Тратака — практика для астральных путешествий. Тратака на точке или мандале

В данной статье расскажем о пятой технике шаткарм - тратаке.

Тратака - это очистительная практика для глаз и мощная форма медитации, известная с древних времен. Тратака означает непрерывное пристальное вглядывание во что-либо. Существует две формы этой практики: бахиранга (внешняя тратака) и антаранга (внутренняя тратака). Бахирангу практиковать проще, потому что в ней вы должны просто вглядываться в некий объект или символ, а антаранга тратака включает в себя ясную и устойчивую визуализацию некого объекта. В практике тратаки в объект вглядываются до тех пор, пока перед закрытыми глазами не проявится его тонкая форма.

Точкой концентрации является обычно символ или объект, который активизирует внутренний потенциал смотрящего и может поглощать его ум. Наиболее частым объектом, используемым для этой цели, является пламя свечи, потому что даже после закрытия глаз впечатление от пламени остается в мозгу на некоторое время, что дает возможность легко практиковать антаранга тратаку. Цель фокусирования глаз на внешнем объекте заключается в том, чтобы возбудить внутреннее видение и сделать это видение устойчивым за счет остановки движения глаз.

Имеются и другие равным образом эффективные символы или объекты, такие как кристаллический шар, шива лингам, янтра, мандала, полная луна, звезда, поднимающееся из-за горизонта или заходящее за него солнце (когда оно не желтое, а оранжево-красное), чакра, символ Ом или ваша собственная тень. Это наиболее эффективные объекты; тратака, однако, может выполняться с использованием в качестве объекта розы, дерева, горы, моря или молнии. На самом деле, если люди поклоняются какому-то божеству и пристально всматриваются в его формы, это также является бахиранга тратакой.

Техника бахиранга тратаки : практикуйте в темной комнате, в которой нет ни сквозняков, ни насекомых.

Поместите свечу на расстоянии двух или трех футов перед собой на уровне глаз. Важно, чтобы пламя было спокойным и совершенно не трепетало. Сядьте в удобную медитативную позу, предпочтительно в сиддхасану (сиддха йони асану), и поместите кисти на колени или в джняна мудру, или в чин мудру. Расслабьте все тело, закройте глаза, успокойтесь и приготовьтесь к тому, чтобы спокойно и устойчиво держать свое тело на протяжении всей практики.

В течение десяти минут практикуйте кайя стхайрьям (неподвижность тела). Затем откройте глаза и пристально всматривайтесь в среднюю часть пламени свечи чуть повыше фитиля. Старайтесь не водить глазами и не мигать. Если глаза начинают болеть или устают, слегка опустите веки. Старайтесь смотреть на пламя столь долго, сколько сможете - пять или десять минут, а если сможете смотреть, не закрывая глаз, дольше - смотрите. Закрывайте глаза только в том случае, когда вы действительно нуждаетесь в этом. Старайтесь сохранять ум пустым. Если появится какая-либо мысль, немедленно выгоните ее из ума. На протяжении всей практики оставайтесь безмолвным свидетелем - сакши. Когда вы в конечном счете закроете глаза, сохраняйте их зафиксированными на пламени перед собой, в области чидакаша (межбровное пространство аджна чакры). Если глаза смещаются, верните их к центру и продолжайте пристально всматриваться до тех пор, пока изображение не исчезнет.

Когда вы сможете стабилизировать образ, изучайте его и внимательно всматривайтесь в его цвет. Иногда вы можете видеть не свет, а отпечаток, который является более темным, чем сама чидакаша. Поддерживайте в уме полное отсутствие мыслей. Осознавайте только объект концентрации. Когда мысль приходит, позвольте ей пройти и оставайтесь не вовлеченными ею. Практикуйте от пятнадцати до двадцати минут, если только ваш гуру не скажет вам о том, что следует практиковать более длительное время.

Тратака может выполняться в любое время, но она является более эффективной, когда выполняется на пустой желудок. Наиболее подходящим является время между четырьмя и шестью часами вечера после выполнения практик асаны и пранаямы. Если вы хотите забраться в ум поглубже, лучше выполнять тратаку поздно вечером - перед тем, как идти спать, и перед джапой или медитацией. Если во время выполнения тратаки присутствует неконтролируемый поток мыслей, то одновременно должна выполняться мантра джапа. Если вы чувствуете, что ваши глаза напряжены, представьте себе, что вы дышите через межбровный центр, вдыхая в аджна чакру и выдыхая из нее. Когда вы закроете глаза и будете всматриваться в сохранившийся образ, продолжайте точно так же осознавать дыхание - вдыхание в этот образ и выдыхание из него через межбровный центр.

