Техника и технология малярных работ. Основы технологии малярных работ Способ выполнения малярных работ под декоративные покрытия

К малярным работам относят окраску различных деревянных, ошту­катуренных, каменных, бетонных и металлических поверхностей. Сущность малярных работ - окраска цветными и бесцветными составами, при высыхании которых получается пленка. Она придает нарядный вид, предохраняет металлы от коррозии, деревянные конструкции от возгорания, все окрашиваемые элементы от химически агрессивных сред, улуч­шает санитарно-гигиенические условия эксплуатации помещений. Окра­ску также производят для декоративно-художественного оформления внутренних помещений и наружного вида зданий, она защищает от преж­девременного износа, и увеличивает срок службы зданий и сооружений.

В технологической цепочке строительных работ малярные выполня­ют в последнюю очередь (после штукатурных и облицовочных), за исключением циклевки и натирки (лакировки) пола из паркета, настилки линолеума, установки электро- и санитарно-технической арматуры.

Различают следующие основные виды окраски - известковые, клее­вые, казеиновые, масляные, эмалевые, эмульсионные и окраска лаками. Последний вид окраски применяют для окончательной отделки уже окра­шенных поверхностей, и включает кроме лакировки еще и полировку, указанных поверхностей. Виды окрасок для каждого помещения устанавливают проектом, а сами малярные работы выполняют по образцам, ут­вержденным техническим надзором. Окрасочные составы и полуфабри­каты для малярных работ в виде концентратов, паст, брикетов и сухих смесей приготовляют механизированным способом на заводах или в заго­товительных мастерских. На месте производства работ допускается толь­ко доведение составов до рабочей вязкости, обеспечивающей покрытие поверхности без стекания составов и без заметных следов кисти.

До начала малярных работ производят остекление, монтируют и за­пускают отопительную систему. Внутреннюю отделку выполняют при температуре в помещении не ниже +10 °С и относительной влажности не более 70%.

2. Малярные составы и их свойства

Отделку помещений выполняют с применением большого количест­ва различных составов, подразделяемых на окрасочные и вспомогатель­ные.

Окрасочные составы должны обладать определенными свойствами, дающими им возможность выполнять роль отделочных, защитных и де­коративных покрытий. К таким свойствам относятся свето-, атмосфере-, щелоче- и кислотостойкость, вязкость, красящая способность, прочность полученной пленки на растяжение, изгиб, адгезия и т.п. Основные харак­теристики красок, которые определяют их качество: срок службы, расход на 1 м 2 поверхности, внешний вид, экологичность и простота нанесения.

Малярные составы бывают водные и неводные. В состав любой краеш­ки входят пигмент, связующее, растворитель или разбавитель, наполни­тели.

Пигменты - сухие красящие вещества органического и минераль­ного происхождения, нерастворимые в воде и растворителях. Пигменты могут быть природными и искусственными.

Связующие в водных растворах - костный клей, казеин, крахмал, из­весть, цемент, жидкое стекло, в неводных составах - олифа натураль­ная, олифа оксоль, синтетические вяжущие и эмульсии. Назначение свя­зующих - сцепление частиц пигмента между собой и создание тонкой красящей пленки, прочно закрепляющейся на окрашиваемой поверхно­сти.

Олифа - вещество, нашедшее очень широкое применение. Она по­лучается на основе растительных масел (льняного, конопляного, подсол­нечного), прошедших специальную обработку - окисление или дли­тельный прогрев при высоких температурах. Олифа как связующее нуж­на для приготовления красок, шпатлевки, замазки, ею пропитывают дре­весину перед окрашиванием. Олифа оксоль представляет собой раствор оксидированного растительного масла и сиккатива в растворите­ле - бензине. Благодаря оксидированию олифа оксоль более активна как связующее, быстрее сохнет, а значит и слой покрытия на ее основе имеет те же свойства, но образованное покрытие обладает повышенной хрупко­стью и меньшей долговечностью.

Разбавители и растворители служат для обеспечения необходимей
вязкости и красочного состава и разбавления загустевших и густотертых
красок.

Наполнители добавляют в окрасочные составы для улучшения им
сцепляемости с основанием, повышения прочности, огнестойкости и т.п.
Для этой цели используют молотые тальк, асбест, слюду, трепел, каолин,
песок различной крупности.

Для улучшения технологических и эксплуатационных качеств красок
служат эмульгаторы, гидрофобизаторы, пластификаторы, сиккативы, антисептики и др.

К вспомогательным составам относят грунтовки, шпатлевки, подмазки, шлифовальные материалы.

Грунтовка - малярный состав, содержащий пигмент и связующее.Это более жидкие малярные составы, служащие для уменьшения пористости окрашиваемых поверхностей и улучшения их адгезионных способностей. К водным грунтовкам относят составы купоросные, квасцовые и силикатные. Масляные грунтовки - олифа, жидко разбавленный олифой масляный колер, масляно-эмульсионный состав и др.; синтетически и составы - перхлорвиниловый, поливинилацетатный, стирол-бутадиеновый, которые приготавляют путем разведения водой соответствующих красок. Шпатлевки и подмазочные пасты готовят на тех же связующих, что и окрасочные составы, но с большим количеством наполнителя, в результате чего они имеют пастообразную консистенцию. Назначении шпатлевок- выравнивание загрунтованных поверхностей, подмазочных паст - заделка отдельных небольших неровностей, трещин, повре­ждений поверхности.

3. Подготовка поверхностей под окраску

Окраска поверхностей состоит из ряда последовательно выполняемых операций, которые можно разделить на подготовку под окраску him посредственную окраску. Операции подготовки основания под окраску включают: очистку и выравнивание поверхности основания, огрунтовку поверхности (проолифку), шпатлевку, шлифовку и вторую огрунтовку.

Поверхность, подлежащая окраске, должна быть просушена, очищена от пыли и грязи, брызг раствора, жировых пятен, коррозии и тщательно выровнена. Шероховатые поверхности штукатурки заглаживают, мелкие трещины расшивают и заделывают раствором на глубину не менее 2 мм. Оштукатуренные поверхности после их высыхания сглаживания пемзой или деревянным бруском, металлические поверхности очищают от ржавчины металлическими щетками или пескоструйным аппаратом

Влажность оштукатуренной или бетонной поверхности перед окраской не должна превышать 8%, деревянных поверхностей - 12%, более влаж­ные поверхности можно окрашивать, но только известковыми, цемент­ными и силикатными красками. Окраску по ранее окрашенным поверхно­стям производят только после тщательной очистки от старой поврежден­ной краски и шпатлевки. Перед окраской поверхности грунтуют, шпат­люют и шлифуют.

В зависимости от качества готовности поверхности под окраску под­разделяют на четыре группы:

1) бетонные и гипсобетонные, не требующие шпатлевки;

2) облицованные древесноволокнистыми плитами, заделка трещин и
шпатлевка на которых производится примерно на 15% площади;

3) оштукатуренные, заделка трещин и шпатлевка на которых занима­ет примерно 35% площади;

4) поверхности, на всей площади которых необходимо выполнить за­делку трещин и шпатлевку.

Очистку поверхности от пыли производят сжатым воздухом или щетками. Загрязнения, жирные и смоляные пятна удаляют ветошью, стальными шпателями, применяют разнообразные растворители. От ржавчины металлические поверхности очищают шпателями, щетками, скребками, пневмо- и электрошлифовальными машинками. При больших площадях очищаемых поверхностей целесообразно использовать песко­струйные аппараты.

Огрунтовку (нанесение подготовительного слоя) - предваритель­ную окраску жидкими окрасочными составами - выполняют с целью пропитки поверхности, которая обеспечит прочное сцепление с ней по­следующих окрасочных слоев и придаст поверхности однородность. i Грунтовки под клеевую окраску делают на основе купороса (на 10 л воды принимают 0,3 кг медного купороса, 0,25 кг плиточного клея и 0,3 кг хозяйственного мыла), применяют грунт известковый, мыловар, квасцовый и др. Под известковую и казеиновую окраску делают извест­ковую грунтовку, под масляную окраску поверхность покрывают оли­фой.

При подготовке поверхности под окраску водными составами огрун­товку выполняют несколько раз - перед частичной подмазкой отдель­ных мест, перед нанесением каждого слоя шпатлевки и перед окраской; vro обеспечивает закрепление и выравнивание основания. Грунт наносят ни поверхность валиками и кистями, механизированное распыление - с помощью малярных удочек и распылителей.

Подготовку поверхности под малярную окраску осуществляют вруч­ную посредством проолифливания основания кистями или валиками. В олифу добавляют небольшое количество пигмента (5... 10%) или готовую краску для огрунтовки поверхности разбавляют олифой в пропорции от 1:8 до 1:10. Наличие пигмента в огрунтовочном составе позволяет в про­цессе работ находить возможные пропуски на поверхности и сразу же их огрунтовывать. Применяют олифу оксоль, которая при благоприятных условиях высыхает за сутки. Нанесение на еще непросохшее основание шпатлевки или окрасочного состава приводит к образованию пузырей и шелушению покрытия. Для огрунтовки в последнее время начинают ши­роко применять водомасляную грунтовку вместо олифы.

Подмазка - заполнение шпатлевочными составами явных неровно­стей на обрабатываемой поверхности: щелей в деревянных конструкци­ях, трещин в штукатурке, поврежденных мест на бетонных поверхностях.

