Необычные жилища народов. Ханты и Манси

Татьяна Засеева
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Жилища разных народов»

Жилища разных народов .

Конспект составлен воспитателем ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района г. Санкт-Петербурга Засеевой Татьяной Михайловной.

Ознакомление с окружающим :

Цель занятия : воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей.

Задачи :

познакомить детей с тем, что на нашей планете живут люди разных национальностей , и с тем, что эти люди живут по-разному ;

познакомить детей с некотрыми типами жилищ разных народов ;

познакомить детей с некоторыми фактами истории своего народа ;

познакомить детей с некоторыми материалами, из которых можно строить жилища ;

показать различия и сходства людей, живущих на разных территориях ;

воспитывать толерантное отношение к людям, живущим в иных условиях.

Оборудование занятия :

иллюстрации многоквартирного дома, деревянной избы, шатра, иглу, вигвама;

иллюстрации городского и деревенского жителя, индейца, жителя Крайнего Севера и пустыни;

иллюстрации кирпича, бревна, снежных брусков;

палочки, платок;

5 столов с различными скатертями : одна скатерть с изображением улиц и перекрестков , две зеленые скатерти, одна белая и одна желтая.

Ход занятия:

1. Обсудить с детьми, где они живут : живут в городе Санкт-Петербурге, в городе есть дом, в доме есть квартира, в которой живет их семья. В каждой квартире есть комнаты, ванная, кухня, спальня и т. д.

2. Показать иллюстрацию многоквартирного дома.

Похож ли этот дом на тот, в котором живете вы? Чем похож? Чем отличается?

Что есть в этом доме?

3. Показать иллюстрацию деревянного дома. - Где вы видели такие дома?

Как они называются?

В избах жили люди нашей страны , когда они еще не умели строить большие дома с множеством квартир. Сейчас такие избы есть только в деревнях и на дачах, а раньше почти все люди жили именно в них .

Что есть в избе?

В деревянных домах всегда есть печь и труба.

Зачем они нужны?

Раньше люди не умели делать батареи. Каждая изба отапливалась именно печью. Люди подготавливали много дров, чтобы всю зиму иметь возможность топить печь.

Чем отличается изба от того того дома, в котором вы живете сейчас? (кроме прочего подвести детей к тому, что в деревенской избе живет одна семья, а в городском доме - много).- В каком доме сейчас жить удобнее? Почему?

4. На нашей большой планете есть разные страны . В некотоорые вы ездили в отпуск на море.

Какие вы знаете страны?

В разных странах живут разные люди , и эти люди живут в совершенно разных домах . На юге, в Африке, очень жарко, там очень много песка, который называется пустыня. В пустыне очень редко идут дожди, только несколько раз в год, а снега нет совсем. И в пустыне люди живут в доме, который называется шатер. (Показать иллюстрацию шатра) .

На что похож шатер?

Шатер делают из большого куска ткани. Он не защищает ни от холода, ни от дождя.

А от чего шатер может защитить людей?

В пустыне жить очень трудно. Людям приходится постоянно переходить с места на место, чтобы искать себе еду и воду. Шатер удобен тем, что, поскольку он сделан из куска ткани, в сложенном состоянии он занимает очень мало места и его удобно перевозить. Также удобно то, что его очень быстро можно собрать и «построить» снова.

5. (Показать иллюстрацию иглу) .

Из чего сделан этот дом?

Где строят такие дома, на юге или на севере? Почему?

Этот дом называется иглу. Его действительно строят люди, которые живут на севере, где почти круглый год лежит снег. В иглу нет окон, чтобы не выпускать теплый водух, и внутри всегда горит очаг, чтобы было тепло. И, как это ни странно, но в доме из снега действительно достаточно тепло.

6. В стране Америке есть люди, которых называют индейцы.

Что вы знаете об индейцах?

Индейцы живут в вигвамах. (Показать иллюстрацию вигвама) .

На что похож вигвам?

