Почему Бог не помогает, почему не слышит? Зачем мне Бог если Он не помогает? Мне лично — зачем? ….

Я хотел тебя спросить: когда ты говоришь с Богом, Он тебя слышит? Когда просишь чего-нибудь, Он дает тебе? Мне не всегда, Бог не всегда меня слышит. Иногда я думаю, что Он и вовсе не отзывается на мой зов, на мой голос, на мою молитву. И вы мне о том же говорите иногда, и сейчас ты говоришь себе: «Бог не всегда нас слышит. Мы Его молим, стоим в церкви, однако что-то не чувствуется, чтобы мы получали то, чего просим в молитве».

Давайте же посмотрим, в чем причина этого и почему Бог не слышит, когда мы что-то говорим Ему. Почему, когда мы направляем Ему свое прошение, свою мольбу, Христос не дает нам желаемого? Что сделать, как встать пред Ним, как к Нему приступить, какова та предпосылка, которая сделает исполнимой нашу молитву, наше прошение, наше сильное желание?

Сегодня мы поговорим о молитвах за других людей - когда мать молится о своем ребенке, супруге или отец о детях, жене, о других. Как сделать, чтобы наша молитва о ближних была услышана?

Эта женщина, хананеянка, откроет нам несколько тайн

Припоминаю один рассказ из Евангелия от Матфея - случай с хананеянкой, он точно описывает ситуацию нынешнего родителя, молящегося о своем ребенке. Если спросить у большинства родителей, чего они хотят, то у всех одна мольба - мольба о ребенке: чтобы он выздоровел, нормально развивался, хорошо себя вел, был умным, чтобы он исправился, вернулся домой, ушел из плохой компании… Родители, несущие в сердце эту боль, хотят, чтобы их молитва - и больше всего молитва о ребенке - была услышана и чтобы Бог отозвался.

Полагаю, эта женщина, хананеянка, откроет нам несколько тайн. Напомню вам этот случай:

И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15: 22-28).

У этой женщины была проблема с ребенком - в нем был бес. Однако не является ли бесом любая человеческая страсть? Может, твой ребенок и не такой, как у нее, но он может пить. А разве это не бес пьянства? Или играть в азартные игры, постоянно делать ставки - всё это нездоровые, бесовские дела. Другими словами, эта его зависимость, эта страсть является бесовской, не так ли?

И пока эта женщина взывала, Господь ничего ей не отвечал. Ничего. Молчание! Небо заперто. Терзающийся от боли человек говорит Богу, а Он - ничего, не отвечает! Ученики Господа идут и говорят Ему: «Отпусти ее, потому что кричит за нами! Сделай, что она хочет, и пусть уйдет отсюда, ведь она кричит, идет за нами и поднимает крик».

Однако не будем останавливаться на этом случае, а возьмем отсюда только повод.

Господь говорит: «Я не пришел, чтобы заниматься всеми людьми, Я послан только к погибшим овцам, к дому Израилеву, к тем, кто являются израильтянами».

Думаю, первое очень важное условие того, чтобы была услышана твоя молитва о ребенке, муже или жене, - это безнадежность. Когда ты перестанешь надеяться на свои деньги, ум, красоту, возможности, на свои права, когда «отчаешься» во всем этом, думаю, тогда твоя молитва к Богу начнет совершаться должным образом, и, думаю, потерявшие эту надежду люди обладают наилучшей молитвой. Потому что они взывают отчаянно, они потеряли всё, у них нет никакой надежды, их разочаровали врачи, психиатры, философы, адвокаты мира его, «мудрецы» века сего, политики, артисты, певцы. Потерявший эту надежду начинает надеяться на нечто иное.

Однако мы еще не отчаялись в самих себе, в своих возможностях, банковских сбережениях, в своем хорошем доме, имуществе и уповаем на нечто другое, а не на Бога. Чтобы произошло чудо, возлюбленный друг, коротко говоря, очень важно не уповать на вещи мира сего, потому что они не могут тебе дать ничего из того, что ты ищешь.

И когда ты скажешь: “У меня нет надежды!” - тогда и начинаешь надеяться на Бога. Тогда наступает час Бога

Поэтому нужно, чтобы ты отсек всякую надежду на этой земле и говорил себе: «Всё, конец! Один только Бог может помочь мне, я дошел до самого предела, до края пропасти, я в полном отчаянии!» И когда ты скажешь: «У меня нет надежды!» - тогда и начинаешь надеяться на Бога. Тогда наступает час Бога.

Это мне сказал один друг, Павел, он был парализованным и в 45 лет отошел на тот свет. Когда он доходил до безысходности - душевной, эмоциональной, духовной, впадал в искушения и т.д., то говорил мне: «Больше не могу, я в полном отчаянии. Это час Бога!» Так он говорил мне:

Рано или поздно в моей жизни произойдет чудо!

Откуда ты знаешь?

Я понял это из того, что лишился надежды. Я отчаялся во всем человеческом.

Когда люди перестают быть твоей надеждой, Бог становится твоей надеждой, ты начинаешь разворачиваться в другую сторону, смотреть на небо, возводить глаза вверх, взывать изо всех сил или молча плакать, однако этот тихий плач задевает Бога и сотрясает небеса.

У нас, у большинства из нас, еще есть некоторое утешение. Вспоминаю пожары в Греции, когда люди приходили в отчаяние. Помню, в разных странах мира тогда бушевали ураганы, торнадо, наводнения, и люди писали на крышах крупными буквами: «Боже, помоги нам!» Боже, помоги нам, мы перестали надеяться на людей, никто не может спасти нас, только Ты!

Отнесись правильно к своему отчаянию: преврати его в разворот к Богу

Если ты правильно отнесешься к этому отчаянию, к этой безнадежности, если увидишь ее добрым оком и не утонешь в своем эго, своей депрессии, унынии, отчаянии, а превратишь это в разворот к Богу, в точку приземления ко Христу, в знак богоявления, чтобы ощутить Христово прикосновение именно сейчас, когда ты на краю пропасти, не положить на себе крест, а почувствовать, что ты окрылен и начинаешь приземляться, вместо того чтобы болтаться над пропастью, - это самый хороший момент в молитве. Лучше всего молится человек, который преисполнен боли и потерял надежду. Ему легче говорить с Богом и быть услышанным.

«Знаешь, у меня есть деньги, но я не могу на них надеяться. Что можно сделать за деньги? Разве деньги могут вернуть мне радость, здоровье, разве они могут сделать моего ребенка, ближнего здоровым так, как я молюсь о том Богу?»

Деньги не могут, люди не могут, ну а тогда кто же?

И ты, у которого есть и деньги, и хороший дом, красота и всё прочее, ты говоришь в себе: «Да знаю я всё это. Я могу за деньги поменять небо и землю местами, но то, чего я сейчас прошу, никто мне дать не может».

Да твое положение очень хорошее!

Как так, я же в полном отчаянии!

Это-то и хорошо в твоем положении. в помощи мира станет твоей огромной надеждой. Наступит момент, когда ты скажешь: «Оставьте меня, выйдите отсюда все, я хочу говорить. Я буду сейчас говорить с Тем, Кто над вами, Кто вне вас, с Единственным, Кто может совершить чудо».

Следовательно, чтобы была услышана наша молитва, первое, что нужно, - это не возлагать свою надежду на что бы то ни было в мире сем. Поэтому никогда не идите проповедовать такому человеку, который находит утешение в своем богатстве, кто воображает о себе, будто он велик, высоко думает о себе. Этот человек самоуверен, он склонен оправдывать себя, он хорошо чувствует себя сам по себе и поэтому ниоткуда больше не может начать искать помощи. Или может, но во всём хочет быть сам. «Во всем сам, - говорит он, - случись что, положу его в больницу, у меня же есть деньги».

Вот старается он, но когда померкнут надежды, которые он возлагал на людей, тогда он начинает задумываться, обезумевает и говорит:

У меня есть еще миллионы, может, дать их, если надо?

А врачи ему говорят:

Да дело не в миллионах. Мы тут уже бессильны помочь.

Но почему, у меня же много денег?

Твои деньги не могут поднять больного. Твои деньги не могут спасти другого, твоего человека.

Тогда ты сходишь с ума.

И эта женщина тоже обезумела. Она была отчаявшейся, трясущейся, и написано, что она кричала. Она издавала вопли. От отчаяния человек кричит, вопит. Поэтому я и говорю, что первая предпосылка - отчаяться в вещах мира сего.

Однако второй шаг, вторая ступень к тому, чтобы Бог услышал твою молитву о ближнем, - это чтобы твое обескураживание не превратилось в депрессию, не парализовало твоего «я» и ты не оцепенел бы и ничего не делал, а чтобы оно стало толчком ко Христу, к Богу, Иисусу.

Много людей теряют надежду и хотят куда-нибудь обратиться, но не обращаются к должной Личности. Надо понять это и воззвать: «Господи, помилуй». Ты не просто зовешь, не просто кричишь, а взываешь ко Христу. Ты понимаешь это? Ко Христу. Никуда больше.

