«Не единственное средство»: глава Пентагона допустил возможность превентивного ядерного удара без одобрения конгресса. Превентивный удар - это что такое

Удар по стратегическому балансу: превентивный ответ Путина

Думаю, что Владимир Путин на Валдае отнюдь не случайно заговорил о возросшей опасности ядерной войны, повторил аксиому о готовности России забрать весь мир с собой и обсудил наличие права на превентивный удар.

По последнему вопросу эксперты тут же развернули дискуссию, имел ли в виду президент России ядерный превентивный удар, и, если да, то как это вяжется с его же заявлением о том, что он не будет наносить ядерный удар первым.

Ответим коротко.

Во-первых, вяжется, поскольку превентивный удар рассматривается международным правом как ответ на ставшую уже неизбежной агрессию . Вам, правда, надо доказать, что агрессия была неизбежна. Но вряд ли кто-то после ядерной войны будет интересоваться доказательствами. Победит тот, кто выживет, а выживут (если выживут) немногие. И это будут отдельные личности и/или общины, а не государства и не международные организации. Так что, если российское руководство получит информацию о неизбежности в ближайшие часы массированного ядерного удара по России, оно имеет право (и даже обязано ) нанести превентивный ядерный удар, и это не будет применением ядерного оружия первым.

Во-вторых, это вообще не важно, поскольку даже если превентивный удар будет наноситься обычным высокоточным оружием, он будет направлен против позиционных районов, в которых развёрнуты угрожающие России носители ядерного оружия и системы противоракетной обороны. С точки зрения военных доктрин как СССР, так и России массированная атака стратегических ядерных объектов неядерными силами приравнивалась к началу ядерной войны и давала право на ядерный ответ. Американцы подходят к этому вопросу точно так же.

Так что в принципе не имеет смысла обсуждать, имел ли в виду Владимир Путин превентивный или исключительно ответный ядерный или неядерный удар со стороны России. Он совершенно чётко акцентировал внимание на резко возросшей опасности ядерной конфронтации . И это главное. Потому что «кто первый начал» будет не важно, да никто об этом и не узнает.

Так что интересующий нас вопрос должен звучать следующим образом: «Почему президент России заговорил об угрозе ядерной катастрофы именно сейчас, когда мы переживаем не самые глубокие обострения сирийского и украинского кризисов, а на корейском полуострове Сеул и Пхеньян и вовсе демонстрируют небывалый уровень дружелюбия, всерьёз обсуждая денуклиаризацию полуострова в рамках развития межкорейского диалога и экономической кооперации между Севером и Югом?»

Уверен, что это был превентивный ответ на оглашённое днём позже решение США о выходе из Договора об РСМД (ракетах средней и малой дальности).

Почему это решение вызвало столь острую реакцию? Ведь Договор об РСМД, подписанный в Вашингтоне Горбачёвым и Рейганом 8 декабря 1987 года, вступил в силу в июне 1988 года, а к июню 1991 года был уже выполнен. То есть все комплексы, подпадавшие под запрет, были уничтожены как Россией, так и США. Более того, развитие военной техники за последние 30 лет позволяет задачи, которые решались уничтоженными по Договору комплексами, возложить на другие системы, которые, формально не нарушая Договор, являются даже более эффективными.

Ракетный комплекс «Пионер» в экспозиции музея ракетных войск в городе Знаменске

Договор запрещает производство и развёртывание ракет наземного базирования дальностью от 500 до 5000 километров. Но на сегодня у России на вооружении состоят комплексы «Исканер » (до 500 км), развёрнуты крылатые ракеты «Калибр » воздушного и морского базирования (не подпадают под ограничения Договора, на чём в своё время настояли сами американцы). Заявленная дальность этих ракет по наземным целям может достигать 1500 километров. При этом некоторые источники говорят и о 2000-2500 километрах. Дальность комплекса «Кинжал » (включая дальность носителя), размещённого на Ту-22М3, достигает 3000 километров. Но это, если иметь в виду боевой радиус самолёта на сверхзвуке, в смешанном же режиме боевой радиус самолёта увеличивается с 1500 до 2500 километров, соответственно, дальность комплекса вместе с ракетой может достигнуть 4000 тысяч километров.

То есть без формального нарушения договора Россия способна при помощи новейших разработок решать задачи, которые в прошлом веке были доступны только ракетам средней дальности. Более того, новейшие разработки, которые должны поступить в войска в ближайшие 10-12 лет, вообще обладают произвольной дальностью , то есть для них в принципе нет недоступных целей на планете Земля .

Напомню также, что Россия в своё время, заявляла о возможности своего выхода из Договора по РСМД в ответ на выход американцев из Договора по противоракетной обороне. Думаю, что выход потому и не был осуществлён, что оказалось эффективнее разработать и поставить на вооружение новое высокоточное оружие, которое позволяет не нарушать Договор и при этом не быть им особо связанным со стратегической точки зрения.

За тридцать лет Россия просто перевернула ситуацию. При заключении Договора об РСМД США обладали подавляющим преимуществом в неядерном высокоточном оружии, способном поразить тогда ещё советские (а позднее российские) стратегические носители в рамках первого обезоруживающего массированного неядерного удара. СССР противопоставлял этим классам американских ракет (в том числе «Томагавкам » воздушного и морского базирования) свои ракеты средней дальности, в производстве которых имел технологическое преимущество. США вывели крылатые ракеты морского и авиационного базирования из-под действия Договора (пообещав, что они будут состоять на вооружении исключительно в неядерном снаряжении), но при этом полностью лишили СССР/Россию целого класса стратегических вооружений в обмен на ликвидацию аналогичных своих РСМД, которые были для них не принципиальны.

То есть в тот момент США могли решать стратегические вопросы без ракет средней дальности, а Россия не могла, и поэтому Вашингтону было выгодно эти ракеты уничтожить . Сейчас, к большому огорчению американцев, выяснилось, что по части высокоточного оружия (в том числе крылатых и баллистических ракет) Россия их серьёзно превзошла, и в ближайшем будущем будет это превосходство наращивать. Причём Москва может делать это, формально не нарушая Договор об РСМД.

