Российские промыслы. Народные промыслы

Подмосковное село Богородское расположено недалеко от г. Сергиева Посада. Промысел резной деревянной игрушки возник в 16-17 веках. Можно выделить два вида игрушек: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манера богородской резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца. Как правило, игрушку не расписывали, сохраняя натуральный теплый цвет дерева, но иногда делали раскрашенные игрушки. Тематика разнообразна: крестьяне, охотники, военные, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Городецкая роспись.

Этот художественный промысел сложился к середине 19 века в старинном волжском городе Городце. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни, ворота резьбой, росписью и инкрустацией сложился очень давно. Позднее стали расписывать сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки. Особенности городецкой росписи – чистые яркие краски, четкий контур, белые штрихи, придающие условный объем и живописность. Городецкие мастера изображали не только растительный орнамент (цветы, листья, траву, древо жизни), но и сказочных персонажей, жанровые сценки: чаепития, катания на лодках и каруселях…

Хохломская роспись.
Уже в 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в селах и деревнях Нижегородского края. Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображают растения, ягоды, плоды, птицы и рыбы. Узор заполняет практически всю поверхность. Фон может быть золотым, красным, черным.
Гжельская керамика.

В селе Гжель в нескольких десятках километров от Москвы издавна жили искусные гончары. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. С 19 века роспись (цветочный узор) стали делать, в основном, синим кобальтом по белому. Иногда кроме цветочных гирлянд гжельские художники изображают сказочных птиц, пейзажи, картинки из народной жизни.

Скопинская керамика.

Археологические исследования показали, что уже в 17 веке в районе города Скопина, Рязанской области, уже существовал гончарный промысел. Особенность скопинской керамики в том, что изделия ручной работы дополнялись лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Иногда само издели было в форме зверя или птицы. Кроме этого посуда (горшки, крынки, кувшины, миски, кружки, подсвечники) украшалась растительным орнаментом и покрывалась глазурью коричневого, зеленого или желтого цвета. Внешне изделия напоминают ветви старого дерева, покрытого толстой рельефной корой.

Филимоновская игрушка.

Деревня Филимоново находится в Тульской области. Издавна здесь делали посуду и игрушки из местной светлой гончарной глины. Формы игрушек оригинальные, необычные. Фигурки несколько вытянуты, в росписи преобладает 3-4 цвета. Сама роспись – чередование горизонтальных полос по белому, желтому фону. В орнаменте используются также круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Игрушки изображали птиц, сказочных животных, всадников, барынь, бытовые сценки (жених и невеста, катание на тройке и т.д.)

Дымковская игрушка.

Название промысла связано с Дымковской слободой близ города Вятки (сейчас Дымково – окраина Кирова). Изображаются всадники, дамы в красивых нарядах с цветными оборками, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Позы и сами фигурки несколько условны, упрощены. В росписи используются яркие краски, как правило, по белому фону, позолота. В орнаменте используются круги, волнистые линии, полоски, клеточки.

Жостовские подносы.

Жостовский художественный промысел – это декоративная живопись на металлических подносах. Промысел возник в деревне Жостово (Подмосковье). Сначала жостовские мастера расписывали изделия из папье-маше, затем стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, пейзажи, сценки из народной жизни. Изображались розы, пионы, маки, астры, георгины, незабудки, фиалки и другие цветы, гроздья винограда, корзины спелых фруктов и ягод. Форма подносов разнообразная.

Каслинское чугунное литье. Плавильный и сталелитейный завод в городе Касли, Челябинской области работает с середины 18 века. На заводе изготовляли ограды, решетки, посуду и даже мебель. Каслинские литейщики создавали не только монументальные сооружения, но и мелкие скульптуры, декоративные предметы. Чугунные скульптуры получались изящными: мягко струится одежда, перекатываются упругие мышцы – чугун словно оживает.

