Дифференциация а я конспект занятия. «Дифференциация гласных а – я в словах, предложениях

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии На тему: Дифференциация букв «А» и «Я» в словах, словосочетаниях и предложениях. Составил: учитель –логопед МОУ «СОШ № 59 им. И.Х. Ромазана» Попова И.А.

Ответьте на вопросы:

Отгадайте загадку: Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный.

Отгадайте загадку: Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, Любят меня детки.

Предварительный просмотр:

Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.

I. Цель занятия: Научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  1. закрепление знаний о механизме написания букв "а" и "я" , их графических особенностях;
  2. формирование понятия различия букв "а" и "я" ;
  3. закрепление и уточнение словаря;

Коррекционные:

  1. развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);
  2. развитие пространственных представлений;
  3. развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;
  4. закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "а" и "я" ;
  5. закрепление навыка синтеза букв "а" и "я" из их элементов;
  6. закрепление правильного написания букв "а"-"я" на письме (словах, предложениях);
  7. формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
  8. развитие лексики.

Воспитательные:

  1. формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.

II. План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Развитие пространственных представлений.
  3. Объявление темы урока.
  4. Зрительный анализ букв "а" и "я", определение их сходства и различия.
  5. Развитие умения составления слов из отдельных букв.
  6. Тренировка в составлении словосочетаний.
  7. Физминутка.
  8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
  9. Работа на уровне предложения:
  10. Итог урока.
  11. Оценка работы детей.

III. Основные методические приемы:

  1. Показ образца;
  2. пояснение;
  3. объяснение;
  4. использование средств наглядности;
  5. наводящие и подсказывающие вопросы;
  6. педагогическая оценка.

IV. Оборудование: доска, цветные карандаши, предметные картинки, карточки.

V. Подготовка конспекта занятия:

Использование литературы:

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.
  2. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.
  3. Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у младших школьников. – М., 1989.
  5. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. - М., 1970.
  6. Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.

Ход занятия

1. Организационный момент (положительная окраска, положительный настрой на занятие, предусматривается ведущая деятельность детей, возрастные особенности):

– Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать.

2. Развитие пространственных представлений: см. приложение 1

(На экран выводится таблица и детям предлагается ответить на вопросы)

Назовите № квадрата, в котором нарисована:

  1. звезда под флагом (15);
  2. шар под флагом (12);

– Скажите, что нарисовано:

  1. под звездой (5; 8);
  2. над флагом (8;14);

3. Объявление темы урока: см. приложение 2

– Отгадайте, пожалуйста, загадки:

Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.

– Что это? (Арбуз)

– (Звук «а»)

Звук «а» гласный или согласный? (

– «а»? (Буквой "А").

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки.

– Что это? (Яблоко)

Какой звук первый в этом слове? (Звук «я»)

Звук «я» гласный или согласный? (Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)

Какой буквой на письме обозначается звук «я»? (Буквой «я»).

Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы « а» и «я».

4. Зрительный анализ букв «а» и «я», определение их сходства и различия:

Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква « а »? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).

– А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).

– Значит, чем же похожи буквы « а» и «я»? (В обоих буквах есть элемент – крючок)

– Чем различаются эти буквы?

А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы « а» и «я» в воздухе.

(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы « а» и «я»).

5. Развитие умения составления слов из отдельных букв:

А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?

д,д,я,я з,м,л,е,я н,н,я,я,

к,р,т,о,а,н д,б,г,о,я,р,а к,р,я,а,о,г

(коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)

Запишите слова и отметьте согласные перед гласными А-Я.

6. Тренировка в составлении словосочетаний:

Нам прислали волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.

ХИТРАЯ Б…БОЧК…

ЛОВКАЯ МЫШК…

ПУШИСТАЯ ЗМЕ…

СЕРАЯ ОБЕЗЬ…Н…

ЯДОВИТАЯ КОШК…

ЯРКАЯ ЛИС…

7. Физминутка:

«Яблоко»

Руку протяни, яблоко сорви.

Стал ветер яблоню качать,

Трудно яблоко сорвать.

Подпрыгну, руку протяну –

Быстро яблоко сорву.