В стране, в которой живут в таких домах, тепло или холодно? Почему?

7. Давайте расставим дома по своим местам.

Рассмотрите столы. Где должен стоять многоквартирный дом?

Как вы догадались?

Где строят деревянные дома?

Как вы догадались?

Где ставят шатры? На что похожа желтая скатерть этого стола?

Где строят иглу? На что похожа белая скатерть?

Где строят вигвамы? Какая скатерть у этого стола? Почему?

8. У нас есть дома, а в каждом доме живут люди. Посмотрим, какие люди живут в каждом из этих домов.

Рассмотрите эту женщину. В каком доме она живет?

Как вы догадали? Во что она одета? Что у нее в руках?

Люди, живущие в деревне, много работают. Они сами выращивают овощи и фрукты, которые едят, наводят порядок в своих садах.

Рассмотрите этого мужчину. В каком доме он живет?

Как вы догадались? Во что он одет?

Во что одет индеец?

Сейчас я расскажу вам, почему у него одеты перья. Индейцы много воевали. Тем индейцам, которые совершали подвиги, давали перо самой благородной и сильной птицы - орла. У нас за подвиги дают медали (показать иллюстрацию, а индейцам перья.

Этот индеец совершил много подвигов? Как вы догадались?

(Показать иллюстрацию жителей Крайнего Севера) .

Где живут эти люди?

Как вы догадались? Во что одеты эти люди?

Что у них в руках?

На Севере очень много снега и люда, но очень мало еды. Люди на Севере ловят много рыбы, потому что иногда это единственное, что они могут съесть.

(Показать иллюстрацию жителя Африки) .

Где живет этот человек?

Как догадались? Во что он одет?

Если там жарко, почему он почти полностью закрыл свое лицо и тело?

9. Из чего можно строить дома?

(Показать иллюстрацию кирпича) .

Что это?

Какой дом строят из кирпича? Как он называется? (кирпичный) .

(Показать иллюстрацию бревен) .

Что это? Какой дом строят из бревен? Как он называется (бревенчатый, деревянный) .

(Показать иллюстрацию снежных брусков) .

Что это? Какой дом строят из этого материала? Почему именно из него?

(Показать палочки) .

Какой дом строят из таких палочек?

(Показать тканевый платок) .

Какой дом строят из ткани?

От чего защищает ткань?

С помощью чего укрепляют шатер?

10. Мы рассмотрели сегодня много домов.

Как называются дома, которые мы сегодня видели?

На нашей планете живет очень много людей. Все они живут по-разному и даже в разных домах . Некоторым жить проще, некоторым намного сложнее. И нам нужно помогать друг другу, чтобы все могли жить хорошо.

Художественно-прикладное творчество :

Цель занятия : учить детей резать бумагу ножницами по прямой линии.

Задачи :

познакоми детей с ножницами и правилами безопасности при работе с ними;

учить детей правильно держать ножницы и резать ими бумагу по прямой линии;

развивать пространственное мышление детей;

учить аккуратности при работе с клеем;

закрепить знание названий и материалов жилищ различных народов мира ;

воспитывать толерантное отношение к людям различных национальностей.

Оборудование занятия :

иллюстрации многоквартирного дома, деревянной избы, шатра, вигвама, иглу;

образец готовой работы ;

бумажные детали для аппликации дома на каждого ребенка;

ножницы и клей на каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Мы узнали, что на нашей планете живут совершенно разные люди , которые строят себе различные дома.

Как называются эти дома? (Показать иллюстрации) .

Из чего они сделаны?

Чьи эти дома?

Что вы знаете о жителях юга, севера, об индейцах?

2. Рассмотрите эту картинку (показать образец аппликации ) .

Как вы думаете, какой дом мы сегодня будем делать?

Как вы догадались?

Кто живет в этом доме?

Из чего строят такие дома?

Из чего мы сделаем этот дом?

Какие детали есть у этого дома?

Какие частей дома здесь не видно?

