По стопам Богородицы. Святые источники и места явления Божией Матери

Почаевская гора, на которой расположена Лавра, — место особого предстояния Пресвятой Девы. Незримое Ее присутствие воплощено в нескольких святынях, одна из которых, самая древняя в Почаеве, — Цельбоносная Стопа Матери Божьей.

Внимание входящего в Успенский Собор приковывает к себе небольшой позолоченный ковчег у правой колонны. Помещенный за невысокой оградкой, он подобен древнему алтарю, будто служащему для непрерывно совершающегося таинства — благодатного присутствия Матери Божьей.

Ковчег находится под большим киотом с барельефным изображением произошедшего здесь в незапамятные времена чудесного явления Пресвятой Богородицы в столпе огненном. Случилось оно в 1240 году, в начале Батыева нашествия на Русь, когда пал и был уже разорен стольный Киев, а с ним и многие другие города и селения. Предание донесло до нас, что многие, и среди прочих — два неведомых инока Почаевских пещер, возносили тогда слезные молитвы Матери Божьей, испрашивая небесного Ее заступничества.
И вот однажды ночью, выйдя из пещеры после молитвенного стояния, монахи, а с ними пастухи из соседнего села, узрели на горе Пресвятую Богородицу, объятую пламенем подобно Неопалимой Купине, которая горела, но не сгорала во время откровения Божия Моисею на горе Синай (надо сказать, что для христиан образ Неопалимой Купины всегда служил знамением Матери Божьей). Главу Пречистой вен­чала корона, в руке Она держала скипетр. Изумленные, смотрели свидетели чудесного явления, а Божья Матерь тем временем медленно поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой Стопы. Лишь мгновение стояла Она на камне, а след этот, впечатавшийся в твердь как в мягкий воск, остался навечно.
Видевшие это люди, имя одного из которых, Ивана Босый, сохранили предание, поняли, что чудесное явление, которое довелось им узреть, означает приближение на Русь новых бед, но в то же время и заступничество Матери Божьей, по молитвам которой Русь и возродится. Тут же возблагодарили они Господа и восславили Саму Деву. С той поры след Ее Стопы стал наполняться водой, подобно следу Стопы Господа нашего Иисуса Христа, оставленного Им на горе Елеонской при вознесении Своем.У подножия скалы, на которой произошло чудесное явление Божией Матери, иноки построили небольшой храм, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы. Сама же скала со следом Цельбоносной Стопы еще четыре сотни лет пребывала под открытым небом, пока в 1649 году возведенный на этом месте Троицкий храм не принял в себя источник со Стопой. Полтора века спустя Троицкую церковь разобрали, а на ее месте был построен Успенский собор.
Интересно, что, из-за необходимости заключить в строящийся храм источник с Цельбоносной Стопой и в соответствии с условиями местности, строителям пришлось несколько нарушить традицию и вместо востока обратить Успенский собор скорее на север.
С самого своего появления на горе Почаевской и поныне Стопа Матери Божией является источником многих чудес. Существует легенда, что в 1607 году татары (Орда к тому времени уже развалилась на множество мелких княжеств, которые по старой памяти периодически посылали свои отряды на Русь) подступили к стенам монастыря, повстречали старого монаха, шедшего в обитель, и отсекли ему голову. Убиенный чернец взял голову в руки, донес ее до чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и только тогда умер. Бытовала и другая легенда, согласно которой в 1674 году один из томившихся в турецком плену почаевских иноков так усердно молился Пресвятой Богородице, что в день Ее Успения был прямо в кандалах перенесен в родную обитель.
Несомненно, чудес было очень много, но большинство из них (особенно самых древних) остались неведомы миру. Лишь от времен сравнительно недавних, отдаленных уже от самого чудесного явления, сохранились описания, сделанные непосредственными свидетелями. Самое древнее из зафиксированных исцелений произошло в 1664 году. Тогда у помещицы Хойнацкой тяжко болел слуга Давид по прозвищу Гайдук. От многих болей глаза его вылезли из орбит, и он почти потерял зрение. Хойнацкая попросила тогдашнего игумена обители помолиться о болящем пред Почаевской иконой Пресвятой Богородицы и прислать воды от Стопы. После того как водой этой помазали слуге глаза, болезнь отступила.
Даже не искавшие специально исцеления от Цельбоносной Стопы порой получали его. Больная девушка по фамилии Загурская, будучи уже при смерти, попросила исповедавшего ее священника дать ей святой воды. Священник же имел с собой воду из следа Стопы, которую и предложил девушке. Выпив ее, она сразу же исцелилась. По выздоровлении, пожелав возблагодарить Пресвятую Деву, отправилась Загурская в Почаев, где прежде никогда не была. Случилось это в 1770 году.
Не одну болезнь и не одно горе уврачевала Матерь Божия. Наполняющая Цельбоносную Стопу водица не иссякает. Однако теперь уже укрыта Стопа от глаз ковчегом, и лишь изображение ее можно увидеть на шелковом плате, который лежит на том ковчеге. Но все так же по капельке набирается святая вода и раздается богомольцам.

