Что значить познать самого себя. Какие необычные сексуальные влечения есть у вас? Что изображено здесь

Бейонсе однажды сказала: "Осознание собственного я - самая величайшая мудрость, которой может обладать человек. Познайте свои цели, познайте то, что вы любите, свои нравственные качества, потребности, стандарты, с чем вы не сможете мириться и ради чего вы готовы умереть. Это раскроет вас". Это правда. Также не следует забывать, что человек становится старше, взаимодействует с различными людьми и приобретает опыт, поэтому непрерывно меняется. Если вам сложно познать себя, то самоанализ позволит раскрыть все глубины вашей личности.

Шаги

Часть 1

Пристально взгляните на собственную личность

    Симпатии и антипатии. Люди чаще прилагают все усилия в направлении своих предпочтений. Важно знать, что приносит вам радость и удовольствие, но не менее полезно определить аспекты, которые могут вызывать грусть или недовольство. На одном из первых этапов самопознания следует сесть и составить перечень всего, что вам нравится и не нравится.

    • Мы часто описываем себя окружающим посредством симпатий и антипатий. Такие аспекты могут объединять нас с другими людьми или отдалять от них. Узнайте свои предпочтения, чтобы четко понимать, в каком направлении должна развиваться ваша жизнь и чего следует избегать. Только так вы сможете принять правильные карьерные решения, выбрать подходящее место жительства, найти хобби по душе и окружить себя близкими по духу людьми.
    • Составьте список, чтобы оценить гибкость ваших симпатий и антипатий. Вы запираете себя в клетке? Возможно, вы бы хотели найти занятие или попробовать что-то новое, выходящее за пределы ваших предпочтений? Соберите всю свою храбрость и попробуйте нечто совершенно новое. Возможно, вы узнаете себя с такой стороны, о существовании которой даже не подозревали.
  1. Достоинства и недостатки. Аналогично симпатиям и антипатиям, ваши сильные и слабые стороны позволят глубже познать себя. Запишите свои достоинства и недостатки на отдельном листе бумаги.

    • Достоинства и таланты большинства людей тесно связаны с их предпочтениями, а недостатки могут совпадать с антипатиями. Если вы любите пироги, печенье и пирожные, а своей сильной стороной считаете талант кондитера, то эти аспекты связаны. С другой стороны, возможно, вы не любите спорт, при этом своей слабой стороной назовете выносливость и координацию движений.
    • Очень часто наши слабости превращаются в антипатии, поскольку в этих аспектах нам никак не удается преуспеть. Именно в этом кроется причина конкретных симпатий или антипатий.
    • Весьма полезно просто знать такие аспекты. Всегда можно копнуть глубже и постараться превратить свои недостатки в достоинства или сосредоточить все силы на том, что удается более всего.
  2. Утешение и отрада. Нас характеризуют не только факторы, благодаря которым мы находимся в хорошем расположении духа, но также условия, которые вызывают чувство подавленности. Когда вы в последний раз испытывали напряжение или предавались унынию? Чего вам более всего не хватало в этот момент? Благодаря чему вы почувствовали себя лучше?

    Записывайте свои мысли и чувства в дневник. Начните наблюдать за своими мыслями и чувствами, чтобы лучше узнать себя. Потратив на это неделю, вы увидите достаточно полную картину тем и вопросов, которые часто тревожат вас, или сможете понять свое преобладающее настроение. Вы чаще думаете о хорошем или о плохом?

    • Перечитайте дневник, чтобы обнаружить едва уловимые намеки, касающиеся желательного направления развития собственной жизни, которых вы могли не замечать ранее. Возможно, что повторяющимся мотивом является путешествие, конкретный человек или новое хобби.
    • Попробуйте понять, что означают эти повторяющиеся темы, насколько вы хотите действовать в данном направлении.
  3. Пройдите тест на определение типа личности. Оценка личностных качеств с помощью теста, который можно пройти онлайн – это еще один способ познать себя. Одним людям не нравится, когда их причисляют к определенной категории, но другим четкая классификация позволяет упорядочить свою жизнь и поведение. Если вам приятно осознавать собственное “я” в контексте схожести с другими (или отличий), то попробуйте пройти бесплатный тест на определение типа личности в интернете.

    • На различных сайтах, посвященных психологии, вам потребуется дать ответы на ряд вопросов, касающихся ваших предпочтений и восприятия себя или окружающего мира. На основе анализа ответов система определит ваш тип личности. Из описания вы сможете узнать, каким интересам или профессиям стоит посвятить жизнь, а также как вы общаетесь с окружающими людьми.
    • Следует понимать, что любой бесплатный тест в интернете нельзя воспринимать как истину в последней инстанции. Не рассчитывайте получить нечто большее, чем общее представление о себе. Более глубокий и детальный анализ личности сможет провести клинический психолог.

