Прирожденный преступник: теория Ломброзо.

Признаки внешности человека подразделяются на две основные группы:

1) анатомические (статические), характеризующие особенности анатомического строения человека. Данные признаки определяют пол, возраст, рост, телосложение, антропологические черты внешности, строение тела, головы, лица и его элементов;

2) функциональные (динамические), физиологической основой которых является условно-рефлекторные процессы, сопровождающиеся возникновением динамического стереотипа движения человека. Это привычные, автоматизированные движения и положения человека и его отдельных частей (осанка, походка, мимика и др.).

Использование анатомических и функциональных признаков внешности для идентификации человека обусловливается относительной устойчивостью признаков, которая определяется постоянством костно-хрящевой основы тела человека. Возрастные или болезненные изменения не имеют существенного практического значения. Умышленные изменения анатомических признаков с помощью пластических операций не проходят бесследно и легко выявляются при освидетельствовании.

Функциональные признаки внешности менее надежны, они могут быть легко изменены (напр., человек, сделав над собой небольшое усилие, может изменить свою походку, изменить свою жестикуляцию и т. д.). Но совсем изменить функциональные признаки, присущие данному человеку, невозможно, они так же устойчивы, как и неповторимы.

Словесный портрет – это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Идентификация человека по признакам внешности с использованием методики словесного портрета может осуществляться путем:

1) предъявления для опознания;

2) непосредственного сопоставления его внешности с фотопортретом;

3) непосредственного сопоставления его внешности с имеющимся словесным портретом;

4) сопоставления словесного портрета с фотоизображением.



Криминалистикой разработаны основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

1) максимальная полнота описания внешности человека. Соблюдение этого правила обусловлено тем, что во время составления словесного портрета еще неизвестно, какие из признаков будут основными при розыске;

2) последовательность описания (от общего к частному). Сначала указываются общефизические признаки – пол, возраст, затем описываются анатомические признаки – фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова (лицо);

3) описание с помощью специальной терминологии. Это необходимо для обеспечения единообразного понимания получаемой информации. Источники информации подразделяют на:

1) субъективные – это мысленные образы, сохранившиеся в памяти человека, по которым он может дать описание внешних признаков, произвести опознание преступника и т. д.;

2) объективные – это фотоснимки, слепки-маски с умершего, рентгеновские снимки и видеоматериалы.

Словесный портрет находит широкое применение в оперативно-розыскной, следственной и экспертной практике, используется главным образом в идентифика­ционных и уголовно-регистрационных целях, помогает следователям и оперативным работникам в розыске без вести пропавших, при опознании трупа, в установлении личности подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, по­терпевших и скрывающихся преступников.

При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц методика словесного портрета использу­ется для подготовки розыскных требований с подробным описанием признаков внешности разыскиваемых, харак­теристики «особых примет» и «броских признаков», что дает возможность лицам, осуществляющим розыск, со­здать и прочно удержать в памяти мысленный образ разыскиваемого.

Некоторые важные для розыска признаки внешности (усы, борода, одежда, обувь и др.) могут быть легко изменены. Поэтому розыскные мероприятия с исполь­зованием методики словесного портрета должны прово­диться быстро и оперативно. Источниками сведений о признаках внешности разыскиваемого могут быть ма­териалы уголовной регистрации, архивные материалы и личные дела, фотоснимки, данные, полученные в ре­зультате допроса, личного наблюдения, осмотра места происшествия. «Словесный портрет» скрывшегося пре­ступника, личность которого не установлена, составляет­ся, как правило, по показаниям потерпевших и свиде­телей-очевидцев, а также по данным, полученным при анализе обстоятельств совершения преступления. Изуче­ние обнаруженных на месте происшествия следов и дру­гих вещественных доказательств позволяет иногда полу­чить сведения о внешности преступника, его физических особенностях. Наиболее ценны в этом отношении «до­рожка» следов ног, следы рук, зубов, орудий взлома и некоторые другие следы и предметы. Они иногда дают возможность судить о росте, половой принадлежности, телосложении, физических недостатках преступника. На­пример, по отпечаткам пальцев и месту их расположения можно определить примерный рост преступника, по размеру отверстия, через которое он проник на место проис­шествия, - его телосложение.

При регистрации неопознанных трупов и без вести про­павших лиц признаки внешности по возможности подроб­но описываются в регистрационных картах, используе­мых для идентификационных целей

При регистрации лиц, содержащихся под стражей, при­знаки внешности описываются также по правилам «сло­весного портрета». Это описание наряду с опознаватель­ными фотоснимками является существенным дополнени­ем к пофамильному (алфавитному) учету лиц, совершивших преступление

Методика «словесного портрета» в известной степе­ни определяет правила сигналетической (опознаватель­ной) фотосъемки. Она требует изображения в фас и правый профиль при открытой, свободной от волос ушной раковине, строго вертикального положения го­ловы, четкости фотоизображения. Портретная съемка в фас и профиль рассчитана на то, чтобы при отож­дествлении личности по опознавательным фотоснимкам использовать методику «словесного портрета», иметь до­полнительную возможность сопоставить признаки внешности, отобразившиеся на фотоснимке, с их «словесным портретом».

