Можно ли дома хромировать. Виды хромирования деталей автомобиля и работа в домашних условиях

Эффектный экстерьер автомобиля волнует практически каждого автолюбителя. Поэтому многие владельцы авто выполняют разнообразные виды тюнинга для того, чтобы сделать свою машину особенной, выделить из массы других, придать ей индивидуальности. Один из распространённых видов тюнинга - это блестящая или никель, которой покрыты различные детали в конструкции автомобиля. На многих автомобилях мы можем увидеть , хром в салоне и снаружи, блестящую радиаторную решётку и т. п. Поэтому хромирование в домашних условиях и заводским методом пользуется широким спросом в среде автолюбителей.

Технология хромирования деталей автомобля

В связи с широкой популярностью такого тюнинга у автолюбителей часто возникают вопросы о том, и где можно хромировать детали. Сделать хромирование можно, обратившись к специалистам в этой сфере - об этом известно каждому, кто сталкивался с подобной проблемой. Однако не каждый хочет отдавать такую работу в чужие руки. Причинами могут быть финансовые соображения или желание выполнить тюнинг своего авто самостоятельно. Поэтому есть категория водителей, которых интересует хромирование своими руками в домашних условиях.

Немного общей информации

Хромирование - это насыщение хромом методом диффузии либо его осаждение на детали в электролите под воздействием электрического тока.

Это делается в декоративных целях или для того, чтобы уменьшить вероятность возникновения коррозии, увеличить твёрдость. Хромируют, как правило, металл и пластиковую поверхность - технология это позволяет.


Электролитическая ванная

Хромирование своими руками в домашних условиях - процедура сложная, трудоёмкая, но вполне выполнимая. Множество умельцев освоило хромирование дома. Они с успехом применяют его, тюнингуя детали в конструкции своего авто. Давайте разберём подробнее, как можно выполнить такую работу дома.

Готовим рабочее место и оборудование

Покрытие хромом в домашних условиях предполагает наличие специально оборудованного рабочего места. Перед тем как сделать первую попытку, вы должны полностью оборудовать место и убедиться, что оно соответствует всем требованиям безопасности.

Побочным результатом хромирования в домашних условиях являются испарения, вредные для человеческого организма. Поэтому очень важно позаботиться о наличии качественной вентиляции - она обязательно должна быть.

Хромирование в домашних условиях требует наличия следующих вещей:

  • стеклянной банки на 3 литра;
  • ведра или таза из пластмассы, куда вы сможете поместить банку;
  • утеплённого ящика из дерева с термоизоляцией из минеральной ваты или стеклоткани;
  • теплоэлектронагревателя;
  • термометра, рассчитанного на температуру от 1 С до 100 С;
  • листа дерева или фанеры;
  • катода в форме зажима и анода в виде стержня или пластины;
  • фиксатора, который поможет обеспечить «подвешенное» состояние детали в банке. Это необходимо для того, чтобы захромировать её равномерно на всех участках.

Перед тем как сделать первые шаги к приготовлению электролита, необходимо надеть спецодежду:

  • плотный фартук;
  • резиновые перчатки;
  • защитные очки;
  • респиратор.

Хромирование пластикового бампера

Приготовление электролита

Поговорим о том, как сделать электролит. Для этого будет нужно следовать нижеприведённому алгоритму:

  • наполнить банку водой, нагретой до 60 С;
  • засыпать и тщательно размешивать хромовый ангидрид из расчёта 250 г на 1 л воды;
  • налить и размешать серную кислоту из расчёта 2,5 г на 1 л воды;
  • прогнать раствор через электрическое поле на протяжении 3 ч. Сила тока должна составлять 6,5 А на 1 л. О готовности раствора скажет его бордовый цвет;
  • отстаивать электролит на протяжении 24 часов.

Приготовление электролита

Готовим поверхность

Перед тем как хромировать детали, их следует должным образом подготовить. Для этого каждую деталь подвергнуть следующим операциям:

  • счистить пыль, грязь и ржавчину;
  • тщательно вымыть и высушить;
  • выполнить полное обезжиривание, протирая поверхность бензином.

