Уваров министр просвещения. Значение уваров сергей семенович в краткой биографической энциклопедии

Министр народного просвещения и президент Академии наук; родился в 1786 г. Службу начал в 1801 г. в коллегии иностранных дел, в 1806 г. был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 г. назначен секретарем посольства в Париже. Живя за границей, У. познакомился и вошел в сношения со многими представителями литературы и науки, среди которых были братья Гумбольдты, Гете, Герман, Сталь и др. За границей же появились и первые литературные произведения У. - в 1810 г. "Essai d"une Académie Asiatique" и в 1812 г. об элевзинских таинствах. В 1810 г. У. оставил дипломатическую службу и в министерство Разумовского (см.) в 1811 г. был назначен попечителем С.-Петербургского учебного округа и оставался в этой должности до 1822 г., когда стал директором департамента мануфактур и внутренней торговли. В 1818 г. У. был назначен президентом Академии наук и оставался им до самой своей смерти. В 1832 г. назначен помощником министра народного просвещения, а в 1833 г. - министром. Извещая попечителей учебных округов о своем вступлении в должность, У. писал: "общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия , самодержавия и народности" , но в этой знаменитой формуле под народностью разумелось одно лишь крепостное право (ср. Пыпин, "История русской этнографии", т. I, гл. X). Как президент Академии наук, У. много содействовал расширению деятельности академии. При нем была основана Пулковская обсерватория (см.), предпринят целый ряд научных экскурсий, преобразована старая академия (см.), увеличено количество академиков, средства академии и т. д. Шестнадцатилетнее управление (1833-49) министерством народного просвещения гр. У. занимает видное место в истории народного просвещения в России: при нем был основан университет в Киеве, возобновлен обычай посылать молодых ученых за границу, основан целый ряд учебных заведений, положено начало реальному образованию, видоизменены уставы гимназий (см.) и университетов (см.). У. первый из министров народного просвещения стал публиковать свои отчеты по управлению министерством в основанном при нем "Журнале Министерства народ. просв." (см.). 1 июля 1846 г. У. был возведен в графское достоинство, а 9 октября 1849 г. оставил пост министра народного просвещения, не вполне разделяя те крутые меры по отношению к народному просвещению, которые стали применяться в России под влиянием европейских событий 1848 г. Менее благоприятно было управление У. для положения печати. У. хотя и был в свое время членом Арзамаса (см.) и близок к литературным кругам, а в особенно близких отношениях находился к Жуковскому, но цензура при нем проявляла особенное усердие, пагубное для литературы. При нем частью возник, частью получил особое развитие ряд специальных цензур, при чем драматические произведения переданы были на цензуру Третьего отдел. Собственной Е. И. В. Канцелярии, крестьянский вопрос совсем закрыт был для литературы, значительно усилены стеснения периодической печати, преследованиям подвергались органы как славянофилов, так и западников, даже ввоз невинных в политическом отношении франц. романов воспрещался. Известно также враждебное отношение его к Пушкину. Умер У. 4 сентября 1855 г. Ср. П. А. Плетнев, "Памяти гр. С. С. У.", и И. И. Давыдов, "Воспоминание о гр. С. С. У." (обе статьи панегирического характера в "Ученых записках 2-го отд. Академии наук", кн. II); М. П. Погодин, "Для биографии гр. С. С. У." ("Русский архив", 1871). Список литературных трудов графа С. С. У. в "Русском архиве" (1871, стр. 2106-2107).

{Брокгауз}

Уваров, граф Сергей Семенович

Русский министр народного просвещения (1786-1855), сыгравший значительную роль в деле распространения общего образования среди евреев в России - см. Просвещение, Казенные еврейские училища, Лилиенталь. Кроме источников, указанных в этих статьях, см. также Ю. Гессен, "Петербург в 1839 г.", "Новый Восход", 1912, № 32 (первое знакомство Уварова с д-ром Лилиенталем).

{Евр. энц.}


. 2009 .

Смотреть что такое "Уваров, граф Сергей Семенович" в других словарях:

    Уваров (граф Сергей Семенович) министр народного просвещения и президент Академии Наук, родился в 1786 г. Службу начал в 1801 г. в коллегии иностранных дел, в 1806 г. был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 г. назначен секретарем… … Биографический словарь

    Граф Сергей Семёнович Уваров Портрет Сергея Уварова Работы Ореста Кипренского (1815) … Википедия

    Граф Сергей Семёнович Уваров Портрет Сергея Уварова Работы Ореста Кипренского (1815) … Википедия

    - (1786 1855), граф, президент АН (1818 55), министр просвещения (1833 49). В молодости состоял в петерб. лит. кружке «Арзамас», был близок с Н. М. Карамзиным, В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым. Впоследствии создатель формулы «официальной… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1786 1855) граф (1846), российский государственный деятель, почетный член (1811) и президент (1818 55) Петербургской АН. В 1833 49 министр народного просвещения. Автор формулы православие, самодержавие, народность. Инициатор принятия… … Большой Энциклопедический словарь

    Граф (1 июля 1846 г.), д. т. с., член Госуд. совета, сенатор, министр народного просв., презид. Имп. академии наук, писатель филолог; р. 15 авг. 1786 г., † 4 сент. 1855 г. {Половцов} Уваров, Сергей Семенович гос … Большая биографическая энциклопедия

    Русский государственный деятель, граф (1846), почётный член (1811) и президент (1818‒55) Российской АН. Опубликовал ряд работ по древнегреческой литературе и археологии. В 1811‒22 попечитель… … Большая советская энциклопедия