«Словесный портрет» используется также при раз­работке и применении метода комбинированных порт­ретов - «фоторобота», «изоробота». Известно, что вос­произведение допрашиваемым наблюдавшихся им при­знаков внешности того или иного человека облегчает­ся, если воспоминание дополняется другой, более прос­той формой воспроизведения - узнаванием. Так, если показать допрашиваемому фотоснимки (или рисунки) с изображением нескольких вариантов одних и тех же черт лица, то допрашиваемый, как правило, безошибочно указывает на тот вариант, который более всего соответ­ствует внешности человека, личность которого выясняет­ся на данном допросе. Эта психологическая закономер­ность в сочетании с методикой «словесного портрета» и лежит в основе метода комбинированных портретов. Для того чтобы по показаниям свидетеля, потерпевшего или обвиняемого создать (смонтировать) портрет виден­ного им лица, допрашиваемому показывают фотоснимки или рисунки, изображающие основные разновидности строения головы, лба, глаз, носа, губ, подбородка, ушной раковины, шеи, плеч и т. д. Допрашиваемый выбирает тот вариант, который больше всего соответствует внеш­ности искомого человека. То же самое делается в отноше­нии его головного убора, очков, галстука и других вещей. Фотоснимки или рисунки различных вариантов этих предметов также предъявляются допрашиваемому. Ког­да отбор соответствующих фотоснимков или рисунков различных частей лица и носильных вещей закончен, производится монтаж этих деталей, чтобы получить сос­тавной (комбинированный) портрет искомого лица. Пос­ле монтажа портрет предъявляют допрашиваемому и в случае необходимости вносят исправления в соответ­ствии с его замечаниями. Окончательно смонтированный портрет размножают и рассылают в соответствующие органы для использования в розыске скрывшегося пре­ступника.

При допросе о признаках внешности того или иного лица методика «словесного портрета» способствует полу­чению более точных и подробных показаний. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они много раз его видели. При этом чаще всего упоминается лишь рост, общее телосложение, цвет волос, отдельные признаки одежды и некоторые другие «броские приметы». Ис­пользуя методику «словесного портрета», следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности, расчленить целостный мысленный образ описываемого, выделить наиболее характерные особенности, уточнить и детализировать отдельные при­меты. Опасны в этих случаях наводящие вопросы. Учиты­вая психологические закономерности восприятия и памя­ти, необходимо путем активизации ассоциативных про­цессов, постановки дополнительных уточняющих вопросов помочь допрашиваемому по возможности под­робно и точно описать признаки внешности. Желательно при этом придерживаться терминологии «словесного портрета». Однако если допрашиваемый незнаком с этой терминологией и употребляет другие наименования при­знаков внешности, их следует сохранить в описании, по­скольку замена этих наименований специальными тер­минами может привести к искажению показаний.

Криминалистическое учение о внешнем облике человека (габитоскопия) 1 рассматривает закономерности и основанные на них средства и методы сбора, изучения и использования данных о внешнем облике человека в целях предупреждения, расследования и раскрытия преступлений.

1 «Габитус» (лат. habitus) - внешний облик человека, его телосложение, осанка и «скопия» (греч. skopeo) - рассматриваю.

Одно из важных направлений этого учения - систематизиро­ванное, научно обоснованное описание внешнего облика человека при помощи стандартизированной терминологии названо «словес­ный портрет». Словесные описания признаков внешности и состав­ленные на их основе субъективные портреты наиболее часто при­меняются в процессе оперативно-розыскных мероприятий и след­ственных действий.

Составление словесного и субъективного портретов основано на единой научно обоснованной методике выделения, оценки, ха­рактеристики и классификации признаков внешнего облика чело­века, а также наличии у специалистов правоохранительных органов стабильных умений и навыков по их использованию в целях отожде­ствления человека.

Многочисленные и разнообразные признаки внешнего облика человека делятся на две основные группы: собственные и сопутст­вующие. Собственные признаки внешности неотъемлемо принадле­жат конкретному человеку, а сопутствующие только дополнительно характеризуют его внешний облик. По ним судят о том, какого он пола, о его возрасте, походке, осанке, привычках и, ориентировоч­но, о социальном положении.

Собственные признаки внешности подразделяются на:

Общефизические (возраст, рост);

Демографические и антропологические (пол, раса, нацио­нальность, народность, этническая группа);

Анатомические (морфологические) наружного строения тела человека и его частей;

Функциональные, обусловленные спецификой проявления жизненно важных функций человеческого организма (осанка, по­ходка, жестикуляция, мимика, артикуляция, голос, речь, привычки).

Сопутствующие признаки характеризуют части внешнего офор­мления личности. Они определяются одеждой, обувью, головным убором, предметами личного обихода и украшениями.

Признаки внешности условно подразделяются на группы. Такое подразделение способствует конкретизации восприятия облика че­ловека и более точному и всестороннему описанию внешности. Выделяют следующие группы признаков внешности:

Общие - наиболее крупные, заметные.

Частные - это детали общих признаков.

Постоянные - присущи человеку со дня рождения и в течение всей его жизни.

Временные - могут возникать и исчезать (волосяной покров, бородавки, зубы и пр.).

Необходимые - обязательно присущи людям определенной группы (волосяной покров на лице у мужчин).

Случайные - не обязательно присутствуют у конкретного чело­века (родимые пятна, бугорки на коже).

Естественные - присущи человеку от рождения или появля­ются с возрастом (морщины и пр.).

Искусственные - появляются в результате сознательного или непроизвольного изменения человеком своей внешности.

