Новый закон о применении ккт. Какие штрафы за неприменение онлайн-ККТ? Как работают онлайн-кассы

Владельцы малого бизнеса неоднократно выражали недовольство необходимостью внедрения онлайн-касс, объясняя это тем, что им придётся понести дополнительные расходы на покупку, установку и обслуживание нового оборудования. Предприниматели не видят собственную выгоду, и считают, что онлайн-устройства нужны лишь для облегчения работы ФНС. Законодатели пошли навстречу, и разбили переход на несколько этапов. На сегодняшний день осталось перешагнуть последнюю ступень - в 2019 году современные аппараты будут установлены везде, где это предусмотрено законом.

Нужна онлайн-касса? Подберем ККТ для вашего бизнеса за 5 минут!

Что принёс 192-ФЗ: изменения в законе об онлайн-кассах с 3 июля 2018

На 01.07.2018 в законе 54-ФЗ было много неточностей, хоть большинство ИП и ЮЛ, попадающих под этот нормативный акт, установили кассы и зарегистрировали их к этой дате. Изменения в законе об онлайн кассах вышли 3 июля: был подписан закон, разъясняющий и уточняющий многие вопросы, обсуждаемые в 54-ФЗ. Кроме того, был дополнен список тех предприятий и частных предпринимателей, кто освобождается от применения ККМ насовсем.

Среди них и некоторые категории ИП на ПСН, получившие разрешение не использовать кассу. Основные изменения по 192-ФЗ:

  1. Расчётные операции, проведённые по безналу, теперь требуют применения кассовой техники. Если ранее под понятием «расчёты» понималось получение или выплата денежных средств наличными и через систему электронных платежей, то сейчас безналичные операции также считаются расчётными.
  2. Некоторые категории ИП на ПСН должны были установить современные ККТ уже в июне 2018, но 290-ФЗ предоставил им отсрочку до 01.07.2019 при условии выдачи покупателю чека или БСО с реквизитами, указанными в абз. 4-12 п. 1 статьи 4.7 ФЗ №54. После выхода 192-ФЗ, перечень видов деятельности, имеющих право на отсрочку, заметно сократился. Выбывшие из него категории взамен получили разрешение не устанавливать ККМ вообще, но обязательство выдавать клиенту расчётный документ осталось за ними.
  3. Изменения коснулись и правил установки ККМ для торговых автоматов. Если автоматическое устройство предназначено для оплаты услуг перевозки пассажиров и багажа, касса может быть установлена вне его корпуса при условии, что заводской номер на ней полностью читаем. В таком случае ККТ может не печатать чеки и не передавать их по интернету, если пользователь не предоставил свою почту или номер мобильного.
  4. Если дисплей вендингового автомата выдаёт QR-код, который содержит все данные об операции, то с 01.02.2020 чек также может не выдаваться. Однако это условие не распространяется на реализуемую продукцию с обязательной маркировкой, подакцизные и технически сложные товары.
  5. В обиходе появился фискальный накопитель (ФН) со периодом использования 15 мес., и не исключено, что появятся устройства с другим сроком действия. Это обусловлено тем, что изменились требования к ФН в части периода действия главной памяти ККТ - менее 36 месяцев и не менее 13 месяцев.
  6. Нововведения обращены и к платёжным агентам, которые проводят операции через автоматическое оборудование. Они обязуются формировать чеки в бумажном либо электронном виде и предоставлять их своим клиентам. Помимо этого, они могут переслать клиенту информацию с идентификацией чека и адресом интернет-ресурса, чтоб он смог самостоятельно найти и напечатать расчётный документ.
  7. Страховщик, привлекающий клиентов через агентов или посредников, которые работают от его имени, но не числятся в штате и не оформлены, как организация или ИП, обязан оформлять чек или БСО и направлять его страхователю.

Условия заполнения чеков и БСО также изменились. Теперь QR-код стал обязательной составляющей расчётного документа, а цена за единицу продукции указывается исключительно в валюте РФ.

Также дополнился список требований к расчётным документам, предоставляемым при выдаче выигрыша в лотерею, при оплате за страховку и возмещении ущерба по страховому случаю. Эти требования изложены в п. 6.2 ст. 4.7 ФЗ № 54, но они вступают в силу только 01.07.2019.

Кто переходит на онлайн-кассы с 1 июля 2019 согласно изменениям в законодательстве?

