Демократический стратег Афин – Перикл: биография оратора и политика. Личность перикла в античной традиции

Афины при Перикле

Перикл родился в 495 г. до н.э. Отцом его был герой греко-персидских войн Ксантипп, впоследствии победитель персов в битве при Микале, мать Перикла принадлежала к знатному роду Алкмеонидов, давшему Афинам многих видных политических деятелей.

Свой жизненный путь Перикл начал военным. "Он был храбр в походах и искал опасностей”, - писал о нём древнегреческий историк Плутарх. Но в то время особой славы на военном поприще он себе не добыл. Перикл был молод и честолюбив, занятие политикой было в традициях его семьи, и в середине 60-х гг. V в. до н.э. он появился на политической арене. В это время в Афинах разгорелась схватка между демократами - сторонниками правления большинства граждан и аристократами - приверженцами правления немногих знатных родов. Перикл, хотя и происходил из знатного рода, стал на сторону демоса - народа, возможно, потому, что Алкмеониды всегда поддерживали демократию, или же Перикл понял, что величие Афин и его собственная слава - именно в демократическом устройстве государства.

В укреплении могуществе Афин и создании афинской державы огромную роль сыграл Перикл, сын Ксантиппа (495-429). Принадл к знат афин роду, Перикл с начала своей полит деят в сер 60-х стал одним из лидеров афин демократии и верно служ ей всю свою жизнь. Перикл получил прекр образование, был выдающ оратором, талант гос деятелем и полковод. Его группир-ке принадл инициатива в провед реформ внутр упр-ния, кот привел к торж демокр сист в Афинах. Вместе с Эфиальтом он способствовал падению политической роли Ареопага и расшир функции Народного собрания, с его именем связввед платы за участие в засед гелиеи, Совете 500. перикл и его сторонники разраб полит по превращ равноправ союза полисов, Делосской симмахии, в Афинскую державу. Перикл много сделал для превращ Афин в полит и культ столицу Эллады. Афиняне поддерж деят Перикла, одобр его поит. Выраж такого доверия было ежег изб-ние Перикла на высшую должн первого стратега с 444 по 429, единств случай в ист Афин, основн конституц принц кот-х было ежегод переизбр долж лиц. Не тлько ряд гражд, но и выдающ люди греч мира ценили гос мудрость и образ-ость Перикла. Близ друзьями и совет-ми Перикла были философ Анаксагор, учёный Дамон, скульптор Фидий, историк Геродот. В Афины съезж из многих городов лучшие художники, скульпторы, философы, поэты. При Перикле Афины стали центром культ жизни Греции.

Перикл возглавил демократическую партию. В этом положении ему совершенно необходимо было заручиться поддержкой народа и стать для него вождём. Перикл понимал, как много в политике зависит от симпатий афинских граждан. Вождь аристократов Кимон был готов на всё, чтобы снискать их любовь: устраивал обеды для бедных, дарил им одежду, даже убрал изгородь в своей усадьбе, чтобы все желающие могли рвать плоды в его саду. Перикл так поступать не мог и не желал, не только потому, что он не был так богат, как Кимон, - подобные поступки были не в его характере.

Перикл считал, что, соря деньгами и подарками, можно сделаться любимцем народа, но не вождём. Любовь народа непостоянна в отличие от авторитета признанного лидера. Перикл сразу заметно выделился из числа афинских политиков. Он не оскорблял людей заносчивостью и не опускался до панибратства, не выставлял напоказ свою персону и не стремился постоянно напоминать о себе. Наоборот, Перикл стал редко появляться на людях. "Его видели идущим лишь по одной дороге - на площадь и в Совет”, - сообщает Плутарх. В Народном собрании он выступал только в особо важных случаях, простые дела поручая соратникам. В обхождении с людьми Перикл отличался рассудительностью и завидным спокойствием. Это было непросто, потому что злые языки были щедры на колкости по отношению к своим политическим деятелям. Он терпеливо сносил насмешки, не роняя собственного достоинства, чем вызывал уважение горожан. Кроме того, Перикл никогда не заигрывал с толпой, не строил фантастических планов и не обещал золотых гор. На него обратили внимание как на человека серьёзного. Ещё большему росту его авторитета способствовали мероприятия, которые он предлагал во имя укрепления афинского государства.

Когда в 460 г. до н.э. демократы во главе с Периклом пришли к власти, первой их заботой стала внешняя политика. Одной из-задач было укрепление Делосской симмахии (военного союза) или Афинского морского союза - созданного в 478 г. до н.э. объединения греческих полисов во главе с Афинами для предотвращения военной угрозы со стороны Персидской державы. Персы давно уже прямо не угрожали Афинам, но в 454 г. до н.э. афиняне вновь столкнулись с ними в Египте, где оказывали помощь восставшим ливийцам. Персы одержали победу, что очень встревожило афинян и их союзников.

Перикл перед лицом нависшей опасности предложил следующее: в критической ситуации надо забыть раздоры и подчинить интересы союзников Афинам, потому что ни один город в союзе не мог сравниться с ними силой и величиной флота. Делосский союз, по замыслу Перикла, должен был превратиться в Афинскую державу, распоряжавшуюся военными силами и денежными средствами всех союзных городов, которых было около 300. Военные силы союза складывались из общественного флота, а средства - из казны, в которую каждый город платил ежегодный взнос (форос). Эта казна хранилась на острове Делос. Сославшись на угрозу нашествия, Перикл настоял, чтобы казна Делосского союза была перевезена в Афины. В 454 г. до н.э. Афины стали обладателями союзных денег, распоряжаясь ими по своему усмотрению.


