Смотреть что такое "МИФ" в других словарях. Зачет теория литературы

Миф - это предания, которые периодически появлялись в дописьменном социуме. Они повествуют о жизни первопредков, подвигах героев, деяниях богов и духов. Само понятие мифа имеет греческие корни и происходит от слова «mytos», что означает «сказание».

Первые упоминания о мифах

Совокупность мифов в обрядовых ритуалах приобретала вербальную форму, выступая, одним из специфических способов систематизации информации об окружающей действительности. С другой стороны, повествования о природе и человека в ней выполняли ряд важных функций: религиозную, идеологическую, философскую, историческую, научную.

К особенностям мифов можно отнести произвольный подход к составлению сюжетов, персонификацию зооморфизм.

Появление представлений о сверхчувственных началах приходится на время появления первых захоронений. Благодаря древним погребениям найдено множество элементарных форм изобразительного искусства.

История происхождения мифов

В верхнем палеолите происходит устойчивое формирование синкретического комплекса: миф - изображение - ритуал. Сохранение этой структуры на протяжении всей говорит о ее универсальности. В ней долгие века отражаются и рациональное начало и иррациональное культурное ядро.

Палеолитические изображения и являлись мифами, а их создание - ритуалами. «Означаемое» и «означающее» в мифах первобытных людей существовали в абсолютном единстве.

Понятие мифа

Во многих науках есть различные трактовки понятия «миф». Значение слова при этом формулируется с различных позиций, что и обусловливает наличие множества расплывчатых и противоречивых определений. Среди них интерпретации, которые даются в энциклопедических словарях, называющие мифами фантастические повествования народного происхождения.

Также встречаются развернутые модернизированные варианты, гласящие, что миф - это синкретическое понимание окружающего мира, выраженное чувственно-конкретными персонификациями и одушевленными существами, которые отождествляются с реальностью. Философские взгляды на трактование этого понятия отталкиваются от понимания мифа как образной схемы мира, объясняющей и предписывающей конкретный алгоритм действий.

Что означает слово миф? На этот вопрос можно ответить синтезировав смыслообразующие составляющие из различных подходов. Именно так можно формулировать полное и точное определение этого понятия: мифами считаются тексты и изображения, демонстрирующие синкретическое отражение окружающей действительности в разные эпохи развития человечества. Причем каждая культура обладает своеобразием, подчеркивающим многочисленные аспекты развития конкретного общества.

Типология мифов

В школьную программу входят мифы, которые с легкостью можно назвать античными, библейскими или другими старинными сказками. Они повествуют о событиях, связанных с сотворением мира, совершением древних деяний (в основном греческими и и героями).

Исследователи исторической мифологии отмечают, что в великом множестве произведений разных народностей многие основные темы и мотивы повторяются. То есть происхождение мифов не во всем определяет их содержание. Например, одними из самых древних и примитивных являются сказания о животных. Наиболее ранние из них лишь наивно описывают признаки представителей фауны. А в древних австралийских мифах, например, широко распространена теория происхождения животных от людей. Но и другие народы мира, пусть и не так явно, распространяют в своих сказаниях мифологическое представление о том, что человек некогда был животным. Примеры мифов такого рода: древнегреческие сказания о девушке-нимфе Дафне, о гиацинте, о нарциссе и прочие.

Происхождение небесных светил также часто освящалось в мифах. В так называемых солярных, лунарных и астральных сказаниях Солнце, Луна и звезды часто изображались людьми, которые когда-то жили на Земле и по разным причинам впоследствии поднялись на небо. Такой миф - это выдуманная народом альтернатива формирования Вселенной. Еще один распространенный сюжет - описание процесса создания Солнца каким-либо сверхъестественным существом. В этом случае небесное светило не одухотворялось.

Центральное место в совокупности мифов многих стран занимали произведения, описывающие создание мира и Вселенной, а также человека. Иначе их называют космогоническими и антропогоническими соответственно. Культурно отсталые народы мало повествовали на эти темы. В частности, австралийцы лишь вскользь упоминали о том, что раньше поверхность Земли выглядела иначе, но вопросы о появлении ее никогда не ставились.

Полинезийцы, североамериканские индейцы, народы Древнего Востока и Средиземноморья рассматривали космогонические процессы с двух точек зрения. Одна из них была основана на идее сотворения мира (креационная), другая - на идее его развития (эволюционная). Согласно креационной теории, мир создал творец, бог, колдун или другое сверхъестественное существо. В мифах, построенных на эволюционной теории, мир планомерно развивается из какого-то первобытного бытия. Это может быть хаос, мрак, тьма и т.д.

Также имеется множество мифологических рассказов о морских существах (чудищах), которых видели моряки, путешественники и рыбаки.

Современные мифы и наука

Суть данной проблемы состоит в том, что вещать о мифе как о научном факте сложно. С уверенностью можно заявить, что он является компонентом мифологии. При этом он относится ко вторичному уровню сознания, который охватывает идеологически, культурно и научно переработанные сведения. В данном контексте, миф - это искусственно созданное человеком сказание, в основе которого лежат предположения и легенды, постепенно изменяющиеся под влиянием идеологических и научных факторов.

Два направления развития мифологии

Появление мифов сопряжено с возникновением, становлением и развитием какого-то народа. Именно так люди формируют свою индивидуальную историю происхождения. Позже в мифотворчестве появляются произведения, предназначенные для масс (которые создает элита), и сказания, созданные самим народом. Таким образом, можно говорить о двух направлениях развития мифологии: закрытом и открытом.

Древнегреческие, скандинавские, восточные мифы большинству из нас знакомы с детства. Фантастические существа, своеобразие сюжетов, могучие герои, являющиеся их элементами, запоминаются на всю жизнь как часть исторического прошлого современных мифа и мифологии у детей не вызывает особого труда. Это что-то вроде сказки, выдумки древних людей, которые ничего не знали, но все пытались объяснить. Однако определение слова «миф» не так уж просто. За знакомыми сюжетами скрывается целый мир.

Объяснение реальных событий

Определение «миф — это оттиск мировоззрения его создателей» может показаться странным. Тем не менее анализ многими учеными наследия самых разных народов позволяет говорить о его верности. Для молодого человечества мифология служила тем, чем является для нас сегодня наука. Она объясняла различные явления, устоявшиеся нормы, значимые события. Особенности мифологического понимания мира основаны на нюансах мышления, присущего людям конкретного исторического периода.

