Шинель гоголь читать краткое содержание для пересказа. Николай васильевич гоголь

Повесть «Шинель» - иллюстрация грустных реалей чиновничьей России.

В одном из департаментов Петербурга служил один мелкий чиновник – титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин. Маленький, низенький, рыжеватый и лысоватый. Описывается чудная история про то, почему его назвали таким именем. На момент рождения Башмачкина (23 марта) в церковном календаре предлагались странные и смешные варианты имен: Моккия, Сессия, Хоздазат, Трифилий, Варахасий или Дула. Ни одно имя не приглянулось его матери, потому решено было именовать ребенка в честь отца Акакием Акакиевичем.
Сколько его помнили на службе, он всегда был на одном и том же месте и делал одну и ту же работу. Чиновники-сослуживцы над ним посмеивались, не уважали, даже иногда издевались. Но Акакий Акакиевич не обращал внимания. Он всего себя посвятил работе – «он служил с любовью». Он тщательно и скрупулезно переписывал документы. Даже на дом брал работу. Башмачкин жил и дышал работой, не представлял себя без нее. Даже перед сном все мысли его были о работе: что «Бог пошлет переписывать завтра?». И кроме «переписыванья» для него «ничего не существовало».
Однажды зимой Акакий Акакиевич почувствовал, что ему как-то особенно холодно. Осмотрев свою старую шинель, он увидел, что она совсем протерлась на спине и плечах. Воротник шинели уменьшался из года в год, поскольку его ткань шла на закрытие дефектов в других частях. Снеся старую шинель Петровичу – одноглазому портному, который был всегда не прочь выпить. От него Башмачкин услышал вердикт о том, что вещь восстановлению не подлежит – «худой гардероб!». А когда портной сказал, что необходима новая шинель, у Акакия Акакиевича «затуманило в глазах». Была названа стоимость – «полтораста рублей», а если с мехом на воротник или шелковую подкладку – «и в двести войдет». Сильно расстроившись, Башмачкин вышел от портного и побрел в совершенно противоположную от дома сторону. Опомнился только, когда трубочист испачкал его сажей. Решил наведаться к портному вновь в воскресенье с просьбой о починке, но тот вновь был непреклонен. Единственное, что обрадовало – Петрович согласился работать за восемьдесят рублей.
Акакий Акакиевич за прошедшие годы работы скопил некоторый капитал – сорок рублей. Необходимо было достать где-то еще сорок, чтобы хватило на новую шинель. Он решил экономить и ограничивать себя: не пить чай по вечерам, не зажигать вечером свечи, реже ходить в прачечную, ходить осторожно по дороге, чтоб не износить подметок и т.д. Вскоре он привык и к этому, его грела мысль о новой, плотной, крепко, «без износу» шинели. Пошли с портным за тканью: выбрали очень хорошее сукно, коленкор на подкладку, на воротник купили кошачий мех (куница была очень дорога). Две недели длился пошив, двенадцать рублей стоила работа портного.
В один прекрасный морозный день Петрович принес Акакию Акакиевичу готовое изделие. Это был самый «торжественнейший» день в жизни простого титулярного советника. Самому портному понравилась своя работа, потому пока Башмачкин шел по улице на работу, Петрович долго смотрел на шинель вслед издали, а затем через переулок попал на ту же улицу, чтобы глянуть на шинель спереди.
Добравшись до департамента, Акакий Акакиевич снял шинель, осмотрел ее ещё раз внимательно и поручил «особенный надзор» швейцару. По департаменту очень быстро разлетелась новость о том, что Башмачкин обзавелся новой шинелью. Стали его поздравлять, хвалить, да так, что Акакий Акакиевич раскраснелся. Потом сказали, что неплохо бы обмыть покупку, отчего Башмачкин растерялся совершенно. Помощник столоначальника, у которого вдобавок в этот день были именины, решил показаться великодушным и пригласил по такому событию вечером всех отпраздновать к себе. Коллеги-чиновники охотно приняли приглашение.
Весь этот день для Акакия Акакиевича был наполнен радостью. И из-за новой шинели, и из-за реакции коллег, и из-за того, что вечером будет празднование, а потому будет повод пройтись в шинели еще раз. Башмачкин даже не стал брать документы на переписывание домой, а отдохнул немного и пошел на праздник. Давно он не бывал вечерами на улице. Всё блистало, сверкало, красивыми были витрины. По мере приближения к дому помощника начальника, который располагался, несомненно, в элитной части города, на улицах становилось все светлее, а господа попадались все более хорошо одетые и красивые.
Дойдя до нужного дома. Акакий Акакиевич вошел в роскошную квартиру на втором этаже. В передней находился целый ряд галош и целая стена плащей и шинелей. Повесив шинель, Акакий Акакиевич вошел в комнату, где закусывали и выпивали чиновники, а также играли в вист. Все приняли его с радостным криком, затем пошли ещё раз рассматривать шинель. Но потом быстро вернулись к картам и еде. Башмачкину было скучно в непривычной шумной компании. Выпив два бокала шампанского и поужинав, он мельком проскользнул в переднюю и тихо вышел на улицу. Было светло даже ночью. Акакий Акакиевич пошел рысью, с каждым новым кварталом становилось всё безлюднее и пустыннее. Длинная улица уперлась в широкую площадь, выглядевшую «страшною пустынею». Башмачкин испугался, предчувствуя что-то недоброе. Он решил пересечь площадь с закрытыми глазами, а когда открыл их, чтобы увидеть, далеко ли осталось до конца, прямо перед ним оказалось два здоровых мужика с усами. Один из них взял за воротник шинели Акакия Акакиевича и сказал, что «шинель моя», а второй пригрозил кулаком. В итоге, шинель украли. Башмачкин в панике бросился бежать к будке со сторожем, где горел свет, начал просить помощи и говорить, что украли шинель. На это полусонный сторож отвечал, что грабителей не видел, а если и видел, то подумал, что они знакомые Башмачкина, и зачем так кричать. Бедный Акакий Акакиевич в кошмарах провел эту ночь.
