Конфуций как философ. Конфуций — Китайский философ, основатель конфуцианства

Этот человек не изобрел ничего нового, однако основная заслуга его в том, что он являлся действительно здравомыслящим человеком и думал о простых людях больше, чем о себе. Учение Конфуция предлагало людям не рай на небесах после смерти, а рай на земле, причем, при жизни - здесь и сейчас.

Если бы человечество прислушалось к его словам и попыталось следовать учению Конфуция, сейчас мир, безусловно, был бы совсем иным и гораздо лучшим. Одного не учел Конфуций – что люди, не привыкшие думать, не будут думать и над его учением, а значит, вряд ли когда-нибудь поймут и примут конфуцианство.

Но Конфуций все-таки верил в человека и поэтому всю свою жизнь посвятил проповедованию своего учения. Впрочем, нашлись люди, все-таки оценившие учение Конфуция - в свое время конфуцианство даже считалось официальной государственной религией (при династии Хань – 206 - 220 гг. н. э).

Основа учения Конфуция заключалась в двух простых добродетелях – «жэнь» и «ли». «Жэнь» можно перевести как «доброжелательное отношение к ближним», а «ли» - как «правила поведения, этикет, традиции, уважение к старшим». Вот так, все очень просто и понятно.

Но все-таки особенность учения Конфуция прежде всего в человечности. Возможно, конфуцианство – единственная религия (хоть это совсем и не религия), которая заботится прежде всего о живом человеке, а не о таинственных невидимых душах или мифической загробной жизни.

Человек, обычный живой человек, прежде всего маленький человек – вот герой учения Конфуция, вот о ком заботился великий философ, и поэтому, даже когда конфуцианство в Китае было под запретом (времена династии Цинь – 221 г. до н. э.), люди тайком передавали учение Конфуция из поколения в поколение, чтобы оно досталось и потомкам. Спасибо добрым людям за эту предусмотрительность.

Тем не менее, несмотря на весьма широкое распространение учения Конфуция на Востоке, на Западе конфуцианство не прижилось – там, где процветает культ диктата и наживы, люди все меньше беспокоятся о честных и справедливых отношениях между собой. Глядя на текущее состояние дел в большинстве регионов Земли, думается, что жителям Запада следовало бы серьезнее отнестись к учению Конфуция.

Вне всякого сомнения, великий философ Конфуций и его учение навеки останутся с человечеством, по крайней мере, до тех пор, пока еще рождаются на свет люди, способные думать и трезво мыслить.

Конфуций был одним из первых, кто предложил идею построения высоконравственного и гармоничного общества. А золотое правило его учения звучало так: "Не делай другому того, чего не желаешь себе" . Уроки Конфуция просты и понятны каждому человеку – наверно, поэтому они вдохновляют и делают людей лучшими настолько эффективно.

Вашему вниманию предлагаются наиболее известные изречения и советы этого Великого и Мудрого Человека.

9 уроков жизни от Конфуция

1. Просто поддерживайте движение. "Совершенно не важно, как медленно вы идёте до тех пор, пока вы не остановитесь".

Если вы будете продолжать движение в правильном направлении, то в конечном итоге вы прибудете к месту назначения. Усидчивость должна быть последовательной, каждый может добиться успеха, не прекращая движение. Человек, который добился успеха, это человек, который остаётся приверженным своей цели, не смотря на обстоятельства.

2. Затачивайте ваши инструменты. "Ожидания в жизни зависят от усердия. Мастеру, который совершенствует свою работу, необходимо затачивать свои инструменты" .

Конфуций сказал: "Успех зависит от предварительной подготовки, без подготовки вас обязательно ждёт провал" . Чтобы вы ни делали, если вы хотите добиться успеха, вам необходимо быть к нему готовым. Это касается не только вашей внутренней работы, но и работы внешней. Это и планирование, и получение необходимых навыков, и связи с нужными людьми.