Рождающиеся в сознании какого-либо народа образы, имена и повествования призваны были объяснять реальные явления и события, а также социальные нормы.

Основа

Особенности мышления, делающие мифологию символической системой описания и понимания мира, можно свести к следующим чертам:

  • отсутствие способности отличить реальное от сверхъестественного;
  • низкая критичность, выражающаяся в игнорировании очевидных противоречий;
  • лишь начальная степень развития абстрактных понятий;
  • чувственно-конкретное познание;
  • образность;
  • эмоциональность.

Эти и некоторые другие особенности первобытного мышления приравнивают мифологию к мировоззрению.

Главное сокровище и непреложный закон

Возможно и такое определение слова «миф»: это особая концепция, утверждающая определенную систему ценностей и объясняющая ее появление. У наших далеких предков не было учебников по этике и многотомных справочников, предписывающих тот или иной тип поведения в конкретный момент. Все это до определенной степени заменяла мифология. Именно она являлась могучим источником, воды которого подготовили почву для развития философии, науки, литературы.

Каждый из исследователей, бравшихся за тему мифа, рассматривает ее под несколько иным углом. Так, одна из самых значительных научных концепций была создана А.Ф. Лосевым. Автор отказывает предмету своего исследования в объяснительной и познавательной функции. Определение мифа по Лосеву звучит следующим образом: миф есть развернутое магическое имя. Это сплав идеи и чувственного образа, выраженный и обозначаемый одним словом — именем.

Миф и религия

Мифология и религия - не одно и то же. Они появляются отдельно друг от друга, но тесно взаимодействуют на всем протяжении истории человечества. Мифология как мировосприятие включает в себя религию, а также первобытную философию и познание. В этом смысле она первична. Миф как имя выражается в конкретном образе или же в религиозном ритуале. Так он становится не привычным рассказом, а танцем, песней или иным обрядовым действием. Однако на этом взаимоотношения двух структур не заканчиваются. Так называемые культовые мифы служат для объяснения ритуалов. Появляются они часто, когда первоначальный смысл действий утрачен. Такие мифы-повествования вторичны по отношению к ритуалу.

Миф и литература

Для того чтобы определение слова «миф» стало более понятным, имеет смысл разграничить это понятие и родственные ему. Среди них - сказка, легенда. Первые два вырастают из мифа. Сказка в меньшей степени обладает этиологической функцией (не рассказывает о происхождении чего-либо), часто снабжается сознательным вымыслом. Рассказчик и слушатели осведомлены о нереальности описываемых событий. Миф же возникает в процессе неосознанного творения. Его содержание воспринимается «как есть» и никогда не подвергается сомнению.

Главный вклад, который сделала мифология в эпос, — это образ культурного героя. На его основе выросли многие известные нам персонажи. По мере «взросления» эпоса от архаических до «прогрессивных» форм в нем уменьшается доля мифологических элементов.

В основе же легенд чаще всего лежат исторические события. Однако грань между мифом и подобным повествованием весьма условна. Рассказы о различных эпизодах истории слишком тесно переплетаются с повествованием о жизни и деятельности богов и с другими фантастическими элементами.

Определение мифологии как родоначальницы литературы, таким образом, совершенно справедливо. На ее основе вырастают многие известные повествовательные жанры.

Определение слова «миф» несколько отличается у разных авторов. Однако все исследователи сходятся в том, что мифология представляет собой внушительный пласт культуры, способный многое поведать о прошлом человечества.

Перед рассмотрением гипотезы о том, почему и на базе чего у человека возникло мифологическое мышление, необходимо определиться со значением термина “миф”. В современном языке слово “миф” имеет двоякое значение. С одной стороны, в повседневной речи оно используется скорее в “негативном” смысле, то есть как “вымысел”, “неправда”, что-то не имеющее рациональной аргументации. В лучшем случае, под мифом понимают нечто вроде сказки. С другой стороны, наука, особенно в последние десятилетия, стала понимать миф в ином, “позитивном” смысле.

И вот тут начинаются сложности. Множество научных школ в разные периоды определяли “миф” по своему . Существуют десятки, если не сотни, различных вариантов определений и толкований. Поэтому вначале отберем из них те, что наиболее полно отвечают целям исследования. И пусть читателя не смущает то, что одному термину дается несколько определений. Все они по своему верны и в равной степени важны. Позже мы отдельно рассмотрим, почему такое положение вещей для мифа является нормальным и даже естественным.

Начнем с подхода, по которому “миф“ является определенным способом мировоззрения, формирующимся на базе определенного типа мышления. Подобный подход к пониманию мифа предлагает Е.М. Мелетинский:


  • «Миф является средством концептуализации мира - того, что находится вокруг человека и в нем самом. В известной степени миф - продукт первобытного мышления. Его ментальность связана с коллективными представлениями (термин Дюркгейма), бессознательными и сознательными скорей, чем с личным опытом»



Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков — 16 декабря 2005, Москва) — советский и российский филолог, историк
культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики.

С другой стороны М. Элиаде предлагает рассматривать миф несколько в ином ракурсе. Он пишет:


  • «Мы, наконец, начинаем осознавать и понимать то значение мифа, которое было заложено в него «примитивными» и архаическими обществами, то есть теми слоями человечества, где миф является истинной основой общественной жизни и культуры. И теперь сразу же бросается в глаза следующий факт: в таких обществах считалось, что миф передает абсолютную истину, так как повествует священную историю, то есть стоящее выше человека откровение, имевшее место на заре Великого Времени, в священное время начал in illo tempore. Будучи реальными священным, миф становится типичным, а следовательно и повторяющимся, так как является моделью и, до некоторой степени, оправданием всех человеческих поступков. Другими словами, миф является истинной историей того, что произошло у истоков времени, и предоставляет образец для поведения человека.»


Мирча Элиаде (рум. Mircea Eliade; 13 марта 1907, Бухарест, Королевство Румыния — 22 апреля 1986, Чикаго, США) — румынский
писатель, историк религий и исследователь мифологии.