(ок. 495-429 до н.э.), афинский государственный деятель. Отцом Перикла был Ксантипп, видный полководец, который командовал в 479 до н.э. афинским отрядом в сражении с персами при Микале, а в 489 до н.э. был главным обвинителем Мильтиада. Мать Перикла Агариста была племянницей Клисфена, великого политического реформатора, так что по материнской линии Перикл состоял в родстве с могущественным кланом Алкмеонидов. Перикл несомненно получил превосходное для своего времени образование, хотя из его учителей мы по имени знаем лишь Дамона, известного больше как теоретика музыки. Близкими друзьями Перикла были знаменитый философ Анаксагор, скульптор Фидий и многие другие выдающиеся деятели. Время наивысшего политического и культурного расцвета Афин в середине 5 в. до н.э. принято называть "веком Перикла".
Восхождение к власти. Периклу, как и любому государственному деятелю той эпохи, военное дело не могло быть чуждо (сам он, судя по всему, был флотоводцем), о многом говорит уже тот факт, что выбирали его, когда он был в силе, именно стратегом, т.е. одним из десяти военачальников. И все же основным поприщем Перикла, на котором он не имел себе равных, была политика. Бесспорно лучший оратор Афин, будучи на вершине власти, он не стремился выступать по любому случаю, а брал слово лишь тогда, когда решались наиболее важные вопросы. Сила убеждения, которой владел Перикл, как правило, обеспечивала ему победу. Несмотря на принадлежность к народной партии, он не грешил популизмом, но вел себя с достоинством и некоторой отчужденностью (недаром афиняне прозвали его "Олимпийцем"). Перикла в Афинах скорее уважали, чем любили, все, кроме малого числа закоренелых противников, признавали, что равного ему нет. Несмотря на свое аристократическое происхождение, Перикл вошел в политическую жизнь Афин ок. 462 до н.э. как правая рука демократа Эфиальта, боровшегося против проспартански настроенного Кимона. В 461 до н.э. Эфиальт добился остракизма Кимона, но вскоре был убит (очевидно, то была месть политических противников). Какое-то время спустя (источники об этом периоде скудны) во главе народной партии встал Перикл. С этого момента и до самой своей смерти в 429 до н.э. Перикл оставался фактическим руководителем афинского государства.
Внешняя политика. К 461 до н.э. Делосский союз уже не был добровольным объединением приморских государств во главе с Афинами: члены союза постепенно превращались в подданных Афин, делались кирпичиками в здании великой морской державы. Но Перикл не довольствовался главенствующей ролью Афин на море, задумав сухопутную экспансию в направлении центральной Греции. В период с 460 по 445 до н.э. надеждам на это был уготован высокий взлет, почти полное осуществление, а затем - крушение. Союз Афин с Аргосом и Фессалией и приобретение морских баз в Мегарах вскоре вовлекли их в конфликт с Пелопоннесским союзом и с Персией. В период между 459 и 450 до н.э. афиняне воевали одновременно и с пелопоннесцами, и с персами. Когда ок. 460 до н.э. Египет отложился от Персии, афиняне выслали на помощь египтянам огромный флот (200 кораблей) и большую армию (20 тыс. человек). В 457 до н.э. остров Эгина был захвачен Афинами и присоединен к Афинской державе, и тогда же афинянам на какое-то время удалось добиться признания свое верховенства от Беотии, Фокиды и Локриды. Однако после этого положение стало меняться. В 454 до н.э. были уничтожены войска, посланные в Египет, в Греции афинян начали преследовать поражения. По-видимому, на какое-то время Перикл утратил свою ведущую роль. Досрочно возвращенному из ссылки (по инициативе Перикла) Кимону удалось в 450 до н.э. заключить пятилетний мир со Спартой, после чего его послали отвоевывать Кипр у Персии, где он и умер. Тогда (449-448 до н.э.) афиняне предложили персам мир (т.н. Каллиев мир), на что те согласились. После смерти Кимона Перикл вновь остался без сколько-нибудь серьезного соперника, однако войны с Фивами и Спартой в 447-445 до н.э. окончательно показали несбыточность надежд на афинское господство на суше. В 445 до н.э. был заключен 30-летний мирный договор со Спартой, и в Греции воцарился мир. Морские владения по-прежнему сохранялись за Афинами, однако спартанцы и беотийцы не признавали за ними верховенства в Греции. Важным направлением внешней политики Перикла был вывод поселений (клерухий) в союзные Афинам государства, что делалось как для решения проблемы перенаселенности и бедности, так и для создания гарантий против отпадения этих союзников. Наиболее прославленные предприятия Перикла - овладение ок. 448 до н.э. полустровом Херсонес (совр. Галлиполи) и распространение афинского влияния на Понт (совр. Черное море). В 440-439 до н.э. ему после 9-месячной осады удалось привести к покорности отложившийся от Афинской державы Самос, что стало в будущем стандартной операцией, многократно повторявшейся Афинами в отношении мятежных союзников.
Внутренняя политика. Во внутренней политике Перикл намечал две цели: укрепить демократию и превратить Афины в культурный центр греческого мира. Государственные доходы шли не только на усиление военной мощи, но и на выплату компенсаций, позволявших любому афинскому гражданину принимать участие в управлении государством. Члены городского совета и заседатели в судах (дикастериях) получали за свою деятельность плату. Город, который вплоть до середины века оставался во многом в том виде, в какой его в 480 до н.э. привели персы, преобразился. На Акрополе были возведены Парфенон, Пропилеи, храм Афины Ники, рядом с Акрополем - одеон (крытый концертный зал) Перикла, а над агорой - храм Гефеста. В трагедии тогда первенствовали Софокл и Эврипид, в комедии же блистал Кратин, в лирической поэзии выделялись Пиндар, Симонид и Вакхилид. Политические противники Перикла в Афинах часто пытались вредить ему, нападая на его друзей. Анаксагору вменили в вину нечестие и принудили его бежать из Афин, скульптора Фидия обвинили в присвоении части золота, отпущенного на изготовление знаменитой Афины, украшавшей Парфенон. Но главной мишенью для нападок была, пожалуй, знаменитая умом и красотой милетянка Аспасия, сожительница Перикла (поскольку она не была гражданкой Афин, законный брак с нею был невозможен, хотя Перикл к тому времени развелся с первой женой).
Пелопоннесская война. Несмотря на то, что в 445 до н.э. был заключен мир, Перикл понимал, что очередной войны со спартанцами не избежать. Дело было даже не столько в антагонизме между олигархической системой, предпочтительной для Спарты, и демократией, которую отстаивал Перикл, сколько в столкновении экономических интересов Афин и союзника Спарты Коринфа, богатого города с развитой промышленностью и торговлей. Сверх того, маленькие греческие государства, еще не сделавшиеся союзниками Афин, опасались поглощения Афинской державой и обращались за помощью к Спарте. В 433 до н.э. афиняне выступили на стороне Керкиры против Коринфа, в 432 до н.э. осадили отпавшую от них и пытавшуюся заручиться поддержкой Коринфа Потидею и приняли тогда же т.н. Мегарское постановление (по которому мегарцы и мегарские товары изгонялись со всех рынков Афинской державы). Весной 431 до н.э. союзные Спарте Фивы напали на Платеи, дружественный афинянам город в южной Беотии. Всех этих событий по отдельности было бы, возможно, недостаточно для того, чтобы разразилась война, но вместе они вызвали лавину взаимных обвинений, естественным результатом которых казался вооруженный конфликт. Формально войну тогда же, в 431 до н.э., начали спартанцы, но было видно, что афиняне не слишком стремятся от нее уклониться. Благодаря предусмотрительности Перикла Афины были готовы к войне. Более того, Перикл разработал конкретный план кампании. Он предпочитал избегать крупного сражения с превосходящими сухопутными войсками пелопоннесцев, а афинский флот должен был тем временем пресекать морскую торговлю противника и разорять прибрежные области. Афины могли выдержать долгую войну, между тем как ограниченные ресурсы противников требовали достижения быстрой победы. К несчастью для Перикла, его расчеты были опровергнуты непредвиденным фактором. Когда пелопоннесская армия разоряла Аттику и все ее обитатели собрались в городе и укрепленной области между Афинами и Пиреем, разразился мор, опустошившей Афины в 430 и 429 до н.э. и сокративший население на четверть. Афинян, вполне естественно, охватила паника, они сместили Перикла и избрали новых лидеров. Одумавшись, афиняне вернули его на прежнее место стратега на 429 до н.э. Однако полгода спустя жертвой эпидемии сделался и сам Перикл.
Оценка. Указать место Перикла в истории непросто. Возможно, значительной частью своей славы он обязан блеску Афин 5 в. до н.э. Перикла критиковали за попытку расширить Афинскую державу и включить в нее континетальные владения. Многие афиняне возлагали на Перикла вину за Пелопоннесскую войну. Разумеется, в 431 до н.э. Перикл ускорил ее наступление, но он справедливо полагал, что война так или иначе неизбежна, и у него были основания начать боевые действия, поскольку афиняне на тот момент были подготовлены лучше, чем пелопоннесцы.
ЛИТЕРАТУРА
Плутарх. Перикл. - В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 1. М., 1961 Арский Ф. Перикл. М., 1971