Восстановление на вооружении класса ракет средней дальности, таким образом, понадобилось Вашингтону исключительно для того, чтобы его технологическое отставание от Москвы не превратилось в фактор его стратегической беспомощности. Мы ведь с вами понимаем, что танк Т-90 может уничтожить танк Т-34, даже не подходя на дистанцию прицельного огня его орудия (не говоря уже об эффективных попаданиях). С ракетами также. Важна не просто ракета, а ее тактико-технические данные.

Но точно так же, как устаревший танк может уничтожить своего суперсовременного собрата, если окажется к нему достаточно близко для эффективного поражения, недостатки ракетного оружия можно компенсировать близостью его размещения.

Вот здесь-то и заключается опасность. Если США ещё не утратили технологии производства тех ракет средней дальности, которые стояли у них на вооружении в 80-е годы прошлого века, то они сравнительно быстро могут наштамповать сотни тех же «Першингов-2 ». Дальше вопрос: где они будут размещены? С территории США они до России не добьют. Есть три варианта: Европа, Япония и Южная Корея . Не факт, что Сеул согласится на участие в новом витке гонки вооружений с учётом его медового месяца с Пхеньяном и откровенных опасений быть подставленным США под ответный удар северокорейских или китайских ракет. Да и стрелять с Корейского полуострова и Японских островов можно только по Дальнему Востоку, где целей для этих ракет, откровенно говоря, мало и прикрыты они хорошо.

Американские ракеты средней дальности Pershing II

В прошлый раз главные позиционные районы ракет средней дальности размещались США в Западной Европе (в Германии, Великобритании, Италии, Дании ). Тогда подлётное время «Першингов» к Смоленску составляло 6 минут, к Москве –до 10 минут. Это резко сокращало время на принятие решения в кризисной ситуации и увеличивало вероятность случайного возникновения конфликта. Именно поэтому тогда советское руководство, как сейчас российское, предупреждало, что США начали опасную игру, чреватую срывом в неуправляемый конфликт, который может моментально перерасти в полномасштабную ядерную войну.

Сейчас далеко не факт, что американцам удастся разместить ракеты в тех же странах, что в прошлом веке. Пока только Великобритания однозначно поддержала США, заявив, что больше не считает себя связанной ДРСМД. Германия и Италия будут явно не в восторге, если получат подобного рода предложение. К тому же Трамп начал против ЕС экономическую войну, направленную своим остриём как раз против Старой Европы.

Но есть Новая Европа. Кто может гарантировать, что Польша , Прибалтика и примкнувшая к ним Украина будут долго раздумывать, получив от США предложение разместить «Першинги» (или что-то подобное) на своей территории? Но ведь тогда подлётное время ракет к Москве составит не более 3-4 минут , а к Санкт-Петербургу и вовсе минуту-полторы .

Это и есть ситуация, в которой любая случайность может спровоцировать превентивный удар. Причём в ситуации, когда он наносится по стартовым позициям американских ядерных ракет, можно не мудрствуя лукаво сразу же запускать межконтинентальные ракеты и по Вашингтону. Всё равно срыв конфликта в полномасштабный ядерный будет делом нескольких минут, в лучшем случае нескольких часов.

Вот об этом и говорил Путин на Валдае, когда обещал агрессорам, что мы попадём в рай, а они просто сдохнут.

Система международных договоров, призванных обеспечить ядерную стабильность, опиралась на договоры об РКРТ (нераспространении ракетных технологий), ДНЯО (нераспространении ядерного оружия), ПРО (противоракетной обороны), ОСВ-1 и ОСВ-2 (об ограничении стратегических наступательных вооружений), СНВ-1, СНВ-2, СНП, СНВ-3 и РСМД.

Договоры об РКРТ и ДНЯО практически превратились в мало что значащие бумажки. Наплевав на них, обзавелись ядерным оружием Индия и Пакистан . Неформально является ядерной державой и Израиль , возможности которого оцениваются в 100-200 тактических ядерных боезарядов, но «цивилизованный мир» делает вид, что не в курсе нарушения договора перманентно воюющей страной. Ну а после того, как КНДР не только смогла реализовать свою ядерную программу, но и при помощи полученных от Украины технологий создать все классы ракет , включая межконтинентальные, говорить об эффективности договоров об РКРТ и ДНЯО не приходится. То, что сумел Ким Чен Ын, сможет каждый, чей международный вес хоть немного крупнее, чем у Свазиленда или Лесото.

Из договора по ПРО, как известно, США вышли.

Договор об ОСВ-1 ограничивал стратегические арсеналы на уровнях, достигнутых к концу 1972 года (а это десятки тысяч носителей). Договор об ОСВ-2 не вступил в силу, поскольку сенат США заблокировал его ратификацию в связи с введением советских войск в Афганистан. Договоры СНВ-1 и СНП не актуальны, поскольку заменены Договором CНВ-3, незначительно сократившим по сравнению с СНП общее количество развёрнутых носителей. Договор СНВ-2 (запрещавший оснащение ракет разделяющимися головными частями индивидуального наведения) был подписан в 1993 году, ратифицирован Госдумой в 2000 году, а уже в 2002 году Россия из него вышла в связи с выходом США из Договора по ПРО.

Таким образом, на сегодня после заявленного выхода США из РМСД из всей системы международных договоров, регулировавших систему стратегических потенциалов, реально действует только Договор СНВ-3 , но он мало что значит в ходе разворачивающейся гонки вооружений.