То есть по Элиаде миф выступает одним из регуляторов общественной жизни, задавая правила поведения людей, определяя для них что хорошо, а что плохо, что делать можно, а что — нет. Ему вторит Карен Армстронг, которая пишет:


  • «Миф представлял собой событие, в каком-то смысле произошедшее однажды, но при этом повторяющееся постоянно. Привычный нам строго хронологический подход к истории не позволяет подобрать слово для описания подобного явления. Но мифология — это особая форма искусства, устремленная за пределы истории ко вневременному ядру человеческого бытия, помогающая вырваться из хаотичного потока случайных событий и уловить отблеск самой сути реальности.»


Карен Армстронг (англ. Karen Armstrong) (род. 14 ноября 1944 года, Вустершир, Великобритания) — британский религиовед,
философ и публицист, снискавшая славу в области сравнительного религиоведения.

То есть, миф есть еще и один из способов упорядочивания и осмысления реальности человеком. Отличие мифа от искусства в том, что:


  • “Искусство есть эмоционально-образное познание отношения между человеком и явлениями мира, а миф есть попытка познания эмоционально-образным путем самого мира”

И тут мы подходим к базовому определению понятия мифа для данной работы, предложенному И.М. Дьяконовым в работе “Архаические мифы Востока и Запада”:

  • “Миф — не символ, не аллегория, а эмоционально окрашенное событийное осмысление феноменов мира”


Игорь Михайлович Дьяконов (30 декабря 1914 (12 января 1915), Петроград, Российская империя — 2 мая 1999,
Санкт-Петербург, Российская Федерация) — советский и российский востоковед, историк, лингвист, специалист
по шумерскому языку, сравнительно-исторической грамматике афразийских языков, древним письменностям,
истории Древнего Востока. Доктор исторических наук (1960)

  • “Первичный миф (оставляя в стороне мифические элементы эпоса, сказки и т. д.) есть связная, «сюжетная» интерпретация феноменов мира в условиях отсутствия общих понятий и при необходимости обобщения через тропы. Сами же подлежавшие интерпретации феномены можно грубо разделить на две группы: 1) феноменология внешнего мира (при этом непременно социально значимая для древнего человека — иные феномены не нуждались в осмыслении) и 2) феноменология социально-психологических побуждений.”

Осмысление мира с помощью мифа порождает особый способ мышления, который получил название мифологического. И.П. Вейнберг определяет такой тип мышления следующим образом:

  • «Мифологическое мышление — это мышление предметно-чувственное, образное, характеризующееся слабым развитием абстрактных понятий, медленностью, затрудненностью разработки таких понятий и выражающих их слов»


Йоэль Пейсахович (Иоэл Песахович) Вейнберг (1 сентября 1922, Рига — 20 мая 2011,
Иерусалим) — советский, латвийский и израильский учёный, библеист.

Мифологическое мышление сконцентрировано на таких «метафизических» проблемах, как тайна рождения, смерти, судьбы, предназначения и т. д., то есть на вопросах, которые в известном смысле периферийны для науки, и по которым рациональные объяснения не удовлетворяют людей даже в современном обществе. “Живучесть” мифологического мышления связана с тем, что оно позволяет устранять коллизии сознания, вызванные необъяснимостью каких-то событий, выходящих за пределы рационального объяснения. Мифология позволяет передавать менее понятное через более понятное, неумопостигаемое через умопостигаемое и так далее .

Мифология не сводится просто к удовлетворению любопытства, ее задача в другом, она дополняет рациональное мышление, придает ему полноту, обеспечивая целостный подход к мировосприятию, при котором элементам хаотичности и неупорядоченности не остается места и есть возможность на каждый жизненно важный вопрос получить ответ . По предположению И.М. Дьяконова, возникновение у человека мифологического мышления имеет психофизиологические предпосылки , которые будут подробнее рассмотрены дальше.


Сергей Вячесоавович Савельев . Российский учёный, эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий
лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН.

Важным аспектом правильного понимания роли мифа является адекватное соотношение его с рациональным знанием (логосом). Очень часто одно противопоставляют другому. Такой подход является в корне неверным. Миф и логос в человеческом сознании дополняют друг друга, обеспечивая “множеству знания” полноту. Даже в тот период, когда мифологическое мышление было превалирующим в человеческой культуре, это не означало, что рациональное у людей отсутствовало. Обе формы мышления возникли, скорее всего, одновременно, но именно благодаря рациональному мышлению люди научились компенсировать физические недостатки, развивать технологии, накапливать практические знания, обеспечивая этим себе преимущество в борьбе за существование.

И хотя с тех пор рациональное мышление проделало колоссальный путь, на каком-то этапе даже став лидирующей формой, тем не менее оно до сих пор не в состоянии дать удовлетворительный ответ на многие важные для человека вопросы мироздания. Рациональное знание едва ли когда-нибудь сможет дать утешение, примирить человека со смертью или воодушевить на самопожертвование. Что же говорить о доисторических временах, когда логос даже в языке еще не имел необходимых инструментов для полноценного функционирования? Поэтому естественно что, как тогда, так и сейчас, человек, не находя рациональных ответов, стремится получать их с помощью мифа и мифологического мышления.

Даже на уровне физиологии разные типы мышления базируются на разных областях мозга, хотя в той или иной мере всегда одновременно работают все области. При рациональном мышлении большую роль выполняет, присущая только человеку, вторая сигнальная система. В мифологическом — существенная нагрузка приходится на эмоциональные центры, то есть на более древнюю лимбическую систему . Подробнее психофизиологический базис мышления будет рассмотрен дальше. Тут же хочется еще раз обратить внимание на то, что даже на физиологическом уровне рациональное мышление и эмоциональное не противопоставляются, а дополняют друг друга.



И у мифа, и у логоса есть свои ограничения, свои сильные и слабые стороны. Но интуитивно люди, еще в глубокой древности, поняли, что между ними нет противоречия, что они дополняют друг друга, и что для выживания человечеству необходимо поддерживать правильный баланс. В обществах же, где такой баланс нарушался, как правило, начинались деструктивные процессы, часто приводившие их к катастрофам.

И вторым важным моментом, вытекающим из соотношения рационального и эмоционального мышления, является то, что оба эти типа мышления всегда присутствуют в сознании человека, меняется лишь их соотношение. И чем меньше в сознании будет рационального, тем неизбежно будет становиться больше эмоционального. А чем больше будет эмоционального, тем легче будет воздействовать на сознание извне. Как и почему это происходит мы рассмотрим в следующей части.

