Проект сказочная гжель. Творческий проект.doc - Творческий проект " Гжель- душа России"

Исследовательский проект «Гжель. Чайный сервиз»

ученица 4 класса

МБОУ «Семецкая СОШ»

Тишкина Юлия

Руководитель: Елисеенко Елена Анатольевна.


  • Мой папа часто делает из дерева различные изделия: посуду, игрушки, животных, птиц. А затем он их расписывает красками и получается очень красиво. Я люблю наблюдать за его работой. Особенно меня привлекает роспись уже готовых изделий.

Мой папа Тишкин Владимир Ильич демонстрирует свои работы.

Это я и мой папа с его удивительными изделиями из дерева.


Одна из любимых работ – царевна Лебедь.

Царевна Лебедь


Игрушки из дерева: колобок, попугай и солнышко.

Колобок, попугай и солнышко.


Весёлый попугай.

Попугай Кеша


Лебедь с лебёдушкой и уточка (сделаны из дерева).

Пара белых лебеди и утка.


Лебёдушка

Лебёдушка


Уточка расписана в стиле хохломской росписи.


  • Однажды мне в голову пришла такая мысль: а как папа это делает? Почему он подбирает для росписи именно такие краски?
  • В результате возникла тема моего исследования: «Народные росписи». Но я ещё не знала, какая роспись мне более интересна.
  • Но после наблюдений я поняла, что больше привлекает меня роспись посуды в бело-синих тонах, то есть Гжель.

  • Как расписывали гжельскую посуду?
  • Из какого материала её изготавливали?
  • В каком районе России развивался этот промысел?
  • Какие цвета использовали Мастера при росписи посуды?
  • Только ли посуду расписывали гжельские мастера?

  • Описать искусство Гжели
  • Доказать, что я тоже смогу изготовить посуду и расписать её в бело-синих тонах Гжели

Объект исследования: народное искусство - Гжель.

  • Предмет исследования – посуда.

Методы исследования:

  • наблюдение, сбор информации из книг, журналов и других источников, практическая работа, обобщение.

Моё предположение

  • Я считаю, что этот промысел очень старинный. Им занимались великие мастера, которые достигли высоких результатов в своём деле.
  • Этот промысел развивается и сегодня, так как в магазинах можно купить такие же изделия, которые хранятся в музеях.
  • Я думаю, что тоже смогу сделать посуду и расписать её, как гжельские мастера.

  • Гжель – это название живописного подмосковного региона, в 60 км от Москвы.
  • Гжель известна массовым производством керамической посуды, игрушек и статуэток.
  • Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. Это красота гармонии, сказка и быль.
  • Фарфор с нарядной синей росписью известен теперь не только в России, но и далеко за её пределами.
  • Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное.

Элементы росписи

Традиционная роспись – выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесённые быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.


Моё изделие «Чайный сервиз»

  • Я решила сделать чайный сервиз из папье-маше и расписать его в бело-синих тонах, как гжель.

Чайный сервиз


Хозяйка ждёт гостей!

Приятного чаепития!


Приглашаю всех на чай!

Ждём в гости!


А вот и гости пришли. Приятного чаепития!

Ах, как вкусно!


Результат исследования

Моя гипотеза полностью подтвердилась.

У меня получился отличный чайный сервиз.


Её трава шелковая,

Её цветы весенние –

И мастерство волшебное

Достойно восхищения.

Из этой чашки с розами.

Ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный

Сердечнее встречай.


Тема: Сказочная Гжель Сине – голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре- Синяя купель. Это называется Просто роспись … ГЖЕЛЬ Сине – голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре- Синяя купель. Это называется Просто роспись … ГЖЕЛЬ


Цели проекта: Познакомить с росписью Гжель, её характерными особенностями, элементами росписи, применением её в современном мире. Задачи: 1. Обучить умению выделять и анализировать характерные средства художественной выразительности в работе народных мастеров. 2. Научить расписывать предметы быта в традициях гжельских мастеров. 3. Воспитать чувства гордости и уважения к творчеству народных мастеров.


Методы выполнения проекта Информационная поддержка Поисковый метод Метод графической коммуникации Вербальный Межпредметные связи: МХК, литература, история Информационная поддержка Поисковый метод Метод графической коммуникации Вербальный Межпредметные связи: МХК, литература, история




Исследовательский этап В проекте на основе проведенных исследований, поиска литературы и информации в интернете, просмотра иллюстраций, у учащихся формируется представление о хохломском народном промысле. В ходе самостоятельной работы ребята знакомятся с иллюстративным материалом по теме исследования. В проекте на основе проведенных исследований, поиска литературы и информации в интернете, просмотра иллюстраций, у учащихся формируется представление о хохломском народном промысле. В ходе самостоятельной работы ребята знакомятся с иллюстративным материалом по теме исследования.


Погружение в проблему 1. Что мы узнали об истории возникновения промысла? Почему роспись некоторых предметов быта называют «гжель»? 2. Чем отличаются приёмы письма кистью травного хохломского орнамента от гжельской росписи? 3. Какую роль играет декоративно-прикладное искусство в жизни человека?


