Что изучает психоанализ как наука. Зигмунд Фрейд психоанализ


На протяжении нескольких десятков лет развитие психоанализа сопровождалось популяризацией психоаналитических идей и их интеграцией во всевозможные сферы знаний, такие как наука, религия, философия. После выхода данного понятия на международную арену, оно стало настолько широко использованным и распространенным в психологической, художественной и медицинской литературе 20 века, что превратилось в неопределенное и непонятное.
Первым, кто ввел данное понятие, был Зигмунд Фрейд. В 1896 году он опубликовал статью на французском языке, где говорилось об этиологии неврозов. В то время такое понятие трактовалось как своеобразный терапевтический прием. Затем оно получило название науки, исследовавшей бессознательную душевную деятельность личности. А со временем превратилось в такое понятие, которое могло бы применяться во всех сферах жизнедеятельности не только человека, но и мировой культуры.


Неопределенность в обозначении понятия психоанализа в основном вызвана не до конца продуманной интерпретацией со стороны многих ученых, докторов и исследователей теорий, концепций, а также идей, в свое время описанных Фрейдом. Однако многосмысленность этого понятия объясняется не только этими факторами. В работах самого Фрейда можно заметить несколько определений психоанализа. Они не только связаны друг с другом, но и в определенном контексте взаимозаменяют, противоречат между собой, что и является затруднительным фактором в понимании определения психоанализа.
Традиционное определение психоанализа звучит следующим образом – совокупность психологических методов, идей и теорий, направленных на объяснение бессознательных связей с помощью ассоциативного процесса.

Широкое распространение данное понятие получило в Европе (начало 20 века) и в США (середина 20 века), а также в некоторых странах Латинской Америки (вторая половина 20 века).

Популярные определения психоанализа


Как уже говорилось ранее, существует довольно-таки много трактовок психоанализа. Если же взять за исходное определенную трактовку, то исчезает почва для детального изучения и понимания понятия. Поэтому мы постараемся привести его характеристики, описанные Фрейдом в своих работах. Итак, психоанализу присущи такие определения:

Одна из подсистем психологии как науки, исследовавшую бессознательное;
одно из основных средств научного исследования;
способ исследования и описания процессов психологии;
своеобразный инструмент, например как вычисление малых величин;
понятие, с помощью которого Я может овладеть ОНО (сознанию – бессознательным);
одно из средств исследования в различных сферах духовной жизни;
вид самопознания себя как личности;
исследование о приемах терапевтики;
метод для избавления себя от душевных страданий;
медицинский способ, с помощью которого возможно лечение некоторых форм неврозов.


Как видите, психоанализ можно причислять как к науке, так и к искусству. Более того, он занимает место между философией и медициной.
Однако можно ли причислять психоанализ к науке, которая была бы способна изучить и объяснить бессознательные влечения и желания человека? Является ли оно искусством трактовки снов, литературных текстов и культурных явлений? Или же это все-таки обычный метод лечения, который широко используется в психотерапии?

Ответы на данные вопросы прямо зависят от того, под каким углом зрения рассматривать психоаналитические учения Фрейда о культуре и человеке. Таким образом, вопрос о научном статусе этого понятия остается без ответа, несмотря на многочисленные усилия опытных ученых и исследователей подтвердить или опровергнуть всевозможные психоаналитические теории, методы и концепции. Некоторые исследователи (являющиеся сторонниками классического психоанализа) считают, что психоанализ можно причислять к такой же изученной науке, как, например химия или физика. Другие же говорят о том, что психоанализ ни в коей мере не может соответствовать требованиям науки (К. Поппер) и представляет собой обычный миф (Л. Витгенштейн) или же интеллектуальной заблуждение человека, наделенного фантазией и воображением, каким являлся Фрейд. Некоторые философы, например, Ю. Хабермас и П. Рикёр считают, что психоанализ – это герменевтика.
Наиболее полное определение понятий психоанализа также можно найди в энциклопедической статье «Психоанализ и теория» либидо, которую написал Фрейд. Там он выделил следующие трактовки:

Способ исследования и определения психический процессов, недоступных сознательному пониманию;
один из методов терапии неврозов;
несколько возникающих и постоянно развивающихся психологических конструкций, которые со временем могут воссоздать новую научную дисциплину.

Предпосылки, цели и идеи психоанализа


Основной же предпосылкой психоанализа считают разделение психики на две категории: бессознательное и сознательное. Любой, более-менее образованный психоаналитик, не считает сознание основным звеном психики и исходит их того, что бессознательные желания и стремления и есть предопределяющим фактором мышления и действий человека.
Говоря о причинах большинства психических и эмоциональных расстройств, следует отметить, что многие из них уходят корнями в деструктивно влияющие на психику ребенка переживания в детском возрасте, бессознательные желания и влечения сексуального, и, как результат агрессивного характера, сталкивающиеся с существующими в обществе культурными и нравственными нормами. Из-за этого рождается психический конфликт, который можно разрешить путем избавления от «дурных» влечений и желаний, укоренившихся в сознании. Но они не могут просто так бесследно исчезнуть, они лишь переходят в глубины психики личности и рано или поздно дадут о себе знать. Благодаря сублимационным механизмам (переключения агрессивной и сексуальной энергии на благие намерения и приемлемые цели) они могут перейти в творчество, занятиям научной деятельности, но также могут подтолкнуть человека к болезни, т.е. невротическому способу разрешения стоящих перед человеком жизненных противоречий и проблем.
В теории же, основная цель психоанализа – выявления смысла и значения бессознательного в жизни индивида, на раскрытие и осознание механизмов функционирования, отвечающих за психику человека. К основным психоаналитическим идеям причисляют следующие:

В психике нет случайностей и совпадений;
события первых лет могут повлиять (как положительно, так и отрцательно) на последующие развитие ребенка;
эдипов комплекс (бессознательные влечения ребенка, которые сопровождаются выражением любовных и агрессивных эмоций по отношению к родителям) является не только основной причиной неврозов, но и главным источником морали, общества, религии и культуры;
Структура психического аппарата имеет три области – бессознательное ОНО (влечения и инстинкты, которые берут свое начало в соматической структуре и проявляются в формах, не подвластных сознанию), сознательное Я (имеющее функцию самосохранения и контроля над действиями и требованиями ОНО , а также всегда стремящегося к получению удовлетворений любой ценой) и гиперморальное СВЕРХ-Я , являющегося авторитетом родителей, социальных требований и совести.
Два основополагающих влечения человека – это влечение к жизни (Эрос) и к смерти (Танатос) , включающее в себя деструктивный инстинкт.
В клинической практике психоанализ используется для устранения симптомов невротики путем приведения пациенту к осознанию своих бессознательных желаний, действий и влечений с целью понять их и в последующем не использовать эти внутрипсихические конфликты. Используя многочисленные аналогии, Фрейд сравнивал терапевтику с работой химика и археолога, а также влиянием учителя и вмешательством врача.

Лекция А.В. Россохина Загадки современного психоанализа


Одним из наиболее важных для развития современной психологии направлений явился психоанализ. В первую очередь он связан с именем австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1940). Сложившись первоначально как метод лечения неврозов, он затем превратился в психологическую теорию, а впоследствии-в одно из важных направлений философии XX века. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, фантазиях, оговорках и др.).

Почему же возникает эта своеобразная цензура, запрещающая осознаваться определенным желаниям и переживаниям? Прежде всего в силу того, что они не соответствуют тем правилам, запретам, идеалам, которые вырабатываются у человека под влиянием взаимодействия с окружением - в первую очередь взаимоотношений с родителями в детстве. Эти желания, переживания как бы аморальны, но, по 3. Фрейду, они естественны для человека. Подавленные желания, конфликт влечения и запрета (внутренний конфликт) - причина тех сложностей, страданий, которые испытывает человек в психологическом плане, вплоть до невротических заболеваний. Стремясь к реализации,\бессознательное как бы находит способы обойти цензуру. Сновидения, фантазии, оговорки и пр. - все это своеобразный язык символов, который может быть прочитан и расшифрован. Задача психоаналитика-помочь страдающему человеку понять истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить те травматические переживания, которые забылись (т. е. были вытеснены), перевести их в сознание и как бы прожить заново-это, по Фрейду, приводит к эффекту катарсиса, т. е. очищения и освобождения.

Что же это за переживания, какова их природа? 3. Фрейд утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений - стремления к любви и стремления к смерти и разрушению. Основное место в исходной концепции Фрейда занимает эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой "либидо. Она, собственно, и движет человеком; вся жизнь, начиная с рождения, пронизана эротичностью. В развитии ребенка эта энергия первоначально распределена в нем самом, он получает удовольствие от переживаний, связанных с ротовой полостью, например, от еды, от переживаний, связанных с отправлением естественных потребностей-по Фрейду, все это эротические переживания, а ротовая полость, позже-органы выделения выступают первоначально как основные эрогенные зоны. Но в жизни ребенка наступает важный этап - около 4 лет - когда его эротический интерес выносится вовне и направляется на родителей, в основном-на родителя противоположного пола. Ребенок становится к нему очень привязан, стремится к общению, старается как бы «владеть» родителем, не деля его ни с кем. В этой ситуации родитель своего пола воспринимается как соперник, «отбирающий» любимого; как следствие, ребенок бессознательно желает его «ухода», т. е. смерти (именно этот момент-по сути, признание изначальной сексуальной развращенности ребенка - явился наиболее шокирующим в классическом психоанализе). Но влечение к родителю противоположного пола и желание смерти родителя своего пола запретны; переживания, с этим связанные, вытесняются, они бессознательны. Ситуация мальчика описывается как Эдипов комплекс (по имени героя античной мифологии Эдипа, который, не ведая того, убил собственного отца и женился на собственной матери, с которыми был разлучен в раннем детстве); переживания девочки определяются как комплекс Электры ^(Электра-дочь героя Троянской войны Агамемнона, по возвращении убитого своей женой и ее любовником; Электра мстит убийцам за смерть отца). Ребенок оказывается в ситуации внутреннего конфликта: он зависит от родителя своего пола и одновременно агрессивен по отношению к нему, боясь при этом наказания за запретные желания и поступки.