Резюмируя еще раз отметим ключевых для правильного понимания мифа моменты:


  1. Миф является одной из форм познания мира первобытным человеком и стартовой точкой развития человеческого мышления;

  2. Миф не противостоит логосу, а дополняет его, обеспечивая полноту “множеству знания”;

  3. Миологическое мышление является составной частью человеческого сознания. Человечество сформировалось и большую часть времени просуществовало в рамках мифологического мышления;

  4. Мифологическое мышление зародилось и развивалось как способ эмоционально-чувственного познания мира в условиях неразвитости у первобытного человека абстрактного и причинно-следственного мышления;

  5. Мифологическое мышление ориентированно на “метафизические” проблемы, такие как тайна рождения, смерти, судьбы, предназначения и т. д.

Список литературы

  1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа, 3-е изд., — М.: Вост. лит., 2000. — 407 с.— ISBN 5-02-017878-0 {10}

  2. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе, — М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), 2001. — 168 с. — ISBN 5-7281-0095-3. {V}

  3. Элиаде М. - Мифы. Сновидения. Мистерии. Пер.с англ.- К.Ваклер, 1996. - 288 с. Серия «Актуальная психология». ISBN 5-87983-027-6, серия 5-87983-038-1 («Рефл-бук») ISBN 966-543-015-7 («Ваклер») {14}

  4. Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. — М.: Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}

  5. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х {7}

  6. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего ближнего востока, М:Наука, 1986, 208 с. { 4 }

  7. Савельев С.В. Двойственность поведения приматов, из сборника “Как человек заселил планету Земля”, 2006, 318с, ISBN 5-7728-0145-3 {I}

Павловец Михаил Георгиевич.

Вопросы к курсу: «Введение в теорию литературы»

ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА. КОГНИТИВНАЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ ЛИТЕРАТУРЫ.

Функции лит-ры как вида искусства:

1. Когнитивная (гносеологическая, познавательная). Литра как вид искусства есть особая форма постижения реальности – внешней и внутренней (внутренний мир чела). Постижение реальности возможно разными способами – опытный (на практикыне), научный (более объективный - выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, доказательство итд), метод откровений (знание дается свыше). Художник и писатель создаёт образ. Но он изобретает не сам предмет или мир, а модель феномена\мира, он моделирует реальность, создает модель мироздания. Это параллельная реальность, художественная.

Референтный круг – люди говорящие на одном языке, имеющие общие интересы. Референтная группа – круг значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она – и в прямом контакте, и мысленно соотносит свои оценки, действия и поступки.

Любое произведение становится литературным только тогда, когда становится доступным обществу.

Читатель делает текст книгой.

Произведение - послание в будущее.

Психотерапевтическая функция.

Творчество помогает человеку избавляться от личных психологических проблем. Часто писатель избавляется от некоторых нехороших наклонностей. Писатель символически переживает сюжет.

3. Эстетическая. Специфика литры, художественного текста – именно в эстетической функции (в отличие от научных, философских текстов и прочего). Дает эстетическое удовольствие. Эстетическое переживание – переживание худобраза во всей его полноте. Вымышленное, образное переживаешь как реальное, происходящее здесь и сейчас с вами. Наивный реализм – неразличение эстетического переживания и реального, переживание нереального как реального; эстетическая неразвитость. Эстетическое переживание по поводу нереального объекта. Чувства вызываются не реальным, а образами.

4. Терапевтическая. Первым задуматься о такой функции искусство заставил Зигмунд Фрейд, который ввел понятие сублимации – переключение сексуальной энергии в иные сферы человеческой деятельности. Фрейд считал, что человеческим поведением руководит либидо. Когда чел не имеет возможности реализовать свое либидо, то, чтобы либидо не разрушило его, чел переключает его в другие сферы своей деятельности. Сейчас уже отошли от примитивного понимания, когда только сексуальная энергия рассматривалась – любая энергия может сублимироваться. Один из способов сублимации – творчество. Прекрасный способ переключать энергию ненависти, страха, любви, сублимируя её в художественные образы. Творчество позволяет челу создавать худобразы и с их помощью переживать символически то, что в противном случае он переживал бы на яву. Н-р, страх – с помощью творчества его можно исторгнуть из себя, объективируя, делая чем-то, что уже вне тебя, итд. Свои наклонности, возможно, социально опасные, творчество помогает сублимировать – не избавиться, т.к. полностью это сделать невозможно, но хотя бы контролировать и не попадать под их власть. И чтение тоже полезно в этом плане.

Мир искусства всегда ограничен рамкой.

Искусство – это всегда игра.

Любое искусство – это система взаимосвязанных элементов.

В любом виде искусства есть абсолютный ноль (квадрат Малевича, 4-33 Джонса Кейджа, 18 поэм Василиска Гнидова, претапарте история моды).

Представление о красоте конвенционально (условно, соответствует традициям). Конвенция – неформальные договоренности между людьми. В определенное время в определенной культуре что-то считается красивым, что-то - нет. Понимание эстетики как красивого, красоты – неверно. Объективной красоты нет. Переживание красоты, бескорыстное, как самоцель, свойственно только людям.

Природа вдохновения близка чувству любви. Любовь всегда начинается с удивления, затем – заинтересованность, увлеченность, влюбленность, любовь. Влюбленный открывает прекрасное в том, что незаметно или было незаметно другим, открывает новое в предмете любви.

МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РЯДУ ИСКУССТВ. Литература – словесный вид искусства. Первый, кто пытался ввести типологию искусств, был Гегель. По его мнению есть 5 великих искусств: архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Под поэзией он понимал художественную литературу в целом. Художественный текст, любой – поэтический, а, например, философский – не поэтический. Есть разные другие типологии искусств. Вот, например, одна из них.

1. Искусства пространственные. Требующие для своего восприятия некоторого пространства. Живопись, скульптура, архитектура.

2. Искусства временные. Требующие для своего восприятия некоторого времени, длительности. Музыка, литература. Хотя в лит-ре могут быть и пространственные элементы – н-р, как расположены строки (фигурная поэзия – стихи в виде круга, креста итд).

3. Искусстве смешанные – и пространство, и время нужно. Танец, кино, пантомима.

