Нарушение сонорных звуков. Постановка соноров презентация по логопедии на тему

Сонорные звуки - это такие звуки, в которых тон голоса преобладает над шумом. К ним относятся звуки: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й.

Звуки Р и Р’

В норме эти звуки появляются у ребёнка к 5–6 годам.

Нарушение их произношения (ротацизмы) могут иметь вид:

  • отсутствия этих звуков;
  • замены Р на Р’ и наоборот, а также на Л, Л’ (чаще всего), Й, Г,Д;
  • горлового произношения, когда задействован не кончик языка, а небная занавеска;
  • носового произношения, похожего на английское «ng»;
  • бокового произношения, при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме Л’. Получается звук, напоминающий сочетание РЛ’ («рляк», «сарляй»).

Причинами неправильного произношения этих звуков чаще всего являются короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык, слабость мышц языка, отсутствие сильной воздушной струи, идущей через рот, нарушение фонематического восприятия, когда ребёнку трудно различить на слух близкие по акустическим свойствам фонемы.

Слова для диагностики

  • раковина
  • кукуруза
  • мухомор
  • динозавр
  • рисунок
  • черепаха
  • фонарь
  • стрекоза

Звуки Л и Л’

Звук Л’ появляется к 3 годам, звук Л к 4–5 годам.

Чаще всего остаётся нарушенным твёрдый звук. Недостатки произношения этих звуков носят название ламбдацизма.

Нарушение Л может проявляться:

  • в отсутствии или удлинении смежных гласных («аампа», «паака»);
  • в произнесении Л в виде краткого гласного звука типа Ы («Ыампа»)
  • в замене на Г, Й, Н;
  • в виде носового произношения, похожего на английский «ng»
  • в виде двугубного звука, похожего на английский W (например, словах «way», «whot»).

Л’ как правило заменяется на Й.

Причинами неправильного произношения звуков являются резко укороченная подъязычная связка, слабость мышц языка, нарушение фонематического слуха.

Слова для диагностики

  • лопата
  • молоко
  • солдат
  • ленточка
  • колёсико
  • мебель
  • рубль

Звук Й

Звук Й появляется в 2–3 года.

Недостатки произношения звука Й носят название йотацизма.

Чаще всего заменяется звуком Л’, но может также заменяться на звуки Х’, З’, И.

Слова для диагностики

  • скамейка
  • попугай

Звуки Н и Н’

Эти звуки считаются звуками раннего онтогенеза, то есть ребёнок их начинает произносить раньше, как правило, как только у него появляются первые слова к 1,5– 2 годам.

Нарушение произношения как правило происходит из-за непроходимости носовых полостей (при насморке) или уменьшения носоглоточной полости и может звучать как Д, Д’ («НЕ НАДО» как «ДЕ ДАДО»)

Их отсутствие в стечении согласных в 4–5 лет может говорить о нарушении фонематического восприятия, об общем недоразвитии речи. Для более точного выяснения причин необходимо обратиться к специалисту-логопеду

Слова для диагностики

  • макароны
  • апельсин
  • гномик
  • ниточка
  • гусеница
  • шампунь

Звуки М и М’

Являются звуками раннего онтогенеза, появляются к 1 году.

Их отсутствие может говорить о достаточно серьёзных нарушениях фонематического восприятия, о наличии общего недоразвития речи. Для более точного выяснения причин необходимо обратиться к специалисту-логопеду.

Слова для диагностики

  • машина
  • бумага
  • гимнаст
  • мизинец
  • камешек
  • шмель

Вопрос

В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.

Клинико-педагогическая классификация

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:

Функциональную;

Механическую.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические - в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Брадилалия - патологически замедленный темп речи.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой и монотонной.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При ускоренном темпе речь патологически тороплива, стремительна, напориста.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.



Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма.

Психолого-педагогическая классификация

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы. Первая группа - нарушение средств общения.

В ней выделяют:

Фонетико-фонематическое недоразвитие(ФФН)- это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Основные проявления, характеризующие это состояние.

Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т" произносится вместо звуков с", ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).

Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф - вместо звука ш.

Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других - заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР можно выделить следующие общие закономерности:

Значительно позднее появление речи

Ограниченный словарный запас;

Грубые нарушения грамматического строя;

Выраженные недостатки звукопроизношения;

Речь детей с ОНР малопонятна.

Вторая группа - нарушения в применении средств общения.К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).

26. клинико-педагогическая классификация:устная и письменная.Нарушения устной речи два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, системными или полиморфными нарушениями речи.I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Дисфоиия (афония) -отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.2. Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.. Тахилалия - патологически ускоренный темп речи Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.При ускоренном темпе - торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминахбаттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается терминомполтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием - нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.4. Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.5. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или вих смешении.. Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса,7. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой формат Эти случаи необходимо отличать от дислалии. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается, не сформированной речевая деятельность ребенка.2. Афазия - полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.Нарушения письменном речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности -расстройства чтения.1. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.2. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ Первая группа - нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2. Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Вторая группа - нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью.

Свистящие «С»

Недостатки произношения:Звук слышен, но он звучит ненормально: Сигматизм.

Язык между зубами – межзубный. Нижняя губа с верхними зубами смыкается – губно-зубной. Язык (кончик) отодвинут от нижних зубов назад – шипящий. Язык узкий, воздух идёт не по центру, а с боку – боковой. Воздух выходит через нос – носовой.(замена и смешение)Парасигматизм. Может быть заменён на Т, Ц, С, Ш, З, Х.

Методы устранения:По подражанию.

А. Как водичка бежит из крана.

От артикуляционной гимнастики.

А. Широкий язык на нижнюю губу.

Б. Зубы облизать.

От опорных звуков. С помощью фонемы, которая близка по артикуляционному фону.

А. На фоне звука Ф, оттягивать нижнюю губу вниз. Звук Ф преобразовать в звук С.

Механическая помощь

Для устранения межзубного сигматизма.

(ручка чайной ложки, соломинка, спичка…)

Прижать кончик языка за зубы, улыбка и выдохнуть. Зажать кончик спички зубами.

Устранение мягкого произношения. Ввести предмет до уровня спинки языка. Надавили, прикусили, улыбнулись, выдохнули.

Приклеить кусочек ваты на нижнюю губу – сдуть.

Шипящие

Недостатки произношения

СИГМАТИЗМ

Губно-губной,- межзубный,- боковой,- шипящий,- носовой,- призубный

- «щелочное» произношение: воздух проходит между сближенными зубами и прижат к ним с боков уголками рта (раздуваются щёки)

- «нижнее» произношение: щель образуется не между сближением кончика языка и твёрдого нёба, а передней частью его спинки

Заднеязычное произношение: щель образуется сближением задней части спинки языка с твёрдым нёбом (напоминает Х) или фрикативное Г

ПАРАСИГМАТИЗМ-Ш – С, Т, Ж

Методы устронения1. По подражанию

Шипение змеи

Шум деревьев

2. От артикуляционной гимнастики

От «чашечки». Сделать «чашечку» внутри ротовой полости и сильно подуть на неё

Обратить внимание на то, чтобы боковые края языка упирались в верхние коренные зубы. Для этого прижимать пальцами щёки к челюстям.

3. Механическая помощь:

предлагается произнести звук С одновременно поднимая кончик языка вверх.

кончик языка поднимается с помощью зонда и шпателя.

Упражнение «Толстушечка» надуваем щёки, нажимаем на щёки пальцами, дуем – пш.