К перечню «вмененщиков» и «патентщиков», которым разрешено установить кассу к 01.07.2019, добавились некоторые категории ИП с патентом.

В 2019 ряды ИП и ЮЛ на ЕНВД, использующих кассу, пополнят виды деятельности:

  • ветеринария;
  • перевозка багажа и людей;
  • услуги по аренде земли и оборудованных мест под торговлю и размещение предприятий общепита;
  • сдача парковочных мест на стоянках;
  • ремонт и техосмотр автомобилей и мототехники;
  • сдача внаём личной жилплощади;
  • бытовые услуги (прачечные, парикмахерские и т.д.).

ИП на патенте переходят на онлайн-кассы с 1 июля 2019 согласно изменениям, если их бизнес попадает под следующие категории:

  • производство молока;
  • салоны красоты;
  • тренажерные залы, спортивные секции;
  • транспортировка грузов и людей (сюда же входит водный транспорт);
  • рыболовецкая и охотничья деятельность;
  • ветеринария, фармацевтика и мед. услуги;
  • ремонт автотранспорта, радио и бытовой техники, компьютеров;
  • услуги по прокату.

ИП на патенте и «вмененщики» могут не применять ККТ при условии отсутствия заключённых трудовых договоров, осуществляя розничную торговлю (тут же и вендинг), работая в сфере общепита, реализуя пиво и подакцизную продукцию.

Наряду с этим отсрочкой пользуются:

  • ЮЛ на УСН, работающие в сфере общепита без сотрудников;
  • все виды налогообложения, оказывающие работы и услуги населению.

Последние обязуются выдавать клиенту БСО в соответствии с изменениями 54-фз по онлайн-кассам 2018 года.

Через год ККТ понадобится ЮЛ и ИП при расчёте с физическими лицами по безналу (исключая интернет-банкинг и электр. кошельки) в таких случаях:

  • оплата за комм. услуги и за жилплощадь;
  • взносы за кап. ремонт;
  • выдача займов для расчёта за товары, услуги, работы;
  • зачёт и возврат аванса.

Кассы для ИП и ООО. Установим и зарегистрируем за 1 день.

Оставьте номер телефона, мы перезвоним и ответим на Ваши вопросы!

Освобождение от применения онлайн-кассы: изменения в 2019 году

В ст. 2 ФЗ № 54 скорректирован список тех категорий бизнеса, которые могут не применять ККМ для работы:

  • введено уточнение, что освобождение касается печатных изданий на бумажном носителе;
  • запрещено реализовать маркированные товары посредством разносной торговли без кассового аппарата;
  • разносная торговля без кассы теперь разрешена на борту воздушного транспорта;
  • разрешено реализовать молоко и питьевую воду в розлив;
  • услуги, предоставляемые государственными библиотеками, не оформляются через ККТ;
  • платный паркинг вдоль дорог общего пользования и возле госучреждений не применяет ККМ;
  • торговые автоматы, которые не питаются от электросети и от аккумуляторов, также освобождены от установки ККМ, если расчёты совершаются монетой ЦБ РФ;

Также согласно изменениям 2019 от онлайн-касс освобождены ИП на патентном режиме, указанные в ст. 346.43 п. 2 НК РФ за исключением пп 3, 6, 9 - 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 - 48, 53, 56, 63, но обязанность выдавать чек остаётся при них. А вот продажа лотерейных билетов была исключена из списка видов деятельности, с которыми можно не применять кассу.

Изменения в онлайн-кассах: как работает устройство?

Сегодня существует огромное количество современных моделей ККТ, обеспечивающих работу предпринимателя в соответствии с последними требованиями законодательства. Независимо от комплектации и внешнего вида, каждая онлайн-касса работает по такому принципу:

  • формирует и печатает кассовые чеки с реквизитами, указанными в ст. 4.7 ФЗ № 54;
  • аккумулирует, шифрует и хранит данные об операциях;
  • отправляет сведения в ФНС посредством передачи информации ОФД;
  • обеспечивает формирование фискальных чеков и отчётов в электронной форме;
  • печатает на чеке линейные и двумерные коды;
  • принимает подтверждение о поступлении информации к ОФД;
  • информирует кассира-оператора о неполадках и ошибках, а также о неуспешной передаче сведений ОФД;
  • обеспечивает возможность поиска любого фискального документа в памяти ФН.

