Житейское мировоззрение характеристика. Мировоззрение: определение, уровни и формы


Лекция:

Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: "Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?" – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам.

На формирование мировоззрения влияют:

    Во-первых , окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.

    Во-вторых , социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство.

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по - разному.

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие.

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно - практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально - психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно - интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно - практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))

Мировоззрение — это сложная структура, включающая в себя множество элементов.

Подробно разобравшись в этом понятии можно скорректировать собственное отношение к действительности и .

Определение понятий

Основные типы и их краткая характеристика: таблица

Функции мировоззрения наиболее полно отражают суть различных мировоззренческих типов. О функциях кратко в таблице:

Тип мировоззрения

Функции

  • создание прочной основы для ориентации человека в мире;
  • отражение и описание существующей реальности в естественном ее виде (с учетом причинно-следственных связей);
  • организация деятельности людей на основе научных и рациональных знаний;
  • просвещение и избавление от социальных, политических и прочих предрассудков;
  • развитие интеллекта в процессе познания (отказ от стихийного изучения мира).

Религиозный

  • сохранение и передача традиций, обычаев и устойчивых нравственных ориентиров за счет повсеместного распространения единства человеческого рода;
  • сохранение и гармонизация общественных отношений за счет идеи о спасительной значимости догматов;
  • обобщение реального опыта поколений в форме учения.

Мифологический

  • формирование обобщенных представлений о природных и социальных явлениях;
  • формирование духовной связи (преемственности) между поколениями;
  • сохранение и передача накопленных знаний;
  • контроль поведения в связке «человек-человек» и «человек-природа»
  • социализация отдельных членов общества и их интеграция в коллектив посредством распределения ролей.

Философский

  • выработка обобщенных представлений о мире;
  • определение места и функции человека в мире путем размышлений;
  • выявление принципов взаимодействия человека и мира.
  • удовлетворение примитивных ;
  • формирование устойчивых моделей поведения, основанных на здравом смысле и принципе экономии ресурсов;
  • выявление вектора развития с целью дальнейшего углубления по принципу интересов, индивидуальных способностей и особенностей.

Как поменять свое мировоззрение?

Мировоззрение имеет два уровня:

  • чувственный или эмпирический уровень (мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропереживание);
  • понятийный или теоретический (миропонимание)

Легче всего изменить мировоззрение путем работы на теоретическом уровне, т.к. он привязан к интеллектуальному восприятию. Т.е. работая с интеллектом, формируя и внедряя новые установки, можно добиться прогресса .

  1. Определите свое мировоззрение . Каждый человек имеет представления о том, как сформировался этот мир. К какой версии вы склоняетесь? Считаете, что к созданию нашей реальности приложил руку Творец? Или за точку отсчета можно брать «большой взрыв»?
  2. Найдите аргументы . После того, как вы определитесь с типом своего мировоззрения, попробуйте доказать данную точку зрения.

    Возможно, через некоторое время начнет казаться, что имеющиеся в арсенале аргументы не так сильны, как казалось ранее.

  3. Изучайте . Начните изучать мир с помощью науки и собственного анализа, размышлений, умозаключений. Подключите к этому процессу эксперименты. Систематизация и углубление имеющейся в голове информации откроет дорогу к другим типам мировоззрения и поможет выбрать наиболее «близкий» тип.
  4. Кто я? Рассмотрите себя как часть общества и огромной, взаимосвязанной системы. Определите свое место и цель в этом обществе (системе). Определите свой «вес» и «вклад».
  5. Задавайте «главные» вопросы. Размышляя о смысле жизни, законах вселенной и других глобальных вещах человек автоматически начинает мыслить большими категориями и систематизировать все компоненты своей жизни. Это позволяет объективно оценить реальность.
  6. Откажитесь от опыта. Это звучит достаточно странно, но в плане работы с мировоззрением крайне эффективно отказываться от личного опыта. Ведь если человека несколько раз предали друзья, у него формируется устойчивое убеждение на счет дружбы. И данное убеждение он проецирует на всех своих друзей и знакомых.

    Негативный опыт, как и позитивный, формирует наше мировоззрение. Такие скрытые установки мешают сделать шаг в сторону перемен.

