Психологическое воздействие цвета и элементарные эстетические реакции. Освежающий и успокаивающий — зеленый цвет в интерьере

Вам не нужно волноваться об общих тенденциях, если вы хотите иметь красивый дом. В этом вам помогут цвета. Нужно просто выбрать такие цвета, которые отражают предпочтения человека и его личность. Фокус заключается в том, что вам нужно составить правильную комбинацию цветов. Выбор цветовой гаммы – один из самых сложных этапов для начинающих. Одной из особенностей цвета является его способность изменять форму и размеры мебели в вашей комнате, а также формы и размеры самой комнаты.

На самом деле выбор цвета не такой уж и сложный процесс, если вы будете знать основную информацию о цвете и его влиянии, поэтому давайте узнаем еще немного о цвете комнат, и как он влияет на наше настроение.

Начало
При выборе цвета вы должны знать, что у каждого цвета есть свое психологическое значение. Основной цвет вашей комнаты может оказывать позитивное влияние на ваше настроение. А общая цветовая гамма может заставить вас почувствовать себя как угодно, начиная от состояния покоя и заканчивая яростью. Поэтому когда вы стараетесь создать мир и гармонию в вашем доме, то нужно выбирать цвета с умом. В большинстве своем определенные цвета могут оказывать прямо противоположное влияние на ваше настроение и настроение вашей семьи.

Какое настроение вы хотите создать? Какой цвет поможет вам создать необходимое настроение?

Определитесь для себя с данными вопросами. Если для вас это трудно, то загляните в соответствующие журналы, книги о декорации помещений, поищите идею на блогах и сайтах или пусть материал выберет за вас. На самом деле, это неплохая идея, если вы начинаете выбор с нуля. Материал, ковровый настил пола, мебель и плитка доступны в меньшем диапазоне цветов, нежели краска, поэтому сначала сделайте выбор материала, а затем выбирайте из доступных цветов. После того, как вы определились с цветом/цветами комнаты, нужно запомнить еще одно: в одной комнате не нужно делать больше трех или четырех цветов. Слишком много цветов сделает вашу комнату беспокойной и раздражающей.
Краска – вещь недорогая и переделает вашу комнату быстро, поэтому попробуйте немного поэкспериментировать.

Цвета комнаты
Прежде всего, нужно запомнить, что цвета бывают трех различных видов: активные, пассивные и нейтральные. Поэтому вы можете легко подобрать цвет каждой комнаты в соответствие с вашими персональными пожеланиями и вкусами и назначением комнаты. Светлые цвета способны расширить комнату, сделать ее светлее. Темные цвета теплые, они сложны сами по себе и придают большим комнатам немного интимности.
Теперь давайте узнаем кое-что он некоторых цветах.

Красный повышает энергетический уровень комнаты. Это хороший выбор, когда вы хотите ощутить волнение и возбуждение, в частности ночью. В гостиной или столовой красный цвет объединяет людей и стимулирует беседу. В прихожей он оказывает очень сильное первое впечатление на вошедших людей. Красный цвет вызывает повышение кровяного давления, ускоренное дыхание и усиление сердцебиения. Конечно, лучше всего этот цвет использовать в спальне, при свете настольной лампы комната кажется элегантными и таинственными. Красный цвет является самым интенсивным и вызывает поднятие адреналина больше, чем любой другой цвет.

Малиновый цвет может вызвать у людей раздражительность. Нужно избегать использования этого цвета в качестве основного в комнате. Если долго находиться в комнате, где преобладает этот цвет, то он разрушит весь мир и гармонию, которые вы хотите создать в доме.

Желтый заключает в себе радость солнечного цвета и вызывает состояние счастья. Отличный цвет для кухни, столовой и ванны. В холлах, прихожих и других небольших комнатах желтый цвет увеличивает объем. И хотя желтый – это радостный и веселый цвет, он не должен быть основой для общей схемы вашей комнаты. В желтых комнатах люди часто бывают несдержанными. Согласно исследованиям, в таких комнатах дети больше плачут. Данный цвет вызывает чувство разочарования и раздражение. Он очень сильно влияет на зрение, вызывает усталость глаз. В хромотерапии предполагается, что желтый цвет стимулирует нервы и очищает тело.

Синий цвет снижает кровяное давление и замедляет сердцебиение. Вот почему он считается успокаивающим, расслабляющим, умиротворяющим, и рекомендуется для спален и ванных комнат. Однако, будьте осторожны: пастельный синий цвет, который хорошо смотрится на кисточке или валике для покраски, на стенах может не так приветливо выглядеть на стенах и мебели, особенно в комнатах, куда всегда попадает солнечный свет. Если вы решили выбрать светло-синий цвет в качестве основы, то сбалансируйте его оттенки на ткани и мебели.

Если вы хотите стимулировать расслабляющее настроение в комнатах, где собирается большое количество людей (залы, столовые, большие кухни), то постарайтесь использовать яркие синие цвета, например, лазурный или бирюзовый. Если решились выбрать синий цвет в качестве основного, то используйте мягкие оттенки.
Темно-синие цвета вызывают прямо противоположный эффект – вызывают чувство печали. Поэтому постарайтесь не использовать темно-синие цвета в основной цветовой схеме комнаты. Придерживайтесь светлых оттенков синего и расслабляющий эффект вам и вашей семье обеспечен.