Сложившуюся картину Фрейд описывает следующим образом.

В начале жизни ребенком руководит особая психическая инстанция, называемая «Оно»-его желания и влечения; руководствуясь «Оно», ребенок действовал бы в соответствии с «принципом удовольствия», делая, что хочет. «Оно» целиком бессознательно. Однако желания должны найти себе реалистические формы удовлетворения; для этого из «Оно» (и это происходит достаточно быстро в детском развитии) выделяется структура, называемая «Я», задача которого-найти такие пути, т. е, по словам Фрейда, «Я» выступает как служанка «Оно». «Я» ориентировано на принцип реальности. Но в обсуждаемый период, начиная с 4 лет, ребенок вынужден ориентироваться и на систему запретов, противостоящих побуждениям «Оно»; формируется еще одна" инстанция, называемая «Сверх-Я» и действующая в направлении, противоположном «Оно» и «Я», выступая, в частности, как голос совести; подавляя влечения. («Я» и «Сверх-Я» частично бессознательны). С этого момента основной внутренний конфликт ребенка - а в дальнейшем и взрослого-это конфликт между желаниями и внутренними запретами, т. е. между «Оно» и «Сверх-Я». «Я» становится своеобразным полем битвы между ними, его задача - помочь реализоваться желаниям, не обижая при этом запреты. В травматической ситуации внутреннего конфликта «Я» вырабатывает психологические защиты, особые формы бессознательной психической активности, которые позволили бы хотя бы временно облегчить конфликт, снять напряжение, а в конкретных жизненных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерб представлениям о самом себе как соответствующем некоторому идеалу. Одна из форм психологической защиты позволяет ребенку «справиться» с эдиповой ситуацией (это происходит к 5-6 годам): ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола (форма защиты-идентификация): не в силах изменить ситуацию и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него (тем самым в структуру «Сверх-Я», наряду с запрета-м1!, включается идеал-образ). По Фрейду, отголоски Проживании этого периода жизни ребенка (впрочем, и иных периодов тоже, но этот важен особенно) можно йидеть на протяжении всей жизни человека, и за огромным числом страданий и невротических проявлений взрослого можно увидеть нереализованные сексуальные Устремления. Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том числе тех его форм, которые мы считаем высшими (творчество, религия)-центральная идея Фрейда, на которой он настаивал и по поводу которой подвергался жестокой критике, в том числе со стороны собственных учеников, многие из которых ушли от него, не разделяя «пансексуализма», т. е. стремления объяснять все через сексуальную проблематику.

Помимо идентификации, существует еще множество форм психологической защиты разного типа и уровня:

Проекция - т. е. приписывание другим собственных скрытых свойств и переживаний; регрессия-временный переход на более ранний, примитивный уровень психического развития, как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным (например, детский плач у взрослого); рационализация - приписывание своему поведению неправильных, но удобных, не вредящих самоуважению причин-и др. Большинство психологических защит, впрочем, не снимают проблемы; адекватным способом защиты выступает, в сущности, лишь сублимация, т. е. перенесение нереализованной энергии в другие области-труд, творчество.

Мы уже говорили, что психоанализ рождался как метод психотерапии неврозов, в частности, истерии - заболевания, при котором, как было показано, именно психологические причины, внутренний конфликт вызывают симптомы физических нарушений (параличи, слепота, боли и др.) *. Как вы поняли, все люди, согласно Фрейду, неизбежно внутренне конфликтны (он даже использовал термин «нормальный невротик»). За многими проявлениями фантазии, творчества и др. лежит прежде всего скрытая сексуальная проблематика, все это - как бы символическое воплощение нереализованных желаний. (Вопреки распространенному среди непсихологов мчению, Фрейд не предлагал ожидать за каждым образом непременно сексуальную подоплеку-ее может и не быть-но в общем случае ^она несомненна.) Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознаваемым - а значит, доступным осмыслению и отчасти контролю-задача психоанализа как терапевтического метода.

* Долгое время - в особенности до Фрейда - медики считали подобные проявления симуляцией, т. к. не могли обнаружить их органической причины.

Учение Фрейда, которое мы изложили крайне неполно и схематично-а оно к тому же трансформировалось в процессе своего развития - всегда вызывало самые противоположные мнения, от восторгов до абсолютного неприятия. Вместе с тем, относительно ряда открытий Фрейда ему воздает должное подавляющее большинство современных психологов.

Прежде всего, в психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным и сознанием. Само по себе существование бессознательного признавалось рядом авторов и до Фрейда; однако динамика влияния бессознательного на сознание, взаимодвижекие содержаний, его механизмы впервые были поставлены в центр внимания именно Фрейдом. Это означало изменение предмета психологии: сознание перестало быть замкнутым в себе когнитивным пространством, но стало частью живой, эмоциональной, мотивированной человеческой жизни.

Сексуальная сфера человеческой жизни, значение которой сейчас отрицать было бы странно, вошла в круг психологического изучения также благодаря Фрейду (кстати, далеко не сразу пришедшему к идее сексуальной обусловленности неврозов и долго ей сопротивлявшемуся. Вопреки мнениям и слухам, сам Фрейд был очень строг в сексуальной жизни). Другой вопрос, какое значение придавать сексуальности-например, сводить ли к ней любовь или нет, соотносить ли с пей высшие этические проблемы человека и т. д.

Далее, Фрейд привлек особое внимание к роли детского, прежде всего семейного опыта в развитии личности; значительное число психотерапевтов, в том числе и непсихоаналитиков, включает его проработку в процесс помощи тем, с кем работают.

Наконец, идея психологической защиты - одна из Центральных в современной психотерапии. Не всеми разделяются теоретические объяснения, предложенные Фрейдом, но, как правило, признается, что именно его метод лег в основу большинства терапевтических систем, в том числе далеко от него ушедших; лидеры большинства крупных психотерапевтических направлений прошли шкоту фрейдовского психоанализа.

Фрейдовский психоанализ действительно представил абсолютно новую психологическую систему: в литературе можно встретить термин «психоаналитическая Революция». Он оказал грандиозное влияние на искусством оно проявляется-иногда вполне непосредственно, через перенос символов - в фильмах Ф. Феллини и И. Бергмана, прозе А. Мердок, живописи С. Дали и др.

Но, разумеется, психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики Фрейда, в большинстве не разделяя пансексуализма своего учителя, развивали собственные учения о содержании и роли бессознательного в психической жизни, разрабатывали собственные подходы к психотерапии.

Среди ближайших учеников Фрейда наиболее известны А. Адлер и К.-Г. Юнг.

Направление, основанное австрийским (с приходом к власти фашизма эмигрировавшим в США) психологом Альфредом Адлером (1870-1937) называется «Индивидуальная психология». Его центральной идеей является идея о бессознательном стремлении человека к совершенству; стремление это определяется, по Адлеру, исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимостью его компенсировать.

Переживание неполноценности (помимо переживания реальных физических или интеллектуальных дефектов) естественно в силу того, что каждый ребенок видит окружающих более сильными, более умными, более компетентными; эти переживания могут усугубляться не демократическими отношениями ребенка с родителями (основная задача которых, полагал Адлер-обеспечение ребенку чувства безопасности; особенно велика в этом роль матери) и сиблингами, т. е. братьями и сестрами (Адлер полагал при этом очень важным порядок рождения и предлагал различные модели развития для единственного ребенка, старшего ребенка, одного из «средних» детей, младшего ребенка). Опыт отношений, получаемый ребенком до 5-летнего возраста, является решающим для развития детского характера и более того-именно этот период определяет характер человека вообще.

Итак, исходным является чувство неполноценности. Первоначально Адлер полагал, что компенсация должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения «воли к власти»; впоследствии, однако, он стал говорить о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. При этом существуют два пути-конструктивный и деструктивный (формирование характера, собственно, и связывается с формируемой стратегией самоутверждения). Конструктивный путь означает самоутверждение в деятельности во благо другим и в кооперации с ними;

Деструктивный-за счет унижения других и эксплуатации. Выбор пути самоутверждения зависит от развития и «сохранносги» социального интереса-под ним Адлер понимал чувство сопричастности человечеству, готовности к сотрудничеству; оно, по-видимому, врожде-но (хотя Адлер специально это не обсуждает), но само по себе слишком слабо и в неблагоприятных условиях приглушается или извращается-в силу переживаемого в детстве отвержения, агрессии со стороны близких, либо, напротив, в силу избалованности, когда нет нужды заботиться о сотрудничестве. В первом случае человек будет как бы мстить человечеству, во втором-требовать привычного отношения, и в обоих случаях оказывается в позиции не дающего, а берущего. Именно это-ключевой момент терапии: человек с «ошибочным жизненным стилем» как бы существует в условном мире, мире, в котором он не обнаруживает собственной неполноценности, замаскированной позицией «берущего», псевдосильного; это, однако, не снижает тревоги, ибо переживание неполноценности сохраняется-хотя и не осознается. Задача терапевта-восстановить реалистические отношения пациента с миром, раскрыть его навстречу другим.

