Верят ли православные в «судьбу»? Судьба в православии.

Ника Кравчук

Верят ли православные в «судьбу»?

Гадалки, маги, вера в судьбу и обреченность, влияние имени на жизнь человека. Туда не ходи, так не называй, того не делай - где заканчиваются суеверия? Как к этому относится православие? Отвечает Владыка Роман, епископ Якутский и Ленский.

Судьба как умение распорядиться талантами

— Многие верят в судьбу. С другой стороны, Церковь учит нас, что существует Божий промысел. Так вольны мы или нет менять что-то в своей судьбе?

Относительно понимания значения судьбы в жизни каждого человека есть две крайности.

Первая - судьбу нам выдумал Творец и мы согласно с этим должны пройти свой путь.

Вторая - совсем противоположная, особо громко заявила о себе в последнее десятилетие. Это о том, что никто нам не хозяин. Мы сами хозяева своего жизненного пути и сами свою судьбу куем.

Вот православие находится где-то посерединке. Золотая середина.

С одной стороны, призывая нас к бытию, к вечности, Господь наделяет каждого человека определенными талантами и способностями. И используя эти таланты и способности, мы должны, принося пользу ближним, наследовать и удостоиться Царства Небесного.

Обусловленность ли это? Да нет, потому что, к сожалению, мы и в малой доле не используем тех талантов и способностей, которые у нас есть.

А поэтому очень важно не то что войти в замысел Божий, а раскрыть эти таланты и способности. И уже потом, благодаря наличию и видению этих дарований, совершать свой путь.

— А мы можем влиять на свою судьбу?

С одной стороны, мы имеем то, что дал нам Бог, — таланты.

И с другой стороны, мы вправе сами воспользоваться ими. Какие-то мы можем не развить (по невниманию и небрежению), а какие-то — развить. Это определяет нашу судьбу.

Вот дан мне талант. Это что, судьба? Нет. Это божественная помощь для моего развития и становления. Это же не обреченность, не обусловленность. Это не детерминизм.

Это дар от Бога, а я волен использовать его. Могут стать художником, а могу и не стать. Могу последовать своим родителям, которые, например, были врачами. И использую Божий дар, и сам выбираю. Вот где-то посередине это православное учение.

Роковые ошибки - это тяжкие грехи

— Говорят, чтобы принять правильное решение в какой-то судьбоносный момент, например, перед тяжелой операцией или накануне переезда, нужно спросить благословение у священника. Если он дает благословение, можно действовать, а если нет — стоит подождать.

Очень важно принимать решения не в одиночку, делать это одному несколько самонадеянно. Всегда есть родители, знающие больше, чем мы сами. Всегда есть мудрые наставники или друзья. И у людей церковных всегда есть духовник — тот, который знает внутренний мир человека больше, чем сам человек.

Правильно — принимать решения соборно, учитывая советы, но не полагаясь лишь на самого себя.

— Как-то мне сказали: в юности можно совершать любые ошибки, кроме роковых. Когда спросила, чем они отличаются, ответили, что последние оставляют отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Как их избежать?

Под роковыми ошибками [можно] понимать впадение в какую-нибудь греховную страсть.

Вот, например, подпадание под страсть наркомании как раз страшно потому, что отпечаток накладывается на всю оставшуюся жизнь. Человек должен понимать, что он болен и остается таковым на всю жизнь.

И другие страсти — алкоголизма, блуда — впадая в них единожды, человек должен помнить и не позволять себе, чтобы эти ошибки вновь повторялись.

О влиянии имени на человека

— Когда ребенок рождается, родители очень тщательно подбирают ему имя, считая, что оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую судьбу. Это так?

Уверен, что нет такого прямого влияния имени. Обычно родители, называя сына или дочь, используют два аргумента.

Во-первых, по традиции посвящают в память о значительных предках (о бабушках и дедушках), что вполне нормально. Продолжая род, традиции, то хорошее, что было прежде.

Второе — посвящение в честь памяти какого-то святого. Небесный покровитель не предопределяет нашу судьбу, он покрывает и ходатайствует молитвенно и является достойным примером того, как нужно жить, как победить грех, сподобиться Царствия Небесного и спасения.

Астрологи предлагают нам свои прогнозы согласно гороскопу. Нумерология по дате рождения может вычислить, что ждет человека в дальнейшем. Но сбываются же некоторые прогнозы?

Мы говорили, что нашу судьбу решает Бог и я. Бог и человек. Причем в таком соработничестве. Но не какие-то математические законы, законы движения планет.

Насколько я буду открыт Божьему промыслу, Божьему действу, которое всегда на благо, насколько я буду созвучен с волей Божьей — вот от этого зависит [моя жизнь].

А те якобы сбывшиеся прогнозы — все это уловки темных сил, которые так и хотят отвратить человека от Бога, Его заповедей, от достойной духовной жизни и возложить упование на какие-то сиюминутные или незначительные вещи, на цифры, Луну, Солнце, звезды.

— Бывает так: человек неуспешен, часто болеет, впадает в уныние, но вот решается на переезд, меняет климат. Все налаживается. Есть ли здесь воля человека или все происходит по промыслу Божьему?

Это очень сложный вопрос, потому что он рассматривается и решается в индивидуальном порядке.

Нельзя сказать, что перемена мест станет для всех абсолютным благом. Нет. В большей части случаев, напротив, отказ от своей родины и корней приводит к печальным последствиям.

Иногда это полезно, когда бывают хронические болезни или предписание врачей. Но важно помнить, что не место красит человека, а человек место. И если во мне ворох этих проблем, которые давят, ведут меня к унынию, отчаянию, то и в другое место я повезу эти проблемы.

Не очистившись, не преобразив себя, не искоренив то гадкое и нехорошее, что давит и вызывает у меня отчаяние, я же повезу это. Никуда от себя не денусь.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В греческом сознании все определялось достаточно просто: судьба всевластна, у римлян тоже: человек властен над судьбой, человек, вооруженный главной римской доблестью “virtus” (мужество, дерзость, дерзновение, решимость), может победить свою судьбу. А в христианстве все оказывается значительно сложнее. С одной стороны, человек имеет свободную волю, может выбирать между добром и злом, может выбрать между одной и другой дорогой, с другой стороны, человека ведет по жизни Бог, поэтому Бог посылает человеку то, что ему полезно.