Зеленый считается самым успокаивающим для глаз цветом. Зеленый цвет представляет собой комбинацию свежести синего и жизнерадостности желтого цветов, поэтому он подходит для большинства комнат в доме. На кухне зеленый цвет успокаивает; в общей комнате или гостиной он также успокаивает, но остается достаточно теплым, чтобы чувствовать себя комфортно и уютно. В спальне он расслабляет и радует. Предполагается, что зеленый цвет позволяет людям расслабиться, ну а поскольку также считается, что данный цвет увеличивает рождаемость, то это отличный выбор для спален.

Пурпурный и его темные оттенки – это богатый, драматичный и сложный цвет. Он ассоциируется роскошью и творчеством. Если использовать его как вторичный цвет, то он придает цветовой схеме глубину. Светлые варианты пурпурного (лавандовый и сиреневый) придают спальням такой же успокаивающий эффект как и синий, но без прохладцы.

Оранжевый – это энергетический цвет, поэтому он вызывает возбуждение и энтузиазм. Это не лучший вариант для гостиных и спален, но для тренировочной комнаты в самый раз. В древних культурах оранжевый цвет использовался для исцеления легких и повышения энергетического уровня.

Нейтральные цвета (черный, серый, белый и коричневый) – это основа для декораций. Все нейтральные цветовые схемы основываются на популярных стилях, а их основное достоинство заключается в гибкости: добавь цвет, чтобы оживить обстановку, убери цвет, чтобы успокоить. Черный в небольших количествах – наилучший выбор для акцентирования, а некоторые эксперты считают, что в каждой комнате должна быть хоть капля черного цвета, чтобы придать ей (комнате) глубину.
Чтобы облегчить вам работу, можете положиться на самый главный инструмент художника-декоратора: цветовой круг.

Кое-что о потолке и стенах
Потолок составляет одну шестую пространства комнаты, однако зачастую, его просто покрывают белой краской. И на самом деле, десятилетиями белый цвет считался самым безопасным цветом для потолка. Основное правило: комната, где потолок светлее стен, кажется выше, а где темнее - ниже. "Ниже" не будет для вас означать клаустрофобию: визуально заниженный потолок может создавать более интимную обстановку.
Темные стены делают комнату меньше, а светлые делают ее больше.

Вывод
Эти основные рекомендации – отправная точка для выбора цвета краски ваших комнат. Однако запомните: выбор цвета – это личный вопрос каждого. Ведь в доме, краску комнат в котором выбрали самостоятельно, будете жить именно вы, поэтому выбирайте цвет, который подходит вам, вашей семье и вашему стилю жизни.

Статья подготовлена специально для

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний.На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными.
Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности.
Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть.
Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.
Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.
Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.
Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.
Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.
Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.
Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания.
Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека".
Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями.
Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры.

Физические ассоциации:
а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...);
б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...);
в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...);
г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...);
д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...).

Эмоциональные ассоциации:
а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...);
б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...);
в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...).

Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет.
Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность.
Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены:
а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума);
б) интенсивность ощущения;
в) устойчивость в пределах большой группы людей.
Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.
К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта.
Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают.
1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.
2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.
3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково).
4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета.
5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.)
6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.)
Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации.
Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь.

Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета.
Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук.
Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными.
Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет.
Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту.
Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки.
Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием.
Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета.
Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые.
Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света.
Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты.

В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом.

С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ".
С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский".
В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования.
Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма".
Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым.
При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения .
Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам".
Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах.
Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа.
Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому.
С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы:
А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания.
Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания.
Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский).
Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д.
Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе.
Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты:

Сумрак над морем.
Лишь крики диких уток вдали
Смутно белеют.
Мацуо Басе

Льют майские дожди.
И ветер в листьях сливы
Свежо зазеленел.
Саймаро

Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус":
"Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны".
Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные":

А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед".

Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин".
Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..."
Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот".
Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

Психологическое воздействие цвета базируется на физиологии нервной системы — как высшей (коры головного мозга), так и вегетативной. Основной закон работы нервной системы — взаимодействие процессов раздражения и торможения. Всякий внешний фактор, воспринимаемый органами чувств, вызывает в коре головного мозга (или в подкорковых центрах), более или менее сильное раздражение, в ответ на которое возникает очаг торможения. Так, после уличного шума мы стремимся к тишине, а после долгого пребывания в тишине нам приятна музыка, пение птиц, человеческие голоса.

Смена состояний раздражения и торможения ощущается нами как смена эмоций, или смена состояний психического комфорта и дискомфорта. При восприятии цвета в зрительных центрах мозга возникают очаги раздражения, в ответ на которые мобилизуются силы торможения. Так, фиксирование красного пятна вызывает в самом органе зрения зеленый цвет; так же всякий цветовой раздражитель порождает свой антипод, вызывающий торможение первоначального цвета.