    Но если понять, что каждый случай — частный, можно добиться прогресса. Ведь ранее у вас просто совпадали формы частных случаев, а не подтверждалась закономерность.

  7. Вызовите чувства на серьезный разговор . Эмпирический уровень мировоззрения часто связан с ложными представлениями о действительности.

    Мы боимся, страдаем, любим, верим, надеемся и формируем на фоне всего этого ошибочные выводы, которые должны успокоить, обнадежить, защитить и т.д. Необходимо поднять «со дна» все выводы и установки, которые мешают идти вперед. После этого, потянув за ниточки (проанализировав чувственную природу установок) надо найти предпосылки и проработать их.

  8. Правило присутствия. Прошлого и будущего не существует. Есть лишь настоящий момент. И через секунду вновь наступит не будущее, а уже настоящее. Поэтому надо жить, мыслить и ощущать «здесь и сейчас», не погружаясь в воспоминания о прошлом или фантазии на тему будущего.

    В противном случае восприятие реальности искажается, ведь мозг принимает наши фантазии и воспоминания как замещающую реальность, опираясь на которую и делает выводы.

  9. Откажитесь от зависимости в любой ее форме. Для того, чтобы работать над мировоззрением, надо отказаться от привязанностей. Важно воспринимать себя как личность или «базис». Вы никому ничего не должны, но и вам никто ничего не должен. Не обязательно соответствовать чужим представлениям и желаниям.

    Только скинув флер навязанного извне мнения можно изменить собственное мировоззрение. В противном случае не получится найти причин тех или иных поведенческих стратегий, ведь они засели не в вашей голове, а в голове соседа, который эту идею случайно внушил вам.

  10. Множественность ориентиров. В реальном мире нет четкой границы, разделяющей добро и зло. Существует множество полутонов, серых и бесцветных действий/поступков/мыслей. Конкретные нравственные нормы формируются в определенной социальной группе и опираются на базовые ориентиры, принятые в обществе. Если «разгонять» свою мысль строго в этих рамках, изменить мировоззрение не получится.

    Ведь существующие внутри вашего окружения нормы будут останавливать мыслительную деятельность на границах «добра» и «зла».

  11. «Многоликий» подход. Объясняйте свои действия или происходящие вокруг события с позиции философии, науки, религии, быта и т.д. Чем больше точек зрения вы «примерите» к ситуации, тем скорее ваше «Я» начнет резонировать относительно одной из них.

Изменить мировоззрение не так сложно , как кажется. Но для этого необходимо работать, искать ответы внутри себя и в доступных источниках знаний (заботливо собранных и обобщенных предыдущими поколениями знаний).

Большую роль играет также и личный опыт.

Поэтому стоит идти по этой тропинке на ощупь, используя существующие типы и формы мировоззрений в качестве маяка или факела, но не идеала и образца для копирования .

В реальном мире не встречается чистых типов мировоззрения.

Однако один из них непременно преобладает над остальными , программируя человека на определенное поведение.

Умея распознавать и анализировать типы мировоззрения, можно решить множество бытовых и глобальных проблем.

Понятие и типы мировоззрения:

Из миропонимания человека исходят его поведение, действия и решения. На наши поступки влияет то, как мы представляем себе этот мир, как мы его воспринимаем и относимся к нему. Воззрение есть у каждого человека, но не у всех оно идеально с точки зрения философии, так как она имеет свои представления о том, какое должно быть мировоззрение. Существуют вполне определенные типы мировоззрения, которые носят идеализированный характер, не присутствующий в чистом виде.

Оно не рождается вместе с человеком и не дается генетикой, оно формируется в течение всей его жизни под влиянием многих факторов. Специфика философского мировоззрения, то есть взгляда на мир, как раз и заключается в изучении, исследовании и анализе отношения человека к миру, учитывая его культуру и цивилизацию, а также взаимоотношение, взаимопроникновение и связь мира с человеком.

Современное мышление

Известнейший в свое время, советский философ Щедровицкий говорил, что подавляющему большинству представителей человечества в современном мире абсолютно не нужно мышление, как таковое. За нас уже многое решили, о многом подумали известные аналитики, которые решали вопросы нашего питания, образования, информирования, одежды и многого другого. Это та ситуация, когда мы стали жить в некоем постоянстве, к которому мы привыкаем.