Когда мы говорим о христианах и о христианской культуре, о христианском пути, то надо употреблять не слово “судьба”, а “жизненный путь”, и смотреть на жизненный путь Г.Чистяков, Судьба в христианстве, из выступления на Форуме кинематографистов, 2006г. www.damian.ru/Propovedi/Chistakov/sudba.

Жизненный путь и развитие личности от рождения и до смерти и дальше, после смерти, прославление этой личности в веках _ это одна из основных тем и христианской литературы, и христианской культуры, и иконописи, и богослужебной поэзии, это тема, которую можно встретить практически в любом из аспектов церковной жизни.

Но, по христианскому взгляду на мир, мы увидим, что человек скорее побеждает свою судьбу, чем оказывается ее пленником. Человек преодолевает свои слабости. Что такое “судьба”? Это те слабости, от которых не уйдешь, какие-то обстоятельства, от которых не убежишь, а христианин побеждает эти обстоятельства, правда, победа не дается ему так просто и триумфально, как она давалась людям с точки зрения римских историков, где все было очень просто, надо было быть смелым, решительным, надо было обладать всеми римскими доблестями, _ и ты побеждал свою судьбу. В христианстве все гораздо сложнее, одной решительностью, одной смелостью не возьмешь, нужна еще особая чистота, которой всем не хватает, нужно умение слышать Бога и людей вокруг, нужна та решимость, то мужество, та особая черта характера, которую называют смирением.

Вся история христианства, история христиан _ это история удивительных побед над обстоятельствами и немощами, то есть история вырастания из тех страхов перед судьбой, перед своей планидой, перед тем, что выпало на долю, внутри которых, как правило, человек живет.

Христианство рассматривает человека как индивида и как личность. Это две независимые друг от друга субстанции в рамках одного и того же существа. Основа индивидуума - тело. Основа личности - душа. Человек как индивидуум всецело зависит от природы, он часть природы и как таковой не может рассматриваться в качестве цели. Индивид не имеет самостоятельности, он растворен в обществе, с него требуют только безоговорочного повиновения. Он лишен свободы. Иное дело - человек как личность. Бессмертная душа создает в человеке особый, человеческий мир. В известном смысле можно сказать, что душа и личность - это одно и то же. Личность наделена душой, независима от общества. Она сама себе цель и зависит только от бога. Человек как личность является "подобным богу" существом, "образом божьим". Чтобы стать личностью, человеку нужно преодолеть свою индивидуальность. Это возможно только путем общения с богом. Чем чаще человек общается с богом, тем чище становится его природа, тем в большей степени он становится личностью. Он должен ограничить до минимума все другие потребности. Только таким путем можно стать личностью, т.е. "подобным богу" существом.

(Предведение Божие )


Предопределение есть предведение Божие и предуготовление благодеяний Божиих , которыми непреложно спасаются все спасаемые, избрание к благодати и славе, предопределение есть сочетание воедино божественной благодати и человеческой воли, благодати Божией, которая призывает, и воли человеческой, которая следует призыванию
(Св. Илия Минятий ).

Св. Феофан Затворник:

Сими двумя действиями - предведением и предопределением, сходящимися воедино, исчерпывается предвечное предначертание Божие о спасаемых.

Православное исповедание:

"Предведение, предопределение и промысл различаются в Боге по своим действиям . Промысл относится к творению. Но предведение и предопределение были в Боге прежде бытия мира, хотя и различны между собой. Предведение есть одно ведение будущего , без определения его в частности, то есть оно не определяет существования той или другой вещи. А предопределение есть определение частное, то есть оно и определяет, что должно быть. Но определяет только добро, а не зло , ибо если бы оно определяло и зло, то это было бы противно естественному свойству Божию - благости.

Итак, справедливо можно сказать, по нашему представлению, что предведение в Боге предшествует, за ним следует предопределение , а после творения возникает и промысл о сотворенном. Этому учит апостол: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8, 29-30). Впрочем, эти слова должно относить только к человеку, поскольку прочие творения (кроме ангелов, находящихся в твердом и неизменном состоянии) не подлежат предопределению, так как не имеют свободы, а потому в них не может быть никакого греха. И все, что они делают, делают по природе, и потому ни наказываются, ни награждаются".

Преп. Иоанн Дамаскин:

Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость.


В руку Твоею, Господи, жребии мои (Пс. 30:16).

Вера в слепую судьбу взамен веры в живого, личного Бога есть тяжкий грех. Ее не должно быть у христиан, знающих о всеблагом и премудром Промысле Божием.

По учению Православной Церкви, Господь каждому предопределяет судьбу его в здешней, временной, и в будущей, вечной, жизни не безусловно, но на основании предвидения, как будет вести себя человек во время земной жизни. Но вопреки сему учению распространено между многими превратное мнение о судьбе или роке. Некоторые верят, что судьбою для всякого человека предопределены все обстоятельства жизни и даже все поступки и действия. И как они определены, так непременно и совершаются независимо от самого человека и его воли, и сколько человек ни старайся, ему ничей не изменить в своей судьбе. Эта вера закреплена поело вицами: "от своей судьбы никуда не уйдешь", "чему быть тому не миновать", "на роду написано". Это поверы существует не только в темном простонародье, но и людей образованных, от которых приходится иногда: слышать: "роковая пуля", "роковой шаг и поступок жизни". Такое мнение о судьбе как о силе, прихотливо властвующей над всеми, милостивой к одним и грозной к другим без разбора, без сообразования своих распоряжений с требованиями правды, мудрости, благости имеет языческий характер и заимствовано у язычников.

Греки и римляне - язычники - верили, что судьба есть какое-то особенное божество, которое имеет власть не только над людьми, но и над самими богами. У магометан верование в судьбу дошло до крайней нелепости. Аллах Магомета сам производит добрые и дурные дела в людях, сам вводит в заблуждение кого хочет и направляет к добру кого хочет. Все зависит от него, а люди - только несчастные орудия в руках его. Ясно, что если человек не имеет свободы располагать собою и делает то, что ему предопределено, не человек виновник зла и греха, а Бог. Он, по учению Корана, сам посылает злых духов к неверным, чтобы подстрекать их ко злу. Бог Магомета - деспот, который руководствуется одним безусловным произволом и прихотью.