Передача данных ОФД осуществляется по специальному защищённому протоколу. Аппарат не может передавать информацию без подключения к сети интернет. Поэтому все расчётные онлайн-устройства предусматривают настройку беспроводного или кабельного интернета.

Главное изменение в онлайн-кассах - наличие фискального накопителя, пришедшего на смену ЭКЛЗ. Именно благодаря этому элементу, инсталлированному в корпус ККТ заводом-изготовителем или устанавливаемому опционально, расчётная техника может отвечать требованиям 54-ФЗ. Это и есть главная память устройства, без которой невозможен обмен информацией с ОФД, как и накопление, шифрование и хранение сведений о кассовых операциях. Без ФН кассовый аппарат выполняет функцию обычного чекового принтера.

Изменения по онлайн-кассам в 2019 году: алгоритм перехода

Из-за изменений в работе онлайн-кассы, в 2019 году по-прежнему действует усовершенствованный порядок установки и регистрации кассовой техники. Он охватывает несколько следующих этапов:

Не стоит забывать о том, что некоторым индивидуальным предпринимателям положены льготы на подключение и регистрацию кассового оборудования. ИП на ЕНВД и ИП на ПСН могут сократить расходы на установку кассы, обратившись за налоговым вычетом. Предприниматели, осуществившие переход до 01.07.2018, уже реализуют своё право на получение налогового вычета, а ИП, которым только предстоит поставить кассу в 2019, смогут оформить льготу по факту покупки и подключения кассы.
«Патентщики» отправляют в ФНС уведомление о намерении оформить вычет, и компенсируют средства путём возврата или перезачёта части налогового взноса. «Вменёнщики» вносят эту статью расходов в декларацию, и получают уменьшение налога за отчётный период, в котором касса была куплена и установлена. Сумма вычета за одну единицу ККТ составляет не более 18000 руб.

Изменения в работе с онлайн-кассами

По большому счёту, кассир-оператор выполняет ту же работу, что и раньше. Современные ККТ настраиваются таким образом, что выполнение всех законодательно требуемых функций осуществляется внутри устройства. Задачи кассира остались прежними:

  • формировать отчёты о закрытии и открытии смены;
  • добавлять товар в чек, сканируя его штрихкод, выбирая нужную позицию на экране POS-терминала или набирая его код на клавиатуре;
  • создавать чек, добавляя все позиции и подбивая итоговую сумму, печатать его на принтере и передавать копию покупателю.

Среди новых новых изменений в работе с онлайн-кассами, касающихся обязанностей продавца, можно отметить следующие:

  • следить за корректной работой онлайн-устройства;
  • отслеживать поступление сообщений об успешной или неуспешной передаче информации ОФД;
  • отмечать при формировании чека необходимость отправки клиенту его электронной версии на его почту или номер телефона (в том случае, если покупатель предоставляет такую информацию).

Кроме того, лицо, работающее с кассой, отслеживает срок необходимости замены ФН. Период его действия - 13, 15 и 36 мес.

Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Завершающий этап реформы по переходу бизнеса на новую ККТ ознаменовался принятием пакета поправок к закону об онлайн-кассах. Так, 21 июня 2018 года Государственной Думой в третьем чтении был утвержден законопроект о внесении изменений в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003г .

Примечание: на момент написания статьи (29.06.2018) закон прошел слушание в Совете Федерации и был направлен на подпись Президенту РФ. Принятие законопроекта планируется в июле 2018 года.

Новые поправки конкретизировали понятие электронного средства платежа, расшили круг лиц, имеющих право не применять новую контрольно-кассовую технику или использовать ее в режиме «оффлайн», а также уточнили порядок формирования чека при безналичных расчетах с физическими лицам. Рассмотрим подробнее основные изменения, вносимые законопроектом № 344028-7.

Перечень основных изменений, вносимых в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003

Изменено название закона № 54-ФЗ от 22.05.2003г.

После утверждения поправок закон об онлайн-кассах будет носить название закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Из названия исключено упоминание об электронных средствах платежа.

