Можно ли верить в Бога, но не верить в религию? Легко ли верить в Бога? Павел Эрлих.

Законы геометрии оставляют в тени множество доказательств, и лишь после того, как убедились в их правдивости, мы начинаем верить аксиомам. Но как быть с вопросом о существовании Бога в философии, ведь никто не может предоставить прямых доказательств?! Атеисты заведомо отвергают такую возможность, их мнение сформировано и не зависит от приводимых аргументов. Так что же говорят те, кто считает иначе?

  1. На протяжении всего хода истории были люди, которые всецело верили в Бога, причем стоит отметить, что принадлежали они к разным социальным слоям, национальностям, расам и т. д. Уровень интеллектуального развития также разнился, от племен в отдаленных уголках планеты до европейского светского общества. И путь Бога все описывали по-своему, в одном сходились - он (или она) является творцом всего сущего.
  2. Нельзя не отметить сложность организации Земли. Планета имеет, казалось бы, идеальный размер и достаточную силу тяготения, чтобы удержать существующий слой азота и кислорода в норме. Была бы она меньше, атмосфера напоминала б Меркурий - то есть, ее не было бы вовсе, и жизнь не представлялась возможной. Если же больше, то свободный водород, как на Юпитере, также не дал бы нам возможности на ней проживать. Расстояние от Солнца также будто бы выверено, находись мы чуть ближе, сгорели бы заживо, чуть дальше -замерзли. И даже вращение планеты предусматривает возможность ежедневного прогрева и охлаждения.
  3. Человеческий мозг -чрезвычайно сложный орган, обрабатывающий более миллиона сообщений за секунду, отсеивающий второстепенное и дающий нам возможность сосредоточиться на важном. Можно ли предположить, что он возник сам по себе? Есть ли в этом смысл? Даже ученые склоняются к тому, что создать такой шедевр мог мозг еще более великий.
  4. Известные астрономы, биологи и другие специалисты не раз доказывали, что даже случайности упорядочены. Например, аминокислоты в наших клетках, какова вероятность того, что они сами собой расположились в нужном количестве? Верно, ничтожно мала. Так, может, стоит признать, что и наше тело - плод чьих-то долгих трудов?
  5. Существование Библии и возможность открытого доступа к информации о Боге также считается одним из основных аргументов в пользу его существования. Археологические раскопки с каждым годом заставляют нас все сильнее задумываться о том, что персонажи великой книги реальны. Например, археологи в Израиле нашли останки царя Давида, написавшего несколько псалмов. Несмотря на то, что более 40 авторов излагали божественную историю, используя три языка, повествование сходится и ключевые темы неизменны.

Вернемся к атеистам в рамках рассмотрения данного философского вопроса. Любимый контраргумент агностиков - «Почему тогда мир не совершенен?». И действительно, люди могли бы быть бессмертными и иметь сверхспособности. На деле - голод, болезни, лишения, войны. Как в таком случае высокий и светлый разум такое допустил, если он добр и любит каждого? Выходит, создатель либо зол, либо не так уж всемогущ, либо вовсе не существует, а жизнь просто течет своим чередом. Однако в чрезвычайных ситуациях даже отчаянно неверующие первым делом произносят имя Бога…

Я верю в Бога, но не верю в религии

Толковый словарь В.И.Даля

ВЕРА
уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; | верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; | совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство. | Уверенность, твердая надежда, упование, ожидание; | стар. клятва, присяга. Слепая вера противна рассудку.

РЕЛИГИЯ
вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья. Религиозный обряд, обряд веры. Религиозный человек, верующий, твердый в вере.

Довольно часто я задаю себе вопрос а что имеет ввиду человек, когда говорит о том, что он верит или не верит в Бога? Как оказалось это интересный вопрос, ибо ответы могут шокировать. Может оказаться…

1. Что есть религия?
Ре-лигаре (лат) . Ре — возвратная частица, например «ре»-инкарнация. Лигаре — связь. Т. о. религия — это восстановление связи с Богом.