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ПЕРИКЛ" в других словарях:

    - (ок. 490 429 до н.э.) афинский стратег, вождь демократической группировки Юношество, погибшее на войне, как изъятая из года весна. У алтаря кончаются права дружбы, сказал Перикл, отказываясь от участия в ложной клятве. Перикл, избираемый… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Pericles, Περιχλη̃ς). Величайший государственный муж Афин в период их высшего процветания. Он был сын состоятельных родителей и получил образование под руководством философов Зенона и Анаксагора и музыканта Дамона. Около 470 г. до Р. X. он… … Энциклопедия мифологии

    Перикл - Перикл. Мраморная копия с бронзового бюста Кресилая. 2 я пол. 5 в. до н.э. Британский музей. Перикл. Мраморная копия с бронзового бюста Кресилая. 2 я пол. 5 в. до н.э. Британский музей. Перикл (. до н.э.) афинский стратег () в 444/443 429 гг. (.) … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Перикл - Перикл. Мраморная копия с бронзового бюста Кресилая. 2 я пол. 5 в. до н.э. Британский музей. ПЕРИКЛ (около 490 429 до нашей эры), афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443 429 (кроме 430), вождь демократической группировки, с именем которого … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (около 490 429 до нашей эры), афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443 429 (кроме 430), вождь демократической группировки, с именем которого связан период расцвета афинской демократии и культуры (строительство Парфенона, Пропилеев, Одеона и … Современная энциклопедия

    - (ок. 490 429 до н. э.) афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443 429 (кроме 430), вождь демократической группировки. Законодательные меры Перикла (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Pericles) см.: Афинская демократия (Athenian democracy). Политика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001 … Политология. Словарь.