Примечание: в настоящий момент (до внесения изменений) закон носит название: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

В закон включены новые понятия «бенефициарный владелец», «версия модели ККТ» и «выгодоприобретатель»

Так, в рамках закона № 54-ФЗ бенефициарным лицом будет считаться физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) организацией либо имеет возможность контролировать действия организации и (или) ее руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя. Бенефициарным владельцем руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя организации считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

Примечание: понятие «бенефициарный владелец» в контексте данного закона затрагивает лишь представителей компаний – изготовителей ККТ, операторов фискальных данных и экспертные организации.

Расширено понятие расчетов

К расчетам, помимо указанных в абз.18 ст.1.1 Закона № 54-ФЗ, теперь добавлены прием и выплата средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Уточнен порядок формирования чека при зачете или возврате аванса за отдельные услуги

При осуществлении указанных расчетов физическими лицами за услуги, оказываемые в сфере культурно-массовых мероприятий, при перевозке пассажиров, багажа и грузов, за оказание услуг связи и иных услуг, определяемых Правительством РФ, продавцом может быть сформирован один кассовый чек (БСО), содержащий информацию обо всех оказанных услугах в течение суток или иного расчетного периода, не превышающего календарный месяц (но не позднее первого рабочего дня, идущего за днем окончания расчетного периода).

Сформированный в данном случае кассовый документ клиенту не направляется.

Расширен перечень видов деятельности, в отношении которых применение онлайн-касс необязательно

После вступления в силу изменений применять онлайн-кассы не обязаны будут также:

  • продавцы при оказании услуг по перевозке багажа и грузов с применением автоматических устройств для расчетов;
  • продавцы, реализующие молоко и питьевую воду в розлив;
  • вендинговые аппараты, реализующие товар (за исключением подакцизной продукции и технически сложных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке) при условии отображения на дисплее аппарата QR-кода, позволяющего покупателю считать сформированный кассовый чек (БСО).

Примечание: освобождение вендинга от обязанности применения онлайн-касс при формировании на дисплее QR-кода возможно при условии нанесения на корпус аппарата его заводского номера, который может быть без труда прочтен клиентом (то есть номер должен быть расположен так, что покупатель его видел без труда, не прилагая усилий к его поиску).

Читайте также: Нужна ли касса при безналичных расчетах, применение онлайн-кассы при получении оплаты на расчетный счет в 2019 году

Освобождение от онлайн касс получили также страховые агенты (физические лица), кредитные организации, платные парковки и государственные и муниципальные библиотеки при оказании сопутствующих услуг.

Вендинговые аппараты, принимающие к расчету только монеты Банка России и не питаемые от сети или аккумулятора (например, аппараты по продаже жвачки или бахилов) также могут не применять онлайн-кассы.

Возможность применения онлайн-касс в режиме «офлайн» предусмотрена на территории объектов органов ФСБ, государственной охраны, внешней разведки, военных объектов.

Определен перечень ИП на ПСН, освобожденных от применения онлайн-касс

Постоянное освобождение от обязанности применения контрольно-кассовой техники получили ИП на патенте, осуществляющие все виды деятельности, кроме:

  • парикмахерских и косметических услуг;
  • ремонта и техобслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, часов, а также ремонта и изготовления металлоизделий;
  • техобслуживания и ремонта автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
  • оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным и водным транспортом;
  • ветеринарных услуг;
  • услуг по проведению занятий по физкультуре и спорту;
  • ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  • медицинской или фармацевтической деятельности, осуществляемой лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
  • услуг по прокату;
  • розничной торговли и услуг общепита;
  • производства молочной продукции;
  • товарного и спортивного рыболовства и рыбоводства;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Примечание: полный перечень видов деятельности, освобожденных от применения ККТ приведен в ст. 2 закона № 54-ФЗ.

Стоит отметить, что ИП на ЕНВД и УСН освобождения от применения онлайн-касс не получили вообще.

Основным условием освобождения ИП на ПСН от обязанности применения онлайн-касс является выдача покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт произведенного расчета. При этом документ должен иметь порядковый номер и иные реквизиты, установленные абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ.

Уточнен порядок применения онлайн-касс при осуществлении безналичных расчетов

Если ранее закон № 54-ФЗ не давал однозначного ответа на вопрос о необходимости применения онлайн-касс при оплате по безналу , то после внесения поправок, этот пробел будет устранен. Так, согласно новой редакции закона, к расчетам, при осуществлении которых обязательно применение ККТ, относятся в том числе расчеты в безналичном порядке.

