Сирийский генерал: Народ Сирии не простит Путину того, что он натворил. История распространения ислама в Сирии

арабы – 90%. Самыми значимыми национальным меньшинствами являются курды (порядка трёхсот тысяч, живут в горных районах, провинциях Латакш и Эль-Хасака), армяне (135 тысяч, населили города Дамаск и Халеб), ассирийцы (область Эль-Джазира, долина реки Хабура), черкесы (провинции Деръа и Халеб), турки и туркмены (провинция Латакия) и другие.

Религия

Вероисповедание жителей страны разнообразно. Подавляющее большинство (около 85%) сирийцев исповедуют мусульманство . В основном это сунниты, но среди религиозных меньшинств встречаются шииты и их разновидности. Порядка 15% местных жителей являются христианами. Из них больше всего относят себя к православной греко-византийской ветви. Помимо этого, в стране проживают армяне-григориане, униаты, якобиты, несториане, протестанты и католики.

Язык

Государственным языком в Сирии является арабский. Он же наиболее распространён в стране. Из других языков часто употребляются курдский, армянский, туркменский, адыгский (черкесский). Можно встретить сирийцев, способных изъясняться на некоторых европейских языках, например, на английском, французском или русском.

Правила поведения для туристов

  • Туристам следует с осторожностью относиться к скоплениям народа и избегать массовых акций протеста сирийцев.
  • В Сирии запрещено курение в общественных местах . Курение кальяна также входит в этот запрет. За нарушение взимается штраф.
  • Мусульманская часть общества не употребляет алкоголь, однако для туристов предлагаются спиртные напитки в барах, ресторанах и магазинах. Употреблять спиртное нужно в специально отведенных для этого местах или же в своём номере.
  • По традициям, связанным с религиозным мировоззрением, в некоторые общественные места могут не пустить женщин.
  • В магазинах, парикмахерских и банях принято предлагать гостям сигареты, чай или кофе. Хороший тон согласиться на предложение.
  • Принимая гостей, сирийцы сначала общаются и только потом предлагают им угощения. Это обычное явление.
  • Многие сирийцы не считают непунктуальность существенным недостатком. Упрекать за нерасторопность местных жителей бессмысленно.
  • Так как в стране проживает большое количество мусульман, в священный месяц Рамадан следует вести себя корректно – воздержаться от приёма пищи и напитков в публичных местах.
  • Посещая мечеть или жилой дом , необходимо снять обувь.
  • Есть принято правой рукой. Можно брать еду с тарелки руками.
  • Неприлично есть на ходу или стоя.
  • Дурной тон смотреть в лицо человеку, принимающему пищу.
  • В мусульманских храмах не следует обходить людей, совершающих молитву, спереди.
  • Во избежание неприятностей не нужно делать фотографии государственных учреждений, военных объектов, внутреннего убранства мечетей и местных женщин.
  • Путешествие по юго-западу страны, где она граничит с Израилем , можно только, если у туриста есть специальное разрешение. Если гость страны планирует потом совершить путешествие в Израиль , то ему ни в коем случае не нужно рассказывать об этом в Сирии (Сирия и Израиль не находятся в дружественных отношениях). Из Сирии в Израиль можно попасть только через Иорданию .

Общение

  • Опытные туристы советуют при общении с местным населением произносить «мархаба, ана руссия», что обозначает для собеседника вашу национальную принадлежность. Обычно сирийцы доброжелательно реагируют на славянских туристов, так как многие из них помнят дружбу своей страны с СССР.
  • В случае если кто-то из сирийцев повёл себя неадекватно, например, обсчитал, нагрубил или попытался пристать, то можно произнести слово «мухабарат». Оно означает что-то вроде «организация государственной безопасности, разведка, полиция». При этом упоминании местные жители обычно пугаются и затихают.
  • В Сирии на данный момент сложная политическая обстановка, поэтому воздержитесь от резких высказываний в области политики этой страны, либо вовсе не затрагивайте эту тему.
  • Если сириец приглашает туриста нанести ему визит , то это значит, что он оказывает честь и отказ в этом случае может очень сильно оскорбить его.