Патологические - вызванные нарушением нормального стро­ения элементов внешности вследствие заболевания.

При описании внешности по методу «словесного портрета» должны выполняться следующие основные правила:

Оптимальная полнота описания;

Употребление единой специальной терминологии",

Последовательность описания;

Оптимально полное описание должно удовлетворять его назна­чению, т.е. использованию для розыска и отождествления описан­ного человека. Например, описание внешности без вести пропав­шего, производимое в регистрационной карте, должно содержать максимум известных признаков, что в случае обнаружении трупа неизвестного лица даст возможность детально сравнить все приме­ты погибшего с приметами без вести пропавшего.

Детальное описание составляется при экспертном исследовании фотопортретов, осмотре трупа неизвестного лица и регистрации без вести пропавших, задержанных и арестованных лиц.

В условиях оперативной деятельности можно ограничиться со­кращенным описанием внешности наблюдаемого человека. Целям розыска преступника удовлетворяет краткий, но информативный словесный портрет, содержащий общефизическую характеристику внешности, описание индивидуализирующих человека анатомо-ан-тропологических, функциональных признаков и особых примет.

Описание бывает произвольным и упорядоченным.

Произвольное описание передает все особенности рассказа сви­детеля (очевидца), потерпевшего о внешности преступника или какого-либо человека. В этом случае возможно использование вы­ражений, понятий и характеристик, не вполне соответствующих терминологии криминалистического описания. Произвольное опи­сание в криминалистических целях обязательно переводится специ­алистом (следователем, оперативным работником, экспертом-кри­миналистом) в упорядоченное.

Упорядоченное описание используется при закреплении дан­ных о признаках внешности, полученных в ходе оперативно-розыск­ных и следственных действий, при постановке на учет в информа­ционно-поисковые системы и получении- словесного описания от них, при производстве специальных исследований, при осмотре и описании трупа и в некоторых других случаях.

Для описания тела человека его части определяются в положе­нии: «вид спереди», «вид сзади» (рис. 1 и 2).

Элементы головы характеризуются в положении анфас и про­филь (рис. 3 и 4).

Нередко положение какого-либо элемента внешности характе­ризуют по его расположению относительно костно-хрящевой осно­вы тела человека и головы (черепа) (рис. 5 и 6).

Единая специальная терминология, используемая при составле­нии словесного портрета, принята в целях точного описания и одно­значного понимания признаков внешности человека, подлежащего отождествлению.

Элементы внешности характеризуются анфас (вид лица прямо спереди) и в профиль по главным определяющим признакам: размерам (величине), форме, контуру, положению, цвету.

Размеры (величина) указываются в абсолютных цифрах, если они имеются, но чаще относительно других частей и деталей тела. При характеристике размеров может использоваться трех-, пяти- и семиуровневая классификация размеров частей тела и лица. Они выражаются в таких градациях, как «малый», «средний», «боль­шой»; «низкий», «средний», «высокий»; «длинный», «средний», «ко­роткий»; «узкий», «средний», «широкий»; «глубокий», «средний», «мелкий»; «толстый», «средний», «тонкий» и т.п.

Форма определяется по сходству с формой поверхности - «выпуклый», «вогнутый» и т.п., а также по сходству с формой об­щеизвестных предметов - «грушевидный», «миндалевидный», «яйцевидный» и т.п.

Контур описывается по сходству с геометрическими фигура­ми («круглый», «овальный», «треугольный» и пр.) и формой линий («прямая», «извилистая», «дугообразная», «ломаная» и т.д.).

Положение определяется по отношению к вертикали, гори­зонтали и частям тела. Выражается такими терминами, как «гори­зонтальный», «вертикальный», «скошенный», «выступающий», «приподнятый», «опущенный», «ниже», «выше», «правее», «левее», «ближе», «дальше» и пр.

Положение относительно горизонтали и вертикали определяет­ся при нормальном положении головы. За нормальное положение условно принимается такое, когда при рассмотрении лица анфас линия, проведенная через середину глаз и верхние трети ушных раковин, является горизонтальной, а проведенная через середину лба, по спинке носа и середине подбородка - вертикальной (рис. 7).

Цвет характеризуется в общепринятых терминах («белый», «черный», «красный», «землистый», «соломенный» и т.п.) Указыва­ется относительно окраски кожи, волос, глаз, шрамов, татуировки, родимых пятен, ногтей, зубов и пр.

Последовательность описания устанавливается согласно прин­ципу: от общего - к частному. Такая последовательность соответ­ствует особенностям механизма восприятия человеком внешнего

облика другого лица: сначала - общий облик, затем - отдельные части тела и, наконец, отдельные детали.

В начале описания принято указывать демографические, антро­пологические и общефизические данные личности. Затем последо­вательно характеризуются:

Анатомические (морфологические) признаки внешнего стро­ения тела человека - телосложение, голова, элементы лица, заты­лок, шея, туловище и конечности;

Функциональные признаки;

Сопутствующие признаки;

Особые приметы и броские признаки.

Описание черт внешности осуществляется при условии, что у описываемого спокойное выражение лица, сомкнутые без напряже­ния челюсти и устремленный вперед взгляд.

Применяя опознавательную съемку, обязательно делают два снимка: анфас и правый профиль. Головной убор перед фотографи­рованием снимают. Если уши закрыты волосами, последние заче­сывают так, чтобы ушные раковины были видны полностью.