Все рекомендуют несчастному обокраденному Башмачкину обращаться к разным людям и в разные инстанции: то к надзирателю, то к частному, то к значительному лицу (автор намеренно выделяет эту должность курсивом). В департаменте некоторые даже в такой ситуации не преминули посмеяться над Акакием Акакиевичем, но, к счастью, больше нашлось сочувствующих и сострадающих. Даже собрали некоторую сумму, но, она, к несчастью, не покрывала расходов на шинель.
Акакий Акакиевич сначала отправился к частному. Долго его не хотят пропускать, и тогда Башмачкин, пожалуй, впервые в жизни показал характер, веля писарям пропустить его «за казенным делом». Частный, к сожалению, не проявил должного участия. Вместо этого стал задавать странные вопросы по типу «почему так поздно шел домой» или «не заходил ли в какой-нибудь непорядочный дом».
Отчаявшийся Башмачкин решается напрямую идти к значительному лицу (далее из повести понятно, что лицо было мужского пола). Далее автор описывает, почему значительное лицо стало таковым (в душе – добрый человек, но чин «совершенно сбил с толку»), как оно себя ведет по отношению к коллегам и подчиненным («знаете ли Вы, кто стоит перед Вами?»), а также каким образом пытается усилить свою значительность. Он брал за основу строгость, а надлежащий страх считал идеальным механизмом взаимоотношений «начальник – подчиненный». В кругу тех, кто ниже чином, значительное лицо боится показаться фамильярным и простым, отчего приобретает репутацию скучнейшего человека. Значительное лицо долго не принимает Акакия Акакиевича, болтая с приятелем битый час на разные темы и делая длинные паузы в разговоре, затем внезапно вспоминает о том, что какой-то чиновник ждет его. Башмачкин с робостью начинает рассказывать о краже, но высокий чиновник начинает его отчитывать за то, что он не знает порядка подачи просьбы. По мнению значительного лица просьба сначала должна пойти в канцелярию, потом – к столоначальнику, затем – к начальнику отделения, после – к секретарю и только в конце – к нему. Потом началось распекание, заключающееся в задавании грозным тоном вопросов «знаете и понимаете ли вы, кому это говорите?» и необоснованных упреков в буйстве «против начальников и высших». Напуганный до смерти Акакий Акакиевич лишился чувств, а значительное лицо упивалось этим.
Несчастный Башмачкин не помнил, как вышел на улицу и побрел домой. Были сильный ветер и вьюга, отчего Акакий Акакиевич схватил простуду («надуло … в горло жабу»). Дома наступила лихорадка. Врач сказал, что жить осталось заболевшему «полтора суток», и велел хозяйке квартиры заказывать сосновый гроб, мотивируя тем, что дубовый будет дорогой. Перед смертью у Башмачкина начались бред и галлюцинации по поводу шинели, портного Петровича и значительного лица, к которому он вперемежку с нецензурными словами обращался «ваше превосходительство!».
Умер Акакий Акакиевич, не оставив после себя наследства. Похоронили его, остался Петербург без Акакия Акакиевича, будто и не было скромного титулярного советника вовсе. Самая обыденная, никем не замеченная и не согретая жизнь была всё же перед самым концом озарена светлым событием в виде шинели, но все-таки закончилась трагически. В департаменте место Башмачкина сразу занял новый чиновник, выводивший буквы «наклоннее и косее».
Но история Акакия Акакиевича на этом не заканчивается. В Петербурге внезапно появился призрак чиновника, который у Калинкина моста срывал со всех шинели без разбору. Кто-то из чиновников даже утверждал, что призрак погрозил ему пальцем. Далее в полицию стали поступать в огромном количестве жалобы о «совершенной простуде» по причине «ночного сдергивания шинелей». Полиция поставила задачу поймать мертвеца – «живого или мертвого», и даже один раз у будочника в Кирюшкином переулке это почти получилось. Жаль только, нюхательный табак подвел.
Необходимо сказать про значительное лицо, точнее про то, что с ним было после ухода Акакия Акакиевича. Он сожалел о случившемся, часто стал вспоминать маленького чиновника Башмачкина. Когда узнал про его смерть, даже испытал угрызения совести и весь день провел не в духе. Вечером собрался высокий чиновник развлечься у знакомой дамы – Каролины Ивановны, с которой состоял в приятельских отношениях. Несмотря на наличие семьи – красивая жена и двое детей – значительное лицо любило иногда отдохнуть от мирской и семейной суеты. Генерал сел в карету и укутался в теплую шинель. Вдруг он почувствовал, как кто-то схватил его за воротник. Оглянувшись, он с ужасом узнал в мертвенно бледном человеке Акакия Акакиевича. Мертвец, пахнувший могилою, стал требовать отдать шинель. Генерал, боясь болезненного припадка, сам скинул с себя шинель и велел кучеру гнать быстрее домой, а не к Каролине Ивановне.
Примечательно, что после этого случая значительное лицо стало добрее и терпимее к подчиненным, а призрак Башмачкина перестал разгуливать по Петербургу. Видимо, он получил именно ту шинель, которую хотел.