8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза:

(Детям раздаются карточки с заданием).

– Посмотрите, предложения рассыпались на отдельные слова. Соберите из слов предложения и запишите его в своих тетрадях. Выделите буквы А-Я и согласные перед ними.

Ваня, лесом, любовался.

Он, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.

(Дети подчеркивают буквы « а» и «я» карандашами красного цвета.)

9. Работа на уровне предложения:

(Запись на доске)

Впишите пропущенные буквы « а» и «я» в следующие предложения :

М…ч уп…л в..му.

С…ш… бр…л на руки бр…т… .

На столе леж…л… тр…пк… .

Ирин… и Т…н… игр…ли в пр…тки.

(Дети вписывают пропущенные буквы « а» и «я» и подчеркивают их карандашами красного цвета.)

10. Итог урока:

Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Гласные « а» и «я»).

Что у них общего? (Гласные)

– Чем буквы « а» и «я» отличаются? (Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» - мягко).

11. Оценка работы детей.

Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы « а » и « я ».

Приложение 1

Приложение 2.

Ваня, лесом, любовался.

Стал, Ваня, собирать, землянику.

Соком, алым, налилась, земляника.

Ваня, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.


Задачи:

  • совершенствовать навык дифференциации звуков А-Я,
  • учить навыкам выделения данных звуков из слогов, слов,
  • развивать фонематический слух, овладение навыками кинетического анализа на основе правильной артикуляции звука,
  • расширять словарный запас,
  • развивать самоконтроль: зрительный, тактильный и слуховой,
  • развивать коммуникативные умения,

Оборудование:

  • магнитные предметы, звуковые линейки, слоговые таблицы, зеркала, наглядные пособия.

Ход урока:

Организационный момент:

Сядет тот, кто ответит на вопрос чем отличается гласный звук от согласного звука? В каком случае гласная буква Я может обозначать 2 звука? Где в слове могут находиться гласные звуки и буквы?

Сообщение темы урока:

Сегодня к нам на урок пришли гномы Нак и Няк. Выделите гласные буквы в этих именах. Догадайтесь, над какими звуками мы будем сегодня работать? Будем учиться различать буквы А-Я и звуки, которые они обозначают. Тема сегодняшнего урока: «Различение гласных букв А, Я».

Основная часть занятия:

Сравнительный анализ звука и буквы.

При произношении звука А челюсть опущена, язык лежит плоско, кончик у нижних зубов. Буква Я обозначает 2 звука ЙА. При произнесении Й кончик языка касается нижних зубов, спинка языка сильно напряжена, приподнята, голосовые связки работают.
Звук А на письме обозначается буквой А. Буква Я может обозначать 1 или 2 звука. Приготовьте зеркала, произнесите звук А: протяжно, отрывисто, с паузой.

Какую разницу почувствовали при произношении звука Й? (ответы детей)

Сегодня я получила письмо от Нака и Няка. Они вам передали гостинец. Он не простой, с заданиями. Попробуйте с этими заданиями справиться.

Задание №1.

Распределите предметы на 2 группы: ананас, яблоко, арбуз, вишня, клубника, банан.

Как одним словом назвать каждую группу предметов?

Правильно, это ягоды и фрукты. В каких словах встречается А, Я?

Задание № 2.

Ребята, прочитайте слово, написанное на доске ЯГОДА. Определите количество букв, звуков, слогов в слове, поставьте знак ударения. Разделите слово на грамотное письмо, с помощью звуковой линейки, определите количество слогов в слове, выделите ударный слог. Определите первый и последний слог в слове.

Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.
Выпрямляйся, потянись,
А теперь назад прогнись.
Поднимай-ка руки, плечи,
Чтоб работать было легче.

Работа с буквами А-Я на уровне слова.

Загрустила буква Я, призадумалась и А.
Помогите им друзья записать слова все с Я.

На доске:

Пр.ник, кл.кс., печк., вишн..

Запишем эти слова в тетрадь.

Используя слова плакса, клякса проговорим скороговорку:

Валя плакса, в тетради клякса.

Задание № 3.

Запиши эту скороговорку с помощью «ленивого» диктанта. Выдели буквы А, Я.

(АЯ АА, А ЯА.)