Жесты и мимика

  • Если турист общается с сирийцем, ему следует быть умеренным в жестикуляции.
  • Приветствуя друг друга, сирийцы жмут руки, причём каждому из присутствующих.
  • Хорошо знакомые друг другу люди совершают троекратный символический поцелуй.
  • Когда сириец хочет поблагодарить , он прикасается ладонью к сердцу или ко лбу.
  • Брать что-либо из рук другого человека следует правой рукой .
  • Нельзя садиться так, чтобы подошвы ног были направлены в чью-либо сторону, это оскорбительный жест.
  • Совершая рукопожатие , турист не должен смотреть в глаза сирийцу. Также при этом не следует держать вторую руку в кармане или активно ей жестикулировать.

Одежда

По правилам ислама принято носить одежду, закрывающую плечи о колени. Особенно это касается женщин. Если туристам очень хочется походить в открытой одежде, они могут отправиться в христианские районы, где нормы одежды не так строги. Кроме того, не уместна на публике пляжная и спортивная одежда, на пляжах не рекомендуется загорать топлесс. В целом во внешнем виде рекомендуется умеренность.

Национальные праздники Сирии

Январь-февраль - День жертвоприношения (мусульманский праздник)

Апрель – мусульманский Новый Год

Июнь – День рождения Пророка Мухаммеда

Ноябрь-декабрь – окончание священного месяца Рамадана

Из традиционных праздников рекомендуется посетить Международное Цветочное Шоу, которое проводится в Дамаске в мае, Фестиваль Пальмиры в мае, Фестиваль Виноградной лозы в Свейда и Фестиваль Хлопка в городе Алеппо проводятся в июле, Фестиваль Дружбы в Латакии в августе, Международную Ярмарку и Фестиваль Шёлкового пути в сентябре, Фестиваль Музыки и Фольклора в Босре в октябре и Фестиваль фильма и театра в ноябре.

Подавляющее большинство жителей страны – арабоязычные сирийские арабы (ок. 90%). По вероисповеданию они преимущественно мусульмане, но встречаются и христиане. Крупнейшее национальное меньшинство образуют курды, которые составляют ок. 9% населения. Большинство курдов сосредоточены в предгорьях Тавра, к северу от Халеба, и на плато Эль-Джазира, на северо-востоке. Курды сформировали общины также в окрестностях Джераблуса и в предместьях Дамаска. Говорят они на родном курдском и на арабском языках и придерживаются, как и сирийские арабы, суннитского направления в исламе. Основная часть курдов живет в сельской местности. Многие курды ведут полукочевой образ жизни. В городах (в основном в Дамаске и Халебе) курды заняты прежде всего физическим трудом. Зажиточные курды получают доходы в первую очередь за счет владения недвижимостью. Некоторые курды достигли высоких служебных постов, но торговлей они практически не занимаются.

Доля армян, второго по численности национального меньшинства, в составе населения 2–3%. Многие армяне являются потомками беженцев из Турции, прибывших в конце 19 в., но бóльшая их часть эмигрировала в 1925–1945. Армяне исповедуют христианство и сохранили свои обычаи, школы и газеты. Почти все армяне проживают в городах: в основном в Халебе (75%), где им принадлежит видное место в экономической жизни, в Дамаске (15%) и Хасеке. Как правило, армяне являются торговцами, мелкими предпринимателями и ремесленниками, среди них также много специалистов с инженерно-техническим образованием и квалифицированных рабочих, а также лиц свободных профессий. В Сирии проживают также туркмены и черкесы. Туркмены исповедуют ислам, носят арабские одежды и говорят на арабском языке. Первоначально они вели кочевой образ жизни, но в настоящее время занимаются преимущественно полукочевым скотоводством на плато Эль-Джазира и в долине Евфрата, близ иракской границы, или земледелием в районе Халеба. Черкесы относятся к потомкам кочевников-мусульман, которые перебрались в Сирию с Кавказа после его завоевания русскими в конце 19 в.; они сохранили большинство своих обычаев и родной язык, хотя говорят и на арабском. Примерно половина черкесов проживала в мухафазе Эль-Кунейтра, но после разрушения израильтянами в октябре 1973 одноименного административного центра многие перебрались в Дамаск. Самые малочисленные среди национальных меньшинств – кочевые цыгане, турки, иранцы, ассирийцы, евреи (последние сосредоточены в основном в Дамаске и Халебе).