Голове фотографируемого придают определенное положение, при котором воображаемая горизонтальная линия, проходящая через наружные углы глаз, примерно совпадает с границей между верхней и средней третями каждой из ушных раковин, а также положение головы считается вертикальным, если при рассмотрении лица в правый или левый профиль линия, соединяющая надкозел-ковую точку с наружной точкой угла глаза, располагается под углом 15° относительно горизонтальной плоскости.

Внешность и портрет преступника

Темперамент и портрет во многом определяют поведение и, следовательно, судьбу человека. Здесь мы рассматриваем внешность мужчин, как основных носителей преступности. Хотя, как считают, наиболее стабильно любые черты характера, в том числе и преступные, концентрируются в женщине, поскольку она является «постоянной» памятью человечества, в то время как мужчина - это «оперативная» память. Никто более чем женщина не сможет замаскировать в себе злое начало, за прекрасной внешностью - холодное сердце, за влажными с поволокой глазами - безжалостность. Артистка-танцовщица Оренбургского театра музкомедии отмывала от крови орудие преступления - туристический топорик, которым ее муж Ионесян, артист того же театра, убивал жертв, в том числе и детей, проникая в квартиры под видом сотрудника Мосгаза. Сознавая свое злое начало, женщины чаще мужчин, являясь потенциальными преступницами, не поддаются зову судьбы и идут по «религиозной линии», становясь прорицательницами, гадалками, целительницами типа бывшей комсомолки и не состоявшейся вещуньи конца света Маши Цвигун из Белого Братства.

Как правило, уголовное прошлое и настоящее ощущается в лице и манере поведения. У пожилых людей былое оставляет на лице отчетливые следы, закрепленные в результате постоянного повторения эмоций. На молодом лице труднее прочитать зло или другие тайные пороки, особенно если личность искушена в искусстве лицемерия. Чем выше развитие, тем более дифференцируются мускулы лица, делая возможным передавать или маскировать настроение и мысли. Если человек на что-то настроен, по-настоящему чем-то озабочен, это отражается на его внешности. Помимо тяжелой нижней челюсти, раздвоенного подбородка и резких лицевых складок, самое большое подавляющее воздействие оказывает взгляд преступника, который, как ничто другое, показывает, с кем пришлось столкнуться. Взгляд соответствует характеру человека, но чаще он сознательно вырабатывается для подавления не только жертв, но и своего окружения.

Уголовник иногда скрывается под личиной изысканного, утонченного и воспитанного человека, окончившего университет, говорящего по-английски, знатока литературы и искусства, коллекционирующего антиквариат. Поэтому общего подхода к описанию портрета преступника не будет, попытаемся дать усредненную информацию, которой можно пользоваться как рекомендательной. Предлагаем некоторые характеристики человека из книги Моро-Кристофа «Мир мошенников». Попробуйте оценить себя и окружающих на соответствие описанным портретам.

По темпераменту люди, как известно, различны.

Холерики обладают желчным темпераментом. Уделом этих людей являются тяжелый труд, большие таланты, глубокие заблуждения, тяжкие преступления. Они стремятся достичь всего силой, насилием, буйством, находятся под влиянием воображения и страстей. У них смелый и дерзкий вид, блестящие глаза, сухощавое лицо, черные волосы, крепкое, но недородное телосложение, сильные мускулы, худощавая фигура. Часто они являются завсегдатаями тюрьмы или, по крайней мере, предрасположены к таким действиям, которые должны их привести туда.

Меланхолики имеют печальное выражение лица, впалые глаза с угрюмым выражением, волосы черные и прямые, стан высокий и худой, длинные конечности. Взгляд беспокойный и робкий. С виду кажутся слабыми, но обладают замечательной силой. Подозрительны, не уверены в себе, ревнивы, завистливы. Воображение удерживает в памяти самые незначительные впечатления; мелочи воспринимаются как происшествия. Это самые опасные мошенники и преступники.

Флегматики отличаются слабым и нежным телосложением, спокойным лицом, прямыми, неопределенного цвета волосами и тусклыми глазами. При этом имеют дородное тело и толстые, хотя и слабые, мускулы, неторопливые движения. Вследствие лени умеренны в пороках, равно как и во всем другом - в добродетели, чувствах, мыслях. Ищут только покой. Преступниками, от которых требуются энергия и динамика, бывают редко и то вынужденно.

Сангвиники еще менее опасны, чем флегматики. Всегда возбуждены, склонны к живым впечатлениям, увлекаются, легко утешаются в горе и пресыщаются страстями. Не способны к сильному напряжению ума, к серьезному размышлению. Тихие, терпеливые, спокойные, послушные. Отличаются небольшим ростом и дородностью, пропорциональным сложением, свежим и веселым лицом, живыми глазами, мягкой и нежной кожей. Как правило, легки и проворны.

По форме головы можно сделать такие выводы о человеке:

Квадратная - энергия, твердость, уверенность;

Круглая - инициатива, быстрота реакции, обходительность;

Овальная - живость ума, гибкость, самостоятельность;

Треугольная - ум, изворотливость, хитрость.

Лицо - это единственная часть тела человека, которая оживляется мыслью. При известном опыте ее можно скрыть. Но даже самые опытные мошенники утомляются от своей игры, и тогда порок кладет печать на лицо, передергивает мускулы, затеняет глаза, красота сменяется безобразием, и обнаруживается плут, вор, убийца.

