Нетрадиционная техника рисования граттаж. VI

ДАННАЯ ТЕХНИКА ТРЕБУЕТ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ РИСОВАНИЯ В PHOTOSHOP

Как рисовать, используя Корректирующие Слои (Adjustment Layers) в Photoshop. Это относительно полезный способ рисования, который я открыл для себя, когда работал над картиной «Прибывающий» (Now Arriving) – звездой этого урока.

Вам потребуются графический планшет и навыки цифрового рисования

ЧТО ТАКОЕ КОРРЕКТИРУЮЩИЕ СЛОИ (ADJUSTMENT LAYERS)?

Корректирующие слои помогают редактировать ваши изображения в Photoshop без непосредственного изменения пикселей, находящихся в них. Этот метод также называется «неразрушительное редактирование», и хоть и задумано оно для коррекции фотографий, его можно также использовать для быстрых зарисовок сцены.

Корректирующие слои можно найти на панели Коррекция (Adjustments) в версии CS4, или через кнопку

на панели слоев в версии Photoshop CS3.

КАКИЕ ОСНОВЫ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ?

Когда вы выбираете коррекцию, которую хотите применить, она вставляется как отдельный слой поверх файла, над которым работаете. Корректирующие слои оборудованы маской слоя (Layer Mask).

На примере выше я добавил к своему изображению слой Фото Фильтр (Photo Filter). Обратите внимание, что корректирующий слой имеет несколько разных компонентов, отличных от обычного слоя. Двойным кликом по иконке Настроек (Settings) можно изменить настройки той корректировки, которую вы выбрали.

В случае с Фото Фильтром (Photo Filter) я изначально сделал сцену холодной, но затем мне захотелось наоборот утеплить ее. Для этого мне нужно было всего лишь кликнуть два раза по иконке, чтобы изменить настройки с Холодного (Cooler) на Теплый (Warmer)!

Эта техника превосходит обычный корректирующий фильтр из меню Изображение (Image), потому что слой никогда физически не влияет на пиксели. Если мне захочется посмотреть, как выглядит изображение без каких-либо корректировок, я просто прячу или удаляю корректирующие слои. Все проще простого!

Белый чистый значок справа от иконки коррекции – это Маска Слоя (Layer Mask). Кликнув по этому значку, вы получите возможность выбирать области, где эффекты Маски Слоя (Layer Mask) должны быть применены. Таким образом, вы можете оставить некоторые участки вашего рисунка нетронутыми, или применить к этим участкам другой корректирующий слой.

На Маске Слоя (Layer Mask) можно рисовать только оттенками серого. По умолчанию, Маска Слоя (Layer Mask) белая, что означает, что она «включена» по всему периметру изображения. Рисование черным цветом будет «выключать» области, которые вы закрашиваете кистью, тем самым открывая оригинальный рисунок. И наоборот, чем светлее оттенок серого, которым вы рисуете, тем сильнее будет эффект корректирующего слоя, пока вы полностью не «включите» белый.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТО В РИСОВАНИИ?

Помимо придания вашему изображению определенной пост-обработки, без потери оригинала, корректирующие слои могут быть очень полезны в непосредственном создании деталей в ваших цифровых работах. Представьте себе, что вы рисуете тени в сцене, где вы фактически не волнуетесь о том, правильно или нет подобраны цвета, поверх которых вы рисуете? Корректирующие слои дают вам возможность рисовать именно так, экономя огромное количество времени в процессе.

Здесь вы видите завершенный вариант штрихового рисунка одного из моих последних рисунков. Для этого урока я постараюсь показать вам весь процесс раскрашивания этого рисунка, начиная с создания корректирующего слоя Фото Фильтр (Photo Filter).

Я хочу, чтобы рисунок был холодным, поэтому я выбираю очень насыщенный Голубой (Cyan) цвет фильтра с максимальной Плотностью (Density). Я убрал галочку с функции «Сохранить Свечение» (Preserve Luminosity), чтобы все белое было залито цветом.

