Сувенирная продукция в бюджетном учреждении. Порядок списания подарков (сувениров), не работающим в госучреждении физическим лицам

Проведение учреждениями культуры массовых (просветительных, театрально-зрелищных, развлекательных и других публичных) мероприятий, как правило, не обходится без вручения призов и подарков. Подарки могут вручаться работникам и детям работников по случаю праздников или знаменательных дат. Есть ли различие между подарками и призами? Как оформить документально их вручение? Как правильно отразить в бухгалтерском учете операции по их приобретению и списанию? Подлежат ли такие операции обложению НДФЛ и страховыми взносами во внебюджетные фонды? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в статье.

По общепринятым правилам различие между подарком и призом заключается в следующем. Подарок — это предмет (сувенир), передаваемый в дар по случаю какого-либо события (праздника, знаменательной даты и т. п.). Под призом обычно понимается предмет (сувенир), передаваемый в дар в качестве награды за победу в конкурсе или состязании за определенные таланты и заслуги.

В соответствии с гражданским законодательством вручение призов и подарков в рамках проведения различных мероприятий, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры, есть не что иное, как безвозмездная передача имущества, то есть дарение.

Согласно п. 1 ст. 574 ГК РФ передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи либо вручения правоустанавливающих документов. Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому лицу, может быть совершено устно, когда стоимость дара не превышает 3 000 руб. Если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 руб., то договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме (п. 2 ст. 574 ГК РФ).

Финансовое обеспечение затрат, связанных с проведением в государственных (муниципальных) учреждениях культуры различных мероприятий, в которых предусмотрено вручение призов и подарков, может осуществляться как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. В любом случае такие затраты должны быть предусмотрены в смете (у казенных учреждений), в плане финансово-хозяйственной деятельности (у бюджетных и автономных учреждений).

В целях правильного отражения в бухгалтерском учете приобретения и выдачи подарков бухгалтеру необходимо помнить, что это хозяйственные операции, которые должны быть документально подтверждены и отражены в учете на основании первичных документов, подтверждающих затраты на приобретение призов, подарков и их списание при вручении одаряемому лицу.

Оформление документов при поступлении и списании призов и подарков

При проведении культурно-массового мероприятия учреждением культуры разрабатывается документ (положение, программа, план), в котором содержатся:

— цели его проведения;

— задачи его проведения;

— сроки проведения;

— сценарий проведения;

— лица, ответственные за его проведение;

— список участников (если это необходимо);

— источник финансирования;

— затраты на проведение мероприятия (смета).

Основанием для осуществления расходов (оплаты) на приобретение призов и подарков будет являться указанный выше документ и приказ (распоряжение) руководителя о проведении мероприятия (ниже представлен образец такого приказа). Первичными учетными документами при поступлении призов и подарков будут являться документы поставщика (акт приема-передачи, товарная накладная), кассовые, товарные чеки (при приобретении за наличный расчет).

Порядок оформления списания призов и подарков, израсходованных при проведении публичных массовых мероприятий, а также перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, могут быть установлены в рамках формирования учетной политики учреждения. Такими документами могут быть: приказ на проведение мероприятия, протокол о проведении мероприятия с приложением списка победителей, которым были вручены призы, подарки, акт о списании призов и подарков с приложением списка победителей, фото или видеоотчет (ниже представлен образец такого акта).

Как было отмечено выше, вручение ценных призов и подарков стоимостью свыше 3 000 руб. осуществляется с обязательным оформлением договора дарения, в котором указываются персональные данные одаряемого лица.

Далее приведем примерный образец составления приказа о проведении культурно-массового мероприятия и акта о списании призов и подарков (акт разрабатывается и утверждается в составе учетной политики учреждения с учетом п. 6, 7 Инструкции N 157н).

Государственное бюджетное учреждение Дом культуры "Дружба"

Приказ N 16

О проведении культурно-массового мероприятия

В связи с проведением театрализованного культурно-массового мероприятия, посвященного дню международной солидарности трудящихся, и на основании программы мероприятия, утвержденной 05.04.2014

Приказываю:

1. Осуществить закупку призов (сувениров) для вручения физическим лицам — победителям конкурсов и викторин в количестве 60 штук на общую сумму 25 000 руб.

2. Назначить ответственным по закупке призов (сувениров) В. И. Филимонова, зав. отделом организации культурно-массовых мероприятий.

