Как составить химическое уравнение: правила, примеры. Запись химической реакции

Тип урока. Комбинированный.

Методы обучения. Частично поисковый.

Цели. Дидактическая: закрепить понятие “валентность”, навыки определения валентности по формуле и Периодической таблице.

Психологическая: вызвать интерес к предмету, выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.

Воспитательная: развивать умение работать коллективно, оценивать ответы своих товарищей.

Оборудование. Наборы для построения моделей молекул различных веществ, таблички-анаграммы для химической разминки, мишень эффективности

ХОД УРОКА

1. Ориентировочно-мотивационный этап

Химическая разминка

Анаграммы – это слова, в которых изменен порядок букв. Попробуйте разгадать некоторые из химических анаграмм. Переставьте буквы в каждом слове и получите название химического элемента. Обратите внимание на подсказку.

“Одоврод” – у этого элемента самая маленькая относительная атомная масса.

“Маилинюй” – этот элемент называют “крылатым” металлом.

“Дикосолр” – входит в состав воздуха.

“Цалький” – без него наши кости были бы непрочными и хрупкими.

“Озежел” – этот элемент входит в состав крови и участвует в переносе кислорода.

Учитель. Если вы легко разгадали слова-анаграммы, скажите себе: “Я – молодец!”

2. Актуализация знаний

Лови ошибку (Ребята ищут ошибку, работают парами, спорят, совещаются. Придя к какому-то мнению, предлагают свой аргументированный вариант ответа)

Слово “валентность”(от лат. “valentia”) возникло в середине XIX в., в период завершения химико-аналитического этапа развития химии. “Валентность – способность атомов одного элемента присоединять определенное количество атомов другого элемента”. С одним атомом одновалентного элемента соединяется один атом другого одновалентного элемента (HF, NaCl). С атомом двухвалентного элемента соединяются один атом одновалентного (H 2 O) или один атом двухвалентного (CaO). Значит, валентность элемента можно представить как число, которое показывает, со сколькими атомами одновалентного элемента может соединяться атом данного элемента.

Есть элементы, которые имеют постоянную валентность:
одновалентны (I) - H, Li, Na, Rb, Cs, F, I
двухвалентны (II) - Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Zn, Cd K
трехвалентны (III) - B, Al, O

Крестики нолики: (Соедините элементы прямой, критерий правильного ответа – постоянная валентность выбранных элементов)

1 вариант

2 вариант

3. Изучение новых знаний

Задание 1: дана общая формула соединения водорода с каким-либо элементом

Зная, что валентность водорода равна I, определите валентность элемента.

Ребята работают парами, при необходимости объединяются в четвёрки, спорят, совещаются. Придя к какому-то мнению, предлагают свой аргументированный вариант ответа. В результате получаем схему №1

схема 1

Задание для закрепления:

  1. определите валентности элементов в соединениях с водородом: PH 3 , HF, H 2 S, CaH 2 ,
  2. назовите соединения.

Задание 2: таким же способом можно определить валентности элементов в соединениях с кислородом зная, что кислород двухвалентен. Например:

Ребята работают парами, при необходимости объединяются в четвёрки, спорят, совещаются. Придя к какому-то мнению, предлагают свой аргументированный вариант ответа. В результате получаем схему №2

схема 2

Задание для закрепления:

  1. определите валентности элементов в соединениях с кислородом:
  2. NO 2 , N 2 O 5 , SO 2 , SO 3 , Cl 2 O 7 .

  3. Как называются бинарные соединения, содержащие кислород?

Задание 3: что же нужно обязательно знать, чтобы определить валентность элементов в бинарном соединении? (валентность одного из элементов)

Определите валентность атомов в соединении

Ребята работают парами, при необходимости объединяются в четвёрки, спорят, совещаются. Придя к какому-то мнению, предлагают свой аргументированный вариант ответа. В результате получаем схему №3

Учитель: какая из приведённых схем

схема 2

наиболее полно отражает правило определения валентности по формуле? (схема 3, т.к.она отражает общий случай, а схемы 1 и 2 лишь частные)

4. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа

Текст работы заранее написан на доске. Двое учащихся решают задание на обратной стороне доски, остальные в тетрадях.

Задание 4. Проверьте, правильно ли написаны формулы следующих соединений: Na 2 S, KBr, Al 2 O 3 , Mg 3 N 2 , MgO.

5. Обобщение и систематизация знаний.