Соноры

Недостатки звука:

ЛАБДАЦИЗМ

Звук отсутствует, происходит удвоение последующего гласного.

Губно-губное произношение, напоминающее звук У. В этом случае звук Л произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости.

Губно-зубное произношение, напоминающее звук В. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости.

Межзубное произношение. Кончик языка находится между зубами.

Смягчённое произношение, среднее между мягким и твёрдым произношением. В этом случае звук Л произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.

Носовое произношение.

ПАРАЛАМБИЦИЗМ

Л – У, Л – Д, Л – В, Л – Н, Л – Л/, Л – З, Л – Р, Л – Й

Методы устронения Механическая помощь:

От звука ля, ввести зонд №4 между твердым небом и ср. частью спинки языка, нажать на я зык вниз, произнести несколько раз сочетание ля, в момент произнесения регулировать движением зонда. Пока не будет получен акустический эффект твердого «Л»

При параламдацизме необходима работа по дифференциации смешиваемых звуков

От опорных звуков:

Постановка от гласных – ЫА. Предлагается тянуть гласный звук и в это время просунут кончик языка между зубами, закусив его посредине. В дальнейшем межзубное положение переводят в зазубное.

Недостатки звука.

РОТАЦИЗМ – до 28 искажений.

Основные:

Боковое произношение. При этом виде – двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При одностороннем кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний боковой ротацизм). При двустороннем ротацизме вибрируют боковые края языка.

Картавое или горловое произношение. Два подвида: а) велярное, которое образуется вибрацией мягкого нёба; б) увелярное, при котором вибрирует маленький язычок (р французское)

Носовое произношение, когда Р с гнусавым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос.

Глухое Р, которое произносится без участия голоса.

ПАРАРОТАЦИЗМ: Р на Д Р на Й Р на Л Л/ Р на Н Р на Г Р на В Р на Ы

Методы устранения: От слогового сочетания ЗА с несколько удлинённым произношением первого звука из слога ЗЗЗЗА. В ходе многократного повторения слогов ребёнок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперёд к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного Р, в сочетании с гласным А.

Механическая помощь.

При помощи шарикового зонда. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрым движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсы профессиональной переподготовки

по направлению «Дефектология. Логопедия»

Тема: Виды нарушений и коррекция сонорных звуков

Кочергина Ирина Викторовна

Введение

2.1 Ротацизм

2.2 Ламбдацизм

2.3 Йотацизм

Заключение

Список литературы

Введение

Неправильное звукопроизношение, которое до сих пор именуется как косноязычие, является одним из самых частых проявлений речевой патологии; дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи, к тому же они оказываются наиболее элементарными проявлениями всего речевого нарушения и потому наиболее легко уловимыми. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стабильность неправильных форм произношения характерны для случаев патологии.

1. Общие сведение о нарушениях звукопроизношения

В структуре речевого дефекта обнаруживаются более или менее глубокие отклонения в анализаторной деятельности детей (главным образом речедвигательной или речеслуховой), вследствие чего дети с трудом овладевают звуковым анализом в период первоначального обучения в школе. В результате этого появляются специфические ошибки в письме, причем, в зависимости от глубины нарушения звукового анализа, они могут быть единичными или довольно распространенными. Проводившиеся в младшей школе исследования показали, что устранение недостатков письма, связанных с фонетико-фонематическими отклонениями, в условиях общепринятой методики обучения русскому языку в школе происходит довольно редко, да и то в наиболее легких случаях. Как правило, оно требует применения специальных средств и методов, разработанных в логопедии. В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера. Следовательно, необходимо учитывать: звукопроизношение дефект урок сонорный

2) снижение периферического слуха и нарушения слухового восприятия центрального характера. Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих - 22 %, шипящих - 24%, р - 26 %, л - 10%, звонких - 4,5%, задненёбных - 1 %, и - 1,5%. Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже. Дефекты искажения таких простых звуков, как м, н, п, т и особенно гласных, наблюдаются очень редко (при снижении слуха и при гнусавости). Мы можем говорить о семи основных видах неправильного звукопроизношения (названия некоторых из них образованы от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы): сигматизм - при нарушении в группах свистящих и шипящих, ротацизм - при нарушении произношения звука р, ламбдацизм - при нарушении произношения звука л, каппацизм - при нарушении произношения задненёбных, йотацизм - при нарушении произношения звука й. Для нарушения озвончения и смягчения особых терминов нет. Таким образом, на искажения сонорных звуков р, р", л, л", й приходится в общей сложности около 37% от всех видов нарушения звукопроизношения в младшей школе. Необходимость изучения особенностей нарушения произношения сонорных звуков младшими школьниками обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы. Ее цель - изучение методики исправления неправильного произношения сонорных звуков в младшей школе.

Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения. Так, звук т может или смягчаться или заменяться звуками п или к, а вариантов нарушения произношения звука р насчитывается свыше 20: р боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука р звуками л, л", р", й, в, д и т.д. Если мы проанализируем приведенные варианты искажения звука р, то увидим, что для части их характерно только изменение привычного звучания звука р, но наличие звука р в произношении остается несомненным для слушающих, тогда как в других случаях вместо звука р произносится тот или иной звук того же языка - его заменитель. Случаи замены одного звука другим носят название паралалий. В группах ротацизме в, ламбдацизмов, каппацизмов можно выделять чисто фонематические ротацизмы, ламбдацизм ы и параротацизм ы, параламбдацизмы и т.д. Для дефектов озвончения и смягчения согласных характерны только паралалий, т.е. замены звонких парными глухими, или наоборот, и мягких согласных их парными твердыми, или наоборот. В логопедии учитываются три уровня неправильного звукопроизношения: а) полное неумение произносить (хотя бы повторить по образцу) тот или иной звук или всю группу звуков; б) неправильное произношение их в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их вне слова, изолированно, или в легких словах; в) недостаточное дифференцирование - смешение двух близких по звучанию или по артикуляции при умении правильно произносить оба звука. Постоянная замена одних звуков другими в произношении ведет обычно к недостаточной дифференциации, смешению их при восприятии (на слух). При обучении школьник переносит смешения в письменную речь. Это явление относится к одному из видов дисграфии (нарушение письма) . У разных детей неправильное произношение может то касаться только одной группы звуков (звонких, задненёбных или свистящих и др.), и тогда оно носит название простого, частичного, мономорфного дефекта звукопроизношения, то охватывать многие группы звуков (одновременно один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и дефектами озвончения и т.п.), тогда дефект называется сложным диффузным, полиморфным. Искажения звуков: Ротатизм Ламбацизм Йотатизм Замена звуков: Параротатизм Параламбацизм Парайотатизм Естественно, что, чем сложнее указанный дефект, тем больше страдает благозвучность и внятность речи. В логопедии известны более сложные речевые нарушения, в которых фонетический дефект оказывается только одним из симптомов, характеризующих все речевое нарушение в целом. К таким сложным речевым нарушениям относятся дизартрии, алалии, афазии, нарушения речи при тугоухости.