Подготовка поверхности к хромированию

Процесс хромирования

Хромирование пластика в домашних условиях ничем не отличается от работы с металлическими поверхностями.

Хромирование деталей своими руками происходит по следующему алгоритму:

  • нагреть электролит до 50 - 60 С;
  • поместить в него детали так, чтобы они были «подвешены» и нигде не касались краёв ёмкости;
  • подать напряжение;
  • после того как процесс завершён, готовые изделия вымыть и тщательно высушить.

Результат хромирования элементов кузова

Заключение

Покрывать изделия хромом можно не только на заводе, но и дома. Технология непроста, процесс очень трудоёмкий, однако это возможно. Хромировать пластик в домашних условиях не сложнее, чем металл - об этом знает каждый, кто самостоятельно занимался тюнингом своего автомобиля.

Чтобы работа увенчалась успехом, нужно до мелочей соблюдать технологический процесс и требования безопасности. Если вы допустили ошибку, это скажется на качестве покрытия. Но вы сможете это исправить, проведя работу повторно.

Металлические детали, которые покрыли блестящим хромированным слоем, выглядят эффектно, стильно и увеличивают шансы на то, что транспортное средство получит массу восхищенных взглядов, а его владелец — удовольствие от обладания роскошной вещью.

Многие автолюбители и ценители мотоциклов стремятся максимально изменить облик своего стального коня, увеличивая количество хрома. Но это дорогое удовольствие, которое не всегда стоит таких денежных затрат и вынуждает задуматься о минимизировании трат, путем самостоятельного изготовления некоторых деталей.

Подготовительные работы

Хромирование деталей — трудоемкий процесс, требует неукоснительного соблюдения последовательных этапов и хорошую подготовку к самим работам. Разочаруем тех, кто считает возможным провести все манипуляции в квартире. Для этого есть «противопоказания».

Внимание! Хромовый ангидрит — канцероген и яд! При его использовании необходимо соблюдать максимальную осторожность.

Подбор помещения

Хромирование деталей в домашних условиях вовсе не означает, что работы можно вести в жилом помещении. Это исключено. Здоровье человека превыше всего, тем более членов семейства. Поэтому необходимо подобрать постройку, которая максимально удалена от жилых помещений. Возможно, это будет какой-то склад или гараж.

Для безопасности надо обеспечить постоянное поступление чистого воздуха и для этого не хватит просто открыть дверь, потребуется принудительная вентиляция помещения.

Обязательны средства защиты для человека: респиратор, прорезиненный фартук и перчатки, специальные очки.

Очень важно! Вы должны заранее определить место «сброса» отходов производства. Помните, что канцерогенные вещества недопустимо бездумно выбрасывать в окружающую среду, тем более возле водных источников.

Готовим оборудование


Внимание! Деталь во время обработки должна быть подвешена на кронштейне. Так покрытие «ложится» по всей поверхности равномерно.

На рисунке приведена примерная схема оборудования для хромирования деталей. В зависимости от размеров деталей изменяют объемы емкостей. Для экономии ванну, в которую будут погружаться детали для хромирования, берут наименее возможного объема.

Источник питания


Состав и приготовление электролита

Соотношение составляющих компонентов на 1 л воды — 2,5-3 г H2So4 (серная кислота) при плотности 1,84 и 250-300 г CrO3 (хромовый ангидрит).

  • Дистиллированная вода или атмосферная. Подогреть до 60° C для качественного раствора;
  • Засыпать необходимое количество хромового ангидрида и тщательно размешать. Дополнить воду до необходимого объема. Вводят серную кислоту, размешивают;
  • Необходимо «проработать» раствор. Для этого пропускают по нему ток около 3,5 часа. Исходят из расчета, что на 1 л необходима мощность 6,5 А. Оценивают имеющийся источник питания и определяют объем раствора. Правильность расчета подтвердит цвет электролита, он должен быть коричневого цвета;
  • Оставить в покое приготовленную жидкость на сутки. Она должна хорошо отстояться, чтобы качественно провести хромирование автодеталей.