Теперь я собираюсь использовать Маску Слоя (Layer Mask) на Фото Фильтре (Photo Filter), чтобы прорисовать источник света в этой сцене. Так как маска включена, мне придется рисовать черным цветом, чтобы позволить белому фону проявиться.

Я начинаю рисовать на Маске Слоя (Layer Mask), быстро накладывая свет, который уже был готов в моей голове. Я прокрашиваю те области, куда падает свет, тогда как все остальное остается в тени.

Я продолжаю прорисовывать всю сцену, пока не получится это…

Теперь весь рисунок прорисован. Это дает мне очень четкое ощущение того, какие цвета использовать вначале. Так как это было нарисовано на корректирующем слое, этот первый шаг будет очень ценным. Теперь можно взять на себя смелость и поиграть с настройками фото Фильтра (Photo Filter) и посмотреть, может мне понравится что-то другое.

Но я решаю оставить все, как в оригинальном голубом варианте, потому что мне хотелось создать ощущение холода.

Теперь, когда мои тени прорисованы базовым цветом, почему бы мне также не поработать над освещением?

Для этого я собираюсь создать дубликат слоя с Фото Фильтром (Photo Filter) так, чтобы получить два таких фильтра. Затем я выбираю Маску Слоя (Layer Mask) дубликата и нажимаю сочетание клавиш Cmd+I (Ctrl+I, если вы используете Windows), чтобы инвертировать маску. Этой инверсией мы добьемся того, что весь рисунок снова станет однотонным, без каких-либо красок, но это только временно.

Я собираюсь отредактировать настройки продублированного Фото Фильтра (Photo Filter) и посмотреть, как будет смотреться теплый внешний свет…

Да, выглядит отлично! Но… Мне кажется, свет получился слишком интенсивным. Ощущение света снаружи потерялось. Уменьшение насыщенности Фото Фильтра (Photo Filter) не сработало бы, потому что это лишь уменьшило бы насыщенность теплого света… Поэтому я собираюсь включить функцию «Сохранить Свечение» (Preserve Luminosity) для этого Фото Фильтра (Photo Filter), чтобы позволить белому цвету проступить и вернуть свет в рисунок.

Теперь получилось то, что мне было нужно! Без каких-либо дополнительных действий по рисованию, я сделал свет теплым, тогда как тени остались холодными! И наоборот, тени снаружи получились теплее, потому что они рисовались с меньшей насыщенностью, чем внутренняя обстановка. Теплый фильтр проявляется на рисунке больше, тем самым устанавливая, что температура снаружи теплее, чем внутри вагона.

Теперь, Фото Фильтры не могут к этому рисунку применять любые действия. Они не могут придать достаточной темноты тем областям, которые мне нужны. Поэтому я собираюсь добавить новый корректирующий слой, чтобы добиться желаемой темноты в определенных областях.

Я добавляю Корректирующий Слой (Adjustment Layer) «Засветка» (Exposure) и настраиваю ползунки Засветки (Exposure), Сдвига (Offset) и Гаммы (Gamma) до тех пор, пока не получу очень высокий контраст, темный вариант картинки.

Выглядит, конечно, страшновато, но помните, что данный эффект настолько силен, насколько этого позволяет Маска Слоя (Layer Mask). Я хотел убедиться, что мог бы достичь достаточно темного в любой заданной области. Поэтому, точно так же, как я рисовал тени на первом Фото Фильтре (Photo Filter), я собираюсь использовать Маску Слоя (Layer Mask) фильтра Засветка (Exposure), чтобы рисовать на темных зонах.

Для детализации более мелких областей, как в данном случае, неплохо будет сначала инвертировать Маску Слоя, чтобы можно было рисовать Белым по черному.

Так уже выглядит реалистичнее. Используя несколько оттенков серого здесь на Маске Слоя, я мог контролировать степень темноты в определенных зонах рисунка. Здесь видно, как я оставил области с внутренней стороны рамки двери и нижнюю часть сумки на колесиках более темной.

