Мандрагора описание растения. Мандрагора лекарственная: описание, виды, применение, магические свойства

Многие растения - цветы, деревья, травы - издавна почитались разными народами сообщает народный лекарь. В некоторых случаях с тем или иным растением была связана какая-нибудь легенда, например история с нарциссом. В других случаях люди обращали внимание на необычные условия, в которых живет растение, форму и запах цветка и другие специфические свойства, благодаря которым это растение и выбиралось в качестве символа.
Из измельченных листьев, плодов и корней многих растений получали различные вещества, используемые для приготовления мазей, настоек, эссенций, обладающих способностью воздействовать на разум и чувства человека. В лечении многих болезней использовались растения, у которых листья, корни или плоды были похожи по очертаниям на органы или части человеческого тела. Например, для укрепления волос использовался длинный пушистый мох, растущий на дубах.

Но, пожалуй, наиболее таинственные и сильные магические свойства предписывались мандрагоре. Люди давно заметили, что ее корень по форме напоминает человека. Пифагор называл мандрагору «человекоподобным растением». В культурах некоторых народностей даже различали растения женского и мужского пола. В старинных травниках это растение обычно изображалось в виде человека с пучком листьев, растущих из головы.

Мандрагора обладает сильными наркотическими свойствами. Поэтому еще древние греки использовали ее в качестве средства для наркоза при хирургических операциях. Она отождествлялась также с волшебным растением баарас, с помощью которого древние иудеи заклинали разных духов и демонов. Издавна корень мандрагоры использовался также как средство для лечения бесплодия - это свойство описано в одном из библейских сказаний.

По старинному преданию, от человеческого прикосновения мандрагора сжимается и издает при этом громкий крик, стараясь снова попасть в землю, из которой ее вытянули. Тот, кто услышит этот крик, либо умирает на месте, либо сходит с ума. Чтобы избежать этого, нужно окопать корень так, чтобы ослабла связь растения с землей, а затем обвязать его веревкой, привязав другой ее конец к собаке. Собака, послушная зову хозяина, выдернет из земли магический корень и сама станет жертвой проклятия этого волшебного растения. После этого корень становится для человека безопасным.

Во многих легендах мандрагора связывается с нечистой силой. Например, в Аравии было распространено поверье, что мандрагора светится ночью, поэтому там ее называли «свечой дьявола». А в средневековой Европе это растение часто именовалось цветком ведьмы. Считалось, что с помощью мандрагоры колдунья может лишить человека красоты и рассудка, околдовать его.

Но вместе с тем мандрагора делает человека неуязвимым и помогает обнаружить спрятанные сокровища. Она использовалась также в медицине, а позже и в алхимии. Подсушенные корни носили в качестве амулета. Такое массовое поклонение мандрагоре вызвало в средние века появление целой «индустрии» изготовления фальшивых корней.

Мандрагора (Mandragora) - род травянистого растения семейства пасленовых. Многолетние бесстебельные или с очень коротким стеблем травы с толстым, прямым, иногда напоминающим человеческую фигуру, корнем. Из-за необычной формы корня растение в древности называли planta semihominis (трава-получеловек) и anJrwpomorjh (человекоподобное растение).

Листья крупные, кудреватые, цельные, длиной до 80 см, в густой прикорневой розетке. Обычно овальные или ланцетные. Цветки одиночные, состоящие из пятираздельной крупной чашечки, пятилопастного колокольчатого венчика, пяти тычинок и пестика, с одногнездною многосменностью завязью; зеленовато-белые, голубые или фиолетовые. Цветет в июле-августе. Плод - крупная оранжевая или жёлтая ягода.

Различают пять или шесть видов, произрастающих в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях:
- Мандрагора (Atropa mandragora);
- Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum L.);
- Мандрагора весенняя (Mandragora vernalis);
- Мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis Spreng);
- Мандрагора туркменская (Mandragora turcomanica).

Самым малоизученным видом является мандрагора туркменская говорит народный лекарь. Это многолетнее растение с толстым, веретено видным корнем, достигающим 60 см. Цветки зеленовато-белые, плод - шаровидная ягода желтого цвета диаметром 2-3 см, вполне съедобен. Она занесена в международную Красную книгу. Обладает поразительной живучестью: в отрыве от земли сохраняется способность к росту в течение года.

В 1973 году я глубоко изучал горы Байсун и Капыт-даг. В Туркменском Капит-даге нашел мандрагору, первый раз в жизни увидел своими глазами слезы этой легендарной растении. До сих пор использую эти слезы как гомеопатическое средство для лечения больных.

Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum) и близкий европейский вид мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis syn. Atropa mandragora, Mandragora praecox, Mandragora acaulis, Mandragora vernalis) относятся к семейству Пасленовых (Solanaceae). В диком виде они встречаются в Средиземноморье, Южной Европе и Средней Азии. Корень веретеновидный, мощный, мясистый, толстый, до 60 см длиной. Листья крупные, коротко черешковые, яйце видно-продолговатые, часто с неравно зубчатым краем. Цветоножки несут по одному цветку, имеющему большую пяти зубчатую чашечку и зеленовато-жёлтый венчик около 3 см в диаметре. Плод серебристая и жёлтая шаровидная ягода.

В западной Туркмении (Копетдаг) в 1942 описан новый вид мандрагора туркменская (Mandragora turcomanica). Это многолетнее растение с распластанными на земле листьями, похожими на листья табака. Среди листьев к весне созревает гроздь - до тридцати оранжевых плодов, похожих на зеленые томаты, с запахом дыни. Цветет в мае. Плоды созревают в июле-августе.

Это одно из старейших лекарственных растений. Оно упоминается в папирусе Эберса, одном из первых письменных источников человечества по фитотерапии, под забавным названием «дья-дья». Пифагор называл ёё «человекоподобной».

В средние века верили, что обладатель мандрагоры приобретает на вечные времена молодость, любовь, красоту и счастье, что мандрагора помогает разыскивать зарытые клады. В общем, перспектива заманчивая, но выкопать её было не так просто. В средние века считали, что мандрагора растет только на могилах и местах казни.

Все эти суеверия были настолько распространены, что корень мандрагоры даже в книгах XV века изображался в виде фигуры человека. И только в 1560 году ботаник Бок в своем «Травнике» впервые изобразил мандрагору как обыкновенное растение.

Сок (слезу) мандрагоры применяли как абортивное средство, вводя его во влагалище. Сок из корней и плодов этого растения смешивали с вином и давали как снотворное средство.

Корни, плоды и семена мандрагоры лекарственной и осенней содержат алкалоиды гиосциамин, скополамин и другие алкалоиды утверждает народный лекарь. По фармакологической активности экстракты корней мандрагоры близки к белладонне, белене, дурману. В корнях мандрагоры туркменской содержатся алкалоиды найден гликоалкалоид соланин.

В настоящее время мандрагора в научной медицине практически не применяется. А в народной медицине ее изредка используют как болеутоляющее при подагре и ревматизме (наружно). Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антиспазматических средств против желудочно-кишечных заболеваний, а также мышечных, суставных и невралгических болей.

В гомеопатии используется эссенция из свежей травы для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и головных болей, а препараты из корня при нарушениях кровообращения, нарушениях желчеотделения и заболеваниях печени, а также ишиасе.