2. Можно ли верить в Бога, не поддаваясь религиозным канонам?
Можно конечно. Каноны, а точнее догматы, лишь устанавливают границы, переходя которые человек начинает верить не в Бога а в ерунду всякую, становится суевером.

3. По моему мнению …религии являются человеческим изобретением.
Это так и есть в отношении т. н. естественных религий. Во все века были тонко чувствующие, талантливые и обладающие даром руководителя люди, которые из своего понимания Бога, из своего понимания Его замысла о мире и человеке создавали религии. И в этом Вы правы.
Однако есть еще один класс религий: богооткровенные. Они основаны на том, что Бог сообщил Сам о Себе человекам. В этом классе всего две религии: ветхозаветный (строго не современный) иудаизм и христианство.

4. Нормально ли быть приверженцем нескольких…

Стоит ли современному человеку верить в Бога?

Однажды один философ сказал: «Бог давно умер, просто люди об этом не знают».
Религия всегда шла рядом с человеком. Какие бы древние цивилизации не находили археологи - всегда есть доказательства того, что люди верили в божеств. Почему? Почему люди не могут жить без Бога?

Что же такое «Бог»?

Бог – сверхъестественное высшее существо, мифологическая сущность, выступающая объектом почитания. Конечно, сотни лет назад все необъяснимое казалось фантастическим и вызывало благоговение. Но зачем поклонятся мифическому существу человеку нынешнему?

Современная наука с каждым днем делает гигантский шаг вперед, объясняя то, что раньше считалось чудесами. Мы истолковали возникновение Вселенной, Земли, воды, воздуха - жизни. И возникли они не за семь дней. Когда-то люди объясняли все катастрофы гневом Божьим. Теперь мы понимаем, что землетрясение - это следствие движения земной коры, а ураган - потоков воздуха. Сегодня ученые находят…

Ангел, объясни, какой смысл вложен в слово религия?

Пытаюсь донести, что религия и вера — не одно и тоже.

Иисус Христос явил в мир веру, принес её людям. А далекие от истинной веры люди, из этой веры убрали содержание и оставили лишь пустую форму, оболочку — религию.

Вера ведет к правильным взаимоотношениям с Богом, познанию Его в Духе Святом, религия же, по большей части, несет формализм и обрядность (обрядоверие).

Религия- это духовное рабство, а вера несет и дает свободу духа.

Вера несет мир в сердце и любовь к людям. Религия же порождает религиозный фанатизм и ненависть к другим, не таким как ты.

Часто бывает и так, что в одном и том же человеке пребывают и искренняя вера в Бога и религиозность. Но нужно понять, что это не одно и тоже. Более того — пустую, мертвую оболочку религиозности нужно сбросить, ради свободы веры внутри нас.

Богу не нужна наша религиозность. Богу нужна наша вера. Мы спасаемся именно верою, а…

Отрывок из фильма «Василий Буслаев», диалог Василия с иноземцами.

klimoff_den:Несколько слов о религии (ярым фанатикам — лучше не читать)

Я знаю, что Бог есть. Но – я не верю в Бога. Я верю Богу. Верить можно только в Чебурашку. Мне очень не нравится, что все без исключения религии — продают людям свое ложное представление о Боге. Кроме того, твердо убежден в том, что путь к пониманию Бога через религию — исключен. Как и понимание всего остального. Даже атеист находится ближе к свету, чем тот, кто регулярно ходит в церковь

При этом глупо осуждать и тех и тех. Да и вообще осуждать – глупо

Когда нам что-то не нравится, это не объективный вывод, — это несовпадение событий или предметов с вашим представлением о том, какими они должны быть

Мне видится, что религии и были созданы с тем, чтобы не дать людям выйти на истинное понимание Творца. Институт церкви – средство обмана пастырями своих овец. Нужно ли России…

Вера в Существование бога не достаточна само по себе. Человек всегда определяет себя по отношению к объектам реальности. Выразить своё положение к божеству и свою позицию по отношению к действиям божества помогает религия. Признав существование бога, следующим шагом является попытка узнать характеристики бога(насколько он опасен,можно ли наладить с ним отношения, что он может дать и т. д.) Так как человек сам не может определить характер бога, то человек получает знание о боге от самого бога из его откровения.

