Как фотографировать с внешней вспышкой. Зачем нужна внешняя вспышка

Почему фотографы используют внешнюю вспышку? Любой фотограф рано или поздно сталкивается с такой проблемой, как недостаток освещения. И нередко условия бывают такими, что без хорошей вспышки не обойтись. Конечно, практически во всех фотоаппаратах есть встроенная вспышка. Более того, во многих зеркалках вспышка имеет удобную и гибкую систему настроек, которая позволяет существенно расширить ее возможности. И все же, у

Встроенной вспышки есть ряд важных преимуществ перед встроенной:

  • расположение внешней вспышки можно менять;
  • внешняя вспышка не делает изображение плоским;
  • часто не хватает мощности встроенной вспышки (из-за этого передний план может оказаться пересвеченным, а задний, наоборот, слишком темным);
  • внешняя вспышка ставит ставит работу фотографа в плохом освещении на кардинально новый уровень;
  • внешняя вспышка дает возможность регулирования светового потока (например, можно направить вспышку в потолок, благодаря чему объект будет освещен отраженным светом);
  • вы сможете сами настраивать яркость, дальность и другие параметры;
  • у внешней вспышки свое питание, поэтому ее работа никак не скажется на заряде аккумулятора;

Есть несколько стереотипов, которые отталкивают от того, чтобы купить внешнюю вспышку. Первый - это заблуждение, что внешней вспышкой смогут пользоваться только профессионалы. Однако, настроить вспышку сможет любой человек, даже тот, которые не дружит с техникой.

Другой стереотип касается цены вспышек - многие думаю, что они очень дорогие. Сейчас на рынке есть и дорогие, и дешевые внешние вспышки. При этом ориентированы они в основном на начинающих фотографов. Поэтому перед тем, как выбрать внешнюю вспышку, неплохо было бы узнать о том, какие они бывают.

Какие бывают внешние вспышки

В этой статье мы не будет рассказывать о всех классификациях фотовспышек и не будет подробно рассказывать о студийных и специальных фотовспышках. Мы расскажем только про те встроенные вспышки, которые закрепляются непосредственно на фотоаппарате. И при этом классифицируем их по одному параметру - по цене.

Недорогие внешние вспышки

Цена таких внешних вспышек начинает в среднем от 2000 рублей. Часто их называют "любительскими". Главное их преимущество - это высокая мощность и способность работать на весьма приличном расстоянии. Их можно использовать даже с телеобъективами. В остальном же дешевые внешние вспышки ушли недалеко от встроенных вспышек. И кроме того, почти всегда они питаются от фотоаппарата. В дешевых вспышках нет возможности перенаправления потока света (например, в потолок или в сторону, чтобы осветить объект отраженным светом). По этой причине купить дешевые внешние вспышки стоит только в том случае, если вы точно знаете, что Вам нужна яркая вспышка на дальнее расстояние. По этой причине такие фотовспышки нельзя назвать "любительскими". Скорее они предназначены для узкого круга лиц или просто для определенных ситуаций.

Внешние вспышки полупрофессиональные и профессиональные

Сразу скажем, что определения "полупрофессиональные" и "профессиональные" придуманы маркетологами, чтобы покупатель мечтал купить дорогую профессиональную вспышку вне зависимости от того, нужна ему она или нет. На самом деле разница между профессиональными и полупрофессиональными вспышками объясняется ценой, которая обусловлена характеристиками. Именно на них надо обратить свое внимание перед тем, как выбрать внешнюю вспышку.