490–429 до Р. X.) Афинский стратег (главнокомандующий) в 444–443-429 годы до Р. X. (кроме 430), вождь демократической группировки. Законодательные меры Перикла способствовали расцвету афинской демократии. Стремился к усилению Делосского союза. Умер от чумы. «Все крупные государственные деятели Греции являлись в то же время и дипломатами, - пишет в „Истории дипломатии“ профессор В.С. Сергеев. - Писистрат, Фемистокл, Аристид, основатель Делосской симмахии, Кимон и особенно Перикл были дипломатами». Великий государственный деятель Перикл родился около 490 года до Р. X. Его отец Ксантипп, один из вождей рода Алкмеонидов, обладал богатством и влиянием. Своим положением Ксантипп во многом был обязан супруге Агаристе, внучке законодателя Клисфена. До семи лет Перикл не покидал отчего дома. Вместе с матерью он жил на женской половине под надзором специального раба-воспитателя. Перикл слушал сказки, мифы, басни Эзопа. Мальчика обучали правилам поведения, строго наказывали за проступки. Иногда отец приглашал его участвовать в пирах. Перикл внимал рассказам о подвигах предков. И знакомился с искусством, которым в совершенстве владел отец, - искусством политической интриги. Вскоре он сделал еще одно открытие: победы достигаются не только в открытом бою. Благодаря дипломатическому искусству иногда можно добиться большего, чем оружием. Не довольствуясь традиционным аттическим образованием, Перикл пополнял его в общении с художниками и философами. Среди них были Пифоклид, Дамон, Зенон. Но больше всего Перикл был обязан знакомству с философом Анаксагором. Управление афинским государством стало его целью. И когда Перикл начал общественную деятельность и стал участвовать в государственных делах (около 464 года до Р. X.), он посвящал своему призванию все свое время и все силы. Не видели, говорит Плутарх, чтобы он с тех пор ходил в городе другой дорогой, кроме той, которая вела на площадь и в здание думы. Перикл был простым, воздержанным человеком, он вел безукоризненный образ жизни и рачительно управлял доставшимся ему по наследству имением. Частыми гостями в его доме были афинские ученые, с которыми он беседовал о политике, искусстве, науке. Во всех государственных делах он проявлял истинное бескорыстие и совестливость, Перикл редко выступал перед народным собранием и охотно позволял своим друзьям публично излагать его собственные советы и намерения. Только в особо важных случаях он выступал сам, причем всегда на стороне демократической партии, в то время утратившей свои позиции. Однако гений Перикла вдохнул в нее новую жизнь. После изгнания Кимона руководимая им партия пришла к власти в Афинах (около 460 года до Р. X.). Перикл не забыл уроков Зенона, обучавшего искусству спора, и Анаксагора, по словам Плутарха, «вдохнувшего в него величественный образ мыслей, возвышавший его над уровнем обыкновенного вождя народа». «Мир возник из хаоса, - проповедовал Анаксагор, - разум организовал его и управляет им». Как пишет Плутарх, благодаря Анаксагору «Перикл не только усвоил высокий образ мыслей и возвышенность речи, свободную от плоского фиглярства, но и серьезное выражение лица, недоступное смеху, спокойную походку, скромность в манере носить одежду, ровный голос. Подобные свойства производили на всех удивительно сильное впечатление». Перикл обязался беречь единство Делосского союза. Он призвал освободить моря от персидских кораблей и навсегда покончить с варварской угрозой. Хотя непосредственно персы уже давно не угрожали Афинам, Перикл пришел на помощь ливийцу Инару, возглавившему восстание в Египте против персов. Афинянам и египтянам предстояло сражаться с отборными, численно превосходящими войсками Артаксеркса. И в 456 году до Р. X. они потерпели поражение. Инар был взят в плен и распят, греки же, запертые на небольшом островке, после восьмимесячной осады сдались на милость победителей (весна 454 года до Р. X.). Афиняне встревожились. За время греко-персидских войн они не знали подобных неудач. В смятении находились и союзники афинян. Было забыто прежнее недовольство, никто не обвинял Афины в тирании и бесцеремонном обращении с отдельными городами. Все отступило на задний план перед персидской угрозой. Перикл пришел к выводу, что Делосский морской союз, детище Аристида, изжил себя. Единственное спасение - полное подчинение союзников воле афинян. Не Делосский, а Афинский союз. Афинская держава - Архэ, полностью распоряжающаяся военными силами и средствами 200 государств! Перикл решился на неординарный шаг - перенести союзную казну из Делоса в Афины. Для того чтобы смягчить недовольство союзников, он склонил на свою сторону самосцев, которые заявили, что для защиты казны необходим сильный флот и только в Афинах она будет в безопасности. Таким образом, союзный совет вынес определение, согласно желанию Перикла. Афины стали полновластным хозяином всех денег, ежегодно поступавших от союзников. Отныне они целиком и бесконтрольно распоряжались сотнями талантов по собственному усмотрению. Афины превратились в центр и столицу сильного морского государства. Теперь было необходимо срочно решить вторую проблему - добиться единства греческого мира. Отношения со Спартой и Пелопоннесским союзом были чреваты войной Вот уже 10 лет не прекращались военные столкновения в Элладе. В 457 году до Р. X. афиняне разгромили беотийцев при Энофитах и подчинили своему влиянию все города Беотии, кроме Фив. На следующий год капитулировала Эгина. Ей пришлось дорого расплачиваться за свое упорство: она обязывалась передать военный флот, срыть стены и, став членом морского союза, уплачивать ежегодно 30 талантов - больше, чем кто-либо из остальных союзников. Не давая спартанцам опомниться, Перикл немедленно организовал еще две экспедиции, чтобы убедить всех греков в возросшей мощи афинян. Под начальством Толмида он отправил флот к самой Лаконии. Разрушив спартанский арсенал, Толмид, правда, не сумел закрепиться на берегу, и отплыл в Этолию, где покорил Халкиду и Навпакт. В 454 году до Р. X. сам Перикл во главе 100 триер двинулся из Пег в Мегариде вокруг Пелопоннеса. «Он опустошил не только большую часть побережья, но и проникал с гоплитами, находившимися во флоте, в глубь страны далеко от моря. Всех приводил он в страх своим нашествием и заставлял укрываться под защиту стен. Сикионцев он обратил в бегство в открытом бою, энидцев запер в их городе, разорил их область и отплыл на родину, показав себя врагам - грозным, согражданам - осторожным и энергичным полководцем: действительно, с его отрядом не произошло ни одного даже случайного несчастья» (Плутарх). Среди афинян и их союзников росла популярность Перикла как энергичного полководца и смелого воина, и мало кто видел в нем умного политика. В нем ценили смелость, а не проницательность, решительность, а не осторожность. Сам же Перикл считал себя прежде всего политиком. По его настоянию народное собрание выделило средства на сооружение, равного которому не знал греческий мир. Нужно было слить воедино город и порт, а для этого соединить их коридором, надежно укрыться за стенами. В течение пяти лет афиняне возводили стены, протянувшиеся на 40 стадиев (около 7 километров). Афины теперь были защищены со всех сторон, кроме моря. Перикл не желал конфликтовать со Спартой. По его предложению в 451 году до Р. X. Кимон возвратился из изгнания и сразу же приступил к переговорам со Спартой. Без труда добился Кимон пятилетнего перемирия, ибо, по словам Плутарха, «спартанцы относились к Кимону настолько же дружелюбно, насколько были враждебны к Периклу и другим вождям народа». Затем Кимон выступил против персов и одержал важную победу, завершившую 50-летний период греко-персидских войн. Так называемый «Каллиев мир», заключенный в 449 году до Р. X., позднее нередко называли Кимоновым. В Сузах, столице державы Ахеменидов, союзное греческое посольство договорилось о том, что Персия сохраняет за собой Кипр, но отказывается от малоазийских владений и предоставляет греческим полисам полную независимость. Кроме того, персидскому флоту запрещалось появляться в Эгейском море в течение 50 лет. Долгожданный мир, казалось, сулил спокойствие. Однако с уничтожением внешней угрозы исчезла последняя преграда для междоусобиц в Элладе. В сложных отношениях между Афинским и Пелопоннесским союзами переплетались экономические, политические и военные интересы. Конфликты начались, едва истек срок зыбкого пятилетнего перемирия между Афинами и Спартой. Вызов бросили Фивы - единственная твердыня олигархов среди демократических беотийских городов. Под знамена фиванцев потянулись изгнанники-аристократы, мечтавшие о восстановлении прежних порядков. В 447 году до Р. X. они захватили Херонею и Орхомен. В афинском народном собрании звучали голоса немедленно расправиться с непокорными. Ссылались на то, что беотийцы, не получив поддержки Афин, выйдут из союза и станут добычей Спарты, которая, правда, открыто не вмешивается в события, но тайно готовит заговоры и мятежи. Перикл выступил перед народом. Он предлагал не спешить, не раздувать конфликт в столь неподходящий момент. «Как стратег, - пишет Плутарх, - Перикл славился больше всего своей осторожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно было опасно, а исход его сомнителен. Тем военачальникам, которые рискованным путем добивались блестящего успеха и возбуждали всеобщий восторг, он не подражал и не ставил себе в образец». Перикл предпочитал действовать наверняка. Он убеждал демос не ввязываться в сомнительные предприятия и испробовать другие средства, чтоб сохранить Беотию. Но стратег Толмид, упоенный славой, рвался в бой. И тысяча добровольцев-гоплитов готова была немедленно двинуться в поход, уверенная в легкой победе. Народное собрание колебалось. Его не убедил и последний аргумент Перикла: «Ты не хочешь послушаться Перикла, Толмид? Пусть так! Но ты, по крайней мере, не ошибешься, если доверишься и подождешь самого умного советника - время». Скоро это изречение стало крылатым, еще больше укрепив авторитет Перикла как разумного руководителя народа. Толмид же его оценил лишь перед своей гибелью. Его отряд был разгромлен, и афинянам пришлось покинуть Беотию. Повсюду олигархи возвращались к власти и заключали союз с Фивами. Вслед за этим восстала Эвбея - остров, из которого, по словам Фукидида, афиняне «извлекали больше выгоды, чем из самой Аттики». Отпадение Эвбеи не только создавало непосредственную опасность для Афин, но грозило вызвать цепную реакцию: многие государства Афинского союза не скрывали того, что положение зависимых союзников их тяготит. Перикл понял, что медлить нельзя. Он возглавил карательную экспедицию против Эвбеи. Едва он появился на острове, гонцы принесли еще более тревожное известие: подняли мятеж Мегары, уничтожившие афинский гарнизон, а спартанские войска под командованием царя Плистонакса подошли к границам Аттики. Перикл спешно возвращается в Аттику. Едва появившись в Афинах, он узнает, что неприятель уже занял Элевсин. Перикл думает о спасении государства. Плистонакс еще молод, он во всем послушен Клеандриду, военачальнику, которого спартанское правительство назначило советником и помощником царя. А Клеандрид столь же опытен, сколь и корыстолюбив. Сумма в 10 талантов его вполне удовлетворяет. И Перикл без труда договаривается с ним втайне от всех. Пелопоннесские войска неожиданно уходят из Аттики. Когда они возвращаются на родину, возмущенные спартанцы приговаривают бежавшего Клеандрида к смертной казни, а на Плистонакса налагают огромный штраф, который он не в силах уплатить и потому вынужден покинуть Спарту. Афины были спасены. Перикл получил полную свободу действий и снова покорил столь важную для Аттики Эвбею. Из Халкиды Перикл удалил всех владельцев крупных поместий и, восстановив демократию, заключил, как и с прочими городами, союзный договор. «Совет и народ решили… По следующим пунктам пусть принесут присягу Совет и судьи афинян: „Я не изгоню халкидян из Халкиды и не разорю их город, и честного человека без суда и постановления народа афинского не могу лишить гражданских прав, не накажу изгнанием, не арестую, не убью, не отниму ни у кого денег, не поставлю без предуведомления на обсуждение приговор как против общины, так и против какого-либо частного лица. Это я буду соблюдать по отношению к халкидянам, если они будут повиноваться народу афинскому“. По следующим пунктам пусть принесут присягу халкидяне: „Я не изменю народу афинскому ни хитростями, ни какими-нибудь происками, ни словом, ни делом и не послушаюсь того, кто задумает изменить. И если кто-нибудь изменит, я сообщу афинянам. И подать я буду вносить афинянам такую, какую выхлопочу от них. И союзником я буду, насколько могу, лучшим и добросовестным. И народу афинскому стану помогать и содействовать, если кто-нибудь нанесет ему обиду, и буду повиноваться ему“. Пусть принесут присягу все совершеннолетние халкидяне. Если же кто не даст присяги, да будет тот лишен гражданской чести, имущество его конфисковано и десятая часть его сделается собственностью Зевса Олимпийского. О наказаниях пусть халкидяне в Халкиде решают по собственному усмотрению, как афиняне в Афинах; за исключением изгнания, смертной казни и лишения гражданской чести. По этим делам пусть им дается право апелляции в Афины, в гелиею. Об охране же Эвбеи пусть заботятся стратеги как можно тщательней, чтобы было как можно лучше для афинян». Триумфальное возвращение Перикла вселило новые надежды. В народном собрании опять раздались голоса, требовавшие покорения беотийских городов. Но теперь Перикл был непреклонен и категорически настаивал на прекращении военных действий. Всю жизнь он учился владеть собой и собственным настроением. На пороге 50-летия, достигнув вершины власти, он считал себя вправе усмирять страсти целого народа. «Перикл, сильный уважением и умом, бесспорно неподкупнейший из граждан, свободно сдерживал народную толпу, и не столько она руководила им, сколько он ею. Благодаря тому, что Перикл приобрел влияние не какими-нибудь неблаговидными средствами, он никогда не льстил массе и мог нередко с гневом возражать ей, опираясь на всеобщее уважение. Так, Перикл всякий раз, когда замечал в афинянах заносчивость и, как следствие ее, несвоевременную отвагу, смирял их до робости. Наоборот, когда видел в них необоснованный страх, он возбуждал в них мужество» (Фукидид). Демос настроен воинственно. Для обедневших афинян война становится прибыльным ремеслом. Немало и таких, кто не прочь покинуть пределы отечества и поселиться на завоеванных землях Ремесленники, владельцы мастерских, торговцы и купцы мечтают о новых рынках. Голосов земледельцев почти не слышно. Вождь демоса ставит на карту свою репутацию: он признает правоту соперников и настаивает на переговорах. Бесстрастно он опрокидывает один аргумент за другим и доказывает, что любая агрессия сейчас равносильна самоубийству. Все знали, что знатные спартанцы охотно брали взятки, и Перикл, договариваясь с ними о мире, не жалел денег. В 445 году до Р. X. державы заключают 30-летний мир. Спартанцы признают Афинский морской союз, а афиняне отказываются от всех владений в Пелопоннесе. Обе стороны обязуются не вмешиваться в дела друг друга. Но Перикл не удовлетворился этим. В мыслях он видел Афины центром всей Эллады, объединителем и наставником всего греческого мира. Народное собрание с удивлением услышало: «Я предлагаю всем эллинам, где бы они ни жили, в Европе или Азии, в малых городах и больших, послать на общий съезд в Афины уполномоченных, чтобы они приняли решение о греческих храмах, сожженных варварами, о жертвах, которые следует принести за спасение Эллады по обету, данному богам, о безопасном для всех плавании по морю и о мире». Двадцать послов разъехались по греческим городам. Вернулись они ни с чем. Спартанцы и их союзники уловили политический смысл плана Перикла, справедливо полагая, что Афины претендуют на роль не только политического, но и религиозного центра всей Эллады и хотят превратить свой морской союз в общегреческий. Неудача не обескуражила Перикла. Он сделает все для того, чтобы за Афинами утвердилась слава первого города Греции. Они затмят остальные полисы не только своей мощью и богатством, но и красотой. Они станут «Элладой в Элладе». Разве не говорят уже сейчас, что «тот, кто не видел Афины, - чурбан, кто видел их и не восторгался - осел, а если добровольно покинул их, - верблюд»? Мир можно покорить не только оружием. Он превратит Афины в единственный, неповторимый город, достойный поклонения и подражания. Перикл сделал Афины прекраснейшим городом Греции, украсив их великолепными зданиями и произведениями искусства. В продолжение еще пятнадцати лет, до самой своей смерти, Перикл управлял афинским народом по своей воле, подобно монарху. Народное правление, по свидетельству историка Фукидида, было только видимым, в самом же деле было самовластие первого мужа в народе. С союзниками, составлявшими главную часть Аттической державы, Перикл поступал с благоразумной умеренностью, чтобы сохранить их в добром согласии с Афинами. Возложенная на них подать не была обременительной, но любые попытки проявить самостоятельность пресекались со всей строгостью. Пришел час продемонстрировать не только силу, но и добрые намерения. Перикл во главе большой эскадры отправился в плавание к берегам Понта Евксинского. Связи с черноморскими землями существовали издавна. Аттика питалась хлебом, доставлявшимся главным образом из стран Понта. Оттуда же привозили рыбу, лен, пеньку, смолу, шкуры, воск, строевой лес, мед, рабов, а из Афин отправляли предметы роскоши, масло, глиняную посуду. Перикл намеревался укрепить связи с далекими районами, оказать поддержку местным грекам-колонистам и показать всем, сколь велика мощь Афинской державы. «Он сделал для эллинских городов все, что им было нужно, и отнесся к ним дружелюбно. Окрестным же варварским народам, их царям и правителям он показал великую мощь, неустрашимость, смелость афинян, которые плывут, куда хотят, и все море держат в своей власти» (Плутарх). Корабли торжественно двигались мимо островов Эгейского моря. Здесь все было привычно и спокойно Союзники исправно вносили форос, никто как будто не помышлял больше об автономии или о реставрации старых олигархических режимов. Здесь были владения Афин, где они ощущали себя полновластными хозяевами. Суда прошли Геллеспонт, и Перикл лишний раз убедился, насколько дальновиден