Повесть «Шинель» была впервые опубликована в 1843 году. Она рассказывает о жизни «маленького человека» в обществе. Он всем безразличен, но искренне любит свою маленькую должность. Лишь одно обстоятельство выдергивает его из привычного уклада жизни: покупка новой шинели.

По выражению Белинского, повесть «Шинель» стала «одним из глубочайших достижений Гоголя», в ней широко развернут общественно-нравственный мотив более ранних работ писателя.
Для детального ознакомления с сутью произведения предлагаем прочитать ниже нашу версию краткого содержания «Шинели» Гоголя.

Главные герои

Акакий Акакиевич Башмачкин – скромный, тихий, неприметный титулярный советник, старше 50 лет, небольшого роста, на вид немножко подслеповат, с лысиной на лбу и морщинами на щеках. Не женат и не имеет приятелей. Искренне любит свою работу.

Другие персонажи

Петрович – бывший крепостной Григорий, кривой на один глаз, рябой, любит выпить, верен дедовским обычаям. Женат. О жене ничего не известно.

«Значительное лицо» – недавно повышенное в должности «незначительное лицо», которое ведет себя напыщенно, «стараясь придать себе еще большую значительность» .

Акакию Акакиевичу Башмачкину не везло с самого рождения: даже «имени другого подобрать было невозможно» , рожденным в ночь на 23 марта (год не указывается), календарь предлагал странные имена Соссия или Хоздата. Мама младенца перевернула страницу календаря, надеясь найти хорошее имя, но и здесь выбор пал между Павсикахием и Вахтисием.

Ребенка назвали в честь отца – Акакием Акакиевичем, после крещения он скривился так, «будто предчувствовал, что будет титулярный советник» .

Жил герой на съемной квартирке в бедном районе Петербурга. Работал в одном из департаментов, по долгу службы – переписывал документы. Должность настолько мелкая и низкооплачиваемая, что в департаменте даже сторожа относятся к нему с пренебрежением, а чиновники молча подкладывают ему бумаги на переписку, часто не имея на то полномочий. При этом они посмеиваются над Акакием Акакиевичем. Но он не обращает на них внимания, только когда чиновники его под локоть толкают, тогда он просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» .

Свою работу Башмачкин искренне любит. Над отдельными буквами трудится дольше, выводя каждую закорючку, подмигивает им, улыбается. Часто берет работу на дом, где быстро ест щи, и садится что-то переписывать. Если такой надобности нет, он все равно что-то переписывает, просто для своего удовольствия, даже укладываясь в постель, он с удовольствием думает о завтрашней работе. Лишь однажды директор поручил ему дело важнее – самому исправить документ, изменить титульные буквы и некоторые глаголы, но Акакий Акакиевич оказался на это не способен, сильно вспотел, и попросил дать ему «что-то переписать» . Больше его не просили ничего исправлять.

Сокращенно он ведет тихую, размеренную жизнь, не имеет приятелей и семьи. Ему безразлично происходящее вокруг. Казалось, только «лошадь, положившая свою морду ему на плечо, могла вернуть его в реальность петербургской улицы с середины какой-то строчки» . Он носит вылинявший мундир и такую прохудившуюся шинель, что в департаменте ее называют капотом. Если бы не мороз, этот «маленький человек» не заметил бы изъянов в своей шинели. Но ему приходится отнести ее в починку к кривоглазому портному Петровичу. В прошлом – крепостному, Григорию, который умел «солидно пить» , и «удачно чинить чиновничьи панталоны и фраки» .