Согласно гомеопатическим воззрениям - внешние черты указывают на целительную силу - корень мандрагоры вплоть до Нового времени рассматривался как универсальное целительное средство, несущее «божественный знак».

Мандрагора обладает болеутоляющим, успокаивающим, снотворным и холагенным действием. Разжижает слизь. Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антистатических средств при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при мышечных, суставных и невралгических болях.

Настойка: измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1:4) 15 дней, процеживают. Принимают по 3-10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.

Масло : нутряной жир смешивают с настойкой мандрагоры (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.

Греческий врач Диоскорид отождествлял мандрагору с «Цирцеей», или растением Цирцеи. О ней упоминается в «Одиссее»: «Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною,… людям опасно корнем его вырывать из земли, но богам все возможно». Усыпляющими свойствами мандрагоры Диоскорид пользовался для хирургических операций в армии Нерона.

Гиппократ, известнейший врачеватель античности, тщательно изучил действия мандрагоры и пришел к выводу, что в малых дозах она является эффективным средством от страха, тоски и депрессии, а в более значительных оказывает седативное действие.

Римский врач Гален отмечал качества мандрагорового вина. Его завозили в столицу империи в больших количествах.

Авиценна называл мандрагору «йабрухус- санам» - идолом, созданным природой по внешнему подобию человека. Больному рекомендовалось давать один дирхам сока (слезы) растения с вином перед операцией для того, чтобы он крепко спал и не чувствовал боли. Этими же «слезами» сводили веснушки и кровоподтеки. Корень мандрагоры в толченом виде вместе с уксусом прикладывали к карбункулам, а смешанный с толокном - к больным суставам. Иногда им лечили слоновую болезнь, употребляли и как абортивное средство.

Ореол таинственности окутывает мандрагору с давних времен. О мандрагоровых яблоках (плодах) упоминается в Библии, как о средстве для обеспечения зачатия, которым воспользовались Лия и Рахиль. В Аравии существовало поверье, что мандрагора ночью светится, и потому ее называли «свечой дьявола» или «цветком ведьмы». В древнегреческой мифологии мандрагора использовалась для того, чтобы избавиться от приворотного заклятия. Ее носили с собой в качестве любовного амулета. Египте это средство, усиливающее половое влечение; в Израиле как средство, способствующее зачатию; в Риме как возбуждающее травяное снадобье.

В Германии мандрагора применялась для изображения домашних богов альрунов. Ходило множество легенд, как особо сильным магам удавалось оживить корни, сделав из них настоящих гомункулусов (зомби), которыми можно управлять.

Практически по всей Европе считалось, что мандрагора вырастает из спермы повешенных, поэтому под виселицами можно было часто встретить колдунов и ведьм.

Мандрагора обладает поразительными магическими свойствами, но воспользоваться ими могут только настоящие профессионалы, владеющие всеми знаниями по применению этого растения.

Чаще всего мандрагора используется как средство защиты от вредоносных чар, так как корень ее является аккумулятором астральной энергии, а потому считается одним из лучших растений-оберегов утверждает народный лекарь. Обереги эти настолько сильные, что работают даже без нанесения на них каких-либо магических знаков или символов.

Ношение при себе корня мандрагоры избавит от негативного влияния любых злых энергий, ведь благодаря ему создается очень мощный энергетический щит, способный защитить от сглаза, порчи, наговора и даже проклятья. С давних времен считалось, что мандрагора покровительствует торговым сделкам, особенно подпольным, секретным и нелегальным, предохраняя от раскрытия. Ее применяют в качестве талисмана для операций, связанных с деньгами. В старину считалось, что мандрагора, положенная в сундук с монетами, удваивает их количество.

Иметь в доме мандрагору является хорошим знаком. Ее аура будет притягивать достаток, богатство и благополучие. В качестве личного талисмана корень мандрагоры способен одарить своего владельца власть, но при одном условии: обладатель не должен расставаться с талисманом ни днем, ни ночью.

Однако, наиболее востребована мандрагора в магии любовной, хотя область воздействия лежит больше на уровне физиологическом: она обладает фантастическими свойствами по разжиганию страсти и любовного желания. Для приворотных зелий используется либо корень, либо настойка из корней и листьев. Следует учитывать, что приворожить мужчину нужно «женским» корнем, а женщину - «мужским».

В черной магии мандрагора используется как средство для лишения человека рассудка или красоты.

В малых дозах мандрагора используется в качестве антидепрессанта, а в более значительных - оказывает седативное и снотворное действие. Утверждается, что мандрагора может сделать человека неуязвимым для холодного оружия.

Мандрагора способна помочь в поисках клада и в предсказании будущего в виде маятника.

Вырывать мандрагору можно только вечером. Прежде всего, целитель должен склониться в направлении заходящего солнца и воздать должное божествам ада. После этого железной шпагой или кинжалом, никогда не бывшей в употреблении, необходимо начертить три магических круга вокруг стебля мандрагоры, все время отворачивая лицо во избежание зловещих эманаций, которые проникают в тело. Затем лучше всего не участвовать в вырывании растения, а привязать к растению собаку и бросить ей кусок мяса, до которого она бы не смогла дотянуться. Потянувшись за мясом, собака вырвет корень из земли, приняв на себя всю негативную энергетику.

Как домашний талисман, мандрагора требует особого отношения. Фигурку человека, вырезанную из корня, следует одеть и хранить в потаенном месте дома, подальше от посторонних взоров. Во время еды фигурку садят на почетное место, давая «вкусить» сперва мандрагоре, а уж после себе. По субботам мандрагорного человечка требуется купать в вине, а в первый день нового лунного месяца обряжать в новую одежду.

В некоторых традициях по виду корня мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им соответствующие названия: mandrake и womandrake. В старых травниках корни мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой.

Испокон веком мандрагора привлекает магов своими волшебными свойствами, а простой народ - как мощное средство против сил зла. Это общеизвестно, также как и известно то, что мандрагора обладает сильным наркотическим воздействием, может снять боль, погружать человека в состояние сна. Психотропные качества мандрагоры несметное количество мифов, легенд и грез вокруг этого растения, свидетельствует о природе знака Рыб (под управлением Нептуна).

Наркотическое и анестезирующее воздействие мандрагоры настолько мощное, что человека можно принять за умершего. Мандрагора возбуждает центры чувственности, а вызываемые ей видения, бредовые состояния и галлюцинации могут привести к слабоумию, что в свое заметил еще Гиппократ сообщает народный лекарь. Ассирийцы использовали мандрагору как обезболивающее и снотворное средство. Гиппократ заметил, что в незначительных дозах мандрагора очень эффективна, как средство от страха и депрессии. При увеличении употребляемой дозы она способна вызвать довольно странные сенсорные впечатления, сродни галлюцинациям. Если дозы продолжать увеличивать, то мандрагора окажет седативное и снотворное действие и, вызывая, наконец глубочайший сон, сопровождающийся полным отсутствием чувствительности. Гомер в своих заметках описывал лечение мандрагорой эпилептиков.

Средневековые врачи использовали мандрагору в микстурах, сиропах и других препаратах против бессонницы и болей различного происхождения. Для того чтобы ускорить засыпание, достаточно было всего лишь подержать в руке перед сном яблоко мандрагоры. Кожуру, корень мандрагоры и сок, настоянные на коньяке, принимали больные в качестве анестезирующего перед операцией.