Современные психологи и философы определяют наше мышление, как способность решать и создавать логические задачи, уметь находить рациональный выход из сложных ситуаций. Анализируя наше нынешнее существование, многие из нас понимают, что в современном мире нам сложно участвовать в процессах такого рода.

Мы часто пытаемся убедить себя, что все пройдет, нашей вины нет, виноваты не мы или нам просто неудобно что-то делать, себе в оправдание. Многим из нас проще придерживаться таких позиций. Вот как раз все это вытекает из нашего миропонимания.

В философском мировоззрении существует утверждение, что мысли материализуются, и действительно, только не по мановению волшебной палочки, а в зависимости от того как мы думаем и о чем. Например, один человек думает о том, что у него может что-то не получиться – это уже его мировоззренческая установка, а другой уверен, что он точно это сможет сделать.

Мы понимаем, что все мы по-разному относимся к своим возможностям и превращаем их в действительность, имеем разные совокупные представления о любых понятиях, которые и получили названия сущное и должное.

Классификация

Мы имеем собственные, оригинальные взгляды, мнения, которые не подвержены стандартам и шаблонному, пропитанному ярлыками и установками взгляду на жизнь.

На картинке справа указаны основные составляющие нашего мышления:

  • Мироощущение определяется первичным мнением человека о мире, так сказать, уровнем комфортного или некомфортного нахождения в нем, уровнем чувственного и эмоционального состояния, которое не подвергается жесткому и рациональному осмыслению.
  • Мировосприятие – это более целостное представление о мире, о людях и о себе, определяющееся уровнем рассудка и смысла, формированием элементарных связей с людьми и окружающим миром.
  • Совокупность понятий, начиная с абстрактного понятия, и заканчивая системами взаимосвязей понятий, существующих в психике личности, определяется миропониманием – единственное, что невозможно без языковых средств. Ничего нельзя себе объяснить, не проговаривая себе объяснения.

Классификация типов мировоззрения имеет еще и подразделения на компоненты, которые включают в себя познавательную, историческую и географическую принадлежности.

К компонентам имеет прямое отношение и эмоциональный фонд (нервная система, тип характера и другое), нормы и практика.

Рассмотрим наше мировоззрение и его типы с исторической позиции. Эти типы мировоззрения формировались и занимали свое место на протяжении всей истории.

Историческая классификация типов мировоззрения складывается из трех основных компонентов. Постараемся выяснить, какие типы мировоззрения выделяет наука.

Миф – форма общественного сознания

Мифология как исторический тип мировоззрения – самый глобальный, основной и ранний. Часто, когда затрагивается мифологический тип мировоззрения, многие относятся к нему с пренебрежением.

Якобы древние люди жили давно, недолго и плохо, мало что понимали, пользовались мифами и верили в небылицы. Мы же сейчас гораздо умнее, даже неприлично верить в разные мифы.

С другой стороны, человек появился на земле более сорока тысяч лет назад, а философия – чуть больше двух тысяч лет. Значит человек выживал без философии огромный период времени, учитывая его ужасные, в большинстве случаев, обстоятельства. Мифология как исторический тип мировоззрения обеспечила человеку выживаемость, возможность передавать знания, какой бы наивной она ни казалась.

Характерной чертой мифологии как исторического типа мировоззрения является синкретизм, означающий, что все элементы со всевозможных областей опыта, знаний и жизни человека были объединены в единое целое. Проще говоря, такой исторический тип мировоззрения, как мифология, объединял искусство, литературу, ту же философию, даже географию, биологию и другие науки воедино.

Человек, который находится во власти мифологии, относится к несвободным людям, так как он зависим от всех событий окружающей среды и своих соплеменников. Как отдельная личность он не воспринимается.

Мифология как исторический тип мировоззрения уже тогда старалась объяснить окружающий мир, пусть сказками, легендами и мифами, но все для того, чтобы прекратить его бояться, а это значит – понимать его. Мифология − это один из типов мировоззрения, который играет ведущую роль в современном мире.

