Места хранения нефтепродуктов. Хранение нефтепродуктов

3.1. Нефть и нефтепродукты транспортируют по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и речным транспортом.
Виды транспортных средств для транспортирования нефти и нефтепродуктов наливом приведены в приложении 1.

3.2. Нефть и нефтепродукты транспортируют в наливных судах, железнодорожных и автомобильных цистернах с внутренним маслобензостойким и паростойким защитным покрытием, удовлетворяющим требованиям электростатической искробезопасности.
Допускается транспортировать нефть и нефтепродукты в транспортных средствах, не имеющих внутренних защитных покрытий и введенных в эксплуатацию до 01.01.93.
(Измененная редакция, Изм. № 5).

3.3. Нефть и нефтепродукты транспортируют в железнодорожных и автомобильных цистернах, оборудованных приборами нижнего налива и слива.
(Измененная редакция, Изм. № 3, 5).

3.4. Из железнодорожных и автомобильных цистерн нефть и нефтепродукты должны быть слиты полностью с удалением вязких нефтепродуктов с внутренней поверхности котла цистерн. При этом в железнодорожных цистернах, не имеющих нижнего сливного устройства, допускается остаток не более 1 см (по измерению под колпаком).
В вагонах для нефтебитума (бункерных полувагонах) допускается остаток не более 3 см (по измерению в средней части ковша).

3.5. Подготовку транспортных средств и резервуаров для налива нефтепродуктов производят в соответствии с приложением 2.
Транспортные средства и резервуары для налива масел готовят в зависимости от группы масел:
1 - турбинные, трансформаторные, для поршневых авиационных двигателей, МТ, веретенные, электроизоляционные, для вентиляционных фильтров, конденсаторные, для холодильных машин и их полуфабрикаты, индустриальные, вазелиновое медицинское для технических целей, приборное МВП, парфюмерное;
2 - моторные автомобильные для карбюраторных двигателей, моторные для автотракторных дизелей, моторные для дизельных двигателей, компрессорные, сепараторные, для направляющих скольжения металлорежущих станков, для гидросистем высоконагруженных механизмов, для опрокидывания вагонов самосвалов, поглотительное, масла-мягчители (пластификаторы), для производства химических волокон, трансмиссионные специальные;
3 - трансмиссионные, цилиндровые тяжелые, сланцевое для пропитки древесины, для прокатных станов, для механических и гидромеханических коробок передач, для гидрообъемных передач и гидроусилителей рулей, для гипоидных и спирально-конических, червячных, цилиндрических передач; жидкости смазочно-охлаждающие.

3.6. Железнодорожные цистерны, подаваемые для подготовки под налив, должны сопровождаться документом, содержащим наименование слитого нефтепродукта. При отсутствии указанного документа наименование слитого нефтепродукта устанавливают анализом остатка из цистерны.
Не допускается использовать цистерны для налива нефтепродуктов, применяемых в авиационной технике, если цистерны не имеют сопроводительных документов. Использование таких цистерн для налива бензинов, растворителей, нефтяной ароматики керосинов, масел 1-й группы допускается при условии подготовки их в соответствии с обозначением 1 табл. 1 (см. приложение 2).

3.7. Подаваемые под налив железнодорожные цистерны должны сопровождаться документом, содержащим наименование нефтепродукта, слитого из цистерн перед их подготовкой, наименование нефтепродукта, под налив которого цистерны подготовлены, и обозначение подготовки по табл. 1 (см. приложение 2).
Не допускается использовать железнодорожные цистерны, имеющие трафарет "Бензин", для транспортирования нефти, масел, мазута, моторного топлива, битума и аналогичных им по физико-химическим свойствам нефтепродуктов.

3.8. Железнодорожные цистерны, используемые для перевозки нефтепродуктов в кольцевых маршрутах, должны проходить профилактическую обработку через промежутки времени, установленные по согласованию изготовителя с потребителем, но не более пятикратного использования цистерн для нефтепродуктов, указанных в пп. 1-10, 16, 17, 19, 20, 21, 28, и одного раза в месяц - для нефтепродуктов, указанных в пп. 11-15, 18, 22-27, 29-34. При этом обработка цистерн в первом случае производится в соответствии с обозначением 2, во втором - в соответствии с обозначением 3 табл. 1 (см. приложение 2). На цистерны кольцевых маршрутов наряду с грузовыми документами должен оформляться паспорт (формуляр) маршрута, в котором отмечается дата проведения сливно-наливных операций.

3.9. Топлива для реактивных двигателей, авиационные бензины и авиационные масла следует наливать в железнодорожные цистерны через сливно-наливные эстакады, оборудованные навесами или крышами, за исключением эстакад предприятий длительного хранения и наливных пунктов магистральных нефтепродуктопроводов, а также эстакад, оборудованных устройствами, обеспечивающими герметизацию операций по наливу.

3.10. Температура наливаемой нефти не должна превышать 30 °С, температуру высоковязких разогретых нефтепродуктов при наливе устанавливают в соответствии с правилами перевозок грузов и требованиями безопасности.
Заполнение нефтепродуктами железнодорожных цистерн следует производить с учетом увеличения объема нефтепродуктов из-за повышения температуры в пути следования и в пункте назначения, а также полного использования вместимости и ограничения грузоподъемности цистерн.
Заполнение нефтепродуктами автомобильных и железнодорожных цистерн, предназначенных для транспортирования морем, должно производиться также с учетом требований, действующих на морском транспорте.
Не допускается налив нефтепродуктов свободнопадающей струей.
(Измененная редакция, Изм. № 3).

3.11. Сливные, наливные и перекачивающие устройства перед перекачкой нефтяных парафинов должны быть пропарены и просушены.

3.12. Крытые вагоны для парафина и восковых составов должны быть промыты и просушены. Для других нефтепродуктов крытые вагоны, полувагоны, платформы, контейнеры должны быть полностью освобождены от ранее перевозимых грузов.

3.13. Железнодорожные цистерны, вагоны и автоцистерны с нефтепродуктами пломбируют в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на железнодорожном и автомобильном видах транспорта.
(Измененная редакция, Изм. № 3, 4).

3.14. Высоковязкие и высокозастывающие нефти и нефтепродукты (мазуты, битумы, гудрон, масла, парафины и аналогичные им по физико-химическим свойствам нефтепродукты) следует транспортировать в судах, оборудованных средствами обогрева.

3.15. Допускается в период с 1 сентября по 1 мая наливать топочные мазуты в несамоходные баржи на остаток нефтяного топлива (мазута) не более 5 % грузоподъемности баржи.
3.16. Танки наливных судов после слива вязких нефтепродуктов допускается мыть наливаемым грузом.

3.17. Допускается для транспортирования нефтепродуктов (за исключением нефтепродуктов, указанных в пп. 1, 4, 7, 8, 9) использовать суда после слива растительных и животных жиров и патоки при условии подготовки танков в соответствии с обозначением 2 табл. 2 (см. приложение 2).
Допускается налив прямогонного бензина производить в суда, ранее использовавшиеся для транспортирования этилированных бензинов, при условии осуществления судном не менее трех промежуточных рейсов с неэтилированными нефтепродуктами.
(Измененная редакция, Изм. № 3).

3.18. Грузовые танки, оборудованные протекторной защитой, после балластного перехода должны обрабатываться в соответствии с обозначением 2 для нефтепродуктов, указанных в пп. 1-9, 17, и в соответствии с обозначением 3 - для нефтепродуктов, указанных в пп. 12-16, 18, 24, 25 (см. приложение 2, табл. 2).

3.19. При подготовке судов в соответствии с обозначением 1-4 табл. 2 грузовая система должна быть освобождена от остатков нефтепродуктов (см. приложение 2).

3.20. Нефтепродукты, упакованные в транспортную тару, следует транспортировать в контейнерах или транспортными пакетами в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на воздушном, железнодорожном, речном, морском, автомобильном транспорте.
Пакетирование - по ГОСТ 26663.
При транспортировании мелкими отправками нефтепродукты упаковывают в плотные дощатые ящики или металлическую тару.
(Измененная редакция, Изм. № 3).