Шпатлевание поверхности - нанесение шпатлевочного состава на огрунтованную поверхность равномерным слоем в 1...3 мм. В зависимо­сти от связующего шпатлевочные пасты делают клеевые, масляные, масляно-клеевые и лаковые. Для нанесения паст на поверхность при ручном способе применяют деревянные, металлические и резиновые шпатели различных размеров и конструкций. При механизированном способе на­шли распространение воздушные распылители и механизированные шпатели, состав наносится на поверхность под давлением. В зависимости от предъявляемых к окраске требований поверхности шпатлюют один или несколько раз с промежуточным шлифованием и огрунтовкой. Паста для подмазки должна быть густой, для шпатлевки - средней консистен­ции.

Шлифование - сглаживание поверхности и устранение на ней всех неровностей осуществляют после каждой подмазки и шпатлевки пемзой или шлифовальной шкуркой вручную, пневмо- или электрошлифоваль­ными машинами.

Малярные составы и полуфабрикаты приготовляют в специальных цехах и в передвижных малярных станциях, в состав которых входят краскотерки, смесители, измельчители, клееварки, вибросита.

4. Окраска поверхностей

В зависимости от назначения зданий устанавливают категорию окра­сочных работ. Существуют три вида окраски с точки зрения качества: простая, улучшенная и высококачественная. Разница между ними опре­деляется тем, насколько качественно подготавливается поверхность сте­ны или потолка для окраски, а также качеством приготовления и нанесе­ния на поверхность красящих составов. Категорию отделки назначают в зависимости от требований, предъявляемых к отделке. Все красящие составы наносят на поверхность тонким и ровным слоем так, чтобы не было видно следов кисти и вся поверхность была окрашена равномерно без подтеков.

Простую окраску применяют при отделке поверхностей подсобных и временных строений, складских и прочих второстепенных сооружений.

Улучшенную окраску используют при отделке жилых, обществен­ных, учебных и бытовых помещений с постоянным пребыванием людей.

Высококачественную окраску применяют при отделке театров, клу­бов, вокзалов, дворцов культуры и подобных им зданий общественного назначения. Чем выше требования к качеству отделки зданий, тем больше операций приходится выполнять при подготовке поверхностей под окра­ску.

Окраску подразделяют на внутреннюю и наружную . К наружной ок­раске предъявляют более высокие требования с точки зрения атмосферо-и морозостойкости окрашенных фасадов, ограждающих конструкций лоджий и балконов.

Окрашиваемую поверхность можно получать гладкой и шерохова­той, последняя называется окраской «под шагрень» и применима при ок­раске потолков, стен лестничных клеток и фасадов зданий. В зависимо­сти от интенсивности блеска окрашиваемые поверхности подразделяют на глянцевые и матовые. При декоративно-художественной отделке по­верхности стен можно окрашивать под ценные породы дерева или доро­гие ткани.

До того, как начать проведение малярных работ, необходимо подготовить поверхности и окончить общестроительные работы в квартире. В частности, необходимо:

  1. Завершить монтаж всех конструкций, окончить прокладку средств коммуникации, инженерных, электрических сетей;
  2. Уложить гидроизоляционные, звуко- и теплоизоляционные материалы; заделать соединительные швы в стыковках панелей и блоков, а также сопряжения между стенами и дверными, оконными рамами;
  3. Окна должны быть остеклены;
  4. Смонтированы встроенные элементы интерьера;
  5. Проверены системы вентиляции, тепло-, водо- и газоснабжения;
  6. Установлены крепежные элементы для облицовочных материалов, подвесных конструкций;
  7. Выдержан подходящий режим температуры и влажности;
  8. Выполнены штукатурные работы и работы по монтажу гипсокартона.

Технология малярных работ состоит из нескольких этапов:

Подготовка поверхности

Подготовка к малярным работам заключается в том, чтобы обеспылить поверхность и выполнить грунтование. Для этого необходимо использовать специальные пропиточные и проникающие грунтовочные составы.

Предварительное и финишное выравнивание

Шпаклевание представляет собой отделку поверхности специальными шпаклевочными смесями. Этот этап является предваряющей декоративную отделку и покраску. Существует два вида выравнивания — это базовый слой и финишный. Первый слой наносят для того, чтобы заделать крупные выемки, отверстия, сколы, трещины и щели. Начальная шпаклевка проводится крупнозернистыми составами. Шпаклевочный слой может достигать двух сантиметров, при этом раствором заполняют все выемки и углубления, а затем его разравнивают по всей поверхности. Если стена имеет крупные дефекты, создают несколько шпаклевочных слоев: после нанесения каждого слоя дожидаются высыхания, затем поверхность шлифуют, грунтуют и снова наносят следующий слой. В некоторых случаях при предварительной шпаклевки стен с большими выемками и трещинами используют специальную стеклотканевую сетку, чтобы на стенах после окраски не появились микротрещины. После проведения этих операций проводят финишную шпаклевку из мелкозернистых материалов — окончательный этап шпаклевочных работ. Благодаря финишной шпаклевке можно достичь идеально ровных поверхностей в помещениях.

После высыхания шпаклевки проводится тщательное ошкуривание поверхности. Последняя процедура даст возможность получить идеально гладкую стену или потолок, которые можно подвергнуть окраске или другим видам декоративно-отделочных работ. Шпаклевка стен, как и шпаклевка потолка, проводится специальным шпателем из нержавеющего металла, твердого пластика (в зависимости от вида шпаклевки и густоты раствора). требует особого внимания, так как является самым сложным видом малярных работ. Во время этой работы раствор распределяется по поверхности шпателем, который держат примерно под углом тридцать-тридцать пять градусов к плоскости стены или потолка.

Технология нанесения шпаклевки

Для нанесения шпаклевки, шпателем набирают некоторое количество раствора, который наносят на поверхность, стараясь сделать слой не очень толстым. Затем, прижимая инструмент к поверхности стены и держа его под определенным углом, разравнивают раствор, создавая слой необходимой толщины. При предварительной шпаклевке стен и потолков создают несколько слоев до полного выравнивания всех неровностей.

Шлифование поверхности

Мастера обычно используют шкуродер, которым трут поверхность в разных направлениях, добиваясь абсолютной гладкости перед покрасочными работами. Особое внимание нужно уделить силе надавливания шкуродера на поверхность, она должно быть одинаковой на протяжении всей работы. Шлифование — это очень важный процесс малярных работ. Для проверки качества выполненной работы необходимо использовать прожектор. Нередко случается так, что после проверки, приходится некоторые места повторно шпаклевать и снова шкурить.

Покраска

Тема: Основы технологии малярных работ.

Цели урока: Знать основы технологии малярных работ, виды отделочных покрытий и уметь выполнять данную операцию.

Развивать умение выполнять приемы отделочных операций.

Воспитать бережное отношение к инструментам.

Рабочие инструменты: кисточки, валики;

Ход урока:

1. Организационный момент (2 мин).

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих учеников на уроке, Проверка наличия рабочей формы учащихся.

2. Сообщение темы, целей урока (1 мин).

Учитель сообщает тему и цель урока, затем учащиеся открывают тетради и записывают число и тему урока.

3. Изложение учебного материала (12 мин).

К малярным работам относится окрашивание различ­ных поверхностей. Для выполнения этих работ применяют материалы: пигменты (сухие строительные краски), клеи, олифу и др.

Пигменты, или сухие строительные краски, бывают ес­тественными и искусственными и представляют собой тонкие порошки различных цветов: белого, желтого, сине­го, красного и др.

Чтобы пигменты прочно прилипали к окрашиваемой поверхности, в них добавляют связующие материалы. В водные составы добавляют клей, а в масляные составы - олифу. Натуральная олифа изготавливается путем варки при температуре 275°С льняного или конопляного масла с добавлением некоторых специальных веществ. Олифа мо­жет быть также синтетической.

Масляные краски готовят на заводах так: олифу смеши­вают с сухими пигментами и перетирают смесь на особых краскотерках. Эти краски применяют для работ внутри и снаружи помещения, окрашивая ими металл, дерево, шту­катурку. Срок высыхания масляных красок после окраски поверхности обычно 24 ч.


Эмали - это окрасочные составы, приготовленные путем растирания смеси из пигментов и лаков на краскотерках. При длительном хранении эмали могут загустеть. Разбавля­ют их различными растворителями. Время высыхания эма­ли, нанесенной на окрашиваемую поверхность, от 1 до 24 ч.

Лаки представляют собой растворы смол в различных растворителях, имеют разные названия и назначение, бы­вают светлые и цветные. Высыхают за 24...48 ч.

Растворители применяют для растворения и разбавле­ния до рабочей густоты различных сгущенных окрасочных составов, мытья инструментов и т. д.

Перед окраской поверхностей их рекомендуется огрунтовать - покрыть жидкостью определенного состава грунтовкой, хорошо прилипающей к поверхности и остав­ляющей на ней тонкую пленку, на которую ровным слоем ложится окрасочный состав. Неогрунтованные поверхно­сти неодинаково впитывают краску, поэтому местами ее будет больше, местами меньше и окраска станет неравно­мерной - пятнами или полосами. Под масляную краску лучшей грунтовкой является олифа.

Для малярных работ применяют различные инструмен­ты: кисти, валики, шпатели, линейки.

Кисти изготавливают из щетины и конского волоса. Маховые кисти имеют длину пучка волос до 180 мм и руч­ку-палку длиной до 2 м. Побелочные кисти име­ют ширину до 200 мм, толщину 45...65 мм с длиной волоса 100 мм. Макловицы - это плоские кисти шири­ной 25...100 мм, изготовленные из высококачественной Щетины или из барсучьего волоса. Их применяют для сглаживания свеженанесенной краски.