    - (1786 1855), граф (1846), государственный деятель, почетный член (1811) и президент (1818 55) Петербургской АН. В 1833 49 министр народного просвещения. Автор формулы «православие, самодержавие, народность». Инициатор принятия Университетского… … Энциклопедический словарь

    Граф министр народного просвещения и президент Академии наук, родился в 1786 г. Службу начал в 1801 г. в коллегии иностранных дел, в 1806 г. был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 г. назначен секретарем посольства в Париже. Живя за… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Православие. Самодержавие. Народность , Уваров Сергей Семенович. Граф Сергей Семенович Уваров (1786-1855) - один из ведущих российских государственных деятелей первой половины XIX века, знаковая фигура для понимания общественных и политических процессов…

Герой этой статьи - Уваров Сергей Семенович. 5 сентября 1786 г. Русский государственный деятель и антиковед. Министр просвещения и тайный советник. Почетный член и наук. Разработал идеологию официальной народности.

Семья

Уваров Сергей Семенович (дата рождения по старому календарю 25 августа 1786 г.) родился в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Все родные по отцовской и материнской линиям являлись придворными. Отец, Семен Федорович, был подполковником конной гвардии. Отважный, жизнерадостный, любил танцы вприсядку и играть на бандуре.

Князь Потемкин сделал его своим адъютантом и женил на завидной невесте - Дарье Головиной. Крестной матерью Сергея Семеновича была сама императрица Екатерина Великая. Когда юному Уварову исполнилось 2 года, он остался без отца. Воспитанием сына занималась мать. Потом тетя - Наталья Ивановна (в замужестве княгиня Куракина).

Образование

Как и все дети из благородных семей, Сергей получил отличное домашнее начальное образование. Занимался в доме князя Куракина. Учитель Сергея - французский аббат Манген. Юный Уваров оказался очень одаренным юношей. И с легкостью осваивал европейскую культуру, иностранные языки, историю античности и т. д.

В результате с детских лет Уваров Сергей Семенович прекрасно знал французский и некоторые другие языки, прекрасно разбирался в словесности. Позднее выучил латинский, английский и древнегреческий. Сочинял стихи на разных языках и талантливо их декламировал. Благодаря восхищению взрослых привык к успеху и в последующие годы стремился сохранить это отношение к себе.

Служба

Службу Сергей начал в 1801 г. в В 1806 г. был отправлен в Вену, в русское посольство. В 1809 г. стал секретарем посольства в Париже. За эти годы у Сергея Семеновича сформировались политические убеждения. Он стал сторонником просвещенного абсолютизма. В 1810 г. ушел с дипломатической службы.

Творчество

В первые годы службы Уваров Сергей Семенович, фото портретов которого есть в данной статье, написал первые эссе. Познакомился со многими государственными деятелями, писателями, учеными. Это не только увеличило его кругозор, такие встречи помогли развить эстетический утонченный вкус, широту интересов.

У Сергея появилось стремление к постоянному самообразованию. Именно в эти годы у него проявился большой интерес к античным древностям, и он занялся их коллекционированием. В 1810 г. была напечатана его 1-я крупная работа - «Проект Азиатской академии». В ней выдвигалась идея формирования российского научного учреждения, которое должно изучать восточные страны.

Сергей Семенович считал, что распространение восточных языков приведет к пониманию отношения Азии к России. Это поприще Уваров называл ключом национальной политики.

Творческая и государственная деятельность

С 1811 по 1822 гг. Уваров Сергей Семенович, деятельностькотороготесно связана с образованием и творчеством, был попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. Потом - директором департамента внутренней торговли и мануфактур. В 1824 г. стал тайным советником, а в 1826 г. - сенатором.

Являлся членом и одним из организаторов литературного общества «Арзамас». В нем у него было прозвище «Старушка». Но через пару лет к этому обществу охладел.

В январе 1811 г. Сергей Семенович был избран в почетные члены Императорской Академии наук. В 1818 г. стал ее президентом, коим и оставался до конца своей жизни. В апреле 1828 г. избран в почетные члены Российской Академии, а в 1831 г. стал ее действительным членом. Помимо перечисленных организаций, он участвовал в деятельности:

  • Парижской академии надписей и словесности;
  • Королевского Копенгагенского общества наук;
  • Мадридского Королевского общества;
  • Геттингенского общества наук;
  • Королевского Неапольского общества.

Уваров Сергей Семенович, биография которого связана с творчеством и образованием, входил в круг Алексея Оленина - выдающегося археолога, художника, литератора и директора Публичной библиотеки. У него постоянно собирались мастера разных поколений. Для Уварова общество, которое окружало Оленина, стало своеобразной уникальной школой.

Тем более что сам Алексей Николаевич был одним из основателей русской археологии. Уваров писал про него, что Оленин - любитель древностей и занимался всеми предметами, которые относятся к этому понятию. Его интересы простирались от древних камней до керченских драгоценностей и московских памятников. В 1816 г. получил почетное членство в Институте Франции за франкоязычный труд.

Натура Уварова Сергея Семеновича

Одна дама из высшего света охарактеризовала Уварова как аристократического баловня красавиц и собраний. Это был остроумный, веселый и ловкий человек с присущим ему оттенком самолюбия. Но во многих больших партиях, в которых он состоял, он все равно оставался чужим.

Уваров был очень любопытным и с широкими интересами. Только службой не ограничивался и активно участвовал в общественной жизни Петербурга.

Уваров Сергей Семенович: реформы и развитие образования

В 1826 г. - год празднования юбилея Академии наук Уваров воспользовался случаем построить новые здания и отремонтировать старые. Император с братьями были избраны в почетные академики, что обеспечило уважение к АН дворянства. Уваров провел выборы, в результате которых в членах академии оказались многие русские и заграничные умы.

