Самые знаменитые костелы праги. Храмы праги

Один из самых красивых готических храмов Европы, Кафедральный Собор святых Вита, Вацлава и Войтеха. виден с любой части Праги. Перед ним меркнут все остальные достопримечательности Чехии готического стиля, настолько он уникален и неповторим. Расположен он на территории Пражского Града.

Это колоссальное сооружение не имеет аналогов во всем мире не только по своей готической архитектуре, но прежде всего - по своей истории. Собор святого Вита в Праге начал строиться в середине XIV века и был закончен к XX веку. Историки выделяют несколько этапов его легендарного возведения.

  • I этап: 1344-1419 гг. Инициаторами строительства собора выступили архиепископ Эрнест и король Чехии Карл IV. Храм изначально замышлялся как место для коронации, фамильный склеп и королевская сокровищница. Из-за гуситских войн строительство было остановлено.
  • II этап: 1490-1510 гг. Чешский король Владислав Ягеллон хотел закончить строительство великого собора и поручил его Бенедикту Рейту, талантливому архитектору, однако процесс был приостановлен из-за нехватки средств.
  • III этап: 1556-1593 гг. Были предприняты новые попытки достроить собор святого Вита, которые привнесли в архитектурный ансамбль собора элементы барокко.
  • IV этап: 1873-1929 гг. Архитектор Йозеф Краннер представил программу по окончанию строительства собора. Он лично возглавлял ремонтные работы и сумел избавиться от элементов барокко. После смерти Краннера новому архитектору Йозефу Мокеру пришлось заканчивать реконструкцию. Наконец в 1929 году строительство легендарного собора, длившееся почти 600 лет, было закончено.

Особенности готической архитектуры

Кафедральному собору Праги присущи все черты типичного готического архитектурного стиля. От остальных готических сооружений он отличается внушительными размерами и другими особенностями:

  • длина главного нефа составляет 124 метра;
  • длина поперечного нефа - 60 метров;
  • высота Большой южной башни - около 97 метров;
  • высота каменных неоготических башен - 82 метра;
  • высота внутреннего свода - 33 метра;
  • круглое окно в виде розетты - 10 метров.

Три портала собора украшены каменными, а также бронзовыми скульптурами и рельефами. Уникальная особенность - это гаргульи из Средних веков, которые по легенде отпугивают злых духов, а на практике являются водостоками.

Внутреннее убранство

Наибольшее внимание в соборе привлекают необыкновенной красоты цветные витражные окна. Ведь в Средневековье считалось, что свет в храме должен быть особенным, неземным. Когда лучи солнца попадают на окна - собор как будто загорается радужными цветами. Над витражами работали десятки чешских художников, в числе которых был известный Альфонс Муха.

Собор Святого Вита - это католический собор, а также королевская усыпальница и место хранения коронационных регалий, так как до 1918 года здесь проходили коронации чешских королей. В храме захоронены десятки королевских персон и их родственников. Тела императоров и королей находятся в мавзолее Габсбургов и в крипте.

Также в отдельном боковом помещении размещаются семейные капеллы, которые создавались за счет местных дворян. В те времена было большой привилегией иметь свое место для молитв, причем обустроить свою капеллу меценаты должны были самостоятельно, пригласив художников и скульпторов. Покупались даже святые мощи и ценные реликвии для обустройства собственных капелл.

Информация для туристов

Режим работы:

  • с ноября по март: Пн - Сб - 9:00 - 16:00 (воскресенье - 12:00 - 16:00);
  • с апреля по октябрь: Пн - Сб - 9:00 - 17:00 (воскресенье - 12:00 - 17:00).

Цена билетов:

  • Южная башня - смотровая площадка - 150 крон;
  • экспозиция «Сокровища Собора святого - 250 крон;
  • «Пражский град — круг B» - 250 крон;
  • «Пражский град — круг А» - 350 крон.

Как добраться до собора Святого Вита в Пражском Граде

Адрес: III. nádvoří 48/2, Pražský hrad.

Как доехать:

  • На трамвае №22 - до остановки «Pražský hrad».
  • На метро: до станции Malostranská, далее подниматься по старой замковой лестнице.

Свои достопримечательности Прага свято хранит и чтит: в этом городе кафедральный собор является настоящей святыней для местных горожан. Увидев его величие и красоту, оценив его культурно-историческое наследие, туристы прекрасно понимают жителей Праги. А вечером можно отдохнуть у изумительно красивого поющего фонтана . Он также не менее любим и почитаем.

Собор Святого Вита на карте Праги

Один из самых красивых готических храмов Европы, Кафедральный Собор святых Вита, Вацлава и Войтеха. виден с любой части Праги. Перед ним меркнут все остальные достопримечательности Чехии готического стиля, настолько он уникален и неповторим. Расположен он на территории Пражского Града.