    Часть 2

    Задайте себе важные вопросы
    1. Определите свои основные ценности. Ценности – это базовые стандарты, которыми вы дорожите и которые определяют ваши решения, поведение и отношение. К ним относятся убеждения или принципы, которые вы готовы отстаивать: семья, равенство, справедливость, мир, благодарность, надежность, объективность, финансовая устойчивость, целостность и многое другое. Если не знать свои основные ценности, то вы не сможете понять, насколько ваши решения соответствуют характеру, принципам и убеждениям. Следующие вопросы помогут вам лучше узнать основные ценности:

      • Представьте двух людей, которыми вы восхищаетесь. Какие черты этих людей вызывают у вас восхищение?
      • Вспомните момент, когда вы гордились собой. Что вызвало гордость? Вы помогли человеку? Достигли цели? Смогли защитить свои права или права другого человека?
      • Какие вопросы больше всего увлекают вас на локальном или глобальном уровне? К ним могут относиться правительство, окружающая среда, образование, феминизм, преступность.
      • Какие три предмета вы бы постарались спасти в случае пожара (при условии, что все живые существа уже находятся в безопасности)? Почему именно эти три предмета?
    2. Подумайте, насколько вы можете гордиться своей жизнью. Френсис Скотт Фитцджеральд писал: "Надеюсь, ты живешь той жизнью, которой гордишься. Если же нет, я надеюсь, ты обладаешь мужеством, чтобы начать все сначала". Если бы сегодня был ваш последний день, то насколько вас удовлетворило бы оставленное наследие?

      Чем бы вы хотели заниматься, если исключить финансовый аспект? В детстве мы часто представляем, кем хотим стать в будущем. С возрастом мы поддаемся влиянию общества и меняем свои мечты. Вернитесь в тот момент, когда у вас была заветная мечта, которую пришлось отложить в долгий ящик из-за неподходящего момента или нехватки средств. Как бы вы проводили свой день, если бы не нужно было думать о деньгах? Как бы вы прожили жизнь?

      Какой бы стала ваша жизнь, если исключить страх неудачи? Мы часто упускаем великолепные возможности или не рискуем воспользоваться случаем, поскольку боимся ударить в грязь лицом. Неуверенность в себе способна повлиять на всю вашу жизнь, если перестать бороться с ней. Увы, но сомнения только увеличивают количество тех самых "а что, если", которые накапливаются с возрастом. Вот несколько способов побороть страх неудачи, который не позволяет вам стать тем, кем вы хотите быть:

      • Осознайте, что неудачи необходимы. Ошибки позволяют оценить наши действия и стать лучше. Только неудачи позволяют нам учиться и расти.
      • Мысленно представляйте свой успех. Один из способов побороть страх неудачи – постоянно представлять, как вы достигаете поставленные цели.
      • Проявляйте настойчивость. Двигайтесь к своим целям через все препятствия. Человек обычно достигает самую невообразимую цель именно в тот момент, когда уже собирается сдаться. Никогда не позволяйте мелким неудачам заставить вас потерять из виду глобальную цель.
    3. Попросите окружающих охарактеризовать вас как личность. Сначала дайте ответы на вышеуказанные вопросы, а затем спросите несколько близких людей о том, каким человеком они вас видят. Их оценкой может стать список характеристик или конкретный момент, который (на их взгляд) лучше всего описывает вас как личность.

    Часть 3

    Оцените взаимоотношения с окружающими
    1. Интроверты и экстраверты. Если вы решитесь пройти тест на определение типа личности, то одним из важных факторов, которые принимаются во внимание, будет ваша интроверсия или экстраверсия. Карл Юнг использовал данные термины для описания направления, из которого человек черпает жизненную энергию – из внутреннего или внешнего мира.

      • Интроверт – это человек, который черпает энергию в изучении внутреннего мира мыслей, идей, воспоминаний и реакций. Такие люди наслаждаются одиночеством и обычно предпочитают проводить время с одним-двумя близкими людьми. Они могут быть склонны к размышлениям или замкнуты. Экстраверт – это человек, который черпает энергию во взаимодействии с внешним миром. Такие люди предпочитают вести бурную деятельность и общаться со всеми на свете. Они лучше всего чувствуют себя в компании других и могут совершать необдуманные поступки.
      • Обычно люди представляют себе интровертов робкими и замкнутыми, а экстравертов – общительными и дружелюбными. Такие представления ошибочны, так как большинство исследователей пришли к выводу, что все эти черты относятся к общему спектру. Ни один человек в мире не может быть на 100% интровертом или экстравертом, он лишь имеет некую склонность при определенных обстоятельствах.
    2. Какой вы друг? Осознание себя также включает информацию о ваших ожиданиях, чувствах и действиях, касающихся дружеских отношений. Оцените свои отношения с друзьями. Вы любите общаться с ними каждый день или только по праздникам? Вы сами организовываете встречи или всегда ждете приглашения? Насколько вы цените время, проведенное с друзьями? Вы делитесь с ними личными подробностями о себе или держите такие сведения в тайне? Насколько вы готовы поддержать друга в трудную минуту? Вы готовы бросить все и прийти на помощь? Насколько ваши требования к дружбе обоснованы (вы не ждете, что друзья будут рядом в любое время дня и ночи или должны дружить только с вами)?

      • Дайте ответы на эти вопросы и оцените, насколько вы хороший друг. Если вы хотите стать лучше, то поговорите с близкими друзьями и спросите, какие аспекты вам следует изменить.
    3. Оцените свое окружение. Принято считать, что человек – это усредненная личность пяти самых близких для него людей. Идея основана на законе средних чисел: последствия конкретного события являются усредненным значением всех возможных последствий. Отношения не являются исключением из данного правила. Те люди, с которыми вы проводите большую часть времени, оказывают на вас наибольшее влияние, хотите вы этого или нет. Внимательно взгляните на свое ближайшее окружение, поскольку эти люди также влияют на то, кем вы являетесь.