В апреле 1832 г. получил назначение замминистра просвещения и с 1833 г. по 1849 г. был уже полноправным министром. В 1833 г., когда вступал в эту должность, написал во все учебные округа, что образование должно быть дано в духе соединения православия, народности и самодержавия. Эта триада впоследствии стала воплощением русской доктрины монархов.

Уваров Сергей Семеновичстарался усилитьконтроль правительства над гимназиями и университетами. При нем было положено начало российскому реальному образованию и заграничной практике. Он смог вывести на новый уровень просвещение. На европейский уровень вышли гимназии и университеты. А Московский университет стал одним из ведущих.

В 1934 г. Уваров создал «Журнал народного просвещения», который выходил до 1917 г. Сергей Семенович сам выработал план, составил рубрики, назначил суммы гонораров и пригласил лучших из «пишущей братии». Журнал рассылался не только в России, но и за границу.

В марте 1846 г. Уваров, будучи не только министром просвещения, но и действительным тайным советником, получит титул графа.

Отставка

В 1849 г., во время революции, проводил инспекции публикаций статей по защите университетов. Эта деятельность пришлась не по нутру Николаю I, который написал, что все должны лишь повиноваться, а свои рассуждения не высказывать. После таких слов Сергей Семенович по собственной инициативе ушел в отставку.

Наследие

В собственном имении, находившемся под Москвой, Уваров Сергей Семенович создал ботанический сад. Впоследствии он стал народным достоянием. А. Бунге назвал в честь Сергея Семеновича одно растение из семейства Вербеновых уваровией. Так же назван и один из минералов. В 1857 г. сыном Сергея Семеновича была учреждена Уваровская премия.

Село Поречье

В имении графа, которое находилось в селе Поречье, в те времена постоянно проводились литературные вечера. Это селение расположено в 20 километрах от пос. Уваровка и в 40 км от г. Можайска.

Сейчас главная достопримечательность здесь - дворец графа. Это здание имеет два корпуса. Крыша сделана из стекла. Сейчас под ним находятся растения, которые выращивал граф в своем зимнем саду. Лес возле дворца графа также имеет огромную ценность. Во время своих путешествий Сергей Семенович всегда привозил редкие растения или диковинки. И высаживал их в прилегающей к дворцу лесопарковой зоне.

С тех пор там так и остался расти каштан, которому уже исполнилось 300 лет. Есть ель - "трезубец Зевса" и т. д. Зимний сад расположен рядом с центральным зданием, а павильон его сделан из металла и стекла. При жизни графа он отапливался при помощи котельной. Оттуда шла горячая вода в трубы, прикрепленные к стенам.

Личная жизнь

Уваров Сергей Семенович женился в 1811 г. на графине Разумовской. Она была дочерью графа. В их браке родилось четверо детей - сын и три дочери. Елизавета умерла, так и не выйдя замуж. Александра сочеталась браком с Урусовым Павлом Александровичем. Наталья вышла замуж за Балабина Ивана Петровича. А сын Алексей стал известным русским археологом и ученым, любителем старины. Женился на Щербатовой П. С.

Все Петербургское высшее общество обсуждало гомосексуальные пристрастия Уварова. В одном из произведений Пушкина он был высмеян в связи с назначением своего возлюбленного Дондукова-Корсакова на должность вице-президента Академии.

Годы жизни: 1786-1855

Из биографии

  • Уваров Семён Семёнович министр народного просвещения России в период с 1833-1849 .
  • Его деятельность происходила в период правления Николая I.
  • Являлся автором идеи официальной народности.
  • Взгляды Уварова С.С. были близки к славянофилам

Основные направления деятельности Уварова С.С. и их результаты

Одним из направлений деятельности была государственная служба.

Уваров С.С. занимал высокие посты в государстве: был действительным тайным советником, 16 лет возглавлял министерство просвещения Российской империи, с 1818-1855 г. был президентом Императорской Академии наук.

В 1833 году, будучи министром народного просвещения , Уваров разослал попечителям учебных округов циркуляр, в котором были следующие слова: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединённом духе Православия, Самодержавия и народности ».

Триада из этого циркуляра - «Православие, Самодержавие и народность» стала сутью официальной идеологии государства.

Основные направления развития народного образования при Уварове С.С.:

  • Проведение реформы народного просвещения на русских национальных началах. Вводя в образование дух «Православия, Самодержавия и Народности», необходимо воспитывать уважение к отечественной истории, языку, учреждениям. Из образования необходимо убрать частных преподавателей и иноземных воспитателей. Оно должно носить общественный характер.
  • Уваров С.С. был уверен в том, что прогрессивное развитие общества во многом зависти от уровня образования в нём. Одна из задач просвещения — укрепление чувства национальной гордости у русских людей.
  • Усиление правительственного контроля за деятельностью университетов и гимназий
  • Положено начало реальному образованию в России
  • Восстановление практики командирования учёных за границу с целью изучения и обобщения опыта
  • Уровень образования в гимназиях и университетах вышел на европейский уровень, а МГУ стал одним из ведущих вузов Европы.
  • Сохранение православия «

Суть официальной идеологии: «Православие, самодержавие и народность»

  • Сохранение православия - наиважнейшая задача России, так как оно составляет основу культуры и жизни народа. Русский человек не мыслит своей жизни без православия, оно охватывает всю деятельность и быт. Православие было той силой, которая помогла России « устоять средь бурь и явлений». «Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру - то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце.»
  • Самодержавие — это основа государственности. Оно “представляет главное условие политического существования России”. Любое, даже незначительное его ограничение неминуемо приведёт к ослаблению страны, снижению её могущества, нарушению внутреннего мира и спокойствия. «Русский колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный». Именно эта мысль должна, по мнению Уварова С.С., лежать в основе воспитания.Он большое внимание уделял преподаванию истории, считая, что именно она воспитывает гражданственность и патриотизм.
  • Народность . Суть понятия народности, по мнению Уварова С.С, сводится к двум составляющим: русской нации и русскому государству как единому организму. Единство народа и государства достигается путём совместного развития. «Дух русский, здравый, высокий в простоте своей, смирённый в доблести, непоколебимый в покорности закону, обожатель царей, готовый всё положить за любезное Отечество, искони возвышал нравственные силы его».