3.21. Битумы, упакованные в бумажные мешки, транспортируют в вертикальном положении открытой частью мешка вверх.
По согласованию изготовителя с потребителем допускается расположение мешков в автотранспорте комбинированным способом: нижний ряд - горизонтально, верхний - вертикально.
При транспортировании железнодорожным транспортом должны соблюдаться меры, обеспечивающие неслипаемость мешков.

3.22. Транспортирование кокса производится железнодорожным (в крытых вагонах-хопперах, полувагонах), водным и автомобильным транспортом навалом.

3.23. Транспортирование нефтей различной степени подготовки, нефтепродуктов нескольких марок или подгрупп (за исключением топлив марок РТ, Т-6 и других термостабильных топлив для реактивных двигателей, авиационных бензинов и авиационных масел) по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам соответственно допускается производить последовательной перекачкой в соответствии с нормами по последовательной перекачке при условии сохранения качества нефтей и нефтепродуктов в пределах, установленных стандартами.
Последовательную перекачку топлив для реактивных двигателей (за исключением топлив РТ, Т-6 и других термостабильных топлив для реактивных двигателей) по одному магистральному нефтепродуктопроводу следует производить в контакте с дизельным топливом.
Топлива РТ, Т-6 и другие термостабильные топлива для реактивных двигателей, авиационные бензины и авиационные масла следует перекачивать по отдельным магистральным нефтепродуктопроводам, предназначенным только для нефтепродуктов одной подгруппы.

3.24. Перекачку различных нефтепродуктов по нефтепродуктопроводам складов нефтепродуктов следует производить в соответствии с нормами технологического проектирования складов нефтепродуктов.
Нефтепродукты, применяемые в авиационной технике, а также прямогонный бензин и другие неэтилированные бензины следует перекачивать по отдельным нефтепродуктопроводам, предназначенным только для нефтепродуктов одной подгруппы.

3.25. Температура нефтей (кроме нефтей, транспортируемых с подогревом) и бензинов, предназначенных для перекачки по стационарным магистральным нефтепродуктопроводам, не должна быть выше 30 °С, керосинов и дизельных топлив - не выше 40 °С. По согласованию с потребителем допускается перекачивание дизельных топлив с температурой не выше 60 °С по стационарным магистральным нефтепродуктопроводам с конструкцией изоляционного покрытия, позволяющей перекачивание при данной температуре.
(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.26. Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы должны периодически очищаться в соответствии с правилами технической эксплуатации магистральных нефтепроводов и нефте-продуктопроводов.

Фирмы, которые хранят углеводородные ресурсы, можно разделить на самостоятельные и организации, которые являются частью более крупных компаний.

На практике хранение нефти и нефтепродуктов, а вернее, значение суммарной емкости бункеров, напрямую зависит от товарооборота конкретного предприятия, интенсивности добычи ресурса. При этом учитывается и характер производственных операций компании. В большой степени на суммарный объем влияют географическое положение парка и отдаленность от промысла.

Ёмкости для хранения нефтепродуктов

В основе всех расчетов лежит суммарный оборот сырья на предприятии за один календарный год. Ответственные специалисты учитывают при этом построенные ранее графики завоза/вывоза продукции. Саму же емкость нефтехранилища рассчитывают исходя из положений государственных нормативов.

Строятся емкости для хранения нефтепродуктов исключительно из материалов, которые не поддаются возгоранию, не будут коррозировать.

Все инженерные конструкции для хранения нефтепродуктов подразделяют на 3 основных вида:

  • наземные;
  • полуподземные;
  • подземные.

Применение бункеров каждого вида регламентировано стандартами производства. Сейчас самым популярным считается наземный класс вертикальных сооружений из нержавеющей стали. Такие изделия характеризуются цилиндрической формой. Их относят к РВС.

Есть и горизонтальные конструкции. Они в отличие от прочих изготавливаются и применяются на объектах, где емкость ресурсов достигает 3-100 кубометров. Как правило, на предприятие они доставляются в собранном виде. Боксы нашли применение в сегменте складирования товара в малом количестве. При этом стоит отметить их на порядок меньшую емкость в сравнении с другими типами контейнеров. Помимо этого условия хранения нефтепродуктов в подобных конструкциях позволяют создавать вакуум или же высокое давление.

Как работают хранилища нефтепродуктов

Устройство резервуаров всегда было весьма актуальной темой в кругу экспертов сегмента. Именно потому строительство новых комплексов по добыче и хранению сырья ведется непрерывно и быстрыми темпами. При этом развивается и транспортировка, хранение и учет нефтепродуктов.

Стальные конструкции современного типа отличаются:

  • по своей емкости (бывают резервуары на несколько тонн, а есть конструкции, вмещающие более 100 тыс. тонн сырья);
  • расположением (коммуникации наземного, полуподземного и подземного классов);
  • видом сборки (существуют модели, которые собираются непосредственно на объекте, промысле, а есть вариации, которые доставляются уже в готовом виде);
  • типоразмерами (современное конвейерное производство достаточно развито для создания практически всех типоразмеров, но существует и возможность разработки индивидуального решения).

Важно отметить фактор экологичности. Хранение нефтепродуктов в таре сейчас проводится максимально безопасно, поэтому исключаются практически любые риски. Данные конструкции разрабатываются, чтобы защитить ресурсы от загрязнения и дальнейшей порчи. Поэтому все подобные сооружения характеризуются высокой сложностью исполнения. Нынешний рынок предлагает множество всевозможных инженерных разработок, которые позволят решить задачу любой сложности за короткий срок.

Прием, отпуск и хранение нефтепродуктов на нефтебазе и АЗС

Важнейшим вектором индустрии считается добыча. Но не менее важными аспектами являются распространение, складирование ресурсов. Для изготовления высокоэффективных нефтепроводов, которые смогут удовлетворить всем современным требованиям, применяются исключительно углеродистые стали. Нержавеющая основа позволит избежать коррозии, а высокая стойкость материала не приведет к порче сырья.

Срок эксплуатации металлических конструкций и их надежность определяются защитными качествами стали. Сейчас технологи дошли до той точки, где процесс саморазрушения металлов практически стоит на месте. Потому исключается любая вероятность того, что бокс разрушится за короткое время, а само сырье будет подвергнуто атмосферным явлениям и воздействию негативных факторов.

Наиболее удобным способом транзита считаются магистральные трубопроводы. Благодаря ему организация транспортировки, приема, хранения и отпуск нефтепродуктов протекают достаточно быстро. Скорость перемещения ископаемого в нефтепроводе составляет порядка 15 м/с. Применяется такой транспорт в случаях, когда нужно быстро и эффективно организовать перевалку продукции.

К главным плюсам трубопроводов относят:

  • транспортировка на огромное расстояние;
  • удобство складирования и перевозки;
  • бесперебойная работа коммуникаций;
  • монтаж конструкций на любом расстоянии от источника;
  • достаточно низкая себестоимость транзита и полная автоматизация систем;
  • минимальные потери ископаемого.

Все это превращает нефтепроводы в самый востребованный и наиболее популярный вид транспорта. Но все же широкое применение нашли и прочие типы доставки груза. Так, поезда способны перевозить битумы, мазут, дизтопливо. Достаточно часто используются речные и морские механизмы. Такой способ поставки не имеет ограничений по количеству перевозимого сырья.

Главным недостатком судов является их небольшая скорость. А в работе речного транспорта стоит учитывать еще и сезонность. Зато такой тип доставки может проводиться на межконтинентальном уровне.

Хранение нефтепродуктов на АЗС доступно только при использовании автотранспорта. Он считается самым удобным и эффективным для транзита небольшого количества топлива на короткие расстояния.

