Дизайн освещения в квартире. Дизайн освещения современной квартиры: профессиональный подход

Установка светильников может максимально подчеркнуть все достоинства вашего интерьера либо напротив замаскировать их, создав уродливые тени. Наши консервативные взгляды об освещении обычно не выходят за пределы стандартного набора из люстры, торшера, настенной лампы и бра. Иные же, напротив, отвергая старое, предпочитают исключительно светодиодные точечные светильники. Думается, что обе точки зрения крайние, и возможно, найдется некая «золотая середина».

Каким же должно быть современное освещение квартиры?

При выборе освещения рассчитывается количество светильников и определяется дизайн освещения

Выбор и установка освещения квартиры

Теория самого освещения имеет две стороны:

Первая – чисто потребительская, основанная на физических характеристиках. По ней достаточно рассчитать количество светильников в помещении, руководствуясь нормами освещенности, измеряемым в люксах .

Нормы уровня освещенности

  • Жилые комнаты, кухня – 150 лк
  • Детская комната – 200 лк
  • Рабочий кабинет – 300 лк
  • Туалет, прихожая, совмещенный санузел – 50 лк
  • Ванная, бассейн, сауна – 100 лк

Определить необходимую мощность светильников по площади помещения и уровню освещения можно по этой таблице:


Таблица мощности и уровней освещения

В таблице приведены значения для ламп накаливания. Для люминесцентных ламп мощность должна быть уменьшена в 5 раз, а для светодиодных – в 10 .

Расчет необходимого количества светильников


Количество светильников рассчитывается путем деления расчетной мощности освещения на мощность одной лампы.

  • Так, в однокомнатной квартире площадью от 30 до 40 м 2 вполне достаточно 7-8 светильников:
    • Люстра – 1
    • Потолочные светильники – 3
    • Бра – 2
    • Настольная лампа – 1
    • Торшер (по необходимости) – 1
  • Для двухкомнатной квартиры добавляется еще одна люстра
  • Для трехкомнатной потребуется уже одиннадцать светильников из-за добавления еще одной люстры и бра


Проверить фактический уровень освещенности можно при помощи специального прибора – люксометра
.

Теория дизайна освещения в интерьере

Другая сторона теории освещения заключена в том, что оно рассматривается как дизайнерский прием, и его функции следующие :

  • Совершенствовать и дополнять интерьер
  • Путем оптической иллюзии изменять размеры и формы помещения
  • Являться декоративным украшающим элементом

Если вы лишь формально подсчитали количество лампочек, соблюдая нормы освещенности, то это, конечно, далеко не дизайн. С этим справиться может любой электрик.
Но если вы продумали, в каком направлении будет падать свет, равномерно или с тенями, “приподняли” или, наоборот, “опустили” потолок при помощи света, подобрали необходимый цветовой спектр подсветки и т.д., то это уже и есть дизайн или архитектура освещения в квартире


Освещение способно зрительно изменить интерьер и размеры помещения

Примеры применения дизайна в освещении

Естественное освещение также подчиняется дизайну:

  • Самый первый прием, помогающий правильному заполнению дневным светом комнаты, производится еще на черновом этапе ремонта:
    Оконные откосы делаются с углом рассвета
  • Второй прием искусственного перенаправления и дозирования лучиков света – это вертикальные жалюзи на окнах

Улучшить интерьер при помощи искусственного освещения можно, зная следующие законы :

  • Освещение всех зон должно быть равномерным без глубоких теней, иначе возникает ощущение подземелья
  • Свет в рабочей зоне выбирается только белый
  • Пространство и плоскости расширяются в направлении света:
    • сделать выше потолок можно, подсветив его снизу
    • подвесная лампа с абажуром или плафоном понизит потолок
    • расширить зрительно помещение можно используя боковую подсветку стен или горизонтально расположенные на потолке лампы
  • Если фон помещения светлый, то освещение в нем используется равномерное, комнаты с преобладающим темным фоном зонируются при помощи различной световой интенсивности
  • При подсветке нужно соблюдать такие правила:
    • Цветные объекты подсвечиваются белым цветом
    • При подсвечивании белых поверхностей возможно применение цветной подсветки

Концепция освещения в интерьере

Есть две концепции – европейская и американская.

И в той, и другой есть свои плюсы и минусы:

  • Европейская направлена в сторону максимальной комфортности, но несколько расточительна
  • Американская, используя в основном рабочее и местное освещение, позволяет добиться максимальной экономии, но ее вряд ли можно назвать комфортной и красивой

Типы освещения по европейской системе

Остановимся на европейской концепции как наиболее полной. По ней освещение делится на несколько групп по уровню и назначению.

Верхнее, общее освещение

К нему относится та же самая люстра (выходит, не стоит спешить выбрасывать ее на свалку?) либо ее альтернатива – плафон с несколькими лампами, позволяющий обеспечить более равномерное, без световых бликов на потолке, освещение.

