Уйдет ли пучков из мчс после выборов. Возможная отставка главы мчс, или как пучков не выдержал конкуренции с шойгу

April 3rd, 2017

Хорошо быть министром. А министром-реформатором - еще лучше. Реформируешь себе, как Бог на душу положит, но разумеется, с учетом своих интересов, а в Кремле рассказываешь о «переменах к лучшему», которые вот-вот начнутся. Ну, очень скоро - через год-два-три-двадцать-пятьдесят. И самое удивительное, что даже если министерский промысел касается главного - спасения людей, их жизней, то и тут хорошо тренированный министр сможет рассказать начальству очередную историю о тяжелых обстоятельствах, о недостатке финансирования, об отсутствии хороших специалистов. Так и происходит. И тогда, по моему мнению, министр превращается в непотопляемый балласт, то есть он, министр, как бы есть, изображает какую-то деятельность, имитирует желание сделать «как лучше», а по результатам работы его как бы нет. А общая ситуация становится все хуже и хуже, переходя в положение откровенной опасности.

Понятно, что речь идет главе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-лейтенанте запаса Пучкове Владимире Андреевиче.

И дабы никто не сомневался во всем сказанном выше, я просто приведу некоторые факты и цифры, о которых господин министр МЧС, как мне кажется, предпочитает не вспоминать, в том числе в и докладах руководству страны. Но я все же осмелюсь напомнить, так как действия главы МЧС РФ Пучкова, якобы направленные на реализацию «Плана строительства и развития сил МЧС России на 2016 - 2020 годы», судя по приведенным ниже фактам, поставили под угрозу эффективность функционирования всей системы обеспечения национальной безопасности.

История первая. Кадры и деньги.

Нецелевое использование руководством Министерства финансовых средств и нарушение правил бюджетного кодекса, указанные в Отчете Счетной Палаты РФ от 31 мая 2016 года, в итоге привели к дефициту бюджета МЧС на 2015-2016 годы. И как результат дефицита - задолженность по выплате заработной платы на начало 2016 года составила порядка 4,5 млрд. рублей.

Что делает министр Пучков в этой ситуации? Обращается к председателю правительства, к Президенту, кается в собственном недосмотре, пишет заявление об отставке или явку с повинной в Генпрокуратуру? Нет. Владимир Пучков находит иной не менее увлекательный выход. Чтобы компенсировать задолженность по заработной плате, в МЧС РФ начинается самое масштабное сокращение - на сегодняшний день уволено более 30% сотрудников министерства, отвечающего за спасение граждан.

И еще. Увольняют, разумеется, не чиновников центрального аппарата, не помощников, советников и секретарш министра, а оперативный состав пожарных частей территориальных органов МЧС России. Вдумайтесь в эти слова. Доказательства? Пожалуйста:

И теперь некоторые цифры. Сокращаются более 60 процентов (шестидесяти процентов!!!) сотрудников Государственного пожарного надзора, 100 процентов всех пожарных старше 45 лет (без учета их квалификации, опыта работы и степени востребованности специалистов, то есть, сокращены наиболее опытные профессионалы), более 50 процентов авиаторов, спасатели различных служб, в том числе военизированных горноспасательных частей МЧС России, которые в дальнейшем планируется уничтожить полностью. Конечно, можно представлять начальству это массовое увольнение, как экономическую «оптимизацию», но по факту - огромные территории страны остались без прикрытия и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий.

Так в 2014 году в министерстве имелось двенадцать с половиной тысяч вакантных должностей, а в 2017 году, благодаря увольнениям по «методу Пучкова», в МЧС образовалось 58 тысяч (пятьдесят восемь тысяч!!!) вакансий, то есть в пять раз больше. Причем, в большинстве своем уволены высокопрофессиональные спасатели. И теперь вопрос: а с какой целью происходит такое массовое освобождение должностей? На мой взгляд, ответ весьма прост: дело в том, что фонд заработной платы, финансируемый из федерального бюджета, отнюдь не сокращается, а растет, вне зависимости от массовых сокращений. То есть, деньги на зарплату сотрудникам МЧС выделяются в запланированном объеме, а количество работников уменьшается и, соответственно, благодаря наличию 58 тысяч «мертвых душ», образовываются огромные финансовые излишки. Получается, что счет идет на миллиарды рублей, которыми погашаются, как давние задолженности по заработной плате, так и другие статьи расходов с помощью хитрых бумажных корректировок.

История вторая. Ручная статистика или куда деваются пожары

Также не менее увлекательно выглядит статистика «побед» Министерства по чрезвычайным ситуациям, которых героически добился министр Пучков. С помощью удивительных цифровых игр в отчетностях, «количество пожаров и погибших год от года снижается». Но снижается это количество, как видно из документов, не из-за мудрого руководства структурами МЧС, а благодаря манипуляциям со статистикой.

В итоге, при отсутствии отлаженной системы ведомственного контроля (в том числе и в связи с ликвидацией региональных центров), формирование объективной статистики пожаров в каждом конкретном субъекте Российской Федерации остается исключительно «на совести» руководителя Главного управления МЧС, для которого показатели снижения пожаров являются одним из основных критериев оценки его деятельности вышестоящим руководством. Сегодня факты нарушений порядка статистического учета выявляются повсеместно, но получается, что эти факты скрываются высшим руководством МЧС России.