Выставки, посвященные хранению нефтепродуктов

Весной в Москве пройдет знаменательное событие нефтеперерабатывающего сегмента – выставка «Нефтегаз». Организатором мероприятия стал ЦВК «Экспоцентр». В его стенах данное мероприятие проводится ежегодно. Здесь будет представлено спецоснащение, научные разработки, будут обсуждаться перевалка и хранение нефтепродуктов.

Столь крупный проект способен охватить практически все сегменты соответствующего рынка, предлагая передовые изделия и решения острых вопросов.

«Нефтегаз» – это средство продвижения организаций в индустрии, гарантия их выхода на международную арену. Выставка обещает занимательную программу, большое количество деловых встреч, форумов, которые коснутся всех предприятий, основная сфера деятельности которых – хранение нефтепродуктов .

На нынешней площадке будут затрагиваться следующие темы:

  • оборудование для перекачки продукции;
  • изделия для вектора нефтехимического производства;
  • оснастка для определения качества сырья;
  • экологическая ситуация;
  • безопасность на промыслах и пунктах складирования.

Все это говорит о размахе мероприятия под названием «Нефтегаз». Здесь также будут рассмотрены темы транспорта и хранения нефтепродуктов и углеводородного сырья . Это особенно актуально во время бурно развивающихся технологий всей индустрии. Проект станет интересным событием в жизни не только специалистов, но и простых посетителей.

На современных НПЗ и предприятиях топливного профиля активно используются специальные резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов. Именно эти емкости обеспечивают количественную и качественную сохранность. Прочитав эту статью, вы узнаете о существующих разновидностях подобных хранилищ.

Классификация резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов

В зависимости от места расположения все существующие на сегодняшний день емкости можно подразделить на:

  • подводные;
  • подземные;
  • наземные.

Кроме того, в зависимости от материала, используемого для производства емкостей, их можно классифицировать на синтетические, железобетонные и металлические. Самыми востребованными из всех перечисленных выше категорий считаются наземные и подземные металлические резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов (фото будет приложено чуть ниже). Эти устойчивые к химическому и коррозийному воздействию емкости должны быть достаточно герметичными, чтобы обеспечивать сохранность продукции.

Как устроены такие емкости?

Все подобные хранилища обязательно должны иметь днище, корпус и крышу. Кроме того, емкости дополнительно оснащаются маршевыми лестницами, люками разного предназначения, ограждениями, стойками, деталями жесткости и прочими элементами. Большая часть небольших которых не превышает 50 кубометров, производится в заводских условиях. Уже в процессе монтажа их доукомплектовывают необходимым эксплуатационным оборудованием.

Остальные резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов, размеры которых не позволяют транспортировать их в собранном виде, доставляются к месту установки в виде отдельных готовых элементов (сборные) или в рулонах с недостающими деталями монтажа. К этой категории относятся вертикальные металлические емкости, объем которых составляет до 100 тысяч кубометров.

Невозможно обойти вниманием и крышу таких хранилищ. Сооружение резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов подразумевает установку плавающей, дышащей или стационарной крыши. В процессе выбора этого важнейшего элемента необходимо учитывать не только объем емкости, но и особенности хранящегося в ней продукта, а также климатические условия местности, в которой она будет установлена.

Стальные вертикальные резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов

ГОСТ 31385-2008 устанавливает основные требования к проектированию, производству, установке и тестированию таких емкостей. Вертикальные хранилища характеризуются наибольшей вместительностью по сравнению с прочими аналогами. Объем таких емкостей варьируется в пределах 400-50 000 кубометров. Для формирования их стенок используется особая с полистовым или рулонным расположением. Необходимая степень жесткости готовой конструкции достигается за счет наличия Подобным хранилищам подходит несколько разновидностей крыши, включая понтонную, плавающую, сферическую, коническую и плоскую.

Кроме всего прочего, такие резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов дополнительно укомплектовываются приемно-раздаточными патрубками, несколькими клапанами и вспомогательными люками. Чтобы уменьшить потери нефтепродуктов вследствие испарения, хранилища производят из термоизоляционных материалов.

Основные особенности горизонтальных емкостей

Такие резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов отличаются меньшей вместительностью. Они могут быть установлены на земле или на особых бетонных опорах. Кроме того, их разрешается вкапывать в землю на глубину не более 1,2 метра.

Довольно часто такие емкости используют не только для хранения, но и для транспортировки нефти на значительные дистанции. Для перевозки резервуары устанавливаются на специальные железнодорожные платформы. Изготавливаются такие хранилища из стальных листов, соединяемых посредством сварочных швов. Подобные емкости имеют цилиндрическое, конусное или плоское днище. Дополнительно их укомплектовывают патрубками для выдачи, горловинами для заливки, смотровыми окнами и клапанами.

Пластиковые емкости: возможно ли это?

Относительно недавно появились пластиковые резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов. Они имеют квадратную форму, существенно облегчающую процесс транспортировки, и отличаются малой вместимостью. Это объясняется небольшой прочностью стенок, для изготовления которых используется особая разновидность пластика. Объем таких хранилищ не превышает пяти кубометров, поэтому они малопригодны для применения в промышленных масштабах. Чтобы придать стенкам большую прочность, их армируют с наружной стороны. Подобные емкости оснащаются только клапанами давления, патрубками для выдачи и горловинами для заливки. Отсутствие необходимости в наличии смотровых окон объясняется тем, что для производства таких хранилищ используется светлый полупрозрачный пластик.

Конструкционные особенности подземных резервуаров

Двустенные подземные емкости используются для хранения и выдачи ГСМ. Максимальная долговечность и надежность таких резервуаров обеспечиваются за счет того, что пространство, образовавшееся между наружной и внутренней стенками, заполнено жидкостью, имеющей более низкую плотность, чем у хранимых веществ. Чтобы предотвратить возможное появление воздушной пробки, резервуары укомплектовываются дыхательными клапанами. Наружные стенки емкости покрыты двухкомпонентной полиуретановой диэлектрической антикоррозийной краской.

Стальные двустенные подземные емкости соответствуют всем общепринятым стандартам, поэтому их на протяжении многих десятков лет активно используют для хранения жидкостей, способных нанести вред грунтовым водам.

Какие емкости для хранения нефтепродуктов используются на современных АЗС?

Практически все оборудованы стальными цистернами для хранения топливных материалов. Сами резервуары могут располагаться как над, так и под землей. Одной из важнейших проблем, которой озабочено руководство всех современных АЗС, является вопрос минимизации потерь в процессе хранения горючего. Большая часть потерь происходит вследствие испарения, во многом зависящего от конструкционных особенностей емкостей и от температуры в них. Именно потому сегодня все чаще на заправках можно увидеть подземные хранилища, обеспечивающие более стабильный температурный режим и позволяющие максимально сократить испарение топлива. Использование таких резервуаров не только улучшает финансовые показатели, но и благотворно отражается на экологической обстановке в прилегающем к АЗС районе.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 10 минут

А А

Главные правила хранения нефтепродуктов

Хранение нефти и нефтепродуктов на нефтебазах в России регламентируют «Правила технической эксплуатации нефтебаз» (далее – Правила), утвержденные приказом номер 232 Министерства энергетики РФ в июне 2003-го года. В этих Правилах технической эксплуатации прописаны основные требования, которым должны соответствовать прием и отгрузка нефтепродуктов, хранение светлых нефтепродуктов, нефти и её темных фракций, сроки хранения нефтепродуктов и многое другое.

Настоящие Правила используются нефтебазами для составления внутренних нормативных документов и инструкций. Они обязательны для всех существующих, находящихся в процессе строительства или реконструируемых предприятий этого направления всех форм собственности. Основные положения этого нормативного документа мы и рассмотрим в этой статье.

Общие положения

Транспорт и хранение нефти и газа, а также готовых нефтепродуктов являются важными составляющими нефтяной и газовой отрасли. Хранение обеспечивается в основном нефтебазами крупного, среднего и мелкого масштаба.

