Крупные предприятия численность работников. Малое и среднее предпринимательство - это что такое? Субъекты малого и среднего предпринимательства

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных , выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .

Основной показатель, который позволяет признать предприятие малым - численность работников за конкретный промежуток времени. Также имеют значение такие критерии, как величина его активов, размер уставного капитала и ежегодный оборот.

В России малое предприятие - это коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия субъектов РФ, благотворительных и других фондов, а также религиозных и общественных организаций не выше 25 процентов. Кроме того, доля, которая принадлежит нескольким юридическим лицам или же одному юр. лицу, также не должна быть больше 25 процентов.

Численность работников за определенный период не должна быть выше норматива, установленного в конкретной области. Если это строительство, промышленность или транспорт - численность работников малого предприятия не может превышать 100 человек. Если это оптовая торговля - не более 50 человек, если бытовое обслуживание или розничная торговля - не более 30 человек, если какая-либо другая деятельность - не более 50 человек.

Средние предприятия

Определения среднего и малого бизнеса во всем мире достаточно близки. То, что их обобщает - это экономические субъекты, которые не превышают конкретного показателя по численности сотрудников, сумме валовых активов и обороту. Средние предприятия также имеют право на упрощенную отчетность. Для того чтобы понять рамки численности работников - ведь именно этот критерий чаще всего является главным - стоит рассмотреть несколько примеров.

Если взять консалтинговое или исследовательское агентство - его можно отнести к среднему предприятию тогда, когда число его сотрудников колеблется от 15 до 50. Если говорить о туристической компании, то к числу средних предприятий ее можно отнести, когда число ее работников будет в пределах от 25 до 75. Средним печатным СМИ будет редакция с числом работников не выше 100. Так же, как и в отношении малых предприятий, средние предприятия рассматриваются со стороны оборотов и доли рынка, которую они занимают.

Крупные предприятия

Крупным называют предприятие, которое производит существенную долю общего товарного объема какой-либо отрасли. Также оно характеризуется по количеству занятых в работе людей, размеру активов и объему продаж. Чтобы отнести предприятие к разряду крупного бизнеса, нужно принимать во внимание территориальную, отраслевую и государственную специфику. К примеру, для области машиностроения основными факторами являются объемы выпускаемой продукции, численность рабочих и стоимость основных средств. Если брать агропромышленный комплекс, можно ориентироваться лишь на поголовье скота или площадь угодий.

Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

В современных условиях существует множество предприятий, которые можно классифицировать по ряду критериев.

1. По форме собственности (по характеру капитала, на основе которого функционирует предприятие).

Государственные предприятия . По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, в которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников). Государственное предпринимательство обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной опекой правительства. Совокупность государственных предприятий образует общественный сектор экономики.

Частные предприятия (единоличные или коллективные). Самостоятельные, независимые предприятия, которые свободны в выборе наиболее прибыльной сферы деятельности, не регламентированы в объемах бизнеса, образуют частный сектор экономики. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая).

Смешанные предприятия - это организации, в которых государство обладает той или иной долей капитала. Смешанные предприятия иногда занимают существенное место в экономической жизни страны. Например, в России государство сохраняет пакет акций во многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых).

2. По размерам (численность персонала, размер уставного капитала, объем производства/продаж и т.д.) предприятия подразделяются на малые, средние и крупные , исходя из двух основных параметров.

По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России иа них приходится около 1/2 общего числа предприятий).

В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. н нашей стране к ним относят те предприятия, где средняя численность работников не превышает 30 человек — в розничной торговле и бытовом обслуживании, 50 человек — в оптовой торговле, 60 человек — в научно-технической сфере, сельском хозяйстве и 100 человек — на транспорте, в строительстве и промышленности.

Так, международная Организация Экономического Сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, разделяет:

  • «весьма малые» предприятия (с числом занятых до 19 чел.)
  • «малые» предприятия (до 99 чел.)
  • «средние» предприятия (от 100 до 499 чел.)
  • «крупные» предприятия (свыше 500 чел.).

В США федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие (1 - 24 занятых);
  • малые (25 - 99 занятых);
  • промежуточные (100 - 499 занятых);
  • крупные (500 - 999 занятых);
  • крупнейшие (1000 и более занятых).

В российской практике к малым предприятиям (малое предпринимательство официально разрешено с 1988 г.) относятся предприятия, в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Размеры средних предприятий - в интервале 100-300 чел. Крупные предприятия - от 300 чел. и более, но в некоторых отраслях - от 500 чел.