3. Корректируйте план, но не цели. "Когда становится очевидным, что цель не может быть достигнута, не изменяйте своей цели, изменяйте свои практические шаги" .

Если вы начинаете понимать, что не продвигаетесь к достижению своей цели в этом году, значит, наступило хорошее время для того, чтобы внести изменения в свой план. Не принимайте неудачи как вариант, настройте свои паруса и спокойно продвигайтесь к своей цели. Если делая одно и то же каждый день, вы не видите особого результата, попробуйте делать что-то другое, но не меняйте своей цели, просто найдите к ней другой путь.

4. Всё или ничего. "Куда бы вы ни направлялись, следуйте туда всем своим сердцем".

Чтобы вы ни делали, старайтесь делать это по максимуму, настолько насколько возможно, или же не делайте этого вообще. Чтобы добиться успеха в жизни, требуется всё от вас зависящее. Делайте лучшее из того, что можете, и вы будете жить без сожалений.

5. Ваше окружение определяет ваше будущее. "Никогда не ведите дружбы с человеком, который не становится лучше самого себя".

Ваше окружение влияет на ваши ценности, цели и мировосприятие. Особенное влияние на вас оказывают ваши друзья, потому как вы больше всего им доверяете.

6. Хорошие вещи стоят дорого. "Легко ненавидеть и трудно любить. Так устроен наш мир. Всего хорошего трудно добиться, а плохих вещей очень легко".

Это многое объясняет. Довольно легко ненавидеть, просто быть негативным, просто придумывать отговорки. Любовь, прощение и мудрость, требуют большого сердца, большого ума и больших усилий. Никто из нас не стремится к чему-то плохому, по крайней мере, для себя. Каждый желает для себя лучшей участи, но как прийти к этому, если вы не прилагаете усилий к тому, чтобы быть позитивным. Помните, ваш окружающий мир является отражением вашего внутреннего мира.

7. Быть обиженным – разрушительно. "Быть обиженным ничто, если вы не продолжаете вспоминать об этом".

Не допускайте проступкам других людей испортить вам жизнь. Не позво - ляйте их негативу проникнуть в ваш разум и сердце. Быть обиженным – ничто, если вы согласитесь оставить это в прошлом. Не сбивайтесь с вашего курса и позвольте другим людям быть самими собой. Примите это. Продолжайте движение несмотря ни на что.

8. Помните о возможных последствиях. "Когда поднимается гнев, подумайте о последствиях".

Соломон сказал: "Тот, кто умеет сдерживать свой гнев, величест - венней могущественного" . Старайтесь держать своё настроение в узде, помня о последствиях. Гнев не приведёт ни к чему хорошему, будучи разгневанным, вы перестаёте мыслить здраво, а значит, можете наделать глупостей. Умейте сдерживать свои эмоции, особенно негативные, если вам дороги та репутация и результаты, которые вы копили годами. Будьте мудрее.

Но есть и "праведный гнев" , помните и об этом. Его необходимо проявлять в соответствующих ситуациях.

9. Вы можете учиться у каждого. "Если я иду с двумя другими людьми, каждый из них, в чем-то, может быть мне как учитель. Я буду искать в них что-то хорошее и подражать им в этом, и что-то плохое, чтобы исправить это в себе".

Вы можете и должны учиться у каждого человека, которого встречаете на своём пути. Будь то жулик или святой человек, у каждого вы можете взять что-то полезное. История жизни каждого человека наполнена ценными уроками. Каждому можно и нужно быть за что-то благодарным.

  1. Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.
  1. Если ты ненавидишь – значит, тебя победили.
  1. В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
  1. Перед тем как мстить, вырой две могилы.
  1. Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.
  1. Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты.
  1. На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.
  1. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
  1. Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.
  1. Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
  1. Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами.
  1. Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.
  1. Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
  1. Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.
  1. Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.
  1. Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.
  1. Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей.
  1. Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.
  1. В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.
  1. Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.
  1. Пришло несчастье – человек породил его, пришло счастье – человек его вырастил.
  1. Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.
  1. Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
  1. Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
  1. Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.