К сожалению, эти превратные понятия о судьбе суеверные христиане перенесли на единого истинного Бога, так что некоторые оправдывают тяжкие грехи, ссылаясь на волю Божию. Иной без просыпу пьянствует и в ответ на обличение и вразумление доброжелательных к нему людей говорит: "Рад что ли я, что так делаю? Сам вижу, что я пропащий человек, но знать уж доля моя горькая такая, наказал меня Господь этою проклятою страстью к вину. Больно, горько и самому, да ничего не поделаешь".

Что может быть нечестивее этого суеверного мнения о Боге, как о неумолимой судьбе, как о слепой силе, властвующей над миром? Правда, без воли Божией и волос с головы не падает. Каждый из нас зависит от всевластной воли Божией: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит, Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. 2:6-7). От Господа исправляются стопы мужу (Притч. 20:24). Но во всех этих случаях Господь действует согласно с премудростью Своею, благостью и правосудием. Притом Он употребляет Свою власть, не нарушая свободы человеческой, не отнимая у человека его воли. Свобода воли есть такой дар Божий, который Господь сохраняет даже и в злодеях. Не отнимая у человека воли, Господь предоставляет ему на выбор живот и смерть... благословение и клятву (Сир. 15:14; Втор. 30:19), и уже совершенно в воле человека сделать выбор. Господь устрояет нашу судьбу согласно с тем, что изберет человек и чего заслуживает он. Если хотите и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же ли не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст (Ис. 1:19). Стало быть, виновником бедствия, каким Господь грозит непокорным ему людям, является: не Сам Господь, а люди. Господь всем желает добра, всем желает спастись, и не Он виноват, если люди вопреки Его увещаниям, вразумлениям, угрозам, обетованиям идут путем погибели.

Правда, не всегда нам видно соответствие между делами людскими и воздаянием за них. Часто мы видим, что люди благочестивые и честные бедствуют, страдают от обид и несправедливостей людских, не имеют успеха в своих делах и предприятиях, а нечестивые и беззаконные благоденствуют и во всем успевают. Если Бог справедлив, то зачем Он это попускает? Не действует ли Он в этом случае подобно слепой судьбе, не разбирающей достойных и недостойных? Конечно, нам в настоящей жизни многое является непонятным в отношениях Бога к людям, в устроении их судьбы. Но что непонятно теперь, то объяснится для нас на том свете. Теперь дела Божий являются перед нашим взором, как бы через тусклое зеркало, но когда мы узрим Бога лицом к лицу, тогда все будет для нас ясно (1 Кор. 13:12). Во всяком случае, несомненно, что счастье нечестивых непрочно, что успехи их в делах житейских скоропреходящи, что без наказания Господь их не оставит. Если не в этой жизни, то в будущей Господь воздаст им по делам их. Равно и благочестивые люди, если не в этой жизни, то в будущей, наследуют тем большую награду, чем с большим смирением и большею преданностью воле Божией переносили житейские невзгоды, которыми Господь испытывал их для укрепления в них веры и любви к Нему.

Возмутительные злоупотребления человеческой свободы, терпимые Господом, не должны колебать нашей уверенности в правосудии и премудрости Божией еще и потому, что Господь попускает их к славе Своего имени. Он из самого зла извлекает добро. Люди злые без ведома их делаются орудиями Его промышления о людях. Например, как возмутительно поступили с Иосифом братья его! Они отдали его в неволю египтянам; но в Египте он прославился и сделался благодетелем не только Египта, но и окрестных стран, снабжая их хлебом во время семилетнего голода. Посему он сказал братьям своим: вы совещасте на мя злая, Бог же совеща о мне во благая (Быт. 50:20). Какое ужасное злодеяние совершили иудеи, когда довели Христа до крестных страданий и смерти! Они думали, что дело Христово погибнет, но как жестоко обманулись они в своей надежде! Они явились бессознательными орудиями в деле искупления человеческого рода крестною смертью Спасителя. Тяжкий и непростительный грех взяли они на свои души, но этот грех послужил к спасению людей. С этой же точки зрения надобно смотреть на Иуду предателя. Христос сказал о нем: Лучше было бы... не родиться тому человеку, который предаст Меня (Мф. 26:24). Но Иуда способствовал только тому, чтобы ускорить дело искупления людей. Он сделал зло, которое Господь обратил в добро.

Фаталисты готовы обвинять Бога в том, будто Он наводит людей на грех, подобно Аллаху Магомета. Но это обвинение богохульно. Бог ненавидит грех и всевозможные употребляет средства для противодействия греху. Правда, говорится о Боге, что Он ожесточил сердце фараона, но это не то значит, что Сам Бог вложил злобу и ожесточение в сердце фараона, а то, что требования Господа Бога отпустить евреев, обращенные к фараону, вызвали злобу фараона, и он ожесточился против Бога. Если сказано об Иисусе Христе богоприимцем Симеоном, что Он лежит на падение многих в Израиле (Лк. 2:34), это опять не то значит, что Христос будет непосредственным виновником падения или погибели израильтян, а то, что в учение Иисуса Христа они не уверуют и потому погибнут.

По суеверному языческому представлению судьба или рок неумолимы. Но о Боге Промыслителе этого никак нельзя сказать. Его можно умолить, как показывают многие примеры Его снисхождения к обращающимся к Нему с мольбою о помиловании. Царю Езекии пророк Исаия по повелению Божию возвестил, чтобы тот готовился немедленно к смерти и составил духовное завещание. Заплакал Езекия и стал умолять Господа пощадить его. Господь услышал его мольбу, и пророк Исаия на обратном пути из царского дворца еще не успел дойти до ворот, как получил новое повеление от Бога - объявить Езекии, что Господь отменяет Свой приговор и дает ему еще пятнадцать лет жизни. Могло ли бы это случиться, если бы определения Божий походили на неумолимый рок или судьбу?

Вообще, ничего нет общего между Богом и так называемою судьбою. В руках Господа наш жребий, но Господь всегда готов даровать нам благоприятный жребий. От нас, от нашей воли, зависит заслужить благоволение Божие. Аминь.
_______________
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/superstition/contents.html

Часто возникают жизненные ситуации, когда решение нужно принять срочно. Как узнать волю Божию?