Результатом данной деятельности стало оформление официальной идеологии в стране, дальнейшее развитие просвещения.

Другим направлением была литературно-просветительская.

Уваров входил в известное русское литературное общество «Арзамас»., которое сам же и основал в 1815 году. Общество объединяло более 20 известных писателей, поэтов (Жуковский В.И., Батюшков К.Б., Вяземский П.Я, Пушкин А.С.и др.). Большое внимание уделялось сохранению и развитию русского языка. Уваров С.С.считал, что развитие национальной культуры во многом зависит от совершенства языка.

Уваров С.С.увлекался ботаникой. В своём имении он создал удивительный по количеству видов растений ботанический сад. Учёный Александр Бунге в честь Уварова назвал одно из растений семейства Вербеновых – уваровию . И даже один из минералов тоже носит название в его честь – уваровит.

Сын Уварова — Алексей Сергеевич, в 18657 году учредил в честь отца Уваровские премии при Академии наук.

Результат данной деятельности – дальнейшее развитие культуры, приобщение её к лучшим мировым образцам.

Таким образом , Уваров С.С.- один из известных и образованных людей своего времени, человек разносторонних знаний. Занимая влиятельные посты, и прежде всего пост министра народного просвещения, он внёс значительный вклад в развитие образования в стране, в формирование официальной идеологии. А его занятия литературой, археологией и ботаникой тоже не остались без внимания, были известны не только в России, но и в Европе.

Примечание.

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25) по эпохе Николая I .

Примерные тезисы (материал к ним — в историческом портрете).

Эпоха правления Николая I

(1825-1855)

События, явления. Личности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе.
Укрепление самодержавия, власти императора. Николай I, придя к власти после подавления восстания декабристов, одной из главных задач считал укрепление самодержавия, установление жёсткой дисциплины в стране.Официальная идеология «Православие, самодержавие, народность», разработанная министром просвещения Уваровым С.С ., сыграла в этом значительную роль. (Далее необходимо описать суть теории).
Дальнейшее развитие культуры. Развитие культуры, прежде всего образования, просвещения, при Николае I получило своё дальнейшее развитие. В основе его лежали принципы официальной идеологии. Воспитание патриотизма, гражданственности, любви к национальной культуре, языку — все эти мысли лежали в трудах Уварова С.С , который и на государственной службе, и в литературно — просветительской деятельности отстаивал необходимость развития культуры на национальных основах, учитывая своеобразие национальной истории и культуры.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Сергий Семенович Уваров

Уваров Сергей Семенович (25.08.1786-4.09. 1855), граф, государственный деятель.

Уваров был потомком старинного русского дворянского рода, известного в России с XV в. Его отец был адъютантом Г. А. Потемкина; имп. Екатерина II восприняла его от купели и стала крестной матерью младенца, нареченного Сергием в память величайшего русского подвижника Сергия Радонежского. Отец умер, когда мальчику исполнилось 2 года. Мать не сумела сохранить небольшое наследство и, не имея средств, отдала на воспитание обоих сыновей сестре, бывшей замужем за кн. Куракиным. Положение «нахлебника» болезненно отразилось на характере Уварова.

Он рано понял, что успеха на жизненном поприще может достичь только собственными усилиями, осознанно стремился к образованию; страсть к наукам сохранил до конца жизни. Получил домашнее образование, слушал лекции (не более года в 1801-1803) в Геттингенском университете в Германии. Благодаря настойчивому самообразованию, обладал глубокими познаниями (особенно в греческой истории), знал 7 языков (новые и древние, греческий изучал 15 лет), на 4-х языках писал и публиковал.

Опубликовал свыше 20 сочинений по истории, литературе, филологии и изящным искусствам Древней Греции, Рима и Востока (преимущественно на французском языке). После выхода в отставку в 1853 публично защитил магистерскую диссертацию в Дерптском университете о происхождении болгар; до последних дней трудился над докторской диссертацией.

Считался одним из образованнейших людей своего времени. Избран почетным членом Императорской академии наук (1811), Российской Академии (1828), многих ученых обществ России (Московского Императорского общества сельского хозяйства , Общества любителей российской словесности при Московском Императорском университете , Общества истории и древностей российских , Одесского общества истории и древностей , Императорского университета св. Владимира , Императорского Русского географического общества ); состоял почетным членом ученых обществ практически всех европейских стран (в т. ч. Национального института Франции, Королевского общества наук в Геттингене и Копенгагене, Королевского исторического общества в Мадриде, Французской Академии надписей и словесности), также был избран членом Историко-географического общества Бразилии.

Был дружен с Н. М. Карамзиным, В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым, состоял в переписке с европейскими знаменитостями (И. Гете, Г. Штейном, К. Поццо ди Борго, А. Гумбольдтом и его братом В. Гумбольдтом, Ж. Сталь).