Филеночные кисти предназначены для прове­дения узких горизонтальных полос (филенок) или для ок­раски труднодоступных мест.

Торцовки служат для специальной обработки свежеокрашенной поверхности. Торцовкой наносят рав­номерные удары, сглаживая неровности краски, нанесен­ной кистью.

Для выполнения малярных работ вместо кистей приме­няют валики , более производительные, чем кис­ти. Изготавливают валики из меха или поролона.

Окрашивание поверх­ностей начинают с выбо­ра варианта внутренней отделки помещения, ана­логично вариантам оклей­ки стен обоями: в один или два колера, с бордю­ром, фризом или гобеле­ном и т д.

Перед окраской все поверхности нужно отре­монтировать, просушить и огрунтовать.

Чистота окрашивае­мой поверхности во мно­гом зависит от силы на­жима на кисть. Если на­жимать на кисть слабо, то краска ложится в виде узких штрихов или полос. При сильном нажиме на кисть с нее стекает краска. Каждый последующий слой краски надо наносить только на хорошо просохший предыдущий.

Направление штрихов при окраске играет существен­ную роль. Если стену окрашивают два раза, то первые штрихи ведут параллельно полу, а при окрашивании вто­рым слоем - вертикально от потолка к полу (рис. 101). При окрашивании потолка штрихи последнего слоя прово­дят параллельно световым лучам, падающим из окна.

Стык двух красок разного цвета не всегда бывает ров­ным, поэтому место стыка закрашивают ровной полоской краски другого цвета - филенкой. Филенку проводят (от­водят) по линейке или трафарету.

Чтобы придать окрашенным масляными красками по­верхностям повышенный блеск и продлить срок службы краски, их покрывают лаком.


Для нанесения на стены разнообразных рисунков при­меняют трафареты. Трафареты изготавливают из плотной бумаги. На нее наносят рисунок и вырезают его острым ножом так, чтобы узоры не вываливались, для чего между ними оставляют мостики (полоски бумаги), соединяющие их между собой. Для каждого цвета изготавливают свой трафарет.

Рисунки по трафарету выполняют вдвоем. Один рабо­тающий прижимает трафарет к поверхности, а другой смачивает ручник в краске, чтобы он был полусухим, и наносит им по трафарету несильные торцующие удары, заполняя пространство рисунка в трафарете краской. По­сле набивки на поверхности остается точная копия ри­сунка трафарета.

При отделке многоцветными рисунками каждый цвет набивают отдельной кистью и только после того, как вы­сохнет ранее набитый рисунок.

По окончании малярных работ кисти и валики отжимают и промывают в растворителе. Допускается непродолжитель­ное время хранить кисть или валик опущенными в емкость с краской.

Правила безопасности

1. Краски и эмали должны храниться в специальном помещении вдали от отопительных приборов.

2. При окраске поверхностей проветривать помещение.

3. Не касаться загрязненными в краске руками лица и предметов одежды.

4. Не бросать в помещении пропитанные в краске.

5. Не наклонять лицо близко к емкости с краской.

6. По окончании работы старательно мыть руки с мылом.

Повторение:

1. Что такое малярные работы?

2. Какие меры безопасно­сти следует соблюдать при выполнении малярных работ?

3. Что такое олифа? Где она используется?

4. Чем отли­чается эмаль от лака?

5. Для какой цели перед окраской выполняют огрунтовку поверхности?

6. Какие инстру­менты применяют для малярных работ?

7. Что такое флейц?

8. Как изготавливают трафареты для нанесения рисунка на поверхность?

Практическая работа (55 мин).

Изготовление гайки-барашка в соответствии с чертежом.

Заключительный инструктаж. (10 мин.)

Уборка рабочих мест. В заключение занятия учитель отмечает характерные ошибки, предлагает продемонстрировать правильные приемы тем учащимся, которые лучше других усвоили процесс изготовления изделии из металла. Учитель выставляет оценки ученикам.

В этой статье мы расскажем про то, что же подразумевается под малярными работами. Какие инструменты и материалы необходимо использовать при данном роде деятельности. Мы расскажем про сам процедуру, технологию и подготовку к ним. Тщательно поделимся советами, которые необходимо читывать.

Подготовительные работы

  1. Первым делом вынесите легкие вещи, например, столы, стулья, аудио и видео аппаратуру. А большие, громоздкие предметы которые вы не в состоянии вынести, передвиньте на середину комнаты и накройте их полиэтиленовой пленкой, чтобы они не испачкались во время покраски. Не забудьте снять все предметы со стены, такие как, картины, шторы и избавьтесь от гвоздей в стенах. Для сохранения пола застелите его старыми газетами.
  2. Далее необходимо очистить потолок и стены от старой краски или обоев, заодно и помойте их, с помощью воды и щетки. Пользуясь шпатлевкой замажьте изъяны на стене, затем покройте стену грунтовке и приступайте к покраске или обклееванию комнаты обоями.
  3. При малярных работах используются различные по составу краски: клеевые, известковые, масляные, эмалевые и другие.
  4. Все краски содержат различные связующие, пигментные и вспомогательные вещества. Соотношение частей в красках не случайно, поэтому добавление какого-то вещества наугад, например растворителя, вместо улучшения качества окрашиваемой поверхности может привести к его снижению.
  5. Обычно краска продается в готовом виде. Если требуется ее разбавить, добавлять нужно лишь самое необходимое количество растворителя, иначе краска будет стекать, особенно с вертикальных поверхностей.
  6. Если краска в банке покрылась пленкой, ни в коем случае нельзя ее размешивать, а нужно осторожно обрезать ножом как можно ближе к корпусу банки и вынуть ее. Если полностью пленку удалить не удастся, краску желательно процедить. Для этой цели обычно используют капроновый чулок, которым накрывают отверстие пустой чистой банки.
  7. Все краски можно разделить на четыре группы. К первой группе относятся краски на минеральных связующих, во вторую, входят клеевые краски, в третью - эмали на синтетических связующих (алкидных смолах, на поливинилацетате, поливиниловом спирте и др.), четвёртую составляют краски на олифах.

Выбор краски для малярных работ

При выборе краски прежде всего нужно исходить из того, насколько стойким при эксплуатации должно быть покрытие, учитывать его декоративный вид и не забывать о стоимости.

Краски для наружных и внутренних работ различаются по стойкости к воздействию дождя, солнца и колебаний температуры. Краски, которые предназначены для наружных работ, в случае необходимости можно использовать и для внутренней отделки помещения. Выбор той или иной краски зависит от того, какую отделку помещения нужно произвести - простую, улучшенную или высококачественную.

Краски на минеральных связующих

Краски на минеральных связующих предназначены для простой отделки каменных, бетонных и отштукатуренных стен, для окраски бассейнов, колодцев и заборов. Они дают рыхлые воздухопроницаемые покрытия, хорошо выдерживающие действие воды, особенно краски на основе цемента, и смену температур.

Клеевые краски

Клеевыми красками отделывают отштукатуренные, бетонные и деревянные поверхности, причем казеиновые пригодны как для наружных, так и для внутренних работ. Красками на декстрине, крахмале и костном клее можно окрашивать только стены и потолки в закрытых помещениях. Важным достоинством клеевых красок является их пористость: покрытия из них не препятствуют воздухообмену, через них легко испаряется влага, которая может образовываться на отсыревшей стене или на потолке.

Краски и эмали на синтетических связующих

Лучшими являются краски и эмали на синтетических связующих или олифах, которые используются для высококачественной отделки. Есть среди них пригодные как для наружных, так и для внутренних работ, а также предназначенные только для внутренних работ.

Они могут давать матовые, глянцевые и полуглянцевые покрытия. Некоторые из них образуют сплошные покрытия (например, алкидные), другие (например, водоэмульсионные) - пористые. Краски, которые образуют сплошные покрытия, непригодны для сырых или отсыревших стен, а алкидные к тому же нестойки к щелочам, и поэтому ими нельзя окрашивать свежеоштукатуренные или бетонированные стены.

Масляные краски

Масляные краски по свойствам приближаются к краскам на синтетических связующих. Они образуют непористые покрытия, не стойкие к щелочам и влаге.

Инструменты и приспособления

Чтобы выполнить малярные работы, необходимы шпатели, кисти, валики, линейки, шнур, емкости для разведения красок, отвертки, молоток, клещи, мелкая и крупная наждачная бумага, кусок пробки или резины, который обертывают наждачной бумагой при работе. При окраске потолков пользуются стремянкой.

Шпатели

Шпатели нужны для расшивки трещин в подготавливаемых под окраску поверхностях, заполнения трещин и углублений шпатлевочным составом. Желательно иметь несколько шпателей - с широким (180-200 мм) и узким (45-100 мм) полотном, изготовленным из металла, дерева и резины.

Кисти

В зависимости от вида окрашиваемой поверхности могут понадобиться разные кисти. Для окраски больших площадей применяют маховую кисть, для стен и потолков можно использовать побелочные кисти - макловицы, круглые или прямоугольные.

Небольшие поверхности окрашивают клеевой или масляной краской кистью небольшого размера - ручником с короткой деревянной ручкой.

Свеженанесенную краску сглаживают флейцами - плоскими кистями, изготовленными из высококачественной щетины или барсучьего волоса.