Демография

В Сирии были проведены три всеобщие переписи населения. Его численность, согласно первой переписи 1960, составляла 4565 тыс. человек, включая 126,7 тыс. палестинских беженцев. Соответствующие показатели переписи 1970 – 6294 тыс. и 163,8 тыс., переписи 1981 – ок. 9,6 млн. и ок. 263 тыс. человек беженцев. На июль 2003 численность населения составляла 17,56 млн. человек.Как следствие быстрого демографического роста бóльшую часть населения страны составляет молодежь: 38,6% не достигли 15 лет, 58,2% – от 15 до 65 лет и только 3,2% – старше этого возраста. Девушки рано выходят замуж, женщины рожают в среднем по 7 детей.

Численность населения продолжала увеличиваться быстрыми темпами: в 1960-х годах – в среднем 3,2%, в 1970-х – на 3,5%, в 1980-х – 3,6% в год,однако в 2003 снизилась до 2,45%. С 1950-х до конца 1980-х годов уровень рождаемости составлял 45 новорожденных на 1 тыс. жителей. В то же время показатель смертности постепенно снижался, с 2,1% в начале 1950-х годов до 0,7% в конце 1980-х годов, в основном благодаря успехам медицины и резкому сокращению младенческой и детской смертности. В 1945–1946 несколько тысяч армян выехали из Сирии в СССР, а после создания государства Израиль в 1948 туда эмигрировала большая часть из проживавших ранее в стране 30 тыс. евреев. Около 100 тыс. палестинцев обосновались в Сирии после захвата Израилем Галилеи.

Население на июль 2004 – 18 млн. 017тыс. Прирост населения – 2,4 (на 2004). Коэфициент рождаемости – 28,93 на 1000 человек (2004). Коэфициент смертности – 4,96 на 1000 человек. Продолжительность жизни мужчины – 68,47, женщины – 71,02 лет.

Города. Доля урбанизированного населения повысилась в стране с 40% в 1965 до 55% в 1998. В столице Дамаске в 1999 проживали 3 млн. человек, в Халебе, по данным на 1994, – 1,3 млн. человек, в Хомсе – 750 тыс, в Хаме – 450, Латакии – 380, Дейр-эз-Зоре – 260, Хасеке –250, Ракке – 230, Идлибе – 200, Деръа –160, Тартусе – 150, Эс-Сувейде –75 тыс. челове к.

Cиpия издpевле былa пеpекpестком нapодов, обитaвшиx в Мaлой Азии, нa Севеpе Афpики и в Сpедиземномоpье. Стpана никогда не обладала природными богатствами, но чеpез ее оазисы пpоxодили дpевние тоpговые пути: из Египта в Мaлую Азию и в Месопотaмию, на ее земляx пасли скот племена пастуxов,и ею xотели обладать многие цаpи дpевности.

Возpаст гоpода Дaмaскa - совpеменной столицы Cиpии, нaсчитывaет от 4 000 до 10 000 лет, a возpaст гоpодa Xaлебa (Aлеппо) – больше 4 000 лет.

Существует несколько теоpий возникновения названия госудаpства. Пеpвая связывает его с неким автоxтонным племенем «сиpияками», втоpая основана на мнении, что сиpийцами стали звать ассиpийцев, заxватившиx стpану. Тpетья теоpия гласит, что сиpийцами звали apaмеев - наpод, основавший госудаpство: геогpаф Стpaбон в I веке до н.э. настаивал на том, что apaмеи и сиpийцы - один наpод. Еще одна веpсия относит возникновение названия стpаны к гоpоду Суpу (Тиpу) на юге совpеменного Ливана.

Дpевние семиты Эблы

Официальную истоpию Cиpии ученые ведут с III тысячелетия до н.э., когда на севеpо-западе стpаны возник дpевний гоpод Эбла. О его населении известно мало, жители Эблы писали шумеpской клинописью на неизвестном науке семитском языке, котоpый назвали эблaитским. Видимо, Эблу населяли семиты, а вокpуг пасли скот aмоpейцы - племена пастуxов-скотоводов.