Возможно, США хотят повторить удачную попытку шантажа 80-х годов ХХ века, которая заставила пойти на уступки СССР и в конечном итоге способствовала его конечному краху. Но ситуация отличается коренным образом. Во-первых, Россия имеет соответствующий опыт и знает, что «джентльменам» на слово верить нельзя, и договорам, которые они подписывают, – тоже . Во-вторых, если Россия пока движется по восходящей линии как в политике, так и в экономике, то в США в лучшем случае можно говорить о стагнации. Впрочем, Трамп предпочитает говорить о кризисе, который он хочет преодолеть и «сделать Америку вновь великой». В-третьих, в плане военных технологий в прошлом веке догоняющим был СССР, а сейчас догоняют США. В-четвёртых, истории с истребителями 5-го поколения, новейшими эсминцами и литоральными кораблями показывают вопиющую неэффективность ВПК США , когда средства осваиваются гигантские, а результат отсутствует. В-пятых, в прошлом веке все мировые центры силы (США, ЕС, Китай, Япония) были против СССР, который вынужден был растягивать свои скудные военные, политические, финансово-экономические и дипломатические ресурсы на противостояние со всеми. Сейчас даже Япония не совсем безоговорочно поддерживает США. В Европе у них остались раздираемая внутренними противоречиями Великобритания и часть нищих младоевропейцев. С Китаем они находятся в более жёсткой конфронтации, чем с нами, а сейчас ещё и поговаривают о введении санкций против Индии.

В общем, если исходить из действий США как из попытки шантажа, то она обречена на провал. Но это не отменяет военной опасности подобных игр. Если жарить шашлыки на бочке с порохом, она рано или поздно взорвётся. Так что новую систему международных договоров, направленных на ограничение, сокращение, а в идеале и на ликвидацию ядерных арсеналов, разрабатывать придётся. Но для начала необходимо, чтобы США осознали своё место в новом мире и смирились с ним.


Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2017© 2017 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора – запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.

Александр Шульман
Право на превентивный удар

В эти дни в Израиле отмечается 44-вая годовщина Войны Судного Дня. Годовщина Войны Судного Дня вновь продолжила давнюю общественную дискуссию – можно ли было предотвратить эту войну или выиграть ее с минимальными потерями. Тема эта остается актуальной и сегодня, когда вдоль границ Израиля бушуют войны в сопредельных арабских странах, а враждебный Иран близок как никогда к обладанию ядерным оружием.

Начальник Генштаба ЦАХАЛа генерал-лейтенант Г.Айзенкот в своем недавнем докладе в центре стратегических исследований Бегин-Садат предупреждает: "В любой момент может разгореться война. Причем как на одном, так и нескольких фронтах. И мы должны быть к этому готовы".

И вновь перед Израилем стоит проблема превентивного удара – может ли Еврейское государство, ради защиты своей независимости и собственных граждан, первым нанести удар по врагу, открыто провозгласившему своей целью войну.

Выступая на заседании, посвященном 40-летию начала Войны Судного Дня, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу в свете иранской угрозы вновь напомнил: "Никогда нельзя недооценивать противника. Международная реакция на превентивный удар с нашей страны предпочтительнее той кровавой цены, которую мы заплатим, если этого не сделаем". Он также отметил, что "решение о нанесении превентивного удара является одним из самых трудных решений, которое должно принимать правительство, потому что ты никогда не сможешь доказать, что произошло бы, если бы он не был нанесен".

На протяжении истории Еврейского государства уже не раз так складывались обстоятельства, что правительство стояло перед тяжелейшей дилеммой – наносить или не наносить превентивный удар по врагу. Принятие такого решения в 1967 году обеспечило блестящую победу в Шестидневной Войне, отказ от него привел к тяжелой и кровопролитной Войне Судного Дня в 1973 году.

Каждый раз перед принятием решения о превентивном ударе Израиль оказывался в полной международной изоляции – дружественные страны отказывались от ранее принятых на себя обязательств и, несмотря на прямые угрозы существованию Еврейского государства, требовали от него сдержанности и фактически – капитуляции перед врагом.

Шестидневной Войне 1967 года предшествовала драматическая череда событий, в итоге которых Израиль оказался один на один перед лицом врага, несмотря на данные ранее международные гарантии его безопасности.

После ухода из Синая в марте 1957 года Израиль получил от администрации США твердое и публичное признание своего права на самооборону и гарантии предотвращения намерений Египта установить блокаду Тиранского пролива. Право Израиля на свободу судоходства было подтверждено ООН, разместившей свои войска в районе Шарм аль-Шейха и на египетском побережье Тиранского пролива.

Однако 16 мая 1967 года Египет приказал силам ООН покинуть Синайский полуостров. Генеральный секретарь ООН У Тан, опасаясь давления со стороны арабов, немедленно уступил требованиям Египта и вывел силы ООН и из сектора Газа, после чего египетская армия вышла к израильской границе.

Возникла реальная угроза существованию Израиля, однако правительство США дало понять, что не собирается приходить на помощь Израилю и выполнять ранее данные гарантии. США отказались поставлять Израилю боевые самолеты.

Поняв слабость американской реакции, Египет продолжил наращивать свои войска на Синае. Арабские лидеры тем временем нагнетали милитаристские настроения. Министр обороны Сирии Хафез Асад заявил, что сирийская армия "держит палец на спусковом крючке и с нетерпением ждет начала военных действий".

21 мая 1967г. премьер министр Израиля Л. Эшколь заявил членам кабинета: "Я полагаю, египтяне планируют прекратить судоходство израильских кораблей в Эйлатском порту или подвергнуть бомбардировке ядерный реактор в Димоне. Широкомасштабная военная операция последует за этими действиями".

Примиренческие шаги со стороны израильских лидеров, направленные на успокоение арабов, возымели обратный эффект: 22 мая Египет объявил о блокаде Тиранского пролива для израильского судоходства. СССР также выступил с угрозами в адрес Израиля. Стало ясно, что полученные ранее от США, Великобритании и Франции международные гарантии безопасности Израиля фактически недействительны.