Ты , я и об этом слышал от настрадавшихся матерей, они мне говорили это. В минуты доверия и откровения сердца многие говорят мне это: «Куда я только не ходил», - к божествам и бесам, и это в буквальном смысле. Когда ты ходишь к медиумам, магам, гадалкам, и туда, и сюда, лишь бы обрести хоть какую-то надежду, поверить во что-то, попросить помощи…

А ты говорил это: “Иисусе, только Ты!”?

Смотри, первое ты уже сделал - потерял надежду, однако второе делаешь не так. Ты не ищешь помощи там, где она есть, ты ищешь ее в засоренных источниках, в таком месте, где тебе помочь не могут. Ты не идешь ко Христу. А подумай, ведь в тот час перед женой-хананеянкой были и апостолы, может, были и другие законники, и другие люди, важные, хорошие, умные, способные, благодатные, обладающие разными дарованиями мира сего. Но куда устремила свой взор эта женщина? Куда? Говорила ли она с кем-нибудь из апостолов? Обратилась ли к людям? Нет, она обошла всех: «Пропустите меня!» Вот святой апостол Фома, вот святой апостол Андрей, святой апостол… «Пропустите, прошу вас, пропустите меня!» - «Куда ты?» - «Я иду к Господу. Только Он мне нужен, только Он даст мне то, чего я хочу! Я прибегу, поклонюсь Иисусу и скажу: “Господи, только Ты! Один только Ты!”»

А ты говорил это? «Иисусе, только Ты! Если Ты только скажешь, чтобы произошло чудо в моей жизни, если коснешься души моего ребенка (супруга, друга, брата, соседа, отца). Если только Ты, Ты… я не надеюсь на людей…»

Люди это люди, и они хорошо делают, что не отчаиваются, хорошо делают, что не предают нас, но - не поймите это неправильно - люди не дадут тебе того, чего ты хочешь, потому что то, чего ты хочешь, дорогой мой человек, это очень велико, очень важно, это огромно и бескрайне. Ты хочешь совершенного, но человек этим не обладает. Только обладает этим. Не какая-то высшая сила, не какое-то всеобщее или всемирное благо и прочие такие неопределенные вещи, а Иисус Христос.

Этот зов должен пойти от тебя, чтобы ты воззвал: «Иисусе мой!»

В издательстве «Никея» вышла книга игумена Нектария (Морозова) «Что нам мешает быть с Богом». Она сложилась из приходских бесед, которые священник, будучи настоятелем саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», вел на протяжении нескольких лет. Представляем вашему вниманию главу из книги.

Мы все так или иначе чего-то просим у Бога. Просим по-разному и в разных случаях. Просим, когда оказываемся в каких-то сложных жизненных ситуациях и обстоятельствах, когда нам помощь Божия особенно нужна; иногда просим у Бога что-то, оказавшись в таком положении, когда, кроме Него, нам и помочь-то никто не может; порой просим Его о чем-то, когда должны были бы что-то сделать сами, но делать этого не хочется.

И конечно, каждый день, если мы читаем утренние и вечерние молитвы, если мы ходим в храм, мы просим о самом важном – просим о том, чтобы Господь нас помиловал, спас, просим о том, чтобы дал нам все потребное для нашей земной жизни и для нашего вечного благобытия.

Когда человек чего-то ждет от Бога, то, во-первых, исполнение этого прошения бывает очень важным само по себе, а во-вторых, это очень значимо для нас, как отклик на наши молитвы, как свидетельство о том, что Бог действительно есть, что Он слышит нас, что Он милосерд и по Своему милосердию и любви наши прошения исполняет. И вместе с тем практически постоянно приходится слышать вопрос: почему я молюсь, но Господь не исполняет моих просьб? Почему я молюсь, и Господь как бы не слышит меня? Вот об этом я и хотел бы немного поговорить.

Во-первых, наверное, прежде чем судить о том, слышит ли нас Господь или же не слышит и милосерд Он или же немилосерд из-за того, что не исполняет наших просьб, нужно бывает разобраться: а действительно ли мы просим то, что нам полезно, что нам необходимо, что послужит ко благу и не причинит вреда? Часто бывает так, что мы «вымаливаем» у Бога что-либо по страсти, по неразумию – и при этом хотим, чтобы Господь исполнил нашу молитву во что бы то ни стало.

Конечно, человек церковный, имеющий определенный опыт христианской жизни, скорее всего, не будет просить о том, что напрямую греховно и вредно. Не будет требовать, чтобы Господь кому-то за него отомстил, не будет искать того, чтобы Господь помог ему удовлетворить какую-то постыдную страсть; не будет молиться о том, что является проявлением корыстолюбия, сребролюбия, тщеславия. И тем не менее даже если порой мы просим у Бога о вещах каких-то, на первый взгляд, богоугодных, то нужно всегда поразмыслить: а точно ли это в настоящий момент полезно нам?

Порой мы просим о том, чтобы Господь дал нам возможность жить спокойно, бесскорбно и предаваться подвигам христианского благочестия без помех – чтобы нам не мешали в этом ни наши близкие, ни наши ближние, ни какие-то обстоятельства нашей жизни, ни работа. И Господь нам этого не дает, а если мы попытаемся уразуметь почему, то поймем, что как раз все то, что является помехой, и выявляет некое намерение, стремление нашего сердца: действительно ли мы так хотим того, чему оно «мешает»? И если хотим, то все эти помехи удастся преодолеть.

А кроме того свойство помех таково, что посредством преодоления мы стяжеваем опыт, приобретаем христианское мужество и становимся искусными в духовной жизни.

Если бы Господь Сам устранял те помехи, которые есть на нашем пути, то что бы тогда оставалось делать нам? Получать «готовое спасение»? Но оно таковым не бывает, потому что надо всей своей жизнью доказать, что мы его действительно ищем, жаждем. Это спасение должно стать для нас как бы «родным», «нашим». И для кого-то оно действительно становится родным, а для кого-то так и остается чем-то чужим.

Ну и конечно, то, что мы порой воспринимаем как помехи, нередко является тем, мимо чего Господь не хотел бы, чтобы мы проходили. Так например, «помехами» мы очень часто считаем людей ― людей, которые о чем-то просят, людей, которые о чем-то говорят, людей, которые требуют внимания к себе, но на самом деле наше спасение через этих людей и совершается. Вот лишь один из распространенных примеров того, из-за чего Господь может не откликаться на наши молитвы.

И таких вещей на самом деле очень много, вещей, которых мы ждем от Бога и которые нам в данный момент на самом деле не нужны или даже противопоказаны. И поэтому просить-то, может быть, и надо, но вместе с тем надо Богу доверять и надеяться на то, что Его мудрость и любовь помогут избрать то, что нам действительно полезно, и не дать нам того, что вредно.

Бывает и по-другому. Бывает так, что мы просим о том, что нам действительно необходимо – о том насущном, без чего не обойтись. И опять-таки Господь почему-то нас «не слышит» и почему-то нам этого не дает. В таком случае всегда бывает необходимо проверить расположение сердца, с которым мы молитву Богу возносим.

Вот, например, говорит преподобный Исаак Сирин о том, что молитва злопамятного подобна сеянию на камне. И действительно, если человек злопамятен, если держит на кого-то обиду, не говоря уж о том, что желает кому-то зла, то сколько бы он ни молился – даже если он молиться будет часами, днями, ночами, сутками напролет,– никакой пользы эта молитва приносить не будет, и человек только лишь, как говорят, преуспеет на горшее: пребывая в такой молитве и не понимая, что между ним и Богом стоит его желание зла другому человеку, он будет ожесточаться и приходить в еще худшее состояние.

Но не только злопамятность, а и всякая другая страсть, с которой христианин не хочет бороться, которую он любит, которую он принимает, которую он не отвергает и не отторгает от сердца, тоже встает между ним и Богом, как стена, когда он приступает к молитве. Одно дело, когда мы молимся с осознанием своего страстного состояния, когда кто-то из нас говорит: «Господи, я понимаю, что грешен и в этом, и в том, и прошу Тебя, чтобы Ты мне помог с этими грехами справиться, но, помимо этого, прошу еще и о том, чего требует в этот момент мое сердце».

Другое дело, когда мы оставляем все, что Сам Бог считает первостепенным, то есть борьбу со страстями, и просим о чем-то, что беспокоит нас, забывая о том, что в нашей жизни, скажем так, беспокоит Бога. В таком случае молитва наша тоже очень часто остается без ответа.

Есть и еще одна причина, почему Господь не исполняет наших прошений. Но здесь, наверное, нужно говорить именно о тех случаях, когда мы молимся о чем-то, хотя и нужном, но тем не менее житейском. Просим о том, чтобы Господь исцелил болезнь, помог нам в каких-то семейных или рабочих обстоятельствах.