Разные религии по разному представляют бога и отношение к нему и првила поведения. Религиозные обряды лишены смысла, если человек отделяет их от веры.

Важно понимать, что в христианстве человек будет иметь живые отношения с Богом Библии только тогда, когда человек разделит с Богом Его сердце(желания, ожидание, стремления, Его замысел). Только после этого религиозные обряды обретают силу, преобразующую жизнь.
Вера в религию не оправдана, потому что без…

Разум против веры

По сути, людей, отрицающих существование бога, можно разделить на две группы. В первую входят индивидуумы с критическим мышлением, которые требуют неопровержимых доказательств наличия высшего духовного начала. Как правило, подобные люди обладают достаточно развитым интеллектом, заставляющим их скептически относиться к религиозной риторике.

Поскольку в современных условиях не существует возможности научным путем доказать, что бог есть, скептики делают логически верное заключение об отсутствии высшего существа, управляющего человеческой жизнью. Те проявления «божественной силы», которые официальная церковь называет «чудесами», атеисты воспринимают либо как стечение обстоятельств, либо как неисследованные природные явления, либо как мошенничество и подтасовку фактов.

Достаточно распространено мнение, что вера – это сознательный отказ от знания и попыток доказать или опровергнуть некое утверждение научным методом. Ученые из двух американских…

Слова «рационально» и «верить» не могут стоять рядом друг с другом. Это противоположные понятия.

«Есть два способа восприятия мира. Через призму веры и суеверий или посредством строгой логики, наблюдений и доказательств, с помощью разума» (Р. Докинз)

Можно верить, а можно понимать. Все, что люди когда-либо называли богом, являлось попыткой объяснить необъяснимое на конкретный момент времени. Человечество, как маленький ребенок, познает мир постепенно, и на многие вопросы, на которых не было ответа, рождался ответ «волшебный». Но человечество развивается, находит ответы на вопросы, опровергающие представления об очередном боге и других многочисленных суевериях и заблуждениях.

Есть распространенный аргумент - как можно опровергать то, что мы не знаем? Ответ - доказать тоже нельзя, а вот придумать то, что нравится, очень даже можно. Как это и происходило на протяжении истории и происходит по сей день.

Аргумент Паскаля, упомянутый выше, не совсем оправдан….

Как мы знаем, верования разных народов отличаются друг от друга. Но, несмотря на разнообразие религиозных вероучений, обрядов и ритуалов, все религии сходны в одном: они исходят из того, что наряду с земным миром существует и ещё один мир, мир сверхъестественный, где есть силы, которые управляют всем, что происходит на нашей планете.

Боги, властвующие над людьми, представляются всемогущими, всесильными существами. Они определяют судьбу каждого человека, зорко следят за его поступками и в конце концов призывают его на суд, где он отдаёт отчёт о своей земной жизни. А бог решает, стоит ли удостаивать его своей милостью или наказать за прегрешения.

Земные порядки установлены богом, а значит, они справедливы. Если же кому-то покажется, что это не так, и он замыслит изменить эти порядки, ему следует задуматься: ведь он же подвергает сомнению мудрость самого всевышнего, восстаёт против его творения.

Значит, человек ничего не может в жизни? Да, ничего не может,…

Втор. 4:15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня,
16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,
17 изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами,
18 изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли;
19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом

44.Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному.
45 Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида.
46 Сей обрел…

Нужно ли верить в бога?