3. Сегодня нам понадобятся ножницы.

Что есть у ножниц?

Ножницы - опасный предмет.

Чем опасны ножницы?

Ножницы очень острые, поэтому нельзя трогать их пальцами за лезвия. Ножницы берут только за кольца. Нельзя махать ножницами, поскольку можно поранить или себя самого или своего соседа. Ножницы должны лежать на столе тогда, когда вы не используете их непосредственно для работы .

Ножницы берут, вставляя пальцы в кольца. В одно кольцо вставляется большой палец, в другое - указательный и средний. Кольцо с большим пальцем должно быть сверху. Лист бумаги, который нужно разрезать, держится на весу левой рукой, при этом нужно следить, чтобы пальцы левой руки ни в коем случае не попадали под ход ножниц. Ножницы максимально раскрываются пальцами правой руки и в раскрытом состоянии ставятся на линию, соблюдая заданное линией направление. Когда линия и лезвия ножниц совпадут, нужно проверить, чтобы пальцы левой руки не попали на линию. Когда все подготовлено, пальцы правой руки должны свести ножницы. Если линия не прорезана до конца, нужно снова развести ножницы, передвинуть их до упора по линии и снова свести.

4. Когда все детали готовы, соберите дом на листе бумаги.

Какие детали должны быть у вашего дома?Начинайте приклеивать детали.

Какую сторону бумаги нужно мазать клеем?

Куда кладется деталь, чтобы ее намазать?

Что нужно намазывать клеем?

Как нужно приклеивать детали?

5. Когда ваш дом будет готов, нужно помыть с мылом руки после клея. Затем вы можете дорисовать, чтобы жителям вашего дома было уютнее, солнце, траву или что-нибудь другое по вашему желанию.

Покажите свои дома. Расскажите, кто живет в вашем доме. Какой дом вам больше всего нравится?

Испокон веков славянские народы (русские, украинцы, белорусы, сербы, поляки и др. ) относились к как к событию важному и знаменательному. При этом наши предки стремились решить не только практическую задачу, то есть обеспечить над головой, но и организовать жилое пространство так, чтобы оно было наполнено покоем, теплом, любовью и другими жизненными благами. А такое , по мнению древних славян, можно было построить, лишь следуя старинным традициям и заветам. В предыдущей статье мы рассказали о , и сегодня речь пойдет о наземных – избах, хатах и мазанках .

Изба – первое наземное жилище северных славян

Первые наземные у славян появились приблизительно в IX-X веке, а само название «изба» зафиксировано в древних русских летописях, датированных X веком. Изначально срубные избы появились в северных районах славянских поселений, где земля была очень сырой, болотистой или глубоко промерзшей. Все эти факторы не давали возможности обустраивать теплые полуподземные и подземные .

Первые славянские избы, как правило, представляли собой одну утепленную комнату-клеть, к которой в некоторых случаях примыкали сени. Деревянная изба была оснащена дверью и маленьким оконцем размером до 40 см, которое закрывалось деревянной дощечкой и использовалось чаще всего для .

Зимой в избе проходила основная часть жизни семьи, тут же держали молодой скот. Если в печь не имела трубы, то его называли «курная изба» , а дом с трубной печью носил название «белая изба» . Изба могла иметь нижний этаж (подклет) или обходиться без него. Внутренняя планировка помещения зависела от положения печи: по диагонали от нее был «красный» или передний угол, внизу находился ящик-голбец из дерева, а сбоку под потолком настилались полати.

Преимущественно стены избы строились из бревен, крыша могла быть соломенной или деревянной, окна - косящатыми (с рамами) или волоковыми (прорубленными в бревнах). Для обычно использовали охлупень (резной конек); фасад украшали наличниками окон, полотенцами и причелинами; стены, двери, потолок и печи – характерными славянскими орнаментами в виде зверей, птиц, растений и геометрических узоров.