2. Виды нарушения произношения сонорных звуков

2.1 Ротацизм

Под этим названием объединяются различные дефекты произношения звука р. - согласный - ротовой - дрожащий - переднеязычный - сонорный - твердый Голосовые связки сомкнуты и вибрируют (сонорный), нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос, губы и зубы открыты, нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены, корневая и средняя часть языка неподвижны и также напряжены, передняя треть языка широко распластана, истонченные боковые края приподняты, упираются в верхние зубы и образуют довольно широкое сужение - канал для воздушной струи, которая поступает на кончик языка; последний неплотно прилегает к верхним альвеолам и под влиянием струи периодически колеблется, то прилегая к альвеолам, то отходя от них. Быстрота колебаний от 2-3 до 30 в секунду. Благодаря большой сложности артикуляционной работы, и в частности языка (участвуют все мышцы языка), наблюдается много видов ротацизма (логопед А. Я. Яунберзинь зарегистрировала 28 вариантов). Наиболее частыми будут следующие. Ротацизм: - Отсутствие р (полное отсутствие звука или призвук гласного вместо него). - Носовое произношение. - Так называемое горловое произношение (велярное или увулярное) - Горловое (увулярное) произношение звука р. - Одноударное. - Глухое. - Двугубное р: а) кучерское с вибрацией. б) двугубное, без вибрации.

Боковое произношение. параротацизм: р-д р-й р-л р-ль р-н р-г р-ы

Способы постановки. Сложность артикуляционного уклада звука р и соответствующее многообразие дефектов его произношения породили различные методические приемы исправления последних. Полная последовательность приемов постановки звука р включает упражнения на поднятие языка в форме “ковша” с выдвиганием кончика языка кверху и на выработку вибрации кончика языка. И те и другие упражнения должны выполняться на фоне неподвижности всего артикуляционного аппарата. Подготовительными упражнениями для языка будут: а) поднятие широкого языка на верхнюю губу, причем необходимо следить за плотным и устойчивым прилеганием краев языка к верхней губе; нижняя губа не должна выдвигаться и поддерживать язык снизу; б) язык, сохраняя свою форму, втягивается за зубы. Для развития кончика языка, что особенно важно в случаях массивных подъязычных уздечек и парезов языка, рекомендуются следующие упражнения: а) язык вверх - вниз (на верхнюю губу - на нижнюю губу, а также за верхние зубы - за нижние зубы); б) язык вправо-влево (снаружи и во рту); в) круговые движения языка между челюстями и губами то справа налево, то наоборот с задержкой и упором кончика языка в правую щеку, в левую щеку. Необходимо следить, чтобы кончик языка не выскальзывал из-за губы. Весь ход кругового движения контролируется зрительно - при помощи зеркала и тактильно - ощупыванием движения языка снаружи пальцем. Во всех указанных упражнениях, производимых снаружи или при открытом рте, можно применять механическую помощь - поднимать и удерживать язык чистым пальцем или шпателем. Нужные движения и нужная форма языка вырабатываются скорее и совершеннее, если мы включаем целенаправленное действие, требующее той же или близкой формы языка и тех же движений. Такими действиями будут: прищелкивание языком (действие, которое входит в акт сосания), “болтушка”- звук, производимый быстрым движением просунутого между губами кончика языка то вверх, то вниз, лакательные движения языка и произнесение звуков с более или менее сходной артикуляцией. Такими звуками будут т, д и ж. При использовании прищелкивания необходимо следить, чтобы оно производилось кончиком языка, а не спинкой. Первое время можно применить механическую помощь, поставив между зубами под язык (в поперечном положении) медицинский шпатель, можно поддерживать язык вверху кончиком шпателя. Необходимо добиваться прищелкивания, сопровождаемого четким щелкающим звуком. В дальнейшем ребенок должен научиться плотно присасывать язык к нёбу, длительно удерживая его так, чтобы он не отрывался от нёба во время движения нижней челюсти вверх и вниз (очень полезное упражнение для растягивания уздечки). Иногда при направлении сильной воздушной струи на язык во время присоса удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого трр или сочетания дзз. Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат тррр, затем озвончить его - дррр.

Другим способом получения звука р будут звуковые упражнения типа дэ-дэ-дэ, да-да-да, ды-ды-ды. Проводя под языком во время частого произнесения указанных слогов чистым пальцем, концом шпателя или шариковым зондом, можно получить проторный звук р с легкой вибрацией. В результате последующих упражнений звук р начинает удаваться даже только при виде подносимого ко рту шпателя и, наконец, без всякого постороннего воздействия, причем вибрация языка делается все более четкой. При наличии полноценного верхнего произношения звука ж удается легким нажимом на кончик языка во время длительного звучания ж получить звук р.

Таковы разнообразные, но далеко не все пути получения первого звучания звука р. У одного наиболее быстрый эффект дает один из этих путей, у другого - другой. Полное отсутствие нужных артикуляционных движений мы обнаруживаем в тех случаях, когда звук р выпадает совсем, и тогда требуется искусственное формирование уклада одним из указанных приемов. В случаях двугубного, горлового, а иногда и бокового произношения вибрация имеется, но место ее передвигается. Наименее измененной артикуляцией, а потому и наиболее близкой к норме оказывается артикуляция при одноударном и при глухом произношении звука р. При всех вышеуказанных вариантах параротацизма изменяется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замены р - д, л и л" место образования остается более или менее правильным, а в случае замены звука р -и изменяются и места произношения (переднеязычный заменяется среднеязычным) и способ произношения - дрожащий заменяется щелевым. На основании сравнения различных вариантов ротацизма можно сделать несколько дополнительных методических указаний в отношении дифференцированного подхода к ним. При наличии одноударного звука р следует развивать вибрацию вышеуказанными средствами и одновременно вводить звук в речь. При глухом звуке р достаточно только озвончить его.

При горловом произношении рекомендуется длительно давать сочетания с глухим звуком т и произнесение звука шепотом. Преждевременное озвончение вследствие иррадиации раздражения с голосовых связок на близлежащее мягкое нёбо и корень языка может опять вызвать их смычку, т.е. возврат к произношению велярному или увулярному. Случаи бокового произношения являются одним из самых упорных вариантов ротацизма, требуют длительной систематической работы (месяца четыре), тем более что боковое произношение звука р обычно сочетается с таким же произношением шипящих. В основе бокового произношения обычно лежат причины органического характера - парезы языка, массивная, короткая подъязычная уздечка, к наличию которой часто присоединяется узкое, высокое нёбо, или неправильное расположение зубов верхней челюсти. Все указанные обстоятельства мешают формированию эластичного кончика языка и поднятию языка кверху и приводят к тому, что ребенок в попытках компенсации своего дефекта дает смычку в таком виде: а) поднятая спинка языка с нёбом, причем получается звучание рл; б) кончик языка или один из боковых краев языка с внутренней поверхностью щеки - вибрация получается грубая; в) язык с верхней губой - вибрация получается грубая, и проскальзывает звук п; г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней линии - звучание р получается несколько смягченное. В случае массивной подъязычной уздечки необходимо растягивать ее вышеописанными приемами, а в случаях парезов языка длительно и систематически развивать движения языка при помощи артикуляционной гимнастики, следить за симметричной установкой языка и упражнять преимущественно ослабленную сторону. При всех параротацизмах очень важное значение приобретает дифференциация р со звуком-заменителем. При замеах р - д, л, л" следует укреплять и развивать кончик языка и вырабатывать вибрацию его; подъем языка в этих случаях уже имеется. При замене р - й требуется полная постановка звука. В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомендуется начинать после того, как изолированное произношение звука полностью удается, автоматизация звука р должна быть начата, как только получится звучание звука р, хотя бы еще и недостаточно полноценное (с механической помощью, одноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками т и д). Следует начинать автоматизацию звука сначала в слогах, а затем в словах.