Человек от природы – неверующий. Все дети – атеисты, поскольку, рождаясь, мы еще не успеваем усвоить навязанных нам в обществе стереотипов и догматов. Не зная о догматах так называемой «веры», дети ничего не знают и боге (богах) и до определенного момента высшим авторитетом для них являются родители. И уже потом от родителей и общего окружения у ребенка формируются те или иные представления, будь то атеистические или религиозные. Неоспоримо одно: все дети изначально – атеисты.

Кто же такие верующие? Верующие – есть те, кто признают бытие высшего, сверхъестественного существа или существ.

А во что или в кого верит бог, если хотя бы в качестве ненаучной гипотезы допустить его существование? Возьмем христианского бога, как наиболее близкого к нам территориально.

Книга Бытие утверждает, что бог создал человека по своем образу и подобию. Отсюда, если он верующий, значит, и человека создал верующим. Иисус, его…

Довелось мне наткнуться на религиозную тему на одном из форумов рунета, и в этой теме некий юный атеист хаял православие стандартными лозунгами о физической подготовке священников, стоимости их автомобилей, неоправданной дороговизне свечей в храмах и т.д.

На что он получил лаконичный и вполне себе дельный совет от старожилов форума: «Иди отсюда, богоборец прыщавый!» Если честно, думаю, что на этом в принципе можно бы и заканчивать все подобные разговоры. Кстати, на этом они дискуссию и закончили. Основываясь на обетовании Христа о непобедимости Его Церкви к вышесказанному совету можно вообще ничего не добавлять. В этом просто нет смысла.

А я хочу немного порассуждать вот над чем: в подобных дискуссиях иногда приходится слышать мнение, что люди верят в Бога, потому что верить – это очень легко. А неверие якобы заставляет человека мыслить и искать ответы, а не списывать всё происходящее на чью-то волю свыше.

Верить в то, что всё в жизни происходит не без…

— «Вы пишите научным философским языком.Я не философ и мне близок эзотерический язык(духовный),основанный на энергий информационном обмене.»

Конечно, ВСЁ — вопрос мнения, в смысле вкуса, а о вкусах не судят!))

С другой стороны, если взять логику, как критерий, то можно поискать и объективную опору для мнения.

Мне кажется, что применение Вами тут термина «эзотерический» не совсем корректно.

То, что я у Вас прочёл — чисто экзотеризм. Дуалистический, по сути.
Даже не мезотеризм.

А вот то, что относится к монизму — это действительно эзотеризм.

Само слово «эзотерический» подсказывает:

«Слово «эзотеризм» происходит от слова «эзотерический» - тайный, скрытый, посвящённый в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным. Антоним - экзотерический. Может употребляться как, например: «эзотерическое значение какого-либо обряда».»

На деле же, все общества, которые что-то такое публикуют в какой-либо форме — мезотерики,…

Религия. Верить или нет?

Что это за явление, и стоит ли уделять ей огромное значение? Как так произошло, что в некоторых регионах религия принимает буквально массовое явление, люди не замечают вещей, которые созданы ими же лишь для того, чтобы поддерживать свои физиологические нужды, обеспечить комфорт. Почему так происходит. И такая ли это сила религия? Есть ли конкретные доказательства учений, которые могут коренным образом ответить на вопрос, есть что-то или нет.

Не двусмысленно, а именно конкретно. Давайте в этом коротком обзоре попробуем выяснить это. Начнём с того, что скажем: «Религия и её течения имеют огромную власть». И прежде всего, власть над людьми, над их волей, над их сознанием. Это более лёгкий способ и менее затратный, нежели применять оружие, иные способы подчинения и порабощения масс.

