Беседа о насекомых подготовительная группа.

Познавательная беседа в старшей группе

«Какие бывают насекомые».

Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых; закрепить знания об общих признаках насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов; уточнить места обитания насекомых; развивать познавательные и творческие способности детей, логическое и пространственное мышления, речь, мелкую моторику; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Развивающая среда: картинки и иллюстрации с изображением насекомых, наглядное пособие "Насекомые", аудиозапись "Танец бабочек" М. Красева; книга о природе "Чудо на ладони", графическая модель насекомого, пластилин.

ХОД БЕСЕДЫ

Перед началом занятия дети рассматривают наглядное пособие "Насекомые", дидактические карточки и иллюстрации с насекомыми.

Сегодня мы отправляемся в гости к шестиногим друзьям. Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (о насекомых)

Правильно! Ребята, а по каким основным признакам мы узнаём с вами насекомых? (У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко)

А что ещё есть у насекомых? (На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья)

Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?

(С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться)

Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых?

(Ходят жуки. у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик)

Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше.

Ребята, а чем питаются насекомые? (Цветочным нектаром, листьями)

Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами. мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй. Ребята, а почему божьих коровок так называют (рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций)

- Потому что они выделяют "молочко", только не белое. а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.

ФИЗМИНУТКА

Под музыку "Танец бабочек" дети плавно двигаются.

Д/И "КТО ГДЕ ЖИВЁТ".

Перед вами разложены карточки, с изображением насекомых. Вы должны взять карточку и поместить на ту картинку, которая соответствует месту обитания данного насекомого. Дети раскладывают карточки и комментируют свой выбор.

Как окраска помогает насекомым?

Действительно, окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске, становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок. Некоторые невидимы на древесной коре. Цветочный богомол схож с цветком, на котором сидит. (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций) У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные тона, как правило неприятны на вкус, и птицы их не трогают. Есть насекомые, жук бомбардир, которые выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом. Пока враг приходит в себя, жук убегает.

Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей) А что, было бы, если насекомых не стало? (ответы детей)

Поиграем в игру "ХОРОШО - ПЛОХО".

Много разных насекомых - это хорошо или плохо? (ответы детей)

Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)

Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)

ИТОГ. О ком мы сегодня говорили? Что интересного вы узнали? Дети по выбору лепят насекомое.

Тема : «Кто такие насекомые?»

Цель : познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.

Кого мы можем тут встретить? (Зверей.)

Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека и т.д.

Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.

Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг -

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела - все это насекомые.

Воспитатель с детьми находит модели существенных признаков насекомых и, выставляя их на наборное полотно, объясняет, что у них тело состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).

Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет, пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, ползать, прыгать и т.д.)

Отгадайте, кто это?

Кто над нами вверх ногами? (Муха.}

Много загадок сочинил народ о насекомых.

Не солнце, не огонь, а светит.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

Ниток много-много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет.

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов.

(муравьи)

Летит - говорит,

А сядет - молчит.

Ребята, а чем питаются насекомые? (Ответы детей).

На каждое насекомое - свой корм.

Гусеницы поедают листья, жуки-точильщики и короеды - древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т.д. Есть такие насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.

Насекомые - это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц и т.д.

Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? (Ответы детей).

Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.

Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? Расскажите нам.

(Дети рассказывают об интересных встречах с насекомыми.)

Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.

А теперь послушайте стихи о насекомых.

Муравейник

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Пчела

Пчелка золотая над цветком порхает,

Сок душистый пьет, собирает мед.

Шмель

В лесу цветок растет,

Шмелей к себе зовет:

«Прилетайте, шмели,

Поклонюсь до земли.

Гуще меда нету,

Чем с лесного цвета!»

Стрекоза

Склонились низко лозы

Над гладью тихих вод.

Мы - быстрые стрекозы

Здесь водим хоровод.

Без всякого усилья

Скользим мы над водой,

Сверкают наши крылья

Прозрачною слюдой.

Мотылек

Я - беззаботный мотылек.

Хоть я живу всего денек,

Но не грущу напрасно -

Ведь жизнь моя прекрасна.

В небесном голубом просторе

Купаюсь я, как будто в море.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Ромашками белеет луг,

Порхают бабочки вокруг.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Подарит мне живой цветок

Медовый золотистый сок.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Муха

Муха, муха-надоеда

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит,

Хлеб нарезан - можно есть,

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель : Овладение элементарными представлениями о живой природе.

