Игры на мышление и воображение. Рисуем по кругу

Игры на развитие воображения и творческого мышления

Необычные рисунки

Игра разбивает воображение, художественные навыки, мелкую моторику

Необходимый инвентарь : поднос, манная или любая другая мелкозернистая крупа.

◈ На поднос насыпьте тонким слоем манную крупу. Покажите, как пальцем можно чертить разные линии и фигуры. Позвольте ребенку рисовать как правой, так и левой рукой.

◈ Точно так же можно рисовать в воздухе, причем не только пальцами.

◈ Очень полезно для развития координации рисовать носом, глазами (это еще и хорошая зарядка для глаз), даже ногами (лежа на полу или пальцами ног в положении стоя).

Кубики, конструкторы

Игра развивают воображение, восприятие

◈ Кубики вообще игрушка универсальная. Они бывают разного размера и цвета. Как правило, кубики делают деревянные или пластмассовые. Пластмассовые легче, зато деревянные приятнее на ощупь.

◈ Играть с ними можно во что угодно: строить башни, гаражи, дома, пирамиды. Правда, большинство маленьких детей первое время предпочитают ломать все эти сооружения.

◈ В продаже есть наборы кубиков с рисунками. С ними можно просто играть, а можно складывать из них картинки. Хотя для малыша пока довольно сложно собирать из частей одно целое. Поэтому сначала ориентируйтесь на образец. И только когда ребенок запомнит картинку, от образца можно отказаться.

◈ Есть наборы, состоящие всего из четырех кубиков, с простыми рисунками типа мячика, цветка, зонтика и т. п. С них и нужно начинать.

◈ Из конструктора можно строить все то же самое, что и из кубиков.

Куда уместится кошка?

Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления

◈ Попросите малыша изобразить знакомое ему животное. Предложите ему назвать места, куда бы оно могло поместиться.

◈ Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку? А в сумку (карман)?»

◈ Пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.

Что любит наша кукла?

Игра способствует развитию речи, воображения, наблюдательности

Необходимый инвентарь : кукла или мягкая игрушка.

◈ Предложите ребенку спросить у куклы, что она любит делать. Голосом куклы, используя простые короткие предложения, расскажите про ее любимые занятия: «Я люблю бегать. Я люблю играть».

◈ Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ваш ребенок. Помогайте ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях.

◈ В дальнейшем просите малыша рассказывать о том, что любит делать мама, папа, бабушка.

Облака

Игра развивает воображение

◈ Бывают такие дни, когда облака на небе создают волшебную сказку, наблюдать которую сплошное удовольствие. Из окна дома вечером, на пляже или на даче разглядывать облака очень увлекательно. На что похожи облака? На собаку, на горы, на машину, на дракона. Детская фантазия не знает границ.

Кто там?

Игра способствует развитию воображения, речевых навыков

◈ Предложите ребенку поиграть в интересную игру. Выйдите за дверь, постучите: «Тук-тук». Пусть ребенок спросит: «Кто там?».

◈ Изобразите какое-нибудь животное, например: «Это я, корова. Му-у-у». — «Заходи, корова. Здравствуй. Откуда ты, корова, идешь?».

◈ Меняйтесь с ребенком ролями, по очереди изображая различных зверей, людей, сказочных персонажей.

◈ Стройте диалог на простых вопросах и ответах.

Гости

Игра способствует развитию воображения, моторики, речи; знакомит с понятиями «больше», «меньше»

Необходимый инвентарь: большая и маленькая куклы, предметы кукольной посуды (большие и маленькие ложки, тарелки, чашки).

◈ Расскажите малышу, что к вам пришли гости. Они очень долго добирались, поэтому устали и проголодались. Нужно их чем-нибудь угостить.

◈ Пусть ребенок сам предложит угощение для кукол.

◈ Усадите кукол за стол и попросите кроху правильно расставить посуду: большой кукле — большие предметы и наоборот. Если ребенок ошибается, помогите ему.

Подумай и назови

Игра развивает воображение, наблюдательность, находчивость; знакомит со словообразованием

◈ Предложите ребенку переименовать некоторые предметы, исходя из их функций. Например: «Дождь капает, значит, мы назовем его капалкой. Лопата копает, значит, мы назовем ее копалкой. Лейка — поливалка. Ноги — ходилки» и т. п.

◈ Людей можно называть по роду их любимого или профессионального занятия, а также в соответствии с присущими им чертами характера.

Лепка

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь : пластилин, глина или тесто (на выбор).

◈ Я не знаю ни одного ребенка, который бы не любил лепить. Может быть, это обусловлено тем, что пластичные материалы позволяют ребенку выразить себя в полной мере, не ограничиваясь какими-либо формами. Каждый может почувствовать себя волшебником.

◈ Лепить можно из цветного пластилина или обычной глины. Сейчас в продаже есть белая и цветная пластика. Этот материал похож на глину, но, в отличие от нее, совсем не липнет к рукам. Правда, он довольно твердый, и, перед тем как давать ребенку, его нужно как следует размять. Лепить из пластики можно так же, как и из всего остального.

◈ Дайте ребенку в руки бесформенный кусочек материала, и вскоре детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, но со временем все более сложные фигурки.

◈ Образами для лепки могут стать персонажи любимой сказки, домашние животные. Можно также вылепить предметы домашнего обихода: посуду, мебель.

◈ Если лепить из глины или пластики, то после сушки (пластику сушат в духовке) все эти будущие игрушки можно еще и раскрасить.