      • Несомненно, вы – личность, которая способна принимать собственные решения и приходить к собственным выводам. Однако окружающие оказывают порой незаметное влияние на вашу жизнь. При участии окружающих вы пробуете новые блюда, покупаете новую одежду, читаете новые книги и слушаете новую музыку. Они могут содействовать тому, чтобы вас взяли на работу. Они могут веселиться с вами до утра или плакаться вам в жилетку после разрыва с любимыми.
      • Вы замечаете в себе частички близких людей? Насколько вас устраивает то, что вы от них взяли? Проще говоря, если вы окружены положительными и оптимистичными людьми, то ваш настрой будет аналогичным. Если же вокруг вас только пессимисты, то их настроение не сможет не отразиться на вашей жизни. Осмотритесь вокруг, чтобы понять, кем вы являетесь.
    4. Подумайте, чем вы любите заниматься в одиночестве. Ваши действия в присутствии других людей многое скажут о вас, как и ваше времяпровождение наедине с собой. Общество влияет на наши мысли, поступки и чувства, а уединение раскрывает нашу истинную, нетронутую суть.

      • Как вы проводите время в одиночестве? Одиночество вас угнетает или радует? Вы спокойно читаете книги или включаете громкую музыку и танцуете перед зеркалом? Представляете себе свои самые смелые мечты?
      • Как ваши действия характеризуют вас?
    • Уделите несколько дней или недель каждому рассмотренному в статье аспекту или подходу, чтобы оценить и познать себя. Не выполняйте все действия сразу.
    • Примите себя и не обращайте внимания на то, что говорят другие. Вы – это только вы!

1 569

Познай самого себя

Вы наверняка слышали выражение: «Познай самого себя и познаешь весь внешний мир». Звучит красиво, но что это значит?

С латинского «Nosce te ipsum» — ошибочно приписывается древнегреческому мистику Сократу.

Как указывает Платон в своём диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» Древней Греции. Он пишет, что однажды Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон (VI в. до н. э.) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Эту истину — «познай самого себя» — они и написали на стене храма в Дельфах. Отсюда традиционное название этого тезиса — «заповедь Дельфийского оракула».

Что же касается Сократа, то он сделал это выражение весьма популярным, разъясняя его своим ученикам, широко используя в своих беседах и выступлениях. Вышеупомянутый древнегреческий философ Хилон эту же мысль развивал так: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».

Употребляется в смысле: человеку необходимо понять, что он хочет (что сделает его истинно счастливым) и какими возможностями для достижения этой цели он располагает.

Сократ исходил из несколько иных соображений. Особенно подробно тема самопознания обсуждается в диалоге «Алкивиад I ». Здесь Сократ задаётся вопросом, что такое сам человек , и приходит к выводу, что человек есть не тело и не целое, состоящее из тела и души, но именно душа. Ход мыслей Сократа таков. Во всяком ремесле мастер и инструмент, которым он пользуется, не тождественны друг другу. Так, сапожник пользуется резаком, ножом и другими инструментами, значит, сам он не есть ни нож, ни резак, ни какой-либо из других инструментов. Но сапожник пользуется не только инструментами: он пользуется также своими руками, глазами и прочими частями тела; стало быть, он не есть также руки, глаза или какая-либо из этих частей. Но это ещё не всё: ведь человек пользуется не только руками и глазами, но и всем своим телом. Следовательно, человек и тело, которым он пользуется, не есть одно и то же. Что же такое сам человек? Сам человек, утверждает Сократ, есть именно то, что пользуется телом, а то, что пользуется телом, мы называем душой. Итак, человек есть душа, управляющая телом, как своим инструментом; а значит, бог, призывающий его познать самого себя, приказывает ему познать свою душу.

Хорошо. Познать душу. Но как это сделать? Нужно выполнять какие-то техники и ритуалы, делать что-то или ничего не делать? Может быть найти работу по-душе, или своё предназначение, или добиться успеха в какой-то области? Что эти «Erkenne dich selbst» (нем.) «Nosce te ipsum» (лат.) «Giiothise auton» (древнегреческий) означают практически?

Философы указывают на познание себя как на отыскание того, что сделает тебя истинно счастливым, то есть что-то внешнее относительно тебя. Но это ли не уход в сторону от цели познания — души? Ведь душа должна находится где-то в центре.

Да и что это вообще такое — душа? Осознанность, присутствие или энергия? Как это познать, если это так тонко и так неуловимо?

Были люди, которые действительно познали себя: Будда, Иисус, Сократ и все остальные известные и неизвестные, которые достигли. Они были по-настоящему мудрыми, но их мудрость не была похожа на «умность» учёных, она исходила из чего-то неоспоримо истинного, присущего вечности. Они могли быть нелогичными и противоречить себе, но при этом в их словах была такая глубина и истинность, что сомнений в их подлинности не возникало. И вопросов больше не возникало.

Ум, подвинься!

С детства нас приучают быть умом и всегда во всех ситуациях опираться на свой ум, в который с рождения пытаются впихнуть ответы на все вопросы и способы решения проблем в любых ситуациях.

Детям прививают необходимость думать головой и контролировать каждое своё действие серией упреждающих мыслей: «Сперва подумай, а потом сделай», «Прежде головой нужно думать, а не одним местом», «Зачем тебе голова на плечах — чтобы шапку носить?» Такой подход многих делает бездеятельными.