3. Создать комиссию по вручению и списанию призов (сувениров): председатель комиссии: Ю. Ю. Петров, начальник АХО;

Члены комиссии: В. И. Шилова, специалист отдела организации культурно — массовых мероприятий, Г. Г. Буйлова, экономист; В. В. Иванова, бухгалтер.

4. Вышеуказанной комиссии после вручения призов (сувениров) произвести их списание на основании акта о списании и фотоотчета.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Г. П. Ворошилова, заместителя директора по общим вопросам.

Директор

И. И. Иванов

Утверждаю

Директор _______________ И. И. Иванов

Акт о списании призов (сувениров) N 6
от 1.05.2014

Учреждение: ГБУ Дом культуры "Дружба"

Структурное подразделение: Отдел по организации культурно-массовых мероприятий

Материально ответственное лицо: В. И. Филимонов.

Комиссия в составе: начальника АХО Ю. Ю. Петрова, специалиста отдела организации культурно-массовых мероприятий В. И. Шилова, экономиста Г. Г. Буйлова, бухгалтера В. В. Иванова, назначенная Приказом от 06.04.2014 N 16, установила фактическое расходование призов (сувениров), которые были вручены 1 мая 2014 года победителям конкурсов и викторин при проведении театрализованного культурно-массового мероприятия, посвященного Дню международной солидарности трудящихся:

Всего по настоящему акту списано призов (сувениров) на общую сумму:

Двадцать пять тысяч руб.

(сумма прописью)

Заключение комиссии: списать перечисленные выше призы (сувениры). Факт выдачи призов физическим лицам — участникам конкурсов и викторин, подтверждается фотоотчетом.

Председатель комиссии: начальник АХО __________ Ю. Ю. Петров.

Члены комиссии: специалист ___________ В. И. Шилова.

Экономист _________ Г. Г. Буйлова.

Бухгалтер ___________ В. В. Иванова.

Вручение подарков работникам. В соответствии со ст. 191 ТК РФ работодатель вправе поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявлять благодарность, выдавать премию, награждать ценным подарком, почетной грамотой, представлять к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Таким образом, в коллективных договорах (иных документах) может быть предусмотрено вручение подарков работникам по случаю праздников (знаменательных событий, дат) и т. п. Основанием для приобретения и вручения подарков работникам учреждения в зависимости от случая будет являться трудовое законодательство, коллективный договор или иной документ, а также приказ (распоряжение) руководителя. Порядок списания подарков может быть установлен учетной политикой учреждения, аналогично порядку, рассмотренному выше, при проведении публичных массовых мероприятий. Например, на основании акта о списании подарков, составленного и подписанного специально созданной комиссией, с приложением списка или ведомости работников, кому были вручены подарки.

Бухгалтерский учет призов и подарков

В бухгалтерском учете различий между призами и подарками нет. Для их учета используется забалансовый счет 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры". Данные материальные ценности учитываются на этом счете по стоимости их приобретения в течение всего периода их нахождения в учреждении. Аналитический учет по счету ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения, по каждому предмету имущества (п. 345, 346 Инструкции N 157н).

Согласно разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ операции по приобретению (изготовлению) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, отражаются в бухгалтерском учете по коду 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Оплата (предоплата) по договору на приобретение призов и подарков отражается следующей корреспонденцией счетов:

Инструкция N 162н*

Инструкция N 174н**

Инструкция N 183н***

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.

При приобретении призов и подарков через подотчетное лицо делаются следующие записи:

Инструкция N 162н

Инструкция N 174н

Инструкция N 183н

Поступление в учреждение призов и подарков от поставщика, подотчетного лица отражается следующими бухгалтерскими проводками:

Инструкция N 162н

Инструкция N 174н

Инструкция N 183н

* По соответствующим счетам аналитического учета в рамках учетной политики учреждения.

Списание призов и подарков при их вручении отражается по кредиту забалансового счета 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры".

В бюджетном учреждении культуры проводилось театрализованное праздничное мероприятие "Широкая масленица" в рамках выполнения государственного задания. На основании программы мероприятия и сметы затрат по договору поставки были приобретены призы на сумму 20 000 руб. В договоре предусмотрен аванс — 30%.

Стоимость призов не превышает 500 руб. Все они были вручены физическим лицам — участникам различных конкурсов.