Собор святого Вита: по страницам истории

Это колоссальное сооружение не имеет аналогов..." />

Ты уже отпускала. Теперь?
– Иронизируешь, вместо того, чтобы помочь! Даже не знаю. Наверное, в этот раз будет немного больше, чем два раза по два часа. Скажем, “Полдня на Прагу”. Но что выбрать? Парижскую улицу? Квартал Йозефов? Побродить по Старому месту? В какие храмы зайти? Какие на потом оставить? Тебе хорошо, ты уже написал.

– Мы на Староместской площади стоим. Давай отсюда и плясать.

– Я тоже так думаю. Просто здесь и на Ратушу хочется подняться, и в храм Девы Марии перед Тыном зайти, и в церкви Святого Микулаша интерьеры посмотреть. С таким раскладом и полдня на одном месте будем топтаться. А хочется людям город показать! Особенно господам КтоВпрагеНебыл.

– Вот гидовская твоя натура! Теперь влезла в шкуру турменеджеров, которых ругаем, на чём свет стоит! Они, думаешь, как туры планируют? Тоже бедные мучаются, что включить, что выключить…

– …сколько бабла себе в карман положить за сдвиг мыши и удар по клаве! Знаешь, ведь не всем интересны религиозные интерьеры. Давай вот что сделаю. Отдельный пост по Пражским храмам, а? Кому интересно – посмотрит, кому нет – пропустит!

Годится! К Святому Микулашу? Вот и он.

Это начало 18 века, барокко и внутри, и снаружи. Принадлежал он когда-то бенедиктинскому монастырю, а теперь – чехословацкой церкви.

Дева Мария перед Тыном тоже может кое – чем похвастаться. Меня удивило, что по виду костёл – готический, а вот внутри – барокко!

– Он не просто готический. Заложен в 1365 году на месте двух стоявших здесь ранее, один из них был романский. Из-за своих башен, наверно, самый знаменитый и самый узнаваемый. 80-ти метровые башни появились только на рубеже 15 и 16 веков.

И с барокко всё объяснимо – пожар конца 17 века уничтожил много домов на Староместской площади, и Тынский храм не пощадил. Вот он и был покрыт новым, барочным сводом.

– А почему название такое – перед Тыном?

Ничего удивительного. Расположен он перед Тыном – учреждение такое. Там иноземные купцы останавливались, а правитель города им охрану предоставлял за определённую плату. Но это – другая история. Знаешь, что мы с тобой прошляпили?

Уже знаю. Давай узелочек на память завяжем, чтобы потом литературу не перелопачивать, а свои записи посмотреть.

1. Тимпан северного портала, сохранившийся с 1390 года, с изображением страстей Христовых.

2.Внутри – готическая кафедра для проповедей,

3.Готическая мадонна,

4.Готическое распятие начала 15 века (на алтаре, в конце северного бокового нефа),

5. Древнейшая из сохранившихся пражских оловянных купелей (1414). И, пожалуй, ещё каменный балдахин работы Матея Рейсека (1493г.).

Снимать в интерьерах нельзя, просто потом посмотрим.

Следующим выдающимся пражским храмом является Вифлеемская часовня, она тоже в Старом месте находится.

Чем она знаменита? Вроде – ничего приметного!

В ней сам Ян Гус проповедовал! И после его казни – последователи, проповедники. Судьба у часовни не менее трагична, чем история Гуса. То, что мы сейчас видим – точная реконструкция 50-х годов 20 века. Разрушили её в конце 18 века, а оставшиеся три стены были встроены в жилой дом.

Просторная какая!

До трёх тысяч человек вмещала! И кафедра проповедника в центре была, чтобы все слышали!

Теперь у нас костёл Св.Ильи на Гусовой улице. И снова та же история – суровая готика экстерьера и пышное барокко внутри. И только сейчас храм как бы вписан в городскую застройку, целиком его ниоткуда не рассмотришь. А в средние века от был одним из монументальных строений Старого Места.

Интересно, что внутренняя отделка храма принадлежит художнику, Райнеру, который и погребён здесь.

Да, и ещё ты статую святого Мартина Порреса (Перуанского) снял. Я в книжечку его имя записала. Изображается он с животными, потому что был целителем и всем, даже животным не отказывал в помощи и облегчал их страдания.

Даже больные звери приходили лечиться к Мартину. Он легко с ними управлялся и очень заботился о них (что для испанцев было непостижимо), простирая свою любовь вплоть до мышей и крыс и оправдывая их повадки чувством голода. Святой содержал приют для кошек и собак.