Шестидневная война 1967. Израиль атакует

Ситуация вдоль израильских границ продолжала накаляться, а стратегическое положение Израиля еще более ухудшаться. ООН прекратила любые попытки мирного урегулирования конфликта. Из-за продолжавшейся блокады Израиль начал ощущать острую нехватку нефти и продовольствия. Мобилизация была объявлена в Судане, Ираке и Кувейте; сирийские войска были готовы вторгнуться в Галилею.

На вопрос о судьбе израильтян в случае возможной победы арабов в предстоящей войне, глава ООП Ахмад Шукейри ответил: "Те, кто выживут, останутся в Палестине, но по моим оценкам, никто из них не выживет".

Президент Ирака был не менее категоричен: "Существование Израиля – это ошибка, которую надо исправить. Это возможность смыть с себя позор, который лежит на нас с 1948 года. Наша цель ясна – стереть Израиль с лица земли. И мы, если на то будет воля Аллаха, встретимся в Тель-Авиве и в Хайфе".

30 мая 1967г. король Иордании Хусейн подписал двухсторонний военный пакт с Египтом. Теперь Израиль оказался перед войной на три фронта. Численность и оснащенность арабских армий в несколько раз превышали израильскую армию, и это в тот самый момент, когда международная изоляция Израиля была практически полной.

Под вопросом стоит существование всего народа Израиля. В Израиле раздаются призывы полагаться только на свои силы, на военную поддержку других стран рассчитывать не приходится.

"Мы будем воевать против Египта и Сирии своими силами", – заявил начальник Генштаба И. Рабин премьер-министру. В качестве израильского ответа на сложившуюся ситуацию Рабин предложил нанести удар по Египту. Промедление будет стоить Израилю десятков тысяч убитых.

Судьбоносное заседание кабинета министров Израиля началось в воскресенье 4 июня в 8:15 утра. Руководитель военной разведки А. Ярив сообщил, что из данных, полученных военной разведкой, неопровержимо следует, что египетская армия переходит от оборонительной дислокации к атакующей с явным намерением занять Эйлат. После семи часов обсуждения правительство единогласно проголосовало за то, чтобы поручить войскам "начать военную операцию с целью освобождения Израиля из-под осады и предотвращения надвигающегося нападения объединенных сил арабских стран".

В 8:00 утра следующего дня израильские самолеты бомбили египетские аэродромы. Война началась, и была менее чем за неделю с блеском выиграна Израилем.

Иначе развивались события в 1973 году, в преддверии Войны Судного Дня. За полгода до начала войны израильская военная разведка АМАН была хорошо осведомлена о планах Египта и Сирии напасть на Израиль. Однако шеф военной разведки генерал Эли Зейра убеждал руководство страны, что такое нападение маловероятно до тех пор, пока Египет не получит от СССР самолеты МиГ-23 и ракеты Скад.

Ранее, в мае 1973г. Израиль уже проводил мобилизацию резервистов в связи с ясными предупреждениями разведки о возможности развязывания войны арабами. Однако каждый раз атака арабов откладывалась, что заметно ослабило бдительность израильтян. Президент Египта Садат как бы балансировал на грани войны, его частые угрозы Израилю просто игнорировались.

Вместе с тем разведданные о готовящемся нападении на Израиль росли как снежный ком.
25 сентября Израиль тайно посетил король Иордании Хусейн. Он возвращался после совещания с руководством Египта и Сирии и счел своим долгом предупредить израильское руководство о войне, стоящей на пороге.

1 октября 1973 г. офицер-аналитик АМАН, лейтенант Биньямин Симан-Тов, представил крайне мрачную оценку ситуации. Он утверждал, что египетские войска полностью готовы к форсированию Суэцкого канала и до начала войны остаются буквально часы.

Война Судного Дня 1973. Израильские танкисты перед вводом в бой на Голанских высотах

4-5 октября шеф Мосада Цви Замир докладывал о новых признаках надвигающейся войны: началась эвакуация семей советских офицеров из Египта и Сирии, отмечена высокая концентрация египетских и сирийских танков и зенитно-ракетных комплексов в непосредственной близости от линий разделения с Израилем.

Вопрос о нанесении упреждающего удара по противнику был поставлен на обсуждение на совещании у премьер-министра Голды Меир. Военные настаивали на превентивном ударе, однако премьер-министр Голда Меир больше полагалась на гарантии, полученные от США.

Ранее госсекретарь США Генри Киссинджер жестко потребовал от Израиля не наносить превентивный удар. Голда Меир аргументировала свою позицию тем, что Израиль будет нуждаться в американской помощи, и для этого крайне важно, чтобы Еврейское государство не могло быть обвинено в развязывании войны. "Если мы ударим первыми, мы не получим помощи ни от кого", сказала Голда.

В 10:15 6 октября Голда Меир встретилась с послом США Кеннетом Китингом, чтобы сообщить Соединенным Штатам: Израиль не намерен начинать превентивную войну, и просит США приложить усилия для предотвращения войны.

За отказ от превентивного удара Израилю пришлось заплатить высокую цену – в 14:00 6 октября 1973 года, в священный для евреев Судный День, Израиль был атакован на всех фронтах армиями Сирии, Египта, Ирака, Судана, Алжира, Туниса, Пакистана, Саудовской Аравии, Марокко, Иордании, Кубы, Сев.Кореи. Агрессию против Еврейского государства возглавлял СССР - арабские армии находились под управлением тысяч советских офицеров и были вооружены советским оружием на десятки миллиардов долларов.

На просторах от Синая до Голан тогда развернулось крупнейшее в мировой истории танковое сражение, в котором с обеих сторон воевало более 1 миллиона 500 тысяч военнослужащих и 7 тысяч танков.


Война Судного Дня 1973. Израильские войска форсируют Суэцкий канал

На стороне агрессора, казалось бы, было все: фактор внезапности, колоссальное превосходство в танках, самолетах и в живой силе. На почве ненависти к Израилю исламский фанатизм слился с советским антисемитизмом.