Характеристики вспышек внешнего типа для фотоаппаратов:

  1. Ведущее число - самый важный показатель. Оно отвечает за мощность и измеряется в метрах. Ведущее число равно тому расстоянию от объекта до вспышки. При этом объект при значении диафрагмы
  2. F=1 и ISO 100 имеет правильную экспозицию. Иначе говоря, это максимально возможное расстояние, при котором объект не будет пересвечен и будет ровно освещен. Практически во всех вспышках это значение можно настраивать.
  3. Минимальное время, за которое заряжается вспышка. Этот параметр отвечает за время перезарядки между снимками. Если Вы хотите снимать статичные объекты, то он не важен. А если Вы планируете делать динамичные репортажи, то этот параметр, пожалуй, самый главный. Секунды, которые вы потеряли между снимками порой бывают роковыми. Стоит упомянуть один нюанс: чем выше мощность у вспышки, тем дольше она перезаряжается. Как правило, в документации указывается максимально возможное время при максимальной мощности.
  4. TTL (Through-The-Lens) - это специальная система, которая позволяет внешней вспышке замерять необходимую экспозицию (автонастройка мощности). Для новичка это весьма полезная функция. Поэтому, перед тем, как выбрать внешнюю вспышку, стоит обратить внимание на этот параметр. Существуют и другие системы, в которых замер экспозиции высчитывается не только с учетом количества световых лучей, но и с учетом расстояния до объекта съемки. И конечно, стоят такие вспышки дороже.
  5. Автоматический зум - полезная функция, которая пригодится, если меняется фокусное расстояние (удаление или приближение). Если есть автозум, то внешняя вспышка сама подстраивается под измененный угол. Преимущество такой фотовспышки заключается и в получении качественных изображений, и в экономном расходе энергии.

Если Вы хотите с внешней вспышкой фотографировать статичные сюжеты, то самое важное, что Вам действительно необходимо, - это наличие поворотной головки. Поэтому для такой задачи подойдут дешевые внешние вспышки. Если же объектом фотосъемки будут маленькие дети или животные, то вам придется потратиться. Во-первых, нужна внешняя вспышка с высокой мощностью и с максимально маленьким временем перезарядки. Но цена на такие вспышки начинается уже с 10 000 рублей.

Может пригодиться не только в темное время суток, иногда с ее помощью можно значительно улучшить качество освещения днем, даже если солнце ярко светит. Особенно часто внешние вспышки применяют при съемках портретов в солнечный день. Однако, если фоном вам служат, например, огни города ночью, или снимаете в помещении, практически в любых сложных условиях, важен баланс.

Понять, какая именно мощность нужна вспышке в каждой ситуации, можно при помощи некоторых (не всегда простых) вычислений. Сегодня, благодаря TTL (линзовому) измерению вспышки, камера может скоординироваться с качественной внешней вспышкой, чтобы вычислить подходящую экспозицию и мощность вспышки так, чтобы осветить именно объект съемки. Большинство современных вспышек Nikon обладают такой функцией и она установлена по умолчанию, исключением являются вспышки Gloxy и Phottix. Так же существует и режим TTL-BL, который одинаково осветит и объект съемки, и фон. Иными словами, это сбалансированный режим TTL.

Самый примитивный метод - это установить внешнюю вспышку в башмак камеры, направить на предмет и снимать. Иногда, таким образом можно добиться толкового результата, но чаще всего, фотографии выходят плоскими, а качественная фотография все же подразумевает объем. Практически все вспышки позволяют направлять лампу, таким образом, можно направить свет вспышки в потолок или на светлую стену, благодаря чему она отражается и создает более мягкий свет. Это происходит за счет того, что света становится больше. Для портретов такой свет подходит гораздо лучше прямого.

Еще один способ получить нестандартный свет - это снять вспышку с камеры и использовать ее как внешний источник света. Для этого вспышка соединяется с камерой (проводом или иным способом, в зависимости от модели).

Отраженная вспышка имеет не только плюсы, но и минусы. Проявляются они, как правило, в больших помещениях с высокими потолками. Из-за расстояния, теряется интенсивность света. Так что для таких условий нужна либо очень мощная вспышка, либо портативный отражатель.

Функции вспышки

Для того, чтобы выбрать вспышку, нужно хорошо понимать ее базовые функции.

