Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н. Конспект занятия по обучению грамоте на тему «Звуки,


Цель: закрепить навык произношения звуков «Н, НЬ»; развивать фонематический слух; познакомить с буквой.
Задачи:
Обучающие - научить выделять звук «Н» и «НЬ» в слове на слух; научить
определять место звуков Н-НЬ в словах.
Коррекционно – развивающие - развивать фонематический слух, расширять словарь, продолжать учить звуковому анализу слогов; правильно и четко артикулировать.
Воспитательные - развивать интерес к уроку, учить внимательному отношению к слову

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические

Оборудование: Кукла Незнайка, три макета деревенских домика с разноцветными крышами (красной, синей, зеленой), печатные буквы, предметные картинки (носки, ножницы, нитки, нож, апельсин, книги, банан, телефон, стакан, земляника и т. д.).

План урока:

Вводная часть
- Организационный момент
- Повторение пройденных звуков и букв
Основная часть
- Переход к новому материалу
- Артикуляция и характеристика звуков
- Самостоятельное выделение звука
- Динамическая пауза
- Знакомство с образцом буквы «Н» и его анализ
- Составление буквы из счетных палочек
- Звуковой анализ слогов
Итог урока

Ход урока:

Вводная часть

1 Организационный момент
Ребята, сегодня в нашу деревню из трех домов приехал Незнайка.

2 Повторение пройденных звуков и букв.
Давайте мы расскажем Незнайке про эти необычные домики с крышами разных цветов в нашей деревне звуков.
Какие звуки живут в домике с красной крышей? (Дети отвечают: А, О, У, Э, И, Ы) Учитель выставляет буквы в домик.
А какие звуки живут в домике с синей крышей? (Согласные твердые: М, П, Т, К) Выставляются буквы.
Какие звуки живут в домике с зеленой крышей? (Согласные мягкие звуки: МЬ, ПЬ, ТЬ, КЬ)

Основная часть
1 Переход к новому материалу
Незнайка привез много гостинцев в нашу деревню звуков. Учитель выставляет картинки и называет предметы, утрированно выделяя звук «Н и НЬ»

Носки, ножницы, нитки, нож, апельсин, книги, банан, телефон, стакан, земляника.

Какие звуки чаще всего слышатся в этих словах? (Дети: Н и НЬ)

2 Характеристика звуков и артикуляция
Учитель показывает, как произносятся звуки, и объясняет место и способ образования звуков.
Дети самостоятельно произносят звук
Дается характеристика:
«Н» звук согласный, твердый, звонкий
«НЬ» согласный, мягкий, звонкий

3 Самостоятельное выделение звука
Ребята помогите Незнайке разнести подарки по домам.
В какой домик отнесет Незнайка подарки-картинки, с зеленой крышей или с синей?
Каждый из вас возьмет по одной картинке назовет предмет и угадает, какой звук в этом слове «Н» или «НЬ» и отнесет в нужный домик.
Предлагаются картинки: ножницы, нитки, коньки, нож, телефон, носки, лимон, стакан, книга, батон, банан, пион, линейка.
(Каждый ребенок берет по две картинки и вкладывает в нужный дом)

4 Динамическая пауза

Хлопаем в ладоши –
Пусть попляшут ножки.
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки здесь и ножки там,
Что за шум и что за гам?

5 Д/И «Найди место звуку»
Незнайка был очень аккуратный и хотел, чтобы каждый находился не только в своем домике, но и на своем месте, в своем окошке.
Давайте поможем нашему другу. Если звук Н или НЬ находится в начале слова, мы картинку разместим в первое окошко, т. е. в начало; если в середине, то во второе окошко, т. е. в середину; если звук в конце, то в третье окошко, т.е. в конец.
Те же самые картинки размещаются в нужное окошко.

5 Знакомство с образцом буквы «Н» и его анализ.
Учитель: Ребята, звук «Н» обозначается буквой Н.(Показывает на карточке.)
Посмотрите и подумайте на что похожа буква Н. (При затруднении предложить свои варианты)

Н похожа На Насест.
Есть, где курочкам присесть.

Н похожа на носилки,
Тут доска посерединке.
Мы за ручки взялись дружно –
Носим мусор куда нужно.