Сколько слов в этом предложении?

Какие гласные встречаются в 1,2,4,5 словах?

Работа над словообразованием:

Определи детенышей.

Белка прыгала к…. Выдели ударный звук, назови орфограмму.
Лось шагал к своим…. (ча-ща)
Торопился волк к …
А лиса неслась к……

Работа над деформированным предложением:

Таня, Оля, и, играли, лужайке, мяч, на, в. (Таня и Оля играли в мяч на лужайке).

Составление схемы предложения по разрезным карточкам. Запись предложения в тетрадь.

Итог занятия.

  • Чему мы учились?
  • Что нового узнали?
  • Что понравилось?

Григорьева М.А.,
учитель-логопед

Разделы: Информатика , Начальная школа

Задачи: закреплять знания о гласных 1 и 2 ряда; учить дифференцировать гласные А-Я в слогах, словах, предложениях, текстах; развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия; развивать внимание, расширять словарный запас учащихся.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Психогимнастика. Пальчиковая гимнастика.

Логопедом проводится психогимнастика: растирание ладоней для того, чтобы активизировать работу мозга; волнообразные движения руками – развитие обоих полушарий; круговые движения по ладоням – развитие внимания; массаж макушки головы – повышается работоспособность.

2. Формулировка темы занятия.

К нам на занятие пришли гости. Отгадайте, кто это: сначала И, потом Н, затем О, потом П, затем Л, потом А, затем Н, потом Е, затем Т, потом Я, потом Н, затем И, затем Н. совершенно верно, это Инопланетянин А и Инопланетянин Я. Почему их называют инопланетянами? Из каких двух частей состоит это слово? (иная планета). Знаете ли наш полный адрес? (Галактика, солнечная система, планета Земля, материк Евразия, Россия, Удмуртия, г. Можга). Почему у наших гостей имя состоит из одной буквы? Какую команду нужно выполнить, если говорит Инопланетянин А? (читать твердо). Какую работу нужно выполнить, если говорит Инопланетянин Я? (читать мягко). Сформулируйте тему занятия.

3. Развитие фонематического восприятия.

Инопланетяне очень рады, что пришли к вам в гости и очень хотят с вами поздороваться на их языке. Давайте поздороваемся. Подумайте, как с вами поздоровается Инопланетянин А, Инопланетянин Я. (Л. – М. – Д., З. – С. – Б.). Как прочитаете? (А и Я дают команду согласным: читай твердо и читай мягко).

4. Развитие звуко-буквенного анализа.

Инопланетяне прилетели с других планет. В солнечной системе 9 открытых планет. Расшифруйте некоторые из этих планет (задание на карточках у каждого учащегося).

МА + РА – А + С = ?

НЕР – Р + ПО – О + ТУН = ?

З +Е +М +ЛЯМКА – МКА = ?

Как вы думаете, с какой планеты прилетел Инопланетянин А? Почему? (в названии планет должна быть буква А). С какой планеты мог прилететь Инопланетянин Я? Почему? (в названии планет должна быть буква Я).

5. Интерактивная обучающая игра – тренажер (Приложение1 . Приложение нужно сначала переписать на свой компьютер, открыть архив, а затем запустить тренажер.)

6. Дифференциация А – Я в предложениях, текстах.

Каждому из вас предлагается описание одной из планет. Что вам нужно сделать? (вставить пропущенные буквы), догадались, какие буквы нужно вставить? (а или я). (карточки предлагаются учащимся индивидуально).

Карточка 1. Венера.

Эта планета по р.змеру близка к Земле. Атмосфер. Венеры отраж.ет свет Солнц. Подобно огромному зеркалу. Поэтому эта планет. в небе блещет очень.рко и её можно увидеть невооруженным взгл.дом. поверхность Венеры усеяна ск.л.ми и похожа на мрачную оранжевую пустыню. Планете, есть, на, облака, из, кислоты, серной. Из них выпад.ют дожди, которые сожгли бы всё живое, будь оно там.

Карточка 2. Марс.

