Растительные сообщества. Тема: Ярусное расположение растительности в лесу

  • Расширить представления учащихся о природной зоне лесов.
  • Систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки растений и животных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

Дежурные синоптики сообщают прогноз погоды.

2) У. Сегодня на уроке нас ждут открытия. Какие они будут – большие или маленькие? У каждого они будут свои. А ждет нас сегодня, угадайте что? Презентация

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём.

Д. Лес.

У. Лес – это загадка природы, которую вы будете постепенно изучать, разгадывать.

У. Посмотрите на доску. Назовите одним словом, что изображено на картинках.

(Дуб, ель, земляника, малина, шиповник, одуванчик)

Д. Растения.

У. Как располагаются растения в лесу?

Д. Ярусами.

У. Сколько ярусов у леса?

У. Какой этаж в лесу называется первым?

Д. Первый ярус в лесу тот, который ближе к солнцу.

У. Кто живёт на первом ярусе?

Д. Деревья.

У. Кто живёт на втором ярусе?

Д. Кустарники.

У. А на третьем?

Д. Травянистые растения

У. И на четвертом.

Д. Мхи и лишайники

У. Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме: “Растения леса” предлагаю вам выполнить задания в тестовой форме.

Обведите кружочком варианты правильных ответов.

1. Растения, у которых один ствол:

а) травянистые растения;
о) деревья;
м) кустарники.

2. Зачем нужны леса?

т) дают пищу и убежище;
в) чтобы гулять;
з) для украшения земли.

3. Какой ярус самый высокий?

а) травянистые растения;
л) деревья;
у) кустарники.

4. Какое растение является жителем леса?

г) ковыль;
ф) типчак;
и) ландыш.

5. Почему растения растут ярусами?

ч) растениям нужно разное количество света;
д) удобно для животных;
э) удобно для человека.

6. Как называется сосновый лес?

ч) роща;
н) бор;
и) дубрава.

7. Наука о растениях называется …

я) зоология;
о) ботаника;
ш) анатомия.

Собери слово из букв

III.

Физкультминутка

IV. Сообщение темы и целей урока

У. Прочитайте слова, записанные на доске.

Д. Волк, воробей, барсук, бабочка, ромашка, дрозд, стрекоза.

У. Какое слово лишнее? Почему?

Д. Лишнее слово – “ромашка”, потому что это травянистое растение.

У. К остальным подберите общее название.

Д. Животные.

У. Животные леса. Так звучит тема нашего урока.

V. Совместное открытие новых знаний.

У. Даже знакомый лес, в который вы часто ходите гулять, таит в себе немало загадок. Лес полон жизни, хоть это порой и скрыто от людских глаз. Его населяет множество живых организмов.

1) У. Отгадайте, о каких животных идёт речь.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы?

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт?

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна?

Д. Медведь

Кто по ёлке ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?

Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный.

Вывод: тело животных, которых покрыто шерстью, называют ЗВЕРИ.

У. Кого вы услышали?

У. Каких лесных птиц вы знаете?

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: тело животных, которых покрыто перьями, называют ПТИЦЫ.

У. Какие интересные факты из жизни птиц вы знаете? Хотите пополнить свои знания?

Примерный рассказ ученика

– Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Вороны, галки, сороки, коршуны, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

А знаете ли вы, что …

– Выше всех летает … орел. Самая маленькая в нашей стране …. королек. Самый длинный язык у … дятла (15 см). Самый длинный хвост у …. сороки.

3) Разгадайте ребусы: (бабочка, комар, муха)

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: животные, у которых 6 ног, называют НАСЕКОМЫМИ.

У. А можно ли паука назвать насекомым? (сообщение ученика о пауках)

Примерное сообщение ученика.

Паучка, конечно, видел каждый. Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко, соединенные между собой тонким перехватом. На голове у паука есть восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. Наверное, вы знаете, что пауки – хищники! Ведь они питаются другими насекомыми – мухами, комарами, жучками и бабочками. Крыльев у пауков нет, быстрых ног тоже, поэтому ловит хитрец летающих насекомых с помощью сети. Внутри брюшка у паука спрятаны особые паутинные железы. Оттуда через мельчайшие отверстия выступает тягучая жидкость, которая при движении паука вытягивается в тонкие нити. Сначала он строит рамку, потом ведет лучеобразные нити, и соединяет их особой клейкой паутинкой, к которой и прилипают попавшие в сеть насекомые. В конце лета у пауков появляются малыши. Мама – паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них вылупляются маленькие новорожденные паучки. Некоторое время “ребятишки” живут все вместе в теплом и уютном гнездышке, сплетенном для них мамой. Паучиха старательно кормит малышей насекомыми, а кокон защищает их от холодной росы, дождя и ветра. Когда паучата подрастут, они начнут сами плести паутинки и добывать пропитание. А в начале осени попрощаются с родными местами и разлетятся по окрестностям.