Вот лишь несколько страшных примеров последнего времени: в апреле 2016 года по результатам рассмотрения жалобы и проведенной проверки в одном из Главных управлений МЧС были установлены факты «непостановки на учет» в 2015 году 4 погибших, а за 4 месяца 2016 года - уже 18 погибших. Для понимания масштаба всероссийской катастрофы с пожарами имеет смысл рассмотреть показатели количества выездов пожарных подразделений на сообщения о пожарах и загораниях. Так по итогам 2015 года в официальном анализе МЧС России зафиксировано 385 696 выездов на загорания, тогда как по итогам 2013 года данный показатель составил 275 939. Итак, произошло увеличение количества выездов за два года на 40 процентов (сорок процентов!!!). Но, имея увеличение пожаров на сорок процентов, удивительные цифры официальной отчетности ведомства господина Пучкова. Внимание! Оказывается, при этом количество зарегистрированных пожаров в 2015 году по сравнению с 2013 годом каким-то загадочным образом снизилось на 4,5% (в 2013 году произошло 152959 пожаров, в 2015 - 145686). Сомневаюсь, что граждане в полтора раза чаще стали вызывать пожарных ошибочно или на возгорание соседней мусорки.

История третья. Почем нынче цистерны

Помимо перечисленных выше увлекательных игр с отчетностями по пожарам и тысячами «мертвых душ», оплачиваемых из бюджета, гражданин министр-спасатель, судя по приведенным ниже фактам, активно включился в некие коммерческие предприятия, позволяющие обеспечить безбедные пенсионные годы. Я, разумеется, не могу утверждать, что имели место быть непосредственные откаты в пользу самого министра Пучкова, кого-то из его приближенных или родственников, но странные истории, которые происходят с закупками за счет бюджета дорогого противопожарного оборудования, вызывают смутные сомнения в кристальной честности заинтересованных лиц. Вот лишь одна из таких историй.

Итак, МЧС, в том числе и для «обеспечения Чемпионата мира по футболу в 2018 году» , понадобились очередные пожарные автоцистерны «с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Понадобились в достаточно большом количестве и в 2016 году было принято решение о приобретении ста автоцистерн. Разумеется, из бюджета. Причем, в 2015 году стоимость одной такой цистерны составляла для МЧС 16 миллионов рублей, однако в 2016 году в недрах МЧС цена в «плане закупок на год» зачем-то исправляется на… 18 миллионов рублей, зачем-то увеличивая их стоимость на 200 миллионов рублей.

Однако, ГУ МЧС России по городу Москве, вопреки пожеланию министра, провело независимый обзор рыночных предложений и обнаружило среднюю цену за цистерны снова-таки лишь в 16 миллионов рублей. Кроме того, непослушное ГУ МЧС России по городу Москве сообщило начальству о том, что в соответствии с законодательством, при превышении суммы закупки в один миллиард рублей, необходимо проводить общественные слушания. Что и планировалось.

И вдруг Министр МЧС Пучков неожиданно в мае 2016 года отменяет закупку пожарных автоцистерн, а через месяц, в июне, теперь уже в ГУ МЧС РФ по Республике Крым объявляется закупка тех же пожарных цистерн, с теми же техническими данными и в том же общем количестве. Но количество оказывается разбито на несколько позиций, позволивших обойтись без «никому не нужных» общественных слушаний. И по цене… 20 миллионов рублей за каждый цистерну! То есть общая сумма заказа 1 600 000 000 рублей превратилась из в 2 000 000 000 рублей, образовав «вершок» в 400 миллионов рублей, исчезнувших из бюджета!

И представьте себе, аукцион для «ГУ МЧС РФ по Республике Крым» благополучно завершился и победу одержала некая компания АО «ПО Спецтехника пожаротушения», которая, как оказалось, за последний год получила, наверное, по странному совпадению, уже более 50 процентов всего бюджета министерства по «плану закупок».

Вот таблица сравнения цен на совершенно идентичные «пожарные автоцистерны «с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Слева закупка МЧС, произведенная 10 декабря 2014 года по цене 15 951 241 рубль за единицу, а справа «крымская закупка» того же товара, произведенная МЧС в июне 2016 года, но уже по цене 24 000 000 рублей за единицу. Почувствуйте разницу:


И обратите внимание на то, что «допущена одна заявка: ЗАО «Производственное объединение «Спецтехника пожаротушения». А как же так получилось? А получилось это потому, что два других «заявителя» оказались просто не допущены к аукциону.

И ещё не менее увлекательный и необъяснимый факт. Вот выписка об одном из официальных сообщений МЧС о состоявшихся (и несостоявшихся) аукционах по закупке тех самых ««пожарных автоцистерн с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Как уже указывалось, для того, чтобы обойти общественные слушания, общее закупаемых цистерн было разбито на несколько лотов. Вот официальна история одного из лотов в десять единиц:


Смотрите сами: 11 мая 2016 года аукцион по закупке МЧС десяти пожарных цистерн по цене 217 миллионов 475 тысяч рублей был благополучно отменен в Москве, а 29 июня 2016 года (через полтора месяца!!!) успешно проведен в Крыму, но уже по цене… 240 миллионов рублей. А куда же уплыла разница в 22 с половиной миллиона рублей? И это только за десять из сотни пожарных цистерн. Ах, да. Согласно техусловиям, все пожарные цистерны должны были быть доставлены отнюдь не в Крым, где проходил аукцион, а в… подмосковный Ногинск. Ну это так, просто дополнение.