Вместо того, чтобы искать себя в центре себя, людей приучают постоянно находиться в уме — на периферии. Ум — это такой же инструмент сапожника, как и резак, глаза и руки. Самопознание существует вне ума, поэтому привычка много думать скорее помеха, чем подспорье. Просто вся энергия тратится на мыслербацию, на самопознание ничего не остаётся.

Чтобы познать себя нужно выйти из ума — не тратить энергию на игры ума, не сходить с ума, а выйти из него, стать молчаливым наблюдателем недумающего самого себя, осознающим всё происходящее невовлеченно. Иными словами «сойти с ума» — значит перенапрячь ум, зациклиться, а «выйти из ума» — расслабить его, пробудиться.

Все в обществе нацелено на то, чтобы человек оставался в уме, всю жизнь спал, качаясь на качелях ума. Известно, что около 20% энергии, вырабатываемой организмом, уходит на питание мозга, составляющего всего 2% от массы тела человека. Ни один орган столько в спокойном состоянии не потребляет. И это только в спокойствии! При активном думании калории энергии вылетают, как дым из трубы. Ум способен «высосать» человека, зациклившегося на страдании, за считанные месяцы. При этом ум старается всячески оправдать своё сверх потребление усложнением и путаницей, чтобы каша в голове стала пищей для ума. Разобраться в жизни с помощью ума невозможно.

Жизнь проста, а когда все просто ум не нужен. Он нужен только когда жизнь становится сложной и запутанной. «Мыслю — следовательно существую» — это как раз про ум, а не про человека.

Если человек отважится жить так, чтобы отбросить влияние ума и сделает его инструментом, а не центром — он становится буддой, мудрецом, осознающим, пробужденным. В обход ума прикасается к вселенской мудрости целого и приобретает интуицию — знание обо всем без знания. Он становится спонтанным, невинным, одним целым со всем сущим, а это и есть блаженство бытия, самопознание души.

Познает себя рано или поздно каждый — это конечная цель развития. Когда это происходит, говорят, что с человеком случается второе рождение.

Представить это возможно: ты абсолютно нейтрален, гармоничен, уравновешен со всем сущим. Нет никакого напряжения, волнения, страдания. Энергия переполняет и блаженство присутствует в этом моменте. Мысли молчат — им нечего обсуждать, потому что всё хорошо, как есть; нет суждений, нет ярлыков, мысли вообще тебя никак не касаются. Нет контроля — все так, как должно быть и наполнено любовью. Нет смысла что-то улучшать, всё и так красиво. Ты просто принимаешь, наслаждаешься представлением и блаженством. Энергии так много, что она начинает проливаться через край на всё сущее. Ты познал себя! Теперь ты можешь отвечать миру только любовью, потому что кроме этой энергии больше ничего нет.

Любовь всегда начинается с самого себя. Когда ты внимателен и чувствителен к самому себе, когда не допускаешь в эфир ум, комментирующий и проговаривающий всё происходящее вокруг, то начинаешь ощущать единство с миром. Ум всё разделяет, анализирует и когда он включён единства быть не может — ты вырван из мира. Только когда ум молчит, мы перестаём быть островами, становимся способны ощущать себя и другого. Теперь мы континент. «Разделяй и властвуй» превращается в «объединяй и позволяй».

Познай себя — значит выйти из ума и воссоединиться с наблюдателем. Что для этого нужно — самое трудное дело на свете: расслабиться и невовлеченно наблюдать свои тело, ум и эмоции. Насколько это тяжело осуществить на практике демонстрирует массив несчастливых людей нашей планеты.

И моей совести. Эго самоутверждается, а совесть поглядывает на степень адекватности самооценки.

Самоутверждение я распознаю как механизм поощрения развития. Когда открывается возможность использовать иные стимулы для развития, самоутверждение (как стимул движения по жизни) ослабевает.

Иным стимулом, как пример, может стать интерес и любопытство, которые в своей крайности становятся жаждой познания. Я хочу постичь тайну пути, который выбрал. К этой тайне я уже осторожно прикасался, и она меня ошеломила. Все мы охотно выбираем то, что нам интересно. Постижение тайны начинается с интереса, который перерастает в страсть, в огонь, который тебя не сжигает, а придает еще больше сил!

Еще один стимул – любовь. Когда я люблю людей, мне словно ничего не нужно, мне хорошо просто от того, что я есть. В это время я хочу делать что-то полезное и созидательное просто потому, что я хотел бы делиться этим состоянием.

Со мной такое бывает нечасто. Мною по-прежнему часто руководит самоутверждение. Но я все меньше занимаюсь самобичеванием по этому поводу. Этот стимул – не враг и не коварный зверь. Врагом самоутверждение становится, когда я с ним борюсь. Но, принимая свое самоутверждение, я ощущаю, как этот стимул развивает различные качества моего внимания и качества той силы, которая позволяет мне отличать одно от другого.

В этой жизни у меня, как и у большинства людей возникало немало «проблем» из-за самоутверждения, когда оно приводило к колеблющейся самооценке. Однако все эти «проблемы» были ценными уроками. – один из самых непростых уроков. Его я до сих пор прохожу. Но это приятие, я уверен, заслуживает всего пути, который был доселе пройден.

В этой статье я очередной раз хочу поговорить о том, как порой себя ведет наша самооценка, когда ее зашкаливает в разные крайности, о тех уроках, которые мы проходим на этом пути под влиянием самоутверждения.

