Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н. Конспект занятия по обучению грамоте на тему «Звуки,
Цель: закрепить навык произношения звуков «Н, НЬ»; развивать фонематический слух; познакомить с буквой.
Задачи:
Обучающие - научить выделять звук «Н» и «НЬ» в слове на слух; научить
определять место звуков Н-НЬ в словах.
Коррекционно – развивающие - развивать фонематический слух, расширять словарь, продолжать учить звуковому анализу слогов; правильно и четко артикулировать.
Воспитательные - развивать интерес к уроку, учить внимательному отношению к слову
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические
Оборудование: Кукла Незнайка, три макета деревенских домика с разноцветными крышами (красной, синей, зеленой), печатные буквы, предметные картинки (носки, ножницы, нитки, нож, апельсин, книги, банан, телефон, стакан, земляника и т. д.).
План урока:
Вводная часть
- Организационный момент
- Повторение пройденных звуков и букв
Основная часть
- Переход к новому материалу
- Артикуляция и характеристика звуков
- Самостоятельное выделение звука
- Динамическая пауза
- Знакомство с образцом буквы «Н» и его анализ
- Составление буквы из счетных палочек
- Звуковой анализ слогов
Итог урока
Ход урока:
Вводная часть
1 Организационный момент
Ребята, сегодня в нашу деревню из трех домов приехал Незнайка.
2 Повторение пройденных звуков и букв.
Давайте мы расскажем Незнайке про эти необычные домики с крышами разных цветов в нашей деревне звуков.
Какие звуки живут в домике с красной крышей? (Дети отвечают: А, О, У, Э, И, Ы) Учитель выставляет буквы в домик.
А какие звуки живут в домике с синей крышей? (Согласные твердые: М, П, Т, К) Выставляются буквы.
Какие звуки живут в домике с зеленой крышей? (Согласные мягкие звуки: МЬ, ПЬ, ТЬ, КЬ)
Основная часть
1 Переход к новому материалу
Незнайка привез много гостинцев в нашу деревню звуков. Учитель выставляет картинки и называет предметы, утрированно выделяя звук «Н и НЬ»
Носки, ножницы, нитки, нож, апельсин, книги, банан, телефон, стакан, земляника.
Какие звуки чаще всего слышатся в этих словах? (Дети: Н и НЬ)
2 Характеристика звуков и артикуляция
Учитель показывает, как произносятся звуки, и объясняет место и способ образования звуков.
Дети самостоятельно произносят звук
Дается характеристика:
«Н» звук согласный, твердый, звонкий
«НЬ» согласный, мягкий, звонкий
3 Самостоятельное выделение звука
Ребята помогите Незнайке разнести подарки по домам.
В какой домик отнесет Незнайка подарки-картинки, с зеленой крышей или с синей?
Каждый из вас возьмет по одной картинке назовет предмет и угадает, какой звук в этом слове «Н» или «НЬ» и отнесет в нужный домик.
Предлагаются картинки: ножницы, нитки, коньки, нож, телефон, носки, лимон, стакан, книга, батон, банан, пион, линейка.
(Каждый ребенок берет по две картинки и вкладывает в нужный дом)
4 Динамическая пауза
Хлопаем в ладоши –
Пусть попляшут ножки.
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки здесь и ножки там,
Что за шум и что за гам?
5 Д/И «Найди место звуку»
Незнайка был очень аккуратный и хотел, чтобы каждый находился не только в своем домике, но и на своем месте, в своем окошке.
Давайте поможем нашему другу. Если звук Н или НЬ находится в начале слова, мы картинку разместим в первое окошко, т. е. в начало; если в середине, то во второе окошко, т. е. в середину; если звук в конце, то в третье окошко, т.е. в конец.
Те же самые картинки размещаются в нужное окошко.
5 Знакомство с образцом буквы «Н» и его анализ.