Культура Китая многих привлекает своей загадочностью и оригинальностью. Огромная восточная держава, долгое время развивающаяся изолированно от других стран мира, манит своей непредсказуемостью и умением сохранять культурные ценности и поддерживать традиции.

Одним из главных достижений китайской духовной культуры можно по праву считать философско-религиозное учение – конфуцианство.

Основоположником и основателем данного учения является китайский ученый пятого века до н.э. Кун-фун-цзы. Его имя дословно переводится с китайского языка как «мудрый учитель Кун», а в европейской транскрипции оно звучит как Конфуций. Именно под этим именем и вошел в историю мудрец, положивший в основу своей философии этические и нравственные основы поведения, которые не потеряли своей актуальности по сей день.

В основу учения легли отношения между людьми и государством, между людьми, принадлежащим к разным слоям общества и между всеми гражданами страны в целом.

Философию Конфуция нельзя считать в строгом смысле этого слова религией, хотя оно и было принято к действию еще при жизни мудреца и стало государственной религией. На самом деле его нужно рассматривать, как побуждение к действиям, нормализующим отношения внутри государства, отношения между правящими силами и народом. Это особое мировоззрение, позволяющее гармонизировать свое видение природы и человека, и общества.

Жизнь великого мудреца Конфуция

6-5 век до нашей эры были сложным временем для Китайской империи: это был период междоусобиц и жестокой борьбы за власть. Феодалы, в своем стремлении захватить земли и усилить свою власть и влияние, не обращали внимания на нужды и горести простых людей. Крестьяне нищали и разорялись. Будущий ученый Кун-фу-цзы родился в знатной, но потерявшей все свое богатство семье, рано стал сиротой, и не имел средств на жизнь. Он жил очень скромно, поэтому не понаслышке знал о трудностях жизни бедных людей, поэтому в своих ранних проповедях старался открыть глаза на несправедливость происходящего вокруг.

В юном возрасте ему повезло, судьба дала шанс попасть в государство Чжоу, где его приняли на работу в старое книгохранилище, там он и встретил ученого , основателя учения . Конечно, никто в наше время не знает о сути их бесед, но они явно способствовали становлению ученого и философа. По возвращении в свой родной город Чюйфу, Конфуций основал свою собственную школу. Интересен тот факт, что почти все его ученики стали видными политическими деятелями.

Что лежит в основе отношений между людьми?

Существует древняя притча о Конфуции и его учениках. Однажды самый любознательный ученик спросил мудрого учителя, есть ли такое понятие, опираясь на которое можно прожить всю жизнь, не вступая в конфликт с окружающими?

Мудрец не долго думал, он сразу ответил: «Да, такое понятие существует. Это – Снисходительность. Как бы высоко ты не стоял, будь снисходительнее к окружающим, как бы низко ты не пал, тем более будь снисходителен к тем, кто сейчас смеется и позорит тебя. Пойми, что все люди в равной мере обладают как благородными, так и низкими качествами, и мы, чтобы не разочаровываться в окружающих, должны быть снисходительными к их слабостям».

Мудрость книги «Лунь Юй»

Книга, написанная Конфуцием, хранит все его высказывания и постулаты учения. Нельзя сказать, что он сам собирал и хранил свои поучения, нет, их по крохам собирали его ученики и уже после смерти ученого поместили в сборник. Но в этом сборнике можно найти ответы на все вопросы, касающиеся управления государством и правил поведения любого человека в обществе.

Именно жизненный путь самого мудреца стал основой и образцом для каждого последующего молодого поколения. Опираясь на его видение постепенного становления самостоятельного человека, не один благородный муж корректировал свою жизнь.