Порой бывает так, что одни верующие люди об этом просят как о чем-то само собой разумеющемся, а другие люди, также церковной жизнью живущие, говорят: а надо ли у Бога об этом просить? Ведь это же не что-то необходимое для нашего спасения и, наверное, нужно просто стараться приобрести то, в чем мы нуждаемся, справиться с тем, с чем нужно справиться, избавиться от того, от чего нужно избавиться, если речь идет о каких-то житейских вопросах. И не беспокоить по этому поводу Бога. Как правильно здесь рассудить?

Преподобный Исаак Сирин говорит, что наша молитва должна быть сообразна с нашей жизнью. Если нас что-то беспокоит, то это что-то, нас беспокоящее, обязательно должно обращаться в повод для молитвы. Если мы можем о чем-то не беспокоиться – например, если мы болеем и совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно об этом не молиться, а просто поблагодарить Бога за то, что Он нам эту болезнь послал. Если мы живем в нищете и тоже совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно не молиться о том, чтобы Господь послал нам работу или кого-то, кто бы нам помог. Но чаще бывает иначе. Мы сталкиваемся с каким-то житейским испытанием и приходим и в смятение, и в состояние скорби, печали. А раз так, то, значит, обязательно Богу помолиться надо.

И вот бывает так, что человек усердно молится, а помощь не приходит и ничего в жизни не меняется. И опять-таки задает он вопрос: «Господи, где Ты и почему Ты не отвечаешь на мою молитву? Или хуже я всех людей?». От такой мысли христианин приходит порой в состояние не смирения, а уныния. А порой и еще какие-то, худшие мысли закрадываются в сердце человека.

А причина неисполнения прошения здесь часто бывает одна и та же: Господь не дает просимого, чтобы не уподобились мы тем самым прокаженным, которые, будучи очищенными, тотчас же радостно удалились по своим делам и не возвратились, чтобы поблагодарить. Господь заранее знает нашу неблагодарность, нашу легкомысленность и ведает, что мы, получив просимое, тотчас же от Него отойдем в сторону или, по крайней мере, уже не будем молиться столь же усердно.

И вот за эту нашу потенциальную неблагодарность Господь оставляет нас пребывать в состоянии прошения, потому что сама эта молитва – молитва прошения – уже нашей душе определенную пользу приносит. И вместе с тем страшный вред нам могло бы причинить неблагодарное оставление молитвы после исполнения просимого.

Тот же преподобный Исаак Сирин говорит о том, что нет такого дара, который Господь бы дал человеку и который остался бы потом не умноженным, кроме того дара, за который человек бывает неблагодарен. Господь готов не только давать, но и давать гораздо больше, чем дал однажды, но если мы Его не благодарим за то, что Он дал, то рука Божия как бы закрывается и мы уже ничего не получаем, чтобы это полученное нам не обратилось в осуждение.

И поэтому, когда мы о чем-то просим, в чем испытываем потребность по-житейски, надо обязательно испытать свое сердце и спросить себя: а буду ли я Богу благодарен, когда Он мне даст то, в чем я сейчас так нуждаюсь? И если мы не можем себе дать однозначный ответ, то, наверное, можно проверить себя еще так: а бываю ли я благодарен в таких случаях людям?

Ведь человек, который умеет быть благодарным людям, скорее всего будет благодарен и Богу. И наоборот, человек, который бывает неблагодарным по отношению к тем людям, которые для него делают что-то благое, и Богу будет точно так же неблагодарен.

Если говорить о тех утренних и вечерних молитвах, которые мы читаем каждый день, и о тех прошениях, с которыми мы в них обращаемся к Богу, то на самом деле, наверное, нужно удивиться вот чему. Мы просим, читая ежедневное правило, о вещах самых важных, самых великих – о том, о чем просили Бога святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, преподобный Макарий Египетский и другие великие святые, потому что молимся их словами. Понятно, что о чем-то пустом, суетном они просить не могли и молились о спасении и о тех добродетелях, которые для спасения человеку потребны.

И возникает вопрос: почему мы каждый день об этом просим, но у нас никак то, о чем мы просим, не появляется? Ведь совершенно очевидно, что святые, которым эти молитвы принадлежат, просимое от Бога в конце концов получили – стяжали эти добродетели не только своими трудами, но и по благодати и по милости Божией.

Очень хорошо говорил об этом в своих поучениях святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он спрашивал: если ты молишься Богу, но при этом самого себя не слышишь, то имеешь ли ты право надеяться на то, что тебя услышит Господь? По-другому можно было бы сказать, что наша «неуслышанность» в молитве имеет свои причины в том, что мы сами не понимаем и не берем на себя труд понять, насколько действительно нуждаемся в тех духовных дарах, которые у Бога в утренних и вечерних молитвах испрашиваем.

Ну и, наверное, очень важно сказать о том главном правиле, которое нужно иметь в виду, когда мы вообще к молитве Богу приступаем. Преподобный Миос Киликийский говорил, что послушание дается за послушание: Бог слушает тех, кто слушается Его. Вот, в сущности, самый главный ответ. Наша жизнь, далекая не только от духа евангельского, но даже от стремления следовать на деле евангельским заповедям, бывает самым великим препятствием к тому, чтобы Бог наши молитвы исполнил.

И наоборот, если жизнь человека всецело посвящена тому, чтобы заповеди Божии здесь, на земле, исполнить, то Господь всю жизнь такого человека просто превращает в чудо, потому что осуществляет все, что только он ни попросит. Вот знаете, родители, которые видят, что их ребенок все делает, чтобы им угодить,– и учится замечательно, и убирается дома, и следит за собой,– как правило, на своего ребенка не нарадуются и готовы бывают ему сделать любой подарок, о котором он попросит, а может быть, даже и не попросит, а они сами догадаются, что ему это нужно. Почему? Потому что они не боятся его испортить и хотят хоть чем-то вознаградить его усердие. Так бывает и с нами: Господь не вознаграждает либо потому, что нечего вознаграждать, либо потому, что это послужит к нашему вреду, а не к нашей пользе.

Ну и еще, наверное, нужно раз за разом самим себе и другим напоминать такую простую истину. Когда мы что-то у Бога просим, никогда не надо усиливаться что-то выпросить. Кроме, пожалуй, одной ситуации: когда мы просим о прощении и спасении нас и наших ближних. В этой молитве можно и колени стереть, и сердце сокрушить, и ничего не будет лишним.

Во всех остальных случаях, когда мы просим о чем-либо, обязательно нужно добавлять те слова, которые добавлял в своей молитве Сам Господь: впрочем не как Я хочу, но как Ты. Это настолько должно соединиться с духом нашей молитвы, чтобы мы могли порой эти слова и не произносить, но они как бы сами собой подразумевались. И, как ни странно, именно это оставление исполнения нашей молитвы на усмотрение Божие – наш отказ от того, чтобы настаивать на том, что мы хотели бы для себя попросить, является зачастую залогом того, что Господь нашу молитву исполнит. Впрочем, исполнит, возможно, совсем не так, как мы того ожидали.

Мы просим, если перефразировать евангельские слова, не рыбу, а змею – Господь же дает нам рыбу, просим мы камень – Он дает нам хлеб. А на самом деле мы постоянно просим и змею, и камней, и еще что-то более вредное для себя, но если говорим при этом: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь», то Господь дает нам то, в чем мы на самом деле нуждаемся.

Вопросы после беседы

– Уже в двух духовных книгах я встретила такой совет: когда молишься сам, нужно дать возможность Богу сказать что-то тебе, то есть, как я понимаю, не только говорить в одну сторону, а как-то слышать и ответ от Него. Как практически этого достичь? Медленнее молиться или что делать?

– Я думаю, что здесь, скорее всего, идет речь о том совете, который дал митрополит Антоний Сурожский одной старой монахине и который затем цитировался многими авторами. Но дело в том, что этот совет, неправильно понимаемый, многим людям приносит существенный духовный вред, потому что человек, следуя ему, подчас не просто старается дать в своей душе действовать и говорить Богу, а начинает нетерпеливо ждать некоего ответа. А когда человек что-то подобное сильно ждет, то, как правило, приходит враг и дает ему то, что он ждет, а вернее, то, что человек принимает за ожидаемое. И таким образом нетрудно обмануться.

Этого ответа ждать не надо, просто в молитве должно быть как можно меньше человеческого «я». Господь наполняет Собою все, кроме того места, которое занимает человек: ничто в мире – ни растения, ни животные, ни неживая природа – не может «выталкивать» из себя Бога, а человек может. Только в человеке Господь постоянно встречает сопротивление. За каждым всенощным бдением мы слышим возглас: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши». Что значат эти слова: «во святых почиваеши»? То, что Господь может как бы отдохнуть в сердцах святых, потому что святые с Ним не борются. А мы постоянно с Богом боремся. И когда гордый и страстный человек встает на молитву и о чем-то просит Бога, то он во всем этом имеет настолько много самого себя, что эта масса требований и условий не оставляет Богу места в его жизни и в его молитве. Если же мы оставляем Богу место в нас действовать, если действительно хотим поступить так, как желает того Господь, то ответ последует – не в этот момент что-то будет сказано или открыто, а вся последующая жизнь будет ответом на эту молитву.