Учитель: Ребята, звук «Н» обозначается буквой Н.(Показывает на карточке.)
Посмотрите и подумайте на что похожа буква Н. (При затруднении предложить свои варианты)
Н похожа На Насест.
Есть, где курочкам присесть.
Н похожа на носилки,
Тут доска посерединке.
Мы за ручки взялись дружно –
Носим мусор куда нужно.
Из каких элементов состоит буква?
(Дети объясняют: из двух длинных и одной короткой)
6 Составление буквы из счетных палочек
7 «Выложи слоги из звуков»
Незнайка принес нам звуковые пеналы, чтобы мы поиграли в игру.
Я произношу слоги, а вы выкладываете из фишек-звуков эти слоги и повторяете, что у вас получилось.
Логопед предлагает: АН, ОН, УН, НИ, ЫН, НЫ.
(На следующем занятии можно предложить звуко-буквенный анализ)
8 Итог
Логопед задает вопрос:
Ребята, а имя Незнайки на какой звук начинается? (НЬ)
Значит, в каком домике поселиться наш гость? (В домике с зеленой крышей)
А где находится звук НЬ в слове Незнайка? (В начале)
Значит, из какого окошка с нами попрощается Незнайка?(Из первого)
Правильно ребята, вы все сегодня были хорошими помощниками Незнайки!
Самоанализ:
Хотелось бы отметить, что занятия, где проводилась сюжетная линия и сказочные герои оправдывают свои цели, так как дети с удовольствиям выполняют задания, и этот прием позволяет большее время концентрировать внимание. Благодаря этому приему, наглядностям дети познакомились, усвоили, запомнили звук и букву Н и научились дифференцировать по твердости и мягкости звуки Н-НЬ. Поставленные мною задачи были выполнены, но инертность в выполнении заданий из-за первичного диагноза
детей, к сожалению, увеличило время занятия.
Тема: Звук [н]
Цели: уметь выделять звук [н] среди других согласны звуков, определять место звука в слове; образовывать суще ствительные с помощью суффиксов: -ата, -ята, -онок, -енок развивать графические умения и навыки.
1. Организационный момент
Игра с мячом «Назови правильно» (овощ - помидор цветок - роза, птица - грач...).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед произносит:
Звук [н] (так погоняем лошадку) - согласный, звонкий. Произносим этот звук в нос, коротко, его нельзя петь.1
«Поймай звук».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [н] в ряду звуков: П"Н-З"К"Н-д...
«Чисто говорки». Дети повторяют:
но-но - - открыли мы окно
на-на - в небе луна
ну-ну - смотрим на луну
Дети называют картинки со звуком [н].
«Веселый поезд».
Дети должны найти место звука [н] в слове и поставить
картинку (нож, носки, апельсин, телефон, диван, зонтик, лимон...) в вагончик (в начале, в середине, в конце слова).
«Доскажи словечко» (по картинкам).
Маша надела теплые... носки.
Дима съел сладкий... апельсин.
Бабушка в чай положила... лимон.
У Наташи новый... зонтик.
«Слушай внимательно».
Дети поднимают руку, услышав звук [н] в стихотворении:
Наступает ночка,
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Т. Воронько
4. Физкультминутка «Медведь, заяц, цапля»
Дети двигаются по кругу под удары бубна: под быстрые удары - скачут, как зайчик. Под редкие - идут, как медведь, бубен замолкает - стоят на одной ноге, как цапля.
5. Игра с пазлами «Чей малыш?»
Дети должны назвать взрослых животных, найти их детенышей и проверить ответ при помощи пазла.
«Что ты знаешь о животных?».
Дети отвечают на вопросы: Где живет? Как выглядит? Чем питается? Как зовут детенышей?
«Кто с кем гуляет?».
Дети называют детенышей животных: у зайца - - зайчата, у лисы - лисята, у белки - ...