Согласно учетной политике учреждения списание призов, стоимость которых не превышает 3 000 руб., и их вручение физическим лицам на публичных мероприятиях (когда нет возможности иметь сведения об этих лицах) осуществляется на основании акта о списании призов с приложением к нему фотоотчета.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

В автономном учреждении по случаю празднования 8 Марта на основании коллективного договора и распоряжения руководителя были закуплены цветы для вручения их женщинам — работницам учреждения. Оплата цветов осуществлялась за счет средств от приносящей доход деятельности с лицевого счета, открытого в ОФК. Всего цветов было приобретено на сумму 10 000 руб. через подотчетное лицо. Стоимость одного букета — 500 руб.

В учетной политике учреждения предусмотрено: подарки сотрудникам, стоимость которых не превышает 3 000 руб., списываются на основании акта, подписанного специально созданной комиссией с приложением списка лиц, кому были вручены подарки.

Обложение призов и подарков НДФЛ и страховыми взносами

НДФЛ. При исчислении НДФЛ необходимо учитывать, что существуют некоторые различия между видами призов и подарков, врученных физическим лицам, которые признаются доходами, полученными ими в натуральной форме.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, установлен ст. 217 НК РФ. В частности, не облагаются НДФЛ доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период (п. 28 ст. 217 НК РФ):

— стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций;

— стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;

— стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);

В силу п. 33 ст. 217 НК РФ подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не облагаются НДФЛ в части, не превышающей 10 000 руб. за налоговый период.

При этом необходимо отметить, что стоимость выигрышей и призов, получаемых физическим лицом в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, если их общая сумма за налоговый период превысила 4 000 руб., облагается налогом по ставке 35%.

В остальных случаях стоимость полученных призов и подарков облагается по ставке 13%, если их общая сумма за налоговый период превысила 4 000 руб. (в отношении подарков, полученных в соответствии с п. 33 ст. 217 НК РФ, — если их общая сумма за налоговый период превысила 10 000 руб.).

Обоснованно возникает вопрос: следует ли учреждению представлять в налоговые органы сведения о доходах, полученных в виде призов и подарков?

В соответствии с п. 1, 2 ст. 226 НК РФ в отношении доходов, полученных налогоплательщиком (физическим лицом), источником которых является российская организация, данная организация является налоговым агентом.

В силу п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждены Приказом ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@. Это справка по форме 2-НДФЛ. При предоставлении данной справки в указанном случае в поле "признак" — проставляется цифра 2. Порядок представления в налоговые органы сообщений о невозможности удержания налога и сумме НДФЛ утвержден Приказом ФНС РФ от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@.

При этом в Письме Минфина РФ от 08.05.2013 N 03-04-06/16327 даны разъяснения, что при получении физическими лицами от организации указанных доходов, не превышающих 4 000 руб., организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания НДФЛ у налогоплательщика и перечисления в бюджетную систему РФ.

Налоговый кодекс не предусматривает обязанности лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять в налоговый орган сведения о полученных от них физическими лицами доходах. Данная обязанность установлена ст. 230 НК РФ только для налоговых агентов.

Поскольку наступление обязанности организации по удержанию НДФЛ с доходов в виде подарков, предусмотренных п. 28 ст. 217 НК РФ, связано с превышением установленного размера дохода, получаемого от этой организации (4 000 руб. или 10 000 руб.), организации следует вести учет таких доходов, полученных от нее физическими лицами. В случае если размер указанных доходов, переданных одному и тому же физическому лицу, превысит в налоговом периоде указанный порог, организация будет признаваться налоговым агентом и, соответственно, исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 230 НК РФ.

Необходимо отметить, что учреждениями культуры праздники в основном проводятся для населения. Поэтому вести учет доходов физических лиц, которые получили от учреждения призы и подарки, весьма затруднительно. Физические лица — участники конкурсов, как правило, не предоставляют свои персональные данные. Таким образом, учреждениям целесообразно для таких публичных мероприятий приобретать недорогие призы и подарки.

В отношении ценных призов и подарков, независимо от того, кому они вручаются (своим работникам или физическим лицам, не являющимся работниками учреждения), налоговые агенты обязаны вести персонифицированный учет доходов, полученных в виде призов и подарков в соответствии со ст. 230 НК РФ.