Кстати сказать, резной конек на крыше использовался славянами отнюдь не для красоты. Дело в том, что, таким образом, славяне приносили Богам «строительную жертву» в виде избы, имеющей форму лошади: четыре угла – ноги, дом – тело, конек – голова. Такая жертва символизировала создание из первобытного хаоса (дерева) нечто разумно организованное (). Нередко к задней части конька привязывался еще и хвост из мочала – в этом случае жилище, по мнению славян, полностью уподоблялось коню. Кроме того, археологические раскопки показали, что самых первых изб украшались вовсе не резными коньками, а настоящими лошадиными черепами.

Со временем размеры избы увеличивались: кроме самой избы-клети появилась еще горница, которая отделялась от основного жилья стеной. Такие получили название «пятистена». В северных районах начали появляться шестистенки и избы-двойники, представляющие собой два самостоятельных сруба-клети, имеющих общие сени и перекрытых общей крышей. Нередко к избам примыкали легкие галереи, которые соединяли между собой жилые постройки, кладовые и мастерские, что давало возможность, не выходя на улицу, переходить из одного помещения в другое.

У славянских домов могло быть несколько вариантов блокировки хозяйственной части от . Это могла быть однорядная связь, которую называли «под один конь» (то есть хозчасть и жилое помещение находились под одной крышей); двурядная связь - «в два коня» (хоздвор и изба были перекрыты отдельными крышами с параллельными коньками); трехрядная связь - «на три коня» (изба, хозблок и двор стояли рядом и перекрывались отдельными крышами с тремя параллельными коньками). чаще всего были двускатными, однако можно было встретить и четырехскатные крыши вальмовой или шатровой формы.

Хата – традиционное жилище южнославянских народов

В какой-то степени хата является сродни избе с тем отличием, что более основательные и утепленные избы строились преимущественно в северных регионах славянских поселений, в то время как в южных областях (в Украине, Белоруссии и частично в Польше) преобладали хаты – более облегченные типы . Хаты могли быть плетневыми, срубными, глинобитными и др. Внутри и снаружи их, как правило, обмазывали глиной и белили. Как и изба, хата обычно имела жилое помещение с печью, сени и хозяйственный блок.

Основное отличие хаты от избы заключается в том, что она строится не из целых, а из половинных или других пиломатериалов, которые затем обмазываются саманом – смесью соломы, конского навоза и глины. Здесь следует отметить, что саман вовсе не является обязательным элементом хаты: в более зажиточных селениях и в более поздние времена хаты могли быть обиты кровельным железом и покрашены в яркие цвета (чаще всего сочетание голубого и белого). Традиционная же саманная хата обмазывалась белой глиной или белилась мелом снаружи и изнутри.

Любопытно, что под словом «хата» славяне подразумевали не только само , но и его части – существовали такие понятия как задняя и передняя хата . Задняя хата представляла собой половину дома, окна которой выходили во внутренний двор. У передней хаты окна выходили на улицу. Задняя и передняя хаты обычно были разделены между собой при помощи или более простой и грубой украинской печки, которая стояла посередине помещения, и/или стенной перегородкой в виде плетеного или деревянного каркаса, обмазанного глиной. При этом передняя хата играла роль парадной комнаты, предназначенной для встречи гостей, отдыха и размещения икон, а задняя несла на себе хозяйственную нагрузку – здесь готовили пищу, а в сильные морозы могли отогревать молодняк скота. В некоторых случаях часть задней хаты, примыкающую к печи, отгораживали отдельной перегородкой и получали нечто похожее на отдельную кухню.

Обычно хата оснащалась соломенной , которая защищала жилище от снега и дождя, но при этом обеспечивала естественную вентиляцию помещения. Непременным элементом всех хат были ставни, которые можно было закрыть в жаркую и солнечную погоду. В богатых жилищах пол был дощатым (с высоким подпольем), в более бедных – земляным. Что касается материалов для строительства стен, то их выбор во многом зависел от природных условий той или иной местности. Например, в Украине запасы леса достаточно скудны, поэтому при строительстве домов (чаще всего мазанок) здесь старались использовать меньшее количество древесины.