он был, укрепляя опорные пункты на берегах пролива, отправляя сюда гарнизоны и поселяя клерухов. Владея проливами, Афины могли беспрепятственно торговать со странами Понта, не опасаясь конкуренции пелопоннесских городов. А сторожевые отряды вместе с афинскими колонистами и поселенцами в любой момент готовы были защитить демократические порядки в союзных полисах, если спартанцы возобновят свои враждебные происки. Перикл искал новых союзников. Он хотел застраховать Афины от малейших случайностей. Афинский флот подошел к Синопе. В этой старой цветущей колонии Милета давно уже правили тираны, которых поддерживали персы. С помощью афинян тиран был свергнут, управление перешло в руки городского Совета, граждане стали избирать суд присяжных. Позднее Перикл предложил экклесии отправить в Синопу 600 клерухов, которые вместе с местными жителями поделили земли и дома, принадлежавшие тиранам. Такой же демократический переворот Перикл произвел в Амисе, изгнав каппадокийского правителя. И сюда вскоре потянулись афинские клерухи, давшие городу другое название - Пирей. Эскадра Перикла дошла до Кавказского побережья. Куда она двинулась дальше, исследователям установить не удалось. Возможно, она достигла и берегов Крыма. Во всяком случае, по странному совпадению, именно в 438–437 годах до Р. X. в Боспорском царстве сменяются правители, и к власти приходит Спарток, основатель династии Спартокидов, с которыми у Афин устанавливаются самые дружественные отношения. В том же году афиняне закрепляются на Фракийском побережье, в устье реки Стримона. На месте поселения, именовавшегося «Девять дорог» (здесь скрещивались пути, идущие от моря в глубь Фракии, от Геллеспонта к Македонии), возник город, получивший название Амфиполь. В Афины Перикл возвратился удовлетворенным. Он был спокоен и Уверен, что благосостоянию державы ничто не угрожает. Союзники покорны и не проявляют признаков недовольства, хотя ежегодные взносы значительно возросли. Таким был золотой век Перикла. В Афинах теперь мечтали о новых колониях и морских путях. Самые отчаянные предлагали снарядить экспедицию и отправиться в заморские края, чтобы обрести неслыханные богатства. Перикл сдерживал страсти. Он понимал опасность подобных предприятий и не желал рисковать. Надо довольствоваться тем, что есть, и не вмешиваться в чужие дела, утверждал он. Подразумевалось, что судьбу двух сотен полисов, ставших членами морского союза, Афины вправе решать по своему усмотрению. «Он направлял силы государства главным образом на охрану, и укрепление наличных владений, считая уже достаточно важным делом остановить рост могущества Спарты» (Плутарх). Корабли шли на север и восток, к берегам Фракии, Ионии и Понта, к границам Афинской державы, на которые никто не осмеливался посягнуть. Но они двигались и на запад, по дорогам, проложенным соперниками. Из Сицилии получали скот, хлеб, из Этрурии - железо, медь, металлические изделия. В Италию вывозили серебро, керамику, оливковое масло. Заключив союзы с некоторыми городами Сицилии и Южной Италии, основав несколько поселений, Афины шаг за шагом теснили своих конкурентов на западном рынке. Перикл опасался усиления Спарты - и старался ослабить ее союзников. Греческий мир раскололся надвое. Друг другу противостояли не Афины и Спарта, а два союза, две системы государств, связанных цепью сложных взаимоотношений. Любой успех или неудача кого-нибудь из союзников меняли общее соотношение сил и вызывали реакцию в обоих лагерях. Никто не думал о войне, и никто не в силах был ее предотвратить. «Я предвижу скорую войну со Спартой», - часто повторял Перикл и не ошибся в предсказаниях. Тридцатилетний мир не сохранился. В 434 году до Р. X. Киркиры и Коринф вступили в войну. Оба государства искали помощи у Афин. Киркиры просили принять их в Афинский союз. В то же время Коринф входил в Пелопонесский союз, с которым Афины заключили мирный договор. Перикл долго размышлял, прежде чем дать ответ. Он не любил крайних решений. На следующий день он предложил заключить с Керкирой сугубо оборонительный союз. Афины обязывались помогать острову только в случае прямого нападения на него. Помощь была оказана немедленно, из Пирея выступила в поход афинская эскадра из… 10 кораблей. Военачальники получили приказ не вступать в битву, если противник не высадится на территории Керкиры или ее владений. Перикл рассчитывал, что удовлетворит обе стороны; Керкира получит пусть символическую, но все же поддержку, Коринф же убедится в том, что Афины отнюдь не склонны нарушать договора и обострять отношения. В 433 году до Р. X. у Сиботских островов, неподалеку от Керкиры, произошло морское сражение, которое Фукидид назвал «величайшим из всех, когда-либо происходивших между эллинами». 150 кораблям пелопоннесцев противостояли 110 судов керкирян и 10 афинских триер. Схватка длилась почти целый день и прекратилась, когда на горизонте показались еще 20 кораблей, посланных Периклом. В этой битве не было ни побежденных, ни победителей. Равновесие сил почти не нарушилось, но мир - тот самый 30-летний мир, который обязались сохранять Афины и Спарта, - повис на волоске. Коринф обвинил Афины в нарушении договора. Спарта готовилась к войне. В Афины зачастили спартанские посольства. Третье посольство обратилось к афинянам с кратким предложением: «Лакедемоняне желают мира, и он будет прочно сохраняться, если Афины дадут эллинам независимость» - требование, исполнение которого уничтожило бы всю силу Афин, и если в нем было бы отказано, то спартанцы, начиная войну, представлялись бы борцами за эллинскую свободу. Требование это настраивало против Афин их союзников. Народное собрание демонстративно выразило доверие Периклу. Демос благодарил его за заботу о безопасности государства и призывал отвергнуть притязания спартанцев и начать энергичные действия против них. Правда, раздавались и другие голоса, советовавшие идти на уступки и не подвергать страну смертельной угрозе. Перикл положил конец колебаниям: «Афиняне, я неизменно придерживаюсь мнения, что не следует уступать пелопон-несцам. Ясно, что спартанцы и прежде питали к нам вражду, а теперь - больше, чем когда-либо. Оружием, а не речами предпочитают они разрешать недоумения - и вот они уже являются не с жалобами, а с приказаниями. Если вы уступите, они тут же предъявят новые, более тяжелые требования, поняв, что вы испугались. Напротив, решительным отказом вы ясно дадите понять, что они должны обращаться с вами, как равные с равными. Что касается возможностей для войны, то мы ничуть не слабее их. Я не сомневаюсь в победе, если только вы не будете стремиться к новым завоеваниям и сами не будете себе создавать опасности. А спартанским послам ответим так: „Мы разрешим мегарянам пользоваться рынком и гаванями, если спартанцы прекратят изгнание чужеземцев, и предоставим независимость городам, которые были независимы раньше, если спартанцы позволят и своим городам жить по собственным законам. В соответствии с договором о мире мы готовы подчиниться решению третейского суда и не будем начинать войну“. Вот ответ справедливый и достойный нашего города. Но помните, война все равно неизбежна, и чем охотнее мы примем вызов, тем с меньшей настойчивостью враги будут наступать на нас». Уверенность Перикла передалась демосу. Если уж он, человек предусмотрительный и сдержанный, всегда и во всем привыкший действовать наверняка и избегавший риска, столь решительно призывает к войне, значит, Афинам ничего не грозит. Стремился ли Перикл к этой войне? Вряд ли. Но он ясно видел, что ее не избежать, и потому обязан был готовиться к ней и внушать демосу надежду на успех. Механизм, приведенный в движение с его участием, вышел из-под контроля отдельных людей, и он бессилен был остановить, повернуть развитие событий в другую сторону. Пелопоннесская война, в которой афиняне и спартанцы боролись за власть в Греции, началась в 431 году до Р. X. и с незначительными перерывами продолжалась до 404 года до Р. X. Военные действия велись с переменным успехом, когда Афины поразила эпидемия чумы, от которой умерли многие знатные граждане. После относительно неудачного похода суд присяжных отстранил Перикла от должности полководца и наложил на него штраф. Перикл вернулся к частной жизни. В своем доме он принимал наиболее близких друзей. Рядом с ним была его жена Аспазия. Когда Перикл с ней познакомился, она была гетерой. Пленившись ее умом и манерами, он развелся с женой и вступил в брак с Аспазией. И, надо сказать, новое супружество оказалось счастливым. Пока не пришла чума. Умерли сыновья Перикла, его любимая сестра. Но все эти несчастья не сломили великого афинянина. Новые полководцы и ораторы показали свою несостоятельность, и народ призвал к власти Перикла. Афиняне попросили у него прощения, признали осуждение его несправедливым и передали ему достоинство стратега с более широкими полномочиями. Но недолго стоял Перикл у власти и его поразила чума. Перикл умер в 429 году до Р. X. Ход последующих событий заставил афинян пожалеть об этой невосполнимой уграте. Ораторы и вожди народа признали, что не бывало характера более умеренного при высоком чувстве своего достоинства и более величественного при редкой доброте сердца.