Страховые взносы во внебюджетные фонды. Минздравсоцразвития в письмах от 05.03.2010 N 473-19, от 27.02.2010 N 406-19 разъяснил следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии с гражданским законодательством договор дарения относится к договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, и может быть заключен как в письменной, так и в устной форме.

Таким образом, в случае передачи подарка работнику по договору дарения, заключенному в письменной форме, у организации объекта обложения страховыми взносами не возникает.

Стоимость приобретенных подарков для работников, предусмотренных трудовыми договорами (коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами), не оформленных договорами дарения, будет являться объектом обложения страховыми взносами.

В случае вручения подарков физическим лицам, не состоящим с данной организацией в трудовых (гражданско-правовых) отношениях, суммы стоимости таких подарков не являются объектом обложения страховыми взносами.

Вместе с тем вопрос об обложении страховыми взносами подарков работникам в настоящее время является спорным. Об этом свидетельствует судебная практика.

Приведем некоторые мнения судов:

1) спорные выплаты работникам (стоимость подарков) являются элементами оплаты труда и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов (Определение ВАС РФ от 05.07.2012 N ВАС-5136/12);

2) спорные выплаты (ценные подарки) работникам не являются частью заработной платы, не связаны с выполнением какой-либо работы и не подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов (Постановление ФАС ЗСО от 08.05.2013 по делу N А27-17352/2012);

3) расходы на приобретение новогодних подарков детям работников не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующей выплатой и не подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов (Определение ВАС РФ от 26.07.2012 N ВАС-9343/12);

Поскольку мнения судов по данному вопросу расходятся, считаем, что при обложении страховыми взносами подарков лучше придерживаться разъяснений Минздравсоцразвития. В противном случае свою точку зрения придется отстаивать в суде.

* * *

В заключение обобщим вышеизложенное. Порядок приобретения и списания призов и подарков, израсходованных при проведении различных мероприятий, а также перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, должны быть предусмотрены в рамках формирования учетной политики учреждения. Вручение ценных призов и подарков свыше 3 000 руб. осуществляется с обязательным оформлением договора дарения. В целях исчисления НДФЛ в учреждении следует вести персонифицированный учет полученных физическими лицами доходов в виде подарков и призов. В случае если размер указанных доходов, переданных одному и тому же физическому лицу, превысит в налоговом периоде 4 000 руб., организация будет признаваться налоговым агентом и, соответственно, исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 230 НК РФ. При обложении страховыми взносами стоимости подарков необходимо учитывать разъяснения Минздравсоцразвития.

Вручение призов и подарков — оформление и учет в учреждениях культуры

Учет сувенирной продукции и связанных с ней операций зависит от того, для каких целей такая продукция приобретается (изготавливается). Учреждения культуры такую продукцию используют либо в качестве подарков (призов) в рамках различных культурно-массовых мероприятий, либо в качестве товаров, предназначенных для продажи. О правилах учета сувенирной продукции расскажем в данной статье.

Учет сувениров, предназначенных для продажи

Сувенирная продукция, предназначенная для продажи, в соответствии с п. 121, 124 Инструкции № 157н отражается:

1. На счете 0 105 08 000 «Товары» – в случае приобретения сувениров у сторонних организаций (изготовления сторонними организациями). Приобретенные для продажи товары принимаются к учету по их фактической стоимости. Учреждения, осуществляющие розничную торговлю, вправе учитывать товары, переданные в реализацию, по их розничной цене с обособленным учетом торговой наценки (на счете 0 105 09 000).

Суммы торговых наценок по реализованным товарам отражаются в уменьшение финансового результата текущего финансового года. Относящиеся к нереализованным товарам суммы наценок уточняются по результатам инвентаризации путем увеличения (уменьшения) их стоимости согласно установленным учреждением размерам сумм наценок на соответствующие товары.

2. На счете 0 105 07 000 «Готовая продукция» – в случае изготовления сувениров собственными силами. На дату выпуска продукции (на дату принятия к учету) принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости.

По окончании месяца определяется фактическая готовой продукции. Возникающие отклонения такой себестоимости от плановой (нормативно-плановой) относятся либо на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной готовой продукции, либо (в части реализованной продукции) – на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего финансового года.

