Проект (старшая группа) на тему: Проект в ДОУ «Огород на подоконнике» (старшая группа). Этапы работы над проектом

24

Огород на подоконнике 30.04.2014

Дорогие читатели, я продолжаю публиковать конкурсные работы. Все они принимают участие в весеннем конкурсе «Огород на подоконнике, который до 15 мая проходит на моем блоге. Присылайте свои работы. Получайте призы, все призы денежные. Об условиях конкурса и призах вы можете прочитать . В конце статьи вы найдете все работы на сегодня от наших конкурсантов.

Сегодня работу представляет Ольга Пивнева. Она работает воспитателем в детском саду уже 18 лет. Педагогический стаж — 22 года. Ольга очень любит свою работу. Все свои знания и умения передает детям через различные виды деятельности. Ольга считает, что быть воспитателем — это здорово! Побольше бы таких замечательных воспитателей было у наших детей! Передаю слово Ольге.

Не секрет, наверное, ни для кого, что дети дошкольного возраста стремятся экспериментировать, самостоятельно и совместно со взрослыми искать и получать новые сведения и знания об окружающем. В этом возрасте деткам всё интересно!!!

В 2012 – 2013 учебном году мы с детьми и их родителями работали над проектом «Маленькие огородники».

На родительском собрании мы с родителями обсудили тему проекта. Создали творческую группу. Я дала родителям рекомендации и советы по созданию огорода; объявила конкурсы «Чудо-огород на окне» и «Весёлые рифмовки» (сочинение стихов и загадок об овощах, фруктах и ягодах).

Пока родители творили чудеса дома, я изготовила заборчик из подставок для зубных щёток (подставки можно спросить у продавцов в промтоварных магазинах или в аптеке); основу – «землю» (обклеила широкие пластиковые панели самоклейкой под травку); скамеечки; сделала аппликации деревьев и наклеила их на боковые стенки подоконника и на стекло (на двухсторонний скотч); тучки, облака, солнышко; украсила ёмкости для рассады; составила коллекции семян; таблички – указатели с изображением растений (прикрепила их к палочкам — стекам).

Призывала родителей к участию в конкурсе «Чудо-огород на окне» таким стихотворением (в каждой строчке намёк о том, что можно смастерить!):

У ворот шумит народ: «Вот так чудо-огород!
Что там только не растёт!
Огуречная рассада, и укропчик, и лучок.
Тут и свёкла и горох. А салатик разве плох?
А морковка и цветы тоже очень хороши.
Дом стоит с трубою, пугало с метлою,
Колодец деревянный, прудик с лебедями.
На дереве скворечник, в нём певец отменный,
Куколки тряпичные – очень симпатичные».
Смотрят все на огород, и уходят, открыв рот!

Наши родители были на высоте!!! Для оформления огорода они смастерили:

  • домик (какой же дачный участок без домика!);
  • колодец (из колодца «набирали» водичку для приготовления пищи наши хозяева огорода из сказки «Пых» — бабушка, дедушка и внучка Алёнка);
  • пруд (водичкой из «пруда» наши хозяева из сказки «поливали» огород);
  • яблоньки, берёзки, ёлочки (согласитесь, какой может быть сад без деревьев! Даже «урожай яблок» собрали!!!);
  • «Чучелко» — пугало; охранников в саду было три!!!
  • мостик через речку (надо же как-то хозяевам перебираться с берега на берег реки!!!);
  • «клумбочки» из автопокрышек (от детских машинок) – разрисовали цветным лаком для ногтей;
  • клумбу из сухоцветов.

Одна из мам нарисовала нам игру «Живые картинки». С помощью этих картинок мы знакомились с овощами, показывали деткам сказки, играли в различные игры, например: «Чего не стало», «Покажи жёлтый (красный, зелёный, …) овощ» и другие.

Вот так наш огород на окне выглядел в прошлом учебном году. У нас в огороде росли: свёкла, морковь, картофель, петрушка, луковое «дерево», лук в воде и на «грядке».

Каждый из родителей получил Благодарность за участие в проекте и в конкурсах «Чудо-огород на окне» и «Весёлые рифмовки». Данной информацией я делилась на блоге у Ольги Журбенко Всё о моей любимой даче . В статье «Знакомим малышей с огородом с помощью загадок про овощи и фрукты» (в конце) есть презентация к проекту «Маленькие огородники». Вы можете познакомиться с нашей работой http://kladraz.ru/blogs/olga-aleksevna-pivneva/malenkie-pomoschniki.html над проектом и взять себе что-то на заметку.

В этот учебный год мы с детьми «разбили» опять свой огородик на окне. Немножко его изменили, конечно. На нашем огороде присутствуют те же самые атрибуты: домик, колодец, скамеечки, мостик, деревья…. Бабушка с дедушкой стали старенькими, поэтому нет в этот год пасущихся в загоне коров и овечек! Отдали они своих животных другим хозяевам. А Алёнка помогать им не может, так как ходит в детский сад, да и маленькая ещё!

На «грядки» мы нашим героям помогли посадить лук, помидор, укроп, шпинат (03.04.2014 г.). При посадке рассказывала детям о том, что для роста растениям необходимы: почва (земля), вода, свет, тепло.

Подрастать нашим растениям помогали Солнышко и Тучка. (Это тоже наши герои. Тучка поливала наши насаждения, а Солнышко согревало.)

Вот и Солнце ясное согревает всходы,
Всходы аппетитные, деточкам — на радость!