Наше сознание устроено так, что мы стараемся достроить окружающий мир до целостного взгляда, даже не имея полной информации, то есть, додумываем его. Это и является общим корнем с типом мировоззрения первобытного строя.

Религия и мы

Историки убеждены, что определяющим признаком религиозного мировоззрения является предотвращение социального напряжения в классовом обществе.

С появлением социального и материального неравенства стало необходимым создать строй, чтобы не допустить социальных бунтов, переворотов, любых массовых возмущений. С этим и связано навязывание религиозного мировоззрения, перехватившего эстафету первенства у мифологии.

Религиозное мировоззрение более прогрессивное, чем мифологическое, так как человек с ним более свободен. В христианстве, например, ярко выражено понятие свободы воли. Это подтверждается тем, что религиозное мировоззрение проповедует теорию того, что бог управляет нашей жизнью, но за нашу судьбу мы в ответе сами.

Фигуру божества религиозное мировоззрение понимает несколько по-другому. В мифологии Боги являются телесными существами со всеми их грехами, а в любой религии Бог предстает как сверхъестественное, совершенное и не телесное существо.

Основные черты религиозного мировоззрения – это разделение на потусторонний и реальный мир, то, что Боги рассматриваются как высшие нравственные существа, на которых религиозное мировоззрение призывает равняться, ну и некая свобода выбора человека.

Как бы ни утверждали многие аналитики, что такому типу мировоззрения все меньшее число человечества подвержено, что религиозному мировоззрению приходится постепенно отступать от ведущей позиции в современности, тем не менее, число верующих людей неуклонно растет.

Философия в нашей жизни

В развитии человечества более поздним типом мировоззрения является философское.

Специфика философского мировоззрения характеризуется наличием свободной критической оценки себя, общества, мира, своего места в нем. Это один из самых прогрессивных типов мировоззрения человечества.

Философское мировоззрение выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональные аспекты. Это значит не сводить все к эмоциям и чувствам, то есть умение рационально использовать свой интеллект, разум и мышление.

Специфика философского мировоззрения выражается в выработке собственного взгляда на жизненные позиции, не предполагая наличия философского или еще какого-либо образования. Основные черты философского мировоззрения заключены в появлении специфического языка и доказательств, что в других типах не требовалось.

Философия, по существу, пытается ответить на вопросы на более отвлеченном уровне с привлечением некоторых аргументов. Наука отчасти идет дальше, в смысле аргументации, она отвечает на вопросы причин, а философия занимается вопросами целей. Например, биология не занимается вопросом, зачем живет человек, она отвечает на вопрос, почему он живет.

Философское мировоззрение пытается объединить два исторических типа, таких как религия и наука, то есть пытается объяснить, зачем человеку что-то необходимо, при этом аргументируя свои объяснения.

Несмотря на то, что у всех разное мировосприятие, оно может быть в чем-то и схоже. Это сходство и позволяет выделить основные типы философского мировоззрения, которые характерны для общества в целом:

  • Обыденное имеет стихийный характер, сиюминутное нынешнее мнение, а также подверженность чужому, даже некритичному мнению, скажем, это мировоззрение, которое основано на бытовых взаимодействиях (образование, общение, кино и другое). Также к обыденному типу относится то, что случается с нами помимо нашей воли, внешние обстоятельства, события, случайные встречи.
  • Научное, характеризующееся логической непротиворечивостью, системностью и структурностью сознания, объясняет сложные и запутанные ситуации особой научной схемой.
  • Философское мировоззрение может быть художественно-образным, культурным, кратко говоря – это такой тип, который основан на интуитивном, образном восприятии творческого мира. Такой тип мировоззрения присущ каждому индивиду, но не каждый может ним пользоваться.
  • Гуманистическое мировоззрение было отлично описано Гербертом Спенсером, который говорил, что природа человека и есть критерий общественного блага. Это говорит о том, что именно личность имеет право делать все, что ей необходимо и все, что она желает, но не в ущерб другой личности. Гуманистическое мировоззрение призывает к строительству нового общества, в котором человеку должно быть предельно комфортно в любом аспекте его жизни.

Это самые распространенные типы человеческого мировоззрения, которые присущи в разных степенях большинству из нас.