По чертам лица трудно судить о личности человека, но предварительное впечатление можно составить, уточнив впоследствии, если удастся, путем анализа поведения, вербальных и невербальных характеристик. Верхняя часть лица характеризует мыслительные способности, средняя - душевные, чувственные качества - нижняя, от кончика носа до окончания подбородка - материальные свойства и склонность к порокам и преступлениям. Широкое лицо - большая уверенность в себе; если основная масса лица расположена ниже носа, то человек обладает к тому же большой физической активностью и энергией. Узкое лицо - нерешительность; основная масса лица располагается выше носа - человек обладает большой психической энергией. Его не выведут из себя мелкие и даже крупные неудачи. Заостренный профиль - проницательность. Лицо, расширяющееся от рта к ушам и далее сужающееся - жадность.

Широкий, квадратный, выдающийся вперед углами - творческий человек, мыслитель, мужественный, мудрый;

Выдающийся в середине - лоб аналитика;

Выпуклый у висков - тонкий ум и хитрость;

Прямой, высокий, узкий - неразвитое воображение, тугодум, но твердость характера и последовательность действий;

Скошенный назад - сообразительность, остроумие, практическая направленность.

Волосы :

Шелковистые, мягкие, тонкие - слабый характер, недостаток энергии;

Жесткие, курчавые - твердый характер, серьезный ум, тяжелый нрав;

Прямые, густые - грубый, тупой ум;

Белокурые - чувствительность и нежность;

Каштановые, черные - энергию, страстность, сладострастие;

Красные - раздражительность, вспыльчивость, злость;

Рыжие - чрезвычайную злобность или величайшую доброту;

Густые волосы - силу, твердость, храбрость, жестокость;

Редкие волосы - слабость, нежность, малодушие;

Волосы иного цвета, чем брови, служат признаком притворства.

Брови :

Сближенные между собой, густые и нависающие определяют могучий ум, силу, энергию, твердость;

Разделенные, редкие и гладкие - слабость ума, слабость физической силы, кротость.

Глаза .

Какие только эпитеты не дают глазам: зеркало души, залог верности, кратер ненависти, символ жизненной силы, мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, пустые, невыразительные, стеклянные, холодные, отсутствующие, влюбленные, смеющиеся, плачущие. По существу, все возможные определения человеческих чувств можно приписать глазам. Взгляд может возбуждать, приковывать, выражать боль и ненависть, может «убить».

Форма глаз :

Большие, навыкате - умственная посредственность, хорошая память, открытый характер, надежность, воля, энергия;

Круглые, маленькие - проницательность, хитрость, злость, насмешливость, ненадежность, поверхностность, подверженность влиянию;

Низкое верхнее веко, заходящее на зрачок, - отсутствие аналитических способностей; верхнего века не видно - сильный аналитик.

Расположение глаз:

Широко поставленные - холодность, трезвость, практичность, нерешительность, широта натуры;

Узко поставленные - идеалист, фанатик, стремление к совершенству, требовательность, легкая возбудимость.

Выражение глаз:

Живые, ясные и блестящие - доброта, робость и слабость ума;

Невыразительные, тусклые - малая рассудительность, неспособность к душевным волнениям.

Цвет глаз:

Черные, карие - храбрость и твердость духа;

Голубые - наоборот;

Зеленоватые - горячность, вспыльчивость, смелость, храбрость;

Черные с голубыми белками - злость, жадность (глаза цыгана).

Ресницы густые, веки мало открытые - грубость и глупость; ресницы и веки очень открытые, зрачок четко очерчен - ум оригинальный, причудливый.

Прямой, почти перпендикулярный лицу - мужество, постоянство, настойчивость, самостоятельность;

Орлиный - сила характера, воли, мыслей, любовь к поживе;

Приплюснутый, наклоненный к губе - обжорство и сладострастие;

Тупой и короткий - простой ум, легко поддающийся обману;

Маленький, худой, подвижный - насмешливость;

Ровный, прямой, неподвижный - узость ума, холодность, скептицизм;

Вздернутый - доверчивость, склонность к подчинению.

Правильные очертания - сильный, рассудительный ум;

Сжатый, прямые узкие губы - холодность, практичность, склонность к стяжательству, скупость, любовь к порядку;

Открытый - глупость;

Толстые губы - доброта, откровенность;

Сжатые губы - тщеславие, хитрость, склонность к злости и жестокости;

Укороченные губы - скупость, жадность, алчность;

Приподнятая верхняя губа - доброта или слабость ума;

Отвислая нижняя губа - высокий ум;

Мясистая нижняя губа - страстность (именно поэтому женщины любят подрисовывать ее себе, пытаясь обмануть избыточной сексуальностью);

Опущенные углы губ - дурные качества, пессимизм.

Челюсти, зубы:

Широкие челюсти - сильный, жестокий, склонный к авантюрам;

Длинные зубы - слабость, робость;

Мелкие зубы - хитрость, тонкость ума, мстительность, тяжелый характер;

Выдающиеся зубы - недостаток энергии, острый ум;

Открытая верхняя десна - флегматичность, холодность.

Большие, широкие, толстые - тупоумие, склонность к практическим делам;

Не очень большие - интеллигентность, внутренняя слабость;

Неподвижные - холодность, эгоизм;

Отвислые, подвижные, тонкие - острый ум, храбрость, независимость.