М.рс виден невооруженным глазом. Он похож н. .ркую оранжево – красную звезду. Эта планет. очень пыльн.я. Её поверхность напомин.ет ор.нжевые дюны, усеянные тыс.ч.ми к.мней. Над М.рс часто пронос.тся мощное бури, подним.ющие туча пыль. Они могут длиться недел.ми.

Карточка3. Сатурн.

С.турн – втор.я по величине пл.анета. Её ч.сто н.зыв.ют окольцованной планетой из – за окруж.ющих её мощных колец. Кольц. Состоят из частиц р.змером от м.леньких пылинок до больших лед.ных глыб. С.турн – газовый гиг.нт.

Карточка 4. Уран.

Ур.н дост.точно.рок и виден невооруженным глазом, если точно зн.ть, куд. смотреть. Он мен.ет своё положение среди звёзд и сам выгл.дит как звезд., хот. и не мерцает. Эта планет. имеет кольц., состоящие из пыли. В верхних слоях атмосферы Ур.на много гелия, из – за этого планет. выгл.дит сине – зелёной. У, есть, м.ленькое, ядро, к.менное, планета.

Ничего странного в текстах не заметили? (не все предложения в текстах правильно записаны). На обратной стороне карточек есть задания, которые вам необходимо выполнить.

Карточка 1. Из слов составить и записать предложение.

Карточка 2. Исправить ошибки в предложении и записать его.

Карточка 3. Озаглавить текст.

Карточка 4. Из слов составить предложение и записать его.

В текстах букву А – зачеркнуть, букву Я – подчеркнуть.

7. Развитие связной речи.

Вы об Инопланетянах узнали достаточно. Они хотят лучше с вами познакомиться, узнать ваши увлечения, интересы. Напишите рассказ о себе. (детям, которые затрудняются составить рассказ о себе, предлагается план рассказа.)

План рассказа:

  1. Меня зовут________.
  2. Мне ______ лет.
  3. Я больше всего люблю __________.
  4. Мне не очень нравится __________.

8. Итог занятия. Лесенка успеха.

Цели:

Образовательная:

  • закрепление знаний о речевых единицах – звуках [а], [я] и буквах “А”, “Я” в слоге, слове, предложении, тексте.

Коррекционно-развивающие:

  • обогащение и активизация словаря по теме: “Семья”;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие функций зрительной модальности (зрительных форм внимания, памяти, мышления, восприятия).

Воспитательная:

  • создание ситуации успеха.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Приготовились к занятию. Посмотрели в глаза друг другу и улыбнулись.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по тундре на вертолете, побываем с вами у самых близких родственников. Вот наша карта следования – карта путешествия:

2. Вступительная беседа.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто может жить в семье? (ответы детей)

Как папу и маму можно назвать одним словом? (родители)

Кто девочка для родителей? (дочка)

Кто мальчик для папы и мамы? (сын)

Как сын и дочка могут ласково называть своих родителей? (мамочка и папочка)

Как папа и мама ласково могут называть свою дочку? (доченька)

Как родители ласково называют своего сына? (сыночек)

Ребята, всех кого вы назвали: мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, брат и сестра – это самые близкие родственники - семья. И мы отправляемся в путешествие…

Уточнение произношения звуков [а], [я].

Вначале необходимо сесть в вертолет, а для этого мы должны назвать свою фамилию, своё имя и отчество, а также представить своих родителей. (Учитель первый выполняет задание и выслушивает ответы детей) Молодцы!

Итак, в путь! Чтобы наш вертолет взмыл в небо, необходимо вспомнить, как произносятся звуки [а], [я].

Широко открой рот;

Положи язык спокойно внизу;

Кончик языка удерживай за нижними зубами.

Поем песенку: а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!

Соедини два звука [й] и [а].

Выгнуть спинку языка крутой горкой и с силой, резко выдохнуть, а затем [а].

3. Пальчиковая гимнастика.

Итак, мы в поднялись в небо. Лететь нам долго, давайте этим воспользуемся и отдохнем. В этом нам поможет очень интересное стихотворение. Поставили ручки на локоток и приготовили пальчики:

Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик буду я,
Вот и вся моя семья!

4. Дифференцированное написание букв “А” и “Я”.

О, что я вижу… Вот вдали виднеются рыбачьи лодки. Это рыбаки собрались на рыбалку.