Еще одна типология. Искусства бывают:

1. Экспрессивные\выразительные. Выражают, делают внешним то, что происходит внутри – имеют дело с внутренним миром, изображением состояний, переживаний, мыслей, чувств. Музыка, танец, архитектура.

2. Изобразительные\пластические. Изображают внешний мир, запечатлевают внешний облик явлений. Живопись, пантомима, театр.

3. Смешанные. Кино, литература. Некоторые особые направления др. искусств.

В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства - от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации.

ТИПЫ ОБРАЗОВ. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ЛИТЕРАТУРЕ .

Постижение реальности возможно разными способами – опытный (на практике), научный (более объективный - выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, доказательство итд), метод откровений (знание дается свыше). Но как постигали знание древние, когда еще ничего такого не было? Один из методов постижения реальности – создание, изобретение феномена, реальности. Художник и писатель создаёт образ. Он ближе к изобретателю. Но он изобретает не сам предмет или мир, а модель феномена\мира, он моделирует реальность, создает модель мироздания. Это параллельная реальность, художественная. Модель передает довольно точно только общий вид вещи, позволяет понять постигаемый предмет, но не является предметом\его точной копией. Литра – словесная модель. Правильнее говорить даже не «модель», а «образ». Образ действительности. Рисунок кота – не кот, а образ кота. Свое видение, образ кота, каким его автор представляет, изображается с помощью имеющихся умений, таланта и материала. Повлиять на образ (помешать его созданию) может отношение (чувство) автора к образу, недостаточное его понимание, отсутствие таланта.

3 типа образа:

1) Иллюстративный – изображение конкретного феномена в его индивидуальности. Н-р твое фото в паспорте. Цель – дать представление о твоей внешности. Образ, иллюстрирующий конкретный феномен.

2) Научный – отвлеченный образ. Твое фото в учебнике биологии с подписью «мужчина европеоид гоминид». Подчеркиваются наиболее общие качества.

3) Художественный. Наиболее сложный, соединяет в себе индивидуальное и типическое. Причем присутствует практически всегда индивидуальность того, кто создает образ, его отношение к нему.

Мы не в состоянии придумать того, чего вообще не знаем. Наше понимание и видение ограниченно. Мы черпаем из собственного опыта ту модель мира, которую создаем. Причем через образ и отношение свое к нему мы познаем и себя.

При этом имеют место две тенденции художественной образности, которые обозначаются терминами условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и жизнеподобие (нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни).

ЛИТЕРАТУРА И МИФОЛОГИЯ. МИФ В ЛИТЕРАТУРЕ.

Миф - древнегреч. «mifos»- «рассказ, повествование, сказание». Мифология - 1) совокупность мифов; 2) гуманитарная наука, занимающаяся исследованием мифов, их описанием, собиранием итд.

Научное понимание мифа имеет несколько аспектов.

1) Узкое понимание. Древнее народное сказание о богах, легендарных героях, о происхождении мира. Этиологический миф – миф о происхождении чего-либо. Космогонический миф – о происхождении мира, космоса.

2) Широкое понимание. Мифология - это надэпохальная, трансисторическая, бытующая на протяжении всей жизни народов форма общественного сознания, противостоящая научному объяснению. Человеку нужно объяснить, почему все вокруг именно так происходит, человек не может жить в мире непонятном, необъясненном. Назвать предмет – уже приблизить его к себе, сделать более понятным и не страшным. Боятся того, что непонятно. Самый простейший механизм объяснения происходящего вокруг человека – антропоморфизм, человекоподобие, объяснение через себя и других людей. Зафиксировано в языке - «весна пришла», «дождь идет» итд. Если с ними можно разговаривать, значит, на них можно и воздействовать. Пытались не только объяснять, но и воздействовать, поэтому так важны жрецы, шаманы, колдуны итд те, кому магия подвластна.

Признаки мифа, что его отличает:

Миф всегда общезначим. Миф является настоящим мифом только тогда, когда он не осознается, как миф, для его носителей он абсолютно достоверен, все уверены в его правдивости. Миф – это реальность.

Любой миф изменчив. Он не фиксируется на письме, он фиксируется в сознании человека, а сознание чела изменчиво. В разные эпохи миф имеет разные варианты. Одни народы перенимают мифы других народов.

Наличие мифологического (синкретического) сознания. Лишено абстрактного мышления – способности мыслить вещи абстрактные, не конкретные. Для мифологического сознания все абстрактное – очень конкретно. Н-р любовь – Купидон. Зафиксировано в языке. Умер – «покинул нас», «уснул вечным сном», т.е. никуда не делся, просто перешел в иной мир.

Ученые выделяют 3 стадии развития мифа:

1. Архаическая. Миф как единственная форма человеческого сознания. Пространство и время мифологично. На небесах – царство богов, под землей – царство мертвых. Для мифологического сознания время циклично (время течет по кругу, события периодически повторяются). Весна – утро – детство, зима – ночь – старость, итд. Ты лично смертен, но кровь твоя продолжается в твоем потомстве, ты в этом бессмертен. И поэтому ты ответственен перед предками, которых ты продолжаешь, и перед потомками, которые продолжат тебя. Самое страшное проклятие для такого сознания – родовое, т.к. оскверняет и тебя, и предков, и потомков. Синкретическое сознание – люб. Абстракцию мыслят реально (конкретно), например: смерть – переход в другое состояние.

2. Классическая – стадия многобожия. Картина мира усложняется. Когда предание мифологизируется и рождается историческое сознание. Историческое сознание – сознание, которое позволяет челу определить свое место на шкале времени. Время, история не циклична, а векторна. События не повторяются, как в первой стадии. При этом в сознании остается представление о мифологическом, легендарном, доисторическом времени – что было время, когда жили герои и боги, спокойно спускались на землю и говорили с людьми, о времени начала начал, откуда все пошло. Его фиксируют в литре, песнях. У богов есть иерархия – высшие, более слабые соратники итд. Genius loci (Гений места) – у всякого места есть дух-покровитель, у дома – домовой, в болоте – кикимора, итд.

3. Монотеистическая – представление о единобожии. Укрепляется абстрактное мышление. Есть только историческое сознание.