◈ Каждому ребенку приятно видеть плоды своего труда, пробовать их и угощать ими других. Тесто в этом отношении самый подходящий для лепки материал. Используйте песочное тесто — из него можно вылепить почти все, что захочется. Слоеное тесто подойдет для вырезания различных фигурок с помощью формочек.

Кукольный театр

Способствует развитию воображения, речи, творческого мышления

Необходимый инвентарь : набор кукольных героев.

◈ Выберите сказку, которую ребенок хорошо знает и любит. Для спектакля подойдут куклы, которые одеваются на пальцы или на руку. Если их нет, можно обойтись обычными игрушками или, на худой конец, картинками с изображениями героев.

◈ Распределите роли (хорошо бы подключить к этой игре всех членов семьи) и разыграйте сказку.

◈ Мы поставили такой спектакль по сказке «Репка» на дне рождения у нашей старшей дочери. Дети были в восторге!

Сказка оживает

Способствует разбитию воображения, речи, творческого мышления; укрепляет отношения в семье

◈ Все аналогично кукольному театру, только вместо кукол роли сказочных героев вы исполняете сами.

◈ Конечно, вам не обойтись без помощи дружной компании.

Игра «Удивительный квадрат»

Цель : развитие внимания, мышления, воображения.

Описание . Каждый ученик получает конверт, в котором лежит вырезанный из картона квадрат-образец, а также такого же размера квадрат, разрезанный на несколько частей по произвольным линиям.

Задача : из деталей сложить квадрат, идентичный образцу. В случае затруднения учащимся рекомендуется накладывать детали на квадрат-образец. Игру можно продолжить, если ученики обменяются конвертами с заданиями.

Игра «Линейка-чудодейка»

Цель: развитие творческого воображения.

Описание . Детям предлагается при помощи некоторых элементов офицерской линейки (круга, овала, ромба, треугольника и др.) нарисовать и разукрасить фантазийный цветок. В течение нескольких секунд педагог демонстрирует образцы, затем убирает их.

Образцы.

Игра «Маленький гном»

Цель : развитие творческого воображения.

Описание . Детям предлагается послушать стихотворение Ш. Силверстейна «Маленький гном», затем каждый пытается вообразить себя маленьким гномом и рассказать, какие истории могли бы с ним приключиться.

Если я был бы маленький-маленький гном,

Я б умывался каплей одной дождя,

Я бы на божьей коровке ездил верхом,

Удочку прятал в дырочку от гвоздя.

Я под дверями бы запросто проходил,

Мне бы комар казался большим орлом,

Блюдце - большим озером, если б я был...

Если б я был маленький-маленький гном.

Я бы ни папу, ни маму обнять не мог,

Разве мизинчик, и то - не наверняка.

Я бы в испуге шарахался из-под ног

Даже полуторамесячного щенка.

Если бы мне подарила конфету «Полёт»

Тётя, которая очень любит меня,

Я бы конфету эту ел целый год,

Фантик один разворачивал бы полдня.

Чтоб написать короткое слово «привет»,

Я бы с неделю ворочал вечным пером...

(Эти стихи я писал четырнадцать лет,

Я ведь и есть маленький-маленький гном.)

Игра «Какого цвета снег?»

Цель: развитие внимания, логического мышления, воображения.

Описание . Педагог читает произведение В. Бирюкова «Какого цвета снег?», предлагая придумать для зайца такой ответ, который не рассердил бы ни волка, ни медведя.

КАКОГО ЦВЕТА СНЕГ?

Заспорили медведь с волком о цвете снега.

Белый, белый, - в десятый раз повторял волк.

Нет, серый, серый, - твердил медведь.

Долго спорили. Дело чуть не до драки дошло. Вдруг из-за кустов заяц вывернулся. Увидел зверей и застыл на месте.

Эй, зайка, - позвал медведь. - Иди сюда. Спор у нас тут вышел: какой цвет у снега?

Заяц покосился на волка:

А вы как думаете?

Я говорю, серо-чёрный, - сказал медведь.

Нет, - сказал волк. - Белый он.

Посмотрел заяц на огромные лапы Потапыча, глянул на волчьи клыки и выпалил:

Ответ зайца: «А он бело-серо-чёрный!».

Игра «Куда лето прячется?»

Цель: развитие внимания, творческого воображения.

Описание . Дети слушают произведение Б. Сергуненкова «Куда лето прячется?», затем отвечают на вопрос педагога: «Куда может спрятаться лето, чтобы с наступлением тепла опять вернуться?».

КУДА ПРЯЧЕТСЯ ЛЕТО?

Когда-то на земле не было зимы, а было одно лето. Что это была за прекрасная пора: земля была мягкой, как пух, вода в речке тёплой, деревья росли круглый год, листья не сбрасывали и были вечно зелены!

Так продолжалось до тех пор, пока однажды зима не обиделась.

Что же это такое, - говорит, - всё лето и лето, пора и совесть знать.

Стала зима лето теснить. А куда лету деваться?

Бросилось лето в землю, а землю мороз сковал. Кинулось в реку - река льдом покрылась.

Погибаю, - говорит, - некуда мне деваться. Убьёт меня зима...

Дети отвечают па вопрос педагога, затем он читает авторское окончание текста.

Тут говорят лету почки на деревьях:

Иди к нам, мы тебя спрячем.

Лето спряталось в почках деревьев, укрылось от холодной зимы. Ушла зима. Засветило солнце, зажурчали ручьи. Почки на деревьях набухли и раскрылись - вырвалось, выкатилось лето на волю. Пришло лето на землю.