Мандрагору приравнивали в древности к "духу мертвых". Многие тысячелетия, вплоть до недавнего времени, мандрагора считалась растением священным.

Происхождении мандрагоры и о ее свойства овеяны ореолом многочисленных легенд. Древние немцы и арабы верили в мандрагор - демонических духов, которые напоминают маленьких безбородых человечков, избравших обителью эти растения. В Древней Греции мандрагора называлась растением Цирцеи - легендарной верховной богини ведьм, готовившей из корня сок и чтобы превратить воинов Одиссея в свиней. Ходят слухи, что средневековые ведьмы по ночам собирали корни мандрагоры под виселицами, где встретили свою смерть не раскаявшиеся преступники.

По христианскому учению, ведьмы омывают корни в вине, после чего заворачивают их в бархат и шелк, а после кормят священными просфорами, украденными из церкви во время святого причастия. Мандрагора обладает и удивительным свойством усиливать любовное влечение и плодовитость, и потому известна под другим своим названием - любовное яблоко. В Книге Бытия рассказано, как бесплодная Рахиль, жена Иакова, ела корни мандрагоры после чего и зачала Иосифа. Мандрагора, как считается должна употребляться женщинами для рождения как можно большего количества сыновей, а арабы носят корни мандрагоры как амулет, для усиления своей мужеской силы.

Целители пользуются мандрагорой в качестве снотворного и обезболивающего средства, и как наркотик при операциях. В действительности, такое действие наука объясняет наличием в огромном количестве в корне мандрагоры очень ядовитого алкалоида гиосциамин, который содержат и в другие растения из семейства пасленовых: белладонна, дурман, белена, скополия. Присутствует в составе мандрагоры и другой набор алкалоидов – мандрагорин, скополамин. Надо сказать, что мандрагора - достаточно редкое растени

Русские названия: Адамова голова, Мужской корень, Сонное зелье, Пупочник, Шишкарник, Пустосел, Кукушкины сапожки, Трава-покрик.

В Руси лечили желудочно-кишечные заболевания, мышечные, суставные и невралгические боли, уплотнения желез, опухоли, отеки, витилиго, воздушная болезнь.

Настойка : измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1:4) 15 дней, процеживают. Принимают по 3-10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.

Масло: нутряной жир смешивают с настойкой мандрагоры (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.

Измельченное свежее растение мандрагоры вместе с молоком и медом применяют в виде повязок как размягчающее средство при уплотнениях желез, опухолях и отеках.

Настойка мандрагоры входит в состав лекарств против витилиго (заболевание из группы дисхромий кожи) и воздушной болезни (временного болезненного состояния человека в полете, вызванного длительным раздражением вестибулярного аппарата).

О мандрагоре упоминается во многих источниках - в древнеегипетских свитках, в работах греческих целителей. Мандрагора была хорошо известна и в Азии.

В египетском папирусе Эберса мандрагора описывается как средство, возбуждающее чувственность. Из плодов мандрагоры изготавливался особый «любовный напиток».

Ассирийцы использовали мандрагору как снотворное и обезболивающее средство.

Греческий врач Диоскорид отождествлял мандрагору с «Цирцеей», или растением Цирцеи. О ней упоминается в «Одиссее»: «Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною,… людям опасно c корнем его вырывать из земли, но богам все возможно». Усыпляющими свойствами мандрагоры Диоскорид пользовался для хирургических операций в армии Нерона.
Мандрагора (Mandragora)
Никколо Макиавелли (Niccolo Machiavelli) 1459-1527
Комедия (1518, опубл. 1524). Итальянская литература.

Е. Д. Мурашкинцева

(короткое содержание)

Действие происходит во Флоренции. Завязкой служит беседа Каллимако со своим слугой Сиро, обращенная, по сути, к зрителям. Юноша объясняет, почему вернулся в родной город из Парижа, куда его увезли в десятилетнем возрасте. В дружеской компании французы и итальянцы затеяли спор, чьи женщины красивее. И один флорентинец заявил, что мадонна Лукреция, жена мессера Нича Кальфуччи, прелестью своей затмевает всех дам. Желая проверить это, Каллимако отправился во Флоренцию и обнаружил, что земляк ничуть не покривил душой - Лукреция оказалась даже прекраснее, чем он ожидал. Но теперь Каллимако испытывает неслыханные муки: влюбившись до безумия, он обречен томиться неутоленной страстью, поскольку совратить добродетельную Лукрецию невозможно. Остается только одна надежда: за дело взялся хитрец Лигурио - тот самый, что всегда является к обеду и постоянно клянчит деньги.

Лигурио жаждет угодить Каллимако. Поговорив с мужем Лукреции, он убеждается в двух вещах: во-первых, мессер Нича необыкновенно глуп, во-вторых, очень хочет иметь детишек, которых Бог все никак не дает. Нича уже советовался со многими докторами - все в один голос рекомендуют съездить с женой на воды, что совсем не по душе домоседу Нича. Сама же Лукреция дала обет отстоять сорок ранних обеден, но выдержала только двадцать - какой-то жирный священник стал приставать к ней, и с тех пор у нее сильно испортился характер. Лигурио обещает познакомить Нича со знаменитейшим врачом, недавно прибывшим во Флоренцию из Парижа, - по протекции Лигурио тот, быть может, и согласится помочь.

Каллимако в роли доктора производит на мессера Нича неизгладимое впечатление: он великолепно изъясняется по-латыни и в отличие от прочих врачей демонстрирует профессиональный подход к делу: требует принести мочу женщины, дабы выяснить, в состоянии ли она иметь детей. К великой радости Нича, вердикт выносится благоприятный: его супруга непременно понесет, если выпьет настойку мандрагоры. Это вернейшее средство, к которому прибегали французские короли и герцоги, но есть у него один недостаток - первая ночь смертельно опасна для мужчины. Лигурио предлагает выход: нужно схватить на улице какого-нибудь бродягу и подложить в постель к Лукреции - тогда вредное действие мандрагоры скажется на нем. Нича горестно вздыхает: нет, жена никогда не согласится, ведь эту набожную дуру пришлось уламывать даже для того, чтобы получить мочу. Однако Лигурио уверен в успехе: в этом святом деле просто обязаны помочь мать Лукреции Сострата и ее духовник фра Тимотео. Сострата с энтузиазмом уговаривает дочь - ради ребенка можно потерпеть, да и речь-то идет о сущем пустяке. Лукреция приходит в ужас: провести ночь с незнакомым мужчиной, которому придется заплатить за это жизнью, - как можно решиться на такое? В любом случае она не пойдет на это без согласия святого отца.