При реализации сувенирной продукции учреждение начисляет доход, оформляя следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 0 205 31 560 (0 205 31 000) «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)»
Кредит счета 0 401 10 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

При этом по указанным счетам в 15 – 17-м разрядах номера счета (аналитический код вида поступлений) проставляется код 440, соответствующий доходам от выбытия материальных запасов (Письмо Минфина РФ от 07.09.2018 № 02-07-10/63993 (далее – Письмо № 02-07-10/63993)).

Стоит отметить, что доходы от реализации сувенирной продукции подлежат обложению НДС и налогом на прибыль в общеустановленном порядке (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 248, ст. 249 НК РФ). Операции с указанными налогами отражаются в учете по следующим подстатьям КОСГУ:

а) бюджетным (автономным) учреждением – по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики. Такие правила действуют в 2018 году. С 2019 года для отражения указанных операций можно использовать только подстатью 131 КОСГУ;

б) казенным учреждением – по подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ.

Рассмотрим на примерах порядок отражения в учете операций по приобретению (изготовлению) и реализации сувенирной продукции.

Пример 1.

Музей (автономное учреждение) осуществляет реализацию сувениров. В качестве сувениров закуплены 400 магнитов на общую сумму 4 000 руб. (в том числе НДС – 610 руб.). Все приобретенные магниты были реализованы. Доход от реализации сувениров составил 8 000 руб. (в том числе НДС – 1 220 руб.). За сувениры посетители музея расплачиваются банковскими картами.

Все операции осуществляются в рамках приносящей доход деятельности. Согласно учетной политике уплата НДС и налога на прибыль производится по подстатье 131 КОСГУ.

В бухгалтерском учете музея указанные операции отразятся согласно Инструкции № 183н следующим образом:

Дебет

Сумма, руб.

Приняты к учету приобретенные магниты (по фактической стоимости)

000 2 105 38 000

244 2 302 34 000

000 2 210 12 000

244 2 302 34 000

Отражена сумма торговой наценки по приобретенным магнитам
(8 000 – 3 390) руб.

000 2 105 38 000

000 2 105 39 000

Начислен доход от реализации магнитов

440 2 205 31 000

440 2 401 10 131

Принята оплата с банковских карт покупателей через платежный терминал, установленный в кассе учреждения

000 2 201 23 000

440 2 205 31 000

Забалансовый счет 17 (подстатья 131 КОСГУ)

Зачислены денежные средства на лицевой счет*

000 2 201 11 000

000 2 201 23 000

Забалансовый счет 17 (статья 510 КОСГУ)

Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ)

Списаны реализованные магниты (по розничной цене)

440 2 401 10 131

000 2 105 38 000

Списана сумма торговой наценки по реализованным магнитам (методом «красное сторно»)

440 2 401 10 131

000 2 105 39 000

Начислен НДС с операций по реализации

440 2 401 10 131

130 2 303 04 000**

Рассмотрим порядок отражения указанных операций на примере.

Пример 3.

Дом детского творчества (бюджетное учреждение) в целях проведения конкурса юных талантов закупил (через подотчетное лицо) в качестве сувениров блокноты на сумму 1 000 руб. Блокноты вручены участникам конкурса.

Операции осуществляются в рамках деятельности по выполнению государственного задания. Расходы на приобретение сувениров не учитываются в себестоимости услуг, оказываемых в рамках государственного задания.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

* Стоит отметить, что унифицированный первичный документ для оформления вручения сувениров Приказом Минфина РФ № 52н не установлен. В связи с этим порядок составления первичных документов (и их форма) при вручении таких сувениров должен быть закреплен государственным (муниципальным) учреждением культуры в его учетной политике – с соблюдением требования о наличии всех обязательных реквизитов, предусмотренных п. 25 СГС «Концептуальные основы».

Минфин рекомендует при вручении ценных подарков, сувениров и призов в рамках протокольных и торжественных мероприятий по факту их вручения отвечающим за это лицам оформлять акт вручения по форме, установленной учреждением при составлении его учетной политики, с соблюдением требований к составу реквизитов (Письмо от 22.07.2015 № 02-06-10/42173).

К сведению: с 2019 года расходы на приобретение сувениров, предназначенных для награждения (дарения), следует отражать по подстатье 349 «Увеличение прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ. Исходя из этого с указанной даты поменяется и порядок бухгалтерского учета данных объектов. По нашему мнению, они будут учитываться в составе материальных запасов.