Страх перед собой

Представьте себе кастовый строй, где есть сословия продвинутых и уважаемых господ, ряд промежуточных каст и несколько низших, в которые обычно попадают всевозможные «отбросы общества». Человек с колеблющейся самооценкой живет в таком вот кастовом строе, но при этом его каста еще толком не определена, поэтому сам человек не знает, чего заслуживает, но подспудно (как правило) надеется и даже верит, что относится к какой-нибудь продвинутой, или даже высшей касте высокопочитаемых и всеми любимых господ. При такой завышенной самооценке человеку то и дело грозит столкновение с реальностью, которая его опускает на землю.

Чем сильней разница между реальным положением дел и раздутой самооценкой, тем больнее опускаться с высот самолюбия на твердую землю. Поэтому чаще всего мы стараемся одурачить себя как можно более искусно таким образом, чтобы самооценка не занижалась, чтобы продолжать и дальше виртуозно витать в облаках самообмана, заблокировав реалии какой-нибудь подходящей для случая рациональной чепухой, обвиняя в своем несовершенстве других людей, или « » жизни.

Мы избегаем страха крушения иллюзий нашего эго, подменяя этот страх второстепенными внешними «проблемами». В сущности все мы боимся не каких-то якобы «проблемных» событий, а тех перемен, которые в силу этих событий могут произойти в нашей «голове». Наш ум не хочет меняться, и блокирует все, что влияет не лучшим образом на нашу самооценку. Нам проще оставаться в , нежели взрослея признавать свою ущербность в чем бы то ни было. Мы соглашаемся с тем, что вписывается в образ нашего «я». Мы отрицаем то, что этот раздутый образ разрушает.

Когда во внешнем мире мы улавливаем «подтверждение» собственной никчемности, наша самооценка колеблется, эго теряет опоры и в сознание проникает страх. Так рушатся неустойчивые позиции нашей самооценки. Чаще всего такому разрушению подвергаются опоры эго, которые не выдерживают контакта с реальностью. Раздутая самооценка разбивается вдребезги, сталкиваясь с реальным положением дел. Чтобы не происходило таких крушений, мы должны познать и принять себя со всей своей тьмой и ущербностью внутри себя, признать наличие всех своих недостатков, «грехов» и пороков. В этом – основная ценность исповеди и психоанализа. Во время исповеди человек сам раскрывается в меру своей искренности перед самим собою.

Во время псих. консультирования толковый психолог помогает человеку увидеть себя и принять себя таким, каков человек есть в настоящий момент жизни. Такое приятие происходит через обострение, через прохождение сквозь страх к истине. Поэтому первое время такая работа может усилить переживания, от которых человек бежал. Клиенты приходят за помощью, до конца не понимая, что в каком-то смысле как раз от этой помощи они бежали все это время. Почти никому не хочется всерьез говорить о своих насущных проблемах. Такая готовность приходит не сразу. Иногда необходимо ее выстрадать.

Проживая полностью свои переживания, мы избавляемся от их влияния. Это – приятие самого себя во всей «полноте» своих переживаний. Принять себя эгоистичного, грубого, слабого – важная часть обретения целостности. Именно такое приятие позволяет раскрыть истинный альтруизм, чуткость и силу. Это – завершение «пазла» личностной целостности.

Страх принять сложно, поэтому мы блокируем его, подменяя истинную проблему «гибнущего» эго внешним суррогатом этой проблемы. Ум защищает свои позиции, закрываясь всеми силами от истины, которая колеблет наши самолюбивые иллюзии. Ум защищается от истины, подбирая для этой самозащиты наиболее подходящий рациональный самообман. В качестве такого самообмана подходит любая концепция, которая «обесценивает» жестокую правду болезненную для ума истину, и которая кажется более-менее рационально пригодной для этого бесстыдства дела. Об этих трюках ума я уже говорил в статье: « ».

Заблокированный самообманом страх превращается в разновидности негативных переживаний от легкого раздражения до ярого бешенства, в зависимости от количества и качества иллюзий, которые оказались под угрозой разрушения. Так, например, если человек считает себя неоправданно умным и на этом выстраивает свою самооценку, он будет блокировать любые внешние влияния, которые намекают на его «глупость». Причем «намеки» эти человек будет выискивать самостоятельно с завидной настойчивостью даже там, где ими и не пахло. Просто подспудно мы всегда знаем, где и как мы сами себя дурим. Мы сами играем с этим самообманом, переходя из крайности самовозвышения – к крайности презрения к собственной персоне. Об этом я уже говорил в статье « ».

Неадекватно завышенная самооценка, приводит к падению, а затем, чтобы это падение компенсировать, мы пробуем подняться еще выше. Так работает «комплекс Наполеона». Раскачиваясь то вверх, то вниз, мы создаем своеобразный психический «заряд», «активность», которая начинает жить своей жизнью на нашей внутренней территории. Эта «активность» чутко улавливает все импульсы, которые влияют на ее мощность. Похвала, одобрение и согласие раскачивают в одну сторону, а критика, отрицание и несогласие направляют его – в другую. Иными словами, если у человека есть невроз по поводу каких-то своих качеств, он будет высматривать поощрение и порицание этих качеств там, где любой другой человек спокойно проходит мимо без всяких переживаний вообще.

Любой намек из внешнего мира, который «подтверждает» нашу никчемность у нас может вызвать стыд, раздражение и даже привести к затяжной депрессии. Этим подтверждением может стать какой-нибудь неуловимый небрежный или неаккуратный жест, который какой-нибудь абстрактный слуга не позволил бы в отношении какого-нибудь короля. И вот этот жест как бы показывает нам, что мы – не хозяева жизни, а простые смертные, что место наше – не «в первом ряду», а быть может даже где-нибудь «под плинтусом». Человек при этом живет так, словно его каста еще не подтверждена, и он переживает, что может оказаться кем-нибудь из отбросов общества.