Согласитесь, это-совсем другой психоанализ, где место сексуальной проблематики - отнюдь не на первом плане. Идея Адлера о важности чувства безопасности в развитии ребенка - одна из главных идей ряда психотерапевтических направлений, базирующихся на психоанализе и гуманистической психологии.

Совершенно особую систему мировоззрения предложил швейцарский психолог и философ Карл-Густав Юнг (1875-1961)-автор, влияние которого на мировую культуру сопоставимо по масштабам с влиянием его учителя. Сам Фрейд считал его наиболее талантливым из своих учеников и полагал своим преемником; однако их теоретические расхождения были очень велики, прежде всего потому, что для крайнего атеиста Фрейда были непреемлемы взгляды Юнга, непосредственно связанные с религией и мистическими учениями.

Основа теории Юнга - учение о коллективном безсознательном, существующем в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием (и во взаимодействии с ними). Если личное бессознательное формируется в развитии индивидуального опыта человека и редставляет содержания, им вытесняемые, то в коллективном бессознательном запечатлен опыт человечества; каждый из нас-его носитель в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного является тем глубинным, сокровенным, что определяет особенности поведения, мышления, чувствования. Если содержание личного бессознательного составляют комплексы (именно Юнг ввел это понятие в значении систем черт, образов и переживаний, выстраивающихся вокруг определенного «центрального» переживания и существующих в нас бессознательно и автономно, наподобие самостоятельной личности, независимой от нашего сознания и других комплексов), то содержание коллективного бессознательного составляют архетипы-первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов. Усмотреть непосредственно их невозможно, но можно видеть их проявления в феноменах культуры, прежде всего в мифологии: Юнг обратил внимание на то, что в мифах разных народов, в том числе не общавшихся между собой, присутствуют одинаковые образы-Матери-Земли, Дитя, Воина, Бога, рождения и смерти и т. д. Они, полагал Юнг, и есть воплощение архетипов, и люди в жизни ведут себя в определенных ситуациях соответственно этим «образцам», взаимодействующим с содержаниями индивидуального бессознательного и сознания.

Центральное место в «Аналитической психологии» занимает индивидуация-процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Душевная жизнь выступает как бесконечное странствие внутри себя, открытие потаенных, бессознательных структур, требующих-особенно в кризисные моменты жизни-осознания и включения в душевную целостность. Душа, по Юнгу, представляет некую нефизическую реальность, исполненную энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. Душа исполнена противоположностей (сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное и др.); проблема заключается в том, что в силу ряда причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, непринятой; в процессе индивидуации человек должен «открыть себя» и принять. Наши скрытые стороны требуют принятия, являясь нам в сновидениях, символически «взывая» к нам; нужно уметь увидеть смысл призыва, игнорирование же-типичное для неподготовленного человека - приводит к дезинтеграции, невозможности саморазвития и кризисным переживаниям, заболеваниям. Важнейшие из открываемых инстанций, воплощающих в различной степени взаимодействующие структуры коллективного и личного бессознательного - «Тень» (своего рода антипод «Я», т. е. знания о себе), «Анимус» и «Анима» (мужское начало и женское начало; по Юнгу, в каждом человеке есть и типичные мужские черты - сила, логицизм, агрессивность и т. п.,-и типично женские-нежность, эстетизм, заботливость; помимо того, что есть генетические различия, «культурный стереотип» ориентирует на развитие лишь одной стороны); центральным же является архетип «самости», своего рода образ Бога в себе; эта инстанция недостижима, но путь к ней во внутреннем странствии продолжается вечно-ибо, по Юнгу, душа бессмертна.

Как видите, развитие психоанализа в значительной мере уходит от классических фрейдовских представлений по целому ряду вопросов, прежде всего это касается положений о сексуальной детерминации человеческого поведения. Из крупных последователей 3. Фрейда центральное место" ей отводил, пожалуй, только В. Райх (1897-1957), в центре концепции которого оказывается «оргонная энергия» (своего рода вселенская энергия любви), требующая в индивиде свободного выражения;

Если эта энергия, изначально чистая и светлая, блокируется запретами и сдерживанием, то, по В. Райху, это приводит к ее извращенным проявлениям, в частности, в форме агрессии, скрываемой под приличествующими социальными масками. Сдерживание энергии на различных уровнях проявляется и телесно-в виде «мышечных панцирей», скованности, зажатости; т. к. Райх утверждал единство души и тела, то, воздействуя на тело (мышечные упражнения, в том числе мимические, работа с дыханием, массаж) возможно высвобождение энергии и облегчение душевных страданий. Основной причиной, делающей невозможным естественное проявление оргонной энергии, Райх считал жесткую систему норм и запретов, существующую в патриархальном обществе, что в особенности проявляется в традициях семейного воспитания. Знаменитый термин «сексуальная Революция» был введен именно В. Райхом, подразумевавшим под ним, однако, не сексуальную вседозволен-ность (как это часто трактуется сейчас), но создание таких условий, при которых возможна естественная реализация оргонной энергии - если это будет так, то, по Райху, не будет половых извращений, проституции и т. п., которые суть проявления именно подавленной, деформированной оргонной энергии.

Другие крупные представители неофрейдизма, не отрицая значение сексуальности, не придавали ей первостепенного значения, в большей степени обсуждая проблемы личностного роста и возникновения невротических тенденций с точки зрения взаимоотношений человека и социального окружения, формирования восприятия мира и самовосприятия, ценностных аспектов становления личности.

Так, Карен Хорни (1885-1952), создатель теории, называемой «Культурно-философская психопатология», полагала исходным моментом в развитии личности так называемую «основную тревогу», бессознательное переживание враждебности мира -по отношению к человеку. С точки зрения влияния культуры она определяется предлагаемыми ею противоречивыми ценностями, что особенно характерно для интенсивно развивающихся культур; это приводит к внутренним конфликтам и воплощается в том, что человек не может выбрать что-то определенное и, более того, оказывается не в состоянии желать чего-либо определенного. В результате человек «убегает» от реальности в условные, иллюзорные представления, которыми и руководствуется в жизни. В процессе развития конкретного человека основная тревога определяется первоначально отношениями ребенка и родителей, определенные типы которых Хорни обозначает как «основное зло» (агрессия взрослых по отношению к ребенку, отвержение ребенка, высмеивание ребенка, очевидное предпочтение ему брата или сестры и др.). В результате ребенок оказывается во внутренне противоречивой ситуации: он любит родителей, привязан к ним, но, с другой стороны, переживает их враждебность и собственную бессознательную ответную агрессивность;

Не в состоянии осознать истинный источник конфликта ребенок переживает его как неопределенную опасность, исходящую от мира, что и означает тревогу. Чтобы уменьшить тревогу, личность бессознательно вырабатывает защитные формы поведения, при которых вероятность угрозы субъективно уменьшается. Невротические тенденции соотносятся с тем фактом, что личность начинает вести себя однопланово, реализуя лишь ту тенденцию, которая бессознательно избрана как уменьшающая потенциальную опасность, в то время как другие остаются нереализованными. Хорни обсуждает три основные тенденции личности: стремление к людям, стремление (направленность) против людей и стремление (направленность) от людей. Эти тенденции характерны и для здоровой личности-все люди в различные моменты жизни могут стремиться к взаимодействию, бывают агрессивны или стремятся к одиночеству; но если у здоровой личности эти тенденции уравновешивают друг друга, то невротическая личность ведет себя в соответствии лишь с одной из них. Это приводит в реальности не к уменьшению тревоги, но, напротив, к нарастанию - в силу того, что потребности, соответствующие остальным тенденциям, не удовлетворяются; в результате невротик попадает в ситуацию «невротического круга», т. к., стараясь уменьшить нарастающую тревожность, использует тот самый способ, который привел к ее увеличению. (Моделью может служить фрагмент из «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери: на вопрос, почему он пьет, Пьяница отвечает: «Потому что мне совестно»; на вопрос, отчего ему совестно, следует ответ:

«Совестно, что я пью».)

Иными словами, невротик отказывается от самого себя, от своего «реального Я», в пользу иррационального «идеального Я», позволяющего ему чувствовать себя в псевдобезопасности в силу соответствия некоему нереалистическому идеалу. Если бы невротик мог сформулировать, почему он ведет себя так, как ведет, он ответил бы: «Если я буду всем помогать, никто меня не обидит» (тенденция «к людям»), или «Если я буду сильнее всех, никво не посмеет меня обидеть» (тенденция «против людей»), или «Если я от всех спрячусь, никто не сможет меня обидеть» (стремление «от людей»). Эти тенденции, закладываясь в детстве, остаются с человеком в дальнейшем, определяя его психологические и социальные трудности. Фокус терапии, предлагаемой Хорни,-восстановление утраченных реалистических отношений к жизни на основе анализа жизненного пути (ибо невротические тенденции могут возникать на разных этапах жизни), причем Хорни, в отличие от Фрейда, не практиковала проникновение в глубокие эмоциональные проблемы, полагая, что часто это ведет лишь к усугублению переживаний. Она была и более оптимистична в том отношении, что не полагала детство фатально определяющим психическую жизнь человека.