Даже враги Перикла признавали, что большая часть государственных доходов при нем тратилась на культурные цели. Перикл и окружавшая его группа просвещенных друзей стремились превратить Афины в культурный центр тогдашнего мира. Они полагали, что город-гегемон должен сделаться во всех отношениях гегемоном эллинского мира. Афины должны стать экономическим, политическим, культурным и религиозным центром всей Эллады, сделаться «Элладой в Элладе». Культурная политика Перикла была своего рода культурной пропагандой.

Перикл и окружавшая его группа просвещенных деятелей полагали, что и сами Афины должны получить соответствующее внешнее оформление.

Все, что было замечательного и знаменитого в каком-либо отно-

11 ар феи on.

шении во всем мире,-философы, писатели, ученые, художники и т. д.,-все направлялось в Афины и находило там широкое поприще для своей деятельности. Геродот, софисты Протагор, Горгий и многие другие знаменитости эллинского мира побывали в Афинах.

Внешний вид Афин при Перикле совершенно изменился. Из старого пол у сельского города, каким был г. Афины до персидской войны, при Перикле они превратились в большой город мирового значения, своим блеском затмивший все остальные города Греции.

«Так, ты-чурбан,-писал один современник Перикла,-если не видел Афин; осел, если видел их и не восторгался; а если по -своей охоте их покинул, то ты-верблюд».

Постройки перикловой эпохи считаются образцом классического стиля. Большая часть лучших шедевров античного строительного и изобразительного искусства принадлежит «золотому веку» Перикла. К числу наиболее замечательных в художественном отношении построек этого века принадлежат: Парфенон (храм Афины), построенный выдающимися архитекторами Греции Калликратом и Иктином, Эрсхтейон (храм Эрехтея), Тезейоп (храм, посвященный богу Гефесту) и, наконец, изумительные по красоте ворота, ведшие на Акрополь,-Пропилеи , украшенные великолепной колоннадой. Скульптурные работы, украшавшие Парфенон, производились под руководством художника Фидия , первого скульптора Эллады, ближайшего советника Перикла. Совершенно заново отстроен был Пирей , из скромной гавани афинской общины превратившийся в огромный порт Афинской республики. От Афин к Пирею и Фалеру (другой гавани Афин) тянулись массивные «длинные стены», защищавшие город от нападения с моря.

«Создания Перикла заслу?кивают величайшего удивления. Они воздвигнуты в короткое время, но не для короткого времени. По своей прочнбсти они кажутся оконченными только в настоящее время. Красота и изящество спасли их от прикосновения времени, как будто творец дал своим произведениям вечную юность и вдохнул в них нестареющую душу» ,-так расценивали архитектурные памятники классической эпохи сами древние писатели и историки.

Характерное для Афин сочетание дорийского и ионийского элементов нашло свое выражение в монументальном изобразительном искусстве. В постройках перикловой эпохи дорийский и ионийский стили гармонически" сочетаются. Дорийские элементы отчетливо выступают, например, в Парфеноне. Эрехтейон построен в ионийском стиле.

Как во всех других делах, так и в культурном отношении Перикл опирался на достижения своих предшественников. В смысле внешнего оформления города предшественниками Перикла были Писистрат и Кимон. Писпстрат построил рыночную площадь (агора), соорудил. монументальный вход в Акрополь и снабдил город водой. Кимон заложил Тезейон, построил Цветной портик (Стоа Пойкила), стены которого расписаны знаменитым мастером древности Полигнотом.

Культурно-просветительная деятельность Перикла не ограничивалась одними только постройками и скульптурами. Его намерение было гораздо шире. Он желал воспитать афинских граждан в духе добродетели (аретэ), сделать их, как тогда говорили, прекрасными во всех отношениях. Прекрасным "человеком греки классического периода считали добродетельного человека, а главными качествами добродетели признавались храбрость, правдивость, благочестие и сознание во всем чувства меры (соф]5осюне). Физические качества человека ценилпсь столь же высоко, как и духовные. Элементарная грамотность была общеобязательна для всех граждан. Из словесных искусств выше всего ценилось красноречие, находившее широкое применение в общественной жизни Афин.

Наряду с художественными целями широкое строительство, развернутое Периклом, преследовало, как сказано, и другие цели: политические, экономические и т. д. Привлекая в Афины массу иностранцев, тем самым увеличивали торговлю Афин, повышали заработок ремесленников, содержателей гостиниц,


Акрополь . Современный вид. Вдали долина р. Илисса , притока Кефиса.