6. развитие моторики
Маргарита Семенова
Конспект занятия «Звуки [н]-[н’]. Буква н»
Конспект занятия Звуки Н , Нь. Буква Н
Цель : Закрепить навык чёткого произношения звуков "Н" "Нь". Развивать слуховое и зрительное внимание, память. Развивать фонематический слух, речь, мелкую моторику. Развивать навыки звукового анализа и синтеза . Чтение прямых и обратных слогов. Пополнение словарного запаса. Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога и друг друга.
Оборудование : Предметные картинки с заданными звуками Н и Нь . Наборы для звукового анализа . Таблицы слогов. Палочки, спички, мозаика, карандаши. Рабочие тетради О. С. Гомзяк альбом 1.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи :
Каждый день всегда, везде на занятиях , в игре
Верно, чётко говорим никуда мы не спешим.
Логопед : Предлагаю поиграть в игру "Немое кино" мы повторим звуки , которые уже учили. А какие это звуки - догадайтесь сами (логопед беззвучно артикулирует пройденные гласные звуки ) - дети их озвучивают : а, у, о, и, ы.
Логопед : Ребята, какие это звуки ?
Вспомните, какой согласный звук мы изучили на прошлом занятии ? (м, мь)
Чем отличаются гласные звуки от согласных ?
2. Знакомство со звуками "Н", "Нь". Характеристика звука .
Ребята отгадайте загадки (с опорой на картинки) :
Очень много силы в нем, Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос, Будто нос тыщу рос (слон)
Ребята отгадайте 2-ю загадку :
Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру. Кто это? (конь)
Логопед : А какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но- но -но)
Логопед : Можно пропеть звук Н ? Что участвует в произнесении звука Н ? (язык, зубы, губы (работа с зеркалами)
В слове слон, последний звук Н согласный , твёрдый. А в слове конь - какой последний звук ? (Нь) . Значит, звук Н бывает твёрдым и мягким Нь.
3. Игра "Какой звук ?". Определить твердость и мягкость звуков "Н", "Нь" в словах : нора, норка, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин, кабан, олень, коньки (Поднимите фишки синего цвета, когда услышите твердый звук в слове , зеленый-мягкий)
4. Звуковой анализ слова кони . Составление схемы слова.
Дети составляют схему на столах, логопед на доске.
5. Знакомство с буквой Н . Показ и рассматривание буквы .
Логопед : На что похожа буква Н ? Выкладывание буквы из палочек , спичек, мазаики (на выбор)
5. Чтение слогов.
НА, НО, НУ, НИ, НЫ
АН, ОН, УН, ИН, ЫН
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «Запретное движение»
6. Работа в тетрадях С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» стр. 24
Задание №4 «Заполни клетки по образцу» .
Пальчиковая игра «Карандаш»
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
№5 «Прочитай и напечатай слово до конца строки по образцу» .
7. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа "Нос".
Логопед : Послушайте интересную информацию о разных носах.
У Буратино, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А у животных нос это важный орган, он спасает им жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу. Дятлы, например своим носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц и у рыбы-меч есть страшное оружие - свой нос, им она протыкает свою добычу. Свинья своим носом-пятачком выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы - трюфели.
Логопед : Ребята, подскажите, какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (это слон) .
Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.
А в наших лесах живёт птичка – клёст. Эта птичка своим носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них семена.
В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв - это измеритель температуры песка, в песок они закапывают яйца, чтобы вылупились птенцы. Песок должен быть определенной температуры.
У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды, какой как вы думаете? (муравьев) .
8. Итог занятия .
Ребята, с какими звуками и буквой мы знакомились ? Какое задание вам понравилось? Что интересного вы узнали? (ответы детей)
Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, все справились с заданиями (Поощрение наклейками в блокноты) .
Подготовила учитель-логопед Семенова Маргарита Васильевна
Публикации по теме:
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Звуки Б, Бь. Буква Б". Составила: учитель – логопед Катина.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ф, ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [ф, ф"]. Буква Ф» для детей группы общеразвивающей направленности от 6-х до 8-ти лет Цель:.