3. По характеру используемых ресурсов (преобладающему фактору производства).

Трудоемкие , использующие в основном трудовые ресурсы.

Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда.

Фондоемкие (или капиталоемкие ), интенсивно использующие средства производства.

Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления, т.е. определенную долю от цены средств производства, которая ежегодно списывается на себестоимость продукции. Технический прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства. Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективною использования средств производства.

Материалоемкие , интенсивно использующие материалы.

Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.

4. По отраслевой принадлежности (характеру деятельности ):

  • промышленные предприятия (добыча и переработка полезных ископаемых, и производство товаров);
  • торговые предприятия (сами не производят товары, но выполняют посреднические функции);
  • транспортные предприятия (перевозки с использованием различных транспортных средств);
  • страховые организации (страхование от различных видов рисков);
  • предприятия в сфере услуг , например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.

5. Классификация фирм по характеру деятельности предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги.

6. По правовому статусу различают:

· хозяйственные товарищества и общества;

· производственные кооперативы;

· государственные и муниципальные унитарные предприятия;

· индивидуальные предприниматели;

24.12.2015

Малый бизнес — это понятие, которое употребляется как в неофициальном контексте, так и в нормативно-правовых актах. Первый вариант используется в зависимости от субъективного восприятия конкретным человеком, элементов коммерческого ведения на соответствующем уровне.

Как правило, понятием малый бизнес, люди понимают как небольшую предпринимательскую деятельность, которая осуществляется в частном порядке. Тот, кто имеет в своем частном владении небольшой киоск, парикмахерскую или маленький магазинчик, именуется в современное время как частный предприниматель или владелец «малого бизнеса».

Что такое малый бизнес?

На самом деле, в законодательстве, существуют особые критерии, от которых исходят главные отличия между микро, малым и средним бизнесом. В этот список критерий входит:

1) Количество работников.

2) Годовой доход.

На основании Федерального Закона № 209 и Постановления № 702, в малые предприятия и организации входят те фирмы, которые:

1) Насчитывают в своем штате 15-100 человек.

2) Имеют размер годового дохода — 120-800 млн. рублей.

Несомненно, что не у каждого начинающего предпринимателя, получается, соответствовать всем отмеченным критериям. Именно поэтому, если ему не удается соответствовать отмеченной норме, по которой квалифицируют малый бизнес, юридически, его фирма является микропредприятием.

Подведя итог, можно сказать, что под малым бизнесом следует понимать даже самое небольшое частное предприятие или организацию. Однако, для юридического соотношения, необходимо данную фирму привести к тем нормативным показателям, которые будут относиться к классу мелкого или среднего бизнеса, в противном случае компании присваивается статус «микропредприятие».

Что такое средний бизнес?

Следует сказать, что средний бизнес больше бытовое, нежели нормативное, однако в законодательстве данное понятие может использоваться на основе нормативных актов. На основании бытового использования термина «средний бизнес», можно понимать не слишком масштабное предприятие или организацию, однако играет существенную экономическую или хозяйственную роль страны или региона. К такому виду бизнеса можно отнести сеть мастерских, компаний или группу юридических лиц.

В законодательстве Российской Федерации четко закреплено понятие и структура среднего бизнеса. Так, к среднему предприятию можно отнести:

1) Штат из 101-250 сотрудников.

2) Годовой доход составляет — от 801 млн. до 2 млрд. рублей.

Именно на такие показатели разделяют малые и средние компании и предприятия. Несомненно, что при открытии даже самой скромной сети мастерских или салонов красоты в окрестностях региона или города, юридически это будет относиться к среднему бизнесу, так как проходит по структуре и понятиям среднего бизнеса.

В чем принципиальная разница между малым бизнесом и средним?

Для того, чтобы дать правильный ответ на этот вопрос, необходимо провести анализ с юридической и экономической точки зрения.

С бытового уровня, это конечно же, различие в масштабности ведения бизнеса. С точки зрения экономического показателя, малый бизнес, как минимум в 2,5 раза меньше приносит годовой прибыли, нежели средний. Но при этом, штат сотрудников в среднем бизнесе намного больше чем в малом.

Именно по этим важным критериям, следует различать, средний бизнес от малого. К тому же, законодательством закреплены различные условия создания малого и среднего предпринимательства, квоты и критерии. Не следует забывать, что закон также разграничил эти понятия нормой права.