Порой мы ждем подтверждения о своем предназначении от каких-то случайных событий, которые подтвердят нашу касту – наше место в этой жизни. Вот человек нам улыбнулся, и мы думаем: «ага, наша каста, наверное, из продвинутых!» Как пел Найк Борзов: «И я самый модный, и видимо, – самый красивый!» Уверенность в себе возросла, осанка стала статной, жесты величественными, улыбка снисходительной. В общем, павлин, стал напыщенным и важным.

А вот человек нас опустил. Как ведет себя ум? Его бессознательный монолог мог бы звучать так: «Меня? Великого властелина помойки? Опустили? Как он мог? Так ведь он же мне бесстыдно намекает, что я из нижней касты? Так ведь из-за этой сволочи у меня сейчас вся жизнь коту под хвост пойдет? Из-за него я могу попасть в отбросы общества и стать вечным слугой, подтирающим чужие задницы? А вдруг я и есть грязный слуга? Но пока об этом никто не знает! А вот этот гад, кажется, что-то такое во мне увидел, распознал признаки грязного «слуги»… И если он об этом расскажет другим, эти другие тоже увидят эти признаки и поймут, что я – ничтожество, и меня можно унижать, плевать в мою сторону и отправлять в выгребную яму за посылками, как «мальчика на побегушках». И жить я буду в грязи, работать тяжелым рабским унизительным трудом «на дяденьку», и скончаюсь на помойке! А может быть меня сразу на помойку и выкинут, как неполноценную дефектную вещицу».

Все происходит таким образом, пока человек ждет, что события определят его место в этой жизни, «покажут» ему кто он и чего достоин, пока «провидение» не спустится, или пока не приедет принц на белом коне, или под «алыми парусами». Ждать у разбитого корыта можно до самой старости. Все это – великий самообман. Не является человек ни божеством, ни червяком. Все это – оценки ума, на которые ум же сам и покупается. Человек – это просто человек, – ни больше, ни меньше..

Судьба

На человеческом, относительном уровне – нет никакой судьбы. Наше будущее зависит не от того, что про нас подумал кто-то посторонний, а от того, какой выбор мы сами делаем. Ну, подумайте, как часто и что вы думаете о других? Придаете ли вы значение этим мыслям? А словам? Иной человек что-то ляпнул в нелучшем расположении духа и тут же забыл, что сказал, а невротик потом часами мучается от этих слов. Да вообще не имеет никакого значения, что люди думают и говорят. Никто ничего «важного» о нас, как правило, не думает. Каждый озабочен собою. Поэтому неважно, как люди реагируют на наше раздутое самолюбие. Они это делают между делом, не придавая никаких великих значений своим маленьким словам, которые вылетают их из глотки по несколько сотен ежедневно. Каждый живет в своей индивидуальной галлюцинации, и придает, как правило, куда большее значения своим прыщам, нежели другим людям.

Ваше будущее ничем не определено. На самом деле здесь я не говорю о судьбе, или каких-то миссиях. Чисто по человечески, ваше будущее не зависит ни от каких внешних штампов. Что бы кто ни думал, вы будете жить так, как выберете сами. Вы будете достойны того, что выберете сами. Все ограничения – в вашем уме. Богатство, сила и здоровье никогда не свалятся ни с того ни с сего, как божественный дар только потому, что вы якобы особенный человек из высокой касты. Бедность, ущербность, болезни и страдание – тоже не какой-то рок судьбы. Все зависит от ваших решений. Чтобы проявилась сила и блага, необходимо работать, делать что-то полезное. Чтобы было здоровье, вам не поможет самобичевание и жалость к себе. И здесь тоже необходимо шевелиться, тренировать тело и соблюдать соответствующий образ жизни.

А если вы верите в карму и судьбу, так ведь карма – это и есть наши «данные»: привязанности, предпочтения, таланты и пр. Карма это – причинно следственная связь «параметров» нашей личности. Причины – то, что руководит нами, следствия – результат этого руководства. Если вы предпочитаете бездельничать, так и получите соответствующий результат. Если упиваетесь жалостью к себе, станете жалким и беспомощным. Если, несмотря на искушения разных желаний, вы выбираете сознательные действия, работу и созидание, тогда опять же, вы получите соответствующий конкретный результат.

Пока наша зависит от внешних факторов, неврозов не избежать, и мы будем слепо страдать и слепо радоваться подтверждением своей крутизны и своей никчемности. Просто, возможно, стоит понять, что смена ролей от божества, до поломойки – не может быть чем-то реальным. Это работа двойственного ума. Чтобы не падать и не разбивать лоб о твердую землю, не стоит летать в облаках. Тогда и земля окажется мягкой, теплой и даже приятной для наших ног.

Быть достойным, или быть недостойным чего-либо – один большой «приглюченный» невроз. Мы достойны результата своих действий. Вот и все. Вы – это и есть вы. Неважно, что о нас думают. Каждый человек грезит своими индивидуальными оценками, а не объективной истиной. Иногда к этим оценкам стоит прислушиваться, до тех пор, пока вы сами не увидите, кто вы есть и что можно с этим сделать.