Конспект занятия «Звуки [Р]-[Р’], буква Р» Цель: сформировать у детей навыки чёткого различения звуков Р, РЬ и применение правильного использования в устной и письменной речи. Задачи:.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В - Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Т]-[Т’] Буква Т» Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные: -продолжить учить детей выделять звуки /т-ть/ в словах, определять место звука в слове;.
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Д]-[Д’] и буква Д» Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе Составила: воспитатель высшей квалификационной категории.
Тема: Звук (Н) и буква (Н).
Цель: Совершенствование устной речи, обогащение словаря.
- Уточнить артикуляцию звука «Н».
- Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком «Н».
- Составление предложений с предлогом «на, над».
- Познакомить с образом буквы «Н».
Оборудование: мяч, зеркала, набор картинок, наборное полотно, магнитная доска, фломастер, карандаш-штамп, лист темной бумаги, гуашь.
Ход занятия
1. Разминка для ума.
Где живут эти звери и птицы? (игра проводится в кругу с мячом).
Теленок – (в хлеву)
Бельчонок – (в дупле)
Зайчонок – (под кустом)
Медвежонок – (в берлоге)
Лисенок – (в норе)
Вороненок – (в гнезде).
2. Повторение пройденного.
Артикуляционная гимнастика.
Экскаватор землю роет (упражнение «Чашечка»)
Новый дом высотный строит.
Этажи все выше в нем (кончик языка тянется к носу)
Новоселы въедут в дом.
3. Новый материал.
Дети, отгадайте загадку:
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда раскинут
Над тобой и надо мной
То он серый, то он синий,
То он ярко- голубой. (Небо)
На какой звук начинается слово небо? (ответы детей)
- Сегодня звук «Н» приглашает нас к себе в гости. Кто найдет слова со звуком «Н», тот и войдет в нашу сказку. (Детям раздаются картинки. Они отбирают те, в названии которых есть звук «Н»):
Ножницы, ваза, зонтик, телефон, чемодан, диван, посуда, машина…
- Звук «Н» рад, что вы нашли слова, в которых он живет. Он просит, чтобы вы рассказали, как правильно его произносить.
(дети смотрят в зеркало, произносят звук «Н» и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)
Губы разомкнуты, зубы сближены, язык за верхними зубами, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка.
4. Закрепление нового материала.
- У звука «Н» сегодня большой праздник – новоселье. Он построил дом на берегу реки. Сегодня вселяются новоселы – это животные, в названии которых есть звук «Н». Давайте, ребята, поможем новоселам вселиться в дом.
Педагог рисует на доске трехэтажный дом с двумя квартирами на каждом этаже. Детям предлагаются картинки, используемые на первом этапе занятия:
Теленок, бельчонок, медвежонок, лисенок, вороненок.
Ребенок выбирает картинку и размещает ее в доме (магнит), сопровождая свои действия словами: «Теленок будет жить на втором этаже в квартире слева…»
Воспитатель: - Все наши друзья поселились в удобных квартирах. Они приглашают нас к себе в гости. Но идти с пустыми руками на новоселье не принято. Давайте, ребята, мы выберем подарки для наших новоселов. Но раз занятие наше проходит в стране звука «Н», то и подарки должны быть с этим звуком. Выбирайте, пожалуйста.
Педагог выставляет на наборном полотне картинки со звуком «Н» и без него: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, чемодан, зонт, замок.
Дети выбирают предмет со звуком «Н» и дарят его новоселу.
Например: - Я подарю диван бельчонку, который живет на втором этаже справа
(картинка с изображением подарка размещается так, чтобы не был виден предмет – прикрепляется обратной стороной)
После того, как все подарки раздарены, воспитатель просит детей вспомнить, на каком этаже поселился вороненок и что ему подарили.