Достаточно зародить в мозге человека, что он обязан, должен, и он безукоризненно будет это выполнять. Иногда это и нужно, есть разные жизненные ситуации, например,…

архимандрит Кирилл (Говорун):
Церковь – это место общения с Богом, но часто можно услышать от людей «внешних», что им не нужны «посредники». Зачем нужна Церковь, если с Богом можно общаться и самостоятельно?
– Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Церковь подразумевает как вертикальное общение, так и горизонтальное, причем первое не бывает без второго. Так устроен мир, что для того чтобы встретить Бога, людям нужно сперва встретить друг-друга. Природа богообщения подразумевает соучастие. Иначе человек может оказаться во власти иллюзий, его мистический опыт может оказаться фантазией, будучи принципиально субъективным. Кому-то это может показаться неубедительным, но есть вопросы, которые остаются предметом веры. Веру вообще невозможно доказать. Ее можно только принять, познать, пережить на собственном опыте.

священник Даниил (Сысоев):
Церковь – не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это…

Публикуем диалог владыки с Марганитой Ласки, посвященный проблеме поиска веры в современном мире. Владыка Антоний вел радиобеседы на ВВС в 70-е годы прошлого столетия, одну из которых мы и предлагаем вниманию читателей.

1970-е годы. Англия. У радиомикрофона встретились два человека. Писательница-атеистка Марганита Ласки и митрополит Сурожский Антоний (Блум). Два человека говорят о том, что определяет их жизнь, и пытаются понять, почему они так по-разному смотрят на мир. Эта беседа вошла в книгу «Бог: да или нет? Беседы верующего с неверующим», выпущенную издательством «Никея» совместно с фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского». Приводим здесь ее фрагмент.

Христиане верят в то, чего не знают?

М. Ласки: Вы верите в Бога и считаете, что это хорошо и правильно. Я не верю в Бога и считаю, что это хорошо и правильно. И вы, и я - люди не легкомысленные, серьезные, мы пришли к своему заключению так вдумчиво, как только могли….

Слова "рационально" и "верить" не могут стоять рядом друг с другом. Это противоположные понятия.

"Есть два способа восприятия мира. Через призму веры и суеверий или посредством строгой логики, наблюдений и доказательств, с помощью разума" (Р. Докинз)

Можно верить, а можно понимать. Все, что люди когда-либо называли богом, являлось попыткой объяснить необъяснимое на конкретный момент времени. Человечество, как маленький ребенок, познает мир постепенно, и на многие вопросы, на которых не было ответа, рождался ответ "волшебный". Но человечество развивается, находит ответы на вопросы, опровергающие представления об очередном боге и других многочисленных суевериях и заблуждениях.

Есть распространенный аргумент - как можно опровергать то, что мы не знаем? Ответ - доказать тоже нельзя, а вот придумать то, что нравится, очень даже можно. Как это и происходило на протяжении истории и происходит по сей день.

Аргумент Паскаля, упомянутый выше, не совсем оправдан. Предположим, что бог есть. Религий существует множество. Какой бог есть? За веру не в того бога большинство религий предвещают не меньшие, а то и куда более страшные муки после смерти, чем за атеизм.

Сейчас наука (та классная штука, что подарила нам электричество, отправила человека в космос, увеличила продолжительность жизни, создала суперкомпьютер, который обрабатывает 60 триллионов операций в секунду) объясняет очень многое. Например, откуда берутся субъективные ощущения присутствия сверхъестественного. Что то, что мы привыкли называть душой - всего навсего совокупность процессов в мозгу, и что сознания/души вне тела быть не может, как и загробной жизни, соответственно. После жизни, по всей видимости, будет примерно тоже, что и до. Что там, припоминаете?

В бога и жизнь после смерти удобно и приятно верить, это несколько избавляет от страха смерти, так присущей человеку, а также от мучительных поисков ответов на вопросы, такие как "кто я и зачем?", "в чем смысл жизни?", "как жить правильно" и подобные. Но рационального тут нет ничего.

Приведу выдержку из одной любопытной статьи:

Вера - это незнание

Невозможно верить в то, что ты точно знаешь. Например, в то, что дважды два - четыре. Зато можно верить в то, о чем ты не имеешь ни малейшего понятия.