Малый бизнес

Средний бизнес

Единое предприятие или фирма

Сеть или группа организаций

Штат сотрудников насчитывается от 15-100 сотрудников

Работают от 101-250 сотрудников

Годовой доход составляет от 120-800 млн. рублей

Годовой доход составляет от 801 млн. до 2 млрд. рублей

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.

Автор анализирует существующие подходы к определению малых и средних предприятий, сравнивая критерии, установленные российским законодателем, с опытом зарубежных стран. Опираясь на статистические данные, автор приходит к выводу о существовании в России большого потенциала для экономического роста за счет развития малых и средних предприятий. В статье вводится понятие развивающегося малого предприятия, и определяются критерии, указывающие на развитие предприятия.

В настоящее время способность малых предприятий вносить существенный вклад в развитие экономики не вызывает сомнений. В связи с этим усиливается интерес к изучению отраслевой специфики их деятельности, особенностей развития и управления малыми предприятиями, а также предпосылок к преобразованию малых предприятий в средние.

В этой связи актуальным вопросом является определение понятий малого, среднего и крупного бизнеса. Поиск критериев, позволяющих ранжировать предприятия в соответствии с масштабами их деятельности, объясняется, в том числе задачами государственного регулирования экономики и поддержки хозяйствующих субъектов экономической деятельности.

С целью решения задачи формирования единой системы статистических наблюдений и обеспечения возможности проведения сопоставимого анализа на межрегиональном и международном уровнях, в рамках Европейского союза ведется ряд исследований, направленных на создание единой системы статистических наблюдений за развитием малых и средних предприятий. При этом в каждой стране - члене Европейского союза - параллельно существуют национальные подходы к определению малых и средних предприятий (далее по тексту - МСП).

Таким образом, в мировой практике применяется несколько подходов к определению малых и средних предприятий. Можно выделить количественный, качественный и комбинированные подходы к классификации малых и средних предприятий. В российском законодательстве установлены количественные критерии, основными из которых являются численность работников, вне зависимости от отраслевой принадлежности, а также размер выручки субъектов предпринимательской деятельности. Определены следующие значения для классификации предприятий (см. табл. 1).

Таблица 1 - Классификация предприятий

Одним из достоинств количественных критериев является удобство их использования для статистического наблюдения. Количественные критерии легко могут быть изменены в соответствии с реалиями экономики (изменения размеров выручки, например, в случае деноминации, или изменения численности работников при глобальных изменениях технологии производств, приводящих к существенному изменению уровня занятости населения и т.д.). Вместе с тем, основными недостатками количественных подходов являются их абсолютность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор значений этих показателей и границ их изменений. Также они не учитывают отраслевую специфику деятельности субъектов, что приводит к проблеме соотносимости и сопоставимости данных. Так, предельное значение численности работников представляется спорным, поскольку уровень развития технологий XXI века предполагает все меньшую занятость трудоспособного населения, соответственно, объективность такого критерия, как численность работников, вызывает сомнения. Таким образом, установленные законодателем количественные критерии, определяющие категорию субъектов предпринимательства, не отвечают требованиям полноты и достаточности.

Однако, представляется, что применение качественных критериев (таких как, способы управления организациями, миссии компаний, масштабности совершаемых операций и др.) на уровне использования нормативно-правовых дефиниций в целях определения масштаба предприятия является некорректным, так как их установление означало бы возможность применения субъективного подхода, что неприемлемо на уровне правового регулирования. Следовательно, критерии определения размеров / масштабов предприятий на уровне государственного регулирования должны существовать как строго формальные, исключающие возможность двоякого толкования. Такими критериями могут служить только количественные показатели. Именно по этому пути и пошел российский законодатель.

Между тем, количественные показатели, являясь лишь поверхностной оценкой, не раскрывают существующие качественные различия между малыми и средними предприятиями. Поэтому количественные показатели не представляют информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений, направленных на развитие.

Где проходит линия, разделяющая малые, средние и крупные предприятия? К. Грэй и Дж. Стэнуорт делают следующий вывод по этому поводу: «Никакое универсальное определение малого предприятия не сможет быть достаточным для всех задач... Необходимо не столько иметь для всех задач универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколько сделать полезные обобщения о малых и крупных предприятиях».