Период автоматизации сложного звука р также имеет свои трудности, несколько особые для каждого из намеченных приемов постановки и варианта ротацизма. Звук р" требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов) и меньшего раската, и потому его постановка часто оказывается более легкой, что и следует использовать в случаях отсутствия и звука р" и звука р, проводя одновременно работу над обоими вариантами звука. Если твердый звук удается поставить раньше мягкого, следует его автоматизировать и только после этого перейти к постановке мягкого звука. Рекомендуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке р и звуке р", а затем дать для произношения слоги - ари, аря, арю. Необходимо следить за четким и длительным звучанием гласной после звука р", что зависит от опускания кончика языка при переходе на гласную. Иногда легче удается поставить звук р". В этих случаях следует автоматизировать звук р" и одновременно продолжать постановку звука р. Введение в речь звука р", в свою очередь, способствует растягиванию уздечки и тренировке кончика языка. В большинстве случаев оказывается необходимым провести дифференциацию между звуками р и р".

2.2 Ламбдацизм

Под названием ламбдацизм объединяются все дефекты произношения звука л. Голосовые связки сомкнуты и дрожат, как при гласных (сонорный), нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос, губы в положении легкого оскала, зубы видны, язык в корневой своей части приподнят, как при звуке у, в средней опущен, а передняя часть языка поднята кверху ковшом, средней своей частью соприкасается с альвеолами верхних резцов, боковые края приподняты, не касаются верхних коренных зубов или с обеих сторон или только с одной так, что остаются узкие щели для прохождения экспираторной струи (поэтому звук л иногда называют боковым). При мягкой форме звука л корень языка опущен, а передняя и отчасти средняя части спинки языка более подняты и напряжены, чем при твердом л, и упираются в верхние зубы. - согласный - ротовой - смычно-проходной - переднеязычный - сонорный - твердый В укладе этого звука работа языка достаточно сложна, диф-ференцированна в различных частях, особенно для твердой формы звука.

В зависимости от этого звук л (твердая форма) часто запаздывает в своем формировании, и наблюдается достаточно много вариантов его неправильного произношения. Существуют два вида ламбдацизма: ламбдацизм: Отсутствие звука л или призвук гласной. Двугубное или губно-зубное произношение звука л. Носовое произношение: л-нг; параламбдацизм: л-д л-л" (с различной степенью смягчения). л-р л-й л-н л-ы или у. Способы постановки. Подготовительными упражнениями для постановки звука л будут: движения губ (оскал, трубочка), выдвигание распластанного языка вперед, прикусывание его посредине и дутье на язык, причем воздух проходит по краям языка (это можно ощутить на тыльной стороне руки или обнаружить при помощи отклонения ватки, бумажной полоски, подносимой к губам то справа, то слева). При присоединении гудения получается звук, близкий к звуку л. Это так называемая межзубная постановка звука л. В дальнейшем этот звук следует упражнять в сочетании с различными гласными (нейотированными). Межзубное произношение практикуется и при переходе к словам и фразам. После того как правильное звучание звука л будет безошибочно, можно рекомендовать перевести язык за зубы, что обычно совершается без всякого затруднения. В тех случаях, когда доступно поднимание языка, часто удается сразу зазубная постановка звука л. Более коротким путем чаще всего оказывается постановка звука л от той или иной гласной - а, у, ы, так как звук л - сонор.

Гласный звук а представляется удобным как исходный вспомогательный звук, так как в его уклад входит распластанный и достаточно выдвинутый язык. Предлагают тянуть звук айв это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине. В этот момент звучание звука а переходит в звучание звука л. Если сразу доступно поднимание распластанного языка на верхнюю губу или за верхние зубы, можно сразу ставить зазубный звук л. Уклад гласной у включает подъем отодвинутого назад корня языка, что входит и в уклад звука л, но в передней части при произнесении звука у язык несколько сужен и отодвинут вглубь. Уклад гласной ы наиболее удобен для перехода к артикуляции звука л, так как корневая часть языка поднята, передняя часть - широкая; выдвижение кончика языка, его легкое прикусывание зубами или подъем языка к верхним зубам на фоне непрекращающегося звучания звука ы дает хорошее звучание звука л.

Постановка звука л от звука ы особенно показана при замене звука л - ль, так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней части его, а не в задней. Иногда все попытки поднять корень языка, т. е получить вместо мягкого звука л твердое его звучание, оказываются безуспешными. В этих случаях можно применить следующие приемы: предложить дать возможное напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук л на возможно низком тоне. Можно применить также и механическую помощь двумя пальцами - указательным и безымянным - произвести легкий нажим снаружи на шее так, чтобы каждый палец приходился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти. При этих упражнениях важно обратить внимание на возникающее при них кинестетическое ощущение от подъема корня языка. При двугубном или губно-зубном произношении звука л артикуляция языка подменяется более простой артикуляцией губ. Необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ, и тогда перейти к постановке звука л при помощи одного из указанных приемов. При носовом произношении полезно обратить внимание на экспираторную струю, выходящую изо рта по бокам языка, а также тем или иным приемом выдвинуть язык вперед. 2.3 Йотацизм Дефекты произношения полугласного звука й носят название йотацизм.

Звук й употребляется в русском языке в двух значениях: как неслоговой звук (край, чай, война) и как слоговой звук, входящий в произношение йотированных гласных я, е, ю, ё в начале слога. Указанные два значения звука й получают несколько разное выражение при дефектах произношения звука. Дефекты произношения: 1) звук и не произносится совсем (мой-мо; яма-ама); 2) й - и (мой - мои; яма - иама); 3) й-ль (чай-чаль; яма.-лямо). Все случаи неправильного произношения носят характер замены, могут отражаться на письме в соответствии с произношением Способы постановки. Подготовительными упражнениями к постановке звука й могут служить следующие движения: кончик языка упирается с напряжением в нижние зубы, причем выгибается кверху передняя часть спинки языка; если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твердый, напряженный, затем напряжение расслабляется (язык делается мягким, выгиб снижается). После подготовки артикуляции, а иногда и без нее часто удается поставить звук по подражанию, со слуха; полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении ййй. Другими приемами постановки звука й будут следующие: а) произнесение звукосочетаний йа-йа... при убыстрении темпа (получается йотированная гласная я, т е йа); б) использование как промежуточного звука з" (нажимая на кончик языка при произношении звука з, получается звук й); в) озвончение звука х". В случае замены звука й через и или ль необходимо провести дифференциацию его со звуками-заменителями в слогах, словах и в развернутой речи. Слоговые таблицы для дифференциации следует составлять в двух видах. Например: аль-ай я-ля (при замене через л") оль-ой е-ле уль-уй ю-лю

3. Методика логопедической работы при нарушениях произношения сонорных звуков

3.1 Исправление дефектов произношения сонорных звуков

Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана.Очень много сделано в этом отношении проф. Ф.A. Pay, проф. М.Е. Хватцевым и всеми советскими логопедами. Из зарубежных авторов необходимо назвать Г. Гутцмана, работы которого сохраняют свое значение до настоящего времени. Цель логопедического воздействия - исправление неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности: в устной, письменной, в заученной и самостоятельной речи, в процессе игры, учебы, общественной и производственной жизни. Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков, что достигается при помощи специальной системы педагогического воздействия. Средством логопедического воздействия является специальная методика исправления произношения, т.е. прежде всего правильно построенная система речевых упражнений и система артикуляционной гимнастики. В некоторых случаях дополнительно применяется массаж.