Однако враг не учел стойкость и профессионализм израильского солдата, сумевшего не только остановить рвущуюся к израильским городам вражескую армаду, но и нанести врагу сокрушительное поражение. За победу Израилю пришлось заплатить самую высокую цену – около 2.5 тысяч израильтян погибли в сражениях этой кровопролитной войны.

Сегодня Израиль вновь стоит перед судьбоносными решениями. Иран ускоренно приближается к созданию собственного ядерного оружия. Западные страны во главе США, несмотря на израильские предупреждения о нарастании иранской ядерной опасности, подписали сделку с исламским режимом в Тегеране и отменили ранее наложенных санкций.

Биньямин Нетаниягу предупреждает: "Будет исторической ошибкой делать скидки Ирану и ослаблять режим санкций, еще до того, как эта страна демонтировала свой атомный потенциал. Иран сейчас на лопатках и необходимо усилить режим санкций всей мощью, чтобы добиться желаемого результата".
Нетаниягу добавил, что он призывает мировое сообщество сделать это, и он надеется, что мировое сообщество сделает это.

Перед лицом иранской ядерной угрозы Израиль вновь оказывается в международной изоляции, как это было в 1967 и 1973гг. И вновь перед израильским руководством стоит дилемма превентивной войны…

В военных кругах России крепнет обеспокоенность в связи с выходом США из ДРСМД. Так, отставной генерал РВСН отметил, что возможное размещение американских ракет средней дальности в Европе может сделать бесполезной знаменитую систему «Периметр» (она же «Мертвая рука»). Но главное не в этом: перемены могут затронуть даже военную доктрину России.

Бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (1994-1996 годы) генерал-полковник Виктор Есин посетовал, что после выхода США из договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) российская система автоматического ответного ядерного удара «Периметр» может оказаться бесполезна.

Система «Периметр» была разработана и поставлена на боевое дежурство еще во времена СССР (хотя порой и высказываются сомнения в том, что она вообще существует). Данная система в автоматическом режиме выявляет признаки ядерного удара в случае внезапной атаки противника. И если при этом оказывается ликвидировано военно-политическое руководство страны, то «Периметр» запускает «командную» ракету, активирующую остальные российские ядерные силы, которые наносят ответный удар по противнику. Эта система в свое время стала для Запада очень неприятным сюрпризом, и ее сразу прозвали «Мертвой рукой».

«Когда она сработает, у нас уже останется мало средств – мы сможем запустить только те ракеты, которые выживут после первого удара агрессора», – пояснил Есин в интервью газете «Звезда». По его словам, разместив в Европе баллистические ракеты средней дальности (как раз те, что запрещены по ДРСМД), США смогут уничтожить основную часть российских ракетных средств в европейской части, а остальные перехватить на траектории полета посредством ПРО.

Напомним, в октябре президент США Дональд Трамп заявил о выходе из ДРСМД. Этот договор, подписанный СССР и США в 1987 году, запрещает сторонам иметь баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 км. Разрыв этого соглашения ломает всю систему ядерной и ракетной безопасности и неизбежно повлечет ответные действия со стороны России.

Дело в том, что выходом из ДРСМД американцы фактически развязывают себе руки на создание и размещение ракет малой и средней дальности, в том числе, например и в Европе. Опасность таких ракет в критически малом подлетном времени, что позволяет наносить другу мгновенные обезоруживающие ядерные удары. Видимо, исходя из всего этого, генерал-полковник Виктор Есин и задумался об эффективности «Мертвой руки». И о том, эффективна ли в целом российская концепция ответно-встречного – а не превентивного – ядерного удара. Превентивный ядерный удар предусматривает американская военная доктрина.

Редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков объяснил, что первый обезоруживающий удар не всегда даже наносится ядерными средствами. «Согласно американской стратегии мгновенного удара, он может быть нанесен неядерными средствами, чтобы ликвидировать позиционные районы наших баллистических ракет и передвижных ракетных комплексов. А все, что останется, добьют с помощью систем ПРО», – отметил он.

Однако вице-президент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктор военных наук Константин Сивков не согласен, что выход США из договора может сделать «Периметр» неэффективным. «В условиях выхода американцев из ДРСМД эта система особенно нужна, ее нужно совершенствовать и модернизировать», – заявил Сивков.

Все ядерные средства разом уничтожены быть не могут в принципе, а это значит, что «Периметр» не потеряет эффективность, объяснил эксперт. «Ракетные подводные лодки, находящиеся на позициях в море, вряд ли будут уничтожены. Кроме того, в условиях угрожаемого периода будут подняты в воздух стратегические бомбардировщики с крылатыми ракетами на борту, и они тоже не смогут быть уничтожены», – пояснил собеседник.

Коэффициент конечной вероятности уничтожения, по мнению Сивкова, лежит в пределах 0,8, то есть даже при самом неблагоприятном развитии событий как минимум 20% ядерного потенциала для ответного удара у России останется. «Удар ракетами средней дальности не будет одномоментным, он явно будет продолжительным. И этой продолжительности может хватить для того, чтобы обеспечить ответный удар либо «Периметром», либо с командного пункта», – добавил он.

«Когда американцы просчитывали возможности нашего ответного удара после их первого обезоруживающего, то пришли к выводу, что 60% наших ракет сохранится, и ответным нанесут непоправимый ущерб. Уже почти 70 лет мы живем фактически под ядерным прицелом, и наличие у нас ядерного оружия позволяет сохранять сдерживающий баланс. Если бы у американцев была возможность нанести удар по России, за которым бы не последовало ответа, они бы за эти годы уже ей воспользовались», – подчеркнул Алексей Леонков.

Тем не менее, военные все же считают, что России нужно предпринимать дополнительные шаги на случай размещения США ракет малой и средней дальности в Европе. По словам Есина, России необходимо ускоренно налаживать выпуск своих ракет средней дальности, а также делать упор на развитие гиперзвукового оружия, ответов на которое на Западе еще нет.

«Если откровенно, эффективного ответа на американские ракеты средней дальности в Европе у нас пока что нет», – с тревогой отметил генерал.