  • Устанавливается в гостиных и других жилых комнатах, а также в просторных холлах
  • Уровень освещенности – яркий
  • Для гостиной лучше сделать регулируемую яркость, так как в этом помещении люди находятся долго, и слишком яркий свет длительное время начинает действовать раздражающе и не способствует доверительному общению
  • Используются простые лампы накаливания или люминесцентные лампы

Лампы накаливания очень неэкономны, и вдобавок выделяют большое количество тепла – в этом их большой минус.

Люминесцентная лампа в пять раз меньшей мощности дает такой же уровень освещенности, как и лампа накаливания

Но есть минусы и у люминесцентных источников света:

  • Холодный свет очень дискомфортен
  • При работе лампы может раздаваться монотонное неприятное гудение

Светодиодные точечные светильники не подходят для общего верхнего освещения из-за именно точечной направленности светового луча. Использование точечного источника света большой поверхностной яркости будет очень вредно для глаза.


В гостиной используется верхнее общее и местное освещение

Местное локальное освещение

Назначение его:

Выделение определенной зоны, например, кухонного или барного уголка.

Подчеркивание отдельных деталей интерьера и декоративных элементов.

  • Интенсивность – мягкая
  • Уровни могут быть как верхние, так и нижние
  • Применяемые источники света:
    • галогенные и металлогалоидные, светодиодные точечные светильники
    • подвесные светильники
    • настенные бра

Точечные светильники особенно хороши на многоуровневом подвесном потолке для подчеркивания его дизайна и создания равномерного бестеневого освещения

Но эти плюсы исчезают, при употреблении галогенок большей мощности: мебель начинает отбрасывать тени.

Чтобы убрать этот недостаток, лампы прячут за выступы и карнизы, козырьки, утапливают в мебели либо используют матовые колпачки.

Рабочее освещение

Требования к нему одно – оно должно быть максимально ярким и удобным для зрения

  • Устанавливается на промежуточном и нижнем уровне:
    • над рабочей зоной кухни
    • на рабочем столе
    • возле дивана, кровати, кушетки, где привыкли читать
  • Используется соответственно в виде
    • встраиваемых галогенных светильников
    • настольных ламп
    • торшеров и настенных бра

Декоративное освещение квартиры

Не является самостоятельным источником света и применяется в декоративных целях или в качестве ночника .

Можно использовать, где душе угодно, но особо напрашивается в спальне и гостиной:

для подсветки потолка, зеркал, ниш, картин, нижней подсветки стен и т.д. В спальне используется мягкое общее освещение и яркое местное

  1. В световом оформлении гостиной есть несколько тонкостей:
    • Если мебель в гостиной темного цвета, то лучше выбрать светильник с горизонтально расположенными лампами
    • При светлой мебели рекомендуется направление ламп вниз
    • Для просторной комнаты или помещения с высоким потолком подойдет лампа с нижним рефлектором
  2. Для зонирования в однокомнатной квартире хорошо использовать рефлекторные лампы, регулируемые по высоте
  3. В спальне приветствуются подвесные лампы с абажуром или плафоном, так как это зрительно понижает потолок и делает помещение более уютным.
    Общее освещение в спальне должно быть приглушенным, а возле кровати устанавливается яркие источники света (торшеры, настенные бра либо же настольные лампы на тумбочках)
    Эффектно и интригующе смотрится светодиодная подсветка окна, установленная за занавесью по периметру окна
  4. В детской комнате должно быть яркое и одновременно не раздражающее освещение, поэтому лучшее решение – матовые плафоны или защищенные колпаками галогеновые лампы
  5. Оптимальное освещение для кухни – галогеновое, которое устанавливается в рабочей зоне кухни
    Можно дополнить световое решение и центральным потолочным светильником
  6. Для коридора достаточно одного центрального плафона, но для равномерности падающего света можно также использовать возле карнизов экономную подсветку
  7. В помещении ванной и туалета освещение должно быть мягким и ровным. Это достижимо при помощи плафона на потолке, в котором устанавливается простая лампа накаливания – другая в условиях вынужденной защиты от влаги просто долго не прослужит.
    Над зеркалом устанавливаются матовые галогенные светильники

Таким образом, если теперь подсчитать количество светильников, используемых в интерьере нашей квартиры, то оно окажется, конечно, больше расчетного необходимого их количества. И что ж?.. Красота и комфорт в дизайне освещения также требует жертв.

Видео: Дизайн освещения

Дизайнер Екатерина Малая помогла The Village разобраться, для чего нужен светодизайн, что такое ярусы и сценарии освещения и почему уже на стадии планирования электрики необходимо точно знать, где будет стоять ваша любимая статуэтка.

Екатерина Малая

дизайнер

Даже если вы нашли «тот самый» оттенок для стен, потратились на деревянные полы, привезли из поездки марокканский ковёр и заказали в Милане мебель из последней коллекции успешного бренда, результат может разочаровать. Все ваши полугодовые усилия могут быть перечёркнуты одним-единственным промахом - неграмотным освещением. Так бывает, когда на стадии планирования электрику прокладывают наобум. И не от недостатка старательности, а просто потому, что ещё не решили, где будет стоять диван, какой длины будет обеденный стол, а об аксессуарах вообще не думали.