Если же оба контрастных цвета предъявляются одновременно, возникает ощущение гармонии, так как в органе зрения эти цвета складываются и образуют белый (или почти белый) цвет, который равномерно загружает все три аппарата цветового зрения и тем самым обеспечивает наиболее комфортный режим работы глаза.

По признаку возбуждающего действия спектральные цвета делятся на две группы: красный, оранжевый и желтый — возбуждающие, голубой, синий и фиолетовый — успокаивающие (тормозящие действие первых трёх); зеленый по природе своей нейтральный, т.е. двойственный по воздействию на психику и эмоции.

Всякое возбуждение или торможение нервной системы может трансформироваться в разнообразные эмоции, подобно тому, как включив провод в электросеть, мы можем привести в действие светильник, утюг, вентилятор и т.д. Соответственно всякий цвет — и возбуждающий, и успокаивающий — вызывает различные эмоции.

На нашем сайте поставлена конкретная задача — обобщить данные литературы различных жанров, трактующей проблему эмоционально-психологического воздействия цвета, а также отображающей это явление в художественных текстах.

Попробуем выделить вопрос об эмоционально-психологическом воздействии цвета в чистом виде, отделив его от проблем ассоциаций, предпочтений, семантики и пр. Как мог бы реагировать на различные цвета абстрактный «гомо сапиенс», то есть вне-социальный и вне-культурный?

Представим себе (хотя это и трудно), реакции такого абстрактного человека.

Красный

Cамый возбуждающий, он вызывает эмоции позитивного ряда: общий подъем духа, приток энергии, радость, желание двигаться, танцевать, эротические эмоции, стремление к общению с людьми, к творчеству, религиозный экстаз.

Возбуждение может реализоваться и в эмоциях негативного ряда: жестокость, страх, ужас, тревога, чрезмерное напряжение сил, болезненная эйфория, наркотическое действие, раздражение, гнев, ярость, надоедливость, неврастения, ощущение опасности. С красным цветом соотносится холерический темперамент. В индийской поэтике красным кодируется гнев и ярость.

В. Кандинский в книге «О духовном в искусстве» пишет об этом цвете: «Красное… воздействует внутренне, как жизненная, живая, беспокойная краска, …обнаруживающая ноту почти планомерной необыкновенной силы. В этом кипении и пылании… сказывается как бы мужественная зрелость. Светло-тепло-красное (Сатурн) …возбуждает чувство силы, энергии, стремления, решимости, радости, триумфа… Углубление его при посредстве черного опасно, так как мертвое черное легко гасит пламенность и слишком легко может возникнуть тупое, жесткое, к движению малоспособное коричневое. Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами».

Желтый

Cпектральный цвет сравним с кадмием желтым светлым, лимонной, стронциановой, типографской «yellow». К более теплым и темным оттенкам относятся желтые охры, золотая и бронзовая краски.

Желтый цвет — привлекательный, вызывает симпатию и положительные эмоции: веселье, душевную лёгкость, приятное чувство благополучия, счастья, освобождения, независимости, молодости; провоцирует смелость в делах и поступках.

И. В. Гете оценивает желтый цвет весьма положительно: «В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью (766). Он производит исключительно теплое и приятное впечатление (768). Если посмотреть на какую-нибудь местность сквозь желтое стекло, особенно в серые зимние дни, то… глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее; кажется, что на нас веет теплом (769)». Загрязненный и более темный желтый вызывает негативные эмоции: отвращение, брезгливость, отчуждение, неприятие. И.В. Гете пишет далее: (желтый) производит неприятное впечатление, если он загрязнен или …сдвинут в сторону холодных тонов. Так, цвет серы, отдающий зеленым, имеет что-то неприятное (770). Такое неприятное впечатление получается, если желтая краска сообщается нечистым и неблагородным поверхностям, как обыкновенному сукну, войлоку и тому подобному… Незначительное и незаметное смещение превращает прекрасное впечатление огня и золота в гадливое, и цвет почета и благородства оборачивается в цвет позора, отвращения и неудовольствия (771). В. Кандинский ощущает желтый как красочное выражение безумия, слепого бешенства, когда больной бросается на людей и расходует свои силы без плана и без предела. «Это подобно безумной расточительности последних летних сил в яркой осенней листве… Рождаются краски, лишенные совершенно дара углубленности…»

Г. Фрилинг о желтом: «Создает веселость, способствует общительности, ясности ума (и даже) освобождает от проблем» (что, на наш взгляд, сомнительно).

Согласно индийской поэтике, желтым кодируется откровение (просветление) и изумление, т.к. желтый вызывает именно такие психические реакции.

Зеленый

Спектральный зеленый, а также цвет листьев и травы действует на нервную систему положительно: он успокаивает раздражение, снимает усталость, умиротворяет, бодрит, дает разрядку нервного напряжения, иными словами, психологическое воздействие его обратно действию красного. Каждый человек может почувствовать это, находясь в лесу, в саду, на лугу. Если зеленый становится теплее и темнее, превращаясь в болотный, табачный, торфяной — он воспринимается как цвет гниения, распада, и в этом качестве производит неприятное впечатление.