Видео Cтопа

"...день был как день, ясный, только вдруг ветер налетел - я на гору глянул, а над ней свет дивный на все небо разливается.Овцы мои в кучу сбились, птицы замолкли, а меня как-будто потянуло туда.Свет манит - я иду, иду к нему, а он все ярче становится и вдруг вижу в этом свете небесном сама Богородица встает.Я на колени упал руки к ней тяну и молюсь и плачу. А Богородица над каменной горой поднялась и вся в этом свете дивном, и в небе будто расстаяла.Я на камень гляжу, а на нем след остался и вода родниковая проступила

Так рассказывал Иван Босый - пастух с Волыни. Только одно мгновение простояла Богородица на твердом камне,а след ее остался навсегда. У подножия той скалы монахи построили храм, но сама скала и след небесный еще 400 лет оставались под открытым небом.Позже там построили церковь, а сейчас на ее месте стоит великолепный Успенский Собор.Дух захватывает когда видишь эту красоту.В память о чуде золотых дел мастер создал большой бронзовый киот с барельефом Почаевской Божьей Матери.
Само существование Почаевской Лавры уже является чудом - ни разу за всю ее долгую историю нога завоевателя на Почаевскую Гору не ступала.

Защита Богородицы

Чудеса в Почаеве не иссякали никогда. Когда в Лавре были базилиане — все так же стекался народ к Цельбоносной Стопе и чудотворной Почаевской иконе. А в советский период даже был обретен новый святой, по молитвам которого Господь дарует исцеление болящим. Незримое предстояние Матери Бо­жией над Почаевской Лаврой становится очевидным, если вспомнить основные вехи монастырской истории. Одно из зримых чудес произошло в 1675 году, когда монастырь оказался спасен от разграбления неприятелем. Тогда Почаев был осажден турками, и братия монастыря вместе с укрывшимися в нем окрестными жителями молилась за стенами обители, построенными незадолго до того при преподобном Иове, пред чудотворной Почаевской иконой Пресвятой Богородицы. И Пречистая явилась над осажденным монастырем в сиянии, сопровождаемая преподобным Иовом и множеством ангелов. Увидели их даже турки, изумились и начали стрелять по ним, однако стрелы возвращались на­зад, побивая пославших. Потрясенные иноверцы вынуждены были снять осаду. С тех пор это событие почитается в Лавре наряду с явлением Богородицы в столпе огненном и обретением чудотворного образа Почаевского. Именно ему посвящен придел в Похвальной церкви. Конечно, «ратное» чудо, касающееся множества людей, гораздо заметнее, чем то, что происходит с одним человеком. Но свидетельства чудес, произошедших по молитвам Пречистой пред Почаевским Ее образом или у Цельбоносной Стопы, в монастыре записываются с середины XVII века. Исцеления пред Почаевской иконой не прекращались и при униатах, неслучайно же Потоцкий добился коронации иконы.
Судя по всему, продолжалось при базилианах и почитание преподобного Иова, несмотря на то, что был он противником унии, много сделавшим для того, чтобы удержать Лавру в православии как можно дольше. Во всяком случае, в 1777 году Потоцкий даже подал в Ватикан ходатайство о канонизации преподобного Иова Почаевского и пожертвовал требовавшуюся на ведение этого дела сумму. В Риме начавшемуся процессу помешали именно труды православного святого в деле борьбы против греко-католичества — чудо-творения по его молитвам сомнению никто не подверг.
Не одну страницу займут описания чудес, совершившихся только у трех основных святынь — Цельбоносной Стопы, Почаевской иконы Пресвятой Богородицы и мощей преподобного Иова, игумена Почаевского. А XX век подарил нового Почаевского святого, преподобного Амфилохия, и сейчас еще живы люди, которым случалось быть излеченными по его молитвам при его жизни. В Лавре собирают эти свидетельства, чтобы издать отдельной книгой. Среди них есть, например, рассказ одного протоиерея, у которого в 1960-е годы обнаружили рак горла. Он не мог уже ни петь, ни даже говорить. Спустя полгода после посещения преподобного, с которым они вместе отслужили водосвятие, во сне явился ему отец Иосиф и удалил из горла нечто темное. Врач, следившая за развитием болезни, долго не могла поверить, что священник обошелся без операции — в горле были видны следы удаления опухоли.
Было в XX веке и иное. Местные жители до сих пор вспоминают печальную историю местного партийного руководителя. Когда в 1959 году закрывали приписанный к Лавре Свято-Духовский скит, особо отличился секретарь Почаевского райкома КПСС Ичанский. Он срывал иконы, бросал их на пол и топтал ногами. Когда ошеломленные люди спросили безумца, не боится ли он Бога, тот ответил, что если Бог есть, то пусть заберет у него самое дорогое. Вернувшись домой, партийный начальник узнал, что именно в тот момент, когда глумился он над иконами, в химической лаборатории Львовского автозавода в руках его дочери, только начинавшей трудовой и жизненный путь после института, взорвалась колба с кислотой. Девушка погибла от ожогов. Ичанский настолько погряз в безверии, что вразумление не пошло ему на пользу и позже он покончил с собой.
Про попытки закрыть Лавру, последовавшие вскоре после разорения скита, ходит молва, будто над Троицким собором было явление то ли Самой Богородицы, то ли преподобного Иова. А в закрытом скиту все три десятилетия, пока вновь не был он открыт, очевидцы по ночам иногда слышали ангельское пение.