Воля Божия заключается в Евангельских заповедях. Для того, чтобы в тот момент, когда у нас есть считанные секунды на размышление, принять правильное решение, нужно хорошо знать Евангелие, а отдельные места даже знать наизусть. Для мысли достаточно одного мгновения, чтобы обратиться к Богу с молитвой или к Священному Писанию и почерпнуть из этого источника точный ответ на возникшую проблему. Кроме этого требуется опыт. К искушениям нужно готовиться заранее, чтобы нам не оказываться в такой ловушке, когда мы не можем быстро принять решение. Когда у нас спокойное состояние ума и сердца, мы должны заблаговременно попытаться угадать ту ситуацию, которая может возникнуть. Допустим, человек идёт на встречу с кем-то, где возможны искушения. Может быть, придется лукавить. Значит ты должен подумать: «Если мне поставят вопрос ребром, то как мне отвечать: сказать, как всё было или скрыть правду?; принять какое-нибудь соблазнительное предложение или его отвергнуть?» Здесь нужно размышлять, анализировать, и, самое главное, опираться на традицию и опыт, Священное Писание и те духовные наставления, которые есть у отцов. А для этого требуется опыт. В трудных ситуациях иногда советуют краткую молитву к Богу, и то первое чувство, которое приходит в сердце, иногда и есть ответ, как поступать. Но если у нас о чём-то спрашивают, и мы не знаем, как правильно поступить — лучше попросить отсрочку и ответить позже.

В жизни каждого случаются печальные события, горести, неприятные встречи. Как научиться реагировать на скорби по-христиански?

Понять эту истину получится не сразу. Иногда какое-то обстоятельство мы правильно воспринимаем спустя десять, двадцать, может быть тридцать лет. Но первое условие, которое нужно выполнять — это благодарность Богу. Что бы с нами горестного не происходило: предательства, расставания, потери, смерть и болезнь наших близких людей, личные неприятности, но первое чувство, которое должно нас посещать в таких сложных обстоятельствах — это благодарность Богу. «Слава Богу, за всё!» Если человек будет упражняться в этой благодарности, то в самое ближайшее время он узнает причину, почему это с ним произошло. Если не узнает в ближайшее время, то Господь откроет позже. Но это обязательно будет человеком понято.

Существует ли понятие судьбы в христианстве?

В христианской жизни есть понятие судьбы Божией. Оно более глубокое, потому что указывает на присутствие Бога в человеческой жизни. Мы веруем, что всем миром, человеческими обществами и отдельной жизнью каждого управляет промысл Божий. Это то Божественное водительство, которое простирается над людьми. Промысл Божий сугубо присутствует в жизни православного христианина. Каждый член Церкви ощущает какую-то особую близость Божию к себе, но, при этом, Божественный промысл также простирается и над остальными людьми. Богу особенно дорог тот человек, который живет по Его заповедям, является членом Его Церкви, молится, изучает Евангелие, приступает к святым Таинствам. Такой человек старается раскрыть все те духовные дарования, которые Господь ему даёт. Поэтому будет правильно говорить о тех судьбах Божиих, которые ведут одного человека и всех людей в земной жизни к высшим целям, к духовному совершенству, к спасению души. А судьба — это очень поверхностное понятие, которое присутствует в мировоззрении всех людей, но нам очень важно говорить о мировоззрении религиозном — христианском.

Как для человека выбирается его жизненный путь?

Как для человека выбирается его жизненный путь? Почему один человек рождается бедняком, другой богатым, третий — здоровым или немощным, кого-то Бог вразумляет, а кто-то так и остаётся во тьме?

— Некогда подобный вопрос волновал преподобного Антония Великого, почему один живет всю жизнь здоровым, другой постоянно болеет; одному человеку Господь дал и разум, и богатство, и власть, а у четвертого постоянные скорби и бедность?… -И Господь ответил ему: «Антоний, внимай себе, судьбы Божии для человека непостижимы». Вот, наверно, главный ответ на этот вопрос. Почему все люди разные, мы не знаем,это есть пути Божии. Но присутствие в этом мире людей разного социального положения, здоровья, образования, достатка говорит о том, что в этом сокрыт какой-то замысел Божий. Почему у нас в обществе такое сильное разделение: богатых — бедных, больных -здоровых, слабых — сильных. мужчин и женщин? Это существует для того, чтобы сильный помогал слабому, здоровый больному, богатый бедному, и так далее…Вот в этом служении ближним заключается начаток самого главного христианского качества -любви. Мы можем с ужасом представить общество, где нет больных, слабых, несчастных, где все пышут здоровьем, богаты, красивы. Это общество эгоистов, которое на 100% будет обречено на самоуничтожение. Там, где оскудевает любовь, где отсутствуют понятия служения и жертвенности — там разрушаются все жизнеутверждающие силы человеческого общества. Поэтому мы должны эту проблему понимать в её сути, доискиваться до первопричины. Главное — это знать, что нам делать в такой ситуации. Если ты видишь с собой рядом человека, которому нужна помощь, потому что он слаб, беззащитен, беден, болен, то, значит, ты должен ему послужить. Через понимание этой добродетели служения мы, в конце концов, дойдём и до первопричины, почему Господь всех нас создал такими разными. Наверное, упорно искать ответ на этот вопрос всё же неправильно, потому что он сокрыт от нас, и только Господь знает ответ на него.

Внезапная смерть — случайность или милость Божия?

Когда внезапная случайность лишает жизни человека, является ли это действительно случайностью или это закономерная цепочка обстоятельств, вытекающая в результате небрежного отношения к жизни, исчерпывающая всю милость Божию и приводящая к такому исходу?