На данный момент пришло время подумать о добавлении базовых цветов, с которыми эти корректирующие слои будут взаимодействовать. Сейчас лучше всего отключить все корректирующие слои, чтобы можно было сосредоточиться только на раскрашивании.

На новом чистом слое под всеми корректирующими слоями и штриховым рисунком, я собираюсь заливать картинку простыми базовыми цветами.

Обратите внимание, что на рисунке присутствуют ТОЛЬКО базовые цвета. Нет даже намека на оттенки или свет. 100%-но чистые цвета основного набора.

Теперь, когда базовые цвета наложены, можно заново включить все корректирующие слои.

Вот, уже на что-то похоже! Корректирующие слои взаимодействуют с базовыми цветами точно так, как они и должны действовать!

На этом корректирующие слои сделали свое дело. Все, что осталось сделать – это добавить некоторые детали на заднем фоне, так что я собираюсь их дорисовать на отдельном слое под слоем с базовыми цветами.

Нарисовать фон было очень просто, он находился за базовыми цветами.

Но… нету ощущения гармонии, как будто что-то не так. Небо должно бы быть голубым, а не оранжевым! Иногда вам придется редактировать корректирующий слой, который действует не так, как должно было бы. В таком случае, Фото Фильтр (Photo Filter), который мы до этого продублировали, чтобы добавить теплого света, оказывается виновником в данной ситуации. Здесь корректирующие слои представлены во всей красе! Мы можем БЕЗ ПРОБЛЕМ отредактировать слой с Фото Фильтром (Photo Filter) и уменьшить его яркость, и даже удалить области, покрывающие небо, чтобы оно оставалось голубым.

Я собираюсь сделать Фото Фильтр (Photo Filter) менее насыщенным, и стереть области, где небо просматривается на его Маске Слоя (Layer Mask).

После этих изменений картинка выглядит уже почти готовой для печати! Но есть еще один корректирующий слой, который бы я добавил, чтобы на 100% убедиться в том¸ что результат действительно идеален…

Поверх всех слоев я добавляю корректирующий слой Баланс Цвета (Color Balance). Баланс Цвета позволит мне провести финальные штрихи по температуре рисунка и красок на рисунке. Почти над всеми рисунками было бы не лишним поработать с Балансом Цвета. Иногда результат может оказаться намного лучше, чем было. А иногда он и вовсе будет не нужен.

Вот и все! Я решил еще немного изменить цвета и температуру, чтобы добиться того результата, которого я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотел увидеть. [Увеличение уровня Красного (Red) помогло лучше подобрать оттенок кожи, а Желтый (Yellow) немного разбавил насыщенность голубого.]

Теперь рисунок, можно с уверенностью сказать, готов к печати, и что еще лучше, я могу легко и быстро отредактировать любой из корректирующих слоев в будущем, если оно мне понадобится.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ И ХИТРОСТЕЙ

Существует куча корректирующих слоев и каждый из них обладает определенными, только им свойственными, эффектами, которые, так или иначе, помогают вашему рисунку. Хитрость здесь заключается в том, чтобы все их перепробовать и находить их самые сильные стороны, которые в дальнейшем можно будет использовать в своих работах. Этот урок – только начало, если вы задумались о том, как все эти особые слои могут так много сделать для вас.

И наоборот, нужно помнить, что Корректирующие Слои не могут делать за вас абсолютно все. Всегда найдутся вещи, которые нужно будет нарисовать самому. Полностью полагаться на корректирующие слои не стоит, они не для этого созданы. Самое важное здесь это то, что Корректирующие Слои выступают, как ПОМОЩНИКИ, продвигающие вас к желанному результату.

Вполне можно использовать корректирующие слои для достижения приличного уровня финального рисунка, затем просто дорисовывать детали и предметы на новых слоях поверх предыдущих.

При рисовании, можно отметить одну из самых важных характеристик Маски Слоя (Layer Mask) – Пипетка (Eyedropper) «слушается» только оттенков серого на маске. Можно, например, рисовать тени, и волноваться ТОЛЬКО о том, чтобы подбирать пипеткой насыщенность теней. Пипетка будет просто игнорировать все остальное, и будет работать только на маске слоя, которую вы редактируете.