Правило первое

Приступайте к планированию электрики, когда готов детальный план расстановки мебели

Как минимум так вы сделаете ваш новый дом удобным для жизни. Выключатели обычно располагают на расстоянии 15 сантиметров от края дверного проёма, с той стороны, где у двери ручка: вы должны быть уверены в схеме открывания двери. Для верхнего света в спальне я всегда рекомендую своим заказчикам проходной выключатель, чтобы иметь возможность один и тот же верхний свет включить или выключить и у двери, и у кровати. Это удобно также для длинного коридора, ведущего из прихожей в спальни. Но старайтесь избегать большого количества выключателей. Если на пути от входной двери до кухни вам придётся включить свет больше двух раз, то схема плохая: вы просто не будете пользоваться ею в полном объёме.


Правило второе

Свет должен быть разным

Пространство, в котором мы живём, трёхмерное, и выстраивание освещения ярусами поможет подчеркнуть глубину и объём, что невозможно сделать при помощи единственного источника света. Дизайнеры выделяют четыре яруса освещения: верхний (потолочные светильники, люстры, встроенные точечные светильники), первый средний (настенные светильники, бра, торшеры), второй средний (прикроватные лампы, лампы на низких подоконниках и кофейных столиках) и нижний (светильники, встроенные в плинтус и в пол, напольные световые скульптуры).

Чем ниже источник света, тем более интимную атмосферу он создаёт, и наоборот. При включённом верхнем свете (даже если это потрясающе романтичная люстра со свечами и хрустальными подвесками) добиться эффекта уютной комнаты нельзя. Лучше всего для этой цели подходят два нижних уровня освещения - свечи в декоративном камине или настоящий огонь в очаге к ним также относятся.


Правило третье

Не настаивайте на бра

Настенные светильники (первый средний ярус) сейчас не используются самостоятельно. 150 лет назад это были свечи на стене, до которых было легко дотянуться, тогда как люстры зажигали только в особенных случаях. В современных же классических интерьерах бра остались по инерции, в качестве аксессуара. Включаются они редко, и всегда вместе с люстрой. Многие мои заказчики просят запланировать бра над кроватью. Но это не функционально. Идеальным для спальной зоны является сочетание лампы с мягким рассеянным светом на прикроватной тумбочке и маленького светильника на гибкой ножке для чтения, который можно закрепить на стене или в изголовье. Так вы получите возможность хорошо видеть текст, не утомляя глаз. Бра же освещает только стену или вашу макушку.


Правило четвёртое

Подумайте о необычных светильниках заранее

Ещё один вид настенных светильников: расположенные на той же высоте, что и классические бра (140-170 сантиметров от пола), они больше похожи на скульптуру или инсталляцию и способны стать центральным элементом в интерьере. Появление таких объектов в квартире лучше не откладывать на последний момент. Это та самая печка, от которой стоит плясать, продумывая покрытие стен, конфигурацию мебели и даже пропорции помещения. Если вы просто вывели на стену свободный кабель, чтобы потом подобрать сюда что-нибудь для подсветки тёмного угла, вас ждёт разочарование: света такие светильники дают не сильно больше, чем ночник, и смотреться, скорее всего, будут неуместно.


Правило пятое

Не допускайте ошибок при планировании точечного освещения

Встроенные, или точечные, светильники пришли к нам вместе с евроремонтом. Многоуровневый потолок с галогенками был призван заменить мещанскую люстру. Прошло уже 20 лет, но многие из нас до сих пор не догадываются, что можно использовать этот инструмент как-то иначе. Полезно знать, что у каждого точечного светильника есть определённая ширина луча. Если разместить серию точечных светильников с узким лучом очень близко к стене, мы получим ритмичный световой рисунок на поверхности стены, встроенного шкафа или обитого тканью высокого изголовья кровати. Кроме того, это самый эффектный способ подчеркнуть необычную фактуру - искусственный камень, кирпичную кладку, рельефную плитку.

Встроенные светильники бывают фиксированными и поворотными. Последние особенно удобны для акцентированной подсветки предметов искусства или аксессуаров. Если вы собираетесь поставить на консоль или каминную полку коллекционный дедушкин парусник, позаботьтесь о паре встроенных в потолок точечных светильников, лучи которых можно будет направить на объект перекрёстно, как софиты на сцену. Ширина луча для акцентного освещения тоже играет большую роль. 40–50 градусов - оптимально для подсветки больших картин. Маленькие же скульптуры в таком потоке света потеряются и сольются со стеной, для них необходим узкий луч шириной 10 градусов.