Примечание: при осуществлении безналичных расчетов между субъектами предпринимательства (ИП и организациями) применение онлайн-касс не обязательно.

Срок перехода на онлайн-кассы по безналичным расчетам с физическими лицами согласно новым изменениям – не позднее 1 июля 2019 года.

Определен порядок выдачи чека при осуществлении безналичных расчетов

Продавцы при поступлении от покупателя (клиента) оплаты по безналу обязаны передать ему кассовый чек или БСО одним из следующих способов:

  • в электронной форме на адрес электронной почты или в виде СМС на номер телефона;
  • в бумажной форме вместе с товаром (при этом направлять чек в электронной форме уже не нужно);
  • в бумажной форме при первой встрече продавца с клиентом (также без передачи чека в электронной форме).

Максимальный срок формирования чека при расчетах по безналу – не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

Дополнен перечень реквизитов заявления, представляемого при регистрации онлайн-кассы в ИФНС

Помимо реквизитов, указанных в п.2 ст. 4.2 закона № 54-ФЗ, в заявлении на , представляемом ИП и организацией в налоговые органы, должны быть указаны:

  • сведения о применении ККТ при приеме средств от реализации лотерейных билетов (в том числе электронных), приеме лотерейных ставок и выплате выигрыша при осуществлении деятельности по проведению лотерей (в случае регистрации ККТ, которая будет применяться пользователем при осуществлении указанной деятельности);
  • сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в пункте 5 1 ст. 1 2 закона № 54-ФЗ, включая номера этих устройств (при регистрации ККТ, предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).

ККМ (контрольно-кассовая машина, контрольно-кассовый аппарат или просто касса) - это устройство, фиксирующее факт приобретения товара и регистрирующее этот факт печатью кассового чека. Очередной федеральный закон о ККМ от 27.11.2017 № 337-ФЗ внёс новые изменения в порядок применения касс.

Хронология перехода на ККТ онлайн

Переход на кассовые аппараты нового образца начинался как эксперимент Минфина и Федеральной налоговой службы ещё в августе 2014 года. Полгода проверялась жизнеспособность идеи о передаче через интернет данных о произведённой покупке в режиме реального времени в налоговую инспекцию. Кассовые аппараты нового поколения подключенные к интернету первыми опробовали розничные продавцы Москвы и области, Татарстана и Калужской области, всего было задействовано около 3 тысяч единиц контрольно-кассовой техники.

Минэкономразвития не одобрило законопроект и дважды выдавало отрицательное заключение об оценке его регулирующего воздействия. Против был и бизнес, о чем не раз писали новостные ленты. На одной из встреч с руководителями объединений предпринимателей глава ФНС России Михаил Мишустин предложил в качестве уступки сделать процесс перехода на новые ККТ поэтапным.

В качестве преимуществ касс нового образца налоговики называют:

  • регистрацию ККТ в электронном виде;
  • объективный учёт доходов продавцов;
  • сокращение количества налоговых проверок;
  • предоставление потребителям больших возможностей для защиты своих прав.

Кроме того, по поручению Президента для покрытия затрат на приобретение новых касс бизнесменам обещали предоставить специальный налоговый вычет. Однако получили эту льготу только ИП на и , и только в размере не более 18 тысяч рублей за одну единицу ККТ.

Какими должны быть онлайн-кассы

Закон № 290-ФЗ утвердил требования к техническим характеристикам ККМ. Самое главное - фиксировать сведения о продажах теперь будет не ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищённая), а фискальный накопитель. Устройство будет передавать информацию о продажах в онлайн-режиме сначала специальному посреднику (оператору фискальных данных), а потом в ИФНС.

Требования к кассам, передающим данные о продажах в режиме реального времени, установлены в новой редакции статьи 4 закона № 54-ФЗ:

  • наличие устройства для печати фискальных документов с двухмерным штриховым QR-кодом размером не менее 20 x 20 мм;
  • передача данных в фискальный накопитель внутри корпуса;
  • формирование фискальных документов в электронном виде и передачи их оператору сразу после поступления данных в фискальный накопитель;
  • принятие от оператора фискальных данных подтверждения о получении информации;
  • обеспечение информационной безопасности фискальных данных и их шифрование;
  • формирование фискального признака длиной до 10 цифр для каждого документа;
  • обеспечение возможности записывать фискальные данные и хранить их в памяти устройства памяти не менее пяти лет с момента окончания эксплуатации.