VI. Физкультминутка “Топай, хлопай, приседай”.

Учитель называет животных леса. Приседают дети – показывают насекомых, хлопают – птиц, топают – зверей.

VII. Итог урока

Вот мы и познакомились с животными нашего леса.

Пусть живут в лесу у нас
Лоси и медведи.
Будем с ними мы дружить
Как добрые соседи.

У. Что надо делать, чтобы было так?

Д. Не кричи, не пугай зверей; не лови ради забавы бабочек и муравьев; не убивай змей, лягушек; береги муравейники; не сори в лесу, убирай мусор за собой.

VIII. Творческая работа “Рисуем вместе”

Участвует весь класс. Дети делятся на группы. Каждая группа выполняет задание: найди и раскрась. Затем все картины объединяются в одну большую картину.

У. Что объединяет все 4 картины? Озаглавьте картину, которая у нас получилась.

У. Не случайно говорят, что лес – наше богатство. Почему?

У. Лес – это бесценная красота, кислород, животный и растительный мир.

Молодцы! Спасибо вам за активную работу.

Лес – это экосистема, которая состоит из нескольких компонентов. Что касается флоры, то в лесах имеется огромное количество видов. Прежде всего, это деревья и кустарники, а также однолетние и многолетние травянистые растения, мох и лишайники. Лесные растения играют ключевую роль в процессе фотосинтеза, а именно они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Растения в лесу

Лес, прежде всего, образовывают деревья. В хвойных лесах произрастают сосны и пихты, если и лиственницы. Они занимают северные полосы страны. Чем дальше на юг, тем разнообразнее становится растительность, и кроме хвойных пород деревьев иногда встречаются некоторые широколиственные виды, такие как клен, береза, бук, граб, береза. В тех природных зонах, где лес полностью становится широколиственным, никаких хвойных растений не встречается. Здесь повсюду растет дуб и ясень, липа и ольха, лесная яблоня и каштан.
В различных лесах есть широкое многообразие кустарников. Это шиповник и лещина, жимолость лесная и рябина, можжевельник и , малина и бересклет бородавчатый, черемуха и , калина и бузина.

Огромное видовое разнообразие представляют собой однолетние и многолетние травы в лесу:

Кроме трав, в лесу встречаются цветы. Это фиалка холмовая и подснежник, роза и колокольчик персиколистный, анемона и герань лесная, ветреница и хохлатка, волдушка золотистая и глициния, сцила и саранка, купальница и дубровник, горицвет кукушкин и душица обыкновенная, незабудка болотная и суренка обыкновенная.

Использование лесных растений

Лес является ценным природным ресурсом для людей испокон веков. Древесина используется как строительный материал, сырье для изготовления мебели, посуды, инструментов, предметов быта и культуры. Плоды кустарников, а именно орехи и ягоды, используются в еду, для пополнения витаминного запаса, протеинов, жиров и других ценных веществ. Среди трав и цветов встречается много лекарственных растений. Они используются в традиционной и народной медицине для изготовления мазей, отваров, настоек и различных лекарственных средства. Таким образом, лес – это ценнейший природный объект, который дает человеку много ресурсов для жизни.

Леса - это главное богатство народа, а еще их называют легкими планеты. Без них люди задохнулись бы от вредоносных выбросов, которые ежедневно в огромном количестве попадают в атмосферу. Кроме того, лес дает древесину - экологически чистый строительный материал. Он - подлинный кормилец и лекарь, обеспечивающий людей ягодами, грибами, орехами и лекарственным сырьем.

Виды лесов

Лесные массивы занимают треть суши и растут как в холодных, так и жарких странах. Со временем их становится все меньше и меньше. Человек уничтожает лес, строя города, добывая древесину, распахивая поля для посева хлеба, огородов и садов. Лесные массивы состоят из хвойных, лиственных, смешанных и вечнозеленых растений. Они имеют ярусное строение, состоящее из:

  • полога - это кроны самых больших деревьев;
  • подлеска: низкие деревья и кустарники;
  • травяного яруса, состоящего из травы и совсем маленьких кустарничков;
  • приземного - мхи;
  • лесной подстилки, в ее состав входят остатки органики на поверхностном слое почвы;
  • подземного яруса, что состоит из корневой системы растений, грибов и микроорганизмов.

Какие растения растут в лесу (подлеске)? Здесь располагаются низкорослые деревья и кустарники, которые находятся в тени верхнего яруса. В смешанных и широколиственных лесных массивах, в подлеске можно увидеть малину, крушину, можжевельник, лещину, рябину, бересклет, а в светлохвойных и хвойных лесах - карликовые березки, плакучие ивы и ольху.