Когда наши доисторические предки искали себе убежище, которое впоследствии стали называть домом, они использовали природные ресурсы вокруг себя, как средство для укрытия.

Древние люди жили в пещерах. Но человек – самое гениальное творение природы. И со времени он научился строить себе обители.

На протяжении веков людям приходилось жить под землей, на деревьях и под скалами. Со временем у человека стали развиваться навыки, он начал использовать при строительстве своего дома вспомогательные средства: дерево, металл, кирпич, камень, лед и шкуры животных.

В наши дни, в большинстве случаев, дома строят кирпичные и бетонные, за некоторым исключением, например, бытовки, быстровозводимые здания и деревянные навесы.

Однако есть в мире некоторые цивилизации, которые до сих пор живут в жилищах, используемых их предками сотни лет назад.

В этой статье рассказывается о некоторые наиболее необычных типах жилищ, которые человек называет домом, как и сотни лет назад (со времен их первой постройки).

Дома из бамбука

Бамбук – это быстро растущая, вечнозеленая трава, которая произрастает во многих местах по всему миру.

Бамбук использовался для строительства жилья еще тысячи лет назад. Это особо прочный материал, что делает его идеальным для постройки.

Конструкции современных домов из бамбука, основаны на древних технологиях, предназначены для быстрого возведения жилья в особенности в районах бедствий Юго-Восточной Азии.


Земляные дома, как следует из их названия, являются жилищами, построенными под землей, и, наряду с пещерами, вероятно, являются самым древним способом строительства на планете.

Многовековая идея подобного дизайна нашла признание во всем мире, и сегодня существует много построек, имеющих название эко-земляные жилища.

Дом из бруса


Срубы хорошо известны, и, как правило, используются в строительстве домов отдыха. Возведение бревенчатых домов корнями уходит на много лет назад, в те времена, когда человек смог впервые отрезать большие ветки деревьев. Но и сегодня такие дома очень популярны.

Бревенчатый дом нашел свое применение в горных и лесных массивах. Особенно были распространены такие дома в районах, населяемых поселенцами в новых землях, таких, как: Америка и Австралия. Сегодня они являются достопримечательностью европейских Альп и Скандинавии, здесь эти строения называют «шале».


На протяжении многих веков глинобитные дома использовались, как быстрый способ построения жилищ.

Эти типы жилья обычно встречаются в засушливых и жарких странах по всему миру, но более всего – на африканском континенте.

Для их постройки почва или глина смешиваются водой, иногда добавляется трава. Затем вылепленные квадраты высушиваются на солнце до необходимой жесткости. После этого они готовы к использованию так же, как и любой другой строительный кирпич.

Дома на деревьях

А вы думали, что такие дома строят только для детей?

Фактически, дом на дереве является вполне обычным явлением в районах джунглей по всему миру, где местность кишит змеями, опасными дикими животными и ползающими насекомыми.

Они также используются в качестве временного жилья в районах, где случаются наводнения и сильные муссонные дожди.

Дом-шатер


Шатры являются популярным средством убежища для любителей отдыха на свежем воздухе, а также регулярно используются для быстрого возведения.

Большие шатры, как правило, делались из шкур животных и использовались как обычные жилища у многих цивилизаций на протяжении веков. Наибольшее распространение получили среди кочевых народов.

Сегодня жилище в виде шатра используются, в основном, кочевые народы, такие, как: бедуинские племена Аравии и монгольские скотоводы, чей кров – юрты существуют уже на протяжении нескольких поколений.

Кабана (дом на пляже)


На рисунке кабана расположен на территории отеля в Эквадоре. Этот небольшой дом, который в настоящее время исполняет роль гостиничного номера, представляет собой бамбуковый каркас, увенчанный крышей из травы, и является типичным представителем местной индейской архитектуры Южной Америки.