Техника антаранга тратаки : п одготовьте себя таким же образом, как для выполнения бахиранга тратаки. В течение всей практики держите глаза закрытыми и концентрируйтесь на свой символ. Если у вас нет символа, попытайтесь визуализировать какую-либо световую точку вроде мерцающей звезды или полной или серповидной луны. Старайтесь ясно и устойчиво видеть объект в темном пространстве перед закрытыми глазами. Практикуйте от пяти до двадцати минут. Эта практика должна культивироваться в течение длительного периода времени. Если символ был дан вам вашим гуру, процесс пойдет быстрее.

Тратака благоприятна не только для глаз, но и для множества физиологических и ментальных функций организма. Она имеет целебный эффект при депрессии, бессоннице, аллергиях, беспокойстве, при плохих концентрации и памяти. Физиологически тратака исцеляет такие заболевания глаз, как их напряжение и головные боли, близорукость, астигматизм и даже ранние стадии катаракты. Глаза становятся ясными и блестящими, способными видеть реальность в более широком аспекте, чем это обычно видится. Наиболее важным ее воздействием является воздействие на аджна чакру и на мозг. В книге «Гхеранд Самхита» указывается, что она способствует ясновидению или восприятию тонких проявлений чего-либо.

Тратака - это процесс концентрации ума и сдерживания его тенденций к колебаниям. Конечной целью является сделать ум полностью «одноточечным» и возбудить внутреннее видение. Одноточечная концентрация ума (или однонаправленность ума) носит название екаграта. Существуют многочисленные отвлекающие факторы, которые нарушают екаграту. На самом деле, отвлечение имеет место лишь тогда, когда органы чувств направлены на внешний мир, что означает наличие утечки энергии. Связи и идентификации, осуществляемые посредством глаз и зрения, являются основными факторами, приводящими к этой утечке. Более того, глаза все время осуществляют или большие - саккады, или малые колебания - нистагмы. Даже когда глаза сфокусированы на внешнем объекте, воспринимаемый образ всегда флуктуирует из-за этих самопроизвольных движений. Когда вглядывание осуществляется постоянно в один и тот же объект, мозг «привыкает» к нему и скоро перестает регистрировать его. Процесс привыкания совпадает с процессом нарастания альфа-волн, что указывает на исчезновение зрительного внимания к внешнему миру; когда эти волны производятся, определенные участки мозга перестают функционировать.

На самом деле, если отсутствуют какие-либо визуальные воздействия, например, если вы сидите в абсолютно темной комнате или прикрыли глаза чем-то непрозрачным, то спустя некоторое время ум просто выключится, как во время сна. Поэтому во время выполнения практики тратаки нужно сохранять внутреннее осознавание, чтобы, когда работа ума будет приостановлена, все, что останется, было осознаванием.

В тратаке результатом является прекращение визуального восприятия, а при возникновении подобной приостановки центральная нервная система начинает функционировать в изоляции. Это переживание известно йогам как пробуждение сушумны. Когда мозг изолирован от модальности органов чувств и связанных с ними ментальных процессов, идей, воспоминаний, возникает духовное сознание. Ощущается и переживается высший ум, освобожденный от времени и пространства.

Мы продолжим. Будьте с нами! Будьте светОМ!

Н е секрет, что большинство современных людей часто переживают опустошение, упадок сил, депрессию, неудовлетворённость. В связи с чем ухудшается и состояние физического тела, в том числе органов зрения. Простые и эффективные практики йоги помогут сбалансировать ваше внутреннее состояние, прийти к внутренней гармонии и равновесию, а также восстановить и поддерживать зрение в течение всей жизни. Поговорим о "тратаке" - медитации для начинающих и в то же время очищающей технике для глаз.

Тратака – это попытка взять под контроль своё внимание и снизить уровень неконтролируемого мысленного шума (один из "побочных” эффектов тратаки – улучшение зрения).