Мартин был великим целителем, но самая известная история о нём связана с крысами. Настоятель монастыря был практическим человеком и не питал нежных чувств к грызунам. Он велел Мартину извести их ядом. Мартин внял его повелению, но ему было очень жалко крыс. Он вышел в сад и тихонько их позвал, и крысы тотчас явились на его зов. Он отчитал их за дурное поведение и поведал о яде. Даже пообещал кормить их каждые день в саду, если они перестанут досаждать настоятелю. На том и порешили. Мартин отпустил грызунов, и с тех пор они больше не причиняли хлопот монастырю.

Интересная история. А мы продолжаем знакомиться с пражскими храмами.

И был за то наказан! Комплексный обед билет включал все иудейские храмы, кроме Староновой, ради которой этот поход и планировался! Что же мне теперь было, купить билет и не поехать?

– Съездил, да не туда! Будем синагоги в рассказ о храмах включать?

Здрасьте, приехали! Ты о них в разделе “пивные” расскажи, самое оно будет!

Не смотрю на тебя. Смотрю на синагогу.

Майзлова –

была названа по имени заказчика Мордехая Майсела в самом конце 16 века. Переделки – перестройки, не без этого. А во время оккупации использовалась как склад мебели, отнятой у отправленных в лагеря евреев.

– Что там внутри? Книжки по разному говорят. Старая говорит, что там выставка уникальной коллекции изделий из серебра. Если верить новой – то там экспозиция истории евреев, живших на чешских землях с древних времён до эпохи Просвещения.

Знаешь, уже не помню, фотографировать внутри было нельзя. Но, думаю, это одно и то же – ведь это выставка предметов культа, которые использовались при богослужениях в 153 еврейских религиозных общинах и сотнях частных домов. Знаешь, откуда эти вещи там взялись?

Расскажи.

Опять шпильки будешь вставлять, зачем я в синагоги пошёл?

Не.

Фашисты собирались устроить в Праге “музей исчезнувшего народа”. Поэтому и свозили в столицу Чехии еврейские ценности.

Даже не знаю, что сказать. Давай просто помолчим.

………………

Это-Староновая синагога. Удачный снимок, тут сразу и Еврейская Ратуша в объектив попала.

А на Ратуше аж двое башенных часов. Нижние – с древнееврейским циферблатом. Текст в них пишется справа налево, поэтому идут эти часы, “наоборот”, показывают обратный ход времени.

– А название – Староновая, потому что была старая, а потом была перестроена и стала новая?

– Есть такая версия, что синагогу построили на старом фундаменте. Но мне больше по душе такое объяснение, что на древнееврейском она называлась “временная” – Alt-nai. В переводе на немецкий получилось – Alt-neu, а отсюда и “староновая” на чешском.

– Тут и ритуальный зал есть. Для прощаний?

– И не только. Для омовения тел усопших. И что ты скажешь на то, что это здание – 20 века.

Удивлюсь. Стилизация готическая. Хотя, если подумать и внимательно посмотреть… Это и сейчас ритуальный зал?

Был до недавнего времени, до конца 20 века. Сейчас – музей. Что-то бедноватая коллекция синагог у тебя получается. Хорошо, хоть испанская есть. Сегодняшний мавританско-ренессансный вид она получила в конце 19 века.

– Хотя на этом месте иудейский храм стоял уже в 12 веке. “Испанской” её стали называть, когда в Прагу пришли евреи, бежавшие от преследований инквизиции. Их ритуал был “сефардский” и отличался от “ашкеназских”, которые здесь жили. Испанская синагога служила им несколько лет, а название так и закрепилось.

– Ещё в Праге, в том же Йозефовом квартале есть Высокая синагога, Пинкасова и Клаусова.

В Старом городе у нас ещё церковь Святого Франциска осталась. И Святого Сальватора. Мы этот снимок в рассказе показывали. Давай продублируем, лучше всё равно нет.

– Купол костёла Святого Франтишека Серафинского – старомейстская доминанта. Здесь уже Орден крестоносцев с красной звездой свой вклад в городскую архитектуру сделал.

– И всё? Так скучно? Расскажи ещё, что строили его на месте старого, готического. Про архитектурный анализ не забудь.

– Не кипятись. Не всё так обычно. Посмотри, как он сориентирован. Не восток-запад, а север-юг!

Вот это да! И правда! На нашем снимке это хорошо видно, соседний – Святого Сальватора (Спасителя) имеет правильную ориентацию, Святой Франтишек под прямым углом к нему стоит!

– И давай уже про храм Св.Сальватора пару слов скажем. Он лет на сто старше своего соседа. И если Св.Франтишек стоит на месте готической церкви, то Св.Сальватор вырос из романского, посвящённого Св. Клименту. Как и первый костёл, этот – часть комплекса Клементинума, иезуитского университета.

– А теперь на Малу страну пойдём храмы собирать?