Частая ошибка - использование в целях точечной подсветки плоских светодиодных светильников. Источник света обязательно должен находиться в углублении, иначе он будет привлекать внимание не к объекту, а к себе самому, и, что ещё хуже, просто слепить глаза. Это же правило справедливо и для подсветки рабочей поверхности в кухне, особенно если кухня совмещена со столовой. Глаза сидящего за столом человека находятся ниже уровня подсветки, закреплённой под навесными кухонными шкафами. И если лампы не углублены в дно шкафчиков, яркий свет бьёт в глаза и вызывает дискомфорт. Поэтому качественные современные кухни имеют утолщённое дно со встроенной подсветкой. Если ваш бюджет не позволяет потратиться на такую модель, на этапе планировки кухни не забудьте добавить специальный плинтус для верхних шкафов и монтируйте подсветку строго за ним.


Правило шестое

Экспериментируйте

Если возможности встроенных светильников постоянно используются в интерьерах на ярусе потолка, то нижний ярус совершенно незаслуженно игнорируется, в то время как встроить точечный светильник в пол ничуть не сложнее. Такие светильники зачастую являются влагозащитными и оснащены рассеивателями. С учётом того, что редкий ремонт обходится без выравнивания пола, необходимые для светильника сантиметры от перекрытия до поверхности напольного покрытия найдутся всегда, а в качестве результата вы получаете дополнительный объём и глубину помещения. Если вы являетесь счастливым обладателем глубоких подоконников, встройте пару миниатюрных точечных светильников в каждый из них вблизи откосов. Так вы, во-первых, подчеркнёте прекрасную архитектурную особенность вашей квартиры, а во-вторых, получите ещё один мягкий источник света на среднем ярусе.


Правило седьмое

Отнеситесь внимательно к выбору света для ванной комнаты

Свет в ванной комнате зачастую незаслуженно остаётся без внимания. А ведь он способен до неузнаваемости изменить помещение. Примените ярусное освещение, встройте светодиодную ленту в углубление в экране ванны (получится эффект «парящей ванны») и под раковиной, обрамите встроенными в пол светильниками выступ с подвесным унитазом и дверной проём. Используйте влагозащитные двунаправленные светильники в мокрой зоне: снопы света заставят заиграть вашу мозаику на стене.

Отдельного внимания заслуживает зона зеркала. Помните, что угол падения равен углу отражения, и используйте это правило, чтобы максимально выгодно осветить своё лицо. Распространённая ошибка - размещать над зеркалом настенный светильник на ножке, яркий свет которого направлен вниз. Ваше отражение при таком освещении будет казаться старше на 15 лет, цвет лица будет выглядеть безжизненным, на нём появятся глубокие складки, а под глазами - мешки. С лицом произойдёт то же самое, что и с фактурной стеной, которую подчеркнули встроенными светильниками: его рельеф многократно усилится за счёт жёстких теней. Выбирайте поворотный светильник и направляйте луч или используйте рассеянную круговую подсветку зеркала. Хорошей альтернативой могут стать два настенных светильника по обе стороны от зеркала: их перекрёстный свет уберёт ненужные тени.


Правило восьмое

Не перебарщивайте со светом на кухне

Принято думать, что много света на кухне не бывает. Как правило, апологеты этого принципа размещают большое количество лампочек на потолке, создавая сетку из точечных светильников. Ничего, кроме резких теней, неестественных лиц и атмосферы операционной, таким образом добиться нельзя. А между тем главное на кухне - подсветка рабочей зоны и правильное освещение обеденного стола, от которого зависит атмосфера и продолжительность семейных ужинов.

Светильник над столом должен обязательно иметь длинный подвес. Если он находится выше 150 сантиметров от пола, то, опять же, отбрасывает тени на лица и недостаточно освещает стол. Выбирайте светильник с широким абажуром из плотного материала: идеальная форма для круглого и квадратного стола - большая перевёрнутая миска. Габариты стола должны быть известны заранее, иначе вам не избежать переноса светильника. А натяжной потолок в зоне столовой вообще не даёт права на ошибку.

Дополнить схему освещения в кухне можно встроенной подсветкой на нижнем ярусе: например, вмонтируйте светодиодную ленту в дно нижних шкафов или точечные светильники в цоколь кухни.


Правило девятое

Самое важное - сценарии освещения

Вечер в кругу семьи, детский день рождения, домашняя вечеринка, работа дома, романтический ужин - очевидно, что в разных ситуациях вам понадобится разный свет. Для больших квартир и сложных схем идеальное решение - установка системы «умный дом», которая будет управлять не только освещением, но и акустической системой, шторами на электроприводе и тёплыми полами. Сценарий освещения в этом случае программируется и может быть изменён по вашему желанию.

Если же вам необходимо раз и навсегда продумать группы включения осветительных приборов и развести их по выключателям, руководствуйтесь воображаемыми ситуациями. Если вы ночью идёте в туалет, яркий свет вам совершенно не нужен. Значит, одной клавишей должна включаться вся мягкая подсветка - нижний ярус, подсветка ниш, а второй клавишей, на которую заведён заливающий верхний свет, вы будете пользоваться во время уборки или утром, чтобы проснуться.

