Влияние спорта на мозговую активность. Анатомия и физиология

Между физической нагрузкой и умственным здоровьем выявлена прямая зависимость. Физические упражнения могут направленно влиять на мозг человека, активизируя его отдельные участки. Комбинации тренировок способствуют улучшению памяти и концентрации внимания.

Можете ли вы сделать себя, своих родителей и своих детей умнее?

Начиная с 2008 года ученые стали публиковать исследования, которые показывают, что когнитивные возможности – способность учиться, решать новые задачи и проблемы и понимать глубинную суть вещей – можно развивать с помощью тренировки и обучения.

Научный журналист Дэн Хёрли в своей книге «Стань умнее » предлагает практичные решения по развитию мозга для людей всех возрастов и способностей, иллюстрируя их реальными историями.

Влияние физических упражнений на развитие мозга

Ни одно клише в мире не может похвастаться такой этимологией, как фраза «В здоровом теле здоровый дух». Этот фрагмент из произведения древнеримского поэта Ювенала широко известен вот уже на протяжении двух тысяч лет. Суть его заключается в том, что две части человека – дух и тело – идут рука об руку друг с другом; если нет одного, не будет и другого.

Но так ли это в буквальном смысле? Действительно ли физические упражнения могут сделать человека умнее – настолько, что врачам следовало бы прописывать физкультуру и человеку с риском развития болезни Альцгеймера, и средних лет профессионалу, который хочет вернуть былую сообразительность, и ребенку, у которого проблемы с учебой?

В современном обществе на этот счет бытует два довольно противоречивых стереотипа. С одной стороны, мы сегодня склонны ассоциировать фитнес с интеллектом. Нам нравится, когда руководители наших компаний и наши политики аккуратны и подтянуты; Крис Кристи, губернатор моего прекрасного штата Нью-Джерси, так устал рассказывать людям о причинах своего ожирения, что в начале 2013 года лег под нож хирурга и сделал шунтирование желудка.

С другой же стороны, никто из нас не ожидает, что хоккеист или штангист победит в любом интеллектуальном состязании. Мускулы и мозги далеко не всегда идут в паре. Здоровяки Арнольд Шварценеггер и добились наибольших успехов в Голливуде, изображая не слишком умных головорезов.

И все же эксперименты, проведенные в период с 1960-х по 1970-е годы, однозначно подтвердили, что физические упражнения позитивно влияют на умственную работоспособность человека. Классическое исследование 1975 года, например, выявило, что пожилые люди, играющие в теннис или бадминтон, как правило, проходят простые когнитивные тесты со значительно лучшими результатами, нежели их неспортивные сверстники.

В 1980-е годы вообще проводилось огромное множество исследований, в основном с участием пожилых людей, но их результаты преимущественно оставались на уровне предположений – до тех пор, пока двое из самых уважаемых на сегодняшний день когнитивных психологов не занялись доскональным изучением эффекта от плавания.

Непосредственно эксперимент провел Гарольд Хокинс, психолог, которого я цитировал в главе 1 и который в настоящее время руководит программой Управления перспективных исследовательских проектов ВМС США. Он изучает эффективность когнитивных тренингов в надежде развить с их помощью интеллектуальные способности американских военнослужащих.

Среди доброго десятка команд исследователей, которые он в настоящее время финансирует, есть и наши старые знакомые – Джегги и Бушкюль. До прихода в Управление Хокинс работал в Орегонском университете по гранту Национального института по проблемам старения, тогда он и провел свой эксперимент.

«Однажды я беседовал с Гарольдом, и он сказал мне: “Арт, я собрал эти данные с год назад и пока еще ничего с ними не сделал. Хотите взглянуть?”».

Артур Крамер, профессор психологии из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне, в 2010 году занял пост директора Института современных наук и технологии Бекмана при этом университете. Однако двадцатью годами ранее он был начинающим и очень перспективным когнитивным нейробиологом, который прежде никогда не занимался изучением роли физических упражнений в развитии мозга. Тогда-то и состоялся тот судьбоносный для Арта разговор с Гарольдом Хокинсом, о котором он вспоминает.

Материалы, предоставленные Крамеру Хокинсом, оказались просто потрясающими. Он начал с анализа предыдущих исследований в этой области, позволивших ему сделать важный вывод: мыслительные навыки пожилых людей ухудшаются заметнее всего, если им приходится распределять свое внимание. Чтобы окончательно проверить это наблюдение, ученый разработал и провел интереснейшее исследование – он сравнил когнитивные навыки 14 человек в возрасте от 20 до 35 лет с навыками такого же числа людей в возрасте от 65 до 74.

Участников, сидящих в наушниках перед экранами компьютеров, просили нажимать конкретную клавишу средним пальцем правой руки, если они видели на экране одну букву, и другую клавишу указательным пальцем этой же руки, если они видели вторую букву. Кроме того, услышав определенный звук, им нужно было щелкнуть по третьей клавише средним пальцем левой руки, а при другом звуке – по четвертой клавише указательным пальцем этой же руки. Сначала Хокинс тестировал скорость и точность их реакции только на звуковые сигналы, затем только на зрительные, а в конце концов – на оба сигнала вместе.

Так вот, когда реакция на звуковые и зрительные сигналы проверялась отдельно, скорость и точность пожилых людей были лишь немного хуже, чем у младших участников эксперимента, но когда тест проводился одновременно по обоим типам сигналов, показатели испытуемых старшего возраста оказывались существенно ниже. Их способность распределять внимание была несравненно хуже, чем у молодых, и объяснялось это преимущественно эффектом старения.