Как ни печально, чем в голове больше каши, тем человек реже понимает ограничения своего ума, и тем грубее и примитивнее его самообман. Утонченный, ясный ум легко разоблачает свои же грубые иллюзии, но ловко сплетает новые, изощренные способы дурачить себя изящными, изысканными методами. Таким разновидностям самообмана мы наиболее активно учимся, когда занимаемся самосовершенствованием. Эго борется с собою на утонченном уровне, чтобы утвердить свои позиции в мастерском надувательстве самого же себя. Мы развиваемся, чтобы стать воистину талантливыми людьми и даже настоящими мастерами в этом непростом деле построения актуальных красивых иллюзий о себе для себя же. Судя по всему – таков наш человеческий путь к истине, которую мы учимся различать, пробираясь через дебри самообмана.

ПОЗНАТЬ

ПОЗНАТЬ

1. Получить знание чего-нибудь (филос.). Познать сущность вещей. Познать природу.

2. На собственном опыте пережить, испытать (ритор.). «Рано познала ты горе, обман и людское злословье.» А.К.Толстой . Познать добро и зло.

3. Узнать, получить истинное представление о ком-чем-нибудь. Познать друга в несчастье. Познать самого себя.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "ПОЗНАТЬ" в других словарях:

    Пережить, понять, въехать, осознать, сообразить, уяснить, хватить, ухватить, уразуметь, разобраться, восприять, составить себе представление, разгадать, овладеть, вкусить, совокупиться, перевидать, отведать, повидать, постигнуть, хлебнуть,… … Словарь синонимов

    познатьѥ - ПОЗНАТЬ|Ѥ (3*), ˫А с. Узнавание: Оудобь исаино пррч(с)тво б҃ословець помѧну. бесловесны(х) познатьѥ… волъ ѹбо сдѣ въ обра(з) жидовьскы(х) людии. по(д)˫аремни(к) бо подъзаконе(н). оселъ же ˫азыци кромѣ закона занеже неч(с)тъ и дебелъ. волъ же ˫ако … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

    ПОЗНАТЬ, аю, аешь; познанный; совер. (книжн.). 1. кого (что). Постигнуть, приобрести знание о ком чём н., узнать вполне. П. природу. П. сущность вещей. П. жизнь. П. друга в несчастье. 2. что. Испытать, пережить. П. радость. П. горечь разлуки. |… … Толковый словарь Ожегова

    познать - истину знание, понимание … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    познать - ▲ обрести знание познать приобрести знание. обогащать знаниями. черпать. почерпнуть. познаваемость. | непознаваемый. трансцендентный. ▼ наука ↓ НАУКА, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ см … Идеографический словарь русского языка

    познать - глубоко познать … Словарь русской идиоматики

    Позн’ать см. познание … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Сов. перех. 1. Получить истинное представление о чем либо, узнать что либо вполне. 2. см. тж. познавать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Познать, познаю, познаем, познаешь, познаете, познает, познают, позная, познал, познала, познало, познали, познай, познайте, познавший, познавшая, познавшее, познавшие, познавшего, познавшей, познавшего, познавших, познавшему, познавшей,… … Формы слов

    познать - позн ать, аю, ает … Русский орфографический словарь

Книги

  • Познать себя в бою , А. И. Покрышкин. Повесть выдающегося советского военного летчика, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации о своих командирах, фронтовых друзьях и воспитанниках 9-й гвардейской истребительной…
  • Познать женщину , Оз Амос. Герой романа популярного израильского прозаика - охотник за чужими тайнами. Но что такое эти тайны перед загадками обыденных вещей?…

Попытки звуковика, сосредоточенного лишь на себе, раскрыть огромное единое бессознательное неизбежно терпят крах. Человек – замкнутая система, ощущает только самого себя. Ошибка в том, что, отстраняясь от других, не понимая их, мы не можем осознать и себя. Как не способны различить белое в отсутствие черного – все познается на противоположностях, в сравнении.

Бесконечный внутренний поиск. Вечная жажда познания. Кто-то рассыпал по миру «хлебные крошки» смыслов. А я, будто нищий, долгие годы выискивал их, чтобы утолить свой непонятный другим голод. Познание человеком самого себя было вопросом выживания в этом странном мире вокруг. Я всегда чувствовал, что нечто невероятно важное сокрыто в этом вопросе: «Кто Я?».

Познание самого себя – первые шаги

Было точно ясно, что человек – не только физическое тело, ведь радости и наслаждения тела давали мне так мало и совсем не насыщали душу. На самом деле, собственное тело куда чаще бывало мне обузой. Его надо было кормить и купать. Держать в форме и одевать. Постоянно о нем заботиться. Порой это невероятно раздражало.

Где-то прочел, что «тело – это тюрьма духа», и был совершенно согласен. Я точно знал, что человек рожден для великих свершений, а вовсе не затем, чтобы обеспечить своему физическому телу негу и всевозможный комфорт.

Процесс самопознания предполагал, что я, наконец, найду этот реальный инструмент, с помощью которого сложится воедино картина мира вокруг и мое место в ней. В конце концов так и произошло, но прежде меня ждали семь кругов ада.

Я – всё. Лиха беда начало

Я могу развернуть ладонь и впитать в нее дрожь небес,
Я могу воскресить огонь и постигнуть поющий лес…*

В юности я был совершенно уверен, что могу все. Абсолютно все, понимаете? Я могу изменить мир. Да-да, именно так. Было радостное предвкушение: мир вокруг то ли висел на кончиках пальцев, которыми стоило только щелкнуть, и… А может, он свербил на кончике языка в поисках того самого, заветного Слова?..