Особенно благоприятное действие оказывает зеленый на обитателей жарких (и сухих) стран. Мусульманский рай — это царство зеленого цвета. Там зелены не только деревья, но и подушки, на которых возлежат праведники и райские гурии.

46. А тому, кто боится сана Господа своего — два сада 48. обладающие ветвями 62. и помимо двух — еще два сада, 64. темно-зеленые 66. в них — два источника, бьющие водой 68. в них плоды, и пальмы, и гранаты 70. в них — добротные, прекрасные, — 72. черноокие, скрытые в шатрах, — … 76. опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры… (Коран, сура 55)

Мусульманский поэт Амир Хосров Дехлеви восхваляет этот цвет в поэме «Восемь райских садов»:

Зеленый цвет ласкает в полдень тенью, Дарует он покой душе и зренью. И травы зелены, и тьма в лесах. Зеленый цвет колеблется в глазах, Зеленый цвет — наряд любого сада, И для жасмина стебель — как награда.

И. В. Гете ощущает зеленый целиком положительно: «Наш глаз находит в нем действительное удовлетворение… глаз и душа отдыхают на нем… Для комнат, в которых постоянно находишься, обычно выбирают обои зеленого цвета» (фр. 802).

В. Кандинский ощущает в зеленом неподвижность, покой, пассивность. «Абсолютно-зеленое есть покойная краска среди всех других: никуда она не движется и не имеет призвука радости, ни печали, ни страсти. Она ничего не хочет, никуда не зовет. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей и их души, но после известного отдохновения может и прискучить… Пассивность есть самое характерное свойство абсолютно-зеленого, причем это свойство как бы надушено некоторою жирностью, самодовольством. Потому зеленое в царстве красок есть то же, что в царстве людей буржуазия: это есть бездвижный, собою вполне довольный, со всех сторон ограниченный элемент. Оно подобно жирной, здоровенной, бездвижно лежащей корове, способной лишь к жеванию и пережевыванию и глядящей на мир глупыми, тупыми глазами».

Марина Цветаева, попав из города «на лоно природы», упивается видом лугов и лесов. Её восторг граничит с истерикой:

«Каждою жилою — как по желобу - Влажный, тревожный зеленый шум. Зелень земли ударяла в голову, Освобождала ее от дум».

Поэтесса готова, подобно библейскому Навуходоносору, превратиться в травоядное животное…

В индийской поэтике зеленым кодируется отвращение.

Синий

Спектральный синий вызывает ощущения покоя, неподвижности, глубины пространства; внушает серьезность, миролюбие, одухотворение, религиозные чувства. С синим связан флегматический темперамент. Это цвет идеала, духовной красоты; длительное воздействие синего изолирует от реальности, погружает в некий иной мир, свободный от забот и суеты, от власти момента: синий дает ощущение вечности.

И. В. Гете видит в синем «как бы волнующее ничто. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя (779) …Как высь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас (780). …(синее) влечет нас за собой, вызывает чувство холода, напоминает о тени (781, 782) …Комнаты, отделанные в чисто синий цвет, кажутся… просторными, но, в сущности, пустыми и холодными (783) …Синее стекло показывает предметы в печальном виде» (784).

В. Кандинский отмечает главное свойство синего — глубину, бесконечность, сверхчувственность, покой, печаль. Светло-синее «приобретает более равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным…»

В индийской поэтике синим кодируется любовь, т.к. это чувство во многих случаях жизни приносит гибель и зло.

Выше изложены данные различных исследователей о психологическом воздействии четырех основных цветов. Остальные четыре цвета хроматического круга воспринимаются как переходные между двумя основными: это оранжевый, голубой, пурпурный и фиолетовый (который ощущается как смесь красного и синего).

Оранжевый

Тонизирующий цвет, возбуждение от него несколько менее, чем от красного, но раздражающее действие чуть ли не больше, чем у красного. Психологи видят источник этого раздражения в неустойчивости оранжевого, в его колебаниях от красного к желтому и обратно (Г. Клар, тест Люшера). Цвет как бы теряет «целевую направленность». (Это выражение говорит скорее об ассоциациях, чем о непосредственном действии цвета, но возьмем на заметку и это). В индийской поэтике оранжевым кодируется мужество.

Голубой

Промежуточный между синим и зеленым. Он богат разновидностями и оттенками — от светло-синего (называемого в просторечье голубым) до бирюзового (типа восточной бирюзы или египетской фритты). В наше время чаще всего встречаем в своем окружении типографский и компьютерный «cyan» — ядовито-голубую краску. Природные голубые, конечно, успокаивают, затормаживают очаги раздражения в коре головного мозга, но искусственный «cyan» даже в небольших дозах нервирует и утомляет. Он хорош только при подмешивании к нему желтого или красного, смягчающих его ядовитость.

Светло-синий цвет внушает покой, мир, беззаботное веселье, ощущение легкости и широкого свободного пространства.

Гой ты, Русь моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Несказанное, синее, нежное, Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя, поле безбрежное, Дышит запахом мёда и роз… (С. Есенин)

Фиолетовый

Крайний цвет оптической области (спектра), самый коротковолновой. Фиолетовый — это как бы угасший красный — такой красный, на который набросили синий покров тьмы. Главное его свойство — двойственность воздействия на психику: он и возбуждает, и угнетает, он соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов: одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть С. Рубинштейн). Фиолетовый не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство (Гете, 787).