Из каких элементов состоит буква?
(Дети объясняют: из двух длинных и одной короткой)

6 Составление буквы из счетных палочек

7 «Выложи слоги из звуков»
Незнайка принес нам звуковые пеналы, чтобы мы поиграли в игру.
Я произношу слоги, а вы выкладываете из фишек-звуков эти слоги и повторяете, что у вас получилось.
Логопед предлагает: АН, ОН, УН, НИ, ЫН, НЫ.
(На следующем занятии можно предложить звуко-буквенный анализ)

8 Итог
Логопед задает вопрос:
Ребята, а имя Незнайки на какой звук начинается? (НЬ)
Значит, в каком домике поселиться наш гость? (В домике с зеленой крышей)
А где находится звук НЬ в слове Незнайка? (В начале)
Значит, из какого окошка с нами попрощается Незнайка?(Из первого)
Правильно ребята, вы все сегодня были хорошими помощниками Незнайки!

Самоанализ:
Хотелось бы отметить, что занятия, где проводилась сюжетная линия и сказочные герои оправдывают свои цели, так как дети с удовольствиям выполняют задания, и этот прием позволяет большее время концентрировать внимание. Благодаря этому приему, наглядностям дети познакомились, усвоили, запомнили звук и букву Н и научились дифференцировать по твердости и мягкости звуки Н-НЬ. Поставленные мною задачи были выполнены, но инертность в выполнении заданий из-за первичного диагноза
детей, к сожалению, увеличило время занятия.

Тема: Звук [н]

Цели: уметь выделять звук [н] среди других согласны звуков, определять место звука в слове; образовывать суще ствительные с помощью суффиксов: -ата, -ята, -онок, -енок развивать графические умения и навыки.

1. Организационный момент

Игра с мячом «Назови правильно» (овощ - помидор цветок - роза, птица - грач...).

2. Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед произносит:

Звук [н] (так погоняем лошадку) - согласный, звон­кий. Произносим этот звук в нос, коротко, его нельзя петь.1

«Поймай звук».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [н] в ряду звуков: П"Н-З"К"Н-д...

«Чисто говорки». Дети повторяют:

но-но - - открыли мы окно

на-на - в небе луна

ну-ну - смотрим на луну

Дети называют картинки со звуком [н].

«Веселый поезд».

Дети должны найти место звука [н] в слове и поставить

картинку (нож, носки, апельсин, телефон, диван, зонтик, ли­мон...) в вагончик (в начале, в середине, в конце слова).

«Доскажи словечко» (по картинкам).

Маша надела теплые... носки.

Дима съел сладкий... апельсин.

Бабушка в чай положила... лимон.

У Наташи новый... зонтик.

«Слушай внимательно».

Дети поднимают руку, услышав звук [н] в стихотворении:

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Т. Воронько

4. Физкультминутка «Медведь, заяц, цапля»

Дети двигаются по кругу под удары бубна: под быстрые удары - скачут, как зайчик. Под редкие - идут, как мед­ведь, бубен замолкает - стоят на одной ноге, как цапля.

5. Игра с пазлами «Чей малыш?»

Дети должны назвать взрослых животных, найти их дете­нышей и проверить ответ при помощи пазла.

«Что ты знаешь о животных?».

Дети отвечают на вопросы: Где живет? Как выглядит? Чем питается? Как зовут детенышей?

«Кто с кем гуляет?».

Дети называют детенышей животных: у зайца - - зайча­та, у лисы - лисята, у белки - ...

6. развитие моторики

Маргарита Семенова
Конспект занятия «Звуки [н]-[н’]. Буква н»

Конспект занятия Звуки Н , Нь. Буква Н

Цель : Закрепить навык чёткого произношения звуков "Н" "Нь". Развивать слуховое и зрительное внимание, память. Развивать фонематический слух, речь, мелкую моторику. Развивать навыки звукового анализа и синтеза . Чтение прямых и обратных слогов. Пополнение словарного запаса. Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога и друг друга.

Оборудование : Предметные картинки с заданными звуками Н и Нь . Наборы для звукового анализа . Таблицы слогов. Палочки, спички, мозаика, карандаши. Рабочие тетради О. С. Гомзяк альбом 1.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи :

Каждый день всегда, везде на занятиях , в игре

Верно, чётко говорим никуда мы не спешим.

Логопед : Предлагаю поиграть в игру "Немое кино" мы повторим звуки , которые уже учили. А какие это звуки - догадайтесь сами (логопед беззвучно артикулирует пройденные гласные звуки ) - дети их озвучивают : а, у, о, и, ы.

Логопед : Ребята, какие это звуки ?

Вспомните, какой согласный звук мы изучили на прошлом занятии ? (м, мь)

Чем отличаются гласные звуки от согласных ?

2. Знакомство со звуками "Н", "Нь". Характеристика звука .