В зависимости от целей приобретения (изготовления) сувенирной продукции она может учитываться на следующих счетах:

    0 105 08 000 «Товары» – если сувениры приобретены у сторонних лиц и предназначены для продажи;

    0 105 07 000 «Готовая продукция» – если сувениры изготовлены собственными силами учреждения и предназначены для реализации;

    забалансовый счет – если сувениры приобретены в целях награждения (дарения). Причем с 2019 года и такие сувениры, скорее всего, надо будет учитывать на балансе в составе материальных запасов.

На забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» учитываются (таблица 176):

1) материальные ценности, учрежденные разными организациями и полученные от них для награждения команд-победителей, в том числе:

Знамена;

Награды, призы, кубки учитываются на забалансовом счете 07 в условной оценке 1 руб. за 1 предмет в течение всего периода их нахождения в учреждении;

2) материальные ценности, приобретенные учреждением для награждения (дарения), в том числе:

Ценные подарки;

Сувениры.

Ценные подарки, сувениры учитываются на забалансовом счете 07 по стоимости их приобретения.

Затраты на приобретение сувенирной продукции, предназначенной для дарения, в бюджетном учете относятся на статью 290 КОСГУ и отражаются на счете 0 401 20 290 «Прочие расходы». Аналитический учет по забалансовому счету 07 ведется в разрезе материально-ответственных лиц и мест хранения по каждому предмету имущества в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).

При получении от других организаций наград (призов, кубков), а также при приобретении учреждением ценных подарков и сувениров с целью их дарения данные материальные ценности отражаются на забалансовом счете 07. Указанные ценности списываются с забалансового учета по мере их вручения (дарения).

Таблица 176

Бухгалтерские записи

по учету наград, призов, кубков, а также ценных подарков и сувениров

Первый - купленные ценности будут использоваться в самом учреждении. В таком случае их отражают в составе нефинансовых активов учреждения по соответствующим аналитическим счетам счетов 0 101 00 000 «Основные средства» или 0 105 00 000 «Материальные запасы». Оплату расходов отражают по статьям 310 «Увеличение стоимости основных средств» или 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Второй - купленные ценности предназначены для последующего награждения (дарения). В таком случае их стоимость в составе нефинансовых активов учреждения не отражают. Ее единовременно включают в текущие расходы учреждения и учитывают по статье статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Аналогичного мнения придерживаются и независимые специалисты.

Мнение специалиста

Согласно «Инструкции...», утвержденной приказом от 01.12.2010 № 157н, учреждением ведется учет материальных ценностей:

– предназначенных для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций), либо для управленческих нужд учреждения на соответствующих счетах счета 10100 «Основные средства»;

– приобретенных (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, (или) для изготовления иных нефинансовых активов, а также готовой продукции, произведенной учреждением и приобретенных для продажи товаров, ведется на соответствующих счетах счета 10500 «Материальные запасы»;

– приобретаемых в целях награждения (дарения), в том числе, ценными подарками и сувенирами, осуществляется 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».

Как видим, определяющее значение для классификации материальных ценностей в целях организации бухгалтерского учета имеет не наименование актива, а его назначение и характер использования в учреждении.

Так, например, сувенирный фотоальбом, предназначенный:

– для награждения (дарения) - в составе ценностей наградного фонда, учитываемых на 07 (п. 345 Инструкции № 157н);

– для использования в деятельности учреждения - в составе прочих материальных запасов (п. 118 Инструкции № 157н).

Таким образом, расходы на приобретение учреждением сувенирного фотоальбома, предназначенного для награждения (дарения), обоснованно могут быть отнесены на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ, а предназначенного для использования в деятельности учреждения - на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

А. Семенюк , Эксперт службы Правового консалтинга государственный советник РФ 3 класса

Переходящие награды, призы и кубки, учитываются на забалансовом счете 07 в условной оценке: один предмет, один рубль. Материальные ценности, приобретаемые для их последующего вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки и сувениры, учитывают по стоимости приобретения.

Пример

За счет приносящей доход деятельности учреждение приобретает подарочные папки, предназначенные для награждения организации. Учреждение ведет деятельность, не облагаемую НДС. Стоимость папок составляет 10 620 руб. (в том числе НДС - 1620 руб.).