  • 15 лет – стремление к учению и образованию,
  • 30 лет – приобретение самостоятельности,
  • 40 лет — получение твердых убеждений, становление мировоззрения,
  • 50 лет — осознание себя человеком и понимание того, какие цели ставит перед тобой Небо,
  • 60 лет- приобретаешь умение читать в сердцах и умах людей, никто не сможет обмануть тебя,
  • 70 лет – понимание гармонии Вселенной, следование за Ритуалами, ниспосланными Небом.

Учение великого Конфуция до сих пор является образцом для поведения граждан Китайской республики.

Этические принципы конфуцианства

В основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, — это воспитание человека. То есть на первое место в становлении сильного государства выходит человеческий фактор.

Самым трудным же в этом было заставить людей действовать как должно, поскольку каждый человек ленив по своей натуре, и даже понимая, что живет и действует неправильно, не хочет заниматься перевоспитанием себя самого. Кроме того трудно изменить уже устоявшиеся взгляды и взглянуть на мир по другому.

В деле перевоспитания своих соотечественников великий философ опирался на куль предков. В Китае очень долго сохранялся культ предков, и в каждой семье можно было встретить алтарь, на котором курились благовония и в трудные минуты обращались к помощи предков, мудрых и все понимающих. Давно умершие являлись образцом для подражания, неким эталоном правильного поведения, поэтому Конфуций и обратился к исконной национальной религии в деле становления нового гражданина.

Кратко об основных принципах конфуцианского учения

Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.

Что включает в себя понятие человеколюбие по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям бз исключения, уметь внушать доверие и уметь быстро принимать решения в трудных ситуациях.

Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.

Второй принцип гуманизм включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и взаимопомощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.

О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе.

Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.

Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь, и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.

И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.

Биография

Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника Шу Лянхэ (叔梁纥 Shū Liáng-hé) и семнадцатилетней наложницы по имени Янь Чжэнцзай (颜征在 Yán Zhēng-zài). Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун) . Это было время заката империи Чжоу , когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками.

Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа - всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй » («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства (среди многих подробностей из жизни Конфуция там вспоминается Бо Юй 伯魚, его сын - также называемый Ли 鯉; остальные детали биографии сосредоточены большей частью в «Исторических записках» Сыма Цяня).

Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Янь-юань. Другими близкими его учениками были Цзэн-цзы и Ю Жо (см. en:Disciples of Confucius).

Учение

Хотя конфуцианство часто называют религией , в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии . Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун , 忠) - лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики : «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Пять постоянств праведного человека


Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнь» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.

Распространение конфуцианства в Западной Европе

В середине XVII века в Западной Европе возникла мода на все китайское, и вообще на восточную экзотику. Эта мода сопровождалась и попытками освоить китайскую философию, о которой часто стали говорить иногда в возвышенных и восхищенных тонах. Так, например, Роберт Бойль сравнивал китайцев и индусов с греками и римлянами.

Популярность Конфуция утверждается в дин. Хань: в литературе Конфуций иногда называется «некоронованным ваном ». В 1 г. н. э. он становится объектом государственного почитания (титул 褒成宣尼公); с 59 н. э. за ним утверждаются регулярные приношения на местном уровне; в 241 (Троецарствие) происходит закрепление в аристократическом пантеоне, а в 739 (дин. Тан) закрепляется и титул вана. В 1530 (дин. Мин) Конфуций получает прозвание 至聖先師, «верховный мудрец [среди] учителей прошлого».

Эту растущую популярность следует сопоставлять с историческими процессами, протекавшими вокруг текстов, из которых почерпываются сведения о Конфуции и отношении к нему. Так, «некоронованный царь» мог служить для легитимации восстановленной династии Хань после кризиса, связанного с узурпацией трона Ван Маном (тогда же в новой столице основывается первый буддийский храм).

В XX веке в Китае существует несколько храмов, посвящённых Конфуцию: Храм Конфуция на его родине, в Цюйфу, в Шанхае , Пекине , Тайчжуне .