Пожалован в 1803 в камер-юнкеры. Начал службу в 15 лет юнкером в Коллегии иностранных дел (1801), затем назначен к посольству в Вене (1806), секретарем посольства в Париже (1809), попечителем Петербургского учебного округа и членом Главного правления училищ (1810-21), президентом Императорской АН (1818-55), директором Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов и членом Совета министров финансов (1822-24), сенатором (1826: участвовал в разработке Цензурного устава 1828), товарищем министра народного просвещения (1832), и. д. министра народного просвещения (1833), утвержден министром народного просвещения (1834-49).

Особенно значительна его роль как президента Академии наук, которую он возглавлял 37 лет и коренным образом преобразовал (разработанная им структура сохраняется и поныне). Он стоял во главе Министерства народного просвещения 15 лет, создав фундамент образования, в т. ч. высшего университетского.

Воспитанный аббатом-французом Мангеном на европейской (преимущественно французской) культуре, 20-летним юношей оказавшись в Западной Европе на дипломатической службе, прожив за границей несколько лет, достаточно глубоко познав западный мир, он возвращается в Россию страстным патриотом своего Отечества. Критически восприняв западноевропейскую цивилизацию, он считал, что в странах Западной Европы «порядок вещей искоренил мало-помалу почти в каждом государстве народный дух», и следствием этого явились революционные потрясения; пришел к убеждению, что Россия под руководством монарха может развиваться без революций, сохраняя свои национальные и духовные традиции.

Уваров был предан интересам России, достойно трудился для ее блага. Дважды добровольно уходил в отставку (в 1821 и 1849) в знак протеста против политики, направленной на ослабление России. Сочетание глубоких познаний с системностью мышления и обостренным чувством современности позволили выработать ему оригинальное мировоззрение и провести фундаментальные преобразования, особенно в народном просвещении.

Основу мировоззрения Уварова составляли 2 коренных принципа. 1-й заключался в том, что Россия не должна повторять западный путь развития, основанный на революционных потрясениях и деспотических режимах, что необходимо искать свой путь, исходя из собственного исторического прошлого и особенностей современного состояния России. Руководствуясь этим принципом, в государственной преобразовательной деятельности Уваров выступал как убежденный сторонник самобытного эволюционного пути развития России в общем русле мировой цивилизации. «Пора отказаться от попыток сделать Россию английскую, Россию французскую, Россию немецкую. Пора понять, что с того момента, когда Россия перестанет быть русской, она перестанет существовать».

2-й принцип заключался в том, что основа продвижения вперед в сильнейшей степени зависит от образованности общества. Уваров принадлежал к числу первых не только российских, но даже и европейских государственных деятелей, осознавших, что прогресс страны, ее благосостояние зависят от уровня образования. Поэтому Уваров просвещение сделал ядром выработанной им широкомасштабной общенациональной стратегии. Одна из главнейших задач просвещения состояла в укреплении чувства национальной гордости.

Самобытная программа Уварова в области народного образования была построена на «исторических принципах русской государственности и культуры»; она ставила задачу просветить все слои общества: «Министерство желает просвещения для всех, в мере способности каждого для вящего утверждения народного духа в верности к религии предков и преданности трону и царю».

Основные ее положения впервые были высказаны в 1832 в отчете о состоянии Московского университета: «Православие, Самодержавие и Народность составляют последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего общества»; окончательно сформулированы в 1833 в докладе Николаю I: «По вступлению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества повеления в должность Министра Народного Просвещения, употребил я, так сказать, заглавным местом, лозунгом моего управления следующие выражения: “Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности”» (опубликованы в 1834 в «Журнале Министерства народного просвещения»).

Широко известная уваровская формула была взята им и преобразована из старинного военного девиза «За Веру, Царя и Отечество»; стала девизом графского рода Уваровых (возведен в графское достоинство в 1846). Знаменитая уваровская триада легла в основу не только народного образования, но и всей государственной деятельности Уварова. Она заключает в себе глубокую «державносозидающую философию».

По глубокому убеждению Уварова, эта краткая и внешне простая формула могла и должна была стать национальной идеей, вокруг которой сумели бы сплотиться все слои общества на пути эволюционного (а не западного, революционного) преобразования России. Уваров считал, что в национальной идее особенно нуждался образованный слой русского общества, который в силу особенностей развития отошел от русской культуры, от Православия и которому вследствие этого недоставало национального самосознания.

Уваров связывал прогресс человеческого общества прежде всего с прогрессом человеческого духа (материальный прогресс низводит человека до уровня вещей), поэтому Православие занимало первую позицию в его формуле. Вера ограждает человека и общество в целом от крайнего цинизма, скептицизма, материализма, безнравственности («Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть; ослабить в них веру, то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце»); обеспечивает единство русского народа, утверждает начала внутренней общности (определяет нормы поведения и убеждения и отдельного человека, и народа, и державного правителя). Православие сумело сохранить чистоту и крепость своих основ (в отличие от христианских религий Запада) и способно объединять русское общество. Вера незыблема. Творческая духовная сила лежит в основании русской государственности и русской культуры.

В самодержавии и самодержавном правлении Уваров видел главное условие политического существования России. Самодержавие как определяющая форма державного бытия русского народа была выстрадана и принята народом. Уваров считал, что обширная и разнообразная империя требует сильной центральной власти, что только сильная власть способна успешно претворять реформы, что самодержавное правление позволит России избежать экономических проблем, сопровождавших индустриализацию в Европе, и что промышленность может и должна развиваться не стихийно, а на основе государственного руководства, и тогда разумный экономический рост способен принести благо народу, привести к безболезненной ликвидации крепостного права.