Тогда Нича и Лигурио отправляются к фра Тимотео. Для начала Лигурио запускает пробный шар: одна монашка, родственница мессера Кальфуччи, по случайности забеременела - нельзя ли дать бедняжке такого отвара, чтобы она выкинула? Фра Тимотео охотно соглашается помочь богатому человеку - по его словам, Господь одобряет все, что приносит пользу людям. Отлучившись на минутку, Лигурио возвращается с известием, что надобность в отваре отпала, ибо девица выкинула сама - однако есть возможность совершить другое доброе дело, осчастливив мессера Нича и его жену. Фра Тимотео быстро прикидывает, что сулит ему затея, благодаря которой можно ждать щедрой награды и от любовника, и от мужа - причем оба будут ему благодарны по гроб жизни. Остается только уговорить Лукрецию. И фра Тимотео без особого труда справляется со своей задачей. Лукреция добра и простодушна: монах уверяет ее, что бродяга, возможно, не умрет, но раз опасность такая существует, нужно поберечь мужа. А прелюбодеянием это «таинство» никак нельзя назвать, ибо совершится оно во благо семьи и по приказу супруга, которому должно повиноваться. Грешит не плоть, а воля - во имя продолжения рода дочери Лота некогда совокупились с собственным отцом, и никто их за это не осудил. Лукреция не слишком охотно соглашается с доводами духовника, а Сострата обещает зятю, что сама уложит дочь в постель.

На следующий день фра Тимотео, которому не терпится узнать, чем завершилось дело, узнает, что все счастливы. Нича с гордостью повествует о своей предусмотрительности: он самолично раздел и осмотрел уродливого бродягу, который оказался совершенно здоров и на удивление хорошо сложен. Убедившись, что жена и «заместитель» не отлынивают от своих обязанностей, он всю ночь беседовал с Состратой о будущем ребеночке - конечно, это будет мальчик. А оборванца пришлось чуть не пинками поднимать с постели; но, в общем-то, обреченного юношу отчасти даже жаль. Со своей стороны Каллимако рассказывает Лигурио, что Лукреция прекрасно поняла разницу между старым мужем и молодым любовником. Он ей во всем признался, и она увидела в этом Божье знамение - подобное могло произойти только по соизволению небес, поэтому начатое следует непременно продолжить. Беседу прерывает появление мессера Нича: он рассыпается в благодарностях великому доктору, а затем оба они вместе с Лукреций и Состратой отправляются к фра Тимотео - благодетелю семьи. Супруг «знакомит» свою половину с Каллимако и приказывает окружить этого человека всяческим вниманием как лучшего друга дома. Покорная воле мужа Лукреция заявляет, что Каллимако будет их кумом, ибо без его помощи она никогда бы не понесла ребенка. А довольный монах предлагает всей честной компании вознести молитву за удачное завершение доброго дела.

Мандрагора обладает психотропными свойствами, поэтому люди на протяжении веков используют ее для изменения состояния сознания. Такие эксперименты не проходят бесследно, наносят ущерб головному мозгу, нервной системе и могут завершиться летальным исходом.

Описание Мандрагоры как наркотика

Мандрагора - это древнее растение семейства пасленовых с крупным корнем, листьями около 80 см., желтыми или оранжевыми ягодами. Все части ядовиты и даже в маленьких дозах могут приводить к нежелательным последствиям.

В прошлом люди использовали кору, плоды, листья и корни мандрагоры для приготовления слабительных средств, лекарств для облегчения болей, снятия тревожности и депрессии. Особую популярность растение получило среди магов, которые активно использовали его для создания ритуальных снадобий.

Кроме того, корень мандрагоры издавна известен как сильнодействующий наркотик галлюциноген. Для этих целей наркозависимые используют корень растения, который из-за внешней схожести с человеческим телом оброс магической аурой. Снаружи он темно-коричневый, внутри - белый, погружается под землю на 60 см.

Поскольку в мандрагоровом корне есть психоактивные компоненты, он изменяет состояние сознания, но и вызывает множество тяжелых побочных эффектов. Употребление такого растения может привести к сильной рвоте, коматозному сну, смерти.

На фото корень Мандрагоры

Свойства и применение

В свежем или засушенном корне мандрагоры содержится 0,4% высокоактивных тропановых алкалоидов: атропина, гиосциамина, скополамина, мандрагорина.

Среди их основных свойств выделяют:

  • анестезирующие;
  • антиспазмические;
  • успокоительные;
  • болеутоляющие;
  • наркотические.

Мандрагора широко использовалась в медицине 16 в. для обезболивания во время операций и приготовления лекарств от астмы и болезней органов дыхания. Сейчас ее включают в свои рецепты народные целители и гомеопаты. С помощью мандрагоры они лечат геморрой, желудочные заболевания, родовые осложнения, кашель, головную и зубную боль.

Алкалоиды мандрагоры парализуют мышцы глазного яблока. Из-за этого зрачок расширяется и перестает реагировать на свет. Поэтому современные офтальмологи используют глазные капли на основе алкалоидов мандрагоры во время медобследований пациентов и хирургических операций.

Наркозависимые пьют настойку на корне мандрагоры из-за выраженного психоделического действия. Оно сопровождается видениями, галлюцинациями, бредом.

Из-за наркотического эффекта мандрагоровые настойки используют маги-шарлатаны во время своих ритуалов, а также руководители сект для подчинения людей своей воле. Уже небольшой дозы вещества достаточно для изменения состояния сознания человека.
На видео о корне Мандргоры и его применении:

Механизм действия

В целом действие корня мандрагоры на организм схоже с эффектом от тяжелых наркотиков. В отличие от других галлюциногенов, алкалоиды растения воздействуют не только на мозг, но и на легкие, сердце, температуру тела.

Мандрагора оказывает одновременно наркотический, снотворный и сильный анестезирующий эффекты. В результате человек теряет подвижность и кажется мертвым.

Атропин и атропиноподобные вещества из мандрагорового корня воздействуют на головной мозг, оказывая определенные центральные холинолитические эффекты. Их влияние на высшие отделы нервной системы очень сложное и многогранное.

При соблюдении терапевтической дозировки атропин стимулирует ЦНС, приводит к избавлению от страха и депрессии. Более высокие дозы мандрагоры оказывают токсическое действие на организм. Повышается психоэмоциональное возбуждение, появляются необычные сенсорные ощущения, приближенные к галлюцинациям, и человек впадает в коматозное состояние.

Трип

Первые эффекты проявляются примерно через полчаса после применения настойки на мандрагоровом корне. Вначале у человека поднимается настроение. Он ощущает необычайную легкость и теплоту в теле, ему кажется, что время течет медленнее, чем обычно.

Приятные ощущения длятся не долго. Вскоре наркотическое опьянение дает следующие симптомы:

  • быструю смену мыслей;
  • двигательное возбуждение;
  • визуальные и слуховые галлюцинации;
  • бред, переходящий в буйство.

Нервное возбуждение сменяется депрессией, человек становится заторможенным, полностью сосредоточенным на своих переживаниях. Он произносит бессвязные фразы, а впоследствии не помнит ничего из того, что с ним происходило.

Зрачки под действием мандрагоры расширяются, происходит расфокусировка зрения, и все начинает казаться размытым. Человеку становится трудно передвигаться, потому что нарушается координация движений.

Ухудшается самочувствие больного, он начинает страдать от:

  • жажды;
  • сильной рвоты;
  • чувства разбитости;
  • бессонницы.

Измученные рвотой, видениями, жаждой, люди ощущают сильную усталость, но многие не могут заснуть. Их продолжают преследовать галлюцинации. Периодически появляется двигательное напряжение, которое снова сменяется изможденностью.