Конфуций в культуре

  • Конфуций - фильм 2010 года с Чоу Юньфатом в главной роли.

См. также

  • Родовое древо Конфуция (NB Кун Чуйчан 孔垂長, р.1975, советник президента Тайваня)

Литература

  • Книга «Беседы и суждения» Конфуция, пять переводов на русский «на одной странице»
  • Труды Конфуция и сопутствующие материалы на 23 языках (Confucius Publishing Co.Ltd.)
  • Буранок С. О. Проблема интерпретации и перевода первого суждения в «Лунь юй»
  • А. А. Маслов. Конфуций. // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. - М.: Алетейя, 2003, с. 100-115
  • Васильев В. А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С.132-146.
  • Головачёва Л. И. Конфуций о преодолении отклонений при просветлении (тезисы)// XXXII науч. конф. "Общество и государство в Китае"/ РАН. Ин-т востоковедения. М., 2002. С.155-160
  • Головачёва Л. И. Конфуций о цельности// XII Всероссийская конф. "Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация". ... / РАН. Ин-т Дал. Востока. М., 2007. С.129-138. (Информ. материалы. Сер. Г; Вып. 14)
  • Golovacheva L. I. Confucious Is Not Plain, Indeed// Современная миссия конфуцианства – сборник докладов междунар. науч. конф. в память 2560 годовщины Конфуция – Пекин, 2009. В 4 т. С.405-415 《儒学的当代使命--纪念孔子诞辰2560周年国际学术研讨会论文集(第四册)》 2009年
  • Головачёва Л. И. Конфуций поистине непрост// XL науч. конф. "Общество и государство в Китае"/ РАН. Ин-т востоковедения. М., 2010. С.323-332. (Учен. зап./ Отд. Китая; Вып.2)
  • Гусаров В. Ф. Непоследовательность Конфуция и дуализм философии Чжу Си // Третья научная конференция «Общество и государство в Китае». Т.1. М., 1972.
  • Кычанов Е. И. Тангутский апокриф о встрече Конфуция и Лао-цзы //XIX научная конференция по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки. СПб.,1997. С.82-84.
  • Илюшечкин В. П. Конфуций и Шан Ян о путях объединения Китая // XVI Научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.I, М., 1985. С.36-42.
  • Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2001. 384 с.
  • Переломов Л. С. Конфуций. Лунь юй. Исследование; перевод древнекитайского, комментарии. Факсимильный текст Лунь юя с комментариями Чжу Си". М.Наука.1998 г.590с
  • Попов П. С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб.,1910.
  • Роузман Генри О знании (чжи): дискурс-руководство к действию в «Аналектах» Конфуция // Сравнительная философия: Знание и вера в контексте диалога культур. М.: Восточная литература., 2008. С.20-28.ISBN 978-5-02-036338-0
  • Чепурковский Е. М. Соперник Конфуция (библиографическая заметка о философе Мо-цзы и об объективном изучении народных воззрений Китая). Харбин, 1928.
  • Ян Хин-шун, А. Д. Донобаев. Этические концепции Конфуция и Ян Чжу. // Десятая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.I. М., 1979. C. 195-206.
  • Yu, Jiyuan «The Beginnings of Ethics: Confucius and Socrates.» Asian Philosophy 15 (July 2005): 173-89.