Тучка по небу плывёт, тучка дождичек несёт.
Чтоб наш славный огород удивлял честной народ!
Приходили, говорили: «Вот так чудо-огород!»

Вот так росли овощи у нас на «огороде»!!!

Пока наш лучок рос – мы его поэтапно зарисовывали. И вот что у нас получилось!

Лучок подрос – мы решили им полакомиться! (17.04.2014 г.)

После лука у нас освободилась грядка, и мы с детьми решили посадить горох.

А также «разбили» ещё 2 грядки и посадили салат.

Повадилась к нам на огород Мышка! Мы побоялись, что она скушает с нашей «грядки» все горошинки. Вы знаете, что мы сделали?!! Мы подружились с Мышкой и рассказали ей, что когда горох вырастет – на нём появятся стручки. В каждом домике-стрючке будет много-много горошин. Мышка радовалась вместе с нами!! А чтобы Мышка не осталась голодной, мы её угостили горохом (слепили горошинки из пластилина) (21.04.2014 г.).

Собачка Шарик и кошка Мурка – тоже живут на огороде. Узнали они о том, что мы Мышку подкармливаем, обиделись на нас! Гордые ходили!!! Но мы добрые, привыкли обо всех заботиться, всем помогать. Посадили мы для них – травку. Сидят довольные, любуются, ждут: «Когда же она вырастет?!» Глупые, как быстро захотели! С Мышкой они, кстати, подружились! Вместе овощи на огороде охраняют.

А салатик наш подрос вот так!!! А у гороха появились росточки!

Овощи (салатик, укроп, шпинат) подросли и готовы к употреблению. Сегодня мы будем принимать зелёные витаминчики! (28.04.2014г.)

А за помидорчиком и горохом будем продолжать ухаживать, помогать нашим хозяевам.

Мы садили огород
Получился он не плох!
Здесь зелёный помидор,
Лук, шпинат, салат, укроп.
Зелёненький горошек
Сладкий – сладкий очень!

В течение всего месяца дети не только помогали ухаживать за посадками на огороде, но и решали проблемные ситуации и получали новые знания.

Вопрос «Что делать?» задавался в таких ситуациях:

  • Ночью был сильный ветер, «унёс» лейку в пруд. (В этой ситуации нам на помощь пришли лягушка и собака Шарик. Они вдвоём достали из пруда лейку.)
  • Бабушка уронила ведро в колодец. Как его достать? Кто поможет? (Помогла кошка Мурка.)
  • Кошка Мурка играла на мостике через реку. Оступилась и упала в воду.

Закрепили с детьми правила поведения у пруда, колодца, реки.Каждый день я вместе с детьми придумывала новые истории. А наблюдать за тем, как растут наши овощи – вообще было здорово! Мы получили много положительных эмоций и были очень горды за свой огородик на подоконнике.

Хочется отметить, что наш огород понравился коллегам, родителям и детишкам других групп. Из их уст мы слышали такие фразы»:

  • «Огород – чудо! Невозможно отвести глаз!»;
  • «Не огород, а сказочная страна!»;
  • «Волшебный огород!»;
  • «Очень красивый дизайн огорода!» и т.д.

Будем рады, если и вам понравится наш замечательный и весёлый огород.

Воспитатель Пивнева Ольга Алексеевна
и воспитанники группы «Солнышко», г. Грязовец

Я благодарю Ольгу за такую конкурсную работу. Очень приятно, что столько Любви и тепла она дарит детям.

МЦ ЦРЧ Врастает ноготь — что делать? Актуальная проблема для многих. Наша клиника поможет вам решить проблему вросшего ногтя на пальце ноги . Успешный опыт работы. Самые передовые методики лечения вросшего ногтя. Грамотное лечение — залог быстрейшего выздоровления.

Наши конкурсные работы на сегодня:

  • Работу прислали воспитатели Михайлова Ольга Валерьевна и Иванова Татьяна Ивановна. Клявлино.
  • Работу прислал Виктор Дулин из Эстонии
  • Работу прислала Марина 14 лет. Дочка Михайловой Ольги Валерьевны (первой нашей участницы).

Еще раз обращаюсь ко всем читателям с просьбой, присылайте свои работы, не затягивайте с ними. Отклики на конкурс были, а работ пока прислано немного.

Мой душевный подарок на сегодня ERNESTO CORTAZAR -You are my destiny Послушаем романическую композицию Эрнесто Кортозара Ты моя судьба

Желаю всем прекрасного настроения, радости жизни, здоровья.

Настойка боярышника признана полезным средством при многих заболеваниях сердца и нервной системы. Однако настойка боярышника противопоказания имеет для аллергиков, беременных и кормящих женщин.

МАДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

в средней группе по теме

«Огород на подоконнике"

Подготовила:

Сигаева Елена Викторовна

Октябрьский

2015-2016 г.

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

Тип проекта - познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Цель:

Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Обобщение и расширение знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей; создание проекта как продукта сотворчества воспитателей, детей и родителей.

Задачи:

1.Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

2.Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

3.Развивать познавательные и творческие способности.

4.Формировать осознанное отношение к природным явлениям и объектам.

5.Воспитывать бережное отношение к своему труду и растениям.

Участники проекта:

Педагоги

Родители

Воспитанники средней группы № 8

Ожидаемый результат

1.Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

2.У детей сформируется знания о росте растений в комнатных условиях.

3.Создание в группе огорода на подоконнике.