Русского народного творчества пост
16 самых красивых видов народного искусства России

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

~~~~~~~~~~~



Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярноть и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.


Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка


Крулолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.


Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.


Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.


Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.


Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.


Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

Знакомство с народными художественными промыслами (НХП) России поможет лучше понять дух и культуру народов нашей страны.

Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. А можно ли связать народное искусство с таким словом, как благополучие? А если можно, то о каком благополучии можно говорить? Мастер вкладывает частицу своей души в изделие, которое он создает. Не есть ли это благо?

Работа хороша, если в ней польза и душа.

Не то дорого, что красно золото, А то дорого, что мастера доброго.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.

Народные промыслы и ремесла России

1 группа- резьба и роспись по дереву

1. Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного во всем мире искусства - хох-ломской росписи. В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владения Троице-Сергиева монастыря. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство золоченой деревянной посуды. Деревянная посуда с самых древних времен употреблялась русским человеком. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется.

Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Работа очень трудоемка. Белая неокрашенная посуда сначала просушивается, а затем покрывается жидким слоем глины, которая закрывает поры дерева. Предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли 3-4 раза. Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической. По проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливать в печь, под влиянием высокой температуры лак темнел, и серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск. В росписях Хохломы преобладают изображения растительных форм или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Несмотря на то, что в последнее время появились и новые центры хохломской росписи, ведущими по-прежнему остаются «коренные»: фабрика в селе Семино Ковернинского района и объединение в городе Семенове Нижегородской области.

2. Родившаяся в 30 километрах от Хохломы Городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Городецкие краски пылали всей палитрой. Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись - холодная. Ягоды, листья, цветы - у Хохломы; сюжетные картинки «мещанского быта» - у Городецкой росписи.

3 . Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел резьбы по дереву находится в селе Богородском. Здесь на рубеже XVI-XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку. В XIX веке в игрушке появились многофигурные композиции, а сами изображения фигур стали более динамичными. Для изготовления игрушки издавна применяется древесина липы, ольхи или осины.

С начала возникновения богородского промысла местные кустари изготовляли для посадских игрушечников лишь отдельные части, из которых сергиевцы собирали уже целые игрушки. Потом богородцы стали изготовлять игрушки «в белье», т.е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева Посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу. Богородский промысел имеет активную тенденцию к развитию. Кадры мастеров готовятся в местной профтехшколе и художественном училище, расположенном в Загорском районе.

4. В середине 90-х гг. XIX столетия жена русского мецената И. Мамонтова привезла из Японии деревянную токарную разъемную куклу, которая представляла собой фигурку восточного мудреца. Привезенная кукла заинтересовала членов абрамцевского кружка, и было решено создать свою, русскую Матрену по образцу японской игрушки. Считают, что первые образцы матрешек были расписаны художником С. Малютиным и выточены токарем В. Звездочкиным. Русская Матрена была отмечена на Всемирной выставке в Париже. В Сергиевом Посаде матрешка появилась в 1902 г. Малютинский вариант росписи матрешки стал образцом для массового повтора.

Группа 2- художественная керамика

1. К юго-востоку от Москвы находится бывший волостной центр - Гжель. Происхождение этого названия связываю со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.

Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. В середине XVII века в этих местах были обнаружены беложгущиеся глины. Эти глины как нельзя лучше подходили для аптекарской посуды. Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство гжельской майолики - покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку - так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью.

В начале XIX века гжельцы решили добавить в свои глины известь, так получили полуфаянс. С этого момента и начинают расти знаменитые синие цветы. Листья и бутоны на белом фоне - исключительная гжельская традиция, которой не найдешь больше нигде в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом - синей краской - становится классическим. Тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появились лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным. Научившись в 1820 году делать тонкий фаянс, гжельские мастера стали постигать тайны фарфора. Фарфор Гжели из-за массовости производства стал доступен многим. Было время, когда гжельский промысел пришел в упадок, сократилось и заводское производство. Виной этому - война начала XX века, разруха после революции, отсутствие сырья и топлива. К началу 80-х годов фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом.

2 . Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые игрушки, конечно, дымковские. Их изготовляют в слободе Дымково под Вяткой. Еще в XIX веке многие путешественники с восторгом описывали забавный вятский праздник «Свистунья». Во время этого праздника жители Вятки гуляли, плясали, пели и свистели в расписные свистульки из глины.

Дымковские игрушки большие, сложные, с множеством деталей. Глину специально готовят, замешивают «тесто», из которого лепят фигурки, потом обжигают их в специальной печи, чтобы были прочнее, деревянной палочкой прокалывают отверстие для свистка. Коричневую глину покрывают белой краской из молока и мела, расписывают яркими цветами и украшают тоненькими квадратами настоящего золота. Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, петухи, индюки, барыни, няньки.

3. Знаменита своими игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Глина здесь не коричневая, а белая, она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые: это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. А сколько разных узоров из точек, звездочек, полос и кружочков придумывают филимоновские мастера!

4. На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополь, делают совсем другие игрушки. Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платках и барынь в шляпках, идущих с базара с покупками, мужичков-гармонистов в лаптях и кафтанах.

Группа 3 - художественная обработка металла

1. Изделия из металла составляют важную и непременную часть повседневной жизни людей. Многообразие художественно-технических приемов позволяет делать из него вещи самого разного назначения.

В середине XVIII века развивается в Великом Устюге искусство северной черни. На металлической поверхности предмета специальными инструментами - штихелями - выполняют гравировку. Гравированный рисунок заполняют порошком черни, то есть сплавом сернистых окислов серебра, меди и свинца. После этого изделие подвергают обжигу, при этом от высокой температуры чернь расплавляется и прочно заполняет углубления. Затем поверхность шлифуют. В Вологодской области и сейчас выпускают высокохудожественные предметы: шкатулки с изображением исторических событий и сказочных сюжетов, кубки, стопки, ювелирные украшения (броши, запонки, браслеты, серьги и кулоны).

2. Эмаль, древнегреческое название финифть, - техника, применяемая в ювелирном искусстве: легкоплавкое стекло, которое образует после обжига на поверхности украшаемого предмета тонкую прозрачную или непрозрачную, цветную или бесцветную однотонную пленку. Художественная эмаль - средство цветного обогащения металлического изделия. Эмаль возникла, по-видимому, в I тысячелетии до н. э. в Восточном Средиземноморье. На Руси оригинальная перегородчатая эмаль возникает в начале X века. В XVI-XVII веках в России получила развитие многоцветная прозрачная эмаль, живописная уральская эмаль. Изготовлялись чаши, блюда, тарелки, венцы, оклады Евангелия для подарков. В Ростове в XVII-XIX веках изготавливались иконы и другие изделия в технике расписных эмалей.

3. Мстерский промысел Владимирской области развивался в XIX веке, где обработка металла начиналась с изготовления чеканных окладов к иконам, выполняемым местными живописцами. Для украшения подносов, подстаканников использовали гравированный орнамент в виде скромных букетиков, веточек, розеток. Участки гравированного рисунка, как правило, золотили и полировали. Остальная поверхность металла оставалась матовой. Работа с филигранью расширила декоративные возможности изделий. Ажурный орнамент стал использоваться как накладной декор в вазочках и стопках из металла.