— Тайна смерти нами не может быть познана абсолютно. Смерть есть окончание нашего пребывания в этом мире и выход души из тела для получения от Бога оценки за прожитую жизнь, то есть то, что называется судом Божиим. Поэтому, если мы посмотрим на смерть человека через христианское учение, то сделаем два вывода: жизнь окончилась либо потому, что человек созрел и подготовился для вечной жизни, для царствия Божия, подобно спелому плоду; второй вариант, человек — это бесплодная смоковница, который живёт на земле и не приносит никаких плодов, поэтому Господь пресекает эту жизнь, чтобы не стало больше зла в этом мире. Наверное, в смерти есть еще и иные причины, например, самоубийство, когда человек сам решается на этот страшный шаг и непростительный грех. Он отвергает дар жизни, который дан ему Богом и сам подписывается в своем окончательном решении, что ему вечная жизнь не нужна. В основе самоубийства лежит, конечно, отчаянье, гордость и потеря веры в милосердие Божие. Жизнь есть самый великий дар, который нужно всячески беречь и хранить. В нашей жизни сейчас наблюдается и такое странное явление, как экстремальные формы поведения, когда человек идёт на сознательный риск со своей жизнью. Мы знаем, что многие люди в безумии увлекаются этими занятиями: прыгают со всяких высот, ныряют в тёмные глубокие колодцы, перебегают перед поездами и так далее. Если рискуя жизнью, человек умирает, наверное, это не самоубийство. Но очевидно, что человек безумно и безответственно отнёсся к великому дару жизни и по своей вине её пресёк. Конечно, нужно исключить из этих случаев те, когда кто-то, спасая жизнь другому человеку, сам погибает в огне или тонет, попадает под колеса автомобиля или поезда. Здесь исполняется Евангельская заповедь о положении своей души за ближнего. Это высшая форма христианской любви. В целом, нужно сказать, что к жизни нужно относиться очень бережно и ответственно. Она дана, как короткий отрезок времени, чтобы человек подготовился к жизни вечной, и чтобы достойно предстал на Суде Божием. Представим себе десятилетний период школьного обучения. Понятно, что за два года школу не окончить, а за десять лет — это оптимальный срок. Поэтому, когда человек обрывает свою жизнь раньше, то он не выполняет той задачи, которую Господь перед ним поставил. Он уходит в вечность неподготовленным. Нельзя сказать, что человек погиб для вечной жизни, но за него требуется сугубая молитва. Поэтому, придя в Церковь и став христианами, мы должны всячески беречь свою жизнь, но не превращаться при этом в эгоистов и лентяев, которые из-за самолюбия только и берегут свою жизнь для собственного комфорта. Важно тратить жизненные силы на самое главное. Ни на развлечение, ни на отдых, ни на риск, а на то, что принесёт человеку пользу и в этой жизни, и в будущей.

Предопределена ли судьба человека?

Когда рождается ребёнок, предоопределена ли вся его жизнь и знает ли Бог, как она сложится?

Можно сказать и да, и нет. С одной стороны Бог как всеведущий и премудрый знает абсолютно всё — и то, что было, и то, что есть, и то, что будет. Для Бога нет прошлого, нет будущего, для Него все только настоящее. Поэтому, когда рождается ребенок — это тайна, в которой проявляется любовь Божия. Это единственная причина, по которой на свет появляется новый человек. В этом рождении Господь явил свою милость к нему. Господь даёт нам не просто временную жизнь, Он хочет, чтобы человек достиг жизни вечной и к этому направляет многие внешние обстоятельства. Для достижения этой цели человек наделён разумом, совестью, религиозным чувством. Со стороны Бога сделано абсолютно все, чтобы человек этой вечной жизни сподобился. Но создавая человека, Господь дал ему свободу. Свобода есть качество Божественное. В Боге свобода абсолютная, ничем не связанная. А в людях и в каждом человеке эта свобода относительная, в том смысле, что человек может свободно избирать то, что ему Бог позволяет. Наша свобода, главным образом, простирается над выбором: между добром и злом, правдой и ложью, грехом и добродетелью.Иногда возникают вопросы-ловушки, которые относятся к религиозной жизни. Например, может ли Бог создать камень, который Он не сможет поднять? Любой ответ будет указывать на несовершенство Божественной природы. Но вообще-то такой камень есть — это человек, который наделён свободой. Поэтому окончательная участь зависит от нашего выбора. Повторим, Господь всё устраивает для нашего спасения, но если человек свою свободу не направит к этой цели, то достигнуть вечной жизни он не может. Вечная жизнь — это плод свободной воли. В Евангелие Господь никогда не заставляет и никому не приказывает. Он только призывает, если хочешь быть совершенным — продай имение, раздай нищим и следуй за Мной, если хочешь быть Моим учеником — отвергни себя, возьми свой крест и следуй за Мной. Не хочешь — таковым не будь. Для Бога известно всё, а для человека всё остаётся в неизвестности, потому что свободная воля, повреждённая грехом, постоянно меняется, и колеблется. Наша христианская жизнь должна сводиться к тому, чтобы мы правильно живя в Церкви, эту свободу укрепляли только в движении в сторону добра, чтобы жили по заповедям Евангельским и в подражании тем качествам, которые есть у Бога. Тогда мы действительно достигнем вечной жизни и спасения. В отличие от протестантского учения, православие не знает понятия абсолютного предопределения. Мы говорим, что в последний момент жизни, если человек обратится к Богу, и принесёт покаяние, то может быть прощён, даже, если всю жизнь жил в грехе. У протестантов теория другая, если ты предопределён ко спасению, как бы ты не жил — ты спасёшься, если тебе суждено погибнуть — никакие добродетели и духовные подвиги тебя спасти не могут, ты всё равно погибнешь. Православие идет самым правильным, среднем, царским путём и показывает участие и Бога и человека в общем деле спасения.

Наша жизнь состоит из закономерных событий или случайностей?

— Понятия случая, неизбежности, может быть, рока рождаются как результаты и плоды нерелигиозной жизни. Если для человека Бога в его жизни не существует, то всем правит его величество случай. Чтобы опровергнуть эту теорию, нужно начать жизнь более внимательную. Каждый из нас, кто начинал свой духовный путь, буквально сразу ощущал, что Бог совсем близко. Всё, что в нашей жизни происходит, случается от Его присутствия и по Его благословению или попущению. Поэтому случайностей никаких нет. Обстоятельства нашей жизни устраиваются Богом для того, что бы мы правильно их восприняли — сделали нужные выводы и правильные шаги. Человек, который оторван от Таинств, молитвы, духа покаяния, Священного Писания, буквально погружён во тьму и дезориентирован. Поэтому он совершает такие шаги, которые вокруг него собирают одни сплошные проблемы. Человек думает, что все встречи, обстоятельства возникают как бы из ничего — никакой закономерности здесь нет. На самом деле, всё очень глубоко закономерно. Но для того, чтобы эту закономерность увидеть, ещё раз повторюсь, нужна внимательная жизнь и особая чуткость ума и сердца, для того, чтобы видеть взаимосвязь между событиями нашей жизни и проявлением Божественного промысла над нами.