Самые разные соцгруппы могут выработать свою мифологию. Есть и современные мифы, неомифы, вторичное мифотворчество. Вызвано те ми же причинами, что и архаические мифы, но работает иначе. Вызвано усложнением картины мира. Человеческое сознание не в состоянии переварить такое кол-во инфы о мире. Некогда и лень разбираться во всех деталях и причинах, изучать. Упрощенная картина выходит в итоге. Современная мифология держится на 2 тропах: синекдоха (когда часть выступает в роли целого) + гипербола (преувеличение). Например, миф берет одну какую-то причину, фактор (синекдоха) и выдает ее в качестве главной (гипербола). Миф не лжет, он использует правду, просто миф умалчивает и упрощает.

Новая мифология:

1. Не общезначима. Мифы не общенародны, носят групповой или клановый характер.

2. Мифы утопические или пан-трагические. Говорят либо о том, что будет все отлично, либо всем конец, все плохо.

Миф – хорошо или плохо? Разные мнения. Отрицательное: миф – лжеочевидности, помещают сознание в сеть ложных представлений, обедненное представление о реальности, в это его вред.

Мифы – носители собственной, вненаучной истины. Без мифов человек не может, они необходимы для понимания мира. Мифами движется история. Миф может обратиться к добру и к злу – как и все в мире, зависит от использования. Лихачев: Миф – это упаковка данностей. В нашем информационном мире слишком много информации на нас сваливается, мы не можем так много сразу потреблять и усваивать. Травма постмодерна – человек, оказавшись в сложном для него мире, озлобляется. Мир перестает быть для него понятным, от непонимания мы идем к страху, а естественная реакция на страх – агрессия. Люди начинают сбиваться в закрытые агрессивные сообщества, чтобы упростить мир и уничтожить тех и то, что он не понимает. Перед человечеством стоит важная задача генерировать позитивный миф, который поможет простому человеку принять мир, не бояться его, не бояться чего-то другого. Толерантность – умение не бояться непонятного, чужого, терпимость, то, что позволяет жить, не будучи постоянно закрытым и не ожидая постоянно удара.

Литература питается мифами. Мифы – это кладезь сюжетов. Мифы вдохновляют на создание своих мифов. Мифы помогают объяснить многое в произведении, в поведении героев итд.

Литература имеет две важнейших составляющих, т.к. строительным материалом искусства является творчество. Литература: 1. Лит-ра есть вымышленная предметность, описанная с помощью слов, и речь – средство изображения. 2. Лит-ра есть искусство слова (например, Пушкин: «Поэт и толпа» - «шебуршание» толпы – чшчцс итд – аллитерация или ассонанс).

Искусство: 1. Односоставное – чистое искусство (чистая поэзия, музыка). 2. Многосоставное (или синтетическое) – вбирают в себя разные виды искусства и соединяют их (например, песня – включает в себя музыку и поэзию). Изначально искусство было целостно (синкретично), когда еще не выделился танец, песня и пр. Искусство вышло из ритуалов, они отличались тем, что у ритуала не было деления на автора/исполнителя и зрителя, т.е. зритель и был исполнителем, а исполнитель и был зрителем. Из ритуала выделилось искусство тогда, когда у ритуалов появился зритель (тот, кто воспринимал его со стороны) и когда зритель стал оценивать ритуал не с точки зрения пользы, а с точки зрения красоты исполнения. Обратный процесс – синкретизм искусств (Вагнер к этому стремился, считал идеалом оперу, т.к. это одновременно поэзия, музыка, пение, живопись, костюмы, театр, архитектура). Подлинная синкретичность по Вячеславу Иванову – это храмовые богослужения.

Авангардисты пытались отказаться от истории и на голом месте создать новое. Авангардисты вдруг поняли, что творить можно не только создавая, но и разрушая. М.Бакунин: «Разрушение есть творческий акт». Есть ли стадия, где граница прекратится? В живописи такую границу нащупал Малевич – «Черный квадрат». Предметы искусства (без этого будет реальность): 1. Рамка (в музыке – первый и последний звук, литература – первое и последнее слово). 2.Номинация (автор и название. «Минус прием» - там, где ожидает прием, но его нет). 3. Презентация (представление произведения искусства, одним из первых это понял Марсель Дюшан «Фонтан» (писсуар)). Ноль музыки – Джон Кейдж «4.33» (выходит Кейдж, садится за рояль, поднимает руки и замирает на 4 минуты 33 секунды). Поэзия Василиск Гнедов «Поэма конца» (15 поэма книги «Смерть искусству») – пустая страница.

ГЕРМЕНЕВТИКА КАК ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Герменевтика (от др.-гр. «разъясняю») - это искусство и теория истолкования текстов (в первоначальном значении слова, восходящем к античности и средневековью), учение о понимании смысла высказывания и - шире - другой индивидуальности (в философской и научной традиции Нового времени, главным образом немецкой). Она может быть охарактеризована как учение о познании личности говорящего и ею познанного.

Герменевтика ныне является методологической основой гуманитарного знания, в том числе искусствоведения и литературоведения. Ее положения проливают свет на характер общения писателей с публикой и отдельными лицами.

Истоки герменевтики - в античности и христианском средневековье, когда стали предприниматься опыты толкования мифов и сакральных текстов. Как самостоятельная научная дисциплина она оформилась в XIX в. благодаря трудам ряда немецких мыслителей, среди которых наиболее влиятельны Ф. Шлейермахер и В. Дильтей. Герменевтика XX в. ярко представлена трудами Г.Г. Гадамера (Германия) и П. Рикёра (Франция), а также Г.Г. Шпета, который тщательно исследовал многовековую историю этого учения, и М.М. Бахтина (работы «Проблема текста…» и «К философским основам гуманитарных наук»).

Ведущая категория – понимание. Гадамер: «Понимание речи – следование за целостным смыслом». Любой текст понимается не как сумма слов, а понимается как целостная система слов. Понимание не сводится к рациональной сфере, к деятельности человеческого интеллекта, к логическим операциям и анализу. Оно подобно скорее художественному творчеству, нежели ученым трудам. Понимание составляет единство двух начал:

1. Интуитивное постижение (схватываем смысл предмета как целого).

2. Интерпретация или истолкование (путем аналитических операций проверяем, правильно ли мы поняли смысл).

Что движет интерпретатором:

1. Установка на объективность (что этот текст говорит сам по себе?)

2. Субъективность (личное понимание).

