Фронтальное занятие насекомые. Задание «Кто лишний?»

Подготовила: учитель - логопед Соколовская Наталья Петровна,

МОБУ "Саракташская СОШ № 3" Саракташского района Оренбургской области

Задачи:

  • актуализация словаря по теме «Насекомые»;
  • закрепление умения правильно согласовывать числительное, прилагательное и существительное;
  • развитие логического мышления;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие координации общих движений и пальчиковой моторики;
  • развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые», ромашка с заданиями, картинка с наложенным изображением насекомых, листы бумаги с нарисованными сотами, мяч, числа 1-5, листочки с недорисованными изображениями жука и бабочки, карандаши.

Ход занятия:

  1. Оргмомент. Развитие логического мышления

Здравствуйте, ребята! Хотите узнать, кто сегодня будет у нас в гостях на занятии? Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами: среди них отгадки на мои загадки. Внимательно слушайте загадку и поднимайте картинку-отгадку.

(Логопед читает загадки, а дети ищут отгадки)

  • В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет

Из лесного сора

Строит себе город. (Муравьи)

  • Долгорукий старичок

В уголке сплел гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!» (Паук)

  • Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком! (Пчела)

Дети, а как можно назвать одним словом муравья, паука, пчелу? (Насекомые)

  1. Активизация и обобщение словарного запаса обучающихся

Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых? (Потому что на улице холодно, они спят.)

Когда же появляются насекомые на улице? (Весной)

А почему весной? (На улице становится тепло, и насекомые выползают из своих жилищ)

А кто, ребята, из вас скажет, какие внешние признаки есть у всех насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 6 лапок - с каждой стороны по 3 штуки, крылья и жало.)

(Логопед показывает внешние признаки насекомых по картинке)

А знаете ли вы, что слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки - это поперечные полоски на теле насекомых.

Поднимите вверх картинку с изображением насекомого, о котором можно сказать «трудолюбивая».

(Дети поднимают картинку, на которой изображена пчела.)

Давайте вместе произнесем это словосочетание - трудолюбивая пчелка.

Сегодня у нас в гостях будет пчелка. Она принесла с собой ромашку, с которой собирала мед. Но эта ромашка непростая, она волшебная. С обратной стороны каждого лепестка написано задание, которое пчелка предлагает нам выполнить.

  1. Развитие зрительного внимания

Посчитаем вместе, сколько лепестков у ромашки.

(Дети хором считают лепестки.)

Значит, сколько заданий нам предстоит выполнить? Мы должны очень постараться, чтобы не огорчить нашу пчелку.

Отрываем первый лепесток. Отрывать каждый лепесток мы будем со словами: «Я оторвала … лепесток». Отрывай, Ангелина, и произноси: «Я оторвала первый лепесток!»

(Логопед читает задание)

Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на картинку и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел (шла)…

(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку)

Вот они - друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.

Сережа, подойти к доске и повесь картинки, на которых изображены полезные насекомые справа, на картинки с вредными насекомыми слева. Посмотрите, ребята, Сережа справился с заданием?

Кто расскажет о насекомых, которые приносят вред. (Муха и комар - вредные насекомые. Они на своих лапках переносят микробы и опасные болезни.)

А какие насекомые приносят пользу? (Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза - это полезные насекомые, они приносят пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы, кузнечик, муравей, стрекоза - поедают вредных насекомых.)

  1. Развитие связанной речи

Жан, отрывай второй лепесток и произноси слова «Я оторвал второй лепесток».

Слушайте внимательно задание - «Продолжи предложение». Я начинаю предложение и показываю на картинки, а вы должны закончить мое предложение. «Птицы едят насекомых… (жуков, гусениц, комаров, бабочек,…

А чем питаются сами насекомые? (Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений - гусеницы, тля; нектаром цветов - пчелы и бабочки; другими вредными насекомыми - кузнечик, стрекоза и мураве;, остатками пищи человека - мухи.)

Для чего нам нужны насекомые? (Они служат кормом для птиц, опыляют растения)

  1. Развитие пальчиковой моторики

Отрываем третий лепесток. Варя, отрывай и произноси слова «Я оторвала третий лепесток». А сейчас наша пчелка хочет превратить ваши пальчики в пчелиный рой.

(У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными сотами. Пальцы ребенка - указательный и средний - «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги)

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились холодные сны?