Крупнейший специалист в области возрастного развития Эрик Эриксон (р. 1902) главную роль в формировании личности отвел человеческому «Я», которое не просто служит «Оно» (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное-психическое здоровье личности, ее «идентичность» (в представлении Эриксона это означает чувство самотождествепиости, собственной истинности, полноценности, сопричастное! и миру и другим людям). Развитие личьосги Эриксо, рассматривал с точки зрения усиления «Я» и продвижения к идентичности (его теория часто называется «Эго-психология» или, что то же самое, «пслхологня Я») На пути «интеграции Я» личность проходит, по его представлениям, 8 стадий развития, охватывающих путь человека от рождения до смерти; каждая стадия представлена как кризис, ставящий человека перед условным выбором в сторону усиления «Я» или его ослабления, наиболее принципиальным для становления идентичности является подростковый возраст. Сами стадии, по Эриксону, заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия с социумом.

Проблемы отношений человека с социумом и их влияния на развитие личности-в центре внимания и других психоаналитиков. Так, Г. Салливен (1892-1949),. создатель теории «межличностной психиатрии», полагал, что межличностные отношения всегда представлены в человеке, и уже первое вхождение ребенка в мир есть вхождение его в более широкую сферу, чем просто отношения с матерью-уже в том, как мать берет ребенка на руки, проявляются те отношения, в которые вступала мать на протяжении своей жизни.

Для Эриха Фромма (1900-1980) главная проблема-проблема обретения личностью психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить, нивелировать человеческую личность, в связи с чем человек чаще всего «убегает от свободы» (главная книга Фромма называется «Бегство от свободы»)-ведь бытие самим собой означает возможность риска, отказа от привычной стереотипной безопасности,-и становится конформистом или авторитарнстом, полагая, однако, что это и есть свобода. Тем самым человек лишает себя настоящей, полноценной жизни, подменяя истинные ценности мнимыми, из которых главной оказывается ценность обладания чем-либо (другая известная работа Фромма носит название «Иметь или быть?»). Концепция Фромма называется «Гуманистический психоанализ».

Таким образом, психоанализ весьма разнообразен, и часто при сравнении той или иной психоаналитической концепции с теорией 3. Фрейда обнаруживается больше различий, чем сходства. Вместе с тем те классические положения, о которых речь шла выше-роль бессознательных компонентов в психической жизни, роль детского опыта взаимоотношений со взрослыми, проблема внутреннего конфликта, формирование психологических защит-присутствуют практически в любой психоаналитической концепции, что и дает возможность говорить о психоанализе как целостном направлении. В отношении же 3. Фрейда приведем слова В. Франкла (о котором речь ниже), сравнившего его роль с ролью фундамента здания: фундамента не видно, он скрыт под землей, но здание без него не стояло бы; точно так же идеи 3. Фрейда лежат в основе подавляющего большинства направлений современной психотерапии, в том числе далеко от Фрейда ушедших - но сумевших развиться благодаря тому, что было от чего отталкиваться (впрочем, достаточно многочисленны психологи, работающие в рамках ортодоксального фрейдизма).

Мы уделили психоанализу достаточно много внимания в силу того, что это направление имело на психологию в целом (особенно западную) и психологическую фактику в частности влияние, несоизмеримое с влиянием других направлений. К нашей стране это относится в меньшей степени. В 20-е гг. он был очень популярен, но затем объявлен реакционным лжеучением (как полагают некоторые авторы, в силу того, что, утверждая в человеке нечто неподконтрольное, неподвластное организованным формирующим воздействиям, был политически неудобен); в последние годы, однако, отношение к нему стало более объективным и уважительным, работы крупнейших психоаналитиков-3. Фрейда, К.-Г. Юнга, Э. Фромма-широко издаются, организованы психоаналитические сообщества и т. д. Итак: в психоанализе разрабатываются проблемы бессознательной детерминации человеческого поведения; области его приложения - прежде всего психотерапия (в том числе неврачебная) и воспитание, прежде всего-семейное.

Психоанализ – методология, основанная на изучении, выявлении, анализе вытесненных из сознания, скрытых или подавленных тревог индивидуума, которые в явной форме травмировали его психику.

Впервые термин психоанализ в психологии был введен Зигмундом Фрейдом, работавшим над исследованием бессознательных процессов, происходящих в человеческой психике и над глубоко упрятанными в людское подсознание мотивациями.

Исходя из основ методики, человеческая природа рассматривается с точки зрения противоборства тенденций антиподов. Именно психоанализ дает возможность увидеть, как бессознательное противостояние влияет не только на личностную самооценку, но и на эмоциональность личности, на ее связи с ближайшим окружением, отдельными общественными институтами.

Обычно источник конфликта локализован в условиях приобретенного индивидом опыта, а поскольку люди одновременно социальные и биологические существа, их основным биологическим устремлением оказывается поиск наслаждений с одновременным избеганием от любой формы боли.

При ближайшем рассмотрении теории психоанализа выясняется наличие трех элементарных, взаимозависимых и восполняющих друг друга частей: сознательного, предсознательного и бессознательного.

Именно в предсознательном сосредотачивается значительное число фантазийных побуждений и желаний индивида. При этом если достаточно сосредоточиться на цели, то вполне можно перенаправить такие желания в сознательное. Те события, которые из-за существующих моральных и нравственных ориентиров индивида отрицаются им как допустимые, а быть может, расцениваются как болезненные и потому перемещаются в бессознательную часть.

Именно эта часть приобретенного опыта оказывается отделенной от двух других стеной, в связи с чем полезно понимать, что психоанализ как раз и сконцентрирован на имеющихся взаимосвязей между частями сознательного и бессознательного.

Стоит отметить, что психоанализ в психологии оперирует глубинными аналитическими механизмами, такими как:

  • исследование самопроизвольных поступков, совершаемых в обыденной жизни;
  • исследования с использованием независимых ассоциаций, через интерпретацию снов.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Поведение человека, прежде всего, регулируется его сознанием. Фрейд выяснил, что за вывеской сознания скрывается некая его прослойка, неосознаваемая индивидом, но побуждающая его ко множеству похотей и наклонностей. Ввиду специфики своей деятельности, он был врачом-практиком, наткнулся на целый пласт неосознанных мотивов.

Во многих случаях именно они становились источником нервных и психических заболеваний. Сделанное открытие способствовало поиску средств, которые бы могли помочь пациенту избавиться от противоборства явного и скрытого в глубине сознания. В результате появился психоанализ Зигмунда Фрейда – средство душевного высвобождения.

Не остановившись на лечении невропатических расстройств, Фрейд, стремясь к максимальному возрождению психического здоровья пациентов, разработал теоретические принципы психоанализа с внедрением их в практику.

Вследствие своей уникальности, предложенная технология восстановления психического здоровья со временем приобрела широчайшую известность и популярность. В классическом варианте психоанализ заявил о рождении совершенно новой системы психологии и нередко событие это называется психоаналитическим переворотом.

Теория психоанализа

Основная идея теории психоанализа З. Фрейда состоит в том, что мотивы поведения человека преимущественно им не осознаваемы и потому совершенно неочевидны. Начало двадцатого столетия ознаменовалось зарождением новой психической модели, позволившей совершенно с другой стороны взглянуть на проявление внутренней психологической напряженности.

В пределах созданной модели были вычленены три ключевых компонента, названных: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Объект тяготения каждого индивида – это «Оно», причем все протекающие в нем процессы совершенно бессознательны. «Оно» является зародышем «Я», которое вылепливается из него под влиянием окружающей индивида среды. При этом «Я» – очень непростая совокупность отожествления с другими «Я», которая действует в плоскостях сознательного, предсознательного и бессознательного, исполняя роль психологической защиты на всех этих уровнях.

Имеющиеся механизмы защиты уже изначально предуготовлены к приспосабливанию субъектов к запросам внешней среды обитания, а также к внутренней реальности. Однако из-за неправильного развития психики естественные в пределах семьи формы приспосабливания неожиданно превращаются в центр зарождения серьезных проблем. Любая защита, применяемая параллельно ослаблению влияния действительности, оказывается дополнительным искривляющим фактором. Из-за чрезвычайно значимых искривлений адаптационные методы защиты преобразуются в феномен психопатологии.

Психоаналитическое направление

Современная психология характеризуется большим числом векторов приложения усилий работающих психологов, одним из главных среди них выступает психоаналитическое направление, определяемое корнями, уходящими в первичные исследования З.Фрейда. После них наибольшей известностью пользуются работы по индивидуальному психоанализу Альфреда Адлера и по аналитическому психоанализу Карла Юнга.

Оба поддержали в своих работах идею бессознательного, однако были склонны к ограничению значимости побуждений сексуального характера. В итоге бессознательное окрасилось новыми красками. В частности, Адлер говорил про властолюбие, как про компенсаторный инструмент ощущения неполноценности.

В то же время Юнг закрепил понятие коллективного бессознательного, его идеи заключались отнюдь не в персонифицированном насыщении психики индивидуума бессознательным, но вследствие влияния на него предков. Причем Фрейд предполагал, будто бессознательную психику каждого субъекта заполняют явления, которые были вытолкнуты по той или иной причине из сознания.