Формы работы

беседы

занятия

викторины

дидактические, настольные игры

сюжетно-ролевые, театрализованные игры целенаправленные наблюдения

экскурсии

совместный труд детей и взрослых

работа с родителями

продуктивная деятельность

посильная самостоятельная трудовая деятельность

использование иллюстративного материала

Первый этап. Подготовительный.

1.Беседы с детьми (выявление знаний детей о растениях). 2.Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

3.Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).

4.Разбивка огорода на подоконнике.

5.Изготовление табличек - указателей с названиями растений.

Второй этап.

Исследовательский.

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

Третий этап. Заключительный.

1. Подведение итогов реализации проекта.

2. В группе был создан огород на окне.

3. Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.

4. Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.

5. Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике.

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

Дети познакомились с культурными растениями.

У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе был создан огород на окне.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Список литературы

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. - Спб, 1997

Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,1991. С.90-121

Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 208 с.

Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. - М.: Гном и Д., 2005.

Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко - М.: ВЛАДОС, 2000. - 160с

Приложение

План работы с детьми и родителями по реализации проекта «Огород на подоконнике»

Мероприятия

Цели

Ответственные

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике».

воспитатель

2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт.

Расширять кругозор детей.

воспитатель

3.Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода.

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.

воспитатель

4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц.

Воспитывать желание помогать взрослым.

воспитатель

5. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

Привлечь к совместному труду всех детей в группе.

воспитатель

6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

воспитатель,

музыкальный руководитель

7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов.

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

воспитатель

8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта.

Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми.

родители

9. Чтение русской народной сказки «Репка», белорусской сказки «Пых», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи».

Познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка». Познакомить со сказкой «Пых».

воспитатель

10. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Труд в уголке природы.

Учить ухаживать за растениями. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

воспитатель

11. Фотоотчёт для родителей.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

воспитатель

12. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Развивать смекалку, память, внимание.

воспитатель

13. Рассматривание муляжей овощей, уточнение формы, цвета. Дидактические игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что положить», «Что лишнее», «Найди растения».

Формировать представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания детей об овощах и растениях.

воспитатель

14. Лепка из пластилина овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай».

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.

воспитатель

15. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка».

Развивать у детей актёрские способности.

воспитатель

16. НОД «Мир комнатных растений».

Расширять представление детей о комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять делать выводы.

воспитатель

17.Создание фотоальбома «Огород на подоконнике».

Подвести итог проделанной работы.

воспитатель

Диагностика уровня развития детей в рамках проекта

Имеет представление об уходе и условиях выращивания растений.

Имеет представление о строении растений.

Знает названия посевного материала.

Охотно выполняет поручения по уходу за растениями.

Начало проекта

37%

54%

32%

48%

Конец проекта

76%

84%

78%

97%

Сравнив полученные результаты мониторинга можно сделать выводы, что благодаря участию в проекте дети сформировали представление об уходе за растениями, повысили качество ухода за ними. Дети научились правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). Сформировано представление детей о том, что такое огород и что на нём растёт. Дети приобрели больше знаний об овощах и растениях. Дошкольники научились ценить свой труд и уважать труд взрослых. Дети осознали всю важность бережного отношения к природе.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка -детский сад №31

города Яровое, Алтайского края

Проект

«Огород на подоконнике»

Для старшей группы детского сада

2017 год

Содержание

    Образовательная часть

    Вид проекта

    Актуальность проекта

    Цели и задачи проекта

    Участники проекта

    Продолжительность проекта

    Сроки реализации проекта

    Интеграция образовательных областей

    Основы формы реализации проекта

    Обеспечение

    Этапы проведения проекта

    Работа с родителями

    План реализации проекта

    План экспериментальной деятельности

    Предполагаемый результат

    Список литературы

«Что посеешь, то и пожнешь»
«Как потопаешь, так и полопаешь»

1.Образовательная область.
Создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта

2.Вид проекта
Групповой, творческий

3.Актуальность
Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив.
Люди – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности.
У каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, учиться взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел. Необходимо, чтобы это отношение было:
- познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;
- бережливым – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны;
- созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту .

4.Цель проекта
Создание условий для познавательного развития, развития экологической культуры.

Обобщение и расширение знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Образовательные задачи:

Формировать умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений и делать выводы; формировать представление о строении и развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.

Развивающие задачи:

Развивать умение соотносить цвета при дизайнерском оформлении модели «Огород на подоконнике».Развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую и общую моторику, композиционные умения. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности.

Воспитательные задачи:

Способствовать формированию навыков работы в команде; формировать бережное отношение к природе, желание заботиться о растениях, ответственности за порученное дело.

Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике.

5.Участники проекта: Дети старшей группы «Теремок» № 7 МБДОУ ЦРР- детский сад № 31, родители и воспитатели группы.

6.Продолжительность: краткосрочный

7.Сроки реализации: март-май

8.Интеграция образовательных областей : «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Восприятие художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

9.Основные формы реализации проекта:

Наблюдения, беседы, игры, мини-выставки, рассматривание иллюстраций, картин.

10.Обеспечение:

Нормативно-правовые ресурсы:

    Закон РФ «Об образовании».

    Устав ДОУ

    СанПины 2.4.1.2660-10

    Закон РФ «Об образовании» в редакции федерального закона от 01.12.2007 года №309-ФЗ

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе Дошкольного образования».

Материально –техническое:

компьютер, музыкальный центр, плакаты, иллюстрации.

Учебно- методическое :

    Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Веркаса Н.Е..

    Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса- М.: издательство Мозаика-синтез 2008 – 112с./

    Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт-Петербург. Детство-Пресс 2008г.

    Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.2005г.

11. Этапы проведения проекта

1 ЭТАП – подготовительный (2 недели).

В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

2 ЭТАП – исследовательский (8 недель).

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

3 ЭТАП - заключительный (2 недели)

Проведение анализа и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку». Провели праздник для детей и родителей группы «Овощи с нашей грядки», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Далее родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали. Завершился праздник веселым чаепитием.

12.Работа с родителями:

    Привлечь родителей к участию в проекте «Огород на подоконнике».

    Предложить родителям приобрести для проведения исследований – контейнеры, землю, семена для посадки.

    Домашнее задание – с детьми вырастить зелёный лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ, как ухаживали за луком.

13.План реализации проекта.

Подготовительный этап

    Выбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. Воспитатели группы, первая неделя октября .

    Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Родительский комитет, первая неделя октября.

    Разбивка огорода на подоконнике.

    Изготовление табличек - указателей с названиями растений, забора и др. атрибутов огорода. Дети, воспитатели, вторая неделя октября.

Исследовательский этап (8 недель)

    Рассматривание семян (петрушки, салата, редиса), посадка семян и рассады. Дети, воспитатели группы, 3 неделя октября.

    Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Воспитатели группы. Ноябрь.

    Занятия с детьми: «Можно ли лук на окне вырастить?», «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».

    Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?». Воспитатели группы. В течение всего проекта

    Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатели группы. В течение всего проекта

    Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Воспитатели группы. В течение всего проекта

    Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатели группы. В течение всего проекта

Практическая деятельность

    Посадка семян в землю.

    Уход и наблюдение за всходами.

    Ведение журнала наблюдений.

Заключительный этап (2 недели)

    Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели группы, родители. (3 неделя декабря)

    Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку». Дети, воспитатели группы. (3 неделя декабря.)

    Выставка «Овощная грядка» . (солёное тесто) Воспитатели группы, родители. Последняя неделя декабря.

    Проведение конкурса «Чудо - овощи» . Воспитатели группы. 4 неделя декабря.

    Совместное чаепитие детей, родителей и воспитателей группы . Воспитатели группы. Последняя неделя апреля

14.План экспериментальной деятельности

Земля.

Название мероприятия: Узнаем, какая земля.

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется

Материал, оборудование: земля в контейнерах

Вода

Название мероприятия: Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

Солнце

Название мероприятия: Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)

Человек

Название мероприятия: Человек и растения

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

15.Предполагаемый проекта

    Сформированы представления о том, как выращивают овощи, о биологических процессах в природе.

    Умение проводить анализ и обобщение результата, полученного в процессе исследовательской деятельности детей.

    Умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях познавательной и художественной литературы.

    Обогащение словарного запаса, умение составить связный рассказ.

    Сформировано бережное отношение к природе, любовь к растениям.

16.Список используемой литературы

    Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений [текст]- М.: Просвещение, 2004-200с.

    Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [текст] – творческий центр «Сфера», 2004.- с.51-56

    Комарова, И.Г., Грибова, Л.Ф. Мир, в котором я живу. [текст]: учебное пособие / Н.Г.Комарова, - М.: Просвещение, 2006.- 142с.

    Тимофеева, Л.Л. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе [текст]: учебное пособие / Л.Л.Тимофеева. М.: Просвещение, 2005.-180с.

    Тугушева, Г.П., Чистякова, А.Е. Эксперименитальная деятельность детей среднего и старшего возраста [текст] – Санкт-Петербург. Детство- Пресс, 2008.-с.35-41.

    Рыжова Н. Растём вместе. Методика организаций детских исследований по выращиванию растений в дошкольном учреждении.

2010 г.

    Мартынова Организация опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Посадка семян

Полив и наблюдения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 4» Г. ОБЛУЧЬЕ

Тематический проект

«Огород на подоконнике»

Разработала:

Кочекова Ирина Васильевна

Тематический проект: «Огород на подоконнике»

"У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорят, что там растет.

Огуречная рассада.

И укропчик и лучок.

Смотрят все на огород,

И уходят, открыв рот"

Цель:

Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.

Проектная идея . Создать в группе детского сада огород на подоконнике.

Участники проекта:

Дети старшей группы «Весёлые ребята»;

Педагоги;

Родителей.

Причины разработки:

1. Расширять представления детей об окружающем мире,

2. Не умение детей ставить перед собой цель, подбирать инструменты для работы, содержать в порядке рабочее место и убрать его за собой.

Задачи проекта:

1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4. Развивать познавательные и творческие способности детей.

5. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.

7. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.

8. Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.

9. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).

10.Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.

11.Разъяснять значимость труда.

12.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам.

13.Формировать положительное взаимоотношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.

14.Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

15.Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.

Работа с родителями.

1.Провести родительское собрание по теме: «Участие в проекте «Зимний огород на окне».

2.Предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Огород на подоконнике» – контейнеры, землю, семена для посадки

3.Сходить с детьми в ботанический сад.

4.Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.

Ожидаемые результаты.

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

2.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Способы оценки.

Опыты, наблюдения, беседы.

Реализация проекта «Огород на подоконнике»

в старшей группе «Весёлые ребята»

В повседневной жизни детей педагоги обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают цвета. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра до поливаю»

На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят ли они пользу?

Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.

Воспитатели предложили обсудить это вместе все группой. Следующие вопросы:

Что мы знаем о растениях

Что нового можем узнать?

Как мы сможет получить новые знания?