Поможем рыбакам поймать рыбу. Для этого необходимо закончить строчки.

Продолжим знакомство с вашей семьей.

Как зовут ваших дедушек и бабушек?

Кто девочка для дедушки и бабушки? (внучка)

Кто мальчик для дедушки и бабушки? (внук)

Кто бабушка для мамы и папы?

Кто дедушка для мамы и папы?

5. Дифференцированный поиск букв “А” и “Я”.

Мы подлетаем к стойбищу и побываем в гостях у оленеводов.

У вас есть дяди и тети, которые занимаются оленеводством. Как их зовут? Им тоже не терпится увидеть, чему вы научились в школе.

В начале прослушайте стихотворение “Материнские руки” Ольги Айваседо:

Твои руки, словно жизненная карта,
По ним прочтешь свою судьбу,
На них мозоли, рубцы и ранки -
К губам я их преподнесу.
Порой они шершавы, зябки,
Ты в них хранишь свое добро.
Но нет нежнее и приятней,
Чем материнских рук тепло.
Причешешь волосы дочурке,
Красиво в косу заплетешь,
Подбросишь шустро дров в печурку
И нежно песенку споешь.
Все ладно, все они умеют:
Погладить, постирать и шить,
И хворь, и боль они рассеют,
Научат сердцем жизнь любить.

А теперь в стихотворении подчеркните букву “А”, а букву “Я” зачеркните.

6. Чтение слогов.

Внизу виднеется вышка, здесь добывают нефть? А как зовут людей, которые этим делом занимаются? Правильно, мы прилетели в гости к нефтяникам.

Чтобы с ними встретиться, нам нужно удачно приземлиться. Посадочная полоса состоит из слогов. Давайте их прочитаем. В этом нам поможет наш вертолет. (Учитель обращает внимание детей на правильное произношение согласных звуков – мягкость и твердость при произношении согласных звуков.)

БА
ВА
ГА
ДА
ЖА
ЗА
КА
ЛА
МА
НА
ПА
РА
СА
ТА
ФА
ХА
ЦА
ЧА
ША
АБ
АВ
АГ
АД
АЖ
АЗ
АК
АЛ
АМ
АН
АП
АР
АС
АТ
АФ
АХ
АЦ
АЧ
АШ
БЯ
ВЯ
ГЯ
ДЯ
ЖЯ
ЗЯ
КЯ
ЛЯ
МЯ
НЯ
ПЯ
РЯ
СЯ
ТЯ
ФЯ
ХЯ
ЦЯ
ЧЯ
ШЯ
ЯБ
ЯВ
ЯГ
ЯД
ЯЖ
ЯЗ
ЯК
ЯЛ
ЯМ
ЯН
ЯП
ЯР
ЯС
ЯТ
ЯФ
ЯХ
ЯЦ
ЯЧ
ЯШ

С удачной посадкой вас, ребята! Давайте познакомимся, кто здесь работает:

7. Повторение и обобщение материала.

Пора возвращаться. Давайте, вспомним все наши остановки и тех, о ком мы сегодня говорили.

Чтение и письмо букв “А” и “Я”.

На карточках написаны знакомые слова. Подставьте, где необходимо букву “А” или “Я”:

ягод В грибов. тундре много и
много В рыбы. Пур реке

Работа над текстом.

Игра “Кто с кем”. На картинках нарисованы родственники. Они живут очень дружно, и все друг другу помогают. Рассмотри внимательно рисунки.

  1. Кто изображен на рисунке?
  2. Чем они занимаются?
  3. Кто из них старше, а кто младше?

8. Итог урока.

Молодцы, наш вертолет произвел посадку в нашем родном поселке Самбурге.

Мы сегодня очень хорошо поработали.

Какие задания мы выполняли?

Эмоциональная самооценка.

Проанализируйте и выберите, какая оценка тебе больше подходит, и приклейте себе в тетрадь.

9. Домашнее задание.

Задание на карточках.

Подчеркнуть кто старше.

Дедушка или внук

Папа или сын

Дедушка или папа

Бабушка или внучка

Мама или дочка

Бабушка или мама

Подчеркнуть кто младше.