  • Ведущее число - это, по сути, и есть мощность вспышки. Чем выше это число, тем вспышка сильнее. Рассчитать расстояние, на которое она способна дотянуться можно, разделив ведущее число на апертуру. Например, если число равняется 40, а апертура - f/8, расстояние будет примерно 5 метров.
  • Автоматический или ручной режим TTL - одни предпочитают автоматический, другие - ручной. Лучше всего иметь оба.
  • Тип соединения - башмака обычно более чем достаточно, но если вы хотите свободно перемещать вспышку, стоит убедиться, что она работает с кабелем.
  • Время перезагрузки вспышки тоже важно знать, лучше всего вычислять его опытным путем. Чем быстрее вспышка способна перезагружаться, тем, разумеется, лучше.
  • Возможности поворота вспышки важны для тех случаев, когда вы хотите направлять вспышку в сторону, рассеивать и так далее. Некоторые вспышки поворачиваются только вертикально, некоторые - в стороны.
  • Зум - расстояние на вспышке говорит о том, с каким фокусным расстоянием вспышка сработается. В идеале, показания фокусного расстояния должны совпадать на вспышке и объективе.

Мы выбрали 4 внешних вспышки , которые лучше всего подходят для зеркальных камер Nikon , обладают необходимыми функциями и помогут сделать фото лучше.

    Ведущее число: 64; Отражение (градусы): -7 - 90; поворот: 180-180; Зум-расстояние: 24-200мм; Беспроводной/Slave: Master/Slave

    Бывшая топ вспышка от Nikon (ровно до тех пор, пока не вышла SB-5000) модель SB-910 включает три режима освещения (стандартный, равномерный и централизованный), и визуальный индикатор на LCD дисплее, отображающий температуру лампы. SB-910 укомплектована диффузным куполом и набором цветных фильтров, кроме того, вспышка может распознавать, когда все это на ней установлено. В дополнение в комплект входят терминал синхронизации, и слот для дополнительной батареи, если вы вдруг решите ее приобрести, повышения мощности и устанавливаемого режима повтора.

    Панель управления состоит из чувствительных кнопок, которые позволяют легко и интуитивно настраивать режимы. Специально сделано легкое переключение между режимами TTL и TTL-BL. Все дополнительные функции делают работу с этой вспышкой очень легкой и удобной.


    Ведущее число: 38; Отражение (градусы): -7 - 90; поворот: 180-180; Зум-расстояние: 24-120мм; Беспроводной/Slave: Master/Slave

    Nikon SB-700 - это более ранняя модель, чем SB-910 . SB-700, тем не менее, может похвастаться радиусом отражения от -7 до 90 градусов, поворотом на 180 градусов в обе стороны, значением зума от 24мм до 120мм и полностью беспроводными режимами master и slave. Стандартная широкоугольная карта для рассеивания и отражения встроены прямо в голову вспышки, а кроме того, в комплект входят рассеивающий купол и цветные фильтры. Надо отметить, что вспышка, как и ранее упомянутая SB-910, способна распознавать установку купола и фильтров. Так что она может послужить отличным аналогом для тех, кто не готов приобрести более новую модель.

    Для того, чтобы подключить режим TTL или TTL-BL, однако, необходимо выставлять настройки на камере. Зато, когда мы их выставляем, измерения невероятно точны.

    Нет на данной модели вспышки и режима повтора, зато скорость и качество работы можно оценить крайне положительно.


  1. Nissin Di866 MarkII Professional
  2. Ведущее число: 60; Отражение (градусы): 0 - 90; поворот: 90-180; Зум-расстояние: 24-105мм; Беспроводной/Slave: Master/Slave

    Вспышка от Nissin неспроста носит название Professional - она профессиональна и по своим характеристикам тоже. В первую очередь, это проявляется в продвинутых режимах вспышки, включая возможность настройки повтора, терминал синхронизации, внешний слот для батареи, качество сборки и некоторые интересные дополнительные функции. На корпусе вспышки имеется LCD дисплей, и он автоматически поворачивается, в зависимости от того, снимаете вы в портретном или пейзажном формате. Разумеется, от такой навороченной вспышки стоит ожидать наличия master/slave режимов, и в этом Nissin не разочаровывает.

    По сравнению с другими вспышками того же уровня, значение зума у данной модели несколько ограничено - от 24мм до 105мм, но есть и преимущества, например, ведущее число 60 впечатляет. Возможно, вспышка не самая шустрая, но по своим характеристикам она мало кому уступает, поэтому может стать отличным союзником при съемках.