Нефтебаза

Режим работы на нефтебазе устанавливается эксплуатирующей её организацией в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил, за исполнение которых несет ответственность руководитель предприятия. Ответственным за выполнение требований настоящих Правил на нефтебазе является ее руководитель, а при выполнении отдельных технологических операций (приемка нефтепродуктов, их хранение и распределение, операции отпуска нефтепродуктов на сторону и так далее) ответственность за соблюдение вышеуказанных правил несет производитель работ.

Доставка нефтепродуктов на базу для последующего хранения и распределения может производиться с помощью любого вида транспорта: трубопроводного, железнодорожного, водного и автомобильного.

Все сооружения и здания, а также энергетическое и технологическое оборудование и вспомогательные устройства нефтебазы необходимо эксплуатировать в строгом соответствии с требованиями, разработанными при проектировании и закрепленными в проектно-эксплуатационной документации. Если в процессе монтажа, технической проверки или в процессе эксплуатации обнаружены несоответствия этим требованиям, то такое оборудование эксплуатировать нельзя.

Нефтебазы должны быть полностью укомплектованы необходимыми техническими средствами и материалами, предназначенными для локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций, а также для их предупреждения. Действия персонала предприятия в таких ситуациях регламентируются соответствующими планами, утвержденными руководством нефтебазы.

Надзор и текущий контроль за соблюдением Правил в установленном порядке ведет Министерство энергетики РФ.

Любая нефтебаза должна иметь в наличии и постоянно вести следующую документацию:

  • техпаспорт нефтебазы;
  • журнал для отражения результатов осмотров ремонта сооружений, зданий и оборудования;
  • утвержденные в установленном порядке экологические нормы, регламентирующие выбросы, сбросы и складирование образующихся в процессе эксплуатации отходов;
  • при наличии вентиляционных систем – паспорта на них;
  • паспорта на все резервуары;
  • журнал распоряжений, отражающих все внутрибазовые перекачки и приемки нефтепродуктов;
  • градуировочные таблицы на резервуары;
  • паспорта или формуляры на все используемое в процессе работы технологическое оборудование.

Для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций (паводки или аварийные разливы) на нефтебазе должен быть создан резерв материальных ресурсов, объем которых определяется специалистами на основании прогноза возможных последствий таких ситуаций.

На предприятии, обеспечивающем приемку нефтепродуктов, а также их хранение и отпуск, необходимо дополнительно вести учет товарно-материальных ценностей и учет контроля качества хранимых нефтепродуктов.

Эксплуатация базы нефтепродуктообеспечивающей организацией должна предусматривать все необходимые меры для недопущения любых загрязнений окружающей среды (почвы, природных вод и атмосферы) вредными веществами сверх установленных законодательством норм.

Источниками таких загрязнений могут быть:

  • резервуары, заполненные нефтепродуктами;
  • сливоналивные эстакады (как железнодорожные, так и автомобильные);
  • вентиляционные системы зданий, в которых эксплуатируется технологическое оборудование (насосные станции и пункты, химические лаборатории и так далее);
  • очистные сооружения разного рода (нефтеловушки, разделочные резервуары, шламонакопители, пруды-отстойники и другие);
  • насосные площадки открытого типа для перекачки нефтепродуктов;
  • котельные;
  • недостаточная герметичность коммуникаций и оборудования;
  • нефтепродуктовые пары, которые образуются в процессе испарения при хранении, отгрузке и приемке нефтепродуктов;
  • продукты газовой природы, выделяющиеся вместе с дымом котельных – диоксиды азота и серы, диоксид углерода и прочие взвешенные вещества.

Для каждой конкретной нефтебазы определяются и в установленном порядке утверждаются нормы ПДВ (предельно-допустимых выбросов) в атмосферу, а также ПДС (предельно-допустимых сбросов) со сточными водами вредных веществ.

За их соблюдением на предприятии должен осуществляться постоянный контроль – либо своими силами, либо с привлечением сторонней сертифицированной организации.

Чтобы минимизировать естественную убыль хранимых нефтепродуктов, в Правилах технической эксплуатации перечислен комплекс мероприятий, выполнение которых позволяет сократить такие потери.

Ниже перечислены основные такие меры с указанием примерного процента сокращения потерь:

Полезная информация
1 применение резервуаров понтонной конструкции при большой оборачиваемости в них продуктов – 80-90 процентов
2 специальное оборудование резервуаров для хранения светлых нефтепродуктов – 20-30 %
3 герметизация дыхательной арматуры и самих резервуаров, а также проведение своевременного профилактического ремонта запорной арматуры и трубопроводных систем – 30-50 %
4 покрытие наружных поверхностей используемых резервуаров материалами, обладающими низким значением коэффициента излучения – 30-50 %
5 проведение одновременной окраски внешних и внутренних стенок емкостей – 27-45 %
6 применение во время отпуска нефтепродуктов автомобильным транспортом (например, для последующей разгрузки на автозаправочных станциях) автоматизированных устройств нижнего налива – 30-70 %
7 герметизация налива с применением рекуперации паров, выделяемых нефтепродуктами – 80 – 90 %

Чтобы предупредить потери нефтепродуктов, возникающие в результате их переливов, необходимо использовать ограничительные устройства, которые автоматически останавливают подачу нефтепродукта либо после достижения им заданного уровня налива, либо в случае разгерметизации наливныхкоммуникаций.

Нефтебаза, в зависимости от различных критериев, может быть:

  • по своему назначению:
  1. перевалочной;
  2. распределительной;
  3. базой для хранения.

Резервуарный парк

  • по транспортному критерию:
  1. трубопроводной;
  2. железнодорожной;
  3. водной;
  4. глубинной (находящейся на большом расстоянии от основных транспортных путей и снабжаемой автомобильным или воздушным транспортом).
  • общая вместимость и максимальный размер резервуара:
  1. свыше 100 тысяч кубометров – первая категория;
  2. от 20 до 100 тысяч – вторая;
  3. от 10 до 20-ти тысяч (максимальный резервуар – до 5 тысяч м 3) – категория три А;
  4. от 2-х до 10-ти тысяч (максимальный резервуар – до 2-х тысяч м 3) – три Б;
  5. до 2-х тысяч (максимальный резервуар – до 700 м 3) – три В.
  • по объему годового оборота:
  1. более 500 тысяч тонн – первая группа;
  2. от 100 до 500 тысяч тонн – вторая;
  3. от 50-ти до 100 тысяч – третья;
  4. от 20-ти до 50-ти – четвертая;
  5. до 20-ти – пятая группа.

Порядок приема продукции на хранение, её отпуска и проведения прочих операций (отбор и хранение проб нефтепродуктов, внутренние перекачки и так далее) регламентируются внутренними документами предприятия в соответствии с вышеуказанными Правилами (инструкция по хранению, по приемке и т.п.).

Приемка нефтепродуктов и их отпуск на нефтебазе производится при помощи специальных устройств слива/налива:

  • в ж/д цистерны – через эстакады, отдельные сливные установки или стояки;
  • в нефтеналивные суда – причальным или беспричальным способом;
  • в автоцистерны – через наливные станции, эстакады либо через отдельно стоящие стояки;
  • в мелкую тару (бочки, бидоны и так далее) – в расфасовочных и разливочных;
  • по отводам от нефтепродуктопроводов магистрального назначения.

В целях недопущения смешивания различных нефтепродуктов во время операций слива/налива каждый продукт необходимо перекачивать через отдельные сливоналивные устройства. Операции по сливу и наливу горючих и легковоспламеняющихся нефтепродуктов, которые имеют 1 и 2 класс опасности, необходимо герметизировать.

Температура отгружаемых нефтепродуктов не должна быть больше установленной стандартом.

Разогретые нефтепродукты с высокой вязкостью необходимо наливать при температурах, которые установлены правилами перевозок грузов (ж/д, водным или автотранспортом) и нормативными документами на конкретный нефтепродукт.