Ввиду того что речь связана с движениями речевого аппарата, большое место в логопедической работе при дефектах звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика, которая применяется чаще всего при постановке звуков, иногда и на этапе автоматизации звуков. Значение артикуляционной гимнастики вполне оправдано, так как произношение звуков в речи - это сложный двигательный навык. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных звуков. В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Артикуляционные упражнения могут быть беззвучными - без включения голоса - и с участием голоса. Начинаются они обычно с движений по подражанию, а при невозможности последних - с пассивных движений, т.е. движений, производимых при механической помощи (чисто вымытая рука или палец логопеда, а затем и самого ребенка, продезинфицированные медицинские шпатели или специальные логопедические зонды). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и активные (самостоятельные), при зрительном контроле перед зеркалом, вначале значительно замедленные.

В процессе автоматизации вырабатывается кинестетическое ощущение каждого движения и необходимость в зрительном контроле постепенно отпадает, движение становится легким, правильным, привычным, может производиться в любом темпе. Закрепление любого навыка требует систематического повторения, поэтому желательно проводить артикуляционную гимнастику систематически, раза два в день (утром и вечером); это возможно при включении ее в домашние задания. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и является показателем к временному прекращению данного упражнения. Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого человека, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить их до 10-20 повторений, а при условии коротких перерывов и еще увеличивать их число. В комплекс основных движений для развития и упражнения всего артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи -губ, челюстей, языка.

Комплекс основных движений. Губы: оскал, вытягивание в трубочку. Челюсти: открывание и закрывание рта. Язык:

а) вперед-назад,

б) вправо-влево,

в) вверх- вниз,

г) распластывание-суживание. При коррекции отдельных звуков, помимо общего комплекса артикуляционных движений, проводятся специальные комплексы Иногда они касаются только одного органа и даже одного какого-либо вида движений данного органа (например, при рубцах на губе проводятся только упражнения губ, при постановке смягчения согласных - упражнения на выгибание средней части спинки языка). Чаще всего требуется проводить более сложные и разнообразные комплексы движений, например при коррекции гортанного произношения звука р, свистящих, шипящих звуков и т.п. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука. Недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить своего ученика правильно применять соответствующие движения, т.е. предъявить определенные требования к качеству движений. Необходимо выработать следующие качества всех движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. Точность движения определяет правильный конечный результат его, что оценивается конечным местоположением и формой органа.

Плавность и легкость движения предполагает движения без толчков, подергиваний, дрожания органа. (Напряжение мышцы всегда нарушает плавность и легкость движения.) Движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах. Темп - вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух. Затем темп движения должен стать произвольным-быстрым или медленным.

Устойчивость конечного результата - полученное положение органа должно удерживаться без изменений произвольно долго. Переход (переключение) к другому движению и положению должен также совершаться плавно, достаточно быстро. Движение каждого органа должно происходить симметрично по отношению к правой и левой стороне, но в случае ослабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна сторона - более слабая, и упражнения служат для ее укрепления. В этом случае практикуются движения с нагрузкой, т.е. с преодолением сопротивления. Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений и их разовая дозировка зависят от характера, от тяжести речевого нарушения. Так, при функциональных дислалиях артикуляционная гимнастика обычно заканчивается с переходом к автоматизации. При дизартриях проводить ее рекомендуют длительно-тем длительнее, чем тяжелее поражение. Весь процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа:

а) постановка звука;

б) автоматизация звука и

в) дифференциация смешиваемых звуков. Постановка звука в большинстве случаев оказывается более сложным, искусственным процессом, чем самостоятельное появление звука у ребенка. С физиологической точки зрения постановка звука - создание нового условного рефлекса. У дошкольника звук часто может быть вызван при помощи включения его в какую-нибудь игровую ситуацию, а иногда достаточно бывает привлечь внимание ребенка к его звучанию (усилив и выделив его) и артикулированию. Постановка звука производится последовательными приемами: 1. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на более элементарные артикуляционные движения, которые и тренируются у косноязычного путем подготовительной артикуляционной гимнастики. После многократного повторения вырабатывается кинестетическое ощущение упражняемого движения, оно автоматизируется, и тогда ребенок может производить его быстро и правильно. 2. Простые отработанные движения вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается правильный артикуляционный уклад нужного звука. 3. При воспроизведении правильного уклада включается голосовыдыхательная струя, и ребенок неожиданно для себя воспроизводит нужный звук. Слуховое внимание привлекается только после некоторого закрепления правильного произношения. Затем предъявляется и прямое требование произнести нужный звук. После безошибочного многократного воспроизведения звука постановка его может считаться законченной. В тех случаях, когда одни звуки заменяются другими, сходными с ними, близкими по артикуляции (например, к на т, л на в и т.д.), правильный уклад оказывается частично уже сформированным в дефектном произношении звука. Можно и должно использовать готовые механизмы. В этих случаях уже на этапе постановки включается частично работа по дифференциации (разделению) двух сходных звуков. Для иллюстрации разберем пример. Звук л заменяется звуком в: - согласный - согласный - ротовой - ротовой - щелевой - смычно-проходной в - губно-зубной л - переднеязычный - звонкий - звонкий - твердый - твердый

Различие в артикуляции этих двух звуков не только по месту образования, но и в способе образования. Задачей логопеда будет затормозить подтягивание нижней губы к верхним резцам (дающее щель между ними) и включить положение языка, дающее смычку середины передней части языка с верхними альвеолами (смычно-проходной звук). Деятельность голосовых связок и мягкого нёба остается той же, что и в звуке заменителе. Во многих случаях используются еще более сокращенные приемы постановки звуков, основанные на использовании здоровых, близких по артикуляции звуков, хотя в речи они и не заменяют дефектного звука. Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука в более сложные последовательные речевые структуры - слова и фразы, в которых данный звук или опускается совсем, или произносится неправильно. Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных, динамических стереотипов и выработку новых. Как известно, эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности. При автоматизации звука в слогах очень полезно упражнять в повторении нужных прямых слогов с соблюдением определенного ритма: та-та, та-та...; или та-та, та-та; та-та-та, та-та-та...; та-та-та, та-та-та...; или та-та-та, та-та-та. Такие упражнения очень облегчают введение звука в слово и во фразу, где упражняемые слоги оказываются под ударением в разных частях слова. В дальнейшем можно перейти к заучиванию стихотворений и скороговорок, текст которых насыщен упражняемым звуком. На последнем этапе дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя, используется дифференцировочное торможение.

Для полноценного пользования навыками правильного произношения звуков необходимо наличие фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи как в произношении другого лица, так и в собственной речи. Ребенок должен приобрести не только правильный двигательный навык произношения отдельных заученных слов, но и умение контролировать свое произношение и исправлять его на основании сравнения воспринимаемой речи окружающих и собственной. И то и другое приобретается на основе выработки дифференцировочного торможения в речи в самых разнообразных условиях. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи. Каждый из этих разделов работы имеет свои особенности. Как известно, в создании тех или иных дифференцировок самым трудным оказывается самый первый шаг. Таким шагом в логопедической работе по дифференциации будет работа над слогами. Для работы над дифференциацией в слогах любых двух смешиваемых звуков предлагается таблица в двух вариантах следующего типа: Для звуков р и л вариант А вариант Б ра - ла ла - ра ро - ло ло - ро ру - лу лу - ру ры - лы лы - ры Здесь стоят параллельные слоги с дифференцируемыми согласными в последовательном соединении с четырьмя гласными звуками. Прежде всего следует убедиться в умении правильно произносить (прочесть или повторить за логопедом) сначала один из смешиваемых звуков в соединении с различными гласными, а затем и другой. Это самый легкий вид дифференциации, который должен быть достигнут уже на этапе автоматизации.

После проверки предлагается сопоставление двух сходных слогов с одной и той же гласной, т.е. произнесение (прочтение или повторение за логопедом) слогов таблицы (вариант А) построчно, а затем то же сопоставление, но в обратном порядке (вариант Б). Произношение слогов в указанном порядке практикуется до тех пор, пока ребенок не будет безошибочно произносить слоговые строчки в обоих вариантах. После этого можно быть уверенным, что дифференциация между артикулированием сходных слогов установилась (у грамотного ребенка закрепилась и связь произношения звука с его зрительным образом - буквой). Но это еще не значит, что эти звуки различаются и на слух хотя бы в таких простых звуковых комплексах, как слоги однородной структуры. Эту таблицу необходимо проработать в целях дифференциации звуков со слуха. Если при дифференциации артикуляции мы предъявляли требование: «Прочти данный слог, данную строку» или: «Повтори», то при дифференциации слогов со слуха предъявляется противоположное требование: «Послушай, что я тебе скажу, и покажи, где это написано». Логопед произносит сначала отдельные слоги то из правой, то из левой колонки, вразбивку (та, до, ды, то...), а затем строчки то из одного, то из другого варианта (та-да, ду-ту, да-та, то-до...).

Сначала предъявляются пары слов, которые отличаются друг от друга только одним звуком, причем отличные звуки в этих словах и есть дифференцируемые звуки. Такие слова можно подобрать на любые пары звуков (том-дом, суп-зуб, свет-цвет, мишка-миска, рак-лак и т.д.). При дифференциации произношения этих слов обращается внимание на изменение смысла слова с изменением одного звука: прослушав слово, ребенок должен правильно показать названное на одной из двух картинок или одно из двух написанных слов. В дальнейшем можно дать ряд предметных картинок, названия которых включают то один, то другой из дифференцируемых звуков, и предложить разложить их соответственно на две группы. Хорошее упражнение-придумывание слов, начинающихся или вообще включающих то один, то другой из смешиваемых звуков, и т.п.

3.2 Принципы проведения уроков по исправлению дефектов произношения сонорных звуков

Обычно одновременно ведется постановка нескольких звуков из разных групп. Например, из группы свистящих и шипящих ставится звук с, а из группы соноров - звук р или л, в зависимости от того, какой из этих звуков легче ставится и т.д. Для того чтобы не было утомительно для учащихся, на уроке дается сначала постановка звука или его автоматизация, затем работа над звуковым анализом и снова постановка другого звука. Постановка звуков имеет целью научить правильно произносить звук, но не механически, а осознанно. Для этой цели необходимо активизировать сознательную деятельность ребенка и рассматривать постановку звука как неотъемлемую часть формирования акустико-кинестетического образа той или иной фонемы. На приемах постановки мы не будем останавливаться, так как они хорошо известны каждому логопеду и, кроме того, зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Необходимо только подчеркнуть, что задача логопеда заключается в тщательной отработке каждого звука, а для этого необходимо уделить достаточное внимание постановке и активизации звука, следить за тем, как произносит каждый из учащихся отрабатываемый звук, и добиваться полной чистоты звука. В качестве наглядных пособий применяются зеркала, зонды, шпатели. Как только ребенок научится правильно произносить звук, следует переходить к его закреплению. При закреплении звука материал следует давать по степени нарастания сложности (например, слоговые упражнения, затем слова и, наконец, фразы и тексты). При проведении упражнений должен соблюдаться принцип от более легкого к более трудному. Цель этих упражнений - выработка правильного обобщенного восприятия фонемы с применением простейших форм анализа. Отсюда необходимо подбирать слоговые упражнения таким образом, чтобы нужный звук находился в условиях любых оттенков звучания, которое придается соседством других звуков. Как только ребенок приобретает навыки правильного произношения простейших слогов, вводятся упражнения со словами.

Ребенку предлагается добавлять к слогу звук или слог, чтобы получилось слово, доступное для произношения. Слова используются не только для закрепления правильного произношения, но и для развития звукового анализа. Наглядные пособия: слоговые таблицы, предметные картинки. Работа по звуковому анализу вначале строится на материале правильно произносимых звуков, а затем и вновь поставленных и автоматизированных звуков.

Вначале даются упражнения на умение услышать звук, выделить его из различных сочетаний, указать место занимаемого звука в слове, придумать слова или подобрать картинки с этим звуком. Как только достигнуто закрепление правильного произношения звука, а вместе с этим умение выделять его в различных сочетаниях, можно переходить к установлению связи между звуком и соответствующей буквой. В этот момент широко используется разрезная азбука. Но применение разрезной азбуки необходимо в том случае, если отрабатываемый логопедом звук уже пройден в классе на уроках обучения грамоте.

Если же работа логопеда над определенным звуком предшествует прохождению этого звука на уроках в классе, то вся работа по звуковому анализу ведется устно. Материал подбирается опять-таки по степени трудности. Вначале берутся двусложные слова, односложные, трехсложные и т.д. Писать в тетрадях не рекомендуется, так как на это тратится много времени и часто нет соответствующих условий. Наглядными пособиями, применяемыми при этом, являются: предметные картинки на звуки, слоговые таблицы и разрезная азбука.

Обычно на постановку звуков р, л отводится большее количество времени и занятий, чем, например, на звук й. Это объясняется тем, что данные звуки труднее ставятся, а также и тем, что у ребенка еще нет навыка, связанного с постановкой звука. Постановка одних звуков в дальнейшем облегчит работу над коррекцией произношения других. Необходимо отметить, что не всегда следует строго придерживаться времени автоматизации звуков, указанного в плане. Если постановка того или иного звука будет достигнута раньше, то можно соответственно раньше его закреплять и включать в упражнения по звуковому анализу. Каждое занятие планируется из расчета 45 минут. На каждую часть работы примерно приходится по 15 минут (не всегда следует придерживаться такой разбивки). Конечно, подобное распределение времени является ориентировочным, в каждом конкретном случае надо исходить из того, какой раздел требует более тщательной и продолжительной работы. Часто логопеды проводят занятия из расчета не 45 минут, а 60 минут. Тогда, естественно, увеличивается количество времени на каждый из разделов работы. Занятия ведутся фронтально.

Необходимо подобрать группу таким образом, чтобы в нее не попадали дети с какими-либо сложными нарушениями в моторике артикуляционного аппарата (например, язык с трудом поднимается вверх) и др., так как это будет задерживать работу всей группы. Но даже и при однородном составе группы, как известно, отдельные учащиеся могут отставать от других учеников. В таких случаях логопед, закончив фронтальные занятия, оставляет отстающих учеников и занимается с ними индивидуально, дополнительно. Состав группы предполагается в 6-7 человек.

Заключение

В структуре речевого дефекта обнаруживаются более или менее глубокие отклонения в анализаторной деятельности детей (главным образом речедвигательной или речеслуховой), вследствие чего дети с трудом овладевают звуковым анализом в период первоначального обучения в школе. В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера. Следовательно, необходимо учитывать:

1) изменения в строении артикуляторного аппарата и многообразные нарушения иннервации мышц, участвующих в артикулировании;

2) снижение периферического слуха и нарушения слухового восприятия центрального характера. Постановка звуков имеет целью научить правильно произносить звук, но не механически, а осознанно. Для этой цели необходимо активизировать сознательную деятельность ребенка и рассматривать постановку звука как неотъемлемую часть формирования акустико-кинестетического образа той или иной фонемы. Обычно на постановку звуков р, л отводится большее количество времени и занятий, чем, например, на звук й. Это объясняется тем, что данные звуки труднее ставятся, а также и тем, что у ребенка еще нет навыка, связанного с постановкой звука. Постановка одних звуков в дальнейшем облегчит работу над коррекцией произношения других. Необходимо отметить, что не всегда следует строго придерживаться времени автоматизации звуков, указанного в плане. Если постановка того или иного звука будет достигнута раньше, то можно соответственно раньше его закреплять и включать в упражнения по звуковому анализу.