Интересно, а почему глава МЧС Владимир Пучков, отлично зная о таких, с позволения сказать, «закупках», вежливо молчит? Может быть, он просто занят? Или размышляет о спасении российских граждан? Тем более, ему есть где размышлять. Скажем, в роскошном ВИП-супер-лайнере или в элитных автомобилях, купленных на бюджетные деньги.

История четвертая. О красивой жизни

Интересно как получается - как только человек превращается в министра, то сразу же значительно возрастают его потребности, причем в строгом соответствии занимаемой должности. Конечно, если он министр, то ему положено иметь самолет и лимузин. Это и ежу понятно. Но почему-то в большинстве случаев человеку-министру как-то невдомек, что уровень его личных благ (комфорт перелётов, перемещения и так далее за счет госбюджета) должны хотя бы минимально входить в соответствие с общей ситуацией во вверенном ему ведомстве. То есть, если в министерстве совсем беда, скажем, с выплатами зарплат, транспортной авиацией и с другими первоочередными задачами, то как-то не очень этично за счет бюджета покупать для себя, любимого, дорогостоящие вип-лайнеры и роскошные лимузины.

Итак, начну, пожалуй, с наиболее яркого примера, произошедшего в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Из плана закупок для нужд МЧС на 2016 год почему-то практически полностью исчезли пункты, направленные на развитие приоритетных направлений деятельности Министерства. Так в прошлом году было исключено приобретение двух самолетов ИЛ-76 и вертолета Ми-26, значительно снижено обеспечение техникой спасательных воинских формирований, Арктических центров, специализированных пожарно-спасательных частей. Тогда же были исключены закупка техники и оборудования для оснащения аэромобильного госпиталя отряда «Центроспас», куда-то делись субсидии на выполнение государственного задания авиационными спасательными центрами региональных центров, субсидии на оснащение учебно-методических центров ФПС МЧС России.

Ну и заодно, к слову, в июне 2016 года в ряде региональных центров МЧС были сокращены… отделы по противодействию коррупции.

А незадолго до вышеназванных «исключений» Министерством по чрезвычайным ситуациям» в нарушение основных функций и задач была осуществлена покупка воздушного судна на базе ближнемагистрального самолета RRJ-95LR-100 (Sukhoi Superjet) , укомплектованного 19-местным ВИП-салоном и прочими олигархическими радостями. А почему «в нарушение основных функций и задач МЧС»? А потому, что в данном воздушном судне не предусмотрен такой дополнительный функционал, как пожаротушение, медицинская эвакуация, доставка грузов парашютным способом. Да и расцветка приобретенной роскоши, утвержденная министром, совсем не соответствует «цветографической схеме окраски самолетов МЧС России.

Таким образом, из федерального бюджета, выделенного для обеспечения деятельности и выполнения задач МЧС России, были отвлечены денежные средства в размере (внимание!) 1,9 миллиарда рублей (32 миллиона долларов по курсу!) для приобретения воздушного судна, не соответствующего основным целям и задачам МЧС (роскошь министра в основные цели и задачи явно не входит). И особенно странно смотрится на фоне общей тяжелой ситуации в авиационном обеспечении деятельности МЧС России, связанной с устаревающим парком авиационных судов класса ИЛ-76 и БЕ-200, нехваткой средств на проведение плановых и капитальных ремонтов воздушных судов. Так самолет БЕ-200 ЧС № RF-32767 ремонтировался больше полутора лет.

Но и это далеко не все, что пожелал министр Пучков. Как удалось выяснить Счетной палате РФ (что подтверждено и дополнено моим расследованием), в нарушение требований Постановления правительства РФ от 20.10.2014 года № 1084, ограничивающего роскошь чиновничьих авто, 6 февраля 2015 года МЧС приобретено два автомобиля BMW 750 Li Drive в максимальной комплектации по цене… 13.6 миллиона рублей. И самое интересное - в закупке эти два роскошных седана были оформлена как «мобильный пункт управления».

Также 14 декабря 2015 года МЧС приобрело автомобиль AUDI A8 L в самой максимальной комплектации по цене 7 миллионов 600 тысяч рублей, и эта машина тоже почему-то называлась «мобильный пункт связи». А через три дня, 17 декабря 2015 года, для руководства российских спасателей был куплен еще один BMW 750 Li X-Drive за 4 миллиона 100 тысяч рублей, и называлось это авто-чудо конечно же тоже «мобильный пункт связи». Неплохо? Правда же? Вы можете себе представить, чтобы какие-то спасательные операции происходили при помощи этих многомиллионных роскошных спецсредств?

И, как удалось выяснить, приобретенные за 13 миллионов 800 тысяч рублей два роскошных автомобиля BMW 750 Li Drive закреплены за министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимиром Пучковым (не понимаю, а почему два? На одном - министр на работу, а на другом - жена в магазин?), а остальные машины находятся в резерве МЧС России «для руководства».

Вот лишь небольшая часть историй о «главном спасателе России» и его подвигах на ниве спасения соотечественников. И хочется надеяться, что Генеральная прокуратура и иные контролирующие органы все же уточнят у министра Пучкова о том, куда уходят деньги, причитающиеся «мертвым душам», а также каким образом одинаковые пожарные цистерны сначала закупались на бюджетные деньги по 16 миллионов, а потом по 24 миллиона, и куда делась разница.

Фото: m.progorodsamara.ru

Ожидающиеся весной, после окончания выборов и обязательной в таких случаях отставки правительства и утверждения премьера, перестановки затронут почти все блоки: от пресс-служб до силовиков. Об этом говорят собеседники NT , близкие к администрации президента, правительству и руководству Госдумы. Сам президент Владимир Путин не объявлял чиновникам никаких окончательных решений, поэтому источники NT делают выводы на основании получаемых сигналов и общей обстановки. По их словам, одни чиновники за последнее время явно допустили много ошибок, другие сами хотят сменить работу, а судьба третьих зависит от их нынешних боссов.

Оскандалившиеся

Двое из девяти вице-премьеров - Дмитрий Рогозин и Виталий Мутко - успели настолько оскандалиться за последнее время, что собеседники NT считают практически неизбежной потерю ими постов в правительстве, которое традиционно обновляется в мае, после президентских выборов.


Куратор военно-промышленного
комплекса Дмитрий Рогозин Фото:
commons.wikimedia.org

В первую очередь речь идет о кураторе военно-промышленного комплекса Дмитрии Рогозине . Когда в конце прошлого года губернатора Воронежской области переводили в полпреды президента в Центральном федеральном округе, Рогозина всерьез присматривали на место Гордеева в Воронеже, рассказывает собеседник в Кремле. Безусловно, перевод из заместителей премьера в руководители региона (если это не Москва и Санкт-Петербург) - это сильное понижение и даже унижение, отмечает собеседник, близкий к Кремлю. Перевод в итоге не состоялся, но это говорит о плохих перспективах Рогозина, указывает источник NT .

Рогозин неоднократно публично попадал в неприятные ситуации. В первую очередь из-за . Долгое время вице-премьеру удавалось списывать проблемы на наследие девяностых. Собеседник NT в окружении Рогозина рассказывал, что несколько лет назад тот обещал соратникам, что в скором времени он сумеет отстроить систему и проблем не будет. Однако в итоге сложности только нарастали, особенно после неудачного запуска в конце ноября ракеты-носителя «Союз-2.1б». О том, насколько опасной в руководстве страны посчитали эту историю, свидетельствует позиция федеральных каналов, которые долго пытались замолчать ситуацию. Так, в день падения «Первый канал» дал очень короткое сообщение в 18-часовых новостях о «не совсем удачном запуске», при этом не назвав случившееся падением. В флагманской для канала 21-часовой программе «Время» о ракете не было сказано вообще ни слова.

Рогозина всерьез присматривали на место Гордеева в Воронеже, рассказывает собеседник в Кремле. Безусловно, перевод из заместителей премьера в руководители обычного региона - это сильное понижение и даже унижение

О падении ракеты аудитория федеральных каналов узнала лишь через неделю - 4 декабря. По телевидению показали, как премьер Дмитрий Медведев публично отчитал Рогозина, отметив, что «все начальники бодро успели отрапортовать о том, что пуск был произведен в соответствии со штатными показателями и что все хорошо». «Это вообще недопустимо», - сказал Медведев, добавив, что Россия не может нести финансовые издержки, и потребовав найти ответственных. Это не добавляет Рогозину перспектив на посту куратора ВПК, отмечает один из собеседников NT . При этом, по его словам, Рогозина не оставят без новой должности.

Куратор спорта Виталий Мутко
Фото: commons.wikimedia.org

Другой проблемный вице-премьер - куратор спорта Виталий Мутко , которого не раз называли ответственным за допинговый скандал и в Южной Корее. Его фамилия также фигурировала в связи с перестановками в регионах: СМИ прочили Мутко на пост полпреда президента в ЦФО, который в итоге достался Гордееву. Мутко же остался вице-премьером, но лишился должности главы Российского футбольного союза, что тоже не лучший сигнал.

Из министров чаще всего в центр публичных скандалов попадали глава Министерства культуры Владимир Мединский и руководитель Министерства транспорта Максим Соколов . Много месяцев длился скандал вокруг диссертации министра культуры, за ее аннулирование выступал . Собеседник в Кремле говорит, что некоторые чиновники президентской администрации считали, что нужно было дать возможность ВАК аннулировать диссертацию, однако в итоге было принято иное решение, и Мединский остался со степенью. Тем не менее его шансы остаться на посту министра культуры в новом правительстве невысоки, утверждает собеседник в аппарате Белого дома.

То же самое собеседник говорит и про Соколова. В прошлом году Путин объявил ему о неполном служебном соответствии из-за скандала вокруг задержек рейсов компании «ВИМ-Авиа». После таких событий сложно долго оставаться на посту, прогнозирует один из собеседников NT . По его словам, Соколов долгое время сам просился на другую работу, в частности, рассчитывал стать губернатором Санкт-Петербурга. Однако в прошлом году он объявил подчиненным, что вопрос о его переводе в Северную столицу снят. В целом перспективы Соколова туманны - в транспортной отрасли он не стал признанным лидером, бизнес в случае серьезных проблем ходит к помощнику президента (и бывшему министру транспорта) Игорю Левитину, а не к Соколову, говорит источник в руководстве одной из отраслевых компаний.

Непубличные сложности

Если спрашивать чиновников, кто из глав ведомств точно не войдет в новое правительство, многие называют министра по делам Дальнего Востока Александра Галушку , хотя в резонансных историях его имя и не фигурировало. У него очень серьезные разногласия с его непосредственным начальником, вице-премьером Юрием Трутневым. «Трутнев считает, что Галушку ему навязали, и всеми силами постарается от него избавиться», - утверждает знакомый Трутнева.


Министр по делам Дальнего Востока
Александр Галушка
Фото: commons.wikimedia.org

Галушка - выходец из Общероссийского народного фронта, ставший министром в то время, когда ОНФ был в фаворе, а его создатель, нынешний спикер Государственной думы Вячеслав Володин, курировал внутреннюю политику. С уходом Володина из АП ОНФ потерял свой ресурс, а Галушка лишился поддержки. «Вероятно, Трутнев это использует, чтобы избавиться от него», - говорит собеседник NT . О трудностях Галушки говорят еще два источника, близкие к Кремлю. Один из них утверждает, что у того возникали некие проблемы по линии взаимодействия со спецслужбами.

С уходом Володина в 2016 году в Госдуму Фронт потерял значение, а Галушка лишился поддержки. «Вероятно, Трутнев это использует, чтобы избавиться от него»


Глава МЧС Владимир Пучков
Фото: wikimedia.org

Не избежал проблем и глава МЧС Владимир Пучков : после ухода Сергея Шойгу, он не сумел грамотно выстроить работу своего ведомства и стать авторитетом для собственных подчиненных, утверждает собеседник в правительстве. О проблемах Пучкова с подчиненными говорит еще один собеседник NT : год назад сотрудники МЧС сами распространяли слухи об уходе министра, это говорит о бардаке в ведомстве, отмечает он. По оценке собеседника, у министра очень мало шансов остаться на своем посту.

Наконец, значительные сложности и у министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова . До сих пор многим не ясно, чем именно он занимается, иронизирует собеседник, близкий к Кремлю. Впрочем, в СМИ не раз появлялась информация о возможной ликвидации Открытого правительства, однако в итоге этого не произошло. Абызов - близок к премьеру Дмитрию Медведеву, так что его будущее зависит от перспектив премьера, добавляет собеседник NT .

По собственному желанию

Первый вице-премьер Игорь Шувалов
Фото: © Президент.рф

Дольше всех у президента отпрашивается в отставку первый вице-премьер Игорь Шувалов , утверждает источник: Шувалов на госслужбе больше 20 лет (с 1997 года), из которых 10 лет он занимает свой нынешний пост. Он давно хочет уйти, утверждает собеседник. По его информации, некоторое время назад Шувалов просил Путина назначить его главой ВЭБа, но получить пост ему не удалось.

Также сменить работу хотел бы пресс-секретарь президента Дмитрий Песков , утверждают трое его знакомых. По их словам, Пескову надоело быть «говорящей головой», и он хотел бы заняться международными проблемами. Год назад рассматривался вопрос о возможном назначении Пескова помощником президента по внешней политике вместо 70-летнего Юрия Ушакова, которому пора уходить на пенсию.

Давно потерял интерес к работе и министр юстиции Александр Коновалов, говорит собеседник в правительстве. Еще несколько лет назад он периодически переставал ходить на службу, и в Белом доме были слухи о возможной отставке


Пресс-секретарь президента
Дмитрий Песков Фото: kremlin.ru

Существует и вариант назначения Пескова министром иностранных дел, но серьезные собеседники относятся к этому скептически: у , за исключением его прошлых связей с разведкой, нет того веса, который требуется для работы с карьерными дипломатами. К тому же с момента назначения министром в 2004 году Сергей Лавров остается одним из самых популярных членов правительства, говорит еще один собеседник NT : сейчас Лавров кажется незаменимым.

Собеседники NT в Кремле не исключают, что уходом Пескова после выборов дело не ограничится и будет сменен весь информационный блок администрации президента, в том числе уйдет в отставку курирующий информационную политику первый замруководителя АП Алексей Громов . Он работает с Путиным с начала его президентства (Громов был первым пресс-секретарем президента). В качестве подтверждения этой версии некоторые собеседники рассказывают о скорой отставке близкой к Громову Маргариты Симонян с поста главного редактора Russia Today. Однако другие собеседники отмечают, что Громов сейчас плотно занимается работой избирательного штаба Путина и именно его сотрудники будут курировать освещение выборов.

Министр юстиции
Александр Коновалов Фото:
commons.wikimedia.org

Давно потерял интерес к работе министр юстиции Александр Коновалов , говорит собеседник в Белом доме. Еще несколько лет назад он периодически переставал ходить на службу, и в Белом доме еще тогда поползли слухи о возможной отставке, говорит источник NT . Давно не заметно и публичной активности министра. Сейчас на его место уже готов потенциальный преемник - это бывший начальник антикоррупционного управления Кремля Олег Плохой, недавно назначенный первым замминистра юстиции. Не исключено, что перевод Плохого из Кремля в Минюст связан именно с планами руководства страны сделать его министром, говорит собеседник. Однако, добавляет он, нельзя забывать, что Коновалов, как и Абызов, близок к премьеру Медведеву, и если он останется главой правительства, то будет влиять на судьбу своего протеже.

Кремль, силовики и телеканалы

Большинство собеседников NT в Белом доме убеждены, что , но на всякий случай обсуждаются и другие варианты, например, что правительство возглавит глава кремлевской администрации Антон Вайно , говорит собеседник, близкий к Кремлю. По его словам, такой кардинальный сценарий приведет к более крупным перестановкам, чем были бы, останься Медведев во главе правительства. В частности, такое решение откроет путь первому заместителю Вайно Сергею Кириенко встать во главе президентской администрации - а амбиции бывшего главы правительства, погоревшего на дефолте в 1998 году, именно таковы, утверждают его знакомые. Одновременно уход Медведева означает конец пребывания в Белом доме для членов его команды. В первую очередь речь идет о курирующем топливно-энергетический комплекс вице-премьере Аркадии Дворковиче и влиятельном пресс-секретаре Медведева - Наталье Тимаковой .

После выборов произойдут перестановки и в силовом блоке. СМИ не раз сообщали о возможной отставке председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина , не ясна и судьба самого комитета. Под вопросом сейчас также судьба главы МВД Владимира Колокольцева , секретаря Совбеза Николая Патрушева и директора ФСБ Александра Бортникова . Впрочем, последним двоим Путин полностью доверяет, и речь может идти лишь об их переводе на другие должности, говорит собеседник NT , близкий к Кремлю.


Слева направо - секретарь Совбеза Николай Патрушев, глава МВД Владимир Колокольцев, директор ФСБ Александр Бортников, председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин Фото: kremlin.ru

Глава «Первого канала»
Константин Эрнст
Фото: politros.com

Генеральный директор
ВГТРК Олег Добродеев
Фото: kremlin.ru

После выборов могут смениться и главы крупнейших государственных СМИ - «Первого канала» и ВГТРК. Константин Эрнст и Олег Добродеев долгое время конфликтовали между собой и получали сигналы, что если они не помирятся, то оба лишатся должностей, рассказывает глава другого государственного СМИ. Они вняли и помирились, но вопрос о том, кому и дальше занимать посты во главе двух главных телеканалов, так и не снят с повестки дня.

ПОВОДОВ ДЛЯ РОТАЦИЙ БУДЕТ НЕМАЛО: УТЕРЯ ВЛИЯТЕЛЬНОГО ПОКРОВИТЕЛЯ, СОБСТВЕННЫЕ АМБИЦИИ, ПУБЛИЧНЫЕ СКАНДАЛЫ, КОТОРЫЕ ПОВЛИЯЮТ И НА РЕЙТИНГИ САМОГО ПРЕЗИДЕНТА, И, НАКОНЕЦ, ВОЗРАСТ

Поводов для ротаций будет немало: утеря влиятельного покровителя, собственные амбиции, публичные скандалы, которые повлияют и на рейтинги самого президента, и, наконец, возраст, резюмирует один из собеседников. По его словам, последний фактор на четвертом сроке Путина будет одним из важнейших для участников кадровой перетряски: стареющий лидер особенно заинтересован в том, чтобы показать, что окружает себя чиновниками из поколения 40–50-летних.

О кадровых перестановках стало известно из приказа, подписанного Владимиром Путиным. Документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Как следует из текста,

должностей лишились 16 генералов , и , при этом двое из них также были уволены с военной службы.

Большая часть увольнений пришлась на МЧС — без кресел остались 11 высокопоставленных сотрудников ведомства, среди которых начальники Дальневосточного, Уральского, Приволжского и Северо-Кавказского региональных центров ведомства.

Также от должности директора департамента пожарно-спасательных сил и спецформирований МЧС освобожден , который руководил ликвидацией последствий крушения самолета Airbus A321 в Египте, а директор департамента территориальной политики МЧС освобожден от этой должности и уволен с военной службы.

Наконец, коснулись перестановки МВД и Следственного комитета. В числе двух уволенных генералов полиции оказался глава МВД Карачаево-Черкесии генерал-майор полиции . Что касается Следственного комитета, то он лишился руководителя СУ СКР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре генерал-майора юстиции Аркадия Сынгаевского. Летом 2016 года издание Znak.com предполагало, что он может возглавить региональное подразделение СКР на Ямале.

Причины отставок не называются, однако, вероятнее всего, большая часть из них произошла не по компрометирующим причинам:

достижение пенсионного возраста, отставка по собственному желанию и так далее. Однако не исключено, что некоторые из перестановок были приближены внутренними расследованиями и недовольством со стороны высшего руководства.

В МЧС отставки объяснили новым подходом к управленческой политике.

«Новые подходы к организации работы территориальных органов МЧС России будут реализованы на основе внедрения передовых технологий управления, позволяющих сократить численность управленческого звена и пропорционально увеличить штат пожарных и спасателей реагирующих подразделений, — заявили в ведомстве. — В МЧС России продолжается переход на трехуровневую систему управления, в связи с чем в системе МЧС России в соответствии с указом президента Российской Федерации проведены новые назначения».

В МЧС пообещали, что с каждым из руководителей будет проведена беседа и их кандидатуры будут рассмотрены на другие должности в системе МЧС России.

«Тех, кто достиг предельного или пенсионного возраста, после всех предусмотренных законом процедур с почетом проводят на пенсию, но при желании они смогут продолжить работу во Всероссийском добровольном пожарном обществе (ВДПО),

в Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей» («Россоюзспас») и в других общественных организациях», — заявили в МЧС.

Стоит отметить, что подобные кадровые ротации, сопровождающиеся увольнением чиновников в генеральском звании, происходят ежегодно. Особенно в этом плане отличился минувший год, за время которого должностей лишились многие высокопоставленные чиновники.

В частности, весной 2016 года Владимир Путин подписал указ об освобождении 70-летнего от должности директора (ФСО) по собственному желанию. Его место занял , ранее занимавший пост главы службы безопасности президента.

Также большое количество силовиков остались без работы в результате ликвидации и федерального миграционного ведомства.

Примечательно также, что 4 сентября 2016 года «Новая газета» со ссылкой на свои источники сообщала, что главу МЧС Владимира Пучкова в ближайшее время могут отправить в отставку. Как писало издание, среди возможных причин для такого решения — систематическое занижение площадей лесных пожаров, гибель спасательного отряда на шахте «Северная» в Республике Коми, катастрофа Ил-76, вылетевшего на тушение пожара под Иркутском, а также гибель главы МЧС по Приморскому краю во время недавнего наводнения. Однако пресс-секретарь президента назвал эту информацию «слухами и спекуляцией».

Общественники год добиваются встречи с Владимиром Путиным, чтобы предупредить президента: пожары тушить стало некому

Фото Алексей Дружинин / РИА Новости

Действия Владимира Пучкова по сокращению численности сотрудников МЧС привели к развалу ведомства, уверены общественные эксперты. Они считают, что министр лжет Владимиру Путину, но попытки донести правду до главы государства успехом не увенчались.

Вскоре после пожара в Кемерове, унесшего жизнь более 60 человек, в редакцию ПАСМИ пришло письмо от главы простого товарищества «Диалог» Светланы Вислобоковой . Руководитель общественной организации заявляет, что пыталась предотвратить эту и подобные ей трагедии, вскрыв факты развала Министерства по чрезвычайным ситуациям под руководством Владимира Пучкова . Больше года общественники безуспешно добивались встречи с президентом РФ Владимиром Путиным . Обращение в суд также не дало результата: судья Мещанского суда отказался принимать иск к главе МЧС.

Факты лжи и нецелевого расходования денег в ведомстве Владимира Пучкова, которые обнаружили общественные эксперты, изложены в шестисерийном фильме «По ком звонит колокол МЧС».

Министр сокращения

Министр МЧС Владимир Пучков, слова которого приводят в фильме, заявил, что численность сокращения в системе МЧС минимальная. «Мы сознательно убрали резерв. Мы сознательно зафиксировали все вакантные должности. Мы сознательно прекратили прием на работу. Мы сознательно прекратили присвоение первых званий », - отметил глава министерства. Он обосновывает сокращения поручениями президента. «Мы приняли все необходимые решения в соответствии с указанием президента РФ по сокращению текущих затрат в системе МЧС России », - говорит глава ведомства.

Однако, как утверждает Вислобокова, это была подмена смысла слов президента . В результате такого подхода начался отток огромного количества хороших специалистов, поскольку Пучков сократил не текущие, а защищенные статьи – зарплаты и социальные выплаты. При этом деньги, выделяемые государством на зарплату спасателям, не уменьшались, а постоянно увеличивались, достигнув в 2017 году 133,5 млрд рублей, а Пучкову и его приближенным, по словам Вислобоковой, выплачивались «очень большие премии».

Как утверждают в фильме, большинство сотрудников ведомства получили зарплату за декабрь 2015 года в январе 2016 года. «Чтобы ликвидировать задолженность перед сотрудниками, Пучков принял решение об увольнении этих самых сотрудников », - утверждает Вислобокова, подчеркнув, что Пучков не учел увеличения выплат работающим при увольнении, что привело к большему росту задолженности с 3,7 млрд рублей в 2015 году до 4,3 млрд рублей в 2016 году.

Испепеляющая ложь

«Идет тотальное сокращение уникальных профессионалов-спасателей, ликвидируются целые подразделения, остаются неприкрытыми множество территорий. В случае возникновения крупного пожара тушить дома и спасать ваших детей, наших детей практически нет возможности и некому », - рассказывает Вислобокова.

Уже в 2015 году в МЧС образовалось 25 тыс. вакантных должностей и 11 тыс. некомплекта личного состава, отмечают создатели фильма. К началу 2017 года численность сотрудников ведомства оказалась почти на 60 тыс. меньше от штатной, определенной правительством России, в 289 тыс. человек , т. е. прошло сокращение на 20% . Положение пожарных и спасателей катастрофично, поскольку объем задач не уменьшился, и, кроме того, каждый год возникают все более масштабные и опасные катастрофы, констатирует Вислобокова.

По данным ПТ «Диалог», по состоянию на декабрь 2017 года в целом по России сокращено 30% личного состава МЧС, а в боевых расчетах – до 50% . Приводя пример пожара в 2017 году в Ростовской области, Вислобокова указывает, что огонь там тушили 1987 человек , из которых только 231 – сотрудники МЧС, а из 212 единиц техники только 60 принадлежали спасательному ведомству. При этом Пучков докладывал президенту о постоянно наращиваемой на пожаре группировке МЧС, составившей якобы около 2 тыс. человек , об отлаженной системе реагирования на чрезвычайные ситуации и минимальные потери от них.

«Кого пытается обмануть министр Пучков – себя, нас, президента? В итоге эффективно бороться с таким сложным и масштабным пожаром при жесткой нехватке личного состава и пожарной техники для локализации пожара при отсутствующей подаче воды на пожарные стволы неисправным гидрантом, при блокировке катеров в порту, у пожарных не было никаких шансов », - утверждает Вислобокова.

Спасти спасателей

Глава ПТ «Диалог» напоминает, что еще в апреле 2015 года, в разгар сибирских пожаров, когда погибли 30 человек и не менее 21 тыс. жителей пострадали, у руководства страны были вопросы к Пучкову. Однако министр, даже не побывавший на месте ЧП, не смог ничего ответить. «К 2015 году системный кризис в МЧС вошел в активную фазу. К 2017 году ситуация ухудшилась катастрофически », - утверждают в фильме.

В результате «реформаторской» деятельности Пучкова МЧС доведена до критической точки, передает мнение общественных экспертов Вислобокова. «Сегодня, если не предпринять срочных мер, Россию накроет волна страшных катастроф, пожаров, стихийных массовых бедствий и несчастий. Противостоять этому будет уже просто некому », - утверждает общественная активистка, отмечая, что пришло время спасать МЧС.

Безнадзорный и выгодный бизнес

Сокращения в МЧС не обошли стороной и службу государственного пожарного надзора. По данным экспертов ПТ «Диалог», штатная численность службы сокращена более чем вдвое. «Из решения коллегии МЧС от 18 ноября 2015 года: до 21 ноября 2015 года подготовить директиву о сокращении штатной численности надзорных органов в подразделениях МЧС России на основе изменения законодательства РФ» , - отмечает Вислобокова.

Позднее министр заявлял, что в МЧС перестроена вся контрольно-надзорная деятельность. «Цель ее - не досаждать бизнесу постоянными проверками, тормозя их развитие, а управление рисками и минимизация рисков возникновения ЧС. Поэтому в МЧС изменили весь формат работы в этом направлении. Новые надзорные подразделения создавать не будут. В каждом пожарном отряде есть специальные отделения профилактики, и их достаточно», - пояснил Пучков.

«Очевидно, что при таком количестве инспекторов невозможно системно проверить несколько миллионов объектов. Таким образом, функция пожарного надзора была передана Пучковым коммерческим структурам. И результат этого для государства и простых граждан легко предугадать, учитывая то, что сегодня представляет из себя коммерция», - заявляет глава ПТ «Диалог» в фильме, снятом в декабре 2017 года.

Задай вопрос Пучкову

После страшной трагедии в Кемерово глава МЧС Владимир Андреевич Пучков попал в фокус спецпроекта ПАСМИ « ». Журналисты издания готовят вопросы министру - о самом важном, интересном, волнующем каждого. Мы объединим все вопросы и зададим их министру.

На Россию с ее бескрайними просторами изо дня в день и из года в год обрушиваются стихийные бедствия. Причем есть конкретные регионы, которые систематически попадают под удар. Иными словами, одна и та же проблема возникает ежегодно, да еще и, преимущественно, в одно и то же время (например, потопы во время паводков).

Только по каким-то неведомым причинам "вожди" МЧС зачастую показывают свою неспособность справиться с их последствиями или хоть как-то постараться отгородить местное население от удара стихии. Ведь большинство природных бедствий можно предвидеть заранее, прибегнув к помощи новейших средств прогнозирования, коими так активно пользуются во всех западных странах.

Чтобы не допустить трагедии, необходимо использовать комплексный подход. Однако похоже, что глава МЧС Владимир Пучков предпочитает «с горем пополам» ликвидировать последствия ударов стихии, вместо того, чтобы заранее к ним подготовиться и минимизировать ущерб.

К слову, за профнепригодность его могут в скором времени отправить в отставку. Причин для столь радикального кадрового решения нашлось немало: трагическая гибель спасательного отряда на шахте «Северная», произошедшая в республике Коми, катастрофа борта Ил-76, который вылетел на тушение пожара под Иркутском, а также недавняя гибель руководителя краевого МЧС по Приморью во время наводнения.

Вспомним хотя бы масштабное августовское наводнение трехлетней давности, произошедшее на Дальнем Востоке России: тогда глава Приморского Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Борис Кубай заблаговременно предупреждал, что ожидается крупное наводнение. Пучков мог еще в феврале предпринять ряд мер, которые, если не ликвидировали, то минимизировали бы нанесенный стихией ущерб.

Год спустя, в августе 2014: страшный ураган в Башкирии, из-за которого пострадало почти 80 человек. Синоптики предупреждали о надвигающейся стихии - можно было подготовиться заранее.

А как быть с ежегодными лесными пожарами, которые уже приобрели статус традиции? Они уносят не только тысячи гектаров леса, площади которого систематически занижаются Владимиром Пучковым, но зачастую еще и уничтожают близлежащие населенные пункты. Чаще всего причиной лесных пожаров становятся так называемые "черные лесорубы": они специально поджигают лес, чтобы занизить стоимость покупки или же для того, чтобы скрыть следы незаконной вырубки.

Для чего, спрашивается, тогда вертолеты МЧС регулярно патрулируют лесные угодья? Они воочию наблюдают процесс незаконной вырубки, но злоумышленники продолжают делать своё дело из года в год. Отсюда возникает вполне логичный вопрос: а не получает ли "откаты" руководство МЧС федерального масштаба, представленное в лице господина Пучкова, за то, что отводит глаза от происходящего?

Список этот можно продолжать бесконечно. Системные проблемы в работе ведомства очевидны на примере многочисленных чрезвычайных ситуаций, а отвечать за это должен непосредственно глава ведомства.

Материал подготовила Елена Преображенская