Если же говорить о совете митрополита Антония, то он давал этот совет пожилой монахине, которая старалась не молиться постоянно Иисусовой молитвой, а именно твердить ее. И он понял, что она настолько надеялась на частоту повторения этой молитвы, на свое усердие в ней и прилагала столько сил, чтобы твердить ее безостановочно, что, судя по всему, молитва как таковая совершенно от этого ушла. Она уже не была тем покаянным деланием, которым по существу должна являться. И он сказал что-то вроде: остановись и дай Богу как-то действовать, а не только сама все время что-то делай. И когда она из этого круга, в котором, как белка в колесе, крутилась, на мгновение вышла, то ее усердие и ревность, которые, безусловно, имели место, и стали основанием того, чтобы Господь действительно ее сердце успокоил. А если взять сейчас «человека с улицы», который о Боге даже не думает, и дать ему совет, который дал митрополит Антоний этой женщине – вот ты сядь в кресло, ни о чем не думай, и ты услышишь ответ от Бога в своем сердце,– я не знаю, что услышит человек. Она потому и услышала, что она все время Его искала, но не знала, что для этого нужно упраздниться от самой себя хотя бы на мгновение.

– Если молишься и вдруг зазвонил телефон, то что делать?

– Лучше всего, как показывает опыт, в большинстве случаев выключать телефон, начиная молиться, то есть сделать так, чтобы этот выбор просто перед нами не стоял. Бывают исключения: допустим, если мы знаем, что у нас есть кто-то из наших родных и близких, кто тяжело болен и в любой момент может нам позвонить и попросить о помощи. Да, наверное, тогда можно телефон не отключать.

Если мы заняты каким-то делом – по церковному послушанию, на работе, по долгу – и у нас выдалось время помолиться, но мы знаем, что нас в любой момент могут потребовать вернуться к делу, то да, тоже надо быть готовым прервать молитву и подойти к телефону, потому что мы молимся, воспользовавшись этим свободным временем. Если же мы дома и ничто нас не связывает, то надо отключать телефон и молиться без оглядки на него.

– А если не телефон звонит, а кто-то из близких зовет в этот момент?

– Что касается близких… Если что-то с близким человеком случилось в этой квартире, то, конечно, надо оставить молитву и идти ему помогать. Но надо своих близких научить, что в это время просто не нужно вас беспокоить без действительной нужды, что нужно отнестись с уважением к тому, что вашей душе необходимо, тем более что время молитвы не такое уж продолжительное: не три, не четыре и не пять часов она, к сожалению, у нас занимает, а гораздо меньше.

– А если во время молитвы начинаешь вспоминать свои грехи, то как быть?

– Продолжать молитву, молясь, в том числе, и о прощении этих грехов. Бросаться и тотчас записывать их, чтобы затем исповедовать, не надо. Ничего страшного: если нам напоминает об этих грехах Господь, то Он напомнит и после молитвы, то есть не даст о них забыть.

– Можно ли слушать молитвы в аудиозаписи? Сейчас есть разнообразные диски с утренним и вечерним правилом, последованием ко Причащению…

– Для кого, в первую очередь, предназначены эти аудиозаписи? В первую очередь, для людей слепых и слабовидящих; еще для людей неграмотных (таких, правда, мало, но им тоже подходит такой вариант); для человека, который лежит в состоянии тяжелой болезни и не в силах подняться и помолиться; ну и, наверное, для тех людей, которые настолько расслаблены, что для них молитва – это что-то невозможное, и слушание молитв в потенциале может постепенно привести их к молитве на практике, в реальности.

Мне приходилось неоднократно видеть людей, которые первый раз приходили в храм на службу после того, как посмотрели пасхальное богослужение по телевизору – и такое, конечно, бывает. Но в принципе, если мы не слепые, не больные и не совсем расслабленные, то, конечно, надо молиться самим. И слушание молитв в этом случае не заменяет собственной молитвы. Наверное, человек, желающий лучше узнать псалмы, может слушать запись псалмов – это вполне будет уместно. Но именно с целью ознакомительной, а не вместо чтения Псалтири. Поэтому лучше для себя традиционный способ молитвы избирать.

– Скажите, пожалуйста, если человека не знаешь, а просят за него молиться, как это правильно делать? Трудно, когда почти не имеешь представления, о ком молишься…

– Преподобный Варсонофий Великий, когда ему подобные вопросы задавали, говорил, что не надо брать на себя именно некий подвиг молитвы о незнакомом, неизвестном нам человеке, а достаточно хотя бы однажды обратиться к Богу с прошением о том, чтобы Господь этого человека помиловал. Если же наша жизнь такова, что мы часто молимся о разных людях – и о знакомых, и о незнакомых, и это уже какое-то сроднившееся с нашей жизнью занятие, то, наверное, можно молиться и более постоянно, но тогда и вопрос такой не возникнет. По существу же Вы исполните просьбу о молитве, если помолитесь хотя бы однажды.

– Вот у меня тоже возникает этот вопрос: как молиться? Просит кто-то помолиться об общем знакомом, а знаешь, что знакомый этот, допустим, алкоголик, наркоман, экстрасенс. Нужно ли брать благословение для того, чтобы молиться о таком человеке или же можно не спрашивать?

– Я прошу прощения, это совершенно разные вещи – алкоголик, наркоман и экстрасенс. Что касается наркомана или алкоголика, то если есть возможность задать вопрос об этом священнику, которому исповедуешься, и взять благословение на такой молитвенный подвиг, ради этого человека подъемлемый, лучше это сделать.

Единственное, что нужно всегда иметь в виду, – это когда мы о человеке, в такой бездне пребывающем, молимся, Господь может каким-то образом потребовать, чтобы мы за эту молитву в своей жизни ответили, потому что когда мы просто молимся, это имеет одну силу, а когда мы готовы молиться за этого человека, невзирая на те или иные скорби, на нас обрушивающиеся, тогда, конечно, совершенно другую силу наша молитва имеет.

А что касается молитвы за экстрасенсов, я думаю, не стоит на себя такое брать, и в том числе даже не стоит на это спрашивать благословения священника, потому что, как правило, ничего хорошего из этого не получается. Можно просто сказать: «Господи, спаси этого человека и отведи его от этого заблуждения, а меня, грешного, помилуй». Но брать на себя регулярную молитву о нем не стоит.

Иногда люди говорят, что Бог им не помогает. Как просить помощи у Бога, чтобы он помог? Ответ на этот вопрос простой, но неоднозначный – Бог помогает всем и всегда, но для этого от человека кое-что требуется.

Чтобы понять, как работает помощь Бога, нужно осознать, что душа в теле человека приходит на эту Землю развиваться и получать опыт. И это главное, для чего существует весь этот мир. Бог помогает всегда, когда это идёт на благо и развитие человека, но если сам человек готов хоть что-то начать делать самостоятельно.

Если он попросит Бога о помощи и сам сделает хоть один шаг, Бог сделает за него 10 шагов. Если же человек просит Бога и сам ничего не делает, даже одного маленького шажка, помощи не будет.

Представьте картину, что человек просит о чём-то Бога, но сам ничего не делает, а Бог помогает. Моментально включается лень и деградация, а Бог получается в качестве слуги человека. В этом случае происходит не развитие души, а деградация. Естественно в таком случае никакой помощи быть не может. Человек сам должен идти к своим мечтам и устремлениям, сам через трудности и препятствия добиваться результатов, и тогда Бог для него создаст все условия и наилучшие обстоятельства для достижения цели.

Сделайте хотя бы один шаг к своей мечте, своей цели и вы увидите, как интересным способом развернутся события, но нужно понимать, на что направлено желание -на ваше развитие или деградацию? Ведь большинство людей хотят денег, дом, машину. Когда они это получают, то как правило начинают просить ещё больше, чтобы отдыхать и развлекаться, заниматься чревоугодием. Не развиваться и помогать другим, а развлекаться и деградировать.

И для этого даже не нужно проверять человека славой или деньгами. Все энергии разрушения уже присутствуют в человеке и Бог их прекрасно видит. Он знает, что человек будет делать с деньгами, и какие эмоции у него при этом будут.

Человек говорит, я испытываю радость от денег, что от этого плохого? Но когда денег становится больше, на тонком плане появляется гордыня, разрушающая душу человека и немногие могут с этим справится и извлечь пользу. Часто это происходит незаметно для самого человека, но эти деструктивные программы уже есть в нём и рано или поздно, постараются выйти наружу. Как в неисправном автомобиле – хороший стук всегда вылезет наружу.