Остаточные явления сохраняются на протяжении около двух дней, в течение которых присутствуют расширенные зрачки, ослабевающие видения и проблемы с координацией. В целом люди, которые употребляли мандрагору, утверждают, что чувствовали себя настолько плохо, что не готовы повторять этот опыт.

Последствия употребления

Мандрагора - это ядовитое растение, поэтому ее употребление может повлечь за собой множество тяжелых побочных эффектов:

  • паралич дыхания;
  • безумие;
  • необратимые поражения головного мозга;
  • амнезию;
  • смерть.

После применения и отравления таким наркотиком вначале появляется сильная рвота и головокружение, а потом резко наступает упадок сил. Мускулатура предельно расслабляется, и человеку становится трудно дышать. Появляются высокие риски дыхательного паралича и коматозного сна.

Алкалоид скополамин, входящий в состав мандрагоры, вызывает полную потерю памяти. Одно время даже ходили слухи, что преступники в США одурманивали своих жертв этим веществом, чтобы те не смогли указать на них полиции. Однако этот миф не подтвердился.

Просмотры: 716

10.09.2018

Мандрагора лекарственная (лат. Mandragōra officinārum , семейство Паслёновые), известная также как мандрагора весенняя или мандрагора осенняя – многолетнее травянистое растение с прикорневой розеткой крупных, гофрированных по краям, эллиптической либо обратнояйцевидной формы опушенных листьев длиной до 0,45 – 0,8 м и мясистым, веретенообразным, цилиндрическим или причудливо разветвленным вертикальным корнем, достигающим глубины 1,2 м. Корни мандрагоры богаты крахмалом, они белые внутри, а сверху покрыты темно-коричневой коркой. Иногда форма корня напоминает своими очертаниями человеческую фигуру (одну или две), что во времена Средневековья послужило мифологизации растения и активному использованию мандрагоры для проведения культовых языческих обрядов, а также в различных магических ритуалах.


Корни растения служили амулетами, сулившими в будущем счастливую жизнь. Их хранили как средство, спасающее от бесплодия. Другие легенды утверждали противоположное, что каждого, кто вырвет корень, ожидает ад, безумие или мучительная смерть. Сегодня мало кто воспринимает всерьез подобные суеверия. Мандрагора утратила былую популярность, и в наши дни применяется только сведущими народными целителями (по причине высокого уровня токсичности растения и многих негативных побочных эффектов). В официальной медицине не используется.




Впервые мандрагора лекарственная была описана в 1753 году Карлом Линнеем. Естественный ареал её произрастания – территория Средиземноморья, но растение также можно встретить на юге Европы, в Северной Африке (Тунис, Алжир, Марокко), Центральной Азии и предгорьях Гималаев. Мандрагора предпочитает сухие, солнечные, открытые участки с легкой песчаной почвой. Растение встречается в небольших лесополосах, оливковых рощах, на железнодорожных насыпях, обочинах дорог, пустошах и других территориях, расположенных не выше 1200 м над уровнем моря.



Некоторые разновидности мандрагоры цветут весной, образуя в пазухах листьев пятилепестковые колокольчатые цветы, окрашенные в бледно-зелёный цвет. Фиолетовая или бледно-синяя окраска цветов характерна для подвидов мандрагоры, период цветения которых наступает осенью. Из завязи образуются глянцевые многосемянные шарообразные плоды диаметром 0,5 – 4 см, по мере созревания меняющие первоначальный зелёный цвет на желтый или оранжевый и напоминающие небольшие помидоры. Размер семян может варьироваться от 2,5 до 6 мм.




Многие суеверия, приписывающие мандрагоре оккультные силы, основываются на особенностях её химического состава, включающего очень токсичные и вызывающие (даже в небольших дозах) галлюцинации тропановые алкалоиды (атропин, скополамин, гиосциамин), а также необычайную жизнеспособность мандрагоры: выкопанное растение не погибает в течение года, и в подходящих условиях может продолжить свой рост. Кроме хорошо известных в официальной медицине тропановых алкалоидов мандрагора содержит витаминный комплекс (в корнях и листьях), включающий каротиноиды, витамины группы В и С, жирные кислоты (пальмитиновая, олеиновая, линолевая, лауриновая, миристиновая и др.), фосфолипиды, пигменты, ароматические соединения (в т. ч. кумарины) и многие другие биологически активные вещества. В общей сложности их насчитывается более восьмидесяти.




Терапевтические достоинства мандрагоры были известны еще в глубокой древности. Препараты из этого растения описывали и применяли в своей практике Гиппократ, Диоскорид, Гомер, Теофраст, Авиценна. Галлюциногенный и наркотический эффект при употреблении корней растения использовался для анестезии в хирургии античных времён (вплоть до появления эфира для наркоза). Наружное применение сока практиковалось с целью избавления от мышечных и суставных болей, при ревматизме, им исцеляли гнойные раны, карбункулы, язвы. Внутрь сок мандрагоры принимали для лечения эпилепсии, депрессии, выведения из организма мокрот и слизи, снятия спазм, судорог, как успокаивающее и снотворное средство.




Современная народная медицина использует растение для лечения кожных заболеваний, бронхиальной астмы, язвенной болезни (путем снижения кислотности желудочного сока). С лечебной целью заготавливают все части растения. Корни измельчают, высушивают, настаивают на вине или спирте, употребляют с добавлением меда. Из листьев, стеблей и плодов отжимают сок. Плоды употребляют в сушеном виде. Но наряду с целебным действием мандрагора оказывает ещё множество нежелательных, а иногда и опасных побочных влияний на организм. Поэтому все рецепты требуют строгого соблюдения дозировки во избежание появления нежелательных реакций (рвота, диарея, галлюцинации, беспамятство, помутнение рассудка, а в особо тяжелых случаях – летальный исход).




Применение мандрагоры в наши дни не является целесообразным, так как зачастую опасная доза препарата из этого растения превышает ту, которая необходима для получения нужного в лечении результата. А современные разработки фармацевтической отрасли позволяют использовать разнообразные лекарственные средства с аналогичным целебным действием, но совершенно безопасные для человека.

Многие растения - цветы, деревья, травы - издавна почитались разными народами, сообщает народный лекарь. В некоторых случаях с тем или иным растением была связана какая-нибудь легенда, например история с нарциссом. В других случаях люди обращали внимание на необычные условия, в которых живет растение, форму и запах цветка и другие специфические свойства, благодаря которым это растение и выбиралось в качестве символа.
Из измельченных листьев, плодов и корней многих растений получали различные вещества, используемые для приготовления мазей, настоек, эссенций, обладающих способностью воздействовать на разум и чувства человека.

В лечении многих болезней использовались растения, у которых листья, корни или плоды были похожи по очертаниям на органы или части человеческого тела. Например, для укрепления волос использовался длинный пушистый мох, растущий на дубах.

Но, пожалуй, наиболее таинственные и сильные магические свойства предписывались мандрагоре. Люди давно заметили, что ее корень по форме напоминает человека. Пифагор называл мандрагору «человекоподобным растением». В культурах некоторых народностей даже различали растения женского и мужского пола. В старинных травниках это растение обычно изображалось в виде человека с пучком листьев, растущих из головы.