Таким образом, если не рассматривать в качестве квалифицирующих признаков исключительно количественные критерии, предложенные законодателем, требуется определить те качественные характеристики, которые позволят нам дифференцировать предприятия малого бизнеса и наметить их качественные отличия от предприятий среднего и крупного бизнеса.

В целом, величина оборота и численность работников, задействованных на предприятиях, несомненно, свидетельствует о масштабности деятельности и их принадлежности к той или иной категории предприятий. Вместе с тем, для практической цели - повышение эффективности преобразования малых предприятий в средние - указанные критерии не являются достаточными, т.к. основной интерес вызывают те качественные различия, которые выражаются, в том числе в особенностях построения системы управления, организации информационных потоков, политики в отношении трудовых вопросов и пр.

Согласно исследованиям западных экономистов, которые рассматривают различные качественные параметры для определения размеров предприятия, предпочтительным критерием является способ управления организацией.

Помимо менеджмента, рассматривается ряд других немаловажных критериев, таких как: цели, продукты, персонал, финансы.

Представляется, что наиболее важным критерием деятельности любого предприятия является способ управления предприятием, поскольку именно от успешности управления зависят все иные критерии, включая стратегические и тактические цели фирмы.

Немаловажное значение имеет целеполагание собственников и менеджмента компании, поскольку именно их цели определяют вектор развития и уровень готовности компаний для качественных (в том числе и количественных) переходов из одной категории субъектов предпринимательства в другую.

Каждый из вышеуказанных критериев, несомненно, дает нам информацию о масштабе деятельности предприятия. Но ни один из них не является достаточным, т.к. они не отвечают требованиям полноты и прозрачности.

Кроме того, классификация предприятий согласно тем или иным критериям всего лишь позволяет отнести, с той или иной степенью субъективности, предприятие к определенной категории, что дает нам информацию о его состоянии в статике. Тогда как для практической цели - повышение эффективности деятельности малых предприятий - нам необходимо понимание тех изменений деятельности субъектов предпринимательства, которые предшествуют переходу предприятий из одного сегмента в другой (из малого - в средний, из среднего - в крупный). Т.е. нас интересуют предпосылки тех качественных изменений, которые произойдут в будущем. Поэтому сама констатация факта принадлежности субъекта предпринимательской деятельности к той или иной категории не является достаточной для того, чтобы предпринять практические действия, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия на переходном этапе.

Предпринимательская деятельность является процессом, следовательно, и предприятие как открытая система должно рассматриваться исключительно в динамике, поэтому первостепенное значение имеют не изменения количественных и качественных критериев, а предпосылки для таких изменений.

Следуя логике, предприятия среднего бизнеса образуются из малых, т.к. переход от малого к крупному должно рассматривать как процесс эволюционный. Создание среднего предприятия (с точки зрения количественных критериев), минуя стадию развития от малого к среднему, является де-юре и де-факто возможным, но в таком случае, речь идет об инвестициях и / или реорганизации крупного бизнеса.

Представляется, что эволюционный подход к развитию предприятий (от микропредприятия к крупному) также лежит в основе классификации предприятий на законодательном уровне: законодатель установил максимальную долю участия юридических лиц в капитале предприятий, признаваемых малыми, которая не должна превышать 25%.

Необходимо отметить, что установление данного ограничения - предельного размера доли возможного внешнего участия в капитале малого и среднего предприятия - позволяет отделить предприятия, созданные при участии крупного бизнеса, а также иных коммерческих и некоммерческих организаций от предприятий, развивающихся эволюционным путем. Данное разграничение является крайне важным, т.к. у этих двух категорий предприятий имеется отличная проблематика развития, и, соответственно, и пути решения этих проблем будут различны.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием: либо показатель численности работников в зависимости от средней численности работников за календарный год:

  • микропредприятия - до 15 работников;
  • малые предприятия - до 100 работников;
  • средние предприятия - до 250 работников,
либо показатели выручки субъектов предпринимательства.

С 1 января 2008 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость:

  • микропредприятия - 60 млн. рублей;
  • малые предприятия - 400 млн. рублей;
  • средние предприятия - 1 млрд. рублей.

Представляется, что воля законодателя была направлена на установления максимально прозрачных критериев: выручка и численность работников - данные, которые отражаются в отчетности компаний. Недостоверное отражение этих показателей на практике затруднительно. Вероятно, следуя этой логике, до настоящего момента предельное значение балансовой стоимости активов, предусмотренного в качестве альтернативного выручке количественного критерия, законодательно не установлено.