Список литературы

1.Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дисорфографиками// Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки №43.

2. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. - М., 2003.

3. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. - М., 1981. Ефименкова Л.М. Коррекция устой и письменной речи учащихся начальных классов. - М. , 1991.

4. Жаренкова Г. И. Выявление недостатков речи у детей. В сб.: “Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы” / Под ред. Р. Е. Левиной М.: Просвещение, 1965.

5. Логопедия: учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой, 2-е изд. - в 2-х книгах. - М., 1995.

6. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальгых педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С.

7. Муравьева Н. Н.. Логопедическая работа с первоклассниками, имеющими недостатки речи и письма// Недостатки речи и письма у детей: из опыта логопедической работы/ Под редакцией Р. Е. Левиной. - М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1956 .

8. Рау Е.Ф. , Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. - М., 1980.

9. Речь. Артикуляция и восприятие. / Под ред. В.А. Кожевникова, Л.А. 10.Чистович. М.-Л.: Наука, 1965.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Нормальная артикуляция звуков С, З, Ц, правильная установка при произношении. Наиболее распространенные в данной группе нарушения произношения свистящих звуков и способы коррекции. Дидактический материал по автоматизации и дифференциации свистящих звуков.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2009

    Недостатки произношения заднеязычных звуков. Основные виды каппацизма. Профили артикуляции при постановке звука. Исправление хитизма и парахитизма. Первичная профилактика речевой патологии, нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2013

    Нормативные критерии произношения звуков в русском языке. Нарушения звукопроизношения и система логопедической работы по его коррекции. Логопедические тетради их дидактическое наполнение. Диагностика и приёмы работы по формированию звукопроизношения.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2015

    Характеристика и логопедические профили. Подготовительный этап логопедической работы по постановке звуков. Особенности формирования первичных произносительных умений и навыков. Дифференциация звуков и формирование коммуникативных умений и навыков.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2018

    Специфика коррекции звукопроизношения дошкольников в условиях детского сада. Анализ комплексных воспитательных программ и парциальных программ по экологическому образованию дошкольников. Разработка системы упражнений и игр дифференциации сонорных звуков.

    дипломная работа , добавлен 24.02.2012

    Проблема фонетико-фонематического недоразвития речи в работах отечественных исследователей. Методика поэтапной коррекционной работы по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников. Основные этапы процесса усвоения правильного произношения звука.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2011

    Особенности логопедической работы после операции. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса. Коррекция звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции. Методика и условия проведения логопедического массажа.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Классификация звуков русской речи. Системы гласных и согласных звуков. Слоговой принцип русской графики. Соотношения между звуком и буквой, между литературным произношением и правописанием. Значение изучения звуков и букв в школе для овладения фонетикой.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2014

    Нормы речи и их нарушения. Коррекционная работа как средство преодоления речевых расстройств и формирование внятной речи у детей. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения свистящих звуков речи в условиях дошкольного логопункта.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2008

    Физиологические и патологические нарушения звукопроизношения. Характеристика нарушений, их распространенность и частотность. Классификация по количеству дефектных звуков, формам и уровням. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения.

Система русского языка насчитывает 42 фонемы. Из них 6 фонем – гласные звуки, а 36 – согласные. Все фонемы классифицируются по типу фонации ; количеству органов, задействованных в артикуляции; месту образования звука и прочему.

Так, по способу образования звука выделяют следующие категории фонем: шумные, сонорные, гласные, боковые. Рассмотрим подробнее группу сонорных фонем.

В фонетике и фонологии сонорными могут называться только звуки , а не буквы. Сонорными называются такие элементы речи, артикуляция которых происходит без участия турбуленции в голосовом тракте. В группу таких сонорных звуков входят согласные [л], [м], [н], [р], [й], [л"], [м"], [н"], [р"].

Английский язык имеет иное число сонантов: [m], [ n ], [ l ], [ ŋ ], [ h ], [ j ], [ r ], [ w ].

Группа сонорных звуков включает следующие подгруппы:

  1. аппроксиманты;
  2. носовые фонемы;
  3. дрожащие;
  4. одноударные.

Отличительные черты

Как отличить сонанты:

  • Сонорные фонемы или сонанты фонетически контрастируют с придыхательными согласными, при произнесении которых в голосовом тракте образуется турбулентный поток.
  • Сонорные элементы речи являются только звонкими. Это связано с тем, что при артикуляции этих звуков шум подавляется голосовым тоном и становится практически бесшумным. Такая особенность позволяет говорить о близости сонорных согласных и гласных . При артикуляции придыхательных согласных, а также фрикативных фонем, напротив, ядро звука составляет шум, а не тон.
  • Именно поэтому в конце слова сонорные фонемы никогда не произносятся глухо. Та же закономерность наблюдается, когда сонант предшествует глухому согласному. Так, в русском слове «компания» [м] произносится звонко перед глухим [п]. При этом шумные глухие согласные в подобной ситуации будут произноситься с озвончением: косьба - [коз’ба]. По этой же причине сонанты не имеют парных глухих фонем.
  • Сонорные звуки, подобно остальным согласным, могут образовать слог , что делает их одновременно похожими и на согласные, и на гласные.

Характеристика сонорных согласных

Классификация сонантов основывается на нескольких принципах. Звуки различают по месту и способу их образования, а также по типу фонации.

По месту образования выделяют губно-губные ([м] , [м’]), язычно-губные ([н] , [н’]), язычно-альвеолярные ([л], [л’], [р], [р’]) и язычно-средненёбные согласные ([й]) .

По способу образования сонанты могут быть: смычно-проходными ([н] , [н’], [м], [м’]), дрожащими ([л], [л’], [р], [р’]) и щелевыми ([й]).

По типу фонации (силе выхода звука) абсолютное большинство сонорных согласных является звонкими.

Упражнения на артикуляцию

Четко поставленная артикуляция – залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.

Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.

Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.

Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.

Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом . Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).

Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.

Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.

Трудности в русском языке

Что же касается сонантов, вызывающих наибольшие трудности при произнесении у русскоговорящих людей? Согласные [й], [м] и [н] не вызывают особых проблем. А вот неправильная артикуляция [л] и [р] встречается почти у каждого третьего ребенка.

Обратите внимание!

  1. Артикуляция русского [л] отлична от артикуляции этого сонанта в других языковых системах.
  2. Русский [р], в отличие от английского, является твердым и имеет более четкую артикуляцию.

В процессе развития речевого аппарата эти фонемы даются ребенку сложнее всего. Если не обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте и запустить проблему, исправить ее во взрослом возрасте будет уже намного сложнее. Как правило, взрослые люди, имеющие такой дефект, уже не берутся за его исправление.

Видео

Из этого видео вы узнаете, что такое сонорные звуки.

Артикуляция звуков л – л’ .

Положение губ и зубов зависит от последующего гласного, кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. Средняя часть спинки языка опущена, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам образуются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык имеет форму седла. Согласные л – л’ , таким образом, являются боковыми. Нёбная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При палатализованном л’ корень языка опущен. Средняя часть спинки и его передняя часть более приподняты. Передняя часть языка упирается в верхние зубы.