Условия произрастания

Лесная подстилка состоит из опавших плодов, листьев, коры, веток, умерших личинок насекомых, куколок и животных. В ней идет бурная жизнь, миллионы разных обитателей приходятся на каждый квадратный метр земли. В их число входят простейшие, различные бактерии, всевозможные насекомые и грызуны.

Значение подстилки заключается в следующем:

  • в образовании перегноя, который питает почву;
  • в предохранении земли от воздействия внешней среды;
  • в координации количества кислорода в грунте.

Валежник - это ветки, суки и стволы деревьев верхнего яруса, которые упали на землю. С одной стороны, он полезен тем, что удобряет землю, а с другой, опасен, так как в упавших живых остатках деревьев размножаются вредители, опасные для здоровья леса, также он может являться причиной пожара. Обычно его частично уничтожают.

Немаловажное значение имеет и подземный ярус. Разная глубина залегания корней трав, различных кустарников, низкорослых и высокорослых деревьев образует несколько ступеней под землей. Корни верхнего подземного яруса забирают дождевую влагу у находящихся ниже. А более глубоко расположенная корневая система получает подземную воду намного раньше.

Растения подлеска

Какие растения растут в лесу? Крупные деревья полога окутывают тенью массивы подлеска, поэтому там предпочитает размещаться тенелюбивая растительность. В таких местах значительно меньше испарение и температура поверхностного слоя земли. Эти условия благоприятны для роста грибов. Кажется странным, но рябина, что растет в лесу, родственница великолепной розы, которую превозносят за ее великолепнейшие цветы. А рябина популярна гроздьями ярко-красных ягод, корой и листьями, обладающими целебными свойствами. На Руси издавна считали, что рябиновый дух помогает отгонять болезни. Она занимает значительные площади подлеска.

Жимолость, кустарник, растущий в лесу, целый месяц цветет, притягивая благоуханием насекомых. Он является частью подлеска. Растения со съедобными ягодами представлены на Дальнем Востоке и восточной части Сибири. Вкус ягод напоминает плоды голубики. Бересклет - типичный кустарник подлеска, имеет ядовитые, но очень красивые плоды, которые используют в медицине. На приусадебных участках его используют как декоративное растение. Не все мелкие деревца представляют подлесок. К нему не относятся молоденькие деревья полога, называемые подростком.

Растительность смешанного леса

Такое название лес получает, если в нем только пять процентов всего количества составляют лиственные деревья, остальные - хвойные породы. К деревьям, растущим в смешанном лесу, относятся тополя, клены, липы, дубы, ивы, рябины, ольха, ели и сосны. Травянистая растительность лесов довольно разнообразна. Здесь можно встретить медуницу лекарственную, фиалку, сныть, чину весеннюю. В них находится большое скопление птиц, которым достаточно корма и есть возможность укрыться от врагов.

Съедобные ягоды в лесу

Собирать лесные ягоды можно в летний и осенний периоды.

  • Брусника растет на маленьких кустиках в сухих сосновых лесах. Плоды имеют ярко-алый цвет, а в зрелом виде темно-коралловый. Время сбора: конец августа - сентябрь. Ягоды парят, мочат, варят варенье и джемы.
  • Часто можно встретить невысокое стелющееся по земле растение, что растет в лесу, под названием костяника. Ее плоды по внешнему виду напоминают ягоды малины с косточками внутри. Их используют для приготовления домашнего вина.
  • Голубика растет на высоких кустах, ягоды крупные, цвет темно-синий, мякоть водянистая с зеленоватым оттенком. Из нее варят варенье, употребляют в сыром виде, готовят вино.
  • Черника является одной из самых полезных ягод, имеющих сине-черный цвет. Плоды содержат краситель. Растет на небольших кустиках, на влажных, затененных местах. В ягодах содержится много полезных веществ. Применяется в свежем, сушеном и мороженом виде.
  • Бузина, что растет в лесу на деревцах или кустарниках, содержит ядовитые вещества в недозревших ягодах красного цвета. Спелые некрупные черные плоды схожи с черной смородиной. Время сбора август-сентябрь. Некоторые виды растения культивируют на дачных участках.
  • Клюква произрастает на болотистых местах. Из всех дикорастущих ягод она считается самой целебной. Растение, стелющееся с мелкими листочками. Плоды красного и бордового цвета имеют кислый вкус, содержат много полезных веществ, хорошо хранятся. В нетрадиционной медицине клюкву использовали с древности.

Ягоды, растущие в лесу, более полезны для здоровья человека, чем садовые.

Как отличить съедобные от ядовитых?