Бог - это побочный эффект эволюции

«Бог есть потому, что у нас есть представление о нем в нашей голове».

Но нам кажется, что этот аргумент неплохо работает и в обратном направлении: наличие Бога у нас в голове - повод усомниться в его существовании, особенно если учесть, что по соседству с ним обитают Спанч Боб и Русалочка.

В Интернете активно обсуждают статью известного французского философа и материалиста, атеиста, бывшего до 18 лет пылким католиком, Андре Конт-Спонвиля. Называется она просто – «Три причины не верить в Бога». Прочитав эту статью, мы столкнемся с довольно романтической аргументацией, которая выдает ожидаемую Библию за .

Здесь мы попытаемся описать три причины, которые заставят нас задуматься о бытии Бога и о том, что мир – это не только то, что мы видим.

Всех атеистов можно разделить на две категории: 1) воинствующие фанатики, которые никогда даже не пробовали полностью прочесть Библию или хотя бы одно из Апостольских посланий (обиженные дети ) и 2) люди, знакомые с религией и священными текстами порой даже лучше «истинно верующих», но не верующие в Бога (ищущие ).

Христианство само по себе рождалось в атеизме: с момента смерти Христа и до Его воскресения к атеистам второй категории можно отнести апостолов и людей, принявших слово Христово. Чувство богооставленности, которое испытал на Кресте Христос, теперь полностью поглотило апостолов. Христос умер – и не во что больше верить. Надежда умерла вместе с Распятым Царем Иудейским. Именно поэтому апостол Павел и называет источником веры воскресение Христа: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15: 14).

Возможно, сейчас это прозвучит странно, но атеизм необходим религии. При грамотном подходе атеизм заставит задуматься над бытием Бога: человек, видя себя и все, что вокруг, остается неверующим – почему? Не из-за того ли Бога, в Которого он не верит, Которого он не нашел? Атеизм – это довольно смело: человек живет, будучи уверен, что после смерти от него ничего не останется. Он продолжает жить, познавать себя, других, мир и хочет прожить долго, не понимая, что это желание давно и незаметно для него самого вышло за рамки инстинкта самосохранения.

Как только «обезьяна Дарвина» спросила себя: «Зачем я живу?», в этот самый момент она обрела Бога. Самоанализ, поиск причин и следствий, речь, вся гамма человеческих чувств и эмоций, начиная со смеха и заканчивая плачем, – это зеркала, стоящие друг напротив друга и отражающиеся друг в друге, за которыми не видно конца и края всему тому, чего подсознательно ищем. Наверное, оттого, что ищем Бесконечное и Непознаваемое.

Мы обречены находить великое в малом и необъяснимое в, казалось бы, до боли понятном. Человек XV века смотрел на подсолнух и видел подсолнух. Человек XIX века взглянул на подсолнух и увидел последовательность чисел Фибоначчи. Мир стремится к балансу и гармонии, он стремится к идеалу. Ключевой вопрос все тот же: зачем? Возможно, это прозвучит абсурдно и далеко не по-миссионерски, но религия во многом проиграет, если атеизм исчезнет. Если хотите, атеизм – это «контрастный душ» религиозного сознания.

Но вернемся к трем причинам поверить в Бытие Единого Бога, которые мы сформулируем как ответ трем тезисам Андре Конт-Спонвиля.

1) «Первая причина – самая банальная, но и самая значительная – это необъятность зла и горя в этом мире. В нем слишком много ужаса, страдания и жестокости» , – пишет Конт-Спонвиль.