Подготовьте соляную кислоту, растворитель и листовой свинец. Они вам потребуются в ходе работ.

Подготовка деталей

Качество готового изделия напрямую зависит от подготовки деталей. Рассчитайте время так, чтобы успеть их зачистить и обработать к тому моменту, как электролит нагреется до нужной температуры (50-60° C). В среднем на подогрев уходит около 3 часов.

Очистка

Промойте детали в воде, чтобы смыть песок, пыль и краску. Приступаем к обезжириванию. Не ограничивайтесь только спиртом или ацетоном, специальный раствор обеспечит лучшее качество обработки. Компоненты рассчитаны на 1 л:

  • 150 г едкий натр;
  • 5 г силикатного клея;
  • 50 г кальцинированной соды.

Опустите деталь в приготовленную жидкость, не меньше чем на 20 минут. Предварительно раствор подогрейте до температуры 90° C.

Хромирование пластиковых деталей

Наносить слой хрома на диэлектрический материал, возможно только финишным слоем. Предварительно «наносят» несколько слоев защитно-декоративного покрытия. Хоть толщина хромовой пленки и слишком мала (0,3-0,5 мкм), она значительно увеличивает коррозионную стойкость и прочность детали, не говоря уже об улучшении декоративного вида изделия.

Первый этап — мойка и обработка наждачной бумагой, для получения шероховатой поверхности. Затем применяют травление. Составов много, приведем рецепт самого универсального (данные из расчета на 1 л):

  • 60 г хромовый ангидрид (CrO3);
  • 150 г ортофосфорная кислота (H3PO3);
  • 560 г серная кислота (H2SO4).

Подогревают раствор до 50° C. Время выдержки будет зависеть о качества пластмассы.

Второй этап — токопроводящий слой (металлизация). Применимы два способа:

  1. Графитосодержащий лак или графитный порошок. Наносят тонким слоем, без образования наплывов. Излишки убрать или дать стечь.
  2. Химическая медь. Перед ее нанесением деталь обрабатывают сенсибилизирующим раствором (компоненты на 1 л):
  • 17 г олово двухлористокислое (SnCl2);
  • 4,6 г олово четыреххлористое (SnCl4);
  • 28 мл соляная кислота (HCl).

Нагревают до 20° C. Расчетное время выдержки детали в растворе 5-10 минут. После этого ее переносят в другой состав для химического меднения. Температура и время то же (компоненты на 1 л):

  • 50 г медь сернокислая (CuSO4).
  • 170 г сегнетова соль (KNaC4H4O6).
  • 50 г натр едкий (NaOH).
  • 75 г формалин.

Важно! Готовить этот раствор необходимо перед покрытием, так как он нестойкий.


После этого необходимо нанести слой блестящей меди. Для этого в электролите должны присутствовать блескообразующие добавки. Состав электролита из расчета на 1 л:

  • 180-250 г медь сернокислая (CuSO4);
  • 30-50 г кислота серная (H2SO4);
  • 0,01-0,02 г кислота соляная (HCl).

Работу проводят при комнатной температуре. Необходимая плотность ока 1-4 А/дм².

Только после таких манипуляций начинают процесс хромирования пластиковых деталей. Получить качественный финальный слой можно только при осаждении его на блестящую поверхность, иначе рискуете получить матовый, мутный слой.

Процесс хромирования

Разогреть раствор до 53° C. Опустить деталь и только потом подать напряжение. Эти несколько секунд необходимы для выравнивания температуры между раствором и опущенной деталью. Для начала попробуйте провести манипуляцию на опытном образце. Оцените полученное качество, только потом приступайте к массовому хромированию.

Частые дефекты хромирования автодеталей

Если слой не получился, исправить его можно применив соляную кислоту (200 г/л). Промываем в воде и повторяем процесс хромирования.

Основные неудачи при работе:


Провести гальваническое хромирование деталей можно на производстве, специализирующемся на обработке металла. Там хорошо отлажен процесс, особенно если известен метод обработки этого вида материала.