Разбеленный фиолетовый называют сиреневым; Гете замечает, что и этот цвет «имеет что-то живое, однако лишенное радости» (789).

В. Кандинский пишет: «Фиолетовое звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное». Лиловый — это также оттенок фиолетового. Все его светлые модификации оказывают облегчающее действие; ощутимо расширяются легкие, ритм дыхания замедляется. Вот свидетельство Мацуо Басё:

По горной тропинке иду. Вдруг стало мне отчего-то легко: Фиалки в густой траве.

Это замедляющее действие фиолетового может довести чувствительного человека до обморока:

Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени… (О. Мандельштам)

Пурпурный

Это цвет промежуточный между красным и фиолетовым. Он производит такое же двойственное воздействие, как фиолетовый, но возбуждающее начало в нем сильнее, чем угнетающее; чем ближе к красному, тем больше первое преобладает над вторым. И. Гете свидетельствует, что этот цвет создает впечатление серьезности и великолепия. «Пурпурное стекло показывает хорошо освещенный пейзаж в ужасающем свете. Такой тон должен был бы охватить землю и небо в день страшного суда» (798). Апокалиптический образ здесь очень выразителен, т.к. в нем мистическое начало сочетается с «величественным великолепием» (Г. Клар), высокое напряжение духа с предчувствием гибели.

Один из оттенков пурпурного — малиновый — внушает ощущение полноты бытия, чего-то отрадного, прекрасного, раздольного. «Не жизнь, а малина», — говорят в народе.

Уже давно мне стала сниться Полей малиновая ширь, — говорит поэт Есенин, влюбленный в малиновое, багряное и синее.

Ахроматические цвета

Так называют белый, черный и все промежуточные между ними — серые. Все они имеют общую физическую природу: в их спектральный состав входят лучи всех длин волн в равных энергетических долях (за исключением абсолютно черного, в котором нет никакого света).

Однако, психологическое воздействие ахроматических цветов неодинаково — это обусловлено их энергетической мощностью — от максимальной в белом до минимальной в черном.

Белый

Самый энергичный, он заряжает человека бодростью, побуждает к деятельности. Свет дня рассеивает ночные страхи, прогоняет мрачные сны и химерические видения. Он благотворен и для людей, и для животных (кроме ведущих ночной образ жизни). Белый внушает представление о чистоте, о пустом пространстве; отождествление с белым при медитации создает ощущение покоя, отрешенности от страстей и забот, направляет мысли на возвышенное, божественное.

Белый цвет равномерно загружает все три цветоощущающие аппарата цветового зрения, поэтому он нивелирует эмоции и в результате успокаивает всякое возбуждение.

На свете нет тоски такой Которой снег бы не вылечивал… (Б. Пастернак)

Черный

В силу тождества противоположностей черный, подобно белому, успокаивает психическую деятельность, усыпляет и снимает напряжение.

И мрак ночей всегда бывает черным, Нисходит он покоем животворным… (Амир Хосров Дехлеви)

Но если белый радует, то черный внушает печаль и депрессию. В белом — активность, в черном — пассивность. Белый призывает к жизни, черный напоминает о смерти. Первый утверждает, второй отрицает. Белый конь из Махабхараты одет в цвет амриты — напитка бессмертия; черный конь Бродского — посланник царства тьмы и смерти. Эти два цвета неразлучны. В природе они сменяют друг друга или сосуществуют, в сознании человека сопровождают непрерывную смену раздражения и торможения.

Познай где свет — поймешь, где тьма. Пускай же все пройдет неспешно Что в мире свято, что в нем грешно, Сквозь жар души, сквозь хлад ума… (Александр Блок)

Серый

Этим словом называют множество смесей из белого и черного: следует различать по крайней мере три оттенка серого: светлый, средний и темный. Психологическое воздействие их различно. Светло-серый близок к белому и почти аналогичен ему по возбуждаемым эмоциям. Темно-серый близок к черному и соответственно похож на него по воздействию на психику.

Средне-серый отличается от этих двух оттенков особым характером. Он больше других приглушает и затормаживает возбуждение, гасит напряжение эмоций, внушает даже такие чувства, как скука, тоска, безнадежность (особенно в виде масляной окраски). Серый может быть хорош на благородных фактурах (шелк, атлас, бархат, мех), на оперении птиц, на облаках, на старой обветренной древесине (серые избы), на мраморе и драгоценных камнях. В городской среде, с большими серыми фасадами, тротуарами и пасмурным небом этот цвет действует подавляюще и угнетающе.

Впрочем, природный пейзаж в северных странах (Голландия, Норвегия и др.), изобилующий ахроматическими цветами, по-своему прекрасен и достоин кисти живописца.

Коричневый

Различные оттенки коричневого называют «полухроматическими». Такие цвета имеют так называемые земляные краски: марс, сиена, умбра, сепия, нейтральтины (смеси черной с небольшими количествами хроматических красок). Натуральные коричневые краски часто встречаются в суглинистых и супесчаных почвах, в окраске птиц, насекомых, пушных животных, а также в древесной коре и старой древесине. Хлеб, кофе, какао и шоколад также имеют эту приятную и аппетитную окраску.