Получается, что каждая встреча в нашей жизни есть промысел Божий и имеет какое-то значение для нас, или всё-таки это случайные, ничего незначащие встречи?

— Вот здесь нужно разделить всех людей. Те, кто ещё не вошел в ограду Церкви – они не могут увидеть духовную составляющую этих обстоятельств нашей жизни. Православный человек, который относится серьёзно к своей жизни, наоборот, пытается в каждом случае увидеть действие промысла Божия. И это не случайно. Действительно, Господь нас воспитывает, а для того, чтобы нас чему-то очень важному научить, нужна практика и уроки. Такие уроки Он часто устраивает через людей. Эти уроки необязательно доставляют нам радость и приятность, вовсе нет. Часто бывают неприятные столкновения, в которых нас могут и обидеть, и чего-то лишить, и оклеветать. Но если посмотреть на всё это через Евангелие мы, безусловно, увидим здесь для себя духовную пользу и убедимся, что Бог в очередной раз явил над нами Свою любовь и Свой промысел. Повторим, что Он нас воспитывает, мы Ему не чуждые дети, и Он всех нас любит. Для того, чтобы стать христианином, нужна постоянная тренировка. Эти упражнения многократно в течение дня Бог нам преподает, чтобы мы научились правильной христианской жизни. Поэтому никаких случайностей у нас в жизни нет.

Что такое человеческий страх перед трудностями?

— Страх перед трудностями есть признак маловерия. Многие люди, которые приобретают веру, скоро этот страх теряют. Они успокаиваются в своей душе, потому что, узнав Бога, оперевшись на Него, буквально взявшись за Него, человек, понимает, что ему нечего бояться. Бог правит всем миром — и духовным, и земным, и ангельскими силами, и падшими духами; во власти Божией всё добро и зло, которое на земле. Зло имеет на человека только такое воздействие, какое будет попущено Богом. Поэтому, если я стараюсь познавать Бога и жить по Его заповедям, то я начинаю твёрдо верить в то, что Бог попустит злу в таком объёме на меня воздействовать, сколько я могу выдержать. Никакого страха у христианина быть не может перед внешними обстоятельствами жизни. У христианина может быть страх только перед двумя вещами: во-первых, перед грехом, а во-вторых, страх перед Богом. Страх Божий — это состояние нашей души, без которого нет христианства. От страха Божия мы должны по Его благодати перерасти в состояние любви к Нему. Страх Божий и любовь Божия — вот те точки отсчёта, в которых заключено всё христианство. Поэтому, если человек подвержен животному страху — это означает, что он оторван от Церкви и от Бога. Страх — это состояние падших духов, которые пребывают в вечном страхе грядущего суда и вечных мучений. Если человек не пытается жить по- христиански, если он не стремится стяжать благодать Божию в своём сердце, то естественно, что в его душу приходят злые силы. Вот эти падшие демоны, придя к человеку — не материально, а духовно, и наполняют его жизнь, ум и сердце этими страхами, сомнениями, верой в приметы, всевозможные там какие-то случаи, судьбу и т.д. Такой человек как какой-то листик, который качается от малейшего дуновения ветра. А христианин — это тот, кто встал на твёрдый фундамент, твёрдый камень, который есть Христос. Повторим, что плод правильного воцерковления и веры в Христа — это спокойствие внутреннее, ненарушимый мир ума, сердца и воли.

О характере человека

С точки зрения христианской религии какова природа человеческого характера? Каково происхождение, содержание и приобретение разных черт характера у человека?

Характер есть абсолютно у всех – и у грешников, и у праведников. Даже великие святые сохранял многие наклонности своего характера. Серди них были люди очень принципиальные, твёрдые, властные. Естественно, за этой внешней строгостью всегда скрывалось доброе сердце.

Яркий пример – свт. Лука Войно-Ясенецкий. Профессор медицины, хирург-учёный с мировым именем, епископ-исповедник христианской веры. Приходилось от людей, знавших владыку Луку, слышать о твёрдости его характера и строгости нравов. Отличался строгостью и свт. Филарет, митрополит Московский. Преп. Серафим рассказывал о поваре саровской обители, который постоянно побеждался раздражительностью и горько жалел об этом. Что и говорить – от характера не уйдёшь.

Поэтому характер отрицать ни в коем случае не следует. Приобретая, с Божией помощью, худые евангельские добродетели, мы все равно замечаем, что многие наши наклонности и привычки остаются. Наверное, мы с ними и умрём.

Но всё же, благодать Божия влияет на всего человека, и в том числе на его характер. Поэтому нельзя уходить всегда в другую крайность и заниматься самооправданием. Например, человек не может стать спокойным, мирным, дружелюбным, и потому говорит: «С детства я раздражительный!», «Я родился с таким вспыльчивым характером!» Это совсем не так! Ты многое можешь, но этого не хочешь! Господь даёт нам столько возможностей исправиться, предоставляет для этого разные средства, такие, как: молитва, пост, таинства, Св. Писание, лишь бы пробудить наше желание находить даже для своего несносного характера возможность меняться, сделаться лучше. Есть другие примеры, когда приходили в Церковь злодеи, настоящие волки, а, с помощью благодати Божией, перерождались в кротких агнцев.

Изучай духовные книги, и там ищи примеры для подражания. Житийная литература настолько многообразна, что каждый может найти в ней пищу для своих духовных проблем. Поэтому, имея то или иное дурное свойство характера, нужно всё время стремиться изменяться в лучшую сторону.

У многих из нас есть наследственные черты, которые несовместимы с христианством. Это и раздражительность, и осуждение, и многословие, и смешливость, и враньё. Эти привычки, перешедшие в навык, мы перенимаем, главным образом, из нехристианского воспитания. Конечно, мы на себе несём тяжёлое наследственное бремя. Это тоже отрицать нельзя, – но, повторю, – с помощью Божией можно многое изменить. Бог учитывает эту особенность нашего состояния. При этом есть люди от природы добрые, ласковые, внимательные, немногословные, трудолюбивые. Стали они такими, наверное, благодаря родителям, проживая нелёгкую, трудовую жизнь. Если такие плоды до прихода в Церковь, то, можно себе представить, сколько благодать Божия может дать им возможностей измениться к лучшему, если они правильно усвоят христианство! Потому что одно дело – человеческая доброта, другое дело – христианское смирение. Уровень и высота этих качеств – несопоставимы!