Программное содержание

Образовательные задачи: учить узнавать насекомых по описанию систематизировать знания детей о насекомых.

Развивающие : развивать логику, мышление, внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Предварительная работа: чтение произведений о насекомых, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, загадывание загадок, собирание разрезных картинок на тему, проведение бесед «Кто такие насекомые?», «Вред или пользу приносят насекомые?»

Словарная работа: шестиногие, водомерка, насечка.

Материалы и оборудование: загадки про насекомых, презентация — «Насекомые», фитболы по количеству детей, посылка с письмом и играми «Что лишнее?», «Сложи картинку», «Отгадай насекомое».

Ход деятельности:

Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку к нам в детский сад. Она адресована вам. Давайте посмотрим, что в ней? (Открывает и достает диск.) Интересно, кто нам его прислал и что на нем? А вот и письмо. Оно из леса от нашего знакомого дедушки — Ау. Я вам его прочитаю, хотите?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Как и обещал, отправляю вам фильм о лесных жителях. Чтобы узнать о ком он, надо отгадать загадки, которые я вам посылаю. А еще я дарю вам игры, очень надеюсь, что они вам понравятся». Вот загадки дедушки Ау.

В ярком платье модница - погулять охотница,

От цветка к цветку летает, утомится - отдыхает.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

Точка, точка, два крючочка —

Это лапки у жука.

Справа — точка, слева- точка.

В черных крапинках бока.

(Божья коровка)

Ребята, как можно назвать одним словом бабочку, кузнечика, комара, божью коровку и пчелу? (Насекомые)

Насекомые самая многочисленная группа животных. Слово «насекомые» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено. Как вы думаете, почему насекомых называют «шестиногими»? (Потому что у них шесть ног.) Значит фильм, который нам прислал дедушка Ау, о насекомых. Давайте его посмотрим.

Первый слайд -«Пчела»

Маленькая собачка
Не лает, не бает,
А больно кусает.
(Пчела)

Второй слайд - «Муравьи» Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Возле пня дом строит.
Вот так дом - в тысячу окон!
(Муравьи и муравейник)

Третий слайд - «Комар»

Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Там, где садится,
Может кровь пролиться.
(Комар)

Четвертый слайд - «Бабочка»

Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)

Пятый слайд - «Кузнечик»

Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца.
(Кузнечик)

Шестой слайд - «Жук»

Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык,
Летает, а не птица.
(Жук)

Седьмой слайд - «Муха»

Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает?
(Муха)

Восьмой слайд - «Божья коровка»

Какая коровка, скажите, пока
Еще никому не дала молока?
(Божья коровка)

Девятый слайд — «Стрекоза»

Целый день она стрекочет
И молчать она не хочет:
Все расскажет, все обсудит,
Всех рассердит, всех разбудит.
(Стрекоза)

Физминутка с использованием фитболов

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Все взяли фитболы, я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать, если «да» — будете прыгать, если «нет»- будете просто сидеть. Готовы? Кузнечики - это насекомые? (Да)

Все насекомые питаются растениями? (Нет)

Все бабочки сначала бывают гусеницами (Да)

Бывают ночные бабочки? (Да)

У насекомых шесть ног? (Да)

Насекомых можно увидеть на улице зимой? (Нет)

Есть такой такое насекомое — жук олень? (Да)

Паук - это насекомое? (Нет)

Насекомые нужны на земле? (Да)

Положите фитболы и присядьте. Я загляну в посылку и вытащу следующую игру, которую нам прислал дедушка - Ау она называется «Что лишнее?». Я буду говорить слова, а вы должны выбрать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Комар, муха, оса, пчела, волк. (Лишнее волк, потому что это животное, а все остальные — насекомые.)

Стрекоза, муха, аист, кузнечик, муравей. (Лишнее аист это птица)

Сверчок, оса, муравей, кукла, жук. (Лишнее кукла это игрушка)

Бабочка, пчела, щука, жук, комар. (Лишнее щука это рыба)

Следующая игра, которую прислал нам дедушка Ау, называется

«Сложи картинку» Ребята, я раздам вам каждому по конверту, в нем лежат разрезные картинки, чтобы узнать, что изображено на картинках, надо их сложить. Давайте заглянем в нашу посылку и посмотрим, какую еще игру прислал нам дедушка Ау. А следующая игра называется «Отгадай какое это насекомое?» Вы подойдете и выберете на столе одну карточку. Затем вы должны описать детям насекомое, которое изображено на вашей картинке. А дети должны отгадать.