Какие ККМ можно использовать в 2018 году, указано в опубликованном на сайте налоговой службы и постоянно пополняемом реестре моделей ККМ с онлайн передачей данных . Приобретайте оборудование только из этого списка!

Затраты на переход к онлайн-кассам

Если вы уже работаете с кассовым аппаратом, то он может быть модернизирован. Некоторые модели позволяют просто заменить ЭКЛЗ на фискальный накопитель, а не приобретать новую технику.

Вот такие примерно расходы придётся понести предпринимателям:

  • модернизация старого аппарата - от 5 до 10 тысяч рублей;
  • приобретение нового аппарата - от 25 до 40 тысяч рублей;
  • кассовое ПО - от 7 тысяч рублей;
  • услуги оператора (ОФД) - от 3 тысяч рублей за первый год работы, в последующие - до 12 тысяч;
  • интернет-связь - от 5 тысяч рублей в год.

Итого, минимум 20 тысяч рублей, если ваша техника может быть модернизирована, или 40 тысяч рублей, если это невозможно.

Приказом Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 разрешено вместо онлайн-касс применять старые модели ККТ в населённых пунктах с численностью до 10 000 человек.

Когда начинается применение новой ККТ

Новые кассовые аппараты с 2017 года внедряются постепенно для разных категорий налогоплательщиков, и последние новости о сроках перехода таковы:

  • с 1 февраля 2017 года прекращена регистрация аппаратов прежнего образца;
  • до 1 июля 2017 года все уже имеющиеся кассы должны быть модернизированы или заменены на новые;
  • с 1 июля 2017 года розничные продавцы, кроме плательщиков и ПСН, обязаны работать только на онлайн-кассах;
  • с 1 июля 2018 года продавцы и точки общепита на ЕНВД и ПСН, имеющие работников, должны применять ККТ наравне с другими, т.е. своей специальной льготы они лишаются. Если же работников по этим направления нет, то срок перехода продлевается до 1 июля 2019 года;
  • с 1 июля 2019 года те, кто оказывает услуги населению на любом режиме налогообложения, вместо БСО типографского изготовления должны выдавать бланк, отпечатанный автоматизированным устройством (аналог кассового аппарата).

Таким образом, если закон об онлайн кассах не будет больше изменяться, с июля 2019 года ФНС начнёт принимать сведения о большинстве розничных покупок и услуг населению. Это, конечно, очень большая административная и техническая нагрузка на всех участников передачи данных: розничных продавцов, операторов фискальных данных и самих налоговиков.

Перечень продавцов, которые и после принятия нового закона вправе получать наличную оплату без выдачи кассового чека, установлен в статье 2 закона № 54-ФЗ.

Как работают онлайн-кассы

ККТ с функцией передачи данных в режиме реального времени работает по другому принципу, чем прежние аппараты с ЭКЛЗ. Сначала сведения о продаже поступают к посреднику - оператору фискальных данных. После того, как оператор получит через интернет данные о продаже от кассира, он высылает подтверждение, что данные приняты.

Кассовому чеку присваивается фискальный признак, без этого чек формироваться не будет. Предполагается, что принятие данных и присвоение фискального признака будет происходить всего за 1,5 - 2 секунды, поэтому процесс оплаты для покупателя не затянется. Затем оператор передаёт сводную информацию о платежах в налоговую инспекцию, которая ее систематизирует и накапливает в хранилище данных.

Приниматься в расчет налоговой базы будут все данные, переданные в ИНФС операторами фискальных данных. За нарушение полноты сбора информации сами операторы наказываются серьёзными штрафами (от 500 тысяч до миллиона рублей).

Обратите внимание: ОФД - это коммерческая специализированная организация, имеющая необходимые технические ресурсы и квалифицированных работников. Выбирать оператора надо тоже, следуя рекомендациям ФНС, - из официального списка .

Покупатель получает бумажный чек, где указан сайт оператора данных и фискальный признак чека. По желанию покупатель может запросить продавца направить чек и в электронном виде. Если окажется, что реквизиты бумажного чека и электронного не совпадают, покупатель вправе сообщить об этом в ИФНС, которая проведет по этому факту проверку.