постоялых дворов и т. д. На постройках работала масса ремесленников различных специальностей: плотников, скульпторов, литейщиков, ткачей, резчиков, каменщиков, рудокопов, красильщиков, золотых-дел мастеров, граверов, орнаментовщиков, хозяев судов, купцов, возчиков и т. д., и, таким образом, весь город оказывался на жаловании у государства.

Центральная идея полиса-помощь гражданам и в этом случае стояла на первом плане. Число рабочих-рабов при общественных постройках ограничивалось определенным процентом. Каждое ремесло составляло как бы особую самостоятельную корпорацию, подобно военной фаланге, управляемой своим стратегом. Работы организовывались таким образом, что в них принимали участие люди всех возрастов и званий. Внешний успех строительной политики Перикла был блестящий. «Все были как бы заражены широкими замыслами Перикла. Все ремесленники старались друг перед другом довести свое ремесло до"степени искусства».

В произнесенной речи при погребении воинов Перикл нарисовал идеал политического строя , основанного на мудром сочетании интересов общества с интересами отдельного человека, предоставлении индивиду возможности развернуть свои личные таланты и инициативу. «Наш строй,-говорил Перикл,-называется демократией потому, что он сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства». Идеал афинян-красивая и простая жизнь. Они пользуются богатством скорее как условием для общественной деятельности, чем как предметом для хвастовства. Афиняне умеют объединить заботу о домашних делах с государственными делами. Человека, уклоняющегося от участия в общественных делах, афиняне считают за пустого человека, так как они считают вредным, не обсудив дела во всесторонних прениях, перейти прямо к выполнению того, что нужно.

Любя красоту и образованность, афиняне не уступают ни одному из эллинских государств, в том числе и спартанцам, также и в военном искусстве. Но сила афинян состоит не в военной муштре и хитрости, а в гражданском энтузиазме и патриотическом рвении к общему делу...

Я утверждаю, указывал в заключение своей речи Перикл, нто все наше государство-центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется/приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности и, выполняя свое дело с изяществом и ловкостью, всего лучше может добиться для себя самодовлеющего состояния.

А что это не одни только пышные слова, а настоящая действительность, это показывает нам уже самая сила нашего государства, которую мы приобрели вышеуказанными путями» .

Приведенная речь в изложении Фукидида, ближайшим образом имела агитационное значение: показать превосходство афинского строя перед спартанским. В* ней показаны только одни положительные стороны афинской конституции и скрыты отрицательные. ПериКл обходит вопрос о противоречии между богатыми и бедными, о деспотизме полиса в отношении союзников и собственных граждан, бесправное положение рабов и т. д. Речь Перикла не дословная реальность, а только идеал, дающий нам представление о направленности политики "«золотого века» Перикла.

"Относительно самого Перикла как государственного деятеля в исторической литературе высказывались и по сие время еще высказываются самые разнообразные мнения. Та или иная оценка личности Перикла почти всегда зависит от отношения данного историка к афинской, а часто и вообще к демократии.

Высокую оценку Периклу, как его личности, так и политическим способностям, дал известный английский историк Джордж Грот в первой половине XIX в. В противовес Гроту другие, преимущественно германские, историки старались умалить значение личности вождя афинской демократии, отрицая за ним всякую оригинальность политического мышления (Вилламовиц), оттеняя его демагогические приемы (Шварц, Курциус) или же объявляя его политику недостаточно демократической. Недооценка Перикла имеется и в книге Белоха «Аттическая политика после Перикла».

Однако ни одна из приведенных точек зрения на Перикла, незаслуженно снижающих его достоинства, не может быть признана правильной. Не приходится отрицать, что в условиях Греции V в. афинский строй был наиболее прогрессивным во всем эллинском мире, а глава Афин-крупнейшим политиком своего времени, лучше других понимавшим существенные интересы Афин и того класса, который он возглавлял.

Народным массам, в том числе и рабам, в демократических Афинах жилось лучше, чем в остальных греческих полисах с иным государственным устройством. Этого не отрицали даже принципиальные противники демократии, каковым был неизвестный нам автор так называемой «Псевдоксенофонтовой политии» (вторая половина V века). «Что касается афинского строя,- заявляет он,-то я его не одобряю по той причине, что афиняне избрали такой порядок, при котором простому народу живется лучше, чем благородным...» «Афиняне во всех отношениях отдают предпочтение простым и бедным демократам перед благородными». В другом месте тот же самый автор жалуется на «распущенность рабов и метэков» в. Афинах, при которой даже нельзя побить раба. В русской историографии наиболее полная и правильная характеристика перикловых Афин дана в «Истории Греции классического периода» Р. Ю. Виппера и отчасти в «Истории афинской демократии» В. П. Вузескула.

Достаточно указать па культурные достижения перикловых Афин, чтобы по справедливости оценить «золотой век» Афин и историческое значение их вождя.

Высокую оценку афинской демократии и личности Перикла дал Маркс, называя век Перикла временем высочайшего внутреннего расцвета Греции.

«Высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет-с эпохой Александра» .

Последующим поколениям век Перикла казался действительно «золотым веком», когда в государстве не было раздора между гражданами и царило спокойствие. «Единодушие и полное согласие царило тогда в государстве. Перикл сделался хозяином как над Афинами, так и над всей собственностью Афинского государства-доходами, сухопутными и морскими силами, островами и морями. Он был олицетворением того огромного значения, каким пользовались Афины среди греков и иностранцев, и того владычества над покоренными племенами, которое было утверждено союзами с различными царями и династиями» 1 . Так расценивает Перикла и его время составитель его биографии Плутарх Херонейский, правда, не свободный от идеализации Перикловых Афин.

Столь же высокую оценку Перикла как государственного деятеля дает и Фукидид. Пока Перикл, говорит Фукидид, стоял во главе государства, он правильно руководил им и твердо охранял его безопасность. При нем Афинское государство достигло высшего своего могущества.

Поддерживая и насаждая демократические учреждения, Перикл вместе с тем не заискивал и не льстил народу, держал себя с полным достоинством крупного государственного вождя, но не отделялся от народа. Выступления Перикла в народном собрании носили торжественный характер. В Афинах высоко ценилось красноречие, и Перикла считали первым оратором. В его речах гармонически сочетались ясный ум, высокая культура и непоколебимая убежденность в правоте своего дела, патриотизм и чувство меры и красоты. Недюжинные способности Перикла как оратора, прозванного «Зевсом Олимпийским», не отрицали даже и его враги. Перикл,. великий мастер слова, в красноречии видел своего рода музыкальный инструмент и умело пользовался им для приведения в исполнение своих широких планов. Перикл, говорит Плутарх, закалял и выковывал свое слово, соединяя, по примеру философа Анаксагора, красноречие с тонким знанием природы.

  • Фукидид, II, 37, 40-41.
  • Маркс и Энгельс, Соч., г. I, Стр. 194.
  • Плутарх, Перикл, 15.
  • 3 Там же, 8.
  • Эвполид, 94.