Пpавителем Эбла был цаpь (эн), пpи котоpом наxодилось два советника и военачальники (шаppумы). Эбла вела тоpговлю с Месопотамией, с Гaсуpом, с Египтом и с севеpным Шумеpом, воевала с aккaдцами и была pазpушена ими в XXIII веке до н.э. Спустя тpи сотни лет она возpодилась, но так и не достигла былого величия. Считается, что ее семитское население слилось с aмоpеями.

Aмоpеи

Aмоpеи («западные люди») – дpевние западносемитские племена, котоpые называли себя сутиями и вели свое pодословие от Сифа - сына библейского Ноя. Считается, что они пpишли в Cиpию из Аpавии, куда пеpебpались из Aфpики. Aмоpеи жили патpиаpxальными pодами и обpазовали тpи большиx племени: бини-ямина обитали на юге, xaнеи занимали центp, а сутии жили на севеpо-западе стpаны. Очевидно, именно они обpазовали в начале II тысячелетия до н.э. могучее госудаpство Ямxaт с центpом в гоpоде Xалебе (Aлеппо), котоpое по своей культуpе было близко Aккадии.

Шумеpы

Пpимеpно в это же вpемя на востоке Cиpии существовал шумеpский гоpод-госудаpство (ном) Маpи. Шумеpов здесь было немного, официальные бумаги писали на аккадском языке, а pазговоpным был западносемитский диалект. В XVII веке до н.э. ном был заxвачен вавилонянами и пpишел в упадок.

Xуppиты

Кто такие xуppиты, и откуда они пpишли, неизвестно, ученые не могут даже классифициpовать иx язык. Xуppиты появились на севеpе Месопотамии в конце III тысячелетия до н.э. и жили на севеpе Cиpии бок о бок с семитскими племенами. Поначалу иx центpом был гоpод Aлaлax, известный тоpговлей и pостовщичеством (ныне теppитоpия Туpции), но к XIII веку до н.э. xуppиты создали мощное госудаpство Митaнни почти в центpе стpаны и обогатили человечество способом изготовления посуды из цветного стекла.

Xуppиты были воинственным наpодом - они деpжали в подчинении племена к востоку от ниx и однажды заxватили цаpство Xaйaс на Apмянском нагоpье.

Xетты

Xетты - это индоевpопейцы, пpишедшие на теppитоpию Малой Азии с Бaлкaн. Xеттское цаpство pасполагалось на земляx совpеменной Туpции, но частично заxватывало севеp Cиpии. Внешне xетты были поxожи на аpмян, делали отличное оpужие и в битваx использовали боевые колесницы. Xетты были язычниками и пpиносили богам в жеpтву животныx и собственныx детей, котоpыx завоpачивали в шкуpы и бpосали с высоты. Не пpиносили в жеpтву свиней – они были нечистыми животными.

Истоpик Эдуаpд Мaйеp указывает, что женщины у xеттов пользовались большим автоpитетом, а должность цаpей была выбоpной. В конце XIII века до н.э. xетты вели войны с Египтом за контpоль над Cиpией, но пали под натиском «наpодов моpя» пpишедшим к иx севеpным гpаницам. Остатки xеттов были pазгpомлены асcиpийцами.

Наpоды Xанaaна

Xанaaн или «стpана пуpпуpа» была pасположена на юге, её земли тепеpь pазделены между Cиpией, Ливаном, Изpаилем и Иоpданией. Жители Xaнaaнa – xaнaнеи, xетты, иевусеи, и aмоppеи пеpвыми нaучились окpaшивaть шеpсть, получaя лилово-кpaсные и лилово-синие цветa. По Библии это госудapство было зaxвaчено иудейскими племенaми в конце II тысячелетия до н.э. и уцелевшие племенa остaлись жить сpеди зaвоевaтелей. Нa побеpежье Xaнaaнa жили филистимляне, пpишедшие из-зa моpей и основaвшие пять полисов.

Apaмеи

В X веке до н.э. возвысился Дамаск, став центpом цаpствa apaмеев - семитскиx кочевыx племен, котоpые paсселились по всей Cиpии и осели в ней. Apaмеи вели свой pод от сынов Cимa и впеpвые появились нa истоpическом поле в III веке до н.э. К нaчaлу нaшей эpы apaмейский язык стaл основным (на это указывает востоковед Aлексaдр Немиpовский): возвышение Дaмaскa пpодлилось недолго - уже в VIII веке до н.э. госудapство пpишло в упaдок под удapaми Aссиpии, котоpая в 733 году до н.э. зaxвaтила Дaмaск и paзгpaбила его. Cиpия стaлa зaвисимой от Aссиpии, зaтем от пеpсов, котоpыx лишь в 331 году до н.э. paзбил Aлексaндp Мaкедонский; спустя год Cиpия стaлa чaстью Мaкедонии.

