опере – это очень удобно, но вот жанров браузерных игр с большой аудиторией – единицы. Задача разработчиков состояла в совмещение игры, которую не нужно будет скачивать, с широким выбором возможностей. Оптимальным вариантом были стратегии (и успех Travian это подтвердил) – им не требовалось множество ресурсов, но современные технологии позволили открыть ещё один способ обогащения – переносить старые, но любимые миллионами игры с ПК в браузер. Кто-то менял название и интерфейс, а кто-то действовал под копирку, лишь добавляя возможность многопользовательской игры и прикручивая донат. К примеру, посмотрите на скриншоты Forge of Empires, а затем на Age of Empires и всё поймёте. Наверное, поэтому браузерные геймеры нынче не в почёте.

Социальные игры

Жанры мобильных игр и социальных игр всегда совпадают на все 100%. Более того, в каждой игре для браузера всегда присутствует возможность авторизации через социальную сеть. Так что выделить какие конкретные самые популярные жанры игр на Facebook или VK нам не составит труда – это всё те же стратегии, симуляторы по типу «Фермы» и местные пародии на РПГ, в которых вы качаете своего персонажа в определённых условиях, вроде тюрьмы, армии или фентезийного мира. Но вот только если считать всех, кто играет в «Ферму» геймером, то одноклассники – это настоящая социальная сеть для геймеров. О донате здесь тоже не забывают, но вместо реальных денег, используется местная валюта вроде голосов ВК.

Консольные игры

В данный момент рынок поделен между Xbox и Playstation, но активные попытки найти своё место под солнцем не прекращает и Nintendo – одни из первых производителей консолей, которые выбрали неудачное направление развития кампании. Учитывая, что здесь предложены игры различных жанров, то геймеры отдавали своё предпочтение возможности выпустить пар в крутом слешере (God of War) или шутере (Battlefield), а не играть в гольф или танцевать. Стоит отметить, инновационную технологию – очки виртуальной реальности, совместимые с большинством консолей. Надев их, и взяв в руки нестандартные контроллеры, вы почувствует, что дейcтвительно значит фраза «играть от первого лица».

Приветствую всех гостей блога сайт. В нынешней статье я решил затронуть тему классификации компьютерных игр, их жанры, виды, и типы. К сожалению, статья вышла слишком большой, а разбить её на части не представилось возможности.

Человек существо игривое. Поэтому не удивительно, что всё, что он создает для облегчения своей жизни, пытается использовать и для своего удовольствия. После того, как человек сделал первые автомобили, появились и первые автомобильные соревнования. Сегодня существует уже соня соревнований или, скорее тысяча, от формулы-1, Дакар до соревнований старых автомобилей. Аналогично было и с компьютерной техникой. Компьютерные игры стали новым явлением нашего времени. Несколько десятилетий назад дети играли куклами и машинками, сегодня же дети играю в компьютерные игры на планшетах, ноутбуках, игровых консолях и компьютерах.

Если речь идет о компьютерных стратегических видах игра, то можно назвать, например, Starcraft – стратегия в реальном времени, в которой могут участвовать четыре человека. Основной сюжет касается конфликта между тремя галактическими расами. Основной целью игры является устранение всех противников. Примером этого типа игры может быть также League of Legends (сокращенно LoL). Это игра, содержит в себе элементы аркады. В двух словах речь идет о том, что друг напротив друга становятся две команды и задача каждой из них - уничтожить центральное здание базы противника, в игре преобладает разнообразие выбора персонажа – от животных с невероятными способностями и возможностями, вплоть до магов.