Альбер Камю (философ) интересно подметил тот факт, что мир сам по себе неразумный, бессмысленный и даже абсурдный, а нам предоставлена возможность наделить его человеческими чертами и сделать его узнаваемым. Развитую личность невозможно представить себе вне системного, целостного и развитого мировосприятия.

Введение:

– система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение – общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

2. Структура мировоззрения
Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру.
Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. Но в них самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения.
Основной структурообразующий элемент мировоззрения – вопросы, которые возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни:
- «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);
- «О должном» (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);
-«О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).
Центральная проблема мировоззрения – вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.
Указанным группам мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.

1. Мировоззрение и его методологические функции

в построении картины мира

Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира – это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественно-научную картину мира, а общественных – социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира – задача всех областей знания.
С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение – это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока – созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»). Мировоззрение – способ построения картины мира.
Картина мира – это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина мира является исходным пунктом и результатом деятельности мировоззрения.
Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е. внешними условиями существования) сразу после рождения в «свернутом» виде, а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого опыта жизни, она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в определенной степени произвольна, а в определенной степени – обусловлена объективными обстоятельствами.
Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это – основная функция мировоззрения.

Она называется методологической (метод – способ; логос – учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели.

Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.
Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Мировоззрение у огромного количества совершенно разных людей имеет множество общих черт в различных отношениях. Так, мировоззрение может быть научным или антинаучным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно всегда стремится к целостности и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигаются эта целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение - это произвольное смешение мироощущения с миропониманием.

Типы мировоззрения
1. Особенности обыденного мировоззрения
Обыденное (житейское) мировоззрение – исторически первичная форма мировоззрения как в онто-, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.
Только категориальное мышление способно развиваться из содержательного, а не формального противоречия, потому что формальные противоречия устраняются из такого мышления автоматически, на уровне безусловных рефлексов. Без развитого категориального мышления мировоззрение зачастую остаётся противоречивым не только на содержательном, но и на формально-логическом уровне.
При деятельности такого типа мировоззрения обычно нарушаются все законы формальной логики.
На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф – т.е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого являются логические обобщения, нарушающие логический закон достаточного основания. Логические посылки для мифологизированного восприятия действительности при этом имеются, они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.
Миф - это наиболее простой творческий способ преодоления незнания путем прямого моделирования в сфере незнаемого знакомых (известных) связей и закономерностей. Огромное подспорье при мифологизации обыденного мировоззрения играет потребность и способность человека к фантазии, формируемая в обществе в силу уже упоминавшейся необходимости существования человека одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, да к тому же при преобладании условных связей над безусловными.

9

2. Особенности религиозного мировоззрения
Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа.
Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное.
Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками.
Она намного критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос.
Вера в эту внешнюю сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология, обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы – Бога.
Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея. Разновидностями идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.

10

3. Основные особенности философского мировоззрения
Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его мировоззрения:
- концептуальная обоснованность;критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.
Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
Основные черты философского
- систематичность;
- универсальность;
- критичность.
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.

Заключение Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека.
Мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.
Все типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например, как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура мировоззрения образуется в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний.
Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

Человек

Вынесенный в заглавие вопрос казалось бы должен быть не только самым важным, но и самым легким из всех вопросов, потому что человек – наиболее близкий нам предмет. Это мы сами. Кроме того, все, что мы знаем о мире, мы знаем через человека и, можно сказать, является знанием о человеке. Мы видим себя не только тогда, когда смотримся в зеркало воды или иной гладкой поверхности. Во всем, что мы знаем, мы открываем, узнаем себя. Еще Юм говорил, что все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к природе человека. И он был не первый, кто думал так. Философия очень рано, почти на заре познания высказала мысль о том, что человек как мера всех вещей является не только приобретенным, самым существенным, но в известном смысле единственным предметом исследования, его ограничивающим условием. И тем не менее мы не имеем ответа на вопрос: «Что такое человек?»