С тех пор лето от зимы в почки деревьев и прячется. А придёт весна, появятся на деревьях новые листочки, говорят люди - лето пришло!

Игра на развитие воображения и фантазии

Цель: развитие внимания, воображения, фантазии.

Описание . После прочтения стихотворения В. Инбер «По душка» педагог предлагает детям перечислить сны подушки, на рисовать один из её снов, затем прокомментировать его.

Поздно ночью у подушки,

Когда все утомлены,

Вырастают маленькие ушки,

Чтобы слушать сны.

Сны бывают разные. Их много:

Снятся чудеса,

Снятся приключения, дорога,

Реки и леса,

Снятся лыжи, снеговые горки,

Солнечный газон,

Школьная тетрадь, где все «пятёрки».

О, волшебный сон!

Сны текут то явственней, то глуше,

Как ручей, точь-в-точь.

И подушка, навостривши уши,

Слушает всю ночь.

Днём зато, уставши до упаду,

В жажде тишины,

Спит она - будить её не надо, -

Спит и видит сны.

Игра «Иллюстрируем стишок»

Цель: развитие внимания, воображения.

Описание. Педагог просит детей сосредоточиться и представить себе картину, описанную автором в стихотворении, затем сделать иллюстрацию к стихотворению.

СТИХИ О СОЛНЦЕ

Колокольчик синенький прозвенел букашке:

«Ты скажи мне, милая, что там за ромашка

Выросла над облаком, жёлтая такая,

Яркая, лучистая, очень уж большая?»

«Это, кроха, не цветок, - та в ответ смеётся, -

Это крупное светило под названьем Солнце».

Т. Маршалова

В горшочек посажу росток,

Поставлю на окне.

Скорей, росток, раскрой цветок -

Он очень нужен мне.

Промчатся ветры за окном

Со снежною зимой,

Но будет выше с каждым днем

Расти цветочек мой.

Когда же по календарю

Весны настанет срок,

Восьмого марта подарю

Я маме свой цветок!

В. Шуграева

Дед Мороз прислал нам ёлку,

Огоньки на ней зажёг.

И блестят на ней иголки,

А на веточках - снежок!

В. Петрова

ДЕД МОРОЗ БУМАЖНЫЙ

Дед Мороз бумажный -

Он седой и важный,

С бородою и мешком,

С деревянным посошком...

Целый год на антресоли

Он лежал в пыли в неволе,

А теперь стоит на стуле

Он под ёлкой в карауле -

Поджидает Новый год.

Тихо! Слышите?.. Идет!!!

С. Пшеничных

Хмурит брови день осенний,

Без зонта - совсем пропасть.

Замедляет лист круженье,

Словно ищет, где упасть...

Е. Неменко

КАК У НАШЕЙ БАБУШКИ

Как у нашей бабушки

Хороши оладушки!

Уселись мы рядком,

Поливаем их медком,

Запиваем молоком.

Т. Бойко

Везде, как будто вездеход,

На гусеницах танк пройдет.

Ствол орудийный впереди,

Опасно, враг, не подходи!

Танк прочной защищен броней

И сможет встретить бой!

Н. Иванова

ПЕРВОКЛАШКА

Рано-рано утром вся большая улица

Смотрит в окна из домов - мальчиком любуется.

Кто это красивый по улице идет?

Кто это так гордо рюкзачок несет?

Кто это счастливый, с белыми цветами,

Ступает очень бережно новыми туфлями?

У кого такая белая рубашка?

Улица любуется - это первоклашка

Когда ребёнок рисует сотую ёлочку «как в садике» или, сложив мозаику точно по инструкции, начинает скучать, понимаешь, что аксиома «все дети — выдумщики и фантазёры» немного расходится с реальностью. К счастью, творческие способности легко расшевелить. И материалы для креативных игр всегда у вас под рукой.

Сказка каждый день

Сочинительство — это самая простая игра, которая не требует ни подготовки, ни игрушек, ни большой компании. Для начала придётся немного пошевелить левой долей мозга и придумать истории, например, о вилке и ложке, потерявшемся сандалике или уехавшей в далёкую Тулу к бабушке. Постепенно подключайте ребёнка. Куда уехала электричка? Может быть, на море? А что ботинки любят на обед? Со временем усложняйте задачу. Например, ребёнок постарше уже может придумать и нарисовать комикс. В поездках, на даче отлично сочиняются дневники путешественников и первооткрывателей. Расскажите ребенку о стихах и о том, что его любимые фильмы снимают по книгам и сценариям, которые, кстати, он тоже может писать.

Истории и сказки не только развивают фантазию, но и позволяют обсуждать сложные вопросы, решать некоторые проблемы с детским поведением, например, со страхами. Для этого в сюжет вводят актуальную для ребёнка тему и показывают, как герой справляется в сходной ситуации. Тут важно помнить: главное — приключения, а не нравоучения.

Творческие дорисовки

Многие дети заражаются в учебных заведениях неуверенностью в своих силах и привычкой рисовать «так, как сказали». К сожалению, обстановка постоянного сравнения с другими детьми творчеству не очень способствует. Так что открытками на 8 марта и 9 мая семья будет обеспечена, а вот любовь к живописи, скорее всего, угаснет. Исправить эту печальную перспективу может возвращение к корням, то есть к каракулям. Поиграйте в дорисовки. Пусть ребёнок ставит цветные пятна красками, а вы быстренько превращайте абстракции в человечков, зверей, роботов или цветы. Потом меняйтесь ролями. Вырезайте получившиеся существа, играйте с ними. Меняйте и материалы: гуашь, акварель, акрил, мелки, карандаши, фломастеры, тушь, коллаж.