Господь всегда хочет развить в человеке лучшее, что в нём есть. Мы не можем отрицать то, что нам передаётся через воспитание, наследственность, общение с людьми. Нужно стараться впитывать в себя самое лучшее, а Церковь всё лучшее освящает. Поэтому характер, как и прочие силы души человеческой, формируется в течение всей жизни. Чтобы измениться, требуется время. Если человек много лет не обуздывал свой язык, постоянно разговаривал, смеялся, празднословил, осуждал, то, естественно, что за месяц он не исправится. На это ему нужны многие годы. Поэтому нужно умолять Бога, чтобы Он дал это время для исправления.

Если Бог будет видеть с нашей стороны труд, то обязательно продлит дни нашей жизни. А если человек, имея дурные наклонности, при этом ещё и не обращается к христианству и Церкви, то, естественно, по действию греховной повреждённости, эти худшие стороны будут ещё больше у него развиваться. Вот почему мы видим, в каких лютых зверей превращаются те, кто не старается исправить свою жизнь. Неуврачёванные страсти делают человека через действие падших духов демоноподобным.

Есть простое, но мудрое правило: делай то, что не хочется, а что очень хочется – от этого воздержись. Все время должен быть труд принуждения, чтобы не следовать своим плотским желаниям: полежать, поспать, посмотреть телевизор, с кем-то поговорить. Плоть всё время тянет человека вниз, а дух требует другого, возвышенного. Когда мы себя пересиливаем и заставляем делать христианские поступки, то даём для духа пищу, его насыщаем, и через это укрепляем его. За смирение мы получаем благодать Божию, – то, что услаждает наше сердце, и, действительно, делает нашу жизнь подлинно счастливой. К этому нужно всем стремиться: переквашивать, пересаливать свой характер через труд над собой и ту благодатную помощь, которая всегда рядом с человеком. Будем всегда взывать: «Господи, приди и вселися в нас! И очисти нас от всякой скверны!»

О скорбях

На литургии мы молимся: «Избави нас от всякия скорби, гнева и нужды» и в то же время через скорби, болезни и неприятности мы спасаемся и получаем помощь. Как сопоставить это?

Скорби нас посещают по разным причинам. Во-первых, за наши грехи. Что такое скорбь? Скорбь это есть какое-то тяжёлое состояние нашей души. А за что эта тяжесть приходит к человеку? За совершенный грех, после которого благодать нас оставляет. Вот первая причина. Христианство говорит: «Человек, стремись стяжать благодать Божию!» С какой целью? Чтобы беречься от греха. Когда в сердце благодать – на душе очень сладостно, мирно, тихо, хорошо. А когда человек постоянно осуждает других, много смеется, объедается, развлекается, одним словом, нарушает Евангельские заповеди, то благодать уходит. Если вечером потушить в комнате свет, то станет темно, плохо, ничего не видно. То же самое в душе от греха – гаснет в ней благодатный свет, наступает время духовной темноты. Если Господь – это солнце, то диавол – это мрак и тьма. За совершённый грех, который сделан добровольно, дается нечистой силе право приступать и мучить человека. Скорбь от грехов – это есть соприкосновение души человека с демонами. Падшие духи передают людям свои состояния: уныния, тоски, озлобления, раздражительности, клеветы, зависти и так далее.

Конечно, Господь нас не оставляет. Он не дает полное право бесам завладеть нашим сердцем. Но признаки демонского влияния нужно чувствовать и вовремя обращаться к Богу за помощью.

Есть и другая причина скорбей. Скорби – это общий удел для всех нас. «Многи скорби праведным и от всех их избавит Господь», (Пс. 33, 21). Желающим наследовать вечную жизнь апостол Павел говорит: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (Деян. 14, 22). Все эти многие скорби означают крест, который на нас возлагается Богом. Крест – это есть совокупность горестей, обид, потерь, предательств, непонимания, одиночества, бедности, болезней. Всё это есть скорби. По учению св. отцов на земле мы живём в изгнании, в ссылке. Наше Отечество не здесь, а на небе. Господь скорбями специально отрывает нас от привязанностей к этой жизни. Люди, живущие без веры в Бога, особенно несчастные. И богатые, и красивые, и здоровые – все страдают и плачут. Земная жизнь – это одна общая больница, здесь всем плохо и тяжело.

Но если простой человек страдает без всякого утешения и понимания происходящего, то в жизни христианина всё по-другому. Мы твердо веруем, Бог знает меру наших возможностей, и никому не попустит искушения выше сил. (см. 1 Кор. 10, 13). Неверующие люди скорбят одни, а верующие – вместе со Христом. Бог – это опора всей нашей жизни, главный источник наших жизненных сил. Во Христе мы начинаем понимать смысл скорбей и тайну Креста. Это единственный путь к Царству Небесному и вечной жизни, и иного пути туда нет.

Очень важно нести именно свой крест, тот, который возложен на тебя промыслом Божиим. Часто человек от своего неразумия умножает свои скорби, поэтому на Бога роптать не нужно, виноваты мы сами.

Для примера возьмём семейную жизнь. Человек серьёзно отнесся к вступлению в брак и к созданию семьи. Молился, жил как положено. Будут скорби? – Обязательно. Но причина данных скорбей – в общей участи всех людей, которые создают семьи. Всех таких людей жалел св. Ап. Павел (см. 1 Кор. 7, 28).

А представим себе, что человек никого не слушает: ни родителей, ни священников, ни свою совесть. Живёт нарушая все нравственные законы и при этом хочет создать семью. Естественно, что через год такой брак развалится. В наше время это очень распространено. А если люди всё-таки как-то ужились и не развелись просто потому, что негде жить, только на вокзале или на чердаке, то начинается не жизнь, а сплошной ад. Как будто ставится цель: друг друга мучить. Каждый день по много раз. Вот пример, когда человек устроил свою жизнь абсолютно несносной, потому что сам создал эти скорби. Никого не послушался, нарушил жизненно важные законы, стал жертвой обмана диавола. Как говорится, что посеял, то и выросло. Сделала девушка аборт в 16 лет, а когда вышла замуж – оказалась неспособной иметь детей. Никакое лечение не поможет. Всю жизнь придётся расплачиваться бесплодием и одиночеством за совершённое детоубийство. Человек сам утяжелил свой крест.