Творческая работа в группах

Задание 5. Используя наборы для составления моделей молекул различных веществ, составьте формулы и модели молекул для следующих соединений:

1-я группа – меди и кислорода,

2-я группа – цинка и хлора,

3-я группа – калия и йода,

4-я группа – магния и серы.

После окончания работы один учащийся из группы отчитывается о выполненном задании и вместе с классом проводит анализ ошибок.

Задание 6. Напишите формулы соединений металлов с неметаллами: кальция с кислородом, алюминия с хлором, натрия с фосфором. Назовите эти соединения.

После выполнения работы ученики обмениваются тетрадями, происходит взаимопроверка.

Задание 7. Запишите порядок действия при составлении формул веществ, анализируя предложенный пример

Порядок действия

6. Рефлексия

У Вас есть возможность сделать самооценку своей деятельности на уроке. Вам предлагается “Мишень эффективности”.

Отметьте свои знания по новой теме, отметив на рисунке соответствующий им сектор штриховкой. Сдайте свои записи.

7. Домашнее задание. По учебнику “Химия-8” (УМК Кузнецова Н.Е. и др.) § 14, упражнение1-71 обязательное (дополнительные с 1-72 по 1-74).

Сообщения о французском ученом Ж.Л.Прусте и английском ученом Дж.Дальтоне.

Литература

  1. Кузнецова Н.Е. и др. Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2010. – 320с.: ил.
  2. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 классы: Учебно-методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2004. – 352с.
  3. Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: В 2-х частях. Часть I.– М.: Школьная пресса, 2002.- 144с.
  4. Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии в 8 классе.- Обнинск: Титул,1999.- 208с.:ил

«Знание шрифтов – одно из самых элементарных требований, предъявляемых к сыщику!», - так наставлял когда-то великий Шерлок Холмс своего друга и летописца доктора Ватсона. Аналогично этому, можно смело сказать: «Знание того, как составляются химические формулы – одно из самых элементарных требований, предъявляемых к химику!» В самом деле, как можно рассуждать о превращениях веществ, не умея составлять их формулы ?

Вам понадобится

  • - таблица Менделеева.

Инструкция

Тут вам надо опираться на такое понятие, как « », то есть способность атома одного вещества присоединять к себе определенное количество атомов другого вещества. Валентность любого элемента можно узнать, заглянув в таблицу Менделеева и помня некоторые общие правила.

Валентность металла, находящегося в «главной» подгруппе, равна номеру группы. Например, щелочные металлы литий, натрий, калий и т.д. – одновалентные, щелочноземельные кальций, стронций, барий и т.д. – двухвалентные.

Неметаллы имеют две валентности – высшую (которая равна номеру группы) и низшую (которую определяют, вычитая из 8 номер группы). В соединениях с металлами неметаллы имеют низшую валентность!

Если два неметалла соединяются между собой, то низшую валентность проявляет тот неметалл, который находится в Таблице Менделеева правее и выше. Фтор является исключением из этих правил, и всегда проявляет валентность, равную 1.

Необходимо также помнить, что в соединениях, состоящих из двух элементов, общее число валентностей одного элемента всегда должно быть равно общему количеству валентностей другого элемента!

Запомнив эти весьма несложные положения, вы сможете легко составлять химические формулы . Например, какова будет формула фосфорного ангидрида, то есть оксида фосфора? Во-первых, сразу возьмите на заметку: и фосфор, и кислород – неметаллы. Во-вторых, смотрите в таблицу Менделеева. Фосфор располагается в пятой группе, кислород – в шестой. Следовательно, низшую валентность в этом соединении проявит кислород, и она будет равна 2 (8 – 6 = 2). Валентность фосфора, соответственно, будет равна 5.

Какие же коэффициенты надо подставить и к фосфору, и к кислороду, чтобы соблюсти правило: сумма валентностей одного элемента должна равняться сумме валентностей второго? Легко можно увидеть, что для цифр 2 и 5 наименьшее общее кратное - 10. Следовательно, искомая формула фосфорного ангидрида такова: Р2О5.