Лесные ягоды могут быть ядовитыми, которые ни в коем случае нельзя употреблять в пищу человеку. Следует отметить некоторые растения, плоды которых употреблять нельзя:

  • белладонна (красавка), ягоды имеют шаровидную форму черного цвета, напоминают плоды вишни;
  • болиголов крапчатый обладает мелкими плодами яйцевидно-шаровидной формы, бока которых сплюснуты;
  • волчье лыко, ягоды величиной с горошину, сочные, цвет ярко-красный, на вкус жгучие, смертельная доза от 3 до 5 штук;
  • вороний глаз, плоды блестящие, синевато-черного цвета;
  • паслен сладко-горький, ягоды имеют удлиненную форму, сладкие, блестящие, цвет ярко-красный.

Съедобными ягодами питаются птицы, поэтому заметив помет на кустах и земле под ними, а также косточки или кожуру, можно сделать вывод, что плоды не являются ядовитыми. Хотя этот факт не дает стопроцентной гарантии, бывает, что птицы могут склевывать ягоды, которые представляют опасность для человека.

Какие цветы растут в лесу?

Некоторые люди считают, что в лесу растут только деревья и кустарники. На самом деле в нем можно увидеть поляны с разными цветами, которых большое разнообразие, очаровывающей красоты. Весной появляются первые подснежники, которыми любуются многие, кто бывает в это время в лесу. Ведь этот нежный, хрупкий цветок сумел пробиться сквозь мерзлую землю и корочку снега. Стоит заметить, что роскошная роза родом также из леса.

В сухих местах, на опушках, среди кустарников цветет фиалка трехцветная, что растет в лесу, радуя глаз своими разноцветными лепестками. В мае можно увидеть белый ковер из цветков кислицы, листочки которой кислые на вкус и содержат большое количество витамина C. Она предпочитает хвойные леса. А вот герань лесная растет в России повсюду. Фиолетовые цветки с пальчатораздельными листьями украшают лужайки лесов, растут у кустарников и оврагов, издавая запах эфирных масел. Многие лесные цветы обладают лечебными свойствами и занесены в Красную книгу.

Осень в лесу

Пришел сентябрь, после солнечных теплых дней наступила сказочная осень. Весь лес покрылся яркими красками: зелеными, желтыми, оранжевыми, красными. Подсохшая трава и опавшие листья утешительно шуршат под ногами. Иногда встречаются красочные осенние цветы, восхищающие глаз. Еще встречаются грибы: разноцветные сыроежки, рыжики, опята. Осень в лесу - это прекрасное время для грибников-любителей. Солнечные лесные поляны украшают гроздья красной рябины, а на кочках болот россыпью лежат бордовые ягоды клюквы.

В воздухе чувствуются ароматы осени: пахнет сыростью, опавшими листьями, засохшей травой. Ощущается холодок и свежесть. Быстрокрылые стрижи и ласточки уже улетели в теплые страны, а другие пернатые еще только готовятся к отлету куропатки, тетерева и рябчики устраиваются на зимовку. Путешествуя по лесу, приятно наслаждаться красотой осенней природы.

В заключение

Нелегко вообразить нашу планету без лесных просторов. Это чудное творение природы таинственным волшебником появляется в жизни человека с первых лет жизни. Лес всегда присутствует в русских народных сказках, рассказах, былинах и является соучастником богатой истории человечества. Он всегда чудесен - при любой погоде и во все времена года.

Растительные сообщества - это не случайное скопление растений, а закономерное, слагающееся и изменяю­щееся в процессе длительного исторического развития объедине­ние видов, произрастающих при однородных условиях. Каждое растение предъявляет свои требования к условиям существова­ния (температура, свет, влажность), поэтому одни растения встречаются в лесу, другие - в поле, на болоте и т.д. В природе одни растения группируются с другими; этим группировкам и дано было название растительных сообществ (фитоценозов).

Крупные растительные сообщества, например леса, луга, по­ля, болота, распадаются на более мелкие: луга - пойменные, суходольные; леса - хвойные, лиственные, смешанные.

К характерным признакам растительного сообщества относятся: ярусность в распределении надземных и подзем­ных органов растений. Так, в лесу можно выделить деревья, ку­старники, травы, мхи. Все они предъявляют различные требова­ния к условиям существования, поэтому в хвойных лесах, где мало света, хорошо развивается моховой покров; дубовые леса светлые, поэтому там много цветковых растений. Ярусность отчет­ливо прослеживается в лесу, когда одни растения своими крона­ми располагаются над другими, благодаря этому на небольшой площади произрастает большее количество растений.