Средний ярус в гостиной удобно завести на один выключатель. Вы когда-нибудь обращали внимание, как герои американских фильмов приходят домой и одним щелчком включают все настольные лампы и торшеры? Это так называемый вечерний сценарий освещения, идеальный в ситуации, когда вы вернулись после долгого трудового дня и мечтаете об одном - броситься на диван. Но не следует группировать светильники исключительно по принципу ярусности. Не бойтесь проявить фантазию: например, мягкий вечерний сценарий для коридора может включать в себя нижнюю подсветку и подсвеченную стенную нишу в тупике. Всё это - ваш сценарий и ваша драматургия.

ФОТОГРАФИИ: обложка - shutterstock.com / Ventura , 1 - shutterstock.com / Yarik , 2 - shutterstock.com /ER_09 , 3 - shutterstock.com / AnnaTamila , 4 - archiproducts , 5 - shutterstock.com / ShortPhotos , 6 - shutterstock.com / ARZTSAMUI , 7 - shutterstock.com / Photographee.eu , 8 - shutterstock.com / Henrik Winther Andersen , 9 - shutterstock.com / Jacek_Kadaj

Сразу скажу, что я не занимаюсь профессионально дизайном освещения и я не специалист в этой области. Меня всегда больше интересовали технические вопросы в освещении помещений (светотехнические расчеты,). Хотя я очень люблю красивые интерьеры и могу часами смотреть толстые глянцевые журналы по дизайну помещений, строительству и ремонту с яркими цветными картинками. Особенно мне нравятся журналы с фотопримерами реальных проектов. Мои любимые журналы такого типа - "МажорДом" и "Красивые квартиры".

Листая такого типа журналы, в первую очередь, я обращаю внимаете на то, как организовано освещение в том или ином случае. При этом, как-то незаметно для себя, начинаешь подмечать и четко осознавать общие тенденции в развитии домашнего освещения: какие лампы и светильники используются, как размещаются, как выглядит освещенный интерьер в разных ракурсах и многое другое.

На днях пообщавшись с одной молодой и симпатичной девушкой-дизайнером я пришел к выводу, что со всем, что я ей с энтузиазмом изложил она согласна, определенные тенденции в освещении интерьеров есть и они имеют право быть озвученными. Ну а так, как озвучить все свои мысли я могу через сайт, то сейчас я этим и буду заниматься. Надеюсь вы не останетесь безучастными, а оставите свое мнение по поводу этого материала в комментариях! Мне это очень важно!

Итак, в этой статье я хочу поделится с читателями сайта своими наблюдениями. Какие есть современные тенденции в освещении интерьеров? Каким образом реализуются новые идеи? Какие современные технические решения применяются? Что полезного мы можем получить, реализовав на практике эти современные тенденции светодизайна?

Такие светильники можно поворачивать в любом направлении, при этом изменяя направления света и получая новый вариант освещения комнаты.

Эти новые технические решения позволяют значительно расширить возможность использования освещения в помещениях, так как с помощью одних и тех же светильников можно получить как общее равномерное, так и при желании, направленное освещение. Кроме этого трековые и кабельные системы освещения позволяют легко размещать светильники без закрепления их на потолке, что иногда бывает довольно сложно сделать в помещениях со сложными потолками.

При строительстве или ремонте помещения специально организуется небольшая ниша. В ней в дальнейшем размещаются вазы с цветами, статуэтки или другие декоративные предметы, которые красиво подсвечиваются встроенными в нишу сверху или снизу .

Благодаря этому у помещения появляется дополнительный объем, расширяется пространство, подсвеченная ниша становится точкой фокуса и украшением всего помещения. Кроме этого, с помощью такой ниши в помещении появляется дополнительный ярус света.

6. Комбинирование различных источников света

Кроме всех светотехнических эффектов и удобства управления источниками света у диммеров есть еще несколько достоинств - они позволяют увеличивать срок службы ламп и экономят электроэнергию.

9. Использование небольших переносных светильников

Популярно среди светодизайнеров использовать небольшие светильники с узким пучком света. Благодаря им можно менять с помощью освещения атмосферу в комнате чуть ли не по несколько раз в день и получать при этом разные световые эффекты.

Главное достоинство таких светильников - это их мобильность. Они позволяют поменять или дополнить уже имеющуюся схему освещения в помещении без глобальных переделок и ремонтов.

Просто внеся новый источник света и подсветив им, например, красивую стену в углу помещения, или большую вазу, мы не только создаем новый фокус света, но и дополнительный уровень освещения.

Правда для полноценного использования небольших переносных светильников желательно иметь в помещении в разных местах много розеток, что бы как можно меньше использовать для таких светильников удлинители. А то будет все красиво, но придется постоянно спотыкаться о скрученные провода.

Если вам не сложно, оставьте свой комментарий к статье! Мне очень интересно ваше мнение!

Как бы хорош ни был ремонт, сделанный в доме или квартире, без правильного освещения он не будет смотреться должным образом.