    Ведущее число: 24; Отражение (градусы): 0 - 90; поворот: 180-180; Зум-расстояние: 24; Беспроводной/Slave: Master/Slave

    Довольно простая, особенно по сравнению с остальными в этом списке, вспышка. Как минимум потому, что она не включает LCD дисплея или функции зума. Ведущее число этой вспышки, по сравнению с коллегами, тоже весьма невысоко - 24. А работает она на двух (а не четырех, как другие) батареях AA. Практически все настройки приходится выставлять через камеру, и совместима она не со всеми моделями зеркалок.

    Тем не менее, неспроста она входит в наш список - это единственная камера, которая включает не только вспышку, но и постоянный LED-осветитель. Если вы снимаете вблизи, или вообще предпочитаете видео, эта вспышка - как раз то, что нужно. В режиме вспышки, SB-500 поддерживает беспроводной slave режим, или master (однако это актуально исключительно для камер D5500 , D7200 , D750 и D810). TTL у этой вспышки весьма точен, а качество в своей категории дает фору остальным моделям вспышек. Так что, зная ее функции, преимущества и недостатки, можно точно определиться, подходит ли эта вспышка именно вам.

25299 Повышаем мастерство 0

Общение с победителем одного из наших , получившего приз за победу - фотовспышку, натолкнуло на мысль о пробеле в уроках фотошколы сайта: как и по каким критериям выбирать фотовспышку. Конечно же, этот урок надо было разместить в курсе , но раз уж объявили об окончании публикаций материалов этого раздела, но помещаем его в курс "Повышения мастерства". Как говорится: лучше поздно, чем никогда.

Практически все современные фотокамеры оснащены встроенными фотовспышками. Но, как мы уже выяснили в по основам работы со вспышками - толку от них мало, «минусов» не меньше, чем «плюсов». Тогда как «накамерная», внешняя вспышка, монтируемая на разъем "горячий башмак" (убедитесь, что он есть у вашей камеры), не только более мощная, но и позволяет использовать и прямой, и отраженный свет (поскольку ее «голову» можно направить вверх или повернуть в сторону), подсветить тени или, например, фотографировать длиннофокусной оптикой. Учитывая разнообразные потребности фотографов, производители выпускают разнообразные вспышки.

Итак, вы твердо решили купить вспышку для своего фотоаппарата. И это правильно! Как правильно сделать выбор? Какую вспышку выбрать? Эти вопросы часто беспокоят начинающего фотографа, который решился на покупку серьезного источника света и недоволен встроенной вспышкой.

Фирмы-бренды, производящие вспышки

Сегодняшний рынок по продаже фототехники предлагает большое количество различных вспышек от различных производителей. Большинство компаний, такие как Nikon, Canon, Sony и другие, производящие фотоаппараты, выпускают свои, "фирменные" вспышки. На эту категорию, обычно, обращают внимание в первую очередь при выборе вспышки.

Но есть и несколько независимых производителей, таких как Metz, Nissin или Sigma, а также набирающие силу китайские изготовители, как Yongnuo. Разница в цене с фирменными может заставить вас обратить внимание именно на эту категорию. Но прежде, чем купить ту или иную "не родную" вспышку, нужно убедится в том, что она подходит в вашей модели фотокамеры. Это указывается в маркировке вспышки (например, for Canon).

"Горячий башмак" камер Canon и Nikon

Очень важно, чтобы вспышка интегрировалась с системой автоэкспозиции вашего фотоаппарата, а также включала в себя другие полезные функции. Вспышки, которые не совместимы с "горячим башкаком" вашей камеры - работать не будут.

Типы внешних вспышек

Вспышки бывают разных форм и размеров, что может относить их к различным жанрам фотографии.

Camera-top вспышки, которые монтируются сверху фотоаппарата непосредственно на «горячий башмак», над видоискателем. Это самые распространенные и популярные вспышки.