  • Jiyuan Yu, The Ethics of Confucius and Aristotle: Mirrors of Virtue, Routledge, 2007, 276pp., ISBN 978-0-415-95647-5 .
  • Bonevac Daniel Introduction to world philosophy. - New York: Oxford University Press, 2009. - ISBN 978-0-19-515231-9
  • Creel Herrlee Glessner Confucius: The man and the myth. - New York: John Day Company, 1949.
  • Dubs, Homer H. (1946). «The political career of Confucius». 66 (4).
  • Hobson John M. The Eastern origins of Western civilisation. - Reprinted. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004. - ISBN 0-521-54724-5
  • Chin Ann-ping The authentic Confucius: A life of thought and politics. - New York: Scribner, 2007. - ISBN 978-0-7432-4618-7
  • Kong Demao The house of Confucius. - Translated. - London: Hodder & Stoughton, 1988. - ISBN 978-0-340-41279-4
  • Parker John Windows into China: The Jesuits and their books, 1580-1730. - Boston: Trustees of the Public Library of the City of Boston, 1977. - ISBN 0-89073-050-4
  • Phan Peter C. Catholicism and Confucianism: An intercultural and interreligious dialogue // Catholicism and interreligious dialogue. - New York: Oxford University Press, 2012. - ISBN 978-0-19-982787-9
  • Rainey Lee Dian Confucius & Confucianism: The essentials. - Oxford: Wiley-Blackwell, 2010. - ISBN 978-1-4051-8841-8
  • Riegel, Jeffrey K. (1986). «Poetry and the legend of Confucius"s exile». Journal of the American Oriental Society 106 (1).
  • Yao Xinzhong Confucianism and Christianity: A Comparative Study of Jen and Agape . - Brighton: Sussex Academic Press, 1997. - ISBN 1-898723-76-1
  • Yao Xinzhong An Introduction to Confucianism . - Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - ISBN 0-521-64430-5
Онлайн-публикации
  • Ahmad, Mirza Tahir Confucianism . Ahmadiyya Muslim Community (???). Архивировано из первоисточника 15 октября 2012. Проверено 7 ноября 2010.
  • Baxter-Sagart Old Chinese reconstruction (20 February 2011). Архивировано
  • Confucius descendents say DNA testing plan lacks wisdom . Bandao (21 August 2007).(недоступная ссылка - история )
  • Confucius family tree to record female kin . China Daily (2 February 2007). Архивировано
  • Confucius" Family Tree Recorded biggest . China Daily (24 September 2009). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012.
  • Confucius family tree revision ends with 2 mln descendants . China Economic Net (4 January 2009). Архивировано из первоисточника 15 октября 2012.
  • DNA Testing Adopted to Identify Confucius Descendants . China Internet Information Center (19 June 2006). Архивировано из первоисточника 15 октября 2012.
  • DNA test to clear up Confucius confusion . Ministry of Commerce of the People"s Republic of China (18 June 2006). Архивировано из первоисточника 15 октября 2012.
  • Riegel, Jeffrey Confucius . The Stanford Encyclopedia of Philosophy . Stanford University (2012). Архивировано из первоисточника 15 октября 2012.
  • Qiu, Jane Inheriting Confucius . Seed Magazine (13 August 2008).