Для наведения прямых линий, вытягивания филенок, а также окраски небольших поверхностей применяют филенчатые кисти разных диаметров.

Валики

Валики лучше кистей и щеток тем, что значительно ускоряют нанесение и растушевку краски. Раньше валики обтягивали овечьим мехом, в настоящее время для этой цели чаще используют искусственный мех. Валик может быть изготовлен из резины, поролона или меха.

Пневматические распылители

С помощью пневматических распылителей большие поверхности можно окрасить еще быстрее. Таким способом очень удобно красить потолки.

Самым простым устройством, которое применяют в быту, является ручной распылитель, пригодный для нанесения известковой и клеевой красок.

Краскораспылители

В последнее время выпускают краскораспылители, пригодные почти для всех видов лакокрасочных материалов. Для домашних работ больше всего подходит распылитель, работающий от пылесоса. Используют и специальное приспособление, поставляемое в комплекте к пылесосу. Шланг от него удлиняют с помощью пылесосных труб. Свободно передвигаться можно, если закрепить пылесос на ремне, который надевают на плечо.

Линейка около 1 м со снятой фаской пригодится для проведения прямых линий и вытягивания филенок.

Ёмкости

Потребуются емкости для разведения красочных составов и приготовления шпатлевочных растворов, нож, стальная щетка, сито или капроновая ткань и водяной уровень.

От качества инструмента зависит и качество окраски, поэтому его необходимо содержать в хорошем состоянии. После использования все инструменты должны быть тщательно очищены от остатков краски, особенно тщательно следует очищать валики и краскораспылители. Если в краскораспылителе останется и затвердеет краска, удалить ее будет невозможно, и он придет в негодность.

Обращение с инструментами

  • При временных перерывах в работе кисти и валики можно погружать в воду, предотвращая тем самым засыхание краски. Вынув кисть из воды, ее нужно тщательно вымять в сухой ветоши или вытереть о бумагу и удалить остатки воды.
  • Если предстоит большой перерыв, емкость с краской нужно закрыть, а кисть либо вымыть, либо погрузить в воду.
  • После окончания работы кисть тщательно вымывают в растворителе, соответствующем использованной краске, чтобы на ней не осталось никаких следов. После этого ее еще раз моют в теплой мыльной воде и ополаскивают.

Проведение малярных работ

При выполнении малярных работ нужно иметь под рукой различные вспомогательные материалы: гипс для заделки трещин и исправления дефектов поверхности, раствор для ремонта штукатурки или флюатирования пятен и налетов на поверхности кладки дымоходов, обезжиривающие средства, пластырь для закрывания мест, не подлежащих окраске, и др.

  1. Однослойная окраска не обеспечивает достаточной защиты основания, поэтому нужно последовательно наносить несколько слоев краски, каждый из которых выполняет свои функции.
  2. Нижний слой служит для сцепления многослойного покрытия с основанием. Накрывочный слой, завершающий красочное покрытие, защищает нижние слои от внешних воздействий и выполняет декоративные функции. Если масляную краску наносить в один слой, поверхность будет морщинистой, а со временем на ней появятся трещины.
  3. Число слоев зависит от вида краски, требуемого качества покрытия и вида основания. Клеевую краску наносят в два слоя, водоэмульсионную - в три, а некоторые глянцевые политуры - в шесть и более слоев.
  4. Каждый последующий слой должен содержать больше пигмента и меньше связующего. Например, эмульсию из грунтовки сильно разводят водой, а для накрывочного слоя совсем не разбавляют.

Прежде чем приступать к окраске, нужно приготовить основание. Окрашиваемая поверхность должна быть очищена от грязи, ржавчины, жировых пятен и, кроме того, высушена (это особенно касается деревянных поверхностей). Если в порах древесины останется вода, краска туда не проникнет. Она останется лежать на поверхности, а потом отвалится.

Если древесина на поверхности сухая, а внутри влажная, при нагревании под солнечными лучами и при других воздействиях водяные пары будут давить снизу на красочное покрытие и разорвут его.

Для получения качественного красочного покрытия не нужно красить при низких или слишком высоких температурах, а также на солнце, на сквозняке, в тумане и при слабом дожде. Во время малярных работ температура должна быть не ниже 5 °С.

  • Кисть при покраске держат с небольшим наклоном к поверхности. В краску ее погружают, окуная не полностью, а лишь на четверть длины волос, избыток краски с кисти удаляют о край банки.
  • Вначале краску наносят на грани, в углах и труднодоступных местах и только потом на гладкие поверхности. Когда окрашивают поверхности над головой, краска часто стекает на ручку кисти. Чтобы этого не происходило, можно взять старый резиновый мячик, разрезать его пополам и в одну из половинок продеть рукоятку кисти. Чтобы мячик не соскочил с ручки, под ним укрепляют резинку. Если нет мячика, на ручку надевают круг пергамина диаметром 5-7 см.
  • При очистке потолка, если он ранее не был окрашен, прежде всего удаляют старый набел.
  • Небольшой набел можно размыть горячей водой при помощи кисти и тряпки, а толстый нужно счищать скребком в сухом виде. Можно предварительно смочить его горячей водой при помощи кисти и через 40 минут удалить скребком или шпателем.
  • Скребок или шпатель располагают под углом к поверхности и, слегка нажимая на инструмент, скользящими движениями вперед снимают слой набела. Таким же образом удаляют брызги раствора, наслоения краски и другие загрязнения.
  • Трещины на потолке и на стенах необходимо сначала расширить, а затем подмазать соответствующим составом. Подмазку производят шпателем, заделывая при этом не только расшитые трещины, но и раковины и впадины, которые есть на поверхности. После высыхания подмазанные места шлифуют и подгрунтовывают.

Покраска кистью

Хотя в последнее время все большее распространение получает нанесение краски валиком или с помощью краскораспылителей, в домашних условиях все же пользуются кистью.

  • Кисть нужно приготовить - промять ее между пальцами и продуть. Для покраски можно использовать плоские и круглые кисти. Размер круглых кистей выбирают в зависимости от характера окрашиваемой поверхности или предмета, а также от густоты лакокрасочных материалов.
  • В новой круглой кисти нужно укоротить длину волоса путем подвязки, иначе она будет разбрызгивать краску. Длина свободных волос - примерно 30-40 см.
  • Краску наносят равномерно, сначала движениями в одном направлении, а затем перпендикулярно к нему, хорошо растушевывая до тех пор, пока вся поверхность не будет ровно окрашена. Последние движения кистью на горизонтальных поверхностях выполняют вдоль их длинных сторон, на вертикальных сверху вниз, а если окрашиваются деревянные поверхности, то в направлении годичных слоев древесины.
  • Если краска на олифе, последний слой разглаживают легкими движениями кисти в перпендикулярном направлении. Для разглаживания лучше всего взять волосяную кисть.
  • Большие площади при окраске нужно разделить на несколько мелких, ограниченных швами или планками. При этом учитывается тип лакокрасочного материала. Дверное полотно краской на олифе можно красить все сразу. Если масляной эмалью красят помещение, то лучше наносить краску на меньшие поверхности.
  • При окраске вертикальных поверхностей краску нужно тщательно растушевать, чтобы она не стекала и не образовывала потеков. Краска стекает спустя некоторое время после ее нанесения, поэтому не нужно брать слишком жидкую краску или наносить ее толстым слоем.
  • Если окрашивается сложная рельефная поверхность с различными углублениями, нужно помнить, что в них нельзя наносить слишком много краски, потому что она будет стекать, морщинить поверхность и плохо сохнуть.
  • Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию.

Покраска валиком

  • Для смачивания валиков краской потребуется плоский металлический ящик с продольными стенками в форме трапеции. В ящике установлено сито с ячейками размерами 10-20 мм, по которому проводят смоченным в краске валиком, чтобы устранить излишки и равномерно распределить краску по всему периметру валика.
  • Работу выполняют таким образом. На поверхность площадью около 1 м2 наносится 3-4 полосы краски, после чего эти полосы прокатывают валиком с отжатой краской в горизонтальном направлении (с небольшим наклоном валика) до тех пор, пока краска равномерно не распределится на поверхности. Если требуется ограничить окрашиваемую площадь, ее края закрывают плотной бумагой или заклеивают клеящейся лентой.

Распыление

  • У этого способа нанесения краски есть несколько преимуществ, особенно если красятся большие однородные, ничем не перекрываемые поверхности. Лакокрасочные материалы всех видов таким способом наносятся быстро и равномерно.
  • Для окраски труднодоступных поверхностей этот способ также удобен, например внутренних частей радиаторов центрального отопления. В процессе распыления мельчайшие частицы краски попадают на окрашиваемую поверхность, соединяются одна с другой и образуют равномерный слой.
  • При нанесении краски таким способом нужно закрыть все окружающие поверхности, которые не подлежат окраске, чтобы потом не тратить время и силы на их очистку. Для этой цели подойдут клейкие ленты, которыми можно закрепить бумагу или пленку.
  • Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию. Как только уровень жидкости упадет, емкость нужно наполнить, иначе после всасывания воздуха краскораспылитель выбросит неконтролируемое количество краски.

Обработка губкой

Этим способом создается мягкий пятнистый рисунок. Причем светлый тон нижнего слоя (фона) будет выглядеть, как прожилки неопределенной формы. Краска не должна быть чисто-белой, ее нужно слегка тонировать, что даст более утонченный эффект. Если нужно получить более контрастное решение, нужно наносить темный рисунок по матовой эмульсионной краске - получится оригинальный мерцающий узор.