Знаешь, у меня идея появилась. Давай на этой стороне Влтавы останемся и в Новое место пойдём. Там тоже есть, что посмотреть.

– Согласна! Во-первых – Дева Мария Снежная!

Может быть и не во-первых, но уже в неё то зайти точно стоит!

Слушай, а почему этот храм самым большим в Праге называют?

Не путай! Не самым большим, а самым высоким! Это действительно так. Карл IV только ЗАДУМЫВАЛ его в 1347 году, как самый большой, в противовес кафедральному святого Вита. Но так получилось, что отстроить до конца его так и не удалось. То, что мы сейчас видим – всего навсего пресвитерий задуманного храма. С необыкновенно красивым сводом!

– Это свод 14 века?

– Да нет же. Тот ещё выше был, да рухнул в 16 веке. Этот – ренессансный, был занижен.

Это сюда бедные пражане приходили послушать проповеди гуситского проповедника Яна Желивского? Он обличал развращённость и взяточничество служителей церкви и феодалов. И отсюда он в 1419 году возглавил шествие своих сторонников к Карловой площади?

Когда мы будем на площади ты увидишь Новоместскую ратушу, откуда бунтовщики выбросили из окна несколько членов магистрата. Желивски проповедовал в костёле Девы Марии Снежной до своей казни в 1422 году. Но сейчас речь о храмах, давай не будем отвлекаться.

– Хорошо. Только посмотрим на тимпан над воротами. Знаешь, сначала он был помещён на башне костёла, которую снесли в 19 веке. На нём Карл IV изображён. Я его в кружок обвела.

Костёл Святого Индржиха (Гейденрейха) мы мимо прошли. Отправляемся на Карлову площадь. Смотреть костёл Св.Игнатия. Скульптуру Святого Игнатия на фасаде видно издалека и нимб вокруг всей фигуры святого стал предметом разбирательств между иезуитами, которые строили костёл в конце 17 века и церковью.

– Я помню. Нимб над скульптурой Христа внутри собора был гораздо меньше, чем нимб святого Игнатия, что и стало предметом критики. Папа Римский всё же решил спор в пользу иезуитов, одобрил размер ореола, его мы и сейчас видим на самой верхней точке фасада.

Интерьер барочный?

А какой он ещё мог быть в конце 17 века?

– Теперь в православный, к Кириллу и Мефодию? Он всегда был православным?

Что ты! Храмом после постройки в 1735 году он побыл недолго. Уже через 50 лет его упразднили и использовали, как армейский склад. Только в середине 30-х годов 20 века его приобрела православная церковь.

– Здесь и экспозиция есть!

Да, я об этом уже писал в отчёте . Расскажи сама, что помнишь. Ты и в музее откровенно скучала.

Прости. Ты знал об этом, а я нет. И не сразу осознала. Теперь только поняла. После убийства Гейдриха, фашистского наместника Чехии, в мае 1942 года здесь скрывались парашютисты. Нашёлся предатель, который выдал их. Все они погибли в гробнице костёла, отстреливаясь до последнего патрона от окруживших храм гитлеровцев. И покончили там с собой. У них НЕ БЫЛО ВЫХОДА. Экспозиция в крипте рассказывает об этой славной и трагической странице истории борьбы против захватчиков.

– Теперь – в монастырь “На Слованах – Эмаузы”.

Наверное, не успеем. Только мимо пройдём. Почему название такое странное?

-“На Слованах” – потому что он был единственным, где богослужения проводились не на латыни, а на древнеславянском языке. Второй название тоже легко объяснить. При его освящении в 1372 году читалось Евангелие о встрече Иисуса с учениками в Эмаузах.

– А башни? Это что, Карл IV, который основал монастырь такие придумал?

– Ещё один костёл в Новом месте мимо проходим. Святого Яна Непомуцкого на Скалке. А зайти надо было. Ведь с деревянной позолоченной фигуры Яна Непомуцкого отлита его скульптура на Карловом мосту.

Жаль. Но если бы в храм зашли, то уже точно в музей Альфреда Мухи не попали. Зато снаружи особенность храма хорошо заметна. Он очень необычен тем, что возведён на восьмиугольном фундаменте и его башни развёрнуты – одна навстречу другой. Удивительная барочная композиция первой половины 18 века.

– И ещё один храм рядышком, неопознанный. В источниках ничего про него не нашла.

– Это всё, что мы видели в Новом месте. Теперь в Малу страну надо идти. Там тоже недостатка в церквях нет. Но со святым Николаем мало какой сравниться может. И ведь с виду в нём ничего необычного нет. Мы с тобой на Украине и поинтереснее барочные строения видели. Смотри, на этом снимке костёл вместе с колокольней изображён. Интересно, что колокольня принадлежала городу, а не церкви, поэтому у неё свой отдельный, независимый от храма вход. Но если внутрь зайти, то немудрено там надолго остаться. Можно и просто полюбоваться, а можно на детали внимание обратить.