Если же поблизости такого предприятия нет, то хромирование деталей своими руками единственный вариант.

Хромирование деталей своими руками смотреть видео:

Процесс этот не такой простой, как может показаться поначалу. Большая вероятность получить совсем не тот эффект, который ожидали. Но если вы уверены, что сможете обеспечить скрупулезное выполнение всех этапов и не нарушить технологию — стоит попробовать.

Благодаря развитию современных технологий, в непосредственно у себя дома можно сделать практически что угодно, начиная от деревянных поделок и заканчивая химическими опытами. И сегодня мы поговорим о процессе хромирования в домашних условиях. Не нужно далеко ходить, чтобы понять, что такое хром: ручки автомобилей, панели телефонов, накладки на бампера и т.д. В советские времена детали покрывали на совесть, поэтому произведенный 40 лет назад запорожец с хромированными элементами до сих пор будет хранить свой блеск. С нынешними автомобилями и аксессуарами ситуация совершенно иная. Наносить покрытие при необходимости в специализированных центрах – дорого, и не всегда их можно найти. Поэтому, если есть такая необходимость, можно заняться хромированием различных деталей у себя дома.

Способы хромирования

Есть различные способы нанесения хрома на деталь, например, напыление. Но он требует наличия специализированного оборудования: компрессора, краскораспылителя, а это стоит весьма недёшево. Поэтому такой способ хромирования мы рассматривать не будем, а остановимся на гальванировании.

Конечно, все не так просто, как хотелось бы. Главное — желание, и все получится. Для того, чтобы начать работы в домашних условиях, вам понадобится гальваническая ванна. С её помощью можно наносить хром на детали из стали, меди. Собрать такую ванну не сложно, просто взгляните на рисунок снизу.

И правда, ничего сложного! За одним маленьким исключением, медная пластина нам ни к чему, она заменяется свинцовой. А что касается емкости, лучше всего использовать стеклянную банку, но если в неё детали не входят, можно применять пластиковую ванночку. Ни в коем случае нельзя использовать железный таз либо нечто подобное.

Подготовка деталей к хромированию заключается в их полном обезжиривании. Кроме того, если планируете покрывать стальные элементы, то для начала их придется покрыть слоем меди. Только при таких условиях гарантируется качественное нанесение хрома на поверхность детали.

Приготовление электролита

Для того, чтобы произвести хромирование элементов, нужно приготовить раствор электролита. Различают несколько разновидностей растворов, в зависимости от того, что в итоге мы хотим получить. Если покрываемый элемент не будет подвергаться сильным нагрузкам, будет защищен от внешнего воздействия, то вполне можно использовать состав электролита для мягкого хромирования. В него входит:

  • Хромовый ангидрид, в количестве 400 г. этого будет вполне достаточно;
  • Концентрированная серная кислота – понадобится примерно 4 грамма;
  • Вода дистиллированная, около литра.

В такой ванне химические реакции должны происходить при температуре не ниже 25 градусов, и не выше 65. Плотность тока необходимо поддерживать на уровне 20-50 А/Дм2.

Если же вы планируете хромировать элементы, которые затем будут использоваться в довольно агрессивной окружающей среде, то лучше применить иной способ приготовления электролита. Кстати, если собираетесь хромировать внешние детали кузова автомобиля (молдинги, накладки на пороги, на передний бампер), то только такой вариант вам и сгодится:

  • Всё тот же хромовый ангидрид в количестве 250 грамм;
  • Концентрированная серная кислота – 2,5 грамма;
  • И дистиллированная вода, около одного литра.

Температура воды и плотность тока должны быть такими же, как и в предыдущем варианте изготовления электролита. При таких условиях хромирования, покрытие получается более жесткое, и меньше поддается внешнему воздействию (при правильном нанесении, не должно царапаться ножом).