Маски Слоя могут быть применены к любому слою, а не только к Корректирующим Слоям. Хотите что-то удалить, но не знаете, захотите ли вы потом возвращать это обратно? Просто примените Маску Слоя и сделайте область невидимой путем рисования черным по маске! Таким образом, то, что вы удалили, никогда не будет потеряно – а просто спрятано! Зарисуйте маску белым цветом, и все вернется обратно, когда вам этого захочется.

Чтобы появилась Маска Слоя, нужно просто выделить нужный слой и кликнуть по кнопке (прямоугольник с овалом внутри), которая находится в нижней части панели Слоев (Layers). А дальше вы знаете, что делать!

Маски Слоев (Layer Masks) можно извлечь и скопировать на другие маски слоев, поэтому не стоит беспокоиться, что то, что вырисуете, будет заблокировано на этом корректирующем слое навсегда. Чтобы перенести то, что вы нарисовали на маске слоя, на собственно сам слой, просто выделите все, скопируйте и вставьте маску слоя. Он будет выглядеть как черно-белый рисунок поверх вашего рисунка.

Чтобы вставить оттенки на новую чистую маску слоя с другой маски слоя или с чего-то, что вы нарисовали до этого, выберите Маску Слоя, на которую вы хотите переносить рисунок, и откройте панель Каналов (Channels). В вашем списке появится дополнительный канал, который представляет собой Альфу (Alpha) маски слоя [или прозрачность]. Выберите этот канал и сделайте его видимым, затем просто вставьте то, что хотели, на этот канал. Если спрятать канал, вы увидите маску слоя, содержащую в себе то, что вы только что вставили на нее, и получите тот результат, которого хотели таким способом добиться.

На этом урок заканчивается! Надеюсь, эта информация окажется для вас полезной.

ВАШ ПОТЕНЦИАЛ И ВАШИ РАБОТЫ НАСТОЛЬКО ОГРАНИЧЕНЫ, НАСКОЛЬКО ВЫ САМИ СЕБЯ ОГРАНИЧИВАЕТЕ. НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАВАЙТЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ!

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

«Ничто не лучше проверенного и правильного метода. ЧЕРЕЗ ПРАКТИКУ ДОСТИГАЮТ ИДЕАЛА, и я делаю, что могу, чтобы помочь себе в этом» (с) Мэтт Ласковски.

Позволяет вам использовать слои и режимы смешивания как основу для составления изображений.

Слои

Для того, чтобы попытаться понять «что такое слои изображения» рассмотрим две фотографии. Одна из них будет использоваться в качестве фона (или нижнего слоя), а другая - в качестве первого слоя, помещаемого над фоном:

Вы можете рассматривать «слои» как несколько прозрачных слайдов, помещенных в одну стопку. Paint.NET показывает эту стопку слайдов, словно вы смотрите на них сверху. При этом отсутствует перспектива (дальние слои, не уменьшаются). Для того, чтобы лучше понять, как это работает, посмотрим на наши фотографии-слои со стороны, а не сверху:

Пиксели и прозрачность

Каждый слой в Paint.NET составлен из пикселей которые сохранены в формате RGBA. Часть аббревиатуры «RGB» обозначает цвета (красный, зеленый и синий) используемых, для передачи интенсивности цвета. Часть «A» (Альфа) обозначает переменную используемую, для хранения информации о прозрачности пикселя. Альфа может принимать значение от 0 (полностью прозрачный) до 255 (полностью непрозрачный). Другие программы могут использовать границы в пределах от 0 до 100 %.

Если пиксель прозрачен, то вместо его цвета будет показан цвет пикселя расположенного «под ним», тоесть цвет пикселя нижнего слоя. Для того, чтобы отобразить слоистое изображение на стандартном компьютерном мониторе, Paint.NET использует методику альфа-каналов.