Методы психоанализа

По сути своей концепция психоанализа разделена на три ключевых этапа, скрывающих в себе методы психоанализа. На первом из них нарабатывается аналитический материал, на втором происходит его исследование и анализ, третий подразумевает рабочее взаимодействие на основании полученных результатов исследования. При наработке материала используются методики свободных ассоциаций, реакции переноса и противостояния.

Методологический принцип свободных ассоциаций основан на умении переложения одной ситуации на другую с целью выявления и понимания неких процессов, происходящих на глубинных уровнях психики, причем в большей степени бессознательно. В дальнейшем происходит использование извлеченных данных для корректировки психических нарушений клиента через осознание им существующих проблем и их причин. Важным моментом в применении данной методики оказывается совместная целенаправленная деятельность психолога и клиента в направлении борьбы с имеющимися у последнего ощущениями психологического неудобства.

Методика основана в озвучивании пациентом приходящих в его голову мыслей, даже если эти мысли граничат с полным абсурдом и непристойностью. Действенность методики скрывается в тех отношениях, которые возникают между пациентом и психотерапевтом. В основе лежит феномен переноса, заключающийся в бессознательном перенесении качеств родителей пациента на терапевта. То есть, выполняется перенос в отношении психолога тех чувств, которые клиент испытывал в своем раннем возрасте к субъектам, которые находились в его ближайшем окружении, выполняется проекция ранних детских желаний на лицо замещающее.

Течению осмысления имеющихся причинно-следственных связей, плодотворному преобразованию накопленных персональных воззрений и принципов с отказом от прежних и формированием новых поведенческих норм, обычно сопутствует существенное внутреннее противодействие со стороны пациента. Сопротивление – фактический феномен, который сопровождает любое психотерапевтическое вмешательство вне зависимости от его формы. Суть такого противостояния в том, что возникает сильное устремление к нежеланию касаться неосознаваемого внутреннего конфликта с параллельным возникновением существенных препятствий выявления действительных причин личностных проблем.

На этапе исследования и анализа выполняются четыре последовательных шага, которые могут осуществляться в разной очередности, это: противопоставление, истолкование, прояснение, отработка.

Следующий этап – рабочее взаимодействие, в основе которого крепкие взаимоотношения клиента с психиатром, дающие возможность достижения целенаправленной согласованности действий в рамках сформировавшейся в результате анализа аналитической ситуации. Что касается методологии истолкования снов, то она лежит в рамках поиска скрывающихся за каждым сновидением деформированных бессознательных истин.

Современный психоанализ

Концептуальные изыскания Зигмунда Фрейда легли в основу современного психоанализа, на текущий момент представляющего собой динамично прогрессирующие технологии раскрытия сокровенных свойств человеческой сущности.

За время, превышающее столетний отрезок времени произошло значительное число изменений, кардинально изменивших принципы подхода к проведению психоанализа, в результате выстроилась многоярусная система, охватившая самые различные воззрения и подходы.

В результате появилось аналитическое средство, объединившее в себе ряд комплексных подходов, благоприятствующих исследованию неосознаваемых человеком сторон его психического бытия. В числе приоритетных целей работ по психоаналитике выступает высвобождение индивидуумов из бессознательно выстроенных ограничений, которые являются причиной отсутствия прогресса в развитии.

На современном этапе развития отмечается три основных направления, по которым происходит дальнейшее развитие психоанализа, которые существуют как дополнения друг друга, а не как отдельные невзаимосвязанные ветви.

Выделяются:

  • психоаналитические идеи, выстраивающие базис для построения фактических подходов;
  • прикладной психоанализ, направленный на анализ и обнаружение общекультурных явлений, на разрешение неких социальных задач;
  • клинический психоанализ, используемый для персонифицированной поддержки тем, кто сталкивается с комплексом личностных преград психологического характера, с нервно-психическими нарушениями.

В период становления психоанализа основной представлялась концепция сексуальных влечений, недоразвитой сексуальности, то на нынешнем этапе развития методологии основное предпочтение отдается эго-психологии, идее объектных отношений, причем происходит это на фоне непрекращающейся трансформации самой техники психоанализа.

Далеко не только лечение невротических состояний цель психоаналитических практик. Несмотря на использование методик психоанализа для устранения неврозов, современные его технологии позволяют с успехом справляться с более сложными проблемами от повседневных психологических затруднений и до сложнейших психологических расстройств.

И в конце стоит отметить, что наибольшее распространение получили ветви психоанализа, к которым относятся неофрейдизм и структурный психоанализ.


На протяжении нескольких десятков лет развитие психоанализа сопровождалось популяризацией психоаналитических идей и их интеграцией во всевозможные сферы знаний, такие как наука, религия, философия. После выхода данного понятия на международную арену, оно стало настолько широко использованным и распространенным в психологической, художественной и медицинской литературе 20 века, что превратилось в неопределенное и непонятное.
Первым, кто ввел данное понятие, был Зигмунд Фрейд. В 1896 году он опубликовал статью на французском языке, где говорилось об этиологии неврозов. В то время такое понятие трактовалось как своеобразный терапевтический прием. Затем оно получило название науки, исследовавшей бессознательную душевную деятельность личности. А со временем превратилось в такое понятие, которое могло бы применяться во всех сферах жизнедеятельности не только человека, но и мировой культуры.


Неопределенность в обозначении понятия психоанализа в основном вызвана не до конца продуманной интерпретацией со стороны многих ученых, докторов и исследователей теорий, концепций, а также идей, в свое время описанных Фрейдом. Однако многосмысленность этого понятия объясняется не только этими факторами. В работах самого Фрейда можно заметить несколько определений психоанализа. Они не только связаны друг с другом, но и в определенном контексте взаимозаменяют, противоречат между собой, что и является затруднительным фактором в понимании определения психоанализа.
Традиционное определение психоанализа звучит следующим образом – совокупность психологических методов, идей и теорий, направленных на объяснение бессознательных связей с помощью ассоциативного процесса.

Широкое распространение данное понятие получило в Европе (начало 20 века) и в США (середина 20 века), а также в некоторых странах Латинской Америки (вторая половина 20 века).

Популярные определения психоанализа


Как уже говорилось ранее, существует довольно-таки много трактовок психоанализа. Если же взять за исходное определенную трактовку, то исчезает почва для детального изучения и понимания понятия. Поэтому мы постараемся привести его характеристики, описанные Фрейдом в своих работах. Итак, психоанализу присущи такие определения:

Одна из подсистем психологии как науки, исследовавшую бессознательное;
одно из основных средств научного исследования;
способ исследования и описания процессов психологии;
своеобразный инструмент, например как вычисление малых величин;
понятие, с помощью которого Я может овладеть ОНО (сознанию – бессознательным);
одно из средств исследования в различных сферах духовной жизни;
вид самопознания себя как личности;
исследование о приемах терапевтики;
метод для избавления себя от душевных страданий;
медицинский способ, с помощью которого возможно лечение некоторых форм неврозов.


Как видите, психоанализ можно причислять как к науке, так и к искусству. Более того, он занимает место между философией и медициной.
Однако можно ли причислять психоанализ к науке, которая была бы способна изучить и объяснить бессознательные влечения и желания человека? Является ли оно искусством трактовки снов, литературных текстов и культурных явлений? Или же это все-таки обычный метод лечения, который широко используется в психотерапии?

Ответы на данные вопросы прямо зависят от того, под каким углом зрения рассматривать психоаналитические учения Фрейда о культуре и человеке. Таким образом, вопрос о научном статусе этого понятия остается без ответа, несмотря на многочисленные усилия опытных ученых и исследователей подтвердить или опровергнуть всевозможные психоаналитические теории, методы и концепции. Некоторые исследователи (являющиеся сторонниками классического психоанализа) считают, что психоанализ можно причислять к такой же изученной науке, как, например химия или физика. Другие же говорят о том, что психоанализ ни в коей мере не может соответствовать требованиям науки (К. Поппер) и представляет собой обычный миф (Л. Витгенштейн) или же интеллектуальной заблуждение человека, наделенного фантазией и воображением, каким являлся Фрейд. Некоторые философы, например, Ю. Хабермас и П. Рикёр считают, что психоанализ – это герменевтика.
Наиболее полное определение понятий психоанализа также можно найди в энциклопедической статье «Психоанализ и теория» либидо, которую написал Фрейд. Там он выделил следующие трактовки:

Способ исследования и определения психический процессов, недоступных сознательному пониманию;
один из методов терапии неврозов;
несколько возникающих и постоянно развивающихся психологических конструкций, которые со временем могут воссоздать новую научную дисциплину.