Выросли штрафы за нарушение закона о кассовых аппаратах

Мы рассказали о том, как работают ККТ онлайн, но это ещё не все последние новости. Поправки в новый закон о ККТ ужесточили административные санкции за нарушение порядка применения касс. В новой редакции статьи 14.5 КоАП РФ размеры штрафов следующие:

Неприменение кассового аппарата, если он должен применяться:

  • от ¼ до ½ суммы покупки, но не менее 10 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • от ¾ до полной суммы покупки, но не менее 30 000 рублей для юридических лиц;

Применение старой ККТ или нарушение порядка их регистрации/перерегистрации:

  • предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей для юридических лиц.

Отказ в выдаче покупателю бумажного или электронного чека:

  • предупреждение или штраф 2 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • предупреждение или штраф 10 000 рублей на юридических лиц.

Законодательство о применении ККТ содержит ряд исключений для некоторых юридических лиц и ИП, которые вправе не использовать ККТ при расчетах с клиентами. К примеру, на торговые предприятия и ИП, выбравшие специальные налоговые режимы, а также осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, требования не распространяются. В то же время использование онлайн-касс для этих лиц станет обязательным с 1 июля 2018 года. Это же относится и к налогоплательщикам, выполняющим работы и оказывающие услуги населению ( , ).

Рассмотрим этот перечень более подробно.

Кредитные организации и платежные системы

Организации и ИП в случае оказания ими услуг населению
(до 1 июля 2018 года)

Указанный порядок конкретизирован постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 " " (далее – Постановление № 359).

Также, следует учитывать, что бланк документа должен быть изготовлен типографским способом или формироваться с использованием автоматизированных систем.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа с использованием автоматизированной системы должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

  • автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
  • при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах. Таким образом, обычные персональные компьютеры не подходят для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа строгой отчетности.

По мнению Минфина РФ, выраженному в , автоматизированные системы должны отвечать по своим параметрам функционирования требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике.

Таким образом, рекомендуется организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги населению, приобретать исключительно изготовленные типографским способом бланки строгой отчетности, имеющие все предусмотренные реквизиты.

залоговый билет и сохранная квитанция (применяемые в ломбардах), утвержденные приказом Минфина России от 14 января 2008 г. № 3н " ";

квитанция на оплату услуг газификации и газоснабжения, утвержденная приказом Минфина России от 9 февраля 2007 г. № 14н " ";

квитанция на получение страховой премии (взноса), утвержденная приказом Минфина России от 17 мая 2006 г. № 80н " ".

Однако, следует отметить, что при оказании услуг юридическим лицам, использование ККТ остается обязательным.

ИП, применяющие ПСН и плательщики ЕНВД
(до 1 июля 2018 года)

До 1 июля 2018 года, в соответствии с ИП, являющиеся налогоплательщиками, применяющими ПСН, а также организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств) в порядке, установленном п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции. Однако это исключение относится только к тем предпринимателям и организациям, которые осуществляют предпринимательскую деятельность определенных видов, установленных , к которым относятся:

  • оказание бытовых услуг;
  • оказание ветеринарных услуг;
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках;
  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  • розничная торговля, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
  • розничная торговля, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  • оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
  • оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
  • размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;
  • оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;
  • оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
  • оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

наименование документа;

порядковый номер документа, дату его выдачи;

наименование для организации (фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись (п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции).

ВАЖНО

Даже плательщики ЕНВД и ПСН обязаны иметь и применять ККТ в случае розничной продажи ими алкогольной продукции (в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ " ", ).

Следует обратить внимание, что к плательщикам ЕНВД и предпринимателям на ПСН не применяются требования , следовательно БСО могут изготавливаться ими любым удобным способом при условии включения в бланк предусмотренных реквизитов.

Кроме того, необходимо обратить внимание на исключения, не подпадающие под действие п. 2 и п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции. был разобран нами выше. Напомним, что речь в нем идет об организациях и индивидуальных предпринимателях, оказывающих услуги населению. В указан дополнительный перечень видов деятельности, при которых можно использовать бланки строгой отчетности. Дело в том, что эти пункты могут пересекаться. К примеру, оказание услуг населению по ремонту обуви одновременно является и "оказанием услуг", и подпадает под ЕНВД. Поэтому возникает вопрос: по какой норме закона выдавать бланк строгой отчетности. Налоговые органы склонны видеть в этом проблему и привлекают к ответственности в случае выдачи бланков строгой отчетности, не соответствующих , однако суды встают на сторону предпринимателей, отклоняя необоснованные требования налоговых органов.