Однако, прозрачные пиксели не могут быть отображены на компьютерном мониторе. Для того, чтобы как-то указать на прозрачность слоя, Paint.NET использует фон напоминающий изображение шахматной доски:

Прозрачность

Если вы видите такой фон, то это означает, что часть вашего изображения прозрачна. Изображение шахматной доски не является частью изображения. Вы можете думать об нем как о виртуальном или «нулевом» фоновом слое, который всегда расположен ниже всех остальных слоев отображаемых в окне Слои.

Однако, как уже было сказано, «шахматная доска» не является частью изображения. Если вы сохраняете изображение, то при его просмотре или использовании в другой программе никакой «шахматной доски» там не будет (если другая программа также не использует «шахматную доску» для обозначения прозрачности).

Слои и непрозрачность

Хотя каждый пиксель имеет информацию о его прозрачности, каждый слой также имеет ассоциированный с ним коэффициент непрозрачности. Эти два параметрами являются аналогичными, и в большинстве случаев могут рассматриваться как одно и тоже самое. Вы можете воспринимать непрозрачность слоя как значение «альфа» для каждого пикселя в слое.

Например, если мы возьмем верхний слой и постепенно уменьшим непрозрачность от 225 до 0 то получим нижеследующие изображения, показывающие слои в виде стопки слайдов и в том виде как это отображается на экране компьютера:

Верхний слой полностью непрозрачен

Верхний слой полупрозрачен

Верхний слой полностью прозрачен

Режимы смешивания

Режим смешивания слоя указывает как смешан слой со слоем лежащим под ним. Для смены режима смешивания, выделите требуемый слой в окне слоев, а затем откройте его свойства. Открыть свойства слоя можно специальной кнопкой в окне слоев или в . В любом случае откроется вот такое окно:

Не все названия режимов смешивания слоев «интуитивно понятны», поэтому в любом случае рекомендуется экспериментировать. Каждый режим смешивания описанный ниже применен к двум слоям рассмотренным выше с уровнем непрозрачности установленным на отметке 255.

В примерах приведенных ниже будет использоваться термин «композиция» относящийся к результату смешивания двух рассматриваемых слоев. «Окончательная» композиция является тем, что вы можете наблюдать на экране компьютера после применения того или иного режима смешивания.

Нормальный (Normal)
Стандартный режим применяемый по умолчанию. Каждый пиксель в слое смешивается с композицией в зависимости от значения прозрачности. Если верхний слой полностью непрозрачный он закрывает собой нижний слой полностью. При уменьшении прозрачности верхнего слоя начинает проступать нижний слой.

Умножение (Multiply)
Этот режим умножает видимые цвета нижнего слоя на цвета верхнего. В результате изображение становится более темным. При умножении белого с другим цветом, он не меняется. Подобный эффект получается при установке двух слайдов (один поверх другого) и направлении изображений на один экран.

Добавление (Additive)
Интенсивность цвета пикселей обоих слоев складываются вместе. Композиция, всегда ярче, за исключением полностью черных пикселей изображений.

Затемнение основы (Color Burn)
Создает эффект испепеления нижнего слоя под воздействием верхнего. То есть темные участки верхнего слоя используются для затемнения нижнего. Используется умножение цветов и увеличение насыщенности. Результат выглядит очень контрастно.

Осветление основы (Color Dodge)
Противоположность предыдущему режиму - нижнее изображение «выгорает» под воздействием верхнего цвета. При использовании этого режима светлые участки верхнего слоя усиливают яркость нижнего слоя. Темные участки не оказывают никакого воздействия. То есть наибольшие изменения происходят в сторону белого цвета.

Отражение (Reflect)
Этот режим смешивания может быть использован для придания блеска объектам или светлым участкам.

Свечение (Glow)
Тоже что и предыдущий режим, но как-бы после смены очередности слоев.

Перекрытие (Overlay)
В зависимости от интенсивности цвета пикселей слоя применяется режим«Экранное осветление» (для темных цветов) или «Умножение» (для светлых).