Предпосылки, цели и идеи психоанализа


Основной же предпосылкой психоанализа считают разделение психики на две категории: бессознательное и сознательное. Любой, более-менее образованный психоаналитик, не считает сознание основным звеном психики и исходит их того, что бессознательные желания и стремления и есть предопределяющим фактором мышления и действий человека.
Говоря о причинах большинства психических и эмоциональных расстройств, следует отметить, что многие из них уходят корнями в деструктивно влияющие на психику ребенка переживания в детском возрасте, бессознательные желания и влечения сексуального, и, как результат агрессивного характера, сталкивающиеся с существующими в обществе культурными и нравственными нормами. Из-за этого рождается психический конфликт, который можно разрешить путем избавления от «дурных» влечений и желаний, укоренившихся в сознании. Но они не могут просто так бесследно исчезнуть, они лишь переходят в глубины психики личности и рано или поздно дадут о себе знать. Благодаря сублимационным механизмам (переключения агрессивной и сексуальной энергии на благие намерения и приемлемые цели) они могут перейти в творчество, занятиям научной деятельности, но также могут подтолкнуть человека к болезни, т.е. невротическому способу разрешения стоящих перед человеком жизненных противоречий и проблем.
В теории же, основная цель психоанализа – выявления смысла и значения бессознательного в жизни индивида, на раскрытие и осознание механизмов функционирования, отвечающих за психику человека. К основным психоаналитическим идеям причисляют следующие:

В психике нет случайностей и совпадений;
события первых лет могут повлиять (как положительно, так и отрцательно) на последующие развитие ребенка;
эдипов комплекс (бессознательные влечения ребенка, которые сопровождаются выражением любовных и агрессивных эмоций по отношению к родителям) является не только основной причиной неврозов, но и главным источником морали, общества, религии и культуры;
Структура психического аппарата имеет три области – бессознательное ОНО (влечения и инстинкты, которые берут свое начало в соматической структуре и проявляются в формах, не подвластных сознанию), сознательное Я (имеющее функцию самосохранения и контроля над действиями и требованиями ОНО , а также всегда стремящегося к получению удовлетворений любой ценой) и гиперморальное СВЕРХ-Я , являющегося авторитетом родителей, социальных требований и совести.
Два основополагающих влечения человека – это влечение к жизни (Эрос) и к смерти (Танатос) , включающее в себя деструктивный инстинкт.
В клинической практике психоанализ используется для устранения симптомов невротики путем приведения пациенту к осознанию своих бессознательных желаний, действий и влечений с целью понять их и в последующем не использовать эти внутрипсихические конфликты. Используя многочисленные аналогии, Фрейд сравнивал терапевтику с работой химика и археолога, а также влиянием учителя и вмешательством врача.

Лекция А.В. Россохина Загадки современного психоанализа


Психоанализ – это термин, введенный в психологический обиход З. Фрейдом. Он представляет собой учение, которое выставляет средоточием внимания бессознательные процессы психики и мотивации. Это психотерапевтический метод, строящийся на анализе неявных, подавленных переживаний индивида. В психоанализе человека основополагающим источником невротических проявлений и разнообразных патологических заболеваний считается выталкивание из сознания неприемлемых стремлений и травмирующих переживаний.

Психоаналитический метод предпочитает рассматривать человеческое естество с позиции конфронтации: функционирование психики личности отражает борьбу диаметрально противоположных тенденций.

Психоанализ в психологии

Психоанализ отображает, как бессознательная конфронтация воздействует на самооценивание индивида и эмоциональную сторону личности, на ее взаимодействия с остальным окружением и прочими социальными институтами. Первопричина конфликта скрывается в самих обстоятельствах опыта индивида. Ведь человек является одновременно и биологическим творением, и социальным существом. Соответственно собственным биологическим стремлениям он направлен на поиск удовольствий и избежание боли.

Психоанализ понятие, введено З.Фрейдом с целью обозначения новой методики исследования и излечения расстройств психики. Принципы психологии многосторонни и широки, а одной из особенно прославленных методик исследования психики в психологической науке является психоанализ.

Зигмунда Фрейда теория психоанализа состоит из сознательного, предсознательной части и бессознательного.

В предсознательной части сберегается множество фантазий и его желаний. Желания можно переориентировать в сознательную часть, если сосредоточить на этом достаточное количество внимания. Явление, которое индивиду тяжело осознать, вследствие того, что оно противоречит его морально-нравственным установкам, или представляется для него чересчур болезненным, размещено в бессознательной части. Собственно эта часть отделяется от двух других цензурой. Поэтому важно всегда помнить, что предметом тщательного изучения психоаналитической методики является взаимосвязь сознательной части и бессознательной.

Психологическая наука относит к глубинным механизмам психоанализа: анализ беспричинных действий симптоматической структуры, проистекающих в повседневной жизни, анализ при помощи свободных ассоциаций, толкование сновидений.

При помощи психологических учений люди обнаруживают ответы на вопросы, которые тревожат их душу, а психоанализ всего-навсего подталкивает к нахождению ответа, нередко одностороннего, частного. Психологи, преимущественно, работают с мотивационной сферой клиентов, их эмоциями, взаимоотношением к окружающей реальности, чувственными образами. Психоаналитики концентрируются, главным образом, на сущности индивида, на его бессознательном. Наряду с этим и в психологической практике, и в психоаналитической методике есть общее.

Зигмунд Фрейд психоанализ

Главным регуляторным механизмом поведения человека служит сознание. З.Фрейд обнаружил, что за завесой сознания скрыта глубинная, «бушующая» прослойка не осознаваемых индивидом могущественных устремлений, стремлений, желаний. Будучи практикующим врачом, Фрейд столкнулся с серьезной проблемой осложнения бытия, вследствие наличия неосознаваемых волнений и мотивов. Нередко такое «неосознаваемое» становится причиной расстройств нервно-психического характера. Такое открытие устремило его на поиск инструментов, способствующих избавлению пациентов от конфронтации между «произносимым» сознанием и скрытыми, бессознательными мотивами. Таким образом, родилась у Зигмунда Фрейда теория психоанализа – методика исцеления души.

Не ограничившись исследованием и излечением невропатов, вследствие упорной работы по воссозданию их психического здоровья, З. Фрейд сформировал теорию, растолковывавшую переживания и поведенческие реакции больных индивидов и здоровых лиц.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда известна под названием классический психоанализ. Она приобрела на Западе огромную популярность.

Понятие «психоанализ» можно представить в трех значениях: психопатология и теория личности, методика изучения неосознаваемых мыслей индивида и его чувств, метод терапии расстройств личности.

Классический психоанализ Фрейда демонстрировал абсолютно новую систему в психологии, которую зачастую именуют психоаналитической революцией.

Зигмунд Фрейд философия психоанализа: он утверждал, что гипотеза о бессознательных процессах психики, признание ученья о сопротивлении и подавлении, Эдипова комплекса и полового развития формируют фундаментальные элементы психоаналитической теории. Другими словами, ни один врач не может считаться психоаналитиком, не согласившись с перечисленными базисными предпосылками психоанализа.

Психоанализ Фрейда является основой постижения множества процессов в социальном разуме, массовом поведении, предпочтениях индивидов в области политики, культуры и т.д. С позиции психоаналитического ученья, современный субъект проживает в мире напряженных психических мотивов, охвачен подавленными устремлениями и склонностями, что ведет его к телевизионным экранам, многосерийным фильмам и прочим формам культуры, дающей сублимационный эффект.

Фрейд выделил две основополагающие антагонистические движущие силы, а именно «танатос» и «эрос» (например, жизнь и смерть). На подобных противоположно направленных мотивах – «устремленность к жизни» и «тяга к смерти» базируются все процессы деструктивного характера в субъекте и социуме. Эрос Фрейд в широком смысле рассматривал в качестве устремленности к жизни и отводил этому понятию центральное место.

Теория психоанализа Фрейда дала науке понимание о таком важнейшем явлении психики личности, как «либидо» или, другими словами, половое влечение. Центральным представлением Фрейда была идея не осознаваемого полового поведения, являющимся основой поведения субъекта. За большинством проявлений фантазий, творческого потенциала, преимущественно, скрыта половая проблематика. Любое творчество считалось Фрейдом символическим выполнением нереализованных желаний. Однако не нужно утрировать данную концепцию Фрейда. Он предлагал считать, что за каждым образом обязательно скрыта интимная подоплека, но в принципе она несомненна.

Введение в психоанализ Зигмунд Фрейд зачастую именуют концепцией о бессознательной психике. Ядро психоаналитического учения представляет собой исследование активной аффективной совокупности, которая образуется вследствие вытесненных травмирующих переживаний из сознания. Сильной стороной данной теории всегда считалось то, что у нее получилось акцентировать внимание на немыслимой сложности аффективной стороны индивида, на проблеме явственно переживаемых и утаенных влечений, на конфликтах, возникающих между разнообразными мотивами, на трагическом противостоянии сферы «желаемого» и «должного». Пренебрежение неосознаваемыми, но реальными психическими процессами, в качестве детерминанты поведения, в области образования неминуемо приводит к глубокому искривлению всего образа внутренней жизни субъекта, что в свой черед, создает препятствие на пути образования более глубоких знаний о природе и инструментах духовного творчества, нормах поведения, личностной структуре и активности.

Психоаналитическое ученье сосредоточием внимания представляет и процессы бессознательного характера и является методикой, которая вынуждает бессознательное объясняться языком сознания, выводит его на поверхность с целью поиска причины страданий личности, внутренней конфронтации справиться с ней.

Фрейд обнаружил так называемое «душевное подполье», когда индивид замечает лучшее, хвалит его, но стремится к дурному. Проблематика бессознательного стоит остро в индивидуальной психологии, общественной жизни и социальных взаимоотношениях. В результате воздействия некоторых факторов появляется непонимание окружающих условий и собственного «Я», способствующее резкой патологизации социального поведения.

В общем смысле психоаналитическая теория считается не только научной концепцией, но философией, терапевтической практикой, связанной с исцелением психики индивидов. Она не ограничивается лишь экспериментальным научным знанием и последовательно сближается с гуманистически ориентированными теориями. Однако многие ученые считали психоаналитическую теорию мифом.