Резервуар горизонтальный стальной РГС-50

Максимальная скорость приема нефтепродуктов на нефтебазе и их отпуска, обеспечивающая должный уровень безопасности, зависит от:

  • эксплуатационные свойства нефтепродуктов и их физические и химические характеристики;
  • диаметра трубопровода;
  • свойств материалов, из которых изготовлены трубы.

Эта скорость устанавливается в соответствии с рекомендациями по недопущению возникновения опасной электризации.

Все проводимые технологические операции по внутренней перекачке нефтепродуктов должны отражаться в журнале распоряжений, связанных с подготовкой к такой перекачке.

  • проводить операции слива/налива на водных причалах, ж/д и автомобильных эстакадах во время грозы и при скорости ветра от 15-ти метров в секунду включительно:
  • проводить иные работы на резервуарах, ж/д и автоцистернах и прочих высоких конструкциях, если скорость ветра от 12,5 метров в секунду включительно, и/или во время грозы;
  • проводить слив нефтепродуктов и их налив на причале без предварительно установленных боновых заграждений, а также без приведения в полную готовность средств для борьбы с пожарами и аварийными разливами;
  • выполнять погрузо-разгрузочные работы с тарными нефтепродуктами портальными и башенными кранами, а также погрузочными мостами, если скорость ветра превышает 12 метров в секунду; всеми остальными погрузо-разгрузочными средствами – от 15 метров в секунду;
  • швартовка нефтеналивных судов к сливоналивным причалам, а также их бункеровка, если скорость прижимного ветра больше 7,4 метра в секунду, а отжимного – больше 10 м/с.

Проводить работы на высоте резервуаров, цистерн всех типов и прочих высоких конструкциях при наличии тумана или обледенения, разрешается только с применением дополнительных мер по обеспечению безопасности (посыпка наледей песком, присутствие дублера, устройство должного освещения, установка ограждений, наличие страховочного пояса и тому подобных мер).

Если температура окружающего воздуха ниже минус 40-ка градусов, или общие погодные условия (ветер + температура) соответствуют этому значению, то работы вне помещений проводить нельзя.

Отпуск нефтепродуктов на АЗС (автозаправочных станциях) при заправке автомобилей нормируется другими документами.

Выбор резервуаров происходит по результатам технико-экономических расчетов, которые проводятся с учетом конкретного вида нефтепродукта, условий будущей эксплуатации ёмкости и с учетом минимизации потерь хранимого продукта в результате испарения в процессе хранения.

Полуприцеп-цистерна Stokota для перевозки нефтепродуктов

Нефтепродукты различных видов и марок необходимо храниться в различных резервуарах. При эксплуатации резервуаров необходимо уделять повышенное внимание их техническому состоянию, а также исправности установленного на них оборудования, устройств для защиты от статического электричества и молниезащиты.

При хранении бензинов для минимизации потерь от испарительных процессов следует использовать понтонные конструкции резервуаров, ёмкости с плавающей крышей или резервуары, которые оборудованы газовой обвязкой. Авиационные бензины в ёмкостях с плавающей крышей хранить нельзя.

Запорные устройства резервуаров должны быть в исправном состоянии, а люки емкостей – иметь стойкие к нефтепродуктам и герметичные прокладки.

Замеры массы и уровня, а также забор проб в резервуарах, находящихся под избыточным давлением, должны проводиться без разгерметизации газового пространства при помощи допущенных к применению измерительных средств.

С целью максимального снижения потерь от испарения необходимо:

  • обеспечение полной герметичности крыши резервуара;
  • поддержание в нем проектного давления;
  • перекачку летучих нефтепродуктов между резервуарами следует проводить только в случае крайней необходимости, и лучше – в ночное время суток;
  • максимальное заполнение резервуара, в котором хранятся продукты с высокой склонностью к испарению;
  • наружная поверхность резервуара должна быть покрыта отражающими материалами светлых цветов;
  • теплоизолировать поверхность резервуара, в котором хранятся застывающие нефтепродукты.

Производительность опорожнения и наполнения резервуара не может превышать суммарную пропускную способность его дыхательных и предохранительных клапанов, либо патрубков для вентиляции.

При проведении операций по наполнению и опорожнению резервуаров, оборудованных плавающей крышей или металлическим понтоном, скорость движения такой крыши или понтона в вертикальной плоскости (вверх/вниз) не должна быль больше:

  • для резервуаров ёмкостью до 700 м 3 – 3,5-ой метра в час;
  • свыше 700 м 3 – 6-ти метров в час.

Скорость сдвига или горизонтального вращения понтонов и плавучих крыш для резервуаров объемом менее 700 м 3 не должна быть больше 2,5-ой м/ч.

Эти показатели для понтонов, изготовленных из синтетических материалов, указана в их технической документации.

В процессе хранения нефтепродуктов в резервуарных емкостях уровень подтоварной воды не должен превышать минимальный уровень, обеспечиваемый конструкцией дренажного устройства (примерно 25 миллиметров от дна).

Если температура окружающего воздуха – отрицательная, то нужно по мере необходимости производить слив из резервуара подтоварной воды, а сифонный сливной кран следует промывать нефтепродуктом и оставлять в боковом положении.

Резервуары для застывающих нефтепродуктов должны быть оборудованы теплоизоляцией и обогревателями, для обеспечения сохранения качества продукта и соблюдения правил пожарной безопасности.

Если меняется марка хранимого нефтепродукта, то резервуары следует подготовить к заполнению в соответствии с требованиями стандарта.

Резервуары вертикальные стальные для нефтепродуктов

На территории резервуарного парка не должно быть мусора, сухих листьев и травы. В случае разлива нефтепродуктов на почву его устраняют путем снятия почвенного слоя до глубины, которая должна на один – два сантиметра превышать глубину проникновения нефтепродукта. Загрязненный грунт помещается в отведенное специально для этих целей место, а полученная выемка засыпается либо чистым песком, либо свежим грунтом.

Горючие материалы на территории парка резервуаров складировать запрещено.

Вязкие и застывающие продукты нефтепереработки нуждаются в подогреве для увеличения их текучести и снижения уровня их гидравлического сопротивления.

Нефтепродукты в таре можно хранить:

  • в специально оборудованных помещениях;
  • на площадках под навесом;
  • на открытых площадках.

Выбор метода хранения зависит от климата, вида используемой тары и физико-химических характеристик продукта.

На открытых площадках запрещено хранение легковоспламеняющихся нефтепродуктов, чья температура 45 градусов и меньше, а также нефтепродуктов, расфасованных в деревянную тару. Хранение легковоспламеняющихся продуктов под навесом разрешается только в исключительных случаях, если на то есть веское обоснование.

Горючие продукты, расфасованные в тару, можно хранить в подземных сооружениях глубиной один этаж.

Предприятия, на которых производится фасовка нефтепродуктов по металлическим бочкам, должны быть оснащены средствами автоматизации и механизации для обработки использованной при транспортировке тары, а также необходимым оборудованием и инструментом для мелкого и среднего её ремонта. Операции по очистке тары включают в себя:

  • очистку;
  • пропарку;
  • промывку;
  • просушку;
  • окраску (после проверки на герметичность).

Новая металлическая тара должна изнутри быть покрыта маслобензостойкими и паростойкими материалами, с целью обеспечения должного уровня электростатической искробезопасности.

Погрузо-разгрузочные работы в складских помещениях и открытых площадках для хранения тарных нефтепродуктов должны обеспечиваться средствами механизации.

Капитальные хранилища для нефтепродуктов в таре должны предусматривать:

  • наличие подъездных путей для автотранспорта и погрузчиков;
  • эстакады для обеспечения погрузки и выгрузки тары, заполненной нефтепродуктами, из ж/д вагонов;
  • вентиляционную систему, способную обеспечивать двух – трехкратный воздухообмен;
  • наличие не меньше, чем двух ворот или дверей.