Ringflash - кольцевые вспышки, которые наиболее часто используют макро- и фэшн-фотографы. Кольцевая вспышка концентрирует свет вокруг объектива и убирает тени. Надевается, как правило, непосредственно на объектив и подсоединяется к «горячему башмаку» через устройство сопряжения.

Twinflash - работают по тому же принципу, что и кольцевые вспышки, подсвечивают объект съемки и исключают тени. Можно подсоединять дополнительные вспышки и вращать их вокруг объектива.

Hammerhead - (типа «молоток») благодаря своей мощности и дальнобойности - это любимая вспышка свадебных фотографов и репортеров. Крепится сбоку фотоаппарата на резьбу для штатива через кронштейн.

Выбор правильного типа вспышки зависит от ваших потребностей в жанре, в котором вы снимаете.

Характеристики фотовспышек

1. Ведущее число. Все вспышки принято оценивать по ведущему числу. ВЧ - это максимальное расстояние (в метрах) от фотовспышки до снимаемого объекта при котором обеспечивается получение нормально экспонированного изображения (в зависимости от светосилы вашего объектива и значения светочувствительности матрицы) и означает максимальную энергию светового импульса фотовспышки.

Если в паспорте вашей вспышки указано, что ведущее число равно, например, 38 при ISO 100, то это значит, что для широко распространенных китовых зум-объективов с максимальной диафрагмой 3,5 вы получите расстояние работы вспышки 38/3,5=10,8 метров. Для увеличения этого расстояния необходимо увеличивать чувствительность матрицы ISO, но до значений, при которых не будет повышенных шумов.

2. Система экспозамера фотовспышки . Существует 3 способа определения экспозиции при работе со вспышкой.

1 - Ручной режим. В ручном режиме вы сами определяете какие установить экспозиционные параметры. Для этого используются специальные таблицы зависимости экспозиции от режима мощности вспышки и расстояния до объекта. Или изменять мощность в зависимости от результатов съемки путем внесения коррекции, оценивая результат по гистограмме. Мы не будем вдаваться в подробности этого способа, поскольку он может понадобиться только в довольно редких случаях студийной съемки.

2 - Автоматический режим. В этом режиме перед главным импульсом вспышка производит ряд очень коротких импульсов, практически незаметных глазом, датчик вспышки анализирует отраженный сигнал и на основании расчета устанавливает режим работы для получения правильной экспозиции. Все происходит очень быстро и практически незаметно для фотографа. Преимущество этого способа состоит в том, что он может использоваться с фотоаппаратами любого типа, в том числе устаревших моделей.

3 - Автоматический TTL ("through the lens") режим. Также как и в простом автоматическом режиме, вспышка производит предварительный каскад импульсов, но приемник сигнала стоит не в самой вспышке, а в фотоаппарате, после объектива. Это самый точный способ экспозамера, поскольку световой поток анализируется после прохождения через объектив, т. е. это именно тот свет, который создает изображение на матрице. Конкретная техническая реализация автоматического TTL режима в фотоаппаратах различных марок различна, но принцип действия аналогичен рассмотренному. Плюс режима TTL в том, что вспышка работает в автоматическом режиме, и вы не делаете каких-то специальных настроек. Минус в том, что TTL-вспышки стоят дороже.

Во многих современных фотовспышках присутствуют все три режима, что расширяет сферу их применения для разных фотоаппаратов и условий съемки.

3. Минимальное время перезарядки — это промежуток времени, за которое фотовспышка зарядится и будет готова к съёмке следующего кадра. Чем меньше это значение, тем лучше вспышка и она более удобная в работе.

4. Поворот головки вспышки в различных плоскостях. Самые маловыразительные кадры получаются при фронтальном освещении, поэтому возможность направлять поток света в разные стороны — очень полезное свойство вспышки.

5. Наличие зума рефлектора фотовспышки согласовывает угол рассеяния светового потока от вспышки с углом поля зрения объектива. Очень полезная функция, поскольку позволяет увеличить расстояние до снимаемого объекта при использовании зуммирования или сменных объективов с разным фокусным расстоянием.