Интерпретация – перекодировка, перевод на иной, общедоступный язык. Герменевт берет герметичный (непонятный) текст, задача герменевта – постичь, перевести авторский язык на язык повседневный.

2 типа герменевтики (Поль Рикё):

1. Традиционная или телеологическая (наука о целях) – цель: восстановить смысл сообщения.

2. Нетрадиционная или археологическая – выявление не смысла, а первопричины или подоплёки высказывания.

Любое постижение есть постоянное возвращение к исходному тексту, если мы говорим о герменевтическом понимании. Это попытка понять то, что заложено в тексте автором, но этим нельзя ограничиваться, потому что всегда есть зазор между тем, что автор хочет сказать, и тем, что он говорит своим произведением.

Пример: Гоголь, мертвые души: счастье русского народа в руках добросовестных чиновников и мудрых помещиков. В крепостном праве он видит аллегорию отношений между Богом и человеком. Бог - любящий отец людей; Царь - батюшка для подданных; Помещик - крестьяне; Муж - семья.

А что получилось? Гоголь сказал совсем не то: счастье русского мужика, зависит от того, к какому помещику он попал. Для Гоголя это была страшная трагедия - Гоголь решил, что он дряной писатель - Гоголь-теоретик столкнулся с Гоголем-писателем.

Нужно всегда помнить, что мы говорим, используя опр. знаки, но в нашу речь вмешиваются факторы, которые от нас не зависят. Например, Некрасов хотел написать великолепные стихи: "От ликующих, ободряющих, обагряющих руки в крови, уведи меня в стан погибающих за великое дело любви".

Плюс, момент воспринимающего сознания - интерпретатор вносит элемент субъективизма в текст. Того же Гоголя читали люди, которые уже сомневались в разумности крепостного права, они совершенно иначе воспринимали Мертвые души. Для большинства своих современников, Гоголь сказал совсем не то, что хотел сказать - он выстраивал свои отношения с читателем по модели учитель-ученик (Tabula Rasa) - опять же патриархальный взгляд.

РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Рецептивная эстетика – идет от понятия «рецептио» - восприятие, делает акцент не на авторе, а на читателе, на том, кто воспринимает.

Рецептивная эстетика переносит акцент с автора и текста на читателя, его восприятие текста. Есть 2 точки зрения насчет того, какую роль играет восприятие текста для его понимания. ПотебнЯ считал, что словесно-художественное произведение развивается уже не в художнике, а в понимающих. Само по себе произведение становится произведением только когда оно прочитано, прочтение его создает его. В этом есть смысл. Скульптура, закопанная под землю, не является скульптурой – она есть скульптура только когда выкопана из земли, поставлена на пьедестал и осмыслена как скульптура, а не как глыба. Часто разница между тем, что хотел сказать автор и что понял читатель, огромна. С этим был не согласен СкортЫмов, который считал, что читательское творчество вторично, в своих направлениях и гранях обусловлено объектом восприятия. В этом тоже есть смысл. Составные части текста не позволяют уж совсем произвольного прочтения, в тексте заложена программа его восприятия, не позволяющая слишком далеко отклоняться от основы.

Ключевая категория рецептивной эстетики – категория читателя. Читатель может выступать как образ, или адресат, или реальный читатель. Образ – в художественном произведении автор пытается смоделировать образ читателя, описать его, дать ему слово, обозначить его позицию. «Евгений Онегин»: «Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или гуляли, мой приятель». Мы знаем из этого, что автор русский и наверняка был в столице, т.е. автор видел читателя своего романа человеком своего круга, т.е. дворянина. Это заложено в образ читателя. «Что делать?» Чернышевского – автор постоянно ведет беседы со своим проницательным читателем. Образ читателя наблюдательного, который за автором следит, отмечает его ошибки. Читатель-адресат. Любой писатель всегда имеет перед внутренним взором образ того, к кому он адресует свои произведения. Есть категория «идеальный читатель». Автор пишет этому идеалу с расчетом на то, что он его поймет. Важно: это широкий или узкий читатель. Т.е. текст, доступный для широких масс (Пастернак – без слишком сложных фраз и выражений, с темой, интересной многим), или наоборот – для узкой аудитории (Фет – считал, что его стихи по природе своей не могут быть понятны всем). Реальный читатель – тот, который читает книгу в реальности. От того, какой у него опыт, возраст итп зависит восприятие и прочтение текста.

СОСТАВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. МАТЕРИАЛ – ФОРМА – СОДЕРЖАНИЕ.

Не в каждой форме может быть любое содержание, не любое содержание – в любой форме. Это взаимосвязанные вещи. Категорически неправильно воспринимать взаимоотношения формы содержания в категориях сосуда и содержимого этого сосуда, таким образом мы отделяем форму и содержание друг от друга. Форма – то, что придает форму, что оформляет. А что форма оформляет – что в ней содержится, т.е. содержание. Содержания без формы быть не может – если оно ни в чем не содержится, его нет. Формы без содержания быть не может – если ей нечего оформлять, её нет. Они неотъемлемы друг от друга. БахтИн – «любая форма содержательна, любое содержание оформлено». Современное понимание взаимоотношений формы и содержания сформировалось только в 20 веке, когда появилась группа отечественных литературоведов, известных как формалисты. Они переосмыслили значимость формы для худпроизведения. До них считали, что главное, чтобы произведение было высокоидейным, глубокого содержания. Формалисты же спросили: если в литературе главное – содержание, то зачем нужна литература? Почему то же содержание не выразить в философии, журналистики итд? Формалисты постарались отказаться от понятия «содержание», заменив его понятием «материал». Материал – все то, что использует художник для создания произведений. В этом смысле по мнению формалистов для художника материалом для создания произведений являются феномены реальности (дом, человек, любовь), и даже идеи. Дальше художник берет материал и оформляет его. Но предположение формалистов было опровергнуто благодаря Бахтину, который вывел понятие содержания из понятия материала.3 начала художественного произведения:

Материал

Форма (оформляет материал)

Взаимоотношение формы и содержания – отношения взаимообусловленности. Стихотворение Алексей Крученых «Дыр бул щил убещур» имеет в себе отсутствие внятно понимаемого смысла, но содержание есть, и оно может воздействовать на людей, создавать настроение итд.