Мандрагора обладает сильными наркотическими свойствами. Поэтому еще древние греки использовали ее в качестве средства для наркоза при хирургических операциях.
Она отождествлялась также с волшебным растением баарас, с помощью которого древние иудеи заклинали разных духов и демонов. Издавна корень мандрагоры использовался также как средство для лечения бесплодия - это свойство описано в одном из библейских сказаний.
По старинному преданию, от человеческого прикосновения мандрагора сжимается и издает при этом громкий крик, стараясь снова попасть в землю, из которой ее вытянули. Тот, кто услышит этот крик, либо умирает на месте, либо сходит с ума. Чтобы избежать этого, нужно окопать корень так, чтобы ослабла связь растения с землей, а затем обвязать его веревкой, привязав другой ее конец к собаке. Собака, послушная зову хозяина, выдернет из земли магический корень и сама станет жертвой проклятия этого волшебного растения. После этого корень становится для человека безопасным.
Во многих легендах мандрагора связывается с нечистой силой.
Например, в Аравии было распространено поверье, что мандрагора светится ночью, поэтому там ее называли «свечой дьявола». А в средневековой Европе это растение часто именовалось цветком ведьмы. Считалось, что с помощью мандрагоры колдунья может лишить человека красоты и рассудка, околдовать его.

Но вместе с тем мандрагора делает человека неуязвимым и помогает обнаружить спрятанные сокровища. Она использовалась также в медицине, а позже и в алхимии. Подсушенные корни носили в качестве амулета. Такое массовое поклонение мандрагоре вызвало в средние века появление целой «индустрии» изготовления фальшивых корней.
Мандрагора (Mandragora) - род травянистого растения семейства пасленовых. Многолетние бесстебельные или с очень коротким стеблем травы с толстым, прямым, иногда напоминающим человеческую фигуру, корнем. Из-за необычной формы корня растение в древности называли planta semihominis (трава-получеловек) и anJrwpomorjh (человекоподобное растение).
Листья крупные, кудреватые, цельные, длиной до 80 см, в густой прикорневой розетке. Обычно овальные или ланцетные. Цветки одиночные, состоящие из пятираздельной крупной чашечки, пятилопастного колокольчатого венчика, пяти тычинок и пестика, с одногнездною многосменностью завязью; зеленовато-белые, голубые или фиолетовые. Цветет в июле-августе. Плод - крупная оранжевая или жёлтая ягода.

Различают пять или шесть видов, произрастающих в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях:
- Мандрагора (Atropa Mandragora);
- Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum L.);
- Мандрагора весенняя (Mandragora vernalis);
- Мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis Spreng);
- Мандрагора туркменская (Mandragora turcmanica).
Самым малоизученным видом является мандрагора туркменская говорит народный лекарь. Это многолетнее растение с толстым, веретено видным корнем, достигающим 60 см. Цветки зеленовато-белые, плод - шаровидная ягода желтого цвета диаметром 2-3 см, вполне съедобен. Она занесена в международную Красную книгу. Обладает поразительной живучестью: в отрыве от земли сохраняется способность к росту в течение года.
В 1973 году я глубоко изучал горы Байсун и Капыт-даг. В Туркменском Капит-даге нашел мандрагору. Я первый раз в жизни увидел своими глазами слезы этой легендарной растении. Их тогда консервировал и готовил из них гомеопатические разведения от одного до миллиона сотенной степени по методу Ганемана и до сих пор использую эти слезы как гомеопатическое средство для лечения больных.
Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum) и близкий европейский вид мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis syn. Atropa Mandragora, Mandragora praecox, Mandragora acaulis, Mandragora vernalis) относятся к семейству пасленовых (Solanoceae).
В диком виде они встречаются в Средиземноморье, Южной Европе и Средней Азии. Корень веретеновидный, мощный, мясистый, толстый, до 60 см длиной. Листья крупные, коротко черешковые, яйце видно-продолговатые, часто с неравно зубчатым краем. Цветоножки несут по одному цветку, имеющему большую пяти зубчатую чашечку и зеленовато-жёлтый венчик около 3 см в диаметре.
Плод серебристая и жёлтая шаровидная ягода.
В западной Туркмении (Копетдаг) в 1942 описан новый вид мандрагора туркменская (Mandragora turcmanica). Это многолетнее растение с распластанными на земле листьями, похожими на листья табака. Среди листьев к весне созревает гроздь - до тридцати оранжевых плодов, похожих на зеленые томаты, с запахом дыни. Цветет в мае. Плоды созревают в июле-августе.
Это одно из старейших на Земле лекарственных растений. Оно упоминается в папирусе Эберса, одном из первых письменных источников человечества по фототерапии, под забавным названием «дья-дья». Пифагор называл ее «человекоподобной».
В средние века верили, что обладатель мандрагоры приобретает на вечные времена молодость, любовь, красоту и счастье, что мандрагора помогает разыскивать зарытые клады. В общем, перспектива заманчивая, но выкопать её было не так просто. В средние века считали, что мандрагора растет только на могилах и местах казни.
Все эти суеверия были настолько распространены, что корень мандрагоры даже в книгах XV века изображался в виде фигуры человека. И только в 1560 году ботаник Бок в своем «Травнике» впервые изобразил мандрагору как обыкновенное растение.
Сок (слезы) мандрагоры применяли как абортивное средство, вводя его во влагалище. Сок из корней и плодов этого растения смешивали с вином и давали как снотворное средство.
Корни, плоды и семена мандрагоры лекарственной и осенней содержат алкалоиды гиосциамин, скополамин и другие алкалоиды утверждает народный лекарь. По фармакологической активности экстракты корней мандрагоры близки к белладонне, белене, дурману. В корнях мандрагоры туркменской содержатся алкалоиды - найден гликоалкалоид соланин.
В настоящее время мандрагора в научной медицине практически не применяется. А в народной медицине ее изредка используют как болеутоляющее при подагре и ревматизме (наружно). Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антиспазматических средств против желудочно-кишечных заболеваний, а также мышечных, суставных и невралгических болей.
В гомеопатии используется эссенция из свежей травы для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и головных болей, а препараты из корня при нарушениях кровообращения, нарушениях желчеотделения и заболеваниях печени, а также ишиасе.
Согласно гомеопатическим воззрениям - внешние черты указывают на целительную силу - корень мандрагоры вплоть до Нового времени рассматривался как универсальное целительное средство, несущее «божественный знак».
Мандрагора обладает болеутоляющим, успокаивающим, снотворным и холагенным действием. Разжижает слизь. Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антистатических средств при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при мышечных, суставных и невралгических болях.
Настойка: измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1:4) 15 дней, процеживают. Принимают по 3-10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.
Масло: нутряной жир смешивают с настойкой мандрагоры (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.
Измельченное свежее растение мандрагоры вместе с молоком и медом применяют в виде лекарственных повязок как размягчающее средство при уплотнениях желез, опухолях и отеках.
О мандрагоре упоминается во многих источниках - в древнеегипетских свитках, в работах греческих целителей. Мандрагора была хорошо известна и в Азии.
В египетском папирусе Эберса мандрагора описывается как средство, возбуждающее чувственность. Из плодов мандрагоры изготавливался особый «любовный напиток».
Ассирийцы использовали мандрагору как снотворное и обезболивающее средство.
Греческий врач Диоскорид отождествлял мандрагору с «Цирцеей», или растением Цирцеи. О ней упоминается в «Одиссее»: «Корень был черный, подобен был цвет молока белизною,… людям опасно корнем его вырывать из земли, но богам все возможно». Усыпляющими свойствами мандрагоры Диоскорид пользовался для хирургических операций в армии Нерона.
Гиппократ, известнейший врачеватель античности, тщательно изучил действия мандрагоры и пришел к выводу, что в малых дозах она является эффективным средством от страха, тоски и депрессии, а в более значительных оказывает седативное действие.
Римский врач Гален отмечал качества мандрагорового вина. Его завозили в столицу империи в больших количествах.
Авиценна называл мандрагору «йабрухус- санам» - идол красавец, созданным природой по внешнему подобию человека. Больному рекомендовалось давать один дирхам сока (слезы) растения с вином перед операцией для того, чтобы он крепко спал и не чувствовал боли. Этими же «слезами» сводили веснушки и кровоподтеки. Корень мандрагоры в толченом виде вместе с уксусом прикладывали к карбункулам, а смешанный с толокном - к больным суставам.
Иногда им лечили слоновую болезнь, употребляли и как абортивное средство.
Ореол таинственности окутывает мандрагору с давних времен. О мандрагоровых яблоках (плодах) упоминается в Библии, как о средстве для обеспечения зачатия, которым воспользовались Лия и Рахиль.
В Аравии существовало поверье, что мандрагора ночью светится, и потому ее называли «свечой дьявола» или «цветком ведьмы».
В древнегреческой мифологии мандрагора использовалась для того, чтобы избавиться от приворотного заклятия. Ее носили с собой в качестве любовного амулета.
В Египте это средство, усиливающее половое влечение; в Израиле как средство, способствующее зачатию; в Риме как возбуждающее травяное снадобье.
В Германии мандрагора применялась для изображения домашних богов альрунов. Ходило множество легенд, как особо сильным магам удавалось оживить корни, сделав из них настоящих гомункулусов (зомби), которыми можно управлять.
Практически по всей Европе считалось, что мандрагора вырастает из спермы повешенных, поэтому под виселицами можно было часто встретить колдунов и ведьм.