Типичная проблема современного горожанина – усталость глаз. Её вызывают и длительная работа на компьютере, плохое качество воздуха, недостаточное питье воды, стресс, напряженное вождение автомобиля, а также неправильное освещение на рабочем месте.

Чтобы избавиться от усталости глаз и предотвратить ухудшение зрения в дальнейшем, полезно делать йоговскую практику Тратака .

Это специальная медитация для глаз, в которой надо концентрировать взгляд на самой яркой части пламени свечи.

Эту практику достаточно делать 1 раз в день вечером перед сном. Тратака работает с Аджна-чакрой «Третий глаз», поэтому не только предотвращает болезни глаз, но и повышает интуицию (видение «насквозь» людей и динамики развития ситуаций), способствует оптимальному принятию решений, повышает качество сновидений.

Тратака: техника выполнения

  1. Выполняется созерцание свечи, сидя с прямой спиной.
  2. Свеча располагается так, чтобы пламя было на уровне глаз и на расстоянии вытянутой руки.
  3. Перед созерцанием свечи обязательно на несколько минут закрываем глаза и успокаиваем дыхание.
  4. Открываем глаза и смотрим на свечу. Не двигаемся, не моргаем. Стараемся по возможности даже не двигать глазными яблоками. Секрет в том, чтобы изначально не напрягать глаза – тогда слёзы не наворачиваются так быстро. Если же глаза всё-таки устали – спокойно закрываем их, отдыхаем 15-20 секунд, затем снова приступаем к созерцанию.
  5. Отслеживаем попытки своего ума погрузиться в размышления. В случае, если мы осознали, что в голове у нас вертится какая-то мысль, спокойно констатируем этот факт, а затем отпускаем мысль из головы "на волю”. Вместо того, чтобы бороться с мыслями – просто "не думаем” их.
  6. Глядя на пламя свечи, видим его таким, какое оно есть. Да, мы знаем, что пламя – результат реакции окисления углеводородов. Знаем, что оно горячее, и об него можно обжечься. Знаем, что у него есть название – "пламя”. Но во время тратаки все эти знания нужно забыть. Слишком уж часто в жизни мы смотрим на что-то через призму своих знаний, и эта призма искажает то, что мы видим до неузнаваемости. Мы просто смотрим на огонь, забыв, что он называется этим словом. Смотрим, как смотрит на лесной пожар дикое животное, не знающее слов.
  7. В конце практики закрываем глаза на 2-3 минуты и созерцаем "отпечаток” пламени свечи на сетчатке глаз. Стараемся удержать этот отпечаток перед своим внутренним взором как можно дольше. Признак того, что всё удаётся сделать правильно: в какой-то момент из нашего поля зрения исчезают все окружающие предметы и их очертания, и остаётся только пламя свечи.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога www.сайт.

В сегодняшнем посте предлагаю вашему вниманию перевод из ранних учений Сатьянанда Сарасвати.
Отрывок из лекции Свами, прочитанной 31 июля1967 года на тренинге для учителей йоги.

В этом учении рассказывается о тратаке , одной из составляющей очистительной системы упражнений, которая называется - Шаткармы , об истинной цели практики тратаки , говориться о ее стадиях и дается детальное описание тратаки на пламени свечи.

Практика тратаки широко распространена в культурах народов мира. Гипнотизеры и маги практиковали ее. Термин тратака значит – пристально смотреть. Но, тратака не значит просто смотреть куда попало, а значит полное сосредоточение на одном объекте или точке.

Тратака - это часть хатха-йоги, а так же и раджа-йоги. Когда вы практикуете – пока слезы не польют градом, то это хатха-йога, но когда вы практикуете в другом ключе, который я хочу объяснить далее, то это раджа йога.

Цель тратаки

Тратака это важная крия, которая должна практиковаться с большой осторожностью и при соблюдении правильной мотивации.

Она не должна применяться неискренно и беспечно. Перед началом практики вы должны твердо понимать, что вы хотите этим достичь. Есть много различных методов тратаки, и вы должны выбрать правильный. Если вы хотите получить телепатические способности, то это один метод. Если хотите оказывать влияние на сознание других людей, то другой. Если просто хотите улучшить свое зрение, то снова нужно подобрать подходящий для этого способ сосредоточения.

Так, для определенной задачи нужен свой метод практики. В Индии, для примера, есть особая практика, которая называется – чанья упасана (chanaya upasana) - искусство сосредоточения на тени. Она позволяет узнать точное время смерти и предвидеть надвигающуюся опасность.