Дело даже не в том, что мы не имеем ответа. Быть может, даже неверно требовать и ждать этого, ибо если все науки есть в той или иной степени науки о человеке, то ответ на вопрос «Что такое человек» был бы равнозначен завершенности познания. Дело в том, что о человеке мы знаем, пожалуй, меньше всего. Меньше, чем о невообразимо далеких скоплениях звезд и исчезающих маленьких частицах. Но даже и не это является наиболее обескураживающим. Самое странное, заслуживающее нашего пристального внимания обстоятельство состоит в том, что сегодня о человеке мы знаем вряд ли больше, чем две с половиной тысячи лет назад, когда была сформулирована исследовательская и жизненная установка: «Познай самого себя». Последнее утверждение нуждается в конкретизации.

Место человека в мире.

Смысл и назначение человеческого бытия.

Сопоставление понятий “человек”, “индивид” и “личность” позволило подойти нам к одному из фундаментальнейших вопросов философской антропологии - вопросу о назначении, о смысле человеческого существования .

Человек - существо телесное. Природно-биологическая организация человека обусловливает с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен.

Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может существует возможность воскрешения из мертвых? Возможность перерождения в иные формы существования и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей.

Марксистская философия отрицает какую либо возможность на физическое бессмертие.

Но все же и религиозное и материалистическое мировоззрение признает

неизбежность прекращения земной формы существования человека.

Поэтому возникает вопрос о смысле и назначении жизни. Если каждый человек смертен, ради чего он живет? Ради чего вообще стоит жить? Есть ли какой-то смысл человеческой жизни? Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле просто этап подготовки к вечной загробной жизни. Человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в “иной жизни”.

Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы учили: живи, то есть удовлетворяй свои потребности,

обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся. Перестанешь это делать и не будет ни переживаний, ни страстей, то есть для тебя не будет ничего. Такая философская позиция ориентирует человека на самоценность его жизни.

Но в ней очень слабо отражены содержательные ориентиры жизненной позиции, духовно - нравственные критерии человеческой жизни.Человеку как правило мало просто жить, ему хочется жить “для кого-то” и “во имя чего-то”.

Без религиозный выбор заставляет человека глубоко и серьезно задуматься о своем месте в мире, в обществе, среди людей. Марксистский подход к

человеческой жизни связан с признанием ее самоценности и самоцельности.

Но в отличие от эпикурейской концепции он утверждает общественную значимость человеческого бытия. Он подчеркивает тот факт, что человек живет в обществе, среди людей: окружающих, близких или далеких. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, писатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна. Но память оставляют не только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках, более далеких потомках. Человек как личность, реализуя в своих

деяниях свой творческий потенциал, продолжает жить в жизни человечества.

Пять основных идей о сущности человека:

Первая идея - это иудейско-христианский миф о сотворенном человеке и смысле его бытия. Идея эта и, в частности, ее основные моменты - первородный грех, искупление, эсхатология - крайне живуча и час то явственно обнаруживает себя даже там, где о догматической вере не может быть и речи. Этой идее соответствует целый ряд концепций истории.

Вторая идея впервые "открыта" Платоном и Аристотелем и, по-существу неизменная, царит в философии до наших дней. Она стала общим достоянием и в обиходе получила даже опасный характер несомненности и неоспоримости. Это идея "homo sapiens". Ее основные черты:

Человек единственный среди живых является носителем специфического фактора - разума, неразложимого и не сводимого на другие, низшие факторы.

Основное свойство разума, непререкаемо за ним признанное, - способность познавать сущее как оно есть;

Разум тождественен себе и неизменен в любую эпоху, в любом homo sapiens.

Лишь третье свойство (неизменность) было подвергнуто сомнению: Гегель приписал разуму, как таковому, становление во времени. В остальном идея "homo sapiens" осталась неизменной в самых противоположных доктринах.

Но способность разума познавать сущее как оно есть - эта способность, сознательно или бессознательно, коренится на одной предпосылке: богоподобие или богоданность разума (а в более исконной форме: торжество или подобие человеческого логоса мировому Логосу). Если устранить эту предпосылку, идея homo sapiens теряет всякий смысл.

Третья идея - натуралистическая, позитивистическая и, позднее, прагматическая. Она отрицает специфичность и неразложимость разума, видит в нем лишь продукт инстинктов и чувственных восприятий.