Много чудотворных икон Божией Матери было явлено российскому народу, но не все смогли дойти до наших дней. Трудно сказать, утеряны ли они навсегда или сокрыты до времени. Но есть такие, которые и сегодня остаются огоньком надежды на то, что Господь не оставил свой народ. Почаевская икона уже несколько столетий является таким светильником веры. Прославившись более пятисот лет назад, и сегодня она привлекает тысячи паломников.


История святого образа

В 16 в. митрополит Неофит проезжал через Почаев, где его очень тепло встретили дворяне Гойские. В память о своем визите он подарил им икону. Вскоре митрополит стал патриархом, а икона прославилась великими чудесами. Ей было суждено стать святыней целого народа.

Почаевская икона Божией Матери несколько десятков лет провела в доме благочестивых христиан, пока не случилось первое исцеление. Тогда владелица решила, что иметь такую святыню в одиночку недостойно. Образ был передан в обитель, где стал достоянием всего православного народа. Правда, это продолжалось недолго. После смерти Анны Гойской родственники решили вернуть икону себе.

Насмешки над святым образом не прошли даром - жена наследника стала бесноватой. По совету благочестивого монаха образ был отдан обратно в монастырь. Спокойная жизнь обители вновь была нарушена в 1721 г., когда она была передана католикам. Они весьма почтительно относились к образу - папа Климент даже прислал золотую ризу, украшенную коронами.

Спустя почти столетие обитель была возвращена в лоно Православной церкви. Сегодня она имеет статус лавры и относится к Московскому патриархату. Каждую субботу перед Почаевской иконой поется акафист. Делается в память о чудесном исцелении незрячей девочки.


Значение Почаевской иконы

Характерное отличие иконы - под ликами Спасителя и Богородицы находится отпечаток стопы. Это след самой Богородицы. Почему же его стали изображать на образе? Это сделано в память о посещении самой Царицы Небесной.

Почаевская лавра расположена на одноименной горе. Но когда-то она пустовала, и однажды ночью два монаха были удостоены чудесного видения. В огненном столбе стояла Богородица - голову венчала корона, в руке Дева держала скипетр. Пламя не обжигало ее - оно было подобно тому, которое видел Моисей на Синае. Когда видение прекратилось, на скале остался след. Отпечаток наполнился чистой водой.

От этого места и начали монахи застраивать гору, на которой сегодня стоит 16 храмов. Сначала здесь появилась Успенская церковь, затем над отпечатком ноги Богородицы возвели Собор. Источник вместе со стопой покрыты ковчегом и ограждены решеткой.

Именно об этом напоминает изображение отпечатка на Почаевской иконе Божией Матери.

Оригинальный образ сделан на липовой доске, как и многие иконы. Использованы масляные краски. Тонкая полоска серебра, которая была нанесена сверху, была потеряна. Ее заменили жемчужной ризой. Необычен также оклад, напоминающий звезду, лучи которой богато украшены камнями.


Где пребывает образ

Чудотворная икона помещается над царскими вратами. В храме, где хранится Почаевская икона рано утром (монахи встают еще затемно), братия монастыря служит полунощницу. Затем, с пением тропарей, чудотворная икону опускают на обычный уровень. Висит она на лентах из шелка, рядом всегда дежурит монах. Поочередно все, кто пришел на службу, подходят к иконе.

В этом же храме можно получить воду из чудесного источника, открытого Богородицей. Сам родник находится за оградкой, где теплятся неугасимые лампады. Можно приложиться к изображению стопы. Саму воду раздает послушник («стопочный»). Но не только этими святынями богата Почаевская лавра.

Обитель уже несколько столетий является оплотом православной веры на всей западной Украине. Прославленный молитвенник преподобный Иов преставился здесь, прожив более сотни лет. Теперь его святые мощи тоже хранятся здесь.

Ни первая, ни вторая мировые войны не помешали монахам нести свои послушания - обитель не закрывалась. Немецкая оккупация, хрущевские гонения - во все эти тяжелые для страны моменты молитва звучала в древних стенах, продолжались служения. Говорят, мир будет стоять до тех пор, пока будет совершаться Литургия. Поэтому монастыри являются духовным оплотом всей земли.

Российские храмы иконы Божией Матери «Почаевская» строятся в Москве, Ростове-на-Дону, действующие храмы есть и в других городах.

Смысл святого образа

Большинство икон Божией Матери укладываются в несколько основных типов. В данном случае это «елеуса» («милостивая») - хотя название не совсем точное и является одним из эпитетов, которым наградили св. Марию, оно перешло на иконографическую схему. Узнать его можно по основным чертам:

  • Младенец и Его Мать прикасаются друг к другу лицами. В этом открывается очень личное общение между ними.
  • Голова Марии склоняется к Сыну.
  • Христос обнимает Богородицу левой рукой.
  • Изображение поясное.