Ребята отгадайте загадки (с опорой на картинки) :

Очень много силы в нем, Ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос, Будто нос тыщу рос (слон)

Ребята отгадайте 2-ю загадку :

Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру. Кто это? (конь)

Логопед : А какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но- но -но)

Логопед : Можно пропеть звук Н ? Что участвует в произнесении звука Н ? (язык, зубы, губы (работа с зеркалами)

В слове слон, последний звук Н согласный , твёрдый. А в слове конь - какой последний звук ? (Нь) . Значит, звук Н бывает твёрдым и мягким Нь.

3. Игра "Какой звук ?". Определить твердость и мягкость звуков "Н", "Нь" в словах : нора, норка, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин, кабан, олень, коньки (Поднимите фишки синего цвета, когда услышите твердый звук в слове , зеленый-мягкий)

4. Звуковой анализ слова кони . Составление схемы слова.

Дети составляют схему на столах, логопед на доске.

5. Знакомство с буквой Н . Показ и рассматривание буквы .

Логопед : На что похожа буква Н ? Выкладывание буквы из палочек , спичек, мазаики (на выбор)

5. Чтение слогов.

НА, НО, НУ, НИ, НЫ

АН, ОН, УН, ИН, ЫН

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «Запретное движение»

6. Работа в тетрадях С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» стр. 24

Задание №4 «Заполни клетки по образцу» .

Пальчиковая игра «Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

№5 «Прочитай и напечатай слово до конца строки по образцу» .

7. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа "Нос".

Логопед : Послушайте интересную информацию о разных носах.

У Буратино, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А у животных нос это важный орган, он спасает им жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу. Дятлы, например своим носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц и у рыбы-меч есть страшное оружие - свой нос, им она протыкает свою добычу. Свинья своим носом-пятачком выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы - трюфели.

Логопед : Ребята, подскажите, какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (это слон) .

Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.

А в наших лесах живёт птичка – клёст. Эта птичка своим носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них семена.

В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв - это измеритель температуры песка, в песок они закапывают яйца, чтобы вылупились птенцы. Песок должен быть определенной температуры.

У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды, какой как вы думаете? (муравьев) .

8. Итог занятия .

Ребята, с какими звуками и буквой мы знакомились ? Какое задание вам понравилось? Что интересного вы узнали? (ответы детей)

Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, все справились с заданиями (Поощрение наклейками в блокноты) .

Подготовила учитель-логопед Семенова Маргарита Васильевна

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Звуки Б, Бь. Буква Б". Составила: учитель – логопед Катина.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ф, ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [ф, ф"]. Буква Ф» для детей группы общеразвивающей направленности от 6-х до 8-ти лет Цель:.

Конспект занятия «Звуки [Р]-[Р’], буква Р» Цель: сформировать у детей навыки чёткого различения звуков Р, РЬ и применение правильного использования в устной и письменной речи. Задачи:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В - Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Т]-[Т’] Буква Т» Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные: -продолжить учить детей выделять звуки /т-ть/ в словах, определять место звука в слове;.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Д]-[Д’] и буква Д» Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе Составила: воспитатель высшей квалификационной категории.

Тема: Звук (Н) и буква (Н).

Цель: Совершенствование устной речи, обогащение словаря.

  • Уточнить артикуляцию звука «Н».
  • Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком «Н».
  • Составление предложений с предлогом «на, над».
  • Познакомить с образом буквы «Н».

Оборудование: мяч, зеркала, набор картинок, наборное полотно, магнитная доска, фломастер, карандаш-штамп, лист темной бумаги, гуашь.

Ход занятия

1. Разминка для ума.

Где живут эти звери и птицы? (игра проводится в кругу с мячом).

Теленок – (в хлеву)

Бельчонок – (в дупле)

Зайчонок – (под кустом)

Медвежонок – (в берлоге)

Лисенок – (в норе)

Вороненок – (в гнезде).

2. Повторение пройденного.

Артикуляционная гимнастика.

Экскаватор землю роет (упражнение «Чашечка»)

Новый дом высотный строит.

Этажи все выше в нем (кончик языка тянется к носу)

Новоселы въедут в дом.

3. Новый материал.

Дети, отгадайте загадку:

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда раскинут

Над тобой и надо мной

То он серый, то он синий,

То он ярко- голубой. (Небо)

На какой звук начинается слово небо? (ответы детей)

  • Сегодня звук «Н» приглашает нас к себе в гости. Кто найдет слова со звуком «Н», тот и войдет в нашу сказку. (Детям раздаются картинки. Они отбирают те, в названии которых есть звук «Н»):

Ножницы, ваза, зонтик, телефон, чемодан, диван, посуда, машина…

  • Звук «Н» рад, что вы нашли слова, в которых он живет. Он просит, чтобы вы рассказали, как правильно его произносить.