Решив проверить, нельзя ли замедлить данные возрастные ухудшения посредством упражнений для сердечно-сосудистой системы, Хокинс разработал и провел второй эксперимент. В нем участвовало 40 мужчин и женщин в возрасте от 63 до 82 лет, ни один из которых прежде регулярно не занимался физкультурой. Половина испытуемых согласились участвовать в десятинедельной программе, занимаясь по 45 минут в день разными водными видами спорта в Ассоциации молодых христиан в Юджине; вторую половину попросили и далее вести прежний, неспортивный образ жизни.

По завершении эксперимента оказалось, что ни в одном отдельном тесте на реакцию на зрительные и звуковые сигналы «спортсмены» не показали лучших результатов, чем представители второй группы; зато комбинированные зрительно-слуховые тесты они неизменно проходили намного успешнее. За какие-то десять недель их способность работать в многозадачном режиме весьма существенно улучшилась.

«Это было просто чудо! Хокинс выявил несомненное позитивное влияние физических упражнений на когнитивные функции, – вспоминал Крамер, который занимался анализом и отчетом по этим исследованиям; они были опубликованы в 1992 году в журнале Psychology and Aging. – Но я тогда не почувствовал удовлетворения. Мне нужно было узнать, можно ли повторить эти результаты, позволят ли и другие исследования сделать такие же выводы».

Иными словами, хотя «запустил мяч» физических упражнений Хокинс, подхватил его и побежал с ним дальше именно Крамер. В 1999 году он с девятью коллегами из Института Бекмана и еще одним исследователем из Университета имени Бар-Илана в Израиле опубликовал в журнале Nature, самом известном и уважаемом периодическом издании во всех областях науки, отчет по очередному исследованию.

Суть его состояла в следующем. 124 ранее ведших преимущественно сидячий образ жизни пожилых людей в возрасте от 60 и 75 лет (их произвольным образом распределили на две группы) попросили в течение полугода час в день три дня в неделю заниматься либо щадящей аэробикой – ходьбой, – либо анаэробными упражнениями, растяжкой и тонингом.

«В ходе старения, – писали исследователи, старательно соблюдая в статье для респектабельного британского журнала правила британской орфографии, – нейронные зоны и когнитивные процессы ухудшаются неравномерно. Наибольшим и самым непропорциональным негативным изменениям с возрастом подвержены процессы исполнительного контроля, а также префронтальный и лобный отделы головного мозга».

Именно этим типом возрастного ослабления контроля над исполнительными функциями объясняется, почему исследование 1992 года выявило, что при старении больше всего страдает многозадачность. Это происходит потому, что для эффективного функционирования в таком режиме нужен не только тот простой вид внимания и концентрации, который использует кот, выслеживающий мышку, или собака, заметившая кота, но и быстрые, осознанно управляемые смещения фокуса внимания, в которых преуспевают люди. Такое происходит, например, когда мы одновременно поглядываем на часы, смотрим по телевизору мультик и готовимся к экзаменам.

Так вот, эффективность выполнения задач, не требующих смены фокуса, в обеих группах, занимавшихся в течение полугода ходьбой и тонингом, была практически одинаковой, но когда испытуемым требовалось переключаться с задачи на задачу, «ходоки» показывали значительно лучшие результаты, чем те, кто занимался тонингом. Это было особенно удивительно, учитывая тот факт, что члены первой группы занимались ходьбой всего по три часа в неделю, что увеличивало среднемаксимальное потребление ими кислорода всего лишь на 5,1 процента.

Как и следовало ожидать, благодаря отличной репутации опубликовавшего отчет журнала и однозначности результатов об исследовании рассказали все популярнейшие СМИ мира, от BBC (репортаж назывался «Физкультура улучшает работу мозга») до New York Times («Хорошая тренировка для пожилого ума»). Впоследствии Артур Крамер опубликовал с добрый десяток исследований в области влияния физических упражнений на когнитивные способности человека, в том числе два с участием детей.

Так, в 2010 году был обнародован отчет по исследованию с применением МРТ-сканирования мозга девяти- и десятилетних детей. Оно показало, что у мальчиков и девочек, отличающихся большей аэробной работоспособностью, лучше память и больше гиппокамп – часть лимбической системы головного мозга в форме морского конька, играющая ключевую роль в работе как краткосрочной, так и долгосрочной памяти.

Второе исследование Крамера, опубликованное в 2012 году, продемонстрировало, что более спортивные дети отличаются более высоким уровнем когнитивного контроля; они способны дольше концентрироваться на тестах, а в лобных долях их мозга в процессе тестирования наблюдается большая активность.

Один из немногочисленных рандомизированных экспериментов на тему влияния физкультуры на умственное развитие детей провел не Крамер, а исследователи из Университета Фурмана в Гринвилле. Они работали с афроамериканскими учениками вторых – восьмых классов средней школы. Ученые случайным образом разбили детей на две группы. Одна должна была в течение всего 2009/2010 учебного года по 45 минут в день заниматься физическими упражнениями.

По завершении этого срока их предполагалось сравнить со второй группой, которая в спортивной программе не участвовала. Тестирование выявило, что к маю 2010 года ученики из первой группы показывали значительно лучшие результаты по сравнению с членами контрольной группы по 8 из 26 критериев эффективности когнитивной деятельности (а также по 7 из 16 физических показателей).

Надо отметить, что, если данные выводы подтвердят и другие исследования, это будет иметь весьма серьезные последствия для нашей системы школьного образования, которая за несколько последних десятилетий значительно сократила объем времени, выделяемого на физкультуру, в пользу основных академических программ и подготовки к экзаменам. То-то будет ирония судьбы, когда окажется, что, ограничивая время, проводимое детьми в тренажерных залах и на спортплощадках, чиновники от образования мешали им развивать именно те когнитивные способности, которые так хотели улучшить.

А между тем факт позитивного влияния физических упражнений на сообразительность седеющих представителей поколения беби-бумеров уже сегодня можно считать бесспорным.