Почаевский извод отличается еще тем, что Богородица в правой руке держит плат, которым обвит Младенец. Также чудотворная икона известна по своему драгоценному окладу, который по размерам сопоставим с самим образом. Лики как бы окружены золотым сиянием.

Присутствуют на иконе лики святых:

  • мученик Стефан - считается, что он первым был убит за христианскую веру;
  • преподобный Авраамий - в истории было очень много подвижников с таким именем, возможно это Авраамий Ростовский, сокрушавший идолов и обративший в христианство несколько языческих племен;
  • пророк Илья - известнейший ветхозаветный пророк, покровитель десантников и летчиков, почитаемый также в исламе, иудаизме. Известен тем, что взят на небо живым;
  • мученик Мина - первый флорентийский мученик;
  • великомученица Екатерина - жила в первые века христианства, была казнена после отказа выйти замуж за римского императора, решив посвятить себя Христу;
  • св. Ирина - предана смерти вместе с двумя сестрами-христианками в 4 в.;
  • св. Параскева - одна из первомучениц, погибшая со всей семьей во время правления Нерона.

Значение композиции Почаевской иконы глубже, чем может показаться на первый взгляд. Конечно, здесь показана ласковая Мать, любящий Сын. Любой человек может «примерить» на себя одну из ролей - все были детьми, даже если сами не стали родителями. Но также здесь изображаются идеальные отношения Бога и человеческой души.

О чем молятся и в чем помогает Почаевская икона

За столетия собран весьма обширный список чудес (более 500), которых Господь удостоил верующих, молившихся перед образом. В чем помогла Почаевская икона людям?

  • Самое первое известное чудо произошло в домовом храме дворянской семьи, где находился образ. Мужчина, от рождения слепой, совершал молитвы перед иконой, после чего стал видеть. После этого случая образ было решено передать в обитель.
  • Один монах был захвачен в плен татарами. Находясь в кандалах, он горько сокрушался о том, что не сможет больше увидеть стен родного монастыря. И вдруг оказался посреди празднично одетых людей - Божия Матерь перенесла его в Почаевскую лавру.
  • Среди турок сохранилось предание о явлении Богородицы во время осады Почаева. В сонме ангелов явилась она перед нападавшими, которые от страха потеряли головы и стали убивать друг друга.
  • В 1664 г. у одного помещика скончался сын. Его бабка всю ночь молилась перед Почаевской иконой, умоляя вернуть любимого внука. К утру он очнулся и попросил есть.
  • Среди современных чудес - исцеление маленького мальчика, лишившегося слуха. Это стало осложнением после болезни. Врачи говорили, что восстановление займет много времени. Бабушка принесла Юре икону, которую оставили на ночь в палате. А утром ребенка выписали - он оказался здоров.

Воспитание души

При встрече с необъяснимыми явлениями человек может растеряться, поскольку разум привык всему давать собственную трактовку. Но не все поддается объяснениям - даже ученые это признают. Собраться с мыслями в таком случае поможет молитва. У «Почаевской» иконы их звучало бесчисленное количество, многие получали чудесный отклик.

Понятие «чудо» имеет много значений, особенно в области веры. Главное чудо, которое может сотворить Бог - это исцеление человеческой души, изменение сердца. Оно становится более мягким, чувствительным к голосу совести, открытым к чужой боли. Тогда человек понимает, что он может сам творить чудеса - проявляя заботу о ближних, жертвуя чем-то ради них, становиться примером. Об этом надо неустанно просить Господа.

О чем еще молятся православные у Почаевской иконы?

  • Об исцелении от недугов тела, в том числе проблем со слухом, зрением.
  • О защите от врагов в любой ситуации.
  • О прекращении вражды.
  • Об укреплении веры, исцелении души от бесов уныния.

Молитва Почаевской иконе Божией Матери

К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя, во святей лавре Почаевстей явленная, поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестнеи руце Твои воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногая неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но, от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас, маломощных, от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди Православную веру в стране нашей и во всем мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани и всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братий наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами, Твоему чудотворному образу покланяющеся, Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники Почаевския Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со Ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми, Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во веки веков. Аминь.

Свято-Успенская Почаевская Лавра свое название получила от местечка Почаева, что между городами Кременцем и Бродами в Тернопольской области Украины.

Обитель занимает холм, поднимающийся над окрестностями на высоту около 70 метров и именуемый Почаевской горой. По преданию, еще в древние времена в здешних пещерах, представлявших собой природные скальные гроты, поселились иноки Киево-Печерского монастыря, бежавшие от татар. Эти два монаха посвятили себя подвигам молитвы, воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатию Божией.

Предание также гласит, что однажды на холме, где жили иноки, явилась в огненном столпе Божия Матерь. Старинная лаврская традиция относит это событие к 1240 или 1261 году. Считается, что после молитвы один из подвижников Почаевской горы вздумал взойти на вершину. Вдруг он увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Изумленный старец тотчас позвал жившего с ним брата. Это видел и пастух Иоанн Босой с отроками, пасший стадо под горою. Он поспешил подняться на гору и увидел там двух иноков, прославлявших Богоматерь.