Портной заверяет, что шинель починить нельзя, а новая обойдется в 150 рублей. Это очень большая сумма, которой у Башмачкина нет, но он знает, что Петрович становится сговорчивее, когда выпьет, и решает придти к портному еще раз в «подходящий момент». В итоге шинель обходится ему в 80 рублей, сэкономить получается на дешевом воротнике из кошки. Около 40 рублей у него уже скоплены, благодаря привычке откладывать по грошу с каждой зарплаты. Остальные деньги нужно сэкономить: по вечерам Акакий Акакиевич отказывается от чая и свечей, реже стирает белье, дома носит халат на голое тело, «чтобы не изнашивать белья» , на улице старается ступать так аккуратно, чтобы «не истереть преждевременно подмёток» . Башмачкину трудно, но мечта о новой шинели окрыляет его, он часто заходит к Петровичу обсуждать детали.

Наконец он скопил нужную сумму и Григорий пошил новую шинель, счастливый Акакий Акакиевич идет в ней на службу. Самое грандиозное событие в жалкой жизни титулярного советника не остается незамеченным: его окружают сослуживцы и начальники, требуют по случаю обновки устроить вечер. Башмачкин очень смущен, он отдал все свои сбережения на новую шинель, но его выручает некий чиновник, который приглашает всех, в том числе и Акакия Акакиевича, к себе, по случаю именин. Дом чиновника находится в другой части города. Отобедав дома, герой отправляется туда пешком.
Чиновники, которые еще вчера подтрунивали над Акакием Акакиевичем, сегодня его осыпают комплиментами, в новой шинели он выглядит гораздо солиднее. Вскоре о нем забывают, переходят к танцам и шампанскому. Впервые в жизни Акакий Акакиевич позволяет себе расслабиться, но долго не засиживается, и уходит с ужина раньше других. Разгоряченный шампанским, он даже следует за какой-то дамой с хорошей фигурой. Но на пустынной площади его настигают неизвестные люди с усами, один из них заявляет, что шинель на плечах Акакия Акакиевича принадлежит ему, толкает его в снег, и отнимает ее.

Частный пристав вместо помощи, сконфузил Акакия Акакиевича окончательно расспросами о том, почему он так поздно оказался на улице, и не посещал ли какой-нибудь непристойный дом, он ушел, так и не поняв, будет ли делу дан ход. В департамент он снова вынужден придти в старой дырявой шинели, и снова над ним подшучивают, хотя находятся и те, кто его жалеет, и советует отправиться к «значительному лицу, кое может поспособствовать более успешному поиску шинели» . Несчастный Акакий Акакиевич, вынужден терпеть незаслуженный выговор этого «значительного лица», которое «значительным стало лишь недавно, а потому озабоченно, как бы придать себе большей значительности» . Так и не добившись помощи, он, промерзший в стареньком капоте, возвращается к себе домой в сильной горячке.

На службе о нем спохватились только на четвертый день после его похорон.

На этом рассказ о жизни «маленького человека» заканчивается. Но повесть продолжается, описывая последовавшие странные события после похорон титулярного советника. Поговаривали, что по ночам возле Калинкина моста показывается покойник, который со всех сдирает шинели, не различая их владельцев по чину и рангу. Полиция была бессильна. Однажды, поздним вечером, бывший титулярный советник сорвал шинель и с того самого «значительного лица». С тех пор «значительное лицо» вело себя гораздо скромнее со своими подчиненными.

С тех пор приведения Акакия Акакиевича больше никто не видел, но на смену ему пришел другой призрак – большего роста и с усами.

Заключение

Образ «маленького человека» поднимался в литературе задолго до того, но Н.В.Гоголь, в отличие от прочих литераторов, увидел в своем персонаже не предмет насмешек, а человека, достойного сочувствия и понимания.

«Шинель» – это протест против общественных порядков, где вывод о человеке делается «заранее», исходя из его должности, оклада и внешнего вида. Даже названа повесть не в честь героя, безразличного обществу, и уничтоженного им, потому что материальные ценности это общество выводит на первый план.

Повесть занимает всего 30 страниц, поэтому после прочтения этого краткого пересказа «Шинели» Гоголя советуем ознакомиться и с её полным вариантом.

Тест по произведению

После изучения краткого содержания вы можете проверить свои знания, ответив на вопросы этого теста.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 8211.

Николая Васильевича Гоголя - одной их самых известных в мире историй жизни "маленького человека".

История, произошедшая с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, начинается с рассказа о его рождении и причудливом его именовании и переходит к повествованию о службе его в должности титулярного советника.

Многие молодые чиновники, подсмеиваясь, чинят ему докуки, осыпают бумажками, толкают под руку, - и лишь когда вовсе невмоготу, он говорит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — голосом, преклоняющим на жалость. Акакий Акакиевич, чья служба состоит в переписывании бумаг, исполняет ее с любовью и, даже придя из присутствия и наскоро похлебав щей своих, вынимает баночку с чернилами и переписывает бумаги, принесенные на дом, а если таковых нет, то нарочно снимает для себя копию с какого-нибудь документа с замысловатым адресом. Развлечений, услады приятельства для него не существует, «написавшись всласть, он ложился спать», с улыбкою предвкушая завтрашнее переписывание.