Коричневый, подобно серому, успокаивающий, тормозящий возбуждение, дающий отдых глазу и усталым нервам, но, в отличие от черного, он не полностью поглощает всё цветное, как могила: в этом цвете сохраняется явственное присутствие какого-либо хроматического цвета — теплого или холодного. Поэтому он даже в больших количествах не заставляет человека испытывать цветовой голод, — он деликатно радует глаз, не раздражая и не утомляя своей яркостью. В интерьере этот цвет внушает представление о прочности, уюте, добротности вещей, каковые свойства переносятся на дом в целом — вместе с его обитателями.

Различные оттенки по-разному влияют на эмоции и настроение человека. Этот факт известен психологам, но психология цвета остается малоизученной областью. На сегодняшний день очень мало исследований на эту тему, тем не менее, в результате экспериментов, проведенных Миннесотским университетом, обнаружено, что красный цвет увеличивает ответные реакции на стресс, в то время как белый и зеленый успокаивают, имеют противоположный эффект.

Предлагаем ознакомиться с цветами, которые помогают успокоиться и отвлечься. Интерьер в гамме анти-стресс поможет сделать ваш дом лучшим местом для отдыха.

Лавандовый

Самым успокаивающим цветом психологи считают цвет лаванды. Пурпурный, фиолетовый, сливовые цвета слишком интенсивны, в то время как лавандовый успокаивает. Он более приглушенный, поэтому идеально подходит для оформления гостиной или спальни.

Светло-серый

В отличие от лавандового, который встречается в декоре интерьера довольно редко, серый цвет востребован дизайнерами. Интерьер в оттенках серого создает расслабляющую, спокойную атмосферу. К тому же, серый отлично сочетается с оттенками натурального дерева, с белым, розовым или голубым, что позволяет разнообразить декор, сделать его спокойным, но не скучным.

Холодный синий

Синий вызывает ассоциации с небом, морем, водой, поэтому быстро успокаивает, снижает напряжение. Если верить мудрости фен-шуй, синий способен снижать кровяное давление и замедлять частоту сердечных сокращений. Чтобы понять, как вы будете чувствовать себя в необычном цветовом окружении, рекомендуется . Реалистичная трехмерная картинка вашего жилища в новом цвете поможет понять, насколько цвет близок вам, какие эмоции вызывает. Принять решение будет значительно легче.

Аквамарин

Аналогично синему цвет «воды» способствует уменьшению стресса, улучшает настроение.

Бежевый

Самый распространенный цвет в оформлении интерьеров обычных квартир. Теплый, нейтральный цвет расслабляет, помогает забыть тяготы, создает уютную домашнюю атмосферу. Это цвет натуральной древесины, песка. Главное, избегать оттенков с желтым или оранжевым оттенком.

Бледно-розовый

Этот цвет вызывает множество положительных эмоций. Цвет влюбленных, цвет цветущей сакуры, розового шампанского, сахарного зефира и многих других умильных вещиц. Это цвет любви и романтики.

Светло-зеленый

Сложно найти цвет, который успокаивает сильнее цвета весенней зелени. Это цвет пробуждающейся природы, возрождения, энергии и прекрасного расположения духа. Не обязательно красить стены в зеленый. Достаточно добавить в интерьер несколько ярких акцентов - подушки, плед, шторы, цветы в горшках - и комната тут же заиграет весенними красками, наполняя энергией всех в ней присутствующих.

Люди стремятся создать в доме уют и комфортную атмосферу. Но их успех во многом зависит от того, какие цвета они используют при . Ведь у каждого цвета и конкретного оттенка есть свои особенности. Цветотерапия позволяет оценить влияние цвета интерьера на эмоциональное состояние человека.

Психологическое влияние цвета в интерьере

Создавая , дизайнеры непременно задумываются о том, какие цвета можно и нужно использовать в конкретном помещении. Лишь обладая знаниями о воздействии отдельных оттенков, можно с уверенностью окрашивать в выбранный цвет стены квартиры или дома. Очень часто люди обращаются к своим любимым цветам , чем негативно влияют на конечный результат. Ведь у каждого из них есть свои особенности и свои характеристики, все они оказывают специфическое и не всегда благоприятное действие на психику .

Подбирать отдельные цвета нужно с учетом целевого назначения помещения , характера и психологического состояния жильцов , а также степени освещенности. Влияние цветов в интерьере на человека во многом зависит от последнего пункта. Подбирать оттенок нужно не в магазине, а в самой комнате. Лучше всего делать это при ярком дневном и приглушенном вечернем света . Только так вы сможете оценить реальный цвет, который получится в итоге. Часто люди, выбрав конкретный оттенок, удивляются результату. Они обнаруживают, что при меньшей или большей интенсивности света меняется не только яркость, но и сам цвет. Такое, казалось бы, незначительное отклонение может сыграть очень важную роль и оказать противоположный эффект на психику человека.