Безусловно, глупо было бы закрывать глаза на несправедливость мира, на жестокость и горе ни в чем не повинных людей, говоря о Боге. Но точно так же глупо будет «рисовать» Бога углем на золоте. Глупо будет придумывать «самого лучшего» Бога и наделять Его какими-то идеальными качествами «по вкусу». Следуя логике философа, если Бог есть, то он должен делать а), б), в), г), д) и т.д., приносить кофе в постель и следить за тем, чтобы на улице всегда было солнечно. Люди пытаются изобразить Бога, Абсолютный Идеал, не будучи в состоянии даже разобраться со своей личной жизнью, понять причины любви и предательства, смеха и слез, радости и горя. Мы не можем увидеть дальше горизонта, но уже успешно описываем Первопричину всего. Нам легче обрубить весь мир до грубого «хорошо» и «плохо» и на этом холсте нарисовать «доброго» «правильного» Бога.

«Убогость», выражаясь словами Конт-Спонвиля, готова расписаться за весь Промысел Абсолюта и показать Ему на место в углу кухни. Видимое несовершенство этого мира проистекает из свободной человеческой воли. Искаженной, но свободной. Сколько психически здоровых людей захотели бы навсегда отказаться от своей воли и лишиться способности сделать выбор? Мы ошибаемся, но в то же время все выбираем свободно. И в этих ошибках проявляется наше самосознание и индивидуальность. Уже сам факт того, что человечество со 100%-ной вероятностью не застраховано от ошибок и до сих пор существует и развивается, заставляет задуматься о Боге. Поэтому «Первая причина – самая банальная, но и самая значительная – Бог существует, потому что мир погряз во зле, но до сих пор стоит».

2) «Моя вторая причина не верить в Бога – это сама натура человеческая, скорее смешная и жалкая, чем злая» , – продолжает Конт-Спонвиль.

Скажем больше: с точки зрения все той же биологии, человек – это самое жестокое животное из всех возможных. Ни одно другое существо не будет убивать ради удовольствия, радоваться боли и горю другого человека, во всем подобного самому себе, и оттачивать мастерство манипуляции. Насколько человек может быть гениален и душевно прекрасен, настолько он может быть духовно уродлив и безразмерно жесток. На фоне этого мы все больше похожи на сломанный совершенный механизм, чем на обезьяну, которая внезапно прикурила от двух камней и палки.

Поэтому «Вторая причина поверить в Бога – это сама натура человеческая, скорее сломанная и неспокойная, чем целостная и безрассудная». Бог существует, потому что человек перешагивает через себя и стремится ограничить разрушение в себе и мире и обуздать свои животные инстинкты, биологически не имея на то никаких веских причин. Бог существует, потому что мы несовершенны, потому что мы ошибаемся на каждом шагу.

3) «Третья причина такова, что, когда я говорю о ней, она звучит абсурдно. Моей вере в Бога больше всего мешает то обстоятельство, что мне очень хотелось бы действительно верить в его существование» , – заключает Конт-Спонвиль.

«Любая религия строится на наших самых заветных желаниях – желании жить вечно или, точнее, не исчезнуть в никуда после смерти и желании быть любимыми. И именно поэтому вера вызывает подозрения» , – такова аргументация французского философа.

Возможно, сейчас это прозвучит удивительно, но ветхозаветная религия совершенно не уделяла внимания загробной участи человека. Ветхий Завет настолько ярко контрастирует с культами Древнего Египта, Греции и Вавилона, в которых посмертной участи человека отдается чуть ли не первое место, что ряд историков философии (в частности Ф.Ф. Зелинский) делают закономерный вывод: Ветхозаветная религия – это теистический материализм. Чего стоят такие места из Библии: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6), «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают» (Еккл. 9:5). При беглом взгляде неподготовленного человека на эти места напрашивается довольно неоднозначный вывод. Именно поэтому среди иудеев и появились саддукеи, которые верили в единого Бога-Творца и закон Моисея, но категорически отрицали воскресение мертвых и бессмертие души.