Дорисовки вернут ребёнку творческий энтузиазм и смелость, необходимую художнику.

Безумное суповарение

Предложите ребёнку устроить званый обед. Только не надо как положено рассаживать кукол вокруг стола перед пустыми игрушечными чашками. Как известно, главное в обеде — суп. Предложите приготовить этот суп в настоящей, самой большой кастрюле из всего, что ребёнок найдёт в доме, на его взгляд, подходящего (разумеется, без воды). Конечно, придётся морально подготовиться к тому, что в котёл могут полететь носки, зубные щётки и зарядка от телефона. Если вы не в силах видеть такое безобразие, значит, творческие игры тут нужны не только младшему поколению. Когда суп будет готов, созывайте гостей. Опять-таки, не ограничивайтесь плюшевой армией. Зовите на суп бабушку, кота, паровоз и папин галстук и придумывайте вместе с ребёнком беседы, которые эти гости могли бы вести за столом.

Задача этой игры в том, чтобы ребёнок понял: всякой вещи можно придумать новую функцию и, конечно, в том, чтобы повеселиться.

А теперь — дискотека!

Игры с музыкой идеальны для компании детей. Дайте им задание найти себе музыкальные инструменты. Ими могут оказаться кастрюли и ложки, плоские расчёски (покажите, как на них играть), пустые пластиковые бутылки, в которые насыпано немного крупы и т.д. В общем, пусть ищут всё, чем можно производить всевозможный шум. Затем включайте самую весёлую музыку, и вперёд, подыгрывать ритму, петь и танцевать.

Такая игра покажет детям, что музыка может рождаться не только из многолетних страданий в музыкальной школе, а заодно позволит всем подвигаться и потратить неуёмную детскую энергию.

Наблюдения за природой

Хорошо, если погода и комары позволяют улечься на травку. Но и садовая скамейка вполне подходит для этой игры. Смотрите с ребёнком на облака и обсуждайте их формы. Начните с простых: вон то похоже на подушку, а это — на сладкую вату. Сами не заметите, как обнаружите на небе замки и драконов. Затем начинайте искать сходства и подобия в других явлениях природы. На что похожа эта лужа? А вот лист, совсем как черепаха! Смотри, какая тень на стене и прожилки в камне.

Это упражнение развивает не только фантазию, но и наблюдательность и делает окружающий мир более интересным.

Смешной конкурс

Ещё одна игра для компании, которая, кстати, может помочь вам с ответом на вопрос, чем занять детей на день рожденья. Устройте соревнование. Но оно должно отличаться от детсадовских или школьных мероприятий лёгкой атмосферой безумия. Ваша задача придумать максимально странное задание. Это может быть конкурс портретов самых вредных принцесс, лучших стихотворений о хомяке, самых несъедобных бутербродов или выставка поломанных мобильных телефонов, конечно, с докладами и презентациями. В меру нелепые награды должны получить все.

У наших детей впереди долгие годы, во время которых им будут объяснять, как важно делать всё по правилам, стремиться к совершенству и бороться за первые места. Такая игра не только подстегнёт фантазию, но и покажет, что не всегда в жизни необходимо быть самым лучшим.

Нарядная церемония

Дополнительный плюс такой игры в том, что ребёнок поймёт: одежда создана для людей, а не люди для одежды.

Дом в доме

Коробки — идеальный материал для развития фантазии. Один из вариантов игр с ними — сооружение многоэтажного дома для игрушек. Накопите побольше коробок разного размера, возьмите ножницы, скотч, краски, цветную бумагу, и вперёд! Сначала склеивается башня. Ваша задача — контроль качества. Следите, чтобы постройка была крепкой, она не должна развалиться под тяжестью игрушек. Потом прорезаете в ней двери и окошки, затем обдумываете с ребёнком интерьер и украшения и, наконец, заселяете жильцов. Идеально построить дом не меньше роста ребёнка. Игра с домом может затянуться на недели, ведь игрушки начнут ходить друг к другу в гости или делать ремонт.

Игра хороша тем, что развивает одновременно и инженерные способности, и дизайнерские. Причём самодельная башня может ещё долго расти вместе с ребёнком.

Научный труд

Отличная игра для тех, чьи дети ничего не выкидывают и берегут все шпунтики, винтики, штучки и отломанные детали. Если шпунтиками также поделится папа или дедушка, будет совсем прекрасно. Вводная часть. Расскажите ребёнку о том, кто такие изобретатели. И о том, что всё вокруг было кем-то когда-то изобретено. Хорошо бы привести пару примеров. После этого надо организовать лабораторию учёного, выдать инструменты, объяснить технику безопасности, и вперёд, наслаждаемся тишиной и видом сопящего над вечным двигателем ребёнка. Что делает это изобретение, выяснять потом не обязательно. Главное, чтобы ребёнок был доволен результатом.

Если игра в наблюдение за облаками обращала внимание ребёнка на богатство природного мира, то эта игра открывает для него мир вещей, созданных людьми.

Зоопарк с Марса

Когда все коровки, собачки и мишки уже изучены вдоль и поперёк, пора выдумывать новые виды. Предложите ребёнку создать инопланетных животных. Они могут жить у себя на планетах, а вы будете за ними наблюдать. Или, например, вы можете поймать их и заселить ими зоопарк. Новых животных можно рисовать, вырезать, лепить, мастерить. Разумеется, у каждого зверя будет свой корм, свой домик, своё название и привычки.