Виды нарушений произношения звуков л – л’ .

1. Губно-губное произношение , напоминающее звук у . В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости.

2. Губно-зубное произношение , напоминающее звук в . Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости.

3. Межзубное произношение . При этом виде ламбдацизма кончик языка находится между зубами.

4. Смягчённое произношение , среднее между твёрдым и мягким произношением. В этом случае звук л произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.

5. Носовое произношение . Мягкое нёбо опущено, задняя часть спинки языка или его корень приподняты, воздушная струя проходит через нос. Звук л произносится с гнусавым, носовым оттенком, часто подобно сочетанию нг .

Параламбдацизмы . Звук л чаще всего заменяется звуками у, д, в, н, л’, з, р .

Постановка звука л

2. Межзубная постановка л. Предлагается просунуть кончик языка между зубами, подуть на язык и погудеть. Получается звук, близкий к звуку л.

3. От других звуков (гласных а, ы, у с использованием межзубного положения кончика языка):



· Предлагается тянуть гласный звук а и в это время просунуть кончикязыка между зубами, закусив его посередине. В дальнейшем межзубное положение переводят в зазубное положение.

· Ребёнку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твёрдой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребёнок усвоит нужное произношение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языком. В этот момент чётко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребёнка оставался между зубами.

4. Постановка звука вне ротовой полости.

а) Предложить ребёнку пропеть а – а – а с широко открытым ртом.

б) Во время пропевания касаться узким кончиком языка поочерёдно то нижней, то верхней губы.

в) Ребёнку предлагается во время пропевания а – а – а несколько раз плотно прижимать узкий кончик языка к середине верхней губы. При этом получаются мелодичные слоги ла – ла – ла .

г) Внимание ребёнка фиксируется на полученном звуке л и предлагается повторить упражнение, перемещая кончик языка к верхним резцам и убирая за резцы к их корням.

5. От мягкого звука л’ с использованием механической помощи.

При произнесении слога ля между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка вводится зонд № 4. Движения зонда (вниз, вправо или влево) регулируются до получения акустического эффекта твёрдого л.

Постановка звука л

1. Механическим способом. Для получения звука л’ нужно плотно прижать переднюю часть спинки языка к нёбу так, чтобы кончик языка касался зубов. Это можно сделать с помощью шарикового зонда или чистого пальца.

2. В сочетании и – ллл – иии.

Специфические приёмы коррекции различных видов

Ламбдацизма.

1. При губно-губном или губно-зубном произношении необходимо снять губную артикуляцию.

Используется механическая помощь (нижняя губа опускается вниз пальцем или шпателем), зрительный и кинестетический контроль.

2. При носовом произношении.

Проводится работа по укреплению мышц мягкого нёба.

Закрепляется навык дифференциации носового и ротового дыхания.

В зазубном положении кончика языка проводится тактильный контроль за прохождением воздушной струи по бокам языка. Отсутствие назализации проверяется зажатием носа пальцами.

3. При межзубном произношении кончик языка переводится за верхние зубы.

Артикуляция звуков р – р’

Положение губ зависит от последующего гласного звука. Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Корень языка и средняя часть языка неподвижны и напряжены. Кончик языка широкий, истончённый, приподнят и вибрирует у альвеол верхних резцов, то прилегая к ним, то отходя о них. Быстрота колебаний от 2 – 3 до 30 в секунду. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и упираются в верхние коренные зубы. Мягкое нёбо приподнято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произношении звука р’ кончик языка загибается кверху в незначительной степени, средняя часть спинки языка приподнята.

Нарушения произношения звуков р – р’

Горловое произношение.

Выделяю два его подвида:

· Велярное, которое образуется вибрацией мягкого нёба.

· Увулярное, при котором вибрирует маленький язычок.

Одноударное.

В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь один раз об альвеолы верхних резцов.

3. Боковое.

При этом виде произношения различаются двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При одностороннем произношении кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний боковой ротацизм). При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка.

4. Щёчное.

При данном варианте нарушения щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушения бывают двусторонними.

5. Губно-губное, или «кучерское».

В этом случае губы вибрируют как в звукоподражании тпру.

6. Носовое произношение.

Звук р произносится с гнусавым, носовым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос.

7. Глухое р , которое произносится без участия голоса (голосовые складки разомкнуты и не вибрируют).

Звук р чаще всего заменяют следующими звуками: л, л’, р’, j, д, г, в.

Постановка звука р .

1. По подражанию с использованием показа нормальной артикуляции звука после предварительной отработки отдельных элементов артикуляции звука.

2. От сочетания дз . Ребёнку предлагается на оскале произносить сочетание дз , удерживая кончик языка сначала за нижними зубами, затем – за верхними зубами. Далее, при произношении дз за верхними зубами скорость произношения увеличивается и добавляется поддувание на кончик языка.

3. От звуков д и т, повторяющихся на одном выдохе.

а) При многократном произнесении серий звуков д и т ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, в этот момент возникает вибрация.

б) При произнесении серии звуков д-д-д добавляется движение языком вперёд-назад по твёрдому нёбу. Далее добавляется поддувание на кончик языка и появляется вибрация.

4. От быстрого произнесения звуков т, д и ж (приём «балалайка»). В момент произнесения звука вибрация кончика языка вызывается механическим способом с помощью шарикового зонда, пальца или соски, надетой на шпатель. При вынимании зонда изо рта произносятся звуки а-а-а, ы-ы-ы, э-э-э.

При нарушенной иннервации мышц языка «балалайку» можно делать, положив ребёнка на спину со слегка запрокинутой головой. Кончик языка поднимается вверх, а «балалайка» служит заодно и средством его активизации.

5. От слогового сочетания за . Ребёнок многократно повторяет слоговое сочетание, удлиняя произнесение первого звука: ззза . Во время произнесения слога передняя часть языка перемешается вверх и вперёд, до получения акустического эффекта фрикативного р . Далее с механической помощью шарикового зонда вызывается вибрация кончика языка. Слышится слог ра со звуком р нормальной протяжённости. Аналогично вызываются слоги ры, рэ, ру, ро .

6. Постановка звука от артикуляционной позы «Грибок» с механической помощью.

а) Широко открыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу.

б) Указательными пальцами боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. В таком положении добавляется поддувание на кончик языка. Появляется локальная вибрация кончика языка.

Данный приём позволяет предупредить или скоррегировать выраженную вибрацию всей поверхности языка. Приём может проводиться ребёнком самостоятельно.

7. Постановка звука в межзубном положении языка.

а) Ребёнку предлагается поиграть пальцем на губах – слышится гудение с призвуком б .

б) Положить язык на верхнюю губу, ровно закрывая её кончиком языка. В таком положении следует подать голосодыхательную струю и поиграть пальцем только на нижней губе. Создаётся вибрация, которая передаётся на верхнюю губу и кончик языка.

в) К предыдущему упражнению присоединяется поддувание на кончик языка. Получается лёгкая вибрация языка.

г) Перевод языка за верхние зубы.

Постановка звука р’ .

1. От слога зи с механической помощью. Слог воспроизводится с несколько удлинённым произнесением первого звука. По инструкции логопеда ребёнок перемещает кончик языка вверх к альвеолам. Далее с помощью шарикового зонда вызывается вибрация. Аналогично вызываются слоги ре, ря, рё, рю от слогов зе, зя, зё, зю.

2. В сочетании и – ррр – иии.