Готовится электролит примерно так: разогревается вода, чуть более полулитра, до 75 градусов, и в ней растворяется хромовый ангидрит. Затем, доливается остальная вода и серная кислота. После, состав заливается в ванну и через него пропускается электрический ток – это необходимо для насыщения раствора ионами хрома. Катодная плотность тока на этом этапе не должна превышать 5 А/дм2. Узнать, пригоден ли раствор к работе, можно по его цвету. Если раствор в банке тёмно-красный, то еще рано применять раствор, но когда он приобретает темно-коричневый окрас, подготовку можно останавливать. Дайте отстояться ему примерно сутки, затем приступайте к хромированию.

Хромирование деталей

Перед началом процесса, раствор подогревается до 50 градусов, в него опускаются все элементы, и только потом подключается электричество. В течение 1-3 часов происходит процесс нанесения хрома на вашу деталь. Процесс долгий, поэтому наблюдать за ним особого смысла нет. После часа, проведенного деталью в гальванической ванне, можете извлечь её и попробовать покрытие на прочность с помощью ножа. Если оно царапается, то необходимо опустить деталь обратно для дальнейшего хромирования и немного изменить силу тока.

Когда процесс по нанесению покрытия будет окончательно завершен, деталь нужно промыть в воде и высушить. Некоторые специалисты рекомендуют прокипятить деталь на газу, а затем высушить в духовке, при температуре около 120 градусов. Только после этого можно ставить её на своё место. Не пренебрегайте этими советами, помните, что хромовый ангидрид – это сильнейший яд! Потому не используйте больше кастрюлю, в которой будете кипятить детали. Не выливайте раствор на улицу, в реку, туда, где в него могут вступить дети. Будьте осторожны при работе с этими элементами.

Как видите, процесс по нанесению хрома не требует наличия специальных навыков, от вас нужно только четкое соблюдение технологии и мер безопасности. А если вы задумали заняться хромированием в своем гараже, в небольших масштабах, то заранее продумайте, каким способом вы будете утилизировать отходы, потому, как просто выливать их на землю – это преступление, предусмотренное уголовным законом.

Уважаемые читатели, комментируйте статью, задавайте вопросы, подписывайтесь на новые публикации - нам интересно ваше мнение:)

Хромирование своими руками в домашних условиях стало реальностью. Раньше блестящие детали автомобиля и элементы кузова лишь притягивали взгляды водителей, а теперь они задумались о самостоятельной обработке. Для нее придется подготовить материалы, а потом познакомиться с подробной инструкцией. После чего человек получит достаточные знания, чтобы полностью изменить машину.

Зачем нужно хромирование?

О хромировании люди задумались давно. Водителей всегда привлекала подобная обработка, превращающая детали в изящные блестящие модели. Хотя это нисколько не нарушало их технических характеристик и долговечности. Покрытие обладает рядом преимуществ, которые нужно учитывать при выборе.

  • Эстетический вид;
  • Защита от ржавчины;
  • Увеличение срока службы.

Каждая деталь должна получить надежную защиту. Об этом забывают автомобилисты, которые продолжают использовать заводскую обработку. Им стоит познакомиться с подробностями плюсов, чтобы принять правильное решение.

Эстетический вид

Готовое покрытие обладает исключительным серебристым блеском. Глянцевая поверхность ослепляет своей красотой, что делает ее прекрасным дополнением двигателя или кузова. Долгое время приходилось отказываться от привлекательности, так как даже полировка не давала такого эффекта. Больше не потребуется сложная полировка, ведь обслуживание будет ограничиваться несложными действиями.

Водители признают, что хромированные диски намного красивее литых. Раньше это казалось невозможным, но даже в домашних условиях можно легко справиться с необходимыми действиями. Потратив немного времени, удастся сделать любую деталь яркой.

Защита от ржавчины

Хромирование деталей в домашних условиях позволит создать надежный защитный слой. Он обеспечивает фантастическую влагостойкость, которая исключает коррозию. По этой причине двигатель автомобиля перестает ежедневно страдать от потенциальной опасности.

Отсутствие ржавчины исключает ее распространение по отдельным узлам. Хватает маленького пятнышка на кузове, чтобы через несколько месяцев он был полностью испорчен. Подобные неприятности исключаются дополнительной обработкой, помогающей избавиться от всех повреждений.