Все ответы записывались в таблицу, На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос в основном предлагали педагоги, дети дополняли

Что мы знаем о растениях

Что можем и хотим узнать

Как мы это узнаем

Растения растут в земле;

Растения бывают разные: цветы, деревья, трава, кусты;

У растений есть листья, цветы;

Растения на улице растут только летом;

На даче выращиваем летом овощи;

В помещении растения растут всегда;

Из овощей варят суп, делаю салат;

Папа дарит цветы на праздники,

Зимой в банках приносят огурцы, они маринованные;

Лес – это много разных растений.

Как растут растения?

Чем подкармливать растения?

Зачем подкармливают?

Где растут растения?

Какие бываю растения?

Какую пользу приносят растения?

Как правильно ухаживать за растениями?

Откуда берутся семена?

Какие растения используются при приготовлении блюд?

Из чего состоят растения?

Что особенно важно для жизни растений?

Побеседовать с родителями о пользе растений, и как за ними ухаживать;

Рассмотреть иллюстрации с изображением растений;

Нарисовать картины с изображением растении;

Понаблюдать за приготовлением блюд из овощей и расспросить маму или бабушку, как и где правильно использовать овощи;

Обратить внимание на прогулке какие растения растут на участке.

Проект рассчитан на 12 недель

1 ЭТАП – подготовительный (2 недели).

Экскурсия в магазин «Семена»

2 ЭТАП – исследовательский (8 недель).

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

3 ЭТАП - заключительный (2 недели)

Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку». Провели праздник для детей и родителей группы «Овощи с нашей грядки», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Далее родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали. Завершился праздник веселым чаепитием.

Организационная деятельность.

1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме

2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности

3.Составить перспективный план мероприятий

План реализации проекта.

1.Экскурсия в магазин «Семена»

1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. .

2. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зимний огород на подоконнике». Воспитатели группы, первая неделя ноября .

3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Родительский комитет, первая неделя ноября.

4. Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатели, вторая неделя ноября.

Исследовательский этап (8 недель)

Рассматривание семян (укропа, огурцов), посадка семян и рассады. Дети, воспитатели группы, 3 неделя ноября

1. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Воспитатели группы. Декабрь, 1-2 неделя января

2. Занятия с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».

3. Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др. Воспитатели группы. В течение всего проекта

4. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатели группы. В течение всего проекта

5. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Воспитатели группы. В течение всего проекта

6. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатели группы. В течение всего проекта

Заключительный этап (2 недели)

1. Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели группы, родители. 3 неделя января

2. Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку». Дети, воспитатели группы. 3 неделя января

3. Праздник «Овощи и фрукты с нашей грядки». Воспитатели группы, родители. 4 неделя января

4. Проведение конкурса «Угадай название овоща». Воспитатели группы. 4 неделя января

План экспериментальной деятельности

Земля.

Название мероприятия: Экспериментально-опытное занятие «Какая земля».

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется

Материал, оборудование: Земля в контейнерах

Вода

Название мероприятия: Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

Солнце

Название мероприятия: Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)

Человек

Название мероприятия: Человек и растения

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

Подготовительный этап:

Экскурсия в магазин «Семена».

Цель: Расширять знания детей: где можно приобрести семена, землю, предметы ухода за растениями.

1. Продолжать формировать понятия - специализированный магазин, продавец, покупатель.

2. Познакомить детей с разновидностью семян, предметами ухода за ними.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду продавца - консультанту.

4. Вызывать у детей желание узнавать, откуда появляются семена, как их хранят, и что с ними делать дальше.

Предшествующая работа:

Воспитатель предварительно договаривается с работниками магазина о приходе детей на экскурсию.

В магазине педагог обратила внимание детей на разнообразие семян, кашпо, лотков под выращивание рассада, цветов и других растений (пальмы, виноград и т.д.). Воспитатель предлагает осмотреться и сформировать свои вопросы на восприятии увиденного.

Дети задавали вопросы продавцу - консультанту:

Откуда привозят семена?

Кто и как выращивает такие красивые цветы?

Почему полезнее земля для растений, которая в магазине, чем земля с газонов?

Почему так много горшков для цветов?

Если различия для посадки, или можно использовать любой горшок?

Насколько важен уход за растениями, или их можно просто поливать?

Как надо правильно сажать растения?

Педагог обратила внимание детей, что в магазин постоянно заходят люди, и что покупают. Покупатели покупают не только семена и кашпо, они так же покупают специальные «подкормки» для растений.

А для чего это надо попросим рассказать продавца.

После возвращения из магазина, дети обмениваются впечатлениями. Вместе с воспитателями делают вывод о полезности растений и важности ухода за ними. Вместе вспоминают полезные советы продавца-консультанта. Педагог предлагает выбрать полученную информацию и использовать её во время разбивка огорода на подоконнике.

Практическая часть

В группе детского сада разбивка огорода на подоконнике.

Проанализировав информацию, полученную в магазине дети под руководством педагогов, приступили к разбивке ограда на подоконнике.

Вначале они приготовили лоточки, наполнили их землей. Рассмотрели семена, обратили внимания, что не все семена одинаковые, чеснок вообще высаживают зубчиками, которые используются в пищу, а вот семена огурцов смогут склевать птицы.

После посадки семян в землю важно полить землю водой, что бы семена «проснулись», и начали прорастать.

Воспитатель предложила подумать: похож наш подоконник на огород? И чего для этого не хватает. Вмести с детьми, подоконник оформили атрибутами и игрушками соответствующей тематике.