Таким образом, плательщики ЕНВД и патентной системы налогообложения имеют право до 1 июля 2018 года на выдачу бланков строгой отчетности в упрощенном порядке, предусмотренном п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции и не обязаны руководствоваться п. 2 этой же нормы.

Организации и ИП, занимающиеся определенными видами деятельности

ВАЖНО

ККТ не применяется при расчетах с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями или предпринимателями ().

Добавим, что право организаций и ИП, осуществляющих определенную деятельность, не применять ККТ, действовавшее до вступления в силу новой редакции , продлится до 1 июля 2018 года. Это, к примеру, относится к таким видам деятельности, как продажа лотерейных билетов и почтовых марок ( , абз. 4, 15 п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции). Также до 1 июля 2018 года от обязанности применять ККТ освобождены организации и ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов ().

Организации и ИП, если они работают в отдаленных и труднодоступных местностях

Освобождены от применения ККТ также организации и ИП, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях, перечень которых может быть определен нормативным актом субъекта федерации (). К сожалению, перечень таких местностей в настоящее время утвержден не везде. Например, в Калининградской области он установлен постановлением администрации Калининградской области от 23 сентября 2004 года № 450 " ". Так, данным нормативным актом было обосновано , которым было отказано в удовлетворении требований налоговых органов о привлечении к административной ответственности учреждения за неприменение ККТ. При этом суд указал, что поскольку учреждение осуществляет свою деятельность в отдаленном районе, оно вправе осуществлять торговые операции или оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланков строгой отчетности.

В этом случае, при расчетах с клиентами и по их требованию предприниматель должен выдавать документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Причем для этих документов определены обязательные реквизиты, к которым относятся:

  • наименование и порядковый номер документа;
  • наименование организации или ФИО ИП, их ИНН;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • подпись лица, выдавшего документ.

Данное положение также не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами ().

Отметим, что порядок выдачи документов о расчетах и их учета уже определен (Правила выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом) без применения контрольно-кассовой техники). Такой документ выдается как при расчете наличными, так и с использованием электронного средства платежа. Документы о расчетах могут быть выполнены на бумажном носителе рукописным или иным способом (типографским, с использованием ПК и др).

Все выданные квитанции учитываются в журнале учета по их порядковому номеру и дате расчета. Листы журнала учета должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны предпринимателем, а также заверены печатью (при наличии). При этом, если осуществляет расчеты и хранит журнал работник, то предприниматель должен заключить с ним договор о полной материальной ответственности.

С каждого выданного документа о расчетах должна быть снята копия, которые необходимо сохранять не менее 5 лет копию. Причем копии документов или отрывные их части должны храниться в систематизированном виде в условиях, исключающих их порчу и хищение.

Заполняется квитанция разборчивым почерком на русском языке, при этом помарки, подчистки и исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный документ перечеркивается и прилагается к журналу учета за тот день, в котором он заполнялся. В журнале также делается отметка об этом напротив порядкового номера испорченного или неправильно заполненного документа. При этом сквозная нумерация выданных квитанций продолжается.

Отметим, что если расчеты ведутся в местностях, отдаленных от сетей связи, ККТ должна применяться, но в "автономном" режиме, то есть без обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме. Это означает, что в таких обстоятельствах договор с ОФД заключать не нужно, а клиенту предоставляется кассовый чек или БСО, напечатанный на бумажном носителе, и в электронной форме он не направляется ( , ). Напомним, что критерием таких местностей является территория населенного пункта численностью до 10 тыс. человек (п. 1 приказа Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 " ").

Добавим, что это положение также не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, или осуществляют торговлю подакцизными товарами ().

Сельские аптечные пункты

От применения ККТ освобождены аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах. Также не придется выдавать чеки и филиалам медицинских организаций, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки (). Никаких бланков строгой отчетности и документов об оплате выдавать в этих случаях не требуется.

Однако если указанные организации используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами, то они должны при расчетах с клиентами применять ККТ ().

Религиозные организации

При проведении религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы эти организации вправе не применять ККТ. Однако это касается только случаев, когда такие операции совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций (). В то же время эта льгота не действует в случае, если организация использует автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляет торговлю подакцизными товарами.