Увеличение срока службы

Покрывая хромом поверхность, автовладелец одновременно справляется с несколькими проблемами. Одной из них являются механические повреждения, влияющие на срок эксплуатации. Особенно ярко это видно на примере колесных дисков, которые из-за мелких камешков быстро разрушаются.

После нанесения хрома детали становятся незаменимыми и долго сохраняют свой блеск. Достаточно протереть их сухой тряпкой, чтобы вернуть яркий вид.

По этой причине обработка остается незаменимой, так как альтернативных вариантов найти не получится.

Для чего подойдет хромирование?

Нанесение хрома на поверхность металла применяется давно. Для автомобилей он широко применяется при обработке дисков и деталей двигателя. Обладая небольшими познаниями, можно свободно выполнить нужные работы, поэтому беспокоиться о дополнительных затратах не приходится.

На самом деле нанести хром можно на любой металлический элемент. Единственной проблемой остаются его габариты, которые должны подходить для ванны с электролитом. Не забывая об этом, можно подготавливаться к проведению несложных работ.

Что потребуется для хромирования?

Хромировать детали в домашних условиях легко. Главное, сначала подготовить все необходимое, чтобы потом не прерываться на поиски материалов или оборудования. Для этого не придется долго бегать по магазинам и пытаться заказать что-то невероятное. Практически все продается в общем доступе, так что можно беспрепятственно подготовиться к действия.

  • Пластмассовая ванна;
  • Выпрямитель на напряжение 50 ампер и 12 вольт;
  • Калорифер для электролита;
  • Термометр с максимальной температурой 100 градусов Цельсия.

Сейчас металлические элементы свободно хромируют без сложного оборудования. Вышеуказанный список подсказывает, что приобретение всего необходимо потребует небольших денег и времени. Из-за чего человек быстро приступит к работам и достигнет отличного результата.

Как правильно хромировать детали?

Как хромировать металлические детали? Для этого можно посмотреть видео или воспользоваться подробным поэтапным описанием. На практике оба варианта одинаково полезны, поэтому отказываться от них не следует. Как нужно поступать, чтобы не ошибиться?

  • Подготовка деталей;
  • Активация поверхности;
  • Погружение в ванну;
  • Окончательная обработка.

Процесс делится на несколько этапов. Их тонкости подскажут водителю, как правильно справиться с трудностями, возникающими во время работы. Так что без подобных данных обойтись не получится.

Подготовка деталей

Собираясь захромировать любую деталь, ее нужно подготовить. Для этого поверхность тщательно отмывается от всех видов загрязнения, а потом обезжиривается ацетоном. Этот этап может занять некоторое время, но к нему серьезнее всего относятся профессионалы, регулярно выполняющие обработку в мастерских.

Поверхность тщательно отмывается от всех видов загрязнения, а потом обезжиривается ацетоном


Только на абсолютно чистую и обезжиренную поверхность свободно наносится слой металла. Пусть действия заставят потратить некоторое время, но без этого не обойтись. Если совершить ошибку, впоследствии не удастся добиться подходящей адгезии, что выльется в значительные повреждения блестящей поверхности.

Активация поверхности

Активация поверхности – вторая часть подготовки. Она осуществляется при помощи раствора соляной кислоты концентрации 100 г/л, который отлично подходит для обработки поверхности металла. После высыхания деталь полностью погружают в нее, чтобы не упустить ни одного квадратного сантиметра поверхности.

Время обработки зависит от металла и колеблется в пределах от 5 до 20 минут. Воспользовавшись простым оборудованием, людям удается исключить ошибки, но при слишком долгом воздействии поверхность становится пористой. Этот момент необходимо заметить, чтобы своевременно перейти к следующему этапу.

Погружение в ванну

Далее хромируемая деталь помещается в ванну с электролитом. Перед этим необходимо тщательно просушить поверхность, чтобы на ней не остались следы соляной кислоты, способной изменить движение ионов. Это важный момент, который необходимо учитывать перед началом работ.