Группа 4 - декоративная роспись на металле и лаковая живопись

1. Сто с лишним лет назад подмосковные крестьяне братья Вишняковы откупились от кое-

собственную мастерскую. Они решили расписывать металлические подносы. Жостовские подносы

могут быть овальными, округлыми, прямоугольными и фигурными. Металлическую заготовку больше не выколачивают вручную, как раньше, а прессуют на станке. И фон бывает не только черным, но и золотым, зеленым, кремовым. Фон делают со всей тщательностью, соблюдая определенную последовательность: поверхность дважды промазывают маслом с олифой, сушат и шлифуют, кладут три слоя черного грунта, дважды покрывают черным лаком и снова слегка шлифуют. Расписывают подносы только масляными красками и только беличьей кисточкой. Мастер работает сразу на нескольких подносах и использует по очереди каждую краску. При этом он строго придерживается очередности операций, каждая из которых имеет свое назначение.

2. Федоскинская лаковая живопись на протяжении истории своего развития ориентировалась на образцы русской классической живописи. От нее же она восприняла технику многослойного письма масляными красками. На шкатулках, табакерках получили отражение сюжеты русского лубка, старинных гравюр, переложенные на язык миниатюрного письма. Сюжеты летних и зимних поездок в упряжке трех коней закрепились в федоскинской живописи на долгие годы. «Тройки», «чаепития», пейзажи Подмосковья стали своеобразными символами России. Федоскинская миниатюра выполняется всегда в окружении черного фона коробки. В искусстве Федоскина присутствуют и приемы откровенно декоративного орнаментального оформления изделий: цветная клетка - «шотландка», роспись «под черепаху», инкрустация сканью, цировка, напоминающая игру гравированного по металлу рисунка под слоем прозрачной эмали.

3. В наши дни Палех не просто популярен - он знаменит. Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры, уходящее своими корнями в художественную культуру Древней Руси. Изделия палехских художников из папье-маше: шкатулки, коробочки, пудреницы, броши, ларцы, расписанные темперой в ярком декоративном стиле и затейливо орнаментированные золотом, - расходятся по всему миру. Лаковая живопись на папье-маше расцветает в четырех основных центрах народных промыслов России: Федоскине, Мстере, Холуе, Палехе.

Композиция миниатюры смело раскладывается на плоскости в виде фигурной цветной мозаики. Рисунок всегда выразителен по силуэту и лаконичен, внутри проработан золотыми линиями. Эта штриховка придает всему изделию законченность и напоминает насечку золотом, также ювелирные эмали.

Группа 5 - вышивка, кружевоплетение, платки

1. Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России, - это вышивка и кружево.

Вышивка в прошлом была присуща каждому наооду как наиболее доступный способ создания. В северных районах России вышивали узор -изображали животных, птиц, людей; для средней полосы более характерны геометрические фигуры, а для южной России - обилие цветов.

Вышивной крест издавна украшал национальные костюмы всех славянских народов. Полотенца, расшитые крестовым орнаментом или рисунком, изображающим бытовые сценки (рушники), были обязательны в каждом жилище и являлись необходимым обрядовым предметом. Сложность вышивки крестом заключается в том, что нужны специально разработанные по клеткам рисунки.

Гладью называется вышивание прямыми или косыми стежками, заполняющими плоскость узора. Многоцветная художественная гладь необходима при вышивании по рисункам, приближенным по форме и цвету к натуральным предметам, с передачей тональных переходов, и применяется в отделке платья, скатертей, подушек, ею создаются панно, картины, портреты, пейзажи.

Много веков назад родилось в Торжке удивительное золотошвейное искусство. Традиции новоторж-ского золотого шитья складывались на протяжении столетий. Основной узор здесь составляли из веток с розами, бутонами, листьями дуба, колосьями злаков. В растительные мотивы включались изображения птиц. Золотошвеи выполняли различные заказы военных ведомств, вышивали знамена, пояса...

2. В России кружевоплетение распространилось ближе к XVII веку, то есть гораздо позже вышивки. Кружевной промысел в России процветал в многочисленных мастерских при барских усадьбах. Крепостные крестьянки обязаны были следовать западноевропейским образцам.