Различную быстроту развития растений в сообществе характеризует не пространственный фактор, как ярусность, а временной. Так, одни растения цветут весной, другие - летом, третьи - весь период; развиваясь в разное время, растения не мешают друг другу в росте.

Смена одних видов другими происходит, когда из-за плохих условий существования одни виды погибают, другие появляются. Например, в заболоченной местности сначала господствующими являются мхи, затем постепенно они уступают место влаголюбивым растениям, которые подготавливают почву для сухопутных травянистых растений и кустарников. Изменение условий жизни является причиной смеши одних растений другими. Так, луг зарастает лесом; на месте леса может появиться болото и т.д. Смена растительных сообществ вызывается колебаниями климата, изменением почвы, влиянием хозяйственной деятельности человека.

Большое значение в жизни людей имеет такое растительное сообщество, как лес. Леса улучшают климат, задерживая влагу; предотвращают смыв почвы и образование оврагов; защищают почвы от ветров; очищают воздух от вредных примесей, предо­ставляя людям место для отдыха и способствуя воспитанию эс­тетических чувств. Лес используется в народном хозяйстве.

При всем разнообразии лесов их можно разделить на опре­деленные группы растительных сообществ, сходные по своим природным свойствам. Тип леса, как правило, устанавливают по пре­обладающей породе деревьев.


Дубравы. Деревья в дубравах располагаются ярусами: в пер­вом (верхнем) ярусе дуб; во втором - клен, липа, вяз, ясень; в третьем - дикая яблоня; и четвертом - листопадные кустарни­ки и подлесок. Мощные дубы, сопутствующие деревья и кустар­ники (липа, вяз, ясень) образуют в дубравах густую массу лист­вы, сквозь которую с трудом пробивается свет. В России произра­стает 19 видов дубов. Наиболее распространен дуб летний.

Ранней весной в лесу можно увидеть целую гамму цветов - голубой, синий, желтый, белый. Это цветут раннецветущие растения: ветреница дубравная, анемон, желтая ветреница, хохлатка, чистяк весенний. Затем начинают распускаться все деревья, послед­ним распускается дуб. В конце мая начинают цвести кустарники, зацветают травянистые растения: сочевичник, звездчатка, лан­дыш, зеленчук и живучка.

Летом дубравы выглядят однотонно, осенью снова преобража­ются за счет изменения цвета листьев дуба, ясеня, клена, липы. На этом фоне особенно отчетливо выделяются красные ягоды калины, глазки бересклета бородавчатого.

Дуб достигает высоты 50 м. Первые 10-12 лет он растет очень медленно - по 10-15 см в год. Живет дуб до 500-1000 лет. Древесина его очень ценный строевой и поделочный материал. Кору используют для дубления кож. Отвар из коры применяют в медицине. Желуди - хороший корм для свиней, из желудей приготовляют суррогат кофе.

Коротко остановимся на характеристике отдельных предста­вителей растительности дубрав.

Копытень. Растение имеет кожистые, вечнозеленые, округлой формы листья, напоминающие след копыта. Зимой под снегом листья остаются зелеными. Цветы темные и невзрачные, сидят около земли. Размножается копытень с помощью корневища.

Фиалка удивительная. Рано весной появляются душистые красивые цветки этого растения. Особенностью фиалки удиви­тельной являются ее цветки, которые отличаются тем, что они бесплодны, хотя и происходит самоопыление. (За эту особенность Карл Линней назвал ее удивительной.)

Зеленчук. Растение имеет темно-зеленые, мягкие, часто с се­ребристыми пятнами листья. Цветущие побеги вертикальные, а вегетативные - ползучие.

Живучка. Невысокое растение с розеткой ярко-зеленых, чуть блестящих прикорневых листьев и длинным ползучим корневи­щем. Синие цветки собраны в колосок. Цветет в конце весны, но распространяется с помощью корневища. Круглый год у нее зеленые листья, за что она и получила свое название.

Сныть. Растение с крупными тонкими листьями. Растет чаще на полянах. В некоторых районах местное население молодые черешки сныти кладет в щи вместо капусты.

Вороний глаз. Растение ядовитое. Свое название получило благодаря крупной черной ягоде, которая располагается между четырьмя крестообразно расположенными крупными листьями.

Ельники. Сумрачен и угрюм еловый лес, он круглый год зеленый. В этом лесу мало кустарников и травянистых растений. Большая часть растений имеет вечнозеленые листья (брусника, грушанка, плауны), создавая постоянный зеленый покров.

Ель - теневыносливая порода, не любит песчаную и заболо­ченную почву. Создавая сплошной полог, уравнивает температу­ру: под пологом ели климат более ровный. У нее развиваются боковые корни без стержневого корня, поэтому от сильного ветра ель опрокидывается. Цветет в конце мая; мужские цветки собра­ны в небольшие желтые шишечки, а женские находятся в крас­ных семенных шишках.