Любая попытка ослабить самодержавие неминуемо приведет к гибели России: «Русский колосс упирается на самодержавии как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении и в образе мыслей, и в отношениях к правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании».

Самодержавие соответствует православным и народным традициям, но со временем, очень отдаленным, характер формы государственного правления может быть изменен («когда Россия будет покрыта процветающими городами, хорошо обработанными полями, промышленными предприятиями, когда рынки сбыта будут открыты»).

Народность - это прежде всего историческая самобытность: идея народности в понятии Уварова подразумевала бережное отношение к отечественной истории, литературе, родному языку, обычаям. Уваров считал, что «народность состоит не в том, чтобы идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия меняться не должна». Иноземные веяния следовало воспринимать осмысленно, чтобы не «удушить» национальную культуру и национальное самосознание, и тем самым не изменить насильно «физиономию» народа. Уваров всегда выступал против слепого подражания западной культуре.

Из 3 компонентов уваровской формулы понятие народности было наиболее подвижным элементом, т. к. оценка самобытности находится в прямой зависимости от глубины познания собственной истории. Познать самобытность можно только путем изучения отечественной истории и культуры: зная во всей полноте «драгоценное наследие», Россия сможет сбросить оковы «интеллектуальной» колонии: «Внимайте гласу истории! Она вам ответствовать будет, она объяснит все ваши сомнения, решит все ваши вопросы».

В глубоком историческом образовании Уваров видел залог от революционных потрясений, от разлагающих общество атеистических идей, поэтому особое место отводил преподаванию истории на всех уровнях образования для полноценной подготовки российского гражданина; история, по определению Уварова, является главным предметом в воспитании гражданственности и патриотизма: «История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудия, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых царей».

Уваров считал, что «преподавание истории есть дело государственное». Основные принципы преподавания: «общей - кратко, современных народов - обширнее, отечественной - со всею нужною подробностью» (впервые опубликованы еще в 1813 в статье «О преподавании истории относительно к народному воспитанию»); при этом в отечественной истории надо выделять наиболее яркие ее этапы, где особенно проявлялась «нравственная сила русского народа».

Рассматривал историю как поступательный процесс, как закономерное движение человечества от «самовластия» деспотий и «безвластия» республик, рабства, крепостничества к просвещенной монархии, гарантирующей права человека и гражданина.

Также важным элементом сохранения и развития национальной культуры Уваров считал заботу о сохранении и развитии русского языка. По уваровской реформе образования в гимназический курс на протяжении всех 7 лет образования было введено преподавание русской грамматики, истории и литературы. («Внушить молодым людям охоту ближе заниматься историей отечественной, обратив больше внимания на узнавание нашей народности во всех ее различных видах»).

Исходя из концепции «Православие, Самодержавие, Народность» сумел за годы своего правления в Министерстве создать фундамент системы народного образования в России действительно на русских национальных началах и в интересах общественного развития Отечества. Реформировал учебные программы на основе классического образования; положил начало реальному образованию; создал 2 университета: С.-Петербургский (преобразовал в 1819 из Главного педагогического института), св. Владимира в Киеве (1833). Воспитанник Петербургского университета (окончил в 1849) писал: «Университет графа Уварова был университетом не немецким, не французским, не английским, но свой оригинальный русский, такой, каким его создали потребности общества».

Во всех университетах (в соответствии с разработанным Уваровым университетским уставом 1835) открыты специальные кафедры по русской истории, всемирной истории, истории и литературе славянских наречий; укреплены кафедры по истории и словесности древней Греции и древнего Рима. Введены заграничные стажировки для молодых кадров преподавателей высших учебных заведений.

«Ученые записки», которые стали издавать университеты по инициативе Уварова, не печатали политических новостей и «литературных ругательств», они выступали «как чистейший источник познаний и сведений». Одна из главнейших задач «Записок» заключалась в том, чтобы «внушить молодым людям охоту ближе заниматься историей отечественной, обратив большее внимание на узнавание нашей народности». Приоритетное значение в изучении отечественной истории в российских университетах должно было юношеству «показать место русского народа в системе народов».

Первым из министров стал публично отчитываться о своей работе: отчеты по управлению министерством ежегодно публиковались в основанном при нем в 1834 «Журнале Министерства народного просвещения».

При нем была создана централизованная система управления учебными округами. Учебные заведения всех ступеней (приходские, уездные, гимназии, университеты) были включены в единую государственную систему. Частное воспитание и иноземные воспитатели искоренялись как не соответствующие общественному характеру и национальному направлению в обучении и воспитании юношества: «положить конец превратному домашнему воспитанию их иностранцами и водворить как между молодыми людьми высшего сословия, так и вообще в университетском юношестве стремление к образованию народному, самостоятельному». Защищая российское просвещение от европейских революционных и атеистических идей, Уваров считал необходимым «сохранить все выгоды европейского просвещения, подвинуть умственную жизнь России вровень с прочими нациями» и быть на высоте новейших научных достижений Западной Европы.

Уваров фактически поднял из руин Академию наук. Коренным образом преобразовал ее: при нем увеличилось количество академиков, он способствовал избранию в нее крупнейших русских и европейских ученых; при нем основана Пулковская обсерватория, осуществлена масштабная исследовательская программа в области русской истории и языкознания, в т. ч. создана в 1829 и существующая поныне Археографическая экспедиция, которая целенаправленно собирала по всей России источники по истории допетровской Руси, обследовав с этой целью ок. 200 библиотек, архивов, монастырей; укрепил связь Академии с университетами.