Многие родители своим детям говорят: «Учись, больше читай, делай уроки, поступай в институт». Обычный ответ: «Да я лучше погуляю с ребятами на улице, потом кино посмотрю, пивка попью, вечером в кафе с девчонками сбегаю». Время прошло – и кому ты, голубчик, нужен? Только в ларьке торговать или охранником работать. Ни хорошей работы, ни зарплаты, ни профессионального роста. Опять, почему? Потому что человек к общим скорбям, которые для всех, ещё добавил свои. Сколько людей проматывают наследство, здоровье, доброе имя. Всё как в притче о блудном сыне – не захотел сын жить в отцовском доме, получил свою часть имения и всё пропил и прогулял с блудницами, после чего стал свинопасом и сам питался из свиного корыта. Точная картина нашей жизни.

Какой сделаем вывод? Скорби скорбям рознь. Если скорби от Бога – они сносные и терпимые, это скорби для нас самые лёгкие. Даются они Богом, чтобы оторвать человека от привязанности к этой временной жизни, её соблазнам и удовольствиям. Такими скорбями Бог стучится в наше сердце, пробуждая его от греховного сна.

А если человек произвольно грешит и не хочет исправлять свою жизнь, то посылаются скорби сугубые, в виде тяжёлых потрясений, страшных болезней, иногда крушения всей человеческой жизни.

Правда Божия и правда человеческая

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Нагорная проповедь Евангелие от Матфея 5 глава) Правильно ли желать правды ибо часто мы не знаем всей правды и истины в житейских ситуациях?

Очень важно, чтобы в своей жизни мы искали бы правду Божию. Во многих текстах, евангельских, библейских, Господь говорит, что Его пути — это не пути человеческие, правда Божия — это не правда человеческая, воля Господа отличается от нашей. Христианство начинается тогда, когда весь уклад жизни мы пытаемся подчинить воли Божьей, стараемся жить так как этого хочет Господь. Для того чтобы так жить человек должен прилагать духовный труд, уметь чувствовать Бога в своей жизни иметь душевную чуткость и некую внутреннюю интуицию. Для этого нужно напрягать свое сердце. Господь хочет, чтобы мы занимались этим делом, для него очень важно, что человек – это свободная личность, а не запрограммированный автомат, или исполнитель инструкций. Христианин тот, кто добровольно и по любви делает то что хочет Бог. Поэтому давая эту заповедь об искании правды Божией, Господь хотел чтобы мы к этому труду обратились. Многих людей волнует повседневная жизнь, отношения с родственниками, житейские проблемы. Где там правда Божия? Есть ли она там или нет? Когда взаимодействуют люди между собой, то у каждого человека своя правда. Так как все люди грешные, то и правда такая же грешная, она далека от истины. Во многих ситуациях человек даже не задумается над тем как бы ему поступить по Евангелию. У большинства людей цель очень простая: в споре настоять на своем, если что-то плохо лежит, значит это нужно побыстрее взять, когда меня обидели, то и я имею право сказать другому обидное слово. Нужно понимать, что христианство должно распространяться на всю нашу жизнь, в том числе и на ее бытовую сторону. В любой ситуации мы можем почувствовать, что от нас хочет Господь. Например, вечером, после ужина на кухне горы грязной посуды. Кому мыть? Один говорит: «Я вчера мыл.» Другой: «А я сегодня утром… или – Почему я должен все время мыть?» Вот и пошло и поехало, слово за слово, обида, ссора, скандал. А христианин — это тот, кто должен первым вставать и помогать ближнему, смысл христианства в служении. Лукавый говорит: «Тебе на шею сядут, будут тобой все время пользоваться.» А ты ему отвечай: «Я для этого и живу!» Нам Господь сказал, что Он пришел в этот мир чтоб не Ему служили, а чтобы самому послужить людям и отдать за них душу. Бог приходил в мир, чтобы принять образ слуги, как говорят, мальчика на побегушках. Он готов исполнять любое человеческое желание, которое полезно человеку. Об этом даже страшно подумать: Бог как слуга, служит человеку. Кто мы и кто Бог? Образ и пример Божественного служения дан для научения, чтобы всякий знал, что он в этом мире слуга и раб по отношению к другим людям, не только к домашним, любимым, но и к чужим, к врагам. Наше место служебное и важно чтобы форма служения была христианской. Ты должен так мыть посуду, чтобы это доставляло людям удовольствие и радость. Другой так помоет, что его больше об этом никогда не попросят. Одним словом, чтобы быть христианином нужно очень сильно себя смирить. Смирить себя можно в том случае, когда мы будем знать для чего это нужно делать. Если ты проявляешь христианские качества, значит Евангелие проникло в тебя уже глубже, ибо ты пытаешься принести Богу духовный плод, который созрел в твоем сердце и уме. Это очень важно для Бога. Известные выражения, что в споре рождается истина, что мы должны кому-то что-то доказать, кого-то переспорить… это все плотское мудрование. Истина однажды родилась в Вифлееме и ни в каких спорах она больше не рождается. В Писании сказано, что спорливость, ссоры, конфликты — все это показывает что никто еще не научился жить по христиански и духа Христова не приобщился. Всем нужно здесь очень много и серьезно трудиться. Внешнее христианство нами более или менее усвоено — посты, посещение храма, участие в таинствах… все замечательно, но надо идти дальше и показывать жизнь, которая будет светом, для тех кто находится еще во тьме неверия и греха. Поэтому любая возникает сложная ситуация, дома на кухне, в автобусе, или магазине, на работе или в очереди… всегда спрашивайте себя: «Как мне правильно поступить по христиански, и чего в данном случае от меня хочет Христос? Для Бога мелочей нет, Ему все важно, потому что верный в малом, верен во многом. Научимся быть христианами в этих казалось бы не серьезных ситуациях, и у нас с вами окрепнет вера и появится духовное рассуждение. Нужен труд чтобы от каждого случая что-то приобретать для христианской жизни, поэтому терпи, служи, прощай и найдешь правду Божию.

в начало страницы