Есть 2 основных типа взаимоотношений формы и содержания: либо гармония (классическое искусство, которое несет в себе идею гармонизации мира), либо дисгармония (начиная с 20 века – конфликт и борьба между этими элементами)

3 аспекта формы :

1. Словесная ткань (поэтический язык, язык литературы). Отличать от литературного языка! «Литературный язык» - узкое понятие, это язык нормированный, строгий, язык официальных документов. Русский литературный язык основывается на московском диалекте русского языка и содержит в себе множество ограничений, в нем нет просторечий, матерной лексики итд. Язык литературы – это широкое понятие, вбирает в себя любой языковой материал. И литературный язык, и просторечия, и жаргон, итд.

Введение

В обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с рассказами о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому.

Такое определение понятия миф дают и многие ученые. Современному читателю широко известны высокохудожественные и фантастические повествования древних греков и римлян о своих богах и героях: Зевсе (Юпитере) и Гере (Юноне), Афродите (Венере) и Аресе (Марсе), Геракле и Прометее и т.д.

Тем не менее, понимание мифа должно быть гораздо глубже. Некоторые ученые отмечают, что миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия.

Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.

Исследование мифа как формы культуры и измерения человеческой души занимает важное место в культурологии. Основополагающий вклад в понимание мифа внесли Г. В. Ф. Гегель, 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Дж. Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, проблемами мифа много занимался выдающийся русский философ А. Ф. Лосев.

Определение мифа

Миф (греч. «mythos» - слово, сказание, предание) есть текст, передающийся не только из уст в уста, но и от поколения к поколению, т. е. произведение словесности. Причем миф есть такое произведение словесности, в котором, по убеждению людей, среди которых он циркулирует, повествуется о реально происходивших событиях.

В своей классической форме миф представляет повествование, в котором те или иные социальные или природные явления истолковываются и объясняются как результаты действий определенных персонажей - героев этого рассказа. У людей, в среде которых живет миф, нет сомнения в реальности этих героев и совершаемых ими действий. Такая вера, причем не требующая никаких доказательств, - необходимый признак мифа. Миф, в правоту которого не верят, - это то же самое, что божество, существование которого никем не признается.

Миф - архаические повествования о деяниях богов и героев, об управляющих миром богах и духах.

Миф - это прежде всего повествование о богах и героях. Современному читателю широко известны высокохудожественные и фантастические повествования древних греков и римлян о своих богах и героях: Зевсе (Юпитере) и Гере (Юноне), Афродите (Венере) и Аресе (Марсе), Геракле и Прометее и т. д.

Однако современные этнографические исследования значительно расширили и углубили наши представления о древнем мифе, вынесли их за рамки рационализированного античного мифа и повергли пытливый ум исследователя с вершин светлого Олимпа в тартар хаотических и страшных образов, которые, тем не менее, имели определенную систему, в которую были объединены грозные силы природы, животные, звери, птицы и люди, земные и небесные, смертные и бессмертные. Все эти классы явлений были репрезентированы тем или иным конкретным образом и системой мифологических образов в целом.

Такой миф менее всего похож на поэтический вымысел, да он так и не воспринимался в обществе собирателей и охотников, скотоводов и земледельцев. Отголоски этих древних мифов слышны и в позднейших, подвергшихся рационалистической обработке мифах Древней Греции. Повествования о богах и культурных героях, сообщавших племени основные производственные и специальные знания и охранявших его безопасность и благополучие, относились к системе эзотерического знания и сообщались юноше (девушке) лишь в момент достижения совершеннолетия, как завершающий, высший акт инициации, которым предшествовали соответствующие испытания и наделение взрослым именем. Миф в этом случае лишен всякой сказочности и воспринимается как подлинная реальность, поскольку для члена племени, находящегося «внутри мифа» подлинная реальность ограничивается образами мифа и его языковой основой или, используя выражение Бронислава Малиновского, в мифе «не названное не существует и начинает существовать, будучи названо».

Мифы многих народов насчитывают сотни и даже тысячи сказаний, в которых передается описание возникновения мира, животных и человека, сражений и подвигов героев и т. д. И сама «серьезность» мифологических сказаний, их «подлинность» говорят о том, что миф выражает целые пласты исторически существовавшего сознания. Мифологические сказания и образы служат источником и надежным средством передачи традиций и навыков. Обычно они были близки традиционным верованиям и нередко обслуживали ритуал. Исследователи также отмечают особенности мышления, протекающего в рамках мифосознания. Для него характерно расположение в феноменологической плоскости. Каждый мифологический образ вечен, и в то же время подлежит обновлению, связывая синхронические и диахронические процессы. При поразительном умении различать индивидуальные особенности окружающих предметов не наблюдается перехода ко всеобщему, его заменяет вечный мифологический образ, который разрастается в сложную систему, где божественные персоны объединены, общностью кровных уз.

Это кровное родство божеств мужского и женского пола, взаимообразующихся и олицетворяющих многообразие природных явлений, лежит в основе целостного восприятия мира. С развитием личностного начала и разрушением прежней нормативности мифа, рушится и тождество мифологического образа и вещи, начинается вымысел.

По мнению А. А. Радугина, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. Отождествить миф с изложенным кем-то мифологическим сюжетом - это то же самое, что спутать страстную любовь с ее описанием, данным к тому же посторонним и бесстрастным наблюдателем. Миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души.

На наш взгляд, наиболее точно отражает сущность понятия миф определение, данное А. А. Радугиным. Значение понятия «миф» нельзя свести только к описанию деяний богов. Оно гораздо шире и включает в себя схемы мышления, общие образы.

На это указывает и тот факт, что сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что, во-первых, весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира, и, во-вторых, что уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами, - вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти, и др. - затрагивает широчайший, буквально «глобальный», круг коренных вопросов мироздания. Миф выступает перед нами уже не как сумма или даже система «наивных» рассказов древних.

Более углублённый подход к этому феномену неизбежно приводит к постановке проблемы, что же такое миф. Ответ не прост. Не случайно современные исследователи до сих пор нередко коренным образом расходятся во взглядах на её сущность и природу. К тому же к мифологии, изучая её в разных аспектах, по-разному подходят религиоведы, этнографы, философы, литературоведы, лингвисты, историки культуры и т. д.; их исследования часто взаимно дополняют друг друга.