Окна хранилищ необходимо защитить металлическими решетками. Стекла в окнах, направленных на солнечную сторону, следует закрасить белой краской.

Полы в таких складах должны иметь негорючее покрытие и уклоны, обеспечивающие сток разлитых продуктов в спецриемники.

В хранилищах затаренных нефтепродуктов должна быть документация следующего рода:

  • план склада с нанесенной на него схемой расположения штабелей и стеллажей;
  • картотека на хранящиеся продукты;
  • необходимый набор инструкций для персонала.

Металлические бочки должны храниться в лежачем положении, если отверстие для налива расположено на цилиндрической поверхности бочки, и в стоячем положении, если это отверстие – в дне. Штабель из бочек не должен быть выше пяти ярусов.

Хранение нефтепродуктов в металлических бочках 200л первый сорт

Нижний ярус необходимо разместить на деревянных подкладках, толщина которых – не меньше 100 миллиметров.

Порожняя тара, побывавшая в употреблении, должна перед очисткой храниться на площадках открытого типа.

Штабель из порожних бочек не должен быть выше четырех ярусов.

Их горловины необходимо закрыть пробками, а если у бочек – съемное дно, то необходимо наклеивать на них специальные прокладки, на которое уже ставиться само съемное дно, стянутое обручем.

Допускается не отапливать склады и хранилища, в которых нормами проектирования внутренняя температура не нормирована, а также если их внутренняя температура может быть отрицательной.

6.1. Хранение нефтепродуктов в резервуарах осуществляется в соответствии с требованиями стандартов. Выбор резервуара обосновывается технико-экономическими расчетами в зависимости от характеристик нефтепродукта, условий эксплуатации, с учетом максимального снижения потерь нефтепродукта от испарения при хранении.

6.2. Нефтепродукты каждой марки должны храниться в отдельных, предназначенных для них исправных резервуарах. Особое внимание при эксплуатации резервуаров должно быть уделено техническому состоянию резервуаров (герметичность, толщина стенки и днища резервуара, отклонения наружного контура днища от горизонтали и образующих стенки резервуара от вертикали) и установленного на резервуарах оборудования, а также устройств молниезащиты и по защите от статического электричества.

6.3. Для хранения бензинов с целью сокращения потерь от испарения следует применять резервуары с защитными покрытиями (понтонами, плавающими крышами и др.) или оборудованные газовой обвязкой.
Не допускается хранить авиационные бензины в резервуарах, оборудованных плавающими крышами.

6.4. На нефтебазах, наливных и перекачивающих станциях должны быть составлены технологические схемы с отображением всех трубопроводов, запорно-регулирующего оборудования, контрольно-измерительных приборов, насосов, заглушек, продувочных кранов, компенсаторов, приемо-раздаточных устройств с присвоением номера каждому элементу технологической схемы.

6.5. Все изменения, произведенные в резервуарных парках, насосных установках, трубопроводных, коммуникациях, расположении арматуры, должны вноситься в технологическую схему и доводиться до сведения обслуживающего персонала нефтебазы. Изменение действующих технологических схем без соответствующего согласования запрещается.

6.6. Резервуары должны иметь исправные запорные устройства и люки с прокладками, стойкими к нефтепродуктам и обеспечивающими герметичность.

6.7. Измерение массы, уровня и отбор проб нефтепродуктов в резервуарах, эксплуатирующихся с избыточным давлением, должны осуществляться без нарушения герметичности газового пространства с помощью измерительных устройств и сниженных пробоотборников, предусмотренных проектами и допущенных к использованию в установленном порядке.

6.8. Для сокращения потерь от испарения нефтепродуктов необходимо:
обеспечить полную герметизацию крыши;
поддерживать давление в резервуаре, равное проектному;
осуществлять перекачку легко испаряющихся нефтепродуктов из резервуара в резервуар только при крайней необходимости, по возможности, в ночное время;
максимально заполнять резервуар при хранении легкоиспаряющихся нефтепродуктов;
окрашивать наружную поверхность резервуара лучеотражающими светлыми эмалями и красками;
применять теплоизоляцию поверхности резервуара, предназначенного для хранения застывающих нефтепродуктов.

6.9. Эксплуатация и обслуживание понтонов производится в соответствии с технической документацией на понтоны и инструкциями по их эксплуатации.

6.10. Производительность наполнения и опорожнения резервуара не должна превышать суммарной пропускной способности установленных на резервуаре дыхательных , а также предохранительных клапанов или вентиляционных патрубков.

6.11. При наполнении и опорожнении резервуаров с металлическими понтонами или плавающими крышами скорость подъема и опускания понтона или плавающей крыши не должна превышать для резервуаров:
700 м3 и менее - 3,5 м/ч;
более 700 м3 - 6 м/ч.
При этом скорость сдвига (вращение по горизонтали) понтона или плавающей крыши для резервуаров 700 м3 и менее не должна превышать 2,5 м/ч.
Допустимая скорость подъема понтонов из синтетических материалов должна быть указана в технической документации на понтон.

6.12. При хранении нефтепродуктов в резервуарах не допускается наличие подтоварной воды выше минимального уровня, обеспечиваемого конструкцией устройства для дренажа воды (порядка 25 мм от днища резервуара).

6.13. При отрицательных температурах следует по мере необходимости сливать подтоварную воду из резервуара, а сифонный кран промывать хранящимся нефтепродуктом и поворачивать в боковое положение.

6.14. Застывающие нефтепродукты должны храниться в резервуарах, оборудованных теплоизоляцией и средствами обогрева, обеспечивающими сохранение качества нефтепродуктов и пожарную безопасность.

6.15. При оснащении резервуарных парков газоуравнительной системой (ГУС) запрещается объединять ею резервуары с авиационными и автомобильными, а также с этилированными и неэтилированными бензинами.

6.16. Для обеспечения эффективной работы ГУС необходимо:
обеспечить синхронность процесса наполнения и опорожнения резервуаров по времени и производительности;
поддерживать полную герметичность системы;
регулярно осматривать и подтягивать фланцевые соединения, проверять исправность дыхательной арматуры резервуара;
систематически спускать конденсат из трубопроводов газовой обвязки в сборник с дальнейшей его откачкой;
утеплять дренажные устройства и в зимнее время предохранять их от снежных заносов.

6.17. При необходимости вывода из эксплуатации резервуара, включенного в ГУС, или заполнения его нефтепродуктом другого сорта следует отключить его от газовой обвязки, закрыв задвижку на газопроводе.

6.18. При смене марок нефтепродуктов подготовка к заполнению резервуаров должна соответствовать требованиям стандарта.

6.19. Территория резервуарного парка своевременно очищается от мусора, сухой травы и листьев. Места разлива нефтепродуктов следует зачищать путем снятия слоя земли до глубины, на 1-2 см превышающей глубину проникновения нефтепродуктов в грунт. Загрязненный нефтепродуктами грунт удаляют в специально отведенное место, а образовавшуюся выемку засыпают свежим грунтом или песком.
Запрещается складировать горючие материалы на территории резервуарного парка. Ямы и траншеи, вырытые при ремонтах, должны быть ограждены, а в ночное время - освещены. По окончании работ эти ямы должны быть засыпаны.

6.20. Подогрев вязких и застывающих нефтепродуктов производят при проведении технологических операций по приему, отпуску и регенерации нефтепродуктов с целью увеличения их текучести и уменьшения гидравлического сопротивления при перекачке.

6.21. Температура подогрева нефтепродуктов в резервуарах не должна превышать 90°С и должна быть ниже температуры вспышки паров нефтепродуктов в закрытом тигле не менее чем на 35°С. За температурой подогрева нефтепродуктов должен быть установлен постоянный контроль.

6.22. Для подогрева используют водяной насыщенный пар, перегретую промтеплофикационную воду или электроэнергию.

6.23. Конструкции подогревателей различаются в зависимости от назначения и принципа действия. В основном рекомендуется использовать подогреватели следующих типов:
стационарные и переносные;
общие и местные;
трубчатые, циркуляционного подогрева;
паровые, электрические и др.