Необходимо отметить, что понятие среднего предприятия было официально установлено законом РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» относительно недавно - в 2008 году. В связи с этим официальная статистика по средним предприятиям практически отсутствует, крайне мало информации о роли и месте средних предприятий в российской экономике и перспективах развития этого сегмента предпринимательства.

Соответственно, в таблице 2 представлены сравнительные данные о структуре МСП в России и за рубежом за незначительный период времени.

Таблица 2 - Сравнение основных параметров сектора МСП в России (2010 г.) и за рубежом (2009 г.)

* - доля СП в общем количестве предприятий (юр. лиц).
** - микропредприятия и ИП.

Сопоставление данных по России с данными ЕС и США показывают, что в России размер сектора МСП в абсолютных значениях во много раз ниже, чем за рубежом. При этом, доля средних предприятий в России в общем количестве предприятий составляет 0,8%. В странах ЕС средние предприятия составляют 1% от сектора МСП, но обеспечивают 20% от общего оборота и 17% занятости. В России средний бизнес обеспечивает лишь 3,9% от общей оборота и 3,2% от общей занятости - что в несколько раз ниже, чем за рубежом.

Вместе с тем, в 2009 году, несмотря на внешнюю неблагоприятную конъюнктуру, число малых предприятий увеличилось практически на 20%. В условиях стабильного развития можно ожидать, что структурные пропорции, роль и место средних предприятий в российской экономике изменятся в лучшую сторону.

В отраслевом разрезе роль среднего бизнеса наиболее заметна в строительстве, где на него приходится 9,4% оборота этой отрасли, и в обрабатывающих производствах. Как в целом в экономике России, так и по отдельным видам деятельности средний бизнес занимает скромную позицию.

Таблица 3 - Вклад среднего бизнеса в развитие базовых отраслей РФ в 2008 году, %

В структуре числа хозяйствующих субъектов на долю средних предприятий приходится менее 1%. Без учета территориально обособленных подразделений к средним предприятиям в 2008 году относилось всего лишь 14,2 тыс. юридических лиц. Для сравнения, в США на 2008 год зарегистрировано 191 000 средних предприятий, что составляет 1% от всех действующих предприятий.

Средние предприятия в России, несмотря на их малочисленность, оказались достаточно инвестиционно-активными, сформировав в 2008 году 5,7% общего объема капитальных вложений, что в абсолютном выражении составляет 503,9 миллиарда рублей. Основные же инвестиции осуществляются не в секторе МСП, а, конечно, крупным бизнесом - 88,8% от общего объема инвестиций.

Таким образом, в структуре действующих предприятий средний бизнес занимает очень скромную долю - 0,8% от общего количества предприятий (на 1 января 2010 года). В то же время за последний год средние предприятия стали неоспоримыми лидерами по темпам роста, увеличив свою численность почти в 1,5 раза и расширив свое присутствие среди фактически работающих предприятий с 0,6% до 0,8%.

Средние предприятия в зарубежных странах являются важным фактором экономического роста, внося весомый вклад в объемы производства, ВВП и занятость. Российские средние предприятия по размерам и масштабам операций значительно отстают от европейских и американских. В странах-членах Евросоюза средние предприятия составляют всего лишь 1% об общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего обороты предприятий и 17% от общей занятости населения. Примечательно, что в России количество средних предприятий в целом схоже с европейскими показателями в относительном выражении - 0,8%. Однако на них приходится всего лишь 3,9% от общего оборота и 3,2% от общей занятости населения.

Следовательно, в России существует огромный потенциал для экономического роста за счет развития малых и средних предприятий, поскольку именно эти категории предприятий, зачастую использующие инновационные подходы к своему развитию, составляют основу среднего класса.

Необходимо отметить, и российский и европейский развивающийся малый и средний бизнес испытает схожие трудности, связанные с усложнением структуры организации. Многие исследователи связывают эти проблемы с отсутствием или недостаточностью мер государственной поддержки этих категорий предприятий. Несомненно, что взвешенная политика со стороны государства в отношении не только средних предприятий, но и всех иных хозяйствующих субъектов будет способствовать развитию экономики. По мнению многих специалистов, экономика России обладает мощнейшим потенциалом роста и то, как этот потенциал будет использован, зависит во многом от отдельно взятого субъекта экономической деятельности. Поэтому поиск оптимальных путей развития при существующей конъюнктуре рынка является необходимостью для активно действующих предпринимателей, а субъективный фактор, влияющий на развитие хозяйствующего субъекта, заключается в понимании предпринимателем той экономической и политической ситуации, в которой он функционирует, в его проницательности, силе, воле и знаниях.