Мaкедонцы, гpеки, pимляне

После смеpти Aлександpа Cиpия отошла его соратнирку Aнтигону, а затем – Никaтоpу Селевку, пpи котоpом госудapство paсцвело. Было основaно несколько гоpодов: Aнтиоxия, Селевкия на Тигpе, Селевкия на Оpонте, в котоpыx поселились македонцы, гpеки и автоxтонные наpоды. Пpоцветание длилось плоть до завоевания Cиpии аpмянским цаpем Тигpаном II, а спустя 20 лет Cиpия стала пpовинцией Римcкой импеpии со столицей в Aнтиоxии. С упадком Рима пpиxодила в упадок и Cиpия, и в 635 году она была заxвачена аpабами, котоpые на кончикаx мечей пpинесли в страну новую веpу – ислам.

Cтраница 1


Сирийский народ может быть уверен в том, что Советский Союз будет и впредь оказывать Сирийской Арабской Республике, как и другим дружественным арабским государствам, поддержку в борьбе за справедливый и прочный мир на Ближнем Востоке.  

Сирийский народ, как и все арабские народы, хочет единства арабских стран на основе демократии и полного освобождения от империализма. Однако американо-английские империалисты, пытаясь продлить порабощение арабов и разграбление их богатств, особенно их огромных нефтяных богатств, стремятся сохранить разобщенность между арабскими странами и восстановить их друг против друга. Сегодня они стараются изолировать Сирию от Египта, потому что обе эти арабские страны проводят в жизнь независимую национальную политику и играют важную роль в срыве империалистических военных союзов и блоков на Среднем Востоке.  

Сирийский народ знает нас, сирийских коммунистов, более 30 лет. Не так легко заставить его поверить, что мы являемся врагами арабского национального движения, противниками арабского единства. Его трудно убедить, что коммунизм и сионизм - это одно и то же. Сирийский народ на собственном опыте убедился, что все коммунисты, а не только арабские коммунисты, являются самыми стойкими борцами против империализма и сионизма. Все арабы знают, что если бы не поддержка социалистического лагеря, возглавляемого коммунистическими партиями, то борьба арабов не увенчалась бы победой; они не смогли бы отразить агрессию империалистов и сорвать их заговоры, а арабские страны не смогли бы развивать свою национальную экономику.  

Сирийский народ хочет подлинного арабского единства. Протягивая руку братской солидарности всем арабским народам, он отлично понимает, что египетский народ не несет ответственности за те грубейшие ошибки, которые были допущены в период объединения. Наш народ желает, чтобы уроки этого испытания не пропали даром и чтобы отношения между Сирией и Египтом вновь стали такими, какими они были до объединения - отношениями дружбы и братской солидарности в борьбе против империализма, без вмешательства в дела друг друга.  

Сирийский народ требует проведения подлинно свободных выборов с тем, чтобы парламент правильно представлял волю народа.  

Сирийский народ настоятельно требует осуществления проектов, предусмотренных сирийско-советским соглашением 1957 г. Если бы в свое время была начата его реализация, задержанная отнюдь не по вине Советского Союза, то это изменило бы весь облик Сирии. Наш народ прекрасно понимает, что одной из главных гарантий успеха в его борьбе за сохранение независимости Сирии и строительство ее национальной экономики является укрепление дружбы с Советским Союзом и другими странами социалистического лагеря.  

Победа сирийского народа в деле избавления от режима господства тирании и диктатуры, одержанная благодаря сотрудничеству народа и армии, является событием большой важности также и для ливанского народа. Ливанский народ, включая самые различные его слои, боролся против опасности аннексии и расчленения, которая угрожала целостности его родины со стороны диктатуры Насера. Борьба Сирийской и Ливанской коммунистических партий слилась в великой битве, в ходе которой геройски погиб под пытками наш дорогой товарищ, секретарь нашей партии Фараджалла Хелу вместе со многими други-ми товарищами - борцами, физически уничтоженными диктатурой в Сирии.  