Как просить помощи у Бога

Конечно, сначала нужно понять, идёт ли ваше желание вам на пользу. Если взять какое-либо заболевание, то оно появилось не просто так, а вследствие неправильных мыслей и эмоций. И здесь нужно не просить Бога о помощи, а понять, какая мысль, эмоция или действие привело к этому заболеванию. Или попросить Создателя, чтобы он показал грехи, из-за которых появилось это заболевание. Ведь если Бог вылечит вас, а вы при этом не осознаете причины болезни, то снова будете нести негативные разрушительные энергии в мир или говоря проще грешить.

Поэтому, сначала полное осознание и понимание, а затем первый шаг к направлению желаемого и просьба помощи Богу. Как просить? От сердца в чувствах. Бог понимает чувства и эмоции, а не слова. Человек может говорить одно, а чувствовать совсем другое. В чувствах есть душа, а она частичка Бога. Если на уровне души вы полностью принимаете свою идею, то помощь будет. Если ум говорит хочу, а душа испытывает при этом неприятные ощущения, помощи от Бога не будет.

Некоторые используют вариант, когда продают частичку своей души на желание тёмным силам, но это уже деградация, хотя помощь может прийти, но уже не от Создателя, а от тёмных сил. Когда человек через различные ритуалы, которых уже тысячи, пытается что-то получить для себя, он как раз заключает контракт с тёмными силами и часто не осознаёт это. А потом, что мне так не везёт в жизни, почему нет счастья? Да ты распродал часть своей души в обмен на минутные желания, а теперь жалуешься на жизнь. Поэтому, избегайте различные заговоры и ритуалы, в которых привлекаете для себя что-то материальное, даже если они вам кажутся совсем безобидными.

Почему не приходит помощь, если делаю всё правильно

Здесь тоже всё просто. У каждого человека есть свой запас благочестия или хорошей . У кого-то её нет. Например, человек в прошлой жизни делал много зла, и чтобы получить свои уроки для души, он должен пройти через ряд испытаний и трудностей.

В этом случае нужно с благодарностью и полным смирением принимать все проблемы и трудности в жизни, осознавая, что это расплата за его прошлые действия. Состояние благодарности и смирения в разы ускоряет проработку плохой . Если при этом человек будет оставаться добрым и ещё помогать людям, то ещё ускорит прохождение своего сложного участка судьбы.

Кстати, если человек не просит у Бога помощи, он не помогает. Он не вмешивается в жизнь человека без его просьбы, но при этом так выстраивает его судьбу, чтобы он максимально качественно прошёл свои этапы обучения. Часто это бывает через боль и страдания, но только по вине самого человека.

Дополнение

По моим наблюдениям, просьбы до Создателя значительно лучше доходят, если их передавать через святых. Все мы находимся на разных уровнях , частота которых бывают выше или ниже. Чем выше частота человека, тем больше вероятность, что Бог услышит просьбу. Создатель находится на очень высокой частоте.

Частота святых, как правило находится между Богом и человеком. Святые прекрасно слышат человека, а святых прекрасно слышит Бог. Сравнение не совсем удачное, но я пытаюсь вам передать суть разности частот. Есть множество фактов помощи святых людям. Если верить религиям, то помощь идёт от Бога, благодаря просьбе святого. Я также получаю помощь от Бога легче, когда делаю это через святого.

Желаю вам понимания и осознания жизни! С уважением, .

Суббота, 28 Марта 2009 г. 07:56 + в цитатник

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему так много несправедливости вокруг? Почему не прекращаются войны? Почему так много разбитых семей? Почему так много людей живут под постоянным стрессом и страдают от депрессии? Почему так много людей сегодня болеют раком. Болезнями, которыми раньше болели только старые люди, в наше время стали страдать даже дети. Почему так много молодёжи кончает жизнь самоубийством? Почему погибают невинные люди? Почему происходит всё это?

Некоторые спрашивают, куда смотрит Бог? Может Он уже давно отвернулся от людей. Другие заявляют, что, если такая несправедливость существует, то и Бога, наверно, нет вовсе. И по ТВ непрестанно говорят, что всё на свете возникло само собой, и человек появился от обезьяны, обезьяна от рыбы, а рыба от камня. И говорят об этом вполне солидные люди с учёными степенями. Может они правы? И все мы - просто каким-то образом развившиеся, но всё же никчемные камни, которые из страха перед природой взяли и придумали своего Бога? Тогда с этой жизнью всё понятно. Мы просто живём и умираем, рассыпаемся в пыль и превращаемся в камни. Тогда Бога нет. Тогда мы можем делать всё, что угодно: можем убивать неродившихся детей, можем бросать родившихся детей или продавать их на органы, можем иметь сексуальные связи везде и всегда, с кем и с чем попало, можем оставлять своих старых родителей на произвол судьбы, можем лгать, убивать, можем вообще делать всё, что захотим. Правда? Всё равно конец один для всех - камень.

Но, если человек -это просто развившаяся рыба или обезьяна, почему тогда только человек имеет способность создавать прекрасное: музыку, живопись, поэзию, балет- всё, это требует воображения! Почему только человек имеет воображение, может строить планы, может мечтать, и претворять свои мечты в жизнь? Почему только человек имеет такое странное свойство, как совесть? И сделав что-то нехорошее, может быть мучим этой совестью до такой степени, что может покончить собой. Почему только человек способен к осмысленному самоубийству? Ведь все эти качества никак не помогают в выживании нашего вида. Это значит, что эти качества не могли быть получены в результате эволюции.

И, если камень никак не мог развить в себе творчество, воображение и совесть, то это было нам дано нашим Создателем. Тогда почему наш Создатель оставил нас одних в этом ужасном мире. Ведь в Его воле взять и изменить всё: очистить реки, воздух, дать нам достаточно пищи, дать нам всем здоровья и вечную жизнь. Вот тогда бы мы и славили бы Его за это. А сейчас за что славить? Он нас создал и бросил на произвол. Думали ли вы так когда-нибудь? Кто-нибудь, наверняка, думал. Но верно ли это?

Когда Бог создал Землю, она была так удивительно прекрасна, что даже Бог, оглядев вокруг, сказал: «Хо-ро-шо!». Много любви было вложено Им во всё Своё творение. Но любовь не была взаимной. Бог хотел любви от существа разумного, близкого Ему по духу. Поэтому Он создал первых людей - Адама и Еву- с духом, душой, по образу Своему: способными понимать прекрасное, любить и славить. Власть над всей землёй Он передал человеку. Человек не нуждался ни в чём. Он практически стал богом Земли. Жизнь в любви, радости и счастье была уготована всем потомкам первых людей. Всем нам. Почему же мир сегодня полон ненависти, боли и горя? Что изменилось?

Произошло то, что должно было когда-то произойти, а именно: грех. Дело в том, что только Бог и Рождённый от Него Сын - совершенны и грешить не могут. Все сотворённое действует согласно заложенным Богом законам и инстинктам, поэтому не грешит. Только ангелы и люди способны ко греху, поскольку руководствуются не инстинктами, но осознанным выбором. Они могут выбирать: подчиняться Богу, или следовать своим собственным правилам. Однако, неподчинение Богу - это грех. Почему?

Всё мироздание Бога, как огромный корабль, где капитаном является Бог. И, если кто-либо перстанет выполнять свои функции, предписанные капитаном, пострадает вся команда. Мироздание же гораздо сложнее корабля, и механизм его налажен в совершенной точности: земля делает оборот в точно отведённый для этого период времени, расстояние земли от солнца точно определенно, человек имеет 24 хромосомы и пр.. Малейшее отклонение может привести к смерти. Поэтому грех в мироздании не допустим. Он, как раковая опухоль, которая, если ей дать волю, может разрастись и привести к смерти всё тело. Грех- это смерть, и он должен быть уничтожен.

Бог знал, что мы согрешим, но что Он мог предпринять, чтобы предупредить последствия греха?
1) Не создавать нас вообще? Но Бог Любви не может жить без взаимной любви.
2) Создать нас, как животных: только с инстинктами, не способных понять Его? Какой смысл? Животные уже созданы, какая разница, если они будут иметь человеческие лица?
3) Или создать нас как Своих полноправных друзей, с независимым сознанием, с правом выбора и обеспечить для нас способ побороть наш грех.

Он выбрал последнее. И ещё до, как люди были созданы, жертва за все их грехи была уже подготовлена. Иисус поклялся, что примет смерть вместо всех нас за все наши грехи. И только после этого Он с Отцом создали нас. Если бы Иисус отказался бы принять смерть за нас, люди бы не были созданы.

Но так было велико желание взаимной любви, что Иисус захотел претерпеть за нас муки, но только, чтобы мы жили. И Отец, зная, как Он будет страдать, видя муки Сына, всё же захотел создать нас, потому что так велико Его желание любить и быть любимым.

К тому времени, когда первые люди были созданы, грех уже появился среди ангелов: прекрасный и самый талантливый херувим Люцифер возгордился. Он стал считать себя красивее и умнее всех остальных ангелов. Бог сказал, что ангелы должны будут опекать людей, Люцифер воспротивился этому. Его гордость росла с каждым днём. И однажды он посчитал себя умнее и талантливее...своего Создателя. Это был грех, но Бог не отнял жизнь у Люцифера. Почему?
Потому что для всех нас: ангелов и людей Он определил время, чтобы мы поняли, как опасен грех и к чему он приведёт.