Разница (Difference)
Вычитание верхнего слоя из нижнего. Если пиксель на верхнем слое белый, то пиксель на нижнем слое инвертируется. Если пиксель на верхнем слое черный, то пиксель на нижнем слое не изменяется. Если пиксель на верхнем слое совпадает с нижнем, то результат - черный пиксель. Тоесть совпадающие цвета будут черными. Несовпадающие фрагменты будут цветными.

Отрицание (Negation)
На первый взгляд этот режим похож на предыдущий, но на самом деле он приводит к обратному эффекту. Вместо того, чтобы делать цвет темнее, он его осветляет.

Замена светлым (Lighten)
При использовании этого режима, остаются только наиболее светлые цвета на обоих слоях, что приводит к более светлому изображению, чем при обычном наложении слоев.

Замена темным (Darken)
В этом режиме пиксели слоя помещаются в результирующее изображение только в том случае, если они темнее соответствующих пикселей другого слоя.

Экранное осветление (Screen)
Противоположен режиму «Умножение» в том смысле, что перемножает цвет нижнего слоя с верхним слоем. В результате картинка посветлеет, как если бы мы проецировали её при помощи двух диапроекторов.

Исключение (Xor)
Этот режим в основном используется для анализа изображения, а не обработки изображения или композиции.

Современное творчество и рукоделие предлагает массу очень интересных и необычных техник, в том числе технику, когда картины рисуют путем процарапывания по воску. Называется такая техника рисования граттаж, или воскография. Результат такой работы похож на гравюру.

Граттаж - что это?

Что же такое техника рисования граттаж? Буквальный перевод этого термина - «царапанье» (что происходит от французского глагола gratter, в переводе "царапать"). Граттаж - это по своей сути вид гравюры. Правда, на этот счет мнения различных художников расходятся. Если принимать за гравюру любое изображение, полученное путем нанесения штрихов без наличия краски, то граттаж - типичная гравюра. Как, впрочем, и любой рисунок карандашом.

Если же принимать за гравюру только то, что наносится на особую твердую поверхность (такую как дерево или металл), то рисование в технике граттаж - это своеобразная имитация гравюры, выполненная на картоне или очень плотной бумаге. Рисунки в такой технике выполняются слегка острым предметом (таким как перо, специальный резец, заостренная палочка) на предварительно подготовленной для картины поверхности.

Этапы создания шедевра в технике граттаж. Шаг первый - как выбрать основу гравюры

Для создания шедевра в такой интересной технике для начала надо подготовить картон или лист плотной бумаги (можно ватмана). Далее у художника есть несколько вариантов.

Вариант первый - оставить бумагу просто белой.

Вариант второй - сделать эту основу цветной, в произвольном творческом порядке нанеся на нее акварель.

Вариант третий - хорошенько закрасить картон обычными восковыми мелками. Можно воспользоваться одним цветом, а можно набросать разноцветные пятна-полоски (потребуется довольно толстый слой), не оставляя пустых пятен.

Вариант четвертый - в качестве основы можно взять цветной картон.

Вариант пятый - подготовить картон уже с готовым рисунком на нем. Например, кусок коробки конфет или обложку тетради, что позволяет попробовать граттаж в домашних условиях, имея минимум материалов под рукой.

Шаг второй - нанесение воска

Подготовив основу, надо нанести на нее воск. Сделать это также можно различными способами.

Вариант первый - втереть в основу

Вариант второй - натереть свечу на терке в некую емкость и поставить ее на водяную баню. После того как воск расплавится, нанести воск на подготовленный картон с помощью небольшой кисточки.

Вариант третий - зажечь (это маленькая свеча-таблетка) и набирать воск на кисть прямо из свечи, перенося его на картон.

Если вы предварительно нанесли на основу шаг с воском нужно пропустить. Правда, если нанесение мелками показалось вам неравномерным, это можно исправить как раз на данном этапе. Попробуйте чуть улучшить ситуацию при помощи растворителя (например, возьмите скипидар).

Именно за счет использования таких материалов граттаж прекрасно подходит для детского развития. Но профессиональные мастера вместо воска применяют мел, специальную глину, яичный желток. Но эти материалы все же для тех, кто давно знает, что такое техника рисования граттаж, в детском саду использование таких основ нецелесообразно.