Древесину ели используют в целлюлозно-бумажной промыш­ленности, судостроении. Из ели добывают смолу, деготь, скипи­дар, канифоль, дубильные веществе и др. Из ее древесины изго­тавливают музыкальные инструменты. Семема - питательный корм для белок и птиц. Ель служит хорошим декоративным де­ревом в парках, особенно при посадке группами.

Поздно пробуждается травянистая растительность в еловом лесу. В конце мая расцветают целые ковры кислицы. Тогда же цветут седмичник, майник и брусника. Летом зацветает грушан­ка, зимолюбка. Цветки можно видеть все лето, многие из них имеют белую окраску для привлечения насекомых, однако боль­шинство растений размножается вегетативно. В еловых лесах много грибов.

Грушанка - небольшое растение с вечнозелеными листьями грушевидной формы; цветки белые и собраны в слегка поникшие кисти.

Кислица - небольшое растение с тройчатыми мягкими листь­ями. Листья съедобны (отсюда иногда название «заячья капу­ста»). На ночь листья складываются и пробуждаются с восходом солнца, это приспособление для защиты от испарения и губи­тельного действия росы. Цветки белые с розоватым оттенком.

Зимолюбка - полукустарник с вечнозелеными блестящими разрезанными листьями, цветет в июле. Красноватые цветки со­браны в кисть, напоминая грушанку.

Майник двулистный - маленькое растение с одним или двумя листочками и соцветием из белых цветков, напоминающих лан­дыш. Цветет весь июнь, в конце лета появляются плоды в виде оранжево-красных ягод.

Огромную роль в жизни ельников играют мхи.

Сосняки. Сосна - очень неприхотливое растение. Растет она на песках, торфяных болотах, камнях; светолюбива, не выносит затенения. Сосна не имеет постоянных спутников, как дуб или ель. В сосняках можно встретить разнообразные растения. В за­висимости от развития травяного покрова сосняки называют чер­ничниками или брусничниками. В них сильно развиваются мхи, папоротники.

У сосны очень ценная строительная древесина. Из смолы по­лучают скипидар, канифоль. Хвою и почки сосны используют в медицине. Семена служат кормом для белки, клеста.

Растения соснового леса.

Можжевельник - вечнозеленый хвойный кустарник со съедобными ягодами. Древесина его твердая и используется для токарных работ.

Вереск невысокий вечнозеленый кустарник с узкими, похо­жими на иглы листьями и массой пахучих сиреневых цветков. Цветет в конце июля - начале августа.

Толокнянка - небольшой вечнозеленый кустарник с блестящими кожистыми листьями, удивительно похожий на бруснику, но имеет ползучий стебель и длинные ветви.

Под соснами встречаются два любопытных растения - очи­ток и молодило. Очиток - небольшое растение с толстыми сочны­ми листочками и желтыми или темно-розовыми цветками, собранными в кисть. Сочные листья молодила собраны в шаро­образную розетку, которая похожа на луковицу. Цветет очень редко.

На песчаных почвах соснам сопутствует песчаная овсяница с тонким стеблем и узкими, свернутыми листьями. Это тонконогий сизый невысокий злак. На песках всегда можно встретить ястребинку волосистую с розеткой маленьких, сильно опушенных листочков. Растут в сосняках кошачьи лапки - небольшие серебристо-белые растения с сухими розоватыми или беловатыми цветками. На вершинах песчаных бугров встречается прострел с рассеченными листьями и очень крупным одиночным лиловатым цветком, окруженным снизу серебристо-белым опахалом.

Березняки. Трудно представить наши леса без березы с ее белым стволом и пушистой, раскидистой кроной. Чаще всего встречается береза бородавчатая (ее веточки покрыты желтова­тыми бородавками, листья мелкие и слегка опушенные). Порода эта светолюбивая, нетребовательная к почве, растет быстро и к 40 годам достигает высоты около 30 м.

Береза идет на поделки, на изготовление фанеры. Из бересты делают кузовки, плетеные сумки, посуду. Из березы получают деготь, сажу. Березовый сок приятен и является целебным. В ме­дицине используют почки этого дерева. Березовые дрова дают больше всего тепла. Почки и побеги - хороший корм для птиц.

Постоянно в березняках встречаются рябина, шиповник. По вырубкам разрастается малинник со своими целебными ягодами.