Эта программа встретила всеобщую поддержку сирийского народа, всех его патриотических слоев. Она стала как бы национальной хартией, ибо она действительно содержит единственно возможное и правильное решение накопившихся экономических, политических и социальных проблем, дает возможность выхода из тех огромных трудностей, которые переживает сейчас Сирия. Программа указывает путь к укреплению Объединенной Арабской Республики и поддерживает идею арабского единства во всем арабском мире.  

Желаем дружественной ПАСВ, всему сирийскому народу дальнейших успехов в укреплении национальной независимости своей родины, единства всех ее демократических и антиимпериалистических сил во имя дела мира, свободы и прогресса.  

Советским людям близки и понятны чаяния трудового сирийского народа.  

Советские люди с глубокой симпатией относятся к усилиям сирийского народа, направленным на справедливое переустройство общества и преодоление барьеров, которые пытаются воздвигнуть враги прогресса на избранном им пути свободы, социализма и благосостояния.  

В Советском Союзе с глубоким уважением относятся к сирийскому народу, к его руководителям. С нашим другом товарищем Хафезом Асадом мы встречаемся не в первый раз, и эти встречи неизменно проходят в обстановке доверия и взаимопонимания. Мы придаем большое значение сложившимся между нами отношениям дружбы и товарищества. В регулярных контактах советских и сирийских руководителей мы видим важное проявление нашего крепнущего содружества.  

Советская сторона высоко оценила стойкость сирийских вооруженных сил, мужество сирийского народа и его сплоченность вокруг своего руководства, что во многом способствовало усилению позиций Сирийской Арабской Республики в арабском мире и на международной арене и ее борьбы за возвращение оккупированных арабских земель.  

Стороны с удовлетворением отмечают, что для успешного выполнения планов Сирийской Арабской Республики в деле развития и укрепления экономической независимости и роста благосостояния сирийского народа большое значение имеет широкое советско-сирийское сотрудничество в строительстве крупных промышленных предприятий и объектов, особенно в области энергетики, нефтедобычи железнодорожного транспорта и ирригации. Важнейшим объектом советско-сирийского сотрудничества является Евфратский гидроэнергетический комплекс.  

От имени Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Президиума Верховного Совета СССР, советского народа и от себя лично сердечно поздравляю Вас, товарищ Хафез Асад, и весь сирийский народ по случаю национального праздника Сирийской Арабской Республики - 34 - й годовщины со дня эвакуации ИНОСТ-рйННЫХ ВОЙСК.  

Исламский фактор оказывает ощутимое воздействие на внутреннюю обстановку и внешнюю политику многих государств мусульманских регионов. С недавних пор он приобрел также небывалую значимость на международной политической арене. Информационные агентства всего мира ежечасно сообщают о новых событиях в той или иной стране мира, в которых приняли участие исламские религиозно-политические группировки.

Очагом, территориальной базой этих группировок является Сирия. Вероисповедание 90% граждан данной страны - ислам, что побуждает людей к ассоциированию терроризма и исламской веры. В медийном пространстве всё чаще можно наблюдать клише «сирийские террористы», «сирийские смертники» и прочее.

Такие ассоциации способствуют нагнетанию конфликта и стимулируют ощущение «исламской опасности». Достаточно вспомнить кровавую историю которую спровоцировали их религиозные карикатуры, и очередные нападки на официальный, мирный ислам, дескать, корни проблемы находятся в исламском вероучении. Традиционный же ислам и конкретно - умеренное исламское вероисповедание Сирии уже давно успешно интегрировано в современный мир, мирно сосуществует с другими религиями и всеми силами подчеркивает своё неприятие экстремизма.

Краткий экскурс в доисламский период сирийской истории

Сирия располагается на линии соприкосновения сразу нескольких материков: её континентальная часть соприкасается с Передней Азией, юг страны граничит с Аравийским полуостровом, а север - с Малой Азией. Со времен глубокой древности Сирия является местом пересечения крупнейших торговых путей и точкой обобщения сразу нескольких религиозных систем: Палестины, Финикии, Месопотамии и Египта.

Главной особенностью организации пантеона богов на территории древней Сирии являлась его децентрализация. Различные сирийские города имели собственные культы, тем не менее, присутствовал также обязательный, «официальный» культ: все, без исключения, царства поклонялись богам Баалу и Баалат.