Так, например, психоанализ Эрих Фромм считал ограниченным в силу его биологизаторской детерминацией личностного развития и рассматривал роли социологических факторов, политических, экономических, религиозных и культурных причин в личностном формировании.

Фрейд разработал радикальную теорию, в которой аргументировал превалирующую роль подавления и основополагающую важность бессознательного. Человеческое естество всегда верило в разум как апогей человеческого опыта. З. Фрейд избавил человечество от этого заблуждения. Он вынудил ученое сообщество усомниться в незыблемости рационального. Почему на разум можно полностью полагаться. Неужели всегда он несет за собой утешение и освобождает от мучений? И разве мучения менее грандиозны по уровню воздействия на индивида, чем способность разума?

З.Фрейд обосновал, что значительная доля рационального мышления только маскирует реальные суждения и чувства, другими словами, служит для сокрытия истины. Поэтому для лечения невротических состояний Фрейд стал применять методику свободных ассоциаций, которая заключалась в том, что пациенты в лежачем расслабленном состоянии говорят все, что им приходит на ум, при этом неважно абсурдны ли такие мысли или неприятного, непристойного характера. Мощные влечения эмоционального характера уносят неуправляемое мышление в направлении психического конфликта. Фрейд утверждал, что случайная первая мысль представляет собой позабытое продолжение воспоминания. Однако позже, он сделал оговорку, что такое бывает не всегда так. Иногда возникающая у пациента мысль не является идентичной забытым представлениям, вследствие душевного состояния больного.

Также, Фрейд утверждал, что при помощи сновидений обнаруживается присутствие в глубинах мозга интенсивной психической жизни. А непосредственно анализ сновидения предполагает поиск в нем сокрытого содержания, деформированной неосознанной истины, которая прячется в каждом сне. И чем сновидение запутаннее, тем имеет большую значимость утаенного содержания для субъекта. Такое явление языком психоанализа именуется сопротивлениями, и они выражаются даже тогда, когда индивид, видевший сон, не желает толковать ночные образы, населяющие его ум. При помощи сопротивлений бессознательное определяет барьеры для защиты себя. Сновидения выражают скрытые желания через символы. Скрытые мысли, трансформируясь в символы, делаются приемлемыми для сознания, вследствие чего становится возможным для них преодолеть цензуру.

Тревога Фрейдом рассматривалась в качестве синонима аффективного состояния психики – , которому отводился специальный раздел в работе введение в психоанализ Зигмунд Фрейд. В целом психоаналитическая концепция выделяет три формы тревоги, а именно реалистическую, невротическую и моральную. Все три формы ставят целью предупреждение об угрозе или опасности, выработку поведенческой стратегии или адаптацию к угрожающим обстоятельствам. В ситуациях внутренней конфронтации «Я» образует психологические защиты, которые являют собой особые виды бессознательной активности психики, позволяющие, по меньшей мере, временно облегчить конфронтацию, сбросить напряжение, избавиться от тревоги посредством искажения действительной ситуации, видоизменения отношения к угрожающим обстоятельствам, подмены восприятия действительности в определенных жизненных условиях.

Теория психоанализа

Психоанализ понятие базируется на концепции, состоящей в том, что человеческого поведения в основном не осознается и не является очевидной. В начале двадцатого столетия З.Фрейд разработал новую структурную модель психики, которая позволила в другом аспекте рассмотреть внутреннюю конфронтацию. В этой структуре он выделил три компонента, именуемые: «оно», «Я» и «сверх-Я». Полюс влечений индивида называется «оно». Все процессы в нем проистекают бессознательно. Из «ОНО» зарождается и формируется во взаимодействии со средой и окружением
«Я», которое представляет собой сложнейший комплекс идентификаций с иными «Я». В сознательной поверхности, предсознательной и бессознательной плоскостях функционирует «Я» и выполняет психологическую защиту.

Все защитные механизмы изначально предназначаются для адаптации субъектов к требованиям внешней среды и внутренней реальности. Но вследствие нарушений развития психики, такие природные и обычные в границах семьи методы адаптации сами по себе могут становиться причиной нешуточных проблем. Всякая защита, наряду с ослаблением воздействия действительности также ее и искривляет. В случае, когда такие искривления чересчур массивны, адаптивные способы защиты трансформируются в психопатологический феномен.

«Я» считается срединной областью, территорией на которой пересекаются две реальности и накладываются одна на другую. Одной из важнейших его функций является тестирование реальности. «Я» неизменно сталкиваясь с непростыми и двойственными требованиями, которые исходят от «ОНО», внешней среды и «сверх-Я», «Я» вынужденно находить компромиссы.

Любой психопатологический феномен является компромиссным решением, неудачным стремлением самоизлечения психики, возникшим в качестве ответной реакции на болевые ощущения, порожденные внутрипсихической конфронтацией. «СВЕРХ-Я» является кладовой моральных предписаний и идеалов, реализовывает в психической регуляции несколько значимых функций, а именно контроль и самонаблюдение, поощрение и наказание.

Гуманистический психоанализ Э. Фромм разработал с целью расширения границ психоаналитического учения и акцентирования роли экономических, социологических и политических факторов, религиозных и антропологических обстоятельств в личностном формировании.

Психоанализ Фромма кратко: свою интерпретацию личности он начал с анализа обстоятельств жизни индивида и их видоизменения, начиная со Средневековья и заканчивая двадцатым столетьем. Гуманистическая психоаналитическая концепция была разработана для разрешения основных противоречий человеческого бытия: эгоизма и альтруизма, обладание и жизнь, отрицательная «свобода от» и позитивная «свобода для».

Эрих Фромм утверждал, что выход из кризисного этапа современной цивилизации лежит в создании так называемого «здорового социума», базирующегося на убеждениях и ориентирах гуманистической морали, воссоздании гармонии между природой и субъектом, личностью и социумом.

Эрих Фромм считается основоположником неофрейдизма – направления, получившего распространение, преимущественно, в США. Сторонники неофрейдизма объединили фрейдовский психоанализ с американскими социологическими учениями. Среди наиболее известных трудов по неофрейдизму можно выделить психоанализ Хорни. Последователи неофрейдизма подвергли резкой критике цепь постулатов классического психоанализа в отношении трактовки процессов, проистекающих внутри психики, но при этом сберегли важнейшие составляющие его теории (концепцию об иррациональной мотивации деятельности субъектов).

Неофрейдисты сделали акцент на исследовании межличностных взаимоотношений с целью найти ответы на вопросы о существовании человека, о должном образе жизни личности и о том, что ей нужно делать.

Психоанализ Хорни заключается в наличии трех основополагающих стратегий поведения, которыми индивид может воспользоваться для разрешения базового конфликта. Каждой стратегии отвечает определенная базовая ориентация во взаимоотношениях с остальными субъектами:

— стратегия движения к социуму или ориентация на индивидов (соответствует уступчивый личностный тип);

— стратегия движения против социума или ориентация против субъектов (соответствует враждебный или агрессивный личностный тип);

— стратегия движения от социума или ориентация от индивидов (соответствует отстраненный или обособленный личностный тип).

Для стиля взаимодействия, ориентированного на индивидов, свойственна подневольность, неуверенность и беспомощность. Такими людьми управляет убеждение, заключающееся в том, что если индивид отступит, то его не тронут.

Уступчивый тип нуждается в любви, защите и руководстве его действиями. Он, обычно, завязывает отношения для избегания чувства одиночества, бесполезности или беспомощности. За их учтивостью может таиться подавленная потребность к агрессивному поведению.

При стиле поведения, ориентированного против субъектов, характерно доминирование, и эксплуатация. Личность действует, отталкиваясь от убеждения, что она обладает властью, поэтому ее никто не тронет.

Враждебный тип придерживается точки зрения, что социум агрессивен, а жизнь является борьбой против всех. Отсюда, враждебный тип рассматривает каждую ситуацию или любые отношения с позиции, что он будет иметь от этого.

Карен Хорни утверждала, что этот тип способен вести себя корректно и дружелюбно, но при этом в конечном итоге его поведение всегда устремлено к обретению власти над окружением. Все его действия направлены на рост собственного статуса, авторитета или удовлетворение персональных амбиций. Таким образом, в данной стратегии обнаруживается потребность эксплуатировать окружение, получать социальное признание и восторг.

Обособленный тип пользуется защитной установкой – «мне все равно» и руководствуется принципом, что если он отстранится, то не пострадает. Для этого типа свойственно следующее правило: ни при каких обстоятельствах не дать увлечь себя. И неважно о чем идет речь – либо о любовных отношениях, либо о работе. Вследствие этого они теряют подлинную заинтересованность в окружении, сродняются с поверхностными наслаждениями. Для данной стратегии присуще стремление к уединению, самостоятельности и самодостаточности.

Вводя такое разделение стратегий поведения, Хорни отмечала, что понятие «типы» используется в концепции для упрощенного обозначения индивидов, характеризующихся наличием определенных черт характера.

Психоаналитическое направление

Наиболее мощным и многообразным течением в нынешней психологии является психоаналитическое направление, родоначальником которого считается психоанализ Фрейда. Наиболее известными трудами в психоаналитическом направлении являются индивидуальный психоанализ Адлер и аналитический психоанализ Юнг.

Альфред Адлер и Карл Юнг в своих трудах поддержали теорию о бессознательном, но стремились ограничить роль интимных побуждений в толковании человеческой психики. Вследствие чего бессознательное приобрело новое содержание. Содержанием бессознательного по А. Адлеру, являлось устремление к власти как инструменту, компенсирующему чувство неполноценности.