Люцифер хотел доказать всем ангелам, что люди не стоят того, чтобы ангелы служили им, и что планы Бога сделать людей Своими друзьями - просто глупы.
Бог Всезнающ, и Он знал о планах Люцифера соблазнить людей, но ангелы того не знали. Он не мог изгнать Люцифера из рая до совершения греха, иначе ангелы могли бы подумать, что Бог несправедлив к Люциферу. Поэтому Бог предупредил Адама и Еву, чтобы они не подходили к Люциферу (древу познания добра и зла) и тем ангелам, которые стали поддерживать его. Бог хотел уберечь людей от соблазна. Но Евой завладело любопытство и она подошла послушать речи Люцифера. Что произошло потом?

Сначала Ева, а потом и Адам, обманутые Люцифером, засомневались в том, что Бог говорит им правду. Они поверили Люциферу! Они захотели стать, как боги. Богами в то время себя считали Люцифер и его ангелы-сообщники. Адам и Ева приняли сторону Люцифера, они захотели стать богами как он и его ангелы. Другими словами, когда ВПЕРВЫЕ люди оказались перед выбором, кого предпочесть, они осознанно выбрали Люцифера. Это был их добровольный выбор! Что это значит? Это значит, что в тот злополучный день наши прародители передали все права на свою жизнь и жизнь всех их потомков, включая всех нас, в руки Люциферу. Вы знаете, кто такой Люцифер? Это - сатана, чьё имя было изменено с Люцифер, что значит: свет приносящий, на сатана - предатель. И все мы с самого рождения - во власти сатаны.

Вы понимаете, что это значит? Это значит, что он вправе делать с нами всё, что хочет. А, поскольку, людей он ненавидит, он старается делать людям как можно больше пакостей.

Но, как мы знаем, жертва Иисуса была обговорена до создания мира, и в назначенное время Иисус снял с Себя все полномочия, всю славу, оставил всё божественное, превратившись в семя человеческое во чреве Марии. Родившись человеком, Он испытал все радости и горести человеческой жизни, Он прошёл через все соблазны, не соблазнившись ни разу. И, наконец, претерпев ненависть и предательство, побои и унижения, исполнил Слово Своё и отдал жизнь Свою за нас, чтобы Его кровию были очищены все наши грехи. Включая первый грех, совершённый Адамом и Евой.

Теперь грехи каждого человека, который принимает Его жертву, смываются кровью Агнца Бога - Иисуса. Тот, кто принимает Иисуса в своё сердце, уже не под грехом наших прародителей. Он уже не принадлежит сатане. Он принадлежит Богу. А значит, как Его дитя, может рассчитывать на помощь Его, Его заботу и Его любовь. Ведь именно этого Бог и хочет! Он хочет взаимной любви! Он хочет помогать тебе. Он хочет излечить тебя от депрессии, от несчастий, от плохих отношений с окружающими, от проблем семейных, от акоголизма, наркомании, от плохих разрушающих привычек. Он не хочет, чтобы ты страдал. Не для этого Он создавал нас. Он создал нас с любовью и для любви.

И теперь, как и раньше, выбор для тебя остаётся тот же: служить себе, что не избавляет тебя от первого греха. И служа себе, ты всё же остаёшься под властию своего законного хозяина - сатаны. Или служить Богу! Позволить Ему помогать тебе, любить и опекать тебя. Разве не этого хочет твоё сердце?

Итак, почему люди страдают? Потому что Бог отказался от нас? Нет. Бог верен Своему слову, Бог не меняется, Он вовеки тот же. Он - Бог любви, правды и милости. Люди страдают потому, что они до сих пор по закону принадлежат сатане. Как может Бог помогать им, если Он не имеет на них прав? Прежде, чем просить и ожидать помощи от Него, дайте Ему сначала право помочь вам.

А для этого сначала просите у Него прощения за все свои грехи. Нет таких грехов, какие Он не мог бы простить. Ведь даже истинные мужи Бога совершали страшные грехи. Моисей, например, убил человека, Давид соблазнил жену другого и послал того человека на смерть, Магдалена была проституткой, Матфей вором, Павел участвовал в убийствах христиан. И всех их Бог благославил. Потому что они чистосердечно раскаялись в содеяных грехах и просили Бога простить их. Но только покаяться - мало. Мы должны простить всех обидевших нас. Иначе мы не можем ожидать прощения Бога, если сами не простим других.

А для прощения нас Богу не нужно, чтобы мы истязали себя, стоя сутками на коленях, или самобичуя себя. Ему нужно только наше чистосердечное раскаяние в грехах наших и принятие жертвы Его Сына. Прощение Бога - это Его подарок. Мы не заслужили Его прощения, и не заслужили даже права на жизнь. И только благодаря Сыну, только благодаря Его проколотым на кресте рукам и ногам, благодаря Его крови, мы получаем прощение Бога и спасение. А также вечную жизнь на новой прекрасной земле после воскрешения.

Некоторые думают, что раскаиваться им не в чем, они не совершили никаких грехов. Это - неправда. Потому что Библия говорит, что безгрешных людей нет. Даже, если грех не был совершён физически, он был совершён в мыслях. Да вы не изменили своей жене, но в мыслях вы уже прелюбодействовали с женой соседа. Вы не убили никого, но в мыслях вы пожелали смерти своему начальнику. Вы не украли ничего, но в мыслях вы позавидовали машине своего сослуживца. Сатана знает это. И, если человек не раскаивается, это для него знак: грехи всё ещё на человеке, потому что Библия говорит, что без покаяния нет спасения. И это значит, что без раскаяния человек всё ещё остаётся под властью сатаны.

Итак, если вы хотите, чтобы ваша жизнь наполнилась смыслом и благодатью Божией, если вы хотите, чтобы Бог освятил все уголки вашей души и сотворил из вас нового человека, повторите за мной слова этой простой молитвы:

Господи, я прощаю всех обидевших меня когда-либо, ни на кого я не имею ни злобы, ни обиды. Потому что и я сам грешен. Я совершил много грехов. И я действительно раскаиваюсь в этом. Я не хочу иметь ничего общего с моими прошлыми грехами. Пожалуйста, прости меня и помоги мне стать новым человеком, таким каким Ты хочешь, чтобы я стал.
Иисус, благодарю Тебя за Твою жертву и Любовь. Благодарю за то, что кровию Своею Ты избавил меня от власти сатаны. Я не имею ничего общего с его царством тьмы. Ты - Мой спаситель, хозяин и властитель. Тебе - моё поклонение и благодарность. Я хочу жить так, как угодно это Тебе. Распоряжайся моей жизнью. Я доверяю Тебе.
Спасибо, Тебе Иисус.
Аминь.

Что это там за дым?
- Сжигаем ненужное, Геронда.
- Вы что же, развели костер при таком ветре?
- Геронда, утром дождь прошел…

Да хоть бы прошел и дождь, и наводнение: если после поднимется ветер, то все станет сухим, как порох! Тоже мне нашлась: “Дождь прошел”! А как раньше по вашей глупости начался пожар там, внизу, уже забыли? Если кто-то однажды сел в лужу, то впоследствии ему следует быть очень внимательным. Бог помогает там, где нужна Его помощь, там, где люди не могут ничего сделать по-человечески. Но нашей глупости Он помогать не будет. Так мы выставляем на посмешище миру даже святых.

Геронда, а всегда ли понятно, до какого предела нужно действовать по-человечески?

Начнем с того, что это видно. Но даже если человек имел расположение сделать то, что он мог, и не сделал это, потому что ему что-то помешало, то в трудную минуту Бог поможет ему. Однако, если у него были силы, но не было расположения, Бог не станет ему помогать. Например, тебе велят закрывать на ночь дверь на засов, а ты ленишься, не запираешься и говоришь, что Бог тебя сохранит. Ты не закрываешься не потому, что полагаешься на Бога, а потому что ленишься. Но как же тогда поможет тебе Бог? Разве Он станет помогать лентяю? Да если кому-то сказано запереться на засов, а он этого не делает, то его за одно только преслушание нужно наказать.

Надо сделать то, что можно сделать по-человечески, и оставить Богу то, что по-человечески сделать нельзя. А если сделать чуть больше того, что ты можешь, но не от эгоизма, а от любочестия, считая, что ты не исчерпал еще всех своих человеческих сил, то Бог увидит и это. Такое любочестие будет Ему благоугодно, и Он поспешит на помощь. Бог для того, чтобы нам помочь, хочет и нашего собственного старания. Вот как Ной: сто лет мучился, строя ковчег. Дерево пилили деревянными пилами: находили деревья жестче других и делали из них пилы. Что же, разве Бог не мог сделать что-нибудь и ускорить постройку ковчега? [Мог - но], сказав Ною и тем, кто был с ним, как строить ковчег, Он потом давал им на это силы. Поэтому будем делать то, что мы можем, чтобы то, что не можем мы, сделал Бог.