Цитаты : 1. Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее. 2. Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. 3. Слово должно быть верным, действие должно быть решительным. 4. Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. 5. Бросая камень в воду, каждый раз попадаешь в центр круга. 6. Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности. 7. Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека. 9. Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. 10. Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться. 11. Порой мы видим многое, но не замечаем главного. 12. Небо и Земля разделены, но они делают одно дело. 13. Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтобы ему сделали. 14. Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Конфуций — китайский мыслитель и социальный философ, духовный учитель, политический теоретик и отчасти политический деятель.
Основной вклад (чем известен): Учение Конфуция направлено на привнесение нравственных принципов в осуществление политической власти. На замену управления с помощью силы он предложил управление с помощью добродетели.
Вклады: Его философия утверждает личную и государственную мораль, корректность в социальных отношениях, справедливость и искренность. Путем культивирования в себе человечности (жэнь), человек приобретает значительность в личной и общественной жизни и, когда все поступают таким образом, достигается всеобщее счастье. Для этого требуется соблюдать правила приличия (ли), встроенные в общественную жизнь.
Ли является принципом, который определяет уважение людей друг к другу и к миру, а также регулирует человеческую природу. Путь (Дао) вписывается в структуры общественного порядка, проявляясь в виде утверждения достоинства сына, матери, правителя. Его теория этики, как видно на примере Ли, основывается на трех важных концептуальных аспектах жизни: обрядах, связанных с жертвоприношениями предкам и богам, социальных и политических институтах, а также этикете повседневного поведения.
Его нравственное образование делает упор на самосовершенствовании, подражании моральным эталонам и на принятии правильных решений, а не на простом знании правил. Наибольшее внимание он уделяет важности процесса учения. При этом Конфуций, рассматривал образование как процесс постоянного самосовершенствования и считал, что его главная задача состоит в формировании «Благородного мужа» (цзюнь цзы). «Благородными мужами» являются правители преданные своему народу, стремящиеся к личному и общественному совершенству.
Пять элементов изначальной природы, которая чиста и совершенна (Учан) или пять постоянств благородного мужа:
1. Жэнь -любовь к людям, гуманность, милосердие, доброжелательность.
2. И -справедливость, честность ума.
3. Ли -буквально «обычай», ритуал.
4. Чжи -мудрость, здравый смысл, благоразумие.
5. Синь -искренность, изначальная целостность, непринуждённость.
Он всегда подчеркивал превосходство личного примера над внешними правилами поведения. Гуманизм. По Конфуцию, совершенство человека, служит образцом и предельной моделью, а не божество или универсальная правда, представляющая набор абстрактных принципов. Конфуцианство рассматривает человека, как потенциально наиболее совершенную форму Ли, как предельное воплощение добра. Общество. Конфуций хотел построить совершенное, гармоничное и гуманистическое общество. Не являясь строго религиозным, учение Конфуция предлагало утилитарный подход к социальной гармонии и определяло моральные обязательства между отдельными людьми и социальными системами. Он видел социальную службу, как естественное следствие образования и стремился активизировать китайские социальные институты, в том числе в семью, школу, общество и государство.
Конфуцианская версия Золотого правила : “Каждый должен всегда относиться к другим так же, как он бы хотел, чтобы относились к нему”.
Вэнь –универсальное понятие, которое понималось как культурный смысл человеческого бытия. Это не первичная природность и не вторичная книжность, а их органический сплав. Вэнь соотносится с музыкой, изобразительным искусством, поэзией, эстетическими и духовными способностями. «Поэзия порождает разум, музыка доводит его до совершенства «.
Благородный муж:
1. Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.
2. Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
3. Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