Вологодское кружево - самое известное, оно выплетается там с 1820 года. Особое внимание уделяется штучным изделиям: знаменитым воротникам, пелеринам, шарфам, перчаткам, салфеткам. Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. С рисунка, из линий и точек, мастерица создает кружево, переставляя многочисленные булавки с навитыми нитями. Выплетают кружево с помощью пар гладких деревянных палочек-коклюшек. Коклюшки имеют специальные углуб ления на концах, на которые намотаны нитки. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется.

3. В XIX веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготавливают прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как в России, так и за рубежом.

Не менее знамениты в России и в мире оренбургские платки. Уральские казачки, знавшие кружева и вышивание, стали использовать в вязке растительный орнамент - живые мотивы природы. Длинными зимними вечерами вязали они нежные шаг1и и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки.

Народные художественные промыслы - это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов прекрасным образом сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны не только в России, но и за ее пределами.

Хохломская роспись

Это старинный русский народный промысел, который зародился в Заволжье в конце 17 - начале 18 веков в селе Хохлома. Хохломская роспись бывает нескольких типов: красной, черной, зеленой красками на золотистом фоне и наоборот, когда золотые узоры расположены на цветом фоне. На деревянных ложках, ковшах, мисках талантливые мастера рисуют самобытные орнаменты: листья берез, кленов, рядом с которым алеют спелые ягоды калины и рябины и все это "рассыпается" по золотому ковру.

Жостовская роспись

Это лаковая роспись подносов. Главный мотив росписи - цветы, а точнее - целый цветочный букет, который красуется на черном или красном фоне. Особой отличительной чертой жостовской росписи является то, что художник пишет не с натуры, а импровизирует, включает свою фантазию.

Зародилась роспись в подмосковной деревне Жостово, где сначала делали лакированные табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки из папье-маше. Однако действительно мировую известность жостовские мастера обрели благодаря красивым расписным подносам. Жостовская живопись может даже светиться и переливаться, если художник использует перламутровые кусочки и накладывает их прямо на поднос. Расписывают подносы масляными красками мягкими беличьими кисточками. В процессе работы мастер держит поднос на колене и, когда необходимо, его поворачивает. Рука с кистью при этом опирается на деревянную планку, которая лежит поперек подноса. Рисунок появляется путем нанесения быстрых и точных мазков. Каждый жостовский поднос - уникальная авторская вещь.

Ростовская финифть

Зарождение этого художественного промысла произошло в 18 веке. Финифтью украшали оклады икон, на медных пластинках рисовали иконы. Финифть была деталью одежды священнослужителей, церковной утвари, украшала обложки-оклады рукописных икон.


Что такое финифть? Это вид искусства, в котором используется сочетание эмали и металла. Часто финифть соседствует с золотом, самоцветами, шитьем, ажурными узорами. Изначально на рисунках изображали исключительно сюжеты из Священного Писания, но позже стали делать женские украшения, на которых расцветали пышные цветочные букеты, красовались яркие фольклорные сюжеты. Предметы, украшенные ростовской финифтью, приобретают красочность, яркость, уникальность. Наносится рисунок специальными огнеупорными красками, которые до обжига имеют обычный серый оттенок, и лишь позже становятся разноцветными

Палехская лаковая живопись

На Владимиро-Суздальской земле есть село Палех, рядом с которым протекает речка Палешка. Жители этого села славились своим талантом и мастерством иконописи. Палехские художники расписывали церкви, храмы по всей России. Однако со временем это мастерство оказалось никому не нужным, Палех становился забытым, вымирал. Новое веяние в село принесла лаковая живопись на шкатулках из папье-маше. Сюжеты выбирались различные: богатыри, парусники в синем море, девица, заточенная в башне. В этой росписи сочетаются лучшие русские традиции и народный фольклор.

Русская матрешка

Матрешка - это не просто изделие народного промысла, это настоящий символ России, любимый сувенир иностранцев, побывавших в нашей стране. Матрешка делается из дерева и с помощью красок "одевается" в русский народный костюм. Также матрешек можно расписывать в разных стилях: "гжель", "хохлома", "палех", "жостово".

Дымковская игрушка