Пречистая Дева оставила на вершине холма отпечаток правой стопы, из которого начала сочиться вода, наделенная благодатью исцелений. К благодатному источнику потянулись люди. Со временем на их пожертвования иноки возвели на южном склоне холма каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. В отпечатке Стопы Богоматери – великой святыне горы Почаевской - до сих пор целебная вода.

… В 1721 году обителью завладели католики-униаты. Это было трудное для обители время, но и тогда монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от главной святыни – Почаевской иконы.

А вот доступ к другой святыне - мощам преподобного Иова - униаты закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.

Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал даже благотворителем Почаевской обители. Произошло это благодаря чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул:

«Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!».

Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив.

Граф немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

В 1831 году униаты были воссоединены с Русской Православной Церковью. Мощи преподобного Иова были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь стал Лаврой.

Вид на окрестности Почаевской лавры, фото www.flickr.com

Возвращение Почаева в лоно Православия было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска.

В память этих событий архиепископ Волынский, священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед Почаевской иконой.

Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876), был устроен и 23 июля 1875 года освящен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над турками.

…В годы Великой Отечественной войны бандеровцы расстреляли близ Почаевской Лавры митрополита Киевского и всея Украины Алексия (Громадского), епископа Мукачевского и Тарнавского Мануила и многих священников за то, что они отказались переходить в раскол и сохранили единство с Русской Православной Церковью.

…Такова история Свято-Успенской Почаевской Лавры, второй по значимости на Украине. Даже беглого взгляда в прошлое достаточно, чтобы увидеть, что эта история тесно связана с людьми, стоявшими на страже духовного единства исторической Руси и Русской Православной Церкви. И ныне обитель по-прежнему остается главным оплотом православия на Западе Украины.

В семидесяти километрах от Тернополя на высокой каменистой горе возвышается Свято-Успенская Почаевская Лавра - второй Иерусалим. Так ее называют из-за повторения иерусалимского чуда: как Господь Иисус Христос оставил Свои следы на горе Елеонской во время Вознесения на небо, так и Божия Матерь - на горе Почаевской. Cвятая стопа отпечаталась на камне, как на мягком воске, еще в 1240 году.

Стопа Богородицы

Если вы когда-нибудь посетите Почаевский Успенский собор, то увидите позолоченный ковчег, находящийся за небольшой латунной оградой. Сам ковчег служит своеобразным алтарем для непрерывно совершающегося таинства - благодатного присутствия Божией Матери. Окутанное близостью непостижимой тайны, это святое место словно вобрало в себя горячие молитвы богомольцев, стекающихся сюда на протяжении нескольких веков.
Это чудо произошло во время монголо-татарского нашествия: Пресвятая Дева явилась в огненном столпе на скале перед монахами и пастухами из окрестных селений (до наших дней сохранилось имя одного из очевидцев - Иван Босый). По преданию, на голове Девы Марии была корона, а в деснице - скипетр. Только на одно мгновение прикоснулась Божия Матерь к темному камню, а след Ее стопы остался навсегда. (Сие знамение было подобно Неопалимой Купине, горевшей на Синае во время откровения Бога Моисею.) Увидев Богородицу, объятую огнем неугасимым, иноки поняли, что приближаются новые бедствия: Волынь, как и вся Русь, будет страдать как бы в огне, но по заступничеству Царицы Небесной опять возродится.
Из оттиска правой стопы, оставленного на камне, забил необычный источник: от него люди начали получать исцеления. Когда же над источником построили храм, в полу над камнем со следом оставили небольшое отверстие, чтобы паломники могли его видеть. Над ним разместили ковчег. Поскольку прикладываться к следу стало весьма затруднительно, поверх ковчега положили изображение стопы, вышитое на шелковом плате. Здесь можно помолиться, а заодно испить целебной воды из серебряного ковшика: ее наливает иеромонах, который несет особое послушание и называется стопочным. Прикладываясь к цельбоносной стопе, я приложил к ней и восковую свечу, а дома эту свечу измерил и так определил длину стопы - около 20 сантиметров! Это лишь приблизительная цифра. И все же я сумел убедиться, что у Божией Матери был, по-нашему, примерно 36-й размер обуви. А это совпадает с церковным преданием, согласно которому Пресвятая Дева была среднего роста.

Секрет преподобного Иова

Самое загадочное место в Почаевской Лавре - пещерка преподобного Иова. В нее может вползти далеко не всякий человек (лично я влез туда с помощью батюшки). Каждый, кто в ней побывал, надолго запомнит и скользкие стены, и ощущение полной замкнутости и тесноты: здесь в загробный мир поверит даже отпетый атеист. В пещерке невозможно ни сесть, ни лечь, ни вытянуть ноги. Остается лишь удивляться, как святой Иов проводил в таких условиях целые дни и недели, «слезами токмо от чистого сердца изливаемыми питаемый».
От многодневного стояния на коленях в молитве ноги Иова отекали так, что покрывались язвами. Следы от них остались на его нетленных мощах, находящихся в пещерном храме, освещаемом лишь пламенем свечей. По свидетельству инока Досифея, преподобный молился «о благосостоянии мира, во зле лежащего». Однажды Досифей заметил, как в течение двух часов пещеру старца озарял необычный свет. «Я же, - говорит свидетель, - увидев сие, падши на землю, чрезвычайно испугался, странным таковым явлением побежден».

Будучи игуменом монастыря, Иов почти четверть века судился с местным вельможей Андреем Фирлеем. Тот претендовал на земли, которые его покойная родственница, графиня Анна Гойская, завещала монастырю. В 1623 году Фирлей разграбил монастырское имущество и похитил чудотворную Почаевскую икону Божией Матери. Гойская получила ее из рук греческого Митрополита Неофита, а после чудесного исцеления слепорожденного брата Филиппа подарила монахам. Но, в отличие от усопшей, Фирлей был лютеранином, а посему ни в какие иконы не верил. Однажды он «от радости диавольской не ведая, что более делать», нарядил свою жену в церковные облачения, дал ей в одну руку святую Чашу, а в другую - Почаевскую икону Божией Матери. В тот же миг на Фирлееву жену «напал бес лют», которым она была «удручена еще чрез долгое время». И тогда, придя в ужас, муж вернул икону монахам, и его супруга сразу исцелилась.
Несмотря на большие испытания, Иов дожил до ста лет, пережив смену двух Династий: родился при Иване Грозном (Рюриковиче), умер при Алексее Михайловиче Романове. Откровение о дате своей смерти преподобный получил 21 октября 1651 года, а 28-го, отслужив Литургию, мирно отошел ко Господу. Через семь лет и девять месяцев он трижды являлся во сне Киевскому Митрополиту со словами: «Извествую твоему Преосвященству, яко тобою Бог хощет открыта кости мои». Мощи были найдены «без всякого истления, как бы того же часа погребенные, и исполненные недоразуменного благоухания».

Исцеление дочери Сталина

Самым трудным периодом в истории Лавры был XX век. Во время Первой мировой войны в святую обитель нагрянули австрийские войска. В Трапезной церкви стали крутить кино, а в маленьком храме при Архиерейском доме устроили ресторан. Почаев был освобожден только после Брусиловского наступления. Австрийцы ушли, оставив на память о себе горы бутылок и непотребные рисунки на стенах храма.
В начале 1919 года монастырь разграбили большевики, а 8 сентября того же года его территория перешла под контроль польских войск. В связи с истечением срока давности русских прав, введенных в Польше еще Царским правительством, римско-католический епископат возбудил целый ряд судебных процессов против Православных консисторий. Только на одну Почаевскую Лавру в суд было подано 724 заявления с требованием передать ее униатам. Церковные погосты стали местом горячих митингов, доходивших до драк.
В 1939 году Западная Украина, в том числе и Почаевская Лавра, по договору Молотова - Риббентропа отошла к Советскому Союзу. У монахов отобрали весь скот, сельхозтехнику, запасы зерна и продукты питания. Детские приюты и приходская школа перестали существовать. Из 300 насельников остались только 80. И только после четырехлетней молитвы старцев отношение к Почаевской Лавре в частности и к Церкви в целом несколько смягчилось. В 1943 году после встречи с тремя Митрополитами, Сергием, Алексием и Николаем, Сталин круто изменил свою политику в отношении Церкви. По преданию, отношение Сталина к Православию изменилось к лучшему после того, как почаевский старец Амфилохий исцелил его дочь Светлану. В знак благодарности Светлана Иосифовна спасла монаха от принудительного «лечения» в психоневрологической больнице, разместившейся в Лавре. После смерти «отца народов» она взяла себе фамилию матери (Аллилуева) и решила уехать за границу. Хотела увезти за границу и исцелившего ее старца. Были уже куплены и билеты на самолет, но в него Амфилохий так и не сел: он предпочел вернуться в Лавру под покров Божией Матери (после кончины его мощи оказались нетленными, а самого Амфилохия причислили к лику святых).
С приходом к власти Хрущева на почаевцев начались новые гонения: храм Серафима Саровского превратили в морг, церковь Святого Духа - в зернохранилище, храм Всех Святых - в кинотеатр. В 1959 году дошла очередь и до лаврского скита: 10 апреля в него ворвались милиционеры во главе с первым секретарем Почаевского райкома Ичанским, который собственноручно срывал иконы и разбивал их о землю. Когда братия попыталась возмутиться, райкомовец громко сказал: «Если Бог есть, то пусть отберет у меня самое дорогое». Как только Ичанский вернулся домой, ему передали телеграмму: утром в руках у его дочери Людмилы, работавшей во львовской химлаборатории, взорвалась колба с серной кислотой. Девушка получила столь тяжкие ожоги, что должна была скончаться сразу. Но промучилась в больнице до вечера, пока отец не покинул разоренный скит. После похорон дочери Ичанский пережил еще два страшных удара: старший сын застрелился, а супруга попала в психбольницу… Чтобы «замять» эту ставшую известной историю, Ичанского перевели в другой район…

Взгляд с Креста…

Несмотря на тяжкие испытания и гонения, Почаевская Лавра не пала даже при большевизме. В эпоху, когда храмы закрывались тысячами, когда душили монастыри, когда Киево-Печерскую Лавру превратили в музей, этот монастырь выстоял. След Божией Матери, чудотворные иконы и нетленные мощи святых сделали свое дело. И продолжают делать поныне…
Все Евангелие можно увидеть здесь - в настенных росписях Пещерной церкви. Кажется, ни одно из событий Страстной недели не упущено. Всего тут насчитывается 52 картины, изображающие более шестисот фигур. Особенно поражает фреска, на которой римские воины прибивают к кресту Иисуса Христа. Когда хочешь охватить вниманием всю картину и переходишь с одной стороны храма на другую, становишься свидетелем чуда: по мере приближения Спаситель поднимается вместе с крестом и провожает тебя страдальческим взором. Многие пытались объяснить этот феномен тем, что фреска нарисована на полукруглом потолке. Но в таком случае «двигались» бы и другие изображения на том же потолке. По мнению монахов, распятый Христос не просто возвращает нас к событиям 2000-летней давности, но и наглядно показывает, что Он пострадал за грехи каждого.
Своей пышностью и красотой также поражает Киево-Почаевская икона Божией Матери: киевляне написали ее, подобно Почаевской, в честь чудесного избавления от моровой язвы еще в Царские времена. Сейчас возле этой иконы можно увидеть… костыли! Их оставил человек, который страдал детским церебральным параличом. Когда он приблизился к образу Богородицы, услышал таинственный глас: «Оставь свои костыли, они тебе больше не нужны». В тот миг мужчина почувствовал, что его тело как будто обожгло. Из храма он вышел уже здоровым и с тех пор ходит по монастырям, рассказывая о своем исцелении.
Есть в Лавре и ручные оковы, которым уже более 300 лет. Их оставил некий монах в память о чудесном избавлении от турецкого плена: в 1674 году, находясь в оковах, он горячо молился Божией Матери и… был сверхъестественным образом перенесен в Почаевскую обитель… Описанные чудеса являются лишь малой толикой из безчисленного множества случаев помощи Свыше. Они не прекращаются и поныне, проповедуя всему миру об истинной вере в Христа-Спасителя и Покрове Божией Матери…

Πάπυρος святые источники (греч.)

Образ воды в Священном Писании символизировал дарованные Богом милость, благоденствие и благополучие.

На месте чудесного явления Божией Матери на земле сверхъестественным путем появлялись святые источники и родники.

С искренней молитвой вода святых источников способствует излечению страждущих и больных.

В Кингисеппском районе (бывший Ямбургский уезд) находится старинное село Котлы, куда приехали мы - паломники от храма св.Пророка Илии во главе со священником Виталием Кузнецовым .

В окрестностях этого села находились богатые месторождения «болотной руды» (бурого железняка) и большинство местных жителей, начиная еще с XV века, занималось железорудным промыслом и выгонкой смолы. Тогда же Котлы стали центром Котельской волости. Начиная с 1730 года в Котлах располагалась усадьба Альбрехтов, которая неоднократно перестраивалась. Эпоха семьи Альбрехт началась когда Котлы и часть соседних деревень были пожалованы генерал-майору Людвигу фон Альбрехту (в армии известному как Иван Иванович) Анной Иоанновной за помощь в воцарении на престол.

По данным переписи 1500 года в Водской пятине Новгородского княжества ("водь" - народ финно-угорской группы), упоминается Николо-Толдожский погост и говорится: «Село Котел богатое, с вновь построенной Никольской церковью на деньги местных крестьян и владельцев усадьбы Альбрехтов». Однокупольная каменная с колокольней церковь была построена в русско-византийском стиле. По завершении строительства храм был освящен отцом Иоанном Кронштадтским.

В 1937 году храм был закрыт. С 1941 по 1942 год на территории села Котлы немцами был организован концлагерь, а в помещениях храма и близлежащих постройках содержались советские военнопленные.

Осенью 1942 года, во время германской оккупации, храм был отдан верующим но, из-за отсутствия священника, службы мирским чином совершала монахиня, прибывшая с военнопленными. С 1945 по 1959 год службы совершали разные священники, последний из них - о. Григорий Потемкин , очень много сделал для восстановления храма. В декабре 1959 года храм закрыли, а с 1960 по 1991 год в нем размещался сельский клуб. В мае 1991 года храм Св. Николая Чудотворца был отдан верующим и отреставрирован.

Нас в храме встретил иерей Николай Вахрушев. Отец Николай рассказал о святынях, находящихся в храме и пригласил в алтарь нашего батюшку о. Виталия. В храме есть ковчежец с частицей мощей свт. Николая Чудотворца.

Недалеко - в деревне Пиллово расположен святой источник «Почаевский».

По преданию упоминание об источнике относятся к 1700 г. и к 1742 г.

Над самим источником устроена деревянная часовня во имя Почаевской иконы Пресвятой Богородицы. Рядом с источником лежит камень с отпечатавшимися в нем тремя следами стоп Божией Матери. От святого источника в часовне вода отводится в купель, в которой наши паломники совершили омовения. Температура воды в купели летом около + 4 +6 С. Зимой +2 +3 С.