В одном из древних ритуалов Персии, я нашел, что определенный дух может быть вызван с помощью тратаки. С помощью взгляда с особой ментальной установкой вызывалась определенная личность. Сейчас данный способ утрачен.
Практика тратаки должна быть использована только теми, кто стремится идти по пути йоги. Тем не менее, многие в Индии и за ее пределами не правильно понимали эту науку, используя ее в эгоистических целях, и даже употребляли во зло другим.

Из-за этого, столетия назад, христианская церковь запрещала такие практики, рассматривая их, как проявления черной магии. Все, кто практиковал их, были отлучены от церкви.

Я объяснял эту точку зрения, так, что эта секретная наука не должна использоваться не по предназначению.
Вы должны практиковать ее только имея духовный настрой. Тратака может быть использована, как элемент йога-терапии для исцеления, но это ее не главная цель.
Тратака это метод, практикуя который, можно легко войти в медитативное состояние.
Когда в уме состояние турбулентности, и вы не можете отследить свои блуждающие мысли – тратака поможет успокоиться и достигнуть успеха в медитации.
Перед медитацией нужно выполнить некоторое время тратаку, а затем сидя расслабиться в полном покое -
практикуя в этом ключе медитация придет спонтанно. Это и есть цель тратаки.

Стадии практики тратаки

Практика тратаки может быть разбита на четыре стадии –

  1. Концентрация на внешнем объекте, когда глаза остаются открытыми и взгляд направляется на какие-либо объекты. В качестве предметов для сосредоточения могут выступать - пламя свечи, черная точка на белом фоне, восходящее солнце и т.д.
  2. Концентрация на внутреннем объекте, когда вы с закрытыми глазами стараетесь удержать внимание на ярком отпечатке, точке света, черной точке или цветной.Это практика удержания внутреннего видения. На санскрите это называется дришти садхана, «дришти» значит – внутреннее видение (inner vision), а «садхана» - делать непоколебимым. Здесь внутреннее око должно быть устойчиво – для этого вы должны иметь точку опоры. Пока не появится внутренняя точка, вы не сможете практиковать это. Эта внутренняя психическая точка может быть сверкающей звездой, которую вы должны созерцать, а не просто визуализировать.
  3. Концентрация на пустоте, которая называется шунья дришти. «шунья» значит пустота или состояние без форм, не чидакаша («экран» внутреннего пространства). В шунья дришти нет объектов осознавания. Эта форма тратаки делается с открытыми глазами. Вы смотрите в никуда. Чтобы войти в это состояние требуется много времени, может десять минут, или тридцать, или час. Глаза открыты, но вы не способны что-либо видеть, потому, что ум становиться интровертным, погружается вовнутрь. Это не так трудно достичь – состояние приходит достаточно естественно.Через некоторое время глаза тускнеют, они на половину закрыты, и вы ничего не видите.
  4. Постоянное созерцание – направление взгляда на любую точку без моргания на протяжении многих и многих часов. Это что-то типа того, как практиковал Рамана Махарши – сидя по 12 часов без отведения взгляда и морганий.

Тратака на внешних объектах

Любые объекты природа которых устойчива, которые не пульсируют и не мерцают могут быть использованы для тратаки.
Тем не менее, они не должны быть ослепительно яркими или обладать деструктивным излучением. Внешняя тратака может практиковаться на пламени свечи или черной точке. Если точка расположена далеко, то она должна быть больше, если близко, то меньшего размера. Размеры варьируются от практики к практике. Вы также можете практиковать с кристаллом, восходящим солнцем, объемной фигуркой божества – мурти, использовать символы – крест, свастику, полумесяц, сердечный лотос и т.д.
Однако вы должны выбрать один объект и практиковать только с ним. Вы должны проверить несколько вариантов и выбрать подходящий именно вам. Для примера, в некоторых случаях, практика тратаки на восходящем солнце приносит большую пользу, а в некоторых может навредить. Это значит, что в зависимости от человека должна использоваться именно ему нужная и для него эффективная практика.


Во время тратаки пламя свечи не должно мерцать, поэтому нужно практиковать в помещении, где нет сквозняков, тихо и спокойно. Так же следует добавить, что пламя не должно двоиться в глазах.