  • Нанесение краски губкой может осветлить или, наоборот, утемнить общий тон. Для фона и наката нужно выбирать гармонично сочетающиеся оттенки единой цветовой гаммы или дополнительные цвета равной интенсивности. Плотно нанесенный, без значительных просветов рисунок дает впечатление интенсивно окрашенной поверхности. В свою очередь, цвет и тон основного фона может влиять на интенсивность рисунка, нанесенного поверх него.
  • Обработка губкой подходит почти для любой поверхности, но наиболее эффектна она на больших плоскостях, например на стенах. Интересно, что этот способ незаменим для маскировки не очень привлекательных предметов, таких, например, как радиаторы.
  • Как для основного слоя, так и для декоративно наносимого поверх него, применяют неразведенную эмульсионную краску для стен, а мясляную краску - для деревянных частей и металлических деталей. Для таких работ пользуются натуральной морской губкой, структура которой имеет наибольшее количество пустот. Если получаемый на стене рисунок повторяется, становится регулярным, нужно разорвать губку и продолжать работу ее внутренней, наиболее неровной поверхностью.

Нанесение узора губкой

  • Краску более темного тона, предназначенную для нанесения узора губкой, отлейте в лоток и хорошенько размешайте. Предварительно понадобится смягчить губку - вымочите ее в воде, если предстоит окраска эмульсией, а при употреблении масляной краски - в уайт-спирите. Отожмите, а потом окуните губку в краску и прижмите к рифленому наклонному отделению лотка, чтобы краска пропитала всю губку.
  • После этого необходимо снять излишки краски с губки при помощи легких, отрывистых касаний листа бумаги: при перенасыщенной губке рисунок может получиться с кляксами или вообще расплыться.
  • Движения нужно начинать сверху-вниз. Работайте легкими, отрывистыми касаниями, не вращайте и не прижимайте губку сильно. Положение руки с губкой нужно менять таким образом, чтобы избежать регулярного, повторяющегося рисунка. Когда губка станет суше, можно поработать в углах и вдоль плинтуса здесь невольно приходится вжимать ее, и реальна опасность выдавливания излишков краски.
  • Сначала поверхность нужно обрабатывать редким, не закрывающим полностью нижний, основной тон рисунком и оставить сохнуть. Промойте губку, а затем нанесите второй слой, перекрывая первый таким образом, чтобы они слились в общий рисунок. Когда второй слой высохнет, нужно светлым колером подправить отдельные выделяющиеся пятна. Можно применить колер фона или "слоновую кость", которая смягчит общий рисунок.

Штриховой метод

Для такого метода нужно приготовить глазурь, смешав 70 % лака, 20 % масляной краски и 10 % уайт-спирита, а потом нанести состав по основному тону полосой шириной 500 мм сверху вниз. Пока глазурь не высохла, по ней нужно щеткой нанести пунктирный штрих быстрым и уверенным движением, но ни в коем случае не волочить и не вращать щетку. Потом продолжите обработку, пока вся поверхность не будет покрыта штрихом. Чтобы скрыть стыки, необходим перехлест соседней полосы.

  • Если обработанная таким образом поверхность в дальнейшем будет нуждаться в промывке, поверх нее нужно нанести слой матового полиуретанового лака.
  • Пунктирный штрих-рисунок Цветовой штрих дает более изящный рисунок, чем обработка губкой. Обычно он выполняется по незастывшей глазури или лаку и создает эффектную поверхность, испещренную точками, через которые просвечивает фон. Тон и цвет для штрихового рисунка выбирают по тому же принципу, что и при обработке губкой.
  • Пусть у фона будет более светлый оттенок, чтобы образовалась как бы цветовая дымка, а для штриха более темный тон: он лучше выявит рисунок. Возможна и обратная комбинация.
  • Наносить штриховой рисунок можно на любую поверхность, но особенно эффектно он выглядит на стенах небольших помещений, на дверях и на мебели.
  • Для штриховой обработки лучше применять неразбавленную эмульсионную или масляную краску (в соответствии с материалом поверхности). Для нанесения штриха по незасохшей глазури можно использовать только масляную краску. Специальные щетки, предназначенные для этой работы, изготовлены из барсучьего волоса, но почти любая плоская щетка (даже новая сапожная) может быть использована, при условии, что щетина на ней одинаковой длины.

Нанесение штрихового рисунка

  • Отлейте небольшое количество краски самого светлого колера в лоток или плоскую посуду (слоем не меньше 3 мм), опустите сухую щетку в краску, лишь слегка касаясь ею поверхности, чтобы щетина не впитала ее слишком много.
  • Обработку начинайте сверху вниз, делая отрывистые движения щеткой и меняя угол ее положения на плоскости стены.
  • Чтобы усилить рисунок, нанесите другой слой (слегка нажимая на щетку), чтобы добиться большей контрастности. При появлении клякс перекрывайте их оттенком основного грунта.
  • В конце работы заполните углы, поверхность вокруг наличников и вблизи плинтуса почти сухой щеткой, применяя колер первого слоя наката.

Обработка с помощью ткани

Этот способ создает более отчетливый узор, чем обработка губкой или щеткой. Есть несколько способов, которыми можно его осуществить. Нанесение краски при помощи смятого лоскута ткани (аналогично обработке губкой) дает определенный четкий рисунок.

  • Снятие краски или раскатывание жгутом дают более мягкий и неопределенный узор, но эти способы требуют большего умения. Отпечатки, которые похожи на сложенные лепестки, получают нанесением или, наоборот, снятием краски при помощи куска ткани.
  • Все указанные способы осуществляются с использованием свежего раствора глазури. Как и при предыдущих способах обработки, рисунок наносится сверху-вниз по вертикальным полосам шириной 500 мм. Предварительно вымочите кусок ткани в уайт-спирите, отожмите и скомкайте его в руке или скрутите в жгут (в валик). Затем слегка обмакните ткань в глазурь.
  • Для нанесения рисунка валиком необходимо удерживать его двумя руками и прокатывать сверху-вниз как по прямой линии, так и по нерегулярным, случайным направлениям. В этом случае можно получить неопределенный, запутанный рисунок. Лоскут нужно почаще стряхивать и снова комкать в руке или менять его (лоскут), как только он станет чересчур перенасыщенным краской. Маскировать стыки между отдельными полосами нужно особенно тщательно.
  • Для нанесения краски при помощи смятого куска ткани используют эмульсионную или масляную краску (в соответствии с материалом поверхности). Для накатки валиком или метода снятия краски должна применяться только масляная краска, как для нижнего, основного слоя, так и для наката.
  • Колер для наката будет основным тоном, поэтому выбирать его нужно более темным, чем фон.
  • Тканевый способ, помимо декорирования стен или отдельных элементов мебели, хорош в тех случаях, когда требуется подогнать окраску встроенного оборудования под цвет стен. Можно использовать любую ткань - от муслина или марли до замши, - лишь бы она была неволокнистой и хорошо принимала краску.

Наносим узор с помощью ткани

  • Для начала отлейте немного краски в лоток с плоским дном. При обмакивании в эмульсию сухая тряпка дает четкий, жесткий рисунок. Если ее немного смочить, получатся более мягкие отпечатки. В случае применения масляной краски нужно намочить тряпку в уайт-спирите, а потом как следует отжать. Перед употреблением ткань сомните в руке.
  • Окуните тряпку в краску и слегка отожмите ее на листе бумаги, чтобы удалить излишки. Наносите мазки сверху вниз или вдоль карниза свободными движениями, аналогично работе с губкой. Тряпку необходимо часто стряхивать и снова сжимать в руке, чтобы избежать повторяющегося рисунка. Поменяйте ее на свежую, как только заметите, что рисунок становится менее четким.
  • В конце работы обязательно подправьте недостаточно заполненные участки поверхности. В некоторых случаях может быть нанесен второй слой колера, но обычно этого не требуется, как правило, ожидаемый эффект достигается с первого раза.
  • 4.1. Цели и задачи строительного проектирования
  • 4.2. Правовые основы проектирования
  • 4.3.Стадии проектирования и содержание проектной документации
  • 4.4. Бизнес-план и технико-экономическое обоснование инвестиций
  • Глава 5. Технологическое проектирование строительных процессов
  • 5.1. Проектирование производства строительно-монтажных работ
  • 5.1.1. Пример руководство по разработке и утверждению технологических карт в строительстве (к сНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства»)
  • 1. Общие положения
  • 2. Состав и содержание технологической карты
  • График производства работ
  • 5.2. Порядок разработки, экспертизы, привязки, утверждения и регистрации технологических карт
  • 5.3. Карты трудовых процессов
  • 5.3.1. Пример
  • Карта трудового процесса срезка растительного слоя грунта бульдозером дз-8 (д-271 а) с применением поперечно-участковой схемы
  • 1. Область и эффективность применения карты
  • 2. Подготовка и условия выполнения процессов
  • 3. Исполнители, предметы и орудия труда
  • 4. Технологический процесс и организация труда
  • 5. Приемы труда
  • 5.4. Методы и способы производства строительно-монтажных работ
  • 5.5. Календарное планирование. Назначение и состав календарных планов
  • 5.5.1. Календарный план строительства комплекса зданий и сооружений
  • Строительства отдельного объекта
  • 5.5.3. Выбор методов производства работ на основе технико-экономического сравнения вариантов
  • 5.5.3.1. Пример. «Выбор крана для монтажа строительных
  • 5.6. Методика и общие принципы разработки сетевого планирования
  • 5.6.1. Общие принципы построения сетевого графика
  • 5.6.2. Параметры сетевого графика и способы его расчета
  • 5.6.3. Корректировка сетевых графиков
  • 5.7. Качество строительно-монтажных работ
  • 5.7.1. Контроль качества работ
  • 5.8. Технико-экономические показатели (тэп)
  • 5.9. Охрана труда в строительстве
  • 5.10. Экологическая безопасность строительных технологий
  • Глава 6. Предприятие (организация) в строительстве
  • 6.1. Основные признаки предприятия (организации) и общая их характеристика в строительстве
  • 6.1.1. Характеристика предприятий (организаций) в строительстве
  • 6.2. Формы и виды строительно-монтажных организаций как юридических лиц
  • 6.3. Государственные и муниципальные унитарные строительные предприятия
  • 6.4. Холдинговые компании, корпорации и ассоциации в строительстве
  • Глава 7. Современные инновационные технологии. Проектирования строительных процессов на основе моделирования и информационных технологий.
  • 7.1. Моделирование структуры строительных технологий
  • 7.2. Создание и использование информационной среды строительных технологий
  • 7.3. Применение и использование электронных систем нормативно-технической информации (эс нти) «техэксперт» и «стройтехнолог»
  • 7.3.1.Межотраслевые системы
  • Указатель норм, правил, стандартов России
  • Нормы, правила, стандарты России
  • Охрана труда
  • Предприятие и инспектор
  • Управление качеством продукции и услуг
  • Эксперт: Экология
  • 7.3.2.Отраслевые системы
  • Стройэксперт
  • Особенности работы в системе «Стройэксперт»
  • Стройтехнолог
  • 7.3.3. Пример использования Особенности поиска в системе «Стройтехнолог».
  • 7.4. Программно-информационное обеспечение управления проектом
  • 7.4.1. Компьютерная программа Microsoft Project
  • 7.4.2.Компьютерная программа project expert
  • 7.4.3. Программа финансово-экономического учета chief-builder
  • Глава 8. Сметная стоимость строительства, инвестиции
  • 8.1. Особенности ценообразования в строительстве
  • 8.2.Сметная документация
  • 8.3. Состав сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ
  • 8.4. Применение единичных расценок, их назначение, состав
  • 8.5. Единые районные единичные расценки (ерер) и порядок их привязки к местным условиям
  • 8.6. Сметные нормы и расценки (сНиР)
  • 8.7. Договорные цены в строительстве. Формирование договорной цены на строительную продукцию
  • Глава 9. Подрядные торги в строительстве
  • 9.1. Назначение подрядных торгов в строительстве
  • 9.2. Порядок проведения подрядных торгов в строительстве
  • Глава10. Инженерная подготовка и оборудование строительных площадок
  • 10.1. Общие положения
  • 10.2.Техдокументация
  • 10.3. Работы подготовительного периода
  • 10.4. Отвод поверхностных и грунтовых вод
  • 10.5. Геодезическая разбивочная основа
  • 10.5.1. Планировка участка строительства
  • 10.5.2. Геодезические работы
  • 10.6. Искусственное закрепление грунтов
  • Глава 11. Транспортирование строительных грузов
  • 11.1. Организация дорожного хозяйства
  • 11.2. Дороги строительной площадки
  • 11.3. Транспорт и его использование в строительстве
  • 11.4. Организация работы автотранспорта
  • 11.5. Транспортирование грузов транспортом циклического действия
  • 11.6. Транспортирование грузов транспортом непрерывного действия Ленточные транспортеры
  • 11.7. Погрузочно-разгрузочные работы на строительной площадке
  • 11.8. Складирование материалов и изделий
  • Глава 12. Технология производства земляных работ
  • 12.1. Технология производства работ одноковшовыми экскаваторами
  • 12.2. Технология производства работ экскаватором с рабочим оборудованием «драглайн, прямая и обратная лопата»
  • 12.3. Производительность одноковшовых экскаваторов. Методика расчёта и пути её повышения
  • 12.4. Технология производства работ бульдозерами
  • Основные параметры бульдозеров
  • 12.5. Технология производства работ скреперами
  • 12.6. Технология уплотнения грунта
  • 12.7. Технология производства земляных работ в зимнее время
  • 12.8. Контроль качества земляных работ и сооружений Устройство траншей и котлованов
  • Приемка земляных работ.
  • Глава 13. Бетонные и железобетонные работы
  • 13.1. Опалубочные работы
  • 13.4. Подъемно-переставная опалубка для бетонирования же­лезобетонной трубы.
  • 13.5. Пневматическая опалубка:
  • 13.6. Несъемные опалубки
  • 13.2. Арматурные работы
  • III. Арматурные изделия
  • 13.3. Бетонные работы
  • 13.4. Специальные методы бетонирования конструкций
  • 13.5. Бетонирование в зимних условиях
  • 13.6. Контроль качества бетонных работ
  • 13.7. Требования безопасности труда при производстве бетонных работ
  • Глава 14. Монтажные, свайные и шпунтовые работы
  • 14.1. Производство монтажных работ
  • 14.2. Производство свайных и шпунтовых работ
  • Глава 15. Каменные работы
  • 15.1. Элементы и правила каменной кладки
  • 15.2. Организация труда каменщиков
  • 15.3. Кладка из кирпича
  • 15.4. Кладка многослойных наружных стен
  • 15.5. Монтажные работы при возведении кирпичных зданий
  • 15.6. Производство каменных работ в зимнее время
  • 15.7. Контроль качества и безопасность труда при производстве каменных работ
  • Глава 16. Деревянные работы
  • 16.1. Монтаж сборных деревянных домов и конструкций
  • 16.2. Установка столярных изделий
  • 16.3. Контроль качества и безопасность труда
  • Глава 17. Сварочные работы
  • 17.1. Газовая сварка
  • 17.2. Электрическая сварка
  • 17. 3. Контроль качества и безопасность сварочных работ
  • Глава 18. Работы по устройству защитных и изоляционных покрытий
  • 18.1. Противокоррозионные покрытия
  • 18.2. Теплоизоляционные работы
  • 18.3. Гидроизоляционные работы
  • Глава 19. Кровельные работы
  • 19.1. Устройство кровель из асбоцементных волнистых листов
  • 19.2. Устройство черепичной кровли из натуральных материалов
  • 19.3. Устройство кровель из металлических листов
  • 19. 4. Устройство «мягких кровель»
  • 19.5. Особенности производства кровельных работ в зимних условиях
  • 19.6. Контроль качества и обеспечение безопасности труда при производстве кровельных работ
  • Глава 20. Работы по устройству отделочных покрытий
  • 20.1. Штукатурные работы
  • 20.2. Облицовочные работы
  • 20.3. Стекольные работы
  • 20.4. Малярные работы
  • 20.5. Оклеивание обоями
  • 20.5.1. Оклеивание потолков обоями
  • 20.5.2. Оклеивание стен
  • 20.6. Безопасность труда при производстве отделочных работ
  • Глава 21. Устройство полов
  • 21.1. Подготовка оснований, устройство подстилающего слоя и стяжки
  • 21.2. Устройство покрытий полов из древесины и изделий на её основе
  • 21.3. Устройство покрытий полов из синтетических рулонных материалов и плиток
  • 21.4. Устройство покрытий полов на основе химических волокон
  • 21.5. Устройство покрытий полов из каменных плиток и плит
  • 21.6. Устройство монолитных (бесшовных) покрытий полов
  • 21.7. Организация работ, контроль качества и техника безопасности
  • Глава 22. Строительно-монтажные работы при реконструкции зданий и сооружений
  • 22.1. Способы разборки и разрушения конструктивных элементов зданий и сооружений
  • 22.2. Способы устройства проёмов, отверстий
  • 22.3. Особенности производства земляных работ
  • 22.4. Демонтаж и монтаж строительных конструкций
  • 22.5. Особенности бетонных работ и усиления бетонных и железобетонных конструкций
  • 22.6. Ремонт и перекладка кирпичных конструкций
  • 22.7. Техника безопасности
  • Литература
  • Оглавление
  • Глава 8. Сметная стоимость строительства, инвестиции 123
  • Глава 11. Транспортирование строительных грузов 154
  • Глава 13. Бетонные и железобетонные работы 193
  • Технология и организация строительного производства
  • 20.4. Малярные работы

    Ма­лярные работы - окраска поверхностей зданий, сооружений и их конструктивных элементов вязкожидкими составами, образующими после высыхания и отвердения однородную пленку, имеющую прочное сцепление с основанием. Объем малярных работ в строительстве очень велик, поэтому большое значение имеет качество их выполнения и снижение трудовых затрат. Малярные составы, получаемые обычно из сухих красящих материалов (пигментов) и связующих веществ, должны хорошо сопротивляться внешним воздействиям, обладать достаточной адгезией (прилипание к поверхности), гидрофобностью (водоотталкивающая способность), быть экономичными, допускать перекраску покрытия.

    При производстве малярных работ применяются различные лакокрасочные изделия, назначение которых разнообразно - от выравнивания и декоративной отделки поверхностей до защиты их от внешних воздействий. К лакокрасочным материалам относятся: краски строительные, лаки, связующие вещества и пигменты, растворители и разжижители лаков и красок, сиккативы, шпатлевки, грунтовки, подмазки, отвердители и пластификаторы полимерных красок, и другие специальные добавки.

    Лаки - растворы пленкообразующих веществ - масел, смол, битумов, эфиров, целлюлозы в органических растворителях. Служат они для получения прозрачных покрытий, выполняющих защитную и декоративную функции, либо для увеличения блеска покрытия нанесенных слоев эмали или краски. Сродни лакам олифы - продукты термической или химической переработки растительных масел с введением растворителей и других добавок. Чаще всего олифу применяют для разбавления красок и реже - для защиты деревянных конструкций (проолифливания).

    Шпатлевки необходимы для заделывания трещин и выравнивания поверхностей. Они имеют более густую консистенцию, чем остальные лакокрасочные материалы. Улучшенными противоударными качествами обладают шпатлевки с добавлением латекса (сок дерева гевеи). Супертвердые покрытия с хорошей адгезией (слипанием двух поверхностей) образуют алкидные шпатлевки. Для металла в основном применяют полиэфирные шпатлевки. После шпатлевания поверхность шлифуют и грунтуют.

    Грунтовки строительного назначения обеспечивают прочное сцепление красок с окрашиваемой поверхностью, кроме того, улучшают физико-механические и антикоррозионные (для металлических поверхностей) свойства всего покрытия (шпатлевка-грунтовка-краска).

    В зависимости от вида связующего краски строительные подразделяются на краски полимерные (полимерцементные, эмульсионные, летучесмоляные), краски на минеральной основе (цементные, известковые, силикатные, клеевые) и краски масляные .

    Масляные краски строительные изготовляют на основе олиф, эмалевые - на основе лаков. Эмали применяют для получения верхних слоев покрытий, нанося их на грунтовки и шпатлевки. Масляные краски используют для получения не только верхних, но и грунтовых слоев покрытий. Их выпускают готовыми к применению или в виде густотертой пасты (густотертые краски), требующей доведения до рабочей вязкости добавлением олифы и сиккатива на месте производства работ. В красках, готовых к употреблению, содержание олифы составляет 40-50%. Краски, перетертые на алкидных олифах (глифталевой или пентафгалевой), называются алкидными.

    Краски, приготовленные на основе водных дисперсий полимеров. (синтетических пленкообразователей), называются эмульсионными (водоэмульсионными, воднодисперсными, латексными). Их популярность объясняется тем, что в случае необходимости их можно разбавить водой; они наносятся на дере­во, кирпич, бетон, штукатурку.

    Фасадные краски предназначены для защиты здания от атмосферных воздействий, подчеркивают выразительность архитектурных форм. Фасадные краски служат максимально длительный срок (10 лет и более).

    Вся необходимая для потребителя информация о лакокрасочном материале приводится на этикетке, в инструкции по применению, где дается полное наименование материала с указанием стандарта или технических условий, описываются его назначение, способ применения, меры предосторожности, указывается завод-изготовитель, дата выпуска и номер партии. Кроме того, каждому лакокрасочному материалу присваивается обозначение, состоящее из букв и цифр. Например, по виду и химическому составу пленкообразующего вещества различают следующие лакокрасочные материалы: алкидно-акриловые (АС), алкидно-уретановые (AT), ацетилцеллюлозные (АЦ), полиакриловые (АК), полиамидные (АД, ИД), битумные (БТ), винил- и девинилацетиленовые (ВН), глифталевые (ГФ), канифольные (КФ), каучуковые (КЧ), кремнийорганические (КО), масляно- и алкидно-стирольные (МС), масляные (МА), мочевинные (МИ), нитроцеллюлозные (НЦ), нефтеполимерные (НП), пентафталевые (ПФ), перхлорвиниловые и поливинилхлоридные (ХВ), поливинилацетатные (ВД), поливинилацетальные (ВЛ), полиуретановые (УР), фенольные (ФЛ), фторопластовые (ФП), фуриловые (ФР), хлорированные (ХП), шеллачные (ШЛ), эпоксидные (ЭП), янтарные (ЯН) и др.

    Малярные работы производятся в условиях, исключающих возможность повреждения отделочных поверхностей, а также загрязнения их при выполнении последующих работ.

    Технология производства работ . В зависимости от вида отделки, материала окрашиваемых поверхностей (штукатурка, дерево, металл и т.д.), а также окрасочного состава малярные работы включают следующие операции: очистку поверхности, сглаживание, при необходимости вырезку сучков и засмолов, расшивку трещин, проолифку, подмазку, шлифовку, шпатлевку, огрунтовку, собственно окраску и окончат, отделку.

    Оборудование для перетирания, просеивания, процеживания, перемешивания, транспортирования и нанесения на поверхность окрасочных составов рационально объединять в линии, ос­нащенные дополнительно грузоподъемными и транспортными устройствами. Линии могут устанавливаться как на производственной базе строительной организации (например, УПТК), так и в фургоне на колесном ходу (на автомобильном или транспортном прицепе). Последние получили название малярных станций. Их применение способствует улучшению качества от­делочных работ, повышению производительности труда бригад маляров, экономии материалов.

    Станции оснащаются несколькими (двумя-четырьмя) технологическими линиями для приготовления, подачи и нанесения шпатлевки малярных составов. Они имеют необходимое оборудование для выполнения всего комплекса работ (например, в состав линии по приготовлению и транспортированию масляных красок могут входить краскотерка, вибросито, красконагнетательный бак и др.).

    На окрашиваемые поверхности краски наносят кистью, валиком или краско­распылителем. Основной инструмент маляра - кисть. Кроме кистей в арсенале маляра должны быть шпатели, валики, различные щетки, терки и др. Инструмент и емкости с краской размещают на специальной легкой тележке.

    Как правило, все процессы должны выполняться механизированным способом. Наиболее трудоемкий процесс - шпатле­вание поверхностей - осуществляется при помощи механизированных шпателей и установок. Грунтовочные, малярные составы наносятся краскопультами, электро­краскопультами, пистолетами-распылителями, а также меховыми и перфорированными валиками. Для механизированного нанесения лаков и красок в строительстве и деревообработке применяют различные краскораспылители - безвоздушные, воздушно-комбинированные и воздушные (под низким давлением).

    При безвоздушном распылении краска или антикоррозийный состав подается к соплу специальной конструкции под высоким давлением и приобретая большую скорость наносится на обрабатываемую поверхность. Такая технология обеспечивает высокую производительность труда и малые поте­ри краски. Безвоздушное напыление применяется при нанесении слоя дос­таточно большой толщины.

    Воздушно-комбинированное распыление ведется при значительно меньшем давлении. Подача воздуха непосредственно на выходе краски из сопла обеспечивает тонкое распыление, создает мягкий регулируемый факел.

    Распространенным видом отделки стен является окрашивание клеевыми составами .

    Перед нанесением состава поверхность очищают скребком и сглажива­ют при помощи шарнирной щетки. Для обеспечения лучшей адгезии (сцепления) рекомендуется обработать поверхности стен промышленным пылесосом. В местах сопряжений перегородок и капитальных стен, отдельных деталей сборного железобетона, у дверных и оконных коробок, в местах примыканий к основным конструкциям деталей встроенной мебели часто появляются трещины, которые возобновляются после неоднократного подмазывания и шпатлевания. Поэтому такие участки маляры оклеивают полосами марли и обрабатывают клеевым шпаклевочным составом до и после оклеивания.

    До окрашивания поверхности грунтуют, лучше всего купоросной грунтовкой. Неогрунтованную поверхность окрашивать очень тяжело, при работе кистями заметны полосы. Производить огрунтовку механизированным способом нерационально, так как медный купорос может вызвать коррозию металла. Не рекомендуется первые 2-3 ч сушить грунтовку сквозным проветриванием. Как только она высохнет (примерно через сутки), можно приступить к окрашиванию.

    Клеевые краски приготавливают из мела, клея, воды, при необходимости с добавлением цветного пигмента. Цветной состав краски называют колером, а белый - побелкой. Готовую краску проверяют пробным окрашиванием небольшой поверхности. Если клея мало, краска пачкает, если много, получаются блестящие полосы, краска со временем может растрескаться, а на поверхности могут появиться так называемые мраморные пятна. В такой состав необходимо добавить воды. Окрашивать поверхности можно кистями, валиками (с внутренней подачей окрасочного состава и с наружной - через плоские щетки) или краскораспылителями (краскопульт с удочкой, электрокраскопульт и др.). Окрасочный состав необходимо перемешивать каждые 5-6 мин. После окончания работы кисти, валики, краскораспылители следует хорошо промыть, протереть, просушить, а затем положить на хранение.

    Качество и срок службы окрашенных масляными составами поверхностей зависят от тщательной подготовки к окрашиванию. Их олифят, ошпатлевывают, зачищают, сушат и только после этого окрашивают.

    Поверхность перед проолифливанием должна быть сухой и обязательно очищенной от пыли и грязи. Олифа может применяться в чистом виде, но лучше подкрашенной сухим пигментом или густотертой краской любого цвета (при этом будут заметны пропущенные места). После высыхания олифы мелкие трещины и выбоины на поверхности подмазывают. Нанесенный слой после высыхания шлифуют шкуркой, снова олифят и сушат.

    Огрунтовку выполняют жидкой масляной краской того цвета, которым будет проводиться окрашивание. Для отбивки линий (ограничителя поля окрашивания) отмеряют требуемое расстояние, натягивают шнурок, предварительно окрашенный сухим красителем, и, оттянув и отпустив шнурок, отмечают ровную линию. В верхней части стены это можно сделать также с помощью телескопической линейки с грифелем и роликом и других приспо­соблений.

