Опыт создания командной игры в виртуальной реальности. "VR-полигон": как мы поиграли в первый сетевой шутер в виртуальной реальности

В ТЦ «Авиапарк» открылось игровое пространство виртуальной реальности Engage с первой в мире командной игрой в виртуальной реальности – «VR-Полигон». Уникальность проекта заключается в том, что до 10 участников шутера, надев мобильные шлемы виртуальной реальности, попадают на игровую карту, по которой могут физически перемещаться, стрелять, а также взаимодействовать друг с другом.

На время игры команда перемещается в постапокалиптический город. После крупной автокатастрофы в нем царит хаос, а уровень радиации зашкаливает. Игрокам предстоит сохранить свою жизнь, захватив вражескую территорию.

Чтобы победить, участники команд должны придумать собственную стратегию захвата базы соперников, действовать сообща и, передвигаясь по местному ландшафту, уклоняться от выстрелов и убивать врагов.

По окончании игровой сессии игроки получают персональные и командные результаты: количество побежденных противников, время прохождения миссии и точность выстрелов.

«Мы думаем, что открытие такого игрового аттракциона, как VR-Полигон, даст новый импульс для развития индустрии развлечений. Это новый формат аттракциона, который может объединить как поклонников легендарных виртуальный симуляторов боевых действий, так и любителей реальных тактических игр, таких как страйкбол или лазертаг. В будущем мы планируем запустить несколько новых сюжетов и дать возможность игрокам выбрать мир, в который они хотят погрузиться» , - комментируют Виктор Макаров и Дмитрий Козлов, владельцы игрового центра «Цель».

Красочное поле битвы превращается в темное пустое пространство, и лишь невдалеке синеет прямоугольник зоны «возрождения», куда я и бреду, мысленно проклиная ловкого подрывника из соперничающей команды. Со стороны это выглядит довольно забавно: только что я, как заправский спецназовец, пригибаясь и озираясь по сторонам, перебегал от точки к точке, а вот уже спокойно иду, выпрямившись в полный рост и опустив автомат.

Игровая сессия длится полчаса, и за это время я успеваю пару раз отомстить за свою смерть и даже взорвать тот злополучный вертолет. База остается непокоренной, так что команды быстро меняются местами и вновь погружаются в игру. На этот раз мы действуем куда более слаженно, и цель наконец достигнута — дружный огонь из двух автоматов и выстрел из гранатомета разносят желтый энергетический контейнер в клочки.

Мы снимаем шлемы и наушники, сдаем оружие и идем смотреть игровую статистику. 22 убитых врага, 7 собственных смертей — признаться, я горд своим результатом. На пути к выходу вдруг ловлю себя на том, что продолжаю красться, высматривая удобные укрытия. Вернуться к реальности помогает лишь то, что на моих товарищах обычная одежда, а не камуфляжная форма с полной боевой выкладкой. Да и вокруг обычные стены, а не постапокалиптические руины.

«В следующий раз пригласим вас повоевать в джунгли или на космическую станцию», — улыбается Дмитрий Козлов, генеральный директор игрового центра «Цель» и один из авторов идеи создания VR-полигона. А на сегодня нам хватит — часовое виртуальное сражение измотало не хуже, чем какие-нибудь совсем не виртуальные пейнтбол или «Лазертаг». Пока мы утираем пот, Дмитрий увлеченно рассказывает нам о будущем своего проекта. В столичном комплексе «Авиапарк», где расположен игровой центр «Цель», немало других интерактивных развлечений, но полигон действительно уникален.

Дмитрий Козлов

Генеральный директор и совладелец центра «Цель» Образование: Московский педагогический университет, РГГУ Специальность: математика и информатика, экономика

«Идея создания командной игры, которая сочетает в себе черты популярных компьютерных шутеров вроде Counter-Strike и реального спортивного состязания, давно витает в воздухе. Но пока ее удалось реализовать только нам. Мы горды тем, что создали первую в мире командную VR-игру нового поколения», — говорит Козлов.

С точностью до миллиметра

Все началось с удачной встречи. «Мы узнали, что в Москве появилась компания, которая занимается интересными технологиями в области трекинга объектов в пространстве. Встретились, поговорили о том, что мы хотели бы видеть в игре, как должен быть устроен игровой процесс, командные взаимодействия. И оказалось, что все наши идеи вполне реализуемы», — вспоминает Козлов. — Получился идеальный симбиоз. Мы знали, как развлекать людей, у них было техническое решение".