1 ребенок. У этого насекомого длинное брюшко и большие глаза, оно очень прожорливое. «Стрекоза»

2 ребенок. Эти насекомые живут большими семьями. Они поднимают груз, который во много раз тяжелей их самих, дом у них похож на кучу. «Муравьи»

3 ребенок. У этого насекомого большие красивые крылья. Оно питается нектаром. «Бабочка»

4 ребенок. Это насекомое зеленого цвета, у него длинные задние ноги. Оно далеко прыгает. «Кузнечик»

5 ребенок. Это насекомое может ужалить, у него полосатое брюшко. Дом, в котором оно живет, называется - улей «Пчела»

6 ребенок. Это насекомое пищит и пьет кровь. «Комар»

7 ребенок. У этого насекомого длинные лапки, оно может бегать по воде и не тонет «Водомерка»

8 ребенок. Это насекомое строит свой дом из бумаги, оно жалит у него полосатое брюшко. «Оса»

Молодцы ребята! Вам понравились игры и фильм, который прислал дедушка Ау? (Да) Как вы считаете, что надо сделать? (Написать письмо дедушке Ау и поблагодарить его.) Мы это с вами обязательно сделаем.

(в средней группе)

Задачи:

Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.

Развивающие: развитие внимания.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Оборудование : магнитная доска, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу) . Хорошо, спасибо. Присаживайтесь на свои стульчики.

2. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам отгадать загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза

Зовут ее….(стрекоза)

Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает

На листах усевшись ловко

Это божия….(коровка)

(дети самостоятельно, выставляю на магнитной доске насекомых).

Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.

Дети: это насекомые.

Воспитатель: Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».

3. Беседа о насекомых.

( Входит Лунтик, в руках у него баночка с жучком).

Лунтик: здравствуйте! Вы меня узнали. Я Лунтик. Я живу на луне. Вы знаете, на луну попало вот такое интересное существо. У нас на луне таких нет. Кто это? Когда я был на земле, что -то типа этого видел. Может быть, он живет где-то у вас?

Дети: это….

Воспитатель: Лунтик, как хорошо, что ты пришел к нам. Мы с детьми, как раз отправляемся в страну «Насекомых». Если тебе интересно, останься с нами, а жучка дай мне, он пока посидит в нашем огородике, мы потом его выпустим. Ну что Лунтик останешься?

Лунтик: конечно останусь.

Воспитатель: ну тогда присаживайся.

Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?

Дети: (перечисляют)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках.

(Картинки выставляются перед детьми.)

Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?

Дети: чтобы летать с одного места на другое.

Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.

Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?

Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….

Воспитатель: Лунтик, скажи, а на луне есть условия для жизни насекомых?

Лунтик : нееееет, поэтому я и прилетел к вам.

Воспитатель: ребята, а на воде можно увидеть насекомых?

Дети: можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки..

Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.

А скажите каких вредных насекомых вы знаете?

Дети: например муха, комар.

Воспитатель: а чем вредны мухи?

Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.

Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?

Дети: лягушки.

Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком?

Дети: она такая же красива, разноцветная.

Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?

Дети: нееет

Воспитатель: почему?

Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.

Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они мааааааленькие.

Воспитатель: а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку «Стрекоза»

4. Физминутка. «Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

(после Лунтик начинает чесаться, к нему заполз муравей)

Воспитатель: ой Лунтик, да это же муравей к тебе заполз.

Ребята, посмотрите.

Лунтик: да, да, да он наверно заполз ко мне, когда я случайно приземлился рядом с его домиком.

Воспитатель: ребята, а как называется домик муравьев?

Дети : муравеник.

Воспитатель: Лунтик, ты к нам прилетел с Луны. А послушай, кто к нам вчера прилетал.

5. Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого заги­бают один пальчик.)

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

Лунтик: ой! А когда я был у вас в прошлый раз. Мне понравилась игра, как муравьи делают запасы на зиму. Поиграйте со мной.

Воспитатель: да Лунтик, у нас есть такая игра.

6. Игра «Запасливый муравей»

Лунтик : а можно я с детьми сам поиграю.