«За последние десять лет проведено как минимум четыре метаанализа, основанных на официально опубликованных исследованиях, – рассказал мне Крамер. – И все они пришли к одному и тому же выводу: физическая подготовка заметно сказывается на когнитивных способностях. Сегодня в этой области проведено множество исследований по всему миру. Любопытно, что все они не имеют ничего общего с гимнастикой для мозга – ни в коем случае.

Вы ничего не учите. Вы просто занимаетесь ходьбой, плаванием, ездой на велосипеде и т. д. Всего три раза в неделю. Но это приводит к тому, что ваши когнитивные показатели улучшаются в самых разных аспектах памяти, восприятия и принятия решений. Просто удивительно, каких огромных результатов можно достичь благодаря столь незначительному изменению образа жизни».

Однако следует признать, веру Крамера в эффективность щадящих упражнений аэробного типа по сравнению с другими видами спорта разделяют не все. Так, например, в Кокрановском обзоре за 2008 год высказываются сомнения по поводу того, что когнитивные выгоды, ассоциируемые с кардиотренировками, обусловлены исключительно улучшением сердечно-сосудистой системы, а не увеличением мышечной силы и другими эффектами физических упражнений.

Главным сторонником и пропагандистом силовых тренировок как средства развития когнитивной функции я бы назвал сорокалетнюю любительницу спортивного бега и собак, мать троих детей с весьма внушительным списком академических заслуг и титулов Терезу Лью-Амброуз. Тереза – адьюнкт-профессор кафедры физиотерапии Университета Британской Колумбии, профессор Канадского центра исследований в области физической активности, мобильности и когнитивной нейронауки, директор по исследованиям Клиники профилактики травматизма Ванкуверской многопрофильной больницы и директор университетской лаборатории, занимающейся вопросами старения, мобильности и когнитивной нейронауки.

«Мой первый диплом был в области физиотерапии, – рассказала мне Тереза. – Два года я имела дело в основном со спортсменами, от общенационального уровня до любителей, а затем начала работать с людьми более пожилого возраста и опять вернулась к учебе. В 2004 году я защитила докторскую диссертацию на тему профилактики травматизма и здоровья костей у пожилых людей и начала заниматься физиотерапией с семидесятипяти-восьмидесятипятилетними женщинами. Довольно скоро я заметила, что эта группа населения сильно страдает от информационной перегрузки. Что-то вроде: “Я не смогу сегодня прийти на занятия, потому что мне нужно заполнить налоговую декларацию”. И это в январе!

В тот период у меня было довольно много поистине потрясающих моментов. Например, в начале исследования мне приходилось самой подбирать некоторых людей у их домов и везти их в класс, потому что моим подопечным было трудно пользоваться общественным транспортом. Но к концу исследования они все прекрасно добирались сами. Одна женщина до выхода на пенсию работала бухгалтером. Так вот, уже в середине наших занятий она вдруг решила опять пойти работать и стала консультантом-фрилансером. С моей точки зрения, позитивная динамика была налицо. Так я и занялась проблемой влияния физических упражнений на состояние головного мозга».

В 2010 году Лью-Амброуз с ванкуверскими коллегами опубликовала результаты исследования, в котором приняли участие 155 женщин в возрасте от 65 до 75 лет. Исследование было рандомизированным: первой группе предписывалось заниматься тренировками с отягощением (это такая физеотерапевтическая методика) раз в неделю, второй – два раза в неделю, третья, контрольная группа должна была дважды в неделю заниматься тонинг- и баланс-тренингом. В итоге обе группы, занимавшиеся силовыми тренировками, улучшили свои показатели по стандартной мере когнитивного контроля более чем на 10 процентов, а в группе аэробики показатели снизились на полпроцента.

Следующее исследование, отчет по которому был опубликован в 2012 году, дало еще более впечатляющие результаты. Лью-Амброуз с коллегами набрали 86 пожилых женщин с незначительными жалобами на память, характерными для умеренных когнитивных нарушений, и произвольным образом поделили их на три группы. Первая в течение полугода занималась тренировками с отягощением, вторая – тонинг- и баланс-тренингом, а третья – аэробикой.

К концу исследования группа аэробики значительно улучшила свои результаты по показателям баланса, мобильности и эффективности сердечно-сосудистой системы, но ни один показатель когнитивного функционирования не изменился. А вот женщины, занимавшиеся тренировками с отягощениями, значительно успешнее сдали тесты на внимание, разрешение конфликтов и память. И при тестировании с помощью МРТ только у этой группы были обнаружены четкие признаки активизации сразу трех зон коры головного мозга.

По словам Лью-Амброуз, она была рада тому, что тренировки с отягощениями больше влияют на когнитивные способности человека, чем занятия аэробикой, в первую очередь потому, что многие пожилые люди, ведущие сидячий образ жизни, просто не могут заниматься аэробическими упражнениями. «Значительная доля этих людей действительно физически не в состоянии такое делать», – сказала мне исследовательница. Кроме того, тренировки с отягощением крайне редко приводят к падениям и травмам, которые, как известно, в преклонном возрасте зачастую имеют самые негативные последствия.

«Ключевой особенностью наших тренировок с отягощениями является их прогрессивный характер, – говорит Тереза. – А еще они должны быть индивидуальными. Мы тщательно оцениваем способности каждого нашего клиента поднимать тот или иной вес, после чего применяем принцип перегрузки.

Это означает, что человек должен быть готов давать своим мышцам нагрузку чуть больше уровня комфорта и при этом поддерживать надлежащую форму. А мы контролируем каждое занятие на предмет малейших улучшений и, заметив их, увеличиваем нагрузку на 10–20 процентов. Мы считаем такой постепенный прогресс чрезвычайно важным фактором позитивного влияния тренировок с отягощением на здоровье мозга».