Однако таковую размеренность жизни нарушает непредвиденное происшествие. Однажды утром, после многократных внушений, сделанных петербургским морозом, Акакий Акакиевич, изучив свою шинель (настолько утратившую вид, что в департаменте давно именовали ее капотом), замечает, что на плечах и спине она совершенно сквозит. Он решает нести ее к портному Петровичу, чьи повадки и биография вкратце, но не без детальности изложена. Петрович осматривает капот и заявляет, что поправить ничего нельзя, а придется делать новую шинель. Потрясенный названною Петровичем ценой, Акакий Акакиевич решает, что выбрал неудачное время, и приходит, когда, по расчетам, Петрович похмелен, а потому и более сговорчив. Но Петрович стоит на своем. Увидев, что без новой шинели не обойтись,

Акакий Акакиевич приискивает, как достать те восемьдесят рублей, за которые, по его мнению, Петрович возьмется за дело. Он решается уменьшить «обыкновенные издержки»: не пить чаю по вечерам, не зажигать свечи, ступать на цыпочках, дабы не истереть преждевременно подметок, реже отдавать прачке белье, а чтобы не занашивалось, дома оставаться в одном халате.

Жизнь его меняется совершенно: мечта о шинели сопутствует ему, как приятная подруга жизни. Каждый месяц он наведывается к Петровичу поговорить о шинели. Ожидаемое награждение к празднику, против ожидания, оказывается большим на двадцать рублей, и однажды Акакий Акакиевич с Петровичем отправляется в лавки. И сукно, и коленкор на подкладку, и кошка на воротник, и работа Петровича — все оказывается выше всяких похвал, и, ввиду начавшихся морозов, Акакий Акакиевич однажды отправляется в департамент в новой шинели. Событие сие не остается незамеченным, все хвалят шинель и требуют от Акакия Акакиевича по такому случаю задать вечер, и только вмешательство некоего чиновника (как нарочно именинника), позвавшего всех на чай, спасает смущенного Акакия Акакиевича.

После дня, бывшего для него точно большой торжественный праздник, Акакий Акакиевич возвращается домой, весело обедает и, посибаритствовав без дел, направляется к чиновнику в дальнюю часть города. Снова все хвалят его шинель, но вскоре обращаются к висту, ужину, шампанскому. Принужденный к тому же Акакий Акакиевич чувствует необычное веселье, но, памятуя о позднем часе, потихоньку уходит домой. Поначалу возбужденный, он даже устремляется за какой-то дамой («у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения»), но потянувшиеся вскоре пустынные улицы внушают ему невольный страх. Посреди огромной пустынной площади его останавливают какие-то люди с усами и снимают с него шинель.

Начинаются злоключения Акакия Акакиевича. Он не находит помощи у частного пристава. В присутствии, куда приходит он спустя день в старом капоте своем, его жалеют и думают даже сделать складчину, но, собрав сущую безделицу, дают совет отправиться к значительному лицу, кое может поспособствовать более успешному поиску шинели. Далее описываются приемы и обычаи значительного лица, ставшего значительным лишь недавно, а потому озабоченным, как бы придать себе большей значительности: «Строгость, строгость и - строгость», - говаривал он обыкновенно.

Желая поразить своего приятеля, с коим не виделся много лет, он жестоко распекает Акакия Акакиевича, который, по его мнению, обратился к нему не по форме. Не чуя ног, добирается тот до дома и сваливается с сильною горячкой. Несколько дней беспамятства и бреда - и Акакий Акакиевич умирает, о чем лишь на четвертый после похорон день узнают в департаменте. Вскоре становится известно, что по ночам возле Калинкина моста показывается мертвец, сдирающий со всех, не разбирая чина и звания, шинели. Кто-то узнает в нем Акакия Акакиевича. Предпринимаемые полицией усилия для поимки мертвеца пропадают втуне.

В то время одно значительное лицо, коему не чуждо сострадание, узнав, что Башмачкин скоропостижно умер, остается страшно этим потрясен и, чтобы сколько-нибудь развлечься, отправляется на приятельскую вечеринку, откуда едет не домой, а к знакомой даме Каролине Ивановне, и, среди страшной непогоды, вдруг чувствует, что кто-то ухватил его за воротник. В ужасе он узнает Акакия Акакиевича, коий торжествующе стаскивает с него шинель. Бледный и перепуганный, значительное лицо возвращается домой и впредь уже не распекает со строгостью своих подчиненных. Появление же чиновника-мертвеца с тех пор совершенно прекращается, а встретившееся несколько позже коломенскому будочнику привидение было уже значительно выше ростом и носило преогромные усы.

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова

История создания

Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является «самой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произведения писателя вызывают споры. Одним из таких произведений является повесть «Шинель».