Аркадные игры – классификация компьютерных игр

Ещё одним видом жанра компьютерных игр являются аркадные игры (так называемые „перестрелки”). Это игры, в которых нужно проявить свою доблесть и ловкость (нажимать кнопки на клавиатуре компьютера или джойстика). В таких играх важна, в первую очередь, скорость и динамичное действие. Игрок не имеет времени на обдумывание, важна, в первую очередь, скорость работы. Такого типа компьютерные игры, как правило, являются кровавыми и мрачными. Характерно в них то, что играющий берет на себя роль персонажа от первого лица (FPP – с англ. First-person perspective), игрок быстро отождествляет себя с этим персонажем и наблюдает мир, показанный глазами героя. Типичными примерами этого является серия Call of Duty , Medal of Honor или .

В ходе игры, в основном, речь идет о том, чтобы попасть в какую-то базу противника, устраняя по пути солдат или пришельцев. Отличительной особенностью компьютерных игр этого типа и вида, является проработанная трехмерная графика, благодаря которой, изображения действий и разрушения создают невероятно реалистичные впечатление.

Существует также много игр, в которой игрок выступает в роли героя, и он должен бороться со сверхъестественными персонажами, например, зомби, монстры. Он должен бороться до последнего вздоха, сделать всё, чтобы выжить и убить как можно большее количество врагов. Одним из более известных видов этих компьютерных жанров игр является , который включает в себя элементы „драки”. Цель состоит в том, чтобы кому-то сделать больно. Формально такого рода компьютерные игры запрещены для детей, доступны только с 16 лет, так как они могут формировать фальшивый образ реальности или привести к росту агрессии.

В играх survival-horror содержатся элементы насилия и агрессии, поэтому многие осуждает такого рода игры, так как они не имеют положительного (образовательного) послания. Там только нужно бороться, не иметь снисхождения, игрок должен делать всё, чтобы как можно наиболее жестоко побить противника, убить его. Такого жанра компьютерные виды игр являются угрозой для психического развития молодых людей.

Жанры приключенческих компьютерных игр

Приключенческие компьютерные игры являются видами относительно положительными, так как имеют в себе головоломки, ребусы, трудные ситуации, которые нужно решить. Они напоминают игры-головоломки, но ими не являются.

В жанрах приключенческих игр, пользователь берет на себя рол персонажа с точки зрения FPP (от англ. First-person perspective). Этот тип компьютерной игры характеризуется очень обширной и сложной сюжетной линией. Речь идёт о том, чтобы игрок посещал города, страны, разговаривал с каждым, с кем встречается, приобретал новые сведения в поисках артефактов. Такой жанр компьютерной игры, отличается простой графикой и лишен до минимума аркадных элементов.

Примером является, например, Syberia , Dreamfall , где преобладает поток приключений. Подобные элементы можно найти и в популярной серии компьютерных видов игр , в которой игрок выступает в роли прекрасной дамы археолога Лары Крофт, осматривая мировые достопримечательности, гробницы, давно забытые объекты или различные ценные предметы. Tomb Raider является компьютерной игрой жанра TPP (от англ. Third-person perspective), то есть, действия происходят с точки зрения третьего лица. Системы TPP и FPP дополняют друг друга в большинстве игр.

Категория компьютерных видов игр - ролевые

Еще один вид представляют собой ролевые компьютерные игры (RPG). Отличительной особенностью игр этого компьютерного жанра является то, что игрок выступает в роли Воина (как правило, рыцаря), Мага (колдуна) или другого вымышленного персонажа, чтобы вместе с командой героев, посетить необычные страны. Такие игры и их виды, содержат мощные образы городов и объектов, представленный мир очень реалистичный и имеет много деталей. Игра предлагает карты городов или долин, в которых можно свободно передвигаться в поисках предметов, встречая и другие типы персонажей. В такого вида компьютерных играх, участник может сам решать, будет ли герой хорошим/плохим или равнодушным, иначе говоря, игрок сам строит сюжет, и каждое его решение влияет на дальнейшую судьбу игры. Очень популярная игра в стиле RPG является серия Ведьмак, Dragon Age или Guild Wars 1 и 2.