Так что дизайнеры рекомендуют внимательно относиться к подбору нужного оттенка и тщательно проверять образец до начала отделочных работ. Однако перед этим нужно определиться с тем, какой же цвет необходим конкретному интерьеру. Итак, какими особенными характеристиками обладают цвета и оттенки? Все ли из них можно использовать для жилых помещений?

Красный

Его традиционно называют «цветом жизни» за сходство с кровью, но далеко не в каждый дом красный может вдохнуть эту самую жизнь и энергию . Обилие красного может негативно сказаться на нервной системе , привести к переутомлению, стрессам и даже депрессии. А вот в малых количествах и при непродолжительном контакте красный цвет весьма полезен . Он заряжает энергией, приводит в тонус и активизирует работу организма. Сердце начинает биться чаще, обостряются чувства и усиливается потребность в физическом контакте с другим человеком.

Дизайнеры советуют использовать в качестве дополнительного , придающего интерьеру сочность и яркость. Он будет отлично смотреться на кухне или в . А вот для детской, спальни или ванной лучше всего подобрать другой, менее агрессивный цвет. Впрочем, темные оттенки красного , находящиеся на грани с коричневым, придают интерьеру спальни богемную роскошь . Такую отделку не стоит сильно подсвечивать, будуар должен быть окружен загадочным полумраком.

Особенность красного заключается в том, что комнаты, в интерьере которых он используются, кажутся на несколько градусов теплее. Причина кроется в ускоренном кровообращении.

Оранжевый

Этот жизнерадостный цвет кажется уместным в любом помещении, но такой подход может привести к беспокойству, раздражительности и...ожирению. Все оттенки оранжевого заряжают позитивом , побуждают к немедленным действиям и способствуют установлению доверительных отношений. Желание общаться и делиться своими чувствами возникает даже у тех людей, которые привыкли держать «все в себе». Поэтому оранжевый уместен в интерьере и кухонь , где семьи собираются на обед и ужин.

Ещё одно достоинство (всех оттенков кроме апельсинового) - увеличение концентрации . Хотите, чтобы возросла производительность труда? Добавьте немного оранжевого цвета в . Также можно поступить и с . Важно не переусердствовать, ведь при длительном контакте и большом объеме оранжевый действует прямо противоположно .

Будьте внимательны, оранжевый усиливает аппетит , так что незаметно для себя можно набрать несколько килограмм. Если проблемы с лишним весом вас не тревожат, то кухня в этом цвете будет смотреться интересно и необычно.

Желтый

Отличный вариант для помещений, которым не хватает естественного освещения. Теплые насытят комнату светом , создадут уютную атмосферу. Этот цвет также заряжает энергией и побуждает к действиям , но в меньшей степени, чем оранжевый. Поэтому нередко можно встретить в светло-желтых тонах. Но стоит помнить о том, что такие сочетания строго противопоказаны людям , страдающим от бессонницы или нервной возбудимости . На них даже самые светлые оттенки будут влиять негативно.

Сочный желтый можно ввести в качестве дополнительного цвета как на кухню , так и в детскую комнату. Он способствует улучшению концентрации, увеличивает способности к самоорганизации, чем благотворно влияет на психику как подростков, так и взрослых людей.

Зеленый

Такие «природные» цвета благотворно влияют на самых разных людей. Зеленый успокаивает и позволяет сконцентрироваться на главном, отбросив суету и незначительные детали. Этот цвет нередко становится «базовым» для спален, кабинетов и гостиных . Его неоспоримым достоинством считается способность освежать и успокаивать одновременно. Он несет в себе глубину знаний, силу природы и полную безопасность. В интерьерах, выполненных в зеленом цвете, можно полностью расслабиться . Именно поэтому он идеально подходит как для , так и для кабинета.

К тому же оказывает благотворное влияние на нервную систему человека при длительном контакте: он избавляет от повышенной возбудимости и даже депрессий. В гостиной может использоваться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного цвета, чтобы помочь людям отвлечься от проблем и поговорить «по душам».

Голубой

Ещё один цвет, который ассоциируется с природой , также часто встречается в интерьерах. Светло-голубой способен «отодвигая» стены, поэтому он хорошо смотрится в небольших комнатах. Стоит отметить, что этот цвет лучше использовать в теплых солнечных помещениях, поскольку он обладает удивительным свойством понижения температуры . Такой эффект объясняется снижением кровяного давления у человека.

Достоинство голубого в том, что он не только повышает трудоспособность , но и отлично успокаивает. Ощущение простора и безграничного пространства позволяет отвлечься от забот, суеты и стресса, а приятная прохлада - сконцентрироваться на поставленных задачах.

Голубой часто используется в , поскольку он обладает свойством быстро и эффективно снижать тонус мышц. Этот цвет идеально подходит людям, страдающим от бессонницы , поскольку позволяет полностью расслабиться и погрузиться в бессознательное состояние.