Определяющее начало в человеке это не разум (нечто вторичное, производное), но инстинкты. Инстинкты распадаются на три основные группы, и обыкновенно одной из этих групп придается первенствующее значение. Соответственно этому существует и три типа натуралистических концепций истории. Во-первых, теории экономические, напр., марксизм, для которого история - "борьба классов", "борьба за место у корыта" (инстинкт питания). Во-вторых, теория, истолковывающая историю прежде всего с точки зрения инстинкта размножения или одной из его форм (пример: Фрейд и его libido). В-третьих, - история sub specie "воли к власти" (уже Гоббс и Макиавелли, особенно - Ницше).

Шелер отмечает, что есть одна черта, неожиданно роднящая между собою все разнообразные натуралистические теории: это неизменная вера в разумную эволюцию, в высокую цель человеческого развития. И здесь обнаруживается странное сближение этих теорий с идеей "homo sapiens".

Словом, это давняя тютчевская мысль о неустранимом "разладе" разума и природы, и о "призрачной свободе" нашего духа, как корне этого разлада. Но здесь эта мысль разрослась в толстые томы и вооружилась "наукообразной" аргументацией.

Шелер пытается вскрыть происхождение этой "страшной" теории. Он находит зачатки (только зачатки) ее у поздних (Гейдельбергских) романтиков, у Шопенгауэра, Ницше и Бергсона. Но идея эта обострилась и обрела силу, только пройдя через роковой опыт "страшных лет" Европы. Теперь разнообразные мыслители разными путями подходят к ней с какой-то странной неизбежностью: философы и психологи (Клаге), палеогеографы и геологи (Даке), этнологи (Фробениус), историки (Шпенглер) - и многие другие.

Шелер явно встревожен этой идеей и, с видимой страстностью, ищет показать ее коренную противоре­чивость... Но я не могу коснуться здесь его высокоинтересных критических соображений.

Пятая идея, в противоположность четвертой, возносит "человека" на еще небывалую высоту. Эта идея - представленная Н.Гартманом (в его "Этике") и Г.Керклером - своеобразное преломление ницшева богоборчества и учения о сверхчеловеке в философском и жизненном опыте современности.

Старые атеисты, признавая желательность бытия Божия, видели себя теоретически вынужденными отрицать его. Наоборот, новое учение, даже допуская теоретическую неопровержимость бытия Божия, провозглашает, что Бог не должен быть, если есть свобода и ответственность. Бытие Бога уничтожает всякий моральный смысл бытия человека, ибо человек обретает себя только в абсолютной моральной суверенности. "Предикаты божества должны быть перенесены на человека" (Н.Гартман).

"Что мне за дело до основы мира, раз я ясно вижу свою моральную сущность, и знаю, что есть добро, и что я должен делать, - так провозглашает Керлер. - Если основа мира находится в согласии с тем, что я сознаю как благо, то я готов чтить ее, как друга; если же нет - то я плюну на нее, хотя бы она раздавила меня и мои цели!"

По аналогии и противоположности с кантовым "постулативным теизмом", Шелер называет это учение "постулативным атеизмом задания и ответственности". Этой антропологии соответствует история как "монументальное воссоздание духовного облика героев и гениев" или, по Ницше, "высших экземпляров человеческой породы".

К сожалению, Шелер лишь бегло останавливается на этой, столь мало нам известной, идее. Получается впечатление: какая странная и жуткая смесь мертвого протестанско-кантовского морализма с дерзновениями служителя Дионисова - Ницше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проблема отношения человека и природы вырастает из объективного противоречия, характеризующегося положением человека в природе: человек, являясь природным существом противопоставляет себя остальной природе посредством своей деятельности. Материальная практика соединяет человека с природой (осуществляется естественный обмен между ними) и одновременно выделяет человека из природы, формируя несводимую к природным закономерностям человеческую сущность, специфические законы развития, подчиняющие себе в конечном счете и саму природную историю.

Что же является определяющим в отношении человека и природы: то, в чем он сходен, в чем един с природой, или то чем он принципиально отличается от нее? Решение этого вопроса предполагает понимание сущности человека. Поэтому исследование отношения человека и природы предполагает и связывается с самопознанием человека. Эта связь обусловлена и тем, что человек, в отличие от других природных существ, относится к природе главным образом не непосредственно, а через других людей – через посредство общественных связей с другими людьми.