Внук или дедушка

Папа или сын

Папа или дедушка

Внучка или бабушка

Мама или дочка

Мама или бабушка

Литература:

  1. Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить вашего ребенка читать. М., “Грамотей”, 2004 г.
  2. Пуровские Россыпи. 2002 год.
  3. Епифанова О.В. Логопедия. Волгоград, 2004 г.

Конспект логопедического занятия на тему:

«Дифференциация А-Я»

Разработала учитель-логопед:

Григорьева Мария Александровна

Цель: научить детей дифференцировать гласные буквы А-Я.

Задачи:

    совершенствовать навык дифференциации звуков А-Я,

    учить навыкам выделения данных звуков из слогов, слов,

    развивать фонематический слух, овладение навыками кинетического анализа на основе правильной артикуляции звука,

    расширять словарный запас,

    развивать самоконтроль: зрительный, тактильный и слуховой,

    развивать коммуникативные умения,

Оборудование:

магнитные предметы, звуковые линейки, слоговые таблицы, зеркала, наглядные пособия.

Ход урока:

Организационный момент:

Сядет тот, кто ответит на вопрос чем отличается гласный звук от согласного звука? В каком случае гласная буква Я может обозначать 2 звука? Где в слове могут находиться гласные звуки и буквы?

Сообщение темы урока:

Сегодня к нам на урок пришли гномы Нак и Няк. Выделите гласные буквы в этих именах. Догадайтесь, над какими звуками мы будем сегодня работать? Будем учиться различать буквы А-Я и звуки, которые они обозначают. Тема сегодняшнего урока: «Различение гласных букв А, Я».

Основная часть занятия:

Сравнительный анализ звука и буквы.

При произношении звука А челюсть опущена, язык лежит плоско, кончик у нижних зубов. Буква Я обозначает 2 звука ЙА. При произнесении Й кончик языка касается нижних зубов, спинка языка сильно напряжена, приподнята, голосовые связки работают.

Звук А на письме обозначается буквой А. Буква Я может обозначать 1 или 2 звука. Приготовьте зеркала, произнесите звук А: протяжно, отрывисто, с паузой.

Какую разницу почувствовали при произношении звука Й? (ответы детей)

Сегодня я получила письмо от Нака и Няка. Они вам передали гостинец. Он не простой, с заданиями. Попробуйте с этими заданиями справиться.

Задание№1

Распределите предметы на 2 группы: ананас, яблоко, арбуз, вишня, клубника, банан.

Как одним словом назвать каждую группу предметов?

Правильно, это ягоды и фрукты. В каких словах встречается А, Я?

Задание № 2

Ребята, прочитайте слово, написанное на доске ЯГОДА. Определите количество букв, звуков, слогов в слове, поставьте знак ударения. Разделите слово на грамотное письмо, с помощью звуковой линейки, определите количество слогов в слове, выделите ударный слог. Определите первый и последний слог в слове.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.

Выпрямляйся, потянись,

А теперь назад прогнись.

Поднимай-ка руки, плечи,

Чтоб работать было легче.

Работа с буквами А-Я на уровне слова

Загрустила буква Я, призадумалась и А.

Помогите им друзья записать слова все с Я.

На доске:

Пр.ник, кл.кс., печк., вишн..

Запишем эти слова в тетрадь.

Используя слова плакса, клякса проговорим скороговорку:

Валя плакса, в тетради клякса.

Задание № 3

Запиши эту скороговорку с помощью «ленивого» диктанта. Выдели буквы А, Я.

(АЯ АА, А ЯА .)

Сколько слов в этом предложении?

Какие гласные встречаются в 1,2,4,5 словах?

Работа над словообразованием:

Определи детенышей.

Белка прыгала к…. Выдели ударный звук, назови орфограмму.

Лось шагал к своим…. (ча-ща)

Торопился волк к …

А лиса неслась к……

Работа над деформированным предложением:

Таня, Оля, и, играли, лужайке, мяч, на, в. (Таня и Оля играли в мяч на лужайке).

Составление схемы предложения по разрезным карточкам. Запись предложения в тетрадь.

Итог занятия.

Чему мы учились?

Что нового узнали?