– Знаешь, я клип подготовила на полминутки. Кому захочется на интерьеры в общем взглянуть, то лучше его включить. А про детали мы ведь уже позже узнали.

Знаешь, давай опять “узелочек на память”. А когда ещё поедем в Прагу, то потом по святому Николаю Малостранскому отдельный пост сделаем.

– Да! Самое главное – на фасад обратить внимание. Он скульптурами разных святых украшен. Мы с тобой распишем, кто-где.

– А внутри надо на главный свод посмотреть. Там огромная фреска “Прославление святого Николая”- это крупнейшая в Европе фреска, 1500 кв. метров создана Яном Лукашем Кракером.

И ещё в этом соборе на органе играл Вольфганг Амадей Моцарт, когда в Прагу приезжал.

И вот ещё что интересно. Строили костёл иезуиты с 1703 по 1760 год. Они стремились продемонстрировать победу католицизма над чешским народом, который они считали еретиками. Но в 1773 году Римский Папа Климент XIV орден распустил, и им пришлось проститься с этим прекрасным храмом, а “еретики” стали проводить в нём богослужения. Идём дальше?

– В Костёл Девы Марии Победительницы.

Внутри я не снимала. И у этого храма своя изюминка имеется. Оказывается, церковь стала первой ласточкой барочной сакральной архитектуры. Представляешь, уже в первой трети 17 века!

– Главная его святыня – копия чудотворного образа Девы Марии Победительницы. Образ помогал императорским войскам победить в сражении на Белой горе.

– А в подвале музей Пражского Ангелочка. Знаешь легенду?

Это то самое восковое изображение Иисуса-младенца, которое из Испании привезла в Чехию жена канцлера Вратислава из Пернштейна Мария. Их дочь подарила 47-см фигурку монастырю кармелитов у Девы Марии Победительницы, которому этот храм тогда принадлежал.

Совершенно верно! Монастырь стал получать многочисленные дары от паломников к Чудотворному Ангелочку, а также одежду для фигурки. В музее больше 60 видов разных платьев, даже с Востока и Южной Америки. А сама фигурка постоянно с 1741 года находится в витрине алтаря.

Знать бы заранее, ни за что не прошли бы!

Так ещё поедем. А теперь – к Деве Марии под Цепью. Мы с тобой только на “самые” костёлы внимание обращаем. Этот – один из древнейших Пражских, конца 12-го века. Название “под Цепью” – тоже объяснимо. Расположен он на улице Лазеньской.

Жилая постройка монастыря ордена иоаннитов (были и такие) прилегала к костёлу с северной стороны. Это здание соседствовало с Юдифиным мостом, его Карлов заменил. Раньше улицы на ночь на цепь закрывались. Рядом с такой цепью и был расположен костёл.

– Перед погребением в этом храме находились тела императоров Карла IV, а позже – его сына Вацлава IV.

Смотри, а мальтийский крест над воротами, и ещё один на стене?

– Принадлежал храм первоначально рыцарям Мальтийского ордена. Память об этом до сих пор сохранилась.

– Ещё на Малой стране костёл святого Йозефа есть. На фасаде, над входом, хорошо виден герб. В нём – буква L – напоминает о закладке первого камня в 1687 году императором Леопольдом.

– Не забыть ещё и святого Томаша, то есть Фомы, упомянуть. Высокая башня храма издалека видна.

– Самое интересное внутри храма. Копии двух картин Рубенса над главным алтарём. “Мученичество святого Фомы” и “Святой Августин”.

Оригиналы в музее?

Где ж им ещё быть? В Национальной галерее.

– Из главных пражских храмов у нас остались самый главный -собор святого Вита на Граде. И Лоретта в Градчанах. Я думаю, не буду их в этот пост включать. О Святом Вите, наверное, отдельно напишу. А о Лоретте в Градчанах расскажу.

– Наверное, ты права. И сама устала, и читатели, наверное, уже выдохлись. Как следующую пражскую часть назовёшь? .

Ин. название: англ. Cathedral of St Vitus, St Wenceslas and St Adalbert

Собор святого Вита, полное название Кафедральный собор святых Вита, Вацлава и Войтеха (чеш. Katedrála sv. Víta, Václava a Vojtěcha), - самый главный и большой католический храм в , резиденция Пражского архиепископа. Является частью национального памятника культуры - дворцового комплекса Пражский град. Это духовный символ чешского государства, обязательное место для посещения в рамках классической экскурсии по .

Собор святого Вита - действующий храм, в нем проводятся римско-католические богослужения на регулярной основе.