Подбородок :

Круглый с впадиной - доброта;

Мягкий, мясистый, раздвоенный - чувственность;

Широкий, плоский - холодность, эгоизм, драчливость;

Угловатый - умный, ловкий;

Толстый, жирный - тупоумие;

Срезанный назад - слабость нравственных качеств;

Выдающийся вперед, заостренный - смелость, сарказм, упрямство;

Костистый, худой, заостренный - жадность, честолюбие, ум, хитрость.

Ш. Фурье описал 600 нормальных человеческих характеров. В криминале их не меньше. Приведенные портретные характеристики, с одной стороны, дают возможность понять человека, но с другой, зная их, можно замаскировать свою внешность и намерения, натянув фальшивую личину. Существует набор стереотипов, которые вводят человека в заблуждение. Например, полный мужчина представляется нам в большинстве случаев болтливым, добродушным, сговорчивым, доверчивым, эмоциональным, открытым; высокий, худощавый - нервным, честолюбивым, подозрительным, любящим уединение, скрытным; атлет - мужественным, смелым, уверенным в себе, энергичным, дерзким, инициативным. Следует добавить, что такой стереотип часто лишает нас возможности правильно понять человека, особенно если это касается высокого ранга руководителей.

Дополнительные атрибуты стереотипа - одежда, косметика, голос и т. д. Например, военная или милицейская форма обеспечивает полное доверие к человеку. Грабители любят переодеваться так перед налетом. Брачные аферисты соблазняют женщин костюмом моряка, летчика, иногда даже генеральским мундиром. Если же для маскировки надеть костюм священника, что сегодня достаточно широко практикуют мошенники, то легко убедиться, что доверие к святому отцу - абсолютное. Как может замаскировать косметика, известно каждой женщине. Вместо одного человека под грубо намалеванной или умело нанесенной маской можно увидеть совсем другого. Непременный атрибут вора и мошенника - очки. Человек сразу кажется более умным, прилежным, порядочным.

ВЫВОДЫ

1. Распознать человека сложно, практически невозможно. Чудовищный, часто прикрытый рафинированным обаянием эгоизм скрывает намерения преступника. Поэтому приведенные черты могут стать лишь вспомогательным материалом, используя который в криминальной ситуации, жертва может попытаться отыскать душевные струны преступника, на которых можно сыграть.

2. Если это не удается, не сопротивляйтесь, не проявляйте никакого антагонизма, - вы жертва преступника, которому часто необходимо уничтожить вас. Есть небольшой шанс спастись. Попробуйте использовать его.

3. Приведенными портретными характеристиками можно воспользоваться, накладывая их на известных лидеров государства, депутатов и местных деятелей. Большинство их деяний известны, и по ним можно судить о соответствии портретных характеристик и декларируемых официальных заявлений. Это хороший тест для начинающих физиогномистов.

Из книги В поисках истины автора Ищенко Евгений Петрович

Портрет-гипотеза В Ленинградскую лабораторию судебной экспертизы весной 1978 года Антонин Александрович Попов принес письмо председателя Новоржевского райисполкома с просьбой помочь районному народному музею в воссоздании внешности их земляка – декабриста Н. П.

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

Статья 118. Умышленное убийство при превышении пределов необходимой обороны или при превышении мер, необходимых для задержания преступника Умышленное убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для

Из книги Особенности национального суда автора Черкасов Дмитрий

Статья 124. Умышленное причинение тяжких телесных повреждений при превышении пределов необходимой обороны или при превышении мер, необходимых для задержания преступника Умышленное причинение тяжких телесных повреждений, совершенное при превышении пределов

Из книги Криминология. Избранные лекции автора Антонян Юрий Миранович

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АДВОКАТА И ЕГО СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 1. Профессиональный адвокат мягок в общении с клиентом - основной задачей Защитника является заманить гражданина в свою паутину, заключить с ним договор и в

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Глава III. Личность преступника

Из книги Курс уголовного права в пяти томах. Том 1. Общая часть: Учение о преступлении автора Коллектив авторов

1. Основные подходы к изучению личности преступника Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. Поэтому можно сказать,

Из книги Маги криминала автора Данилов Александр Александрович

2. Основные черты личности преступника Рассмотрим некоторые черты криминологической характеристики личности преступника, прежде всего социально-демографические. Изучение и учет криминологических особенностей личности позволит установить конкретные отличия

Из книги автора

4. Формирование личности преступника Процесс формирования личности принято рассматривать как социализацию – как процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы

§ 7. Субъект преступления и личность преступника Каждый человек, совершивший преступление, является носителем многих социально значимых качеств. Из них для состава преступления имеют значение только возраст, вменяемость и в отдельных случаях - признаки специального

Из книги автора

Глава 6. Портрет вора в современном интерьере «Прежде всего не надо быть бедным» Талейран Психологические портреты воров и вороватых деятелей Мы говорили, что в нашем обществе преобладают нищие и воры. Но есть другой подход, который позволяет выделить в сегодняшней

Собственные элементы

и признаки

Общефизические

Антропологический тип

Анатомические

Телосложение

Голова в целом

Лицо в целом

Волосяной покров

Подбородок

Ушные раковины

Волосы на лице

Функциональные

Жестикуляция

Артикуляция

Привычки

Особые приметы

Родимые пятна, следы операций, татуировки, особенности в движении и др.