Компания DVR (названием послужила аббревиатура от Dive into VR, что буквально переводится как «Погрузись в виртуальную реальность»), которая взялась за разработку новой игры, еще совсем молодая, она была основана весной 2016 года. Однако в ее багаже уже два весьма серьезных актива. С помощью собственной разработки Smart Track компания создала технологию построения виртуальных игровых пространств Engage, в которых пользователи могут непосредственно, так сказать, «вживую», взаимодействовать с компьютерными объектами и окружением. Второй актив — программный комплекс VR Stream, с помощью которого пользователи могут играть в игры, разработанные под популярные VR-технологии Oculus и HTC Vive, используя свои мобильные телефоны и недорогие шлемы вроде Google Cardboard или Samsung Gear VR и им подобные. Интерес к VR Stream уже проявили несколько ведущих мировых игровых лейблов.

«Графику, игровую логику, поведение ботов мы создали на движке Unity 3D, — рассказывает гендиректор и сооснователь DVR Михаил Торкунов. — А заодно разработали экипировку для игроков и внедрили в игру технологии позиционирования».

Михаил Торкунов

Генеральный директор и совладелец компании DVR Образование: Финансово-технологическая академия (г.Королев) Специальность: математик-экономист

Smart Track позволяет в реальном времени с точностью до миллиметра отслеживать положение 256 движущихся объектов на неограниченном пространстве. Информация передается через WiFi-роутер на сервер, который интегрирует ее в виртуальную реальность, в итоге выдавая на экран игрока картинку с частотой 60 кадров секунду. Система использует ИК-камеры и ИК-трекеры, а также мобильные телефоны в VR-шлемах.

Полигон в «Авиапарке» рассчитан на одновременную игру десяти человек — разделившихся на команды или против программных ботов. «Мы сочли, что зал площадью 300 м² идеален для соревнований в формате 5 х 5 или 4 х 4, очень популярном среди киберспортсменов, — рассказывает Козлов. — В дальнейшем мы рассчитываем добавить новые сценарии, возможно, даже не в формате шутера. Например, у нас есть идея исторического сюжета, с битвами на средневековом оружии».


«Сейчас система отслеживает точку на голове игрока, а также положение его автомата. Но в принципе возможности Smart Track позволяют отслеживать куда больше ИК-трекеров. Закрепив их на ногах, разных частях рук и т. д. , мы сможем отображать виртуальный мир очень детально, реализовав, например, бой на мечах», — поддерживает Дмитрия другой совладелец DVR Алексей Свирский.

Чтобы научить систему «на лету» переваривать такой объем информации, пришлось немало поработать над оптимизацией передачи данных по WiFi, рассказывает Алексей. Основная проблема мобильных роутеров — это рассинхронизация доставки пакетов, что на практике приводит к несовпадению того, что игрок видит, с тем, что он чувствуют. Это может вызвать тошноту и головокружение, начисто испортив все удовольствие от игры. «Для ускорения процесса передачи данных нам удалось реализовать систему, которая не передает картинки с камер в чистом виде. Данные проходят процесс обработки в специальных микрокомпьютерах, так называемых стиках, подключенных к камерам, и только потом информация попадает в систему», — поясняет Свирский.


На полигоне в центре «Цель» установлено 27 высокоскоростных камер, несколько мощных роутеров и сервер. Он не только управляет игрой, но и позволяет болельщикам команд наблюдать за ней из соседнего помещения на экране монитора. Пока это можно делать только в реальном времени, но скоро клиенты смогут получать записи своих сражений.

Боевая механика

Подготовка к бою занимает лишь пару минут, включая краткий инструктаж. Игрок надевает шлем, беспроводную гарнитуру с прикрепленным сверху белым шариком-маркером, кладет в карман батарею-пауэрбанк и берет в руки автомат. Игра начинается в «темном мире» — двигая головой верх-вниз и поводя автоматом из стороны в сторону, вы синхронизируетесь с «миром».


Об автомате стоит рассказать отдельно. Взяв за основу стандартный пластиковый автомат из популярной серии Nerf, инженеры DVR превратили его в довольно умный агрегат, разместив внутри позиционирующее устройство, акселерометр и гироскоп. С помощью кнопки калибровки можно настроить автомат так, чтобы внутри игры направление нарисованного дула совпадало с тем, куда вы направили его в реальности, не создавая диссонанса в ощущениях.

Надежно «привязавшись» к миру, можно смело вступать в бой. Единственное ограничение — быстро бегать запрещено, ведь тогда может появиться риск врезаться в другого игрока или сотрудника поддержки. «Мы хотели сделать игру более динамичной и интересной, но при этом сохранить необходимый уровень безопасности. Для решения этой задачи мы использовали мультиплицирование пространства, то есть изменили масштаб игровой карты и передвижения игроков, увеличив любое перемещение в два раза. Это позволило визуально увеличить игровое пространство и, соответственно, повысить динамику игры, так как один физический шаг равен двум шагам в виртуальной реальности. Таким образом мы исключили необходимость бега в игре, при этом сохранив динамику», — рассказывает Михаил Торкунов.

В случае опасного сближения система предупреждает игрока. Кроме того, если вы забежите внутрь виртуальной стены или иного препятствия, вы окажетесь все в том же «темном мире», и игра попросит вас вернуться назад, указав направление красной стрелкой.


Несмотря на небольшие размеры полигона, игра протекает очень разнообразно и интересно — занять позицию в укромном уголке и отсидеться не получится. «С партнерами из игрового центра «Цель» мы видели VR-полигон как тактический шутер, где команды постоянно перемещаются, вырабатывают собственные стратегии и тактику. Чтобы воплотить эту идею, мы повысили ценность «жизни» и ограничили количество «патронов» в игре. Таким образом, игрокам необходимо периодически пополнять боеприпасы на своей базе, тем самым вновь и вновь двигаясь по карте», — добавляет Алексей Свирский.

В процессе игры можно примерить на себя разные роли: снайпера, подрывника, штурмовика. Или трупа. Впрочем, о том, как выглядит «смерть» на виртуальном полигоне, лучше узнать на личном опыте — реальном или виртуальном, что почти одно и то же.

8 февраля 2017 года игровой центр «Цель» совместно с компанией DVR (Dive into VR) запустили игровое пространство виртуальной реальности Engage с первой в мире командной игрой в виртуальной реальности – «VR-Полигон» в ТЦ Авиапарк.

Уникальность проекта заключается в том, что до 10-ти участников шутера, надев мобильные шлемы виртуальной реальности, попадают на игровую карту, по которой могут физически перемещаться, стрелять, а также взаимодействовать друг с другом.

«Мы думаем, что открытие такого игрового аттракциона, как VR-Полигон, даст новый импульс для развития индустрии развлечений. Это новый формат аттракциона, который может объединить как поклонников легендарных виртуальный симуляторов боевых действий, так и любителей реальных тактических игр, таких как страйкбол или лазертаг. В будущем мы планируем запустить несколько новых сюжетов и дать возможность игрокам выбрать мир, в который они хотят погрузиться», - комментируют Виктор Макаров и Дмитрий Козлов, владельцы игрового центра «Цель».

Первая в мире командная игра в виртуальной реальности


Первая в мире командная игра в виртуальной реальности

На время игры команда перемещается в постапокалиптический город. После крупной автокатастрофы в нем царит хаос, а уровень радиации зашкаливает. Игрокам предстоит сохранить свою жизнь, захватив вражескую территорию.

Чтобы победить, участники команд должны придумать собственную стратегию захвата базы соперников, действовать сообща и, передвигаясь по местному ландшафту, уклоняться от выстрелов и убивать врагов.

По окончании игровой сессии игроки получают персональные и командные результаты: количество побежденных противников, время прохождения миссии и точность выстрелов.

Первая в мире командная игра в виртуальной реальности


Первая в мире командная игра в виртуальной реальности

Первая в мире командная игра в виртуальной реальности


Первая в мире командная игра в виртуальной реальности

Первая в мире командная игра в виртуальной реальности


Первая в мире командная игра в виртуальной реальности

Первая в мире командная игра в виртуальной реальности

Первая в мире командная игра в виртуальной реальности

«Проект Engage - это совершенно новый продукт для рынка развлечений, который, я надеюсь, удивит наших посетителей»,- говорит генеральный директор компании DVR (Dive into VR) Михаил Торкунов. «Наша технология Smart Track позволяет отслеживать более 250 объектов с точностью до 1 мм, то есть надев шлем, вы сможете полностью погрузиться в атмосферу игры, свободно взаимодействуя с партнерами и предметами. Это дает нашей команде возможность делать новые, более сложные игры. В 2017 году мы выпустим еще не менее 5 новых игр».

Посетить новый игровой аттракцион и ощутить на себе фантастически проработанный геймплей можно в любой день недели ТЦ Авиапарк. Игровой центр «Цель» работает с 10:00 до 22:00 с понедельника по четверг и в воскресенье и с 10:00 до 23:00 по пятницам и субботам.

Первая в мире командная игра в виртуальной реальности


Первая в мире командная игра в виртуальной реальности

Первая в мире командная игра в виртуальной реальности


Первая в мире командная игра в виртуальной реальности

Подробнее об Игровом центре «Цель»

Игровой центр «Цель» - это первый комплекс развлекательных и обучающих тренажеров и аттракционов для всей семьи. В нем находится 7 тиров нового поколения: лазерный тир «Панорама», 3D тир, страйкбольный тренировочный тир, многоуровневый комплекс «Воздушный бой» для детей от 3 лет, живой тир, мягкая зона «Дуэль», а также новый игровой аттракцион «VR-Полигон».

Адрес: Москва, ул. Ходынский бульвар, дом 4, ТЦ «Аиапарк» этаж 3

», которая занимается разработкой квестов в виртуальной реальности и создаёт VR-игры на заказ. Передаем микрофон.

Меня зовут Ильяс Домнин, мне 26 лет и я бы хотел рассказать о своём проекте. Мы находимся в Москве и делаем командные развлечения в виртуальной реальности, ориентированные на квестовую бизнес-модель. Наши продукты ориентированы на b2b2c-сегмент.

На всякий случай, чтобы не было разночтений, традиционно квестовая бизнес-модель с потребительской точки зрения характеризуется совокупностью трёх элементов:

  1. Команда игроков (от двух до четырёх человек).
  2. Ограниченное время на прохождение (60 минут).
  3. Необходимо выполнить заглавную задачу, обусловленную сюжетом.

Идея

Первоначальная идея подобного типа развлечений принадлежит коллегам из Петербурга (на сайт о них тоже писали). Собственно, именно благодаря этому мне удалось познакомиться с ребятами и стать одним из первых их партнёров в качестве офлайн-предпринимателя в Москве.

По мере накопления обратной связи от офлайн-клиентов всё очевиднее становились слабые места уже имеющейся игры. А с учётом того, что не было известно, когда появится новая, мы приняли решение об открытии направления по разработке подобного типа игр.

Команда

На сегодняшний день костяк нашей команды разработки состоит из двух человек: геймдизайнер и клиент-серверный программист. И есть человек, который немного работает руками и помогает по мелочам, а также занимается всем остальным, что не делает команда разработки (этот человек - я). На аутсорсе пользуемся услугами моделлера, звуковика и сценаристов.

В качестве ключевого элемента (и, как следствие, ключевого преимущества перед классическими квестами в реальности и альтернативными форматами развлечений) разработки могу выделить cusdev. Мы делаем игру под конкретную целевую аудиторию и, так как это софтовая история, мы можем тестировать отдельные игровые блоки без необходимости «сначала всё доделать», тем самым повышая качество конечного продукта.

Результаты

По итогам 2016 года по направлению разработки имеем следующее:

  • Выпустили свою собственную квест-игру «Особое мнение». Разработка с нуля до релиза заняла пять месяцев.
  • Участвовали с разработкой во всех московских профильных мероприятиях (VR и AR) второй половины года: MIXAR"16, AR/VR GamePlay Moscow, AR Conference.
  • О нас

8 февраля игровой центр «Цель» и компания DVR (Dive into VR) запустили в ТЦ Авиапарк игровое пространство виртуальной реальности Engage с первой в мире командной игрой в виртуальной реальности — «VR-Полигон»

В игре может участвовать до десяти участников. Надев шлемы виртуальной реальности, они попадают на игровую карту, по которой могут физически перемещаться, стрелять, а также взаимодействовать друг с другом.

На время игры команда перемещается в постапокалиптический город. После крупной автокатастрофы в нем царит хаос, а уровень радиации зашкаливает. Игрокам предстоит сохранить свою жизнь, захватив вражескую территорию. Графический движок — Unity 3D.

Чтобы победить, участники команд должны придумать собственную стратегию захвата базы соперников, действовать сообща и, передвигаясь по местному ландшафту, уклоняться от выстрелов и убивать врагов.

По окончании игровой сессии игроки получают персональные и командные результаты: количество побеждённых противников, время прохождения миссии и точность выстрелов.

«Это новый формат аттракциона, который может объединить как поклонников легендарных виртуальных симуляторов боевых действий, так и любителей реальных тактических игр, таких как страйкбол или лазертаг. В будущем мы планируем запустить несколько новых сюжетов и дать возможность игрокам выбрать мир, в который они хотят погрузиться », — комментируют Виктор Макаров и Дмитрий Козлов, владельцы игрового центра «Цель».

«Проект Engage — это совершенно новый продукт для рынка развлечений, который, я надеюсь, удивит наших посетителей , — говорит генеральный директор компании DVR (Dive into VR) Михаил Торкунов. — Наша технология Smart Track позволяет отслеживать более 250 объектов с точностью до 1 мм, то есть надев шлем, вы сможете полностью погрузиться в атмосферу игры, свободно взаимодействуя с партнерами и предметами. Это дает нашей команде возможность делать новые, более сложные игры. В 2017 году мы выпустим еще не менее 5 новых игр ».

В качестве шлемов виртуальной реальности используются Samsung Gear VR со смартфонами Samsung Galaxy S7. Наушники — тоже Samsung, из семейства Level On. Мобильная платформа выбрана для отказа от проводов и более простого масштабирования проекта в будущем.

Посетить новый игровой аттракцион ТЦ Авиапарк можно в любой день недели. Игровой центр «Цель» работает с 10:00 до 22:00 с понедельника по четверг и в воскресенье, и с 10:00 до 23:00 по пятницам и субботам.