Оформление альбома «Домашнее задание»

По итогам посещения «Уголка природы».

Цель:

1. Помочь детям запомнить и систематизировать всё то, что они узнали о растениях.

2. Развивать творчество, фантазию детей, умение мыслить образно.

Практическая часть:

Дети самостоятельно выполняли работу, рассуждая о том в какой последовательности должны расположиться рисунки.

В ходе работы перешли к единому мнению – рисунки должны расположиться в той, как расположены растения в «Уголке природы».

На первой странице расположили рисунок самого «Уголка природы».

После каждого рисунка располагали рассказ, составленный вместе с родителя о посещении «Уголка природы». Каждый рассказ был прочитан, дети делились своими впечатлениями.

Групповой праздник

« Овощи фрукты с нашей грядки».

Цель : закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как убирают, как употребляют в пищу. Упражнять в употреблении глаголов действия; глаголов связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления овощей и фруктов. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, учить составлять описательные рассказы.

Материалы: мультимедиа проектор, иллюстрации с изображением овощей, фруктов. Муляжи или свежие овощи и фрукты. Нарезанные мелкими кусочками овощи и фрукты.

Ход праздника:

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в гости пришла бабушка Федора.

Бабушка Федора: Здравствуйте ребята! Решила я для своих друзей праздник устроить, а готовить не умею, надо мной все смеются, говорят, что ничего-то я, Федора не знаю и не умею! Я к вам пришла за помощью, вот сколько всего принесла. (Показывает детям картинки, на которых изображены овощи и фрукты). Для начала помогите разобраться, где тут овощи, а где фрукты, какого они цвета, какой формы.

Дети по очереди выходят, берут иллюстрации, на которых изображены овощи и фрукты, говорят, что они взяли, и кладут на один поднос овощи, а на другой фрукты.

Воспитатель: Бабушка Федора, а ты знаешь, где растут овощи?

Бабушка Федора: Нет, конечно!

Воспитатель: Ребята! Какие овощи растут в земле?

Дети называют, а педагог показывает на мультимедиа проекторе овощи (баклажан, кабачок, тыква капуста редиска, огурец, помидор, горох, лук, чеснок)

Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.

Воспитатель: Помидоры.

Дети: Срывают.

Воспитатель: лук.

Дети: выдёргивают.

Воспитатель: Баклажаны.

Дети: Срезают.

Воспитатель: репу.

Дети: выдёргивают.

Воспитатель: тыкву.

Дети: срезают.

Воспитатель: морковь.

Дети: выдёргивают.

Бабушка Федора: Прежде чем начать готовить с овощами что-нибудь, что надо сделать? (дети – мыть). Обязательно мыть? А зачем? (Ответы детей). А какие овощи необходимо почистить? (репу, свёклу, морковь, тыкву, кабачки, баклажаны, картофель). И всё сразу варят? (нет).

Воспитатель: Не торопись, бабушка Федора. Скажите, ребята, какие овощи едят сырыми? (помидоры, огурцы, редиску, капусту, репу, морковь). А что можно из них приготовить? (салаты). А какие овощи можно есть и сырыми и варёными? (капусту, морковь, помидоры, репу).

Бабушка Федора: А что можно приготовить на первое? (овощной суп). Из каких овощей?

Воспитатель: А какую зелень мама добавляет в овощной суп? (укроп, петрушку).

Бабушка Федора: А на второе что приготовить? Кашу можно? (кашу из тыквы). А котлеты? (морковные, капустные, свекольные). Из картофеля, что можно приготовить? Из кабачков и баклажанов, что можно приготовить? Прекрасно, но у нас столько овощей, много ещё останется. Что же с ними делать? (засолить).

Воспитатель: Ребята, давайте покажем и расскажем бабушке Федоре, как солить капусту.

Проводится физкультминутка. Дети хором произносят стихотворение и сопровождают его соответствующими действиями.

Мы капусту рубим,

Мы капусту трём,

Мы капусту солим,

мы капусту жмём.

Воспитатель: Перед вами иллюстрации с изображением овощей. Посмотрите на них, решите, кто каким овощем на огороде будет, и поиграем в огород.

Дети: Есть у нас огород,

Там морковка (редиска, свекла) растёт-

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, морковь (редиска, свекла),

Сюда спеши,

Ты немного попляши.

Под весёлую музыку пляшут сначала дети-моркови, затем дети-редиски.

Воспитатель: теперь все поспешите, в гости приходите.

Бабушка Федора: А ещё я хочу приготовить соки.

Воспитатель: Дети, давайте скажем бабушке Федоре, какие соки у неё получатся, я буду называть фрукт, а вы будете говорить, какой сок из него получится (яблоко – яблочный). Что можно приготовить из фруктов на зиму? (Варенье, цукаты, сушёные фрукты). Перед каждым из вас иллюстрация с изображением овоща и фрукта. Скажите бабушке Федоре, как вы их будете употреблять в пищу. (Огурец съем сырым, а из апельсина сделаю сок и выпью.)

Бабушка Федора: Я вам вкусный сюрприз приготовила. Закройте глаза, я вам дам попробовать кусочек овоща или фрукта, а вы мне расскажите, что вы попробовали – овощ или фрукт, как он выглядит, какой на вкус, что из него можно приготовить.

Бабушка Федора раздаёт детям кусочки фруктов и овощей. Каждый ребёнок рассказывает о фрукте (Овоще), который он попробовал.

Бабушка Федора: Спасибо, ребята! Сегодня я узнала много интересного и многому научилась.

Стала поваром сегодня,

Чищу, режу, варю репу,

Свёклу тру, картошку жарю,

Могу сварить я вкусных щей

И котлет из овощей.

Мои друзья будут довольны. До свидания!

Воспитатель: До свидания, бабушка Федора. Приходи к нам ещё в гости, поможем, чем сможем.

Вот и празднику конец, а кто понял молодец!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Художественная литература:

Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи».

Загадки об овощах.

Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук)

Круглая да не мяч, Желтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостиком, да не мышь. (Репа)

Этот овощ тыкве брат -

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок... (Кабачок)

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют... (Огурцы)

Лезут по веревочке

Братья с грядки-горочки.

Эти братья - близнецы,

А зовут их... (Огурцы)

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это - красный... (Помидор)

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

У красавца-толстяка

Ярко-красные бока.

В шляпе с хвостиком синьор -

Круглый спелый... (Помидор)

Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это... (Репка)

Растут на грядке елочки,

Не колют их иголочки.

В земле запрятан ловко

Их корешок... (Морковка)

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам... (Свекла)

Загадки о фруктах.

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся... (фрукты)

Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это... (слива)

На ветвях они висели,

Как созрели - посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их... (сливы)

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий... (апельсин)

Что за фрукт поспел в садочке?

Кость внутри, в веснушках щечки.

Прилетел к нему рой ос. -

Сладок мягкий... (абрикос)

В желтоватой корочке

Розовые долечки.

Этот горько-кислый фрукт

Называется... (грейпфрут)

Он из стран, где климат жаркий.

Ярко-желтый, но не сладкий.

Даже спелый кислый он.

Как зовется фрукт? (Лимон)

Кто там спрятал под листок

Свой румяный крепкий бок?

Под листы-панамочки

Прячутся в зной... (яблочки)

Мала, как мышь, Красна, как кровь, Вкусна, как мед. (Вишня)

Синий мундир,

Белая подкладка, В середине - сладко. (Слива)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст. Покопай немножко:

Под кустом …(Картошка, картофель)

Золотое решето

Черных домиков полно. (Подсолнух)

Листья собраны в кочан

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее? (Капуста)

В кадочках теперь не пусто -

В них заквасится... (Капуста)

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать... (Картошку)

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький... (Лук)

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят... (Лук)

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать... (Чеснок)

На арбуз похожая -

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (Тыква)

Раскололся старый дом:

Было мало места в нем.

Все жильцы встревожены.

Кто они? (Горошины)

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий... (ананас)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет... (банан)

Сверху - шкурка золотая,

В центре - косточка большая.

Что за фрукт? - Вот вам вопрос.

Это сладкий... (абрикос)

Летом в платьице зеленом,

А по осени - в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это... (слива)

Надорвали край рубашки -

Вниз посыпались стекляшки.

Не собрать их все назад.

Что за плод такой? (Гранат)

Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке. Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

Пословицы и поговорки о фруктах и овощах.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Лук от семи недуг.

Картофель - хлебу подспорье.

Картошка - хлебу присошка.

Хрен редьки не слаще.

От осины не родятся апельсины...

Всякому овощу свое время.

Молодец, как соленый огурец.

Одного поля ягоды.

Поговорки:

Огород – для семьи доход

«Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».

Загадки:

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу сотни рук

А в руках душистый груз,

Разных бус

На разный вкус.

Редис

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зелёным листом

Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок

Зелёненький лесок.

Репа

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

Чеснок

Маленький, горький

Луку брат.

Взрастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку –

Будет пахнуть очень долго.

Семя

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как бы вырваться на свет.

Горох

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков…?

Голова на ножке,

В голове - горошки.

Стоит в саду кудряшка -

Красная рубашка,

Сердечко непростое.

Что это такое?

Стихи:

А. Максакова

Посадила в огороде ;

Помидоры и картофель,

Чуть моркови, огурцов.

Для братишек сорванцов.

Помидор сорвал Алешка.

Вот и сыта стала кошка.

А Максим ест огурец.

Наш мальчишка молодец.

Он на грядке сидит ловко

Вот и вырвана морковка.

Ест морковку кошка, кот,

Кто зашел к нам в огород.

Всех мальчишки угощают.

Витамин есть заставляют.

Т. Казырина

А у нас в саду порядок

Мы вскопали десять грядок.

Как на первой горох,

Уродился, не плох!

На второй редиска,

Друг от друга близко.

А на третьей репка,

И сладка и крепка.

На четвертой огурцы

Поспевают, молодцы!

Пятая с морковкой,

Подрастает ловко.

На шестой зеленый лук,

Он и лекарь, он и друг.

На седьмой огромной грядке,

Ягодки играют в прятки.

На восьмой кабачки,

У них толстые бочки.

На девятой арбуз

Полосатый карапуз.

А десятая отныне,

Нам подарит даже дыни!

Ж. Дарк

Летом огород - что город!

В нём – сто тысяч горожан:

помидор, горох, капуста,

кабачок и баклажан.

А по осени там пусто!

Скоро в град придёт зима

Люд разъехался в корзинках

в погреба и закрома!

И. Михашина

Дети все стремятся к маме.

Я сижу в своей панаме.

Я люблю свой огород .

Здесь клубника лезет в рот.

Провели

Дидактические игры:

«Вершки и корешки »

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).

«Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами), яблоко.