6.24. Подогреватели предназначены для обеспечения бесперебойного круглогодичного приема и отпуска вязких нефтепродуктов с температурой вспышки паров выше 45°С.

6.25. Для подогрева вязких нефтепродуктов в вертикальных резервуарах используются, как правило, стандартные секционные трубчатые подогреватели, а в горизонтальных резервуарах - змеевиковые подогреватели.

6.26. Подогреватели должны:
обеспечивать подогрев вязких нефтепродуктов или поддержание оптимальной температуры для необходимой производительности перекачки;
обеспечивать экономное расходование пара и электроэнергии;
быть технически исправными, простыми в монтаже и ремонте.

6.27. Вязкие нефтепродукты подогревают в железнодорожных цистернах и в резервуарах до температуры, при которой обеспечиваются минимальные затраты на подогрев и перекачку. Выбор исходных данных для определения оптимальной температуры подогрева зависит от конкретных условий слива-налива, температуры нефтепродукта и окружающей среды, а также от свойств нефтепродукта и т.п.

6.28. При самотечном сливе-наливе нефтепродуктов оптимальная температура подогрева определяется исходя из условий обеспечения слива-налива железнодорожных и автомобильных цистерн, судов в установленные сроки.

6.29. При принудительном сливе и наливе оптимальная температура подогрева выбирается, исходя из условия обеспечения всасывания насоса и минимальных затрат на подогрев и перекачку.

6.30. За оптимальную температуру подогрева нефтепродукта при наливе автоцистерн принимается такая температура, при которой слив его в пункте назначения возможен без подогрева.

6.31. При комбинированном способе подогрева оптимальной температурой подогрева считается такая, которая обеспечивает самотечное заполнение транспортных средств в установленное время (при суточной реализации данного вида нефтепродукта более 3 т).

6.32. При нагреве нефтепродукта с помощью стационарных секционных пароподогревателей давление насыщенного пара не должно превышать 0,4 МПа, а с помощью переносных - 0,3 МПа.

6.33. В экстренных случаях, при необходимости подогрева высоковязких нефтепродуктов (главным образом топочных мазутов в железнодорожных цистернах и нефтеналивных судах) допускается их подогрев "острым паром". В этих случаях насыщенный водяной пар инжектируется через перфорированные трубы непосредственно в нефтепродукт и конденсируется, сообщая ему необходимое тепло.
Обводненный нефтепродукт в дальнейшем должен подвергаться обезвоживанию.

6.34. Подогрев нефтепродуктов в резервуарах насыщенным паром или перегретой водой осуществляется стационарными или переносными подогревателями, а также устройствами циркуляционного подогрева и размыва.

6.35. Для слива вязких нефтепродуктов из железнодорожных цистерн предпочтителен циркуляционный способ подогрева с использованием специальных стационарных теплообменников, установленных за пределами железнодорожной эстакады. При применении переносных пароподогревателей целесообразно предусматривать коллектор насыщенного пара с отводами к каждой цистерне. На отводах обязательна установка запорной арматуры.

6.36. Во избежание гидравлических ударов пароподогреватели перед пуском в них пара должны быть освобождены от воды (конденсата). Пуск пара осуществляют путем постепенного и плавного открытия паропропускных вентилей. При пуске пара в змеевики резервуаров все трубки для выпуска конденсата должны быть открыты.

6.37. С целью контроля за герметичностью пароподогревателей и предотвращения обводнения нефтепродукта необходимо постоянно наблюдать за чистотой вытекающего конденсата.

6.38. Конденсат от пароподогревателей, имеющий удовлетворительное качество, необходимо возвращать на внутрибазовые сети конденсаторов.
Загрязненный конденсат, очистка которого невозможна, следует охлаждать с последующим сбросом в производственную канализацию.

6.39. Основными технологическими операциями с применением электроподогрева на нефтебазах являются:
слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, перекачка нефтепродуктов по трубопроводам;
хранение нефтепродуктов в резервуарах;
налив нефтепродуктов в автоцистерны, бочки и т.д.

6.40. Для подогрева вязких нефтепродуктов при сливе из железнодорожных вагонов-цистерн применяют специальные подогревающие устройства.

6.41. При комплексном электроподогреве фронт слива вязких нефтепродуктов оснащают грелками железнодорожными и установками нижнего слива с электроподогревом. Слив производится в следующем порядке:
через люк в цистерну погружают грелку железнодорожную и после полного погружения и раскладывания секций включают ее;
к патрубку нижнего сливного прибора цистерны присоединяют установку нижнего слива с электроподогревом;
открывают сливной прибор цистерны, при заполнении которого нефтепродуктом включают обогрев установки нижнего слива с помощью гибких электронагревателей;
при уровне нефтепродукта 600-700 мм над электрогрелкой слив временно прекращают, отключают обогрев установки нижнего слива и гибкие нагреватели, обогревающие трубопроводы;
остаток нефтепродукта разогревают до температуры, обеспечивающей его полный слив без последующей зачистки цистерны;
остаток нефтепродукта сливают с выключенной грелкой, но с включенными нагревателями установки нижнего слива и гибкими нагревателями, обогревающими трубопроводы.

6.42. Подогрев нефтепродуктов может осуществляться следующими способами: общий, местный и комбинированный электроподогрев нефтепродуктов.
Выбор способа подогрева зависит от расчетной температуры окружающего воздуха, марки нефтепродукта, объема реализации его в холодное время года, типа и способа установки резервуара.
За расчетную температуру окружающего воздуха принимают среднюю температуру наиболее холодной пятидневки.

6.43. Общий электроподогрев применяют, если объем суточной реализации нефтепродукта равен или больше 30-процентной вместимости резервуара. При этом подогревают весь объем нефтепродукта и поддерживают заданную температуру в процессе хранения.

6.44. Местный способ электроподогрева характеризуется тем, что нефтепродукт подогревают в ограниченном объеме в специальной нагревательной камере, оборудованной в резервуаре. Объем камер принимают равным объему суточной или односменной реализации нефтепродукта.
Вязкие нефтепродукты при объеме реализации не более 1-2 т в сутки достаточно подогревать грелкой (трубкой выходного потока).

6.45. Комбинированный способ заключается в том, что нефтепродукт сначала подогревают в основном резервуаре до температуры, обеспечивающей самотечный переток в промежуточный резервуар.
Промежуточный резервуар заполняют по соединительному обогреваемому трубопроводу. Для ускорения заполнения диаметр соединительного трубопровода должен быть не менее 250 мм. Промежуточный резервуар оборудуется общим электроподогревом. Заполнение промежуточного резервуара может быть непрерывным или периодическим.
Объем промежуточных резервуаров принимается равным максимальной суточной реализации нефтепродукта Промежуточный резервуар должен быть теплоизолирован.
Комбинированный способ целесообразно применять при суточной реализации данного нефтепродукта более 3 т.

6.46. Для подогрева нефтепродуктов в резервуарах применяют специальные подогревающие устройства.

6.47. Для разогрева или компенсации теплопотерь трубопроводов и различного технологического оборудования применяют нагревательные гибкие ленточные элементы.

6.48. Гибкие нагреватели должен обслуживать слесарь-электрик, прошедший инструктаж по охране труда при работах, связанных с обслуживанием электронагревательного оборудования.
Персонал, обслуживающий средства комплексного электроподогрева вязких нефтепродуктов, должен знать схему питания нагревателей и схему регулирования температуры; строго соблюдать режим работы нагревателя, не допуская превышения заданной температуры, знать и соблюдать правила охраны труда, уметь определять неполадки в работе нагревателя.

6.49. Во время работы системы электроподогрева обслуживающий персонал следит за температурой с помощью приборов регулирования и контроля, не допуская перегрева, при обнаружении неисправностей в системе электронагревателя немедленно принять меры по их устранению.
В случае перегрева или других неисправностей должно быть немедленно отключено электропитание.
Включение электроподогрева допускается только после полного устранения неисправностей.