6. Наличие дополнительных рассеивателей. Многие производители выпускают для своих вспышек специальные светорассеивающие приспособления, позволяющие еще больше устранить влияние резкого направленного света и получить мягкое естественное освещение.

7. Возможность создания системы освещения из нескольких фотовспышек. Современная электроника позволяет создать систему из связанных между собой фотовспышек, в которой одна является ведущей и посредством своего импульса управляет остальными ведомыми через встроенные в них специальные датчики. На ведомых вспышках можно установить необходимую мощность импульса и тем самым реализовать практически любую систему освещения объекта аналогично студийному свету.

8. Наличие светодиодной подсветки для съемки видео. Последние разработки вспышек стали содержать эту удобную функцию.

9. Габариты и вес вспышек напрямую зависят от перечисленных выше харакетристик. Согласитесь, что компактную по размерам вспышку сложно оснастить большим количеством функций и элементов питания.

Другие характеристики - наличие гнезда подключения внешнего источника питания, возможность съемки определенно большого количества кадров, качество дисплея вспышки и объем выводимой на него информации - не столь важны для любителя, и нами не рассмотрены. При необходимости, вы легко разберетесь с ними.

И последний совет по теме. Перед покупкой очень внимательно изучите инструкцию к той вспышке, которую вы собираетесь приобрести. Современная фотовспышка - довольно сложный электронный прибор, с множеством функций и возможностей. Поэтому внимательно прочитав руководство пользователя, возможно, вы откроете для себя много нового и интересного, и сделаете окончательный выбор.

На сегодня - это все, что мы хотели вам рассказать. Удачного вам выбора и всего самого фотографического!

Если вы серьезно увлекаетесь фотографией, вы задумывались над покупкой внешней вспышки для вашего фотоаппарата. Внешняя вспышка дает фотографу огромные возможности как при репортажной съемки, так и для проведения постановочных фотосессий. Но как выбрать вспышку, которая нужна именно вам? В этой статье мы расскажем о самых важных характеристиках вспышек, на которые необходимо обратить внимание при покупке, а также поможем выбрать нужную вам вспышку.

Покупая какую-либо вещь надо прежде всего почитать о ее характеристиках. И выбор вспышки — не исключение. Поэтому прежде всего узнаем, какие характеристики особенно важны при выборе вспышки. Понимание этих вещей поможет вам в дальнейшем разобраться в модельном ряду и выбрать подходящую вам вспышку.

Ведущее число — основная характеристика вспышки, говорящая о её максимально мощности.

Ведущее число указывает максимальное расстояние в метрах с которого можно получить правильно экспонированный кадр при ISO 100 и диафрагме 1.

Проще говоря, чем больше ведущее число, тем больше максимальная мощность вспышки.

TTL — это технология по которой камера замеряет экспозицию и выставляет мощность вспышки для получения правильно экспонированного кадра. Иногда, вспышка делает предварительный импульс перед кадром для оценки степени освещенности.
Каждый производитель фототехники использует свои наработки для улучшения обычного TTL, например, Nikon использует i-TTL, а Canon — E-TTL.

Автоматический зум. Снимая зум объективом, фотограф часто изменяет фокусное расстояние. Для того, чтобы соответствовать изменению фокусного расстояния вспышки оснащаются автоматическим зумом. Он представляет собой рассеивающую линзу, находящуюся сразу перед лампой вспышки. Перемещаясь, она меняет рассеивание света.

Таким образом, используя зум, вспышка может сосредотачивать импульс в центре кадра, либо давать более заполняющий свет. А значит, вспышка будет сама подстраиваться под кадр который вы снимаете, будь то групповая фотография или крупноплановый портрет снятый на длинном фокусном расстоянии.

Минимальное время перезарядки — указывается время перезарядки вспышки при использовании новых АА батарей. Эта характеристика особенно важна, если вы планируете снимать репортажи, где от скорости перезарядки вспышки зависит — успеете ли вы «поймать» кадр или нет.