Внес крупный вклад в востоковедение, считая Восток «колыбелью человечества». Выступил с проектом создания Азиатской академии (1810): хотя проект не получил поддержки, политика Уварова на посту президента АН и министра народного просвещения способствовала превращению России в один из крупнейших мировых центров изучения Востока: в Главном Педагогическом институте создается кафедра персидской и арабской словесности; в АН учреждается отделение востоковедения (при отделении создан «Азиатский музеум»), в С.-Петербургском университете создается отделение (в 1854 преобразовано в факультет) восточных языков (11 кафедр, где наряду с языками изучали историю, археологию, географию, религию); крупным центром востоковедения становится Казанский университет. Уваров придавал большое значение обучению в российских университетах уроженцев Кавказа, татар, калмыков, бурят и др., чтобы «юноши разных концов единого великого Отечества могли видеть друг в друге ближайших сограждан».

Уваров основал литературное общество «Арзамас» (1815-18), которое объединило в основном столичных литераторов (ок. 20 чел., наиболее активные члены: К. Н. Батюшков, Д. Н. Блудов, П. А. Вяземский, Д. В. Дашков, В. А. Жуковский, В. Л. Пушкин), последователей и защитников литературно-эстетических взглядов Н. М. Карамзина, ставивших целью слить воедино русские традиции с западными нововведениями, особенно в языке, т. к., по мнению лидера общества Уварова, национальная культура зависит от совершенства языка.

По инициативе Уварова на русский язык размером подлинника были переведены выдающиеся древнегреческие эпические поэмы Гомера «Илиада» (Гнедич Н. И.) и «Одиссея» (Жуковский В. А.).

Несмотря на личный конфликт с А. С. Пушкиным в 1835, Уваров высоко ценил его талант и считал его истинно национальным поэтом: в 1831 перевел на французский язык пушкинское стихотворение «Клеветникам России», в 1832 пригласил Пушкина на открытый диспут в Московский университет. Нелестная характеристика на Уварова в дневнике поэта за 1835 и его знаменитый памфлет «На выздоровление Лукулла» активно использовались яростными противниками реформаторской, национально-русской по существу, деятельности Уварова.

Имел награды: ордена св. Владимира, св. Анны, Белого Орла, св. Александра Невского, св. Андрея Первозванного.

Собиратель документов по истории России, памятников античного и западноевропейского искусства; библиофил (ок. 12 тыс. томов, преимущественно классиков, исторических сочинений, редких изданий). Библиотека и коллекция (известная в России как частный Порецкий музеум, помещалась в специально обустроенных залах) располагались в усадьбе Поречье Можайского у. Московской губ. (современники называли усадьбу «Русские Афины»); перешли по наследству сыну Алексею, а по завещанию последнего - в Российский Исторический музей. После 1917 собрание расформировано: большая часть книг поступила в Государственную публичную историческую библиотеку (где сохраняется доныне отдельным фондом), памятники античного и западноевропейского искусства - в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, русские древности остались в Государственном Историческом музее.

В память отца Алексей Уваров учредил в 1858 при Академии наук 5 ежегодных Уваровских премий, которые предназначались за лучшие сочинения отечественных писателей и драматургов, пишущих на русском языке об истории России и славян.

Имел сына и 3-х дочерей. В лице Алексея Сергеевича (1824-84) русская наука и культура нашли выдающегося археолога и организатора археологической науки: один из основателей Русского Археологического общества (1846), основатель Московского Археологического общества (1864), один из основателей Российского Исторического музея (1872), инициатор созыва Археологических съездов, колоссально продвинувших изучение российской истории.

Погребен С. С. Уваров в родовой усыпальнице в с. Холм Гжатского у. Смоленской губ.

Полунина Н.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

(1786-1855) российский государственный деятель

В российской истории граф Сергей Семенович Уваров знаменит прежде всего как автор официальной идеологии, определившей развитие русской культуры середины XIX века. Впоследствии эту идеологию назвали охранительной, а определить ее можно тремя словами: православие, самодержавие, народность. С тех пор прошло более полутора веков, но ее влияние можно ощутить и сегодня.

Сергей Уваров родился в семье видного деятеля екатерининских времен, вице-полковника лейб-гренадерского полка Сергея Уварова. Крестной матерью младенца стала сама императрица, что в значительной мере определило его дальнейшую судьбу. Впрочем, все родственники Уварова по линии отца и по линии матери были видными придворными. Один из них, князь А. Куракин, устроил Сергея на службу при дворе, и в 1803 году ему уже пожаловали чин камер-юнкера.

Как и пристало отпрыску благородной семьи, Сергей Уваров получил блестящее домашнее образование. Он изучал европейскую культуру, историю античности, знал несколько иностранных языков.

В 1801 году его зачислили на службу в Коллегию иностранных дел. В течение трех лет он оставался в России, а затем был направлен в русское посольство в Вену. В Австрии молодой дипломат продолжил самообразование, много путешествовал. Он познакомился с немецким естествоиспытателем Александром Гумбольдтом и специально ездил в Веймар, чтобы встретиться со знаменитым немецким писателем и философом Иоганном Гёте .

Через год Сергея Семеновича Уварова переводят в Париж, где он становится секретарем русского посольства. Во Франции он продолжает завязывать связи, знакомится с известной французской писательницей Жерменой де Сталь и становится постоянным посетителем ее литературного салона.

Однако неожиданно его судьба меняется: он знакомится с приехавшей во Францию графиней Е. Разумовской, дочерью одного из первых сановников империи графа Алексея Разумовского, и вскоре женится на ней. Благодаря браку он стал состоятельным человеком и мог позволить себе уволиться со службы. К тому же этот брак оказался счастливым, жена родила ему трех дочерей и сына.