Ну, а какова будет формула азида лития, то есть, вещества, образованного неметаллом азотом и щелочным металлом литием? Литий имеет валентность, равную 1. Азот, располагаясь в 5 группе, может иметь высшую валентность, равную 5, и низшую, равную 3. А поскольку в соединениях с металлами неметаллы имеют низшую валентность, легко вывести формулу этого соединения: Li3N.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Периодическая система химических элементов – это уникальный справочный материал, который нужно правильно «читать», а затем воспользоваться полученной информацией. Помимо этого таблица Д.И. Менделеева считается разрешенным материалом на…

Валентность – один из основных терминов, употребляемых в теории химического строения. Это понятие определяет способность атома образовывать химические связи и количественно представляет собой число связей, в которых он участвует. Инструкция …

Химическая формула – это условное обозначение, написанное с помощью определенных символов и характеризующее состав любого вещества. С помощью химической формулы вы можете увидеть, атомы каких элементов и в каких количествах входят в состав той или…

Валентность – важнейшее понятие химии. Физический смысл этого понятия стал ясен благодаря развитию учения о химической связи. Валентность атома определяется числом ковалентных связей, которыми он соединен с другими атомами. Инструкция 1Главную…

Валентность - это способность атома вступать во взаимодействие с другими атомами, образуя с ними химические связи. В создание теории валентности внесли большой вклад многие ученые, прежде всего, немец Кекуле и наш соотечественник Бутлеров.…

Количество известных химических соединений исчисляется миллионами. По мере развития науки и производства их будет становиться все больше, и запомнить их все не в состоянии даже самый квалифицированный специалист. Но можно научиться самим составлять…

Фосфор – химический элемент, имеющий 15-й порядковый номер в Таблице Менделеева. Он расположен в ее V группе. Классический неметалл, открытый алхимиком Брандом в 1669-м году. Существует три основных модификации фосфора: красный (входящий в состав…

Химическая формула – это запись, сделанная с использованием общепринятых символов, которая характеризует состав молекулы какого-либо вещества. Например, формула всем известной серной кислоты – H2SO4. Легко можно увидеть, что каждая молекула серной…

Валентность - это способность химических элементов удерживать определенное количество атомов других элементов. В то же самое время, это число связей, образуемое данным атомом с другими атомами. Определить валентность достаточно просто. Инструкция …

Химия для каждого школьника начинается с таблицы Менделеева и фундаментальных законов. И уже только потом, уяснив для себя, что же изучает эта сложная наука, можно приступать к составлению химических формул. Для грамотной записи соединения нужно…

Оксиды – это сложные химические вещества, которые состоят из двух элементов. Одним из них является кислород. Оксиды в большинстве случаев бывают кислотными и основными. Как легко понять из названия, кислотные оксиды реагируют с основаниями, образуя…

Валентность химического элемента - это способность атома присоединять или замещать определенное число других атомов или атомных групп с образованием химической связи. Нужно помнить, что некоторые атомы одного и того же химического элемента могут…

В уроке 13 «» из курса «Химия для чайников » рассмотрим для чего нужны химические уравнения; научимся уравнивать химические реакции, путем правильной расстановки коэффициентов. Данный урок потребует от вас знания химических основ из прошлых уроков. Обязательно прочитайте об элементном анализе, где подробно рассмотрены эмпирические формулы и анализ химических веществ.

В результате реакции горения метана CH 4 в кислороде O 2 образуются диоксид углерода CO 2 и вода H 2 O. Эта реакция может быть описана химическим уравнением :

  • CH 4 + O 2 → CO 2 + H 2 O (1)

Попробуем извлечь из химического уравнения больше сведений, чем просто указание продуктов и реагентов реакции. Химичекое уравнение (1) является НЕполным и потому не дает никаких сведений о том, сколько молекул O 2 расходуется в расчете на 1 молекулу CH 4 и сколько молекул CO 2 и H2 O получается в результате. Но если записать перед соответствующими молекулярными формулами численные коэффициенты, которые укажут сколько молекул каждого сорта принимает участие в реакции, то мы получим полное химическое уравнение реакции.

Для того, чтобы завершить составление химического уравнения (1), нужно помнить одно простое правило: в левой и правой частях уравнения должно присутствовать одинаковое число атомов каждого сорта, поскольку в ходе химической реакции не возникает новых атомов и не происходит уничтожение имевшихся. Данное правило основывается на законе сохранения массы, который мы рассмотрели в начале главы.

Нужно для того, чтобы из простого химического уравнения получить полное. Итак, перейдем к непосредственному уравниванию реакции (1): еще раз взгляните на химическое уравнение, в точности на атомы и молекулы в правой и левой части. Нетрудно заметить, что в реакции участвуют атомы трех сортов: углерод C, водород H и кислород O. Давайте подсчитаем и сравним количество атомов каждого сорта в правой и левой части химического уравнения.