Контроль экспозиции — эта опция описывает доступные режимы съемки для вспышки, например — медленная синхронизация, подавление эффекта «красных глаз», синхронизация по задней шторке, автоматическая высокоскоростная синхронизация FP, блокировка мощности вспышки и прочие.

Поворотная головка позволяет менять направление светового потока. Проще говоря, эта характеристика говорит о том, сможете ли вы направить головку вспышки в потолок или в сторону.

Это основные характеристики вспышек. Так же в зависимости от модели есть такие возможности, как пробное срабатывание, тестирующие предвспышки, вспомогательная подсветка АФ, моделирующий свет и прочие «фишки».

Теперь, когда мы знаем, что означают характеристики вспышки, попробуем выбрать модель, которая подходит именно вам.

Прежде всего, надо определиться — для каких съемок вам нужна вспышка и исходя из этого выбирать модель, которая вам подойдет.

По сути все вспышки можно разделить на три класса:

Отдельный тип вспышек это макровспышки .

Если вы увлекаетесь макрофотографией — снимаете цветы, растения или насекомых, вам нужна именно такая вспышка. Суть макровспышки в том, что она крепиться на сам объектив, тем самым ее свет будет идти прямо на объект съемки. При использовании обычной вспышки, свет идет сверху от объектива. А значит, если вы снимаете маленький объект, свет может просто на него не попасть или вы получите некрасивые тени. Макровспышка подсветит тени на вашем объекте съемки и вы сможете получить интересную фотографию.

Как вы видите, самое главное, это определиться с тем, что вы хотите снимать. Нужна ли вам вспышка просто для съемки друзей на вечеринках или для серьезных репортажных съемок — для каждой цели вы можете найти нужную вам модель.

Несколько лет назад, когда я только начинала заниматься фотографией «серьезно» и уже в принципе неплохо умела снимать на зеркалку, мне казалось, что я постигла все секреты фотографии. Я умела выставлять правильные настройки экспозиции и получать нормальные, ничем не примечательные кадры, которые в то время казались прорывом в фотографии. Я много снимала на улице с естественным светом, но меня заботила только правильная экспозиция – лишь не пересвет и не слишком темный кадр.

В то же время меня забавляли чудаки-фотографы, которые среди белого дня на солнце снимали портреты со вспышкой . Мне казалось, что они просто ничего не понимают в фотографии (можно же просто подобрать настройки под яркость солнечного света) и снимают на автомате. Про себя я тихо посмеивалась над ними и недоумевала, – «Зачем включать вспышку на улице ? Тут же полно света!

А если не хватает света в тени – просто , все же так просто!». При этом у меня у самой получались фотографии с провалами в тенях на жестком солнце или пятнистым светом от листвы деревьев, и меня это нисколько не смущало.

Только спустя какое-то время «естественность» освещения стала приедаться, фотографии выходили похожими друг на друга примерно с одинаковыми настройками и одинаковым светом. Я стала замечать, что не всегда естественный свет красиво ложится на лицах моделей, хотелось чего-то нового и более «профессионального» что ли.

Внезапно я наткнулась на фотографии людей, которые называли себя «стробистами». Они вовсю использовали импульсные источники света (прежде всего недорогие ) не только, даже не столько логично и понятно), но – на улице! При этом получаемый результат даже до обработки заслужил моего восхищения. Это-то и было первым толчком, чтобы попробовать фотографировать со вспышкой даже тогда, когда естественного света достаточно для экспонирования кадра.

Для начала давайте разберемся, что вам пригодится для освоения техники съемки со вспышкой на улице . Самый простой набор техники (помимо фотоаппарата и объектива) включает:

(не обязательно топовой модели, недорогая мануальная вспышка будет работать не хуже самой продвинутой модели). Мощность вспышки (определяется ведущим числом) лучше выбирать максимальную, на которую хватает бюджета. Именно мощность является определяющей характеристикой вспышки, а при съемке с довольно ярким естественным светом вам понадобится максимальный ресурс мощности импульсного света, чтобы повлиять на освещение объекта съемки.