Основные труды: Основные работы: «Лунь юй» («Беседы и суждения»), Чуньцю («Весна и Осень», 722 — 481 г. до н.э.).

Жизнь:

Происхождение: Он родился в 551 г. до н.э. в феодальном государстве Лу, в современной провинции Шаньдун. Он был сыном 63-летнего клерка, бывшего воина Шу Лянхэ и 17-летней прелестной девушки. наложницы по имени Янь Чженцзай. Конфуций потерял отца, когда ему было три года. После этого его мать, взяв его с собой, покинула дом. Они жили в нищете и, когда Конфуцию было 17 лет, его мать умерла от болезней и переутомления.
Образование: Его мать, Янь Чжэнцзай, часто рассказывала сыну о великих деяниях его отца и его предков. Так у Конфуция крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место, поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь - изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства.

Основные этапы деятельности: Он начал работать в качестве бухгалтера и одновременно заниматься самообразованием. Вскоре он стал влиятельным учителем сыновей в богатых семьях. Он служил на разных государственных должностях, став министром юстиции на своей родине в государстве Лу, но политика мало привлекала его интерес. Уйдя в отставку, он стал самым знаменитым учителем поэзии, истории и моральной философии в истории Китая.
Примерно между 55-м и 65-м годами своей жизни, он посетил несколько соседних государств. Во время раскола, хаоса и бесконечных войн между феодальными государствами, он хотел восстановить Мандат Неба, который мог бы объединить «Мир» (Поднебесную) и даровать мир и процветание народу.
После добровольного изгнания он вернулся в Лу в возрасте 67, где стал преподавать и писать книги. Его жизнь и мысли отражаются в произведении «Лунь юй» (Беседы и суждения).
Он был похоронен в Кун Лесу, Китай.
Основные этапы личной жизни: Когда ему было 20 лет, он женился на молодой женщине, из семейства Qiguan царства Сонг.
Изюминка : Конфуций представлял себя как «передатчика, который не изобрел ничего». Он является автором золотого правила этики: не навязывать другим того, чего не выбрал бы для себя. Он говорил: «Картинка стоит 10 тысяч слов». История. Однажды в его доме полностью сгорели конюшни. Когда Конфуций вернулся из суда, он спросил: «Кто-нибудь пострадал? » Он не спрашивал о лошадях. Конфуций показал, что мудрец ценит человеческие существа превыше всего. Впервые он стал известен в Европе благодаря итальянскому иезуиту Маттео Риччи, который первым выписал его латинизированное имя «Конфуций».
В Китае конфуцианство часто воспринимается как религия. Так, высказывалось мнение о том, что некоторые законы Ли были даны Небесами. Взгляды Конфуция были более философскими и тонкими. Его подход подчеркивал происхождение и развитие законов Ли через действия мудрецов и лидеров в человеческой истории, с меньшим акцентом на их связь с небом. Его основная работа «Лунь юй», которая представляет коллекцию «Кратких афористических фрагментов», была составлена много лет спустя после его смерти. Эта книга влияет опосредованно, через намеки, метафоры и даже тавтологии.

Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее» (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: «О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна» (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип «справедливости»). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - «сыновняя почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном» (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого «благородного мужа» (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.

А) Учение о человеке

Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и главное во всех трех учениях – само Учение о человеке.

Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы:

    Распущенные.

    Сдержанные.

Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы, Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: «Богатство и знатность – вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность – вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся». Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы, по мнению Конфуция, определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: «Я никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя». На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творений за аксиому.

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:

    Цзюнь-цзы (благородный муж) – занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.

    Жэнь – обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.

    Сло Жэнь (ничтожный человек) – в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: «Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах – о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить, о последствиях своего гнева, о необходимости помнить, о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу».

Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: «Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета». Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора: «жэнь» и «вэнь». Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как «благорасположенность». По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода – «человечность». Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. «Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица».

Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению «жэнь», человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.

«Вэнь» – «культура», «литература». Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения «вэнь»: «Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность – одна ученость». Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних «жэнь» – оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних «вэнь» – прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т.е. природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность.

Как же узнать, определить принадлежность человека к определенной категории? В качестве индикатора здесь используется принцип «хэ» и противоположного ему «тун». Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах.

«Благородный муж стремится к хэ, но не стремится к тун, маленький человек напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ».

Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений Конфуция: «Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив».

Обладатель хэ – человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун – человек, обуреваемый льстивыми намерениями.

Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие.

Хэ – важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность мышления, активность и т.д. Именно это превращало его в важную, неотъемлемую часть теории управления государством.

В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности. Сло жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.

Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао. Что это такое? Дао – одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли. Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-востоковед Алексеев: «Дао – есть сущность, есть нечто статически абсолютное, есть центр круга, вечная точка вне познавания и измерений, нечто единственно правое и истинное... Оно – самопроизвольное естество Оно для мира вещей, поэта и наития есть Истинный Владыка... Небесный станок, лепящий формы... Высшая Гармония, Магнит, притягивающий не противящуюся ему человеческую душу. Таково Дао как высшая субстанция, инертный центр всех идей и всех вещей». Таким образом, Дао – предел человеческих стремлений, но достичь его, дано не каждому. Но Конфуций не считал, что достичь Дао невозможно. По его мнению, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний, если будут неуклонно следовать «установленному для них Дао». Сопоставляя Дао и человека, Конфуций подчеркивал, что человек – центр всего его учения.