6.50. При эксплуатации систем электроподогрева запрещается:
производить работы на установке, находящейся под напряжением, за исключением особых случаев, связанных с контрольно-измерительными и поверочными операциями;
включать погружные нагреватели без блокировочного устройства;
включать нагревательные устройства с сопротивлением изоляции ниже нормы;
производить электромонтажные работы без средств защиты от атмосферных осадков;
включать нагревательные устройства без защитного заземления, включать неисправную систему электроподогрева и нагреватели с нарушенными герметизирующими покрытиями или изоляцией выводов;
ремонтировать, сматывать и устанавливать гибкие ленточные нагреватели, находящиеся под напряжением.

6.51. В зависимости от физико-химических свойств нефтепродуктов для их обезвоживания применяют отстаивание, отстаивание с подогревом, отстаивание с подогревом и с использованием деэмульгаторов, продувку воздухом, выпаривание под давлением или под вакуумом, центрифугирование.

6.52. Наиболее эффективным способом обезвоживания высоковязких мазутов является термохимический способ обезвоживания в резервуарах с применением поверхностно-активных веществ (ПАВ) - деэмульгаторов.
Наиболее эффективным деэмульгатором для обезвоживания мазутов и мазутных зачисток является кальцинированная сода. Зачистки - это отходы нефтепродуктов, которые образуются в результате очистки и отмывки резервуаров и транспортных емкостей (резервуаров, речных и морских нефтеналивных судов, железнодорожных цистерн).

6.53. Отстой воды и загрязнений (механических примесей) в смазочных маслах и мазутах эффективен только при нагреве до 70-90°С. При нагреве выше 100°С возможно вскипание воды, находящейся в нефтепродукте.
Отстой необходимо производить при выключенных подогревателях.

6.54. Обезвоживание масел отстоем при повышенной температуре можно применять не для всех сортов масел, т.к. при высоких температурах кислотное число может повыситься сверх нормы. Запрещается обезвоживание (осветление) этим методом масел типа трансформаторных и турбинных.

6.55. Обезвоживание масел продувкой воздухом можно применять по соответствующей инструкции в тех случаях, когда кислотное число выше 0,15 мг КОН на 1 г масла.

6.56. Для обезвоживания нефтепродуктов на предприятии необходимо иметь специальное оборудование - отстойники периодического действия, вертикальные цилиндрические резервуары с коническим дном, горизонтальные с промежуточными ярусами, с наклонными перегородками, вертикальные с коническими тарелками, многоярусные с промывкой осадка и др.

6.57. Хранение нефтепродуктов в таре осуществляют в специально оборудованных складских зданиях, под навесом и на открытых площадках. Способ хранения принимают в зависимости от климатических условий, физико-химических свойств хранимых нефтепродуктов, вида тары.
Хранение легковоспламеняющихся нефтепродуктов с температурой вспышки 45° С и ниже, а также нефтепродуктов в деревянной таре на открытых площадках не допускается.
Хранение легковоспламеняющихся нефтепродуктов под навесом может быть допущено в исключительных случаях при соответствующем обосновании. Вид тары для хранения нефтепродукта должен соответствовать требованиям стандарта.

6.58. Горючие нефтепродукты в таре допускается хранить в одноэтажных подземных сооружениях. На предприятиях IIIв категории с общим объемом резервуаров до 20000 куб.м включительно допускается хранить нефтепродукты с температурой вспышки выше 120°С в количестве до 60 м в подземных сооружениях из сгораемых материалов при условии засыпки этих сооружений слоем земли (с уплотнением) толщиной не менее 0,2 м и устройства пола из несгораемых материалов.

6.59. Предприятия, затаривающие нефтепродукты в металлические бочки, должны оснащаться автоматизированными и механизированными средствами по обработке бывшей в употреблении транспортной тары (очистка, пропарка, промывка, просушка, проверка на герметичность и окраска), а также оборудованием по производству мелкого и среднего ремонта.

6.60. Вновь изготовляемая металлическая тара должна иметь внутреннее маслобензостойкое и паростойкое защитное покрытие, обеспечивающее электростатическую искробезопасность.
Допускается по согласованию с потребителем затаривать нефтепродукты в тару разового использования, не имеющую внутреннего защитного покрытия.

6.61. После налива нефтепродуктов тара должна быть снаружи чистой и сухой, за исключением тары, покрытой консервационными смазками. Нефтепродукты, поставляемые в районы Крайнего Севера, должны упаковываться согласно стандарту.

6.62. Складские здания и площадки для хранения нефтепродуктов в таре должны быть оснащены средствами механизации для погрузочно-разгрузочных и транспортных операций.

6.63. Капитальные сооружения (хранилища) для хранения нефтепродуктов в таре должны иметь:
подъездные пути для автомобилей и механических погрузчиков;
эстакады для погрузки (выгрузки) тарных нефтепродуктов из железнодорожных вагонов;
систему вентиляции, обеспечивающую 2-3-кратный обмен воздуха;
не менее двух дверей (ворот).
Окна складских зданий (хранилищ) должны быть оборудованы металлическими решетками; стекла на солнечной стороне окрашиваются в белый цвет.
Полы в хранилищах должны быть выполнены из негорючих материалов, иметь уклоны для стока разлитых нефтепродуктов в специальные приемники.
Хранилища должны быть оборудованы средствами механизации для работ по погрузке (выгрузке), необходимыми контрольно-измерительными приборами и приспособлениями.
Стеллажи и штабеля с затаренными нефтепродуктами должны быть пронумерованы и установлены с учетом обеспечения свободного доступа к таре и применения необходимых средств механизации.
В хранилищах должна иметься следующая документация:
план хранилища со схемой размещения стеллажей и штабелей;
картотека на хранимые нефтепродукты;
инструкции для обслуживающего персонала.

6.64. Металлические бочки следует хранить в положении лежа (наливное отверстие расположено на цилиндрической образующей бочки) и стоя (отверстие расположено в дне).
Бочки укладываются в штабели не более пяти ярусов. Бочки нижнего яруса должны укладываться на деревянные подкладки толщиной не менее 100 мм.

6.65. Порожняя металлическая и деревянная тара, бывшая в употреблении и загрязненная нефтепродуктами, должна храниться на открытых площадках.
Количество ярусов порожних бочек по высоте - не более четырех. Горловины бочек должны быть закрыты пробками, а у бочек со съемным дном должна быть приклеена прокладка, установлены съемное дно и стяжной обруч.

6.66. Складские помещения, в которых нормами технологического проектирования температура внутреннего воздуха не нормируется или допускается ниже 0°С, могут не отапливаться.

6.67. Электротехнические установки и осветительная сеть в складских помещениях должны отвечать требованиям правил устройства электроустановок (ПУЭ).
Не допускается транзитная открытая прокладка проводов и кабелей через складские, помещения.

6.68. Погрузку и выгрузку грузов, поступающих железнодорожным и автомобильным транспортом, выполняют на закрытых, с навесом или открытых грузовых платформах исходя из требований технологии хранения грузов и защиты их от атмосферных воздействий.
Длина и ширина грузовых платформ для выгрузки и погрузки тарных нефтепродуктов в железнодорожный и автомобильный транспорт должны соответствовать грузообороту, вместимости хранилища, а также габаритам применяемых транспортных средств.

6.69. В тарных хранилищах запрещается отпускать нефтепродукты, хранить укупорочные материалы, пустую тару и другие посторонние предметы. Вокруг тарного хранилища необходимо иметь отмостки и водоотводные каналы с уклоном для стока воды. Водоотводные лотки, трубы, отмостки должны содержаться исправными и периодически очищаться.

6.70. Тарные хранилища должны ежесуточно осматриваться ответственным работником нефтебазы. При осмотре проверяется состояние укупорки тары. При наличии течи принимаются меры к ее устранению.