Местное освещение, в свою очередь, делится на:

  • Рабочее, которое фокусируется на определенной зоне и предназначено для выполнения в ней каких-либо специфических задач – приготовления пищи, чтения, работы за письменным столом.
  • Точечное, которое призвано привлекать внимание к определенным аксессуарам, деталям меблировки комнаты, предметам искусства. Точечное освещение нередко применяется и для декорирования придомовой территории – для подсветки фонтанов, деревьев, клумб и даже фасада дома.

заключается не только в том, чтобы светить только тогда, когда темно, но и в том, что он способен изменить наше восприятие пространства, изменяя пропорции комнат, скрывая некоторые изъяны интерьера, разделяя помещение на функциональные зоны.

Окрашивая свет в разные цвета, можно воздействовать на психику человека, меняя его настроение. К примеру, зеленый свет обладает успокаивающими свойствами. Голубой и синий тоже успокаивают, но делают окружающие предметы внешне неприятными, поэтому их не стоит использовать для освещения кухни или ванной комнаты. Светлые красные оттенки поднимают настроение и способствуют концентрации внимания, а вот темно-красный свет вызывает тревогу.

На данный момент существует множество самых разных источников искусственного света, которые можно разделить на следующие группы:

  • Обычные лампы накаливания. Как выяснилось, они до сих пор являются наиболее комфортными для человеческого глаза, однако на освещение расходуется всего 10% их мощности, остальные 90% превращаются в тепловую энергию.
  • Галогенные лампы чаще используют для зоновой подсветки, так как они излучают направленный пучок света.
  • Люминесцентные лампы практически не нагревают помещение, но для жилья используются редко, так как издают довольно хорошо слышимый гул. Они более экономичны, чем лампы накаливания.
  • практически вообще не греются. К их достоинствам можно отнести то, что они не излучают ни ультрафиолета, ни инфракрасных лучей. Они в десятки раз долговечнее обычных ламп, но их светоотдача ниже. Поэтому их используют для устройства ночного освещения или декоративной подсветки.

К самым современным видам искусственного освещения можно отнести оптоволоконные системы и световые шнуры дюралайт. Для создания световых шнуров используют светодиоды. Обычно их не применяют как основное освещение, а используют лишь для выполнения декоративной подсветки. Причем использовать их можно не только внутри дома, но и

Оптическое волокно может излучать свет только с торцевых срезов. Обычно этот вид освещения используют вместе , которые позволяют создавать различные световые эффекты.

Как подобрать необходимое количество светильников

Для того чтобы создать в доме комфортный уровень освещения, необходимо правильно подобрать мощность светильников и их количество.

Есть простой способ определить количество приборов: на каждые 5 кв. м помещения должно приходиться 60 – 75 кВт мощности осветительных приборов (одного или суммарно нескольких). Зная площадь комнаты и мощность выбранных приборов, несложно подобрать их количество.

Если вы прибегнете в решении этого вопроса к помощи специалистов, то они составят подробную схему , где будут учтены все возможные варианты подключения каждого осветительного прибора, а также групп приборов. Также вы получите рекомендации по установке приборов контроля и управления приборами освещения.

Эффекты, которых можно достичь при помощи света

С помощью света можно решить многие проблемы помещений. Есть несколько способов изменить комнату, используя исключительно эффекты освещения:


    1. Если комната кажется узкой, то ее можно зрительно «расширить», используя встроенный свет. Для этого светильники размещают под потолком по периметру помещения, направляя световой поток вниз вдоль стен. При этом поверхности стен визуально «раздвигаются». Для этого используют лампы с нейтральным или холодным световым спектром.
      Если комната кажется короткой, то ее можно зрительно «удлинить», используя лампы холодного спектра на одной из стен. И наоборот, можно «укоротить» комнату, если осветить самую дальнюю стену источниками с теплым светом.
      Если в комнате низкий потолок, то его можно «поднять», устроив на потолке стеклянные витражи, за которыми должны быть расположены галогенные или люминесцентные лампы. Такое иллюзию дневного света, падающего через высокий потолок. Этот прием часто используют в тесных и темных помещениях без окон, вроде ванной комнаты, прихожей, кухни. Для создания такого потолка можно использовать самое разнообразное стекло: прозрачное, молочное, рифленое, цветное.

  • Освещение, основанное на игре теней.
    Для создания этого эффекта используются разнообразные элементы декора помещения, имеющие сложную затейливую форму. Это может быть корень дерева сложной формы, букет из сухих цветов. Освещая их направленным светом, можно наполнить помещение затейливыми тенями.
    Нередко для создания необходимого эффекта , снабженные функцией регулирования интенсивности света. Меняя интенсивность, в разное время суток можно создавать необычные световые эффекты.

  • Подсветка используется для оформления различных ниш, гардеробов, рабочих поверхностей.
    Очень необычный эффект дает подсветка, размещенная за полупрозрачными стеклянными дверцами шкафов. Она может быть встроена как с боков, так и снизу или сверху. Таким образом шкаф превращается в своеобразный светильник, освещающих комнату необычным рассеянным светом.
    Также подсветка используется для архитектурного освещения ниш и их содержимого, красивой лепнины и других элементов дизайна комнаты.