Психоанализ Юнга кратко: Г. Юнг укоренил понятие «коллективное бессознательное». Он считал бессознательную психику насыщенной структурами, которые приобретенными индивидуально не могут быть, однако являются подарком далеких предков, тогда как Фрейд полагал, что в бессознательную психику субъекта могут входить явления, ранее вытесненные из сознания.

Юнг в дальнейшем развивает концепцию о двух полюсах бессознательного – коллективном и личном. Поверхностный слой психики, охватывающий все содержания, которые имеют связь с личным опытом, а именно забытые воспоминания, вытесненные побуждения и желания, позабытые травматические впечатления, Юнг именовал личным бессознательным. Зависит оно от личной истории субъекта и пробуждаться может в фантазиях и сновидениях. Коллективным бессознательным он называл сверхличную неосознаваемую психику, включающую влечения, инстинкты, которые в личности представляют природное создание, и архетипы, в которых обнаруживается человеческая душа. Коллективное бессознательное содержит национальные и расовые верования, мифы и предрассудки, а также определенное наследство, которое было приобретено от животных людьми. Инстинкты и архетипы играют роль регулятора внутренней жизни индивида. Инстинкт обусловливает специфическое поведение субъекта, а архетип определяет конкретное образование сознательных содержаний психики.

Юнг выделил два человеческих типа: экстравертивный и интровертивный. Первый тип характеризуется направленностью во вне и увлеченностью социальной активностью, а второй – внутренней направленностью и сосредоточенностью на персональных влечениях. В последующем Юнг такие влечения субъекта именовал термином «либидо» также как и Фрейд, но при этом Юнг не отождествлял с половым инстинктом понятие «либидо».

Таким образом, психоанализ Юнг являет собой дополнение классического психоанализа. Юнга философия психоанализа оказала довольно серьезное влияние на дальнейшее развитие психологии и психотерапии, наряду с антропологией, этнографией, философией и эзотерикой.

Адлер, трансформируя исходный постулат психоанализа, в качестве фактора личностного развития выделил чувство неполноценности, вызываемое, в частности, физическими дефектами. В качестве ответной реакции на такие ощущения появляется стремление компенсировать его, с целью получения превосходства над другими. Источник неврозов, по его мнению, скрывается в комплексе неполноценности. Он был в корне не согласен с утверждениями Юнга и Фрейда о превалировании персональных бессознательных инстинктов человеческом поведении и его личности, которые противопоставляют индивида социуму и отчуждают от него.

Психоанализ Адлера кратко: Адлер утверждал, чувство общности с социумом, стимулирующее общественные взаимоотношения и ориентирование на других субъектов, является главной силой, обуславливающей человеческое поведение и определяющей жизнь индивида, а вовсе не врожденные архетипы или инстинкты.

Однако существует нечто общее, связывающее три концепции индивидуальный психоанализ Адлер, аналитическую психоаналитическую теорию Юнга и классический психоанализ Фрейда – все перечисленные концепции утверждали, что индивид обладает некоторой внутренней, присущей исключительно ему одному натурой, которая воздействует на личностное формирование. Только Фрейд отдавал определяющую роль половым мотивам, Адлер отмечал роль социальных интересов, а Юнг придавал решающее значение первичным типам мышления.

Еще одним убежденным последователем психоаналитической теории Фрейда был Э.Берн. В ходе дальнейшего развития идей классического психоанализа и разработки методики лечения нервно-психических недугов, Берн сфокусировал внимание на так называемых «трансакциях», которые формируют фундамент межличностных отношений. Психоанализ Берн: он рассматривал три состояния «эго», а именно ребенок, взрослый и родитель. Берн предположил, что в процессе любого взаимодействия со средой, субъект всегда пребывает в одном из перечисленных состояний.

Введение в психоанализ Берн – эта работа была создана для объяснения динамики психики индивида и анализа проблем, переживаемых пациентами. В отличие от коллег-психоаналитиков, Берн считал важным доводить анализ проблем личности до истории жизни ее родителей и прочих предков.

Анализу разновидностей «игр», применяемых индивидами в ежедневном общении, посвящено введение в психоанализ Берн.

Методы психоанализа

Психоаналитическая концепция имеет свои техники психоанализа, включающие несколько этапов: продуцирование материала, этап анализа и рабочий альянс. К основным методам продуцирования материала относят свободную ассоциацию, реакцию переноса и сопротивление.

Методом свободных ассоциаций называется диагностический, исследовательский и терапевтический прием классического психоанализа Фрейда. Он базируется на использовании ассоциативности мышления для постижения глубинных психических процессов (преимущественно бессознательных) и дальнейшем применении полученных данных с целью коррекции и излечения функциональных нарушений психики через осознание клиентами источников их проблем, причин и характера. Особенностью данного метода считается совместно направленная, осмысленная и целеустремленная борьба пациента и терапевта против ощущений психического дискомфорта или недуга.

Метод заключается в произнесении пациентом любых мыслей, которые приходят в его голову, даже если такие мысли носят абсурдный или непристойный характер. Эффективность метода зависит, в большинстве своем, от отношений, которые зародились между пациентом и терапевтом. Основой таких отношений является феномен переноса, который заключается в подсознательном переносе пациентом на терапевта свойства родителей. Другими словами клиент переносит на терапевта чувства, испытываемые им к окружающим субъектам в раннем возрастном периоде, иначе говоря, проецирует ранние детские желания и взаимоотношения на иное лицо.

Процессу постижения причинно-следственных связей в ходе психотерапии, конструктивной трансформации личностных установок и убеждений, а также отречению от старых и формированию новых видов поведения сопутствуют определенные трудности, сопротивление, противодействие клиента. Сопротивление является общепризнанным клиническим феноменом, сопровождающим проведение любой формы психотерапии. Оно означает стремление не задевать неосознаваемый конфликт, вследствие чего создается препятствие любой попытке выявить подлинные источники проблем личности.

Фрейд считал сопротивление противодействием, неосознанно оказываемым клиентом попыткам воссоздания «вытесненного комплекса» в его сознании.

Этап анализа содержит в себе четыре шага (конфронтация, интерпретация, прояснение и проработка), которые необязательно идут последовательно друг за другом.

Еще одним важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой сравнительно здоровые, разумные взаимоотношения между пациентом и терапевтом. Он дает возможность клиенту целенаправленно трудиться в аналитической ситуации.

Метод толкования сновидений заключается в поиске скрытого содержания, деформированной бессознательной истины, которая скрывается за каждым сновидением.

Современный психоанализ

Современный психоанализ взрос на ниве концепций Фрейда. Он представляет собой постоянно развивающиеся теории и методы, призванные распахнуть самые сокровенные стороны человеческого естества.

Более чем за столетний период своего существования психоаналитическое ученье претерпело множество кардинальных изменений. На базе монотеистической теории Фрейда сформировалась сложная система, которая охватывает разнообразные практические подходы и научные точки зрения.

Современный психоанализ являет собой комплекс подходов, связанных общим предметом анализа. Таким предметом служат неосознаваемые стороны психического бытия субъектов. Общая цель психоаналитических трудов заключается в освобождении индивидуумов от разнообразных бессознательных пределов, порождающих мучение и блокирующих прогрессивное развитие. Первоначально развитие психоанализа шло исключительно в качестве метода излечения от неврозов и учения о неосознаваемых процессах.

Современный психоанализ выделяет три направления, взаимосвязанных между собой, а именно психоаналитическая концепция, образующая фундамент для разнообразных практических подходов, прикладной психоанализ, устремленный на исследование культурных явлений и решение общественных задач и клинический психоанализ, направленный на оказание помощи психологического и психотерапевтического характера в случаях личностных затруднений либо нервно-психических нарушений.

Если во время Фрейдовского творчества были особо распространены концепция влечений и теория инфантильного полового влечения, то сегодня бесспорным лидером в области психоаналитических представлений выступают эго-психология и концепция объектных отношений. Наряду с этим постоянно трансформируются техники психоанализа.

Современная психоаналитическая практика вышла уже далеко за пределы лечения невротических состояний. Невзирая на то, что симптоматика неврозов, как и прежде, считается показанием для использования классической техники психоанализа, современное психоаналитическое учение находит адекватные способы оказания помощи индивидам с разнообразной проблематикой, начиная от обыденных затруднений психологического характера и заканчивая тяжелыми психическими расстройствами.

Наиболее популярными ответвлениями современной психоаналитической теории считаются структурный психоанализ и неофрейдизм.

Структурный психоанализ — это направление современного психоанализа, базирующееся на смысле языка для оценки бессознательного, характеристики подсознательного и с целью лечения психоневрологических заболеваний.

Неофрейдизмом также именуют направление в современной психоаналитической теории, возникшее на фундаменте реализации постулатов Фрейда о бессознательной эмоциональной мотивации деятельности субъектов. Также всех последователей неофрейдизма объединяло стремление переосмыслить теорию Фрейда в сторону ее большей социологизации. Так, например, Адлер и Юнг отвергли биологизм Фрейда, инстинктивизм и половой детерминизм, также придавали бессознательному меньшее значение.

Развитие психоанализа, таким образом, привело к возникновению многочисленных модификаций, которые изменили содержание ключевых понятий концепции Фрейда. Однако всех последователей психоанализа связывает признание суждения о «сознательном и бессознательном».