В березняках отчетливо прослеживается смена времен гола. Весной появляются желтые цветки баранчиков, или первоцвета, соцветия которого собраны в бараний рог и образуют целые поля. В середине мая появляется купальница, ее золо­тисто-желтые шары мелькают среди зелени до середины июня. Лесная герань цветет в июне и июле. Плоды похожи на клюв журавля, поэтому ее называют еще журавельником. В середине августа листья у нее становятся пурпуровыми. Мелкие желтые корзинки золотой розги собраны в кисти, цветет с конца июня до сентября. Среди травы можно увидеть лесной колокольчик с темно-голубыми крупными цветками. Цветет в нюне - июле. На ночь цветок склоняется, предохраняя пыльцу от сырости.

Много в березняках злаков. Вейник лесной - крупный злак с большой, раскидистой метелкой. Много осок. На сырых местах встречается таволга вязолистная с метелкой ароматных цветков.

Урок окружающего мира

Тема урока: Лес – природное сообщество.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

1. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

2. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

3. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

4. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

растений, животных, мультимедийная презентация, атлас-определитель «От земли до неба», карточки с заданиями для групповой работы, карточки для самооценки.

Действия учителя

Действия учеников

1.Мотивация

к учебной

деятельно-

У меня хорошее настроение. А у вас? Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Закройте глаза (Включается запись пения птиц).

Представьте, что вы на лесной полянке, ярко светит солнышко, весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнять трудные задания.

2.Актуализа-

ция знаний

Ребята, отгадайте загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает,

Весной опять оживает.

Мы уже изучали лес, как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы "рассматривая его под микроскопом".

А что же такое лес? Что вы уже о нем знаете?

Сейчас ваша одноклассница расскажет «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес», а вы сделаете из нее вывод.

«Один художник решил нарисовать лес.

Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи, они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался лесовик. Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

Вот это настоящий лес! - сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!».

Итак, что же такое лес? (Слайд№4 ).

-Ученые называют лес природным сообществом. Как вы это понимаете?

Что такое сообщество?

А в словаре Ожегова это слово объясняется так:

Лес – это природная зона, которая находится южнее зоны тундры. Обитатели леса:

животные, насекомые и птицы. Растения в этой зоне многообразны: деревья, кустарники, травы, грибы, ягоды (Слайд №2 ).

Слайд №3.

Лес - целый мир, в котором обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, а ещё больше скрыто от наших глаз.

Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

Сообщество –

1.Объединение людей, имеющих общие цели;

2.Группа растительных и животных организмов, живущих вместе.

Целеполага-ние и планирова-ние предстоя-

щих действий

Как вы думаете, чем мы займемся на уроке? Какую цель вы себе поставите на урок?

Сформулируйте тему урока (Слайд №5 ).

Чтобы изучить лес, как природное сообщество, нам нужно определить план наших действий. На слайде №6 есть план, но пункты перепутаны. Поставьте их в правильной последовательности.

(План записывается на доску).

Изучить лес, как природное сообщество. Проследить взаимосвязи в сообществе, познакомиться подробно с растениями и животными леса. Доказать, что лес является природным сообществом.

«Лес–природное сообщество».

Дети рассуждают и переделывают план.

1)Узнать, как располагаются растения в лесу.

2) Изучить обитателей леса.

3)Выявить взаимосвязи между обитателями леса (невидимые нити).

Систематизация знаний с

элементами исследова-

Физкультми-

Первичное закрепление с проговариванием

Закрепление

Рефлексия

Домашнее задание

Первый пункт плана помогу вам выполнить я.

Рассмотрите слайд «Смешанный лес» (слайд№7 ). Чем является лес для живых организмов? Какой это дом?

- Верно.Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. (На доске появляется модель многоэтажного дома в виде лесенки).

Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей.

2) Растения с мягкими зелеными стеблями.

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем.

4)На горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

На самой земле вместе с грибами растут мхи и лишайники.

Расположите названия ярусов в порядке уменьшения (на доске)

Итак, скажите, как располагаются растения в лесу? Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами?

Далее мы будем изучать обитателей леса: (растения, животных, грибы), и выявлять взаимосвязи между ними (2 и 3 пункты плана). Для этого разделимся на группы: ботаники, зоологи, экологи и отдельная группа ученых, которая будет изучать грибы.

1 группа – ботаники – будет изучать растения леса.

Задание: рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа-определителя и заполните таблицу (написать по 3 растения, которые растут в лесах нашего края).

Ярусы леса

Ответить на вопрос:

Какое значение имеют растения для животных?

2 группа – зоологи – будут изучать животных леса.

Задание: приведите примеры животных нашего края (с помощью атласа-определителя) и заполните таблицу:

Животные

на деревьях

Ведут наземный образ жизни

насекомые

земноводные

насекомые

пресмыкающиеся

млекопитающие

млекопитающие

млекопитающие

Составьте рассказ о животных, заполните пропуски.

«Весь лес от верхушек деревьев до земли заселён …. В нашем крае обитают разные животные, которые:

Обитают в почве: …, …, ….