Как-то раз один человек пришел ко мне в каливу и задал вопрос: “Почему монахи сидят здесь, а не идут в мир, чтобы помочь народу?” - “Если бы они шли в мир и помогали народу, - ответил я ему, - тогда бы ты спрашивал, почему монахи шатаются по миру. Сейчас они не идут в мир, и ты спрашиваешь, почему не идут”. Потом он говорит мне: “Почему монахи обращаются к врачам? Почему их не исцеляют их Христос и их Богородица?” - “Такой же вопрос, - ответил я, - задал мне один врач-еврей.” - “Он не еврей,” - заступился за моего собеседника один из пришедших с ним. “Неважно, что он не еврей, - ответил я, - сам вопрос чисто еврейский. И я повторю вам ответ, который дал тому еврею, поскольку ситуации похожи”. “Ты, - сказал я ему тогда, - будучи евреем, должен знать Ветхий Завет наизусть. У пророка Исаии говорится о том, как царю Езекии, который был очень хорошим, Бог даровал еще пятнадцать лет жизни. Бог послал к царю пророка Исаию, который сказал ему: “Бог дарует тебе еще пятнадцать лет жизни за то, что ты истребил идоложертвенные рощи. А о твоей язве (у царя была язва) Бог говорит, чтобы ты приложил к ней связку сухих смокв, и будешь здрав!” Раз Бог даровал ему пятнадцать лет жизни, то разве Он не мог исцелить и эту язву? [Конечно, мог], но эта язва могла быть исцелена и связкой смокв”. Не будем же просить у Бога того, что может быть сделано через людей. Будем смиряться перед людьми и просить их помощи.

Человек должен действовать по-человечески до какого-то предела, а потом оставлять все на Бога. Стараться помочь в том, что не может быть сделано по-человечески, это эгоистично. Часто вижу, что такое упрямство происходит по действию диавола для того, чтобы вывести этого человека из строя. Я худо-бедно понимаю, до какого предела можно помогать по-человечески и с какого момента надо возлагать все на Бога. Поэтому, видя, что по-человечески помочь положению нельзя, я воздеваю руки горе, возжигаю пару свечечек, возлагаю затруднение на Бога, и оно тут же разрешается. Бог знает, что я делаю это не от того, что мне лень действовать по-человечески.

Поэтому, когда просят нашей помощи, мы должны поступать рассудительно и помогать, насколько мы можем. А в том, что мы не можем, будем помогать хотя бы одной молитовкой или же возложением всего только на Бога, что тоже является некой таинственной молитвой.

Бог печется обо всем для нашего блага.

Бог по природе благ, и Он печется обо всем для нашего блага. Если мы чего-то попросим у Него, то Он даст нам это, если оно служит нашему благу. Бог щедро дарует нам необходимое для спасения нашей души и поддержания телесного здравия, и Его благословение пребудет на нас. А если Он чего-то нам не дает - или для того, чтобы испытать нас, или же для того, чтобы нас уберечь, - то будем не только принимать это с радостью, но и размышлять об этом, чтобы получить от этого пользу. Он знает, когда и как помочь Своему созданию, Он помогает ведомым Ему способом в нужный для этого час. Однако часто Его немощному созданию не хватает терпения, оно хочет получить просимое сию же минуту, как малое дитя, которое просит у матери бублик недопеченным и не может потерпеть, покуда он будет готов. Наше дело просить и терпеть, а добрая наша Мать, Пресвятая Богородица, даст нам просимое, когда оно будет готово.

Геронда, а в каких случаях помогают святые?

Они помогают, когда в этом есть действительная нужда, а не когда мы лишь полагаем, что она есть. То есть они помогают, когда нам это на пользу. Понятно? К примеру, ребенок просит у отца мопед, но отец не покупает. “Мне нужен мопед, - ноет ребенок, - я устаю ходить пешком, мучаюсь.” Однако отец не покупает ему мопед, потому что боится, что сын разобьется. “Я тебе потом машину куплю,” - говорит он сыну, кладет деньги в банк, а когда их накопится достаточно, покупает машину. Так и святые; они знают, когда нам надо помочь.

Геронда, как мы ощущаем милость Божию?

Милость Божия - это божественное утешение, которое мы ощущаем внутри себя. Бог устраивает так для того, чтобы мы не находили упокоения в человеческом утешении и прибегали к утешению божественному. Так, например, австралийские греки, оказавшись совершенно одни, приблизились к Богу больше, чем те, кто уехал в другие страны, скажем, в Германию, где греки и ближе к Родине, и в окружении соотечественников. Уехавшим в Австралию трудности очень помогли ухватиться за Бога. Все они уехали с одним чемоданом, оказались вдали от Родины, вдали от родных, а надо было найти работу, учителя для детей и много чего еще. Помощи ждать было неоткуда. Поэтому они обратились к Богу и удержали веру. А в Европе греки не переживали таких трудностей и потому не держатся так сильно и за Бога.

“Просите и дастся вам.”

Геронда, почему мы должны просить Бога о помощи, раз Он знает наши нужды?

Потому что есть свобода. И, кроме того, когда нам больно за ближнего и мы просим Бога помочь ему, это приводит Его в сильное умиление, потому что тогда Он вмешивается, не нарушая свободы человеческой воли. Бог всецело расположен помочь людям, которые страдают. Однако для того, чтобы Он помог им, кто-то должен Его об этом попросить. Потому что если Бог поможет кому-то при том, что никто не будет просить Его об этом, то диавол выразит несогласие и скажет: “Почему Ты помогаешь ему и нарушаешь свободу человеческой воли? Он грешник и, значит, принадлежит мне.” Из этого видно и великое духовное благородство Бога, Который даже диаволу не дает права выражать несогласие. Поэтому для того, чтобы вмешиваться, Он хочет, чтобы мы просили Его об этом. Он и хочет прийти на помощь сразу же, если это идет нам во благо. Он хочет помогать Своим созданиям в соответствии с их нуждами. По отношению к каждому человеку Он действует отдельно - так, как больше на пользу каждому.

Итак, для того чтобы помог и Бог, и святые, этого должен хотеть и просить сам человек. В противном же случае помогать они не будут. “Хощеши ли здрав быти?” - спросил расслабленного Христос. Если человек не хочет, то Бог это чтит. И если кто-то не хочет в рай, то Бог не берет его туда силком, кроме тех случаев, когда человек, находившийся в [духовном] неведении, был несправедливо обижен, тогда он имеет право на божественную помощь. В других же случаях Бог не хочет вмешиваться. Человек просит помощи? Бог и святые ему ее подают. Едва успеешь глазом моргнуть, как они уже помогли. А иногда и моргнуть-то не успеваешь, настолько быстро Бог оказывается возле тебя.

“Просите и дастся,” - говорит Священное Писание Не прося у Бога помощи, мы терпим полную неудачу. Если же мы просим божественной помощи, то Христос веревочкой связывает нас со Своей Благодатью и удерживает нас. Ветер дует то с одной стороны, то с другой, но мы привязаны и находимся вне опасности. Но когда человек не понимает, кто его удерживает, то он развязывает веревочку, отделяется от Христа, его со всех сторон начинают трепать ветры, и он страдает.

Знайте, что нашими бывают только страсти и грехи.

Что бы мы ни сделали доброго - оно от Бога, каких бы ни натворили глупостей, они - наша собственность. Чуть нас оставит Божественная Благодать, как все - мы уже ничего не можем сделать. В жизни естественной, как только Бог лишает нас кислорода, мы сразу умираем. Так и в жизни духовной: только лишь Он чуть отнимает от нас Божественную Благодать, как все - мы пропали. Как-то раз во время молитвы я ощутил радость. Я стоял на ногах несколько часов и ничуть не испытывал усталости. Все время, пока молился, я чувствовал некое сладкое отдохновение, нечто непередаваемое словами. Но вот через какое-то время у меня появился помысел человеческий: “У меня не хватает двух ребер, и я быстро простужаюсь. Чтобы не терять этого состояния и переживать его, сколько оно будет длиться, надо пойти, взять теплый платок и закутаться, иначе я могу простыть.” Только лишь я принял этот помысел, как свалился на пол. Я пролежал на полу около получаса, потом смог подняться, пойти в келью и лечь. Перед этим, углубляясь в молитву, я ощущал как бы некую воздушность, легкость, радование, невыразимые словами. Но только лишь я принял этот помысл, как упал на пол. Если бы я принял помысл гордый и, к примеру, подумал бы: “Вот вопрос: есть ли еще хоть два-три человека в таком состоянии, как я?” - то я бы сильно повредился. Мой помысл не был бесовским. Я подумал как человек, как хромой думает о том, чтобы взять свои костыли. Этот помысл был естественным, но, видишь, что со мною случилось даже и от него!