Операции по приобретению и передаче папок будут отражены в учете учреждения записями (для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится):

Дебет 2 109 80 290 Кредит 2 302 91 730

– 10 620 руб. - отражены затраты на приобретение папок и задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);

Дебет 2 302 91 830 Кредит 4 201 11 610

– 10 620 руб. - перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику подарочных папок;

Дебет 07

– 10 620 руб. - отражена стоимость подарочных папок увеличением забалансового счета 07;

Кредит 07

– 10 620 руб. - отражена передача подарочных папок уменьшением забалансового счета 07.

По материалам книги-справочника "Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений "
под общ. редакицией В.Верещаки

"Бюджетный учет", 2010, N 3

Изготовление и реализация сувениров, изделий народных промыслов, фотографий, открыток, каталогов, видеофильмов - один из видов приносящей доход деятельности учреждений культуры. О порядке отражения операций по изготовлению (приобретению) и реализации сувенирной продукции в бухгалтерском и налоговом учете пойдет речь в данной статье.

Приобретение (изготовление)

При заключении договоров на приобретение или изготовление сувенирной продукции учреждениям необходимо руководствоваться Законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 10 Закона N 94-ФЗ определены способы размещения заказа, которые могут осуществляться:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ.

Положением п. 3 ст. 42 Закона N 94-ФЗ установлено, что заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму до 500 000 руб. в течение квартала.

Подпункт 14 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ устанавливает, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется бюджетным учреждением в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производятся на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. В данный момент согласно Указанию Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 руб.

Данной статьей установлено, что заказчик вправе в течение квартала размещать заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами (то есть 100 000 руб.).

Согласно положениям Закона N 94-ФЗ учреждение может размещать заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в течение квартала на сумму, не превышающую 500 000 руб. (п. 3 ст. 42) и 100 000 руб. (пп. 14 п. 2 ст. 55) соответственно.

От того, как будет использоваться сувенирная продукция, зависит отражение в бюджетном учете операций по ее изготовлению (приобретению). Сувенирная продукция может быть передана безвозмездно (вручена, подарена) либо продана. Бюджетный учет сувенирной продукции осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н (далее - Инструкция N 148н).

Приобретение для безвозмездной передачи

Операции по отражению в бюджетном учете расходов на приобретение сувенирной продукции в целях ее безвозмездной передачи (вручения, дарения без возврата на склад) должны отражаться следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 0 302 18 830

"Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам"

Кредит 1 304 05 290, 2 201 01 610

"Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим расходам",

  • оплата изготовленной сувенирной продукции;

Дебет 1 401 01 290, 2 106 04 340

"Прочие расходы",

Кредит 0 302 18 730

"Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам"

  • поступление сувенирной продукции.

Одновременно делается запись по увеличению забалансового счета 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры".

В 1 - 17 разрядах счетов бюджетного учета проставляется код классификации расходов соответствующего бюджета по принятым бюджетным обязательствам.

Приобретение для продажи

Пунктом 50 Инструкции N 148н установлено, что учет материальных запасов в форме сырья, материалов и готовой продукции, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также для продажи, осуществляется на счете 0 105 00 000 "Материальные запасы". А в п. 69 Инструкции N 148н есть прямое указание на то, что печатная сувенирная продукция, предназначенная для продажи, должна быть отражена на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы". Исходя из этого, можно сделать вывод, что и другая продукция, предназначенная для продажи, тоже может учитываться на данном счете. Записи в учете будут следующими:

Дебет 2 206 22 560

"Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов"

Кредит 2 201 01 610

"Выбытия денежных средств учреждения со счетов"

  • перечислен аванс в соответствии с договором на приобретение сувенирной продукции;

Дебет 2 106 04 340

"Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)"

Кредит 2 302 22 730

"Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

  • отражены суммы затрат, связанных с поставкой сувенирной продукции;

Дебет 2 302 22 830

Кредит 2 206 22 660

"Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов"

  • произведен зачет ранее перечисленного аванса;

Дебет 2 105 06 340

"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит 2 106 04 440

  • принята к учету сувенирная продукция;

Дебет 2 302 22 830

"Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

Кредит 2 201 01 610

"Выбытия денежных средств учреждения со счетов"

  • произведен окончательный расчет с поставщиком за сувенирную продукцию.

Реализация сувениров Безвозмездная передача

Списание сувенирной продукции при безвозмездной передаче производится по акту с отражением по уменьшению забалансового счета 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры".