Сопутствующие признаки

Головной убор

Аксессуары

Пример описания по методу словесного портрета.


По фотоснимку описываются только те приметы, которые наблюдаются или известны.

Мужчина , около 30 лет, европейского типа, рост приблизительно 185 см, телосложение среднее.

Голова средней высоты, яйцевидной формы.

Волосы темные, прямые, средней густоты и длины, линия роста волос М-образная, волосы зачесаны слева направо, без пробора.

Лицо узкое, овальной формы, со средними чертами, средней полноты, профиль выпуклый.

Лоб средней высоты и ширины, прямой, отклонен назад.

Брови дуговые, длинные, сужающиеся к вискам, косовнутреннего положения, близкорасставленные, высокие, средней густоты.

Глаза миндалевидные, средней длины и раскрытия, косовнутреннего положения, серо-голубого цвета, со средне выраженным нижним веком.

Нос средней высоты (длины), ширины, выступания и глубины переносья, с извилистым контуром спинки носа, основание горизонтальное.

Рот средней длины, углы рта расположены горизонтально, контур смыкания губ прямой, высота верхней губы средняя, выступающие в профиль.

Подбородок овального профиля, малой высоты, средней ширины, выступающий.

Ушные раковины средней величины, скошены назад, общей оттопыренности, прямоугольной формы, с отдельным креплением мочки к щеке.

Волосяной покров на лице отсутствует.

Шея средней высоты и толщины, прямая, кадык средней выраженности.

Особые приметы: шрам на правой стороне шеи, длиной 4 см.

Одет в рубашку серого цвета, ворот расстегнут.

При личном наблюдении описываются функциональные элементы внешности.

Задание № 9.3.

Из полного описания внешнего облика человека выделите признаки, которые следует использовать при розыске, и составите оперативно-розыскную ориентировку.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному;
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью;
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур);
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.;
  • голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль.

Порядок описания признаков

I. Пол: мужской, женский

II. Возраст

Определяется по документам или примерно "на вид", указание возраста "на вид" при наличии документальных данных необходимо в случаях, когда человек кажется значительно моложе или старше своих лет.

III. Национальность (тип лица)

Определяется при отсутствии документов, подтверждающих национальную принадлежность человека, допускается сравнительное определение типа лица (при условии, что он четко выражен). Различают европейский, кавказский, среднеазиатский, монгольский тип лица.

IV. Анатомические признаки

1. Фигура в целом:

Рост определяется по трехчленной градации для мужчин: низкий (до 165 см.), средний (до 175 см.), высокий (175-190 см.)

Для женщин эти размеры соответственно уменьшаются на 5-10 см. При наличии антропологических средств указываются абсолютные данные в сантиметрах. Особенности: очень низкий (до 155 см.), очень высокий (свыше 190 см.)

Телосложение определяется развитием костно-мышечной системы и степенью жировых отложений. Различают людей со слабым, средним, коренастым и атлетическим телосложением. По упитанности человек характеризуется, как худощавый, нормального телосложения, полный и тучный.

2. Голова в целом:

а) размер - малая, средняя, большая;

б) положение - вертикальное, склоненное вперед, к правому или левому плечу, запрокинута.

3. Череп:

низкий, средний, высокий, круглый, грушевидный, куполообразный.

4. Затылок:

скошенный, выступающий, вертикальный.

5. Волосы:

а) по густоте - густые, средние, редкие;

б) по длине - короткие, средние, длинные;

в) форма - прямые, волнистые, кудрявые, курчавые;

г) цвет - светло-белокурые, белокурые русые, темно-русые, рыжие, седые, с проседью, черные;

д) линия роста волос - дугообразная, прямая, угловатая, М-образная, извилистая, с височными залысинами;

е) характер прически - стрижка низкая, высокая, зачес назад, налево, направо, на лоб, пробор, посередине, слева, справа, заплетены в косы, пучок;

ж) лысины: лобная, теменная, макушечная, продольная, общее облысение, височные залысины, плешины.

6. Лицо в целом:

а) пропорции - узкое, среднее, широкое;

б) по форме - овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, трехугольное, трапецевидное;

в) контур в профиль - прямое, выпуклое, вогнутое;

г) по полноте - худое, худощавое, ср. полноты, полное;

д) кожа лица - гладкая, пористая, дряблая, морщинистая, чистая, угреватая, прыщеватая, с оспинами, с веснушками, с прожилками, сухая, жирная белая, смуглая, красная, розовая, желтая, бледная, синеватая, кровянистая, сосудистая;

е) морщины - лобные, межбровные, щечные, носо-губные, ротовые, козелковые и др. (называются по месту их расположения).

7. Лоб:

а) размер по ширине - узкий, средний, широкий;

б) по высоте - низкий, средний, высокий;

в) контур лба - прямой, выпуклый, волнистый.

8. Брови:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, узкие, средние, широкие;

б) по густоте - густые, редкие;

в) по форме - прямые, дугообразные, извилистые;

г) по положению - низкие, высокие, горизонтальные, скошенные внутрь, скошенные наружу, сближенные, раздвинутые.

9. Глаза:

а) по размеру - малые, средние, большие;

б) по форме - щелевидные, овальные, круглые, трехугольные;

в) по цвету - темно-карие, светло-карие, зеленоватые, голубые, светло-голубые, темно-голубые, серые, желтые, черные;

г) по положению - горизонтальные, косовнутренние, косона-

д) взаиморасположение - сближенные, раздвинутые.