Краткая история

Храм посвящен трем святым:

  • Вацлаву - покровителю и святому Чехии, основателю ротонды святого Вита. Тело Вацлава перевезено сюда в 938 году;
  • Виту - князь Вацлав поместил в строящуюся ротонду кость десницы (правой руки) святого Вита, которую он получил от императора Генриха I - Птицелова;
  • Войтеху - второму чешскому епискому, убитому прусскими язычниками. Его тело покоится здесь с 1039 года.

Князь Вацлав заложил первую ротонду святого Вита на этом месте в 925 г., но позднее она была снесена как недостаточно просторная для Пражского града.

В 1060 г. чешским князем Спытигневом II на ее месте была построена новая базилика святого Вита, Вацлава и Войтеха.

В 1344 г. императором Карлом IV было начато строительство собора, который должен был служить одновременно католическим храмом (костелом), местом погребения и сокровищницей.

Собор строился почти шесть столетий, с перерывами, под руководством нескольких архитекторов. В 1929 году строительство было торжественно завершено, а здание освящено.

Что посмотреть в Соборе святого Вита

Это величественный готический собор с двумя каменными башнями на западной стороне высотой по 82 метра и одной башней на южной стороне высотой 96,5 метра.

Западный фасад украшен окном с розеттой диаметром 10 метров и четырнадцатью статуями святых и королей, включая Карла IV.

Внутри собора - длинное арочное пространство с алтарем и скамьями для молитв, богато декорированное скульптурами, мозаиками и цветными витражными окнами.

Видео собора снаружи и внутри.

Самые известные объекты Собора святого Вита:

Так называется парадный вход с южной стороны собора. Он украшен мозаикой на тему Страшного суда из миллиона цветных камушков. В настоящее время Золотые ворота почти всегда закрыты, но на них можно посмотреть с внешней стороны собора.

Часовня расположена в юго-восточной части храма, недалеко от Золотых ворот. В центре часовни, на пьедестале с драгоценными камнями, находится гробница святого Вацлава. В ларце над надгробной плитой хранятся мощи святого. Здесь же установлен серебряный бюст Вацлава.

В часовне есть маленькая дверь в Коронный зал, где хранятся королевские принадлежности для коронации: корона, скипетр, крест, меч и королевские одеяния. Доступа для посетителей в Коронный зал нет.

3. Королевская усыпальница.

Перед главным алтарем установлен мраморный королевский мавзолей.

Под мавзолеем сооружена подземная гробница чешских королей и их родственников. В ней захоронены останки короля Карла IV, четырех его супруг, сына Яна Згоржелецкого и других выдающихся особ.

Отдельного упоминания заслуживает саркофаг Яна Непомуцкого, изготовленный из двух тонн чистого серебра. Его можно осмотреть внутри собора.

4. Южная башня.

На самую высокую башню собора можно подняться по 287 ступеням за отдельную плату. Вход слева от Золотых ворот.

5. Сокровищница.

Отдельно стоящее здание во 2 дворе Пражского града - Часовня святого Креста. В ней собрана богатая коллекция драгоценных изделий (ювелирные украшения, текстиль) из закромов Собора святого Вита, датируемых 11 в. и позднее.

Ее также называют Святовитской сокровищницей по названию постоянной экспозиции. Попасть в нее можно отдельно от посещения собора.

Время работы

Собор святого Вита открыт ежедневно, часы работы отличаются в зимний и летний период.

В зимний период (с ноября по март):

  • с понедельника по субботу с 09:00 до 16:00;
  • в воскресенье: с 12:00 до 16:00.

В летний период (с апреля по октябрь):

  • с понедельника по субботу с 09:00 до 17:00;
  • в воскресенье: с 12:00 до 17:00.

Большая южная башня открыта для посещения ежедневно, за исключением периодов неблагоприятных погодных условий.

В летнее время на нее можно подняться с 10:00 до 18:00, в зимнее - с 10:00 до 17:00.

Стоимость билетов

Для посещения сооружений царского комплекса Пражский град предлагается несколько вариантов доступа.

Зайти в переднюю, готическую часть кафедрального собора можно бесплатно.

Для посещения исторической части собора нужно приобретать комплексный билет, предоставляющий право посещения нескольких объектов на выбор:

  • билет в Округ A - стоимость 350 крон, включает посещение Собора святого Вита, Старого Королевского дворца, экспозиции «История Пражского Града», Базилики св. Йиржи, Золотой улочки и башни Далиборка, Пороховой башни, Рожмберкского дворца;
  • билет в Округ B - стоимость 250 крон, включает посещение Собора святого Вита, Старого королевского дворца, Базилики св. Йиржи, Золотой улочки и Далиборки.

Другие билеты не включают посещение Кафедрального собора.