Молодцы, ребята! Ваши пальчики было похожи на веселых пчел.

  1. Развитие грамматического строя речи

Какой лепесток, Аделина, по счету мы отрываем? («Я оторвала четвертый лепесток»)

Я читаю задание: «Сосчитай до пяти».

На доске прикреплены картинки (шмель, стрекоза) и числа (1 - 5).

Я начинаю, а вы продолжите по очереди.

  • один мохнатый шмель;
  • одна изумрудная стрекоза.

(Обратить внимание на согласование числительного, прилагательного и существительного, правильное произношение окончания)

  1. Развитие общей моторики, словарного запаса

Саша, отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал пятый лепесток») Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»

(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)

  • Порхает (кто) - бабочка
  • Жужжит - жук
  • Звенит - комар
  • Собирает мед - пчела
  • Жалит - оса
  • Ползает - гусеница
  • Прыгает - кузнечик
  • Плетет паутину - паук
  • Трудится - муравей
  • Летает - стрекоза

Назовите их одним словом. Кто это? (Насекомые)

  1. Развитие графомоторных навыков

Остался последний лепесток. Ребята, давайте вместе посчитаем, сколько лепестков было у ромашки.

(Один, два, …. шесть)

Значит, какой по счету ты оторвала лепесток, Ангелина? («Я оторвала шестой лепесток»)

Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат листочки. Переверните их, возьмите карандаши в руки. Задание пчелки такое «Дорисуй по точкам вторую половинку».

(На столах лежат листочки с изображением бабочки и жука.)

  1. Итог занятия

Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)

Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?

(Дети отвечают на вопросы).

Ещё по данной теме:

Тема: «Насекомые»

Цели занятия

Коррекционно-образовательные:

Активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

Упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных;

Совершенствовать навык определять на слух односложных и многосложных слов;

Учить составлению предложений с предлогами пространственного значения;

Закреплять и развивать умение согласовывать числительные с существительными;

Коррекционно-развивающие:

Развивать внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, мелкую моторику, память;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать любовь к природе;

Демонстрационный материал: картинки насекомых, пластмассовой набор насекомых, мяч, магнитная доска, аудиозапись издаваемых звуков насекомых (муха, пчела, комар, кузнечик)

Раздаточный материал: «домики» для слов, лист с силуэтом бабочки для штриховки, цветные карандаши

Ход занятия

    Организационный момент

Логопед: Сядут те ребята, у кого на стульчике бабочки. Сядут те ребята у кого стрекоза.

    Сообщение темы занятия

Логопед: Стрекоза, бабочка - как мы можем назвать одним словом?

Дети: Насекомые.

Логопед: А каких еще вы знаете насекомых?

Дети: Паук, муха, пчела, …..

    Лексико-грамматические игры и упражнения

1) «Подбери подходящее слово» Подбор глаголов к существительному

Бабочка (что делает?) порхает.

Кузнечик (что делает?) прыгает

Жук что делает (что делает?) ползет

Собака (что делает?) лает

Комар (что делает?) жужжит

2) «Найди лишний» Убрать лишний предмет

Логопед: Можно ли все это, назвать одним словом НАСЕКОМЫЕ

Дети: ответы детей

3) «Расселим в домики слова» Односложные слова в маленький домик, многосложные в большой.

БАБОЧКА, КУЗНЕЧИК, ЖУК, ГУСЕНИЦА, ШМЕЛЬ, КОМАРЫ

Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки на пояс, повороты влево - вправо, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

4) Игра с мячом «Подбери прилагательное»

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

По цвету:

Бабочка (какая?) желтая

Кузнечик (какой?) зеленый

По величине:

Божья коровка (какая?) маленькая

Паук (какой?) большой

Гусеница (какая?) длинная

5) «Ответ на вопрос» Отработка пространственных предлогов в предложениях.

Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)

Кто прыгнул с веточки? (С веточки прыгнул кузнечик)

Кто спрятался под листочком? (Под листочком спрятался муравей)

Кто сидит на цветке? (На цветке сидит бабочка)

Кто ползет по руке? (По руке ползет божья коровка)

6) «Посчитай-ка» согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже

Логопед: На ромашку сели бабочки. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек

Логопед: Над ромашкой летают стрекозы. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз

    Звуки, которые издают насекомые. «Послушай и угадай»

(муха, пчела, комар, кузнечик)

    Работа на листочках: штриховка бабочки

Вас на листочках изображены бабочки. Мы с вами выполним штриховку по образцу.

    Итог занятия

Логопед: О ком мы с вами говорили на занятии?

Дети: О насекомых

Логопед: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

Логопед: Занятие закончилось, вы все сегодня молодцы!

Цель: закрепление и расширение знаний детей по теме «Насекомые».

Коррекционно–образовательные:

  • активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;
  • упражнять детей в подборе слов-антонимов;
  • совершенствовать навык ведения подготовительного диалога;
  • учить детей подбирать слова, обозначающие действия;
  • закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по плану-схеме.

Коррекционно–развивающие:

  • развивать внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую и общую моторику, память.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Оборудование: коробочка, игрушка «Жук», предметные картинки с изображение насекомых, мяч, мнемотаблица для составления рассказа.

1. Организационный момент

Педагог вносит коробочку.

Ребята, посмотрите какая у меня коробочка. Угадайте, кто там. Для этого надо отгадать загадку.

Белые подкрылки,

Бархатная спинка.

В мае начинает лёт,

И гудит, как самолёт!

Сразу слышат все вокруг -

Пролетает майский... ! (Жук.)

Правильно, это майский жук. (Педагог достает из коробочки «жука».) А каких еще жуков вы видели? (Жук-олень, пожарник, божья коровка и т.д.)

2. Основная часть.

Сейчас наступила весна. Солнышко стало пригревать и насекомые выползают из своих укрытий.

Дети садятся на свои места.

Сейчас мы проверим, как вы их знаете.

Педагог читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на доску.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей).

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки (божья коровка).

Летит, пищит,

Ножки тонкие тащит.

Случай не упустит.

Сядет и укусит (комар).

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (оса).

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (муха).

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (кузнечик).

Шестилапый и мохнатый,

Зажужжал мотор крылатый.

Опылять цветущий хмель

Прилетел проворный... (шмель).

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка).

Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

А паук – это насекомое?

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

Назовите полезных насекомых. (Бабочка, пчела, муравей.)

Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

Назовите вредных насекомых. (Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

3. Д/и «Четвертый лишний»

муха, комар, пчела, таракан

кузнечик, таракан, стрекоза, муравей

стрекоза, божья коровка, кузнечик, пчела

4. Д/и «Скажи наоборот»

- Встаньте около меня в кружок. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». (Логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно, подбирая слово-антоним.)

Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.

Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

Пчела полезная, а муха… вредная.

Оса живет на улице, а таракан… дома.

Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

Жук жужжит, а паук… молчит.

Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

5. Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

6. Чтение рассказа Ирины Гуриной «Как появляется бабочка»

Бобочки летли, летали и присели на цветочки. (Дети садятся на ковер.)

Я вам сеячас прочитаю рассказ Ирины Гуриной «Как появляется бабочка»

Бабочки самые красивые насекомые. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают даже гигантские, размером с птицу и маленькие – с ноготок. Вы видели когда-нибудь бабочку? Ну конечно видели! А хотите узнать, как появляются эти удивительные создания?

Самка бабочки находит укромное место на нижней стороне листа и откладывает там множество крохотных яичек. В каждом из них находится малюсенькая гусеница, которая день ото дня растет. Со временем она набирается сил и прогрызает оболочку яйца. Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья. Чем больше она ест, тем быстрее растет. И однажды старая кожа, становится ей мала. Эта кожа лопается, и гусеница выползает из нее, словно из старого платья.

Гусеницы, как и бабочки, бывают разные: большие и маленькие, яркие и незаметные. Тело гусеницы состоит из множества частей, расположенных друг за другом, словно вагончики поезда. При помощи цепких ножек она ловко ползает по листьям и веткам. Вскоре гусеница становится очень большой, перестает есть, и ползать, устраивается поудобнее в каком-нибудь уютном месте на листке или ветке и опутывает себя липкими нитями.

Старая кожа снова лопается и под ней появляется тельце гусеницы, покрытое новой, мягкой кожей. Его называют коконом. Внутри кокона растет бабочка. Однажды она вылупляется, словно птенец из яйца. Выбравшись наружу, бабочка некоторое время сидит неподвижно, а потом начинает порхать над цветами. Тонким хоботком бабочка пьет цветочный нектар. Придет время, она тоже отложит яйца, из которых появятся прожорливые гусеницы, а потом эти гусеницы превратятся в прекрасных бабочек.

Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.

Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.

7. Д/и «Назови насекомое»

Педагог раздает детям различные картинки с изображением насекомых. Ребенок должен описать словами, что делает его насекомое, не показывая при этом свою картинку другим детям. По описанию ребята должны отгадать насекомое.

8. Составление рассказа с использованием мнемотаблицы «Насекомые»

  1. Солнце лето, весна.
  2. Луг на лугу.
  3. Улей пчела живет в улье.
  4. Муравейник муравей живет в муравейнике.
  5. Стадии бабочек развитие бабочки.
  6. Человек польза и вред, которые приносят насекомые.

Насекомые

(Примерный рассказ по мнемотаблице.)

Наступает весна, и на лугу появляются первые насекомые: жуки, бабочки, муравьи. Над цветами гудят пчелы – они собирают нектар для того, чтобы отнести его в улей и превратить в мед. Из опавших листьев, травиное и хвои муравьи строят свой домик – муравейник. Самые красивые на лугу – это бабочки. Бабочка проходит долгий путь от личинки до взрослого насекомого. Бабочки похожи на прекрасные цветы и называются по-разному: лимонницы, махаоны, крапивницы. Насекомые приносят огромную пользу – они опыляют цветы и уничтожают вредителей. Насекомыми питаются птицы.

Чаплыгина Е., логопед.

Цели занятия:

Коррекционно-обучающие: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными; составление сложных предложений с союзом “потому что”; употребление предлога “под”.

Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию.

Оснащение: поляна; предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; сюжетная картина “Чудесная поляна”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.

(Дети выполняют задание)

Понюхайте их.

(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)

А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Насекомые

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

2. Сообщение темы занятия

Логопед. Кто у нас такие комар, муха, кузнечик, бабочка.

Дети. Насекомые.

Логопед. А каких насекомых вы еще знаете?

Дети. Стрекоза, муравей, таракан и т.д.

3. Лексико-грамматические игры и упражнения

А) “Подбери слово” подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т.д.

Б) “Подбери признак”подбор признаков, образование относительных прилагательных. Игра с мячом.

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Жук какой?

Ребенок. Большой, рогатый и т.д.

В) “Четвертый лишний” Выставляются картинки.

Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Комар, пчела, бабочка, лев и т.д.

4. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

5. “Сколько насекомых на цветке?” согласование числительных с существительными.

У каждого ребенка картина с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: “ На цветке 3 муравья”

6. Игра “ Куда спрятались насекомые”

На доске помещена картина с изображением поляны.

Логопед. Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.

Дети. Гусеница под яблоком.

Бабочка укрылась под ромашкой.

Усатый жук заполз под куст. И т.д.

7. Работа в альбомах: штриховка бабочки.

Логопед. Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Посмотрите, к вам в альбом прилетела

красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.

Цель: Познакомить детей с понятием «насекомые».

1. Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
2. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
3. Развивать словарь по данной теме, внимание, память;
4. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Назвать времена года, начиная с зимы.

Какое сейчас время года?

Назовите три весенних месяца?

Какой месяц сейчас?

Какое время года наступает за весной?

2. Тематическая беседа о насекомых:

а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку:

Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? …
(Муравей.)

Муравьи - полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!

б) Логопед загадывает загадку:

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)

(Е. Серова)

Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.

Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.

в) Логопед загадывает загадку:

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик.)

С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.

г) Логопед загадывает загадку:

Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (Жук.)

Как называются части тела жука?

Куда прикрепляются лапы? (К груди.)

Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)

Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)

Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.

Пальчиковая гимнастика:

Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.)
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу!

д) У кого вся спинка в точках,
Кто пасется на листочках,
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)

Чем отличается божья коровка от майского жука?

3. Физкультминутка:
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко!

4. Отгадывание загадок:

Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит - стрекочет.
(Стрекоза.)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела.)

Самого не видно,
а песню слышно;
Летит, пищит,
случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар.)

Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха.
(Муха.)

Муха - это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

5. Дидактическая игра «Назови ласково».

Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка.

6. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Муха разносит … (болезни).

Пчела собирает … (мед).

Комар кусает … (человека).

Бабочка летает … (цветком).

Жук грызет … (кору).

Божья коровка поедает … (тлю).

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

7. Итог занятия: собрать разрезные картинки и назвать насекомое.

Иванова Светлана Витальевна,
учитель-логопед МКДОУ №22,
г. Аша Челябинская область