Ход игры

П
едагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

Пальчиковые игры

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы, (мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)

Но купили мы арбуз - (большие пальцы)

Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх.)

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды - яблоки. Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

3. Яблоки кислые. Махнуть рукой "Эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.

4. Яблоки соберем в корзины. Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".

5. Дома сварим из яблок варенье. Большой палец правой руки поднять кверху - жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку. Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

8. Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Пальчиковая игра "В сад идем мы погулять"

Сад - решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.

В сад идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Физкультминутки

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки на горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

«Цветок распустился»

Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.

У нас в палисаднике

Возле терраски

Растут голубые

Анютины глазки.

Анютины глазки,

Анютины глазки,

Они распускаются

Быстро, как в сказке.

Чтобы создать необычный живой интерьер можно воспользоваться идеей создания в детском саду огорода на окне.

Сама идея создания собственного небольшого огорода на окне многим покажется вполне заманчивым и необычным предложением.

Такой собственный огород будет очень необычен тем, что подарит возможность любоваться и детям и взрослым невероятной домашней обстановкой живых растений.

Дети убедятся, что огород на окне, сделанный своими руками подарит вкусные и свежевыращенные овощи, зелень, которые не только очень вкусны, но и безумно полезны, поскольку не содержат в себе каких-либо химических веществ.

Детский сад огород на окне подарит огромное удовольствие, красоту и огромную пользу здоровью. Тем более что сам процесс ухода и выращивания огорода очень увлекательный и интересный.

Огород на окне

Совместными усилиями детворы и воспитателей можно создать красивый и вкусный урожай на окне.

Прежде чем создавать огород на окне, необходимо знать, что на окне можно выращивать не все растения. Например, крупные растения рекомендуется оставить для огорода в саду.

Таким растениям будет очень жарко и тесно на окне, поскольку они не предназначены для подобных условий и все ваши усилия будут напрасны, а растения не будут цвести надлежащим образом, и могут погибнуть.

Огород на окне, это своего рода «витаминный оазис». На самом деле, такая чудесная задумка реализовывается очень просто и быстро.

Что лучше посадить в огороде на окне в детском саду?

Выбор растений достаточно широкий: огурцы, лук, фасоль, горох, петрушка, чеснок, салат, укроп, специальные некрупные сорта моркови и т.п.

Главное выбрать для такого огорода неприхотливые растения. Прежде, чем приступать к созданию огорода лучше провести для детей обучающий урок (можно даже показать видеофильм) и рассказать детям о пользе каждого растения и правильном уходе за ними.

Такие знания позволят маленьким огородникам ещё с большим интересом ухаживать и любоваться огородом на окне.

Помните, что окно, где будет размещён огород лучше, чтобы выходило на солнечную сторону и было большим.

Огород на окне оформление

Выбираем оформление будущего огорода на окне.

Сооружаем удобную и простую конструкцию. Размер конструкции должен соответствовать подоконнику, то есть конструкция не должны быть шире или длиннее подоконника (не должна выступать за пределы).

Поскольку такая конструкция не только будет иметь не привлекательный вид, но и станет не безопасной для детей, которые могут зацепить её.

Создать на окне оформление огорода очень просто, главное, фантазия.

Конструкцию можно сделать из обычных ящиков, состоящих из еловых или сосновых досок, толщиной около 2 сантиметров, высотой 12-15 сантиметров.

Ящики можно покрасить в какой-нибудь яркий цвет. Такой вариант очень удачный для детского помещения. Ярко оформленный огород будет смотреться весело и необычно, и будет радовать всех своим привлекательным видом.

Кроме деревянных ящичков можно использовать горшки для растений или даже обычные пластиковые бутылки, которые можно разрезать.

Их тоже можно красиво оформить, например, камнями, рисунками (бабочки, божьи коровки), разнообразными наклейками и т.д. То есть можно бесконечно долго экспериментировать с оформлением.

Очень важно предусмотреть правильное освещение огорода, оптимальную температуру и влажность воздуха. Но и это ещё не все требования для благополучного цветения.

Хороший и качественный грунт, благодаря которому растение будут давать плоды, должен быть правильно подобран. Такие удобрения не сложно приобрести в специализирующих магазинах, где продают растения.

Мини-огород на окне

Приятная, оригинальная и живая миниатюра на окне подарит вам много полезных растений, которые вместе с ребятами можно будет собирать и вместе за ними ухаживать: поливать и удобрять.

Полезные советы для благоприятного цветения :

1. Сейте семена любимых культур равномерно.

2.Уход за огородом на окне не представляет большой сложности, главное, систематически поливайте его.

3. Температура для растений должна быть выше 17 градусов, в противном случае растения будут гнить и не давать плоды.

4. Если на подоконнике, где вы хотите установить огород недостаточно света, то можно создать искусственный свет с помощью лампы.

5. Окно, где расположен огород должно быть тщательно заклеено и не пропускать сквозняков.

6. Для вьющихся растений необходимо создать особую конструкцию. Так, например, рядом с ящиками, где посажены огурцы, рекомендуется соорудить специальные решетки, чтобы направлять рост растения.

7. Выбирайте такие растения для огорода на окне, чтобы они были адаптированы к помещению и не были слишком прихотливыми.

Такой «детский» огород прекрасно украсит интерьер, а экологически чистые и всегда свежие плоды будут не переставать радовать детишек круглый год.

Особенно такой огород будет очень кстати в зимнее время, когда количество витаминов ограничено.

Выращивайте огород вместе с детьми и кушайте плоды с удовольствием! Дерзайте!