Мандрагора обладает поразительными магическими свойствами, но воспользоваться ими могут только настоящие профессионалы, владеющие всеми знаниями по применению этого растения.
Чаще всего мандрагора используется как средство защиты от вредоносных чар, так как корень ее является аккумулятором астральной энергии, а потому считается одним из лучших растений-оберегов, утверждает народный лекарь. Обереги эти настолько сильные, что работают даже без нанесения на них каких-либо магических знаков или символов.
Ношение при себе корня мандрагоры избавит от негативного влияния любых злых энергий, ведь благодаря ему, создается очень мощный энергетический щит, способный, защитить от сглаза, порчи, наговора и даже проклятья.
С давних времен считалось, что мандрагора покровительствует торговым сделкам, особенно подпольным, секретным и нелегальным, предохраняя от раскрытия. Ее применяют в качестве талисмана для операций, связанных с деньгами. В старину считалось, что мандрагора, положенная в сундук с монетами, удваивает их количество.
Иметь в доме мандрагору является хорошим знаком. Ее аура будет притягивать достаток, богатство и благополучие. В качестве личного талисмана корень мандрагоры способен одарить своего владельца власть, но при одном условии: обладатель не должен расставаться с талисманом, ни днем, ни ночью.
Однако, наиболее востребована мандрагора в магии любовной, хотя область воздействия лежит больше на уровне физиологическом: она обладает фантастическими свойствами по разжиганию страсти и любовного желания. Для приворотных зелий используется либо корень, либо настойка из корней и листьев. Следует учитывать, что приворожить мужчину нужно «женским» корнем, а женщину - «мужским».
В черной магии мандрагора используется как средство для лишения человека рассудка или красоты.
В малых дозах мандрагора используется в качестве антидепрессанта, а в более значительных - оказывает седативное и снотворное действие. Утверждается, что мандрагора может сделать человека неуязвимым для холодного оружия.
Мандрагора способна помочь в поисках клада и в предсказании будущего в виде маятника.
Вырывать мандрагору можно только вечером. Прежде всего, целитель должен склониться в направлении заходящего солнца и воздать должное божествам ада. После этого железной шпагой или кинжалом, никогда не бывшей в употреблении, необходимо начертить три магических круга вокруг стебля мандрагоры, все время отворачивая лицо, во избежание зловещих эманаций, которые проникают в тело. Затем лучше всего не участвовать в вырывании растения, а привязать к растению собаку и бросить ей кусок мяса, до которого она бы не смогла дотянуться. Потянувшись за мясом, собака вырвет корень из земли, приняв на себя всю негативную энергетику.
Как домашний талисман, мандрагора требует особого отношения. Фигурку человека, вырезанную из корня, следует одеть и хранить в потаенном месте дома, подальше от посторонних взоров. Во время еды фигурку садят на почетное место, давая «вкусить» сперва мандрагоре, а уж после себе. По субботам мандрагорного человечка требуется купать в вине, а в первый день нового лунного месяца обряжать в новую одежду.
В некоторых традициях по виду корня мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им соответствующие названия: mandrake и womandrake. В старых травниках корни мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой.
Испокон веком мандрагора привлекает магов своими волшебными свойствами, а простой народ - как мощное средство против сил зла. Это общеизвестно, также как и известно, то, что мандрагора обладает сильным наркотическим воздействием, может снять боль, погружать человека в состояние сна. Психотропные качества мандрагоры несметное количество мифов, легенд и грез вокруг этого растения, свидетельствует о природе знака Рыб (под управлением Нептуна).
Наркотическое и анестезирующее воздействие мандрагоры настолько мощное, что человека можно принять за умершего. Мандрагора возбуждает центры чувственности, а вызываемые ей видения, бредовые состояния и галлюцинации могут привести к слабоумию, что в свое время этого заметил еще Гиппократ, сообщает народный лекарь.
Ассирийцы использовали мандрагору как обезболивающее и снотворное средство. Гиппократ говорил, что в незначительных дозах мандрагора очень эффективна, как средство от страха и депрессии. При увеличении употребляемой дозы она способна вызвать довольно странные сенсорные впечатления, сродни галлюцинациям. Если дозы продолжать увеличивать, то мандрагора окажет седативное и снотворное действие и, вызывая, наконец, глубочайший сон, сопровождающийся с безпамятством.

Из глубины веков растение мандрагора ассоциирует с человеком. Ее корни напоминают руки и ноги прикрепленные к телу. А голову венчает надземная часть растения. Еще в 12 веке Хильдегарда из Бингена писала, что «по причине этого сходства ее с человеком она легче поддается влиянию Дьявола и его козней, нежели другие растения».

Белая мандрагора – мужская, имела черный снаружи, но белый внутри корень. Растение со стелющимися листьями и тяжелым, дурманящим запахом. Ягоды желтого цвета обладали резко снотворным действием, использующимися, в качестве снотворного и для анастезии;

Черная мандрагора – женская. В отличие от мужской имеет раздвоенный корень;

Морион или трава дураков.

Современные исследования состава мандрагоры выявили наличие в ее корне наркотических добавок, содержащих гиосциамин, скопаламин и атропин. Средневековые авторы советовали перегнать корень мандрагоры с вином, чтобы содержащийся в нем сок перешел в напиток. От полученного состава вино превращалось в опасный яд, способный погрузить человека в бредовое состояние, свести его с ума или убить, в зависимости от концентрации.