На Вятской земле в слободе Дымково мастера лепили из обычной красной глины посуду и игрушки-свистульки, которые позже обжигали в печи и раскрашивали. Сейчас дымковская игрушка считается одним из самых старинных народных промыслов России. Мастера с помощью глины воплощают в жизнь любые сюжеты. Но не только людей лепят дымковские мастера, о животных тоже не забывают: индюки, петухи, утки с утятами, барашки и многие другие.

Волшебная гжель

Гжельская керамика - это высокохудожественные изделия народного промысла. При росписи используется кобальт, который и дает рисунку характерный яркий синий цвет. Таким образом расписывались практически любые керамические предметы: от посуды до декоративных статуэток. Характерные мотивы гжели - большие цветы, листья, травы.

Вологодское кружево

Любовались ли Вы хоть раз морозными узорами на оконном стекле? Если да, значит можете себе представить, как красиво вологодское кружево: ажурные узоры, сказочная красота. Дорогие кружева украшали одежду бояр и даже царей. Сейчас кружева плетутся, как и в старину, с помощью деревянных коклюшек, а в специальный валик втыкают булавки, вокруг которых обвиваются нити. Однако известны не только вологодские, но и кукарские кружева, которые плетутся на Вятской земле.

Плетение из бересты

Изготавливали предметы из бересты, наверное, практически во всех российских губерниях. Лапти, плетеные короба, корзинки, шкатулки, детские игрушки - все это плели из бересты. Бересту собирают в самом начале лета, когда сок прекращает свое движение по стволу дерева. Собранную бересту чистят, режут на полоски, из которых потом и получаются: обувь, плетенки для хранения крупы и вещей, сумочки и много других полезных предметов.

«Промысел» - это слово, издавна обозначающее какое-либо занятие, за счет которого живет человек. Многие слышали выражения «рыбный промысел» или «народный промысел». Как развивалось значение этого слова? К каким видам деятельности оно применяется?

Определение понятия

Первое значение слова «промысел» - это добыча чего-либо. Зачастую оно использовалось как синоним к слову «дело». Оно обозначало основное занятие человека, которое служило для него источником существования. Это могла быть охота, рыбная ловля с последующей продажей или обменом добытого.

Так, существовал рыбный, тюлений, китовый и другие промыслы. Но промысел - это не обязательно охота. Слово относилось к вырубке леса, добыче минералов, а также различным ремеслам, например, ткачеству, гончарству, резьбе по дереву и т.д. Таким образом, понятие означает либо добывание того, что создала природа, либо создание чего-то своими руками с целью обеспечить себя и свою семью.

«Промышлять чем-то» означало заниматься промыслом. Позднее фраза стала использоваться в переносном значении с негативным оттенком и означала занятие мошенничеством или чем-то подлым, предосудительным.

От промысла до промышленности

Самые давние промыслы - это рыбная ловля, бортничество и охота. В северных регионах главным средством выживания было китоубийство, охота на тюленей, оленей и пушных зверей. На Дальнем Востоке собирали маралий корень, женьшень и другие лекарственные растения, ягоды и грибы. Все популярнее становилось старательство или же добыча золота. Занимались шишкобоем, ткачеством, сапожным, ювелирным и кузнечным делом, добывали мумие.

Постепенно объемы добычи и производства возрастали. В XIX веке возникли фабрики и заводы, заменившие одиночный ручной труд на машинное производство продукции. Слово «промысел» переросло в «промышленность». Появились крупные предприятия добывающего типа, которые занимаются горным, нефтяным промыслом и т. д.

Ткачество переросло в текстильную промышленность, а сапожное дело - в обувную, резьба и обработка дерева нашло отражение в мебельной промышленности. Несмотря на это, некоторые промыслы остались до сих пор.

Прикладное искусство

Художественное прикладное искусство называют народным промыслом. Он является частью традиций и культуры и часто имеет узкий региональный характер, свойственный только для определенной местности

Давний русский промысел - это гжель - синяя роспись белых фарфоровых изделий. Она зародилась в деревнях Гжельской волости Московской губернии в XVIII веке. Другие известные народные занятия России: хохлома, дымковские игрушки, городецкая роспись по дереву, вышитые павлосадовские платки и изготовление тульских самоваров.

Изготовление матрешек тоже стало народным промыслом. Занятие стало популярным, благодаря художнику Малютину, показавшему свое изобретение на Всемирной Парижской выставке в 1900 году. Кукла надежно «засела» в русской культуре и ассоциируется с Россией у всех стран мира.