Эти слова перекликаются с мнением многих других исследователей. Успех тренировок с отягощением, о которых мне рассказала Лью-Амброуз, зависит от того же метода, который использовали Джегги и Бушкюль в своих упражнениях с применением N-back. В обоих случаях чрезвычайно важно максимально точно определить исходные способности каждого конкретного человека, а затем, по мере их развития, увеличивать нагрузку или сложность заданий. Эти тренинги по своей природе разные – один физический, другой когнитивный, – но суть их заключается в том, чтобы все время заставлять человека работать на пределе своих возможностей. Результаты достигаются за счет постепенного повышения этого предела.

Тренинговая схема Лью-Амброуз включает всего шесть базовых упражнений, в том числе жим ногами, качание бицепса бедра, тяга на высоком и низком блоке. Вы можете увидеть все собственными глазами в очень интересном, отлично сделанном видео на YouTube, проведя поиск либо по имени исследовательницы, либо набрав в строке Google слова «Exercise Is Power».

Впрочем, несмотря на твердую уверенность Лью-Амброуз в пользе тренировок с отягощением, она с радостью приветствует и аэробику – если вы видите, что это приносит реальные результаты. Она говорит: «Бег трусцой, если, конечно, заниматься им строго по рекомендациям Арта Крамера, стабильно приводит к позитивным изменениям». А главная проблема, по мнению Терезы, состоит в том, чтобы убедить людей заниматься физкультурой.

«Нам приходится обращаться к пяти сотням людей, чтобы найти сотню тех, кто согласится участвовать в наших экспериментах, – сетует она. – И из этой сотни только 80–85 человек остаются с нами до конца исследования. И нам приходится хорошенько потрудиться, чтобы и они не бросили заниматься по программе раньше времени. Человеческий фактор играет тут величайшую роль. Именно тренер-инструктор призван наладить нужные взаимоотношения с участниками эксперимента, для чего он должен проявлять искренний интерес к их жизни».

Другой серьезной проблемой, по ее словам, является недостаток тренажерных залов, оборудованных для тренировок с отягощением. «Широко доступных мест для тренировок данного типа не так уж много. В Ванкувере такие еще есть, но, если выехать за пределы крупного города, их окажется очень-очень мало.

Большинство местных сообществ предлагают те или иные оздоровительные программы для людей пожилого возраста, но в основном это облегченные варианты: баланс-тренинги или щадящая аэробика. И даже если в программу включены элементы тяжелой атлетики, в них отсутствует важнейший элемент прогрессивности. Мы как общество, без сомнения, должны делать больше, чтобы предлагать пожилым людям программы, которые действительно им помогают».

При нынешнем же положении дел неуклонное ухудшение физической формы во всем мире в сочетании с постоянно растущим уровнем ожирения в буквальном смысле слова отупляют человечество.

Сказанное, однако, не относится к членам Верховного суда США, у которых имеется собственный тренажерный зал только для своих, надежно скрытый за знаменитыми колоннами белого мрамора. Судья Рут Бейдер Гинзбург, которой 15 марта 2013 года исполнилось 80 лет, начала работать с личным тренером в 1999 году, вылечившись от рака толстой кишки. Ее тренировочная программа длится один час и включает в себя разминку, растяжку, силовые нагрузки и баланс-тренинг.

«Когда я начинала тренироваться, я была похожа на выжившего узника Освенцима, – вспоминает Гинзбург в интервью Washington Post. – Теперь я делаю до 20 отжиманий». О своем верном тренере Брайанте Джонсоне судья говорит: «Я считаю, что здорова благодаря нашим встречам два раза в неделю. Это для меня очень важно». Итак, дело ясное. Я уверенно включил физические упражнения в свою тренинговую схему.

Мозг, так же как и другие мышцы, нуждается в тренировках. По мнению учёных, такие виды физических нагрузок, как бег, аэробика и танцы, положительно влияют на работу «серых клеточек». Суть в том, что кардиотренировки активируют процесс создания новых нейронов в гиппокампе - участке мозга, отвечающем за память, обучаемость и эмоции. Так что имейте в виду: чем чаще вы тренируетесь, тем легче вам усвоить и запомнить новую информацию.

Немецкие учёные выяснили, что прогулки и езда на велосипеде помогают быстрее запоминать иностранные слова.

Внимание

«Люди, которые регулярно тренируются, более продуктивные и внимательные работники», - утверждает Тодд Эсторино, помощник профессора кинезиологии Калифорнийского университета. Физические нагрузки помогают мозгу сформировать так называемые исполнительные функции: последовательность, рабочую память, умение расставлять приоритеты. Причём чтобы стать мечтой работодателя, необязательно быть олимпийским чемпионом - подойдут даже 30-минутные прогулки четыре раза в неделю. А чтобы закрепить и усилить эффект, учёные рекомендуют заняться балетом или гимнастикой - такими нагрузками, где особое внимание уделяется положению тела в пространстве.

Творчество и IQ

Тренировки способствуют выработке серотонина и увеличивают приток кислорода к головному мозгу, что, в свою очередь, влияет на способность мыслить ясно и творчески. Интересно, что творческий подъём появляется сразу после тренировки и длится ещё несколько часов. Кроме того, физически активные люди способны предлагать более интересные идеи, чем их малоактивные коллеги (исследование «Влияние физических упражнений на дивергентное мышление» Лоренцы Кольцато и Жюстин Паннекок).

Физическая активность и здоровая сердечно-сосудистая система повышают интеллект - к такому выводу пришли шведские учёные, исследовав более миллиона молодых людей в возрасте от 15 до 18 лет.

Настроение

Регулярные тренировки повышают болевой порог и реорганизуют структуру мозга, помогая ему бороться со стрессом и усталостью. Люди, которые активно занимаются спортом, склонны считать себя более счастливыми, чем те, кто предпочитает сидячий образ жизни. Кроме того, тренировки - прямой путь к эмоциональной стабильности, уменьшению тревожности и формированию когнитивной гибкости.

Вопреки распространённому заблуждению, нервные клетки всё же восстанавливаются. А способствуют их восстановлению регулярные физические нагрузки.

Приветствую, уважаемый читатель ! В этой статье я объясню, насколько велико влияние спорта на умственные способности . Я имею в виду занятия спортом, а не просмотр футбольного матча по телевизору, с банкой пива в обнимку. 🙂

На первый взгляд, взаимосвязь спорта с мозгом не очевидна. Ну вроде, все, кто занимается спортом, тупые и сильные, а все, кто занимается в основном умственными нагрузками, хилые и очень умные. Как бы не так! Основная масса спортсменов — это политики, бизнесмены и деятели науки(!) Вы представляете?! Ученые качки! Именно среди бодибилдеров очень много ученых. Основная масса моих знакомых тяжелоатлетов имеют несколько высших образований, двое занимаются преподавательской деятельностью. В прямом смысле слова, преподают в институте.

О чем был предыдущий абзац? Занятия спортом стимулируют человека (и не только) к активной работе. Спорт наилучшим образом влияет на все когнитивные функции, в т. ч. и на психику, причем делает он это со всех фронтов. Занятия спортом сейчас помогут сохранить ваши умственные способности в старости, и уберегут от мерзкой и отвратительной . Так как же это работает?

Как спорт влияет на мозг?

Есть в Америке один институт: «Национальный институт изучения старения», и в этом институте учеными проводились опыты над мышами. Одну группу мышей заставили бегать в колесе, а другую, в полосатых купальниках:), оставили в покое. И, как показало вскрытие, очень напрасно.

Далее тренированным и не тренированным мышам было предложено решить несколько задач. Каких именно задач, не говорится. Наверное, что-то вроде – «Из пункта “А” в пункт ”Б” выехал поезд со скоростью» и т. д. В общем, тренированные мыши справились с заданиями ровно вдвое эффективнее. К сожалению, от вскрытия это их не спасло.

Итак… В мозге спорт-мышей, среди прочего, было обнаружено несколько веществ, которые не были обнаружены в мозге обычных мышей:

1. Интерлейкин – 6

Это пептидная молекула, которая вырабатывается клетками иммунной системы при стрессах и повреждениях организма, при ожогах, инфекциях и иных повреждениях. Так при чем тут спорт? Все очень просто. Во время тренировок ваши мышцы получают микро-травмы. Особенно это выражено у тяжелоатлетов. Так как кровеносное русло в организме одно, интерлейкин – 6 попадает во все уголки организма. Так что же делает эта молекула?

Интерлейкин-6 является противовоспалительным фактором. В прямом смысле слова, эта молекула защищает клетки мозга (и не только) от разного рода воспалительных процессов. Тем самым защищая клетки мозга от гибели. Возможно, вы не знаете, но ваши нейроны гибнут тысячами каждый день. Погибшие нейроны компенсируются новыми, но чем больше вам лет, тем медленнее эта компенсация. Да и вообще можно не терять часть своих клеток уже сейчас, просто занимаясь спортом!

BNDF

Так называемый анаболический фактор BNDF. Это нейротрофический белок, который стимулирует к росту и установлению новых связей между собой, что, собственно, и делает человека (и мышь тоже) умнее. Все факторы роста провоцируются теми же микро травмами мышц. Все анаболические процессы запускаются на полную катушку во время тренировок.

Соматотропин

Этот гормон роста при необходимости вырабатывается гипофизом во время . Он также является анаболическим фактором (фактором роста) и предотвращает катаболизм (разрушение клеток). При систематических физических нагрузках вырабатывается в больших количествах. В отличии от белка, BNDF действует во всем организме.

Оксид азота “NO2”

Соединение азота и кислорода синтезируется мышечной тканью при физических нагрузках из аминокислоты «Агринин». Оксид азота является медиатором, который регулирует тонус гладкой мускулатуры кровеносных сосудов. А именно NO2 расслабляет сосуды, увеличивая их пропускную способность.

Как было выяснено — количество питательных веществ, поступающих в клетки организма, ограничено не пропускной способностью клеточной мембраны, а именно количеством веществ, которое способно принести кровь. Т. е. чем больше крови проходит через сосуды, тем больше питательных веществ получат ткани. Следовательно, NO2 помогает мозгу лучше питаться, способствует синтезу новых белков и медиаторов в мозгу, а также является дополнительным анаболическим фактором. Кроме этого, в некоторых случаях NO2 сам выступает в роли нейромедиатора.

Тут есть еще один небольшой бонус для мужчин. Агринин является условно незаменимой аминокислотой – это значит, что он вырабатывается в организме в небольших количествах. Но если он поступает в больших количествах с пищей, то начинают увеличиваться в размерах некоторые выпирающие части тела. В общем мужчинам нужно быть аккуратнее, а женщинам внимательнее. Ну вы меня поняли 🙂

Преимущества бодибилдинга

Как вы уже поняли, занятия бодибилдингом направлены на рост мышечной массы и увеличении анаболизма (факторов роста клеток) и уменьшение катаболизма (фактора разрушения клеток). В целом вся система бодибилдинга направлена на это. И само собой, атлеты очень щепетильно относятся к питанию, не смотря на то, что едят они ооочень много, они не едят все подряд. Исключительно полезную пищу. Но, к сожалению, не всех необходимых веществ хватает в пище. Они там присутствуют, конечно, но их концентрация слишком мала.

И тут как само собой разумеющееся, на помощь приходит спортивное питание. Многие «Дрищи» из-за своей дремучести и слухов, распространяемых дрищами среди дрищей, негативно относятся к спорт-питу и называют его химией. Но уверяю вас, это совсем не так. Спортивное питание — это та же еда, но в концентрированном виде — и никакой химии!

И именно со спортивным питанием атлеты употребляют большое количество веществ, улучшающих работу мозга. Креатин, L-карнитин, глютамин, агринин и много других. СТОП! А не ты ли еще недавно хотел найти волшебную таблетку, чтобы съел — и «сразу умный»? Фильмов насмотрелся?! Так вот оно… Ешь и не морщись!

В общем, друзья мои, чтобы разбираться во всем этом, нужно быть в теме. А чтобы быть в теме, нужно заниматься спортом. И пусть этот спорт станет частью вашей жизни.

Преимущества легкой атлетики

Во первых, легкая атлетика гораздо дешевле 🙂 Но это не самое главное… В легкой атлетике нагрузки аэробные, способствующие гораздо более быстрому кровотоку и быстрому обмену веществ. Если хотите, то бег — это более «прошибающий» вид спорта.

Дело в том, что организм на самом деле — это очень большая штука. 🙂 И в нем очень много закутков, закоулков и потайных отдаленных уголков. Такие закутки есть и в мозге. В таких местах обычно скапливаются шлаки и потихоньку, незаметно отравляют наш организм. И чем этих шлаков больше, тем ощутимее эти отравления.

Легкая атлетика способна вывернуть организм наизнанку (в переносном смысле), и вычистить из вас все шлаки. А все полезные вещества она загонит так глубоко в ткани мозга (и не только), где их никогда и не было, но они там очень были нужны. Так же огромным плюсом является тренинг сердечной мышцы в необходимом количестве, чего так не хватает в бодибилдинге. Также проблема бодибилдинга в том, что основная масса факторов роста остается в мышечной ткани. Так вот как раз занятия легкой атлетикой помогут доставить факторы роста в .

Что лучше?

Да ни что не лучше. Все хорошо по-своему. Но если вы после прочтения этой статьи все же решите заняться спортом, то делайте, как я. Совмещайте оба вида спорта. Каждую тренировку в зале я начинаю и заканчиваю на беговой дорожке. А если я сегодня не тренируюсь в зале, значит, сегодня я бегаю. И вам желаю того же.

Преимущества единоборств

Помимо всего вышеперечисленного, явным плюсом единоборств является невероятная способность к пространственному и тактическому мышлению. Хотя знаете… Некоторые считают, что те же самые навыки развивает настольный теннис (пинг-понг). Ну тут уже каждому свое. Кому-то настольный, а кому-то и большой.

На самом деле это далеко не все. О взаимосвязи физических нагрузок и умственных способностей написаны тысячи научных работ. Но сказанного мной будет достаточно, потому что мало кто любит читать длинные статьи:)

В обще, занимайтесь спортом, Господа. Спорт сделает вас умнее. Ну или как минимум красивее.

Время чтения 6 минут

Задумывались ли вы над таким вопросом, как физическая активность влияет на мозг, как улучшить мозговую деятельность? Активный образ жизни влияет на работоспособность памяти и мозга. Люди, которые ведут активный образ жизни, имеют более высокое интеллектуальное развитие. Почему так происходит, и какая связь между спортом и активностью мозга, мы разберемся в этой статье.

Влияние спорта и физической активности на мозг

«Физические упражнения оказывают влияние прежде всего на мозг и лишь затем на тело. Они управляют настроением, уровнем энергичности и внимательности, общим ощущением хорошего самочувствия»