Иногда с помощью подсветки акцентируют внимание на отдельных живописных полотнах, вазах, скульптурах. Это позволяет практически полностью скрыть фон и сосредоточить взгляд на главной детали комнаты.

Необходимо помнить, что скрытое направлено только на поверхности, не имеющие изъянов, поскольку все дефекты будут хорошо видны.

Мало кому так повезло с прихожей, чтобы в ней было окно. Обычно это абсолютно темное помещение, освещаемое светом, падающим из соседних с ним комнат и светильниками.

Роль у прихожей, казалось бы, совершенно утилитарная – служить местом хранения обуви верхней одежды, позволяя своим хозяевам одеваться и прихорашиваться перед выходом на улицу. Но, тем не менее, от царящей в ней обстановки зависит общее впечатление о квартире. И если это просто темный уголок, то никакое великолепие комнат не сможет компенсировать дискомфорта, царящего там. Поэтому освещению прихожей стоит уделить такое же внимание, как и освещению всех остальных помещений.

Поскольку в прихожей практически всегда есть большое зеркало, в которое мы осматриваем себя перед выходом на улицу, освещение нужно организовать так, чтобы пространство освещалось равномерно, не возникало никаких глубоких теней. Для этого лучше всего использовать рассеянный свет, который дает снабженный хорошим рассеивателем. Удачным вариантом станет большой плафон, напоминающий по форме тарелку, расположенный максимально близко к потолку.

Если квартира малогабаритная и кажется, что потолок в темном коридорчике «давит», то для освещения можно использовать светильники, размещенный за декоративным карнизом, направленные на потолок. Это визуально его «поднимет».

Встречается планировка, в которой коридор сделан очень длинным, но узким, что его совершенно не украшает. В такой ситуации можно расположить несколько светильников вдоль одной стены. Причем это должна быть стена с максимальной длиной. Свет нужно направить на другую стену. Этот вариант всю прихожую и при этом зрительно ее расширить.

Большое зеркало можно осветить дополнительно с помощью небольших локальных светильников. Освещение будет наиболее удачным, если разместить их в верхней половине зеркала – сверху и с боков.

Все члены семьи проводят достаточно много времени на кухне, поэтому очень важно организовать правильное ее освещение. Это также важно потому, что хозяйка проводит здесь много времени за приготовлением пищи.

Если кухня маленькая, то не обязательно вешать центральный потолочный светильник, вполне достаточно осветить зону приемы пищи и рабочие поверхности.
Если же кухня достаточно большая, то без центрального света просто не обойтись. Организовать его лучше с помощью потолочного светильника с хорошим рассеивателем. с теплым светом.

Для дополнительно освещения обеденной зоны, расположенной у стены, можно использовать настенное бра с матовым плафоном, расположенное так, чтобы лица обедающих и стол освещались равномерно.

Если же помещение позволяет установить обеденный стол по центру, то очень удачным станет вариант с люстрой на регулируемой подвеске. Это позволит, в зависимости от обстоятельств, располагать плафон то выше, то ниже, подчеркивая торжественность момента или создавая интимную атмосферу. Если очень хочется повесить на кухне цветной плафон, то не используйте зеленые и голубые тона – они придают неприятный оттенок и лицам людей и блюдам.

Рабочие поверхности, где осуществляются основные операции по приготовлению пищи, стоит подсветить дополнительно. При этом не следует с направленным светом, при этом создаются глубокие тени, снижающие комфортность работы. Самым удачным местом размещения светильников считаются выступающие части подвесных кухонных шкафов. Единственное условие – они не должны мешать открыванию дверок.
Если навесных шкафчиков нет, то можно установить подвесные продолговатые лампы или смонтировать на потолке точечные светильники.

Во многом правила здесь схожи с освещением прихожей. К примеру, подсветка зеркала осуществляется по тому же принципу – сверху и сбоков. Если зеркало не слишком большое, то для его подсветки можно использовать единичное настенное бра, оснащенное матовым плафоном и гибкой ножкой, позволяющей подстраивать свет так, как необходимо.

О центральном светильнике здесь речь не идет. Обычно на потолке располагают . Хорошо, если это будут приборы с регулируемым углом поворота.

Главным требованием к освещению ванной является безопасность. Необходимо оборудовать помещение осветительными приборами, защищенными от влаги.

Иногда для освещения используется следующий комплект светильников: один большой влагозащищенный плафон (обычно расположенный на стене) и комплект точечных светильников для отдельных зон.

Что касается спектра ламп, то оно должен быть максимально естественным, теплым. Не стоит устанавливать в ванной галогенные светильники или люминесцентные лампы. Они придают обстановке сходство с больничной.

Как организовать освещение гостиной

Независимо от количества комнат в доме или квартире, гостиная является самым функционально нагруженным помещением.

Здесь отдыхают после работы, проводят семейные праздники, принимают гостей. При этом в ней обычно имеется несколько функциональных зон, для каждой из которых отдельно.