Сочиняя истории о фантастических животных вместе с ребёнком, вы можете заодно рассказать ему немного о биологии и анатомии реальных зверей и птиц. Таким образом, фантазия и наука взаимно обогатят друг друга.

Достоинство творческих игр заключается в том, что они никогда не бывают лишними. Если ребёнок уже знает арифметику, его не нужно лишний раз спрашивать, сколько будет пятью пять. Но если он уже рисует, сочиняет, выдумывает, ещё одна игра на развитие фантазии не повредит. В зависимости от возраста ребёнка и того, насколько его мышление гибко, вы можете легко регулировать сложность игр. Одним детям предлагайте просто понаблюдать за вами, другим — более или менее дополнить игру, а некоторым вполне достаточно просто подкинуть творческую идею, дальше они, к общей радости, будут действовать сами.

Воображение - своеобразный психический процесс, на который мало кто из родителей обращает внимание. Готовя ребенка к школе, они стараются развивать мышление, память, внимание, что чрезвычайно важно для успешного обучения. Между тем, воображение - процесс создания новых образов или преобразование уже имеющихся в иные сочетания, имеет большое значение в полноценном развитии дошкольника. Например, воображение помогает находить нестандартные решения, составлять рассказы на свободную тему, писать сочинения, фантазировать на уроках рисования. Если к школе ребенок не овладел подобными навыками, родителям придется приложить массу усилий для помощи маленькому ученику. Поэтому уже в дошкольном возрасте стоит задуматься, как развивать воображение и творчество у детей.

Специалисты предлагают много разнообразных средств, но самым действенным является игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. В педагогике разработаны разные виды игр и упражнений для развития воображения у детей, которые можно предложить в домашнем воспитании. Главное - заинтересованность самого родителя в игре, тогда это увлечет и ребенка.

Как игра влияет на воображение?

Игра - специфическое средство воспитания и развития, позволяющее каждому малышу не только воплощать свои творческие замыслы, но и объединяться в сюжетных действиях ребятишкам разных возрастов. Это особенно ценно для семьи, в которой подрастают разновозрастные дети. Как влияет игра на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста?

Психологи давно доказали, что именно в игре удовлетворяется потребность ребенка в познании и преобразовании окружающей действительности, подчеркивая неразделимость игры и воображения. Впервые воображение и творчество проявляются, когда ребенок начинает использовать заместители реальных предметов и брать на себя социальные роли. Например, малыш фантазирует, что палочки - это градусники у «врача», листики - тарелки у «мамы».

В старшем дошкольном возрасте при хорошо развитом воображении предметы-заместители и многие игровые действия становятся не обязательными. Дошкольник играет понарошку, игра переходит во внутренний план. Вот тут и требуется обучить ребенка таким способам воображения, чтобы из воссоздающего оно постепенно становилось творческим. Необходимые навыки у детей можно развить, если хорошо знать свойства воображения (типизацию, агглютинацию, аналогию и акцентирование), которые дают возможность придумывать и фантазировать.

Игры и упражнения для развития воображения

Что можно предложить родителям для развития воображения у детей дошкольного возраста? Сейчас можно подобрать много разных игр, которые с успехом используются в домашнем воспитании. Основными из них являются развивающие игры на развитие воображения, так как они непосредственно направлены на обучение деток приемам составления новых образов или преобразования уже имеющихся.

Используем типизацию для развития воображения

Типизация - это выделение существенного, повторяющегося и воплощение его в конкретном образе.

Свойство воображения - типизация наиболее доступно детям, начиная с младшего дошкольного возраста. Такие развивающие игры могут быть словесными, подвижными, настольными. Родителям важно учитывать возраст ребенка и его психологические особенности. Если малыш активный, уместны будут подвижные игры, спокойному, усидчивому ребенку можно предложить настольные игры.

Классические игры и упражнения по типу подбора однотипного или противоположного слова интересны всем детям. Их с успехом можно ввести в домашние занятия для воображения у дошкольников, так как игровые действия просты и понятны. Главное - вовремя усложнять содержание игры и побуждать ребенка к поиску нового образа. Правила следующие: взрослый бросает мяч игроку с определенным словом, ребенок в соответствии с тематикой игры должен или поймать мяч, или отклонить его. Затем перебросить его ведущему по таким же правилам.

«Съедобное - несъедобное»

Ведущий бросает мяч игроку со словом, относящимся или не относящимся к еде. Например, яблоко - мяч ловится, книжка - мяч отклоняется. Интерес к игре поддерживается, если игра идет в быстром темпе.

«Летает - не летает»

Игра проходит аналогично предыдущей. Для нее подбираются тематические слова. Трудность в том, что в отличие от предыдущей игры словарный запас может быстро исчерпаться, так как «летающих» слов гораздо меньше. Вот именно в этот момент взрослый побуждает ребенка к оригинальному ответу: «Что еще может летать, кроме самолета, птицы…? (листик, пушинка, снежинка)».

«Скажи наоборот»

Аналогичная игра, но в отличие от предыдущих ребенку нужен определенный опыт для подбора слов - антонимов, поэтому играть лучше со средними и старшими дошколятами. Словарный ряд может быть следующим: высоко - низко, близко - далеко, молодой - старый, добро - зло, ребенок - взрослый, белый - черный, утро - вечер.

«Что получилось?»

Такая развивающая игра доступна по своим действиям деткам разных возрастов, вызывает у них интерес, а взрослым дает возможность решать . Для игры используются разные варианты: фломастеры для бумаги, палочки для песка или снега. Хорошо играть всей семьей, так как интереснее будет участие нескольких человек. Каждый участник начинает рисовать какую-либо фигуру-заготовку для будущего рисунка (круги, волнистые линии, черточки, точки), а потом все меняются местами и дополняют рисунки друг друга, стараясь изобразить что-то забавное.