Шаг третий - придаем цвет

На этом этапе требуется закрасить нанесенный слой воска. И здесь могут быть варианты. Можно сделать это при помощи обыкновенной туши. Возможно, в процессе работы она будет скатываться по поверхности воска, тогда придется проявить терпение и нанести несколько слоев. Есть также вариант наносить тушь ватным тампоном или губкой.

Другой вариант закрашивания поверхности - с помощью гуаши. Краска может быть абсолютно любого цвета, а также ее можно нанести пятнами. Правда, этот способ хорош только тогда, когда художник имеет четкое представление о готовом результате. Такой вид гравюры будет менее долговечен, да и в процессе работы гуашь смазывается и пачкает все вокруг.

И наконец, третий вариант - техника рисования граттаж подразумевает и применение Правда, и здесь есть тонкости - как правило, акрил застывает пленкой, и, возможно процарапывание с небольшими неровностями, подобно тому, как процарапывается полиэтилен. С таким покрытием нужно быть предельно осторожными. Кстати, рабочую поверхность и пол вокруг стола лучше застелить, иначе все поверхности будут усеяны мелкой туше-восковой крошкой.

Шаг четвертый - волшебство появления гравюры

На данном этапе начинается настоящее волшебство. Здесь потребуется любой слегка заостренный предмет, например, спица, гвоздь, зубочистка, одноразовая вилка (которая прекрасно подходит для рисования волн на море) и т.п. Кстати, наиболее простой вариант - шариковая ручка, которая перестала писать. И начинаем творить! Конечно, профессиональные художники, для которых техника рисования граттаж не является новинкой, используют специальные резцы (резаки), но любителям и новичкам будет достаточно и перечисленных подручных средств. Вы будете расцарапывать верхний слой краски, а в царапинах будет проступать белое (или цветное, если основа была предварительно закрашена) пространство. Естественно, можно процарапывать не только точки, черточки или полоски, можно также снимать, если это требуется, целые участки красочного слоя, рисуя, к примеру, лепестки цветов.

Кстати, есть и вариант обратной техники граттаж - процарапывание темного картона, который сверху покрыт светлой краской.

Если гуашь (или тушь) скатывается с предыдущего слоя, обработанного восковыми мелками или карандашами, то можно сначала обезжирить основу с помощью талька (просто посыпать сверху и протереть ватным диском).

Чтобы гуашь не окрашивала руки при выцарапывании рисунка, до ее нанесения добавьте в краску немного ПВА и хорошо промешайте. Либо при рисовании подложите под руку, которая опирается в лист, кусок чистой бумаги.

А если вы хотите узнать, что такое граттаж и попробовать перенести на свой лист какой-либо рисунок из альбома, книги, журнала, знайте, что сделать это очень просто. Переведите рисунок сначала на кальку, а затем с кальки, слегка продавливая, нанесите легкий контур вашего рисунка на заранее подготовленный для граттажа лист. И только после этого его как следует процарапайте.

Фотошоп, как редактор изображений, позволяет нам не только вносить изменения в уже готовые картинки, но и создавать собственные композиции. К данному процессу можно также отнести и простое раскрашивание контуров, как в детских книжках-раскрасках.

Сегодня поговорим о том, как настроить программу, какие инструменты и с какими параметрами используются для раскрашивания, а также немного попрактикуемся.

Для работы нам потребуется особая рабочая среда, несколько полезных инструментов и желание научиться чему-нибудь новому.

Рабочая среда

Рабочая среда (ее еще довольно часто называют «Рабочим пространством») представляет собой определенный набор инструментов и окон, которые определяют специфику работы. К примеру, для обработки фото подойдет один набор инструментов, а для создания анимации – другой.

По умолчанию программа содержит некоторое количество готовых рабочих сред, переключиться между которыми можно в правом верхнем углу интерфейса. Как не сложно догадаться, нам нужен набор под названием «Рисование» .

«Из коробки» среда выглядит следующим образом:

Все панели можно перемещать в любое удобное место,

закрывать (удалять), кликнув правой кнопкой мыши, и выбрав пункт «Закрыть» ,

добавлять новые, воспользовавшись меню «Окно» .

Сами панели и их расположение выбираются индивидуально. Давайте добавим окно настройки цветов – нам довольно часто придется к нему обращаться.

Для удобства расположим панели следующим образом:

Рабочее пространство для раскрашивания готово, переходим к инструментам.

Кисть, карандаш и ластик

Это основные инструменты рисования в Фотошопе.

Палец и микс-кисть

Оба этих инструмента предназначены для «размазывания» нарисованных элементов.

Инструмент «растягивает» созданный другими приспособлениями контент. Работает одинаково хорошо и на прозрачном, и на залитом цветом фоне.

2. Микс-кисть.

Микс-кисть — особый вид кисти, который смешивает цвета находящихся рядом объектов. Последние могут быть расположены как на одном, так и на разных слоях. Подходит для быстрого сглаживания четких границ. Не очень хорошо работает на чистых цветах.

Перо и инструменты выделения

При помощи всех этих инструментов создаются области, ограничивающие заливку (окраску). Ими необходимо пользоваться, так как это позволяет аккуратнее раскрашивать участки на картинке.

Заливка и градиент

Цвета и образцы

Основной цвет так называется потому, что именно им рисуют инструменты «Кисть», «Заливка» и «Карандаш» . Кроме того, данный цвет автоматически присваивается первой контрольной точке при создании градиента.

Фоновый цвет бывает особенно важен при применении некоторых фильтров. Этот цвет также имеет конечная точка градиента.

Дефолтные цвета — соответственно, черный и белый. Сброс осуществляется нажатием клавиши D , а смена основного на фоновый – клавиши X .

Настройка цвета производится двумя способами:


Стили

Стили позволяют применять различные эффекты к элементам, содержащимся на слое. Это может быть обводка, тень, свечение, наложение цветов и градиентов.

Окно настройки двойным кликом по соответствующему слою.

Примеры использования стилей:

Слои

Каждый участок, подлежащий раскрашиванию, в том числе и контур, необходимо помещать на новый слой. Это делается для удобства последующей обработки.

Пример подобной работы:

Практика

Работа по раскрашиванию начинается с поиска контура. Для урока было подготовлено вот такое черно-белое изображение:

Изначально оно было расположено на белом фоне, который был удален.

Как видим, на картинке имеются несколько областей, некоторые из которых должны иметь одинаковый цвет.

  1. Активируем инструмент «Волшебная палочка» и кликаем по рукоятке гаечного ключа.

  2. Зажимаем SHIFT и выделяем участок рукояти по другую сторону отвертки.

  3. Создаем новый слой.

  4. Настраиваем цвет раскрашивания.

  5. Выбираем инструмент «Заливка» и кликаем по любому выделенному участку.

  6. Удаляем выделение при помощи горячих клавиш CTRL+D и продолжаем работать с остальными участками контура по указанному выше алгоритму. Обратите внимание, что выделение области производится на исходном слое, а заливка – на новом.

  7. Поработаем над рукояткой отвертки при помощи стилей. Вызываем окно настроек, и первым делом добавляем внутреннюю тень со следующими параметрами:

    Следующий стиль – внутреннее свечение. Настройки такие:


    Последним будет наложение градиента.


  8. Добавим бликов к металлическим частям. Для этого выберем инструмент «Прямолинейное лассо» и создадим на стержне отвертки (на новом слое) вот такое выделение:

  9. Заливаем блик белым цветом.

  10. Таким же способом рисуем на этом же слое и другие блики, после чего снижаем непрозрачность до 80% .

На этом урок по раскрашиванию в Фотошопе завершен. При желании к нашей композиции можно добавить теней. Это будет Вашим домашним заданием.

Данная статья может считаться основой для углубленного изучения инструментов и настроек Фотошопа. Внимательно изучите уроки, которые находятся по ссылкам, приведенным выше, и многие принципы и законы Фотошопа станут для Вас ясны.