В последнее время дизайнеры предлагают клиентам отказаться от общего освещения гостиной. Эта схема освещения носит название «американская» и предполагает локальное освещение каждой зоны. Это позволяет экономить на освещении, а каждый член семьи при этом обретает свой уголок. Но, к сожалению, с психологической точки зрения, это приводит к отдалению членов семьи друг от друга. Поэтому все-таки рекомендуется использовать «европейскую» схему освещения, в которой обязательно имеется центральный светильник.

Если вы не являетесь обладателем квартиры с высокими потолками, то не стоит в качестве люстры использовать массивные приборы с яркими плафонами. Лучше, если люстра будет приближена к поверхности потолка, а плафоны обеспечат рассеянный мягкий свет. Можно также использовать , направленные на потолок, это позволит зрительно увеличить высоту помещения.

Для каждой функциональной зоны гостиной нужно использовать светильники, расположенные на различной высоте. Если в зоне для чтения стоят кресла, то ее можно осветить торшерами, настенными или точечными светильниками.
Для экрана домашнего кинотеатра можно использовать подсветку, это позволит избежать усталости глаз.
Если в гостиной есть предметы, на которые вам , то можно использовать декоративную подсветку. Вот здесь можно использовать и цветное освещение, создающее праздничное настроение.

Используя множество источников света в одном помещении, необходимо помнить о том, что все они должны находиться в стилистическом единстве, а не представлять сборище случайных вещей. Для этого нужно приобретать люстры, бра и торшеры из одного набора, которые гарантированно будут сочетаться друг с другом.

Исходя из того, что это комната для отдыха, освещение здесь должно создавать соответствующую обстановку, способствующую расслаблению. Поэтому оно должно быть мягким, без прямых потоков света.

Если нужно осветить прикроватные тумбочки, то лучше делать это с помощью настольных ламп или настенных бра. Выбирайте сферические лампы с матовыми плафонами или тканевыми абажурами. Они позволят вам спокойно заниматься своими делами, не мешая при этом супругу, который уже отдыхает.

Спальни можно использовать и центральную люстру, но лучше, если это будут точечные светильники, спрятанные за декоративными панелями, расположенными по периметру спальни.

В спальне можно использовать цветное освещение, которое позволит вам расслабиться и восстановить душевное равновесие. Очень хороши для этого зеленые и золотистые тона.

Свет в детской

Исходя из того, что практически вся жизнь ребенка проходит именно здесь, нужно так продумать освещение, чтобы оно позволяло детям комфортно играть, делать уроки, читать.

Ребенка нужно выбирать по соображениям безопасности. Лучше, если это будут плафоны из пластика, полностью закрывающие лампы, которые во время активных игр могут быть разбиты.

По этим же соображениям желательно не устанавливать в детской комнате напольные светильники, которые могут упасть. Если дети любят подвижные игры с мячом, то для общего освещения можно использовать точечные светильники, расположенные за фальш-панелями, размещенными по периметру комнаты.

Для освещения рабочего стола ребенка лучше использовать лампы с холодным светом, стимулирующие умственную активность.

Если малыши боятся спать в темноте, то в комнате нужно установить ночник. Лучше, если это будет прибор с регулировкой яркости освещения, дающий рассеянный свет. Не направляйте его на лицо ребенка, это может причинить ему дискомфорт во время сна.

Освещение рабочего кабинета

Если жилплощадь позволяет вам оборудовать отдельный кабинет для работы, или если вы являетесь удаленным сотрудником, то необходимо создать в нем рабочую атмосферу. Обычно в любом кабинете присутствует стол. Для того, чтобы сделать работу за ним , нужно исключить возникновение резких контрастов, которые утомляют зрение. Поэтому стол должен быть освещен полностью.

Если стол имеет внушительные размеры, то для его качественного освещения лучше использовать две настольных лампы с рассеянным светом. Это позволит создать равномерное освещение всей поверхности и будет способствовать сохранению зрения. Для этого очень подходят лампы с коническим абажуром.

Для выполнения отдельных задач, хорошо бы иметь еще и лампу направленного света, однако постоянно использовать ее не стоит.
Яркость осветительных приборов должна соответствовать дневному свету, это стимулирует активность мозга и повышает работоспособность.

Неплохо, если в просторном кабинете есть центральный светильник и или несколько точечных. Это снизит контраст между освещенной зоной стола и стальным темным пространством комнаты. Стол, на котором стоит монитор компьютера, нужно располагать перпендикулярно к окну. Это избавит от возникновения бликов, утомляющих глаза и делающих изображение нечетким.

В зоне, предназначенной для чтения, стоит поставить торшер с тканевым абажуром, который для глаз.

Освещение, его уровень, цвет и яркость очень сильно влияют на жизнь и деятельность человека, поэтому необходимо уделить этому вопросу достаточное внимание. Освещение может легко как испортить настроение на целый день, так и привести человека в умиротворенное состояние.

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.