В ванной металлический элемент крепится на медной проволоке, куда впоследствии подключается катод. Рядом в ванну помещается свинцовая полоса или брусок, куда подводится анод. За счет этого осуществляется движение ионов хрома, которые за несколько минут полностью покрывают поверхность.

Окончательная обработка

Процесс займет всего 20-40 минут. Этого хватает, чтобы получить надежный слой, способный выдержать серьезное механическое повреждение. После чего необходимо поместить деталь в дистиллированную воду, чтобы полностью удалить электролит.

После высыхания допускается тщательная полировка. Она значительно повышает привлекательность металла, придавая ему изящный серебристый блеск. Из-за этого лучше потрудиться, чтобы получить идеальный результат, который впоследствии украсит автомобиль.

Хром – один из самых прочных металлов. Его тончайший слой не только обладает привлекательным блеском, но и отлично защищает от разного рода повреждений. Стоит задуматься о простейшей методике, которая впоследствии может оказаться спасением для автомобиля.

Для улучшения характеристик изделий различного назначения используют множество методов, одним из которых является химическое хромирование. Данная технология позволяет значительно улучшить как декоративные характеристики изделия, так и его механические свойства – прочность и износостойкость.

Суть технологии

Суть хромирования, выполняемого по любой технологии, заключается в том, что на обрабатываемую поверхность наносится слой хрома, позволяющий значительно улучшить как декоративные, так и механические свойства детали. Покрытие из хрома наделяет изделие следующими качествами:

  • исключительными декоративными характеристиками;
  • высокой устойчивостью к коррозии;
  • жаростойкостью;
  • износостойкостью;
  • более технологичными электромагнитными и механическими свойствами.

Самыми популярными методами, при помощи которых на обрабатываемую поверхность наносится слой хрома, являются гальванический и диффузионный. В отличие от них, хромирование, выполняемое химическим способом, не требует применения специального оборудования и позволяет получать качественные, однородные и надежные покрытия даже на изделиях, отличающихся сложной формой. Химическая металлизация (в частности, хромирование) выполняется с использованием специального водного раствора, нагреваемого до определенной температуры.

Суть химического хромирования заключается в том, что хром, оседающий на обрабатываемой поверхности, восстанавливается из раствора своих солей. Такая восстановительная реакция становится возможной за счет того, что в растворе для химического хромирования содержится гипофосфит натрия. Присутствие в растворе именно данного вещества – это главное отличие химического хромирования от аналогичного процесса, выполняемого с применением электролитического раствора.

После проведения химического хромирования готовое покрытие получается матовым, что хорошо заметно даже по видео данного процесса. Чтобы придать такому покрытию характерный хромовый блеск, изделие необходимо подвернуть последующей полировке. Между тем хромовый слой, полученный с помощью данной технологии, хотя и не отличается высокой декоративностью, если сравнивать его с диффузионными и электролитическими покрытиями, обладает более высоким качеством и надежностью. В частности, в таком покрытии содержится фосфор, который придает ему прочность и твердость.

Подготовка к процедуре

За счет своей простоты проведение химического хромирования не требует серьезных финансовых затрат. Выполнить хромирование в домашних условиях при помощи данной технологии несложно, для этого вполне достаточно внимательно изучить теоретический материал и просмотреть соответствующее видео.

Однако следует иметь в виду, что химические реактивы, используемые для хромирования по данной технологии, выделяют токсичные испарения, которые опасны для здоровья человека, поэтому следует строго соблюдать правила техники безопасности.

Выполнять такое хромирование в домашних условиях следует только в нежилых помещениях, в которых организована эффективная вентиляция. Кроме того, необходимо использовать средства личной безопасности:

  • респиратор, защищающий органы дыхания;
  • очки для защиты органов зрения;
  • перчатки, одежду и обувь, защищающие кожные покровы;
  • клеенчатый фартук.

Растворы для хромирования, выполняемого по химической технологии, а также для проведения всех вспомогательных технологических операций готовятся на основе дистиллированной воды. Реактивы, используемые при этом, должны иметь в своей маркировке букву «Ч», что свидетельствует об их химической чистоте. Посуда, в которой готовят рабочие растворы, может быть только стеклянной или эмалированной.

Перед началом химического хромирования поверхность изделия следует подвергнуть тщательной очистке и обезжириванию. Надежность и качество хромового покрытия в большой степени определяются тщательностью выполнения данных процедур. Если обрабатываемая поверхность достаточно сильно загрязнена и на ней имеются остатки старого покрытия или следы коррозии, то ее обрабатывают при помощи пескоструйной установки или наждачной шкурки, добиваясь металлического блеска. Сформировать более надежное и качественное хромовое покрытие позволяют предварительные шлифовка и полировка изделия. После выполнения этих технологических процедур обрабатываемую поверхность обезжиривают при помощи водного раствора, включающего в свой состав такие компоненты, как:

  1. каустическая сода – 100–150 г/л;
  2. карбонат натрия – 40–50 г/л;
  3. жидкое стекло – 3–5 г/л.

Чтобы выполнить обезжиривание, полученную смесь подвергают нагреву до 60–100° и только после этого опускают в нее обрабатываемое изделие. В зависимости от степени загрязнения поверхности изделие держат в нагретом растворе от четверти часа до 60 минут. Чтобы улучшить сцепление хрома с обрабатываемой поверхностью, можно дополнительно выполнить ее декапирование, которое проводится в растворе соляной и серной кислот.

Следует иметь в виду, что хромовое покрытие будет держаться тем прочнее, чем чище и ровнее поверхность, на которую оно наносится.

При необходимости выполнения химического хромирования алюминия изделие из данного металла подвергают еще и цинкатной обработке, после которой его промывают. Перед химическим хромированием деталей из стального сплава на их поверхность предварительно наносится слой меди. Для этого используется водный раствор, включающий следующие компоненты:

  1. сульфат меди – 50 г/л;
  2. концентрированную серную кислоту – 5–8 г/л.

Рабочая температура такого раствора, в котором изделие выдерживается в течение нескольких секунд (5–10), должна составлять 15–25°. После выдержки в растворе для омеднения изделие промывают водой и просушивают. Если сталь после омеднения дополнительно покрыть никелевым слоем, толщина которого будет составлять порядка 1 микрометра, то хромирование, выполняемое в дальнейшем, будет более качественным.

Приготовление рабочих растворов

Растворы для химического хромирования надо готовить в следующей последовательности.

  1. Все используемые химические реагенты, кроме гипофосфита натрия, смешиваются или растворяются в воде.
  2. Полученный раствор подвергают нагреву до рабочей температуры.
  3. В нагретый до рабочей температуры раствор добавляют гипофосфит натрия.

Изделие, которое необходимо подвергнуть хромированию, подвешивают в подготовленном и разогретом растворе и выдерживают в нем в течение 5–8 часов. Время выдержки зависит от требуемой толщины слоя хрома. Чтобы удалить с поверхности только что нанесенного покрытия остатки химических реактивов, обработанное изделие кипятят в воде в течение получаса. Более подробно изучить процедуру химического хромирования позволяет видео на данную тему.

Изделия, на поверхность которых нанесен слой хрома, подвергают термической обработке, способствующей протеканию низкотемпературной диффузии, а значит, улучшающей адгезию нанесенного слоя с основным металлом. Выполняется термообработка при температуре 400°. В таких условиях изделие выдерживается в течение часа.

Отдельные изделия из стали, такие как ножи, рыболовные крючки, пружины и др., после термообработки могут утратить свою твердость, поэтому их выдерживают при температуре 270–300° в течение трех часов. Термообработка после химического хромирования, с порядком осуществления которой также можно познакомиться по соответствующему видео, позволяет повысить твердость нанесенного покрытия.

Готовое хромовое покрытие после просушки изделия, на которое оно нанесено, имеет сероватый матовый налет. Чтобы придать хрому характерный блеск, поверхность детали подвергают полировке.