Дело в том, что Ветхий Завет фокусировал внимание преимущественно на жизни человека здесь и сейчас: «Почитай отца твоего и мать, да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле » (Втор. 5:16). Человек соблюдает заповеди не потому, что его ожидает награда или наказание, а потому что так хочет Творец. Именно с этого, по большому счету, и начиналось христианство. И, как видим, чтобы верить в Бога, людям необязательно было надеяться на личное бессмертие.

Третья причина поверить в Бога проистекает из двух предыдущих и «Такова, что, когда я говорю о ней, она звучит абсурдно. Неверию в Бога начинает мешать нежелание верить в Него» . Как только человек решит уйти от веры в Бога и уклониться в неверие, то колеблемый первыми двумя причинами, он станет испытывать трудности на пути своего неверия, ведь «Куда я пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138:7). Прожить жизнь, задаваясь вопросом: «Зачем?», терзаться от сомнений своей свободной воли и балансировать между красотой и уродством, зная, что такое «добро и зло», постигать мир, творить в нем и после всего этого кануть в небытие – это слишком просто. И это вызывает большие подозрения в отрицании Бога.

Читайте материалы СПЖ теперь и в

«Как вы, человек столь близкий к христианской традиции и знающий евангельские каноны, можете утверждать, что не верите в Бога?» Когда мне задают этот вопрос, в ответ я могу назвать сотню причин, но трех, кажется, вполне достаточно.

Первая причина - самая банальная, но и самая значительная - это необъятность зла и горя в этом мире. В нем слишком много ужаса, страдания и жестокости. И все это вина человека? Без сомнения, но дело не только в нас.

Сама природа безжалостна. Безжалостен мир, в котором мы живем. Возможно ли представить, чтобы Бог захотел устроить все эти землетрясения, страшные болезни, страдания детей, немощь стариков? Значит, либо Бог несправедлив, либо он не всемогущ. А если Ему не хватает могущества или сострадания, значит, он глубоко несовершенен - какой же это Бог!

Моя вторая причина не верить в Бога - это сама натура человеческая, скорее смешная и жалкая, чем злая. Я слишком хорошо себя знаю и испытываю к себе слишком мало уважения, чтобы возомнить себя божьей тварью.

Стал бы Он так утруждать себя ради столь посредственного создания? Могла ли великая сила породить такую убогость? Я пытаюсь быть достойным и приличным человеком и, без сомнения, не считаю себя много хуже остальных людей. Но просто быть приличным человеком - как это ничтожно, как это жалко!

Просто быть приличным человеком... Разве можно представить, что Бог, создавая нас, хотел именно этого?

Третья причина такова, что, когда я говорю о ней, она звучит абсурдно. Моей вере в Бога больше всего мешает то обстоятельство, что мне очень хотелось бы действительно верить в его существование.

Еще бы, ведь у веры так много преимуществ. Как было бы чудесно, если бы Господь раздавал людям по справедливости, поощряя добродетель, карая зло и помогая в слабости! Как было бы чудесно, если бы все мы чувствовали себя любимыми! Если бы любовь была столь же сильна, как смерть, а то и сильнее - не в этом ли главная благая весть?

Любая религия строится на наших самых заветных желаниях - желании жить вечно или, точнее, не исчезнуть в никуда после смерти и желании быть любимыми. И именно поэтому вера вызывает подозрения.

Выводы напрашиваются сами собой: вера, построенная на наших самых заветных желаниях, без сомнения, создана только для того, чтобы успокоить, утешить и обнадежить нас - пусть даже одним лишь обещанием исполнения этих желаний.

Такова суть иллюзии, которую Фрейд определяет как «вера, порожденная человеческими желаниями». Питать иллюзии - значит принимать желаемое за действительное. Невозможно желать чего-либо больше, чем мы желаем существования Бога. И ничто так не подпитывает наши иллюзии, как вера в Него. И то, как сильно я - как и другие люди - хочу верить в существование Бога, - уже причина, достаточная для того, чтобы не верить в Него. Бог слишком прекрасен, чтобы существовать на самом деле.