Хижины Тода


Эти дома из бамбука и ротанга – родом из деревни, расположенной в Южной Индии, где местные жители проживают в таких домах уже более тысячи лет.

Полдюжины таких строений будет установлено в одном из сел, где каждое из строений используется для какой-то определенной цели, такой, как: проживание людей, нахождение животных, приготовление пищи и так далее.

Дома племени Тоба Батак


Это впечатляющие сооружения, построены по подобию лодки, является хижинами коренных жителей на острове Суматра.

Жилища называется jabu и используются рыболовными общинами на протяжении веков.

Жилые постройки народов Сибири отличались разнообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены огромными масштабами территории расселения, многообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и различием хозяйственно-культурных типов, к которым относились народы Сибири.

Яранга

Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга - переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Характерной особенностью чукотско-эскимосских яранг, отличавшей их от жилищ других народов Сибири, была двухкамерность: наличие внутри пологов. Яранга с пологом - удивительное изобретение коряков и чукчей, которые дословно называли своё жилище "настоящий дом".

Яранга оленных коряков и чукчей была зимним и летним жилищем. Основу её составляли три шеста высотой от 3,5 до 5 метров, связанные наверху ремнём. Вокруг них устанавливали треноги из двух жердей с перекладиной, образующие остов стен. Основой крыши служили длинные шесты, привязанные к перекладинам. Сверху остов яранги покрывали покрышками из оленьих шкур. Снаружи покрышки придавливали вертикально поставленными нартами для того, чтобы при сильном ветре они оставались на месте. Вход в ярангу располагался на северо-восточной или восточной - жизненной, как считали чукчи и коряки, стороне. Внутри яранги находился полог - сооружение прямоугольной формы из зимних шкур оленя, подвешенное дном кверху, а открытой частью вниз. Оно являлось не только спальным, но и жилым помещением в холодное время. Температура в пологе за счет тепла человеческого тела была достаточно высокой, чтобы даже в холодное время здесь можно было спать без одежды.

С начала XVIII века яранга каркасного типа, заимствованная от чукчей, получает широкое распространение среди азиатских эскимосов и приморских чукчей - охотников на морских животных. Эскимосская яранга отличалась от яранги оленеводов: она была большего размера, практически не разбиралась, стены её часто обкладывали дёрном. Покрышки, сшитые из шкур моржа, закреплялись при сильном ветре большими камнями, подвешенными на веревках. Внутри жилища находился меховой полог из оленьих шкур, который являлся спальным, а в холодное время и жилым помещением. Отапливался и освещался он при помощи жирника - светильника из камня или глины с тюленьим жиром и фитилем из мха. На нем же готовили пищу. У эвенов всех районов обитания издавна существовало два основных типа жилища: эвенкийский конический чум и так называемая "эвенская юрта", подобная чукотско-корякской яранге. В зимнее время в качестве покрышек использовали оленьи шкуры, летом - ровдугу или бересту. Эвены, жившие на побережье Охотского моря, в качестве материала для покрышек использовали также и рыбью кожу.

Древним традиционным жилищем азиатских эскимосов являлась полуземлянка с каркасом из костей, ребер и челюстей китов.

В такой полуземлянке проживала большая патриархальная семья численностью до 40 человек. Большие полуземлянки являлись общинными домами, в которых обитало несколько семей, здесь проходили собрания и праздники. Такого же типа полуземлянка, но с деревянным каркасом была основным жилищем оседлых коряков - обитателей восточного и западного побережья Камчатки. Особенностью полуземлянки коряков являлся раструб в виде воронки из плотно сложенных тонких досок, служивший дополнительной защитой от снежных заносов верхнего входа в жилище.

Чум

У охотников и оленеводов тайги (эвенков, тофаларов), тундры и лесотундры (ненцев, энцев, долганов, нганасанов) наиболее распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса.