  • Для вариации можно выполнить набросок-подсказку к будущему рисунку: дерево без веток и листьев, грибок без ножки, гримаса клоуна без очертания лица, мотылек без некоторых деталей. Пусть ребенок придумает сам что-то новое и оригинально раскрасит.
  • Интересной игру можно сделать, предложив общее выполнение рисунка. Например, взрослый начинает рисунок, ребенок продолжает пририсовывать детали. Затем взрослый резко меняет тематику рисунка, придумывая что-то новое, добавляет интересные детали. Хорошо, если законченный рисунок будет представлять собой что-то необычное, например, экзотический сад, космический пейзаж, подводный мир. На первых порах малыш будет подражать взрослому, ему придется подсказывать какие-то идеи. Если постоянно предлагать дошколенку такую игру, через короткое время он уже сам будет придумывать новые образы на основе имеющихся представлений. Полезно будет такое упражнение в семейном досуге.

«Клоуны»

Для игры нужна предварительная подготовка в виде рисунка с двумя клоунами, у которых не прорисованы лица. Взрослый предлагает малышу изобразить грустного и смешного клоуна. Спросить, почему загрустил клоун, что у него могло случиться, как ему поможет смешной.

  • Аналогично можно использовать фигурки доброго и злого волшебников. Здесь также на первых порах помощь взрослого необходима.
  • В дальнейшем дошкольник может по такому же типу придумывать, рисовать и вырезать фигурки животных, сказочных персонажей. Для поддержания интереса и отработки навыка составления новых образов на основе имеющихся можно предложить ребенку завести альбом и вклеивать фигурки персонажей. Это даст возможность проследить, как совершенствуется у ребенка навык создания нового образа.

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной предмет. Двухлетки уже умеют находить знакомые предметы в окружающей обстановке. Играть в такую игру хорошо на природе, где много разнообразного материала для рассматривания и нахождения схожести. Например, взрослый предлагает рассмотреть облака, понаблюдать за их изменениями, увидеть в них знакомые персонажи по типу мультика о Винни-Пухе: вот облачко похоже на самого Винни, а это ‒ на кошку с котятами, а там - плывет кораблик.

  • При сборе осенних листьев можно устроить игру «Найди знакомый предмет в листочке». Прекрасно подойдут для рассматривания лужицы на дорожке, отпечаток подошвы на песке, необычный камешек. Все зависит от фантазии взрослого, который учит фантазировать и малыша. Затем дома можно зарисовать, что интересного увидели на прогулке.

Игры на агглютинацию

Еще одним свойством воображения является агглютинация.

Агглютинация (лат agglutinatio - склеивание) - сочетание качеств

С его помощью очень хорошо развивается творческое воображение, так как создается абсолютно новый образ на основе имеющихся образов. Агглютинацией можно заниматься, когда у ребенка появляется опыт, закрепляется знание художественных произведений, навыки творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация), которые могут стать подспорьем в создании новых образов.

«Сказочное (несуществующее) животное»

Замечательной игрой для развития творческого воображения детей является игра-тест, в которой создается новый образ животного. Эту игру чаще всего используют психологи для обследования психики ребенка. Но ее можно с успехом ввести в домашнее обучение. Смысл игры в том, что при помощи имеющихся представлений о реальном животном дошколенок может фантазировать на тему сказочного существа. Например, птица - меч, заяц с длинным хвостиком, муравей с крылышками, мотылек с хоботком. Интересно будет сделать зарисовку сказочных существ и раскрасить их. Обязательно поговорить с ребенком о том, для чего нужна новая часть тела животному, поможет ли она ему или навредит. Попросить придумать для нового животного необычное название.

Дети с удовольствием играют в такие игры, так как они позволяют выразить в рисунке их стремление к преобразованию окружающего. Если на начальном этапе малышу трудно будет справиться с упражнением, взрослый может помочь с выбором основного животного, который хорошо известен ребенку. Можно сделать альбом с рисунками и обсудить его во время семейного досуга.

«Небылицы»

Составление небылиц (того, чего не бывает в реальности) очень привлекает ребятишек. Родители могут воспользоваться такой заинтересованностью малышей и предложить им придумать необычную историю - небылицу. Это очень действенный способ развития творческого воображения, который поможет впоследствии в школе придумывать творческие рассказы. Чтобы взрослому было легче объяснить ребенку, в чем суть такого способа, можно использовать народные потешки, стишки, которыми так богата народная педагогика. А затем пофантазировать на различные темы и придумать свои сказки-нелепицы. Полезно будет записать их и нарисовать картинки. Так можно будет легко проследить, как совершенствует у ребенка творческое воображение.

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь подгоняла мужика кнутом.
Лошадь ела кашу, а мужик - овес.
Лошадь села в сани, а мужик повез.

Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

«Сказочный микс»

Для детей среднего и старшего возраста будет интересна игра по мотивам знакомых сказок.

Взрослый предлагает ребенку придумать свою веселую сказку с героями, которых хорошо он знает. Например, это могут быть известные всем сказки «Красная Шапочка», «Золушка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и подобные им. Чем младше ребенок, тем проще по сюжету должны быть сказки. Игра интереснее пройдет во время семейного досуга, когда соберется вся семья. Героев и события фантазии можно перемешивать, придавать им несвойственные качества.