Логические и развивающие жанры компьютерных игр

Логические игры заключаются, в основном, в переносе на экран различных, требующих внимания и логического мышления головоломок. Наиболее известные компьютерные игры этого типа являются Шахматы, .

Важными являются игры развивающего жанра, они устроенны так, чтобы развивать и упорядочивать разнообразные ресурсы знаний и навыков, формирующих отношение их участников. Такие игры для детей и подростков очень ценятся, особенно в условиях обучения, так как активизируют пользователей, учат многим полезным навыкам и развивают воображение. Наиболее популярными примерами такого типа игр являются компьютерные математические игры, в которых учат правилам и принципам математики, в доступной и развлекательной форме. Математика представлена здесь в любопытном и развлекательном свете.

Спортивные виды компьютерных игр

Еще один положительный тип игр - это компьютерные спортивные игры. Основной их целью является развитие навыков руководства и спортивной страсти. Правда, многие из них сводится к т. н. „гонкам”, в которых игрок имеет в своем распоряжении определенный транспорт, в основном, автомобильный, и игра заключается в обгоне противников, сокращении маршрутов, получении бонусов и баллов за получение лучшего места на подиуме.

К компьютерным играм этого типа и жанра относится, в основном, серия Need for Speed. Они требуют такой же скорости и рефлексов, как и в случае аркад. К сожалению, даже в такого вида спортивных компьютерных играх можно заметить агрессию и отсутствие чувствительности на боль других.

Очень популярная игра такого вида - это Carmageddon, которая была выпущена в 2000 году. Эта игра заключается в преследовании, но также убийстве прохожих, столкновении с другими транспортными средствами. Короче говоря, за наезд на человека или животного, игрок получает очки.

Компьютерные MMORPG игры

Последний тип компьютерной игры, который можно представить, это игры жанра MMORPG (англ. Massively Multiplayer Online Role Playing Game). Они являются разновидностью многопользовательских сетевых игр. Сетевые игры можно разделить на: MMOG и LAN игры. MMOG (англ. Massively Multiplayer Online Role Playing Game) - это игры, которые дают возможность одновременного участия нескольких человек, связанных между собой с помощью Интернета. Игра по LAN (от англ. Local Area Network) - это игра в локальной сети, возникла из соединения нескольких компьютеров, стоящих в одном здании или соседних зданиях. От одиночной игры отличается, главным образом, тем, что соперником игрока являются другие игроки, а не только герои, созданные компьютером. Сетевые игры требуют применения новейших компьютерных технологий, доступа к интернет-сети, соединяющей локальные сети (LAN) со всего мира, а также дополнительных средств связи. Этот тип игр для детей и подростков создает новые возможности развития и новые формы воздействия на молодых людей.

В заключение следует сказать, что богатое разнообразие видов или типов компьютерных игр может будить среди заинтересованных радость и рост популярности этой формы досуга и образования. Каждый, независимо от возраста или пола, сможет найти тот жанр компьютерной игры, который будет ему наиболее по вкусу.

Нужно подчеркнуть, что наибольшую пользу приносят развивающие игры, симуляторы и некоторые приключенческие игры, так как они развивают определенные способности и помогают в общем развитии, обогащают знания и помогают в формировании конкретных навыков или отношения молодых людей и взрослых. Наиболее критикуемым типов игр являются те, которые вызывают негативные эмоции, они учат жестокости и насилия, много стратегических игр, аркад, фэнтези или некоторые спортивные игры. Они могут вызвать рост агрессии у детей и подростков, а также оказывают негативное влияние на их психику.

Едва ли кто-то сможет сделать полную классификацию компьютерных игр. Слишком уж много жанров и направлений у этой области компьютерных программ. Однако, основные жанры все же были выделены и по ним вполне можно начать ориентироваться во всем этом многообразии.

Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр

Аркады имеют несложный игровой процесс, не меняющийся в течение игры. В большинстве аркадных игр для достижения результатов игроку нужно проявлять хорошую реакцию. Обычно в играх аркадах развита система бонусов: начисление очков, временное улучшение характеристик персонажа (оружие, скорость и другие).

Головоломки - вид компьютерных игр, для прохождения которых от игрока требуется решать задачи, требующие логики, воображения и интуиции. Головоломки обычно интегрированы в сюжет, и на их решение в игре делается основной упор.

Гонки - один из наиболее популярных видов игр, в которых игроку, движущемуся на транспортном средстве, нужно первым прийти к финишу. Наиболее популярным видом игр гонок являются гонки на автомобилях, однако существует множество гонок на других средствах передвижения (вплоть до космических кораблей).

Квесты (от англ. quest - поиски приключений), или игры-приключения - обычно игры, в которых герой продвигается по сюжету, выполняет различные задания и взаимодействует с игровым миром посредством использования предметов, общения с другими персонажами и решения головоломок. Название жанру дала серия компьютерных игр от Sierra (Space Quest, King’s Quest, Police Quest) ставшими одними из лучших игр квестов своего времени.

ММОРПГ (от англ. MMORPG - Massively multiplayer online role-playing game), или массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры - вид ролевых компьютерных игр, в которых реальные игроки взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире. Как и в большинстве обычных ролевых игр в ММОРПГ игрок управляет персонажем, улучшая его характеристики и взаимодействуя с другими игроками. Главные отличия от РПГ (см. ниже) состоят в неограниченном числе участников и непрерывности игрового процесса, который протекает круглосуточно, в то время как игроки посещают виртуальный игровой мир по мере возможности. Кстати, как правило, играть можно в такие игры онлайн бесплатно если конечно вы не начнете прокачивать своего персонажа за реальные деньги.

РПГ (от англ. RPG - Role-Playing Games), или компьютерные ролевые игры - игры, основанные на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. Характерным для РПГ-игр является наличие достаточно большого количества характеристик главного героя, которые определяют его силу и способности. Эти параметры можно совершенствовать, убивая врагов и выполняя различные миссии.

Симуляторы - вид компьютерных игр, имитирующих управление каким-либо процессом, аппаратом или средством передвижения. Для симулятора очень важна реалистичность и полнота моделируемого объекта. Цель хорошего симулятора максимально приблизить условия управления объектом к реальным. Наиболее популярными являются авиасимуляторы, в которых моделируется управление реальным самолетом. Хорошие компьютерные симуляторы могут служить в качестве тренажеров.

Стратегии (стратегические компьютерные игры) - требуют от игрока планирования и выработки определенной тактики и стратегии для достижения необходимой цели, например, победы в военной операции или захвата вражеского государства. Игрок управляет не единственным персонажем, а армиями, городами, государствами или даже цивилизациям. Различают пошаговые стратегические игры, где игроки ходят поочередно, и игры стратегии в реальном времени, в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и течение времени не останавливается. Как особый поджанр выделяются экономические стратегии, в которых отображаются экономические, рыночные процессы. Игрок обычно руководит предприятием, городом или государством, и зачастую его целью является извлечение прибыли.

Шутеры (от англ. shoot - стрелять), или «стрелялки» - вид игр, в котором игроку, в большинстве случаев действуя в одиночку, нужно уничтожать противников при помощи различного оружия. В зависимости от конкретной игры игрок может использовать как современные виды оружия, их футуристические аналоги, а также совершенно уникальные виды оружия, выдуманные разработчиками игры.

Экшены (от англ. action - действие) - один из самых популярных видов компьютерных игр, в которых успех игрока в большой степени зависит от быстроты его реакции и способности оперативно принимать верные решения. Действие в большинстве игр экшенов развивается очень динамично и требует напряжения внимания и быстрой реакции на происходящие события. Оружие или способности героя к рукопашному бою чаще всего используются, как главные инструменты продвижения в игре.