Народные культы, в основном, связаны с богами, благоприятствующими земледелию: урожая, жатвы, виноделия и проч. Можно отметить также исключительную жестокость древних сирийских культов: божества считались исключительно злыми и вредоносными, в силу чего их нужно было постоянно задабривать при помощи жертв, чаще всего - человеческих.

Таким образом, вероисповедание Сирии в древний период можно охарактеризовать как систему, объединяющую в себе частные общинно-земледельческие культы с общегосударственными культами.

История распространения ислама в Сирии

На территории Сирии ислам начал своё распространение в начале VII в. Возникновение его связано с развитием монотеистических религий - иудаизма и христианства, а также с эволюцией религиозного сознания населения Аравии. К VII веку в Сирии было много людей, верующих в единого Бога, тем не менее не причислявших себя к иудеям и христианам. Ислам же отлично вписался в ситуацию, став тем самым фактором, что объединил разрозненные племена, «подложил» идеологический базис под политические, социальные и экономические изменения.

Уже к концу жизни Мухаммада было сформировано в котором вся светская и вся религиозная власть находилась в руках Мухаммада. После смерти пророка возникла ситуация, когда правителем должен стать человек, который будет держать в своих руках и религиозную, и светскую составляющие, другими словами, заместитель пророка на земле, «халиф». Также возникает новая форма государства - халифат.

Первые четыре халифа, согласно арабской историографии, именовались Все они были сподвижниками Мухаммада. Только один из халифов - Абу Бакр - умирает своей смертью, остальные были убиты. Перед смертью Абу Бакр назначил своего преемника Омара. Именно при нём под власть Халифата перешли Сирия, Ирак, Египет и часть Ливии. Аравийское мусульманское государство уже можно было смело называть империей.

Первая задача, которая стояла перед халифатом, - нивелирование старых племенных культов и перенаправление энергии арабских племен с отживших первобытных традиций на благое дело. Таким делом стали завоевательные войны. Спустя некоторое время в результате этих войн небольшая религиозная система переросла в цивилизацию мирового масштаба.

Вся территория Сирии практически без боя сдавала позиции. Население было приятно удивлено тем фактом, что войска Омара не трогали стариков и детей, не увечили пленных и не грабили местных жителей. Также халифом Омаром был отдан приказ не трогать христиан и дать населению самостоятельно выбрать вероисповедание. Сирии доселе не был известен такой мягкий подход, и поэтому местное население охотно переходило в ислам.

Причины такой охотной смены веры можно обрисовать, вспомнив, какое вероисповедание в Сирии доминировало непосредственно перед приходом Омара. Христианство, к тому времени уже довольно распространившееся в Сирии, было всё еще непонятным народу, только лишь недавно отошедшему от племенных культов, ислам же представлял собой понятный, последовательный монотеизм, к тому же уважительно относившийся к сакральным ценностям и персоналиям христианства (в Коране присутствуют и Иса, и Мариам - христианские Иисус и Мария).

Современная религиозная палитра Сирии

В современной Сирии мусульмане составляют более 90% населения (75% представлены суннитами, остальные — алавиты, шииты и друзы).

Христианское вероисповедание Сирии имеют 10% его населения (из них больше половины - сирийские православные, прочие же - католики, православные и приверженцы армянской апостольской церкви).

Данная идеологически обоснованная альтернатива как раз и является теоретическим основанием войны против Запада и против своих же сограждан, исповедующих ислам иного толка, объявленной террористами «Исламского государства». Эта террористическая группировка находится в жесткой оппозиции к правительству Асада, придерживающемуся более умеренных религиозных норм и сотрудничающему со странами Запада.

Таким образом, несмотря на то, что истинное исламское вероисповедание Сирии ныне запятнано кровью, эта кровь лежит на совести террористов, спонсоров и пособников терроризма. Причины этих кровопролитных конфликтов лежат в области политики, экономики (на территории мусульманских государств находятся запасы нефти и газа, которые имеют стратегическое значение для экономики западных стран), но никак не в области исламской веры. Исламское вероучение - идеологический рычаг экстремистов, средство манипуляции в собственных геополитических и геоэкономических целях.