Начнем с углерода. В левой части один атом С входит в состав молекулы CH 4 , а в правой части один атом С входит в состав CO 2 . Таким образом в левой и в правой части количество атомов углерода совпадает, поэтому его мы оставляем в покое. Но для наглядности поставим коэффициент 1 перед молекулами с углеродом, хоть это и не обязательно:

  • 1CH 4 + O 2 → 1CO 2 + H 2 O (2)

Затем переходим к подсчету атомов водорода H. В левой части присутствуют 4 атома H (в количественном смысле H 4 = 4H) в составе молекулы CH 4 , а в правой – всего 2 атома H в составе молекулы H 2 O, что в два раза меньше чем в левой части химического уравнения (2). Будем уравнивать! Для этого поставим коэффициент 2 перед молекулой H 2 O. Вот теперь у нас и в реагентах и в продуктах будет по 4 молекулы водорода H:

  • 1CH 4 + O 2 → 1CO 2 + 2H 2 O (3)

Обратите свое внимание, что коэффициент 2, который мы записали перед молекулой воды H 2 O для уравнивания водорода H, увеличивает в 2 раза все атомы, входящие в ее состав, т.е 2H 2 O означает 4H и 2O. Ладно, с этим вроде бы разобрались, осталось подсчитать и сравнить количество атомов кислорода O в химическом уравнении (3). Сразу бросается в глаза, что в левой части атомов O ровно в 2 раза меньше чем в правой. Теперь-то вы уже и сами умеете уравнивать химические уравнения, поэтому сразу запишу финальный результат:

  • 1CH 4 + 2O 2 → 1CO 2 + 2H 2 O или СH 4 + 2O 2 → CO 2 + 2H 2 O (4)

Как видите, уравнивание химических реакций не такая уж и мудреная штука, и важна здесь не химия, а математика. Уравнение (4) называется полным уравнением химической реакции, потому что в нем соблюдается закон сохранения массы, т.е. число атомов каждого сорта, вступающих в реакцию, точно совпадает с числом атомов данного сорта по завершении реакции. В каждой части этого полного химического уравнения содержится по 1 атому углерода, по 4 атома водорода и по 4 атома кислорода. Однако стоит понимать пару важных моментов: химическая реакция — это сложная последовательность отдельных промежуточных стадий, и потому нельзя к примеру истолковывать уравнение (4) в том смысле, что 1 молекула метана должна одновременно столкнуться с 2 молекулами кислорода. Процессы происходящие при образовании продуктов реакции гораздо сложнее. Второй момент: полное уравнение реакции ничего не говорит нам о ее молекулярном механизме, т.е о последовательности событий, которые происходят на молекулярном уровне при ее протекании.

Коэффициенты в уравнениях химических реакций

Еще один наглядный пример того, как правильно расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций: Тринитротолуол (ТНТ) C 7 H 5 N 3 O 6 энергично соединяется с кислородом, образуя H 2 O, CO 2 и N 2 . Запишем уравнение реакции, которое будем уравнивать:

  • C 7 H 5 N 3 O 6 + O 2 → CO 2 + H 2 O + N 2 (5)

Проще составлять полное уравнение, исходя из двух молекул ТНТ, так как в левой части содержится нечетное число атомов водорода и азота, а в правой — четное:

  • 2C 7 H 5 N 3 O 6 + O 2 → CO 2 + H 2 O + N 2 (6)

Тогда ясно, что 14 атомов углерода, 10 атомов водорода и 6 атомов азота должны превратиться в 14 молекул диоксида углерода, 5 молекул воды и 3 молекулы азота:

  • 2C 7 H 5 N 3 O 6 + O 2 → 14CO 2 + 5H 2 O + 3N 2 (7)

Теперь в обеих частях содержится одинаковое число всех атомов, кроме кислорода. Из 33 атомов кислорода, имеющихся в правой части уравнения, 12 поставляются двумя исходными молекулами ТНТ, а остальные 21 должны быть поставлены 10,5 молекулами O 2 . Таким образом полное химическое уравнение будет иметь вид:

  • 2C 7 H 5 N 3 O 6 + 10,5O 2 → 14CO 2 + 5H 2 O + 3N 2 (8)

Можно умножить обе части на 2 и избавиться от нецелочисленного коэффициента 10,5:

  • 4C 7 H 5 N 3 O 6 + 21O 2 → 28CO 2 + 10H 2 O + 6N 2 (9)

Но этого можно и не делать, поскольку все коэффициенты уравнения не обязательно должны быть целочисленными. Правильнее даже составить уравнение, исходя из одной молекулы ТНТ:

  • C 7 H 5 N 3 O 6 + 5,25O 2 → 7CO 2 + 2,5H 2 O + 1,5N 2 (10)

Полное химическое уравнение (9) несет в себе много информации. Прежде всего оно указывает исходные вещества — реагенты , а также продукты реакции. Кроме того, оно показывает, что в ходе реакции индивидуально сохраняются все атомы каждого сорта. Если умножить обе части уравнения (9) на число Авогадро N A =6,022·10 23 , мы сможем утверждать, что 4 моля ТНТ реагируют с 21 молями O 2 с образованием 28 молей CO 2 , 10 молей H 2 O и 6 молей N 2 .

Есть еще одна фишка. При помощи таблицы Менделеева определяем молекулярные массы всех этих веществ:

  • C 7 H 5 N 3 O 6 = 227,13 г/моль
  • O2 = 31,999 г/моль
  • CO2 = 44,010 г/моль
  • H2 O = 18,015 г/моль
  • N2 = 28,013 г/моль

Теперь уравнение 9 укажет еще, что 4·227,13 г = 908,52 г ТНТ требуют для осуществления полной реакции 21·31,999 г = 671,98 г кислорода и в результате образуется 28·44,010 г = 1232,3 г CO 2 , 10·18,015 г = 180,15 г H 2 O и 6·28,013 г = 168,08 г N 2 . Проверим, выполняется ли в этой реакции закон сохранения массы:

Реагенты Продукты
908,52 г ТНТ 1232,3 г CO2
671,98 г CO2 180,15 г H2 O
168,08 г N2
Итого 1580,5 г 1580,5 г

Но необязательно в химической реакции должны участвовать индивидуальные молекулы. Например, реакция известняка CaCO3 и соляной кислоты HCl, с образованием водного раствора хлорида кальция CaCl2 и диоксида углерода CO2 :

  • CaCO 3 + 2HCl → CaCl 2 + CO 2 + H 2 O (11)

Химическое уравнение (11) описывает реакцию карбоната кальция CaCO 3 (известняка) и хлористоводородной кислоты HCl с образованием водного раствора хлорида кальция CaCl 2 и диоксида углерода CO 2 . Это уравнение полное, так как число атомов каждого сорта в его левой и правой частях одинаково.

Смысл этого уравнения на макроскопическом (молярном) уровне таков: 1 моль или 100,09 г CaCO 3 требует для осуществления полной реакции 2 моля или 72,92 г HCl, в результате чего получается по 1 молю CaCl 2 (110,99 г/моль), CO 2 (44,01 г/моль) и H 2 O (18,02 г/моль). По этим численным данным нетрудно убедиться, что в данной реакции выполняется закон сохранения массы.

Интерпретация уравнения (11) на микроскопическом (молекулярном) уровне не столь очевидна, поскольку карбонат кальция представляет собой соль, а не молекулярное соединение, а потому нельзя понимать химическое уравнение (11) в том смысле, что 1 молекула карбоната кальция CaCO 3 реагирует с 2 молекулами HCl. Тем более молекула HCl в растворе вообще диссоциирует (распадается) на ионы H + и Cl — . Таким образом более правильным описанием того, что происходит в этой реакции на молекулярном уровне, дает уравнение:

  • CaCO 3 (тв.) + 2H + (водн.) → Ca 2+ (водн.) + CO 2 (г.) + H 2 O(ж.) (12)

Здесь в скобках сокращенно указано физическое состояние каждого сорта частиц (тв. — твердое, водн. — гидратированный ион в водном растворе, г. — газ, ж. — жидкость).

Уравнение (12) показывает, что твердый CaCO 3 реагирует с двумя гидратированными ионами H + , образуя при этом положительный ион Ca 2+ , CO 2 и H 2 O. Уравнение (12) как и другие полные химические уравнения не дает представления о молекулярном механизме реакции и менее удобно для подсчета количества веществ, однако, оно дает лучшее описание происходящего на микроскопическом уровне.

Закрепите полученные знания о составлении химических уравнений, самостоятельно разобрав пример с решением:

Надеюсь из урока 13 «Составление химических уравнений » вы узнали для себя что-то новое. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.

В таблице 15 приведены названия часто встречающихся кислот, их молекулярные и структурные формулы, а также формульные единицы и названия соответству­ющих солей.

Таблица помогает составлять химические формулы солей бескислородных и кис­лородсодержащих кислот. Для образования химических формул солей надо атомы водорода в кислотах заменить на атомы металлов с учётом их валентности.