Таежные народы обычно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса мало, оленеводы перевозили свое жилище полностью, вместе с шестами (летом волоком, зимой на нартах) и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом использовали берестяные и ровдужные покрышки, а зимой - сшитые из шкур оленя. Менее зажиточные семьи жили в корьевых или жердяных чумах. В суровых условиях тундры оленеводы использовали покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными - мехом внутрь и наружу.

Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, свойственной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа - мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом напротив входа.

У нганасан, долган и энцев с середины XIX века получил распространение так называемый нартенный чум (балок), заимствованный от русских крестьян. Он использовался как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья. В качестве покрышек использовались оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины или брезента. Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей.

Такое жилище можно построить в любом месте.

Чум строили из шестиметровых шестов (от 15 до 50 штук), сшитых оленьих шкур (50-60 штук), циновки из трав и прутьев.
Устанавливали чум у ненцев женщины. В центре жилища сооружался очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Затем устанавливали два основных шеста. Нижние концы втыкали в землю, а верхние связывали гибкой петлей. По кругу размещали остальные шесты.
К внутреннему шесту (симза) крепили две горизонтальные жерди. На них укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки - нюки. Главный элемент чума – шест. Его обрабатывали так, чтобы он утолщался с обоих концов к середине. Олений волос на покрышках подстригали, чтобы зимой снег не набивался в длинный мех.

Снаружи чум имеет коническую форму. Она хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры. С крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума - макодаси.
После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус.

Зимний чум называется сырей мя. Это традиционный чум;
- летний чум – таны мя. Он отличается покрытием - мюйко - старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия.

Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест.

Из мебели в чуме есть только низкий столик (около 20 см), за которым обедает семья.

В чуме большое значение имеет очаг - печь, которая находится в центре чума и служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.

После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры.У самого основания шестов складывают мягкие вещи. Оленеводы часто возят с собой перины, подушки и специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель.

Чум освещается жировыми светильниками. Это чашки, наполненные оленьим салом. В них кладут кусок веревки. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур. Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки всегда богато орнаментовали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Задняя сторона не имела украшений и часто делалась из ровдуги.

В чумах сумки иногда служили подушками. Необходимой принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские. Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты. Ими раскапывают снег при осмотре места. Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых вещей и имеют саблевидную форму.

Деревянный дом

У рыболовов-охотников западносибирской тайги - хантов и манси - основным типом зимнего жилища был срубный дом с двускатной крышей, покрытой досками, берестой или дерном.

У амурских народов - рыболовов и охотников, ведущих оседлый образ жизни (нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи), - в качестве зимнего жилища использовались четырехугольные в плане однокамерные дома со столбовым каркасом и двускатной крышей. В зимнем доме обычно жили две-три семьи, поэтому очагов в нем было несколько. Летние жилища были разнообразными: четырехугольные корьевые домики с двускатной крышей; конические, полуцилиндрические, двускатные шалаши, крытые сеном, корой, берестой.

Юрта

Основным жилищем скотоводческих народов Южной Сибири (восточных бурят, западных тувинцев, алтайцев, хакасов) являлась переносная цилиндрическая юрта каркасного типа, крытая войлоком.

Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим более часа. Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов, жилище бурят было ориентировано на юг.

Внутреннее устройство юрты было строго регламентировано. В центре располагался очаг. Место напротив входа считалось самым почетным и предназначалось для приема гостей; здесь же находился домашний алтарь. Юрта делилась на мужскую (левую) и женскую (правую) половины (если стоять лицом к северной ее части). В мужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской - утварь и продукты питания. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью, божницей.

У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни, (хакасы, западные тувинцы, западные буряты) получила распространение стационарная срубная многоугольная юрта с двускатной или многогранной крышей.