10. Нос.:

а) по размеру - высокий, средний, низкий, узкий, широкий;

б) степень выступания - малая, средняя, большая;

г) размер спинки носа - узкая, средняя, широкая;

д) контур спинки - прямая, вогнутая, выпуклая, прямоволнистая, вогнутоволнистая, выпукловолнистая;

е) ширина кончика - узкий, средний, широкий;

ж) кончик носа по форме - острый, закругленный, тупой;

з) основание носа по положению - приподнятое, горизонтальное, опущенное.

11. Рот:

а) по размеру - малый, средний, большой;

б) контур линии смыкания губ - прямая, волнистая, ломанная;

в) положения углов рта - опущенные, горизонтальные, приподнятые.

12. Губы:

а) по толщине - тонкие, средние, толстые;

б) по выступанию - верхнее, нижнее, общее и вытянутость;

в) цвет (тон) - яркие, бледные.

13. Зубы:

а) по размеру - мелкие, средние, крупные;

б) по положению - редкие, частые (расстояние между зубами);

в) по форме наружной поверхности - плоские, выпуклые.

14. Подбородок:

а) по высоте - низкий, средний, высокий;

б) по ширине - узкий, средний, широкий;

в) по форме - прямоугольный, трехугольный, закругленный;

г) по положению - скошенный, выступающий, вертикальный.

15. Ухо:

а) по размеру - малое, среднее, большое;

б) по форме - круглое, овальное, прямоугольное, трехугольное;

в) по положению - вертикальное, скошенное;

г) оттопыренность - общая, нижняя, верхняя, общее прилегание;

д) размер завитка - короткий, средний, длинный, узкий, средний, широкий;

е) противозавиток по форме - плоский, выпуклый;

ж) козелок по размеру - малый, средний, большой, по контуру - прямой, выпуклый, вогнутый.

16. Шея:

короткая, средняя, длинная, толстая, тонкая.

17. Плечи:

узкие, средние, широкие, горизонтальные, приподнятые, опущенные.

18. Спина:

узкая, средняя, широкая, вогнутая, прямая, выпуклая.

19. Грудь:

узкая, средняя, впалая, выступающая.

20. Руки:

короткие, средние, тонкие, средние, толстые.

21.Ноги:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, тонкие, толстые; б) по форме - прямые, О-образные, Х-образные.

V. Функциональные признаки

1. Осанка т.е. привычка человека держать свое тело. А поэтому осанка бывает: прямая, сгорбленная, свободная, гордая, понурая.

2. Походка : быстрая, медленная, легкая, тяжелая, подпрыгивающая, шаркающая, морская (вразвалочку).

3. Жестикуляция : движение рук для усиления выразительности речи. Она бывает энергичная, вялая, одной или двумя руками.

4. Мимика и взгляд - это характерные движения мышц лица.

При разговоре у одних лиц может быть неподвижно, другие же разговаривая, морщат лоб, хмурятся, сдвигают или приподнимают брови, прищуривают глаза, подмигивают, закусывают губы, кривят рот и т.д. Взгляд: может быть прямой, открытый, спокойный, насмешливый, унылый, угрюмый, усталый, строгий, веселый, удивленный, презрительный, внимательный, подозрительный, бегающий, искоса, исподлобья, в сторону.

6. Речь : медленная, плавная, тягучая, спокойная, возбужденная, отрывистая, отчетливая, настойчивая, культурная, малограмотная. Некоторые при разговоре применяют профессиональные слова, жаргоны, привычные обороты, пословицы. Отмечается наличие местного говора, акцента, недостатки речи (шепелявость, гнусавость, картавость, заикание).

7. Манеры и привычки у людей очень разнообразные. Ими могут быть потирание рук, похрустывание суставами пальцев, поглаживание усов, бороды, волос на голове, переступание с ноги на ногу и т.д. Характерной привычкой является держать руки по швам, в карманах или за бортом пиджака, курить определенный сорт табака и т.п.

К группе привычек необходимо отнести и различные навыки - умение играть ни музыкальных инструментах, петь, танцевать.

Примеры описания человека по методу словесного портрета

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Сазонова В.А., 1938 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Сазонов Владимир Александрович, 1938 г.р. Его приметы: на вид 50...55 лет, лицо европейского типа, высокого роста, крепкого телосложения, волос короткий темный, голова прямоугольная, низкие брови, большие выступающие надбровные дуги, имеются височные залысины, глубокие лобные, надбровный и носогубные морщины, глаза щелевидные, косо наружные, выступающий подбородок. Был одет в темный мужской пиджак в мелкую полоску, темную рубашку в светлую полоску.

При задержании прошу сообщить инициатору по тел. 21-85-24, 21-99-79. Инициатор: Петров.

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Ролдугина В.Н., 1959 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Ролдугин Владимир Николаевич, 1959 г.р. Его приметы: на вид 20...22 года, лицо европейского типа, среднего телосложения, худощавый, волос короткий светлый, голова овальная, низкие длинные брови, носит темные усы средней длины, уши оттопыренные, подбородок скошенный, на шее острый кадык. Был одет в светлую клетчатую рубашку, свитер темного цвета с отложным воротником, по краю воротника идет узкая белая полоса, в свитер вшита застежка-молния белого цвета.