(дети смотрят в зеркало, произносят звук «Н» и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)

Губы разомкнуты, зубы сближены, язык за верхними зубами, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка.

4. Закрепление нового материала.

  • У звука «Н» сегодня большой праздник – новоселье. Он построил дом на берегу реки. Сегодня вселяются новоселы – это животные, в названии которых есть звук «Н». Давайте, ребята, поможем новоселам вселиться в дом.

Педагог рисует на доске трехэтажный дом с двумя квартирами на каждом этаже. Детям предлагаются картинки, используемые на первом этапе занятия:

Теленок, бельчонок, медвежонок, лисенок, вороненок.

Ребенок выбирает картинку и размещает ее в доме (магнит), сопровождая свои действия словами: «Теленок будет жить на втором этаже в квартире слева…»

Воспитатель: - Все наши друзья поселились в удобных квартирах. Они приглашают нас к себе в гости. Но идти с пустыми руками на новоселье не принято. Давайте, ребята, мы выберем подарки для наших новоселов. Но раз занятие наше проходит в стране звука «Н», то и подарки должны быть с этим звуком. Выбирайте, пожалуйста.

Педагог выставляет на наборном полотне картинки со звуком «Н» и без него: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, чемодан, зонт, замок.

Дети выбирают предмет со звуком «Н» и дарят его новоселу.

Например: - Я подарю диван бельчонку, который живет на втором этаже справа

(картинка с изображением подарка размещается так, чтобы не был виден предмет – прикрепляется обратной стороной)

После того, как все подарки раздарены, воспитатель просит детей вспомнить, на каком этаже поселился вороненок и что ему подарили.

(Предполагаемый ответ: -Вороненок поселился на третьем этаже слева. Мы подарили ему зонт).

  • Работа по составлению предложений с предлогами «на», «над».

Картинки, закрывающие «новоселов» убираются. Дети должны видеть всех «жильцов» дома.

Педагог задает вопросы:

Кто живет в нашем доме на первом этаже? (на втором этаже? На третьем этаже?)

Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «на».

(- На первом этаже живут бельчонок и зайчонок.)

Кто живет над зайчонком? (медвежонком, теленком, бельчонком)

Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «над».

(- Над зайчонком живет бельчонок).

Физкультминутка

А сейчас мы превратимся в зверей и птиц. Ваша задача непростая: внимательно послушайте меня и изобразите животное или птицу.

Какие звуки издаёт вороненок? (кар-кар-кар.)

Превратимся в воронят и... полетели. (Руки в стороны и со звуками кар-кар-кар дети изображают летящихворонят.)

А какие звуки издаёт лягушка? (Ква-ква.)

Превратились в лягушек и прыгаем, как они.

А как у нас говорит петушок? (Кукареку.)

А теперь мы петушки, спинки выпрямили, хохолок навострили, сапоги у нас со шпорами, показываем их, красуемся и важно шествуем.

  • Знакомство с буквой.

У звука «Н» есть родная сестра – буква «Н» (эн). Они очень любят друг друга, но одного можно только услышать, а другую можно только увидеть.

Кого можно услышать? (Звук «Н»)

Кого можно увидеть? (Букву «Н»)

Познакомьтесь! Вот она буква «Н».

Буква «Н» как лесенка,

Все движемся вперед,

Как лесенка, чудесенка,

В мир знаний нас зовет!

5. Заключительная часть.

Развитие мелкой моторики.

Буква «Н» собралась в гости к новоселам, но наступила ночь. На небе не было ни одной звездочки и буква «Н» заблудилась. Ребята, давайте поможем букве «Н» добраться до дома, зажжем на небе много маленьких звездочек, которые осветят ей путь.

Работа с карандашом – штампом.

Конспект логопедического занятия в старшей группе содержит развивающие игры и задания по теме «Звук [н]» и позволяет сформировать фонетико-фонемат ические представления детей с общим недоразвитием речи. Помимо классических средств предлагается использовать сюрпризный момент, введение героя, аудиозапись, что вызывает положительную мотивацию и интерес к занятию у детей. Данное занятие будет интересно учителям-логопед ам, дефектологам, воспитателям.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Звук [Н]. Путешествие к Царевне-Несмеяне»

Цель :

  • Знакомство детей со звуком [н].

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей со звуком [н] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
  • уточнить артикуляцию звука [н];
  • продолжать формировать понятие «согласный звонкий звук»;
  • учить четко интонировать звук [н];
  • учить выделять звуки [н];
  • обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

  • учить слушать других детей, не перебивать;
  • воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Оборудование:

  • «Звуковичок» (символ согласных звуков (твердых, звонких)), профиль артикуляции звука [н], сюжетная картинка «Царевна Несмеяна», индивидуальные зеркала, звуковые пеналы (на каждого ребенка), «ковер-самолет», аудиозапись.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет, предлагает им поздороваться с гостями и пройти на ковер.