(По краям два обруча, в которых лежат мячи, по середине корзина - «Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину)

Воспитатель: Спасибо Лунтик. А теперь мы тебе покажем настоящих живых насекомых. У нас в д/саду есть экологическая точка «Луг». Там много всяких насекомых. Давайте жучка заберем с собой и выпустим его там.

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Литература:

О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»

«Внимание! Опасные насекомые!»

Старшая группа

Воспитатели: Голушко О.С.

Яценко Д.А

П.Персиановский

Цель: Дать детям представление о разнообразных опасных и полезных насекомых.

Задачи:

  • Формировать представление о разных насекомых, об их необходимости для человека.
  • Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых,

С которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

  • Формировать представление о том, что свою жизнь надо беречь и не подвергать опасности.
  • Развивать интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность, осмотрительность.

Словарная работа: Пополнять и активизировать словарь детей: оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка, клещ.

Материал к занятию: предметные картинки разнообразных насекомых и среды их обитания. Кукла, игрушки насекомых.

Предварительная работа:

  • Беседы о насекомых.
  • Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок - пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук») , К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • Подвижные игры.
  • Рассматривание иллюстраций насекомых.

Методы и приемы:

  • Беседа с детьми, вопросы к детям.
  • Рассказ воспитателя, загадывание загадок.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Игры.

Ход занятия:

Воспитатель. Где бы мы ни находились - в лесу, на лугу, около реки, - мы всегда встречаемся с насекомыми.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.

Ребята, кого из насекомых вы узнали? (Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).

Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?

Воспитатель обобщает ответы детей:

Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса - это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.

Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара …….)

Как вы определили, что это оса? (У осы………… ).

Как вы узнали муравья? (У муравья…..).

Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе. Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.

Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.

Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.).

Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка .

Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.

Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.

А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)

Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно.

Показ картинки с изображением пчелы:

Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

Показ картинок с изображением различных бабочек:

Посмотрите на крылья бабочек. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах.

У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

А где дом у бабочки?

У муравья дом - …(муравейник )

У пчелы - …(улей)

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие - с изображением насекомых. По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».

Динамическая пауза «Гусеница»

(координация речи с движением)

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Гусеница - это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.

У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса - хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей - мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка ).

Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми .)

Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей .)

Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы .)

Назовите вредных насекомых.(Муха -разносит микробы, гусеница - ест листья растений, кома р, клещ-опасное насекомое для человека .)

Показ картинки клеща

Опасное насекомое - клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни. Клещи — это мелкие паукообразные. Они очень малы по своим размерам и их обычно бывает трудно заметить до тех пор, пока они не насосутся крови. Но тогда бывает уже поздно. Попадая на тело человека, клещ не сразу впивается в его кожу, а долго ползает, отыскивая наиболее нежные места (где тонкая кожа). Чаще всего он впивается в области паха, подмышками, на шее, в области ключиц, на животе и спине. Укус его совершенно нечувствителен, т. к. в слюне клеща содержится обезболивающее вещество.

Но мы можем защитить себя от укусов клещей (рассказ воспитателя-памятка)

В отличие от комаров, которые, насосавшись крови, сразу же улетают, клещи присасываются на три-четыре дня. От выпитой крови клещи сильно раздуваются, увеличиваясь в размерах в три-четыре раза, и только потом отпадают.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, повадками. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.

Вы увидели этих насекомых, определили их внешние отличия. А теперь внимательно послушайте загадки. О ком они?

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет-

Тогда перестанет.

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит-будет плохо.

Не птица, а с крыльями.

Над цветами летает,

Медок собирает.

Я работаю в артели у корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно - больше плотника оно.

(Муравей.)

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…

(стрекоза).

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

(Бабочка).

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки.

(Божья коровка).

Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.

Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.

Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых.

Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.

Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место.

Если при укусе осталось жало пчелы, то его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором.

Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каковы размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.

От комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает вечером, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днём комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течении всего дня.

Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух. Надо соблюдать правила поддержания чистоты дома и на улице.

Опасное насекомое - клещ: он впивается под кожу, и человек может заболеть.

Обязательно осматривайте своё тело, вернувшись с прогулки по лесу или лугу.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки: вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов.

Итог занятия.

Расскажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете?

Где живут насекомые?

Чем отличаются насекомые от птиц?

Что случится, если не будет насекомых?

Как защищаться от насекомых?

(Ответы детей .)

- В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.