Например, Красная Шапочка вдруг стала капризной и непослушной девочкой: вместо того, чтобы пойти к бабушке, отправилась в соседнее село к своей подруге Золушке. Волк так и не дождался в лесу девочки. Такие неожиданные события развеселят ребенка и поддержат интерес к сказкам.

Игры на аналогию и акцентирование

Аналогия - это способности поставить себя на место образа или предмета.

Акцентирования -это выделение, подчеркивание какой-то части предмета.

Со старшими детьми можно проводить игры и упражнения на развитие воображения по типу аналогии и акцентирования. Маленьким деткам еще пока сложны такие способы составления образов, так как здесь уже используются элементы логического мышления. Старшие дошкольники, уже имеющие необходимый опыт, с удовольствием будут выполнять упражнения для развития воображения.

«Зоопарк»

Научить ребенка ставить себя на место какого-то образа и фантазировать поможет довольно популярная игра. С разными целями она часто проводится в детском саду. Дома родители могут ее использовать при формировании воображения. Хорошо играть в нее большой компанией. Ведущий предлагает всем мысленно выбрать себе любое животное и создать его образ при помощи позы, мимики, жестов. Участник игры изображает, а ведущий отгадывает, какое животное поселилось в «зоопарке».

Как вариант, можно такую игру провести в виде упражнения. Когда ведущий подает команды, например, хлопками или при помощи музыкальной игрушки, все участники превращаются в животных одного вида и изображают их, например, аисты, медведи, лисички, жирафы. Ведущий отмечает игрока, который лучше всех изобразил животное.

«Что было бы, если…»

Словесная игра на аналогию, одновременно и на акцентирование, заинтересует детей. Ее можно проводить в поездке, во время прогулки, семейного досуга, так как она не требует предварительной подготовки. Взрослый начинает игру со словами: «Как ты думаешь, что было бы, если… на деревьях росли конфеты; во время дождя с неба падали арбузы; мамы и папы ходили в детский сад, а дети на работу; кошки и мышки дружили между собой?» Тематика таких вопросов может быть самой разнообразной: о природе, погоде, животных, профессиях, предметах мебели, одежды, еде. Чем нелепее будут вопросы, тем интереснее ребенку будет придумывать ответы. Затем можно поменяться ролями, вопросы задает дошкольник, а взрослый придумывает оригинальные ответы, тем самым обучая свое чадо мыслить творческому воображению.

Подобными играми и упражнениями для развития воображения у детей родители смогут подготовить ребенка к успешному обучению в школе, растить творческую личность с нестандартным мышлением.

Развивающие игры для детей от 4 до 10 лет

Воображение — это высшая психическая функция, обеспечивающая сознательную творческую деятельность человека. Ребенок рождается с потенциальной возможностью осуществлять деятельность воображения. Однако лишь в реальной деятельности по решению творческих задач происходит развитие, совершенствование и усложнение функции воображения. В отличие от других высших функций наиболее интенсивно воображение развивается в довольно раннем возрасте, приблизительно в период от четырех до десяти лет. Если не предпринимать специальных усилий для формирования воображения, то в дальнейшем эта функция переходит в пассивную форму. Простой пример: предложите шестилетнему ребенку сочинить сказку или придумать новый сюжет игры, большинство детей справится с этим без особого труда. Это же задание составит существенную трудность для обычного взрослого. Однако без воображения невозможна никакая творческая деятельность. Все гениальные и талантливые люди, оставившие человечеству неординарные достижения, отличались именно высокой активностью воображения. Итак, развивать воображение — это обеспечивать мощный творческий потенциал в будущем.

Большая часть игровой активности ребенка происходит при интенсивной работе воображения. Воображение лежит в основе формирования личности, творчества, успешности учебы детей.

☺ Игра «Два волшебника»

Данная игра направлена на развитие нравственных оценок детей. Играть могут дети начиная с четырехлетнего возраста.

Одному ребенку предлагается стать «добрым волшебником», а другому «злым». Как вариант, один ребенок может выполнять каждую роль последовательно. Вначале им предлагается изобразить мимику доброго и злого волшебников. Затем перечислить, какие добрые и злые волшебства делает тот и другой. Затем придумать, каким образом добрый волшебник расколдует плохие дела злого.

Дети могут вместе или индивидуально нарисовать доброго и злого волшебников. У одного доброе лицо, а другого злое, а потом раскрасить волшебников так, чтобы сразу было видно, кто добрый, а кто злой. Нарисовать волшебные предметы — волшебную палочку, волшебный эликсир, волшебную шапку и т.п. Главное, чтобы сразу было видно, который добрый волшебник, а который злой.

☺ Игра «Конфетный город»

Это сюжетная игра для группы или одного ребенка.

Ведущий. Ты любишь конфеты?

А еще что ты любишь? Наверно, игрушки и кататься на каруселях, да?

Сейчас мы попробуем составить как можно больше предложений из твоих любимых слов: КОНФЕТА, ИГРУШКА, КАРУСЕЛЬ.

— Конфеты и сладости любят все дети. Один добрый волшебник решил доставить детям радость и с помощью волшебной палочки превратил один город в Город Сладостей. В этом городе все стало сладким. Дома и тротуары, деревья и машины, карусели и игрушки, скамейки в парке и автомобильные знаки — все стало из карамели, бисквитов, мороженного и шоколада.

— Подумай и расскажи, как живется жителям в та-ком городе.

— Что происходит, когда в городе наступает жара или идет дождь?

— Ты сам хотел бы жить в таком городе?