Балаган и ураса

Жилище якутов было сезонным. Зимнее - "балаган" - бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом. Стены балагана обмазывали глиной, а крышу покрывали корой и засыпали землей. До конца XIX века традиционным летним жилищем якутов являлась ураса - коническая постройка из жердей, покрытых берестой. В берестяные оконные рамы вставляли кусочки стекла или слюды, а в бедных семьях зимой - куски льда. Вход в жилище находился с восточной стороны. Вдоль стен располагались дощатые нары - "орон". Жилище делилось на правую (мужскую) и левую (женскую) половины. В северо-восточном углу находился камелек - примитивный очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины, по диагонали - почетный (юго-западный) угол.

Жилые и хозяйственные помещения усадьбы якуты всегда обносили сплошной невысокой изгородью из горизонтальных жердей. Внутри усадьбы ставили резные деревянные столбы - коновязи, к которым привязывали лошадей.

Побываем в гостях

1. Запиши, какими приветствиями встречают гостя по обычаям народов твоего края:

Мир вашему дому! "Хлебом-солью", "Чем богаты - тем и рады". Принимают ласково: за обе руки берут и в красный угол ведут. Поцелуи. Поклоны. Объятия. Рукопожатие. Здравствуйте.

2. Запиши, как провожают гостя по обычаям народов твоего края:

Гостя провожали и желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». Кроме этого, обычаем было налить на посошок и посидеть на дорожку. В те времена это означало, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как скатерть. Конного гостя провожают до коня, пешего - до ворот.

3. Приклей фотографию или сделай рисунок внешнего вида традиционного жилища народов твоего края.

4. Приклей фотографии или сделай рисунок внутреннего устройства традиционного жилища народов твоего края.


5. Проект "Юный краевед" . Сравни между собой важнейшие черты старинного традиционного жилища разных народов. Заполни таблицу №1 с помощью текста учебника.

Таблица №1

Жилище ханты и манси

Жилище
кавказских народов

Строительный материал

Чум на каркасе из жердей, крытый оленьими шкурами.
- Землянки
- Шалаш из ветвей.

Дом-крепость, дом-башня из камня.

Порог Около порога – обувь и дымокур (для отпугивания комаров). Останавливаться и сидеть не положено. Порог высокий, на него нельзя наступать. Кто перешагнет порог – тот уже гость.
Мужская половина Священное место (передняя сторона напротив входа) Задняя половина – за очагом. Здесь принимают гостей.
Женская половина Правый угол – домашнего огня сторона. Передняя половина перед очагом.
Священное и почётное место Передняя сторона напротив входа. Здесь хранят домашние святыни. Центральный столб жилого этажа, очаг.

Исследуй важнейшие черты традиционного жилища одного из народов твоего края (по выбору). Запиши результаты в таблицу №2. Сравни результаты обеих таблиц. Определи общие и различные черты.

Таблица №2

Название народа и жилища

Украинцы, донские и кубанские казаки. Украинская хата (мазанка).

Строительный материал

Саман (смесь глины, навоза и соломы), крыша из соломы. Хата белится мелом (белой глиной) изнутри и снаружи.

Порог Нельзя мусор выметать к порогу, а только к печи. Нельзя здороваться через порог или передавать какие-то вещи. Над порогом часто прибивали подковы для счастья.
Мужская половина Правая сторона, красный угол.
Женская половина Левая сторона (угол с печью)
Священное и почётное место Красный угол напротив входа с иконами и лампадами; печь.

Запиши вывод: Жилища разных народов имеют как общие черты, так и различия. В каждом жилище всегда есть священное место, дом обычно делится на мужскую и женскую части. Порог дома - всегда особенное место в жилище всех народов, с ним связано много поверий и обычаев.

С древности дома у разных народов Земли различны. Особые черты традиционного жилища разных народов зависят от особенностей природы, от своеобразия хозяйственной жизни, от различий в религиозных представлениях. Однако есть и большое сходство. Это помогает нам лучше понимать друг друга и взаимно уважать обычаи и традиции разных народов России и мира, быть гостеприимными и с достоинством представлять другим людям культуру своего народа.