Продажа сувениров

Бюджетные учреждения при осуществлении наличных денежных расчетов при реализации сувенирной продукции могут не применять ККТ, но только при условии выдачи покупателю соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").

Операции в бюджетном учете при продаже сувениров будут следующими:

Дебет 2 205 03 560

"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг"

Кредит 2 401 01 130

  • начислен доход от реализации сувенирной продукции;

Дебет 2 401 01 130

"Доходы от оказания платных услуг"

Кредит 2 303 04 730

"Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"

  • начислен НДС;

Дебет 2 201 01 510, 2 201 04 510

"Поступления денежных средств учреждения на счета", "Поступления в кассу"

Кредит 2 205 03 660

"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг"

  • поступила плата за реализованную сувенирную продукцию;

Дебет 2 303 04 830

"Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"

Кредит 2 201 01 610

"Выбытия денежных средств учреждения со счетов"

  • уплачен НДС;

Дебет 2 106 04 340

"Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)"

Кредит 2 105 06 440

"Уменьшение стоимости прочих материальных запасов"

  • списана реализованная сувенирная продукция в размере затрат, направленных на ее приобретение;

Дебет 2 401 01 130

"Доходы от оказания платных услуг"

Кредит 2 106 04 440

"Уменьшение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)"

  • уменьшение доходов на сумму произведенных затрат, связанных с приобретением сувенирной продукции;

Дебет 1 401 01 130

"Доходы от оказания платных услуг"

Кредит 2 303 03 730

"Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций"

  • начислен налог на прибыль с доходов от реализации;

Дебет 2 303 03 830

"Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций"

Кредит 2 201 01 610

"Выбытия денежных средств учреждения со счетов"

  • перечислен налог на прибыль.

Налоговый учет НДС

Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Также облагается НДС безвозмездная передача права собственности на товары. При этом согласно п. 2 ст. 154 Налогового кодекса налоговую базу по НДС при безвозмездной передаче следует определять исходя из рыночных цен.

Рыночная цена оказанных услуг определяется с учетом положений ст. 40 исходя из цен, сложившихся на рынке однородных услуг в сопоставимых экономических условиях.

НДС при безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав должен быть начислен к уплате в бюджет в момент такой передачи (п. 1 ст. 167 НК РФ). Дата передачи определяется на основании соответствующих первичных документов. При безвозмездной передаче имущества передающая сторона обязана выставить приобретателю счет-фактуру. Счет-фактура, выставленный при безвозмездной передаче сувенирной продукции, не регистрируется получающей стороной в книге покупок, и указанная в ней сумма НДС вычету не подлежит на основании п. 11 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914.

Бюджетное учреждение при реализации сувенирной продукции обязано исчислять и уплачивать НДС в общеустановленном порядке по ставке 18 процентов.

В соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС, подлежат вычетам. Кроме того, суммы НДС, уплаченные учреждением при приобретении товаров (сувенирной продукции), переданных безвозмездно, принимаются к вычету в общеустановленном порядке. При этом у учреждения должны быть правильно оформленные счета-фактуры на приобретенные рекламные сувениры.

Налог на прибыль

Выручка от продажи сувенирной продукции признается доходом от реализации товаров (п. 1 ст. 249 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

При реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 268 Налогового кодекса, если цена приобретения покупных товаров с учетом расходов, связанных с их реализацией, превышает выручку от их реализации, разница между этими величинами признается убытком, учитываемым в целях налогообложения прибыли. При этом выручка от реализации таких товаров учитывается в составе доходов от реализации с учетом положений ст. 249, а расходы, включающие цену приобретения покупных товаров, и расходы, связанные с их реализацией, относятся к расходам, связанным с производством и реализацией, с учетом особенностей, изложенных в ст. ст. 268 и 320 (Письмо Минфина России от 18 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/590).

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и затрат, связанных с этой передачей, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).

ЕНВД

В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности.

В соответствии с указанной статьей на уплату единого налога на вмененный доход может переводиться предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли.

К розничной торговле в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи физическим и юридическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Следовательно, при розничной торговле сувенирной продукцией бюджетные учреждения могут применять налоговый режим в виде ЕНВД.

Розничная торговля сувенирами, как правило, проводится через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (в киосках, палатках, ларьках) (пп. 7 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ). Кроме того, среднесписочная численность работников за год не должна превышать 100 человек (п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

А.А.Комлева

Редактор-эксперт

журнала "Бюджетный учет"