Вместе с женой Сергей Уваров возвращается в Россию и по протекции тестя, занимавшего пост министра народного просвещения, становится попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. В новой должности ему пришлось разрабатывать университетский устав и концепцию высшего образования в России.

Много времени Сергей Уваров отдает и публицистике: он выпускает несколько книг, в которых разрабатывает идеи, впоследствии ставшие основой его теории официальной народности. Наибольшей популярностью пользуется книга Уварова, в которой он анализирует причины поражения Наполеона. Одним из первых он написал, что победа над французской армией стала возможна благодаря подъему национальных сил.

Идеалом для Сергея Уварова стало единение народа и царя. В то время он осуждал любое проявление деспотизма и произвола, считая, что России необходим просвещенный монарх. Можно сказать, что Уваров занимал либеральные позиции, даже был членом литературно-художественного кружка «Арзамас», где познакомился с Василием Жуковским , Александром Пушкиным и будущими декабристами. Но он никогда не поддерживал предложений о насильственном изменении существующего в России строя.

Однако после восшествия на престол Николая I и суда над декабристами, убеждения Сергея Уварова резко меняются. Теперь он выступает против любого проявления либерализма. С его точки зрения, залогом незыблемости самодержавия является контроль над обучением молодого поколения. Но в отличие от Бенкендорфа, Уваров понимал, что репрессии не помогут. Либеральным идеям необходимо противопоставить собственную концепцию. И он начинает вырабатывать соответствующее представление, в котором обосновывает место России в мире и излагает свой взгляд на внутреннее положение в стране.

Старания Уварова были замечены. В 1826 году Николай I включает его в состав Государственного совета в качестве сенатора, чуть позже назначает товарищем (заместителем) министра народного просвещения.

Сергей Семенович Уваров впервые написал о том, что Россия является страной совершенно особенной, она не нуждается ни в каком влиянии Запада. Уникальность страны, по Уварову, заключается в том, что здесь сохраняется вера в спасительные начала, без чего она не может благоденствовать. Этими началами он считал государственное устройство, православную веру и опору на народные корни.

Теорию Сергея Уварова поддержали многие представители русского общества, в том числе император. Ему поручают составить новый цензурный устав, с помощью которого предполагалось регулировать социальную жизнь. Позже этот документ был прозван «чугунным», так как в нем запрещались малейшие проявления инакомыслия, и прежде всего - религиозное вольномыслие.

Николай I принял концепцию Сергея Уварова. В 1834 году он назначает его министром народного просвещения. В Извещении попечителям учебных округов о своем назначении Уваров писал: «Наша общая обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе самодержавия, православия и народности». Такова была программа его деятельности.

Но далеко не все деятели русской культуры оказались на его стороне и поддержали его начинания. Через год в журнале «Телескоп» появляется «Философическое письмо» Петра Чаадаева , автор которого впервые показал опасность изоляции России от европейской культурной жизни. Реакция властей оказалась весьма резкой: журнал был закрыт, его издатель Н. Надеждин отправлен в ссылку, а Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Выдвинутая Сергеем Семеновичем Уваровым триада оказалась не обычным лозунгом: в каждое из трех понятий вкладывалось строго определенное содержание. В частности, православную веру он считал единственно возможной для всех народов России. Вслед за этим начались преследования людей других вероисповеданий, в частности старообрядцев.

Самым сложным понятием в концепции Уварова оказалась народность. Парадокс заключался в том, что он заимствовал его у немецких философов и не без успеха попытался приспособить к русской ментальности.

Под народностью Уваров подразумевал насаждение патриархального образа жизни, безропотное послушание властям и царю. Он считал, что эти черты характера исконно присущи русскому человеку.

Сергей Семенович Уваров полагал, что в самой России нет причин для каких-либо серьезных конфликтов, следовательно, родное отечество превосходит все остальные европейские страны. Показательна оценка высказываний министра, которую дал Петр Вяземский в своих записных книжках. Он назвал подобные восхваления патриархального образа жизни квасным патриотизмом.

Сергей Уваров очень активно занимался усовершенствованием системы образования: он хотел, чтобы оно стало классическим, но доступным прежде всего детям дворян и чиновников. Уваров решительно пресек инициативу графа Сергея Строганова , который предлагал сделать университеты общедоступными.

Уваров одновременно занимал пост министра народного просвещения и должность президента Академии наук. Это привело к тому, что вся научная деятельность стала бюрократической, а количество естественнонаучных журналов сократилось. Любое инакомыслие считалось крамолой и не допускалось, поэтому в Академии резко снизилось количество самостоятельных проектов.

Казалось, нововведения Сергея Уварова разрушают сложившиеся нормы поведения и приводят к монополизации сознания. Но на самом деле этого не произошло, и с конца тридцатых годов разгорается полемика между западниками и славянофилами. Она оживила общественную жизнь, расширила контакты. В это же время развивается литературная критика, которая стала формировать новое мышление.

Недостатки системы Сергея Уварова стали особенно заметны после европейских революций 1848 года. Авторитет министра в глазах императора поколебался, так как ему оказалось не под силу искоренить вольнодумство в учебных заведениях. Граф тяжело переживал происходящее. 6 января 1849 года у него произошел «нервический удар», и по состоянию здоровья его вскоре отправили в отставку. Правда, Николай I лично принял его и за безупречную службу пожаловал ему орден Андрея Первозванного.

После выхода в отставку, Сергей Семенович Уваров поселяется в своем имении Холм, расположенном неподалеку от Гжатска. Там он почти безвыездно прожил пять лет и умер в 1855 году.