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Он звучал так: жил один бедный чиновник, был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго мечтал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий - Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники - «маленькие люди ». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она становится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Род, жанр, творческий метод

В повести «Шинель» просматривается влияние житийной литературы. Известно, что Г оголь был чрезвычайно религиозным человеком. Безусловно, он был хорошо знаком с этим жанром церковной литературы. О влиянии жития преподобного Акакия Синайского на повесть «Шинель» писали многие исследователи, среди которых известные имена: В.Б. Шкловский и Г.П. Макогоненко. Причем кроме бросающегося в глаза внешнего сходства судеб св. Акакия и героя Гоголя были прослежены основные общие моменты сюжетного развития: послушание, стоическое терпение, способность выносить разного рода унижения, далее смерть от несправедливости и - жизнь после смерти.

Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не превышает двадцати страниц. Свое видовое название - повесть - оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую найдешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл произведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета. Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философским подтекстом. «Шинель» - это не просто обличительносатирическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.

Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. «Петербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его творчества. Тем не менее реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.

Тематика

В повести поднимаются проблемы общественные, этические, религиозные и эстетические. Общественное истолкование подчеркивало социальную сторону «Шинели». Акакий Акакиевич рассматривался как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия. Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека - жертвы общественной системы - доведена до логического конца.

Этическое или гуманистическое истолкование строилось на жалостливых моментах «Шинели», призыве к великодушию и равенству, который слышался в слабом протесте Акакия Акакиевича против канцелярских шуток: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - ив этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». Наконец, эстетическое начало, выдвинувшееся на первый план в работах XX века, фокусировалось главным образом на форме повести как на средоточии ее художественной ценности.

Идея

«Зачем же изображать бедность...и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства?... нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» - писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.

«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести - Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая - духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая - произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Характер конфликта

В основе замысла Н.В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть «Шинель» описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. История жизни «маленького человека», его внутреннего мира, его чувств и переживаний, изображенная Гоголем не только в «Шинели», но и в других повестях цикла «Петербургские повести», прочно вошла в русскую литературу XIX века.

Основные герои

Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства - если он не родился дворянином) - и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное - 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: Акакий -- смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя Гоголь не дает прямой речи персонажа - только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни. Драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не помог Башмачкину.

Интересное видение главного героя у известного исследователя Б.М. Эйхенбаума. Он увидел в Башмачкине образ, который «служил с любовью», в переписывании «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир», он не думал вовсе ни о платье своем, ни о чем другом практическом, он ел, не замечая вкуса, не предавался никакому развлечению, словом, жил в каком-то своем призрачном и странном мире, далеком от действительности, был мечтателем в вицмундире. И недаром дух его, освободившись от этого вицмундира, так вольно и смело развивает свою месть - это подготовлено всей повестью, тут - вся ее суть, все ее целое.

Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников.

Утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Сюжет и композиция

«Сюжет «Шинели» чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его приведение бродит по городу. Вот и вся фабула, но, конечно, подлинный сюжет (как всегда у Гоголя) в стиле, во внутренней структуре этого... анекдота», - так пересказал сюжет повести Гоголя В.В. Набоков.

Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает другой жизни. А когда у него появляется мечта - новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Однако с потерей новой шинели Башмачкина настигает настоящее горе. И лишь после смерти свершается справедливость. Душа Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.

Образ шинели очень важен в развитии сюжета произведения. Завязка сюжета связана с возникновением идеи сшить новую шинель или починить старую. Развитие действия - походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта». Кульминацией действия является кража новой шинели. И, наконец, развязка заключена в безуспешных попытках Башмачкина вернуть"шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней. Завершает повесть эпилог - фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.

Рассказ о «посмертном существовании» Акакий Акакиевича полон ужаса и комизма одновременно. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (то есть в бедной части столицы), так и в богатой части города. Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и, сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого Акакий Акакиевича успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Художественное своеобразие

«Композиция у Гоголя не определяется сюжетом - сюжет у него всегда бедный, скорее - нет никакого сюжета, а взято только какое-нибудь одно комическое (а иногда даже само по себе вовсе не комическое) положение, служащее как бы только толчком или поводом для разработки комических приемов. Эта повесть особенно интересна для такого рода анализа, потому что в ней чистый комический сказ, со всеми свойственными Гоголю приемами языковой игры, соединен с патетической декламацией, образующей как бы второй слой. Своим действующим лицам в «Шинели» Гоголь дает говорить немного, и, как всегда у него, их речь особенным образом сформирована, так что, несмотря на индивидуальные различия, она никогда не производит впечатление бытовой речи», - писал Б.М. Эйхенбаум в статье «Как сделана «Шинель» Г оголя».

Повествование в «Шинели» ведется от первого лица. Рассказчик хорошо знает жизнь чиновников, выражает свое отношение к происходящему в повести путем многочисленных ремарок. «Что ж делать! виноват петербургский климат», - отмечает он по поводу плачевной внешности героя. Климат и вынуждает Акакия Акакиевича пуститься во все тяжкие ради покупки новой шинели, то есть в принципе прямо способствует его гибели. Можно сказать, что этот мороз - аллегория гоголевского Петербурга.