Купить билет на посещение только Собора святого Вита нельзя.

Все билеты действуют 2 дня. Посетить каждый объект по ним можно только один раз. Билеты можно приобрести в Картинной галерее Пражского града.

Более подробная информация представлена на фото выше (сведения действительны на 2017 год). Уточняйте цены на официльном сайте.

Внутри разрешено фотографировать и проводить любительскую видеосьемку, но без использования вспышки, штатива и другого дополнительного оборудования.

Как добраться до Собора святого Вита

Пражский град и входящий в него Собор святого Вита находятся в историческом районе Праги - Градчаны. Башни готического собора, напоминающие башни средневекового замка, видно практически с любой смотровой площадки города.

Добраться до него можно на такси и общественном транспорте: трамвае или метро.

Ближайшие трамвайные остановки - Pražský hrad, Královský letohrádek, Malostranské náměstí (трамваи №22, 23).

Ближайшая станция метро - Malostranská.

Если заходить в Пражский град через центральный вход, то нужно пройти через главные ворота на площадь, где расположены кассы и Картинная галерея. С этой площади прямой выход к центральному входу в Собор святого Вита.

Паломничество католиков со всего мира в Храм Девы Марии Победоносной происходит уже не одно столетие.

Их сюда влечет умилительная статуэтка из воска Иисуса-младенца – Пражского Езулатка, которую в 1628 году подарила костелу княжна Поликсена из Лобковиц. Эту статуэтку во всем мире знают как "Bambinо di Praga". Фигурка находится в стеклянной шкатулке на роскошно оформленном алтаре из мрамора. Гардероб маленького Иисуса внушительный – в нем более чем 150 ценных вышитых вручную облачений разных фасонов и цветов. Самым ценным считается облачение вышитое австрийской императрицей Марией Терезией.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище

Храм Успения Пресвятой Богородицы относится к Русской Православной церкви, он был возведен в 1925 году на территории Ольшанского кладбища в районе Жижков. После возведения храма сюда перенесли останки сорока пяти русских офицеров, погибших под Дрезденом в 1813 году. Ольшанское кладбище пополнялось благодаря эмигрантам из России.

В подвальном помещении располагается крипта Святой Софии, а также здесь покоятся останки основателей храма и других знаменитых людей. В храме проводятся богослужения для православных прихожан. В 1995 году на фасаде храма была установлена доска в память о репрессированных НКВД мигрантов.

Тынский храм

Архитектурная доминанта Староместской площади Праги. Строительство храма началось в XIV веке, а окончательно завершилось только в начале XVI. В общей сложности работы длились более 160 лет! Храм не раз перестраивался, реставрировался, у него появлялись новые помещения и элементы декора.

Уже к началу XV века храм стал не только духовным центром Старого Города, но также и главным гуситским костелом Праги. Судьба у него была непростой: в 1621 году храм был передан иезуитам, с него сняли золотую чашу, символ Реформации, и надпись «Правда побеждает». В 1679 году храм пострадал от пожара, после чего неф стал ниже.

Однако, несмотря на все испытания, и сегодня Тынский храм являет собой одно из самых величественных и монументальных строений Праги. Фронтон отличается строгой готической красотой над тимпаном сияет статуя Мадонны. Над фасадом возвышаются две 80-метровые башни, построенные в разное время. Если приглядеться, можно заметить, что башни несимметричны, это характерно для готического стиля. Обе башни венчают балюстрады и угловые башенки, которые делают храм похожим на сказочную декорацию. Внешний вид храма отлично гармонирует с внутренней отделкой, практически полностью выполненной в стиле барокко.

В Тынском храме похоронены около 60 известных и малоизвестных личностей (среди первых астроном Тихо Браге), хранится прах великих людей и героев Чехии.

Храм Девы Марии перед Тыном

Строительство храма Девы Марии перед Тыном началось в XIV столетии, и с тех пор эта церковь была главной в Старом городе. Это величественное готическое сооружение и один из символов Праги.Он расположен на Староместской площади.

Строился храм Девы Марии перед Тыном долго и упорно.Сменялись правители, начинались и заканчивались войны,происходили революции.И все это время храм строился и изменялся.Таким образом, сегодня мы можем любоваться монументальным зданием,высота которого 52 метра. Ширина здания достигает 28 м, высота боковых нефов – 24 м, среднего 44 м. Высота башен составляет 70 м.

Две башни храма Девы Марии перед Тыном на первый взгляд кажутся одинаковыми, но на самом деле одна из них является более массивной. Над церковью возвышается четыре шпиля. Интерьер здания отличается особым богатством. Один из алтарей украшает картина Карла Скрета «Возвышение Девы Марии к небесам». В храме Девы Марии перед Тыном хранится картина по дереву Войтеха Хеллиха. На фронтоне размещена скульптура Пресвятой Девы с огромным нимбом. Один из сводов был разрушен ударом молнии и заменен новым, выполненным в стиле барокко. В храме погребен знаменитый датский астроном Тихо Браге.