Исследовательский этап Легенда о гжели: В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой. Гжель это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь она зарождалась, и здесь проявились ее высшие достижения, как наглядный образец наследия народного искусства. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В конце ХVIII и начале XIX века наметился постепенный переход от многоцветной росписи, характерной для майолики, к одноцветной, подглазурной. Легенда о гжели: В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой. Гжель это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь она зарождалась, и здесь проявились ее высшие достижения, как наглядный образец наследия народного искусства. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В конце ХVIII и начале XIX века наметился постепенный переход от многоцветной росписи, характерной для майолики, к одноцветной, подглазурной.


Из истории В истории развития гжельского ремесла были и периоды глубокого кризиса, это конец XIX и начало XX века. Тогда казалось, что гжельское искусство погибло навсегда. И только в послевоенные годы, усилиями энтузиастов продолжилось возрождение творческих традиций промысла и уже к началу 80-х годов ХХ века, фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом. В настоящее время, изделия из гжельской керамики производят на шести современных производствах в Объединении «Гжель», где работают полторы тысячи человек высококвалифицированного персонала. Четыре цеха объединения производят фарфор, два майолику. Сейчас можно сказать, что декоративно-прикладное искусство гжели прошло проверку временем, осталось востребованным и выполняет художественные требования сегодняшнего дня. В истории развития гжельского ремесла были и периоды глубокого кризиса, это конец XIX и начало XX века. Тогда казалось, что гжельское искусство погибло навсегда. И только в послевоенные годы, усилиями энтузиастов продолжилось возрождение творческих традиций промысла и уже к началу 80-х годов ХХ века, фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом. В настоящее время, изделия из гжельской керамики производят на шести современных производствах в Объединении «Гжель», где работают полторы тысячи человек высококвалифицированного персонала. Четыре цеха объединения производят фарфор, два майолику. Сейчас можно сказать, что декоративно-прикладное искусство гжели прошло проверку временем, осталось востребованным и выполняет художественные требования сегодняшнего дня.



Литература Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, – 175 с.: ил. Ресурсы интернета

Проект "Голубая гжель" для старшей группы

Описание: В данной публикация я предлагаю вам проект "Голубая гжель", направленного на формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала. Публикация направлена на аудиторию педагогов работающих со старшими дошкольниками.
Цель публикации : распространение педагогического опыта.
Проект «Голубая гжель» для детей старшего дошкольного возраста.
I. Тип проекта.
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно-творческий, игровой
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) с 22.05.2017 по 26.05.2017 г.
Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители воспитанников.

II. Актуальность.
Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у дошкольников необходимо не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.

III. Цель проекта: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала, на основе культуры и творчества русского народа.

IV. Задачи проекта:
1. Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель».
2. Формировать умение различать особенности цвета, узора гжельской росписи.
3. Развивать умение составлять декоративные композиции, используя элементы гжельской росписи.

4. Воспитывать чувство гордости за творческое наследие своего народа.

V. Предполагаемый результат : дети знают и называют вид народного декоративно-прикладного творчества - Гжель, могут рассказать об истории возникновения предметов данного творчества, составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи Гжель и получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности.

VI. Продукт проектной деятельности:
- создание в группе альбома «Рисуем гжель»;
- создание дидактических игр: «Гжель. Собери картинку», «Пазл. Гжель»;
- выставка детских работ «Голубая гжель».

Работа с родителями: консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», анкета для родителей на тему «Знакомим детей с народным декоративно-прикладным искусством».

VII. Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
- подобрать и познакомиться с методической литературой, наглядно - дидактическим материалом;
- подобрать дидактические игры, подвижные игры;
- разработка конспекта НОД.

2. Практический:
Социально – коммуникативное развитие:
- подвижные игры;
- дидактическая игра «Собери узор».

Познавательное развитие:
- беседа «Синее чудо Гжели»;
- рассматривание альбомов «Гжель», «Сказочная гжель».
Речевое развитие:
- чтение - Сказка «Нежно-голубое чудо», М. Боброва, легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»;
- чтение стихов «Сине - белая посуда» С. Вахрушева, «Взял мастер в руки кисть» Н. Савченко, «Незатейливый узор» Н. Радченко;
- разучивание частушек и стихов про Гжель.
Художественно – эстетическое развитие:
- декоративное рисование - занятие «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель. Расписывание блюдца»;
- занятие по лепке (пластилинография) «Сказочная гжель»;
- слушание музыкальных произведений по тематике проекта: песня «Сказочная Гжель» музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого; хореографические композиции В. Корнева «Россия вечная»;
- детское творчество в режимных моментах.
3. Заключительный:
- викторина «Что ты знаешь о Гжели»;
- продукт проекта: изготовление альбома «Рисуем Гжель»;
- оформление выставки для родителей из детских работ данной тематики.