Приведённые названия кислот и солей соответствуют принятой международ­ной номенклатуре.

Название бескислородных кислот образуются по правилам для бинарных соединений.

Названия солей начинаются с названия кислотного остатка в именительном падеже. Это название образуется из корня латинского названия химического элемента, образующего кислоту, и окончания "ат" или "ит" в случае солей кислородсодержащих кислот, для солей бескислородных кислот – "ид". Затем в солях бескислородных кислот называется металл в родительном падеже. Причём если атом металла может иметь разную валентность, то её отмечают римской цифрой (в скобках) после названия химического элемента (без пробела). Например, хлорид железа(II) и хлорид олова(IV).

Включение в таблицу названий молекулярных и структурных формул часто встречающихся кислот позволяет легко запомнить приве­дённые в ней сведения.

Названия кислот типа H n XO m составляют с учётом валентности (степени окисления) центрального атома:

– атом X имеет высшую (или единственную) валентность (степень окисления): H 2 SО 4 – серная; HNО 3 – азотная; Н 2 СО 3 – угольная;

– атом X имеет промежуточные степени окисления: H 2 SO 3 – сернистая; HNО 2 – азотистая; НСlО – хлорноватистая.


Таблица 15

Составление химических формул солей


ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ КЛАССОВ

НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Таблица 16 показывает в виде схемы взаимосвязь неорганических веществ разных классов. Изучение свойств веществ показывает, что можно при по­мощи химических реакций переходить от простых веществ к сложным и от одних сложных веществ к другим. Связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения, называет­ся генетической .

Вещества по составу подразделяются на простые и сложные. Среди про­стых веществ различают металлы и неметаллы. Эти две группы веществ могут образовывать многочисленные сложные вещества. К основным классам неорга­нических соединений принадлежат оксиды, гидроксиды и соли. Связь между этими классами веществ обозначена при помощи стрелок.

По таблице можно проследить переходы металлов и неметаллов в оксиды и гидроксиды:

Эти две цепочки превращений аналогичны и роднят металлы и неметаллы.

Однако надо подчеркнуть, что простое вещество металл является родоначаль­ником сложных веществ, обладающих оснóвны­ми свойствами (оснóвных оксидов и оснований). Простое вещество неметалл выступает в качестве родоначальни­ка сложных веществ, проявляющих кислотные свойства (кислотных оксидов и кислот).

Различие свойств кислотных и оснóвных оксидов, а также свойств кислот и оснований приводит к их взаимодействию друг с другом с образованием солей. Таким образом, соли генетически связаны с исходными веществами – металлами и неметаллами – посредством их оксидов и гидроксидов.

Так как соли представляют собой продукты реакций кислот и оснований, то по составу различают средние (нормальные), кислые и оснóвные соли. Кислые соли содержат в своём составе атомы водорода, оснóвные – гидроксогруппы. Названия кислых солей складываются из названий солей с прибавлением слова "гидро", а основных – "гидроксо".

Существуют также двойные соли (соли двух металлов), к ним относят, например, алюмокалиевые квасцы KA1(SО 4) 2 · 12Н 2 О, смешанные соли NаСl · NаF, СаВrСl, комплексные соли Nа 2 , К 3 , К 4 , включая кристаллогидраты СuSО 4 · 5Н 2 О (медный купорос), Nа 2 SО 4 · 10Н 2 О (глауберова соль)

Необходимо научиться составлять химические формулы гидроксидов (кислородсодержащих кислот и оснований) для атома элемента Э с валентностью "n". Гидроксиды получают по реакции присоединения воды к соответствующим оксидам. При этом не имеет значение, происходит ли эта реакция в реальных условиях. Например, химическую формулу угольной кислоты получают сложением всех атомов по уравнению реакции

СО 2 + Н 2 О = Н 2 СО 3 .

Химические формулы метафосфорной , пирофосфорной и ортофосфорной кислот составляют из формулы оксида фосфора(V)1 и соответственно одной, двух и трёх молекул воды:

Р 2 О 5 + Н 2 О = 2НРО 3 ;

Р 2 О 5 + 2Н 2 О = Н 4 Р 2 О 7 ;

Р 2 О 5 + 3Н 2 О = 2Н 3 РО 4 .

Приведённая схема взаимосвязи между классами неорганических веществ не охватывает всего многообразия химических соединений. В этой схеме в качестве бинарных веществ выступают оксиды,

Таблица 16