Все художественные средства, которые использует Гоголь в повести: портрет, изображение деталей обстановки, в которой живет герой, сюжет повествования - все это показывает неизбежность превращения Башмачкина в «маленького человека».

Сам стиль повествования, когда чистый комический сказ, построенный на игре слов, каламбурах, нарочитом косноязычии, сочетается с возвышенной патетической декламацией, является эффективным художественным средством.

Значение произведения

Великий русский критик В.Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, «чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни». Именно таким писателем, писателем, потрясающим души изображением самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н.В. Гоголь. По словам Белинского, повесть «Шинель» «одно из глубочайших созданий Гоголя».
Герцен навал «Шинель» «колоссальным произведением». О громадном влиянии повести на всё развитие русской литературы свидетельствует фраза, записанная французским литератором Эженом де Вогюэ со слов «одного русского писателя» (как принято считать, Ф.М. Достоевского): «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Произведения Гоголя неоднократно ставились на сцене и экранизировались. Одна из последних театральных постановок «Шинели» была предпринята в Московском «Современнике». На новой сценической площадке театра, получившей название «Другая сцена», предназначенной в первую очередь для постановки экспериментальных спектаклей, режиссером Валерием Фокиным была поставлена «Шинель».

«Поставить гоголевскую «Шинель» - это моя давняя мечта. Я вообще считаю, что есть три главных произведения у Николая Васильевича Г оголя - это «Ревизор», «Мертвые души» и «Шинель», - сказал Фокин. Первые два я уже поставил и мечтал о «Шинели», но никак не мог начать репетировать, поскольку не видел исполнителя главной роли... Мне казалось всегда, что Башмачкин - это необычное существо, не женского и не мужского рода, и кто-то здесь должен был такое играть необычный, и действительно актер или актриса», - рассказывает режиссер. Выбор Фокина пал на Марину Неелову. «В репетиции и в том, что происходило в процессе работы над спектаклем, я понял, что Неелова - это единственная актриса, которая вот смогла сделать то, что я задумаю», - говорит режиссер. Премьера спектакля состоялась 5 октября 2004 года. Сценография повести, исполнительское мастерство актрисы М. Нееловой были оценены зрителями и прессой очень высоко.

«И вот снова Гоголь. Снова «Современник». Когда-то давным-давно Марина Неелова сказала, что иногда представляет себя белым листом бумаги, на котором каждый режиссер волен изобразить все, что пожелает - хоть иероглиф, хоть рисунок, хоть долгую заковыристую фразу. Может, кто и кляксу сгоряча посадит. Зрителю, который заглянет на «Шинель», возможно, померещится, что на свете вовсе нет женщины по имени Марина Мстиславовна Неелова, что ее мягким ластиком начисто стерли с ватмана мироздания и нарисовали вместо нее совсем другое существо. Седенькое, жидковолосое, вызывающее во всяком, кто поглядит на него, и гадливое омерзение, и магнетическую тягу».


«В этом ряду открывшая новую сцену фокинская «Шинель» выглядит просто академической репертуарной строкой. Но только на первый взгляд. Отправляясь на спектакль, вы можете смело забыть о своих прежних представлениях. Для Валерия Фокина «Шинель» - это вовсе не то, откуда вышла вся гуманистическая русская литература с ее вечной жалостью к маленькому человеку. Его «Шинель» принадлежит совершенно другому, фантастическому миру. Его Акакий Акакиевич Башмачкин - это не вечный титулярный советник, не убогий переписчик, не способный переменить глаголы из первого лица в третье, это даже не мужчина, а какое-то странное существо среднего рода. Для создания такого фантастического образа режиссеру нужен был актер невероятно гибкий и пластичный не только в физическом, но и в психологическом плане. Такого универсального актера, вернее, актрису режиссер нашел в Марине Нееловой. Когда на сцене появляется это корявое, угловатое существо с редкими спутанными клоками волос на лысой голове, зрители безуспешно стараются угадать в нем хоть какие-нибудь знакомые черты блестящей примы «Современника». Напрасно. Марины Нееловой тут нет. Кажется, она физически превратилась, переплавилась в своего героя. Сомнамбулические, осторожные и вместе с тем неловкие стариковские движения и тонкий, жалобный, дребезжащий голосок. Поскольку текста в спектакле почти нет (немногочисленные фразы Башмачкина, состоящие в основном из предлогов, наречий и других частиц, которые решительно не имеют никакого значения, служат скорее речевой или даже звуковой характеристикой персонажа), роль Марины Нееловой практически превращается в пантомиму. Но пантомиму поистине завораживающую. Ее Башмачкин уютно устроился в своей старой гигантской шинели, как в домике: копошится там с карманным фонариком, справляет нужду, устраивается на ночлег».