Свеча должна быть расположена на расстоянии вытянутой руки, чтобы пламя находилось на уровне глаз. Когда пламя стабильно устремится вверх, нужно направить взгляд на него и сконцентрироваться. Не смотрите на все пламя, а сконцентрируйтесь на середине, чуть поверх фитиля. Продолжайте смотреть на пламя, как можно дольше, без морганий и засыпаний и без какого-нибудь напряжения. Когда в глазах почувствуется усталость, то нужно закрыть их. Старайтесь сидеть расслабленно.

Когда вы закроете глаза, то начинайте созерцать внутреннюю точку. Здесь вы практикуете комбинацию внешней и внутренней тратаки. Закройте ваши глаза и смотрите, где на чадакаше появилась крошечная светящаяся цветная точка. Она по форме похожа на зернышко пшеницы или овса, меняющая цвет от момента к моменту. Это зависит от времени концентрации на пламени свечи. После пяти минут пристального смотрения на пламя свечи точка может быть ярко красной, но если концентрироваться только минуту, то точка может быть черной, белой или мутно коричневой.

От момента к моменту яркость точки будет слабеть, и в конце концов точка может исчезнуть совсем. Это может случиться в течение нескольких секунд, но нужно быть бдительным и не открывать глаза. Нужно сделать специальную установку на счет этого. Даже если психическая точка исчезнет - не открывайте глаза. Снова попытайтесь приложить силу ума и отыскать психическую точку. Через несколько секунд она появиться, только будет совсем другого цвета.
Вы должны продолжить концентрацию, используя силу вашего внутреннего восприятия, видения и силу ваших внутренних глаз.
Точка будет мутнеть становиться все слабее и слабее, а потом снова исчезнет. По-прежнему, не открывайте глаза и снова используйте силу ума и постарайтесь отыскать точку, которая вскоре снова появится перед внутренним видением.
Эта психическая точка будет появляться и исчезать, становиться мутной и еле заметной, становясь все тусклее и тусклее. В конце концов она станет полностью черной и сольется с психическим экраном.
Этот круг (внешняя и внутренняя) займет у вас вначале не более пяти минут, но со временем, практикуя, вы легко сможете растянуть его на пол часа или более. Три минуты внешняя концентрация на пламени свечи и двадцать семь минут внутренняя на точке, которая будет исчезать, снова появляться, менять цвет и т.д.
Те, кто практикуют это, сталкиваются со следующим явлением. Когда вы закроете глаза для внутренней концентрации, психическая точка может начать двигаться и может переместиться вверх «экрана». Для многих это является явным препятствием к практике, так как через некоторое время они просто не знают куда смотреть. Они не могут смотреть выше, хотя точка уходит за «экран». Те, кто практикует шамбхави мудру, способны остановить точку в бинду чакре. Точка устремляется вверх и стремится стать одним с бинду чакрой.
Так, что можно сделать? Мое мнение, что если начинающие практикуют тратаку на пламени свечи, и выполняя внутреннюю концентрацию точка начинает уходить вверх, то нужно следовать за ней.
Когда они не смогут следовать далее, нужно «сбросить» взгляд вниз и попытаться найти точку на этом уровне.
Когда точка появится, нужно снова отслеживать ее, пока это возможно и проделать то же самое, если точка уходит слишком высоко.
Когда точка не появляется, и вы использовали все силы ума - нужно открыть глаза и проделать следующий круг тратаки.

Во время пристального взгляда на пламя свечи, если это связано с духовной практикой для развития концентрации и внутреннего видения, нужно закрывать глаза значительно раньше возникновения напряжения в них и до того, как потекут слезы. Практикующий должен контролировать себя, сколько практиковать, и закрыв глаза, не должен чувствовать в них жжения и не должно быть потоков слез.
У меня был опыт во время концентрации на пламени свечи. Закончив внешнюю тратаку - у меня не было проблем с глазами, я закрывал глаза для внутренней, а из них устремлялись потоки слез.

Время внешней концентрации нужно выбирать индивидуально. Если вы можете концентрироваться три минуты, то остановитесь на двух. Тем не менее, это зависит от многих факторов.

Практика тратаки попросту невозможна с использованием вентилятора, потому, что пламя будет мерчать. Если использование вентилятора необходимо, то нужно заменить свечу на черную точку.
Под вентилятором или на ветру в глазах будет сухость, и быстро выступят слезы.