Синий

Казалось бы, синий и голубой очень близки, но они оказывают на психику человека разное влияние. , встречаются гораздо реже. И причина в том, что малейшая ошибка в выборе оттенка может серьезно повлиять на конечный результат. Все светлые вариации подходят для оформления спальни и ванной комнаты . Они способствуют расслаблению , успокаивают и даже помогают быстрее восстановиться и заживить раны . А вот темно-синий цвет, поражающий своей глубиной и роскошью, дизайнеры советуют использовать с осторожностью. Такие оттенки при длительном контакте могут негативно влиять на психику, вызывая апатию и депрессию . Человеку, который много времени проводит в подобных интерьерах, сложно сконцентрироваться , его настигает уныние.

Фиолетовый

Мистический и загадочный редко встречается в интерьерах, поскольку с ним нужно обращаться очень осторожно . Волнующие и романтичные светлые оттенки можно увидеть в качестве акцентов в комнатах девочек-подростков, а также . Все дело в том, что такие комбинации настраивают на нужный лад, позволяют расслабиться и дать волю своим мечтам . В «малых дозах» фиолетовый способствует возникновению любовного настроения .

Более темные тона дизайнеры не советуют использовать в интерьерах, поскольку они негативно влияют на психику людей. Успокоение связано не с расслаблением мышц, а с отвлечением. Это приводит к быстрой утомляемости , снижению внимания и способности концентрироваться.

Коричневый

Этот цвет можно смело отнести к «нейтральным» , которые могут быть использованы в любых помещениях. Стоит помнить о том, что темные и светлые оттенки по-разному влияют на восприятие размеров помещения, поскольку на примере это особенно заметно. Отлично подходит как для интерьера спальни , так и для отделки кухни.

Этот природный цвет дарит уверенность в себе, чувство защищенности и стойкости . Он отлично подойдет тем людям, которые хотят стать более решительными и самодостаточными. К тому же коричневый цвет отлично успокаивает , помогает справиться с нервными потрясениями и стрессом.

Черный

Этот цвет всегда можно встретить в , фотографии которых публикуют в глянцевых журналах. Но подойдет такое оформление квартиры далеко не каждому человеку. Каким бы притягательным, загадочным и манящим ни был черный цвет, он все же создает «давящую» и напряженную атмосферу.

Дизайнеры рекомендуют использовать его в умеренных количествах и только в качестве дополнительного цвета. Благодаря высокой контрастности черный может стать идеальным способом расставить акценты и подчеркнуть все самое важное. В малых количествах он придаст интерьеру изысканную элегантность , а в больших может создать напряженную и дискомфортную атмосферу в помещении.

Белый

Достоинства белого цвета можно, кажется, перечислять бесконечно. Он не только заряжает позитивом и пробуждает желание жить , но и выгодно изменяет восприятие помещения. Белый цвет - лучший способ увеличить пространство , сделать его более легким и «чистым». Он часто используется в качестве фонового в самых разных помещениях от спальни до прихожей, часто . Многочисленные сочетания могут заметно изменить общее восприятие цветов. Так, например, классический , где последний цвет используется в качестве фонового, в результате приводит к созданию стильного, но светлого интерьера.

К тому же , подсознательно убеждает в качестве и безопасности блюд, их соответствии санитарным нормам. Этим свойством активно пользуются рестораторы.

И все же существуют определенные ограничения. Так, например, обилие белого цвета в детской и спальне - не лучший вариант. Холодный и не дополненный яркими акцентами, он будет смотреться скучно и даже немного угнетающе.

Серый

Этот универсальный цвет отлично смотрится в сочетании с другими, более яркими и насыщенными цветами. Он выступает в качестве идеального фона , позволяющего облагородить даже самую небольшую комнату со скромной отделкой. Нейтральный серый подойдет для любого помещения : от кухни до гостиной. Этот цвет способствует успокоению и поиску гармонии.

Впрочем, без дополнительных цветов от может показаться слишком скучным и однообразным, вызвать уныние и апатию . Поэтому дизайнеры рекомендуют «разбавлять» его яркими оттенками .

Что такое цветотерапия?

Влияние цветов на организм человека уже давно перестало быть мифом. За загадочным понятием «цветотерапия» скрывается целое медицинское направление , которое изучает влияние различных цветов на психоэмоциональное состояние человека . Но как формируются определенные зависимости? Одни развивались и укоренялись тысячелетиями и никак не связаны с историей конкретной личности. Так, например, красный цвет повышает кровяное давление , увеличивает сердцебиение и приводит весь организм в тонус. Причина в том, что многие тысячелетия красный цвет символизировал вызов (извержения вулканов, пожары и прочее). Но существуют и отдельные «условные рефлексы», которые формируются у отдельного человека из-за его позитивного или негативного жизненного опыта. Влияние цвета на психику человека в интерьере может быть очень сильным, поэтому подбирать оттенки нужно тщательно и аккуратно.

Как влиять цветом на физическое и психоэмоциональное состояние человека?

Правильный подбор цветов для определенных помещений позволит создать комфортную атмосферу для отдыха и для работы. «Вводить» в интерьер определенные оттенки следует лишь убедившись в том, что они действительно оказывают нужный эффект на конкретного человека.

Чтобы создать уютный и стильный интерьер, который будет благотворно влиять на организм человека, его психоэмоциональное состояние и жизнь в целом, необходимо обратить внимание на цветовую гамму.