Синхронизатор , лучше беспроводной, а на улице – лучше радиосинхронизатор. Синхронизатор отвечает за срабатывание вспышки в момент нажатия на кнопку спуска, если вспышка находится не на камере (на горячем башмаке), а на выносе (в руке, на стойке). Почему это важно? Да потому что вспышка в положении на камере реально используется только в 5% случаев как единственный источник освещения, и в основном служит лишь в качестве вспомогательного заполняющего источника. Для лучшего результата именно моделирования света нужна свобода передвижения, поэтому вспышку либо держат в руке на выносе, либо дают в руки ассистенту, либо ставят на стойку. Синхронизатор при этом координирует момент открытия затвора фотоаппарата и момент срабатывания импульса вспышки.

Стойка студийная , чем выше, тем лучше, но не менее 2 м в разложенном состоянии. На крайний случай первое время можно использовать обычный штатив. Высота стойки определяет высоту положения источника света и возможность использования верхнего света в своей схеме освещения. Также обращайте внимание на длину стойки в сложенном состоянии (компактность и удобство в перемещении), максимальную нагрузку (возможность использования насадок типа софтбоксов) и вес самой стойки (влияет на устойчивость конструкции и легкость транспортировки).

Насадки на вспышку . Если планируете использовать вспышку на стойке, то проще всего и дешевле приобрести зонты. Наиболее применимые – белый зонт на просвет (номер один для смягчения света) и серебристый зонт на отражения (для расширения светового пятна без сильного смягчения). Зонты удобно складываются и раскладываются, мало весят и занимают мало места в сумке. Если позволяет бюджет, можно использовать софтбоксы (опять же при съемке со стойкой) среднего размера – 60*60 см, 60*90 см или 90*90 см. Софтбоксы большего размера требуют более мощного источника света, а также довольно громоздкие при использовании на выезде. Для смягчения вспышки в положении на камере, можно использовать мини-софтбоксы, которые бывают складные или надувные.

Так когда же и зачем использовать ?

1. В качестве заполняющего (вспомогательного света) при съемке на жестком солнце или против света. При этом вспышка располагается с противоположной стороны направления солнечного света и служит для подсвечивания теневой стороны, смягчения глубоких теней, прорисовывания деталей в тенях. Настройки мощности вспышки выставляются таким образом, чтобы естественный свет оставался мощнее, а вспышка только дополняла его, но не перебивала (мощность примерно в 1,5-2 раза меньше, чем интенсивность солнечного света). При съемке против солнца можно снимать из положения на горячем башмаке и направлять вспышку «в лоб» модели, но для лучшего результата используйте смягчающую насадку или меньшую мощность вспышки. Рисунок не должен получаться резким и плоским.


2. В качестве моделирующего (основного рисующего) источника света . В этом случае свет от вспышки – это основной свет, который определяет светотеневой рисунок на объекте съемки. Естественный свет при этом «отодвигается» на второстепенную позицию и используется в качестве вспомогательного – для общего освещения сцены и заднего плана. Такой подход используется прежде всего в случаях, когда естественный свет дает некрасивый светотеневой рисунок – недостаточно контрастный свет в тени, пятнистый свет под деревьями, слишком жесткий свет на ярком солнце и т.д. При этом мощность вспышки подбирается так, чтобы вспышка играла главную роль в формировании световой схемы – она должна перебивать по мощности естественный свет.

3. В качестве моделирующего источника в условиях недостаточной освещенности – съемки в сумерках, на закате, вечером. Для выравнивания освещенности и нормального экспонирования одновременно и заднего плана, и объекта съемки, главный объект подсвечивают вспышкой, а настройки фотоаппарата выставляют по естественному освещению. При этом получаются эффектные фотографии, которые невозможно получить с использованием только естественного света.

Если вам интересно узнать про моделирование света с несколькими вспышками и создание своей передвижной мини-студии из внешних вспышек , загляните в статью . Там вы также вы найдете схемы освещения, на которые можно опираться в своих экспериментах с импульсным светом.

В качестве бонуса предлагаю посмотреть небольшой видеоурок по использованию вспышки в яркий солнечный день .

Как усилить естественный свет при помощи импульсного :