Природа раскрываом счете и саму природную историю.

Список литературы:

1. -Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. - В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.

2. -Бройль Л. Революция в физике. М., 1965.

3. -Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1971.

4. -Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.

5. -Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1995.

6. -Шелер М. Философское мировоззрение. - В кн.: Шелер М. Избр. произв. М., 1994.

7. -Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.,1998.

8. -Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.,1998.

9. -Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. – Тт. 28,41.

10. -Радугин А.А. Философия. – М.,1998.

11. -Философия. Курс лекций (под ред. В.Л. Калашникова). – М.,1998.

12. -Цикличность в социальных системах («круглый стол»). Социс, 1992. - № 6.

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

Богбаз10, §4, 40 – 44. Богпроф11, §29, 301-304.

КРАТКО

Мировоззрение

1) совокупность взглядов человека на мир, который его окружает;

2) совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок; определяющих отношение человека к окружающему миру;

3) целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества.

?

Уровни мировоззрения:

Классификация видов (типов) мировоззрения :

Формы мировоззрений – это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человека, в нормы его мышления и поступков.

В историческом плане можно выделить три основные формы мировоззрений: мифологическое, религиозное и философское.

?

ПОДРОБНО

4.1. Что такое мировоззрение?

4.2. Классификация типов мировоззрения.

4.3. Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей?

4.1 . Что такое мировоззрение ?

4.1.1. Мировоззрение - 1) совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; 2) совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок; определяющих отношение человека к окружающему миру; 3) целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества.

4.1.2. Термины, близкие по значению .

Мироощущение – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств.

Мировосприятие – мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам.

Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Менталитет – это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность.

4.1.3. Чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека ?

1) Мировоззрение представляет собой взгляд человека не на отдельную сторону мира, а на весь мир в целом.

2) Мировоззрение отражает отношение человека к миру.

4.1.4. Из каких элементов состоит мировоззрение ?

Знания, убеждения, установки, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.

Немецкий философ Людвиг Фейербах назвал основные стороны духовной жизни человека сердцем, разумом иволей. В мировоззрении личности 1) ценности выражают линию сердца, 2) знания – линию разума. Но только воля делаетмировоззрение реальным, связывает его с жизнью, переводит в план поведения. Такой перевод осуществляется посредством 3)установки – состояния готовности к определенного типа деятельности, к поступку.

4.1.5. Субъекты (носители) мировоззрения :

1) отдельный человек;

2) группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные);

3) общество в целом.

4.1.6. От чего зависит мировоззрение ?

Каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои ценности.

4.2 . Классификация типов мировоззрения :

4.2.1. Версия №1 :

1) теоцентризм;

2) природоцентризм (космоцентризм, космизм);

3) антропоцентризм;

4) социоцентризм;

5) знаниецентризм (наукоцентризм, сциентизм).

Теоцентризм (греч . Theos – Бог + лат . Centrum – центр круга) – понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. Основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.

Космоцентризм (греч . Κοσμος + центр) - система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.

Восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях характерно для древнегреческой философии.

Русский космизм - мировоззрение, возникшее в России в конце 19 - начале 20 вв.:1) синтетическое видение реальности; 2) восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, высшая в конечная цель всего мироздания.

Социоцентризм – мировоззрение, согласно которому общество является более значимой реальностью, чем составляющие его индивиды;

Сциентизм – мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как о высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, как о главном факторе общественного прогресса и основном средстве решения экологических и социальных проблем.

4.2.2. Версия №2 .

1) Обыденное мировоззрение:

+ опирается на непосредственный жизненный опыт человека; мало использует опыт других людей, опыт науки, культуры, религии.

2) Религиозное мировоззрение:

+ тесная связь с мировым культурным наследием; ориентация на удовлетворение духовных потребностей человека; стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей; непримиримость к другим жизненным позициям; недостаточное внимание к достижениям науки.

3) Научное мировоззрение:

Прочная научная обоснованность; реальность целей и идеалов; связь с производственной и социальной деятельностью людей; - недостаточно внимания уделяется изучению духовного мира человека.

4.3 . Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей ?

1) Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.

2) Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.

3) Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.