“...В одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя рказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, аесколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лыжиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным”. Фамилия его была Башмачкин, имя - Акакий. Когда ребенка крестили, матери предложили на выбор какие-то уж очень странные имена, вроде Моккия, Соссия, Хоздазата... Тогда и было вшено, что пусть ребенок прозывается как отец его - Акакий. Когда и в какое время Акакий Акакиевич поступил в департамент, этого никто не ног припомнить. Его все время видели на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники подсмеивались и острили наД ним. Только уж если слишком была невыносима шутка, он произносил: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. Один молодой человек, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” - ив этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”. Акакий Акакиевич служил с любовью и был счастлив. Ему даже однажды предложили небольшое повышение, но он сробел и отказался. Вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице. Даже когда все стремятся развлечься, Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению. Дома по вечерам он с удовольствием занимался перепиской.
“Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того”. Это мороз. Акакий Акакиезич с некоторых пор начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало припекать в спину и плечо. Оказалось, дело в полностью прохудившейся шинели. Портной Петрович наотрез отказывается ее" чинить - необходимо шить новую. А для этого нужно восемьдесят рублей. Ладно, половина есть. Откуда? Акакий Акакиевич со всякого истрачиваемого рубля откладывал по грошу в небольшой ящичек. Да еще в премию дали не сорок пять, а целых шестьдесят рублей, так что смог отдать долги, да еще кое-что осталось. Ко всему прочему, Акакий Акакиевич решил уменьшить обыкновенные издержки: перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, ступал по мостовой осторожно, чтобы не истереть подошвы. Придя домой, сразу снимал белье, чтобы не занашивалось, и сидел в ветхом халате. Он жил мечтой о теплой шинели на вате, на крепкой подкладке. Еще каких-то два-три месяца небольшого голодания - и у Акакия Акакиевича набралось около восьмидесяти рублей. Вместе с Петровичем они пошли по лавкам, купили сукно, коленкору на подкладку и лучшую кошку на воротник. Шитье заняло две недели. Петрович взял за работу двенадцать рублей.
И вот, вероятно, в день самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича Петрович приносит ему домой шинель, как раз перед тем как идти в департамент, куда Акакий Акакиевич и пошел. А Петрович любовался издалека своей работой. В департаменте все стали поздравлять Акакия Акакиевича, даже стали говорить, что новую шинель надо вспрыснуть. Акакий Акакиевич был совершенно растерян. Тогда помощник столоначальника, чтобы показать, что он не гордый, предложил собрать вечеринку у себя, тем более что у него самого именины. Акакий Акакиевич никак не смог отказаться. Этот весь день был для него точно самый большой торжественный праздник. Вернувшись со службы домой, он уж ничего не стал переписывать, а немного поблаженствовал в постели. После обеда отправился в гости. Идти было далеко, так как Акакий Акакиевич жил на пустынной окраине. Но по мере приближения к квартире чиновника улицы становились живее, населеннее и сильнее освещены. Акакий Акакиевич глядел на все это как на новость. На вечере Акакий Акакиевич чувствовал себя неуютно, ему хотелось поскорее уйти, но его задержали до самой полуночи. Наконец он потихоньку надел свою шинель и вышел на улицу.
Освещенные кварталы он прошел в хорошем расположении духа, но дальше потянулись темные улицы. На площади к нему подскочили какие-то люди с усами, сняли с него шинель и толкнули в снег. Акакий Акакиевич закричал, подбежал к будочнику, но тот не пошевелил и пальцем. В совершенном беспорядке вернулся он домой. От частного пристава помощи ждать нечего. Ему посоветовали идти к значительному лицу, который сделался таким недавно, а прежде был незначительный. Человек этот с равными себе был человек вроде бы и ничего; но как только случалось ему быть в обществе, где были люди хоть одним чином пониже его, так он был просто хоть из рук вон. Вот к нему-то и идет бедный Акакий Акакиевич. Генерал обходится с ним крайне грубо, и как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич.
На другой же день обнаружилась у него сильная горячка. В бреду он заказывал себе шинель у Петровича, чтоб была с западнями для воров, то чудилось ему, как он стоит перед генералом. Наконец он испустил дух. “И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое...” В департаменте о нем спохватились лишь на четвертый день.
Но это не все. “По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинки-ва моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие
шинели...”
Генерал, у которого был с прошением Акакий Акакиевич, скоро почувствовал что-то вроде сожаления. “Неделю спустя он даже послал к нему цншовника узнать, что он и как и нельзя ли в самом деле чем помочь ему; когда донесли ему, что Акакий Акакиевич умер скоропостижно в горячке, слышал упреки совести и весь день был не в духе”. Но потом развеялся у приятеля. Однажды генерал отправился к своей приятельнице, сел в сани и поехал. “Вдруг почувствовал... что его ухватил кто-то весьма крепко за воротник. Обернувшись, он заметил человека небольшого роста, в старом поношенном вицмундире, и не без ужаса узнал в нем Акакия Акакиевича”. Генерал сам скинул с плеч свою шинель, только бы убраться подальше. Это происшествие сильно подействовало на него. Он даже стал гораздо реже говорить подчиненным: “Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?” “Но еще более замечательно то, что с этих пор совершенно прекратилось появление чиновника-мертвеца”.