Выкапывание мандрагоры

Древние греки в отношение мандрагоры были сильно предубеждены. Теофраст писал, что выкапывать мандрагору нужно вдвоем. Первый должен очертить мандрагору тремя окружностями и стать лицом на запад. В это время, его помощник должен плясать вокруг растения, нашептывая ему любовные речи.

Феофраст (372-288 до н. э. или 390-284) был родом из города Эреса на острове Лесбос. Будучи юношей, он приехал в Афины и учился сначала у Платона (427-347), затем у Аристотеля (384-322), для которого он был верным учеником и помощником. Проявил блестящие ораторские способности, что дало повод Аристотелю переделать его имя из Тиртама на Феофраста, греч. «божественный оратор».

Впоследствии суеверия развились настолько, что были разработаны правила собирания растения:

    Выкапывать растение можно только ночью;

    Обязательно заложить свои уши воском и заткнуть ватой;

    Растение, как будто чувствуя, что его будут выкапывать пытается скрыться в земле. Чтобы этого не произошло, нужно его полить жидкостью, название которой неприлично произносить вслух. Судя по всему эта жидкость – человеческая моча. Соответственно вполне понятно нежелание касаться растения в следующем пункте;

    Почву, после полива растения, необходимо разрыхлить и окопать круговой канавой, не допуская прикосновения к растению;

    Обмотать корень веревкой, привязанной к ошейнику черного пса;

    Отойти от собаки на безопасное расстояние и бросить ей кусок мяса;

    Собака побежит за мясом и выдернет корень. Корень при этом издает оглушительный крик, услышав который, собака умирает. По поверьям умрет все живое вокруг. Есть и другая теория, объясняющая гибель всего живого выбросом корнем растения, наркотических эфирных масел от которых все живое и падало с ног. Если же тянуть растение за веревочку с безопасного расстояния, то выброс масел не достигал охотника за мандрагорой;

    Труп собаки необходимо закопать в место, откуда выдернут корень мандрагоры.

По существующим верованиям, извлечение корня рукой человека, сводило к нулю всю силу корня. Но это было еще не все. Во времена средневековья людей вешали часто и методично. Именно в этот период родилось другое поверье, о том что мандрагора вырастает из капелек спермы повешенного, упавших на землю. Как следствие связи мандрагоры с продуктами семяизвержения, признается ее действие в качестве эффективного приворотного компонента зелий средневековой Европы.

Хранение мандрагоры

С сорванным корнем мандрагоры совершают ежемесячные ритуалы согласно лунному циклу. Корень необходимо хранить завернутым, в кусок красной ткани. Каждое новолуние кусок ткани необходимо заменять на новый. Если красной ткани не будет, то возможна замена цвета ткани на белый. Каждую неделю необходимо промывать корень красным вином. Если хранение корня будет правильным, то он станет защищать своего владельца и помогать на сексуальном фронте.

Использование

Главное направление, как уже говорилось ранее — любовная магия. Причина скорей всего в легенде о произрастании из семени повешенного и сходство с фигурой человека. Использовался корень методом ношения его кусочков у себя и незаметного подбрасывания в одежду своей возлюбленной.

Leonbart Fuchs в своем труде «New Kreutterouch» пишет: «Корень мандрагора, положенный под постель или подушку, пробуждает сильную страсть к женщине и подавляет все моменты, уничтожающие половой инстинкт».

Leonhard Fuchs

Наиболее упорные не только подбрасывали корни в одежду, но и измельчали корень и добавляли в раствор. После этого у выпившей напиток дамы, появлялась неожиданная беременность. На Руси мандрагора известна именно в качестве приворотного инградиента.

Второй аспект использования — как вещество для контактов с другими мирами. В этом, конечно же, виноваты наркотические составляющие корня мандрагоры.

И наконец использование корня мандрагоры в качестве куклы для операции воздействия. Корень внешне представляет человека и воздействуя на связь корня с конкретным человеком, нанося увечья корню – губили человека.

Использование корней в качестве амулетов. Также иногда использовалась как средство от бессонницы и подагры.

Легенды

Греки считали мандрагору тем самым корнем, с помощью которого Цирцея обратила спутников Одиссея в свиней.

Богиню любви Афродиту называли Мандрагоритой или Мандрогаритис.

Пифагор, Диоскорид и Плиний расхваливали волшебную силу корня мандрагоры.

Мандрагора в библии

Ветхий завет, Книга песни песней Соломона:

8.14 Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный!

Ветхий завет, Первая книга Моисея. Бытие

30.14 Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего.

30.15 Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.

30.16 Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь.

30.17 И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына.

Ритуал с корнем мандрагоры

Для ритуала вам понадобится мандрагора противоположного пола. Операция извлечения мандрагоры из земли подробно описана выше.

После получения растения вам необходимо отделить листву от корня. На корне ножом вырежьте вторичные половые признаки противоположного вашему пола. Конечно сейчас нравы несколько упростились и возможны однополые варианты.

Главную часть корня Вы должны взять домой и своим ножом вырезать на нем черты куклы пола, противоположного своему собственному. Во время вырезания повторяйте снова и снова фразу: «Храни этот дом».

Правильно подготовленный корень необходимо было посадить в церковном дворе, либо на перекрестке двух дорог. Такое расположение, увеличивало силу корня. Посадка корня опять таки производилась проведением вокруг намеченного места круга по часовой стрелке, то есть по ходу движения солнце в северном полушарии. Если подобная необходимость возникала в южном полушарии, то соответственно рисовать круг было необходимо против часовой стрелки, именно так там кружится солнце. Лучше всего сажать корень в новолуние и в полночь. Но посадив корень вам необходимо за ним ухаживать на протяжение 28 дней. Весь лунный месяц вы должны поливать его смесью из воды с добавлением своей крови, в пропорции двенадцать к одному, что составляет тринадцать частей раствора. Извлечение корня также должно было происходить в полночь. Не забудьте провести вокруг растения такой же круг как и при его посадке.

Если все указания выполнены правильно, то на корне большинство надрезов затянется, приобретая сходство с фигурой противоположного пола.

Дальнейшая обработка корня состоит в его промывке и ежедневном обкуривание в дыме вербены на протяжение трех месяцев. Через три месяца у вас будет прекрасный защитный амулет, который будет хранить ваш дом.

Соответствия

  • Народное название: дикий лимон, енотовые ягоды, трава Цирцеи
  • Аура: Теплая
  • Планета: Меркурий
  • Стихия: Земля
  • Божества : Геката
  • Используемые части растения: корень
  • Основные свойства: любовь, способность к деторождению

Мандрагора в фильмах

В фильме Гарри Поттер и тайная комната есть сцена с пересаживанием мандрагоры.

Последовательность действий при пересаживании мандрагоры:

1. Крепко возьмите мандрагору у основания стебля.

2. Сильно дерните за стебель мандрагоры, стараясь не повредить её стебель и листья.

3. Посадите в другой горшок мандрагору.

4. Плотно засыпьте землей и уплотните землю

Внимание: Мандрагора может укусить за пальцы!

Внимание: Уши должны быть защищены специальными звуко заглушающими наушниками