(Предполагаемый ответ: -Вороненок поселился на третьем этаже слева. Мы подарили ему зонт).
- Работа по составлению предложений с предлогами «на», «над».
Картинки, закрывающие «новоселов» убираются. Дети должны видеть всех «жильцов» дома.
Педагог задает вопросы:
Кто живет в нашем доме на первом этаже? (на втором этаже? На третьем этаже?)
Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «на».
(- На первом этаже живут бельчонок и зайчонок.)
Кто живет над зайчонком? (медвежонком, теленком, бельчонком)
Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «над».
(- Над зайчонком живет бельчонок).
Физкультминутка
А сейчас мы превратимся в зверей и птиц. Ваша задача непростая: внимательно послушайте меня и изобразите животное или птицу.
Какие звуки издаёт вороненок? (кар-кар-кар.)
Превратимся в воронят и... полетели. (Руки в стороны и со звуками кар-кар-кар дети изображают летящихворонят.)
А какие звуки издаёт лягушка? (Ква-ква.)
Превратились в лягушек и прыгаем, как они.
А как у нас говорит петушок? (Кукареку.)
А теперь мы петушки, спинки выпрямили, хохолок навострили, сапоги у нас со шпорами, показываем их, красуемся и важно шествуем.
- Знакомство с буквой.
У звука «Н» есть родная сестра – буква «Н» (эн). Они очень любят друг друга, но одного можно только услышать, а другую можно только увидеть.
Кого можно услышать? (Звук «Н»)
Кого можно увидеть? (Букву «Н»)
Познакомьтесь! Вот она буква «Н».
Буква «Н» как лесенка,
Все движемся вперед,
Как лесенка, чудесенка,
В мир знаний нас зовет!
5. Заключительная часть.
Развитие мелкой моторики.
Буква «Н» собралась в гости к новоселам, но наступила ночь. На небе не было ни одной звездочки и буква «Н» заблудилась. Ребята, давайте поможем букве «Н» добраться до дома, зажжем на небе много маленьких звездочек, которые осветят ей путь.
Работа с карандашом – штампом.
Конспект логопедического занятия в старшей группе содержит развивающие игры и задания по теме «Звук [н]» и позволяет сформировать фонетико-фонемат ические представления детей с общим недоразвитием речи. Помимо классических средств предлагается использовать сюрпризный момент, введение героя, аудиозапись, что вызывает положительную мотивацию и интерес к занятию у детей. Данное занятие будет интересно учителям-логопед ам, дефектологам, воспитателям.
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Звук [Н]. Путешествие к Царевне-Несмеяне»
Цель :
- Знакомство детей со звуком [н].
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей со звуком [н] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
- уточнить артикуляцию звука [н];
- продолжать формировать понятие «согласный звонкий звук»;
- учить четко интонировать звук [н];
- учить выделять звуки [н];
- обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать фонематический слух;
- развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
- учить слушать других детей, не перебивать;
- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
- «Звуковичок» (символ согласных звуков (твердых, звонких)), профиль артикуляции звука [н], сюжетная картинка «Царевна Несмеяна», индивидуальные зеркала, звуковые пеналы (на каждого ребенка), «ковер-самолет», аудиозапись.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет, предлагает им поздороваться с гостями и пройти на ковер.
Логопед: Ребята, посмотрите, у нас в группе появился новый ковер. Но это не обычный ковер, а ковер-самолет. Хотите отправиться на нем в путешествие?
Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза и мы начинаем наше путешествие.
Звучит музыка.
Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса и реки… И мы с вами прилетели в страну сказок. Открывайте глаза и потихоньку вставайте. Посмотрите, кто нас встречает. Вы узнали героиню сказки?
Дети: Царевна-Несмеяна.
Логопед: Верно! Садитесь на свои стульчики.
2. Основная часть.
Логопед: Ребята, послушайте внимательно историю про царевну.
Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна-Несмеяна. Сидит Несмеяна на троне и ноет: [н]-[н]-[н]. Ребята, возьмите зеркала и покажите, как ныла Несмеяна.
Дети: Произносят звук [н], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Логопед: Ребята, вы уже догадались с каким звуком мы познакомимся?
Дети: Мы познакомимся со звуком [н].
Логопед: Верно! Давайте посмотрим, как мы произносим звук [н]. (Логопед помещает на доску схему артикуляции звука [н].) Губы разомкнуты. Зубы сближены. Кончик языка прижат к верхним зубам. Ребята, что встречает во рту выдыхаемый воздух?
Дети: Воздух встречает во рту преграду.
Логопед: Если воздух встретил во рту преграду, мы можем петь звук [н]?
Дети: Нет.
Логопед: Как мы называем звуки, которые нельзя петь?
Дети: Согласные.
Логопед: Верно! Звук [н] — это согласный звук. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [н]. Горлышко «дрожит»?
Значит звук [н] какой?
Дети: Звук [н] — звонкий.
Логопед: Верно! Ребята, посмотрите, что происходит с губами, когда мы произносим звук [н]?
Дети: Губы не улыбаются.
Логопед: Значит звук [н] какой?
Дети: Звук [н] — твердый.
Логопед: Кружком какого цвета мы обозначаем согласный твердый звук? Что обозначает колокольчик?
Дети: Согласный твердый звук обозначаем синим кружком. Колокольчик обозначает, что звук звонкий.
Логопед: Молодцы! Давайте все повторим про звук [н]. Какой он? А поможет нам звуковичок.
Дети: Повторяют характеристику звука.
Логопед: Молодцы! Ребята, Несмеяна на нас даже не смотрит, а пуще прежнего ревет. Поиграем в игру «Как живешь?» и покажем Несмеяне, что нужно жить с радостью.
Логопед: Молодцы! Ребята, пришли к Несмеяне няньки и давай её веселить, звук [н] в словах ловить. Поиграем и мы в игру «Поймай звук [н]«. Я буду произносить слова, когда вы услышите звук [н] — хлопните в ладоши.
Царевна, ревет, улыбнуться, плачет, принц, трон, шум, Несмеяна, ноет, кричит.
Дети: Выполняют задание.
Логопед: Молодцы! Но Несмеяна все ревет, ругается, нянек за косы таскает. Убежали няньки. Осталась Несмеяна одна-одинешенька.
Ночь на дворе. Рассмотрите картинку «Царевна Несмеяна». Назовите слова со звуком [н]. Где спрятался звук [н], в начале, в середине или в конце?
Дети: Называют слова со звуком [н], определяют место звука в словах.
Логопед: Молодцы! Ребята, сидит Несмеяна одна-одинешенька, вся в слезах, капризничает. Приехали к ней принцы заморские. Ходят перед нею, шутят, а она им задания дает: «Что я скажу — покажите на схеме» (ан, ин, на). Не могут принцы выполнить ее задание. А вы сможете?
Дети: Составляют схемы слогов с помощью звуковых пеналов.
Логопед: Молодцы, ребята! Несмеяна обрадовалась, что вы справились с ее заданием и заулыбалась. Поняла Несмеяна, что лучше жить с радостью, чем печалиться и грустить. Подарим и мы улыбки друг другу. А теперь пришла пора возвращаться в группу.
Садитесь на наш волшебный ковер-самолет, закрывайте глазки.
Звучит музыка.
Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают поля, леса и реки… Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей группе. Открывайте глаза, потихоньку вставайте.
3. Итог занятия.
Логопед: Ребята, вам понравилось путешествие? С каким звуком мы познакомились в путешествии? Что вам понравилось больше всего? Что было труднее всего сделать?
Дети: Отвечают на вопросы.
Герасимова Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад № 67″,
город Ярославль