Казалось, вот-вот – и я найду то самое, чего не хватает. Смогу понять, как воспользоваться этим особым даром. Только познай себя, свое особое устройство – и все получится!

Окружающие откровенно вертели пальцем у виска и отпускали нелестные комментарии по поводу моей самооценки. Общество предполагало, что человек должен жить как все и тянуть эту лямку до смертного одра. Но меня не слишком заботило мнение «тупых обывателей». К тому моменту было и так понятно, что общий язык мы вряд ли найдем.

Я – ничто. Пустота и «черная дыра»

Я могу выживать на миру, где каждый второй – мой враг.
Развеваться на буйном ветру… Я могу. Но не знаю КАК.*

Время неумолимо просачивалось, как песок сквозь пальцы. А я так ничего и не нашел. Каждому человеку положено было окончить школу – и я ее окончил. А еще человеку полагалось приобрести профессию – и скрепя сердце я отправился штурмовать ВУЗ. Сидя на парах, выяснил, что с каждым днем мне все труднее сосредотачиваться на том, что говорит лектор. Я словно «отключался», не воспринимал информацию. Еще труднее было выдержать голоса одногруппников на перерыве – они орали так, что было больно ушам.

Гораздо позже, на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, я узнал, что такие состояния не редкость для человека, обладающего . Они возникают как следствие того, что звуковик искал, но так и не нашел самостоятельно способ, как познать самого себя. Не смог реализовать свое природное устремление к самопознанию и познанию мира вокруг.

А тогда я ничего не понимал. Просто приноровился отгораживаться наушниками с любимой музыкой от этой орущей, невыносимо галдящей толпы. Это не спасало от внутренней пустоты и нарастающей душевной боли. Я стал проваливаться в глубокую депрессию, с черной дырой в сердцевине самого себя. Самооценка с уровня «всемогущий» рухнула до уровня «ничтожество».

Я – ничто. Пустое место. Жизнь бессмысленна и пуста.

Что дает человеку познание самого себя: каков способ – таков и результат

Какое-то время я пытался наполнить свою непонятную жажду с помощью философии. Помогло ненадолго, да и философия не давала ответ: что мне делать с таким вот самим собой, как жить? И для чего? Какой в этом смысл? Физическое тело отягощало меня все больше, я стал чувствовать его как нечто отдельное от себя.

Были попытки, через которые проходил почти каждый человек со звуковым вектором: я жадно глотал всевозможную религиозную и эзотерическую литературу. На какое-то время помогла : мысль о том, что быть «блаженным ничто» – это здорово, убаюкивала. А упражнения частично вернули мне адекватность восприятия собственного физического тела.

Но эти «околосмысловые сублиманты» лишь притупляли ощущение бессмысленности и пустоты. Потом она наваливалась с еще большей силой, с каждым новым витком боль души становилась сильнее. Невыносимая, адская боль. Казалось, в ней повинно мое тело. Невольно приходили мысли, что если сбросить его через окно – может, вместе со смертью физического тела уйдет боль? И наконец останусь Я – вечный, бесконечный и свободный?

Именно в ту пору, когда я признал бесполезными любые способы познания самого себя и всерьез задумывался о суициде, меня пригласили на вводные лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Как происходит познание человеком самого себя

В каждом описании звукового человека я узнавал себя. Замкнутость, нелюдимость, непереносимость громких звуков. Сосредоточение на своих мыслях, ощущение своей потенциальной «гениальности», превосходства над остальными людьми, которые озабочены приземленными вопросами.

Оказалось, основная задача человека со звуковым вектором – это именно познать, раскрыть сокрытые законы, по которым устроен мир вокруг и душа человека. Но меня не миновала та «ловушка», в которую попадал практически каждый человек со звуковым вектором: я пытался раскрыть эти процессы самостоятельно, полагая, что все необходимое сосредоточено во мне самом.

Благодаря тренингу, пришло осознание, что я не единственный человек с такими свойствами, звуковиков рождается около 5%. Они не заинтересованы потребностями физического тела. Но стремятся раскрыть столь желанный замысел, по которому устроен наш мир.

Наша психика (душа) – едина. Попытки звуковика, сосредоточенного лишь на себе, раскрыть огромное единое бессознательное неизбежно терпят крах. Человек – замкнутая система, ощущает только самого себя. Ошибка в том, что, отстраняясь от других, не понимая их, мы не можем осознать и себя. Как не способны различить белое в отсутствие черного – все познается на противоположностях, в сравнении.

Ненаполненное желание познать устройство души приводит звуковика к депрессии. Чтобы выйти из нее, необходимо сосредоточиться снаружи: научиться точно определять психику другого человека и, как следствие, выкристаллизовать понимание себя. Это дает наполнение, и суицидальные мысли.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана детально описывает устройство нашей психики, давая возможность получить познания человеком самого себя. Это радость раскрытия законов, по которым устроен мир вокруг. Радость реализации, жизни в физическом теле. Осмысленность бытия и счастье сотрудничества с другими людьми:

Познай самого себя

Устал от бесполезной философии? Тело тяготит, а попытки разобраться в смысле происходящего не приносят ничего, кроме боли, пустоты и ощущения чего-то ускользающего? Подари себе шанс увидеть жизнь такой, как она есть, на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »