Красное крыльцо грановитой палаты. Что посмотреть в Грановитой палате

Годы

Статус Объект культурного наследия РФ № 7710353029 Координаты : 55°45′01″ с. ш. 37°37′00″ в. д.  /  55.75028° с. ш. 37.61667° в. д.  / 55.75028; 37.61667 (G) (Я)

См. также

  • Владычная палата (Великий Новгород)

Напишите отзыв о статье "Грановитая палата"

Примечания

Литература

  • Насибова А. Грановитая палата Московского Кремля. Альбом. - Л. , .
  • Иван Забелин . Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. - Москва: Издательство Транзиткнига, 2005. ISBN 5-9578-2773-8

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Грановитая палата

Вдруг новый, пронзительный женский крик раздался от крыльца, и кухарка вбежала в сени.
– Они! Батюшки родимые!.. Ей богу, они. Четверо, конные!.. – кричала она.
Герасим и дворник выпустили из рук Макар Алексеича, и в затихшем коридоре ясно послышался стук нескольких рук во входную дверь.

Пьер, решивший сам с собою, что ему до исполнения своего намерения не надо было открывать ни своего звания, ни знания французского языка, стоял в полураскрытых дверях коридора, намереваясь тотчас же скрыться, как скоро войдут французы. Но французы вошли, и Пьер все не отходил от двери: непреодолимое любопытство удерживало его.
Их было двое. Один – офицер, высокий, бравый и красивый мужчина, другой – очевидно, солдат или денщик, приземистый, худой загорелый человек с ввалившимися щеками и тупым выражением лица. Офицер, опираясь на палку и прихрамывая, шел впереди. Сделав несколько шагов, офицер, как бы решив сам с собою, что квартира эта хороша, остановился, обернулся назад к стоявшим в дверях солдатам и громким начальническим голосом крикнул им, чтобы они вводили лошадей. Окончив это дело, офицер молодецким жестом, высоко подняв локоть руки, расправил усы и дотронулся рукой до шляпы.
– Bonjour la compagnie! [Почтение всей компании!] – весело проговорил он, улыбаясь и оглядываясь вокруг себя. Никто ничего не отвечал.
– Vous etes le bourgeois? [Вы хозяин?] – обратился офицер к Герасиму.
Герасим испуганно вопросительно смотрел на офицера.
– Quartire, quartire, logement, – сказал офицер, сверху вниз, с снисходительной и добродушной улыбкой глядя на маленького человека. – Les Francais sont de bons enfants. Que diable! Voyons! Ne nous fachons pas, mon vieux, [Квартир, квартир… Французы добрые ребята. Черт возьми, не будем ссориться, дедушка.] – прибавил он, трепля по плечу испуганного и молчаливого Герасима.
– A ca! Dites donc, on ne parle donc pas francais dans cette boutique? [Что ж, неужели и тут никто не говорит по французски?] – прибавил он, оглядываясь кругом и встречаясь глазами с Пьером. Пьер отстранился от двери.
Офицер опять обратился к Герасиму. Он требовал, чтобы Герасим показал ему комнаты в доме.
– Барин нету – не понимай… моя ваш… – говорил Герасим, стараясь делать свои слова понятнее тем, что он их говорил навыворот.
Французский офицер, улыбаясь, развел руками перед носом Герасима, давая чувствовать, что и он не понимает его, и, прихрамывая, пошел к двери, у которой стоял Пьер. Пьер хотел отойти, чтобы скрыться от него, но в это самое время он увидал из отворившейся двери кухни высунувшегося Макара Алексеича с пистолетом в руках. С хитростью безумного Макар Алексеич оглядел француза и, приподняв пистолет, прицелился.
– На абордаж!!! – закричал пьяный, нажимая спуск пистолета. Французский офицер обернулся на крик, и в то же мгновенье Пьер бросился на пьяного. В то время как Пьер схватил и приподнял пистолет, Макар Алексеич попал, наконец, пальцем на спуск, и раздался оглушивший и обдавший всех пороховым дымом выстрел. Француз побледнел и бросился назад к двери.
Забывший свое намерение не открывать своего знания французского языка, Пьер, вырвав пистолет и бросив его, подбежал к офицеру и по французски заговорил с ним.
– Vous n"etes pas blesse? [Вы не ранены?] – сказал он.
– Je crois que non, – отвечал офицер, ощупывая себя, – mais je l"ai manque belle cette fois ci, – прибавил он, указывая на отбившуюся штукатурку в стене. – Quel est cet homme? [Кажется, нет… но на этот раз близко было. Кто этот человек?] – строго взглянув на Пьера, сказал офицер.
– Ah, je suis vraiment au desespoir de ce qui vient d"arriver, [Ах, я, право, в отчаянии от того, что случилось,] – быстро говорил Пьер, совершенно забыв свою роль. – C"est un fou, un malheureux qui ne savait pas ce qu"il faisait. [Это несчастный сумасшедший, который не знал, что делал.]
Офицер подошел к Макару Алексеичу и схватил его за ворот.
Макар Алексеич, распустив губы, как бы засыпая, качался, прислонившись к стене.
– Brigand, tu me la payeras, – сказал француз, отнимая руку.
– Nous autres nous sommes clements apres la victoire: mais nous ne pardonnons pas aux traitres, [Разбойник, ты мне поплатишься за это. Наш брат милосерд после победы, но мы не прощаем изменникам,] – прибавил он с мрачной торжественностью в лице и с красивым энергическим жестом.
Пьер продолжал по французски уговаривать офицера не взыскивать с этого пьяного, безумного человека. Француз молча слушал, не изменяя мрачного вида, и вдруг с улыбкой обратился к Пьеру. Он несколько секунд молча посмотрел на него. Красивое лицо его приняло трагически нежное выражение, и он протянул руку.
– Vous m"avez sauve la vie! Vous etes Francais, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз,] – сказал он. Для француза вывод этот был несомненен. Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его, m r Ramball"я capitaine du 13 me leger [мосье Рамбаля, капитана 13 го легкого полка] – было, без сомнения, самым великим делом.
Но как ни несомненен был этот вывод и основанное на нем убеждение офицера, Пьер счел нужным разочаровать его.
– Je suis Russe, [Я русский,] – быстро сказал Пьер.
– Ти ти ти, a d"autres, [рассказывайте это другим,] – сказал француз, махая пальцем себе перед носом и улыбаясь. – Tout a l"heure vous allez me conter tout ca, – сказал он. – Charme de rencontrer un compatriote. Eh bien! qu"allons nous faire de cet homme? [Сейчас вы мне все это расскажете. Очень приятно встретить соотечественника. Ну! что же нам делать с этим человеком?] – прибавил он, обращаясь к Пьеру, уже как к своему брату. Ежели бы даже Пьер не был француз, получив раз это высшее в свете наименование, не мог же он отречься от него, говорило выражение лица и тон французского офицера. На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто был Макар Алексеич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его поступок без наказания.
Француз выставил грудь и сделал царский жест рукой.
– Vous m"avez sauve la vie. Vous etes Francais. Vous me demandez sa grace? Je vous l"accorde. Qu"on emmene cet homme, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз. Вы хотите, чтоб я простил его? Я прощаю его. Увести этого человека,] – быстро и энергично проговорил французский офицер, взяв под руку произведенного им за спасение его жизни во французы Пьера, и пошел с ним в дом.
Солдаты, бывшие на дворе, услыхав выстрел, вошли в сени, спрашивая, что случилось, и изъявляя готовность наказать виновных; но офицер строго остановил их.
– On vous demandera quand on aura besoin de vous, [Когда будет нужно, вас позовут,] – сказал он. Солдаты вышли. Денщик, успевший между тем побывать в кухне, подошел к офицеру.
– Capitaine, ils ont de la soupe et du gigot de mouton dans la cuisine, – сказал он. – Faut il vous l"apporter? [Капитан у них в кухне есть суп и жареная баранина. Прикажете принести?]
– Oui, et le vin, [Да, и вино,] – сказал капитан.

Французский офицер вместе с Пьером вошли в дом. Пьер счел своим долгом опять уверить капитана, что он был не француз, и хотел уйти, но французский офицер и слышать не хотел об этом. Он был до такой степени учтив, любезен, добродушен и истинно благодарен за спасение своей жизни, что Пьер не имел духа отказать ему и присел вместе с ним в зале, в первой комнате, в которую они вошли. На утверждение Пьера, что он не француз, капитан, очевидно не понимая, как можно было отказываться от такого лестного звания, пожал плечами и сказал, что ежели он непременно хочет слыть за русского, то пускай это так будет, но что он, несмотря на то, все так же навеки связан с ним чувством благодарности за спасение жизни.
Ежели бы этот человек был одарен хоть сколько нибудь способностью понимать чувства других и догадывался бы об ощущениях Пьера, Пьер, вероятно, ушел бы от него; но оживленная непроницаемость этого человека ко всему тому, что не было он сам, победила Пьера.
– Francais ou prince russe incognito, [Француз или русский князь инкогнито,] – сказал француз, оглядев хотя и грязное, но тонкое белье Пьера и перстень на руке. – Je vous dois la vie je vous offre mon amitie. Un Francais n"oublie jamais ni une insulte ni un service. Je vous offre mon amitie. Je ne vous dis que ca. [Я обязан вам жизнью, и я предлагаю вам дружбу. Француз никогда не забывает ни оскорбления, ни услуги. Я предлагаю вам мою дружбу. Больше я ничего не говорю.]
В звуках голоса, в выражении лица, в жестах этого офицера было столько добродушия и благородства (во французском смысле), что Пьер, отвечая бессознательной улыбкой на улыбку француза, пожал протянутую руку.

Одно из наиболее известных зданий Московского Кремля. Памятник русского зодчества II половины XV столетия, с 1491 года служивший московскому князю Иоанну III и его преемникам одновременно главным тронным залом для пышных приемов зарубежных послов и трапезной палатой для торжественных пиров.

Предыстория и строительство Грановитой палаты

Убранство и росписи Грановитой палаты

Четыре крестообразных свода с изображенными на них сюжетами библейской тематики опираются на мощный центральный столб, украшенный лепниной в виде птиц, зверей и других животных. Сам столб в древности опоясывала позолоченная бронзовая решетка с установленными на ней в несколько рядов подсвечниками. Во время проведения торжественных приемов вокруг центрального столба размещались обтянутые разноцветными шелками приставные полки с дорогой посудой: чашами из золота и серебра, чарками из сердолика, янтаря и яшмы, ковшами, инкрустированными драгоценными камнями, заздравными кубками. Все это великолепие сверкало, блестело, переливалось разными цветами. В правой части восточной стены находился трон государя, с четырьмя ведущими к нему ступенями.

В середине XVI столетия московские живописцы украсили стены и своды палаты фресками. Своды палаты иконописцы времен правления князя расписали сюжетами библейских преданий на тему сотворения мира, появления первых людей, их грехопадения и изгнания из рая, а также изображениями Иисуса Христа, евангелистов и пророков. На стенах живописцы воспроизвели лики русских государей, представителей династии Рюриковичей. Спустя столетие, в 1668 году московские мастера фресковой живописи во главе с известным русским иконописцем и графиком Симоном Федоровичем Ушаковым отреставрировали древнюю стенопись, а в 1672 году по указанию царя Алексея Михайловича мастер С. Ушаков сделал подробную опись сюжетов фресок с имеющимися на них надписями.

В годы правления императора Петра I стены и своды палаты по моде того времени забелили и обтянули малиновым бархатом с вышитыми на нем двуглавыми орлами. Такое внутреннее убранство в Грановитой палате сохранялось до 1881 года, пока император вскоре после своей коронации не приказал возобновить древние фрески. В 1882 году за их восстановление взялись искусные иконописцы из - братья Белоусовы, слава о мастерстве которых дошла до столицы. Фресковая живопись, выполненная палехскими мастерами по описям Симона Ушакова сохранилась до наших дней и является замечательным образцом древнерусской живописи. Великолепие и пышность убранства Грановитой палаты хорошо показаны в знаменитой сцене фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где «царь трапезничать желает».

Красное крыльцо

В Грановитую палату вели три лестницы: Золотая Красная, по которой шествовали на Красное (очень красивое) крыльцо российские государи в дни особо торжественных церемониалов; Средняя и Благовещенская, предназначавшиеся для иноземных послов и купцов, причем по Благовещенской могли ходить только христиане.

Помимо этих лестниц в Грановитую палату для служилых бояр и дворового люда с западной стороны вел еще один ход, завершавшийся Боярской площадкой, с которой объявлялись царские указы.

По парадной Золотой Красной лестнице, состоящей из 43 ступеней, четырех маршей и трех площадок, украшенных скульптурами львов, российские самодержцы после коронации в Успенском соборе поднимались на Красное крыльцо, устилаемое для этого сукном красного цвета и кланялись народу, собравшемуся на Соборной площади. В обычные дни Красное крыльцо закрывалось резной, расписанной красками и золотом решеткой.

С XVIII по начало XX столетия, посещавшие Москву российские государи и государыни торжественно выходили на Красное крыльцо и чинно шествовали на богослужения в соборы Кремля.

Трагическая страница есть и в истории Красного крыльца, описанная в романе «Петр I», когда взбунтовавшиеся стрельцы сбросили на копья своих товарищей боярина Артамона Матвеева и еще несколько человек.
В 1930-х годах крыльцо по приказу разобрали, а в 1994 году восстановили.

Святые сени

Пышность и торжественность момента аудиенции у государя иностранные послы и заморские гости ощущали задолго до входа в главный тронный зал Кремля, попасть в который можно было через Святые сени - небольшое продолговатое помещение, служившее в древности местом ожидания приглашенных к государю. В Святых сенях священнослужители кремлевских храмов встречали и благословляли монархов после коронования. Свое название сени получили по фрескам с сюжетами Священного Писания: «Ветхозаветной Троицы», «Явления Архангела Михаила Иисусу Навину», «Сна Константина» и двумя сюжетами, связанными с русской историей, один из которых изображает благословление на Куликовскую битву, второй - о выборе веры киевским князем . Первоначальный вариант фресок не сохранился, но в 1847 году по описям, сделанным Симоном Ушаковым известный русский художник Федор Семенович Завьялов восстановил древние росписи.

Для представительниц царского рода, присутствие которых на многих церемониальных приемах не допускалось этикетом, над Святыми сенями была устроена небольшая потайная комната, из зарешеченного и занавешенного окошка которой государыни и царевны могли наблюдать за проведением встреч самодержца с иностранными посланниками и с интересом смотреть на другие торжества, не предусматривающие присутствие на них царственных женщин. Оббитые плотной тканью и английским сукном стены и потолок, лежащий на полу толстый войлок скрадывали шаги и приглушали голоса, поэтому представительницы царского рода могли обмениваться друг с другом впечатлениями от увиденного и комментировать происходящее внизу.

Уникальной особенностью Святых сеней являются позолоченные и украшенные резьбой шесть дверных порталов, один из которых ведет в Грановитую палату, второй - во Владимирский зал Большого Кремлевского дворца, третий - в Теремной дворец. Три портала, появившиеся в XIX столетии - ложные, сделаны для симметрии.

Грановитая палата в наши дни

В настоящее время палата является одним из представительских залов, в котором президент Российской Федерации проводит праздничные обеды в честь глав иностранных государств.

В цокольном этаже здания в XVII-XVIII столетиях размещалась кремлевская караульная служба, в XIX столетии - гауптвахта. Сейчас несколько небольших комнат цокольного этажа Грановитой палаты занимает резиденция патриарха Московского и Всея Руси, останавливающегося в них в дни богослужений в Успенском и других соборах Кремля.


Часы, вероятно, подаренные Ивану Грозному - стояли в Грановитой палате во время приёмов

Московский Кремль славится многими историческими и архитектурными памятниками. К таковым относится одно из самых древних в Москве гражданских зданий - Грановитая палата.

Это место было свидетелем празднования Иваном Грозным взятия Казани в 1552 г. А в 1709 г. здесь Петр I праздновал победу над шведами. Здесь же в 1653 г. состоялся Земский Собор, на котором был подписан договор о воссоединении Украины с Россией.

«В Московском Кремле». Акварель А. Васнецова.

На протяжении многих лет Грановитая палата московского Кремля являлась парадным тронным залом, в котором совершались важнейшие события политической жизни Русского государства. Грановитая палата Кремля была свидетельницей исторического решения о воссоединении Украины с Россией, именно здесь отмечалась Полтавская победа Петра Первого

Грановитая палата представляет собой огромный зал, крестовые своды которого опираются на центральный столб. Столб украшен золотыми и серебряными сосудами. Свет в величественный зал, высота потолка которого достигает 9 метров, падает из 18 окон. Вечером зал освещается четырьмя бронзовыми люстрами, изготовленными более двух веков назад в форме древних паникадил.

Возведение Грановитой палаты приходится на 1487-1491 гг. В это время Москва, объединив вокруг себя княжества, становится главой Русского государства. Строительство новых и перестройка старых кремлевских строений были поручены лучшим итальянским и русским мастерам. В исторических документах 1487 г. сказано, что князь Иван Васильевич издал указ об основании «палаты великой». К строительству были привлечены архитекторы Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Антонио Солари.

Красное крыльцо

Красное крыльцо - это площадка, перед входом в Святые сени. По Красному крыльцу русские самодержцы проходили в Успенский собор на коронование. Последний раз такая процессия прошла в 1896 г., когда короновали Николая II. В 1682 г. на Красное крыльцо для расправы разъяренная толпа требовала свою царицу Наталью Кирилловну и ее сыновей: Ивана и Петра Алексеевичей. По приказу Сталина лестницу убрали в 1930 г. , но в 1994 г. ее снова восстановили.

И в 2004 г. на восстановленном крыльце, согласно древних традиций, был проведен парад по случаю инаугурации президента России Путина В.В.

В 1630 г. в Грановитую палату поставили голландский орган с кукушкой и соловьем. Во время русско-польской войны в начале XVII в. живопись на стенах была повреждена. Восстановить изображения удалось только при царе Алексее Михайловиче. Работой занимался знаменитый живописец Симон Ушаков. В 1668 г. стенопись была полностью восстановлена, а в 1672 г. Ушаков детально описал изображенные на стенах рисунки. Это описание пригодилось гораздо позже, когда мастерам снова пришлось восстанавливать стены и изображения на них.

Парадный фасад. Вид с Соборной площади.

При Петре I зал использовали для проведения комедий и прочих увеселительных мероприятий. Поэтому настенную живопись на библейские темы забелили известью. Во времена Павла I стены обили бархатом. Со временем бархат был снят, а настенная живопись была восстановлена по описи, над которой потрудился С. Ушаков. Восстановлением занимались в 1882 г. иконописцы братья Белоусовы по велению императора Александра III.

Сгоревшая белокаменная резьба была заменена новой, сохранившейся до сегодняшнего дня. Сдвоенные окна были украшены белокаменными наличниками и колонками, увитыми лозой винограда. Особого внимания заслуживала крыша, покрытая по золотому основанию цветным орнаментом. В 1696 г. случился еще один пожар и крыша сгорела. Что касается внутреннего убранства палаты, то оно неоднократно менялось. Первая роспись относится к концу XVII в. во время царствования Федора Иоанновича, лик которого запечетлен на царь-пушке. В этом периоде библейские сюжеты переплетались с бытовыми и историческими сценами. Стены были расписаны портретами великих русских князей, в том числе Рюриковичей: Святослава и Игоря Старого.

Миниатюры из «Книги об избрании и венчании на царство царя и великого князя Михаила Фёдоровича». 1672-1673 . 11, 12, 13 июля 1613 года. Пир в Грановитой палате Московского Кремля по случаю венчания на царство Михаила Федоровича

Shishkov design for Palace of Facets scene in Boris Godunov (1874)

Coronation banquet of Tsar Alexander II (1856) in the main hall of the Palace of Facets

Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.

Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные "под кирпич". Как показывают графические материалы Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХв. Первоначальные оконные проемы имели форму спаренных стрельчатых арочек, разделенных колонкой-импостом и взятых в прямоугольное обрамление, наподобие окон итальянских палаццо. Существующие окна с их барочными наличниками относятся к последней четверти ХVIIв.

В архитектуре Грановитой палаты сочетаются русские и итальянские художественные традиции: строгий карниз, тонкие колонки и др. элементы поздней итальянской готики совмещаются с характерными для древнерусской архитектуры пропорциональностью и правильностью форм.

Само здание палаты двухэтажное, при этом первый, цокольный этаж, не сообщен с верхним. Согласно старой документации, в нижнем располагались печи. На верхнем расположена знаменитая Грановитая палата.

В вечернее время в качестве освещения используются 4 круглых массивных люстры, сделанных из бронзы. В качестве образца для них были использованы древние новгородские паникадилы. Тематика живописи - библейская. На системе сводов изображены картины сотворения мира, фрагменты из жизни Адама и Евы.

Здесь можно наблюдать жизнь Иосифа, переданная в картинах, а также нарисованные сцены «праведного и неправедного суда». Преддверие Грановитой палаты, Святые Сени, необычайно торжественны. Величие и пышность им придают порталы. Сделаны они при помощи резьбы из белого камня. Порталы обильно позолочены и имеют резные двери. Также поражает богатство растительной орнаментации и прочие изображения, в том числе геральдика. Имеются двери-обманки, сделанные в XIX в. Вход в зал из Святых сеней возможен только через один

Согласно сметы, составленной иконописцами, для работы над залом Грановитой палаты требовалось 50 человек «добрых мастеров» и 40 человек «середних». Также требовалось: 100000 листов красного сусального золота, 16 ведер олифы, 200 аршин холстов и огромное количество натуральных красок. Только киновари (ярко-красная краска) требовалось 15 пудов, вохры (желто-красная) 4 пуда, голубой 15 пудов, по 4 пуда мела и белил, копченых чернил 300 кувшинов, 50 грецких губок и многое другое;

Обычаи того времени запрещали женщинам царской семьи присутствовать на торжественных церемониях в палате. Для царевны и царицы была создана особая комната-тайник, в которой через специальное окошко можно было наблюдать, что происходит в зале. Вход в тайник расположен со стороны Владимирского зала.

В процессе работ были восстановлены росписи на стенах. Для этого в очередной раз использовалось описание Симона Ушакова. Сегодня внутренний интерьер мало чем отличается от убранства в XVII в. Мастера восстановили ковры и паркет, для набора которого использовали 16 пород деревьев. При этом использовалась специальная технология создания эффекта «зеркального паркета». Для работ по восстановлению мебельной ткани, не реставрированной с XIX в. привлекли специалистов из Великобритании. Только в Великобритании нашли фабрику, выпускающую редкую ткань с золочеными нитками.

Александр Невский,Дмитрий Донской,А.Калита

Первые Рюриковичи. Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

Первые Рюриковичи. Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882.

Таким текстилем были обтянуты кресла, стулья и банкетки в зале. Пока художники работали над воссозданием внутреннего интерьера помещений, рабочие укрепили стены, заменили кровлю, усилили фундамент и сделали дренаж. Благодаря устройству новых инженерных коммуникаций, теперь в помещении поддерживается определенный микроклимат. В палате находится 51 раритетный экспонат, над каждым из которых потрудился реставратор.

После объемных реставрационных работ Грановитая палата стала вновь открытой для посетителей в 2012 году. Руководил проектом реставратор Андрей Михайленко.

История Иосифа Прекрасного. Жена Потифара обвиняет Иосифа. Роспись Грановитой палаты. 1882.

Ныне посетитель Грановитой палаты попадает в нее из внутренних помещений Большого Кремлевского дворца, а в древности парадный вход в палату находился со стороны Соборной площади. Три нарядные лестницы вели на особый помост, так называемое Красное крыльцо.

С его торцевой стороны, через портал, открывался вход в Святые сени, служившие преддверием Грановитой палаты. Их название связано с композициями на сюжеты из Священного писания, которые украшали сени. Лестницы и Красное крыльцо не сохранились, Святые сени были перестроены и заново декорированы в середине XIX века.

История Иосифа Прекрасного. Роспись северной стены Грановитой палаты. 1882.

Единственный вход, ведущий из Святых сеней в Грановитую палату, сохранил с внутренней стороны древний резной портал. Рельефами украшен и центральный столб, декор которого реконструирован в наше время.

Торжественный обед в Грановитой палате.Zichy Mihaly 1883 - 1895 гг

Грановитая палата Московского Кремля. 1487-1491 Столб и портал

Интерьер. Северо-восточная сторона. 1487-1491

При строительстве в 1838-1849 гг. Большого Кремлевского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени соединилась с Владимирским залом.

Грановитая палата Московского Кремля. 1487-1491 Святые сени. Южная сторона

Грановитая палата Московского Кремля. 1487-1491 Святые сени. Северная сторона

При реставрационных работах 1967-1968 гг были восстановлены уникальный резной белокаменный портал в западной стене палаты и рельефный декор центрального столпа. В 1992-1994 гг. заново выстроено Красное крыльцо, разобранное в 1930-х гг.

Своды Грановитой палаты

Семарглы над дверями Грановитой палаты.

Живопись и внутреннее убранство Грановитой палаты менялись неоднократно. Первая роспись стен была выполнена в кон. XVII в., в царствование Федора Иоанновича. В это время библейские сюжеты и притчи переплетались в росписи с историческими и бытовыми сценами. Здесь же были помещены условные портреты великих князей, в т. ч. самого Рюрика и первых Рюриковичей: Игоря С тарого и Святослава.

Праотцы. Роспись в распалубке юго-восточного угла Грановитой палаты. 1882

Великий князь Владимир Святославович с сыновьями. Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

По причине многочисленных пожаров к 1660-м гг. Грановитая пришла в ветхое состояние. В связи с этим московскому иконописцу и графику С.Ф. Ушакову (1626 - 1686) было предложено подновить фрески, и в 1668 г. он составил подробную опись сюжетов.

Притча о праведном и неправедном судье. Роспись западной стены Грановитой палаты. 1882

В кон. XVII в. стены Грановитой палаты побелили и наглухо затянули малиновым бархатом, на котором серебром были вышиты двуглавые орлы. После пожара 1682 г., в 1684 - 1685 гг., один из крупнейших московских зодчих последней четверти XVII - первого десятилетия XVIII в. О.Д. Старцев восстановил и поновил интерьеры Грановитой палаты.

Притча о праведном и неправедном судье. Роспись западной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь.

Два столетия спустя, в 1882 г., крестьяне-иконописцы из Палеха братья Белоусовы повелением Императора Александра III восстановили росписи ("стенопись") Грановитой палаты по описям Симона Ушакова (до этого реставрационные работы в Грановитой палаты проводились ещё при Николае I, в 1847 г.).

Рельефную алебастровую лепнину XVIII в. на центральном столбе заменили искуссным живописным орнаментом. А в память об участии братьев Белоусовых в реставрации интерьера Грановитой палаты в 1882 г. остался медальон на её западной стене.

История царя Давида. Роспись южной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

Притча о праведном и неправедном судье. Роспись западной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

Выбор веры Великим Князем Владимиром. Святые сени Грановитой палаты Кремля. Завьялов Федор Семенович. 1847

Резной белокаменный золоченый портал Грановитой палаты ведет в сени. Над ними -помещение, называемое «тайник». Отсюда царевны и царицы через небольшое решетчатое окно наблюдали за происходившими в Грановитой палате различными приемами. По старинному обычаю женщинам запрещалось присутствовать на приемах.

Кроме пола и ковров, она предстала точно такой же, какой ее задумывал впервые царь Иван Третий.

В Грановитой палате проходили церемонии венчания на трон русских царей. Здесь же до Ивана Грозного заседала боярская Дума. За 600 лет ее существования каждый сантиметр здесь пропитался историей.

Без сомнения, это шедевр мирового значения, каких мало.

Достаточно сказать, что на настенные изображения XV века не поднялась рука даже большевиков, ненавидевших все поповское. Иисус

Пантократор взирал с купола потолка на советских граждан все 75 лет безбожной власти. Это ли не чудо.

Он и теперь взирает в своем непреходящем величии именно с того места, где был изображен изначально. Питерские реставраторы обновили знаменитые росписи палаты.

Вообще с 2007 года все работы в Большом Кремлевском дворце проводились в строгом соответствии с Венецианской хартией реставраторов.

По закону перед любыми восстановительными работами необходимо проводить археологические исследования. Во время раскопок были сделаны интересные находки. Найдено много нательных крестов, пуль и даже образцы ртути. Скорее всего в этом месте некогда располагалась и оружейная мастерская. Ртуть использовалась для отливки древних пуль.

Император на Красном крыльце (XIX век)

Сейчас Грановитая палата выглядит именно так, как она изначально была расписана в XV веке древними мастерами

В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции Президента Российской Федерации.

21 июня 2012 года Грановитую палату открыли для посещений после реставрации, предыдущая реставрация проводилась в конце 1960-х годов Параллельно с реставрацией в Грановитой палате проводились археологические раскопки, в ходе которых было обнаружено около трех тысяч предметов

В Кремле. Москва. Грановитая палата архитектуры в, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487—91 (итальянские архитекторы и). Названа по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом. Первоначальные сдвоенные… … Москва (энциклопедия)

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА, памятник архитектуры. Построена в 1487 итальянским архитектором Марком Фрязиным (см. ФРЯЗИН Марк). Строительство закончил архитектор Пьетро Антонио Солари (см. СОЛАРИ Пьетро Антонио) в 1491. Грановитая палата являлась парадным… … Энциклопедический словарь

В Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 91 (итал. арх. Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари). Названа по восточному фасаду, отделанному граненым каменным рустом. Собственно Грановитая палата зал на 2 м этаже (пл.… … Русская история

Одно из зданий Кремля Московского (См. Кремль Московский). Построена в 1487 91 итальянскими архитекторами М. Фрязипом и П. Солари. Использовалась как зал для торжественных приёмов. Своё название Г. п. получила из за отделки гранями её… … Большая советская энциклопедия

В московском Кремле, построена по повелению в. кн. Иоанна III в 1487 1491 гг. итальянскими зодчими Марком Руфом и Петром Антонием. Напоминая собою новгородскую Ефимьеву палату, она, по старинному преданию, была выложена снаружи гранями, отчего и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

См. в ст. Кремль Московский … Советская историческая энциклопедия

Грановитая палата - Гранов итая пал ата (в Московском Кремле) … Русский орфографический словарь

Палата старорусское слово, для обозначения дома или дворца. Происходит из латыни, родственное украинскому палац, французскому палас (palace) или пале (palais), английскому пэлэс (palace). Во времена Русского царства, словом палата стали… … Википедия

Палаты, жен. [латин. palatium]. 1. только мн. Дворец, великолепное здание, первонач., встарину, каменное (устар.). «Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты.» Пушкин. Боярские палаты. «Великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах… … Толковый словарь Ушакова

И полата жен. или мн. палаты, дворец, великолепное жилое здание государя, вельможи, особ. каменное. | твер., вят. каменный дом, а деревянные хоромы. | Палата, здание, перенесено у нас на присутственное место, особ. судебное, как встарь изба:… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Грановитая палата , В. В. Гормин , Грановитая палата является одной из самых древних построек гражданской архитектуры Новгорода. В ней размещается выставка изделий русского декоративно-прикладного искусства XI-XX веков В… Категория: Российские просторы Серия: Туристу о Новгороде Издатель: Лениздат ,
  • Грановитая палата. Краеведческий очерк , В. В. Гормин , Грановитая палата является одной из самых древних построек гражданской архитектуры Новгорода. В ней размещается выставка изделий русского декоративно-прикладного искусства XI-XX веков. В… Категория: Краеведение Серия: Туристу о Новгороде Издатель:

Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.

Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница - Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, - наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась “бриллиантовым рустом”. Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные “под кирпич”. Как показывают графические материалы Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХв. Первоначальные оконные проемы имели форму спаренных стрельчатых арочек, разделенных колонкой-импостом и взятых в прямоугольное обрамление, наподобие окон итальянских палаццо. Существующие окна с их барочными наличниками относятся к последней четверти ХVIIв.

Сильно выступающий объем палаты с богато декорированным главным фасадом, дающим глубокую светотень, играет активную роль в формировании архитектурного облика Соборной площади.

В ХVIв. стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668г. роспись возобновил Симон Ушаков, составив подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней живопись выполнена палехскими иконописцами в 1881г. в соответствии с описью Ушакова.

При строительстве в 1838-1849гг. Большого Кремлевского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени соединилась с Владимирским залом.

При реставрационных работах 1967-1968гг были восстановлены уникальный резной белокаменный портал в западной стене палаты и рельефный декор центрального столпа. В 1992-1994гг. заново выстроено Красное крыльцо, разобранное в 1930-х гг.

В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.