Доктор Джон Рэтей

  1. Во время физической нагрузки кровь приливает к мозгу, которая несет в себе питательные вещества и кислород.
  2. Умеренная физическая нагрузка стимулирует работу нервных клеток мозга, а также способствует более быстрому развитию нейронных отростков.
    В процессе научных исследований было обнаружено, что спорт способствует развитию дендритов не только тех участков мозга, что отвечают за двигательную активность, но и на области, которые отвечают за обучение, мышление и память. Именно рост и развитие нервных клеток и их окончаний отвечают за интеллектуальные способности человека.
  3. Физическая активность продлевает молодость. Есть научные исследования, которые подтверждают, что регулярная физическая активность способствует синтезу новых стволовых клеток, которые обновляют и омолаживают не только ткани мозга, но и организм в целом. То же самое происходит и с нервными клетками, которые восстанавливаются при физической активности.
  4. С возрастом кровеносные сосуды теряют свою эластичность. И в первую очередь страдает аорта, которая снабжает мозг кровью. В результате снабжение мозга кислородом ухудшается, что приводит к ухудшению умственных способностей. Согласно результатам исследований немецкого Федерального союза кардиологов, люди в возрасте 55-75 лет, которые занимались спортом, лучше выполняют когнитивные тесты, чем нетренированные люди. Занятия спортом поддерживают здоровье и эластичность кровеносных сосудов, что способствует сохранению работоспособности мозга долгие годы.
  5. Активирование роста и развития новых нейронов в гиппокампе способствует улучшению памяти. Гиппокамп – это участок мозга, который отвечает за память. Поэтому люди, которые ведут активный образ жизни, легче усваивают и запоминают новую информацию. Ведь при физических нагрузках учащается сердцебиение, соответственно больше крови попадает в мозг. Исследования показывают, что уровень конгитивных способностей увеличивается на 15% сразу после тренировки. Минимальное время тренировок, необходимое для улучшения работы мозга – 30 минут три раза в неделю.
  6. Тренировки повышают способность мозга концентрироваться. Так как во время выполнения упражнений, человек не только концентрируется на определенной задаче, но и контролирует технику упражнения, считает повторы. Или при выполнении дыхательной гимнастики концентрируется на вдохе-выдохе.
  7. Физические тренировки учат человека ставить цели и достигать их. Это напрямую помогает человеку бороться со стрессом. Ведь причина любого стресса – страх, что количество навалившихся проблем настолько велико, что человек думает, что никогда не справится с ними. Исследования института здоровья Колорадо показали, что люди, которые ведут активным образ жизни, более стрессоустойчивы и менее беспокойны.
  8. Физические нагрузки помогают противостоять депрессиям. Это связано с выработкой серотонина и дофамина во время тренировок. Кроме того, тренировки помогают человеку обрести чувство контроля над своей жизнью.
  9. Как физическая активность влияет на внимание? Медики часто рекомендуют детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности занятия спортом. Это альтернатива медикаментозному лечению. Причина в том, что спорт помогает мозгу формировать такие функции, как последовательность, умение расставлять приоритеты, выдержку.
  10. Интересен тот факт, что анаэробные тренировки приводят к увеличению размеров гипоталамуса и коры головного мозга. Они ответственны за память и способность к обучению. Силовые тренировки такого эффекта не оказывают, так как их действие направлено на учащения сердцебиения и концентрацию внимания на определенном упражнении.
  11. Исследование Лоренцы Кольцато и Жюстин Паннекок «Влияние физических упражнений на дивергентное мышление» показали, что человек переживает творческий подъем сразу после тренировок. И этот эффект длится еще несколько часов. Доказано, что физически активные люди предлагают более интересные идеи на работе или учебе, чем те, кто ведет малоподвижный образ жизни. Этот эффект объясняется тем, что тренировки способствуют выработке серотонина, который называют «гормоном счастья». Это нейромедиатор головного мозга, вещество, которое передает импульсы мозга между нервными клетками. Гормоном серотонин становится тогда, когда попадает в кровь. Физическая активность способствует выработке серотонина, который в первую очередь отвечает за уверенность в себе и прилив сил.
  12. Физическая активность влияет и на настроение. Люди, которые занимаются спортом, чувствуют себя более счастливыми, эмоционально стабильными. У них уменьшается тревожность, проходит депрессия. Это объясняется тем, что помимо серотонина, физическая активность способствует более активной выработке дофамина - это вещество, которое отвечает за психоэмоциональное состояние. Дофамин поддерживает мозговые и сердечные функции, контролирует вес, увеличивает работоспособность и улучшает настроение. Регулярные физические упражнения это залог поддержания дофамина на нормальном уровне.

Почему многие профессиональные спортсмены кажутся не очень умными?

Как улучшить мозговую деятельность и как физическая активность влияет на мозг, мы с вами уже разобрались. Но почему многие спортсмены не блещут своими интеллектуальными способностями? Во-первых, все зависит от того, чем человек занимается помимо спорта, интересуется ли чем-то еще. Если человек всю свою жизнь посвящает только спорту, изнурительным тренировкам, то ясное дело, что он просто не может проявить себя в других сферах. Во-вторых, профессиональные спортсмены часто вынуждены испытывать неимоверные усилия и напряжение. Это негативно сказывается на нервной системе. Изнурительные тренировки не несут пользы организму.

Если вы почитаете биографии современных спортсменов, вы увидите, что это интересные разносторонние личности. Многие из них достигли успеха и вне спорта.

Когда мы говорим, как физическая активность влияет на мозг, мы говорим не о профессиональном спорте и тяжелейших нагрузках, а о активном образе жизни. Достаточно в день хотя бы 30 минут прогуливаться на свежем воздухе, чтобы укреплять сосуды, обогащать мозг кислородом.

Какая физическая активность лучше всего влияет на мозг?

  1. Гимнастика способствует улучшению кровообращения всего организма и усиливает питание мозга.
  2. Прогулки на свежем воздухе. Если вы устали и не можете решить какую-то задачу, выйдите на свежий воздух. Даже не длительная прогулка приводит к озарению и новым мыслям.
  3. Плавание – это один из самых безопасных видов физической нагрузки, которая благотворно влияет на работу мозга. Во время плавания работают не только все группы мышц, но и осуществляется дыхательные нагрузки, которые обогащают мозг кислородом.
  4. Дыхательная гимнастика не требует уделять ей отдельного времени. Ее можно выполнять на работе, дома, без отвлечения от основных дел. Она снабжает мозг кислородом, улучшает память.
  5. Йога развивает не только гибкость тела, но и ума.
  6. Танцы – это особый вид спорта. Занятия приносят удовольствие, поднимают настроение, развивают координацию и эстетику движений.
  7. Езда на велосипеде – это и кардионагрузка, и времяпровождение на свежем воздухе. Укрепляет сосуды, улучшает работу сердца.
  8. Очень полезны любые игровые виды спорта (футбол, волейбол, теннис, бадминтон).

Как правильно выбрать вид физические нагрузок и какие правила нужно соблюдать, чтобы физические нагрузки приносили максимум пользы вашему организму.

  1. Если вы заботитесь о своем интеллекте, то выбирайте не травмоопасный вид спорта.
  2. Занятия должны проходить в таком режиме, чтобы вы не чувствовали истощенность. Вы должны чувствовать легкую усталость, которая после отдыха сменяется приливом сил.
  3. Не увлекайтесь частыми экстремальными видами спорта. Выброс адреналина вызывает активность мозга, но она направлена на выживание. Если вы хотите до старости иметь здравый рассудок, хорошую память – лучше займитесь спокойными видами спорта.
  4. Очень важна регулярность занятий. Важно выработать в себе привычку. Спорт должен постоянно присутствовать в вашей жизни. Стать образом вашей жизни.
  5. Чтобы выработать привычку, нужно попробовать разные виды спорта и выбрать тот, который приносит вам наибольшее удовольствие. Намного легче привыкнуть к чему-то приятному и не забросить это дело, чем пытаться себя заставлять.