Таким образом, средние предприятия играют важную роль для экономики страны. С позиции эволюционного подхода появление средних предприятий предопределяется развитием малых. И в этой связи процесс развития малого предприятия имеет первостепенное значение. Следовательно, процесс преобразования (перехода) малого предприятия в среднее представляет безусловный интерес для исследования. Изучение этого процесса, поиск объективных закономерностей развития малых предприятий позволит сформулировать предпосылки для этих преобразований и, следовательно, заблаговременно предпринимать действия, направленные на повышение эффективности развития деятельности малых предприятий, результатом которых будет являться переход в категорию среднего предпринимательства.

Как было отмечено ранее, количественные критерии не раскрывают те качественные различия, которыми характеризуются рассматриваемые категории предприятий. Данный подход не позволяет рассматривать предприятие в качестве динамично развивающейся открытой системы, а дает нам лишь информацию о его состоянии в статике. Поэтому в целях отражения сути рассматриваемой проблематики - поиск предпосылок для эффективных путей перехода малого предприятия к среднему, автор предлагает ввести понятие развивающееся малое предприятие.

Следует подчеркнуть, что причастие «развивающееся» имеет решающее значение для этого понятия, поскольку в отсутствии положительного вектора развития предприятие не сможет перейти в категорию средних. В связи с этим необходимо определить те параметры, которые в наиболее полной мере позволят раскрыть его суть.

Развитие субъектов предпринимательства практически всегда отождествляется с успехом, в основном коммерческим. Вместе с тем, наряду с указанным критерием успешности деятельности предприятия, рассматривается срок деятельности. Поскольку речь идет о развивающихся предприятиях, представляется, что срок осуществляемой хозяйственной деятельности является наиболее простым и наглядным показателем, характеризующим устойчивость деятельности. Исходя из этого критерия, автор предлагает рассматривать в качестве развивающихся предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность в течение не менее трех лет. Трехлетний период является достаточным для анализа динамики развития, а также он будет свидетельствовать о стабильности деятельности.

Что касается иных показателей, указывающих на развитие деятельности, представляется целесообразным использование количественных критериев (выручка и численность работников), установленных законодателем.

Рядом авторов отмечается, что показатели прибыльности деятельности не всегда могут рассматриваться в качестве критериев эффективности и успешности деятельности по разным причинам. Поскольку, в рамках концепции стратегического развития главной целью предприятия в современных условиях становится не максимизация прибыли, так как максимизация прибыли в каком-либо периоде приводит к истощению ресурсов и снижению отдачи в следующих периодах.

В связи с вышесказанным, ежегодное увеличение выручки будет являться одним из критериев, свидетельствующим о развитии предприятия. Несмотря на то, что интервал между количественными значениями критериев, установленных российским законодательством и используемых для классификации микропредприятий, малых и средних предприятий, велик, они могут использоваться в качестве планируемых значений. Таким образом, можно рассчитать желательные темпы роста для развивающихся предприятий.

Что касается численности работников предприятия, то не вызывает сомнения, что по мере роста предприятия происходит увеличение занятых на этом предприятии сотрудников вне зависимости от отраслевой специфики. Другой вопрос, что количество работников той или иной сферы деятельности напрямую зависит от отрасли и специфики деятельности, а также эффективности использования трудовых ресурсов. На практике встречаются предприятия одной отрасли с сопоставимым объемом выручки, но существенно отличающиеся по численности занятых на производстве людей. Так, например, в металлообрабатывающей отрасли действуют сталепрокатные заводы, сопоставимые по объему выпуска готовой продукции. Однако на одном из предприятий при современном уровне технологий и технической оснащенности численность работников не превышает 200 человек, а на другом, при технологической отсталости и в отсутствие модернизации, численность работников превышает 8 тысяч человек. Поэтому в качестве фактора, свидетельствующего о развитии предприятия, в целях простоты применения, можно рассматривать ежегодное увеличение численности работников предприятия в абсолютном выражении.

Литау Е. Я. ,
аспирант кафедры Экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
генеральный директор ООО «БЛКонс Групп»