В лесу нелегко найти животных, потому что ….

Животных в лесу …, чем растений.

Животные имеют для растений большое значение, например белка…»

3 группа – экологи – будет составлять цепи питания. Задание:

Составить из карточек 2 цепи питания, характерные для нашего леса.

1. Дятел, жук – короед, кора дуба,

2. Муравьи, листья дерева, медведь, гусеницы.

Привести пример экологического равновесия на примере взаимоотношения дерева и жука - короеда.

а) Страшен ли жук короед молодому дереву?

б) А когда дерево стареет?

в) Пользу или вред наносят короеды лесу?

4 группа ученых будет изучать отдельную группу - грибы. Задание: прочитать текст на с. 179 учебника и ответить на вопросы:

1. Как грибы связаны с растениями?

2. Как грибы связаны с животными?

3. Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?

Группы выполняют задания.

А сейчас немножко отдохнем. Выполним физкультминутку.

(«Мы старались, мы трудились»).

Группы выступают по очереди. По мере выступления на экране появляются слайды.

1)Ботаники: Слайды№8-11.

2)Зоологи: Слайд №12.

3)Экологи.

4)Отдельная группа ученых, изучающих грибы.

Сделаем выводы из наших исследований. В начале урока было сказано, что лес является природным сообществом. Приведите доказательства, что это действительно так. Расскажите о взаимосвязях между обитателями леса.

Итак, все живые организмы леса живут сообща. Мы доказали, что лес является природным сообществом.

Работа в парах. Решите экологические задачи на с 180-181 учебника. «В лесу складывается экологическое равновесие. Вот пример: живущие здесь мыши и полевки поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? А потому что в лесу…Закончите это объяснение. Приведите другие примеры экологического равновесия в лесу.

Что необходимо сделать в конце урока?

Какую цель ставили перед собой на уроке?

Как вы думаете, достигли вы цели?

Что было на уроке трудным? Интересным?

Проанализируйте свою работу на уроке. На карточке отметьте «+» те высказывания, с истинностью которых вы согласны.

1. Я знаю, что такое сообщество

2. Я знаю, почему лес называют многоэтажным домом.

3. Я знаю животных и растения леса

4. Я понял, как взаимосвязаны все обитатели леса.

5.Я доволен своей работой на уроке.

Слайд №13.

С. 175-182, изучить материал учебника, ответить на вопросы.

Для желающих – творческое задание:

Кто желает стать доктором - изготовить книжку-малышку «Зеленая аптека» (О лекарственных растениях леса).

Кто желает стать писателем – найти пословицы, поговорки, загадки о птицах и животных, оформить их в книжку-малышку.

У кого «золотые руки» - изготовить кормушки для птиц.

Кто желает стать художником – нарисовать плакат в защиту лесного сообщества.

Домом. Этот дом многоэтажный.

Кустарники.

Трава, цветы.

Деревья - хвойные, лиственные.

Деревья, кустарники, травы, грибы, мхи и лишайники (Дети прикрепляют карточки на доску).

Они расположены ярусами (этажами). Деревьям нужно много света, это светолюбивые растения. Другим растениям его требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев. Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу своё место.

1группа – ботаники:

Ярусы леса

шиповник

земляника

ветреница

Растения являются средой обитания для живых организмов, растения являются пищей для животных, растения вырабатывают кислород для дыхания животных.

2 группа – зоологи:

Животные

на деревьях

Ведут наземный образ жизни

жук-короед

жук-могиль

«Весь лес от верхушек деревьев до земли заселён (животными). В нашем крае обитают разные животные, которые:

Живут на деревьях, например, …, …, …

Ведут наземный образ жизни: …, …, ….

Обитают в почве: …, …, ….

В лесу нелегко найти животных, потому что они прячутся в листве деревьев, в траве, кустах.

Животных в лесу больше, чем растений.

Животные имеют для растений большое значение, например белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, таким образом, распространяя семена».

3 группа – экологи:

1. Кора дуба, жук-короед, дятел, ястреб.

2. Листья дерева, гусеницы, муравьи, медведь.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Для леса это польза.

4 группа – отдельная группа ученых:

1. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

2. Грибами питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, насекомые. Также грибы являются лекарством (мухомор).

3.Грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов, отмершей листвы.

Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи.

Растения не могут жить без животных, а животные без растений. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.

Например, животные распространяют семена. Растения дают животным укрытие, кислород для дыхания, пищу.

Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями, грибами питаются и лечатся животные, грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу.

Потому что в лесу существуют животные, которые питаются мышами, например, лиса, медведь, сова.

Подвести итог.

Изучить лес и доказать, что он является природным сообществом.