За лучший рассказ присуждается звание «главного конфетного мастера». Затем детям предлагается оформить часть игровой комнаты как «Конфетный город». Дети придумывают новые названия конфет, вспоминают как можно больше названий сладостей и записывают их на бумажках (или это делает взрослый ведущий). Из них выбирают названия улиц, площадей, парков «Конфетного города». Все это можно оформить в виде картины-плана «Конфетного города».

☺ Игра «Волшебное дерево»

Лучше, если для этой игры будет использован большой ветвистый сук, который имитирует дерево, но можно использовать вешалку или искусственную елку. На него вешают самые разные предметы, которые взяли у детей (шарфики, ручки, бантики и т.д.). Детям говорится, что это волшебное дерево и поэтому все, что на него повесили, становится волшебным. Каждый ребенок должен подойти к дереву и снять с него предмет, принадлежащий конкретному игроку. (Например, «волшебный» предмет Пети или Маши или Тани и т.д.) Ребенок должен угадать, какой предмет принадлежит игроку, и придумать, какое «волшебство» может выполнить этот предмет. (Например, заставить владельца танцевать, или громко смеяться, или петь, или скакать на одной ножке и т.п.) Если он угадал владельца предмета правильно, то «волшебство» исполняет хозяин предмета, а если ошибся, то «волшебное действие» выполняет сам.

Для более маленьких детей возможен более простой вариант игры «Волшебное дерево». На нарисованное Дерево прикрепляют изображения различных предме-тов. Затем ребенку предлагается определить, что реально может находиться на дереве, а что является лишним. Например: «Представь, что существует волшебное деревo, на котором может вырасти все, что вообще растет на деревьях (а может быть, живет среди ветвей). Художник нарисовал такое дерево, но много напутал. Посмотри внимательно и скажи, что правильно и чего нет на этом рисунке».

☺ Игра «Превращения»

Ведущий берет какой-нибудь предмет (стакан, мячик, ручку и т. д.). Затем с помощью пантомимы манипулирует с предметом, «превращая» его во что-то. Например, стакан становится вазой, подзорной трубой или подсвечником, мячик — яблоком, колобком, воздушным шаром, ручка — указкой, шпагой, ложкой и т. п. Дети должны угадать, во что превратился этот предмет. Когда всем становится ясно, во что превратился он, его передают другому участнику игры и просят «превратить» во что-нибудь другое.

Для большего интереса игры будет лучше, если дети заранее приготовят каждый свой предмет и придумают, во что они его «превратят». Затем они показывают предмет с соответствующими манипуляциями. Чем больше участников правильно угадают, во что превратился предмет, тем лучше результат игры. Важно, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.

☺ Игра «изобретатель»

Эта игра наряду с воображением активизирует мышление. Ребенку предлагается несколько задач, результатом которых должно явиться изобретение. На работу дается 15 минут. За это время ребенок должен сформулировать свое изобретение по каждой задаче.

— Придумайте несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;

— Придумайте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем;

— Предложите, что нужно сделать, чтобы все люди были счастливы.

Следующий этап игры — изобразительный. Возможны несколько вариантов:

Первый вариант . Нарисовать все, что было придумано ребенком раньше.

Второй вариант . Изобразить, что придумано ранее с помощью комплекта кружков, прямоугольников, треугольников и полосок разного цвета, приготовленных заранее.

Третий вариант. Изобразить, что придумано ранее с помощью комплекта игрушек (игровых предметов, игрушечных животных, кукол и т.д.).

☺ Игра «Рисунок в несколько рук»

Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и насыщенная высоким эмоциональным потенциалом. Не имеет возрастных ограничений. Предлагается всем участникам представить себе какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый ребенок изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй игрок, отталкиваясь обязательно от изображенного элемента, продолжает работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно также поступает третий и т.д. Конечный результат, как правило, представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, а все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие составляют процесс изображения и борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающие на каждом этапе работы.

Можно включить элемент соревнования — когда дети разделяются на команды и каждая рисует свой рисунок. По итогу определяется команда-победитель.

☺ Игра «Составь квадрат - головоломку»

Это групповая игра, формирующая навыки группового взаимодействия, взаимопонимания и требующая активной работы воссоздающего воображения и логического мышления. Все дети делятся на команды составом от 2 до 5 человек. Для игры заранее заготавливаются квадраты-головоломки. Из цветной бумаги вырезаются 2 квадрата. Квадраты должны быть разного цвета. Каждый квадрат разрезается на кратное числу членов команды кусочки разной формы. Например, играют пять игроков в команде. Заготавливаются синий, красный и т.д. квадраты. Каждый разрезают на 10 частей.

Каждому игроку дается конверт, в котором лежат две синих, две красных детали треугольников. Заготавливается столько таких командных наборов, сколько играющих команд. По команде ведущего команды раскрывают свои конверты и начинают складывать из имеющихся деталей квадраты одного цвета. Каждая команда должна как можно быстрее сложить по три квадрата. Однако в этой игре есть три правила , которых должны обязательно придерживаться игроки.

1. Складывая квадраты, нельзя разговаривать.

2. Ребенок не должен подавать никаких знаков, что ему нужна конкретная деталь.

3. Можно самому давать детали головоломки, но нельзя ни у кого их брать.

За выполнением правил следит ведущий игры. Если команд много, то у каждой должен быть свой «контролер». За каждое нарушение правила команда получает один штрафной балл. По окончании игры определяется результат. К времени (в минутах) работы команды прибавляется количество штрафных баллов. Выигрывает та команда, которая имеет самый маленький конечный результат: работала быстрее всех и с наименьшим числом ошибок.