Вы должны понимать, что любая, даже минимальная физическая активность влияет на ваш мозг, ваше тело и улучшает здоровье.

Активный образ жизни – это важная составляющая жизни человека. Она способствует саморазвитию, поддержанию тела в тонусе, прекрасной физической форме.

Влияние физической активности на мозг человека трудно переоценить. Укрепление сосудов, выработка гормонов счастья серотонина и дофамина, укрепление нервной системы за счет более быстрого роста и восстановления нервных клеток, увеличение гипоталамуса и коры головного мозга – всего 30 минут 3 раза в неделю. Найдите время на себя и сохраните свое здоровье, молодость и здравый рассудок на всю жизнь

Каждый, кто качается, должен помнить: ты не груда мяса, а прежде всего человек. Между тем, стереотип о тупости спортсменов популярнее, чем сам спорт. Разберем все “за“ и “против“ того, что спортсмены глупее остальных людей.

Они - тупые!

1. Если ты посвятил жизнь спорту, интеллектуальные способности могут отдыхать сколько им вздумается. У тебя такой забитый график тренировок-олимпиад, что становится некогда все. Ты редко ходишь в театры и музеи. А из всех важных политических новостей, которые ты продремал вчера после тренировки, запомнил лишь то, что Летицию Каста признали самой сексуальной моделью года.

2. Спортсмены подвержены стрессу, подавляющему умственные способности. Чем больше сил они тратят на то, чтобы добиться блестящих результатов, тем больше нервничают. Став, наконец, звездами мировой величины, многие из них превращаются в совершенных неврастеников. Поэтому половина колонок скандальной хроники обычно посвящена героям спорта - один вырвал с корнем фонарный столб на Пикадилли, другой ухо сопернику откусил...

3. Спорт приносит психологически оздоравливающий эффект только тогда, когда ты занимаешься им добровольно - к такому мнению пришли экспериментаторы из медицинского центра университета штата Индиана. Они брали группу депрессивно настроенных лабораторных крыс (тех, которые ели без аппетита, не отвоевывали себе территорию и не ухаживали за самками) и помещали в боксы с беговыми колесами. Крысы, которые бегали в колесе тогда, когда им этого хотелось, скоро нагуливали себе аппетит и возвращались в группу уже на правах лидеров. Те же крысы, которых не выпускали из колеса до тех пор, пока они не пробегут нужное расстояние, оставались такими же печальными и угнетенными. Поэтому график, который довлеет над спортсменом, может угнетать его, словно крысу.

Источник: huffingtonpost.co.uk

4. Профессиональный спорт редко обходится без травм, к концу своей карьеры всякий спортсмен обзаводится пухлой медицинской картой. В дальнейшем многие из этих травм дают о себе знать частыми болевыми приступами, а постоянные болезненные ощущения крайне негативно влияют на интеллектуальные функции.

5. По данным British Journal of General Practice, футболисты хуже всех спортсменов проходят интеллектуальные тесты. Исследователи склонны винить в этом тот факт, что футболисты часто бьют головой по мячу. Во время ударов каждый раз происходит микросотрясение мозга и страдают его клетки.

6. Исследования, проведенные учеными в спортивных залах Берлина, выявили, что каждый второй из тренирующихся там не знал, какую именно мышцу он сейчас качает. Что уж совсем глупо. Ведь когда ты представляешь себе, на какую группу мышц идет нагрузка, ты стимулируешь нервную систему этой области, что ведет к большей эффективности тренировки.

7. Когда мужчина слишком много сил тратит на спорт, их остается слишком мало на секс. Уровень тестостерона снижается после выматывающих физических нагрузок - интерес к этому делу падает. И все остальное тоже.

8. Каждый третий спортсмен-любитель дает себе слишком высокую нагрузку, если занимается без тренерского наблюдения. Следствием этого могут явиться частые приступы депрессии.


Источник: glreview.org

9. Если ты вовремя не ограничишь свои тренировки разумными пределами, тебе придется познакомиться с побочным действием эндорфинов — гормоноподобных наркотических веществ, активно вырабатывающихся во время физических нагрузок. Их высокая концентрация в крови резко повышает болевой порог, и ты хуже ловишь жалобные сигналы своего тела. А бежать марафонскую дистанцию с вывихнутой пяткой - дело, прямо скажем, дурацкое.

Они очень умные!

1. Пульс, участившийся в момент тренировки, — это лучший подарок твоему мозгу. Усилившееся кровообращение и хорошее обогащение ткани кислородом помогают ему думать.

2. Спорт — лучшее лекарство против вредного для интеллекта стресса. Тому есть разные причины, как биохимические, так и психологические. Но принцип один — пока твое тело носится по беговой дорожке, ему не хочется переживать за судьбы Вселенной. Что касается камня на душе, то он — сущая ерунда по сравнению со 100-килограммовой железкой, которая уютно пригрелась сейчас на твоей могучей груди.

3. Занятия спортом увеличивают количество нервных клеток. По крайней мере, у мышей — об этом сообщают из Калифорнийского института биологических исследований. Мыши, которые вынуждены по милости исследователей вести активную жизнь (а для этого в институте масса самых странных приспособлений, в том числе даже мышиный велотренажер), имеют большее количество клеток мозга, чем их братья и сестры, которые спокойно живут себе в обычных ящиках без всяких спортивных прибамбасов.

4. При аэробной нагрузке после тридцати минут постоянного движения в организме активно выделяется вещество, называемое естественным морфином, или эндорфином. Чем выше уровень эндорфина, тем лучше настроение и тем легче тебе дается все, в том числе и усвоение информации.