«Для того чтобы обеспечить защиту от американских ракет средней дальности, в случае их размещения в Европе, Россия может оснастить свои ракеты средней дальности обычными зарядами, чтобы уже в условиях ведения неядерных боевых действий нанести удары обычным оружием по командным пунктам американцев и по их системе ПВО», – подчеркнул Константин Сивков. Он также считает, что необходимо увеличить мобильную составляющую стратегических ядерных сил, а именно: развернуть железнодорожные ракетные комплексы, увеличить количество мобильных ракетных комплексов «Ярс», подлодок с баллистическими ракетами, самолетов стратегической авиации и аэродромов базирования для них.

Алексей Леонков в свою очередь отметил, что на сегодняшний день почти закончено создание новой воздушно-космической системы обороны страны, в которую входят комплексы ПВО и системы предупреждения о ракетном запуске, связанные автоматизированной системой управления. То есть в дополнение к «Мертвой руке» создается более «живая» система быстрого реагирования.

Кроме того, генерал-полковник Виктор Есин отмечал, что если США начнут разворачивать в Европе свои ракеты, нам ничего не останется, как отказаться от доктрины ответно-встречного удара и перейти к доктрине упреждающего удара.

Константин Сивков также уверен, что РФ необходимо изменить военную доктрину и включить в нее возможность упреждающего удара. Тем не менее, он уверен, что это не отменяет необходимости модернизировать систему «Периметр».

Леонков согласен, что в случае размещения в Европе американского ядерного арсенала в виде ракет средней дальности существующая в РФ доктрина ответно-встречного удара, скорее всего, будет пересматриваться.

9-02-2016, 06:00

Постоянно читаешь в мировых СМИ статьи, в которых известные западные журналисты и аналитики рассуждают о превентивном ударе США и Запада по России с подтекстом: выдержит, а может быть, не выдержит, и уже пора? Как о некоей само собой разумеющейся возможности. Ведь Россия, кричат западные СМИ, такая «агрессивная», поэтому Запад как бы имеет на это право.

Итальянская Il Giornale пишет о Калининградском регионе РФ: «Находясь в изоляции от России, если не считать морские пути, Калининград всегда рассматривался в качестве слабого звена в новой российской стратегии, однако он был достаточно укреплён, чтобы нанести максимальный урон в случае превентивного удара со стороны НАТО». По мнению американского генерала Франка Горенка, «это крайне опасная ситуация».

Итальянские журналисты и американские генералы пришли к выводу, что превентивный удар по Калининграду не принесёт желаемых результатов, слишком хорошо защищён, к сожалению? Недавнюю встречу Нуланд - Сурков в том же Калининграде западные СМИ расшифровывали и как предупреждение Нуланд о «неминуемом нападении» НАТО на Россию.

Недавно Би-би-си опять отличилась: сняла как бы «документальный», с использованием видеосюжетов войны на Донбассе, фильм «Третья мировая война: в командном пункте». Это, так сказать, фильм-предупреждение, с рассуждениями известных английских экс-политиков, о том, как может (или будет?) выглядеть «агрессия» России против Латвии, с применением атомного оружия против английского военного корабля. А по Швеции на учениях моделируются ядерные удары российской авиации, заявляет вдогонку целый генсек НАТО Столтенберг, но без доказательств…

Строго говоря, это называется подготовкой западного обывателя к внезапному «обезоруживающему» нападению НАТО на Россию, и его оправдание. Особенно учитывая оскорбления и диффамацию российского президента уже правительственными чиновниками США и Британии.

А в это время аналитики «агрессивной России» как воды в рот набрали, и боятся слово сказать в свойственной ей «агрессивной манере». Нарушим эту порочную традицию.

С одной стороны, повторим, мы видим подготовку не только западного, но и мирового общественного мнения к превентивному ядерному удару США по России, якобы «обезоруживающему» и поэтому как бы почти «гуманному». Если бы у России не было атомного оружия, то атомное нападение США на Россию-СССР давно состоялось, согласно уже рассекреченному американскому плану «Дропшот», или произошло нападение на Россию по югославскому сценарию, о котором открыто мечтают многие западные высокопоставленные политики-аналитики. Ядерные силы России мешают осуществиться югославско-российскому сценарию, но информационная агрессия Запада уже ведь началась…

Понимаю эту опасность, учитывая усиливающуюся пропагандистскую агрессию в западных СМИ против России, которая фактически является подготовкой к военному нападению (именно так действовала гитлеровская Германия перед своими блицкригами), может быть, и России стоит порассуждать о превентивном гуманном «обезоруживающем» ударе по Западу, от США до Европы? Почему нет, если Запад такие стратегии публично обсуждает?

Наш «Стратфор» мог бы сказать в ответ, что в Большой игре случайностей не бывает, и пропагандистская атака Запада на Россию является предвестником внезапного и вероломного военного нападения. Россия пытается предупредить Запад о последствиях, ещё и поэтому осуществляется военная операция ВКС России в Сирии - это демонстрация военных возможностей России. Того, к примеру, что может произойти на Украине, если России придётся проводить там миротворческую операцию по разоружению бандеровских неонацистских формирований. Чтобы не пришлось применять ВКС на Украине, Россия и проводит показательно-боевые учения в Сирии.

Чем они при этом думают, непонятно, так как в случае Большой войны Украина станет главным полем этой войны, и во что оно превратится - трудно даже представить. В то время как Россия может рассчитывать на сохранение своих восточных регионов и Сибири. Впрочем, что говорить о галицийских рагулях, когда и европейские мудрецы ставят базы США на своей территории.

Поэтому Россия может потребовать немедленного прекращения пропагандистской агрессии в западных СМИ, и дезавуирования уже вышедших провокационных материалов, вроде войны в Прибалтике от Би-би-си. И денацификации бандеровского режима. Если этого не произойдёт, Россия может принять эту информационную войну всерьёз, как подготовку к внезапному военному нападению на неё, что война с Западом неизбежна…

В ситуации пропагандистской агрессии, «человеческий фактор» может наложиться на сбой в компьютерных сетях МО РФ, или ещё какую случайность, и Запад сам может получить первый «обезоруживающий» гуманный удар. Да, потом Россия возместит причинённый ущерб, в разумных пределах и с позиции силы. Ведь, в конные концов, Запад сам виноват: своими планами превентивных ударов и пропагандистской кампанией спровоцировал "глобальный гуманный" удар России, она тоже стала считать его возможным.

При этом, скорее всего, никакого вторжения России ни в Прибалтику, ни в Грузию, ни в Европу, ни в Америку, о которых вещают Стратфор и Би-би-си, не будет. Зачем? Кого надо достать, мы и так достанем! - уже ответил на этот вопрос президент Путин. В этом нет оперативной необходимости.

В общем, России сегодня терять нечего. Россия-СССР сдала Западу Варшавский договор, сдала свои союзные республики, и что? Нас оставили в покое? Холуйство перед Западом нашей либеральной колонны говорит о том, какой будет «цивилизованная» Западом Россия. По гуманному мнению наших либералов, Россия должна терпеть и защищаться, но так, чтобы не навредить Западу и прогрессу его гееобразных ценностей. И зачем нам такие ценности и либеральное холуйство?

Либеральная наша колонна почему-то уверена, что военное и экономическое могущество США - это навсегда, что это некая константа, не подверженная влиянию времени, кризисам и катастрофам. А мы посмотрим, не будем спешить. Сохраним суверенитет России, а там, глядишь, США развалятся, как СССР. Свободу порабощённым народам Америки и Европы!

Задача наших либералов - породить прозападные упаднические настроения в России, и обосновать необходимость отступления России перед Западом, сдавать позиции всё дальше и дальше. Станислав Белковский, рассуждавший о богатствах Путина на Би-би-си, в эфире «Эха Москвы» сказал честно, что обычно ему не свойственно: «Россия нуждается в том, чтобы Запад её дожал». А мы ему отвечаем: Запад нуждается в том, чтобы Россия его откалибровала. И либеральная наша колонна тоже в этом очень нуждается…



Оцените новость

Новости партнеров:

14 октября секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в интервью газете «Известия» сообщил о том, что в новой российской военной доктрине предусматривается возможность нанесения нашими Вооруженными силами превентивного ядерного удара по агрессору или террористам. Это вызвало самые противоположные отклики среди политиков и экспертов. Мы попросили высказаться по этой проблеме вице-президента Академии геополитических проблем полковника Владимира Анохина.

«СП»: — Даже во времена СССР наша страна никогда не ставила вопрос о своей готовности применять ядерное оружие превентивно. Что изменилось сейчас?

— Действительно, Россия всегда считала ядерное оружие настолько негуманным, что относила его превентивное применение к проявлению варварства. Мы всегда критиковали США за то, что эта страна вот уже 60 лет шантажирует народы ядерной дубиной. Но сейчас многое изменилось. Выросло число членов ядерного клуба, терроризм приобрел такие масштабы, что стало реальной возможностью применение в этих целях ядерного оружия. Вот почему, по словам Патрушева, «скорректированы условия использования ядерного оружия при отражении агрессии с применением обычных средств поражения не только в крупномасштабной, но и в региональной и даже в локальной войне. Кроме того, предусматривается вариантность возможности применения ядерного оружия в зависимости от условий обстановки и намерений вероятного противника. В критических для национальной безопасности ситуациях не исключается нанесение в том числе упреждающего (превентивного) ядерного удара по агрессору».

Нужно подчекнуть, что при этом мы меньше ожидаем ядерной опасности от каких-либо государств, даже тех, которые США называют изгоями, а больше — от террористов. Это заявление Патрушева, как предполагается, будет для них сдерживающим фактором.

«СП»: — Госсекретарь США Хиллари Клинтон, мгновенно отреагировав на заявление Патрушева, в интервью радиостанции «Эхо Москвы» высказала России свое «фэ», при этом указала на то, что даже американская военная доктрина не предусматривает превентивных ядерных ударов по агрессорам. Разве это верно?

— Заявление Хилари Клинтон свидетельствует, по меньшей мере, о том, что она не владеет информацией. Самая первая ядерная доктрина США — 60-летней давности, уже предусматривала нанесение «упреждающего удара»: все имевшиеся тогда у США 55 атомных бомб были распределены по советским городам. Сама ядерная программа США развивалась, исходя из потребности нанесения превентивных ударов. Например, Пентагоном специально для руководителя американского атомного проекта генерала Л. Гровса был подготовлен секретный документ под выразительным названием «Стратегическая карта некоторых промышленных районов России и Маньчжурии». В документе перечислялись 15 крупнейших городов Советского Союза — Москва, Баку, Новосибирск, Горький, Свердловск, Челябинск, Омск, Куйбышев, Казань, Саратов, Молотов (Пермь), Магнитогорск, Грозный, Сталинск (имелся в виду Сталино — Донецк), Нижний Тагил. В приложении приводился расчёт количества атомных бомб, требуемых для уничтожения каждого из этих городов, с учётом опыта бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. По мнению авторов документа, для поражения Москвы и Ленинграда требовалось по шесть атомных бомб на каждую из столиц.

Аналогичные планы разрабатывались в США и позднее. Вспомним хотя бы вскрытый нашими разведчиками секретный план «Дропшот», определявший нанесение превентивных ядерных ударов по 200 городам СССР. В период «холодной войны», определяя величину неприемлемого для СССР ущерба, в США руководствовались критерием министра обороны Роберта Макнамары. Неприемлемый ущерб достигался при потере 30% населения и 70% промышленного потенциала страны и около 1000 важнейших военных объектов, для чего было необходимо доставить к целям 400−500 боеголовок мегатонного класса.

«СП»: — Но это — прошлое. Сейчас ведь идет «перезагрузка» отношений и таких планов нет?

— К сожалению, есть похлеще. Влиятельная неправительственная организация «Федерация американских учёных», в которую входят 68 лауреатов Нобелевских премий, внесла свой вклад в планы новой администрации США по «перезагрузке» отношений с Россией. В подготовленном ею докладе «От противостояния к минимальному сдерживанию» доказывается, что нынешний ядерный потенциал США без необходимости раздут до такой степени, что представляет опасность для самой Америки в случае, к примеру, природных катаклизмов. К тому же свыше 5,2 тыс. боеголовок, находящихся на боевом дежурстве и хранении, поглощают огромные ресурсы в процессе их обслуживания. Авторы доклада предлагают сократить количество ядерных боеголовок до минимума в несколько сотен единиц. Зато перенацелить стратегические ракеты с густонаселённых российских городов на крупнейшие экономические объекты Российской Федерации.

В список американских учёных попали 12 предприятий, принадлежащих «Газпрому», «Роснефти», «Русалу», «Норникелю», «Сургутнефтегазу», «Евразу», «Северстали», а также двум иностранным энергетическим концернам — немецкому E. ON и итальянскому Enel. Конкретно названы три нефтеперерабатывающих завода — Омский, Ангарский и Киришский, четыре металлургических комбината — Магнитогорский, Нижнетагильский, Череповецкий, «Норильский никель», два алюминиевых завода — Братский и Новокузнецкий, три ГРЭС — Берёзовская, Среднеуральская и Сургутская.

По оценкам авторов доклада, в случае превентивного уничтожения этих объектов экономика России будет парализована, и русские автоматически не смогут вести войну. Авторы доклада при всём своём «гуманизме» не смогли скрыть, что и в этом случае неизбежно погибнет не менее одного миллиона человек. «Эти подсчёты отрезвляют», — многозначительно заявляется в докладе, то есть должны «отрезвить» руководителей России, если они попытаются воспрепятствовать планам Вашингтона.

Характерна ещё одна деталь: хотя в докладе вероятными противниками США называется не только Россия, но и Китай, Северная Корея, Иран и Сирия, объекты инфраструктуры, которые следует избрать в качестве мишеней, приводятся на примере именно нашей страны.

«СП»: — Конечно, все это мерзко и ужасно, однако неправительственные организации могут строить самые разные планы, вопрос в том: есть ли юридические основания для их реализации?

— Есть. В 2005 году принята новая ядерная доктрина США, которая разрешает наносить превентивные ядерные удары по противнику, который «замышляет применение оружия массового уничтожения (ОМУ)». Документ по сравнению с предыдущими доктринами даже снижает уровень принятия решения. В ней записано: «Командующий на театре военных действий будет запрашивать принципиальное решение на применение ядерного оружия и сам определять, против кого и когда его применить».

«СП»: — Почему же не слышно возмущения России по этому поводу?

— Кому нужно, тот слышит. Генштаб России сразу после принятия американцами новой редакции ядерной доктрины заявил, что вынужден будет корректировать развитие своих стратегических ядерных сил в зависимости от планов Вашингтона по превентивному применению ядерного оружия. В поддержку этих слов у нас проведены испытания гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков нового поколения. По этому поводу Владимир Путин заявил, что у Москвы есть оружие, которое «в состоянии поражать цели на межконтинентальной глубине с гиперзвуковой скоростью и высокой точностью, с возможностью глубокого маневра, как по высоте, так и по курсу».

Нынешнее заявление секретаря российского Совбеза — тоже из серии ответов на американскую ядерную доктрину.

Из досье «СП»:

Николай Патрушев : «Действующая Военная доктрина является документом переходного периода, а именно конца XX века. Результаты анализа военно-стратегической обстановки в мире и перспектив ее развития до 2020 года свидетельствуют о смещении акцентов от крупномасштабных военных конфликтов к локальным войнам и вооруженным конфликтам.

Хотя не утратили своей актуальности и имевшиеся ранее военные опасности и угрозы для нашей страны. Так, не прекращается деятельность по приему новых членов в НАТО, активизируется военная деятельность блока, интенсивно проводятся учения стратегических сил США с отработкой вопросов управления применением стратегического ядерного оружия.

Сохраняются такие дополнительные дестабилизирующие факторы, как тенденция распространения ядерных, химических, биологических технологий, производства оружия массового уничтожения, возрастающий уровень международного терроризма, обостряющаяся борьба за топливно-энергетические и другие сырьевые ресурсы. Не ликвидированы до конца и внутренние военные опасности, о чем свидетельствует обстановка на Северном Кавказе.

Таким образом, возникли объективные условия для уточнения Военной доктрины, которая должна предполагать гибкое и своевременное реагирование на текущие и перспективные изменения военно-политической и военно-стратегической обстановки на среднесрочный период.

Военные конфликты предлагается подразделять на крупномасштабную, региональную и локальную войны, а также вооруженные конфликты (как межгосударственные, так и внутренние).

Определено, что Россия считает своей важнейшей задачей предотвращение и сдерживание от развязывания любых военных конфликтов. При этом сформулированы основные подходы к решению этой задачи. В то же время подчеркивается, что Россия считает правомерным применение ВС и других войск для отражения агрессии против нее или ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности.

Что касается положений о возможности применения ядерного оружия, то этот раздел Военной доктрины сформулирован в духе сохранения за Российской Федерацией статуса ядерной державы, способной осуществить ядерное сдерживание потенциальных противников от развязывания агрессии против России и ее союзников. Это является в обозримой перспективе важнейшим приоритетом нашей страны.

Также скорректированы условия использования ядерного оружия при отражении агрессии с применением обычных средств поражения не только в крупномасштабной, но и в региональной и даже в локальной войне.

Кроме того, предусматривается вариантность возможности применения ядерного оружия в зависимости от условий обстановки и намерений вероятного противника. В критических для национальной безопасности ситуациях не исключается нанесение в том числе упреждающего (превентивного) ядерного удара по агрессору".