    Шпатлевание выполняют по высохшей огрунтованной поверхности с помощью стальных, деревянных или резиновых шпателей. Нанесение шпатлевок может производиться механизировано. В зависимости от качества поверхности шпатлевание выполняют один или несколько раз. Каждый предыдущий слой сушат, зачищают шлифовальной шкуркой и производят проолифливание или грунтование.

    Масляные краски можно наносить с помощью различных распылителей, кистями или валиками. Валиками, как и кистями, стены окрашивают сначала в горизонтальном направлении, затем в вертикальном. Краску следует наносить как можно тоньше. В труднодоступных местах, в углах стен, у наличников, плинтусов можно красить только кистями.

    Масляными красками можно выполнить фактурную отделку под различные сорта древесины: под «орех», под «красное дерево» и т.д. Подготовку и обработку поверхностей под фактурную отделку производят так же, как и под высококачественную масляную окраску. Вначале на подготовленную поверхность наносят первый, грунтовочный, слой краски, цвет которого должен быть немного светлее, чем самые светлые места образца дерева. Связующим служит смесь натуральной олифы с растворителем - скипидаром или бензином в соотношении 1:1 с добавлением 3-5% сиккатива.

    Одним из прогрессивных методов отделки поверхностей строительных конструкций, улучшающих адгезию краски с отделываемой поверхностью, является окрашивание в электростатическом поле. При этом уменьшаются потери краски, сокращается туманообразование при окрашивании. Этот прогрессивный метод применяют главным образом в заводских условиях, когда изделие (конструкция) перемещается по конвейеру внутри окрасочной камеры, а краскораспылители находятся в неподвижном состоянии.

    Фактурная отделка стен и потолков. При производстве малярных работ может быть применен ряд художественных отделок: набрызг, разделка губкой, на­катка рисунка валиками, фактурная окраска, дающая на поверхности рельефные рисунки, роспись по трафарету, аэрографическая роспись и др.

    Отделка поверхностей под дерево, декоративный камень и шелк, аэрографические отделки, постановка трафаретов, вы­тягивание филенок и другое называется альфрейными работами. При этом получают мелко-, средне- и крупнозернистую фактуру отделанной поверхности, без бликов и скрывающую небольшие дефекты и шероховатость. Этот метод окрашивания позволяет экономить трудовые затраты на объекте,

    Окраска фасадов зданий производится силикатными, перхлорвиниловыми и цементно-перхлорвиниловыми красками, растворами из кремнийорганических полимеров и др. Краска на фасадах должна держаться как можно дольше - не менее 10 лет. Современные красители позволяют добиться этого, но требуются тщательная подготовка поверхности и качественное нанесение краски. Для удаления старой краски, грязи и копоти применяют водопескоструйные машины высокого давления, очищающие поверхности с помощью воды и песка. Машины отличаются давлением, которое они развивают - от 0,6 до 5 МПа, исполняются с электрическим, бензиновым или дизельным двигателем. Их применение позволяет повысить производительность труда примерно в 10 раз по сравнению с работой ручными инструментами.

    Процесс окрашивания фасада здания силикатными красками (срок службы на фасадах - до 50 лет и более) включает следующие операции:

      очистку поверхностей от загрязнений; нанесение на стекла снаружи меловой пасты или установку переносных щитов;

      грунтование поверхностей; смешивание разбавленного жидкого стекла с пигментной смесью и процеживание через сито с отверстиями диаметром 0,3 мм;

      окрашивание поверхностей; протирание стекол.

    Для приготовления силикатных красок пригодно только калийное жидкое стекло (обыкновенный канцелярский силикатный клей - натриевое жидкое стекло). Карбонаты калия из-за большой гигроскопичности не кристаллизуются.

    Окрашивать этими красками можно лишь жесткие подложки - кирпич глиняный и силикатный, керамические изделия. При окрашивании поверхностей на цементных вяжущих, предварительно необходимо обработать их 5%-м раствором щавелевой кислоты, иначе через несколько месяцев может произойти отслаивание покрытия от цементной подложки.

    Процесс окрашивания фасада здания перхлорвиниловыми и цементно-перхлорвиниловыми красками складывается из следующих операций:

    очистки поверхностей от загрязнений; нанесение на стекла снаружи меловой пасты или установки переносных щитов; огрунтовывания; шпатлевания; окрашивания поверхностей в два приема, протирания стекол. Для огрунтовывания применяется перхлорвиниловый лак 5%-й концентрации.

    Организация производства. Контроль качества. Требования техники безопасности . Малярные работы могут производиться в здании по этажам - горизонтальная схема, либо по секциям - вертикальная схема (более удобна в жилищном строительстве). Здание разбивается на примерно равные по трудоемкости участки (захватки), каждая из которых должна состоять из целого числа комнат, квартир, этажей и т.д. Захватка закрепляется за определенной бригадой, которая не­сет ответственность за качество работ и сроки их выполнения. Работа выполняется специализированной или комплексной бригадой. Бригады разбиваются на звенья, которые, двигаясь друг за другом в порядке технологической последовательности работ, образуют непрерывный поток. Количественный и квалификационный состав звеньев может изменяться в зависимости от назначения зданий и характера отделываемых поверхностей.

    Одним из вариантов состава бригады, работающей поточно-расчлененным методом, может быть следующий. Бригада делится на 6 звеньев. Каждое звено специализируется на выполнении отдельных процессов:

      первое звено готовит поверхности под шпатлевание механизированным способом;

      второе звено наносит шпатлевочные составы на потолки, стены коридоров и лестничных клеток;

      третье звено выполняет шпактлевание окон, дверей, по­лов, панелей в кухнях, санитарно-технических узлах, подмазывает плинтусы;

      четвертое звено очищает металлические поверхности от грязи и ржавчины, окрашивает панели в кухнях и санузлах, трубы и радиаторы, электрощитки, почтовые ящики, металлические ограждения лестничных маршей;

      пятое звено шлифует полы механизированным способом, окрашивает оконные переплеты и двери, огрунтовывает и окрашивает полы;

      шестое звено оклеивает стены обоями.

    При работе поточно-цикличным методом бригада разбивается на звенья, выполняющие разные виды отделки. Например, в бригаде из шести звеньев первое и второе окрашивают водно-мело­выми составами потолки и стены. Третье и четвертое звенья окрашивают стены и столярные изделия масляными красками. Пятое и шестое оклеивают стены обоями.

    При конвейерном методе производства малярных работ бригада состоит из нескольких звеньев. Каждое звено выполняет все малярные и обойные работы в отведенных ему квартирах.

    Окрашивание фасадов начинают с верхнего этажа с использованием подвесных механизированных люлек. При высоте зданий до 17 м работы можно вести с телескопических вышек, на зданиях высотой до 12 этажей применяют также люльки с ручным приводом. Работы выполняют, как правило, двумя звеньями с двух люлек. В каждой люльке работают два маляра, ко­торые производят все операции: поднимают и опускают люльку, очищают поверхности фасада, защищают стекла; при помощи краскораспылительной удочки огрунтовывают и затем окрашивают поверхности. По окончании работы оба маляра протирают стекла ветошью. Один маляр (на два звена) работает у малярной станции и обеспечивает подачу к рабочим местам малярных составов.

    Чтобы окраска была равномерной, прерывать работу рекомендуется только в местах архитектурных членений фасада (балконы, углы и т.д.).

    По окончании работ, а также в перерывах, продолжающихся более 30 мин, шланги кисти и удочки промывают растворителем (ксилолом или сольвентом). Неизрасходованную краску сливают в герметически закрывающуюся тару.

    Приемку малярных работ производят после высыхания водных красок и образования прочной пленки на поверхностях, покрытых масляными составами, эмалями или лаками.

    К качеству малярных работ предъявляются следующие требования. Окрашенные поверхности должны быть однотонными. Не допускаются следы от кисти, полосы, пятна, потеки, брызги, морщинистость, пропуски. Поверхности, обработанные валиками или губкой, должны иметь однородный рисунок.

    При высококачественной окраске не допускаются искривления линий и закрашивание сопряженных поверхностей, окрашенных в различные цвета; при улучшенной окраске указанные дефекты не должны превышать 2 мм, при простой -5 мм.

    Бордюры, фризы, филенки должны быть одинаковой ширины на всем протяжении без видимых стыков.

    Для малярных работ не разрешается применять краски и растворители неизвестного состава без их анализа и разрешения органов санитарного надзора. В качестве растворителя запрещается использовать высокотоксичные вещества, вызывающие сильное отравление (этилированный бензин, бензол, четыреххлористый углерод) или имеющие повышенное аллергическое действие (скипидар).

    Необходимо следить за тем, чтобы на емкостях с краской (бидоны, бочки, банки) имелись этикетки или бирки с наименованием материала, его маркой, видом растворителя, номером партии, датой изготовления и массой. Металлическую тару для хранения лакокрасочных материалов следует закрывать крышками и открывать инструментом, не вызывающим искро­образования.

    Внутренние малярные работы с применением составов, выделяющих вредные для здоровья людей летучие пары, производят при открытых окнах или наличии вентиляции, обеспечивающей не менее двукратного обмена воздуха в час. При работе с нитрокрасками осуществляют сквозное проветривание. В зоне использования нитрокрасок находятся не более 4 часов и не производят работы, вызывающие искрообразование и связанные с использованием открытого огня (электропроводка должна быть выполнена во взрывобезопасном исполнении или обесточена).