Логопед: Ребята, посмотрите, у нас в группе появился новый ковер. Но это не обычный ковер, а ковер-самолет. Хотите отправиться на нем в путешествие?

Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза и мы начинаем наше путешествие.

Звучит музыка.

Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса и реки… И мы с вами прилетели в страну сказок. Открывайте глаза и потихоньку вставайте. Посмотрите, кто нас встречает. Вы узнали героиню сказки?

Дети: Царевна-Несмеяна.

Логопед: Верно! Садитесь на свои стульчики.

2. Основная часть.

Логопед: Ребята, послушайте внимательно историю про царевну.

Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна-Несмеяна. Сидит Несмеяна на троне и ноет: [н]-[н]-[н]. Ребята, возьмите зеркала и покажите, как ныла Несмеяна.

Дети: Произносят звук [н], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Логопед: Ребята, вы уже догадались с каким звуком мы познакомимся?

Дети: Мы познакомимся со звуком [н].

Логопед: Верно! Давайте посмотрим, как мы произносим звук [н]. (Логопед помещает на доску схему артикуляции звука [н].) Губы разомкнуты. Зубы сближены. Кончик языка прижат к верхним зубам. Ребята, что встречает во рту выдыхаемый воздух?

Дети: Воздух встречает во рту преграду.

Логопед: Если воздух встретил во рту преграду, мы можем петь звук [н]?

Дети: Нет.

Логопед: Как мы называем звуки, которые нельзя петь?

Дети: Согласные.

Логопед: Верно! Звук [н] — это согласный звук. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [н]. Горлышко «дрожит»?

Значит звук [н] какой?

Дети: Звук [н] — звонкий.

Логопед: Верно! Ребята, посмотрите, что происходит с губами, когда мы произносим звук [н]?

Дети: Губы не улыбаются.

Логопед: Значит звук [н] какой?

Дети: Звук [н] — твердый.

Логопед: Кружком какого цвета мы обозначаем согласный твердый звук? Что обозначает колокольчик?

Дети: Согласный твердый звук обозначаем синим кружком. Колокольчик обозначает, что звук звонкий.

Логопед: Молодцы! Давайте все повторим про звук [н]. Какой он? А поможет нам звуковичок.

Дети: Повторяют характеристику звука.

Логопед: Молодцы! Ребята, Несмеяна на нас даже не смотрит, а пуще прежнего ревет. Поиграем в игру «Как живешь?» и покажем Несмеяне, что нужно жить с радостью.

Логопед: Молодцы! Ребята, пришли к Несмеяне няньки и давай её веселить, звук [н] в словах ловить. Поиграем и мы в игру «Поймай звук [н]«. Я буду произносить слова, когда вы услышите звук [н] — хлопните в ладоши.

Царевна, ревет, улыбнуться, плачет, принц, трон, шум, Несмеяна, ноет, кричит.

Дети: Выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Но Несмеяна все ревет, ругается, нянек за косы таскает. Убежали няньки. Осталась Несмеяна одна-одинешенька.
Ночь на дворе. Рассмотрите картинку «Царевна Несмеяна». Назовите слова со звуком [н]. Где спрятался звук [н], в начале, в середине или в конце?

Дети: Называют слова со звуком [н], определяют место звука в словах.

Логопед: Молодцы! Ребята, сидит Несмеяна одна-одинешенька, вся в слезах, капризничает. Приехали к ней принцы заморские. Ходят перед нею, шутят, а она им задания дает: «Что я скажу — покажите на схеме» (ан, ин, на). Не могут принцы выполнить ее задание. А вы сможете?

Дети: Составляют схемы слогов с помощью звуковых пеналов.

Логопед: Молодцы, ребята! Несмеяна обрадовалась, что вы справились с ее заданием и заулыбалась. Поняла Несмеяна, что лучше жить с радостью, чем печалиться и грустить. Подарим и мы улыбки друг другу. А теперь пришла пора возвращаться в группу.

Садитесь на наш волшебный ковер-самолет, закрывайте глазки.

Звучит музыка.

Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают поля, леса и реки… Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей группе. Открывайте глаза, потихоньку вставайте.

3. Итог занятия.

Логопед: Ребята, вам понравилось путешествие? С каким звуком мы познакомились в путешествии? Что вам понравилось больше всего? Что было труднее всего сделать?

Дети: Отвечают на вопросы.

Герасимова Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад № 67″,
город Ярославль