По преданию, более 300 лет назад, в деревне Пиллово жила одна благочестивая и богобоязненная женщина Анастасия с двумя детками. Когда из-за болезни мама уже не смогла вставать с постели, дети стали ходить в церковь одни. А в один из праздничных летних дней им встретилась странница, которая подала детям пузырек святой воды из стопы Пресвятой Богородицы, находящейся на Почаевской горе в Малороссии. Давая воду, странница обещала, что их мама обязательно поправится по молитвам Пресвятой Богородицы, приняв эту целебную воду. Добежав до маленькой речушки, которая протекает недалеко от родной деревни, они заспорили, кто из них принесет воду домой. И вдруг, пузырек выскользнул у них из рук и разбился. Дети испугались, что их мать не сможет исцелиться, и горько заплакали. Вдруг воды речушки озарились неземным светом. В сияющем огненном столпе явилась им сама Пресвятая Дева, стоящая на валуне. Она сказала детям, что по их молитвам Господь подаст исцеление их маме и на том месте, где была разлита вода, забьет родник с исцеляющей водой. И этой воды хватит не только их матери, чтобы избавиться от своих недугов, но и многим поколениям людей. А в знак чудесного явления Божьей Матери на камне останется след ее стопы. И из того места, на котором дети разлили воду, данную странницей, забил родник. После того, как священник храма святителя Николая Чудотворца причастил болящую Анастасию Святых Христовых Таин, и она выпила воду из источника, ей стало лучше. Скоро она сама смогла прийти к источнику, и, искупавшись в нем несколько раз, совершенно исцелилась. Когда об этом узнали жители деревни, они построили на источнике часовню, посвященную Пресвятой Богородице. Рядом с часовней, ниже по течению целебного ручья, была сделана купель, чтобы каждый болящий мог бы в ней искупаться.

В селе Заручье Сланцевского района Ленинградской области расположен Доложский (Михайловский) погост.

На погосте восстанавливается церковь Успения Пресвятой Богородицы , в которой некогда хранилась чудотворная икона, явленная в Доложских пещерах. Внутри этого восстанавливаемого храма для нас были накрыты столы для трапезы. После трапезы наша группа сфотографировалась на фоне храма Успения Божией Матери. Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце, обрадовавшее нас, так как поездка начиналась в дождь и первую часть пути он шел непрерывно. Затем мы отправились к Доложской пещере.

В нескольких километрах от села Заручье на реке Долгой находятся развалины Свято-Успенского скита на месте явления Богородицы. Скит был построен над Доложской пещерой (криптой) в которой бьет целебный святой источник, образуя небольшое подземное озерко. Подле скита в русле реки находится камень со следом стопы Богородицы. По преданию в первой половине XVIII столетия в пещере жил какой-то пустынник, который тут и скончался. К сожалению, имя пустынника, и время его кончины забыты, следы могилы изгладились.

В середине XVIII века в Доложске произошло чудесное явление Царицы Небесной. Согласно старой легенде на том месте, где проходила Божия Матерь образовался грот и пробились два родника. Над одним в прошлом существовала рубленная из дерева купель, а над другим в начале ХХ века поставили храм. Этот храм уничтожен в годы войны. На месте алтаря храма поставлен памятный крест. Переходя реку Долгую, Богородица ступила ногой на камень, отчего на нем отпечатался ее след. В память этого события в 1761 г был освящен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы В том же году на престольный праздник (15 - стар. стиль/28 -нов. стиль августа) состоялся первый крестный ход из Доложска к пещере по дороге, по которой прошла Божия Матерь.

Недалеко от Доложской пещеры строится новая церковь во имя св. прав. Иоанна Кронштадского. Батюшка Адриан (Проворный) встретил нас там и рассказал историю постройки этого храма. О. Виталий Кузнецов и диакон Евгений Фомин отслужили в нем молебен св. Иоанну Кронштадскому.

Дальше наш путь продолжился к источнику в деревню Турово .

История возникновения святого Печерского источника в Турово начинается на рубеже XVI - XVII веков. Летом одна девушка пастушка явлением Пресвятой Богородицы была спасена от посягательств крестьянина. На этом месте открылся святой источник. Вскоре, в пещере была обретена чудотворная икона Успения Божьей Матери с ликами Спасителя, Иоанна Предтечи и Апостолов. На месте обретения иконы в местечке Малая Печорка была устроена деревянная часовня в честь иконы Печерской Божией Матери. В 1789 году из часовни икону перенесли в Лугу, в новый собор святой великомученицы Екатерины, где образ украсили серебряную вызолоченную ризой...

В Турово находилось поместье первой жены известного фотографа С.М. Прокудина-Горского, который впервые отснял фотографии России начала XX века в цвете. Его коллекция фотографий находится в библиотеке Конгресса США.

Каждый год в первую пятницу Петрова поста на источник совершается крестный ход с водосвятным молебном.

Полную историческую и интересную информацию в течении всего паломнического пути о местах явления Божией Матери в Ленинградской области нам поведал отец Виталий. Многое из того, что услышали об истории нашего края, было открытием для большинства из нас.

Спасибо всем участникам и организаторам этой паломнической поездки.

По стопам Богородицы. Святые источники иместа явления Божией Матери.

Прихожане храма св. Пророка Илии: Вера Куликова, Татьяна Рудакова