Единственное, что есть у человека - это расположение, и Бог помогает ему в соответствии с этим расположением. Поэтому я говорю, что все блага, которые у нас имеются - это Божии дары. Наши дела - ничто, и наши добродетели есть один сплошной ряд из нулей. Будем же стараться постоянно прибавлять нули к нулям и просить Христа поставить в начале этого ряда единицу. Так мы станем богатыми. Если же Христос не поставит единицы в начале, то весь наш труд пойдет насмарку.

Благодать Божия привлекается смирением.

Геронда, подвизаясь, я испытываю трудности.

А просишь ли ты помощи у Христа, или же борешься сама? Сказала ли ты о своей слабости Христу? Ты не смиряешься, не просишь у Христа помощи, а потом говоришь: “Подвизаясь, я испытываю трудности”. Если смиряться и просить у Христа немного помощи, то Он помогает. Часто старание, которое прилагает человек, эгоистично, поэтому не помогает и Христос. Выброси свое “я”, не принимай его в расчет, и в тебя вселится Благодать Божия. Мы хотим достигнуть святости магическим способом [без труда], однако Бог не помогает человеку, находящемуся в [духовно] неправильном состоянии. Если хоть немного примешивается своекорыстие, то это препятствует божественной помощи.

Но, если я расположена исправиться, разве Бог не поможет мне осознать мою слабость, которую я не видела сама?

Для того, чтобы Бог помог, в тебе должна быть расположенность к подвигу. Говоря “расположенность к подвигу”, мы имеем в виду то, чтобы человек приложил малое старание преодолеть свою слабость. Увидев немного чистого расположения, Бог щедро помогает человеку щедро посылает ему Свою Благодать. Человек входит в Божие русло.

Геронда, до какого предела помогает нам Бог в духовной борьбе?

До того, пока мы сами помогаем Ему нам помочь.

Когда вы о чем-то просите у Бога в течение долгого времени и Он не дает вам помощи, знайте, что причина этому - ваша гордость. Если у нас есть страсти, к примеру, чревоугодие, невоздержание языка, гнев, зависть и т.п. и одновременно с этим у нас есть и гордость, то Бог не помогает нам избавиться от них, потому что мы мешаем Божественной Благодати. И даже если в нас есть только предрасположенность к гордости, то мы все равно мешаем Богу нам помочь, даже если подвизаемся и молимся больше, чем нужно. Невозможно, чтобы Бог не помог, если нет опасения, что человек припишет это себе. Только лишь исчезнет предрасположенность к гордости и человек станет духовно здрав, как Бог сразу же избавит этого человека от мучащей его страсти и вознаградит за тот подвиг “сверх нормы,” который он подъял. Поэтому для того, чтобы получить помощь, мы должны помочь Богу своим смиренным мудрованием. Скажем так: “Боже мой, я такой никчемный человек! Прошу Тебя, прости меня и помоги мне.” Тогда Бог помогает, потому что душа, добрым и смиренным расположением вверившая себя в Его руки, имеет право на Божественную помощь.

Надо верить, что Христос и Пресвятая Богородица всегда покровительствуют и помогают нам, лишь бы только мы имели смиренное мудрование. Наш Бог не глух, чтобы не услышать нас, и не слеп, чтобы нас не увидеть, Он не такой, как ваал

Помощь в начале духовной борьбы.

Геронда, многие тревожатся: “Чем закончатся те или иные [трудности, искушения], происходящие в мире?”

Слушай-ка, что я тебе скажу: сейчас Бог, если бы даже и хотел нас оставить, не может этого сделать.

Что вы имеете в виду, Геронда?

А вот что: родители, дав жизнь ребенку, чем больше бьются над тем, чтобы его вырастить, тем сильнее любят его и болеют за него. Так и Бог - Он дал нам жизнь, Он некоторым образом выстрадал, вырастил нас, Он, если можно так сказать, утомился, делая с нами все, что Он сделал. И сейчас Он не может нас оставить, даже если бы и захотел, потому что Ему больно за нас, лишь бы сами мы имели хоть чуточку любочестия. Если у нас есть немножко любочестия, то мы не останемся вне рая.

Вы сказали, Геронда, что добрый Бог не оставит нас.

Да. Бог никогда нас не оставляет, Его оставляем мы. Если человек не живет духовно, то он не имеет права на Божественную помощь. Он имеет на нее право, живя духовно и находясь близ Бога. И тогда, случись что-то и умри такой человек, он готов к иной жизни, так что он остается с прибылью и в этой, и в иной жизни.

Помощи Божией не могут помешать ни люди, ни бесы. Ни для Бога, ни для святого человека нет ничего трудного. Препятствием является лишь наше человеческое маловерие. Своим маловерием мы мешаем великим божественным силам приблизиться к нам. Возле нас есть столь великая сила, но в нас присутствует в высокой степени человеческое начало, и мы не можем постичь начало божественное, которое превосходит человеческие силы всего мира, поскольку силы божественные всемогущи.

Мы часто без пользы просиживаем целыми часами, стараясь сами найти выход из какой-то ситуации и прилагая к этому всю свою неопытность. У нас трещит голова и режет глаза, мы не можем уснуть, потому что на нас насел тангалашка с навязчивыми мыслями. И в конце концов мы находим выход, но после Бог находит для нас выход иной, лучший, тот, о котором мы даже и не подумали, нам же остаются только головная боль и бессонные ночи. Если перед нами нет Бога, то устает и болит голова, какой бы правильной ни была наша мысль. Молитва же с доверием к Богу восстанавливает силы человека. Поэтому давайте с доверием возложим на Бога то, что трудно осуществить по-человечески. Не будем опираться на собственные человеческие старания, а Он сделает то, что полезнее всего.

Всегда, что бы вы ни собирались сделать, говорите “если Богу угодно,” чтобы с вами не произошло то, что случилось с одним самоуверенным человеком. Он собирался пойти поработать в винограднике и сказал своей жене: “Завтра рано утром я пойду в виноградник.” - “Если Богу угодно, пойдешь,” - сказала ему она. “Угодно Богу или не угодно, - ответил он, - а я пойду.” Наутро, еще затемно, он вышел из дома, но по дороге хлынул такой ливень, что ему пришлось вернуться. Еще не рассвело. Он постучал в дверь. “Кто там?” - спросила жена. “Если Богу угодно, - отвечает он, - то это я, твой муж!”

Благое расположение.

Геронда, что будет с теми, у кого есть доброта, но нет веры?

Ты думаешь, у них нет веры? Хорошо, допустим, что это так. Но разве, когда они были маленькими, мать не причащала их? И, даже если не причащала, разве они не были крещены, не были помазаны миром? Разве родились они не от православных и крещеных матерей? Вот увидишь, как поможет Бог этим имеющим доброту людям: испытаниями или болезнью, бедствиями или землетрясением, молнией, громом, наводнением, одним только словом или чем угодно еще. И, в конце концов, Он приведет их в рай. Часто такому человеку может явиться даже святой или ангел, несмотря на то, что столь великого благословения он не заслуживает. Христос, использовав перед тем все прочие средства, может сделать и это. Но часто с этими людьми случается следующее: встревает диавол, обманывает их, и многие из этих несчастных прельщаются, потому что диавол начинает говорить им: “А вот видишь, Бог показал тебе столь великое чудо, потому что ты можешь спасти мир!” И несчастный вместо того, чтобы сокрушаться, вместо того, чтобы говорить: “Боже мой, как мне Тебя благодарить? Я не был достоин столь великой Благодати,” принимает помыслы, которые приносит ему диавол, и гордится. Потом диавол приходит к нему снова и начинает “телепередачу”: показывает ангелов, святых и говорит ему: “Ты спасешь вселенную.” Если же такой человек придет в себя, то Бог снова поможет ему.

В любом случае не будем забывать того, что все мы имеем наследие, дарование от Бога. Поэтому у всех людей в глубине есть доброта. Однако все заражает диавол. И некоторые сейчас, даже отойдя от Церкви, сохранили это наследство, эту доброту. Что же, Бог поможет им Поэтому, встречая человека, которого затянуло в греховную жизнь, но сострадательного - видящего, к примеру, больного и страдающего сердцем, видящего бедняка и помогающего ему - знайте, что Бог не оставит этого человека, поможет ему. Но если вы видите, что тот, кто отошел от Бога, жесток, немилосерд, имеет и другие страсти, то вы должны денно и нощно молиться за него, чтобы Бог высадил в его сердце “десант” и человек этот обратился.

Суды Божии - бездна. Я знаю одно: люди, живущие жизнью мирской, те, кому не представилась благоприятная возможность познать Бога, те, кто был увлечен злом, те, кого подтолкнули к нему - все эти люди, если они имеют при этом доброе расположение, приводят Бога в умиление, и Он поможет им. Он приведет в действие различные способы для того, чтобы такие люди нашли свой путь, Он их не оставит. Он устроит так, что даже и в час смерти они будут находиться в добром состоянии.