Вам необходимо выполнить одиннадцать кругов тратаки (один круг – внешняя и внутренняя). Считается, что одиннадцать кругов составляют одну дхарану, что означает, что концептуальный ум становится прозрачным. Если вы думаете о корове, и вы ее видите в своем уме, то это есть дхарана. Если, вы только можете думать о ней, но не видеть, то это называется – калпана, низшая стадия визуализации. Дхарана это высшая стадия калпаны – визуализация с четким представлением.

Будьте уверены, что после одиннадцати кругов тратаки, закрыв глаза, вы будете четко видеть перед собой каждую деталь свечи – цвета, световые эффекты, фитиль.

Вы способны будете видеть, как плавиться воск и стекает по свече. Это будет доказательством вашей силы ума. Когда эта стадия будет достигнута, то можно говорить о медитации. Хотя объекты видятся четко в поле зрения вашего ума, не всегда легко войти в медитативное состояние и тем более погрузиться в самадхи.

Типичная проблема современного горожанина – усталость глаз. Ее вызывают и длительная работа на компьютере, и плохое качество воздуха, и недостаточное питье воды, и стресс, и напряженное вождение автомобиля, а также неправильно освещение на рабочем месте.

Чтобы избавиться от усталости глаз и предотвратить ухудшение зрения в дальнейшем, полезно делать йоговскую практику Тратак.

Это специальная медитация для глаз, в которой надо концентрировать взгляд на самой яркой части пламени свечи или масляной лампады.

Смотрите на пламя, не моргая – пока в обоих глазах не выступят слезы. После этого глаза надо закрыть и подождать, пока слезы высохнут; не смотреть больше на пламя.

Эту практику достаточно делать 1 раз в день вечером перед сном, она занимает 1-3 минуты (с опытом время сокращается).
После выполнения Тратака очень хорошо идет медитация, и снятся только хорошие сны. Тратак работает с Аджна-чакрой «Третий глаз», поэтому не только предотвращает болезни глаз, но и повышает интуицию (видение «насквозь» людей и динамики развития ситуаций), способствует оптимальному принятию решений, повышает качество сновидений.

Тратака – это попытка взять под контроль своё внимание и снизить уровень неконтролируемого мысленного шума. (Один из “побочных” эффектов тратаки – улучшение зрения)

1. Выполняется созерцание свечи сидя с прямой спиной.

2. Свеча располагается так, чтобы пламя было на уровне глаз и на расстоянии вытянутой руки.

3. Перед созерцанием свечи обязательно на несколько минут закрываем глаза и успокаиваем дыхание.

4. Открываем глаза и смотрим на свечу (минимальное время выполнения – 15 минут, чем больше, тем лучше). Не двигаемся, не моргаем. Стараемся по возможности даже не двигать глазными яблоками. Секрет в том, чтобы изначально не напрягать глаза – тогда слёзы не наворачиваются так быстро. Если же глаза всё-таки устали – спокойно закрываем их, отдыхаем 15-20 секунд, затем снова приступаем к созерцанию.

5. Отслеживаем попытки своего мозга погрузиться в размышления. В случае, если мы осознали, что в голове у нас вертится какая-то мысль, спокойно констатируем этот факт, а затем отпускаем мысль из головы “на волю”. Вместо того, чтобы бороться с мыслями – просто “не думаем” их.

6. Глядя на пламя свечи, видим его таким, какое оно есть. Да, мы знаем, что пламя – результат реакции окисления углеводородов. Знаем, что оно горячее, и о него можно ожечься. Знаем, что у него есть название – “пламя”.
Но во время тратаки все эти знания нужно забыть. Слишком уж часто в жизни мы смотрим на что-то через призму своих знаний, и эта призма искажает то, что мы видим, до неузнаваемости.
Мы просто смотрим на огонь, забыв, что он называется этим словом. Смотрим, как смотрит на лесной пожар дикое животное, не знающее слов.

7. В конце практики закрываем глаза на 2-3 минуты и созерцаем “отпечаток” пламени свечи на сетчатке глаз. Стараемся удержать этот отпечаток перед своим внутренним взором как можно дольше.
Признак того, что всё удается сделать правильно: в какой-то момент из нашего поля зрения исчезают все окружающие предметы и их очертания, и остаётся только пламя свечи.