Храм Святого Франциска Ассизского

Храм Святого Франциска Ассизского, расположенная в Старом Гоа в десяти километрах от Панаджи, - это одна из самых красивых и знаменитых европейских построек штата.

В начале XIV века, храм претерпел первою свою реконструкцию, однако самые значительные изменения произошли в XVII столетии: фасад был дополнен элементами барокко, базилика была построена в форме латинского креста, к базилике были сделаны пристройки в виде двух капелл, где можно увидеть захоронения легендарных жителей Матеры.

Помимо этого, интерес вызывают кропильница, датируемая XII веком, - капелла, построенная в честь Св. Франциска, украшенная скульптурами и полотнами с изображением Святого, еще одна капелла - Богоматерь Ангелов и многое еще чего интересного. Интересен так же и еще один факт – базилика была построена на крипте Св. Павла и Св. Петра, находящийся под землей.

В церкви святого Франциска Ассизского можно увидеть надпись "Бедность, скромность и послушание". В свое время Франциск Ассизский предложил богатым католическим монахам отказаться от роскоши и жить по евангельским заветам. Многие люди приняли эти постулаты, так как они больше соответствовали учениям Христа, чем богатая жизнь епископов, кардиналов и настоятелей тех лет. В церкви Франциска Ассизского все эти этапы жизни святого представлены в виде картин.


Достопримечательности Праги

Собор Святого Витта - грандиозный исторический памятник, который строился на протяжении 6-ти веков многими именитыми архитекторами, каждый из которых привнёс что-то своё в это величественное здание. В основном при строительстве был выдержан стиль готической Франции, что, несомненно, при каждом взгляде на собор вызывает восторг и трепет от сей величественной красоты.

Собор огромен, а его посетители каждый раз восхищённо запрокидывают головы, дабы рассмотреть шпили и купола на верхушке здания. Собор Святого Витта можно увидеть с любой части города, он является одним из символов Праги. Ни время, ни невзгоды не повлияли на строительство и состояние собора, потому он по сей день возвышается над городом.

Смотровая площадка в соборе святого Вита

Смотровая площадка в соборе Святого Вита открывает для туристов прекрасный панорамный вид на чешскую столицу с высоты 124 метра. Костел Святого Вита является сердцем Праги и ее узнаваемым символом. Это великолепное готическое сооружение, завораживающее своим видом, как внутри, так и снаружи. Посетив храм, не забудьте подняться на его колокольню. Чтобы пройти к смотровой площадке, нужно заходить не через центральный вход храма, а в дверь, расположенную слева от него. На вершину колокольни, где и расположена площадка, ведет винтовая лестница из 300 каменных ступеней. Вход платный.

Кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия

У православных храмов Праги непростая судьба. Было время, когда ни одного такого не было в городе. В начале 20 века имеющиеся в Праге храмы "пересмотрели". И церкви святого Карла Боромейского на Здеразе выпало стать главным православным кафедральным собором чешской столицы.

Католический костел был построен в 30-х годах 18 века в стиле типичного чешского барокко: его стройный, белоколонный облик изящен и светел. Но храмом он побыл около 50 лет, после чего был закрыт и использовался не по назначению. Переоборудование бывшего костела в православный собор стало для ветшающего храма благим делом.

Внутреннее убранство собора лишено сусальной роскоши. Но красота фресок и простой, устремленный к небу алтарь помогают ищущей душе возвыситься. Снаружи же собор пестрит отметинами пуль: в конце 1941 года храм стал центром известной в истории боевой операции.

Сейчас в церкви проходят службы, а в крипте имеется небольшой музей, посвященный печальным военным событиям.

Собор святого Вита

Собор святого Вита - это крупнейший католический храм Праги и постоянная резиденция архиепископа Пражского. Собор признан важнейшим архитектурным памятником европейской готики и считается настоящей жемчужиной Чехии.

История постройки этого собора весьма насыщена - первый католический храм был возведен в Праге ещё в 925 году, а современное здание собора начали строить в 1344 году. Закончен он был лишь к началу 20 века, таким образом, строительство растянулось на целых 600 лет. За это время собор впитал в себя множество архитектурных идей, превратившись в настоящий шедевр европейского зодчества.

Окончательная длина собора составила 124 метра, а его южная башня возносится на высоту 96 метров. Снаружи собор святого Вита богато украшен барельефами и скульптурами, а внутри особую атмосферу создают великолепные цветные витражи, неизменно вызывающие восторг у туристов.